Болезни Военный билет Призыв

Введенский александр иванович биография. Александр Иванович Введенский. Биография

Родился в семье экономиста. Его отец, Иван Викторович (1870-1939), был сыном священника и окончил юридический факультет Киевского университета. Его мать, Евгения Ивановна Поволоцкая (1876-1935), дочь генерал-лейтенанта, получила медицинское образование. Вначале Александр Введенский вместе со своим братом учился в кадетском корпусе, но в 1917 году (по настоянию матери) братья были переведены в гимназию им. Л. Лентовской, которую окончил в 1921, не сдав экзамена по русской литературе. Именно в гимназии познакомился с Леонидом Липавским — будущим теоретиком ОБЭРИУ. Тогда же Введенский начал писать стихи. По окончании гимназии (которая стала к тому времени «трудовой школой») поступил сначала на правовое отделение факультета общественных наук Петроградского университета, затем на китайское отделение Восточного факультета, но вскоре бросил учебу. Работал письмоводителем, затем в 1921 - 22 на электростанции «Красный Октябрь».

Затем Введенский познакомился с , который стал его близким другом. В 1925 они выступили в имажинистском сборнике «Необычайные свидания друзей» со своими стихами. В 1924 вступил в Ленинградский союз поэтов, при вступлении причислил себя к футуристам.

В 1927 Введенский и Хармс создали литературно-театральную группу под названием «ОБЭРИУ» — Объединение Реального Искусства. Обэриуты проповедовали абсурдизм, примитивизм в поэзии, утверждая устами основателя движения, что интересны только бессмысленные явления. Введенский не играл в ОБЭРИУ никакой организаторской роли — эти функции взял на себя Даниил Хармс. Участники объединения проводили творческие вечера, самый эксцентричный, известный вечер группы состоялся 24 января 1928 года в Доме печати на Фонтанке и назывался «Три левых часа». Введенский читал на этом вечере свои стихи. В это же время Введенский, Хармс и некоторые другие ОБЭРИУты по предложению начали сотрудничать с детскими журналами «ЁЖ» и «ЧИЖ». Александр Иванович практически постоянно печатался в них. А впоследствии даже перевёл несколько сказок братьев Гримм.

Дистанцируясь от футуристов с их утопиями светлого будущего, Введенский был близок ко многим поэмам . Он, так же как Хлебников, предпочитал упрощённую рифмовку и метрику, нередко отсылающую к классическим текстам (например, в «Элегии» очевидны ритмические и тематические переклички с Пушкиным и Батюшковым). Так же, как Хлебников, он умышленно то тут, то там сбивается с ритма, переходя на прозаизированный свободный стих. Но, в отличие от Хлебникова, Введенский весьма далёк от романтизации прошлого или будущего. Его интересовали только три вещи: время, Бог и смерть. «На смерть, на смерть держи равненье, / певец и всадник бедный» («Элегия»). Хлебников верил в законы времени, Введенский считал, что время открывает себя только в смерти. Одно из последних поэтических восклицаний: «Ах! Пушкин, Пушкин» - передаёт крушение цивилизации не только на историческом, но и на метафизическом уровне.

Всегда окружённый влюблёнными в него женщинами, Введенский, по воспоминаниям современников, был тем не менее «абсолютно безбытным».

«Последние левые» довоенного Ленинграда, ОБЭРИУты продержались недолго. В печати появились резкие отклики на их публичные выступления, комсомольская аудитория которых, судя по этим откликам, была скандализирована аполитичностью «непонятных» поэтов. В конце 1931 г. был арестован вместе с другими ОБЭРИУтами (на Введенского поступил донос о том, что он произнёс тост в память Николая II, существует также версия, что поводом для ареста послужило исполнение Введенским на одной из дружеских вечеринок «бывшего гимна»), выслан в 1932 г. в Курск (жил там некоторое время вместе с Хармсом), затем жил в Вологде, в Борисоглебске. Приехав с женой в ссылку, он, как рассказывают, тотчас обвёл глазами каморку, нашёл табуретку, единственную мебель, вынул огрызок карандаша и тетрадь из кармана пальто и начал писать.

В 1934 году становится членом Союза писателей. С 1936 г. из Ленинграда, куда ему дозволено было вернуться, Введенский переехал к новой жене Галине Борисовне Викторовой (1913, Москва-1985, Харьков) в Харьков, где жил в полной изоляции от литераторов; в 1937 г. родился сын Пётр Александрович Введенский (1937- 1993). Крестным отцом и матерью Петра стали художники Елена Васильевна Сафонова и Владимир Васильевич Стерлигов.

27 сентября 1941 г. Александр Введенский был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. В связи с подходом немецких войск к Харькову был этапирован в эшелоне в Казань, но в пути 19 декабря 1941 г. скончался от плеврита. Его тело было доставлено в морг Казанской психиатрической больницы.

При жизни печатался в основном как детский поэт. С 1960-х тексты Введенского, как и других обэриутов, ходят в самиздате и печатаются на Западе (часто в неполном и искажённом виде); полные публикации его наследия начались только с конца 1980-х годов (напр. Собрание сочинений в 2 т. М.: Гилея, 1993). При этом публикаторы не прислали вдове Введенского Г. Б. Викторовой и её сыну Борису Викторову ни одного экземпляра его изданий, а одолженные рукописи, как правило, не возвращали. Впоследствии публикации были прерваны, так как получивший доверенность от Бориса Викторова литературовед Владимир Глоцер стал предъявлять высокие гонорарные требования к издательствам («наследникам надо платить»), угрожая в противном случае судебным преследованием. Это привело к тому, что сборники поэтов ОБЭРИУ стали выходить с чистыми листами на месте, где должны были быть стихи Введенского.

После смерти Глоцера, в ноябре 2010 года, вышел новый 700-страничный сборник произведений Введенского под названием «Всё», составленный Анной Герасимовой. В сборник вошли «почти все „взрослые“ произведения» автора.

17 июля 2011 года в рамках 1-й Петроградской академической велоночи Москультпрога-2001 на фасаде дома 37 по Съезжинской улице в Санкт-Петербурге, в котором поэт проживал до 1936 года, была установлена мемориальная арт-доска.

ВВЕДЕНСКИЙ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Введенский Александр Иванович – русский драматург и поэт. При жизни был наиболее известен своими произведениями для детей, хотя писал их исключительно для заработка. А вот серьезные вещи писателя оказались в печати через много лет после его смерти.

Родился будущий поэт в Петербурге 23 ноября 1904 года. Его отец, Иван Викторович, происходил из семьи священника, но смог получить юридическое образование в Киевском университете. Это позволило ему поступить в юнкерское пехотное училище, а затем на гражданскую службу, где он получил звание статского советника. С приходом советской власти занял должность экономиста. Мать писателя, Евгения Ивановна, была дочерью генерал-лейтенанта, смогла получить хорошее медицинское образование еще в царское время и стала известным врачом.

В 1914 году Введенский Александр был зачислен в петербургский кадетский корпус вместе со своим младшим братом. Однако в 1917 году мать решила перевести сыновей в гимназию, которая позднее стала 10-й Трудовой школой им. Л. Лентовского. Учебное заведение будущий поэт окончил в 1921 году. Эта гимназия отличалась от других подобных учреждений талантливыми и опытными учителями Окончив трудовую школу, в которую уже успели переименовать гимназию, Введенский пошел работать конторщиком, а затем его сделали счетоводом на стройке электростанции «Уткина Заводь». В 1922 году ему удалось поступить в Педагогический университет на факультет общественных наук по специальности «Право».

В 1931 году был арестован Александр Введенский. Стихи его считались неблагонадежными. После года в тюрьме он был отправлен в ссылку в Курск, где жил в одной квартире с Хармсом, затем переехал сначала в Вологду, затем в Борисоглебск. В 1936-м вернулся в Ленинград. Но вскоре писатель покинул большой город и поселился в Харькове у своей второй жены, а через год у них родился сын Петр. Здесь поэт жил в полной изоляции от литературного мира. В 1941 году Введенский снова был арестован. На этот раз его обвинили в контрреволюционной агитации. Достоверных сведений о смерти поэта не сохранилось. Существует лишь предположение о том, что он умер 19 декабря 1941 года по дороге в Казань. Место захоронения неизвестно.

Введенский Александр для детей писал, как и Хармс, по инициативе С. Маршака. С 1928 года Введенский принимается за сочинение детских стихов, сказок и рассказов. Его произведения активно публикуются в журналах. За свою творческую карьеру Введенский Александр написала около тридцати книг для детей. Наиболее известным является его стихотворение «Кто?», которое было его первым произведением для малышей.

(1941-12-19 ) (37 лет)

Алекса́ндр Ива́нович Введе́нский (23 ноября (6 декабря) , Санкт-Петербург - 19 декабря ) - русский поэт и драматург из объединения ОБЭРИУ . При жизни публиковался и был известен широким массам читателей как детский писатель; подавляющее большинство «взрослых» текстов Введенского было опубликовано посмертно.

В философской лирике Введенского, по словам М. Б. Мейлаха , разрабатываются «эсхатологические мо­ти­вы вре­ме­ни и смер­ти, бо­го­ос­тав­лен­но­сти и Божественного вме­ша­тель­ст­ва» . Для Введенского характерны радикальные семантические эксперименты (характеризуемые как «заумь », «абсурд», «бессмыслица»). С их помощью, как указывают исследователи, дискредитируется обыденное сознание и ставится под сомнение адекватность разума и мышления вообще (и языка как их инструмента).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ А.Герасимова: Обэриуты и А.Введенский

    ✪ Строфы века: Обэриуты

Субтитры

Биография

Родился в Петербурге 23 ноября (6 декабря) 1904 года . Отец, Иван Викторович (1870-1939), был сыном священника, закончил юридический факультет Киевского университета, затем Киевское пехотное юнкерское училище, исправно служил на гражданской службе, дослужился до статского советника; при советской власти работал экономистом. Мать, Евгения Ивановна Поволоцкая (1876-1935), дочь генерал-лейтенанта, получила медицинское образование и стала известным врачом-гинекологом. Детей было четверо. В советское время семья избежала репрессий, связанных с «социально чуждым происхождением».

В 1914 году Александр Введенский был определён в кадетский корпус в Санкт-Петербурге, как и его младший брат, но в 1917 году (по настоянию матери) братья были переведены в гимназию (впоследствии 10-я Трудовая школа им. Л. Лентовской), которую Александр окончил в 1921 году. Гимназия была знаменита талантливыми преподавателями. В этой же гимназии учились Л. С. Липавский и Я. С. Друскин , оставшиеся его друзьями на всю жизнь, а также Тамара Александровна Мейер (в 1921-1930 годах - жена Введенского). Тогда же Введенский начал писать стихи. В гимназии образовался коллектив поэтов (Введенский, Липавский, В. С. Алексеев).

По окончании трудовой школы работал конторщиком и затем счетоводом на строительстве электростанции «Уткина Заводь». В 1922 году поступил на правовое отделение факультета общественных наук Петроградского университета , которое вскоре покинул. Возможно, недолгое время также пробовал учиться на китаиста (по одному «разряду» с Т. Мейер), однако это не подтверждено документально. В 1923-1924 годах работал в Фонологическом отделе ГИНХУКа . В 1924 году вступил в Ленинградский союз поэтов, при вступлении причислил себя к футуристам .

Дистанцируясь от футуристов с их утопиями светлого будущего, Введенский был близок ко многим поэмам Велимира Хлебникова . Он, так же как Хлебников, предпочитал упрощённую рифмовку и метрику, нередко отсылающую к классическим текстам (например, в «Элегии» очевидны ритмические и тематические переклички с Пушкиным и Батюшковым). Так же, как Хлебников, он умышленно то тут, то там сбивается с ритма, переходя на прозаизированный свободный стих . Но, в отличие от Хлебникова, Введенский весьма далёк от романтизации прошлого или будущего. «На смерть, на смерть держи равненье, / певец и всадник бедный » (так заканчивается «Элегия », один из наиболее известных текстов Александра Ивановича). Хлебников верил в законы времени, Введенский считал, что время открывает себя только в смерти. Одно из последних поэтических восклицаний: «Ах! Пушкин, Пушкин» - передаёт крушение цивилизации не только на историческом, но и на метафизическом уровне.

Всегда окружённый влюблёнными в него женщинами, Введенский, по воспоминаниям современников, был тем не менее «абсолютно безбытным».

С 1930 по 1936 год был женат на Анне Семёновне Ивантер (1906-1996).

«Последние левые» довоенного Ленинграда, ОБЭРИУты продержались недолго. В печати появились резкие отклики на их публичные выступления, комсомольская аудитория которых, судя по этим откликам, была скандализирована аполитичностью «непонятных» поэтов. В конце 1931 года был арестован вместе с другими ОБЭРИУтами (на Введенского поступил донос о том, что он произнёс тост в память Николая II , существует также версия, что поводом для ареста послужило исполнение Введенским на одной из дружеских вечеринок «бывшего гимна»), выслан в 1932 году в Курск (жил там некоторое время вместе с Хармсом), затем жил в Вологде , в Борисоглебске . Приехав с женой в ссылку, он, как рассказывают, тотчас обвёл глазами каморку, нашёл табуретку, единственную мебель, вынул огрызок карандаша и тетрадь из кармана пальто и начал писать.

В 1934 году становится членом Союза писателей. С 1936 года из Ленинграда, куда ему дозволено было вернуться, Введенский переехал к новой жене Галине Борисовне Викторовой (1913, Москва-1985, Харьков) в Харьков ; в 1937 году родился сын Пётр Александрович Введенский (1937-1993). Крёстными отцом и матерью Петра стали художники Елена Васильевна Сафонова и Владимир Васильевич Стерлигов .

27 сентября 1941 года Александр Введенский был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. По одной из последних версий, в связи с подходом немецких войск к Харькову был этапирован в эшелоне в Казань, но в пути 19 декабря 1941 года скончался от плеврита . Его тело было доставлено в морг Казанской специализированной психиатрической больницы МВД Татарской АССР (в архиве этой больницы есть акт о его смерти) . Похоронен, предположительно, на Арском или Архангельском кладбище в Казани. Реабилитирован 30 марта 1964 года .

Судьба литературного наследия

При жизни печатался в основном как детский поэт. С 1960-х тексты Введенского, как и других обэриутов, ходят в самиздате и печатаются на Западе (часто в неполном и искажённом виде). Полная публикация его «взрослого» наследия произошла только в 1980-1984 годах в подготовленном Михаилом Мейлахом двухтомнике американского русскоязычного издательства «Ардис ». В России первое издание было осуществлено лишь в 1993 году (Полное собрание произведений в 2 т. М.: Гилея , ). По сообщению пасынка поэта, Бориса Викторова, вступившего в права его наследника по решению харьковского суда в 1994 году (вскоре после смерти родного сына поэта П. А. Введенского), публикаторы не прислали вдове поэта Г. Б. Викторовой и ему ни одного экземпляра его изданий, а одолженные рукописи, как правило, не возвращали . Впоследствии публикации были прерваны, так как получивший в 1994 году доверенность от наследника Бориса Викторова литературовед Владимир Глоцер стал предъявлять высокие гонорарные требования к издательствам («наследникам надо платить»), угрожая в противном случае судебным преследованием . Это привело к тому, в частности, что один из сборников поэтов ОБЭРИУ вышел вначале без каких-либо выходных данных («Сборище друзей, оставленных судьбою»: «Чинари» в текстах, документах и исследованиях в двух т. <Б.м., б. изд.>, <1997>), а затем уже с ними, но зато с чистыми листами на месте, где должны были быть стихи Введенского, при этом с комментариями к отсутствующим текстам (то же. М.: Ладомир, 2000). Глоцер в течение четырёх лет судился с книгоиздательством «Гилея», выпустившим первое издание произведений Введенского, однако суд в обеих инстанциях проиграл.

После смерти Глоцера, в ноябре 2010 года, вышел 700-страничный сборник произведений Введенского под названием «Всё», составленный Анной Герасимовой . В него вошли почти все «взрослые» произведения автора. В 2002 году во Франции вышло полное собрание «взрослых» текстов поэта на русском и французском языках. В 2004 году в Санкт-Петербурге и Белграде прошли посвященные Введенскому международные научные конференции, по материалам которых были выпущены сборники.

Память

Александру Введенскому посвящено стихотворение Егора Летова «Ночь» с альбома «Прыг-скок » (1990); Введенский упоминается в этом стихотворении .

На стихи Введенского Леонид Фёдоров спел множество песен. Фёдоров довольно часто обращался в своём творчестве к стихам Введенского. В частности, был записан целый альбом «Весна », на стихи поэта.

На строки из стиха Введенского «Мне жалко что я не зверь…» украинская театрально-музыкальная группа Dakh Daughters записала песню «Зверь-сорока».

Детские книги

  • На реке, 1928 (2 изд.)
  • Много зверей, 1928
  • Мяу, 1928
  • Железная дорога, 1928
  • Авдей-ротозей, 1928
  • Летняя книжка, 1928
  • Путешествие в Крым, 1928
  • Октябрь, 1930 (2-е изд. 1931)
  • Зима кругом, 1930 (2-е изд. 1931, 3-е изд.1935)
  • Рабочий праздник, 1930
  • В дорогу, 1930
  • Ветер, 1930
  • Коля Кочин, 1930
  • Бегать, прыгать, 1930 (2-е изд. 1931)
  • Мед, 1930
  • Рыбаки, 1930 (2-е изд. 1931)
  • Кто? Стихи, 1930 (2-е изд. 1931; 3-е изд. 1934, 4-е изд. 1936)
  • Письмо Густава Мейера, 1931
  • Путешествие в Батум, 1931
  • Конная Будённого, 1931
  • Подвиг пионера Мочина, 1931
  • П. В. О. К обороне будь готов!, 1932
  • Володя Ермаков, 1935
  • Лето и зима, 1935 (2-е изд. 1936)
  • Катина кукла, 1936
  • Щенок и котёнок, 1937
  • О девочке Маше, о собаке Петушке и кошке Ниточке, 1937
  • Самый счастливый день, 1939
  • Люсина книжка, 1940
  • Наташа и пуговка. Первое мая и девочка Мая, 1940
  • Стихи, 1940
  • А ты? 1941
  • Лето, 1941
  • О рыбаке и судаке.

Литература

  • Введенский А. Полное собрание сочинений: В 2-х т. / Вступ. ст., подг. текста и примеч. М. Мейлаха. Ann Arbor: Ardis, 1980/1984.
  • Введенский А. Полное собрание произведений: В 2-х т. / Вступ. ст., примеч. М. Мейлаха; сост., подг. текста М. Мейлаха и В. Эрля . М.: Гилея, 1993.,10 000 экз.
  • Кедров К. «Поэт, обманувший время» / Известия, № 188 (октябрь 1993)
  • Введенский А. И. Разговор о сумасшедшем доме. Стихи. СПб: Агат. 2002. Илл. и оформление Г. А. В. Траугот .
  • Œuvres complètes / Preface de Boris Lejeune. Paris: Editions de la Difference, 2002 (полное собрание произведений на рус. и франц. яз.).
  • Александр Введенский и русский авангард: Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Введенского / Под ред. А. Кобринского . СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2004
  • Ичин Корнелия , Йованович Миливое . Символика воды и огня в творчестве А. Введенского // Ичин Корнелия , Йованович Миливое . Элегические раскопки. - Белград: Издательство филологического факультета в Белграде, 2005. - С. 145-179 . -

Личное дело

Александр Иванович Введенский (1904—1941) родился в Петербурге. Его отец - Иван Викторович, был экономистом, мать - Евгения Ивановна Поволоцкая, была известным врачом-гинекологом. Возможно, лишь благодаря профессии матери, которая не только работала в советской больнице, но и вела частную практику, семья избежала репрессий, связанных с социально-чуждым происхождением. Отец при советской власти вполне успешно работал экономистом.

В 1914 году вместе с младшим братом был определен в кадетский корпус, в 1917-м оба по настоянию матери перешли в гимназию Л. Д. Лентовской. Гимназия славилась своим педагогическим составом. Среди преподавателей были блестящий учитель литературы Л. В. Георг, историк А. Ю. Якубовский, философ, учитель психологии проф. С. А. Алексеев-Аскольдов, учитель рисования — художник, брат Леонида Андреева П. Н. Андреев и др.

Там Введенский сдружился с Леонидом Липавским и Владимиром Алексеевым. Все трое писали стихи. В выпускном 1921 году они послали их Александру Блоку. Тот пометил на конверте: «Ничто не нравится. Интереснее Алексеев».

По окончании гимназии, которая к тому времени превратилась в трудовую школу, Введенский работал счетоводом на строительстве электростанции «Уткина Заводь» (там же тогда трудился и его отец). В 1921—1930 годах жил в гражданском браке с одноклассницей Тамарой Мейер, которая впоследствии вышла замуж за Липавского.

Введенский и Мейер поступили в Петроградский университет. Поэт поначалу пошел учиться на правоведа, затем перевелся к супруге — на китайское отделение.

Вскоре Мейер исключили, вслед за ней ушел и Введенский. После этого в 1923—1924 годах он работал в Фонологическом отделе Государственного института художественной культуры (ГИНХУК). Выступал со своими футуристическими стихами. В 1924 году вступил в Ленинградский союз поэтов.

В 1925 году познакомился и подружился с , тогда же они напечатались в имажинистском сборнике «Необычайные свидания друзей».

Введенский, Хармс, Липавский, философ Яков Друскин образовали сообщество «Чинари». Название придумал Введенский, оно было производным от слова «чин». Свои стихи в тот период он подписывал как «чинарь авторитет бессмыслицы», а Хармс называл себя «чинарем-взиральником».

В 1927 году группа разрослась и утвердилась под названием ОБЭРИУ — Объединение реального искусства. Организатором объединения выступал Хармс, обэриуты проповедовали абсурдизм и примитивизм, заявляя, что интересны лишь бессмысленные явления.

Самое известное выступление кружка под названием «Три левых часа» состоялось 24 января 1928 года в Доме печати на Фонтанке.

В том же году Введенский, Хармс и другие обэриуты по предложению Самуила Маршака начали писать для детей и печататься в журнале для школьников «Еж» («Ежемесячный журнал») и «Чиж» («Чрезвычайно интересный журнал») — для младших школьников.

С 1930 по 1936 год Введенский был женат на Анне Ивантер. Они познакомились на концерте в Институте истории искусств, где Ивантер училась. Она вспоминала: «Мы с ним идем по улице, и тут он говорит: "Я вас сейчас поцелую". Я ответила: "Нет, я не разрешу!" — и ему это понравилось. "Но телефон, — говорит, — дадите?" телефон я ему дала, а он все настаивал: "Пока вы меня не поцелуете, домой не пущу…" Потом мы с ним поженились».

В начале 1930-х в печати появились резкие отклики на выступления обэриутов. Параллельно шла «дискуссия о детской литературе», где нападкам подвергались Корней Чуковский, Самуил Маршак и их молодые последователи.

В декабре 1931 года Хармс, Введенский и некоторые другие сотрудники детской редакции ленинградского Госиздата были арестованы. На Введенского поступил донос, что он произнес тост в честь Николая II. Также его обвиняли во «вредительстве в области детской литературы».Известно, что Введенского взяли в вагоне поезда, едва он успел отойти от вокзала. С отъездом на поезде будут связаны через 10 лет и трагические обстоятельства его второго ареста.

В марте 1932 года поэт вместе с Хармсом был выслан в Курск, затем жил в Вологде и Борисоглебске. Через год ссылка закончилась, поэт смог вернуться с женой в Ленинград, в 1934 году стал членом Союза писателей.

В 1933—1934 годах написал самые известные свои «взрослые» стихи: «Мне жалко, что я не зверь», «Четыре описания», «Приглашение меня подумать» и другие.

В 1936 году развелся. Будучи проездом в Харькове, познакомился с секретарем местного Союза писателей Галиной Викторовой. Женился на ней, поселился в Харькове. Писал детскую литературу, также сочинял клоунские репризы и миниатюры. В 1939 написал абсурдистскую пьесу «Елка у Ивановых». Полностью ее впервые поставили лишь в 2014 году в «Гоголь-центре».

В 1937 году у Введенского родился сын Петр, которого не стало в 1993-м.

27 сентября 1941 года, когда немцы уже подступили к Харькову, Введенского повторно арестовали по обвинению в контрреволюционной агитации. Он был этапирован в Казань и 19 декабря 1941 года скончался в пути. По официальным документам, причиной смерти стал плеврит. Поэт был похоронен в Казани. В 1964 году Введенского реабилитировали.

Чем знаменит

Александр Введенский

Писатель и поэт, сооснователь Объединения реального искусства (ОБЭРИУ). Обэриуты декларировали отказ от традиционных форм искусства, активно использовали в своих произведениях гротеск, алогизм, писали абсурдистские стихи. С этой стороны Введенский известен как автор поэмы-манифеста «Звезда бессмыслицы» и драмы абсурда «Елка у Ивановых». Однако читатели в советское время знали его главным образом как детского поэта и писателя.

О чем надо знать

При жизни Введенского из его «взрослых» произведений были напечатаны лишь несколько стихотворений. С 1960-х его и других обэриутов издавали в самиздате. В 1980-х годах в США вышел двухтомник его произведений. В России первое издание было осуществлено лишь в 1993 году, в виде двухтомника. А в 1994-м литературовед Владимир Глоцер от имени наследников поэта начал судиться с издателями, требуя от них гонорарных отчислений. Только в 2010-м, после смерти Глоцера, издательство ОГИ выпустило 700-страничную книгу под названием «Всё», куда вошли практически все «взрослые» стихи, а также письма Введенского.

Прямая речь

О поэте (из презентации ОБЭРИУ, опубликованной в 1928 году в «Афишах Дома печати»): «А. Введенский (крайняя левая нашего объединения) разбрасывает предмет на части, но от этого предмет не теряет своей конкретности. Введенский разбрасывает действие на куски, но действие не теряет своей творческой закономерности. Если расшифровать до конца, получается в результате — видимость бессмыслицы. Почему — видимость? Потому что очевидной бессмыслицей будет заумное слово, а его в творчестве Введенского нет. Нужно быть побольше любопытным и не полениться рассмотреть столкновение словесных смыслов. Поэзия не манная каша, которую глотают не жуя и о которой тотчас забывают».

Письмо Хармсу из ссылки в июне 1932 (А. И. Введенский «Всё»): «Здравствуй Даниил Иванович, откуда это ты взялся. Ты, говорят, подлец в тюрьме сидел. Да? Что ты говоришь? Говоришь, думаешь ко мне в Курск прокатиться, дело хорошее. Рад буду тебе страшно, завтра же начну подыскивать тебе комнату. Дело в том, что я зову сейчас сюда [жену] Нюрочку, если она приедет, хорошо бы если бы вы вместе поехали, то надо будет тебе найти комнату, та в которой живу я очень маленькая, да и кровати нет и хозяйка сердитая, но авось что-нибудь придумаем. Может быть, две комнаты сразу достанем. Одну для меня с Нюрочкой, другую для тебя. <…> Когда будешь, выезжать дай телеграмму буду встречать. Телеграфируй номер поезда и день приезда.

Только что получил от тебя телеграмму, и сам не свой от радости прямо писать не могу. Ну целую тебя крепко. Будь здоров.

Сияю как лес».

Бурчание в желудке во время объяснения в любви (там же): «Меня интересует: когда я объясняюсь в любви новой свежей женщине, то у меня почти всегда, или верней часто, бурчит в животе или закладывает нос. Когда это происходит, я считаю что наступил хороший признак, Значит все выйдет удачно. Тут важно, когда начинает бурчать, вовремя закашлять. Вздыхать, кажется, не надо, иначе бурчание дойдет до ее слуха. От закладываемого носа тоже, бывает, исходят характерные звуки. Наверное, это происходит от волнения. В чем же здесь волнение?

Половой акт, или что-либо подобное есть событие. Событие есть нечто новое для нас потустороннее. Оно двухсветно. Входя в него мы, как бы входим в бесконечность. Но мы быстро выбегаем из него. Мы ощущаем, следовательно, событие как жизнь. А его конец — как смерть. После его окончания всё опять в порядке, ни жизни нет, ни смерти. Волнение перед событием, и следствие того бурчание, и заложенный нос есть значит волнение перед обещанной жизнью. Еще в чем тут в частности дело. Да, дело в том, что тут есть с тобой еще участница, женщина. Вас тут двое. А так кроме этого эпизода, всегда один. В общем, тут тоже один, но кажется мне в этот момент, вернее, до момента что двое. Кажется, что с женщиной не умрешь, что в ней есть вечная жизнь».

Когда я вырасту большой

Когда я вырасту большой, я снаряжу челнок.

Возьму с собой бутыль с водой

И сухарей мешок.

Потом от пристани веслом

Я ловко оттолкнусь,

Плыви челнок! Прощай, мой дом!

Не скоро я вернусь.

Сначала лес увижу я,

А там, за лесом тем,

Пойдут места, которых я

И не видал совсем.

Деревни, рощи, города,

Цветущие сады,

Взбегающие поезда

На крепкие мосты.

И люди станут мне кричать:

"Счастливый путь, моряк!"

И ночь мне будет освещать

Мигающий маяк.

6 фактов об Александре Введенском

  • Введенский был очень азартным человеком, играл в карты. По воспоминаниям современников, он был способен, «стоя в очереди за гонораром, проиграть его начисто». Также был известным ловеласом.
  • Введенский — автор больше трех десятков детских книг — повестей, рассказов и стихов для школьников. Он много печатался в журналах «Еж», «Чиж», «Маленькие ударники», «Юные ударники» и других.
  • Реабилитации Введенского помог Сергей Михалков. Они вместе ездили по делам издательства в Харьков, где Введенский увлекся будущей женой Галиной Викторовой. Михалковский «Дядя Степа» возник не без влияния стихов Введенского.
  • В августе 1941 года по доносу знакомой Анны Ахматовой, агента НКВД Антонины Оранжиреевой, был арестован Даниил Хармс — за распространение «клеветнических и пораженческих настроений». Хармс симулировал сумасшествие и умер в отделении психиатрии тюрьмы «Кресты» 2 февраля 1942 года, во время блокады Ленинграда.
  • Об Александре Введенском снят документальный фильм «Кругом, возможно, Бог ».
  • На стихи Введенского лидер группы «Аукцыон» Леонид Федоров записал сольный альбом «Весна».

Материалы об Александре Введенском:

А. И. Введенский «Всё» (ОГИ, 2010)

Родился в Петербурге 23 ноября (6 декабря) 1904 года . Отец, Иван Викторович (1870-1939), был сыном священника, закончил юридический факультет Киевского университета, затем Киевское пехотное юнкерское училище, исправно служил на гражданской службе, дослужился до статского советника; при советской власти работал экономистом. Мать, Евгения Ивановна Поволоцкая (1876-1935), дочь генерал-лейтенанта, получила медицинское образование и стала известным врачом-гинекологом. Детей было четверо. В советское время семья избежала репрессий, связанных с «социально чуждым происхождением».

В 1914 году Александр Введенский был определён в кадетский корпус в Санкт-Петербурге, как и его младший брат, но в1917 году (по настоянию матери) братья были переведены в гимназию (впоследствии 10-я Трудовая школа им. Л. Лентовской), которую Александр окончил в 1921 году. Гимназия была знаменита талантливыми преподавателями. В этой же гимназии учились Л. С. Липавский и Я. С. Друскин , оставшиеся его друзьями на всю жизнь, а также Т. А. Мейер (в 1921-1930 годах - жена Введенского). Тогда же Введенский начал писать стихи. В гимназии образовался коллектив поэтов (Введенский, Липавский, В. С. Алексеев).

По окончании трудовой школы работал конторщиком и затем счетоводом на строительстве электростанции «Уткина Заводь». В 1922 году поступил на правовое отделение факультета общественных наук Петроградского университета , которое вскоре покинул. В 1923-1924 годах работал в Фонологическом отделе ГИНХУКа . В 1924 вступил в Ленинградский союз поэтов , при вступлении причислил себя к футуристам .

Дистанцируясь от футуристов с их утопиями светлого будущего, Введенский был близок ко многим поэмам Велимира Хлебникова . Он, так же как Хлебников, предпочитал упрощённую рифмовку и метрику, нередко отсылающую к классическим текстам (например, в «Элегии» очевидны ритмические и тематические переклички с Пушкиным и Батюшковым). Так же, как Хлебников, он умышленно то тут, то там сбивается с ритма, переходя на прозаизированный свободный стих . Но, в отличие от Хлебникова, Введенский весьма далёк от романтизации прошлого или будущего. Его интересовали только три вещи: время, Бог и смерть. «На смерть, на смерть держи равненье, / певец и всадник бедный» («Элегия»). Хлебников верил в законы времени, Введенский считал, что время открывает себя только в смерти. Одно из последних поэтических восклицаний: «Ах! Пушкин, Пушкин» - передаёт крушение цивилизации не только на историческом, но и на метафизическом уровне.

Всегда окружённый влюблёнными в него женщинами, Введенский, по воспоминаниям современников, был тем не менее «абсолютно безбытным».

«Последние левые» довоенного Ленинграда, ОБЭРИУты продержались недолго. В печати появились резкие отклики на их публичные выступления, комсомольская аудитория которых, судя по этим откликам, была скандализирована аполитичностью «непонятных» поэтов. В конце 1931 г. был арестован вместе с другими ОБЭРИУтами (на Введенского поступил донос о том, что он произнёс тост в память Николая II , существует также версия, что поводом для ареста послужило исполнение Введенским на одной из дружеских вечеринок «бывшего гимна»), выслан в 1932 г. в Курск (жил там некоторое время вместе с Хармсом), затем жил вВологде , в Борисоглебске . Приехав с женой в ссылку, он, как рассказывают, тотчас обвёл глазами каморку, нашёл табуретку, единственную мебель, вынул огрызок карандаша и тетрадь из кармана пальто и начал писать.

В 1934 году становится членом Союза писателей. С 1936 г. из Ленинграда, куда ему дозволено было вернуться, Введенский переехал к новой жене Галине Борисовне Викторовой (1913, Москва-1985, Харьков) в Харьков , где жил в полной изоляции от литераторов; в 1937 г. родился сын Пётр Александрович Введенский (1937-1993). Крестным отцом и матерью Петра стали художники Елена Васильевна Сафонова и Владимир Васильевич Стерлигов .

27 сентября 1941 г. Александр Введенский был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации. По одной из последних версий, в связи с подходом немецких войск к Харькову был этапирован в эшелоне в Казань, но в пути 19 декабря 1941 г. скончался от плеврита . Его тело было доставлено в морг Казанской спец. психиатрической больницы МВД Татарской АССР (в архиве этой больницы есть акт о его смерти) .Похоронен, предположительно, на Арском или Архангельском кладбищах в Казани.

Судьба литературного наследия

При жизни печатался в основном как детский поэт. С 1960-х тексты Введенского, как и других обэриутов, ходят в самиздате и печатаются на Западе (часто в неполном и искажённом виде). Полная публикация его «взрослого» наследия произошла только в 1980-1984 годах в подготовленном М. Мейлахом двухтомнике американского русскоязычного издательства «Ардис ». В России первое издание было осуществлено лишь в 1993 году (Полное собрание произведений в 2 т. М.: Гилея , ). По сообщению пасынка поэта, Бориса Викторова, вступившего в права его наследника по решению харьковского суда в 1994 году (вскоре после смерти родного сына поэта П.А. Введенского), публикаторы не прислали вдове поэта Г. Б. Викторовой и ему ни одного экземпляра его изданий, а одолженные рукописи, как правило, не возвращали . Впоследствии публикации были прерваны, так как получивший в 1994 году доверенность от наследника Бориса Викторова литературовед Владимир Глоцер стал предъявлять высокие гонорарные требования к издательствам («наследникам надо платить»), угрожая в противном случае судебным преследованием . Это привело к тому, в частности, что один из сборников поэтов ОБЭРИУ вышел вначале без каких-либо выходных данных («Сборище друзей, оставленных судьбою»: «Чинари» в текстах, документах и исследованиях в двух т. ,), а затем уже с ними, но зато с чистыми листами на месте, где должны были быть стихи Введенского, при этом с комментариями к отсутствующим текстам (то же. М.: Ладомир, 2000). Глоцер в течение четырех лет судился с книгоиздательством «Гилея», выпустившим первое издание произведений Введенского, однако суд в обеих инстанциях проиграл.

После смерти Глоцера, в ноябре 2010 года, вышел 700-страничный сборник произведений Введенского под названием «Всё», составленный Анной Герасимовой -2001 на фасаде дома 37 по " (1990); Введенский упоминается в этом стихотворении .