Болезни Военный билет Призыв

Встреча я шел по хмурому лесу. Напиши о самом радостном дне в твоей жизни

Русский язык.

18.05 – тема «Текст. Изложение повествовательного текста»

Напишите изложение текста по плану.

Перелетные птицы

Из теплых стран летели домой перепелки. Они летели над морем. В пути их застигла буря. Птицы устали бороться с ветром.
Они присели отдохнуть на мачты корабля. Моряки насыпали на палубу хлебных крошек и семечек. Птицы отдохнули и стали клевать корм.
Вот вышло солнышко. Море успокоилось. Птицы обогрелись, взлетели на мачты. Перелетные гости почистили перышки, расправили крылья и отправились в путь.

1. Трудный полет.
2. Отдых на корабле.
3. Снова в путь.

Слова для справок : перепелки, бороться, крошек, семечек, перышки.

21. 05 – тема «Текст. Восстановление деформированного текста»

Прочитай. Расположи части текста так, чтобы получился связный рассказ. Запиши текст.

Через весь лес каждое утро мальчик ходил в школу. Ему предлагали жить при школе, но он отказался.
Мы разговорились. Мальчик жил в маленьком селе на берегу лесного озера. Там было всего несколько домов.
Наступал вечер. В каждом доме ждали мальчика: он приносил жителям села газеты, журналы, книги.
Я шёл по хмурому лесу. Тишина. Высокие сосны и кедры окружали меня. Вдруг я увидел мальчика. За плечами у него висели ружьё и сумка.

24. 05 – тема «Повторение пройденного материала за год»

Выполните тест.

    Подчеркни среди этих слов только имена существительные.

Весёлый, веселье, весело, веселился, весельчак.

    Подчеркни среди этих слов только глаголы.

Отлёт, улетел, лечу, лётчик, прилетел.

    Подчеркни среди этих слов только имена прилагательные.

Красный, краснота, красненький, красноватый, краснеет.

    Укажи существительные женского рода:

1) собака 2) капуста 7) солнце

2) автомобиль 5) воробей 8) здоровье

3) щука 6) шаль 9) рожь

5. Укажи существительные среднего рода:

1) какао 2) рояль 3) пианино

4) животное 5) фамилия 6) шоссе

7) весло 8) соловей 9) имя

6. Укажи прилагательные во множественном числе:

1) зелёный 2) красивые 3) огромная

4) свежее 5) сильные 6) вкусный

7) большие 8) яркое 9) весеннее

7. Подчеркни имена существительные 1 склонения.

1) цветок 2) носорог 3) читатель

4) Наташа 5) яблоня 6) походка

7) рыбка 8) заколка 9) кухня

8. Укажи слова, у которых на конце пишется ь:

1) рож… 2) грач… 3) мыш…

4) гараж… 5) ноч… 6) дич…

7) вещ… 8) малыш… 9) камыш…

9. Укажи сочетания слов, в которых допущены ошибки:

1) яркая солнце 2) зелёный трава

3) весеннее настроение 4) сочное яблоко

5) светлый день 6) верные друзья

10. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения.

Дикие животные живут в лесах и полях.

25. 05 – тема «Повторение пройденного материала за год»

Весна п_шла по п_лям как м_л_дая хозяйка. П_дул теплый ветер.

С крыш сп_лзал мокрый сне_. Закр_чали галки. Заблестели темные ветки деревьев. Вес_ло зашумел л_с. Зацвели первые цве_ты. Громче зазвенели ручьи.

    Выбрать правильный ответ.

Дополнение-это

А) второстепенный член предложения. Б) главный член предложения.

3.Определения отвечают на вопросы

а) косвенных падежей б) какой?, какое?, какая?

4.Найти и подчеркнуть второстепенные члены предложения, указать,какими частями речи они выражены.

В нашем лесу растут сосна, ель, береза, осина и дуб.

Ураганный ветер раскачивал деревья, ломал ветки.

5. Вставить пропущенные буквы. Определить падеж и склонение существительных.

В тетрад_

6. Разобрать слова по составу.

Зернистый, тетрадка, подул

7. Найди пару слов, в которой все звуки одинаковые.

А) кол- вол Б) полька – долька В) кит – кот Г) глаз – глас

8. Выбери правильное утверждение и отметь его.

А) в слове может быть два согласных звука, два гласных звука и два слога

Б) в слове может быть три гласных звука, два согласных звука и один слог

В) в слове может быть три гласных звука, четыре согласных звука и два слога

Г) в слове может быть три гласных звука, один согласный звук и один слог

9. Выбери правильное утверждение и отметь его.

А)слово может состоять из приставки и корня

Б)слово может состоять из приставки и суффикса

В)слово может состоять из суффикса и окончания

Г)слово может состоять из приставки, суффикса и окончания

10. Какие части слова, кроме корня есть в слове лошадка

А) пристава и суффикс

Б) суффикс и окончание

В) приставка, суффикс и окончание

Г) приставка и окончание

11. Найди слово, которое соответствует схеме

А) должник Б) дозвон В) договорил Г) доски

12. Из предложения выпиши существительное, в котором присутствует приставка.

Рубежи нашей Родины охраняют смелые пограничники.

____________________________________________________

13. Какое из слов является именем существительным женского рода?

А) Дорогой Б) сосна В) закрасила Г) пенёк

14. Найди словосочетание, в котором имя существительное употреблено

в творительном падеже и отметь его.

А) налетел на дерево В) вытирала тряпкой

Б) присел у дороги Г) написал другу

Вариант 1

Могучий дуб.

Рос на опушке могучий дуб. Был он самым заметным в округе. Стоял великан и осматривал всю местность, тихо шелестел листвой. Пышным ковром стелилась изумрудная трава под деревом.
Однажды к дубу пришли люди и поставили скамейки. Теперь здесь с утра до позднего вечера толпился народ. Свежесть манила всех. На опушке любили играть дети. Всем дуб дарил радость. Хорошо посидеть на мягкой травке! Это стало любимое место отдыха.

Слово для справки : осматривал.

Задания

1. Запиши по одному примеру из текста в каждый столбик:

2. Подбери синонимы к словам:

изумрудная – … ;
могучий – … .

Вариант 2

Первые цветы.

Настала ранняя весна. Все ямки до краёв полны водой. Быстро бегут по дорожкам ручьи.
За городом местами лежит снег. На болотах из воды смотрят зелёные кочки. Над кочками стоят гибкие стебельки. На концах их лежат хлопья снега. Что это такое? Это цветы. Их назвали пушица. Тёплый пух спасает цветы от морозов. Они часто бывают утром в этих местах.

Задания

1. Разобрать по составу слова (по) дорожкам, стебельки.

2. Выписать из текста два слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Подчеркнуть данную безударную гласную.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать текст.

Весна.

Весна пришла! Тонкие молодые берёзки потянулись и поздоровались с солнцем.
Настали первые весенние дни. Земля будто заново рождалась. Тепло поднималось из самой её глубины и согревало улицы, дома, деревья, человеческие сердца.
Удивительная тишина! Даже птицы нарушают её сегодня редко и робко. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень много света. Здравствуй, весна!

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Обучающее изложение по коллективно составленному плану

Пшеничный колосок.

Брат у Серёжи служит на границе. Он охраняет нашу Родину. Суровое и могучее море бушует там день и ночь. Кругом камни.
Однажды брат попросил Серёжу прислать ему колосок пшеницы. Пшеничное поле начиналось за деревней. Зачем солдату нужен колосок? Что он в себе таит?
Сергей пошёл на поле и сорвал колос. Он вложил его в конверт. В письме мальчик написал, что колос рос на ниве, которая начинается за домом. Написал это и сразу догадался, почему брат колосок попросил.

Слово для справки : на границе .

2. Напиши о самом радостном дне в твоей жизни.

План

1. Когда это было?
2. Что произошло в тот день?
3. Почему он самый радостный?
4. С кем ты поделился своей радостью?

3. Прочитай. Расположи части текста так, чтобы получился связный рассказ. Запиши текст.

Встреча.

Через весь лес каждое утро мальчик ходил в школу. Ему предлагали жить при школе, но он отказался.
Мы разговорились. Мальчик жил в маленьком селе на берегу лесного озера. Там было всего несколько домов.
Наступал вечер. В каждом доме ждали мальчика: он приносил жителям села газеты, журналы, книги.
Я шёл по хмурому лесу. Тишина. Высокие сосны и кедры окружали меня. Вдруг я увидел мальчика. За плечами у него висели ружьё и сумка.

Контрольная работа №1.
Списывание с грамматическим заданием

4г класс, 2016/2017 уч. год.
Вид работы: списывание с грамматическим заданием.
Цель работы: проверка умения восстанавливать деформированный текст и грамотно списывать его. Проверка умения определять падеж имён существительных.
Задания
Прочитай.


Запиши текст.
Проверь его.

Ещё раз проверь всю работу.





Анализ
контрольного списывания с заданием
по теме: «Повторение за 3 класс».
4г класс, 2016/2017 уч. год.
Кол-о ошибок, % Кто ошибся
В классе Выполняли работу Вся работа без ошибок I. Без ошибок списали текст Допустили 1 ошибку Допустили 2-3 ошибки Допустили 4 и более ошибок II. Без ошибок выполнили всё задание (расположение частей, заголовок, падежи) – «5» Выполнили на «4» Выполнили на «3» Выполнили на «2» а) Верно расположили части текста. Ошиблись б) Верно подобрали заголовок Ошиблись Не приступили в) Верно определили падежи имён существительных Ошиблись Определили верно, но нашли не все существительные Не приступили Не справились с работой – «2.2» Учитель:__________ /Л.П.Махотина/
Нормы оценивания
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» - за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.
«3» - за работу, в которой допущены 2-3 ошибки.
«2» - за работу, в которой допущены 4 и более ошибок (2 класс); 3 и более ошибок (3-4 классы).
ЗАДАНИЕ
Восстановление текста.
2. Подбор заголовка.
3. Определение падежей.
Оценки:
«5» - без ошибок.
«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.
Задания
Прочитай.
Расположи части текста так, чтобы получился связный рассказ.
Подбери и запиши заголовок к тексту.
Запиши текст.
Проверь его.
Определи падеж всех существительных четвёртого абзаца.
Ещё раз проверь всю работу.

Через весь лес каждое утро мальчик ходил в школу. Ему предлагали жить при школе, но он отказался.
____ Мы разговорились. Мальчик жил в маленьком селе на берегу лесного озера. Там было всего несколько домов.
____ Наступил вечер. В каждом доме ждали мальчика. Он приносил жителям села газеты, журналы, книги.
____ Я шёл по хмурому лесу. Тишина. Высокие сосны и кедры окружали меня. Вдруг я увидел мальчика. За плечами у него висело ружьё и сумка.
Задания
Прочитай.
Расположи части текста так, чтобы получился связный рассказ.
Подбери и запиши заголовок к тексту.
Запиши текст.
Проверь его.
Определи падеж всех существительных четвёртого абзаца.
Ещё раз проверь всю работу.

Через весь лес каждое утро мальчик ходил в школу. Ему предлагали жить при школе, но он отказался.
____ Мы разговорились. Мальчик жил в маленьком селе на берегу лесного озера. Там было всего несколько домов.
____ Наступил вечер. В каждом доме ждали мальчика. Он приносил жителям села газеты, журналы, книги.
____ Я шёл по хмурому лесу. Тишина. Высокие сосны и кедры окружали меня. Вдруг я увидел мальчика. За плечами у него висело ружьё и сумка.


Приложенные файлы

1 класс

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить, как усвоены детьми основы русской графики: умение записывать под диктовку слова различной звуко-слоговой структуры, предложение (раздельно писать слова в предложении, начинать запись с большой буквы, ставить точку в конце); умение употреблять большую букву в именах людей; правильно писать сочетания гласных с шипящими в хорошо знакомых словах; умение обозначать мягкость согласных буквами е , ё , ю , я , и , ь .

Вариант 1

Васька

У Любы живёт кот Васька. Он весь белый. На лапах тёмные пятна. Хвост пушистый. Лето м Ваську взяли на дачу. Он люби т спать на о кне. Там те пло.

Задания

Вариант 1 – в слове Васька.
Вариант 2 – в слове любит.

2. Разделить слова на слоги и поставить знак ударения над словами:

Вариант 1 – 5-го предложения.
Вариант 2 – 6-го предложения.

Вариант 2

На реке

Петя и Серёжа идут к речке . На реке гуси. Гусь плывёт к мости ку. Серёжа кинул в воду корм. Те перь все гуси плывут к мостику.

Задания

1. Подчеркнуть буквы гласных звуков одной чертой, а буквы согласных – двумя:

Вариант 1 – в слове плывёт .
Вариант 2 – в слове Серёжа .

2. Разделить слова на слоги и поставить знак ударения под словами:

Вариант 1 – 1-го предложения.
Вариант 2 – последнего предложения.

3. Обозначить буквы мягких звуков в первом предложении (для обоих вариантов).

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель: проверить умение писать текст с опорой на образец, сличать написанное с текстом. Проверить также каллиграфический навык: начертание букв, их соединения в словах, качество письма.

Задание

Списать. В выделенных словах подчеркнуть мягкие согласные.

Вариант 1

Хитрая кошка

Алёша поймал окуня. Окунь плавал в тазу. Тихо пришла кошка Мурка. Она цап лапой рыбу и убежала.

Вариант 2

Наш сад

В саду тишина. Малыши спят. На столе игрушки. Тут мишки и машины. Чижи и стрижи. Зайчата и жираф.

2 класс

ДИКТАНТ

Вариант 1

Гроза

Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли.
На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые берёзки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Он уходил через поля и леса на юг. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как всё кругом стало радостно!

Слово для справки : осветились.

Задания

1. В предложении «Он уходил через поля и леса на юг» подчеркнуть все слова, начинающиеся с гласного звука.
2. Во втором предложении подчеркнуть буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.

Вариант 2

Компас

Было тёплое утро. На деревьях уже лопнули почки. Из земли показалась молодая травка. Цвели ивы. Дружно жужжали пчёлы. Петя двигался по узкой тропе. Она вывела мальчика к ручью. Он напился холодной воды и побежал к палатке. На земле лежали круглые часы с острой стрелкой. Это был компас.

Слова для справок : компас, к палатке.

Задания

1. Найти и выписать из текста три слова с безударной гласной в корне, приписать к ним проверочные слова.
2. Подобрать имена прилагательные, противоположные по смыслу:

тёплое утро – …
узкая тропа – …

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

Вариант 1

Утро

Вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в листве деревьев. Проснулись малиновки. Перья на их грудках окрасились в цвет зари. Над цветами стали кружить пчёлки. Они пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и лёгкие крылья.

Вариант 2

Задание

Прочитай текст. Опираясь на план, раздели текст устно на части. Спиши только первую часть.

Калина

Калина – невысокий ветвистый кустарник. Густые кусты калины покрыты красивыми широкими листьями. Весной чудесные белые цветы украшают этот кустарник. А осенью на нём горят гроздья красных плодов. Калина растёт по берегам рек, озёр, в хвойных лесах. Она предпочитает сыроватые места. Калину очень любили в старину. Народ сложил о ней песни и сказки.

План

1. Как калина выглядит?
2. Где растёт калина?
3. Как к калине относятся люди?

1. Обучающее изложение

Спас птицу

Стоял тёплый день. Пушистый кот Васька грелся на крыльце. Воробей клевал крошки хлеба. Чует кот добычу. Глазки у Васьки заблестели. Кот бросился на птицу.
Это заметил Алёша. Мальчик стал гнать Ваську. Кот злился. Алёша спас птицу. Воробей скрылся в кустах.

Вопросы по тексту

Какой был день?
Кто грелся на крыльце?
Кто клевал крошки хлеба?
Что чует кот?
Что сделал Васька?
Кто стал гнать Ваську?
Где скрылся воробей?

2. Работа с текстом

Добрая берёза

Стоит на лесной опушке берёза. Дятел пробил в коре дырочку. Он напился берёзового сока и улетел. Побежал ручеёк по стволу дерева. Чистые крупные капли сока упали на землю.
Прилетели синицы. Закружились вокруг берёзы бабочки. Пришли и рыжие муравьи.
Всех угостила вкусным соком добрая берёза.

Вопросы по тексту

Как дятлу удалось напиться берёзового сока?
Кого ещё угощала вкусным соком добрая берёза?

3. Составить небольшой рассказ, используя данные слова:

Апрель; наступил, настал, идёт, пришёл; весёлый, тёплый, солнечный.
Капель; падает, звенит, стучит; частая, весенняя; с крыш, на землю.
Сугробы; осели, почернели, растаяли; пушистые, большие; у дома, крыльца.
Ручей; бежит, звенит, журчит; быстрый, проворный; весело, шумно.
Ребята, дети; пускают; кораблики, лодочки.

3 класс

ДИКТАНТ

Вариант 1

Могучий дуб

Рос на опушке могучий дуб. Был он самым заметным в округе. Стоял великан и осматривал всю местность, тихо шелестел листвой. Пышным ковром стелилась изумрудная трава под деревом.
Однажды к дубу пришли люди и поставили скамейки. Теперь здесь с утра до позднего вечера толпился народ. Свежесть манила всех. На опушке любили играть дети. Всем дуб дарил радость. Хорошо посидеть на мягкой травке! Это стало любимое место отдыха.

Слово для справки : осматривал.

Задания

1. Запиши по одному примеру из текста в каждый столбик:

2. Подбери синонимы к словам:

изумрудная – … ;
могучий – … .

Вариант 2

Первые цветы

Настала ранняя весна. Все ямки до краёв полны водой. Быстро бегут по дорожкам ручьи.
За городом местами лежит снег. На болотах из воды смотрят зелёные кочки. Над кочками стоят гибкие стебельки. На концах их лежат хлопья снега. Что это такое? Это цветы. Их назвали пушица. Тёплый пух спасает цветы от морозов. Они часто бывают утром в этих местах.

Задания

1. Разобрать по составу слова (по) дорожкам, стебельки.

2. Выписать из текста два слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Подчеркнуть данную безударную гласную.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы

Весна

Весна пришла! Тонкие молодые берёзки потянулись и поздоровались с солнцем.
Настали первые весенние дни. Земля будто заново рождалась. Тепло поднималось из самой её глубины и согревало улицы, дома, деревья, человеческие сердца.
Удивительная тишина! Даже птицы нарушают её сегодня редко и робко. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень много света. Здравствуй, весна!

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Обучающее изложение по коллективно составленному плану

Пшеничный колосок

Брат у Серёжи служит на границе. Он охраняет нашу Родину. Суровое и могучее море бушует там день и ночь. Кругом камни.
Однажды брат попросил Серёжу прислать ему колосок пшеницы. Пшеничное поле начиналось за деревней. Зачем солдату нужен колосок? Что он в себе таит?
Сергей пошёл на поле и сорвал колос. Он вложил его в конверт. В письме мальчик написал, что колос рос на ниве, которая начинается за домом. Написал это и сразу догадался, почему брат колосок попросил.

Слово для справки : на границе .

2. Напиши о самом радостном дне в твоей жизни.

План

1. Когда это было?
2. Что произошло в тот день?
3. Почему он самый радостный?
4. С кем ты поделился своей радостью?

3. Прочитай. Расположи части текста так, чтобы получился связный рассказ. Запиши текст.

Встреча

Через весь лес каждое утро мальчик ходил в школу. Ему предлагали жить при школе, но он отказался.
Мы разговорились. Мальчик жил в маленьком селе на берегу лесного озера. Там было всего несколько домов.
Наступал вечер. В каждом доме ждали мальчика: он приносил жителям села газеты, журналы, книги.
Я шёл по хмурому лесу. Тишина. Высокие сосны и кедры окружали меня. Вдруг я увидел мальчика. За плечами у него висели ружьё и сумка.

4 класс

ДИКТАНТ

Чудесный май

Стоит чудесный майский день. Как хорошо в эту весеннюю пору! Ласковое солнце осветило всю окрестность. После тёплого дождя покрылись сочной зеленью поля, луга и леса. Синие и жёлтые цветки подняли прелестные головки. Земля надела пёстрый наряд. Вот уже появились душистые кисти на черёмухе, на сирени. У лесного оврага цветут ландыши и земляника. На вершину высокой ели забралась шустрая белочка.
Спешат домой перелётные птицы. Лес встречает своих певцов. С раннего утра до позднего вечера не смолкают в лесу птичьи голоса. С полей и лесов несутся весенние звуки.
Май – самый нарядный и звонкий месяц года.

Задания

1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж.

Вариант 1 – в девятом предложении (На вершину высокой...).
Вариант 2 – в двенадцатом предложении (С раннего утра...).

2. Разобрать по составу слово:

Вариант 1 – майский;
Вариант 2 – нарядный.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать текст.

Ветер

Утром погода была великолепная, а вечером вдруг испортилась. Откуда-то поднялся могучий ветер и завладел городом. Казалось, даже колонны громадных зданий сейчас задрожат и упадут.
Ветер был словно живое существо, и у него то и дело менялось настроение. То он печалился и пригибался к земле, то взмывал невидимкой вверх и раскачивал кроны огромных деревьев. Люди испугались ветра и ушли с улиц.
Тут вышла из одного дома маленькая девочка и погладила ветер. Ветер сразу стал тёплым и ласковым, а потом уснул. Ведь он очень устал.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Контрольное изложение

Краски и художник

Жили-были краски. Каждая расхваливала свой цвет. Из-за этого они часто ссорились. Каждая краска хотела быть лучше всех.
Стояло тёплое летнее утро. Легкий ветерок порхал от ромашки к ромашке, перебегал от колокольчика к колокольчику. Они тихо позванивали. На лужайке около речки отдыхал художник. Он хорошо понимал язык красок.
Художник нарисовал на своём холсте поле, голубое небо, тонкую берёзку с зелёными косичками в белом платьице. А над полем расцвела радуга. В ней соединились все краски. Художник улыбнулся и нарисовал ромашку с лепестками всех цветов радуги.
Краски притихли. Они поняли, что только все вместе могут дарить людям радость.

2. Сочинение-рассуждение

– Прочтите два текста. Какой текст является более точным и выразительным? Почему?
– Составьте текст-рассуждение и запишите его. С каких предложений начнёте?

Я считаю, что...
Я думаю, что...
Я вижу, что...

Светлояр

Светлояр – озеро. Оно очень глубокое, с удивительной водой.
Рассказывают, что в тихую погоду сквозь толщу воды видны купола церквей и слышен звон колокола.

Светлояр

Светлояр – спокойное чистое озеро. Оно очень глубокое, с удивительно чистой, прозрачной водой.
Рассказывают, что в тихую погоду сквозь толщу воды видны золотые купола церквей и слышен мелодичный звон колокола.

3. Составьте и запишите три предложения о весне:

1) повествовательное, с однородными членами;
2) вопросительное;
3) побудительное, с однородными членами.

Цель работы – проверить, как усвоены детьми основы русской графики: умение записывать под диктовку слова различной звуко-слоговой структуры, предложение (раздельно писать слова в предложении, начинать запись с большой буквы, ставить точку в конце); умение употреблять большую букву в именах людей; правильно писать сочетания гласных с шипящими в хорошо знакомых словах; умение обозначать мягкость согласных буквами е , ё , ю , я , и , ь .

Вариант 1

Васька

У Любы живёт кот Васька. Он весь белый. На лапах тёмные пятна. Хвост пушистый. Лето м Ваську взяли на дачу. Он люби т спать на о кне. Там те пло.

Задания

Вариант 1 – в слове Васька.
Вариант 2 – в слове любит.

2. Разделить слова на слоги и поставить знак ударения над словами:

Вариант 1 – 5-го предложения.
Вариант 2 – 6-го предложения.

Вариант 2

На реке

Петя и Серёжа идут к речке . На реке гуси. Гусь плывёт к мости ку. Серёжа кинул в воду корм. Те перь все гуси плывут к мостику.

Задания

1. Подчеркнуть буквы гласных звуков одной чертой, а буквы согласных – двумя:

Вариант 1 – в слове плывёт .
Вариант 2 – в слове Серёжа .

2. Разделить слова на слоги и поставить знак ударения под словами:

Вариант 1 – 1-го предложения.
Вариант 2 – последнего предложения.

3. Обозначить буквы мягких звуков в первом предложении (для обоих вариантов).

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель: проверить умение писать текст с опорой на образец, сличать написанное с текстом. Проверить также каллиграфический навык: начертание букв, их соединения в словах, качество письма.

Задание

Списать. В выделенных словах подчеркнуть мягкие согласные.

Вариант 1

Хитрая кошка

Алёша поймал окуня. Окунь плавал в тазу. Тихо пришла кошка Мурка. Она цап лапой рыбу и убежала.

Вариант 2

Наш сад

В саду тишина. Малыши спят. На столе игрушки. Тут мишки и машины. Чижи и стрижи. Зайчата и жираф.

2 класс

ДИКТАНТ

Вариант 1

Гроза

Наступила большая засуха. Пыль стояла над полями. Ручьи и речки высохли.
На траве нет росы. Длинные сухие ветки деревьев трещат от жары. Молодые берёзки и дубки опустили свои листочки. Вдруг появилась туча. Замолчали птицы. Ударил сильный гром. Он уходил через поля и леса на юг. Полил дождь. Травка, деревья осветились. Как всё кругом стало радостно!

Слово для справки : осветились.

Задания

1. В предложении «Он уходил через поля и леса на юг» подчеркнуть все слова, начинающиеся с гласного звука.
2. Во втором предложении подчеркнуть буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.

Вариант 2

Компас

Было тёплое утро. На деревьях уже лопнули почки. Из земли показалась молодая травка. Цвели ивы. Дружно жужжали пчёлы. Петя двигался по узкой тропе. Она вывела мальчика к ручью. Он напился холодной воды и побежал к палатке. На земле лежали круглые часы с острой стрелкой. Это был компас.

Слова для справок : компас, к палатке.

Задания

1. Найти и выписать из текста три слова с безударной гласной в корне, приписать к ним проверочные слова.
2. Подобрать имена прилагательные , противоположные по смыслу:

тёплое утро – …
узкая тропа – …

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

Вариант 1

Утро

Вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма укрылась в листве деревьев. Проснулись малиновки. Перья на их грудках окрасились в цвет зари. Над цветами стали кружить пчёлки. Они пьют сладкий сок. Мелькают стрижи. Хорошо иметь быстрые и лёгкие крылья.

Вариант 2

Задание

Прочитай текст. Опираясь на план, раздели текст устно на части. Спиши только первую часть.

Калина

Калина – невысокий ветвистый кустарник. Густые кусты калины покрыты красивыми широкими листьями. Весной чудесные белые цветы украшают этот кустарник. А осенью на нём горят гроздья красных плодов. Калина растёт по берегам рек, озёр, в хвойных лесах. Она предпочитает сыроватые места. Калину очень любили в старину. Народ сложил о ней песни и сказки.

План

1. Как калина выглядит?
2. Где растёт калина?
3. Как к калине относятся люди?

1. Обучающее изложение

Спас птицу

Стоял тёплый день. Пушистый кот Васька грелся на крыльце. Воробей клевал крошки хлеба. Чует кот добычу. Глазки у Васьки заблестели. Кот бросился на птицу.
Это заметил Алёша. Мальчик стал гнать Ваську. Кот злился. Алёша спас птицу. Воробей скрылся в кустах.

Вопросы по тексту

Какой был день?
Кто грелся на крыльце?
Кто клевал крошки хлеба?
Что чует кот?
Что сделал Васька?
Кто стал гнать Ваську?
Где скрылся воробей?

2. Работа с текстом

Добрая берёза

Стоит на лесной опушке берёза. Дятел пробил в коре дырочку. Он напился берёзового сока и улетел. Побежал ручеёк по стволу дерева. Чистые крупные капли сока упали на землю.
Прилетели синицы. Закружились вокруг берёзы бабочки. Пришли и рыжие муравьи.
Всех угостила вкусным соком добрая берёза.

Вопросы по тексту

Как дятлу удалось напиться берёзового сока?
Кого ещё угощала вкусным соком добрая берёза?

3. Составить небольшой рассказ, используя данные слова:

Апрель; наступил, настал, идёт, пришёл; весёлый, тёплый, солнечный.
Капель; падает, звенит, стучит; частая, весенняя; с крыш, на землю.
Сугробы; осели, почернели, растаяли; пушистые, большие; у дома, крыльца.
Ручей; бежит, звенит, журчит; быстрый, проворный; весело, шумно.
Ребята, дети; пускают; кораблики, лодочки.

3 класс

ДИКТАНТ

Вариант 1

Могучий дуб

Рос на опушке могучий дуб. Был он самым заметным в округе. Стоял великан и осматривал всю местность, тихо шелестел листвой. Пышным ковром стелилась изумрудная трава под деревом.
Однажды к дубу пришли люди и поставили скамейки. Теперь здесь с утра до позднего вечера толпился народ. Свежесть манила всех. На опушке любили играть дети. Всем дуб дарил радость. Хорошо посидеть на мягкой травке! Это стало любимое место отдыха.

Слово для справки : осматривал.

Задания

1. Запиши по одному примеру из текста в каждый столбик:

2. Подбери синонимы к словам:

изумрудная – … ;
могучий – … .

Вариант 2

Первые цветы

Настала ранняя весна. Все ямки до краёв полны водой. Быстро бегут по дорожкам ручьи.
За городом местами лежит снег. На болотах из воды смотрят зелёные кочки. Над кочками стоят гибкие стебельки. На концах их лежат хлопья снега. Что это такое? Это цветы. Их назвали пушица. Тёплый пух спасает цветы от морозов. Они часто бывают утром в этих местах.

Задания

1. Разобрать по составу слова (по) дорожкам, стебельки.

2. Выписать из текста два слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Подчеркнуть данную безударную гласную.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы

Весна

Весна пришла! Тонкие молодые берёзки потянулись и поздоровались с солнцем.
Настали первые весенние дни. Земля будто заново рождалась. Тепло поднималось из самой её глубины и согревало улицы, дома, деревья, человеческие сердца.
Удивительная тишина! Даже птицы нарушают её сегодня редко и робко. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень много света. Здравствуй, весна!

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Обучающее изложение по коллективно составленному плану

Пшеничный колосок

Брат у Серёжи служит на границе. Он охраняет нашу Родину. Суровое и могучее море бушует там день и ночь. Кругом камни.
Однажды брат попросил Серёжу прислать ему колосок пшеницы. Пшеничное поле начиналось за деревней. Зачем солдату нужен колосок? Что он в себе таит?
Сергей пошёл на поле и сорвал колос. Он вложил его в конверт. В письме мальчик написал, что колос рос на ниве, которая начинается за домом. Написал это и сразу догадался, почему брат колосок попросил.

Слово для справки : на границе .

2. Напиши о самом радостном дне в твоей жизни.

План

1. Когда это было?
2. Что произошло в тот день?
3. Почему он самый радостный?
4. С кем ты поделился своей радостью?

3. Прочитай. Расположи части текста так, чтобы получился связный рассказ. Запиши текст.

Встреча

Через весь лес каждое утро мальчик ходил в школу. Ему предлагали жить при школе, но он отказался.
Мы разговорились. Мальчик жил в маленьком селе на берегу лесного озера. Там было всего несколько домов.
Наступал вечер. В каждом доме ждали мальчика: он приносил жителям села газеты, журналы, книги.
Я шёл по хмурому лесу. Тишина. Высокие сосны и кедры окружали меня. Вдруг я увидел мальчика. За плечами у него висели ружьё и сумка.

4 класс

ДИКТАНТ

Чудесный май

Стоит чудесный майский день. Как хорошо в эту весеннюю пору! Ласковое солнце осветило всю окрестность. После тёплого дождя покрылись сочной зеленью поля, луга и леса. Синие и жёлтые цветки подняли прелестные головки. Земля надела пёстрый наряд. Вот уже появились душистые кисти на черёмухе, на сирени. У лесного оврага цветут ландыши и земляника. На вершину высокой ели забралась шустрая белочка.
Спешат домой перелётные птицы. Лес встречает своих певцов. С раннего утра до позднего вечера не смолкают в лесу птичьи голоса. С полей и лесов несутся весенние звуки.
Май – самый нарядный и звонкий месяц года.

Задания

1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж.

Вариант 1 – в девятом предложении (На вершину высокой...).
Вариант 2 – в двенадцатом предложении (С раннего утра...).

2. Разобрать по составу слово:

Вариант 1 – майский;
Вариант 2 – нарядный.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать текст.

Ветер

Утром погода была великолепная, а вечером вдруг испортилась. Откуда-то поднялся могучий ветер и завладел городом. Казалось, даже колонны громадных зданий сейчас задрожат и упадут.
Ветер был словно живое существо, и у него то и дело менялось настроение. То он печалился и пригибался к земле, то взмывал невидимкой вверх и раскачивал кроны огромных деревьев. Люди испугались ветра и ушли с улиц.
Тут вышла из одного дома маленькая девочка и погладила ветер. Ветер сразу стал тёплым и ласковым, а потом уснул. Ведь он очень устал.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

1. Контрольное изложение

Краски и художник

Жили-были краски. Каждая расхваливала свой цвет. Из-за этого они часто ссорились. Каждая краска хотела быть лучше всех.
Стояло тёплое летнее утро. Легкий ветерок порхал от ромашки к ромашке, перебегал от колокольчика к колокольчику. Они тихо позванивали. На лужайке около речки отдыхал художник. Он хорошо понимал язык красок.
Художник нарисовал на своём холсте поле, голубое небо, тонкую берёзку с зелёными косичками в белом платьице. А над полем расцвела радуга. В ней соединились все краски. Художник улыбнулся и нарисовал ромашку с лепестками всех цветов радуги.
Краски притихли. Они поняли, что только все вместе могут дарить людям радость.

2. Сочинение-рассуждение

– Прочтите два текста. Какой текст является более точным и выразительным? Почему?
– Составьте текст-рассуждение и запишите его. С каких предложений начнёте?

Я считаю, что...
Я думаю, что...
Я вижу, что...

Светлояр

Светлояр – озеро. Оно очень глубокое, с удивительной водой.
Рассказывают, что в тихую погоду сквозь толщу воды видны купола церквей и слышен звон колокола.

Светлояр

Светлояр – спокойное чистое озеро. Оно очень глубокое, с удивительно чистой, прозрачной водой.
Рассказывают, что в тихую погоду сквозь толщу воды видны золотые купола церквей и слышен мелодичный звон колокола.

3. Составьте и запишите три предложения о весне:

1) повествовательное, с однородными членами;
2) вопросительное;
3) побудительное, с однородными членами.