Болезни Военный билет Призыв

Все про логопедию. Основные причины появления дефектов речи. Акватерапия в логопедии

Логопедия (от греч. lógos - слово, речь и paideía - воспитание, обучение)

отрасль педагогической науки; изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Впервые вопросы коррекции недостатков речи нашли отражение в работах по сурдопедагогике (См. Сурдопедагогика), относящихся к 17 в. (в то время понятие глухонемоты ещё мало отличали от слухонемоты и др. дефектов речи у слышащих). Со 2-й половины 19 в. изучение недостатков речи при нормальном слухе приобретает самостоятельное, но по преимуществу медицинское содержание: исправление речи стали рассматривать как лечебную процедуру, которая проводилась врачами или медицинскими сестрами.

До конца 30-х гг. 20 в. преобладали односторонние представления о речи как о совокупности специализированных мускульных движений. Рассмотрение недостатков речи велось чаще всего в плоскости разработки симптоматических приёмов преодоления двигательных трудностей артикулирования. Эти вопросы вместе с вопросами коррекции дыхательной системы составляли основное содержание Л. С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности и появлением теоретических исследований в данной области коренным образом изменилось направление Л. - на первое место стало выдвигаться педагогическое содержание. Современная Л. исходит из представления о сложном строении речевой деятельности, многообразии её функций и способов влияния на психическое развитие человека.

Недостатки речи различны по своим проявлениям, своей природе, степени выраженности и влияния на психическое состояние и развитие. Одни из недостатков касаются произносительной стороны (например, Косноязычие), другие проявляются не только в дефектах произношения, но и в нарушениях чтения и письма (дислексия, дисграфия), захватывают и лексико-грамматическую сторону речи (например, Алалия , Афазия). Наряду с нарушениями средств языка существуют отклонения в формировании речевого поведения, приводящие к заиканию (См. Заикание).

При логопедическом исследовании, помимо произносительных дефектов, устанавливается уровень лексико-грамматического развития, овладения звуковым составом слова, письменной речью и т. д. Широко исследуется состояние рецепторной деятельности, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и др. Изучение и преодоление недостатков речи ведётся с учётом данных др. областей знания: психологии, языкознания, физиологии, медицины. Нарушения речи преодолеваются педагогическими методами, направление специального обучения и коррекционно-воспитательных мероприятий по мере надобности сообразуется с медицинскими рекомендациями.

Прямое назначение Л. состоит в разработке вопросов речевой патологии, вместе с тем результаты исследований аномального развития речи способствуют расширению представлений в области общей психологии и педагогики речи. В СССР логопедическая помощь оказывается в специальных и массовых школах, дошкольных учреждениях, детских поликлиниках, стационарах и др. Логопедов готовят на дефектологических факультетах педагогических институтов. Научные исследования в области Л. ведутся в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР, педагогических институтах, некоторых научно-исследовательских медицинских учреждениях.

Лит.: Хватцев М. Е., Недостатки речи у школьников, М., 1958; Левина P. Е., Нарушения письма у детей с недоразвитием речи, М., 1961; Очерки по патологии речи и голоса, под ред. С. С. Ляпидевского, в. 1-3, М., 1960-67; Основы теории и практики логопедии, М., 1968; Каше Г. С., Фомичева Т. Б., Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста, М., 1971.

Р. Е. Левина.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Логопедия" в других словарях:

    Логопедия … Орфографический словарь-справочник

    Логопедия наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении средствами коррекционного обучения и воспитания. Является одним из разделов специальной педагогики. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру… … Википедия

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    логопедия - и, ж. logopédie f. <гр. logos слово, речь + paideia воспитание, обучение. Раздел дефектологии, изучающий вопросы постановки правильной речи, предупреждения и устранения ее дефектов. СИС 1985. перен. Поэзия логопедия Измучившейся мычать души. В … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    логопедия - и в речи медиков логопедия … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    логопедия - Этимология. Происходит от греч. logos слово + paideia воспитание. Категория. Раздел специальной педагогики. Специфика. Занимается исследованием недостатков речи и разработкой методов их предупреждения и преодоления. Психологический словарь. И.М.… … Большая психологическая энциклопедия

    - (от греч. logos слово речь и paideia обучение), отрасль дефектологии, изучающая нарушения речи при нормальном слухе и разрабатывающая пути их преодоления и предупреждения … Большой Энциклопедический словарь

    - (от греч. logos слово и paideia воспитание) отрасль специальной педагогики, занимающаяся исследованием недостатков речи и разработкой методов их предупреждения и преодоления … Психологический словарь

    ЛОГОПЕДИЯ, логопедии, мн. нет, жен. (от греч. logos речь и paideia воспитание) (спец.). Исправление недостатков, пороков речи, срн. логопатия. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ЛОГОПЕДИЯ, и, жен. Раздел дефектологии, занимающийся недостатками речи и их исправлением. | прил. логопедический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Мало кто из нас имеет представление о том, чем является речь на самом деле. Это сложное строение с многообразными функциями и способами влияния на психику человека. Недостатки речи могут возникать не только у людей с нарушенным слухом, но и нормальным. Логопедия изучает эти аномалии, а также исследует природу этих нарушений, разрабатывает научные основы, способствующие их преодолению и предупреждению посредством специального обучения и воспитания.

Первоначально логопедия уделяла больше внимание самому нарушению речи, но в последствии большая роль стала отводится психическому развитию. Она берёт своё начало из сурдопедагогики в 17 веке и выделяется в самостоятельное направление в 19 веке.

Первые представления о речевой деятельности были связаны с совокупностью специальных мускульных движений. Соответственно устранение недостатков речи рассматривалось, как разработка приёмов по преодолению двигательных трудностей артикулироания. Также уделялось внимание коррекции дыхательной системы.

Постепенно научные представления о речи изменялись, становились более глубокими. На первое место стало педагогическое воспитание.

Было отмечено, что речь оказывает прямое воздействие на психическое развитие человека, его взаимоотношение с людьми, учебную и трудовую деятельность. Хорошо развитая, грамотная и уверенная речь наделяет уверенностью, способствует развитию взаимопонимания с людьми, хорошим отношениям. Человек с грамотной речью быстрей добивается успеха в жизни.

Причины паталогии в речи у людей с нормальным слухом могут быть связаны с инсультами, травмами, наследственными факторами, возрастные несовершенства, физическими недостатками (короткая уздечка языка, расщелина нёба и т.п.) и т.д.

Примеры недостатков речи:

  • Нарушение звукопроизношения,
  • Дефект речи, вызванный физическими недостатками: расщелина верхней губы и нёба и т.п.,
  • Невнятная речь,
  • Нарушения в произношении сложных слоговых структур,
  • Нарушение ритма и темпа речи,
  • Распад речи,
  • Нарушения письменной речи и другие.

Помимо подобных нарушений существуют отклонения, приводящие к заиканию, нарушению средств общения (фонетическое и фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи.

Логопедия помогает устранять произносительные дефекты, овладевать звуковым составом слова, способствует лексико-грамматическому развитию, развитию письменной речи. В своей деятельности она прибегает к разработкам в области психологии, физиологии, языкознания, медицины и т.д. Свои изучения логопедия направляет в настоящее время на рецепторную деятельность, познавательные процессы, эмоционально-волевую область и т.п.

Нарушения речи в логопедии устраняются путём специального обучения, коррекционно-воспитательных мероприятий, медицинских рекомендаций. Помощь специалисты оказывают в детских дошкольных учреждениях, детских поликлиниках, специальных школах и т.д.

Благодаря логопедии углубляется понимание вопросов речевой паталогии, педагогики речи, общей психологии. Она помогает устранить возникшие недостатки в речи и помочь человеку лучше адаптироваться в социуме.

КТО ТАКОЙ ЛОГОПЕД?
*******************************************************************************
Не будем ходить вокруг да около, начнем с определения. Логопед - коррекционный педагог (да-да, педагог, не врач), занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Однако логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда начинается с развития у детей психических процессов (внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти, мышления, общей и мелкой моторики). Также в его задачи входят: расширение и обогащение словарного запаса детей, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, обучение грамоте.

Какими же знаниями владеет данный специалист? Логопед, кроме педагогических, обладает и основами медицинских знаний (невропатология, анатомия и физиология органов речи, слуха и зрения), без которых невозможно верно определить речевое нарушение у ребенка, а тем более заниматься его коррекцией.

Не лишним будет ознакомиться с нарушениями, коррекцией которых занимается логопед.
1) нарушения произношения звуков (дислалия, дизартрия, ринолалия);
2) нарушения ритма и темпа речи (тахилалия, брадилалия, заикание);
3) нарушения голоса (дисфония, афония),
4) недоразвитие речи или утрата речи (алалия, афазия),
5) нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия).
Если мы возьмем другую классификацию, то все речевые дефекты можно разделить на 3 группы:
1) фонетический дефект – нарушение произношения звуков,
2) фонематический дефект (фонетико-фонематический) – нарушение фонематического слуха (различения звуков),
3) общее недоразвитие речи – нарушение звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи, т.е. всех структур языковой системы.

В рамках данной статьи, конечно, нельзя обойти стороной и тему, касающуюся возраста обращения к логопеду.
Если в возрасте 2 - 3 месяцев у ребенка не наблюдается гуление, а к 6-7 лепет, то есть повод серьезно задуматься, вероятнее всего, без помощи профессионального логопеда Вам не обойтись. Если к годовалому возрасту малыш не пытается произносить слова, это также свидетельство каких-то нарушений. Серьезным поводом обращения к логопеду является отсутствие слов и фраз в речи вашего малыша, если ребенку более 2-х лет. Консультация с логопедом в трехлетнем возрасте рекомендована всем без исключения детям, вне зависимости от того, есть у него дефекты речи или нет. К пяти годам обычно происходит полное формирование речи, все звуки должны произноситься четко и правильно, малыш должен уметь строить фразы и предложения, пересказывать небольшие сказки, рассказы, придумывать свои какие-то истории.

Уважаемые родители, помните!!! Чем раньше Вы обратитесь к специалисту, тем успешнее будут результаты коррекционной работы!

Предлагаю Вам тест, благодаря которому мама может сама определить, нужен ли ребенку логопед.

Прочтите данные утверждения. Поставьте напротив утверждения, с которым Вы согласны его порядковый номер, если Вы не согласны поставьте 0. Говоря другими словами, если такого нарушения нет, ставим 0; если есть, ставим то число, какой номер у вопроса.
1. У членов нашей семьи есть недостатки произношения.
2. Первое слово наш ребёнок произнёс позже 1 года.
3. Малыш плохо жуёт и не любит твёрдую пищу (морковь, яблоко и др.)
4. Наш ребёнок свободно говорит не только на русском языке.
5. Наш ребёнок так быстро тараторит, что иногда мы не понимаем о чём он говорит.
6. Медленная речь нашего ребёнка заставляет меня нервничать.
7. Ребёнок говорит очень громко (или очень тихо).
8. У нашего ребёнка не получается выговаривать длинные слова (к 2 годам "маина" (машина), "апипед" (велосипед) - норма).
9. Малышу с трудом удаётся заучивать стихи.
10. Некоторые буквы и цифры он пишет в обратную сторону.
11. Нашему ребёнку уже 6 лет, а он никак не может запомнить буквы.
12. В речи ребёнок допускает грамматические ошибки (Длинные ухи. Много стулов. Моя яблоко. До 3 лет - это норма!).
13. Наш ребёнок не выговаривает некоторые звуки (данный пункт зависит от возраста ребенка, есть возрастные нормы неправильного произношения).
14. Мы столько раз читали эту сказку, а ребёнок не может её рассказать! (с 2,5 лет)
15. Часто окружающие просят "перевести", что сказал наш малыш (речь смазана, невнятна, непонятна).
16. Наш ребёнок заикается.
17. Меня настораживает, тот факт, что ребёнок 3-4 раза повторяет одно и тоже слово, прежде чем высказать свою мысль.

Общее количество баллов:
Если Вы набрали:
от 0 до 4 баллов – у Вас нет причин для беспокойства;
от 5 до 9 баллов – рекомендуем проконсультироваться у логопеда;
от 10 баллов и больше – необходимо срочно обратиться за помощью к логопеду!

Итак, логопед - это педагог, а не врач, он занимается коррекцией, а не лечением. Однако его можно сравнить с данным специалистом. Врач выписывает рекомендации, которые Вы дома выполняете, это же делает и логопед (помимо занятий). Поэтому помните, что успех коррекционной работы зависит не только от самих занятий, но и от Вашей работы с ребенком дома. Также логопед зачастую работает в сотрудничестве с неврологом, поэтому его указания также нужно соблюдать. Успехов Вам и Вашим детишкам.

отрасль специальной педагогики, в задачи которой входят изучение речевых нарушений, разработка принципов и методов их выявления, предупреждения и преодоления.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛОГОПЕДИЯ

от греч. logos - слово, речь и paideia - воспитание, обучение), отрасль дефектологии, изучающая нарушения речи при нормальном слухе, пути их преодоления и предупреждения. Недостатки речи различны по своим проявлениям, своей природе, степени выраженности и влиянию на психич. состояние и развитие. Нек-рые нарушения относятся только к произношению (косноязычие), другие проявляются также в нарушениях чтения (алексия, дислексия), письма (аграфия, дисграфия) или захватывают лексико-грамматич. сторону речи (напр., алалия, афазия). Часто недостатки речи выражаются в расстройствах ее темпа и плавности (заикание, тахилалия, брадифразия). Нарушения речи затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют успешному развитию познават. деятельности детей, неблагоприятно влияют на формирование их психики. У детей появляются такие черты, как замкнутость, неуверенность в себе, негативизм и др.

Впервые вопросы коррекции недостатков речи при нормальном слухе рассматривались в 17 в. в работах по сурдопедагогике. Как самостоят. отрасль дефектологии Л. начала формироваться со 2-й пол. 19 в. До кон. 30-х гг. 20 в. в Л. преобладали упрощенные представления о речи как о совокупности специализир. мускульных движений и о соответствующих методах коррекции. С ростом науч. представлений о сложной природе речевой деятельности и появлением психол. исследований в данной области коренным образом изменилось направление Л. - на первое место стало выдвигаться пед. содержание Л.

При логопедич. исследованиях помимо произносит, дефектов определяются уровень лексико-грамматич. развития, степень овладения звуковым составом слова и письменной речью и т. д. Установлено взаимодействие между нарушениями фонетики, лексики и грамматики; произношения и фонемообразования; дефектами устной и письменной речи. Большое пед. значение имеет также выявление связи речевой деятельности с психикой ребенка.

Изучение и преодоление недостатков речи ведется с учетом достижений психологии, языкознания, физиологии, медицины (невропатологии, психиатрии, отоларингологии, офтальмологии) и др. наук. Напр., психол. данные о развитии ситуативной и контекстной речи используются для формирования речи при алалии, для преодоления заикания и т. д. Учение о системном строении языка, фонематич. теория служат лингвистич. основой Л.

В Л. как пед. науке изучение аномального развития речи подчинено задаче разработки путей спец. обучения и воспитания детей, страдающих недостатками речи. Задачей Л. также является перевоспитание (устранение) последствий речевого дефекта, отрицательно влияющих на психику и поведение ребенка. Серьезное внимание в Л. уделяется борьбе с неуспеваемостью, обусловленной нарушениями речи, реактивным изменениям личности.

Нарушения речи преодолеваются пед. методами, причем направление спец. обучения и коррекционно-воспитат. мероприятий при необходимости сообразуется с мед. рекомендациями. В зависимости от характера речевой аномалии диагностика речевого нарушения осуществляется психоневрологом, отоларингологом, стоматологом, хирургом или офтальмологом. Логопедич. воздействие нередко сочетается с леч. или протезно-хирургич. воздействием (протезирование зубной системы, хирургич. вмешательство при деформациях артикуляц. аппарата и др.). Комплексному леч.-пед. подходу предшествуют комплексное изучение ребенка, в к-ром принимают участие врачи, логопеды, патопсихологи. Результаты исследований аномального развития речи спс-собствуют расширению представлений в области общей психологии и педагогики речи. В частности, достижения Л. с успехом используются в методике преподавания языков.

Н.-и. работа по Л. ведется в НИИ кор-рекционной педагогики в Москве, на де-фектологич. ф-тах пед. ин-тов, в мед. НИИ и др. учреждениях. Логопедич. помощь оказывается в учреждениях мин- в просвещения и мин- в здравоохранения: в логопедич. пунктах при массовых школах, дет. садах для детей с расстройствами речи, логопедич. и сурдологопедич. кабинетах поликлиник, психоневрологич. диспансерах, в логопедич. отделениях больниц.

Отличное определение

Неполное определение ↓

1. Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах предупреждения нарушения речи, выявление их, устранения средствами спец. обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптомы, структуру нарушений речи, систему коррекционной работы.Предмет логопедии - нарушение речи и процесс воспитания людей с ТНР. Объект изучения- человек. Структура логопедии - дошкольная, школьная, логопедия подростков и взрослых. Цель науки – разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания людей с нарушениями речи, а также профилактика нарушений речи.В основе успехов отечественной логопедии лежат современные исследования отечественных и зарубежных авторов, свидетельствующие о больших компенсаторных возможностях развивающегося детского мозга. И. П. Павлов, подчеркивая чрезвычайную пластичность центральной нервной системы и ее неограниченные компенсаторные возможности, писал: «Ничто не остается неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия».

Задачи науки: Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных нарушениях. Определение симптомов и степеней речевых нарушений.Изучение влияния речевых расстройств на формирование личности человека.Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений.Изучение особенностей формирования речи у людей с другими отклонениями в развитии. Изучений этиологий речевых нарушений. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.Совершенствование методов профилактики речевых расстройств. Разработка вопросов организации логопедической помощи.

СВЯЗЬ ЛОГОПЕДИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

Логопедия тесно связана со многими науками. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности. Различают внутрисистемные и межсистемные, связи: К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: судропедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками. Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности. Логопедия тесно связана с оториноларингологией, невро-патологией, психопатологией, клиникой олигофрений, педиатрией. Так, данные патологии органов слуха и речи (например, при нарушениях голоса) дают возможность не только определить этиологию нарушений, но и позволяют правильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействием (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, оперативным вмешательством и др.). Многие виды речевых нарушений связаны с органическим поражением центральной нервной системы, и их диагностика возможна только совместными усилиями логопеда и врача-невропатолога или психоневролога. Эти данные имеют важное значение для правильного педагогического анализа речевого нарушения и организации логопедической работы выбора профиля специального учреждения. Логопедия тесно связана с лингвистическими науками и психолингвистикой. Речь предполагает использование языковых единиц различного уровня и правил их функционирования. Они могут по-разному нарушаться при различных расстройствах речи. Знание законов и последовательности усвоения ребенком норм языка способствует уточнению логопедического заключения, является необходимым для разработки системы логопедического воздействия.