Болезни Военный билет Призыв

Восточные славяне в древности соседи древних славян. Происхождение славян, их соседи и враги. Рабство у восточных славян

Ранняя история восточных славян тесно связана с историей хазар, норманнов и византийцев. Хазары были ближайшими соседями полян на востоке. Кочевая орда хазар переселилась в Европу вслед за гуннами, аварами и болгарами. В отличие от других орд, прошедших через поволжские степи на запад, хазары, потеснив болгар, осели в Поволжье. Образование Хазарского каганата в середине VII в. изменило лицо Восточной Европы. Каганат на два столетия приостановил движение кочевых орд из Азии в Европу, что создало благоприятные условия для славянской колонизации Восточной Европы. В IX в. хазары подчинили себе некоторые восточнославянские земли. Вятичи, северяне, поляне и радимичи, обитавшие в непосредственной близости от границ Хазарии на Средней Волге и Поднеровье, стали платить дань каганату.

На Балтике и в верхнем Поволжье ближайшими соседями славян были племена финнов и балтов. К северу от них в Скандинавии обитали норманны, принадлежавшие к германским племенам. С VIII в. в станы Европы подверглись натиску со стороны "кочевников моря" - викингов. Период викингов завершил эпоху "великого переселения народов". Ранние славянские поселения не сулили норманнам богатой добычи. (Это мнение Р.Г.Скрынникова, трудно с ним согласиться, учитывая, что сами викинги называли славянские земли "Гардарикой" (страной городов), а средневековые города были следствием достаточно крупной местной и транзитной торговли ). В Хазарию скандинавы попадали через Верхнюю Волгу. Великий путь "из варяг в греки" вел из моря Варяжского "в озеро великое Нево" (Ладожское), по рекам Волхов, Ловать через волоки на Днепр и в Понт Эвксинский (Черное море). По Черному морю викинги устремлялись к Константинополю. Проходя через земли славян, викинги захватывали пленных и продавали их в рабство.

Общественный строй.

Во II-V вв. Только у ограниченной части восточнославянских племен лесостепной зоны наблюдался высокий для того времени уровень развития производственных сил, что позволяет говорить лишь о начале процесса образования классов на территории, которая впоследствии закономерно стала ядром древнерусского государства. В VI - IX вв. пашенное земледелие, известное у антов, продвигается далеко в глубь лесной зоны. К концу рассматриваемого периода повсеместно развивалось ремесло. Выделялись специалисты - кузнецы, литейщики. Мастера золотых и серебряных дел, позднее - гончары. Создавались ремесленные поселки. Ремесленные мастерские концентрировались на городищах-погостах и в племенных «градах», становившихся зародышами феодальных городов. Исторически сложившееся различие между южной и северной частями русских земель постепенно стирались. Уровень ремесла и сельского хозяйства был таков, что допускал обработку земли силами отдельной семьи, родовая община становилась соседской.

На протяжении VI -IX вв. продолжался интенсивный распад родо-племенных связей. Хозяйственная самостоятельность отдельных семей делало излишним существование прочно спаянных родовых коллективов. Началась распашка новых земель силами отдельных семей. Отдельные семьи, объединенные уже не на основе родства, а на основе общности хозяйственной жизни, образовывали сельскую (соседскую), или территориальную, общину. Члены этой общины, индивидуально владея отдельными пашенными земельными участками, в то же время имели право пользоваться угодьями, принадлежащими общине.

В пределах общины развивался институт частной собственности. С VI в. вырабатываются специальные системы знаков собственности, которыми отмечались оружие, кони и другое имущество. В результате походов на Византию славяне, по словам Иоана Эфесского, «разбогатели, нажили золота и серебра и владеют стадами коней и оружием, научившись военному делу лучше самих византийцев», особенно обогатилась племенная знать - князья и бояре. В некоторых Византийских источниках IV - VI вв. имелись известия о пленных, уводимых в страну славян (антов), и о выкупе за них. Удачные походы укрепляли положение князей и боярства. Росла имущественная дифференциация как внутри родовых общин, так и внутри племен. Выделялась постоянная племенная дружина, члены которой отличалась по экономическому и социальному положению от своих соплеменников.

Развитие земледелия, отделение ремесла от земледелия, рост имущественного неравенства, развитие частной собственности, усложнение аппарата племенных княжений, а также усиление боярства - все это подготавливало возникновение нового, феодального способа производства и, следовательно, формирование раннефеодального государства.

О расселении восточнославянских племен может многое поведать древнейшая русская летопись «Повесть временных лет». Она сообщает нам о полянах, живших в Среднем Поднепровье в районе Киева, их соседях - древлянах, которые поселились в болотистом и лесистом Припятском Полесье. На северной оконечности восточнославянского мира жили словене ильменские, расселившиеся по берегам озера Ильмень; между Припятью и Западной Двиной жили дреговичи; соседями их были кривичи, огромный массив которых со временем распался на три ответвления: кривичей смоленских, полоцких и псковских; соседями полян со стороны степи были северяне, в бассейне реки Сож жили радимичи, а в бассейне Оки - вятичи. На самой южной оконечности восточнославянской территории, почти на побережье Черною моря, поселились уличи и тиверцы.

Долгое время историки не доверяли этой летописной географической схеме, но археология в начале XX столетия подтвердила ее. Помогли здесь... женские украшения. Оказалось, что один из наиболее распространенных типов женских украшений у восточных славян - височные кольца, различается по всей территории Русской равнины. Выяснилось, что определенные разновидности этих украшений соответствуют определенному расселению того или иного восточнославянского «племени». Позднее эти наблюдения были подтверждены изучением и других элементов материальной культуры восточных славян.

Расселяясь по столь обширному пространству, восточные славяне сталкивались, входили в те или иные отношения с народами, которые населяли Восточную Европу до них или пришли сюда в это же время. Известно, что балты жили вплоть до района современной Москвы, о чем свидетельствует изучение топонимики (географических названий), которые оказываются весьма устойчивыми, сохраняясь на протяжении столетий. Районы северо-востока были населены финно-уграми, а на юге издавна обитали ираноязычные племена - потомки уже известных нам сарматов. Военные столкновения сменялись периодами мирных отношений, шли ассимиляционные процессы: славяне как бы втягивали в себя эти народы, но менялись и сами, приобретая новые навыки, новые элементы материальной культуры. Синтез, взаимодействие культур - важнейшее явление времени расселения славян по Русской равнине, прекрасно иллюстрируемое данными археологических раскопок.

Более сложными были отношения с теми этносами, которые смогли создать уже достаточно крепкие союзы племен или даже раннегосударственные образования. Одно из таких образований в середине VII в. было создано болгарами. В результате внутренних неурядиц и внешнего давления часть болгар во главе с ханом Аспарухом откочевала на Дунай, где подчинила местные южнославянские племена Другая часть болгар во главе с ханом Батбаем двинулась на северо-восток и осела в среднем течении Волги и на нижней Каме, создав государство Булгарию. Это государство долгое время представляло реальную угрозу для восточных славян.

Тюркскими племенами были и хазары, которые во второй половине VII в. стали теснить болгар. Со временем они также оседают на земле, создают свое раннегосударственное образование, которое охватило огромные территории Северного Кавказа, Нижнего Поволжья, Северного Причерноморья и частично Крыма. Центр Хазарского каганата, как стало называться это образование (хазарский правитель именовался каганом), находился в низовьях Волги. Этнических хазар- тюрок было не так много, основное же население составляли представители так называемой салтово-маяцкой культуры, которая состояла из представителей разноэтнического населения Восточной Европы, в том числе и славян. В основном население каганата было языческим, но хазарская верхушка приняла иудаизм. Часть восточнославянских племен, соседствовавшая с границами (весьма расплывчатыми) каганата, должна была, по свидетельству летописи, выплачивать дань хазарам.

Грозная для восточных славян опасность нависла и с северо-запада. Скудная земля Скандинавского полуострова выталкивала в Европу большие отряды «искателей славы и добычи, пенителей морей» - норманнов, которых называли на Руси варягами. Во главе отрядов стояли викинги, происходившие большей частью из знатных семей. Закаленные в боях и морских путешествиях, вооруженные эффективным оружием - секирой с остроконечным штыком, норманны были страшной опасностью для многих стран Европы. Пик варяжских набегов на славянские территории приходится на IX в.

В борьбе с врагами крепла военная организация славянского населения, которая своими корнями уходит в глубь веков. Как и у многих других народов, это сотенная система, когда каждое племя выставляло сто воинов во главе с «сотским», а союз племен должен был, по всей видимости, выставлять тысячу, откуда и происходит должность «тысяцкого». Одним из военных руководителей был и князь. Слово «князь» - общеславянское, заимствованное, по мнению лингвистов, из древненемецкого языка. Слово это первоначально означало главу рода, старейшину. Из источников мы знаем о племенных вождях-кня- зьях. Со временем, с ростом населения, племя, подразделявшееся на несколько родов, распадалось на ряд родственных племен, которые образовывали племенной союз. Такими племенными союзами скорее всего и были летописные «племена» полян, древлян, дреговичей и тл- Во главе этих союзов стояли вожди, возвышающиеся над вождями отдельных племен, входивших в союз.

Исторические свидетельства о подобных князьях содержит летописная легенда о Кие и его потомках. В летописи сказано: «И по сих братьи (Кий, Щек и Хорив. - Авт.) держати почаша род их княженье в полях, а в древлях, свое, а дреговичи свое, а словени свое в Новего- роде, а другое на Полоте, иже полочане».

Арабский историк Масуди сообщает о древнем славянском князе Маджаке, а уже известный нам готский историк Иордан - о князе Боже. Таким образом, помимо вождей племен, были еще вожди союзов племен. У этих князей были различные функции. Князь племени мог избираться на время, в период военных действий. Его власть невелика по сравнению с властью вождя племенного союза. Власть последнего постоянна, функции разнообразнее. Такому князю приходилось заниматься внутренним строительством союза, собирать, организовывать и возглавлять войско, ведать в целом внешней политикой. Эти князья выполняли и некоторые религиозные и судебные функции. В этом им помогал совет старейшин, или, как его часто называют древнерусские памятники, - старцы градские (летописи употребляют термины «старейшины» и «старцы градские» как равнозначные). В летописных сообщениях старцы градские выступают в качестве полномочных руководителей общества, с которыми князья вынуждены были считаться. Даже во второй половине X в. - переломное время княжения Владимира - они еще участвовали в управлении и влияли на ход событий. Старцы-советники принимали участие в княжеской думе, княжеских пирах, которые выполняли важную социальную функцию - общения населения с князем. Старцы градские - племенная знать, которая занималась гражданскими делами.

В военных делах князю помогала дружина. Она также зарождается еще в недрах первобытно-общинного строя, никак не нарушая доклассовой социальной структуры. Дружина срасталась с князем и так же, как и князь, исполняла определенные общественно полезные функции. Князь среди дружинников был не господином, а.первым среди равных.

Еще одним важнейшим элементом социально-политической структуры было вече. Племенные веча - народные собрания - возникают в глубокой древности. О них писал еще византийский писатель-историк Прокопий Кесарийский (VI в.), повествуя об антах и склавенах. Изучение древнейших документов о вече свидетельствует о том, что в нем участвовало все население, включая знать. Народное собрание действовало непрерывно на протяжении IX-XI столетий, но со временем, по мере распада родо-племенных связей, оно активизировалось. Дело в том, что родовые связи сковывают человека, родовая защита, которая в древности была благом для любого члена рода, со временем становится тормозом для развития демократического правления.

Эту триаду - князь, совет старейшин и народное собрание - можно обнаружить во многих обществах, которые переживали архаическую стадию развития.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Начальный период нашей истории - период Киевской Руси - один из наиболее сложных для изучения. До нас дошло, весьма небольшое количество сведений об этом времени, причём значительная часть этих сведений имеет полулегендарный и легендарный характер. Основным источником по истории Киевской Руси являются летописи. Но самые ранние из известных нам летописей написаны в XI в., а излагают сведения VII-X вв. События, описываемые в них, излагались летописцами с чужих слов, с недошедших до нас документов, на основе рассказов, легенд. Эти события зачастую искажались, домысливались, переосмысливались в русле господствующих в то время взглядов. Правка и дописывание текстов летописей - обычные вещи для средних веков. Историку приходится о многом догадываться, восстанавливать пробелы на основе других источников. Отсюда многообразие версий Древнейшей истории Руси, часто не совпадающих, противоречащих друг другу.

Киевская Русь - это ещё не русское государство. Русский этнос сформировался позднее, в междуречье Волги и Оки. Киевская Русь - государство восточных славян, общих предков русских, украинцев, белорусов. В Западной Европе аналогичную роль сыграло государство Карла Великого, из которого возникли Германия, Франция и Италия. И тем не менее, в Киевской Руси сложились основы русской культуры, русской государственности. Без изучения её истории невозможно понять дальнейшее развитие собственно русского государства Московской Руси, корни её уходят в Киевский период. Именно в Киевской Руси стала складываться русская цивилизация.

Кто же такие восточные славяне? Откуда они появились? Каковы их исторические корни? Славянские племена издавна обитали в Восточной Европе. Согласно наиболее распространенной точке зрения прародина славян расположена между реками Вислой и Одером к северу от Карпатских гор (территория современной Польши).

Письменные сведения о славянах появляются в начале I тыс.н.э., но упоминаются они под разными этническими именами. Плиний и Тацит называли их «венедами». Византийские авторы Прокопий Кесарийский, Маврикий, Иордан называют славян не только «венедами», но и «словенами» или «антами».

В IV-VI вв. н.э. происходит событие коренным образом изменившее политическую карту Европы - так называемое «великое переселение народов». Из Азии в Европу через «ворота народов» - пространство ровной степи между южными отрогами Уральских гор и Каспийским морем начинают волна за волной накатываться кочевые народы - гунны, авары, булгары. Набеги кочевников привели в движение все народы Европы, заставили их покидать насиженные места и переселяться, спасаясь от завоевателей и, в свою очередь, тесня соседей. Под натиском кочевников пришли в движение и славянские племена. Славяне разделились на три группы.

Западные славяне - двинулись на северо-запад, к побережью Балтийского моря. Они стали предками современных чехов, словаков, поляков. Ряд западнославянских народов, таких как поморяне, пруссы, полабские славяне впоследствии были истреблены или ассимилированы германцами.

Южные славяне - двинулись на юг и заселили север Балканского полуострова, территории, принадлежащие Византийской империи. Южные славяне селились на византийских землях в качестве союзников - федератов. Они заключали с империей договор, получали земли и за это обязывались защищать границы Византии. Южные славяне предки современных болгар, сербов, хорватов, черногорцев, македонцев и др.

Восточные славяне заселили территорию Восточно-европейской равнины от Чёрного до Балтийского морей, от течения Днепра до верховий Волги и Оки. Они стали предками украинцев и белорусов.

Существуют разные точки зрения на пути миграции восточных славян. Первая, наиболее распространенная, берёт начало из древнейшей русской летописи «Повести временных лет». По Дунаю и в предгорьях Карпат обитал славянский племенной союз дулебов. Под давлением кочевников - аваров («обров» по летописи) славяне мигрировали на восток и расселились по течению Днепра.

Киевская Русь IX -XII века

Вторая точка зрения была первоначально сформулирована академиком А.А. Шахматовым в начале ХХ в. Согласно этой точки зрения, заселение восточно-европейской равнины шло двумя потоками - с юго-запада, из предгорий Карпат, и с северо-запада, от побережья Балтийского моря. Вследствие этого, первоначально сложились два государственных объединения восточных славян южное - с центром в Киеве и северное - с центром в Новгороде. «Повесть временных лет» писалась в Киеве, отсюда сведения о южном пути, как о единственном. В пользу этой теории говорят существующие и до сих пор антропологические и языковые различия между северными и южными русскими.

Наконец, третья точка зрения принадлежит академику Б.А. Рыбакову . Он считает восточных славян, «автохтонами», то есть коренным местным населением, потомками так называемой чернолесской культуры, (скифов - пахарей, как их называл Геродот), Дважды славяне находились на пороге создания государства, и дважды это государство разрушалось кочевниками, сначала сарматами в III в. до н.э., а затем гуннами в IV в.н.э.

Недостаток сведений о ранней истории славян не позволяет отдать предпочтение той или иной гипотезе.

Из ранних источников до нас дошли сведения о крупных восточнославянских племенных группах: полянах, живущих в полях на правобережье среднего течения Днепра; северянах, соседствующих с ними и занимавших левобережье Днепра; древлянах, живущих в лесах между реками Рось и Припять: дреговичах, живущих на болотах в междуречье Припяти и Западной Двины; кривичах, потомках легендарного Крива, живших в верховьях Волги; полочанах, селившихся по берегам реки Полоты; радимичах, приведённых легендарным Радимиром в бассейн реки Сож; словенах, освоивших район озера Ильмень; осевших в бассейне Днестра уличах и тиверцах (Тивр-древнее название Днестра); вятичах, потомках Вятко, ушедших на крайний северо-восток в междуречье Оки и Москвы и др.

Особенностью колонизации новых территорий был её мирный характер. Обширные пространства Восточной Европы были слабо заселены, поэтому новым переселенцам не приходилось вступать в конфликты с местным финно-угорским и балтским населением. Тем более, что восточные славяне, будучи земледельцами, создавали условия для взаимовыгодного обмена. Мирное сотрудничество приводило постепенно к ассимиляции аборигенного населения.

На протяжении VI-VIII вв. у восточных славян одновременно развивались три процесса: становление древнерусского этноса, социальное расслоение, политическое объединение. Появление на Восточно-Европейской равнине славян сопровождалось основанием множества новых поселении. На берегах рек выросли поселки, насчитывавшие не более десятка домов. Топившиеся по-черному полуземлянки (10-20 кв.м) были достаточно тесны для большой семьи. Для защиты от врагов, диких зверей и злых духов поселки обносились валом и частоколом. Несколько мелких поселков, расположенных на расстоянии до 5 км образовывали гнездо, а несколько гнезд - общину. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие: залежное в степной зоне и подсечно-огневое в лесной. Славяне выращивали крупнорогатый скот, свиней, лошадей, ловили рыбу, охотились, бортничали (собирали мед диких пчел). Хозяйственные продукты и дары леса были также главными "экспортными" товарами, обменивавшимися на дорогие украшения, ткани. Этому способствовал пролегавший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь «из варяг в греки».

Сложной и разнообразной была духовная жизнь восточных славян, прежде всего проявившая себя в вере. Языческая религия не только отражала сложившиеся еще в древности представления об окружающем мире, но и служила средством закрепления и передачи многовекового опыта людей.

В язычестве восточных славян можно выделить несколько разновременных пластов. Древнейшие верования были сосредоточены на одухотворении природы, вере в добрых и злых духов (леших, водяных, русалок, берегинь и т.д.), управлявших разными стихиями (лесом, водой, огнем и т.д.). Позднее, с появлением хозяйственных приоритетов, в центре внимания оказались аграрные божества (Род и рожаницы) и семейно-родовой культ предков. Еще позже сформировался пантеон племенных богов. Они символизировали главные природные стихии и покровительствовали различным отраслям хозяйства: Сварог - творец всего сущего, прародитель остальных богов-сварожичей, Дажьбог и Хорс - божества солнца, Перун - бог грозы, Стрибог - бог ветра, Мокошь - божество судьбы и женского рукоделия, Велес (Волос) - покровитель скотоводства и др. Верования восточных славян не требовали строительства специальных храмов или наличия жреческого сословия. Языческие обряды можно было совершать самостоятельно: дома или на специальных капищах. Особо отмеченных людей, находившихся, по мнению остальных, в постоянном контакте с богами, называли волхвами или кудесниками. Заметные изменения претерпел в VI-VIII вв. общественный строй восточных славян. Первоначально они жили родовой общиной, построенной на принципе кровного родства. По мере расселения славян на больших пространствах родовые связи стали ослабевать. К тому же усовершенствование орудий труда (изготовление их из железа) и приемов земледелия (использование лошади) позволили отдельной семье существовать самостоятельно. На смену родовой общине, с её уравнительными принципами общежития и жесткой регламентацией, пришла территориальная, объединившая людей по хозяйственным интересам. Члены ее, самостоятельно обрабатывали свой участок земли и распоряжались полученным урожаем по своему усмотрению, но совместно владели лугами, сенокосами и лесными угодьями.

Все "люди" (домохозяева) обладали правом на общинную собственность, входили в народное ополчение, принимали участие в управлении - народном собрании (вече). Понятия "народ", "войско", "власть" пока еще не были четко дифференцированы.

Знали восточные славяне и институт рабства, но, в отличие от классического, оно было, как правило, патриархальным. По сведениям Маврикия Стратега "находящихся у них в плену они не держат в рабстве... в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там на положении свободных и друзей?"

В VII-VIII вв. облик восточнославянского мира заметно изменился. Усиливалась консолидация восточнославянских общностей, стали формироваться территориально-политические союзы вокруг крупных городов: Киева, Переяславля, Смоленска, Новгорода и др. Усиливалась и роль князя, который все больше выступал в роли правителя, хотя совет старейшин и народное собрание играли по-прежнему существенную контролирующую роль, и решающее слово оставалось пока за последним. Упрочение роли княжеско-военной верхушки связано с постоянно сохранявшейся внешней опасностью.

Территории, занятые восточнославянскими племенами, граничили с другими государствами и народами. Отношения с ними складывались по-разному, в разной степени эти народы оказали влияние на становление и развитие русского государства, русской культуры.

С юга земли восточных славян граничили с землями Византийской империи, крупнейшего и могущественного государства Средневековья. В 395 г. Великая Римская империя разделилась на две части Западную и Восточную. Западная Римская империя пала под ударами варваров - германцев, на её развалинах стала постепенно складываться европейская романо-германская цивилизация. Восточная же Римская империя, или Византия, продолжала существовать, сохранив в неприкосновенности римскую и греческую культуру. Форпостами Византии в Северном Причерноморье были города Херсонес, Пантикапей, Ольвия, Фанагория и др. Через них шла торговля славян с империей. Именно из Византии славяне взяли христианскую религию, письменность, приобщились к античной культуре. Московское государство считало себя наследницей Византийской империи.

С юго-востока с восточными славянами граничили земли Хазарского каганата , включавшие территории от Средней Волги до Северного Кавказа и Крыма. Хазары - кочевники, выходцы из Азии, жили в низовьях Волги, построили ряд укреплённых городов: Семендер, Итиль, Таматарху, Саркел. Население южных русских земель платило хазарам дань. Несмотря на то, что хазары были злейшими врагами восточных славян, вели с ними постоянные войны, они объективно сыграли положительную роль в русской истории. Хазарский каганат перекрыл путь из Азии в Восточную Европу, послужил щитом от набегов кочевников. Тем самым создались условия для образования государства у восточных славян.

В Среднем течение Волги сложилось государство волжских булгар (предков современных татар и башкир). Кочевники булгары пришли из Азии. Часть из них осела на Средней Волге, другая же двинулась в Европу, на север Балканского полуострова, где смешалась с южнославянскими племенами.

С северо-востока и с севера обитали финно-угорские народы. В ходе расселения восточные славяне смешивались с финно-уграми, селились вперемежку с ними.

С северо-запада, на побережье Балтийского моря обитал воинственный народ норманнов (или варягов, как их называли на Руси) - предков современных шведов, норвежцев, датчан. Прекрасные мореходы, воины, торговцы, морские пираты, норманны или викинги (гребцы), как они себя называли, плавали вокруг побережья Европы в Средиземное море, достигали столицы Византии - Константинополя. Норманны наводили ужас на европейские народы. Средневековая французская молитва гласила: «Спаси нас Боже от голода, чумы и норманнского нападения». Норманны создали своё государство в Сицилии, высадились во Франции в устье реки Роны и создали там герцогство Нормандское. Позднее нормандские герцоги завоевали Англию, положив начало норманнской династии английских королей. На Западе норманны плавали в Исландию, основали своё поселение в Гренландии и за 400 лет до Колумба достигли берегов Америки. На востоке, через земли восточных славян проходил важнейший торговый путь того времени, путь «из варяг в греки», из Балтийского моря по Волхову, через Ладожское озеро, далее волоком до верховья Днепра, вниз по Днепру, через Черное море в Константинополь. По этому пути шла практически вся торговля Европы с Востоком. Именно с норманнами ряд историков связывают происхождение государства у восточных славян.

В основу этой теории положено сообщение «Повести временных лет» о «призвании варягов». Жители города Новгорода, устав от междоусобиц, от борьбы претендентов на княжеский престол, обратились к соседнему варяжскому племени «Русь» с просьбой прислать им князя. «Земля наша велика и обильна, - якобы сказали послы, - а порядка в ней нет. Придите и владейте нами». В 862г. прибыли на Русь три брата - варяги: Рюрик , Синеус , Трувор . Рюрик стал править в Новгороде, Синеус на Белоозере, Трувор - в Изборске. От тех варягов и пошло название Русь. Синеус и Трувор вскоре умерли, а Рюрик стал единолично править Северной Русью. В 882г. военачальник Рюрика Олег захватил Киев, убил местных князей Аскольда и Дира, объединил под своей властью северные и южные русские земли, создав единое государство - Киевскую Русь . На основании этого сообщения летописи, историки XVIII в. И.Г. Байер и Г.Ф. Миллер создали так называемую «норманнскую теорию » происхождения русского государства, согласно которой русское государство и русская культура были созданы норманнами, одним из германских народов. Эти утверждения преследовали явные политические цели, стремились обосновать превосходство немцев над славянами.

Это утверждение вызвало резкие возражения среди русских учёных, в частности с критикой «норманнской теории» выступил М.В. Ломоносов . Споры сторонников и противников этой теории продолжались на продолжении всего последующего периода развития русской исторической науки. Первоначально они носили чисто академический характер. Факт призвания варягов признавали, М.П. Погодин, С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский, М.Н. Покровский. Однако в 30-е гг. ХХ в. эти споры вновь приобрели остроту. В 1933г. после прихода к власти в Германии Гитлера норманнская теория была взята на вооружение. Опираясь на неё, германские историки доказывали неполноценность славян, их неспособность к самостоятельному развитию, обосновывали претензии Германии на русские земли. С другой стороны, в СССР всякое упоминание о призвании варягов было под запретом, сам факт горячо отрицался. Фундаментальная монография Б.Д. Грекова «Киевская Русь», написанная в 1952г., примерно наполовину посвящена опровержению норманнской теории.

Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне - это обособившаяся часть индоевропейской общности.

А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:

Венеды (жили в бассейне реки Вислы) - западные славяне.

Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) - южные славяне.

Анты (жили между Днепром и Днестром) - восточные славяне.

Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.

Территории и племена восточных славян

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

Племена

Места расселения

Города

Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева

Словене ильменские

Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера

Новгород, Ладога

Севернее Западной Двины и верховья Волги

Полоцк, Смоленск

Полочане

Южнее Западной Двины

Дреговичи

Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять

Древляне

Южнее реки Припять

Искоростень

Волыняне

Селились южнее древлян, у истоков Вислы

Белые хорваты

Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла

Жили восточнее белых хорватов

Территория между Прутом и Днестром

Между Днестром и Южным Бугом

Северяне

Территории вдоль реки Десны

Чернигов

Радимичи

Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству

Вдоль истоков Оки и Дона

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды - дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство - Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI-IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Набеги кочевников

Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог - бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог - бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог - бог ветра и воздуха, Мокошь - женская богиня, Перун - бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.