Болезни Военный билет Призыв

Восприятие и познание людьми друг друга при общении. Процесс отражения собственного сознания в восприятии людей

Восприятие – это один из процессов, который позволяет человеку понимать окружающий мир, создавать его субъективную картину . Именно от восприятия зависит поведение человека, его видение. Наша жизненная энергия тратится на определенные вещи, а эти траты и определяются восприятием. Не стоит путать восприятие с ощущениями. Если ощущения – это конкретные чувства, показывающие отдельные характерные особенности или свойства предметов, то восприятие воздействует на человека целостно.

Чтобы лучше понять, что такое восприятие, следует разобраться с его особенностями. Существует несколько видов восприятия . Оно может быть социальным или личным, может быть первичным или вторичным, может быть управляемым или неуправляемым. Каждый человек имеет собственную картину мира, сложившуюся благодаря восприятию. Именно поэтому мы такие разные, у нас разные взгляды и точки зрения. Мнение, основанное на восприятии, может отличаться даже у близких людей.

Объяснить схему воздействия восприятия на поведение разных людей лучше на примерах. Возьмем бытовую ситуацию – сломанный замок на входной двери. Члены семьи воспримут эту ситуацию по-разному, их жизненная энергия может быть направлена в совершенно противоположных направлениях.

Например, глава семейства будет использовать опыт. Он оценит все недостатки замка и купит новый, который будет в лучшую сторону отличаться от сломанного. Жизненная энергия главы семейства направлена на действие. Жена обычно начинает переживать и искать виноватого в случившемся. Ее установка – «у нас постоянные проблемы». Это негативные эмоции, и жизненная энергия жены будет идти именно в этом, негативном направлении. Старшее поколение, дедушка или бабушка, воспримут эту ситуацию совершенно по-другому. Им нужно будет остаться дома, чтобы поменять замок. Это значит, что можно отложить накопившиеся дела и отдохнуть. Такие люди сильно зависят от случайностей, обычно вся ответственность за собственные действия перекладывается именно на случай. Жизненная энергия идет в направлении подсказок от жизни, они постоянно ищут оправдание своим действиям. Причем оправдание должно быть непреодолимой силы, а не собственное желание.

довольно активно воздействует на нашу повседневную жизнь. Неудовольствие и неудовлетворение – это результат направления жизненной энергии по пути негативных эмоций. Некоторые люди специально выискивают недостатки или проблемы в любой сложившейся ситуации, сосредотачиваются на отрицательных моментах. Естественно, что и жизнь их будет полна неудовлетворенности. Это путь жены из предыдущего примера. Если подходить ко всему более рационально, как поступил глава семейства, то можно воспитывать в себе ответственность, использовать ситуацию как источник опыта или новых знаний. Если видеть только хорошее в ситуации, то это может оказать двойственное влияние. Либо мы, как бабушка из примера, уйдем от реальности, будем зависеть только от случая, от подарка судьбы. Либо мы сможем открыть новые просторы и горизонты для развития.

Влияние восприятия на жизнь понятно, но следует ли учиться управлять им? Да, следует, но делать это нужно осторожно. Не стоит заострять внимание только на положительных аспектах ситуации. Так можно пропустить опасности, которые тоже подстерегают нас. Если видеть только плохое, то неудовлетворенность негативно скажется на нашем состоянии и душевном спокойствии. Оптимальный вариант – изучать все аспекты ситуации , обращать внимание и на положительные, и на отрицательные стороны. Тогда управление восприятием принесет нужные плоды.

Факторы, влияющие на восприятие, и их действие:

ВЫБОРКА ИНФОРМАЦИИ

Нас окружает поток информации, полярные мнения, обилие фактов с разной степенью правдивости. Обычно мы не пропускаем через себя весь этот поток, выбираем только определенные крупицы. Полученная информация является максимально понятной для нас. На ее основе делаются выводы. Построенная картина мира является субъективной, индивидуальной для каждого человека.

Например, один человек из вашего окружения поступил некорректно, не выполнил данного обещания. Часто мы даже не выясняем причины, возможно, что этот поступок был случайной оплошностью. Обычно после невыполненного обещания человека сразу нарекают необязательным. Этот «приговор» окажет существенное влияние на дальнейшие отношения, которые теперь будут склоняться в отрицательную сторону. Мы вешаем на человека ярлык, основанный на единичном случае, полностью перечеркивая возможность хороших отношений в дальнейшем.

Довольно часто мы слышим от окружающих «ты всегда…» Причем необязательно, чтобы действие действительно соответствовало вашему обычному поведению. Просто собеседник создал образ на основе одного факта. Эта когнитивная ошибка присуща многим, стоит от нее избавляться. Мы выстраиваем картину мира на одном факте, наш собеседник делает то же самое. Так, основываясь только на своей мнимой правоте, мы ежедневно пытаемся найти общий язык с другими людьми . И, к сожалению, не всегда добиваемся успеха.

ЧУВСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ

Эмоции – это сильный фактор, который может существенно изменить наше восприятие. Причем эффект идет и в обратном направлении. Не только эмоции влияют на восприятие, но и восприятие формирует эмоции. Мы уже рассматривали этот пример. Если смотреть на мир негативно, использовать отрицательное восприятие как процесс , то и эмоции будут исключительно негативными.

Иногда ситуация воспринимается нами неправильно, отсюда и появляется раздражение. Хотя изначально в словах или поступках собеседника не было ничего негативного. Если родители спрашивают своих взрослых детей, хватает ли им денег, это не значит, что они сомневаются в финансовой самостоятельности или в заработке своих чад. Это означает лишь заботу об их благополучии, предложение помощи. Если мама предлагает вам деньги, не стоит сразу раздражаться. Это не значит, что она хочет упрекнуть вас в проблемах с семейным бюджетом.

Мы сами выбираем эмоции, которые применяем к разным людям. На основании этих эмоций выстраивается наше взаимодействие с окружающими. Вот почему восприятие считается сильным и активным фактором. Оно может кардинально изменить отношение к ситуации, другим людям, миру в целом.

ИНТЕРЕСЫ И ПОТРЕБНОСТИ

Огромное воздействие на развитие восприятия оказывает наша личность. Если есть фактор, который слишком нас волнует, то мы будем сильнее обращать на него внимание. Такая ситуация работает с теми, кто сел на диету. Если вы ограничиваете себя в сладостях, то вас будут возмущать и раздражать люди, которые эти сладости себе разрешают. А повстречав человека, который тоже придерживается строгой диеты, вы увидите в нем родственную душу. И такому человеку обязательно поставите положительную оценку.

Та же ситуация складывается с нашими потребностями. Человек, полностью удовлетворяющий наши потребности, будет более симпатичен. Если кто-то потребностям не соответствует, то сразу возникнет осуждение. Впоследствии мы будет негативно относиться к нему, что испортит взаимоотношения, а то и вовсе сведет их на нет.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Одна из самых распространенных когнитивных ошибок – оценка людей по одним параметрам. Мы считаем, что все люди похожи, они обладают схожим опытом и поведением. Из этого заблуждения выстраиваются общие требования, которые в большинстве своем не соответствуют действительности. Невыполненные ожидания приводят к обидам, обиды – к непониманию и обвинениям.

К примеру, у вас есть опыт решения определенной проблемы. Другой человек со схожей проблемой до сих пор ее не решил. Вы начинаете хуже к нему относиться, обвинять, осуждать. Это непонимание приводит к ухудшению взаимоотношений. На таких ошибках восприятия невозможно построить нормальное и эффективное общение.

Возьмем полных людей. Многие смотрят на них с презрением, считая глупыми и ленивыми. Глупыми, потому что они не видят собственных недостатков, не стараются их исправить. Ленивыми, потому что не могут пойти в спортзал, перестать уплетать сладости ночью. Причем эти осуждающие не всегда обладают модельной внешностью. Даже если осуждающий и сам прибавил несколько килограммов, он всегда будет считать себя лучше. По его словам, килограммы эти можно легко сбросить, они появились совсем недавно. В своих глазах осуждающий будет гораздо умнее и лучше случайного прохожего с избыточным весом. Причины полноты обычно в таких ситуациях не рассматриваются. Мы оцениваем людей со своего опыта, сравнивая их с окружающими или с собой.

Можно взять другой пример. Если в семье молодого человека всегда хорошо относятся к гостям, особенно к родственникам, если им всегда устраивают роскошный прием, это не значит, что в семье девушки должны поступать также. Молодой человек может оценивать семью своей избранницы «со своей колокольни», а потом удивляться, почему же они не приняли их с должными почестями. Но, вполне вероятно, что в другой семье совершенно другие традиции, обижаться на них бессмысленно и ошибочно.

ЯРКИЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА

Эту когнитивную ошибку называют принципом отзеркаливания. Если у нас есть какие-то черты характера, то мы будем видеть их у других людей. Например, вы можете быть всегда вежливы и тактичны с посторонними, не повышать на них голос. Но это не значит, что ваш коллега обладает теми же качествами. Этот фактор работает не только в случае с положительными чертами характера. Собственное упрямство или подозрительность мы тоже будем отзеркаливать на других людей.

Вы сами могли замечать эту особенность. Многие видели, как меняется восприятие информации, если данные были получены из авторитетного источника. Проверенному источнику информации большинство доверяет беспрекословно . Особенно если речь идет о чем-то новом. Мы еще не успеваем сложить собственное мнение, поэтому используем суждения авторитетов. Но если больше узнать о ситуации, то мнение будет постепенно меняться. Мы начнем вырабатывать собственное суждение, основанное на собственном восприятии.

Мы рассмотрели факторы, которые влияют на наше восприятие, а также влияние восприятия на общение, взаимодействие, оценочное суждение, психологическое состояние.

Восприятие человека человеком

Ошибки восприятия, отсутствие трезвого подхода и отвлеченного взгляда, зависимость от эмоций и особенностей характера заставляют нас общаться с воссозданным образом человека, а не с его реальной личностью . Поэтому порой мы и не можем достичь взаимопонимания, эффективного взаимодействия. Если образ человека не соответствует реальному человеку, то итогом общения будет непонимание и разногласия.

По приведенным примерам понятно, что сложившийся образ оказывает на нас огромное влияние. Мы подчиняемся ему и не хотим копнуть глубже, не хотим более детально изучить человека, используем в общении только собственные придуманные доводы. И эту ошибку сложно побороть. Из-за одного неверно истолкованного действия, из-за недочета мы можем исключить человека из своей жизни, навсегда закрепить за ним отрицательный ярлык. Если у окружающих есть определенный недостаток, то негатив переносится на все их качества (об этом в статье « »). Самое страшное, что это происходит бессознательно. Мы не отдаем себе отчета в том, что мыслим неверно, что наши суждения могут не соответствовать действительности.

Если вам необходимо взаимодействовать с человеком, о котором уже сложилось негативное восприятие, то нужно побороть это чувство, лучше узнать собеседника, попытаться проникнуть глубже в его личность, а не основываться на одном факте. Подобное управление процессом восприятия позволит избежать конфликтов, избавит вас от одиночества, а другого человека – от расплаты за несуществующие ошибки.

Возьмите за правило, что восприятие не всегда бывает правдивым. Учитесь слушать другого человека, видеть его истинную сущность. Если вы научитесь это делать, то будете видеть реальную картину мира, а не ту, что подсовывает нам восприятие.

Умение управлять восприятием позволяет точнее определить отношение к ситуации или к человеку.

Методы управления восприятием

  1. Всегда изучайте альтернативные версии. Помните, что большая часть выносимых оценок носит субъективный характер. В первую очередь нужно это осознать. Потом вы уже сможете увидеть альтернативные варианты, изучить их более детально. Внимания заслуживает каждая альтернатива, уделите достаточно времени для их рассмотрения.
  2. Поставьте себя на место вашего собеседника, участника событий определенной ситуации . Так вы можете понять их чувства и эмоции, следовательно, будете точнее трактовать их действия. На ситуацию следует смотреть с разных сторон, чтобы лучше сформировать собственное восприятие.
  3. Причина и следствие – это две кардинально разные вещи. Часто из-за когнитивных ошибок мы склонны путать эти понятия. Прежде чем сделать определенные выводы, отделите причины от следствий.
  4. Не делайте выводов, основанных на одном факте . Старайтесь найти несколько подтверждений собственному суждению. Только большая выборка позволяет дать объективную оценку.
  5. Никогда не нужно делать выводы в порыве гнева, во власти отрицательных эмоций. Сначала следует успокоиться, а потом выносить вердикт. Иначе негативный настрой повлияет на восприятие информации человеком .
  6. Всегда используйте полученный опыт. Старайтесь научиться чему-то, вынести что-то нужное для себя из любой ситуации.
  7. Восприятие всегда связано с выгодой. Иногда определенное суждение может негативно сказаться в будущем, уменьшить выгоду. Оценивайте эту возможность, старайтесь проанализировать ситуацию заранее, чтобы потом не страдать из-за вынесенного вердикта. То же самое относится к затратам.
  8. Последствия восприятия всегда должны быть обоснованными. Осознайте свое решение и влияние восприятия.
  9. Необходимо оценить, как вы сами воспримите собственное решение через определенное время . Есть люди, подвластные порывам, но жалеющие о них впоследствии. Стоит осознать, пойдет ли принятое решение вам на пользу, или через какое-то время вы о нем пожалеете (даже если вы получили удовольствие вначале). Выгода должна быть не сиюминутной, а отдаленной. Если через несколько дней вы будете жалеть о решении, то стоит отказаться от него.
  10. Определите главное. Отделите реальные факты от фантазий и домыслов. Восприятие должно строиться именно на достоверной информации.

Чтобы развить восприятие , необходимо следовать этим правилам. Тогда вы будете допускать меньше когнитивных ошибок.

Каузальной атрибуции Г. Келли
3. Механизмы межличностной перцепции
4. Эффекты межличностной перцепции
Заключение
Список литературы

Введение
Восприятие – наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей. Восприятие , как психический процесс «понимается как субъективный опыт получения сенсорной информации о мире людей, вещей и событий, так и те психологические процессы , благодаря которым это совершается». Процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди , социальные группы , большие социальные общности называют «социальной перцепцией». Если говорить о проблеме взаимопонимания партнеров по общению, то более уместным будет термин «межличностная перцепция», или межличностное восприятие .
В контрольной работе будет рассмотрен феномен межличностного восприятия, его особенности и механизмы.

1. Понятие межличностной перцепции
Говоря о межличностном восприятии (межличностной перцепции), С.Л. Рубинштейн отметил, что люди, воспринимая как бы «читают» другого человека, расшифровывают значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения людей. Процесс восприятия одним человеком (наблюдателем) другого (наблюдаемого) разворачивается следующим образом. В наблюдаемом наблюдателю доступны лишь внешние признаки, среди которых наиболее информативными является внешний облик (физические качества плюс оформление внешности) и поведение (совершаемые действия и экспрессивные реакции). Воспринимая эти качества, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает некоторые умозаключения (часто бессознательно) о внутренних психологических свойствах партнера по общению. Сумма свойств, приписываемая наблюдаемому, в свою очередь, дает человеку возможность сформировать определенное отношение к нему. Это отношение чаще всего носит эмоциональный характер и располагается в пределах континуума «нравится - не нравится»
Выделяют четыре основных функции межличностного восприятия:
· познание себя
· познание партнера по общению
· организация совместной деятельности
· установление эмоциональных отношений
Межличностное восприятие обычно описывается как трёхкомпонентная структура. Она включает в себя:
o субъект межличностного восприятия
o объект межличностного восприятия
o сам процесс межличностного восприятия .
Относительно субъекта и объекта межличностного восприятия в традиционных исследованиях установлено более или менее полное согласие в том плане, какие характеристики их должны учитываться при исследованиях межличностного восприятия. Для субъекта восприятия все характеристики разделяются на два класса: физические и социальные. В свою очередь социальные характеристики включают в себя внешние (формальные ролевые характеристики и межличностные ролевые характеристики) и внутренние (система диспозиций личности, структура мотивов и т. д.). Соответственно такие же характеристики фиксируются и у объекта межличностного восприятия. Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик, как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения. Но в обыденной жизни люди не всегда знают действительные причины поведения другого человека. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу, как причины поведения, так и какие-то общин характеристики. Таким образом, содержанием процесса познания другого человека становится процесс этого приписывания, т. е. каузальная атрибуция. Исследования показали, что мера соответствия вывода наблюдаемого относительно чьего-то поведения зависит так же от различного вида атрибуции: “личной” или “безличной”. В первом случае имеется в виду преобладающее стремление приписать причины каких-либо событий действиям определённых личностей , в то время как во втором случае причины приписываются преимущественно действиям обстоятельств .

2. Теория каузальной атрибуции Г. Келли
Попытку построения теории каузальной атрибуции предпринял Гарольд Келли. По его мнению, при попытках понять причину поведения другого человека мы пользуемся тремя критериями:
1. Критерий постоянства
2. Критерий исключительности;
3. Критерий консенсуса .
Если в сходных условиях поведение наблюдаемого однотипно, то его считают постоянным. Оно будет отличающимся, если в других случаях проявляется иначе, и, наконец, поведение считается обычным, если в сходных обстоятельствах свойственно большинству людей. Если в похожих обстоятельствах человек ведет себя всегда одинаково (постоянное поведение), если он ведет себя так же и в других ситуациях (не отличающееся поведение) и если в сходных ситуациях так же ведут себя лишь немногие люди (необычное поведение), то мы склонны приписывать поведение внутренним факторам. Напротив, если человек в похожих ситуациях ведет себя так же (постоянное поведение), если в других случаях он ведет себя иначе (отличающееся поведение) и если в сходных ситуациях такое же поведение сходно большинству людей (обычное поведение). Мы объясняем его действие внешними причинами.
В общем виде теория понимается так: всякому человеку присущи некоторые априорные каузальные представления и каузальные ожидания. Иными словами, каждый человек обладает системой схем причинности, и всякий раз поиск причин, объясняющих “чужое” поведение, так или иначе, вписывается в одну из таких существующих схем. Репертуар каузальных схем, которыми владеет каждая личность , довольно обширен. Вопрос заключается в том, которая из каузальных схем включается в каждом конкретном случае.
Модель анализа вариаций описывает структуру каждого акта каузальной атрибуции. Элементами этой структуры являются те же самые элементы, которые обычно описываются как элементы процесса межличностного восприятия: субъект, объект и ситуация.
Келли говорил об ошибках межличностного восприятия, суммировал их следующим образом:
o 1-й класс - мотивационные ошибки (различного рода “защиты”: пристрастия, асимметрия позитивных и негативных результатов (успех - себе, неуспех - обстоятельствам));
o 2-й класс - фундаментальные ошибки (свойственные всем людям), включающие в себя случаи переоценки личностных факторов и недооценки ситуационных. Более конкретно фундаментальные ошибки проявляются в ошибках “ложного согласия”, когда “нормальной” интерпретацией считается такая, которая совпадает с “моим” мнением и под него подгоняется); ошибках, связанных с неравными возможностями ролевого поведения (когда в определенных ролях гораздо “легче” проявить собственные позитивные качества, и интерпретация осуществляется при помощи апелляции к ним); ошибках, возникающих из-за большого доверия конкретным фактам, чем к общим суждениям и т. д.
Для того , чтобы обосновать выделение именно такого рода ошибок, Келли выдвигает четыре принципа:
1. Принцип ковариации действует, когда в наличии одна причина. Сущность принципа ковариации заключается в том, что эффект приписывается той причине, которая совпадает с ним во времени, (естественно, что в многообразии причинно-следственных связей между явлениями причиной вовсе не обязательно является та, что совпадает со следствием во времени).
2. Принцип обесценивания, когда при наличии альтернатив одна из причин отбрасывается из-за того, что есть конкурирующие причины
3. Принцип усиления. Если причина не одна, то человек при интерпретации руководствуется или принципом усиления, когда приоритет отдается причине, встречающей препятствие: она усиливается в сознании воспринимающего самим фактом наличия такого препятствия.
4. Принцип систематического искажения, когда в специальном случае суждений о людях недооцениваются факторы ситуации и, напротив, переоцениваются факторы личностных характеристик .
Какой из принципов будет включен в построение вывода о поведении другого человека, зависит от многих обстоятельств, в частности от так называемых “каузальных ожиданий” личности, которые строятся на том, что “нормальным” поведением является поведение типичное и социально желательное. Когда демонстрируется именно такой образец поведения, нет необходимости для специального поиска его причин. В случаях отклонения включается механизм каузальной атрибуции.
3. Механизмы межличностной перцепции
Изучение восприятия показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.
К механизмам межличностной перцепции относят механизмы:
· идентификация, эмпатия – механизмы познания и понимания людьми друг друга
· рефлексия - познания самого себя
· аттракция - формирование эмоционального отношения к человеку
Идентификация - простейший способ понимания другого человека, т.е. уподобление себя ему. В реальных ситуациях взаимодействия партнеры используют этот закон, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.
Установлена тесная связь между идентификацией и другим близким по содержанию явлением - эмпатией .
«Под эмпатией обычно понимается сострадательное переживание одним человеком чувств, восприятий и мыслей другого. Некоторые ранние европейские и американские психологи и философы , такие как М. Шелер и У. Мак-Дугалл, рассматривали эмпатию как основу всех положительных социальных отношений». Здесь имеется в виду не столько рациональное осмысление проблем партнера, сколько стремление эмоционально откликнуться на его трудности. При этом эмоции , чувства воспринимающего не тождественны тем, которые переживает воспринимаемый, т.е. если один из партнеров по общению проявляет эмпатию к другому, он просто понимает его чувства и линию поведения, но свою собственную может строить совсем по-иному. В этом отличие эмпатии от идентификации, при которой один партнер полностью отождествляет себя с другим и, соответственно, испытывает те же чувства, что и другой, и ведет себя подобно другому.
Сложнее по своей сути механизм рефлексии . Он подразумевает осознание того, как партнер по общению воспринимается другим его партнером. Это уже не просто знание или понимание первым второго, но знание того, как он понимает первого, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира одного партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир другого партнера.
Партнеры по общению не просто воспринимают друг друга, они формируют определенное отношение друг к другу. Механизм образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому называется аттракция.
Аттракция (от лат. attrahere - привлекать, притягивать) - понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого. Формирование привязанности возникает у субъекта как результат его специфического эмоционального отношения, оценка которого порождает разнообразную гамму чувств (от неприязни до симпатии и даже любви) и проявляется в виде особой социальной установки на другого человека .
Все эти механизмы восприятия, так или иначе, управляют процессом межличностной перцепции.
4. Эффекты межличностной перцепции
Эффекты восприятия – это некоторые особенности, мешающие адекватному восприятию партнерами друг друга:
Эффект ореола. Отсутствие изменений в восприятии и оценках партнеров, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай , когда сложившееся однажды мнение одного партнера о другом не меняется, несмотря на то, что появляется новый опыт и накапливается новая информация о нем.
Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.
Когда речь идет о положительной переоценке качеств этот эффект называют еще «эффектом Полианны», а когда речь идет об отрицательной оценке – «дьявольским» эффектом. Например, очень часто в жизни встречаются такие ситуации, когда муж запомнил жену молодой и красивой никак не может воспринять в ней возрастные перемены. Другой пример: жена запомнила ухаживания мужа в добрачный период и ждет, что он так же будет за ней ухаживать. Тесно связаны с этим эффектом и эффекты “первичности” (или “порядка”) и “новизны”. Эффект первичности преобладает в ситуациях, когда воспринимается незнакомый человек. Суть этого эффекта в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке.
Противоположный эффекту первичности - эффект новизны, который заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека. Известен также эффект проекции - когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному - свои недостатки, то есть наиболее четко выявлять у других именно те черты, которые ярко представлены у нас. Еще один эффект - эффект средней ошибки - это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого в сторону среднего. Эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации, которая может привести к двум последствиям.
С одной стороны к определенному упрощению процесса познания другого человека. В этом случае стереотип действует при дефиците времени, усталости, эмоциональном возбуждении, слишком молодом возрасте, когда человек еще не научился различать многообразие, а процесс стереотипизации выполняет объективно необходимую функцию, позволяя быстро, просто и достаточно надежно упрощать социальное окружение индивида.
Во втором случае суждение строиться на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт был негативным, всякое новое восприятие представителя той же группы окрашивается отрицательным отношением. Особенно распространены этнические стереотипы - образы типичных представителей определенной нации, которые наделяются фиксированными чертами внешности и особенностями характера (например, стереотипные представления о чопорности англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев, пунктуальности немцев и т.д.).

Заключение
Итак, адекватное восприятие друг друга – один из важнейших факторов успешного общения.


Введение

Глава 1. Восприятие человека человеком в статике

1.3 Факторы восприятия

Глава 2. Восприятие человека человеком в динамике

2.1 Формирование первого впечатления о другом человеке

2.2 Эффекты межличностного восприятия

2.3 Эффект обратной связи

Заключение

1.1 Механизмы взаимопонимания в процессе общения

Восприятие человека человеком - понятие, использующееся в социальной психологии для обозначения процесса построения образа другого человека, разворачивающегося при непосредственном общении с ним. Включает в себя все уровни психического отражения. Этот процесс имеет особые временные характеристики.

Первоначально при восприятии незнакомого человека основное внимание уделяется его внешности (экспрессия лица, глаза, прическа, выразительные движения тела). При разворачивании процессе восприятия человека формируются представления о его чертах характера, способностях, интересах, эмоциональных состояниях, которые очень часто группируются вокруг профессиональной характеристики личности.

Внешность человека воспринимается другим человеком как некоторая «совокупность анатомических, функциональных и социальных признаков человека, доступных конкретно-чувственному отражению». Важно подчеркнуть, что эти признаки даны в неразрывном единстве, но на первое место выступают те из них, которые наиболее важны для воспринимающего в данной ситуации. Первый вопрос, возникающий при встрече с незнакомым человеком: кто он? - относится, прежде всего, к его социальному положению. Отчасти об этом можно судить по его физическому облику, в котором отложились особенности образа жизни, включая вид труда, питание, режим отдыха и т. д., характерные для определенной социальной группы. Не меньшее значение имеет его манера держаться, специфические обороты речи. По тому, насколько костюм, прическа и т. п. соответствуют принятым образцам, можно судить как об имущественном положении человека, так и о его отношении к принятым нормам. В ситуациях, где важно исполнение определенных функций, для облегчения ролевого восприятия вводится специальная форма одежды, знаки различия и другие символы.
Во взаимодействии между людьми каждому важно понять субъективную позицию партнера, его отношение к предполагаемому взаимодействию. Склонность к сотрудничеству проявляется в стремлении приблизить партнера, сопровождается оживлением, улыбкой, приветливостью и другими знаками расположения. И наоборот, холодность, напряженность, резкость свидетельствуют о намерении отдалить того, кто претендует на сотрудничество, «поставить его на место». О том, как представляется человеку «соотношение сил» (социальных возможностей) в предстоящем взаимодействии, свидетельствует его мимико-соматическая «пристройка» к партнеру. Если человеку кажется, что успех его начинания зависит от другого (он хочет, чтоб его поняли, согласились с ним, поверили ему), он старается заглянуть другому в глаза, угадать его отношение к своим действиям, поскорее поправить, если что получилось «не так». «Пристройка снизу» проявляется в расточительности мелких движений, беспорядочности жестикуляции, излишках мышечного напряжения, в лихорадочных поисках средств воздействия, вплоть до попыток продемонстрировать отсутствующую независимость. Некоторые индивиды предпринимают значительные усилия для того, чтобы ввести в заблуждение партнера или хотя бы скрыть свои внутренние переживания в процессе взаимодействия.

1.2 Процесс отражения собственного сознания в восприятии людей

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Анализ осознания себя через другого человека производится с помощью двух понятий: идентификация и рефлексия.

Идентификация - это один из механизмов познания и понимания другого человека, заключающийся чаще всего в неосознанном уподоблении себя значимому другому. Здесь значимый другой - это человек, являющийся авторитетом для данного субъекта общения и деятельности. Обычно это происходит тогда, когда в реальных ситуациях взаимодействия индивид делает попытки поставить себя на место партнера по общению. При идентификации устанавливается определенная эмоциональная связь с объектом.

Следует различать понятия «идентификация» и «референтность». Если для первого понятия основой является процесс уподобления субъекта партнеру по общению, т. е. уподобление значимому другому, то для второго понятия («референтность») главным является зависимость субъекта от других людей, выступающая как избирательное отношение к ним. Объектом референтных отношений может выступать или группа, членом которой является субъект, или другая группа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником. Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания и т. п.). И в том и в другом случае субъект заимствует для себя цели, ценности, идеи, нормы и правила поведения объекта референтности (группы, отдельного человека.

Понятие «идентификация» по своему содержанию близко к понятию «эмпатия».

Эмпатия - это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Механизм эмпатии в определенной мере схож с механизмом идентификации. Эта схожесть состоит в умении поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако это не обязательно означает отождествление с этим другим человеком (как это происходит при идентификации). Просто при эмпатии принимается во внимание линия поведения партнера, субъект относится к нему с сочувствием, но межличностные отношения с ним строятся, исходя из стратегии своей линии поведения.

Рефлексия - это осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению, т. е. как будет партнер по общению понимать меня. При взаимодействии взаимно оцениваются и изменяются определенные характеристики друг друга.

1.3 Факторы восприятия

Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. В психологии эти ошибки получили название фактора превосходства.

Схема восприятия такова . При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве. Для того чтобы подействовал фактор превосходства , нам надо это превосходство сначала оценить. Как это сделать? По каким признакам мы можем судить о превосходстве человека, например, в социальном положении или в интеллектуальном? Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации:

· одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, драгоценности, а в определенных случаях даже такая "одежда", как машина, оформление кабинета и т.д.;

· манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.)

Информация о превосходстве обычно так или иначе "закладывается" в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.

Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого носителя одежды и поведения, и для окружающих его людей. Понимание своего места в группе, в той или иной иерархии, а также положения других людей во многом определяют общение и взаимодействие. Поэтому выделение превосходства какими-то внешними, видимыми средствами всегда существенно.

Действие фактора привлекательности при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его личностные характеристики.

Эти данные подтверждены и в эксперименте американского психолога А. Миллера, который, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, "обыкновенных" и некрасивых. Затем он показал эти фотографии испытуемым. В их оценке красивые превосходили некрасивых по всем параметрам.

Итак: чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях ; если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются. Но всем известно, что в разное время разное считалось привлекательным, что у разных народов свои каноны красоты.

Значит, привлекательность нельзя считать только индивидуальным впечатлением, она скорее носит социальный характер . Поэтому знаки привлекательности надо искать прежде всего не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака человека. Ведь есть одобряемые и не одобряемые обществом или конкретной социальной группой типы внешности. И привлекательность - не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы принадлежим. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть социально-одобряемым. Механизм формирования восприятия по этой схеме тот же, что и при факторе превосходства.

И, наконец, фактор отношения к нам . Он действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше чем те, которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.



Стремясь понять другого человека, верно оценить его в целом и какие то качества в отдельности, мы пытаемся выстроить определенную систему, которая бы помогла нам это сделать. Особенно нас интересует то, что заставляет окружающих действовать тем или иным образом, т. е. мотивы, внутренние пружины поведения. Ведь зная их, можно предсказать дальнейшие поступки вашего партнера. Однако мы часто находимся в условиях дефицита информации и, не зная истинных причин поведения других, начинаем приписывать им самые разнообразные мотивы, причины.

Совершенно очевидно, что эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров. Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, особенностями поведения и пр. Психологи говорят, что происходит восприятие одним человеком другого. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем его внутренний мир, особенности личности по внешним проявлениям. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную роль, регулируя процесс общения. В ходе познания другого человека одновременно осуществляются и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять логику его поступков и строй мышления, а затем, уже на основе этого, построить стратегию своего собственного поведения.

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Понятие социальной перцепции впервые использовал Дж. Брунер (1947 г.). Социальная перцепция – восприятие так называемых социальных объектов (отдельных людей, социальных групп и больших социальных общностей).

Восприятие человека человеком (межличностное восприятие) в социальной психологии как разновидность социальной перцепции. Но понятие «социальная перцепция» более широкое, в него включается восприятие человека человеком.

    Восприятие человека человеком – восприятие внешних признаков партнера, соотнесение их с личностными, психологическими характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретация на этой основе его поступков и достижений (Андреева).

    Восприятие человека человеком – непосредственное наглядно-образное отражение одним человеком другого, в результате которого формируется перцептивный образ – сигнал о внешних признаках другого и в целом о его поведении, – выполняющий осведомительную и регулирующую функцию в процессе общения.

При исследовании восприятия человека человеком изучаются содержание и механизмы межличностной перцепции, здесь исследуются характеристики объекта и субъекта восприятия.

Человек как объект восприятия.

В процессе общения каждый человек является объектом восприятия для партнера по общению. Человек выступает как своеобразный стимул, как особого рода источник информации. Образ другого – носитель 3-х типов информации:

1) физический облик;

2) экспрессивно-выразительные движения;

3) оформление внешности.

1. Физический облик – элементы внешности, обусловленные наследственностью:

    тип телосложения;

    национальные признаки (цвет волос, разрез глаз).

По ним определяются национальность, пол, психологические особенности (темперамент: см. концепцию Кречмера).

2. Выразительные движения:

    жесты;

    мимика;

    поза;

    походка.

Основные виды жестов (Пиз А. «Язык телодвижений»):

1. Произвольные – осознаваемые.

2. Непроизвольные – неосознанные.

3. Коммуникативные – заменяющие слова (знаки приветствия, прощания, согласия) – они осознаваемые и произвольные.

4. Модальные – отражают эмоциональное состояние человека, которое он хотел бы скрыть от партнера (они неосознаваемы и непроизвольны).

Жесты говорят об:

    отношении к беседе (теме разговора);

    отношении к партнеру;

    эмоциональном состоянии;

    устойчивых психологических характеристиках человека (свойствах личности): экстраверсия, интроверсия, доминантность, замкнутость и т.п.;

    намерения человека (агрессивность, сексуальность).

Анализ конкретных жестов см. в работе А. Пиза.

Частота использования жестов (тоже несет информацию):

    Увеличение частоты связано с эмоциональным состоянием ==> чаще человек жестикулирует при «+» эмоциях, при беспокойстве, неуверенности, полнении.

    Увеличение частоты жестов – у людей с низким социальным статусом (с высоким социальным статусом жестикулируют реже).

    Связано с уровнем развития речи – реже жестикуляция у лиц с хорошим развитием речи.

    Национальные особенности человека (у финнов – 1 жест в час, у итальянцев – 80 в час, у французов – 120 в час, у мексиканцев – 180 в час)

Точность интерпретации жестов (т.к. жест носит многозначный характер):

    Зависит от контекста (ситуации).

Пример: слабое пожатие ==> слабый характер или артрит!

    Зависит от национальной принадлежности человека.

Язык жестов (так же, как и вербальный язык) в разных культурах различен.

Пример: Кивок головой (сверху вниз) у болгар, индусов, турок означает несогласие, отрицание; у нас, русских, наоборот, – согласие, одобрение.

Поза имеет то же содержание, что и жест.

Мимика – тонкий индикатор эмоционального состояния человека. Мимика может быть произвольной и непроизвольной (последняя – наиболее информативна).

К непроизвольным выражениям относятся, прежде всего, покраснение или побледнение кожи лица, выделение пота, особенно при страхе, блеск глаз и т.п. Эти внезапные проявления переживаний неуправляемы.

Другие непроизвольные движения, такие как стискивание зубов или нахмуривание лба, улыбающееся или печальное выражение лица, могут управляться: подавляться или произвольно вызываться.

Если выразительные движения одного и того же рода систематически повторяются, то они формируют устойчивую «маску» человека, по которой моно определить доброго, злого, угрюмого, жизнерадостного человека.

В общении люди используют не только членораздельную речь, но и язык эмоций. Причем, не только тогда, когда переживают, но и тогда, когда хотят сообщить о переживаниях другим или для маскировки своих действительных мыслей и состояний.

Чтение эмоций по выразительным движениям имеет огромное значение. Оно помогает глубже познать и понять человека, его действительное отношение к событию и тем самым принять адекватные меры: сочувствие, помощь, осуждение и т.д.

Однако, в силу того, что выразительные движения могут управляться, т.е. не соответствовать действительному переживанию человека, возможны ошибки в диагнозе эмоций.

Пример: человек, переживающий страх, проявляет внешнее спокойствие и даже улыбаться.

Настоящее понимание эмоций человека возможно только при учете многих факторов и, в частности, конкретной ситуации общения и сложившегося характера личности.

Для адекватного восприятия эмоций другого человека имеет значение знание ситуации, происшествия.

Большое значение имеет знание личности, особенностей ее характера. Некоторые люди не так глубоко переживают, как отражают это внешне, другие же при глубоком переживании скупы на внешние отражения, т.к. умеют владеть собой.

На возможность чтения языка выразительных движений оказывают влияние наблюдательность + личностные качества человека. Если воспринимающий сам эмоционален, то он легко может понять эмоциональное состояние другого и сопереживать ему ==> это говорит о высокой степени эмпатии .

На возможность человека понимать эмоции других влияют также:

    половозрастные особенности;

    личностные особенности;

    профессиональные особенности;

    принадлежность человека к той или иной культуре.

Целый ряд профессий предъявляет к человеку требование уметь управлять своими эмоциями и адекватно определять выразительные движения окружающих людей.

Пример: профессии врача, учителя, психолога, тренера, следователя, менеджера и др.

Особенности походки (см. Дерябо):

1. Скорость (связана с типом темперамента).

2. Ритм (может отражать общее и эмоциональное состояние).

3. Ширина шага (свойства характера; целеустремленность, доминантность).

Походка содержит следующую информацию: возраст, пол, состояние здоровья, профессиональная принадлежность человека (Пример: моряк, балерина), устойчивые психологические качества (тип темперамента и т.п.).

3. Оформление внешности . (см. Люшер):

    одежда;

    украшения;

    макияж, прическа, борода, усы и т.п.

Оформление внешности свидетельствует о том, как хочет выглядеть человек в глазах других, како впечатление желает производить, и связано с самооценкой, уровнем притязаний и эстетическим развитием личности.

С психологической точки зрения – это то, что позволяет человеку произвести впечатление на партнера. Чрезмерное внимание к оформлению внешности – признак невроза: работает механизм компенсации (здесь я первый!).

Одежда.

Одежда – это имидж предусмотренной для себя роли. Таким образом, общая цель – повысить ценность и значимость человека (приподнять себя в глазах окружающих – назначение одежды).

Одежда говорит:

    о национальности;

    о профессии;

    о возрасте;

  • об уровне материальной обеспеченности;

    об уровне эстетического развития;

    о личностных свойствах человека.

Стиль одежды.

Люшер: общий стиль (направление) и его психологическая интерпретация:

1. традиционный;

2. модный;

3. экстравагантный;

4. классический;

5. оригинальный;

6. разнообразный;

7. консервативный;

8. эксклюзивный;

9. сексуальный (раздражающий).

Характеристика стилей:

1. Дань традиции, профессиональная форма, традиционная национальная одежда говорит о принадлежности к какой-либо группе, членством в которой человек гордится и афиширует его посредством одежды.

2. Человек стремится быть современным, боится отстать от моды ==> конформизм.

3. Необычный, вычурный ==> человек производит шокирующее впечатление (глубокий вырез, яркий цвет, нетрадиционный фасон). Высокий уровень притязаний, тщеславие, честолюбие. Это жажда признания (или сознательное или бессознательное чувство ущемленности в признании, ощущение собственной незначимости, непризнанности порождает чрезмерные притязания на значимость).

4. Стиль противоположный 3. – просто, скромно (простота покроя, в расцветке, спокойные мягкие тона). Так одеваются люди, которые хотят выглядеть авторитетными и претендуют на престижную позицию, уверенные в том, сто достойны уважения (высокая самооценка). Это последовательное, но скрытое притязание на значимость.

5. Одежда сшита по собственному замыслу. Стремление к оригинальности, та одеваются восторженные люди, склонные к сильным эротическим переживаниям.

6. Если любит менять одежду, – это внутренняя пустота, но такой человек хочет произвести впечатление оригинальности, не терпит однообразия в жизни.

7. Отрицание мотовства, эротики, потребность в стабильности, защите, безопасности, уверенности.

8. Исключительный, единственный в своем роде, изысканный свидетельствует о тонком вкусе, эстетической потребности, но это чрезмерно высокий уровень притязания, средство компенсации неудовлетворенности в сексуальной сфере.

9. Обтягиваются обнажаются эрогенные зоны (джинсы узкие, обтягивающий свитер, вырезы, разрезы). Яркие расцветки, кричащие. Прорези в ткани, ее прозрачность. Непосредственный контакт заменяется визуальным, оптическим. Сфера интересов сконцентрирована в сексуальной области ==> компенсация этой потребности.

Но не только общий стиль одежды, но и предпочитаемый человеком цвет одежды может многое сказать о ее владельце (см. работу Люшера).

Теплые тона (красный, оранжевый, желтый) – предпочитают люди властные, эмоциональные, энергичные.

Холодные тона (зеленый, синий, голубой) – предпочитают хладнокровные, эмоционально сдержанные натуры.

Украшения.

В основе использования украшений – четыре основные мотива (потребности):

● эстетическая потребность (желание быть красивой);

● потребность в значимости (престиже);

● потребность в защите, безопасности, покое, стабильности;

● сексуальная потребность.

Кто не использует украшений? – В основе отвержения лежит уровень самоуважения, высокая самооценка («Я и так могу понравиться»), низкая самооценка («Никакие попытки не помогут») ==> или завышенная или заниженная самооценка).

При этом имеет значение тип украшений и место, которое украшается. Посредством украшения демонстрируются сильные стороны.

Пример: красивая шея – колье; тонкое запястье – браслет; печатка – потребность в высокой социальной значимости и т.п.

Качество украшений.

Мелкие и недорогие, качественно выполненные ==> потребность в защите, любви.

Дорогие ==> потребность в престиже и значимости ==> высокий уровень притязаний, социальный статус (больше нечем завоевать).

Эстетические, с тонким вкусом ==> потребность красоте.

Сексуальные – макияж, татуировки, металлические заклепки, блеск, мишура.

Таким образом, в реальном процессе общения мы обращаем внимание е только на внешний, физический облик партнера, его экспрессивные проявления, но и на оформление внешности, в результате формируется определенной впечатление о человеке, его личностных качествах, но не всегда это впечатление и представление соответствует реальности.

От чего зависит точность восприятия человека человеком.

Факторы:

1. Социальный опыт.

2. Возраст (обращаем внимание на разные характеристики: чем моложе, тем больше внимания на внешность; подросток – анатомические признаки (рост, телосложение); взрослый – экспрессивные проявления: жесты, позы.

3. Пол (женщины точнее оценивают партнера).

4. Эмоциональное состояние. Пример: плохое настроение – другой человек кажется хуже.

5. Интеллект: чем он выше, тем точнее восприятие партнера.

6. Эмоциональные особенности личности (тревожные и сензитивные достаточно точно оценивают партнера, ибо отличаются тонкой чувствительностью к элементам экспрессивного поведения.

7. Склонность к рефлексии (кто занимается собой), лучше знает собеседника.

8. Отношение к партнеру симпатия ==> больше на достоинства).

Основные механизмы межличностного восприятия.

Вопрос о механизмах восприятия человека человеком – это вопрос о том, КАК людииспользуют постепенно поступающуюинформацию для формирования представления о другом человеке (о его качествах, свойствах и причинах его поведения и достижений).

В обыденной жизни человек часто не знает истинных свойств личности партнера, причин его поведения или знает их недостаточно. В условиях реального общения люди начинают приписывать (атрибутировать ) друг другу как причины поведения, так и какие-то более общие характеристики. Существует целаясистема способов такого приписывания (атрибуции ), исследованием которых занимается особая отрасль социальной психологии.

Атрибуция (от латинского «наделяю, придаю, приписываю»). Это приписывание личных качеств и причин поведению, поступкам партнера по общению.Каузальная (от латинскогокауза «причина»)атрибуция – это потребность и способность человека понимать и прогнозировать причинно-следственные отношения, интерпретировать причины, мотивы поведения. Разобраться в мотивации значит сделать возможным прогнозирование поведения, что особенно важно в области межличностных отношений.

Понимание причин (мотивов) поведения – очень сложный процесс. Его изучением занимались многие психологи мира ==> не существует единой теории атрибуции.

Основные модели атрибутивного процесса.

Первая работа принадлежит западному психологу Фрицу Хайдеру «Психология межличностных отношений» (1958 г.) – анализ атрибуции на основе художественных произведений: как литературные герои объясняют собственные и чужие действия и их результаты.

Теоретическая модель каузальной атрибуции Хайдера. В построении модели исходит из положения К. Левина , что поведение человека является функцией личности и ситуации. Поведение человека = f (Л + sit).

Хайдер выделял различные переменные (личностные и ситуативные), которые могут стать причиной поведения.

Личностные переменные:

1. Старания – это производное от интенции («намерение») и настойчивость (усилия). Старания – временный компонент личностной детерминированности.

2. Способности – это постоянный личностный компонент, который влияет на наше поведение.

Ситуативные переменные.

1. Трудность поставленной цели – константная переменная.

2. Случай (стечение обстоятельств) – временные переменные.

Два типа казуальности:

1. Личностная каузальность (причины поведения в личности: старания или способности).

2. Ситуативная каузальность (в ситуации: случай или трудность).

Пример: учитель заинтересован в том, почему ребенок плохо учится, в чем причина его плохой успеваемости?

Но модель Хайдера неполная, так как не позволяет ответить на самый важный вопрос: по каким основания делается заключительный вывод о личностной или ситуативной каузальности. Сам Хайдер не смог ответить на этот вопрос, ограничившись приведением частных примеров из житейской практики.

Дальнейшие исследования были связаны с конкретизацией условий личностной и неличностной каузальности. Одна из наиболее удачных попыток принадлежит Келли.

Модель Келли формализует процесс локализации причин в окружении (ситуативная каузальность) и в личности (личностная каузальность), так как он поставил цель – выявить основания для локализации причин действия или его результатов как в окружении, так и в индивиде.

Ковариационная модель Келли.

Для понимания причин чужого и своего поведения человеку необходимо три типа информации:

1. Информация об особенностях целевого объекта (может ли действие вызываться другими объектами).

2. Информация о согласованности поведения данного человека с поведением других людей (поступают ли другие так же в такой ситуации, достигают таких же результатов?).

3. Информация о стабильности (всегда ли данный человек ведет себя одинаково в аналогичных ситуациях? всегда ли он добивается таких результатов?).

По Келли, причина любого действия (результата) обусловлена ковариацией этих критераильных параметров. При этом экспериментально показано, что при атрибуции (объяснении) чужого поведения информация о стабильности гораздо сильнее влияет на объяснение причин, чем информация об особенности и тем более согласованности. А при атрибуции собственного поведения не учитывается информация о согласованности.

При атрибуции чужого поведения:

Локализация причин в личности чаще всего наблюдается при слабо выраженной особенности, низкой согласованности и высокой стабильности.

Локализация причин в объекте (ситуации) чаще происходит, если особенность ярко выражена, а согласованность и стабильность высока.

Локализация причин в обстоятельствах (ситуации) при ярко выраженной особенности, низкой стабильности и средней согласованности.

Нетрудно заметить, что переменные особенности целевого “объекта” и “обстоятельства” соответствуют ситуативным детерминантам поведения в модели Хайдера (соответственно: “трудность” и “случай”) и отражают ситуативную каузальность.

Данная схема отражает интерпретацию причин чужого поведения и НЕ касается вопроса о том, какую информацию предпочитает индивид при объяснении собственного поведения.

В реальной жизни наличие всех 3-х видов информации отсутствует, поэтому процесс атрибуции имеет крайне субъективный характер и может приводить к серьезным ошибкам.

Типичные ошибки атрибутивного процесса.

1. Фундаментальная ошибка атрибуции зависимость атрибуции от позиции наблюдателя. При объяснении чужого поведения человек использует личностную каузальность, при объяснении своего поведения – ситуационную каузальную атрибуцию. В этом заключается ошибка.

Росс – западный психолог – ввел это понятие.

Причины шибки:

1) Потребность в понимании и прогнозировании чужого поведения. Поведение человека становится более понятным, если поведение объясняется личной каузальностью.

2) Распределение внимания. Причиной поведения является объект внимания. Для наблюдателя объектом внимания является человек, для действующего лица – ситуация.

Познание одним человеком другого всегда сопровождается эмоциональной оценкой партнера, попыткой понять его поступки, прогнозом изменений в его поведении и моделированием собственного поведения. Так как в этом процессе участвуют минимум два человека и каждый из них является активным субъектом, в построении стратегии взаимодействия каждый должен учитывать не только мотивы и потребности другого, но и его понимание мотивов и потребностей партнера. Процесс межличностного восприятия также называют социальной перцепцией.

Механизм межличностного восприятия - это способ, посредством которого человек интерпретирует и оценивает другого. Таких способов может быть довольно много. Сегодня мы с вами рассмотрим основные механизмы межличностного восприятия: идентификацию, эмпатию, эгоцентризм, аттракцию, рефлексию, стереотип и каузальную атрибуцию.

Идентификация

Первым и основным механизмом межличностного восприятия является идентификация человека человеком. С точки зрения социальной психологии она подтверждает тот факт, что простейшим способом понимания партнера является уподобление себя ему.

Вообще, идентификация имеет несколько толканий:

  1. Отождествление себя с другим индивидом, основанное на эмоциональной связи.
  2. Усвоение ценностей, ролей и моральных качеств другого человека.
  3. Копирование мыслей, чувств или поступков другого человека.

Наиболее емкое определение идентификации звучит следующим образом. Идентификация - это понимание партнера через его осознанное или бессознательное отождествление с собой, попытка почувствовать его состояние, настроение и отношение к миру, поставив себя на его место.

Эмпатия

Второй механизм межличностного восприятия тесно связан с первым. Эмпатией называют эмоциональное стремление откликнуться на терзающие другого человека проблемы, сочувствовать ему и сопереживать.

Также эмпатию трактуют как:

  1. Постижение состояний другого индивида.
  2. Психический процесс, направленный на идентификацию чужих переживаний.
  3. Действие, помогающее индивиду построить общение особым образом.
  4. Способность проникать в психическое состояние другого человека.

Способность к эмпатии возрастает в случае схожести собеседников, а также при обретении индивидуумом жизненного опыта. Чем выше эмпатия, тем красочнее человек представляет себе влияние одного и того же события на жизнь разных людей, и тем больше он осознает факт существования разных взглядов на жизнь.

Индивида, склонного к эмпатии, можно узнать по таким признакам:

  1. Терпимость к эмоциям других людей.
  2. Способность вникнуть во внутренний мир собеседника, не раскрывая при этом своего мировоззрения.
  3. Адаптация своего мировосприятия к мировосприятию другого человека с целью достижения взаимопонимания.

Сходство эмпатии с идентификацией

У механизма эмпатии есть некоторые сходства с механизмом идентификации. В обоих случаях имеет место способность человека посмотреть на вещи с точки зрения другого человека. Однако эмпатия, в отличие от идентификации, не предполагает отождествления себя с собеседником. Отождествляя себя с партнером, человек принимает его модель поведения и строит аналогичную. Проявляя же эмпатию, индивид просто берет во внимание линию поведения собеседника, продолжая при этом строить свое поведение независимо от него.

Эмпатичность считается одним из важнейших профессиональных навыков психолога, врача, учителя и руководителя. Эмпатичное внимание (слушание), по мнению К. Роджерса, является особым отношением к партнеру, основанным на синтезе идентификации и эмпатии. Включение в другого человека, позволяющее достичь открытости контакта - идентификационная функция. Такое «погружение в собеседника» в чистом виде имеет негативные последствия - психолог «связывается» трудностями клиента и начинает сам болеть его проблемами. Здесь на помощь приходит эмпатическая составляющая - способность к отстранению от состояния партнера. Таким образом, совокупность таких механизмов, как идентификация человека человеком и эмпатия, позволяет психологу оказывать реальную помощь клиентам.

Виды эмпатии

Эмпатические переживания могут быть адекватными и неадекватными. К примеру, у одного чужое горе вызывает грусть, а у другого - радость.

Кроме того, эмпатия может быть:

  1. Эмоциональной . Основывается на механизме проекции и подражания эффективным и моторным реакциям собеседника.
  2. Когнитивной . Базируется на интеллектуальных процессах.
  3. Предикативной . Выражает способность человека к предсказыванию реакций собеседника в той или иной ситуации.

Важной формой эмпатии выступает сопереживание - переживание одним индивидом чувств, эмоций и состояний, которые испытывает другой. Происходит это через отождествление с собеседником и сочувствие ему.

Эгоцентризм

Третий механизм межличностного восприятия, в отличие от двух предыдущих, усложняет познание индивидами друг друга, а не облегчает его. Эгоцентризм - это сосредоточение человека на своих личных переживаниях и интересах, которое приводит к тому, что он теряет способность к пониманию людей с иным мировосприятием.

Эгоцентризм бывает:

  1. Познавательным . Проявляется в процессе мышления и восприятия.
  2. Моральным . Иллюстрирует неспособность человека к пониманию причин поведения окружающих.
  3. Коммуникативным . Выражается неуважением к смысловым понятиям собеседника.

Аттракция - это тяготение или притяжение одного человека к другому, обусловленное взаимным интересом. В психологии межличностная аттракция означает дружелюбные отношения между людьми и выражение симпатии друг к другу. Развитие привязанности одного субъекта к другому возникает как следствие эмоционального отношения, оценка которого вызывает целый ряд чувств и выражается как социальная установка на другого человека.

Рефлексия

Рассматривая психологические механизмы межличностного восприятия, нельзя не упомянуть о рефлексии. Рефлексией называют осознание человеком того, как его оценивают и воспринимают другие индивиды. То есть это представление человека о том, какого мнения о нем собеседник. Этот элемент социального познания, с одной стороны, означает познание человеком собеседника через то, что он думает о нем, а с другой - познание самого себя через это. Таким образом, чем шире индивида, тем больше представлений о том, как его воспринимают другие, и тем больше человек знает о себе и окружающих.

Стереотип

Это очень важный и довольно емкий механизм межличностного восприятия. Стереотип в контексте межличностной аттракции - процесс формирования мнения о человеке, на основе личных предубеждений (стереотипов).

В 1922 году для обозначения представлений, связанных с неточностью и ложью, В. Лимпан ввел такой термин, как «социальный стереотип». Как правило, формирование устойчивых образцов какого-либо социального объекта, происходит незаметно даже для самого индивида.

Есть мнение, что именно из-за слабой осмысленности стереотипы прочно закрепились в форме устойчивых эталонов и получили власть над людьми. Стереотип возникает в условиях недостатка информации или является плодом обобщения собственного опыта индивида. К опыту часто добавляется информация, полученная из кинематографа, литературы и прочих источников.

Благодаря стереотипу человек может быстро и, как правило, надежно, упрощать социальное окружение, оформлять его в определенные эталоны и категории, делать его более понятным и прогнозируемым. Когнитивную основу стереотипизации формируют такие процессы, как ограничение, селекция, и категоризация крупного потока социальной информации. Что касается мотивационной основы данного механизма, то ее формируют процессы оценочной популяризации в пользу той или иной группы, которые дают человеку ощущение принадлежности и защищенности.

Функции стереотипа:

  1. Селекция информации.
  2. Формирование и поддержка позитивного образа «Я».
  3. Создание и поддержка групповой идеологии оправдывающей и объясняющей поведение группы.
  4. Формирование и поддержка позитивного образа «Мы».

Таким образом, стереотипы являются регуляторами общественных отношений. Их главными признаками являются: экономия мышления, оправдание собственного поведения, удовлетворение агрессивных тенденций, устойчивость и выход группового напряжения.

Классификация стереотипов

Существует сразу несколько имеющих место быть классификация стереотипов. По классификации В. Панферова, стереотипы бывают: социальными, антропологическими, и этнонациональными.

Подробнее остановимся на классификации А. Реан, согласно которой, стереотипы бывают:

  1. Антропологическими. Проявляются в случае, когда оценка психологических качеств человека и его личности зависит от особенностей внешнего вида, то есть антропологических признаков.
  2. Этнонациональные. Актуальны в том случае, когда на психологическую оценку человека влияют его принадлежность к той или иной этнической группе, расе или нации.
  3. Социально-статусные. Имеют место быть в том случае, если оценка личностных качеств индивида происходит в зависимости от его социального статуса.
  4. Социально-ролевые. В данном случае, оценка личности подчинена социальной роли и ролевым функциям индивида.
  5. Экспрессивно-эстетические. Психологическая оценка личности опосредована внешней привлекательностью человека.
  6. Вербально-поведенческие. Критерием для оценки личности служат его внешние особенности: мимика, пантомимика, язык и прочее.

Есть и другие классификации. В них, кроме предыдущих, рассмотрены такие стереотипы: профессиональные (обобщенный образ представителя той или иной профессии), физиогномические (черты внешности связаны личностью), этнические и прочие.

Наиболее изученными считаются национальные стереотипы. Они иллюстрируют отношения людей к тем или иным этническим группам. Такие стереотипы часто служат частью менталитета нации и ее самосознания, а также имеют четкую связь с национальным характером.

Возникающая в условиях недостатка информации стереотипизация, как механизм межличностного восприятия, может выполнять консервативную и даже реакционную роль, формируя у людей неправильное представление о других и деформируя процессы межличностного взаимодействия и взаимопонимания. Поэтому определять истинность или ошибочность социальных стереотипов нужно сугубо на основании анализа конкретных ситуаций.

Каузальная атрибуция

Рассматривая механизмы социальной перцепции, не стоит обходить вниманием такой увлекательный феномен, как каузальная атрибуция. Не зная или недостаточно понимая истинные мотивы поведения другого индивида, люди, оказавшись в условиях дефицита информации, могут приписывать ему недостоверные причины поведения. В социальной психологии этот феномен называется «каузальной атрибуцией».

Рассматривая, как люди интерпретируют поведение других, ученые обнаружили так называемую фундаментальную ошибку атрибуции. Она происходит из-за того, что люди переоценивают значение личностных черт других, и недооценивают влияние ситуации. Другие исследователи обнаружили феномен «эгоцентричного приписывания». Он основан на свойстве людей, приписывать себе успех, а другим людям - неудачи.

Г. Келли выделил три типа атрибуции:

  1. Личностную. Причина приписывается тому, кто совершил поступок.
  2. Объективную. Причина приписывается объекту, на которой направляется действие.
  3. Атрибуцию, связанную с обстоятельствами. Причина происходящего приписывается обстоятельствам.

Наблюдатель обычно прибегает к личностной атрибуции, а участник, как правило, списывает все на обстоятельства. Эту особенность отчетливо видно в приписывании успехов и неудач.

Важным вопросом в рассмотрении каузальной атрибуции является вопрос установки, сопровождающей процесс восприятия человека человеком, особенно в формировании впечатления о неизвестном человеке. Это было выявлено А. Бодылевым с помощью экспериментов, в которых разным группам людей демонстрировали фото одного и того же человека, сопровождая его характеристиками типа «писатель», «герой», «преступник» и так далее. При срабатывании установки словесные портреты одного и того же человека отличались. Было выявлено, что есть люди, неподдающиеся стереотипному восприятию. Их называют избирательно стереотипными. Рассмотрев механизмы социальной перцепции, теперь коротко поговорим о ее эффектах.

Эффекты межличностной перцепции

Эффект межличностного восприятия всегда формируется на почве стереотипов.

Всего бывает три эффекта:

  1. Эффект ореола. Выражается, когда один человек преувеличивает однородность личности другого, перенося впечатление (благоприятное или нет) об одном его качестве на все остальные качества. Во время формирования первого впечатления, эффект ореола проявляется, когда общее положительное впечатление о человеке приводит к положительной оценке всех его качеств, и наоборот.
  2. Проявляется при оценке незнакомого человека. Роль установки в таком случае играет информация, которая была представлена ранее.
  3. Эффект новизны. Данный эффект межличностного восприятия действует при оценке знакомого человека, когда последняя информация о нем становится наиболее значимой.

Формирование представления о собеседнике всегда начинается с оценки и восприятия его физического облика, внешности и манеры поведения. В дальнейшем эта информация ложится в основу восприятия и понимания этого человека. Она может зависеть от ряда факторов: индивидуальных особенностей человека, его уровня культуры, его социального опыта, эстетических предпочтений и так далее. Важным вопросом являются также возрастные особенности человека, который воспринимает.

К примеру, ребенок, который только начал ходить в детский сад, в общении с людьми опирается на первичные представления о них, который у него сформировались при общении с родителями. В зависимости от того, как у ребенка складывались отношения ранее, он проявляет раздражительность, недоверие, послушание, уступчивость или упрямство.

Заключение

Резюмируя выше сказанное, стоит отметить, что к механизмам межличностного восприятия относятся способы интерпретации и оценки одного человека другим. Главными из них являются: идентификация, эмпатия, эгоцентризм, аттракция, рефлексия, стереотип, и каузальная атрибуция. Разные механизмы и типы межличностного восприятия, как правило, работают в тандеме, дополняя друг друга.