Болезни Военный билет Призыв

Все космонавты погибшие в космосе. Умершие космонавты - и на камнях растут деревья

Космонавты СССР стали первыми в загадочном и красивом космосе. Человечество всегда мечтало войти в контакт с другими цивилизациями.

Космонавтика хранит знания, откуда произошла сама вселенная и человек. Есть ли в обозримом космосе еще одна планета с похожими условиями для жизни, а возможно со своей историей?

Кто говорит, что космическое пространство только черного цвета, тот не слишком много знает о мире за пределами известных планет. Современные жители могут и не вспомнить, с чего начиналась история космического освоения. Фантасты всего мира придумывают возможности перемещения во времени (с точки зрения современной физики порталы возможны).

Однако, без воспоминаний о первооткрывателях мы вряд ли пересечем пределы доступного (видимого) космоса. Не выйдем в иные галактики и космонавтику ждет гибель.

Космическая нация, такой «титул» наша страна получила после успешного полета Гагарина. Подобное было не просто национальным достижением или гордостью, а заявкой на глобальное господство. Русские спустили на землю из черных глубин космоса не только славу.

Нации всего мира признали наличие нового «космического» тактического преимущества для любой проводимой военной операции, которые в современных реалиях можно было бы назвать «космическими войнами».

Первым космический воин

Им стал Гагарин Юрий, рожденный в Кашинской деревне в начале двадцатого века. Его учеба была прервана во время отечественной войны. Через шесть лет после окончания попыток немцев завоевать Союз, будущий летчик поступил в техникум Саратова, где и заинтересовался воздушными полетами. Еще через пять лет Юра поступает в летное училище.

К своему первому полету в темное пространство Юрий сумел налетать свыше двух сотен часов. В апреле шестьдесят первого года (ХХ века) он провел за пределами нашей планеты чуть больше сотни минут (108) на корабле «Восток-1». Приземление прошло успешно.

Необходимость заявить о себе общественности заставила американцев вкладывать большие деньги в борьбу с «красной страной». Победа могла бы принести духовный подъем проигравшей стране.

«Советы» не искали одобрения по поводу финансирования космических программ, но решили освещать исключительно успешные миссии. Советские граждане решили, что программа СССР не способна провалиться. Они ошибались.

В таблице ниже в хронологическом порядке указаны космонавты СССР, названия их космических кораблей, дата полета и другие данные.

Космический воин по имени Константин

Феоктистов Константин Петрович — этот научный сотрудник провел в космосе сутки. Увы, второго полета он так и не дождался «по состоянию здоровья». Это «состояние» осталось с ним после неудачного «расстрела» в немецком плену.

После военных действий избрал «мирный» путь и в шестьдесят седьмом получил докторскую степень.

Многие события, связанные со смертью летчиков, были долгое время засекречены. Даже сейчас, полвека спустя, их количество точно не известно.

Мало кто знает о Комарове Владимире, лучшем друге советского героя Гагарина. Второй после Гагарина, Владимир погиб во время неудачного возвращения своей капсулы «Союз-1». Были слухи о его последних минутах, в которых, как утверждают многие, он выступал против Советского режима и обвинил их в его предстоящей смерти.

Официально успешным вторым полетом в космос был полёт под управлением Германа Титова (это бывший дублер Гагарина).

Относительно ушедших из жизни космических летчиков существует много теорий. Секретность правительства породила множество гипотез о «пропавших» в космосе людях. Причем есть утверждения, что полеты совершались задолго до первого полета в 61 году (20 века). Публичных доказательств, кроме подтасовки некоторых фото в средствах массовой информации, нет.

Все доказательства, поддерживающие теорию «потерянных» космонавтов, были расценены как неубедительными, а некоторые случаи оказались мистификацией. В восьмидесятых журналист из Америки провел собственное расследование катастроф в Советском Союзе, но также не обнаружил никаких доказательств.

Бондаренко Валентин Васильевич

Погибший российский летчик космонавт. Как и многие космонавты, готовился в будущему полету в космос, проходя испытания в сурдобарокамере в НИИ-7 ВВС. Отобранных летчиков испытывали тишиной и одиночеством. Заканчивались десятые сутки пребывания Валентина в сурдобарокамере.

В конце одного из медицинских экспериментов, Валентин Васильевич открепил специальные датчики от своего тела, протер места прикрепления тампоном, смоченным спиртом, а затем по ошибке неосторожно выбросил его. Тампон, попав на спираль раскаленной электроплитки, мгновенно вспыхнул. На летчике загорелся тренировочный шерстяной костюм.

Когда открыли барокамеру, Валентин был еще жив. Но в больнице, после восьми часов попыток врачей помочь, он умер, испытав несовместимый с жизнью ожоговый шок. За 19 дней до первого официального полета в космос, умер Валентин Бондаренко, состоявший в группе подготовки космонавтов.

Владимир Михайлович Комаров

Родился шестнадцатого марта двадцать седьмого года в Оренбургской области. В сорок пятом году окончил авиационное училище в Борисоглебске. В списке летчиков-космонавтов он был под седьмым номером. Совершил два полета в космос на двух кораблях первого поколения «Союз» и «Восход».

Первая космическая экспедиция без скафандров (их убрали из-за нехватки места) состоялся в октябре шестьдесят четвертого. Полет прошел удачно. Комаров провел в космосе чуть больше суток (столько длился полет), после чего, используя систему мягкой посадки, удачно завершил свою первую экспедицию.

Во втором полете с самого начала происходило много нештатных ситуаций и мелких неудач, предупреждающих о грозящей беде. На завершающем этапе, из-за отказа системы парашютного приземления, аппарат вошел в неконтролируемое вращение, на большой скорости врезался в землю в Адамовском р-не Оренбургской области, разрушился и загорелся. «Союз» второго поколения сгорел в апреле шестьдесят седьмого года.

Виктор Иванович Пацаев

Родился девятнадцатого июня тридцать третьего года на территории современного Казахстана, в Актюбинске.

В пятьдесят восьмом году получил работу в конструкторском бюро знаменитого Королева. Тринадцать лет спустя совершил полет в качестве инженера-исследователя в составе «Союз-11». Провел двадцать три дня в космосе на орбитальной станции «Салют-1».

Однако, при приземлении аппарата «Союз-11», произошла разгерметизация, все три члена экипажа - Пацаев Виктор, Добровольский Георгий и Волков Владислав - погибли. Посмертно, в этом же 71-году, все они получили награду «Героя Советского Союза».

Волков Владислав Николаевич

Владислав родился на два года позже Пацаева в Москве. После окончания Московского авиационного института, работал в КБ Королева. Владислав Волков является одним из разработчиков многих космических аппаратов, в том числе и кораблей «Восток» и «Восход».

Первая экспедиция в космос произошла на корабле «Союз-7» в 1969 году и продлился четыре дня и двадцать два часа. Во второй экспедиции, состоявшейся в семьдесят первом году, будучи в составе в Пацаевым и Добровольским, погиб при разгерметизации корабля «Союз-11».

Добровольский Георгий Тимофеевич

Георгий родился в 1928 году, в первый день лета, в Одессе. В 1944 году был схвачен оккупационными войсками Румынии и приговорен к 25-ти годам каторги. Месяц спустя, в марте, местные жители выкупили Георгия у охранника тюрьмы.

После освобождения родного города от оккупации, поступил в спецшколу воздушных сил, которую окончил в 1946 г. Учился в Чугуевском авиационном училище, служил лётчиком-истребителем, окончил Военно-воздушную академию (ныне носящую имя Юрия Гагарина).

В январе 1962, когда Георгию Тимофеевичу было 33 года, его пригласили пройти подготовку в отряд космонавтов. Добровольского готовили по лунной программе. В 1971 году совершил свой первый полет на корабле «Союз-11», окончившийся трагедией. Все три члена экипажа, в самом расцвете сил, погибли.

Женщины-космонавты СССР и России

Удивительны судьбы женщин, посвятивших себя работе в космической сфере.

Терешкова Валентина Владимировна

Первой женщиной, отправившейся в космос, да ещё и в одиночку (единственная в мире на сегодняшний день!), стала Валентина под позывным «Чайка».

Родилась Валентина Владимировна за четыре года до начала отечественной войны, 6 марта. В пятьдесят третьем окончила 7 классов школы, далее окончила еще 3 класса, совмещая обучение с работой и помогая своей семье. Обладая хорошим музыкальным слухом училась играть на домре.

Профессии Валентины до поступления в отряд космонавтов:

  • браслетчица на Шинном заводе в Ярославле;
  • ровница на Комбинате технических тканей того же города;
  • студентка заочного отделения Техникума легкой промышленности, специальность - техник-технолог по хлопкопрядению;
  • секретарь комитета ВЛКСМ;
  • ученица Парашютного клуба г. Ярославля (выполнила 90 прыжков).

В 1962 году отобрана из 100 претенденток в женский отряд подготовки космонавтов. Валентина полностью соответствовала критериям, по которым происходил отбор, — до 170 см в росте, до 70 кг в весе, парашютистка, возраст до 30 лет. Так же, помимо отличной подготовки в полету и успешного прохождения всех испытаний, советские власти смотрели на социальное положение (она была из рабочего класса) и умение вести активную общественную жизнь.

Полет совершила 16 июня шестьдесят третьего года на космическом корабле «Восток-6». Почти трое суток длился полёт Валентины, она сделала 48 витков вокруг Земли, вела бортовой журнал, делала снимки планеты.

После своего триумфального возвращения Валентина стала инструктором космонавтов, в этой должности проработала вплоть до апреля 1997 года.

После полета в космос Валентина Владимировна окончила Военно-воздушную академию им. Жуковского, защитила диссертацию, стала профессором, опубликовала более пяти десятков научных работ. Эта удивительная женщина была готова лететь на в одну сторону.

Кондакова Елена Владимировна

Елена - первый российский космонавт женского пола, который совершил длительный полет в космическое пространство. Она родилась в пятьдесят седьмом году в Москве.

Ее полет состоялся в девяносто четвертом, когда Союза уже не стало. Вернулась на нашу планету Елена в марте 95 года, после пяти месяцев пребывание на станции «Мир». Второй полет на американском шаттле «Атлантис» проходил в 1997 году в мае с 15 по 24 числа.

Здесь будет представлен список женского отряда. Пусть часть из этих отважных женщин-космонавтов уже умершие, но запомнить эти шесть фамилий стоит:

Российские космонавты

В каком городке проходят подготовку отечественные космонавты

Центр по подготовке летно-космического состава имени Гагарина является главным советским и российским учреждением Роскосмоса. «Звездный городок» создан в начале шестидесятых в Подмосковном районе Щёлковский.

В качестве руководителя указан Крикалев С. Г. В конце этого же десятилетия центру было присвоено имя первого человека, побывавшего в космическом пространстве.

Достаточно молодой тренировочный центр для подготовки людей к путешествию в космос находится в лесу, скрытый от посторонних глаз. Попасть в «городок» сложно.

С населением в шесть тысяч человек это закрытое административное территориальное деление окружено лесом. Каждые пять лет избирается депутатский состав, а подчиняются все одно большой российской корпорации.

Мало кому из западных журналистов или репортеров доводилось получить доступ к сокровищнице российской космонавтики, где проходили подготовку великие покорители темного пространства.

Только одному фотографу удалось получить красивые снимки секретного комплекса Митч по фамилии Карунаратне. Ему было дозволено углубится на 48 километров от столицы и увидеть центр, в котором проходил подготовку легендарный космонавт с позывным «Кедр» (позывной Гагарина).

Заключение

По сей день, несмотря на то, что этот район больше не является военной зоной, а передан космическому агентству в 2009-ом, посторонним по-прежнему трудно получить сюда доступ в Звездный городок.

С незапамятных времён человечество стремилось летать. Наверное, это было их самое желанное мечтание. Со становлением современной цивилизации, людям захотелось не просто летать, а достичь чарующей мглы космического пространства. И вот наконец-то смогли реализовать желание человечества отправиться в открытый космос!

Первым космонавтом Советского Союза был , чем и вошел навсегда в мировую историю. Подготовка к полёту первого в мире человека длилась чуть больше года и, вот, 12 апреля 1961 состоялся этот исторический момент. Встречали лётчика на Земле, как и подобает, встречать героев отечества. Позднее Гагарин был удостоен многих чинов и наград. Полёт в космос вскоре был повторён космонавтом из США. После этого началась борьба за запуск первой женщины космонавта в космос.

Событием невиданного масштаба был полёт первой девушки советского космонавта . Её путешествие к звёздам началось с того, что к 25 годам она была зачислена в ряды космонавтов и наряду с другими девушками подходила подготовку к полёту на орбиту. Во время обучения руководителями проекта была замечена активность Валентины Терешковы и её трудолюбие, вследствие чего её назначили старшей в женской группе. Всего спустя 1 год подготовки, она отправилась в космическое путешествие, оставшееся навсегда в учебниках истории - первый полёт в открытый космос женщины.

Советский Союз не просто запустил первого космонавта на орбиту, а открыл новую веху в эволюции человеческих технологий и уровне развития человечества в целом. были первыми во всём, что было связано с космонавтикой. Наше государство обладало самыми лучшими технологиями в области космонавтики. Мы были первыми не только в запуске космонавтов. Мировое первенство государство удерживало в дальнейшем и в сфере запуска пилотируемых полётов и работы орбитальных станций.

Нужно отдать должное героям советского союза — космонавтам за их храбрость и преданность своей мечте. Именно они ознаменовали собой начало новой эры человечества - космической. Но не стоит забывать и о тех выдающихся , которые вложили в это дело не только труд и время, но и частицу своей души. Достижения русской космонавтики достойны того, чтобы про них писали в учебниках .

Борис Валентинович Волынов (р. 1934) - советский лётчик-космонавт, дважды удостоившийся звания Героя Советского Союза.

Ранние годы

Родился Борис Волынов в Иркутске 18.121934г. Однако вскоре его мать перевели на другое место работы - в город Прокопьевск Кемеровской области, и вся семья перебралась туда. До 1952 года мальчик учился в обычной средней школе, и уже в юные годы он загорелся мыслью стать лётчиком.

Сказано-сделано: после школы Волынов отправился в Павлодар, в тамошнее военное авиационное училище. Затем он продолжал образование в Сталинградском (ныне Волгоградское) военном авиаучилище. После обучения он служил лётчиком в Ярославле, позже став старшим лётчиком.

Павел Иванович Беляев (1925 - 1970) - советский космонавт номер 10, Герой СССР.

Павел Беляев известен также как спортсмен и участник Советско-Японской войны 1945 года.

Ранние годы

Родился Павел Беляев в селе Челищево, которое в наше время относится к Вологодской области 26.06.1925г. Учился в школе в городе Каменск-Уральский, по окончании которой пошёл работать токарем на завод. Впрочем, через год он решил посвятить себя военному делу, вследствие чего поступил в Ейское военное авиационное училище. Так он стал лётчиком.

Великая Отечественная война к тому времени (1945 год) закончилась, однако на Дальнем Востоке ещё велись военные действия против Японии, и молодой лётчик отправился туда.

Владимир Джанибеков (Крысин) (р. 13.05.1942) - весьма интересный представитель отечественной космонавтики.

Это человек, совершивший несколько рекордов в космических полётах. Во-первых, он совершил рекордное в СССР количество полётов - пять. Космонавт Сергей Крикалёв летал целых шесть раз, но это было уже после развала СССР.

Во-вторых, во всех пяти своих полётах он был командиром. Этот рекорд на сегодняшний момент не превзошёл ни один космонавт мира, а повторил его только Джеймс Уэзерби, да и то лишь в шестом своём полёте, так как в первом он командиром не был. Таким образом, Владимир Джанибеков - самый опытный советский космонавт.


Валерий Кубасов (1935 - 2014) - известный советский космонавт. Он известен как космический бортинженер, а также как участник знаменитой программы «Союз - Аполлон», при которой произвели стыковку космические станции двух «сверхдержав».

Биография

Родился Валерий Кубасов в городе Вязники, что во Владимирской области. Там же он учился в школе. С самого детства он мечтал строить самолёты, поэтому после школы он отправился в Московский авиационный институт. Как и многие космонавты, Кубасов на ранних этапах своей жизни был авиатором.



Светлана Савицкая - летчик испытатель, космонавт, Герой СССР (дважды).

Наверное каждый в мире знает кто такая Валентина Терешкова. Однако и после нее женщины продолжали покорять космос. Как раз следующей, после Терешковой и второй женщиной-космонавтом стала Светлана Евгеньевна Савицкая.

Она была блестящим летчиком, участвовала в двух космических экспедициях, первой, среди женщин, вышла в открытый космос и провела там работы, стала единственной женщиной, дважды удостоенной награды Герой Советского Союза. Но обо всем по порядку.



Виктор Горбатко летчик космонавт СССР, генерал-майор авиации.

Совсем недавно, 17 мая 2017 года, ушел из жизни известный не только в России, но и за рубежом летчик - космонавт Виктор Васильевич Горбатко.

Этот человек за свою жизнь участвовал в трех космических экспедициях, был одним из первых шахматистов, игравший партии между космосом и Землей. Он 21-ый советский летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза.

Помимо огромного количества советских наград, получил награды пяти стран, а последние 16 лет своей жизни являлся президентом Союза Филателистов России.

Комаров Владимир Михайлович (1927 - 1967) космонавт, дважды Герой СССР, летчик испытатель

Детство и годы обучения

Владимир Михайлович появился на свет 16 марта 1927 года. Рос в небогатой дворницкой семье. С малых лет засматривался на пролетающие в небе самолеты и запускал с крыши дома воздушных змеев. Родной город - Москва.

С 7 лет проходит обучение в 235-й школе, которая в настоящее время носит номер 2107. Окончив там семилетний курс общего образования в 1943, в разгар Великой Отечественной Войны, принимает судьбоносное решение стать летчиком.

Совершил два космических полета и пробыл в космосе 28 суток и чуть более17 часов.

Краткая биография

Родился Владислав Николаевич Волков 23 ноября 1935 года в Москве в семье, все члены которой профессионально занимались авиацией. Его отец был ведущим инженер - конструктором крупнейшего авиационного предприятия, мать работала там же в конструкторском бюро.

Закономерно, что Владислав с детства мечтал об авиации. Окончив в 1953 году московскую школу номер 212, он одновременно поступает в знаменитый МАИ - кузницу советских авиационных инженеров и, в аэроклуб.

Занятия и в институте, и в в аэроклубе проходили очень успешно.

Попович Павел Романович - советский летчик-космонавт номер 4 из первого “гагаринского” отряда, легенда отечественной космонавтики. Дважды Герой Советского Союза.

Краткая биография

Биография космонавта Поповича мало чем отличается от биографии его сверстников. Павел Попович родился в октябре 1929 года в поселке Узин Киевской области на Украине. Его родители были простыми людьми.

Отец Роман Порфирьевич Попович родом из крестьянской семьи, всю жизнь работал кочегаром на местном сахарном заводе. Мать Феодосия Касьяновна родилась в зажиточной семьи, но богатые родственники отказались от нее после ее замужества, и многодетной семье Поповичей пришлось довольно тяжело.

Павел с раннего детства узнал, что такое тяжелый труд - ему пришлось работать пастушком, быть нянькой в чужой семье. Тяжелые годы немецкой оккупации наложили отпечаток на внешности Павла - в 13 лет он стал седым. Но, не смотря на все тяготы послевоенного детства, мальчик рос очень смышленым, пытливым и был круглым отличником.


1. Герман Степанович Титов 11.09.1935 - 20.09.2000 дублер Гагарина в первом полёте.
2. Второй человек в космосе с 6 по 7 августа 1961 года на корабле Восток-2 совершил полет продолжительностью 1 сутки и 1 час совершил 17 оборотов вокруг Земли пролетев 17 тысяч километров.

Могила Титова на Новодевичьем кладбище.


2. Береговой Георгий Тимофеевич 15.04.1921 - 30.06.1995. Участник Великой отечественной войны с августа 1942 г. (командир авиазвена 3-ей воздушной армии, Калининский фронт). Первой медалью Героя Советского Союза он был награжден в конце войны в 1944 году.
В 1963 году зачислен в отряд (группа ВВС2 - дополнительный набор).
Прошел полный курс подготовки к полетам на кораблях типа Союз. 26 -30 октября 1968 года совершил полет на корабле Союз-3, была совершена неудачная попытка стыковки с непелатируемым кораблем Союз-2, в тени Земли. Полет продолжался 3 суток 22 часа 50 минут. За совершение космического полета был награждён 1 ноября 1968 второй медалью Героя Советского Союза.
Скончался 30 июня 1995 года во время операции на сердце. Похоронен на Новодевечьем кладбище в Москве.

Могила Берегового Г. Т. на Новодевечьем кладбище.

3. Губарев Алексей Алексеевич 29.03.1931 - 21.02.2015 года и Гречко Георгий Михайлович 25.05.1931 - 08.04.2017
Свой первый полет совершил с 11 января по 8 февраля 1975 года в качестве командира космического корабля Союз-17 вместе с Горгием Михайловичем Гречко и орбитального косплекса Салют-4 Союз-17. Продолжительность пребывания в космосе составила 19 дней 13 часов и 19 минут и 15 секунд.

С 1976 года проходил подготовку по программе сотрудничества с Социалистическими странами Интеркосмос. Второй полет совершил со 2 по 10 марта вместе с чехом Владимиром Ремеком 28.09.1948 - настоящее время в качестве командира космического корабля Союз-28 и Юрием Викторовичем Романенко 01.08.1944 - настоящее время и Романенко и Ремек оба живы и Георгием Михайловичем Гречко. Продолжительность полета составила 7 дней 22 часа и 13 минут.

4. Кубасов Валерий Николаевич 7.01.1935 - 19.02.1985. Шонин Георгий Степанович 03.08.1935 - 06.04.1979
Первый полет совершил с 11 по 16 октября 1969 года вместе с Шониным Георгием Степановичем. Во время полета впервые были произведены эксперименты по проведению сварочных работ в космосе на разработанной в ИЭС им Патона аппаратуре. Продолжительность полета составила
4 суток 22 часа 42 минуты и 47 секунд.


Второй полет совершил с 15 по 21 июля 1975 года вместе с Леоновым Алексеем Архипычем 30.05.1934 - настоящее время по программе Союз-Апполон. В ходе полета впервые была совершена стыковка кораблей разных стран Союз-19 (СССР) и Апполон (США). Продолжительность полета составила 5 суток 22 часа 30 минут и 61 секунда

5. Попович Павел Романович 05.10.1930 - 29.09.1978. Артюхин Юрий Петрович 22.06.1930 - 04.08.1998. Николаев Андриан Григорьевич 05.09.1929 - 03.06.2004.
Первый полет совершил с 12 по 15 августа 1962 года на корабле Восток-4. В ходе полета была установлена радиосвязь между двумя кораблями
Николаев Андриан Григорьевич, который пилотировал корабль Восток-3.


Второй полет совершил с 3 по 9 июля 1974 года на космическом корабле Союз-14 как командир первого экипажа (совместно с бортинженером Артюхиным Юрий Петровичем к первой военной орбитальной станции Алмаз. 5 июля корабль совершил стыковку со станцией Салют-3, которая находилась на орбите с 25 июня. Совместный полет продолжался 15 суток. Во время полета космонавты исследовали геолого-морфологические объекты земной поверхности, атмосферные образования и явления, провели медико-биологические исследования по изучению влияния космических факторов на организм человека и определению рациональных режимов работы на борту станции.

Могила Поповича на Троекуровском кладбище

6. Макаров Олег Григорьевич 06.01.1933 - 28.05.2003 и Лазарев Василий Григорьевич 23.02.1928 - 31.12.1990.
Первый полет совершил на космическом корабле Союз-12. С 27 по 29.09.1973. Командир корабля был Лазарев Василий Григорьевич. Продолжительность полета 1 сутки 23 часа 15 минут 32 секунды.

Людей, отдавших свою жизнь во благо мирового прогресса в сфере освоения космоса всего около 20 человек, сегодня мы о них и расскажем.

Их имена увековечены в пепле космического хроноса, выжжены в атмосферной памяти вселенной навсегда, многие из нас мечтали бы остаться героями для человечества, однако, мало кто хотел бы принять такую смерть, как наши герои-космонавты.

20 век стал прорывным в освоении пути к просторам Вселенной, во второй половине 20-го века, после долгих подготовок, человек, наконец-то, смог полететь в Космос. Однако была и обратная сторона такого скорого прогресса — гибель космонавтов.

Люди гибли при предполетных подготовках, при взлете космического корабля, при посадке. Всего при космических стартах, подготовках к полетам, включая погибших в слоях атмосферы космонавтов и технического персонала погибло более 350 человек, только астронавтов - около 170 человек.

Перечислим имена погибших во время работы космических кораблей космонавтов (СССР и всего мира, в частности Америки), а затем расскажем кратко историю их гибели.

Ни один космонавт не погиб непосредственно в Космосе, в основном все они погибли в атмосфере Земли, при разрушении или пожаре корабля(космонавты «Аполлона-1» погибли при подготовке к первому пилотируемому полету).

Волков, Владислав Николаевич («Союз-11»)

Добровольский, Георгий Тимофеевич («Союз-11»)

Комаров, Владимир Михайлович («Союз-1»)

Пацаев, Виктор Иванович («Союз-11»)

Андерсон, Майкл Филлип («Колумбия»)

Браун, Дэвид Макдауэлл («Колумбия»)

Гриссом, Вирджил Айвэн («Аполлон-1»)

Джарвис, Грегори Брюс («Челленджер»)

Кларк, Лорел Блэр Сэлтон («Колумбия»)

Маккул, Уильям Камерон («Колумбия»)

Макнейр, Роналд Эрвин («Челленджер»)

Маколифф, Криста («Челленджер»)

Онидзука, Эллисон («Челленджер»)

Рамон, Илан («Колумбия»)

Резник, Джудит Арлен («Челленджер»)

Скоби, Фрэнсис Ричард («Челленджер»)

Смит, Майкл Джон («Челленджер»)

Уайт, Эдвард Хиггинс («Аполлон-1»)

Хасбанд, Рик Даглас («Колумбия»)

Чавла, Калпана («Колумбия»)

Чаффи, Роджер («Аполлон-1»)

Стоит учесть, что истории гибели некоторых космонавтов мы никогда не узнаем, потому что это информация является секретной.

Катастрофа «Союз-1»

««Союз-1» - первый советский пилотируемый космический корабль (KK) серии «Союз». Запущен на орбиту 23 апреля 1967 года. На борту «Союза-1» находился один космонавт - Герой Советского Союза инженер-полковник В. М. Комаров, который погиб во время приземления спускаемого аппарата. Дублёром Комарова при подготовке к этому полёту был Ю. А. Гагарин».

«Союз-1» должен был произвести стыковку с кораблем «Союз-2» для возвращения экипажа первого корабля, однако по причине неполадок старт «Союз-2» был отменен.

После выхода на орбиту начались проблемы с работой солнечной батареи, после неудачны попыток запустить ее, корабль было решено спускать на Землю.

Но при спуске, за 7 км до земли, произошел отказ парашютной системы, корабль ударился о землю со скоростью 50 км в час, взорвались баки с пероксидом водорода, космонавт погиб мгновенно, «Союз-1» почти полностью сгорел, останки космонавта сильно обгорели так, что невозможно было определить даже фрагменты тела.

«Данная катастрофа стала первым случаем гибели человека в полёте в истории пилотируемой космонавтики».

Причины трагедии так и не были установлены до конца.

Катастрофа «Союз-11»

«Союз-11» — космический корабль, экипаж которого в составе трех космонавтов погиб в 1971 году. Причина гибели людей — разгерметизация спускаемого аппарата во время посадки корабля.

Всего через пару лет после гибели Ю. А. Гагарина (сам известный космонавт погиб при авиационной катастрофе в 1968 году), пойдя уже вроде бы по протаренной дорожке покорения космического пространства, ушли из жизни еще несколько космонавтов.

«Союз-11» должен был доставить экипаж на орбитальную станцию «Салют-1», но корабль не смог произвести стыковку из-за повреждения стыковочного узла.

Состав экипажа:

Командир: подполковник Георгий Добровольский

Бортинженер: Владислав Волков

Инженер-исследователь: Виктор Пацаев

Им было от 35 до 43 лет. Всем им посмертно присуждены награды, грамоты, ордена.

Что произошло, почему же космический корабль подвергся разгерметизации — так и не удалось установить, но скорее всего нам эту информацию не сообщат. Но жаль, что в то время наши космонавты были «подопытными кроликами», которых начали без особой надежности, охраны выпускать в Космос после собак. Впрочем, наверное, многие из тех, кто мечтали стать космонавтами понимали какую опасную профессию они выбирают.

Стыковка произошла 7 июня, расстыковка — 29 июня 1971 года. Была неудачная попытка стыковки с орбитальной станцией «Салют-1», экипаж смог перейти на борт «Салют-1», даже в течение нескольких дней пребывала на орбитальной станции, была установлена ТВ-связь, однако уже при первом заходе на станцию космонавты обратили снимание на некоторое задымление. На 11 день началось возгорание, экипаж принял решение спускаться на земле, но выявились неполадки, нарушившие ход расстыковки. Скафандры не были предусмотрены для экипажа.

29 июня в 21.25 корабль отделился от станции, но уже чуть более чем через 4 часа связь с экипажем была потеряна. Был раскрыт основной парашют, корабль приземлился в заданном районе, сработали двигатели мягкой посадки. Но поисковая группа обнаружила в 02.16 (30 июня 1971 года) бездыханные тела экипажа, реанимационные мероприятия успехов не дали.

При расследовании было установлено, что космонавты до последнего пытались ликвидировать утечку, но перепутали клапаны, боролись не за поломанный, тем временем упустили возможность спасения. Они погибли от декомпрессионной болезни — пузырьки воздуха были обнаружены при вскрытии тел даже в клапанах сердца.

Точные причины разгерметизации корабля так и не названы, точнее, не озвучены широкой публике.

В последующем инженеры и создатели космических кораблей, командиры экипажей учли многие трагические ошибки прежних неудачных полетов в Космос.

Катастрофа шаттла «Челленджер»

«Катастрофа шаттла «Челленджер» произошла 28 января 1986 года, когда космический челнок «Челленджер» в самом начале миссии STS-51L разрушился в результате взрыва внешнего топливного бака на 73-й секунде полёта, что привело к гибели всех 7 членов экипажа. Катастрофа произошла в 11:39 EST (16:39 UTC) над Атлантическим океаном близ побережья центральной части полуострова Флорида, США».

На фото экипаж корабля — слева направо: Маколифф, Джарвис, Резник, Скоби, МакНейр, Смит, Онидзука

Этого старта ждала вся Америка, миллионы очевидцев и зрителей по ТВ наблюдали пуск корабля, это было кульминационное время покорения Западом Космоса. И вот, когда произошел грандиозный старт корабля, через секунды, началось возгорание, позже взрыв, кабина шаттла отделилась от разрушенного корабля и упала на скорости 330 км в час о поверхность воды, через семь дней астронавтов найдут в отколовшейся кабине на дне океана. До последнего момента, до удара о воду, некоторые члены экипажа были живы, пытались осуществить подачу воздуха в кабину.

В видео под статьей есть отрывок прямого эфира с запуском и гибелью шаттла.

«Экипаж челнока «Челленджер» состоял из семи человек. Его состав был таким:

Командир экипажа - 46-летний Фрэнсис «Дик» Р. Скоби (англ. Francis «Dick» R. Scobee). Военный лётчик США, подполковник ВВС США, астронавт NASA.

Второй пилот - 40-летний Майкл Дж. Смит. Лётчик-испытатель, капитан ВМС США, астронавт NASA.

Научный специалист - 39-летний Эллисон С. Онидзука. Лётчик-испытатель, подполковник ВВС США, астронавт NASA.

Научный специалист - 36-летняя Джудит А. Резник. Инженер и астронавт NASA. Провела в космосе 6 дней 00 часов 56 минут.

Научный специалист - 35-летний Роналд Э. МакНейр. Физик, астронавт NASA.

Специалист по полезной нагрузке - 41-летний Грегори Б. Джарвис. Инженер и астронавт NASA.

Специалист по полезной нагрузке - 37-летняя Шэрон Криста Корриган Маколифф. Учительница из Бостона, победившая в конкурсе. Для неё это был первый полёт в космос в качестве первого участника проекта «Учитель в космосе»».

Последнее фото экипажа

Для установления причин трагедии создавали различные комиссии, однако большинство сведений были засекречены, по предположениям — причинами крушения корабля были слабое взаимодействие организационных служб, вовремя не выявленные нарушения в работе топливной системы (взрыв произошёл при старте из-за прогара стенки твердотопливного ускорителя) и даже.. теракт. Кто-то говорил о том, что взрыв шаттла был подстроен с целью нанесения удара перспективам Америки.

Катастрофа шаттла «Колумбия»

«Катастрофа шаттла «Колумбия» произошла 1 февраля 2003 года незадолго до окончания его 28-го полёта (миссия STS-107). Последний полёт космического челнока «Колумбия» начался 16 января 2003 года. Утром 1 февраля 2003 года после 16-суточного полета шаттл возвращался на Землю.

НАСА потеряло связь с кораблём примерно в 14:00 GMT (09:00 EST), за 16 минут до предполагаемой посадки на ВПП №33 Космического центра имени Джона Кеннеди во Флориде - она должна была состояться в 14:16 GMT. Очевидцами были засняты горящие обломки шаттла, летящие на высоте около 63 километров при скорости 5,6 км/с. Все 7 членов экипажа погибли».

На фото экипаж — Сверху вниз: Чавла, Хазбанд, Андерсон, Кларк, Рамон, МакКул, Браун

Шаттл «Колумбия» совершал свой очередной 16-дневный полет, который должен был закончиться посадкой на Земле, однако, как гласит основная версия следствия, произошло повреждение челнока во время старта — кусок оторвавшейся теплоизоляционной пены (покрытие предназначалось для защиты от наледи баков с кислородом и водородом) в результате удара повредил покрытие крыла, в результате чего при спуске аппарата когда происходят самые сильные нагрузки на корпус, началось перегревание аппарата и, впоследствии, разрушение.

Еще во время экспедиции шаттла инженеры не раз обращались к руководству НАСА с целью оценки повреждений, визуальному осмотру корпуса челнока с помощью спутников орбит, однако специалисты НАСА заверяли, что нет никаких опасений и рисков, челнок благополучно спуститься на Землю.

«Экипаж челнока «Колумбия» состоял из семи человек. Его состав был таким:

Командир экипажа - 45-летний Ричард «Рик» Д. Хасбанд (англ. Richard «Rick» D. Husband). Военный лётчик США, полковник ВВС США, астронавт NASA. Провёл в космосе 25 дней 17 часов 33 минуты. До «Колумбии» был командиром челнока STS-96 «Discovery».

Второй пилот - 41-летний Уильям «Уилли» К. МакКул (англ. William «Willie» C. McCool). Лётчик-испытатель, астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.

Бортинженер - 40-летняя Калпана Чавла (англ. Kalpana Chawla). Научный сотрудник, первая женщина-астронавт NASA индийского происхождения. Провела в космосе 31 день 14 часов 54 минуты.

Специалист по полезной нагрузке - 43-летний Майкл Ф. Андерсон (англ. Michael P. Anderson). Учёный, астронавт NASA. Провёл в космосе 24 дня 18 часов 8 минут.

Специалист по зоологии - 41-летняя Лорел Б. С. Кларк (англ. Laurel B. S. Clark). Капитан ВМС США, астронавт NASA. Провела в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.

Научный специалист (врач) - 46-летний Дэвид МакДауэлл Браун (англ. David McDowell Brown). Лётчик-испытатель, астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.

Научный специалист - 48-летний Илан Рамон (англ. Ilan Ramon, ивр. ‏אילן רמון‏‎). Первый израильский астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут».

Спуск шаттла произошел 1 февраля 2003 года, в течение часа должна была произойти посадка на Землю.

«1 февраля 2003 года в 08:15:30 (EST) челнок «Колумбия» начал свой спуск на Землю. В 08:44 челнок начал входить в плотные слои атмосферы». Однако из-за повреждений передняя кромка левого крыла начала сильно перегреваться. С периода 08:50 корпус корабля терпит сильные тепловые нагрузки, в 08:53 от крыла стали отваливаться обломки, но экипаж был жив, еще была связь.

В 08:59:32 командир отправил последнее сообщение, прервавшееся на полуслове. В 09:00 очевидцы уже засняли взрыв шаттла, корабль развалился на множество обломков. то есть судьба экипажа была предрешена ввиду бездействия НАСА, но само разрушение и гибель людей произошли в считанные секунды.

Стоит заметить, что шаттл «Колумбия» эксплуатировался много раз, на момент гибели кораблю было 34 года (в эксплуатации у НАСА с 1979 года, первый пилотируемый полет в 1981 году), 28 раз летал в Космос, однако этот полет оказался роковым.

В самом космосе не погиб никто, в плотных слоях атмосферы и в космических кораблях - около 18 человек.

Кроме катастроф 4-х кораблей (двух российских — «Союз-1» и «Союз-11» и американских — «Колумбии» и «Челленджера»), в которых погибло 18 человек, было еще несколько катастроф при взрыве, пожаре в дополетной подготовки, одна из самых известных трагедий - пожар в атмосфере чистого кислорода при подготовке к полету «Аполлона-1», тогда погибли трое американских космонавтов, при аналогичной ситуации погиб совсем молодой космонавт СССР - Валентнн Бондаренко. Космонавты просто сгорели заживо.

Ещё один астронавт НАСА Майкл Адамс погиб при испытаниях ракетного самолёта «X-15».

Юрий Алексеевич Гагарин погиб при неудачном полете на самолете во время обычной тренировки..

Наверное, цель людей шагнувших в космос была грандиозна, и не факт, что даже зная свою судьбу - многие отреклись бы от космонавтики, но все же всегда нужно помнить какой ценой нам проложен путь к звездам…

На фото памятник погибшим космонавтам на Луне

К каждому юбилею исторического полёта Юрия Гагарина в газетах и интернете вновь и вновь появляются «разоблачительные» статьи, что будто бы Гагарин не был первым космонавтом. Обычно они сводятся к перечислению слухов о пилотах, которые якобы летали в космос до Гагарина, но погибли там, поэтому-де их имена засекречены. Откуда же возник миф о жертвах советской космонавтики?

Венерианский фантом

Впервые Советский Союз обвинили в умалчивании гибели космонавтов ещё до полёта Гагарина. В дневнике тогдашнего руководителя отряда космонавтов Николая Каманина есть запись, датированная 12 февраля 1961 года:

После пуска ракеты на Венеру 4 февраля многие на Западе считают, что мы неудачно запустили в космос человека; итальянцы даже будто бы «слышали» стоны и прерывистую русскую речь. Всё это совершенно беспочвенные выдумки. На самом деле мы упорно работаем над гарантированной посадкой космонавта. С моей точки зрения, мы даже излишне осторожны в этом. Полной гарантии успешного первого полёта в космос не будет никогда, а некоторая доля риска оправдывается величием задачи…

Старт 4 февраля 1961 года действительно оказался неудачным, но на борту не было никакого человека. Это была первая попытка отправить исследовательский аппарат к Венере. Ракета-носитель «Молния» вывела его в космос, однако из-за неисправности аппарат остался на околоземной орбите. Советское правительство по заведённой традиции не стало официально признавать неудачу, и в сообщении ТАСС на весь мир было объявлено об успешном запуске тяжёлого спутника и выполнении поставленных при этом научно-технических задач.

Вообще, именно неоправданная во многих случаях завеса секретности, окружавшая отечественную космическую программу, порождала массу слухов и домыслов - и не только в среде западных журналистов, но и у советских граждан.

Рождение мифа

Впрочем, вернёмся к западным журналистам. Первое сообщение, посвящённое «жертвам красного космоса», опубликовано итальянцами: в декабре 1959 года агентство «Континенталь» распространило заявление некоего высокопоставленного чешского коммуниста о том, что СССР начиная с 1957 года запускает пилотируемые баллистические ракеты. Один из пилотов по имени Алексей Ледовский якобы погиб 1 ноября 1957 года в ходе такого суборбитального запуска. Развивая тему, журналисты упоминали ещё троих «погибших космонавтов»: Сергея Шиборина (якобы погиб 1 февраля 1958 года), Андрея Миткова (якобы погиб 1 января 1959 года) и Марии Громовой (якобы погибла 1 июня 1959 года). При этом женщина-пилот якобы разбилась не в ракете, а испытывая прототип орбитального самолёта с ракетным двигателем.

В тот же период пионер ракетостроения Герман Оберт рассказывал, что слышал о пилотируемом суборбитальном запуске, который якобы состоялся на полигоне Капустин Яр в начале 1958 года и закончился гибелью пилота. Однако Оберт подчёркивал, что знает о «космической катастрофе» с чужих слов и не может ручаться за правдивость сведений.

А агентство «Континенталь» выдавало сенсацию за сенсацией. Итальянские корреспонденты рассказывали то о «лунном корабле», взорвавшемся на стартовом столе мифического сибирского космодрома «Спутникград», то о готовящемся секретном полёте двух советских пилотов… Поскольку ни одна из сенсаций не была подтверждена, сообщениям «Континенталя» перестали доверять. Но у «фабрики слухов» вскоре появились последователи.

В октябре 1959 года в журнале «Огонёк» была опубликована статья об испытателях авиационной техники. Среди них упоминались Алексей Белоконев, Иван Качур, Алексей Грачёв. Газета «Вечерняя Москва» в заметке на аналогичную тему рассказала о Геннадии Михайлове и Геннадии Заводовском. Журналист Associated Press, перепечатавшей материалы, почему-то решил, что на фотографиях в этих статьях изображены будущие советские космонавты. Поскольку впоследствии их фамилии так и не появились в «космических» сообщениях ТАСС, был сделан «логичный» вывод: эти пятеро погибли во время ранних неудачных запусков.

Настоящие Белоконов, Грачёв и Качур на фотографиях из «Огонька» (Фото: Дмитрий Бальтерманц)

Больше того, буйная фантазия журналистов так разыгралась, что для каждого из пилотов придумали отдельную подробную версию гибели. Так, после запуска 15 мая 1960 года первого корабля-спутника 1КП, прототипа «Востока», западные СМИ утверждали, что на его борту находился пилот Заводовский. Он якобы погиб из-за сбоя в системе ориентации, которая вывела корабль на более высокую орбиту.

Мифический космонавт Качур нашёл свою смерть 27 сентября 1960 года во время неудачного запуска очередного корабля-спутника, орбитальный полёт которого должен был состояться во время визита Никиты Хрущёва в Нью-Йорк. По слухам, советский лидер имел при себе модель пилотируемого космического корабля, которую должен был с триумфом показать западным журналистам, если бы полёт прошёл успешно.

Надо признать, советские дипломатические службы сами создали нездоровую атмосферу ожидания какого-то громкого события, намекнув американским журналистам, что 27 сентября произойдёт «нечто потрясающее». Разведка сообщала, что корабли слежения за космическими аппаратами заняли позиции в Атлантическом и Тихом океанах. Советский моряк, сбежавший в тот же период, подтвердил, что готовится космический запуск. Но, постучав кулаком на Генеральной Ассамблее ООН, 13 октября 1960 года Никита Хрущёв покинул Америку. Официальных заявлений от ТАСС не поступало. Разумеется, журналисты тотчас раструбили на весь мир о новой катастрофе, постигшей советскую космическую программу.

Спустя много лет стало известно, что на те дни действительно планировался запуск. Но лететь в космос должен был не человек, а 1М - первый аппарат для изучения Марса. Однако попытки отправить два идентичных аппарата хотя бы на околоземную орбиту, предпринятые 10 и 14 октября, закончились бесславно: в обоих случаях запуск сорвался из-за аварии ракеты-носителя «Молния».

Следующая «жертва космической гонки», пилот Грачёв, погиб, по утверждению западных СМИ, 15 сентября 1961 года. О его ужасной смерти поведала всё та же фабрика слухов «Континенталь». В феврале 1962 года агентство рассказало, что в сентябре 1961-го на космическом корабле «Восток-3» были запущены два советских космонавта: якобы этот старт был приурочен к XXII съезду КПСС и в ходе полёта корабль должен был облететь Луну, но вместо этого «затерялся в глубинах Вселенной».

Космонавт Ильюшин?

Владимир Сергеевич Ильюшин, сын известного авиаконструктора, - ещё одна жертва охотников за сенсациями. В 1960 году он попал в аварию, и его объявили ещё одним «догагаринским космонавтом». Сторонники теории заговора считают, что Ильюшину до конца жизни запрещали рассказывать про свой полёт в космос, потому что он якобы… приземлился на территории Китая. Более нелепого повода отказаться от космического первенства и придумать нельзя. Тем более что Ильюшин не просто не погиб - он дожил до 2010 года и дослужился до генерал-майора.

Голоса в космосе

Могила испытателя Заводовского. Как видно по датам, «погибший космонавт» умер в XXI веке на пенсии

Неудавшийся запуск венерианской станции 4 февраля 1961 года породил новую волну слухов. Тогда впервые заявили о себе братья-радиолюбители Ачилле и Джованни Юдика-Кордилья, построившие под Турином собственную радиостанцию. Они утверждали, что им удалось перехватить телеметрические радиосигналы биения человеческого сердца и прерывистое дыхание умирающего советского космонавта. Этот «инцидент» связывают с именем мифического космонавта Михайлова, якобы погибшего на орбите.

Но и это ещё не всё! В 1965 году братья-радиолюбители поведали итальянской газете сразу о трёх странных трансляциях из космоса. Первый перехват якобы состоялся 28 ноября 1960 года: радиолюбители услышали звуки морзянки и просьбу о помощи на английском языке. 16 мая 1961 года им удалось выловить в эфире сбивчивую речь русской женщины-космонавта. При третьем радиоперехвате 15 мая 1962 года были записаны переговоры троих русских пилотов (двух мужчин и женщины), погибающих в космосе. В записи сквозь треск помех можно было различить следующие фразы: «Условия ухудшаются… почему вы не отвечаете?.. скорость падает… мир никогда не узнает о нас…»

Впечатляет, не правда ли? Чтобы окончательно уверить читателя в подлинности излагаемых «фактов», итальянская газета называет имена погибших. Первой «жертвой» в этом списке был пилот Алексей Грачёв. Женщину-космонавта звали Людмила. Среди троицы, погибшей в 1962 году, почему-то называют только одного - Алексея Белоконева, о котором писал «Огонёк».

В том же году «сенсационную» информацию итальянской газеты перепечатал американский журнал Reader’s Digest. Через четыре года вышла книга «Аутопсия космонавта», написанная патологоанатомом Сэмом Стонебрейкером. В ней автор утверждал, что летал в космос на Gemini 12, чтобы получить образцы тканей мёртвых советских пилотов, покоящихся в корабле на орбите с мая 1962 года.

Вот кто действительно летал в космос до Гагарина - манекен Иван Иваныч. Чтобы его не приняли за труп космонавта, в шлем вставлялась табличка «Макет»

Что касается статьи в «Огоньке», породившую даже не миф, а целую мифологию, то известный журналист Ярослав Голованов, который расследовал истории «догагаринских космонавтов», взял интервью у самого Алексея Тимофеевича Белоконова (именно так, а не Белоконева, как принято у мифотворцев). Вот что рассказал испытатель, которого давным-давно похоронили западные фабрики слухов.

В 50-х годах, задолго до гагаринского полёта, я и мои товарищи, тогда совсем молодые ребята, - Лёша Грачёв, Геннадий Заводовский, Геннадий Михайлов, Ваня Качур, занимались наземными испытаниями авиационной аппаратуры и противоперегрузочных лётных костюмов. Кстати, тогда же были созданы и в соседней лаборатории испытывались скафандры для собачек, которые летали на высотных ракетах. Работа была трудная, но очень интересная.

Однажды к нам приехал корреспондент из журнала «Огонёк», ходил по лабораториям, беседовал с нами, а потом опубликовал репортаж «На пороге больших высот» с фотографиями (см. «Огонёк» № 42, 1959 г. - Я. Г.). Главным героем этого репортажа был Лёша Грачёв, но обо мне тоже рассказывалось, как я испытывал действие взрывной декомпрессии. Упоминался и Иван Качур. Говорилось и о высотном рекорде Владимира Ильюшина, поднявшегося тогда на 28 852 метра. Журналист немного исказил мою фамилию, назвал меня не Белоконовым, а Белоконевым.

Ну, вот с этого все и началось. Журнал New York Journal-American напечатал фальшивку, что я и мои товарищи летали до Гагарина в космос и погибли. Главный редактор “Известий” Алексей Иванович Аджубей пригласил нас с Михайловым в редакцию. Мы приехали, беседовали с журналистами, нас фотографировали. Этот снимок был опубликован в «Известиях» (27 мая 1963 г. - Я. Г.) рядом с открытым письмом Аджубея мистеру Хёрсту-младшему, хозяину того журнала, который нас отправил в космос и похоронил.

Мы и сами опубликовали ответ американцам на их статью в газете “Красная звезда” (29 мая 1963 г. - Я. Г.), в которой честно написали: «Нам не довелось подниматься в заатмосферное пространство. Мы занимаемся испытанием различной аппаратуры для высотных полётов». Во время этих испытаний никто не погиб. Геннадий Заводовский жил в Москве, работал шофёром, в «Известия» тогда не попал - был в рейсе, Лёша Грачёв работал в Рязани на заводе счётно-аналитических машин, Иван Качур жил в городке Печенежин в Ивано-Франковской области, работал воспитателем в детском доме. Позднее я участвовал в испытаниях, связанных с системами жизнеобеспечения космонавтов, и даже после полёта Гагарина был удостоен за эту работу медали «За трудовую доблесть»…

Забытые герои

Итак, в списке мифических космонавтов всё-таки попадались люди, работавшие на космическую программу, однако их подлинная жизнь заметно отличалась от журналистских фантазий.

Помимо четвёрки друзей-испытателей, вполне реальной фигурой был, например, Пётр Долгов. Западные СМИ объявили его космонавтом, погибшим во время катастрофы орбитального корабля-спутника 10 октября 1960 года (в действительности в тот день пытались запустить аппарат 1М № 1). Полковник Пётр Долгов погиб значительно позже: 1 ноября 1962 года во время прыжка с парашютом из стратостата, поднятого на высоту 25,5 километров. Когда Долгов покидал стратостат, треснул лицевой щиток гермошлема - смерть наступила мгновенно.

Парашютист-рекордсмен Пётр Долгов действительно погиб, но космос тут ни при чём

Лётчик Анохин летал на ракетоплане, а не на космическом корабле

Я привожу здесь все эти подробности не для того, чтобы поразить читателя или заставить его усомниться в известной нам истории космонавтики. Обзор слухов и мифических эпизодов нужен, чтобы показать, сколь пагубной была для репутации отечественной космической программы политика замалчивания и дезинформации. Нежелание и неумение признавать ошибки сыграли с нами злую шутку: даже когда ТАСС выступал с совершено правдивым заявлением, ему отказывались верить, выискивая противоречия или пытаясь читать «между строк».

Иногда вклад в распространение слухов вносят и сами лётчики-испытатели. Незадолго до своей смерти в 1986 году выдающийся советский лётчик Сергей Анохин обронил в интервью: «Я летал на ракете». Журналисты сразу задались вопросом: когда и на какой ракете он мог летать? Вспомнили, что Анохин с середины 1960-х возглавлял в бюро Сергея Королёва отдел, готовивший к полётам «гражданских» космонавтов. Да и сам входил в состав отряда. Не потому ли, что уже имел опыт «полётов на ракете» в начале 1950-х?.. Но на самом деле задолго до работы на бюро Анохин участвовал в испытаниях ракетоплана и крылатой ракеты и, скорее всего, имел в виду именно это.

Джеймс Оберг, один из разоблачителей этой «теории заговора»

Все слухи о советской космонавтике, мелькавшие в западной прессе начиная с середины 1960-х годов, взялся систематизировать американский эксперт по вопросам космической техники Джеймс Оберг. На основании собранного материала он написал статью «Фантомы космоса», впервые опубликованную в 1975 году. Ныне эта работа дополнена новыми материалами и выдержала множество переизданий. Имея славу убеждённого антисоветчика, Оберг тем не менее весьма скрупулёзен в отборе сведений, касающихся секретов советской космической программы, и очень осторожен в выводах. Не отрицая, что в истории советской космонавтики много «белых пятен», он делает заключение, что байки о космонавтах, погибших во время старта или на орбите, неправдоподобны. Всё это плоды фантазии, разгорячённой режимом секретности.

Реальность против мифа

Советские космонавты действительно погибали - и до полёта Гагарина, и после него. Вспомним их и склоним головы перед Валентином Бондаренко (погиб на Земле, так и не слетав в космос, 23 марта 1961 года из-за пожара на испытаниях), Владимиром Комаровым (погиб 24 апреля 1967 года из-за катастрофы при посадке корабля «Союз-1»), Георгием Добровольским, Владиславом Волковым и Виктором Пацаевым (погибли 30 июня 1971 года из-за разгерметизации спускаемого аппарата корабля «Союз-11»). Однако в истории советской космонавтики не было и нет тайных трупов.

Для циников, которые не верят документам, мемуарам и дневникам, а опираются на «логику» и «здравомыслие», приведу циничный, но абсолютно логичный довод. В условиях космической гонки не имело значения, вернётся первый космонавт на Землю или нет, - главным было объявить о своём приоритете. Поэтому, если бы на корабле-спутнике 1КП находился пилот Заводовский, как нас пытаются уверить безответственные авторы, именно Заводовский был бы объявлен первым космонавтом планеты. Разумеется, его оплакивал бы весь мир, но советский человек всё равно первым побывал бы в космосе, и это главное.

Готовность правительства СССР к любому исходу полёта подтверждают и рассекреченные документы. Я приведу здесь фрагмент записки, направленной в ЦК КПСС 30 марта 1961 года от имени лиц, занятых в космической программе:

Считаем целесообразным публикацию первого сообщения ТАСС сразу после выхода корабля-спутника на орбиту по следующим соображениям:

а) в случае необходимости это облегчит быструю организацию спасения;
б) это исключит объявление каким-либо иностранным государством космонавта разведчиком в военных целях…

А вот другой документ на ту же тему. 3 апреля ЦК КПСС принял постановление «О запуске космического корабля-спутника»:

1. Одобрить предложение <…> о запуске космического корабля-спутника “Восток-3” с космонавтом на борту.
2. Одобрить проект сообщения ТАСС о запуске космического корабля с космонавтом на борту спутника Земли и предоставить право Комиссии по запуску в случае необходимости вносить уточнения по результатам запуска, а Комиссии Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам опубликовать его.

Как решили, так и сделали. Сообщение ТАСС, посвящённое первому полёту человека в космос, прозвучало ещё до того, как Гагарин вернулся на Землю. Он мог погибнуть при спуске - и 12 апреля всё равно стало бы Днём космонавтики.