Болезни Военный билет Призыв

Ясность и краткость речи. Темы практических занятий по курсу русский язык и культура речи

Простота судебной речи отличается от простоты любой другой публичной речи. Простота - это важнейшее требование,

Предъявляемое к судебной речи. Простота и доходчивость судебной речи - это умение говорить доступно о сложных и серьезных вещах, учитывая особенность аудитории. А поскольку цель судебной речи - установление истины, то она должна быть простой, доходчивой и понятной как судьям, так и подсудимому и всем присутствующим в зале судебного заседания. При соблюдении этих требований речь будет восприниматься легко, я мысль слушателей без всякого затруднения будет следовать за мыслью оратора. Истинную ценность представляют лишь те речи, в которых "самые глубокие мысли сливаются с простейшими словами".

Простота судебной речи в первую очередь зависит от того, насколько хорошо оратор знает предмет своего выступления, аудиторию и, конечно, насколько он владеет словом, насколько умеет найти такую языковую форму, которая наиболее доступна и понятна для данной конкретной, специфической аудитории. Необходимо добиться того, чтобы аудитория не могла не понять выступающего.

Судебным ораторам необходимо помнить, что зал судебного заседания - это не место для словесных упражнений. Здесь неприемлемы пустословие, высокопарность, кокетничанье словами, пустое фразерство. Их выступления должны помогать суду и всем присутствующим полнее и глубже разобраться в материалах дела и сделать из них правильные выводы.

Краткость - это умение освободить речь от всего лишнего и "водянистого". Еще Цицерон утверждал, что "величайшее из достоинств оратора - не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно". Краткость заключается в умении оратора излагать мысли точно, сжато и в то же время энергично и эмоционально.

Выступать перед публикой кратко и емко совсем непросто. Этому надо учиться. Как правило, лаконичная судебная речь - следствие отличного знания материалов уголовного дела, общей эрудиции и тщательной подготовки. Многословие же часто как Раз свидетельствует об отсутствии четкого представления о предмете и целях выступления. Иногда бывает, что некоторые ораторы в море слов пытаются утопить отсутствие ясной мыс. ли и собственной точки зрения. В связи с этим А.Ф. Кони писал: "Краткость речи состоит не только в краткости времени, в течение которого она произносится. Лекция может идти целый час и все-таки быть краткой; она же при десяти минутах может казаться длинной, утомительной".

Другой причиной многословия является то, что оно нередко проявляется в злоупотреблении плеоназмами, т.е. оборотами, содержащими лишние слова. Это, как правило, однозначные определения, например: "Срочное и не терпящее отлагательства дело...", "Долгое и продолжительное молчание явилось причиной...", "Наш священный и наивысший долг защищать..."» "... человек двадцать людей".

Третьей причиной многословия является тавтология, т.е. повторение сказанного теми же словами, нередко однокоренными. "Следует отметить следующие особенности данного уголовного дела", "в ответ на запрос мы получили ответ о том-то".

Однако самый злейший враг судебной речи - это пространные рассуждения, "разжевывание" всем известных истин. Известно, что современная аудитория вообще не приемлет "общих мест", автоматически отключаясь от восприятия речи, не содержащей для нее ничего нового.

Характерный диалог произошел некогда в Лаконии - области Древней Греции, жители которой были удивительно немногословны. Однажды к ним пришли послы с острова Сомоса и произнесли длинную-предлинную и замысловатую речь. Ответ был краток: "То, что вы сказали в начале, мы забыли, так как это было давно, а конец нам непонятен, так как мы забыли начало...".

Вместе с тем судебная речь прокурора, адвоката не должна быть упрощенно-канцелярской. Наоборот, она должна быть яркой, образной, выразительной. Судебная речь не должна превращаться в телеграфное сообщение или конспективное изложение темы.

Таким образом, судебному оратору, выступая с речью, необходимо помнить, что "краткость - сестра таланта" и она определяется не количеством затраченного времени на ее произнесение, а умением изложить все необходимое, чтобы доказать свою правоту.

В этой связи к месту будет привести классический пример самой короткой речи Ф.Н. Плевако, произнесенной им в защиту священнослужителя: "Он столько раз отпускал вам грехи, неужели вы не отпустите ему его грех?" Речь была короткой, простой, убедительной. И мы знаем, что после этой речи суд присяжных священнослужителя оправдал.

Сила судебной речи - в ее богатом содержании, простоте, ясности. Простота речи - это ее естественность, доступность в понимании, отсутствие всякой напыщенности, ложной красивости и ненужной усложненности.

Краткость речи – умение передавать мысль наименьшим количеством слов.

«Всякое лишнее слово есть бремя для читателя».1844г.

Стилистические ошибки, связанные со смысловой избыточностью, часто встречаются даже в опубликованных текстах, бывают они и в рекламе. Такого рода ошибки обычно заметны и легко исправляются сокращением в тексте.

А) неясность мышления (повторы);

Б) недостаточный словарный запас (много слов в надежде найти одно подходящее);

В) пустословие из-за отсутствия мыслей;

Г) чрезмерная обстоятельность вместо отбора.

«Преодолеть многословие – все равно, что произвести прополку сада, где полезные растения нельзя отличить от сорняков» Поль Сопер.

(В декабре месяце было 6 самовольных прогулов).

Лишнее слово – слово, повторяющее значение, выраженное каким-то другим словом (словами) в предложении. Это проблема установления смысловых отношений между двумя словами.

Виды ошибок:

1. Отношение включения одного слова в другое.

(Собралось 30 человек строителей) – «человек» больше, чем «строитель» с т.з. объема понятия, но с т.з. содержания текста «строитель» - человек, занимающийся определенной работой. Вычеркнуть надо «человек», а не «строитель».

(В такой питательной среде могли возникать различные всевозможные органические соединения).

2. Отношение тождества 2-х слов.

Очень распространенная ошибка.

(При изучении микромира необходимо учитывать особенности и специфику этих частиц).

Сюда же относится и повторение слов предыдущей фразы (этого не нужно, так как текст в оперативной памяти).

На этой ошибке построена шутка:

Доктор, я страдаю расстройством памяти!

Что давно?

Однако, механически исключать слова, кажущиеся «лишними» нельзя.

Нелишние лишние слова .

1. Лишнее слово в устойчивом обороте.

Собрание целиком и полностью одобрило решение.

Назад вы оба не вернулись (псевдо)

2. Лишнее слово в роли усилителя

Довольно глубоко – заострение внимания на конкретном факте

Сюда же относятся и лексические повторы («От искр всю ночь, всю ночь светло»).

«я видел собственными глазами…» - Усиливает смысл, придает большую выразительность.

Учебник стр. 325.

3. Лишнее слово в роли необязательного распространителя.

Одно и то же слово может быть лишним и нелишним:

А) в ударной позиции оно совершенно лишнее:

«Это общее правило включает два названных правила в себя »

б) в безударной позиции – не воспринимается как избыточное:

«Это общее правило включает в себя 2 названных правила».

4. Лишнее слово как прием стилизации.

У А.П. Чехова в «Степи» Егорушка вспоминает бабушку:

«До самой смерти она была жива и носила с базара мягкие бублики».

Это взгляд на мир глазами героя, желание автора передать его особую манеру речи.

«Кот, свой собственный!»

См. учебник стр. 329, 334, 336

Краткость — это способность сказать то, что Вы хотите, используя как можно меньше слов. Противоположностью краткости является многословие.
Всем известно выражение «краткость — сестра таланта». Как же добиться краткости?
Существует несколько общих рекомендаций, позволяющих писать кратко:

  • избегайте длинных слов
  • избегайте многословных выражений
  • избегайте ненужных повторений
  • избегайте избитых фраз и клише

Как избежать длинных слов?

Заменяйте длинные слова более короткими, подходящими по смыслу! Русский язык относится к числу особенно богатых синонимами. Если у Вас достаточно большой словарный запас, Вам будет несложно подобрать равнозначную замену.
Например, вместо фразы: «вступительное обращение было маловыразительным и бессодержательным», без ущерба для смысла можно было бы написать: «начало речи было вялым и пустым». Конечно, если при использовании короткого слова утрачивается какой-то тонкий смысл, следует оставить длинное. Однако, если Вы добиваетесь сжатого выражения своей точки зрения, употребление коротких слов должно стать общим правилом.

Как сжать текст без ущерба для понимания?

Многословные выражения — это мертвый груз в предложении. Обычно лишнее слово легко проскальзывает в Ваше предложение. Как у любого лазутчика, у него есть все необходимые качества, чтобы получше спрятаться. Поэтому пишущим людям требуется быть бдительными. Существует очень простой способ сокращения многословных выражений: исключите необязательные слова.
На практике это означает, что многие слова и фразы, открывающие предложения, или использующиеся в контексте, не несут смысловой нагрузки и поэтому представляют собой литературную «воду» в чистом виде. Сравните:

Многословно

  • Длительный период времени
  • В настоящее время
  • Долгое время
  • Благодаря тому факту, что
  • Во многих случаях
  • Исходя из вышеизложенного
  • В ближайшем будущем
  • Сейчас (или сегодня)
  • Поскольку
  • Часто
  • Поэтому
  • Вскоре

Во многих случаях вводные слова и фразы можно вообще опускать без ущерба для содержания. То же самое относится к некоторым прилагательным и производным от них наречиям «совершенно», «вполне» и «сравнительно», которые не несут смысловой нагрузки, если не относятся к чему-то конкретному.

Как избежать ненужных повторений?

Иногда мы повторяем мысли для большего эффекта — стараясь произвести впечатление на читающего. В телевизионной рекламе, чтобы зритель запомнил название рекламируемого продукта, оно повторяется много раз. Когда Вы пишите, Вы тоже можете повторяться. Иногда по беспечности мы допускаем ненужные повторения, что показано в следующих примерах:

Две машины были точно идентичны.
Вместе мы объединили наши усилия по совместной работе.
В чем мы нуждаемся, так это в ряде новых изменений.

Слова, написанные курсивом, можно убрать из всех предложений без ущерба для понимания.

Что такое «клише»?
В категорию клише входят полюбившиеся многим и поэтому часто употребляемые выражения. Это могут быть как Ваши любимые пословицы и поговорки, например «снявши голову, по волосам не плачут», не всегда уместные в деловой переписке, так и новомодные фразы типа «мы берем на борт» или «консенсус мнений». Помните, что в письменных коммуникациях очень важно употреблять только слова и фразы, действительно значимые для получателя сообщения. В противном случае Вы рискуете остаться непонятыми.

Полезные советы
В письменных коммуникациях старайтесь избежать:

  • длинных слов
  • многословных выражений
  • ненужных повторений
  • избитых фраз и клише.

Милехина Е. Стратегия письменных коммуникаций, 2004.

Министерство обрнауки КЧР, Зеленчукский район

МОУ «СОШ п. Н.Архыз»

Качество речи.

Точность. Ясность.

Правильность. Краткость

Подготовила:

п. Нижний Архыз

I. Значение качественной и правильной речи в жизни человека.

II. Качества речи.

а) Точность

б) Чистота

в) Логичность

г) Выразительность

д) Богатство

е) Уместность

IV. Точность речи.

V. Понятность речи.

а) Профессионализмы;

б) Диалектная лексика;

в) Термины;

V1. Чистота речи.

а) Слова-сорняки.

б) Загадки, скороговорки.

V11. Выразительность речи.

V111. Игры по развитию речи.

1Х. Богатство и разнообразие речи.

Воспитание чувствительности к слову и его оттенки -
одна из предпосылок гармоничного развития личности.
От культуры слова к эмоциональной культуре, от эмо -
циональной культуры к культуре моральных отношений
- таков путь к гармонии знаний и нравственности.

Не секрет, что многие из нас не обладают хорошо поставленным голосом, не умеют ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, выражать свои эмоции разнообразными интонацион -
ными средствами, не соблюдают речевую культуру и не развивают умение общаться. Грустно, что у абсолютного большинства людей. выражаясь словами Корнея Ивановича Чуковского, «мысли выскакивают растрепанными и полуодетыми, словно спросонья».

Боевики, детективы, кровь и насилие с экранов телевизоров, «прикольные хиты» И «крутые клипы» порождают языковую распущенность, речевой хаос и бессмыслицу. Конечно, с
этим надо бороться, но не установлением табу, а поиском действительно эффективных путей по формированию языковой личности, действенных средств и методов работы по развитию речи, речевой культуры и речевого творчества.

Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему слову, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот длительный и
кропотливый, требующий определенной организации, системы, методической смекалки и выдумки, практического опыта.

"Люди теряют уважение к тем, кто не может говорить как следует, и они проникаются уважением к другим, кто манипулирует словами с необычайной легкостью"

Т. Шибутани

"Слово - самое сильное оружие человека"

Аристотель

"Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно"

Как правило, к этой мудрости мы приходим, когда уже стали взрослыми людьми! Однако реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные четко и понятно для всех сформулировать мысль. Умение выражать свои мысли и чувства в словесной форме – это большое искусство!

Интересным и успешным станет человек, если владеет своей речью. Известно, что не всякая речь хороша, продуктивна и действенна, а только та, в которой пульсирует мысль.

А как научится такой речи?

Задача школы: содействовать развитию и становлению пока еще маленького человека! Научить его четко мыслить, грамотно и хорошо говорить.

Целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения обеспечивают качество “хорошей” речи: точность, чистота, логичность, выразительность, богатство, уместность.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе. Точность речи связывается с точностью словоупотребления, с правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов , омонимов . Важнейшее условие точности речи – это соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий отбирает те слова и конструкции которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания.

Чистота означает отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов(диалектных, профессиональных, жаргонных и др.)

Логичность – это выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений между частями компонентами мысли.

Выразительностью речи называется качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей. Выразительность может создаваться языковыми единицами всех уровней. Кроме того, существуют специфические изобразительные свойства языка (тропы, стилистические фигуры), делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным. Экспрессия создаёт также употреблением крылатых слов, пословиц и поговорок. Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и ту же тему, оказывают на человека совершенно разный эффект. Эффект зависит от степени выразительности речи.

Богатство – это широкое и свободное использование языковых единиц в речи, позволяющие оптимально выразить информацию.

Уместность – это употребление в речи языковых единиц, соответствующих целям, ситуации, условиям, содержанию общения.

Речь считается содержательной, если она имеет внутренний смысл. Не случайно уже в древнерусском языке одно из значений слова смысл было
«разум, рассудок, ум». В таком значении оно оставалось известным и в XIX в.
Вспомним строчки из «Руслана и Людмилы»: «Руслан томился молчаливо, И смысл и память потерял». Таким образом, содержательность речи зависит от степени умственного развития говорящих, от их интеллекта. Это подтверждает и пословица «Красно поле пшеном, а беседа умом».

Отсюда предупреждение, определяющее отношение к слову, речи, языку:
«Когда говоришь - думай», «Слово не зря молвится», «Не бросай слов на ветер», «Не следует слова тратить попусту», «Коня на вожжах не удержишь, а слова с языка не воротишь». И в этих пословицах озабоченность о содержательной стороне речи: обдумай то, что хочешь сказать; слова подбирай соответственно смыслу.

Сколько юмора, иронии заключает в себе пословица «Из пустого в порожнее переливать». Пустое дело подобно пустому разговору. И от того и от другого никакой пользы. «Наговорили, что наварили, а глянь - ан нет ничего», «Во многословии не без пустословия», «Говорит день до вечера, а послушать нечего», «Много наговорено, да мало сказано». Как видим, пословицы порицают бессодержательные речи, разговоры, ничего не дающие ни уму ни сердцу.

Чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание, важно, работая над текстом, осмыслить:
- какие положения будут развиты;
- что нового вносится в решение вопроса;
- что остается спорным и требует дальнейших размышлений;
- насколько высказываемые мысли аргументированы;
- какова авторская позиция.

Этому способствуют следующие упражнения:

№Сделай краткий вывод, исходя из смысла помещенных ниже пословиц.

От слова спасение, от слова и погибель.
Слово лечит, слово ранит.

Очень интересным приёмом способствующим правильному и точному употреблению слов в речи является синквейн.

Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему.

(«Синквейн» от фран. «пять». Это специфическое стихотворение (без рифмы), состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме).

Цель : добиться более глубокого осмысления темы.

Пошаговое описание метода

*Знакомим учащихся с правилами составления синквейна.

*Предлагаем составить, следуя этим правилам, синквейн на определенную тему.

*Убедившись, что все составили, предлагаем добровольно зачитать несколько синквейнов.

Правила составления синквейна:

*В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

*Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

*Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)

*Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

*Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Советы преподавателю

В начале предложите учащимся составить синквейн на тему, хорошо им знакомую (напр. «Семья», «Школа», «Дружба» и т. д.)

На первых порах предусмотрите при составлении синквейна работу в парах, в малых группах и только затем – индивидуально.

Поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы.

Пример синквейна на тему любви:

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Пример синквейна на тему жизни:

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

Пример синквейна на тему школа:

Умная, поучительная

Учит, организует, помогает

Неученье - тьма.

Прелесть синквейна в том, что его можно составлять на любые темы и по любому предмету.

Понятность речи

Среди требований, предъявляемых к языку говорящего или пишущего, выделяется требование понятности. (1772-1839) в «Правилах высокого красноречия» подчеркивал, что говорить так, чтобы нас не понимали,«есть нелепость, превосходящая все меры нелепостей».

Соблюдение данного требования важно потому, что оно связано с действенностью , эффективностью устного слова.

По мнению исследователей, общепонятность языка определяется прежде всего отбором речевых средств, а именно необходимостью ограничить использование слов, находящихся на периферии словарного состава языка и не обладающих качеством коммуникативной общезначимости.

Огромный словарь русского языка с точки зрения сферы употребления можно разделить на две большие группы - лексику неограниченной сферы употребления, в которую входят общеупотребительные, понятные для всех слова, и лексику ограниченного употребления, в которую включены профессионализмы, диалектизмы , жаргонизмы, термины, т. е. слова, употребляемые в определенной сфере - профессиональной, территориальной, социальной.

Лексика неограниченной сферы употребления состоит из общеупотребительных слов, которые в определенных социальных условиях должны быть понятны всем носителям данного языка во всех случаях: хлеб, семья, город, сад, тетрадь, школьник, врач, мороз, луна, птица, любовь, сила.
Общеупотребительный словарный фонд русского языка огромен. Он-то и делает нашу речь общедоступной для каждого, кто владеет русским языком.

Гораздо труднее обстоит дело с восприятием слов ограниченной сферы употребления. Она так и названа потому, что ее не могут и не должны понимать абсолютно все.

Профессионализмами называются слова и выражения, используемые людьми одной профессии (журналисты, электронщики, плотники, шахтеры и др.). Они в большинстве случаев не относятся к официальным, узаконенным наименованиям.

Для них характерна большая детализация в обозначении специальных понятий, орудий труда, производственных процессов, материала. Так, коневоды различают лошадей по назначению: упряжная, верховая, вьючная, а первая в упряжке: коренная, пристяжная, ды-шельная, выносная (подседельная и подручная); в речи плотников и столяров инструмент для строгания досок рубанок имеет разновидности: фуганок, горбач, шерхебель, медведка, дорожник, стружок, наструг, шпунтубель, калёвка, зензубель. В профессиональной речи бревна и доски различают по размеру, форме и называются: брус, лежень, пластина, четвертина, горбыль и др.

Профессионализмы часто обладают экспрессией, что сближает их с жаргонизмами. Так водители автобусов, грузовиков, легковых автомобилей руль называют баранкой, полиграфисты принятый на письме знак - кавычки по их виду образно называют ёлочками (« »), лапками (" "), общий заголовок в газете - шапкой.

Диалектная лексика - слова, ограниченные в территориальном отношении, входящие в словарный состав отдельных диалектов, понятные лишь жителю данной местности. Например: биспой - «седой, серебристый» (в говорах
Архангельской области); зобать - «есть» (в рязанских говорах); жварить -«сильно бить, колотить» (в калужском говоре).

Жаргонизмы - слова и выражения, принадлежащие какому-либо жаргону. В современной лингвистической литературе слово жаргон обычно употребляется для обозначения различных ответвлений общенародного языка, которые служат средством общения различных социальных групп.

Возникновение жаргонов связано со стремлением отдельных групп противопоставить себя обществу или другим социальным группам, отгородиться от них, используя средства языка. В отличие от общенародного языка, призванного содействовать широкому общению людей, жаргон - «тайный» язык, цель которого - скрыть смысл произносимого от «чужака». Таков, к примеру, появившийся на Руси жаргон староверов-раскольников, преследуемых государством и церковью. Ими был создан так называемый «офеньский язык» - тайный язык офеней - торговцев раскольничьими книгами и иконами.

Часто говорят и пишут о молодежном жаргоне. Вряд ли это явление можно назвать жаргоном, ибо оно не имеет социальных корней. Молодежь, особенно подростки, в целях возрастного «самоутверждения» начинает употреблять слова и словечки, отличающиеся от общепринятой речевой нормы. В ход идут элементы разноплановой лексики: иностранные слова, профессионализмы, вульгаризмы, диалектизмы и в какой-то мере жаргонизмы. Употребляются они как некий признак принадлежности к определенному «клану» - возрастной группе.
Применяются эти слова бездумно, неосознанно, смысл их весьма приблизителен, а происхождение чаще всего неизвестно для говорящего. Вряд ли кто-нибудь, употребляя модное в свое время словечко «клёво», подозревал, что оно давно известно в рязанских, владимирских, тамбовских говорах, обозначая в них «хорошо».

Все жаргонные слова представляют собой стилистически сниженную лексику и находятся за пределами литературного языка. Они, как и любое слово литературного языка, диалекта, со временем устаревают и исчезают или вместо одних жаргонизмов появляются другие.

Лексика ограниченной сферы употребления требует вдумчивого с ней обращения. Не нужно полностью исключать ее из своей речи. Если приходится общаться в узкопрофессиональной среде, то можно свободно использовать в речи принятые там специальные слова и профессионализмы. Но если нет уверенности, что все слушатели знакомы со специальной лексикой, то следует раскрыть, объяснить каждое необщеупотребительное слово.

Диалектные слова, а тем более жаргонизмы и арготизмы, как правило, недопустимы в речи. Эти элементы ограниченной сферы употребления могут быть введены в речь только с определенной целью, например в качестве выразительных средств, подчеркивающих отношение говорящего, но делать это следует осторожно, с пониманием целесообразности и уместности такого применения в каждом конкретном случае.

Особого внимания требует использование еще одной значительной группы слов ограниченной сферы употребления - терминологической лексики.

Термины - это слова, которые являются точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т. п. Напомним, что понятие - это мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности. Как форма мышления понятие неразрывно связано с языком. Всякое понятие формируется и реализуется в слове или словосочетании. Формирование понятий является важнейшим условием научного знания.

Роль терминов в науке велика. Установлено, например, что представление об инерции уже было известно предшественникам Галилея. Но только с того момента, когда Галилей дал этому явлению название инерция, было уточнено само представление об инерции и понятие вошло в научный оборот. В целом ряде случаев переход от предположений и догадок к точному знанию совершается при помощи утверждения соответствующего термина. Вот почему все великие ученые уделяли особое внимание созданию и развитию научной терминологии.

Немалый вклад в становление российской терминологии внес. Ему принадлежат названия: северное сияние, земная ось, воздушный насос, удельный вес и др. Фиксируя время рождения того или иного термина, можно судить о развитии науки, ее проблематике, объектах исследования, о появлении новых научных направлений.

Вполне естественно, что термины довольно часто встречаются в речи людей разной специальности: инженеров, врачей, экономистов, юристов, преподавателей, агрономов и др. Однако не все и не всегда умело используют их, не задумываются над тем, понятны ли термины слушателям, не учитывают особенности восприятия семантики слова в звучащей речи. Различие в понимании содержания слов у отправителя и получателя снижает эффективность восприятия.

В процессе общения людям часто приходится разъяснять, как следует понять то, что обсуждается, уточнять, какой смысл имеет то или иное слово, выражение. Речевая практика выработала несколько способов объяснения слов.
Их используют лексикографы, составляя словари; преподаватели, обучая школьников, студентов; политики, дипломаты, юристы толкуя смысл документов, законов. Приемами объяснения слов должен владеть каждый, если он ответственно относится к своим выступлениям, к своей речи, заинтересован в повышении ее культуры.

Логическое определение. Ученикам одного класса предложили написать, что означает слово стол. Приведем некоторые ответы: «Стол - неотъемлемая часть быта, общественных и других учреждений»; «плоскость различных форм, которая служит для удовлетворения удобств человека в работе»; «вещь, удовлетворяющая одну из человеческих потребностей»; «предмет постоянного пользования».

Обратите внимание: толкования учащихся слишком общие, под их определения можно подвести другие слова. Например, «предмет постоянного пользования» - это может быть стул, тарелка, книга, мыло, полотенце и многое другое. А теперь сравните ответы учащихся со словарной статьей в толковом словаре: «Стол - предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на одной или нескольких ножках (иногда с ящиками, тумбочками), на который кладут или ставят что-либо».

Объяснение значения слова стол в толковом словаре относится к логическому определению, т. е. определению понятия через ближайший род и видовое отличие. Логическое определение считается наиболее рациональным способом толкования научных терминов. Рассмотрим, как строится логическое определение.

Возьмем, к примеру, определения двух понятий: логика - наука о законах и формах правильного мышления; педагогика - наука о воспитании, образовании и обучении. Прежде всего называется род определяемого понятия, т. е. дается ответ на вопрос «что это такое?» - наука. Затем указываются признаки видового понятия этого же рода - «о законах и формах правильного мышления
(логика»;«о воспитании, образовании и обучении» (педагогика)». Достоинство логического определения состоит в том, что перечисляются не все, а только отличительные видовые признаки определяемого понятия.

Подбор синонимов. Распространенным является синонимический способ, т. е. объяснение с помощью слов, различных по звучанию, но имеющих общее значение. Например, конфронтация - противопоставление, противоборство
(социальных систем, идейно-политических принципов и др.), столкновение; агрессивный - наступательно захватнический; альянс - союз, соединение. Это позволяет через слово, знакомое слушателям, раскрыть значение научного термина, сделать его понятным.

Описательный способ. Довольно часто при объяснении терминологии применяют описательный способ, при котором смысл понятия, обозначенного термином, передается посредством описания данного понятия. Так, общественно - политический термин конформизм толкуется как «приспособленчество, пассивное принятие соответствующего порядка вещей, господствующих мыслей и т. д. » и далее подчеркивается, что конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой (мнение большинства, признанный авторитет , традиция и т. п.).

Этимология помогает объяснить слова. Объяснением происхождения слов занимается специальная область науки о языке - этимология. Обращение к ней позволяет глубже понять сущность используемых слов, их точный смысл, границы применения. Недаром сам термин происходит от греческих слов: etymon
- истинный, верный и logos - смысл, значение. Таким образом, этимология учит пас понимать истинный смысл слова, уточняет его. Наука эта не только устанавливает исходное значение слова, его первоначальный смысл, но и исследует историю его применения, причины изменений, которые оно претерпело.

Возьмем для примера слово джинсы. Когда оно возникло? Что обозначало?
Когда пришло в русский язык? История слова такова. В XVI в. в Европе появился особый вид генуэзской бумазеи - хлопчатая саржа диагонального переплетения. Название материала jean образовалось от топонима Генуя (Genua по-латински). Из этой ткани в Сан-Франциско в 1850 г. стали шить брюки особого покроя, которые назвали jeans - «штаны». Это форма множественного числа от jean. В XX в. такого покроя брюки попали в Россию, а их название в русском языке несколько изменилось, приобретя русское окончание множественного числа - ы - джинсы (по типу штаны, брюки).

Чистота речи

Почему же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи? Это и волнение во время говорения, и неумение мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей и, конечно, бедность индивидуального словаря говорящего. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности.

Этому способствуют занятия по риторике.

На занятиях дети учатся думать, обогащают свой словарный запас, раскрывают для себя большой и богатый мир родного языка. Помимо работы над чистотой речи, с детьми мы играем в разные речевые игры, благодаря которым они учатся отвечать на вопросы, создают тексты, и даже анализируют их.

И, конечно же, мы учимся отгадывать загадки. Такое простое и несерьезное занятие, скажут некоторые родители. На самом деле загадка - одна из самых важных игр для детей 6-8 лет: она развивает интеллект ребенка, учит его нестандартному и абстрактному мышлению, обогащает речь. Загадка помогает младшему школьнику освоить переносное значение слова. Если ребенок с трудом отгадывает загадку, мы помогаем ему системой наводящих вопросов. Впоследствии полученные навыки метафорического и логического мышления пригодятся ребенку в старшей школе.

А еще на занятиях риторики малыши узнают, что, помимо компьютерных, можно играть со сверстниками и родителями в другие игры, не менее увлекательные. Что, кроме агрессивных драк, в жизни есть простые, веселые и добрые развлечения.

На уроке текст читали,

Дружно все запоминали,

Прочитали много раз

И готовим... (пересказ)

Я готовил пересказ

Книги, что читал весь класс.

И хотя рассказ был пробный,

Вышел пересказ... (подробный)

Все детали упускаю,

Только главное скажу,

Лишнее в нем убираю,

Основное расскажу.

А в своей тетрадке

Пишу, что он был... (краткий)

Тему мы уже прошли,

Но вернулись к ней опять.

Чтобы вспомнить все смогли,

Стали тему... (повторять)

Если же ребенок звук произносит достаточно правильно, регулярные занятия со скороговорками помогут ребёнку закрепить навыки хорошего произношения. От недели к неделе мы меняем скороговорки, отрабатывая разные звуки речи. У одного получается лучше, у другого хуже. Но, когда ребятишки проговаривают хором скороговорки, им гораздо легче. Мы произносим одну и ту же скороговорку медленно, быстро, очень быстро. Мы учимся правильному речевому дыханию и тренируемся говорить в движении. Мы дышим. Играем в ладушки. Делаем специальную гимнастику. У малышей развивается координация движений, спокойнее работает нервная система, улучшается качество речи.

Лучше начинать с простых скороговорок.

Перепёлка перепеленала перепелёнка.

Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь,
Чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала.

Шестнадцать шло мышей и шесть нашли грошей,
А мыши, что поплоше шуршат и шарят гроши.

Яша с Пашей ели кашу,
Саша с Ташей простоквашу,
А Мишутка - селедку под шубкой.

Затем можно перейти к скороговоркам посложнее.

Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы - вылавировали бы.

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Королева Клара сильно карала
Карла за кражу кораллов!

Выразительность речи

Наш речевой опыт не оставляет возможности сомневаться в том, что структура речи, ее свойства и особенности могут будить мысли и чувства людей, могут поддерживать обостренное внимание и вызывать интерес к сказанному или написанному. Вот эти особенности речевой структуры и дают основание называть ее выразительной.

Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной. .Типология выразительности пока, к сожалению, отсутствует.
Пока можно высказать лишь некоторые соображения, достаточно осторожные, о ее основаниях.

Одно из оснований - ситуация общения. Выразительность речи педагога, очевидно, не совпадает с выразительностью речи политического оратора

Второе основание, более четкое, - структурные области языка: может быть выразительность произносительная, выразительность акцентологическая, лексическая и словообразовательная. По-видимому, справедливо следующее общее соображение: выразительно в речи все то, что выделяется семантически или формально на общем привычном речевом фоне.

Прежде чем перейти к выразительности художественной речи, необходимо отметить основные условия, от которых зависит выразительность речи человека

Первое условие - самостоятельность мышления, деятельности сознания автора речи. Если думаешь только по шпаргалке, а чувствуешь по шаблону и стандарту, не удивляйся тому, что шпаргалочное мышление и шаблонное чувство не позволяют пробиться робким росткам выразительности.

Третье условие - хорошее знание языка, его выразительных возможностей.
Такое знание редко достигается без помощи науки о языке. Вот почему желательно широкое лингвистическое просвещение.

Необходимо знать о звуках и их выразительных возможностях. Об ударении и его выразительных свойствах. О словах и их воздействии на речевую выразительность.

Четвертое условие - хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей - так как каждый из них налагает свой отпечаток на отдельные группы и слои средств языка, которые, _.таким образом, оказываются стилистически окрашенными. Эта окрашенность предоставляет очень большие возможности авторам речи и в усилении речевой выразительности.

Пятое условие - систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Нужно учиться контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно и серо. Навык самоконтроля необходим любому человеку, если он хочет постепенно улучшать свою речь.

Приведу несколько примеров различных игр помогающих обогатить словарный запас и делающих нашу речь более выразительной.

Вариант 1. «Подбор прилагательных»

Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям - словесный и не менее 2-3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, «собака» - большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

Вариант 2. «Что бывает?»

Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «зеленый» - помидор, ель, трава, дом и т. д. В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.

Вариант 3. «Узнавание»

Цель игры - узнать предмет, объект по группе прилагательных или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» - береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» - солнце. Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений «вычерпывал» из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр («Какое бывает?», «Что делает?»). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.

Вариант 4. «Цепочка слов»

Эта игра используется с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста и проводится в словесном варианте. Суть игры заключается в подборе слов - существительных и прилагательных, характеризующих какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный - ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый - одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать - кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово - «кошка».

Кошка бывает какая?

Пушистая, ласковая, разноцветная...

Что еще бывает разноцветным?

Радуга, платье, телевизор...

Каким еще может быть платье?

Шелковым, новым, прямым...

Что еще может быть прямым?

Линия, дорога, взгляд... и т. д.

Вариант 5. «Кто что делает»

Эта игра обогащает лексический запас детей словами-действиями (глаголами). В рамках этого варианта существует несколько способов организации игрового действия.

а) Для игры необходим набор предметных карточек. Детям показывают картинки (по одной) и задают вопросы: «Что с этим можно делать? Для чего это нужно?»

Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а дети указывают на ту или иную картинку. Например: «Что можно повесить на стену? Из чего можно связать шарф? Где можно спрятаться от дождя? Кто дом сторожит? Что можно читать? Кто мышей ловит? Как узнать, сколько времени? Чем гвозди забивать?»

б) Со старшими дошкольниками и школьниками игра может проводиться без наглядной основы. Ведущий называет предмет, явление, объект, а игроки по очереди называют действие, выполняемое этим объектом, и слово-существительное для следующего игрока. Например, ведущий говорит: «Машина». Ребенок отвечает: «Едет. Художник». Следующий игрок: «Рисует. Рука» и т. д. В дальнейшем к одному слову-существительному придумывают несколько глаголов. Например, «ветер» - воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, крылья ветряной мельницы вертит, освежает, тучи разгоняет и т. п.

в) Игру можно усложнить за счет жестов, мимики, пантомимики. Задача детей - назвать деятельность по одному или нескольким действиям. Например, взрослый поднимает обе руки - это действие может обозначать и поднятие какого-либо предмета, и вывешивание белья на веревку, и пр.; или поднимает руку, один палец кладет на нижний правый угол воображаемой страницы, переворачивая ее - это может обозначать либо чтение книги, либо просмотр тетради, журнала.

г) Более сложный вариант игры заключается в совмещении словесных описаний и неречевых средств выразительности. Для организации игрового действия необходимы мягкие игрушки - кошка и собака. После того как дети познакомились с ними - рассмотрели, поиграли, - предложите описать их внешний вид, повадки, место-жительство, показать, что делает кошка, когда ее гладят. Когда она видит мышку? Когда видит нитку с бантиком? Когда видит собаку? Что еще умеет делать кошка? Что умеет собака? Как она ведет себя, когда видит кошку? Хозяина? Когда получает кусок мяса?

Обязательно похвалите ребенка, если он нашел удачное слово, движение, позу, жест, проявил активность и заинтересованность в поиске выразительных средств. Так развивается детская наблюдательность, точность восприятия и мыслительная активность (память, воображение). В следующий раз можно использовать другие объекты, но они должны быть хорошо знакомы ребенку.

Вариант 6. «Подбор объектов к действию»

Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, «кто и что плавает?» - человек, доска, собака, корабль; «греет?» - солнце, печь, грелка; «летает?» - самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар , листья желтые с деревьев.

Вариант7. «Продолжи»

Взрослый начинает игру: «В корзину я положил яблоки». Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: «В корзину я положил яблоки и лимоны». Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.

Вариант 8. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите . (Если на очередную букву сложно подобрать слово-название, то она пропускается. При этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.) В первом случае это будет звучать так: «В корзину я положил арбуз, ... ананас, ... абрикос , ... апельсин» и т. д. Во втором так: «На столе стоит ваза, а в ней - апельсины, бананы, виноград , груша...»

Вариант 9. «Бесконечное предложение»

Эта игра отличается от предыдущей некоторой сложностью, так как главным правилом является не только запоминание и воспроизведение всего сказанного ранее, но и забота о том, чтобы предложение не потеряло смысл и партнеры по игре могли продолжить его как можно дольше. Содержание же игры состоит в следующем: водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в различных его местах (в начале, конце, середине), но добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания. Например, исходное слово «солнце»:

светило солнце;

ярко светило солнце;

на небе ярко светило солнце;

на небе ярко светило весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;

на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце...

Богатство и разнообразие речи

Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство.

Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. В чем же заключается богатство русского языка, га кие свойства лексического состава, грамматического строя , звуковой стороны языка создают его положительные качества?

Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря.
Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. Так, «Словарь церковнославянского и русского языка», изданный в1847 году, содержит около 115 тыс. слов. включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тыс. слов, в «Толковый словарь русского языка» - около 90 тыс. слов.

Каким может быть словарный запас человека? Ответить на этот вопрос однозначно очень трудно. Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека обычно не превышает 7-9 тыс. разных слов, но подсчетам других, он достигает 11-13 тыс. слов. А теперь сопоставьте эти данные со словарем великих мастеров художественного слова. Например, А. С.
Пушкин употребил в своих произведениях и письмах более 21 тыс. слов (при анализе повторяющиеся слова принимались за одно), причем половину этих слов он употребил только по одному или два раза. Это свидетельствует об исключительном богатстве словаря гениального поэта. Приведем сведения о количестве слов у некоторых других писателей и поэтов: Есенин - 18890 слов,
Сервантес - около 17 тыс. слов, Шекспир - около 15 тыс. слов (по другим источникам - около 20 тыс.), Гоголь - около 10 тыс. слов. А у некоторых людей запас слов бывает чрезвычайно беден. Недаром И. Ильф и Е. Петров в знаменитых «Двенадцати стульях» высмеяли Эллочку-«людоедку», которая обходилась всего тридцатью словами. Этих слов ей было достаточно, чтобы разговаривать с родными, друзьями, знакомыми и незнакомыми. Нетрудно представить себе, каким было это общение.

Не хочется, чтобы мы все сегодня произносили, слушали, читали и писали внешне красивое, кажущееся кому-то действительно современным и оригинальным слово, а на самом деле
внутренне пустое, зачастую безграмотное и небезопасное для нравственного, интеллектуального развития и психического здоровья.

Если по-настоящему будем усваивать уроки русской лексики, родного русского слова, сумеем превратить свою речь из мутной и неразборчивой в чистую и прозрачную, красивую и
правильную, глубокую и точную, богатую и изящную.

Список использованной литературы.

1. Агапова И. Литературные игры для детей. М., 2010.

3.Бурмако язык в картинках. М., 1991.

4.Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей:Книга для детей, учителей и родителей. М.:АСТ-ПРЕСС, 1999.

5. и др. Секреты орфографии. -2 изд. испр. и дополн. М., 2010.

6.Гаврина С. Е, Кутявина творческих способностей. 1,2 части. Киров, 2004.

7.Иванова во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М., 2004.

8.Кузнецова русского языка. М., 1982.

9.Купалова в занятиях родным языком. Сборник задач и упражнений для 3-4 классов. М., 2000г.

10. , Ладыженская риторика в рассказах и рисунках М.: «Ювента», «Баласс», 2006.

11. Мудрость столетий/Энциклопедия афоризмов . - АО «Столетие», 1997.

12. , Кохтев язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов. М., 1995.

13.Синицын В. А Чтобы язык не заплетался / Учебное пособие по русскому языку с теоретическими и практическими материалами для развития речи и речевого творчества/. М.2008.

14. Синицын В. А Путь к слову / Из записок учителя: Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников. -2 изд. испр. и дополн.
М.: АО «Столетие», 1997.

15. Энциклопедия мысли. Симферополь, «Таврида», 1996.

16. «Развивающие задания (тесты, игры, упражнения.)» Изд. «Экзамен»,2009.

Речь * Афоризм * Болтливость * Грамотность * Диалог * Клевета * Красноречие * Краткость * Крик * Критика * Лесть * Молчание * Мысль * Насмешка * Обещание * Острота * …

КРАТКОСТЬ - КРАТКОСТЬ, краткости, мн. нет, жен. отвлеч. сущ. к краткий. Краткость жизни. Краткость речи. Знак краткости (линг.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

краткость - сжатость, немногословность, лаконизм, лаконичность, конспективность, лапидарность, скупость; мимолетность, мгновенность, скоротечность, афористичность, быстролетность, куцость, краткосрочность, компактность, короткость, односложность, минутность … Словарь синонимов

Краткость - Лаконичность (лаконизм), краткость, сжатость, немногословность изложение мыслей с использованием наименьшего количества слов. Говорят, что краткость сестра таланта. Для того, чтобы излагать кратко, необходимо отделять главное от второстепенного,… … Википедия

Коммуникативные качества речи - – признаки хорошей, культурной речи, которые обеспечивают эффективность общения и гармоничное взаимодействие его участников. Основы учения о качествах хорошей речи были заложены в античную эпоху. В появившихся в ХVIII–ХIХ вв. руководствах по… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

ГОМИЛЕТИКА - [от греч. ὁμιλία беседа, общение, собрание и лат. ethica учение о нравственности], наука о церковной проповеди, в систематическом порядке излагающая учение о данном виде пастырского служения. Гомилией или беседой называется первая, самая древняя… … Православная энциклопедия

лаконизм - Это слово, имеющее значение краткость речи, является заимствованием из французского, в котором laconisme восходит к греческому lakonikos (слово, приписываемое Платону, введшему в оборот выражение – лаконическая краткость речи по языку спартанцев … Этимологический словарь русского языка Крылова

Марк Фабий Квинтилиан - (ок. 35 ок. 96 гг.) ритор и писатель, учитель наследников императора Домициана Тупые и неспособные к ученью умы вещь столь же противоестественная, как чудовищные телесные уродства; но ведь и встречаются они редко. (…) Подавляющее множество детей… … Сводная энциклопедия афоризмов

Паскаль Блез - (Pascal) Паскаль (Pascal), Блез (1623 1662) Французский математик, физик, философ, писатель. Афоризмы, цитаты Паскаль Блез биография (Pascal) Лучшие книги те, о которых читатели думают, что они могли бы написать их сами. Общественное мнение… … Сводная энциклопедия афоризмов

ЛАКОНИЗМ. - Из фр. яз. в XVIII в. Фр. laconisme < греч. lakonismos, которое возникло на базе сократовского выражения brachylogia tes Lakonikes лаконическая краткость речи (язык спартанцев, живших в Лаконии на юго востоке Пелопоннеса, отличался краткостью… … Этимологический словарь Ситникова

лаконичность - Краткость (сжатость) высказывания, но не в ущерб полноте содержания. Лаконичность как стилевая черта присуща высказываниям разных стилей, но в официально деловой речи Л. является одной из ведущих стилевых черт. Она обусловливает употребление… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Книги

  • , Касаткин Л.Л.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Монография представляет собой проведенное на массовом материале экспериментальное исследования… Купить за 594 руб
  • Долгота / краткость согласного на месте сочетаний двух согласных букв в современном русском литературном языке , Л. Л. Касаткин, М. Ч. Чой. Монография представляет собой проведенное на массовом материале экспериментальное исследования долгого/краткого произношения согласного на месте сочетаний двух согласных букв в современном…