Болезни Военный билет Призыв

Вторжение в норвегию. Операция «Везерюбунг»: Германия против Норвегии и Дании

Первую мировую войну скандинавские страны отсиделись в нейтралитете. С началом Второй мировой войны они рассчитывали на то же. Но обстановка была уже иной. В 1914-1918 гг. скандинавские страны оказались в стороне от основных магистралей войны и посягать на их нейтралитет никто не собирался. Но в 1939 Скандинавия стала объектом стратегии и Британии и Германии.

В британском руководстве оценили выгоды втягивания скандинавских стран в войну: частично перекрывался вывоз шведской железной руды в Германию, это было важное звено экономической блокады. Британцы могли прибрать к рукам огромный норвежский торговый флот. Также это был способ вытащить немцев с западного фронта, принудить их к борьбе на условиях господства британского флота. Новый фронт на севере заставил бы немцев распылить свои силы и, возможно, предотвратил бы их наступление на западе. Здесь англичан горячо поддерживали французы. Скандинавия также была удобным плацдармом, в частности, для перенесения боевых действий на Балтику. Скандинавский плацдарм вместе с соседней Финляндией мог быть использован и против СССР.


В Германии Норвегией интересовалось прежде всего флотское командование. Опыт ПМВ показал: немецкий флот, ограниченный базами Гельголандской бухты, не может решать стоящих перед ним задач, главной из которых была морская блокада Англии. Военные теоретики Гроос и Вегенер писали, что морское положение Германии может быть улучшено путём захвата побережья Норвегии. Вегенер также указывал, что из Норвегии можно пресечь северные коммуникации России.

От немцев не укрылся и интерес британцев к Норвегии. Генерал Фалькенхорст так определил причины германского вторжения: 1) предотвратить возможное британское проникновение в Норвегию; 2) захватом баз в Норвегии обеспечить свободу действий германского флота; 3) обеспечить беспрепятственные перевозки шведской руды вдоль побережья Норвегии.

В общем – кто захватывал господство в Скандинавии – тот получал значительные преимущества в борьбе против другой стороны. Захватчик мог расширить систему базирования своего флота и ВВС, а также использовать экономические ресурсы Скандинавии.

В конце 1939 г. в Германии была создан специальный штаб, разрабатывавший план операции против Норвегии. Часть немецкого командования сомневалась в необходимости операции. Браухич и Гальдер предлагали отложить захват Норвегии, чтобы не отвлекать силы от предстоящего наступления против Франции, намеченного на май 1940 г. Однако Гитлер настоял на захвате Норвегии и Дании. 1 марта 1940 г. Гитлер подписал директиву на проведение операции под кодовым названием «Везерюбунг». Со второй половины марта началась конкретная подготовка к её проведению.

Немалое значение придавалось «пятой колонне». Главарь норвежских фашистов В. Квислинг ездил в Германию, встречался с её руководством, обсуждая вторжение в свою страну. В Норвегии даже вопросов к Квислингу не возникло.

Погрузка немецких войск на крейсер.

Немецкое командование старалось сохранить в секрете подготовку к операции. Однако немецкая активность не осталась незамеченной. В Лондон, Осло и Копенгаген поступали сообщения, что в немецких портах сосредотачиваются корабли и войска, происходит их погрузка на борт. Из различных источников поступали и прямые донесения, что предстоит немецкое вторжение.

Цитаты из У. Ширера*: «две скандинавские страны и … англичане были застигнуты врасплох не потому, что их не предупреждали о надвигающейся опасности, а потому, что они никак не хотели поверить в реальность подобной опасности». «Норвежский кабинет отреагировал на подобного рода сигналы скептически… норвежское правительство не нашло нужным провести такие элементарные мероприятия, как мобилизация армии, доукомплектование личным составом фортов, охраняющих входы в важнейшие гавани, блокирование взлетно-посадочных полос на аэродромах и, самое важное, минирование узких проливов на подступах к столице и крупнейшим городам. Если бы оно осуществило эти мероприятия, могла бы пойти по совершенно иному пути».

Датчане тоже заметили, что к их границе идут немецкие военные колонны, растянувшиеся на десятки километров. Датское правительство никак не отреагировало.

Тем временем, британцы готовили свою операцию в Норвегии. Был разработан план «R4», предусматривавший минирование норвежских территориальных вод у Нарвика – чтобы затруднить перевозки руды в Германию. Это должно было спровоцировать немецкие ответные действия. Как только немцы их начнут (либо британцы припишут им намерение сделать это) – тогда британцы приступили бы ко второй части плана: высадка своих войск в Норвегии. Минирование норвежских вод британцы запланировали на 6-го апреля, но из-за непогоды перенесли операцию на 8-е. В результате немцам удалось опередить англичан.

Первые немецкие корабли с десантом вышли из Вильгельмсхафена утром 7 апреля. Им предстояло пройти 2 000 км до Нарвика, к которому они должны были выйти к утру 9-го. Линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» и 10 эсминцев должны были доставить 2000 десантниками в Нарвик; тяжёлый крейсер «Хиппер» и 4 эсминца везли 1700 десантников в Тронхейм. До Тронхейма все корабли должны были идти вместе.

Идущая на север немецкая эскадра была замечена в 09.50 британским авиаразведчиком. Однако, сообщение авиаразведчика было неточным: численность немецкого соединения определялось в один крейсер и шесть эсминцев (на самом деле: 2 ЛК, 1 КТ и 14 ЭМ). Отправленные в атаку английские бомберы обнаружили немцев в 13.30 дальше на север. Бомберы атаковали совершенно безуспешно, но состав немецкой эскадры был определён ближе к действительному. Из-за строгого радиомолчания экипажи бомберов сообщили об этом только в 17:30. В 18.27 английский флот в Скапа-флоу получил приказ разводить пары.

В итоге на перехват немцев английский флот вышел только в 20.15 – через 10 часов после обнаружения авиаразведкой немецкой эскадры. Если, конечно, аглицкому флоту не помешали выйти раньше, чем в 20.15, какие-то другие совершенно непреодолимые причины, а не путаница в сообщениях авиаразведки.


Британцы упустили возможность перехватить немецкую эскадру с десантом южнее Норвегии – и пресечь немецкое вторжение в самом начале. Ночью с 7-го на 8-е немецкая эскадра повернула на северо-восток – к Тронхейму и Нарвику; британская эскадра повернула на северо-запад и искала немцев там. Британское командование думало, что целью немцев был прорыв рейдеров в Атлантику; то, что цель – Норвегия, в голову никому как-то не пришло.

8-го апреля в море вышли следующие немецкие группы. В Берген: 2 лёгких крейсера, 2 миноносца, 3 торпедных катера, 1900 десантников; в Кристиансанн: лёгкий крейсер, 3 миноносца и 7 торпедных катеров, 1100 человек; в Осло: крейсеры «Блюхер», «Лютцов», «Эмден», 3 торпедных катера, 8 тральщиков, 2000 человек.

С воздуха силы вторжения поддерживал X воздушный корпус: 290 бомбардировщиков, 40 пикировщиков, 30 одномоторных истребителей, 70 двухмоторных истребителей, 70 самолетов разведки.

Утром 9-го немецкие войска без боя заняли Данию. Ну, как без боя – пара перестрелок с дюжиной погибших с обеих сторон всё же была. Дания в дальнейшем стала плацдармом для действий в Норвегии.

Утром 9-го апреля немцы начали высадку десантов в норвежских портах. Датское правительство сразу приняло немецкий ультиматум о капитуляции, а вот норвежское ультиматум отвергло, но противодействие немцам организовать не смогло.


Выгрузка войск с крейсера.

Норвежская армия в мирное время насчитывала 15 500 человек, в военное время армия должна была увеличиться впятеро. Управления шести её дивизий дислоцировались: 1-я дивизия - Хальден (к востоку от Осло), 2-я дивизия - Осло, 3-я дивизия - Кристиансанн, 4-я дивизия - Берген, 5-я дивизия - Тронхейм, 6-я дивизия - Харстад (близ Нарвика).

Немецкий план требовал захватить одновременным внезапным ударом как можно больше норвежских центров. Если бы Осло, Кристиансанн, Берген, Тронхейм и Нарвик удалось занять, это означало бы, что пять из шести норвежских дивизий были бы сразу разбиты или понесли бы тяжелые потери.

Застигнутые врасплох норвежские вооружённые силы оказали лишь эпизодическое сопротивление. Самым крупным успехом норвежцев было потопление в Осло-Фиорде немецкого тяжёлого крейсера. Однако норвежская столица всё же была захвачена 9-го апреля. Немецкие парашютисты захватили аэродром близ Осло, на который стали приземляться транспортные самолёты. Собрав до двух батальонов, немцы двинулись Осло. Дать бой за столицу норвежцы не пытались, их расторопности хватило только на то, чтобы успеть вывезти из столицы короля с принцем, министров и, конечно же, золотой запас. В распоряжение немцев попал крупный порт Осло, через который стали прибывать новые части и снабжение.

9 апреля немецкие части, захватили Осло, Арендаль, Кристиансанн, Ставангер, Эгерсунн, Берген, Тронхейм и Нарвик. В этих городах и вблизи них проживала большая часть населения страны. В руках немцев оказались основные норвежские склады . Немецкие силы в этот период были лишь небольшими отрядами без артиллерии и бронетехники. Но норвежцы нигде даже не пытались контратаковать.

В сражение вступили британцы, они утопили в Бергене немецкий лёгкий крейсер и 10 эсминцев в Нарвике. Немецкая авиация повредила несколько британских крейсеров, отбив у британцев охоту действовать у южной Норвегии - в пределах радиуса немецких самолётов.

Далее началась гонка развёртывания. Начальный немецкий десант был невелик (8 850 человек), поскольку части перевозились на боевых кораблях. Затем шли транспортные суда, которые должны были доставить основные силы. Всего немцы выделили для Норвегии 7 дивизий.


Переброска немецких войск и снабжения шла через пролив между Данией и Норвегией. Из 15 судов первого эшелона английские подлодки утопили три. 2-й эшелон (11 судов) потерял два судна, на которых погибли более 1000 человек (числятся пропавшими без вести). После этого немецкие войска перевозились не на медленных больших транспортах, а на быстроходных небольших судах. Всего немцы привлекли до 400 судов. Количество переправляемых солдат стало достигать 3000 в день. Также свою роль сыграла немецкая транспортная авиация.

Противолодочные меры немцев сильно затруднили действия английских подлодок. Британцы отправили в пролив быстроходные корабли. Но их рейды результата не дали. Поскольку над проливом господствовала немецкая авиация, эсминцы союзников могли действовать там лишь ночью – и большую часть этой ночи они затрачивали на переход к проливу и обратно. Перерезать немецкие морские коммуникации британцы не смогли.

С 12 апреля в Норвегии начали высаживаться англо-французские части. Всего туда были направлены четыре английских, французская и польская бригады. Союзники не собирались бросать в бой значительные силы ради Норвегии. Какие-то надежды на успех союзников были бы, если бы они действовали быстро. Но пока они разбирались в обстановке, определяли цели, выясняли отношения с норвежцами, отдавали приказы-контрприказы – немцы успели укрепиться. 23-го апреля английская бригада столкнулась с немцами, шедшими с юга от Осло. Не выдержав немецких атак, британцы обратились в бегство.

Немцы быстро расширяли свой главный плацдарм в районе Осло. Большая часть норвежских воинских начальников проявили нерешительность или просто бестолковость. Часть шла на прямое пособничество захватчикам; многие считали борьбу с немцами безнадежной и сдавались по первому же требованию. 2-я норвежская дивизия, командование которой отличилось особой нераспорядительностью, была быстро уничтожена, точнее рассеяна. Затем немцы рассеяли и 1-ю дивизию; 2000 человек из её состава бежали в Швецию.

Были и несколько командиров другого толка: майор Хольтерман, лейтенант Ханневиг организовали очаги упорного сопротивления. Они показали, что не все норвежцы боятся сражаться.


Норвежские солдаты из отряда Хольтермана.

К началу мая немцы заняли юг и центр Норвегии, борьба продолжалась только в северной Норвегии у Нарвика. 8–го июня британские войска покинули Норвегию, разрушив напоследок порт Нарвика. Через пару дней капитулировали и остатки норвежской армии.

В Норвежской операции немцы понесли небольшие потери в людях. Но потери флота были тяжёлыми; 3 крейсера и 10 эсминцев были потоплены, крейсер и 2 линкора, получив тяжёлые повреждения, встали на длительный ремонт. После операции у Германии остались в строю один тяжелый и два лёгких крейсера, четыре эсминца. Через два месяца перед немецкими штабами встала задача проработать операцию «Зеелёв» - высадки в Англии. От этой операции пришлось отказаться – и малочисленность имевшихся в строю боевых кораблей была из основных причин.

Захватив Данию и Норвегию, немцы получили важный плацдарм. Из Норвегии во время Великой Отечественной Войны немцы противодействовали союзным поставкам в СССР через Норвежское море.


С другой стороны, захват Норвегии поставил уже перед немцами необходимость её обороны от возможных десантов противника. Задача была непростой, поскольку протяжённость побережья Норвегии - почти 20 тыс. км (больше, чем береговая линия Африки). В итоге создание береговой обороны в Норвегии отвлекло огромные германские ресурсы.

* У. Ширер – известный журналист, а затем историк из США.

, был единственной операцией такого масштаба, которая разрабатывалась верховным командованием ВМС Германии.
На захвате Дании и Норвегии - еще до того как начать операции на Западе, настаивало, прежде всего, верховное командование ВМС (ОКМ), которому в конце января 1940 года Гитлер поручил ее разработку. Операция получила название Weserubung - «Учения на Везере». Для подготовки и осуществления планов наземной операции был сформирован особый штаб XXI группы во главе с генералом Николаусом фон Фалькенхорстом.

Высадка немецких пехотинцев 1940 год, для достижения внезапности использовались трюмы торговых судов

Захват немцами Дании
Немецкие войска (170-я пехотная дивизия и 11-я стрелковая бригада) перешли немецко - датскую границу в 05:25 9 апреля 1940 года. Одновременно 198-я дивизия вышла в море на транспортах из Киля. Первая группировка быстро установила контроль над Ютландией, вторая - над Зеландией. Одновременно парашютисты захватили стратегически важные аэродромы и остров Борнхольм. Тем временем с вошедшего в порт Копегагена теплохода высадились немецкие солдаты, обложившие цитадель города.

Немецкие войска высаживаются в Норвегии, 9 апреля 1940 года операция под кодовым названием Weserübung "Учения на Везере"

Операция заняла всего два часа, и уже в 07:20 король Кристиан X отдал приказ войскам прекратить сопротивление.
высадка «Учения на Везере» стали катастрофой для кригсмарине, хотя и закончились победой Германии.

Немецкие танки Pz. Kpfw I и II на улицах Копенгагена. Апрель 1940 года

Кригсмарине задействовало в операции «Везерюбунг» почти все свои надводные силы. Немецкие корабли покинули порты, в зависимости от расстояния, которое им предстояло пройти - 3-7 апреля. Утром 9 апреля германские войска под командованием генерал Эдуарда Дитля высадились в гавани Нарвика, гарнизон которого сдался практически без сопротивления. Особых проблем не было у немцем и в Ставангере, и в Тронхейме, хотя в последнем аэродром и часть батарей удалось захватить лишь 11 апреля.

Немецкий военный корабль в бухте у норвежского города

В апреле 1940 года, Великобритания и Франция пришли на помощь Норвегии с экспедиционным отрядом. В Бергене, захват которого занял 6-8 часов, немецкие пехотинцы были вынуждены окапываться после подхода к фьорду сильной группировки британских ВМС. Также некоторые проблемы возникли в Кристиансанне, где подавить сопротивление удалось лишь к вечеру. Несколько хуже ситуация сложилась при взятии столицы Норвегии - Осло. После неожиданной потери немецким флотом тяжелого крейсера «Блюхер» вся операция оказалась под угрозой. Тем не менее норвежцы уже убедились в бесперспективности сопротивления и их командиры сдали сначала порт, а затем и город. Утром 10 апреля корабли кригсмарине вошли в порт Осло.

Французские и норвежские горнолыжные войска

Большая часть Южной Норвегии была занята к 22 апреля.
БОИ ЗА НАРВИК
Тем временем положение немецких горных егерей в Нарвике ухудшилось. Подошедшая к фьорду британская эскадра атаковала 10 апреля не ожидавшие нападения немецкие эсминцы - все десять кораблей были выведены из строя 10 и 13 апреля.

Немецкие горные егеря, считались элитными войсками до появления СС

2000 егерей 3-й горно-стрелковой дивизии оказались блокированы с моря. 14 апреля с британских кораблей под Нарвиком был высажен сильный отряд, состоящий из британских, французских и польских войск. Союзные войска при поддержке б-й норвежской дивизии почти месяц вели наступление на Нарвик. Ситуация, в которой оказался Дитль, была в целом критической, поскольку по суше добраться до них подкреплениям было слишком затруднительно.

Британские войска совершают высадку в Норвегии. Апрель - июнь 1940 года

12 мая союзные войска заняли северную часть Нарвика, а к 28 мая окончательно взяли под свой контроль весь город. Сильно потрепанные горные егеря были вынуждены уйти в сторону Вестфьорда, практически не имея перспектив на восстановление положения.
Решающую роль в завершении Норвежской кампании сыграли тяжелые поражения англо-французских войск в боях во Франции. В условиях катастрофических поражений англо-французское командование было вынуждено свернуть операцию в Норвегии и отозвать флот и войска домой.

Британские войска на пляже в Норвегии, май 1940

Британские солдаты 4-го Линкольнширского полка совершили марш 90 км (56 миль) через горы, чтобы не оказатся отрезанными, апрель 1940 г

3-8 июня была успешно осуществлена эвакуация союзного контингента из Норвегии. На британском корабле в изгнание отправился король Норвегии Хокон VII и норвежское правительство. Норвежские войска в Центральной Норвегии, которые не смогли уйти в Швецию, 2 июня сложили оружие.

Немецкий танк продвигается по улицам Лиллехаммера апрель 1940 год фото

Уинстон Черчилль «Из всех этих катастроф и замешательства вытекал один важный факт, потенциально затрагивавший весь дальнейший ход войны. В отчаянной схватке с английским военно-морским флотом немцы уничтожили собственный флот, который был им нужен для предстоящих решающих столкновений [...] К концу июня 1940 года - знаменательная дата - действующий германский флот имел не более одного крейсера, вооруженного восьмидюймовыми орудиями, два легких крейсера и четыре эсминца. Хотя многие из их поврежденных кораблей можно было, подобно нашим, отремонтировать, германский военно-морской флот уже не был фактором в решении важнейшей задачи - задачи вторжения в Англию».
Немецкое вторжение в Данию и Норвегию 1940 год важные даты

  • 3 апреля 1940 г. Выход немецкого флота в море.
  • 9 апреля 1940 г. Захват немецкими войсками Дании и высадка в Норвегии.
  • 10 апреля 1940 г. Захват германскими войсками Осло.
  • 10 апреля 1940 г. Морское сражение в районе Нарвика между немецкими и британскими кораблями.
  • 14 апреля 1940 г. Высадка англо- франко-польского контингента.
  • 28 мая 1940 г. Занятие войсками союзников Нарвика.
  • 2 июня 1940 г. Капитуляция норвежских войск в Центральной Норвегии.
  • 3-8 июня 1940 г. Эвакуация союзников из Норвегии.
  • 10 июня 1940 г. Капитуляция норвежских войск в Северной Норвегии.
  • 10 июня войска вермахта заняли Северную Норвегию и через шесть дней контролировали всю территорию страны.
  • 16 июня 1940 г. Занятие германским вермахтом всей территории Норвегии.

Вторжение в Норвегию, продвижение немецких солдат по горной тропе недалеко от г. Багн

Немецкое вторжение в Данию и Норвегию 1940 год, потери КРИГСМАРИНЕ
Операция «Учения на Везере» хотя и закончилась победой Германии, стала катастрофой для военно-морского флот а, во времена третьего рейхе "кригсмарине" официальное название ВМС. Были потоплены:

  1. тяжелый крейсер «Блюхер»
  2. легкие крейсера «Карлсруэ» и «Кенигсберг»
  3. 10 эсминцев
  4. артиллерийское учебное судно «Бруммер»
  5. 8 подводных лодок
  6. миноносец
  7. 11 транспортов и др.

Серьезные повреждения, потребовавшие многомесячного ремонта, получили линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау», карманный линкор «Лютцов», тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» и легкий крейсер «Эмден». Компенсировать эти потери Военно-морским силам было нечем.

Немецкая операция по захвату Дании и Норвегии, осуществленная весной 1940 г., является одной из самых интересных кампаний Второй мировой войны. Захват Норвегии был блестяще осуществленной комбинированной десантной операцией, фактически не имевшей аналогов в прошлом. Она была основана на тесном взаимодействии трех родов вооруженных сил: авиации, военно-морского флота и сухопутных войск.

Прежде всего, необходимо остановиться на причинах, побуждавших Германию к захвату Норвегии. Сразу после начала войны Норвегия объявила нейтралитет. В принципе, такая ситуация вполне устраивала Германию. После установления морской блокады Третий рейх лишился значительной доли импорта, в первую очередь, стратегического сырья. Немаловажную роль в составе последнего играла железная руда. После пресечения "заморского" ввоза у Германии остался только один ее поставщик - прогермански настроенная нейтральная Швеция. Летом руда перевозилась по Балтийскому морю, а зимой - через норвежский порт Нарвик вдоль побережья Норвегии. Благодаря нейтралитету территориальных вод немецкие торговые суда могли совершать переход в Германию, не опасаясь нападения со стороны британского флота.

Проблема заключалась в том, что гарантий соблюдения нейтралитета Норвегии со стороны союзников не было. Так, У. Черчилль, в то время морской министр, уже в 1939 г. поднял вопрос о создании военных баз в Норвегии с целью пресечения импорта руды из Швеции и установления еще более тесной блокады Германии. Предложения об оккупации Норвегии высказывались и французским командованием, которое хотело тем самым оттянуть немецкие войска с Западного фронта. Естественно, что подобные сообщения из Англии не могли не обеспокоить немецких военных. Хотя главнокомандующий военно-морским флотом гросс-адмирал Редер в беседе с Гитлером доказывал необходимость соблюдения нейтралитета Норвегии, в Главном штaбe флота начали прорабатываться варианты противодействия англичанам.

Опасения немцев подтвердились в ноябре 1940 г. Воспользовавшись как предлогом начавшейся советско-финской войной, союзное командование решило перебросить 4 дивизии в Северную Норвегию для оказания помощи Финляндии. На самом деле, данные силы предназначались для захвата порта Нарвик и предприятий по добыче железной руды, расположенных на севере Швеции. Но согласования среди союзников затянулись, а 12 марта Финляндия заключила мир с Советским Союзом.

Окончательно вынудил Германию начать подготовку к вторжению так называемый "инцидент с "Альтмарком". Немецкий танкер-снабженец "Альтмарк", на борту которого содержались британские пленные с потопленных судов, находился в норвежских водах. 15 апреля 1940 г., несмотря на противодействие норвежцев, он был атакован англичанами, которые захватили танкер и освободили пленных.

После этого всем стало ясно: союзники не намерены соблюдать норвежский нейтралитет. Результатом явилось то, что 21 апреля 1940 г. Гитлер приказал начать подготовку операции "Везерюбунг" ("Учения на Везере") по захвату Норвегии.

Операция "Везерюбунг" разрабатывалась штабом XXI-й армейской группы во главе с генералом Н. фон Фалькенхорстом, которому подчинялись все войска, задействованные в операции. Участие в планировании принимало и Главное командование вермахта (ОКВ). Оперативный план предусматривал внезапный захват стратегических пунктов Норвегии силами шести дивизий вермахта при поддержке флота и авиации. После этого следовало, перебросив тяжелую технику, захватить коммуникации внутри страны, привести норвежскую армию к капитуляции и приготовиться к отражению возможного англо-французского десанта. Главная трудность заключалась в большой удаленности северной части Норвегии от германских баз. Фактически единственным путем для доставки войск был морской, и поэтому основная тяжесть операции легла на флот. Было сформировано 6 групп, предназначавшихся для захвата портов Нарвик, Tpoнxeйм, Берген, Христиансанд, Арендаль, Эгерсунд и Осло. В их составе находились 1 броненосец, 2 тяжелых и 4 легких крейсера, 14 эсминцев, 8 миноносцев, 14 торпедных катеров и большое количество вспомогательных судов, на борту которых располагались войска, предназначенные для захвата портов.

В море развертывалось 2 линейных корабля и 35 подлодок для прикрытия операции. Основные же войска должны были доставить 23 транспорта в составе трех эскадр. В первом эшелоне вторжения было около 30 тыс. человек, всего же в ходе операции немцы перебросили в Норвегию около 200 тыс. солдат. С воздуха операцию обеспечивало 800 боевых и 200 транспортных самолетов Х авиакорпуса Люфтваффе. Оперативное руководство было возложено на штаб XXI-й группы, стратегическое осуществлялось ОКВ.

Приказ о начале операции "Везерюбунг" был отдан 1 марта 1940 г. Одновременно с немцами к действиям в Норвегии готовились и союзники. На начало апреля была назначена операция по минированию норвежских вод. Для нее из состава Флота Метрополии были выделены 1 линкор, 5 крейсеров и 14 эсминцев. Английский флот вышел в море 5 апреля 1940 г. Практически в то же время, 5-7 апреля, свои базы покинули и немцы. При этом союзники проводили постановки мин, даже не догадываясь о присутствии врага в море. Лишь 3 апреля, после ряда столкновений с немецким флотом, англичане поняли, что немцы проводят крупную операцию, но не смогли определить ее цель.

В ночь с 8 на 9 апреля 1940 г. немецкие группы начали захват портов. Группы I, II и VI без сопротивления захватили Нарвик, Тронхейм и Эгерсунд. Между тем на юге Норвегии немцы столкнулись с серьезными проблемами. Группа III в порту Берген попала под огонь береговых батарей, в результате чего серьезные повреждения получили легкий крейсер Кенигсберг и учебное судно "Бремзе". К военно-морской базе Кристиансанд группа IV, возглавляемая легким крейсером Карлсруэ , смогла прорваться только после того, как высаженный десант захватил береговые батареи. С самым ожесточенным сопротивлением столкнулась группа V в Осло. Огнем береговых батарей был потоплен тяжелый крейсер Блюхер . Немцы захватили и военно-морскую базу Хортен, южнее Осло. Сразу же после оккупации норвежских портов немецкое командование приказало своим кораблям немедленно покинуть Норвегию и вернуться в базы. Вечером 9 апреля большинство кораблей вышли в море. В результате в ночь с 9 на 10 апреля британскими подлодками был потоплен крейсер Карлсруэ и тяжело поврежден Дойчланд . Оставшийся в Бергене Кенигсберг утром 10 апреля потопила английская авиация.

В целом операция развивалась успешно, но в этот момент серьезно осложнилась обстановка в порту Нарвик. Дело в том, что англичане, узнав о немецких десантах в Норвегию, направили сюда сильное соединение во главе с линейным крейсером Риноун . 9 апреля пять британских эсминцев атаковали немецкие эсминцы. В ходе боя были потоплены 2 немецких и 2 английских корабля, погибли в бою и оба командира соединений. Из-за недостатка топлива немецкие эсминцы не смогли покинуть Нарвик, и 14 апреля они были снова атакованы английским линкором Уорспайт и 9 эсминцами. В ходе боя все немецкие корабли были потоплены. Гибель эсминцев в Нарвике не отразилась на судьбе кампании - Норвегия была занята немецкими войсками.

Союзники начали действовать слишком поздно. 14 мая были высажены англо-французские войска во фьордах Намсус и Ондальснес, севернее и южнее Тронхейма, для взятия немецких войск в "клещи". Но успешная оборона немцев и постоянные бомбардировки немецкой авиации привели к тому, что союзники не смогли выполнить свою задачу, и с 30 апреля по 5 мая были эвакуированы.

Одновременно развернулась и борьба за Нарвик. Первые воинские части союзников высадились там уже 14 апреля. В дальнейшем они были усилены и начали теснить противника. Лишь своевременная переброска подкреплений позволила немцам перейти в контрнаступление 12 мая. 24 мая командование союзников отдало приказ об эвакуации из Северной Норвегии, которая была произведена с 4 по 8 июня. В ходе операции британский флот понес тяжелую потерю: 9 июня был потоплен авианосец Глориес (см. Операция "Аlphabet"). Это поставило точку в Норвежской кампании.

Главным результатом Норвежской операции стало то, что немцы смогли обезопасить себя от тесной морской блокады и создать выгодный плацдарм в Арктике.

Чарльз Толвер Пагет
Пьерс Джозеф Маккези

Николаус фон Фалькенхорст Военные потери 5800 человек

12 боевых кораблей
6 подводных лодок

6100 человек

14 боевых кораблей
8 подводных лодок

Западноевропейский театр военных действий Второй мировой войны
Атлантика Дания-Норвегия Франция Британия Дьепп Нормандия Южная Франция Линия Зигфрида Арденны Эльзас-Лотарингия Колмар Маас-Рейн Центральная Европа

Датско-Норвежская операция или Операция Везерюбунг (нем. Fall Weserübung ), также: «Учения на Везере» или «Везерские манёвры» - немецкая операция по захвату Дании (Везерюбунг-Зюйд (нем. Weserübung-Süd )) и Норвегии (Везерюбунг-Норд (нем. Weserübung-Nord )) во время Второй мировой войны .

Предыстория

Политическая обстановка

Накануне новой мировой войны скандинавы продолжали придерживаться нейтралитета . 31 мая 1939 года между Данией и Германией был заключён пакт о ненападении ; Швеция и Норвегия отвергли аналогичные предложения, не чувствуя угрозы за проливами . Посредством правительственных и частных договоров в начале войны, Великобритания смогла использовать норвежские суда общей вместимостью 2 450 000 регистровых брутто-тонн (1 650 000 из которых пришлись на танкеры) . Немцы вновь безуспешно пытались заключить договор с Норвегией, после чего последовал ряд инцидентов: захваченное «Дойчландом» американское торговое судно «Сити оф Флинт» было конфисковано в октябре в Хёугесунне ; в конце ноября норвежцы разрешили немецкому судну «Вестервальд» войти в военный порт Берген ; 7-13 декабря в норвежских водах германской подлодкой были потоплены британские или зафрахтованные британцами суда «Томас Уолтон», «Дептфорд» и «Гэродфелиа» . В январе 1940 года британский министр иностранных дел лорд Галифакс заявил, что это вынуждает Великобританию распространить ведение войны на норвежские территориальные воды . Было решено разработать план по захвату портов на норвежском побережье, в частности Нарвика , из которого можно было занять шведские рудники, а также выступить на помощь Финляндии , обороняющейся против Советского Союза . Французы , после того как к ним «прилетел» план «Гельб» , были заинтересованы в открытии второго фронта для отвлечения сил вермахта . Были созданы корпуса для отправки на Балканы и в Нарвик .

Разработка операции «Учения на Везере»

Для немцев Норвегия была как ключом к Северному морю , так и путём транзита шведской руды; на её захвате особенно настаивал главнокомандующий кригсмарине гросс-адмирал Эрих Редер . 14 декабря 1939 года командование вермахта получило задание от Гитлера исследовать возможность захвата Норвегии . Первоначально Генштаб скептически отнёсся к необходимости и возможности выполнения этой цели, однако 27 января всё же был создан отдельный штаб для разработки плана под кодовым названием «Учения на Везере» (нем. Weserübung ) . Инцидент с «Альтмарком» 15 марта ослабил позиции противников операции, и с этого момента подготовка к ней была форсирована . 24 февраля штаб 21-го корпуса под руководством генерала Николауса фон Фалькенхорста начал детальную разработку операции , а через 5 дней уже представил Гитлеру готовый проект . Принципиальной чертой плана было стремление осуществить молниеностные одновременные десанты в ключевых городах, по возможности без применения оружия . Редер посоветовал осуществить десант до 7 апреля , то есть до окончания полярной ночи . На совещании 2 апреля Гитлер назначил «днём Везер» (высадки) девятое число . Были установлены контакты с лидером малопопулярной норвежской партии «Nasjonal Samling» Видкуном Квислингом , хотя на проведении военной операции это никак не сказалось .

Вначале операция планировалась исходя из одновременного наступления на Западном фронте , поэтому для неё выделялось минимальное количество сухопутных подразделений: 3-я горнострелковая дивизия генерал-майора Эдуарда Дитля и некоторые резервные полки . Позже было решено разделить операции по времени, чтобы сохранить оперативную и политическую свободы, и поэтому северной кампании были приданы значительные силы. Первым эшелоном на норвежском побережье должны были высадиться 69-я и 169-я пехотные и 3-я горнострелковая дивизии; вторым - 181-я и 196-я; третьим - 214-я . Хотя нарушение нейтралитета ещё одной страны являлось нежелательным в политическом плане, в операцию включили также захват Дании: для снабжения «норвежского» десанта нужны были аэродромы Ютландии ; необходимо было обеспечить безопасное движение морского транспорта по датским проливам . Для Дании выделили 170-ю, 198-ю пехотные дивизии и 11-ю моторизованную бригаду .

Для операции были использованы почти все корабли военного и торгового флотов рейха . Транспортные суда планировалось разгружать в захваченных портах сразу после десантирования, поэтому суда для Нарвика должны были выйти за 6 суток «дня Везер» . Военные корабли могли выйти на 3 дня позже, так что точка невозврата начала операции наступала как раз в этот момент . Кригсмарине впервые выпало перевозить крупные сухопутные подразделения, поэтому для прикрытия десанта и атак против возможного контрдесанта были использованы субмарины . Надводный флот уже понёс значительные потери и имел теперь в наличии следующие силы: линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» , карманный линкор «Лютцов» , 2 тяжёлых и 4 лёгких крейсера, 14 эсминцев , 7 торпедных катеров .

Зоны ответственности были поделены следующим образом: группа ВМС «Восток» (адмирал Рольф Карльс) - командование на воде до Скагеррака ; группа ВМС «Запад» (генерал-адмирал Альфред Заальвахтер - командование в Северном море и норвежских водах; 21-й корпус (генерал Фалькенхорст) - в Норвегии после высадки; 31-й корпус (генерал авиации Каупиш) - действия в Дании; 10-й авиакорпус (генерал-лейтенант Гейсслер) - поддержка сухопутных и морских сил в Норвегии и Дании . При этом обе флотские группы оказались в подчинении непосредственно ОКМ, 31-й армейский корпус - 21-го корпуса, 10-й воздушный - командования ВВС .

Силы союзников

Норвегия

Восемь эсминцев 1-й десантной группы во главе с «Вильгельмом Хейдкампом» утром 9 апреля вошли в бухту Нарвика , где после переговоров потопили норвежские броненосцы береговой охраны «Эйдсвольд» и «Норге» . Эсминцы высадили в порту горнострелков; после непродолжительной беседы начальник гарнизона Нарвика, полковник Зундло, сдал город Дитлю; однако две роты 13-го пехотного полка не подчинились приказу и отошли к шведской границе . В 8:10 с эсминцев передали в штаб, что Нарвик, основная цель вторжения, захвачен .

Тонущая «Рода»

Некоторые проблемы возникли у десанта в Кристиансанне . 4-я группа состояла из лёгкого крейсера «Карлсруэ» (капитан Риве), трёх торпедных и восьми быстроходных катеров . Из-за плотного тумана только в 6:00 9 апреля Риве решился войти во фьорд, где был атакован батареей Оддерёе . По злой иронии судьбы, как раз в это время, спасаясь от британского флота, во фьорд пришёл немецкий торговый пароход «Сиэтл», пробившийся через британскую блокаду из Кюрасао ; оказавшись не вовремя в неподходящем месте, он был потоплен норвежскими батареей и эсминцем «Гиллер» . Батареи Оддерёе и Глеоддина упорно сопротивлялись под атаками люфтваффе, однако в полдень были захвачены . К 17:00 в Кристиансанне расположился 310-й немецкий пехотный полк .

Пожары в Оскарсборге после налёта люфтваффе

Парашютисты не смогли во «время Везер» высадиться в Осло-Форнебю из-за сильного зенитного огня, но штурмовая группа пехоты под прикрытием бомбардировщиков приземлилась и захватила аэропорт . В девятом часу началась посадка транспортов; после полудня пехота под командованием полковника Польмана ворвалась в Осло, который вскоре был захвачен . Небольшие немецкие силы с тревогой наблюдали за двумя норвежскими дивизиями, стоявшими у Фредрикстада и Гардермоена .

Дания

Вечером 8 апреля к датско-германской границе в Шлезвиге были стянуты 170-я пехотная дивизия и 11-я стрелковая бригада . В 5:25 9 апреля они перешли границу, датский батальон отступил . С локальными столкновениями 170-я дивизия продвигалась вглубь Ютландии , в то время как люфтваффе бомбило аэродромы, на которые скоро высадились парашютисты . 11-я бригада марш-броском быстро достигла Скагена .

190-я дивизия в ночь на 9 апреля вышла в море на транспортах из Киля и Варнемюнде . Парашютисты захватили мост между Фальстером и Зеландией , а с моря был захвачен Корсёр . Это дало возможность быстро оккупировать Зеландию; ещё один морской десант захватил Борнхольм .

Ключевым в захвате Дании практически без борьбы стало быстрое овладение столицей . Для этой цели теплоход «Ганзейский город Данциг» взял на борт 308-й пехотный полк майора Глейна, обошёл Зеландию с запада и севера, и вместе с ледоколом «Штеттин» вошёл в порт Копенгагена . Из форта Миддельгрунд увидели немецкий военный флаг на «Данциге»; комендант приказал произвести предупредительный выстрел с целью заставить суда остановиться, однако выстрел так и не раздался . «Штеттин» остановился, а «Данциг» в 5:20 причалил к пристани . Пехотинцы на велосипедах добрались до цитадели Копенгагена, где у них завязалась перестрелка со стражей замка . В 7:20 датский король Кристиан X приказал прекратить сопротивление; немецкий и датский командиры обменялись визитами вежливости . Полагая, что Германия воюет и со Швецией, один датский полковник увёл батальон через Эресунн в Хельсинборг . Уже с 9 апреля немцы задействовали для снабжения подразделений в Норвегии датские аэродромы, шоссейные и железные дороги .

Битва за Норвегию

1940:
Датско-Норвежская операция
Французская кампания
Битва за Средиземноморье
Битва за Британию
Восточно-Африканская кампания
Североафриканская кампания
Сенегальская операция
Габонская операция
Оборона Мальты
Итало-греческая война

1941:
Югославская операция
Греческая операция
Сражение у мыса Матапан
Иракская операция
Критская операция
Сирийско-Ливанская операция