Болезни Военный билет Призыв

Времена и как они образуются английский. Изучение английских времен: практическое руководство

Английские времена считаются самой сложной темой, потому что в русском языке у нас всего 3 времени, а в английском их 12.

При их изучении у каждого возникает много вопросов.

  • Какое время нужно использовать?
  • Будет ли считаться ошибкой использование одного времени вместо другого?
  • Почему тут нужно использовать это время, а не другое?

Эта путаница происходит из-за того, что мы учим правила грамматики, но не до конца понимаем их.

Однако английские времена не так сложны, как кажется.

Их использование зависит от того, какую мысль вы хотите донести до своего собеседника. Чтобы правильно это делать, вам нужно понять логику и случаи употребления английских времен.

Сразу предупреждаю, в этой статье я не буду объяснять вам грамматическое образование предложений. В ней я дам именно понимание времен.

В статье мы рассмотрим случаи использования 12 времен и сравним их между собой, в результате чего вы поймете, чем же они отличаются, и когда какое время надо использовать.

Давайте начнем.

Какие времена есть в английском?


В английском языке, также как и в русском, есть 3 знакомых нам блока времен.

1. Present (настоящее) - обозначает действие, которое происходит в настоящем времени.

2. Past (прошедшее) - обозначает действие, которое происходит в прошедшем времени (когда-то давно).

3. Future (будущее) - обозначает действие, которое будет происходить в будущем времени.

Однако на этом английские времена не заканчиваются. Каждая из этих групп времен подразделяется на:

1. Simple - простое.

2. Continuous - длительное.

3. Perfect - завершенное.

4. Perfect Continuous - длительно-завершенное.

В итоге получается 12 времен.


Именно использование этих 4-х групп ставит в тупик изучающих английский язык. Ведь в русском языке такого разделения нет.

Как понять, какое время нужно использовать?

Чтобы правильно употреблять английские времена, нужно 3 вещи.

  • Понимать логику английских времен
    То есть знать, какое время для чего предназначено и когда используется.
  • Уметь строить предложения согласно правилам
    То есть не только знать, а уметь говорить эти предложения.
  • Понимать, какую именно мысль вы хотите донести до собеседника
    То есть уметь выбирать нужное время в зависимости от смысла, который вкладываете в свои слова.

Чтобы понять английские времена, давайте подробно рассмотрим каждую группу.

Еще раз повторю, я не буду объяснять грамматическое образование предложений. А объясню вам логику, по которой мы определяем, время какой группы надо использовать.

Начнем мы с самой легкой группы - Simple.

Бонус! Хотите легко выучить английские времена и использовать их в своей речи? в Москве и узнайте, как легко освоить времена и начать говорить на английском за 1 месяц по методу ESL!

Времена группы Simple в английском языке

Simple переводится как «простое».

Это время мы используем, когда говорим о фактах, которые:

  • происходят в настоящем времени,
  • происходили в прошлом,
  • будут происходить в будущем.

Например

I drive a car.
Я вожу машину.

Мы говорим, что человек умеет водить машину и это факт.

Давайте рассмотрим еще один пример.

She bought a dress.
Она купила платье.

Мы говорим о факте того, что когда-то в прошлом (вчера, на прошлой неделе или в прошлом году) она купила себе платье.

Запомните: когда вы говорите о каком-то действии, как о факте, то используйте группу Simple.

Вы можете подробно изучить все времена этой группы здесь:

Теперь давайте сравним Simple с другой группой времен - Continuous.

Времена группы Continuous в английском языке

Continuous переводится как «длительное, продолженное».

Когда мы используем это время, то говорим о действии как о процессе, который:

  • происходит в настоящий момент,
  • происходил в прошлом в определенный момент,
  • будет происходить в будущем в определенный момент.

Например

I am driving a car.
Я веду машину.

В отличие от группы Simple, здесь мы не имеем в виду факт, а говорим о процессе.

Давайте посмотрим разницу между фактом и процессом.

Факт: «Я умею водить машину, у меня есть права».

Процесс: «Я села за руль какое-то время назад и сейчас веду машину, то есть нахожусь в процессе вождения».

Рассмотрим еще один пример.

I will be flying to Moscow tomorrow.
Завтра я буду лететь в Москву.

Мы говорим о том, что завтра вы сядете в самолет и в течение какого-то времени будете находиться в процессе полета.

То есть, например, вам нужно выйти на связь с клиентом. Вы говорите ему, что не сможете поговорить с ним в это время, так как будете в процессе полета.

Запомните: когда вы хотите подчеркнуть длительность действия, то есть то, что действие является процессом, используйте времена группы Continuous.

Подробно про каждое время этой группы вы можете прочитать здесь:

А теперь давайте перейдем к группе Perfect.

Времена группы Perfect в английском языке


Perfect переводится как «завершенное/совершенное».

Это время мы используем, когда делаем акцент на результате действия, который:

  • мы получили к настоящему моменту,
  • мы получили к определенному моменту в прошлом,
  • мы получим к определенному моменту в будущем.

Заметьте, что даже в настоящем времени это время переводится на русский язык как прошедшее. Однако, несмотря на это, вы говорите, что результат этого действия важен именно в настоящий момент.

Например

I have fixed my car.
Я починил машину.

Мы делаем акцент на результате, который есть у нас в настоящий момент - работающая машина. Например, вы говорите, что починили машину, теперь она работает, и вы можете поехать к друзьям на дачу.

Давайте сравним эту группу с другими.

Говорим о факте (Simple):

I cooked dinner.
Я готовила ужин.

Например, вы рассказываете подруге о факте того, что вчера приготовили вкусный ужин.

I was cooking dinner.
Я готовила ужин.

Вы говорите, что находились в процессе готовки. Например, не брали трубку, так как готовили (находились в процессе) и не слышали звонка.

Говорим о результате (Perfect):

I have cooked dinner.
Я приготовила ужин.

Вы в данный момент имеете результат этого действия - готовый ужин. Например, вы зовете всю семью к обеду, так как ужин готов.

Запомните: когда вы хотите сделать акцент на результате действия, то используйте группу Perfect.

Подробно про все времена группы Perfect читайте в этих статьях:

А теперь давайте перейдем к последней группе Perfect Continuous.

Времена группы Perfect Continuous в английском языке

Perfect Continuous переводится как «завершенное длительное». Как вы заметили по названию, эта группа времен включает в себя признаки сразу 2-х групп.

Ее мы используем, когда говорим о длительном действии (процессе) и о получении результата.

То есть мы подчеркиваем, что действие началось какое-то время назад, длилось (находилось в процессе) определенное время и в данный момент:

1. Мы получили результат этого действия

Например: «Он чинил машину 2 часа» (действие длилось 2 часа, а в данный момент у него есть результат - работающая машина).

2. Действие все еще продолжает длиться

Например: «Он чинит машину 2 часа» (он начал чинить машину 2 часа назад, находился в процессе и сейчас все еще чинит ее).

Мы можем говорить, что действие началось какое-то время назад, длилось и:

  • закончилось/продолжается в настоящем,
  • закончилось/продолжалось до определенного момента прошлом,
  • закончится/будет продолжаться до определенного момента в будущем.

Например

I have been cooking this dinner for 2 hours.
Я готовила ужин 2 часа.

То есть вы начали готовить 2 часа назад и к настоящему моменту у вас есть результат вашего действия - готовый ужин.

Давайте сравним это время с другими, похожими на него.

Говорим о процессе (Continuous):

I am painting a picture.
Я рисую картину.

Мы говорим, что в данный момент находимся в процессе рисования. Нам не важно, сколько на это уже ушло времени, нам важно, что в данный момент вы вовлечены в этот процесс.

Говорим о результате (Perfect)

I have painted a picture.
Я нарисовала картину.

Мы говорим, что в данный момент у нас есть результат - законченная картина.

Говорим о результате и процессе (Perfect Continuous)

1. I have been painting a picture for an hour.
Я рисовала картину час.

Мы говорим, что в данный момент у нас есть результат - законченная картина. Также вы подчеркиваете, что для получения этого результата вы находились в процессе рисования один час.

2. I have been painting a picture for an hour.
Я рисую картину один час.

Мы говорим, что сейчас находимся в процессе рисования, при этом мы акцентируем внимание на том, что заняты этим процессом уже час. В отличие от времен Continuous, где нам важно только то, что происходит в определенный (данный) момент, а не то, сколько мы уже этим занимаемся.

Запомните: если вы хотите подчеркнуть не только полученный результат, но и его длительность (сколько времени заняло у вас его получение), то используйте Perfect Continuous.

Общая таблица сравнения времен групп Simple, Continuous, Perfect и Perfect Continuous

Давайте еще раз посмотрим, за что отвечает каждая группа времен. Посмотрите на таблицу.

Время Пример Акцент
Simple I did my homework.
Я делала домашнюю работу.
Говорим о факте.

Например, вы когда-то учились в университете и делали домашнюю работу. Это факт.

Continuous I was doing my homework.
Я делала домашнюю работу.
Говорим о процессе, подчеркиваем длительность действия.

Например, вы не убрались в комнате, потому что были заняты процессом выполнения домашней работы.

Perfect I have done my homework.
Я сделала домашнюю работу.
Говорим о результате.

Например, вы пришли на урок с готовой домашней работой.
Преподавателю неважно, сколько времени у вас это заняло. Его интересует результат - сделана работа или нет.

Perfect Continuous I have been doing my homework for 2 hours.
Я делала(ю) домашнюю работу 2 часа.
Подчеркиваем не только результат, но и длительность действия до его получения.

Например, вы жалуетесь другу, что домашняя работа слишком сложная. Вы потратили на ее выполнение 2 часа и:

  • сделали ее (получили результат),
  • все еще делаете в настоящий момент.

Итог

Используйте английские времена в зависимости от того, какой смысл вы хотите донести до собеседника. Самое главное - понимать, на чем делается акцент в каждом из времен.

1. Говорим о действии, как о факте - Simple.

2. Говорим о действии, как о процессе - Continuous.

3. Говорим о действии, делая акцент на результате - Perfect.

4. Говорим о действии, подчеркивая, что оно заняло определенное время перед получением результата - Perfect Continuous.

Надеюсь, теперь вам стала понятна логика английских времен, и вы сможете донести до собеседника правильный смысл.

О, времена! О, нравы! Времена в английском языке принято считать самым сложным разделом в грамматике. Но это - одно из самых распространенных заблуждений. Наряду с тем, что большинство выделяет в английском языке дюжину времен, а в русском - три. Так вот: не верьте никому:) В английском языке специалисты выделят больше 12 времен (взять хотя бы Future-in-the-Past для разминки). И в русском, по идее, тоже больше трех. Нужны доказательства? Да пожалуйста.


Времена в великом и могучем

Это только первоклассник думает, что у нас есть прошедшее, настоящее и будущее время. Но при этом все почувствуют разницу в этих предложениях:

Я шла вчера домой через парк.
Я пошла вчера домой через парк

Сразу вопрос на засыпку: какое время в предложениях? Ага, прошедшее. А от какого глагола появилось «шла»? Ну да, от глагола «идти».

В английском языке тоже есть заковыристые неправильные глаголы , которые в прошедшем времени приобретают такую форму, что попробуй догадайся о первоначальной. Так что мифы о том, что маскировкой занимаются только в английском языке, уже можно смело считать развенчанными.

Вернемся к «шла» и «пошла». Чуем разницу? В первом случае речь идет о каком-то длительном времени: шла себе и шла по парку, никого не трогала. А во втором - о уже свершившемся. Вопросы, на которые отвечают «шла» и «пошла» - тоже разные: «что делала?» и «что сделала?» Такие формы времен глаголов в русском языке принято называть несовершенной/неперфектной формой (что делать) и совершенной/перфектной (что сделать).

И это еще не всё. Например, когда нам хочется подчеркнуть длительность действия, то мы изощряемся и употребляем очень близкие по значению синонимы глаголов. Например:

Я вчера ходила по парку в отличном настроении.

Теперь представляете, как тяжело иностранцу, когда он хочет с помощью глагола «идти» передать длительное действие. Наверняка у него получится нечто вроде «Я вчера шла… ммм… шлила…идила… по парку в отличном настроении». И попробуйте ему объяснить, что для передачи длительного действия лучше взять глагол «ходить» и поставить его в прошедшем времени в неперфектной форме.

Чья же система времен легче?

Это наша:

Несовершенная форма
(Indefinite)
Совершенная форма (Perfect )
длительная обычная
Настоящее (Present) играю
Прошедшее (Past) играл поиграл сыграл
Будущее (Future) буду играть поиграю сыграю

Мало того, чтобы обозначить настоящее длительное или прошедшее неперфектное время, нам придется это пояснить дополнительно. Сравните:

Я играю на гитаре (т.е. в принципе умею играть на этом инструменте).
и
Я в данный момент играю на гитаре (т.е. прямо сейчас сижу и играю, делать мне больше нечего).


Времена в английском языке

Пока мы изощряемся с перфектными/неперфектными формами глагола, а также упражняемся в поиске синонимов, у англичан создана вполне логичная и понятная система времен. Каждый глагол спокойно образует 12 основных групп. Возьмем тот же «walk» (ходить) и будем использовать по умолчанию с местоимением I (я).

Таблица времен в английском языке с примерами

Simple Continuous Perfect Perfect Continuous
Present I walk
Я хожу (вообще, в принципе)
I am walking
Я хожу/прохаживаюсь (прямо сейчас)
I have walked
Я походил (уже)
I have been walking
Я ходил (делал это и завершил к настоящему моменту)
Past I walked
Я ходил (вообще, в принципе)
I was walking
Я ходил/прохаживался (некоторое время назад)
I had walked
Я походил (действие уже закончилось к определенному моменту в прошлом)
I had been walking
Я ходил (делал это и завершил к определенному моменту в прошлом)
Future I will walk
Я буду ходить (вообще, в принципе)
I will be walking
Я буду ходить/прохаживаться (некоторое время)
I will have walked
Я похожу (действие закончится к определенному моменту в будущем)
I will have been walking
Я буду ходить (и завершу это к определенному моменту в будущем)

Таким образом, читая предложение на английском, можно легко понять, что человек имеет в виду. В то время как у нас употребление поясняющих слов является обязательным. В то время как у нас для этого нужно использовать поясняющие слова. Например, для передачи времени Future Perfect мы добавим «закончу» к основному смысловому глаголу: «Я закончу делать уроки к 5 вечера». Вот такие не хитрые правила английских времен, которые благодаря упражнениями быстро запоминаются.

И чья же система времен в итоге легче?

Важно, уметь правильно употреблять временные конструкции английского языка. Поэтому, предлагаю вам запомнить 16 времен английского языка с помощью таблиц и картинок.
Начнем естественно с малого а именно с проверенной мной лично схемой полиглота Дмитрия Петрова.

Простоя но достаточно эффективная таблица трех времен Simple tenses. Суть метода заключается в том чтоб вы знали её на отлично. Вам нужно довести ваши знания до автоматизма.

К примеру на вопрос:

Вы должны сразу знать какое время нужно использовать для ответа. Запомните как правильно составлять вопрос или отрицание в каждом времени. Занимайтесь по ней ежедневно до тех пор пока не доведете ваши знания до автоматизма.

Употребление времен в английском языке

После того как вы хорошо усвоили предыдущую таблицу Дмитрия Петрова можно перейти к таблице с 16 временами английского языка .

А теперь, предлагаю перейти к наглядным примерам употребления 12 английских времен . С помощью вот этого замечательного изображения мечты и будни червяка:

Простая таблица употребления английских времен:

Таблица времен. Действительный залог

В этой таблице вы можете запомнить обстоятельства времени (подсказки) которые, подсказывают какое время следует применять:

Маркеры времени в английском языке

Хотя по-русски мы говорим «в прошлом месяце», «на следующей неделе», «в следующем году», в английском языке перед словами «next» и «last» предлоги не используются:

  • She is coming next Tuesday . - Она приезжает в следующий/будущий вторник .
    (неверно: «… on next Tuesday»).
  • We met last June . - Мы встретились в прошлом июне .
    (неверно: «… in last June»).

**Выражение «на днях» переводится на английский язык по-разному для прошедшего и будущего времени: «the other day» и «one of these days» - их нельзя менять местами и употреблять одно вместо другого.

*Продолженные времена в прошедшем и будущем времени могут также обозначать одновременные действия. При этом необязательно, чтобы они все были длительными, достаточно и одного. Поэтому в Past Continuous и Future Continuous часто можно увидеть союзы «when» (когда) и «while» (в то время, как).

  • He will be reading while the children will be swimming. - Он будет читать, пока дети будут купаться.
  • I will be working when you come. - Я буду работать, когда вы придёте.
  • I was watching TV while he was looking through the newspapers. - Я смотрел телевизор, в то время как он просматривал газеты.
  • He was reading a book when I entered the room. - Он читал книгу, когда я вошёл в комнату.
  • While/When my mother was talking on the phone, I was having dinner. - Пока/Когда моя мама разговаривала по телефону, я обедал.
  • When my mother was talking on the phone, I switched the TV on. - Когда моя мама разговаривала по телефону, я включил телевизор.

All English Tenses:

  • Как выучить Simple / Indefinite Tense? Говорите о себе, о том, что привыкли делать всегда, о том, как обычно ведете себя или что предпочитаете. Пообщайтесь с носителем языка или преподавателем о своих привычках, традициях в вашей семье.
  • Как выучить Continuous / Progressive Tense? Расскажите о том, что вы продолжаете делать в конкретный момент. Постоянно, выполняя какую-либо работу, проговаривайте, что вы делаете в конкретный момент на английском языке.
  • Как выучить Perfect Tense? Расскажите о том, что вы закончили делать к определенному моменту. Поведайте преподавателю или любому другому собеседнику о своих достижениях и свершениях, о том, что вам удалось сделать. Попробуйте подготовится к собеседованию на английском языке, на котором расскажите о своих победах, свершениях.
  • Как выучить Perfect Continuous Tense? Расскажите о каком-то периоде в вашей жизни, о том, что вы какое-то время делали, чему, до определенного момента посвящали жизнь, чем увлекались. Представьте, что у вас берут интервью – попробуйте ответить на разные вопросы.

Подразделяются на 4 группы: простые (Simple/Indefinite), продолженные (Continuous/Progressive), совершенные (Perfect) и продолженные совершенные (Perfect Continuous) времена. Что же поможет нам выбрать правильный вариант?

Слова-маркеры времени в английском языке помогают правильно определить видовременную форму, потому их рекомендуется выучить наизусть. Звёздочкой* помечены неоднозначные показатели времени, которые могут встречаться в разных случаях.

Таблица слов-спутников для всех времен английского языка

Употребляется при описании действий в настоящем, происходящих регулярно, с повторением, а не только в момент речи. Используется при описании режима, расписания, привычек и т.д.

Usually – обычно
I usually wake up at 7 o’clock. Обычно я просыпаюсь в 7 часов.
Аlways – всегда
Alice always gets good marks at school. Элис всегда получает хорошие оценки в школе.
Often – часто
Terry often drinks tea in the morning. Терри часто пьет чай с утра.
Every day / morning / week – каждый день/каждое утро/каждую неделю
Every week Rob goes to the gym. Каждую неделю Роб ходит в спортзал.
Sometimes / from time to time / occasionally – иногда
Sometimes I visit my Granny in the suberbs of Moscow. Иногда я навещаю бабушку в пригороде Москвы.
At the weekend / on weekends / on Saturdays / on Friday – На выходных / по субботам / в пятницу
We have a party on Fridays. По пятницам у нас вечеринка.
Seldom / rarely – редко
We rarely go to the swimming pool. Мы редко ходим в бассейн.
Never* / hardly ever – никогда / почти никогда
Ann never watches horror films. Энн никогда не смотрит фильмы ужасов.

2. Слова-спутники Past Simple

Употребляется при описании действий, которые произошли в прошлом.

Yesterday – вчера
Yesterday we were at home. Вчера мы были дома.
A week / a year ago – неделю/год назад
Alex moved to the USA a week ago. Алекс переехал в США неделю назад.
Last month / year – в прошлом месяце/году
Last month Fred sold his car. В прошлом месяце Фред продал свою машину.
When* – когда
I was in the kitchen, when you came. Я был на кухне, когда ты пришел.

3. Слова-спутники Future Simple

Употребляется при описании действий, которые произойдут в неопределенном будущем.

Tomorrow – завтра
Tomorrow Jared will go to London. Завтра Джаред уедет в Лондон.
Next month / year – в следующем месяце/году
Jack will finish school next year. Джек закончит школу в следующем году.
In … days / years – через … дней/лет
Ronald will arrive in 2 days. Рональд прибудет через 2 дня.

4. Слова-спутники Present Continuous

Употребляется при описании действий, происходящий в данный момент, в момент речи.

Now – сейчас
Mary is playing the guitar now. Сейчас Мэри играет на гитаре.
At the moment – в данный момент
The refrigerator isn’t working at the moment. В данный момент холодильник не работает.
Still* – все еще
John is still washing the dishes. Джон все еще моет посуду.

5. Слова-спутники Past Continuous

Употребляется при описании действий, происходивших в какой-то момент или период в прошлом.

From … till …* – с … до …
Helen was watching a movie at the cinema yesterday from 5 till 7. Хелен вчера смотрела фильм в кино с 5 до 7.
– весь день
He was working hard all day long. Он усердно работал весь день.

6. Слова-спутники Future Continuous

Используется при описании действий, которые будут происходить в конкретный момент или период в будущем.

from … till …* – с … до …
Tony will be working in the office tomorrow from 9 to 11 o’clock. Тони будет работать в офисе завтра c 9 до 11 часов.
All day long* / for the whole day* – весь день
He will be writing an article all night long. Он будет писать статью всю ночь.

7. Слова-спутники Present Perfect

Употребляется при описании действий, завершившихся к моменту речи или к настоящему в целом.

Just – только что
Harry has just made a cake. Гарри только что сделал торт.
Already – уже
I have already done my homework. Я уже сделал свое домашнее задание.
Yet – все еще
Liza hasn’t chosen the flowers yet. Лайза все еще не выбрала цветы.
Since – с
I haven’t played football since finishing the university. Я не играл в футбол с окончания университета.
Recently – недавно
Sally has recently been at the theatre. Салли недавно была в театре.
Never* / ever* – никогда / когда-нибудь
I have never been to London. Я никогда не был в Лондоне.

8. Слова-спутники Past Perfect

Используется при описании действия, которое завершилось к некоторому моменту прошлого.

Before* / after* – до / после
I had brushed my teeth before I went to bed. Я почистил зубы перед тем, как лечь спать.
By* – к
Ann had spoken with her boss by 12 o’clock yesterday. Вчера к 12 часам Энн поговорила со своим начальником.

9. Слова-спутники Future Perfect

Используется для описания действий, которые будут длиться до конкретного момента или периода в будущем.

By* – к
I will have been finished my project by the end of the month. Я закончу свой проект к концу месяца.
Before* – до
Chris will have found a job before Christmas. Крис найдет работу до Рождества.

10. Слова-маркеры времён Perfect Continuous

Как можно догадаться из названия, времена группы Perfect Continuous представляют собой смесь Perfect и Continuous. Следовательно, их функция – длительное действие, которое привело к результату в прошедшем / настоящем / будущем.

for* – в течение
I had been reading for 5 hours. Я читал уже 5 часов.
I have been reading for 5 hours. Я читаю уже 5 часов.
I will have been reading for 5 hours. Я буду читать уже 5 часов.

WARNING: слова-маркеры — это не панацея! Как мы видим, некоторые из них встречаются сразу в нескольких временах. Часто это можно объяснить вот так: возьмём фразу «from … till …» и увидим, что она является признаком длительности действия, а длительность может быть в прошедшем, настоящем и будущим временах. Тем не менее, наличие слова-спутника является очень хорошим признаком правильной видовременной формы.