Болезни Военный билет Призыв

Второе иерусалимское королевство. Короткая (насколько это возможно) история Иерусалимского королевства крестоносцев

Носил терновый, зато он принял титул Advocatus Sancti Sepulchri ("Защитник Гроба Господнего"). Готфрид умер в следующем году, его брат и преемник Балдуин I не был таким благочестивым и сразу принял титул "Король Иерусалимский".

Взятие Иерусалима в 1099 году

Балдуин удачно расширил королевство, захватив портовые города: Акру, Сидон и Бейрут , а также утвердить свой сюзеренитет над государствами крестоносцев на севере - графством Эдесса (им же основанным), княжеством Антиохия и графством Триполи . При нем увеличилось количество жителей - латинян, пришедших из Арьергардним Крестовым походом, а также появился латинский патриарх. Итальянские города-государства (Венеция , Пиза и Генуя) начали играть важную роль в королевстве. Их флот участвовал в захвате портов, где они получали свои кварталы для торговли.


2. Жизнь в королевстве

Латинское населения королевства было всегда малым, несмотря на устойчивый поток поселенцев и новых крестоносцев. Большинство участников Первого Похода просто вернулись домой. Под властью королевства находилось гораздо больше мусульман, греков и сирийцев. Новое поколение, родившееся и выросшее в Леванте, считало Святую Землю своей родиной, объединив много культурных черт различных народов. Многие франков учились говорить на греческом и арабском языках, часто вступали в браки с христианами местного происхождения (греками, сириец или армянами) и с конвертируемыми в христианство мусульманами.


2.1. Политическая структура

Устройство во многом основывался на феодальных порядках тогдашней Западной Европы , но со многими важными отличиями. Королевство располагалось на небольшой территории, земель, пригодных для сельского хозяйства, было немного. С давних времен в этом регионе вся экономика сосредотачивалась в городах, в отличие от средневековой Европы. Феодалы, владевших землями, предпочли жить в Иерусалиме и других городах. Как и в Европе, бароны имели вассалов, при этом являясь вассалами короля. Сельское хозяйство основывалось на мусульманском варианте феодальной системы - икта (система наделов), этот порядок не был изменен.

Поскольку знатные сеньоры больше жили в Иерусалиме, нежели в провинции, они имели гораздо большее влияние на короля, чем это было в Европе. Знатные бароны составляли Высший совет, одну из ранних форм парламента в Западной Европе. Совет состоял из епископов и влиятельных баронов, отвечал за выборы короля, предоставление денег королю, мобилизацию армии.

Нехватка войск в значительной степени компенсовувалася созданием духовно-рыцарских орденов. Ордена тамплиеров и госпитальеров были созданы в первые годы королевства и часто заменяли баронов в провинции. Их лидеры находились в Иерусалиме, жили в огромных замках и часто покупали земли, бароны не могли защитить. Ордена находились непосредственно под папским управлением, а не королевским, они были в значительной степени самостоятельны и не были обязаны нести воинскую повинность, однако, на деле, участвовали во всех главных сражениях.


2.2. Демография

В тринадцатом сторлитти Джон Ибелин составил перечень феодальных поместий и количество рыцарей, принадлежавшие каждому из них. К сожалению, этот перечень вероятно отражает королевство 13го века, а не 12го, и не оказывает никакого указания на размер неблагородного, нелатинского населения. Сначала королевство было фактически лишено лояльного подвластного населения и имело лишь немногих рыцарей-служащих, которые бы следили за исполнением законов и приказов королевства. Однако, поскольку в королевство активно прибывали представители европейских торговых предприятий и рыцари военных орденов, дела королевства быстро улучшились. Дальнейшая иммиграция продолжалась в течение какого-то времени и увеличила франкское населения королевства до примерно 25-35% в 1180-х . Много мусульман, бежавших сразу после завоевания, также вернулись в королевство, с востока прибывали и другие иммигранты.

Хотя мусульмане, евреи и православные фактически не имели никаких прав в сельской местности, где они теоретически собственностью лорда-крестоносца, который владел землей, толерантность к другой веры была в целом выше, чем в любом другом месте на Ближнем Востоке. Греки, сирийцы и евреи продолжали жить, как они жили до того, под властью собственных законов и судов, просто их бывшие мусульманские повелители были заменены крестоносцами, а мусульмане присоединились к низких рангов общества. Раис, лидер мусульманского или сирийского общества, был своего рода вассалом для дворянина, который владел землей, но поскольку лорд-крестоносец часто отсутствовал, раисы и их общества имели определенную автономию. В городах мусульмане православную были свободны, хотя мусульманам не разрешалось жить непосредственно в Иерусалиме. Однако, они были гражданами "второго сорта" и не играли никакой роли в политике или законотворческой деятельности, их также принимали к военной службе. Так же не несли никаких повинностей и итальянцы, жившие в портовых городах.

В Королевстве также всегда было определенное количество мусульманских рабов. Христиане, как католики, так и православные, не могли быть рабами по закону, но эта доля была обычной для мусульманских военнопленных, поскольку то же самое делалось с христианскими пленниками, захваченными мусульманами. Побег был, вероятно, не тяжелой, и рабы-беглецы всегда были проблемой, но единственным законным средством освобождения было обращение в христианство.

Было много попыток привлечь поселенцев из Европы, которые экономически освободили Королевство от зависимости от арабского, сирийского и греческого населения, но значительная иммиграция и колонизация были за пределами возможностей средневековой Европы. Поэтому, хотя Франкское сельское население и росло, оно оставалось относительно малым, и армии крестоносцев тоже были маленькими, набранными из франкского населения городов. Это означало, что меньшинство уроженцев мероприятия должны были управлять большим и нелояльным населением арабов, греков и сирийцев.

После потери Иерусалима в 1187 году, фактически все население Франко и итальянцев ушло обратно в Европу. Повторный захват средиземноморского побережья в течение Третьего Похода позволило восстановить франкское население береговых городов. Города, оставшиеся имели более однородное западное католическое население, и остатки населения Королевства были преимущественно франкским и итальянским.


2.3. Экономика

Преобладание в области городов и присутствие итальянских торговцев привели к развитию экономики, которая была более коммерческой, чем сельскохозяйственной. Палестина всегда была пересечением торговых путей, теперь торговля распространилась и на Европу. Европейские товары, например, текстиль из Северной Европы появились на Ближнем Востоке и в Азии, тогда как азиатские товары транспортировались обратно в Европу. Итальянские города-государства получали огромные прибыли, что повлияло на их расцвет в последующие века.

Иерусалим также собирал деньги в виде дани, сначала от береговых городов, которые еще не были захвачены, а позже других соседних государств, таких как Дамаск и Египет, которые крестоносцы не могли завоевать. После того, как Болдуин I расширил свою власть над Трансиордании , Иерусалим также получал доход от налогообложения мусульманских караванов, проходивших из Сирии в Египет или Аравии. Денежная экономика Иерусалима означала, что частично проблема человеческого ресурса могла быть виришена через привлечение наемников, практика нетипична тогдашней Европе. Наемники могли быть как крестоносцами, так и мусульманскими солдатами, в том числе знаменитые туркополы.


2.4. Образование

Иерусалим был центром образования в королевстве. При церкви Гроба Господня существовала большая школа, относительное богатство класса торговцев означало, что их дети воспитывались там вместе с детьми знати - возможно, что Вильгельм Тирский был одноклассником будущего короля Болдуина III. В школе церкви Гроба Господня преподавали основные навыки чтения и письма на латыни, но высшее образование приходилось получать в одном из университетов Европы: создание университета было невозможным в культуре Иерусалима крестоносцев, где война была гораздо более важной, чем философия или теология. Однако, дворянство и большинство франкского населения имели высокий уровень грамотности: было много адвокатов и клерков, а изучение закона, истории и других академических наук были излюбленным времяпрепровождением королевского семейства и дворянства. Иерусалим также был обширную библиотеку не только древних и средневековых латинских работ, но и арабской литературы, многие из которой было очевидно восторженно от Усамы ибн Мункыз и его окружения в течение набега 1150-х. Церковь Гроба Господня также содержала королевские рукописные мастерские, где производились официальные документы королевства. За исключением латинского языка, стандартной грамотного языка средневековой Европы, простой народ Иерусалима крестоносцев также беседовал народными формами французского и итальянского языков, греческий, армянский и арабский также были несколько распространены среди франкских поселенцев.


2.5. Искусство и архитектура

В самом Иерусалиме величайшим архитектурным проектом было расширение Храма Гроба Господня в западном готическом стиле . Это расширение объединило все отдельные гробницы в одного здания и был завершен в 1149 году. За пределами Иерусалима, главным элементом строительства были замки и крепости: Крак и Монреаль в Трансиордании и Ибелин у Яффы - лишь несколько из большого числа этих замков.

Искусство государства крестоносцев было смесью западной, византийского и исламского стилей. В главных городах существовали бане , водопровод и другие передовые гигиенические сооружения, которых так не хватало во всем мире. Передовым примером искусства крестоносцев может считаться Псалтырь Мелисенды, что сейчас находится в Британской библиотеке , иллюминированную рукопись создан между 1135 и 1143 годами, и лепни назаретским капители. Живопись и мозаики были популярными формами искусства в королевстве, но многие из них уничтожили мамлюки в 13-м веке, только прочные крепости выдержали это нашествие.


3. Середина 12 века

3.1. Правление Мелисенды и Второй крестовый поход

После Балдуина II трон унаследовала его дочь Мелисенда, которая правила вместе со своим мужем Фулько Анжуйским. Во время их царствования был достигнут крупнейший культурный и экономическое развитие, символ которого - псалтырь Мелисенды, заказанный королевой между и годы. Фульк, знаменитый полководец, столкнулся с новым опасным врагом - атабек Мосула Зенги. Хотя Фульк удачно противостоял Зенги в течение своего правления, Гийом Тирский критиковал его за плохую организацию охраны границ. Фульк умер на охоте в 1143 году. Зенги воспользовался этим и захватил графство Эдесса в . Королева Мелисенда, ставшая регентом при своем сыне Болдуине III, назначила нового коннетабля Манассе ДьИержа, который возглавил армию после смерти Фулька. В году к королевству прибыли участники Второго крестового похода .


3.2. Альянс с Византией

Мелисанда управляла страной как регент, пока ее собственный сын Балдуин III не свалил ее правительство в году, но уже в следующем году он назначил его регентом и главным советником. Балдуин III отобрал Аскалон в Фатимидов , последний египетский аванпост на палестинском побережье. В то же время общее положение государств крестоносцев ухудшилось, поскольку Нур ад-Дин захватил Дамаск и объединил мусульманскую Сирию под своей властью.

Правительство Балдуина начал сталкиваться со значительными трудностями. Он стражджав от хронической нехватки людей и ресурсов для защиты королевства, а помощь с Запада почти исчезла. В поисках альтернативных союзников, Балдуин обратился за помощью к византийскому императору. Для укрепления защиты королевства против растущих мусульманских сил, он заключил первый прямой альянс с Византийской империей в истории королевства, женившись с Теодором Комнин, племянницей императора Мануила I Комнина . Мануил, в свою очередь, также женился на кузине Балдуина Марией. Как писал историк Вильгельм Тирский , Балдуин надеялся что Мануил сможет "за счет собственного благосостояния облегчить участь королевства и изменить его бедность на изобилие". Хотя Болдуин умер бездетным в 1162 году, через год после своей матери Мелисенды, королевство перешло к его брату Амальрика, который возобновил альянс с Византией. Значение альянса было продемонстрировано в 1164 году, когда крестоносцы потерпели очень серьезное в Харимський битве под стенами Антиоха. Принц Антиохський, Богемунд III попал в плен к

)
Иерусалим (1229-)
Акра (1244-)

Язык(и) латинский , старофранцузский и итальянский (распростр. тж. арабский и греческий) Форма правления вотчинная монархия Конституция Так называемые «Иерусалимские ассизы » История - Первый крестовый поход - Второй крестовый поход - Осада Иерусалима - Третий крестовый поход - Падение Акры К:Появились в 1099 году К:Исчезли в 1291 году

Иерусали́мское короле́вство (старофр. Roiaume de Jherusalem , лат. Regnum Hierosolimitanum ) - христианское государство, возникшее в Леванте в после завершения Первого крестового похода . Оно было уничтожено в с падением Акры .

Основание и ранняя история

Королевство было создано после захвата крестоносцами Иерусалима в 1099. Готфрид Бульонский , один из предводителей Первого крестового похода , был избран первым королём. Он отказался принять этот титул, не желая носить королевский венец там, где Спаситель носил терновый ; вместо этого он принял титул Advocatus Sancti Sepulchri («Защитник Гроба Господня»). Годфрид умер в следующем году, его брат и наследник Балдуин I не был столь благочестив и сразу принял титул «Король Иерусалима».

Балдуин удачно расширил королевство, захватив портовые города Акра , Сидон и Бейрут , а также утвердив своё владычество над государствами крестоносцев на Севере - графством Эдесса (им же основанном), княжеством Антиохия и графством Триполи . При нём увеличилось количество жителей - латинян, пришедших с Арьергардным крестовым походом , а также появился латинский патриарх . Итальянские города-государства (Венеция , Пиза и Генуя) начали играть важную роль в королевстве. Их флот участвовал в захвате портов, где они получали свои кварталы для торговли.

Жизнь в королевстве

Новое поколение, родившееся и выросшее в Леванте, считало Святую землю своей родиной и негативно относилось к вновь приезжающим крестоносцам. Также они часто были больше похожи на сирийцев, а не на франков. Многие знали греческий , арабский и другие восточные языки, женились на гречанках или армянках .

Середина XII столетия

Балдуину II наследовала его дочь Мелисенда , которая правила вместе со своим мужем Фульком Анжуйским . Во время их царствования было достигнуто наибольшее культурное и экономическое развитие, символ которого - псалтырь Мелисенды , заказанный королевой между и 1143 годами . Фульк, знаменитый полководец, столкнулся с новым опасным врагом - атабеком Мосула Занги . Хотя Фульк удачно противостоял Занги в течение своего правления, Гийом Тирский порицал его за плохое устройство охраны границ. Фульк умер на охоте в 1143. Занги воспользовался этим и захватил графство Эдесса в . Королева Мелисанда, ставшая регентом при своём сыне Балдуине III , назначила нового коннетабля Манассе Иерж , возглавившего армию после смерти Фулька. В в королевство прибыли участники Второго Крестового похода .

Бедствие и восстановление

Амори I наследовал его молодой сын, Балдуин IV . С ранних лет он узнал, что болен проказой , но это не помешало ему доказать, что он является деятельным и сильным правителем и хорошим военачальником. Он смог на время отодвинуть внешнюю угрозу от королевства, но его болезнь и ранняя смерть внесли новые междоусобицы и раздоры в и без того парализованную жизнь королевства.

После гибели Конрада на Изабелле женился его родственник Генрих II Шампанский .

Когда в 1229 году Иерусалимским королём стал Фридрих II Штауфен , ему удалось на время вернуть Иерусалим христианам, воспользовавшись противоречиями между мусульманскими правителями.

Захват Иерусалима в 1244 году хорезмийцами (остатками туркменских войск Джелал ад-Дина Манкбурны), призванными айюбидским султаном Египта Ас-Салих Наджм ад-Дин Айюб ибн Мухаммадом , ознаменовал конец христианского владычества над этим древним городом.

См. также

Напишите отзыв о статье "Иерусалимское королевство"

Литература

  • Браун Р., По следам крестоносцев: Путеводитель по замкам Израиля. - Модиин: Издательство Евгения Озерова, 2010. – 180 с., ил., ISBN 978-965-91407-1-8
  • Браун Р., По следам крестоносцев - 2: Исторический путеводитель по местам сражений Иерусалимского королевства. - Тель-Авив: Артель, 2013. – 167 с., ил.

Ссылки

  • на сайте

[лат. regnum Hierosolymitanum], христ. гос-во, основанное западноевроп. рыцарями в Палестине и прибрежной полосе Сирии после 1-го крестового похода. Состояло из собственно И. к. и вассальных гос-в - Антиохийского княжества , графств Триполи и Эдесса , к-рые, хотя и признали сюзеренитет И. к., фактически сохраняли независимость. И. к. просуществовало с 1099 по 1291 г. В период наибольшего могущества И. к. контролировало полосу земли шириной в 150 км от моря до Заиорданского плато и ок. 450 км в меридиональном протяжении от Эйлата до Бейрута.

Первым правителем И. к. был избранный рыцарями-крестоносцами Готфрид Бульонский . Он отказался принять титул короля и 22 июля 1099 г. был провозглашен «защитником Гроба Господня» (advocatus S. Sepulchri). После его смерти в 1100 г. возник вопрос о юридическом статусе нового гос. образования. Лат. патриарх Иерусалима Даиберт , под властью к-рого фактически оказался Иерусалим, стремился создать теократическое гос-во, но, не получив поддержки среди духовенства и баронов, был вынужден признать светского правителя - Балдуина I (1100-1118), брата Готфрида Бульонского. На Рождество 1100 г. Балдуин был коронован как «первый латинский король Иерусалима» (rex Latinorum Hierusalem primus). При нем были существенно расширены границы И. к., захвачены Арсуф, Бейрут, Сидон и Кесария, и вскоре он добился признания сюзеренитета над вассальными гос-вами - Антиохийским княжеством, графствами Триполи и Эдесса. При Балдуине I благодаря участникам арьергардного крестового похода (1101) в И. к. увеличилось количество жителей-латинян. Важную роль в королевстве стали играть итал. города-гос-ва (Венеция , Пиза и Генуя), к-рые в случае захвата портов получали там кварталы для торговли. После смерти Балдуина I правителем был выбран граф Эдессы Балдуин II (1118-1131), чья политика упрочила позиции крестоносцев. Но уже при преемнике Балдуина II, Фульке Анжуйском, к-рый в 1131-1143 гг. правил И. к. вместе с супругой Мелисендой († 1161), мусульм. Сирия начала объединяться под предводительством атабека Мосула Имада ад-Дина Зенги (1127-1147). В 1144 г. мусульмане взяли Эдессу. Сын Имада ад-Дина Зенги, Нур ад-Дин (1146-1174), правитель Халеба и Дамаска, объединил под своей властью всю Сирию. В Европе был организован 2-й крестовый поход (1147-1149), в котором приняли участие франц. кор. Людовик VII и герм. имп. Конрад III. Этот поход не принес существенных результатов.

В годы правления Балдуина III (1143 (с 1153 единолично) - 1162) и Амори I (1162-1174) И. к. сблизилось с Византийской империей и фатимидским Египтом, но крах последнего привел к подчинению объединившихся Сирии и Египта Салах-ад-Дину , к-рый провозгласил себя султаном. Кор. Балдуин IV Прокаженный (1174-1185), а затем его племянник Балдуин V (1185-1186) могли бы выступить против Салах-ад-Дина, но политика последующих правителей (Ги Лузиньяна и др.) привела И. к. к краху. В 1187 г. Салах-ад-Дин разгромил войско крестоносцев при Хаттине и захватил большую часть королевства, в т. ч. и Иерусалим. В руках крестоносцев оставался лишь порт Тир, откуда Конрад Монферратский начал военную кампанию против мусульман. В ходе 3-го крестового похода (1189-1192), в к-ром приняли участие западноевроп. государи (герм. имп. Фридрих I Барбаросса , франц. кор. Людовик VII, англ. кор. Ричард I Львиное Сердце), христианами были отвоеваны некоторые важные стратегические пункты, в частности Акра. Возникло новое королевство (т. н. Второе И. к.). Оно сохранило прежнее название, несмотря на то что Иерусалим был утрачен (столицей нового гос-ва стала Акра, или Сен-Жан-д"Акр, ныне г. Акко , Израиль).

Первый правитель нового гос-ва Конрад Монферратский 24 апр. 1192 г. был убит асассинами (см. Неоисмаилиты). Его преемники, короли Генрих Шампанский (1192-1197), Амори II Лузиньян (брат Ги Лузиньяна; 1197-1205), стремились защищать границы И. к. Амори II удалось восстановить прибрежную полосу И. к. от Яффы до Бейрута. Преемницей Амори II стала Мария Монферратская (1205-1212; до 1210 правила вместе с регентом Жаном Ибелином). Ее муж Иоанн Бриенний в 1210-1212 гг. как король, а после смерти супруги как регент (1212-1225) при дочери Изабелле (Иоланте) возглавлял военную кампанию в Египте. В 1219 г. ему удалось взять порт Дамиетту (ныне Думьят, Египет) и добиться от султана Египта согласия обменять его на Иерусалим. Сделка не удалась из-за сопротивления папского легата.

Чтобы получить помощь с Запада, Иоанн Бриенний выдал дочь Изабеллу замуж за герм. имп. Фридриха II Гогенштауфена, к-рый сверг своего тестя с престола и встал во главе И. к. Путем переговоров с мусульм. правителями имп. Фридриху II удалось вернуть Иерусалим. По договору, подписанному 18 февр. 1229 г. в Яффе, перемирие с егип. султаном аль-Камилем продлевалось на 10 лет 5 месяцев и 40 дней; оговаривались территориальные уступки для франков: Сидонская сеньория (без Бофора) в своих прежних границах, сеньория Торона, область Назарета и Сефории, земли Лидды и Рамлы, «дорога паломников», Вифлеем и Иерусалим возвращались христианам (в Иерусалиме священные для мусульман места - мечеть Аль-Акса и мечеть Куббат-эс-Сахра (Купол скалы) - оставались в их руках, никому из христиан входить туда не дозволялось). Император также обещал султану помощь в борьбе против его врагов, как мусульман, так и христиан. Фридрих II вступил в Иерусалим 17 марта 1229 г., провозгласив себя на следующий день правителем И. к. Политикой Фридриха II в И. к. были недовольны бароны. Начавшиеся «ломбардские войны» между императором и баронами завершились в 1243 г. победой баронской коалиции. Сохранив формальное господство Гогенштауфенов, бароны пытались организовать коллегиальное правление под главенством Иоанна (Жана) Ибелина, потом его сына Балиана. В 1244 г. Иерусалим был вновь взят мусульманами.

С 1250 по 1254 г. гос-вом правил организатор 7-го и 8-го крестовых походов франц. кор. Людовик IX Святой , но после его отъезда усилились анархия, соперничество генуэзцев и венецианцев («война св. Саввы») и распри между претендентами на престол (Гуго III и Карлом Анжуйским). Мамлюкский султан Бейбарс захватывал города и крепости И. к. В 1291 г. пал последний оплот крестоносцев на Востоке - крепость Сен-Жан-д"Акр.

И. к. занимало только юж. часть владений крестоносцев - от Аскалона на юге до Бейрута на севере. Кроме Иерусалима ему принадлежали города Наблус, Акра и Тир; они же составляли часть королевского домена. Вся остальная территория распадалась на 4 баронства и др. сеньории. Баронствами считались княжество Галилея со столицей в Тивериаде, графство Яффы и Аскалона, сеньория Сидона, сеньория Керака. Правители этих владений обладали правом иметь свой суд, чеканить монету и иметь собственную печать. Бароны являлись вассалами короля. Кроме 4 баронств в И. к. было 22 крупные сеньории - Арсуф, Хеврон, Бейрут, Ибелин и др. Значительным влиянием обладали католич. иерархи: за помощь и участие в крестовых походах Римско-католическая Церковь получила обширные земельные владения.

Королевская власть в И. к. существенно ограничивалась Высокой палатой (Haute Cour), состоявшей из представителей высшей знати и рыцарства. Специальные законоположения (ассизы) Высокой палаты определяли порядок феодальной службы, права сеньоров, обязанности вассалов, принципы юрисдикции, касавшиеся высших слоев И. к. Для простолюдинов был учрежден др. суд - Палата горожан (Cour des Bourgeois). Впосл. законоположения обеих палат составили правовой кодекс «Иерусалимские ассизы» (Assises de royaume de Jérusalem), куда также вошли юридические трактаты, написанные, в частности, Иоанном (Жаном) Ибелином.

Знать в И. к. жила в основном в Иерусалиме и др. крупных городах, владела как земельными, так и безантными (в виде доходов от торговли, поступлений от рыночных налогов и проч.) фьефами. Итал. города обеспечивали связь И. к. с Зап. Европой, но, поскольку целью их торговли были внешние рынки, в И. к. не создалось предпосылок для экономической и политической консолидации. Связи между отдельными гос-вами крестоносцев и сеньориями были весьма слабыми. Вместе с тем у И. к. были тесные контакты с Киликийской Арменией и Византийской империей, «восточные» черты социальной и политической организации к-рых оно унаследовало. На социальные структуры И. к. повлияли и прежде существовавшие мусульм. институты. Уже после 1-го крестового похода и взятия Иерусалима большая часть рыцарей вернулась в Зап. Европу. За счет последующей эмиграции с Запада увеличивалось население зап. владений на Востоке, с течением времени получивших общее название «Outremer» (Заморье). В целом И. к. представляло собой гос-во, где небольшая прослойка западных рыцарей правила араб. и сир. населением.

Римско-католическая Церковь стремилась держать под контролем церковные владения на Востоке (о Иерусалимском лат. Патриархате см. ст. Латинские Патриархаты). Не реже 1 раза в год Св. землю посещали папские легаты, папы нередко вмешивались в выборы лат. Иерусалимского патриарха. Местное христ. население было подчинено лат. церковной иерархии. Большинство правосл. архиереев перебрались в Византию, где сохранялась ветвь Иерусалимских патриархов в изгнании. В то же время в источниках XII-XIII вв. упоминаются неск. правосл. епископов, живших в И. к. Они рукополагали священников и отправляли богослужение для местного восточнохрист. населения, но не обладали адм. властью. Католич. прелаты не вмешивались во внутреннюю жизнь палестинских арабов-христиан, которые, выплачивая установленные сборы лат. епископам, продолжали вести богослужение по визант. обряду и поминать на литургии правосл. патриархов в изгнании.

Армия И. к. была немногочисленной и состояла в основном из «латинян». Недостаток войск в значительной степени компенсировался созданием духовно-рыцарских орденов. Ордены тамплиеров и госпитальеров (см. Мальтийский орден) были созданы в нач. XII в. Они подчинялись непосредственно папе Римскому, в основном были самостоятельными и не несли воинскую повинность, хотя на самом деле участвовали во всех главных сражениях. Франки, родившиеся и выросшие на лат. Востоке, считали Св. землю своей родиной и негативно относились к вновь приезжающим крестоносцам. Нек-рые из них знали греч., араб. и др. вост. языки, женились на вост. женщинах.

Благодаря мусульманско-христ. контактам в И. к. быт и нравы крестоносцев подверглись существенной ориентализации: они стали украшать дома коврами, добавлять в пищу специи, посещать бани и проч. Искусство И. к. представляло собой своеобразную смесь зап., визант. и мусульм. стилей. Крестоносцами были построены крепости Крак-де-Моав (ныне Эль-Карак, Иордания), Монфор, Бофор и др. Мн. архитектурные сооружения крестоносцев целенаправленно разрушались: культовые постройки в Иерусалиме уничтожены после 1187 г., большинство замков после их взятия мусульманами срыто. Из художественных мастерских г. Сен-Жан-д"Акр происходят иллюминированные рукописи исторических и литургических сочинений, из которых наиболее известна иллюминированная Псалтирь кор. Мелисенды (Melisende Psalter - Lond. Brit. Lib. Egerton, 1139). В И. к. было создано немало лит. и исторических сочинений, представляющих большой интерес для исследователей (в частности, «Хроника» Вильгельма Тирского).

Ист.: Fulcherii Carnotensis Historia Hierosolymitana / Hrsg. H. Hagenmeyer. Hdlb., 1913; Willelmi Tyrensis archiepiscopi Chronicon / Ed. R. B. C. Huygens. Turnhout, 1986. 2 vol.; La Continuation de Guillaume de Tyr (1184-1197) / Éd. M. R. Morgan. P., 1982; Regesta regni Hierosolymitani, 1097-1291 / Ed. R. Röhricht. Oeniponti, 1893-1904. N. Y., 1960r. 2 vol.; Le cartulaire du chapitre du Saint-Sépulcre de Jérusalem / Publ. par G. Bresc-Bautier. P., 1984; Papsturkunden für Kirchen in Heiligen Lande / Hrsg. v. R. Hiestand. Gött., 1985; Jerusalem Pilgrimage, 1099-1185 / Ed. J. Wilkinson. L., 1988; Die Kanzlei der lateinischen Könige von Jerusalem. Hannover, 1996. 2 vol.

Лит.: Dodu G. Histoire des institutions monarchiques dans le Royaume latin de Jérusalem. P., 1894; Grousset R. Histoire des croisades et du royaume franc de Jérusalem. P., 1934-1936, 19912. 3 vol.; Richard J. Le Royaume latin de Jérusalem. P., 1953 (рус. пер.: Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство. СПб., 2002); Prawer J. Histoire du Royaume latin de Jérusalem. P., 1969-1970, 20072. 2 vol.; idem. Crusader Institutions. Oxf.; N. Y., 1980; Runciman S. A History of the Crusades. Camb., 1975. 3 vol.; Mayer H. E. Bistümer, Kloster und Stifte im Königreich Jerusalem. Stuttg., 1977; Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980; Hamilton B. The Latin Church in the Crusader States: The Secular Church. L., 1980; Outremer: Stud. in the History of the Crusading Kingdom of Jerusalem presented to J. Prawer / Ed. B. Z. Kedar, H. E. Mayer, R. C. Smail. Jerusalem, 1982; Hoch M. Jerusalem, Damaskus und der Zweite Kreuzug: Konstitutionelle Krise und äussere Sicherheit des Kruezfahrerkönigreiches Jerusalem, A. D. 1126-1154. Fr./M., 1993; Pringle R. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb., 1993-2007. 3 vol.; Mayer H. E. Kings and lords in the Latin Kingdom of Jerusalem. Aldershot; Brookfield, 1994; Лучицкая С. И. «Иерусалимские ассизы» - памятник средневекового права // Из истории социально-политической и культурной жизни античного мира и средневековья. М., 1985. С. 79-95; она же. Источниковедческие особенности «Иерусалимских ассиз» в медиевистике XIX-XX вв. // СВ. 1988. Вып. 51. С. 51-68; она же. Как умирали иерусалимские короли // В своем кругу: Индивид и группа на Западе и Востоке Европы до начала Нового времени / Ред.: М. А. Бойцов, А. Г. Эксле. М., 2003. С. 191-229.

С. И. Лучицкая

государство, созданное участниками 1-го крестового похода после захвата ими Иерусалима в 1099 г. Состояло из собственно И. К. и вассальных государств: Триполи и Эдесса и княжества Антиохия. Первый правитель - Готфрид Бульонский. Основные военные силы - ордена иоаннитов и тамплиеров - не могли противостоять натиску мусульман, усилившемуся с середины XII в. В 1187 г. египетский султан Салаж-аддин захватил Иерусалим. В 1291 г. пал последний оплот крестоносцев - г. Акра.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Иерусалимское королевство

государство, созданное участниками 1-го Крестового похода после захвата ими Иерусалима в 1099 г. Территориально оформилось в начале 12 в. после новых завоеваний крестоносцев в Восточном Средиземноморье. В Иерусалимское королевство помимо собственно Иерусалима входили графства Триполи и Эдесса и княжество Антиохия. Первым правителем Иерусалимского королевства был Готфрид Бульонский. Крестоносцы воздвигли на территории Иерусалимского королевства много замков и крепостей, значительное развитие получили города и торговля. Выгодное географическое положение Иерусалимского королевства способствовало развитию отношений с западно-европейскими государствами, Византией и мусульманским Востоком. В 1137 г. Византией было подчинено Антиохийское княжество, в 1144 г. турки-сельджуки захватили Эдессу. Неустойчивое положение Иерусалимского королевства усугубилось внутренними распрями основных военных сил - орденов иоаннитов и тамплиеров, соперничеством итальянских купцов и другими. В 1187 г. египетский султан Салах-ад-Дин занял Иерусалим и большую часть королевства. В конце 13 в. почти все города были захвачены египетскими мамлюками. В 1291 г. пала Акра - последний оплот крестоносцев.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИЕРУСАЛИМСКОЕ КОРОЛЕВСТВО

гос-во, осн. европ. феодалами в результате 1-го крестового похода в 1099 в Палестине и Сирии и существовавшее до кон. 12 в. Состояло из собственно И. к. (Палестина) и 3 вассальных гос-в, фактически сохранявших независимость: Антиохийского княжества, Эдесского графства и графства Триполи. Осн. массу трудящихся в И. к. составляли крепостные (вилланы) из покоренного населения. Размер их повинностей часто зависел от произвола сеньоров. В И. к. существовало также рабство. На терр. И. к. находились крупные феод. владения, подвассальные королю; они подразделялись на более мелкие феоды, наследств. владельцы к-рых обязаны были воен. службой сюзерену и пользовались в своих поместьях большой политич. самостоятельностью. Нередко рыцарям в феод наряду с землей (или взамен нее) жаловались различные виды доходов с торговли (сбор пошлин). Королев. власть была ограничена Высокой палатой - воен.-политич. советом королев. вассалов. В 60-х гг. 12 в. были предприняты попытки усиления королев. власти путем непосредств. подчинения всех ленников короне, однако эти попытки не увенчались успехом. Влият. силой в И. к. было высшее католич. духовенство, владевшее обширными поместьями, отобранными, в частности, у мусульм. и местных христ. церквей. Города не имели самоуправления; исключение представляли управлявшиеся консулами и подчиненные своим метрополиям привилегированные поселения итальянских купцов в портовых городах (Акра, Тир, Яффа и др.), ставших важными центрами левантийской торговли. Восстания жестоко эксплуатируемого местного населения, особенно крестьян и ремесленников, в условиях феод. раздробленности и немногочисл. рыцарства, соперничество и конфликты между феодалами-крестоносцами, войны гос-в крестоносцев друг с другом, с мусульм. гос-вами и с Византией, наконец, текучесть рыцарского населения, отсутствие регулярной поддержки из Зап. Европы - все это обусловило непрочность и недолговечность И. к. Его осн. силу составляли воен.-монашеские ордена тамплиеров и иоаннитов, к-рые, враждуя друг с другом, не смогли оказать эффективного отпора натиску мусульман, усилившемуся с сер. 12 в. В 1144 произошла битва, в результате к-рой Эдесса была захвачена сельджуками. В 1187 султан Салах-ад-дин разгромил войско крестоносцев при Хаттине, близ Тивериадского оз., после чего овладел Иерусалимом и б. ч. королевства. Остатки владений крестоносцев были завоеваны егип. мамлюками в кон. 13 в., столица этого т. н. 2-го И. к. - г. Акра - пала в 1291. Лит.: Заборов М. A., Крестовые походы, M., 1956; Richard J., Le royaume latin de J?rusalem, P., 1953. M. A. Заборов. Москва. -***-***-***- Иерусалимское королевство в XI - XIII вв.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Иерусалимское королевство

Иерусали?мское короле?вство было христианским королевством, возникшим в Леванте в 1099 после завершения Первого Крестового похода. Оно было уничтожено в 1291 с падением Акры.

Основание и ранняя история

Королевство было создано после захвата крестоносцами Иерусалима в 1099. Готфрид Бульонский, один из лидеров Первого крестового похода, был избран первым королем. Он отказался принять этот титул, не желая носить королевский венец там, где Спаситель носил терновый; вместо этого он принял титул Advocatus Sancti Sepulchri («Защитник Гроба Господня»). Годфрид умер в следующем году, его брат и наследник, Балдуин I, не был столь благочестив и сразу принял титул «Король Иерусалима».

Балдуин удачно расширил королевство, захватив портовые города, Акра, Сидон и Бейрут, а также утвердив свой сюзеренитет над государствами крестоносцев на Севере - графством Эдесса (им же основанном), княжеством Антиохия и графством Триполи. При нем увеличилось количество жителей - латинян, пришедших с Арьергардным крестовым походом, а также появился латинский патриарх. Итальянские города-государства (Венеция, Пиза и Генуя) начали играть важную роль в королевстве. Их флот участвовал в захвате портов, где они получали cвои кварталы для торговли.

Балдуин умер в 1118 и не оставил наследников, его преемником стал его кузен Балдуин де Бурк, граф Эдессы. Балдуин II также был способным правителем, и, хотя он несколько раз в течение правления попадал в плен к сельджукам, границы государства расширялись, а в 1124 был взят Тир.

Жизнь в королевстве

Новое поколение, родившееся и выросшее в Леванте, считало Святую Землю своей Родиной и негативно относилось к вновь приезжающим крестоносцам. Также, они часто были похожи на сирийцев, а не на франков. Многие знали греческий, арабский и другие восточные языки, женились на гречанках или армянках.

Как писал Фульхерий Шартрский: «Мы, жители Запада, стали жителями Востока; тот, кто был римлянином или франком, превратился здесь в галилеянина или обитателя Палестины; тот, кто проживал в Реймсе или Шартре, видит себя горожанином из Тира или Антиохии» .

Устройство во многом основывалось на феодальных порядках тогдашней Западной Европы, но с многими важными отличиями. Королевство располагалось на небольшой территории, земель, пригодных для сельского хозяйства, было немного. С древних времен в этом регионе вся экономика сосредотачивалась в городах, в отличие от средневековой Европы. Феодалы, владея землями, тем не менее предпочитали жить в Иерусалиме и других городах.

Как и в Европе, бароны имели вассалов, при этом являясь вассалами короля. Сельское хозяйство основывалось на мусульманском варианте феодальной системы - iqta (система наделов), этот порядок не был изменен. Хотя мусульмане (а также евреи и восточные христиане) преследовались в некоторых городах и не имели права жить в Иерусалиме, в сельских районах они жили как и прежде. «Rais», лидер общины, был своеобразным вассалом барона, владевшего землей, а поскольку бароны жили в городах, общины имели высокую степень автономии. Они поставляли войскам королевства продовольствие, но не несли военной службы, в отличие от Европы; аналогично и итальянцы не несли никаких повинностей, несмотря на проживание в портовых городах. В итоге армия королевства была немногочисленной и состояла из франков - жителей городов.

Преобладание в области городов и присутствие итальянских торговцев привели к развитию экономики, которая была более коммерческой, чем сельскохозяйственной. Палестина всегда была пересечением торговых путей; теперь торговля распространилась и на Европу. Европейские товары, например, текстиль из Северной Европы появились на Ближнем Востоке и в Азии, тогда как азиатские товары транспортировались обратно в Европу. Итальянские города-государства получали огромную прибыль, что повлияло на их расцвет в следующие века.

Поскольку знатные сеньоры больше жили в Иерусалиме, чем в провинции, они имели гораздо большее влияние на короля, чем это было в Европе. Знатные бароны составляли Высший совет, одну из ранних форм парламента в Западной Европе. Совет состоял из епископов и влиятельных баронов, отвечал за выборы короля, предоставление денег королю, мобилизацию армий.

Недостаток войск в значительной степени компенсировался созданием духовно-рыцарских орденов. Ордена тамплиеров и госпитальеров были созданы в первые годы королевства и часто заменяли баронов в провинции. Их лидеры находились в Иерусалиме, жили в огромных замках и часто покупали земли, которые бароны не могли защитить. Ордена находились непосредственно под папским управлением, а не королевским; они были в значительной степени самостоятельны и не обязаны были нести воинскую повинность, однако, на деле, участвовали во всех главных сражениях.

Важными источниками информации по жизни королевства являются труды Вильгельма Тирского и мусульманского писателя Усамы ибн Мункыза.

Середина XII столетия

Балдуину II наследовала его дочь Мелисенда, которая правила вместе со своим мужем Фульком Анжуйским. Во время их царствования было достигнуто наибольшее культурное и экономическое развитие, символ которого - псалтырь Мелисенды, заказанный королевой между 1135 и 1143 годами. Фульк, знаменитый полководец, столкнулся с новым опасным врагом - атабеком Мосула Зенги. Хотя Фульк удачно противостоял Зенги в течение своего правления, Гийом Тирский критиковал его за плохую организацию охраны границ. Фульк умер на охоте в 1143. Зенги воспользовался этим и захватил графство Эдесса в 1146. Королева Мелисанда, ставшая регентом при своем сыне Балдуине III, назначила нового Манассе Д’Иерж, возглавившего армию после смерти Фулька. В 1147 в королевство прибыли участники Второго Крестового похода.

Встретившись в Триполи, лидеры крестоносцев, король Франции Людовик VII и король Германии Конрад III, решили атаковать дружественного королевству Эмира Дамаска, как наиболее уязвимого противника, несмотря на договор между Дамаском и Иерусалимским королевством. Это было полным противоречием советам Мелисанды и Манассе, считавшим главным противником - Алеппо, победа над которым давала возможность вернуть Эдессу. Крестовый поход закончился в 1148 полным провалом. Мелисанда управляла страной как регент, пока Балдуин III не сверг ее правительство в 1153, но уже в следующем году Балдуин назначил ее регентом и главным советником. Балдуин III отобрал Аскалон у Фатимидов, последний египетский аванпост на палестинском побережье. В то же время общее положение крестоносных государств ухудшилось, так как Нур-Ад-Дин захватил Дамаск и объединил мусульманскую Сирию под своей властью.

Балдуин III умер в 1162, на год позже своей матери, ему наследовал его брат, Амори. Его правление сопровождалось противостоянием с Нур-Ад-Дином и коварными попытками не допустить захват Египта Саладином. Хотя и при поддержке византийского императора, Мануила Комнина, Амори провалил военную операцию против Египта. Амори и Нур-Ад-Дин умерли в 1174.

Бедствие и восстановление

Амальрику наследовал его молодой сын, Балдуин IV. С ранних лет он узнал, что он болен проказой. Балдуин, однако, доказал, что он является эффективным и энергичным королем и военным командующим.

Балдуин IV умер весной 1185, и Балдуин V стал королем.

Потеря Иерусалима и Третий Крестовый поход

Последующее падение Иерусалима по существу закончило первое Королевство Иерусалима. Захват города потряс Европу, приводя к Третьему Крестовому походу, который был начат в 1189, во главе с Ричардом Львиное Сердце и Филипом Августом (Фридрих Барбаросса умер в пути).

В 1192 Ричард Львиное Сердце стал посредником в достигнутом в дальнейшем соглашении, в силу которого маркграф Конрад Монферратский стал королем Иерусалимским, а Ги де Лузиньяну был предоставлен Кипр. В том же году Конрад пал от руки убийцы в Тире.

После гибели Конрада, на Изабелле женится его родственник Генрих II Шампанский.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Герб Иерусамлиского королевства

Крест крестоносцев представляет собой пять золотых крестов на серебряном фоне. Считается, что крест был взят в качестве герба норманнским завоевателем . После завершения Первого крестового похода и освобождения Иерусалима от власти мусульман в 1099 году , став правителем Иерусалима, по его словам, «не мог принять золотой венец там, где Христос принял венец терновый», отказался от королевского достоинства и принял титул «Хранитель и защитник Гроба Господня». Однако в реальности изображённый крест - это «Крест Иерусалима» («Иерусалимский Крест»). «Крест крестоносцев» - это чаще всего красный (алый) равносторонний или же с более длинной вертикальной частью и более короткой поперечной) прямой крест на белом или любом ином фоне, который был отличительным знаком участника Крестовых походов.

Есть мнение, что именно от таких «нашивок крестоносцев», которые носили и которыми гордились воины, вернувшиеся с Востока, идёт традиция европейских наградных орденов, многие из которых также имеют форму крестов. Крест крестоносцев (или иерусалимский крест) часто используется на покрывалах на алтаре. Большой крест - символ Христа, четыре маленьких - символ четырёх Апостолов, авторов четырёх Евангелий, распространяющих учение на все четыре стороны света.

Пять крестов, соединённых в один символ, могут символизировать раны Христа, которые он получил во время распятия. Также Иерусалимский крест может символизировать обретённые в св. Земле (Палестине и сопредельных странах) христианские реликвии - 4 гвоздя, которыми было прибито тело Христа и сам крест распятия (по крайней мере, именно такое значение вкладывалось в Иерусалимский крест в период до Крестовых походов).

Крепость Акко

В 1104 году после Первого крестового похода Акко был завоеван Балдуином I. В 1187 году Саладин взял город почти без боя, но уже в 1191 году во время 3-го крестового похода после двухлетней осады Акко был отвоёван войсками крестоносцев под командованием французского короля Филиппа Августа и английского короля Ричарда Львиное Сердце. Город стал столицей Иерусалимского королевства крестоносцев в Палестине и был окружён мощными оборонительными сооружениями. Город получил новое название - Сен-Жан д’Акр.

Военные рыцарские ордена госпитальеров, тамплиеров, а позднее и Тевтонский орден обрели в Акко собственные кварталы. Они строили здесь жилые дома, склады, больницы, церкви и административные здания. В разных концах города выросло более 40 церквей и 23 монастыря. Ни один город крестоносцев не дошёл до наших дней в таком сохранном состоянии, как Акко.

Госпитальеры, тамплиеры, Тевтонский орден, купцы Генуи, Венеции и Пизы, проживавшие в городе-крепости, постоянно спорили за сферы влияния. В 1256 году между венецианцами и генуэзцами вспыхнул вооружённый конфликт, известный как Война святого Саввы, в который позднее были втянуты и рыцари обоих орденов. И в 1291 году раздираемый междоусобицами город крестоносцев прекратил своё существование после его штурма войсками мамлюков под предводительством султана аль-Ашраф Халиля. Мамлюки разрушили Акко и вырезали большую часть его христианского и еврейского населения. При осаде города были разрушены церковь и монастырь, погибли 14 аббатов и более 60 послушников.

Четыре главные вассальные синьории Иерусалимского королевства

Другие зависимые от Иерусалимского королевства феодальные владения

Иерусалимское королевство
Roiaume de Jherusalem (старофранцузск.), Regnum Hierosolimitanum (латин.)

Раздел находится в разработке!

Иерусалимское королевство - христианское государство, возникшее в Леванте в 1099 году после завершения Первого крестового похода. Оно было уничтожено в 1291 году с падением Акры.

Основание и ранняя история

Королевство было создано после захвата крестоносцами Иерусалима в 1099 году. , один из предводителей Первого крестового похода, был избран первым королём. Он отказался принять этот титул, не желая носить королевский венец там, где Спаситель носил терновый; вместо этого он принял титул Advocatus Sancti Sepulchri («Хранитель и защитник Гроба Господня»). умер в следующем году, его брат и наследник не был столь благочестив и сразу принял титул «король Иерусалима».

Удачно расширил королевство, захватив портовые города Акра, Сидон и Бейрут, а также утвердив своё владычество над государствами крестоносцев на Севере - графством Эдесса (им же основанном), княжеством Антиохия и графством Триполи. При нём увеличилось количество жителей - латинян, пришедших с Арьергардным крестовым походом, а также появился латинский патриарх. Итальянские города-государства (Венеция, Пиза и Генуя) начали играть важную роль в королевстве. Их флот участвовал в захвате портов, где они получали свои кварталы для торговли.

В 1080 году в Иерусалиме орден иоаннитов (госпитальеров) основал госпиталь для паломников. Другой монашеский орден - тамплиеры - обосновался в храме, переделанном из мечети аль-Акса.

Умер в 1118 году, не оставив наследников. Его преемником стал его кузен , граф Эдессы. также был способным правителем, и, хотя он несколько раз в течение правления попадал в плен к сельджукам, границы государства расширялись, а в 1124 году был взят Тир.

В 969 году Аббассиды должны были уступить Иерусалим египетским Фатимидам, а у этих последних он был в 1077 году отнят Ортокидами, ветвью Сельджуков, которые стали подвергать христианских пилигримов жестоким преследованиям, чем и вызвали крестовые походы. После того, как Фатимиды, в 1098 году, вновь овладели Иерусалимом, он 15 июля 1099 года завоеван был французскими крестоносцами, под предводительством Готфрида Бульонского, и снова сделался столицей независимого государства, которое, при брате и преемнике , под именем Иерусалимского королевства на короткое время достигло, в середине XII столетия высокой степени процветания.

Жизнь в королевстве

Новое поколение, родившееся и выросшее в Леванте, считало Святую землю своей родиной и негативно относилось к вновь приезжающим крестоносцам. Также они часто были больше похожи на сирийцев, а не на франков. Многие знали греческий, арабский и другие восточные языки, женились на гречанках или армянках.

Как писал Фульхерий Шартрский: «Мы, жители Запада, стали жителями Востока; тот, кто был римлянином или франком, превратился здесь в галилеянина или обитателя Палестины; тот, кто проживал в Реймсе или Шартре, видит себя горожанином из Тира или Антиохии».

Устройство во многом основывалось на феодальных порядках тогдашней Западной Европы, но с многими важными отличиями. Королевство располагалось на небольшой территории, земель, пригодных для сельского хозяйства, было немного. С древних времён в этом регионе вся экономика сосредотачивалась в городах, в отличие от средневековой Европы. Феодалы, владея землями, тем не менее предпочитали жить в Иерусалиме и других городах.

Как и в Европе, бароны имели вассалов, при этом являясь вассалами короля. Сельское хозяйство основывалось на мусульманском варианте феодальной системы - iqta (свод наделов), этот порядок не был изменён. Хотя мусульмане (а также иудеи и восточные христиане) преследовались в некоторых городах и не имели права жить в Иерусалиме, в сельских районах они жили как и прежде.

«Rais», староста общины, был своеобразным вассалом барона, владевшего землёй, а поскольку бароны жили в городах, общины имели высокую степень независимости. Они поставляли войскам королевства продовольствие, но не несли военной службы, в отличие от Европы; подобно и итальянцы не несли никаких повинностей, несмотря на проживание в портовых городах. В итоге армия королевства была немногочисленной и состояла из франков - жителей городов.

Преобладание в области городов и присутствие итальянских купцов привели к развитию экономики, которая была более торговой, чем сельскохозяйственной. Палестина всегда была пересечением торговых путей; теперь торговля распространилась и на Европу. Европейские товары - например, текстиль из Северной Европы - появились на Ближнем Востоке и в Азии, тогда как азиатские товары отправлялись в Европу. Итальянские города-государства получали огромную прибыль, что повлияло на их расцвет в следующие века.

Поскольку знатные сеньоры больше жили в Иерусалиме, чем в провинции, они имели гораздо большее влияние на короля, чем это было в Европе. Знатные бароны составляли Высший совет, одну из ранних форм парламента в Западной Европе. Совет состоял из епископов и влиятельных баронов, отвечал за выборы короля, предоставление денег королю, созыв войск.

Недостаток войск в значительной степени возмещался созданием духовно-рыцарских орденов. Ордена тамплиеров и госпитальеров были созданы в первые годы королевства и часто заменяли баронов в провинции. Их лидеры находились в Иерусалиме, жили в огромных замках и часто покупали земли, которые бароны не могли защитить. Ордена находились непосредственно под папским управлением, а не королевским; они были в значительной степени самостоятельны и не обязаны были нести воинскую повинность, однако, на деле, участвовали во всех главных сражениях.

Важными источниками сведений по жизни королевства являются труды Вильгельма Тирского и мусульманского писателя Усамы ибн Мункыза.

Середина XII столетия

Наследовала его старшая дочь - принцесса , которая правила вместе со своим мужем Фульком Анжуйским. Во время их царствования было достигнуто наибольшее культурное и экономическое развитие, символ которого - псалтырь Мелисенды, заказанный королевой между 1135 и 1143 годами. Фульк, знаменитый полководец, столкнулся с новым опасным врагом - атабеком Мосула Занги. Хотя Фульк удачно противостоял Занги в течение своего правления, Гийом Тирский порицал его за плохое устройство охраны границ. Фульк умер на охоте в 1143 году. Занги воспользовался этим и захватил графство Эдесса в 1146 году. Королева , ставшая регентом при своём сыне Балдуине III, назначила нового коннетабля Манассе Иерж, возглавившего армию после смерти Фулька. В 1147 году в королевство прибыли участники Второго Крестового похода.

Встретившись в Триполи, предводители крестоносцев, король Франции Луи VII Молодой и король Германии Конрад III Штауфен, решили атаковать дружественного королевству эмира Дамаска, как наиболее уязвимого противника, несмотря на договор между Дамаском и Иерусалимским королевством. Это было полным противоречием советам и Манассе, считавшим главным противником - Алеппо, победа над которым давала возможность вернуть Эдессу.

Крестовый поход закончился в 1148 года полным провалом. управляла страной как регент, пока Балдуин III не сверг её правительство в 1153 году, но уже в следующем году Балдуин назначил её регентом и главным советником. Балдуин III отобрал Аскалон у Фатимидов, последнюю египетскую крепость на палестинском побережье. В то же время общее положение крестоносных государств ухудшилось, так как Нур ад-Дин захватил Дамаск и объединил мусульманскую Сирию под своей властью.

Балдуин III умер в 1162 году, на год позже своей матери, ему наследовал его брат, Амори. Его правление сопровождалось противостоянием с Нур-Ад-Дином и коварными попытками не допустить захват Египта Саладином. Хотя и при поддержке византийского императора, Мануила Комнина, Амори провалил военный поход против Египта. Амори и Нур-Ад-Дин умерли в 1174 году.

Амори I наследовал его молодой сын, Балдуин IV. С ранних лет он узнал, что болен проказой, но это не помешало ему доказать, что он является деятельным и сильным правителем и хорошим военачальником. Он смог на время отодвинуть внешнюю угрозу от королевства, но его болезнь и ранняя смерть внесли новые междоусобицы и раздоры в и без того парализованную жизнь королевства.

Балдуин IV умер весной 1185 года, титул короля перешёл к его племяннику, малолетнему Балдуину V. Регентом стал граф Раймунд Трипольский. Балдуин V был слабым ребёнком и умер летом 1186 года.

В королевстве назревал конфликт. Симпатии дворянства расходились - Рено де Шатильон и другие бароны считали законной преемницей Сибиллу, а партия Раймунда III, вдовствующей королевы Марии Комнины и Ибелинов желала видеть на троне дочь Марии Изабеллу.

Противники Сибиллы заявили, что она не имеет права претендовать на трон, так как вследствие того, что брак её родителей был аннулирован, является незаконнорождённой. Но это обвинение не имело силы: ещё в 1163 году церковь Иерусалима признала Сибиллу законной преемницей Амори I. В итоге, несмотря на протесты одной стороны и при поддержке другой, Высшая курия приняла решение передать корону Иерусалима Сибилле. Её положение укрепилось, когда Онфруа IV, муж Изабеллы и пасынок Рено де Шатильона, лично прибыв в Иерусалим, присягнул ей и Ги де Лузиньяну на верность, таким образом отказавшись претендовать на трон.

Высшая курия поставила условие, что коронация может состояться только в том случае, если Сибилла разведётся с Ги де Лузиньяном. Выбор нового мужа был оставлен на её усмотрение, и Сибилла была коронована как единоличная правительница Иерусалима. В итоге условие баронов не было выполнено: ступив на престол, Сибилла объявила, что выбирает в мужья Ги де Лузиньяна и короновала его.

Потеря Иерусалима и Третий крестовый поход

Во время правления Сибиллы и Ги основную угрозу для королевства представлял Саладин, армии которого стремительно завоевывали христианские территории. 4 июля 1187 года между христианами под предводительством Ги и Раймунда III и Саладином состоялась битва при Хаттине. В этом сражении мусульмане одержали решительную победу и взяли в плен множество воинов, в том числе и Ги де Лузиньяна. В сентябре 1187 года Саладин осадил Иерусалим, и Сибилла лично возглавила оборону при поддержке патриарха Ираклия и Балиана Ибелина, уцелевших при Хаттине. Но город не смог противостоять натиску мусульман и 2 октября 1187 года был сдан. Сибилла с дочерьми бежала в Триполи. Последовавшее в 1187 году падение Иерусалима по существу завершило историю Первого Иерусалимского королевства.

Летом 1188 года Сибилла выкупила Ги из плена, отдав Саладину в обмен на супруга Аскалон. В 1189 году она вместе с Ги отправилась в Тир, единственный город, до сих пор не покорившийся мусульманам. Оборону Тира возглавлял Конрад де Монферрат, брат первого мужа Сибиллы. Он собрал вокруг себя группу настроенных против Ги баронов и отказался впустить супругов в город и передать им власть. В соответствии с волей Балдуина IV Конрад намеревался дождаться прибытия королей из Европы и предоставить им право решать, кому достанется власть в королевстве. Тогда Ги возглавил небольшой отряд рыцарей, вместе с Сибиллой в конце августа выдвинулся к Акре и осадил город (позже к нему присоединилась армия 3-го крестового похода).

Захват Иерусалима мусульманами потряс Европу и привёл к Третьему Крестовому походу, который начался в 1189 году. Им руководили Ричард I Львиное Сердце и Филипп Август (Фридрих Барбаросса умер в пути). Войско крестоносцев дважды подступало к Иерусалиму, но так и не осмелилось напасть на город. Однако крестоносцам удалось отвоевать у мусульман некоторые важнейшие стратегические города на побережье, в том числе Акру.

В ходе 3-го крестового похода (1189-92 годы), христианам удалось отвоевать ряд прибрежных городов: Акру и Яффу (1191). Так возникло новое королевство (так называемое Второе Иерусалимское королевство). Оно сохранило своё прежнее название, несмотря на то, что Иерусалим был потерян (столицей нового королевства стала Акра, или Сен-Жан-д"Акр).

В 1192 году Ричард Львиное Сердце выступил посредником на переговорах, по результатам которых маркграф Конрад Монферратский стал королём вновь образованного Иерусалимского королевства, а Ги де Лузиньяну был предоставлен Кипр.

Второе Иерусалимское королевство

Первый правитель нового королевства 24 апреля 1192 был убит асассинами. Его преемники, короли Анри де Шампань (1192-97 годы), Амори II де Лузиньян, брат Ги (1197-1205), стремились защищать границы Иерусалиского королевства. Амори II удалось восстановить береговую полосу королевства от Яффы до Бейрута. Преемницей Амори II стала Мария Монферратская (1205-12; до 1210 правила вместе с регентом Жаном Ибелином). Её муж Жан де Бриенн в 1210-12 годах, как король, а после смерти жены как регент (1212-25 годы) при дочери Изабелле (Иоланте) возглавлял военную кампанию в Египте. В 1219 году ему удалось взять порт Дамьетту и добиться от султана Египта согласия обменять его на Иерусалим. Сделка не удалась из-за сопротивления папского легата.

Чтобы получить помощь с Запада, Жан де Бриеннь выдал дочь Изабеллу замуж за немецкого императора Фридриха II фон Гогенштауфена, который свергнув своего тестя с престола и стал во главе Иерусалимского королевства. Путём переговоров с мусульманскими правителями императору Фридриху II удалось вернуть Иерусалим. По соглашению, подписанному 18 февраля 1229 года в Яффе, перемирие с египетским султаном аль-Камилем продолжалось на 10 лет 5 месяцев и 40 дней; оговаривались территориальные уступки для франков: синьория Сидон (без Бофора) в своих прежних границах, синьория Торон, область Назарета и Сефора, земли Лода и Рамле, «дорога паломников», Вифлеем и Иерусалим возвращались христианам (в Иерусалиме священные для мусульман места - мечеть Аль-Акса и мечеть Куббат-эс-Сахра (Купол скалы) - оставались в их руках, никому из христиан входить туда не разрешалось). Император также обещал султану помощь в борьбе против его врагов, как мусульман, так и христиан. Фридрих II вступил в Иерусалим 17 марта 1229 года, провозгласив себя на следующий день правителем Иерусалима. Данной политикой Фридриха II были недовольные бароны. Начаты «ломбардные войны» между императором и баронами завершились 1243 года победой баронской коалиции. Сохранив формальное владычество Гогенштауфенов, бароны пытались организовать коллегиальное правление под руководством Жана Ибелина, потом его сына Бальяна. В 1244 году Иерусалим был вновь взят мусульманами.

С 1250 по 1254 годы королевством фактически правил организатор 7-го и 8-го крестовых походов французский король Луи IX Святой, но после его отъезда усилились анархия, соперничество генуэзцев и венецианцев («война св. Саввы») и распри между претендентами на престол Гуго III и Карлом Анжуйским). Этим решил воспользоваться мамлюкский султан Бейбарс. Весной 1265 года была захвачена Бира, затем после пятидневной осады - Кейсария, в апреле пал замок рыцарей-госпитальеров Арсуф. 7 июля 1266 года Бейбарс ударил на замок Сафед, твердыню ордена тамплиеров, преграждавшую доступ к Акре. В этот день штурм крепости не принёс успеха осаждавшим, так же как и следующие попытки - 13 и 19 июля. Тогда Бейбарс пообещал сохранить жизнь всем защитникам местного происхождения. Гарнизон крепости начал «таять». К концу июля рыцари вступили с Бейбарсом в переговоры. В ответ на обещание султана дать им свободу, тамплиеры сдали крепость (25 июля), но все были казнены.

В том же году мамлюками были взяты город Библ и замок Торон. Воины Иерусалимского королевства и Кипра попытались совершить контрнаступление на Тивериаду, но были разбиты при Кареблиэ близ Акры, и, потеряв 500 человек, отошли. 7 марта 1268 года Бейбарс взял Яффу, а затем, после десятидневной осады, замок тамплиеров Бофор. В начале мая египетские войска опустошили окрестности Триполи, а затем неожиданно направились к Антиохии. 14 мая антиохийские рыцари были разбиты под стенами, началась осада. Защитники отказались сдать город, уверенные, что им придёт на помощь их князь, Боэмунд VI Красивый. Но Боэмунд пребывал в Триполи, не зная, что его столица осаждена. Через два дня Бейбарс взял город, 18 мая - цитадель. Тамплиеры, не в силах защищать замок Баграс к северу от Антиохии, срыли его. Они вынуждены были оставить и Рош де Руссель.

В 1268 году Гуго III де Лузиньян стал королем Иерусалима. В следующем, 1269 году он отбил нападение мамлюкского флота на Кипр, на что султан Бейбарс, поддержавший незадолго до этого хана Золотой Орды Менгу-Тимура в конфликте с монгольским правителем Ирана Абакой-ханом из-за Азербайджана, захватил крепость Каран в Шаме и прислал королю Кипра дерзкое и воинственное письмо. В 1270 году Бейбарс I укрепил Египет, ожидая вторжения французского короля Людовика IX Святого, однако Восьмой крестовый поход завершился неудачей.

В 1271 году Бейбарсу удаётся взять замок Монфор - резиденцию Тевтонского ордена. 8 апреля 1271 года под осадой Бейбарса пал Крак-де-Шевалье. Сам замок был захвачен обманным путём, его защитникам пришло письмо от графа Триполи Боэмунда Красивого, в котором писалось, что помощь не придет и крепости предлагалось сдаться, что защитники и сделали. Одновременно ставший в 1272 году королём Англии Эдуард I попытался в ходе организованного под его руководством военного похода на Святую землю улучшить положение христиан на Ближнем Востоке, однако он чуть не стал жертвой покушения, заказчиком которого стал султан Бейбарс. Таким образом, Северная Сирия была потеряна для христиан.

27 апреля 1289 года войска мамлюкского султана Калауна после непродолжительной осады, длившейся чуть более месяца, штурмом овладели Триполи. Это стало поворотным моментом в истории падения всего Иерусалимского королевства и отправной точкой в падении последнего христианского оплота в Святой земле - города Акры. На падение Триполи Европа ответила молчанием.

В 1291 году пал последний оплот крестоносцев на Востоке - крепость Сен-Жан-д"Акр.

Фландрский дом (Булонская линия), или Дом Бодуэна, или Бодуэниды
Первый Ретельский дом
Первый Анжуйский дом (Иерусалимская линия), или Дом Гатине-Анжу, или Дом де Шато-Ландон
Династия де Лузиньян
Алерамичи (Линия Монферрато), или Алерамиды
Дом де Блуа-Шампань, или Тибальдины
Бриенны, или Дом де Бриенн
Гогенштауфены, или Штауфены
Рамнульфиды, или Дом де Пуатье (Линия Лузиньян-Пуатье)
Анжу-Сицилийский дом, или Анжуйская династия Капетингов
Ибелины, или Дом д"Ибелин
Раймундиды, или Тулузский дом
Шатильоны, или Дом Шатильон

Короли Первого Иерусалимского королевства

взятие Иерусалима крестоносцами, завершение Первого крестового похода 15.07.1099
первый латинский правитель Иерусалима принимает титул "Хранитель и защитник Гроба Господня" 22.07.1099
1099 - 1100
принятие новым правителем Иерусалима королевского титула, образование Первого Иерусалимского королевства 25.12.1100
1100 - 1118
(1) 1118 - 1123
король Иерусалима попал в плен к сельджукам 18.04.1123
1123 - 1124
король Иерусалима был освобождён из мусульманского плена 29.08.1124
(2) 1124 - 1131
(после раздела власти с сыном правила северной частью королевства, включая Иерусалим и Наблус, 1153-54 годы) 1131 - 1154
1131 - 1143
(король-соправитель матери 1143-53 годы, после раздела власти с матерью правил остальной частью королевства 1153-54 годы) 1143 - 1162
1162 - 1174
в связи с гибелью одного короля и малолетством нового короля обязанности управления королевством исполняли регент и бальи 1174 - 1177
1174 - 1185
(король-соправитель дяди 1183-85 годы) 1183 - 1186
в связи с недееспособностью одного короля и малолетством другого короля обязанности управления королевством исполняли регент и бальи 1183 - 1186
1186 - 1187
(король-соправитель, правил совместно с женой) (1) 1186 - 1187
полный разгром крестоносцев мусульманами в битве при Хаттине, король и несколько знатных крестоносцев были взяты в плен 04.07.1187
начало осады Иерусалима войсками Салах ад-Дина 20.09.1187
сдача Иерусалима мусульманам и отступление христиан, падение Первого Иерусалимского королевства 02.10.1187

Номинальные правители Иерусалимского королевства

Короли Второго Иерусалимского королевства

1192 - 1205
(король-соправитель, правил совместно с женой) 1192 - 1192
(король-соправитель, правил совместно с женой) 1192 - 1197
(король-соправитель, правил совместно с женой) 1197 - 1205
1205 - 1212
в связи с малолетством королевы обязанности управления королевством исполнял регент и бальи 1205 - 1210
(король-соправитель, правил совместно с женой) 1210 - 1212
1212 - 1228
в связи с малолетством королевы обязанности управления королевством исполнял регент 1212 - 1225
(король-соправитель, правил совместно с женой) 1225 - 1228
в связи с малолетством двух следующих монархов назначались регенты 1228 - 1268
в связи с тем, что иерусалимский трон занимали короли, постоянно пребывавшие в Европе, обязанности управления королевством с небольшими перерывами исполняли бальи 1231 - 1289
(правил частью королевства, в которую входили Тир и Бейрут 1285-86 годы) 1285 - 1291
начало осады Акры египетскими мамлюками 05.04.1291
в ходе штурма мусульмане захватили Акру, с падением которой Второе Иерусалимское королевство прекратило своё существование 30.05.1291

Регенты Иерусалимского королевства

1100 - 1123
в связи с нахождением короля в мусульманском плену обязанности управления королевством исполняли бальи 1123 - 1124
королевство находилось под непосредственным королевским управлением 1124 - 1174
(носила титул регента и главного советника королевства, однако фактической власти не имела) 1154 - 1161
1174 - 1177
1177 - 1183
, граф Яффы и синьор Ашкелона 1183 - 1184
регент не назначался, обязанности управления королевством исполнял бальи 1183 - 1185
1185 - 1186
1186 - 1187
1187 - 1192
королевство управлялось непосредственно королевой 1192 - 1205
Жан I д"Ибелин, синьор Бейрута 1206 - 1210
королевство управлялось непосредственно королевой 1210 - 1212
1212 - 1225
королевство управлялось непосредственно мужем несовершеннолетней королевы 1264 - 1268
регенты больше не назначались, королевство находилось под фактическим управлением бальи 1268 - 1291

Бальи (наместники) Иерусалимского королевства

королевство находилось под непосредственным королевским управлением 1100 - 1123
Эсташ Гранье, синьор Сидона и Цезареи, коннетабль Иерусалима 1123 - 1123
Гильом де Бюр, князь Галилеи, коннетабль Иерусалима 1123 - 1124
королевство находилось под непосредственным королевским управлением 1124 - 1174
Миль де Планси, синьор Монреаля (Трансиордании) 1174 - 1174
Раймунд III, граф Триполи (1) 1174 - 1177
Рено де Шатильон, князь Антиохии, синьор Хеврона, синьор Монреаля (Трансиордании) 1177 - 1177
королевство управлялось непосредственно королём 1177 - 1183
граф Яффы, синьор Ашкелона 1183 - 1185
1183 - 1185
Раймунд III, граф Триполи (2) 1186 - 1186
королевство управлялось непосредственно королевой 1186 - 1187
большая часть королевства находилась под оккупацией мусульман 1187 - 1192
королевство управлялось непосредственно королевой 1192 - 1206
королевство управлялось непосредственно королевой 1210 - 1223
Эд де Монбельяр, титулярный князь Галилеи 1223 - 1227
Томмазо ди Калан 1227 - 1228
бальи не назначался, обязанности управления королевством исполнял регент 1228 - 1231
Рикардо Филангьери (правил в Тире) 1231 - 1242
Эд де Монбельяр (правил в Акре) 1236 - 1240
Уильям Пененпи (правил в Акре) 1240 - 1240
бальи не назначался, обязанности управления королевством исполнял регент 1240 - 1246
Жан д"Ибелин, синьор Арсуфа (1) 1246 - 1248
Жан Финон 1248 - 1249
Жан д"Ибелин, синьор Арсуфа (2) 1249 - 1254
, синьор Рамлы, граф Яффы, синьор Ашкелона 1254 - 1256
Жан д"Ибелин, синьор Арсуфа (3) 1256 - 1258
бальи не назначался, обязанности управления королевством исполнял регент 1258 - 1259
Жоффруа де Сержин 1259 - 1261
бальи не назначался 1261 - 1276
Балиан д"Ибелин, титулярный синьор Арсуфа 1276 - 1277
Рожер де Сан-Северино 1277 - 1281
Эд де Пуалешьен (правил только в Акре 1284-86 годы) 1281 - 1286
Балдуин д"Ибелин 1286 - 1289
бальи не назначался 1289 - 1291