Болезни Военный билет Призыв

Воображение уникальная способность нашего ума. Изложение: Развитие воображения. Основные требования к сжатому изложению

(Материал представлен в вопросно - ответной форме)

1.Были ли вы раньше знакомы с методикой развития воссоздающего воображения? Если да, то из каких источников? Применяли ли эту методику или ее отдельные приемы на своих уроках?

Знакомство с методикой воссоздающего (в большей степени творческого) воображения состоялось ещё в студенческие годы в пединституте на лекциях по методике русского языка и литературы у опытных педагогов – наставников.

Отдельные приемы воссоздающего воображения применяла систематически на уроках подготовки к изложению. Изложение практически все годы обучения было экзаменационным заданием девятиклассников, поэтому приходилось готовить детей к этому виду работы, начиная с пятого класса, опираясь на методические пособия, которые предлагались в помощь учителю. С подключением Интернета стали доступны разнообразные электронные материалы для подготовки учащихся к выпускному экзамену в форме ГИА, в задания которого входило сжатое изложение. На различных педагогических сайтах размещены материалы из опыта лучших педагогов по подготовке учащихся к ГИА, что значительно облегчило учительскую работу и улучшило качество знаний выпускников.

Многие программные тексты для изложений, размещённые на страницах школьных учебников, позволяют по своему содержанию применять отдельные приёмы воссоздающего воображения. В последние годы появилась возможность развивать воссоздающее воображение учащихся на зрительных и музыкальных образах с помощью презентаций.

2. Как учащиеся восприняли новый тип задания? В каком классе вы применяли методику? Удалось ли Вам научить учащихся «включать воображение», писать изложение на его основе?

Развивать воссоздающее воображение школьника необходимо, и дело это непростое. Перед учителем на уроке разные дети, и воссоздающее воображение развито у них не в одинаковой степени.

Новый тип заданий, названный «Включите воображение», когда учитель, обращаясь к детям, говорит достаточно просто: «Представьте, что все, о чем вы читаете, вы видите на своем “мысленном экране”, воспринимается с удовольствием.

Применять методику воссоздающего воображения приходилось практически во всех классах, с 5 по 11, при работе с текстами, где содержание позволяло это сделать, и не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы при чтении и анализе художественных произведений.

Приведём несколько примеров:

    Подготовка к подробному изложению в 5классе по тексту Г. Снегирёва «Отважный пингвинёнок».

    Подготовка к сжатому изложению в 6 классе по тексту

«Собиратель русских слов» (о В.И. Дале).

    Подготовка к выборочному изложению в 7 классе по тексту М.А. Шолохова «Судьба человека».

    Подготовка к изложению с элементами сочинения в 7 классе по тексту К.Г. Паустовского «Скрипучие половицы».

    Подготовка к сжатому изложению в 8 классе по тексту из газеты «А вот был случай».

    В 9 классе при подготовке к экзаменационному сжатому изложению и сочинению на лингвистическую тему по текстам (преимущественно художественного стиля) открытого банка заданий на сайте ФИПИ.

    В 10 -11 классах при подготовке к сочинению – рассуждению ЕГЭ по текстам (преимущественно художественного стиля) открытого банка заданий на сайте ФИПИ.

    На уроках литературы при составлении характеристик главных героев на основе анализа наиболее важных эпизодов из текста.

Приведём примеры таких произведений: И. С. Тургенев «Муму», Л.Н. Толстой «Детство. Отрочество. Юность», Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», И. А. Гончаров «Обломов», Л.Н. Толстой «Война и мир», М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» и другие.

Эффективным приёмом развития воссоздающего воображения, помогающими в работе, является просмотр эпизодов или целой экранизации по прочитанному произведению (А.Н. Толстой Сказка «Снегурочка», И.С. Тургенев «Отцы и дети», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», М.А. Шолохов «Тихий Дон» Л.Н. Толстой «Война и мир», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», а также документальных фильмов о жизни и творчестве того или иного автора («На Родине Есенина», В.М. Шукшин «Писатель и режиссёр»).

Только воссоздание в наглядных, конкретно-чувственных образах того, что ученик читает, видит, слышит, способствует полноценному восприятию учебного материала.

3.Испытывали ли вы и ваши ученики какие-либо трудности в работе? С чем они были связаны?

Трудности, конечно, встречались. Задания на развитие творческого воображения приходилось подбирать с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

При подготовке к изложению использовать презентации с готовыми зрительными образами надо очень осторожно. Слайды не должны содержать изображения, не относящиеся к содержанию текста, так как дети начинают допускать фактические ошибки, вводят в изложение эпизоды, которых нет в исходном тексте.

ТЕКСТ ДЛЯ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

на основе воссоздающего воображения

Байкал.

Вода Байкала! То, что она самая чистая, самая прозрачная, почти дистиллированная, общеизвестно. Я не знал: вода эта в своей километровой толще и самая красивая. Бесчисленны её оттенки. Тихим летним утром в тени берега вода иссиня-густая и сочная. Поднимается солнце выше – меняется и цвет, в ход идут более нежные пастельные тона. Подул ветерок – кто-то внезапно добавил в озеро синевы. Подул сильнее – седые гребки расчертили эту синь пенными полосами. Озеро будто живое: дышит, меняется, радуется, сердится.

А что тут делается вечером! Тихо опустилось солнышко за горы, выбросило кверху прощальный зелёный луч, и Байкал мгновенно отразил в себе эту нежную зелень. Восприимчив старик Байкал, как юноша. На другой день размалевала заря полнеба красными мазками длинных, высоких облаков – пылает Байкал, жарко ему.

Зима на Байкале не менее красочна. Ледяные торосы отдают то в синь, то в зелень, то, будто призма, отбросят солнечный луч семицветной радугой. Приятно в это время побродить по берегам озера: вокруг него свой микроклимат, зима более мягкая, лето более прохладное. Заснеженная тайга, горы и солнце, солнце! Замечательная оправа Байкалу!

(По Р.Армееву, 152 слова)

Особенности изложения как жанра.

Изложение – вид учебной работы, в основе которой лежит воспроизведение содержания чужого текста, создание вторичного текста.

В отличие от сочинения, которое полностью «ведёт» автор, ничего, чего нет в исходном тексте, в изложении быть не должно. Появление в «своём» тексте фоновых знаний, фактов и деталей, не содержащихся в тексте, отнюдь не поощряется. Напротив, любое творчество, фантазирование подобного рода расценивается как фактическая ошибка и ведёт к снижению баллов.

Виды изложений.

В методической литературе и в практике школьного преподавания известны различные виды изложений. Изложения можно классифицировать по трём основаниям: 1) по цели проведения данного вида упражнения; 2) по характеру текстового материала; 3)по способу передачи содержания текста.

По цели проведения изложения могут быть контрольные и обучающие. Контрольные изложения проводятся во всех классах на уроках контроля, или проверки, не чаще одного раза в четверть; обучающие изложения проводятся от трёх до шести раз в четверть.

По характеру текстового материала могут быть выделены изложения: а) повествовательного характера, б) с элементами описания, в) изложения-описания, г) с элементами рассуждения, д) типа рассуждения, е) типа характеристики и др.

По способу передачи содержания изложения бывают полные, или подробные; близкие к тексту; сжатые, выборочные; с элементами сочинения.

Любое из этих видов изложений может быть осложнено грамматико-стилистической или грамматико-орфографической задачей, которая служит средством развития связной речи.

Проведение изложений в определённой системе предполагает постепенность в нарастании трудностей и усиление роли самостоятельности учащихся, а также разнообразие видов изложений.

При повествовательной форме изложения, его эмоциональности предлагаемый текст будет полно и до конца усвоен учащимися, поскольку вызовет у них яркие и адекватные действительности образы и представления. Известно, что мышление школьников развивается от наглядно-образного, конкретного к отвлечённому, абстрактному, обобщённому и в развитии его огромно значение образов.

Иными являются тексты описательного характера. Описание – последовательное перечисление признаков, черт, явлений. В текстах описательного характера нет фабулы, которая эмоционально захватила бы школьника, вместе с тем здесь требуется установление внутренней зависимости и взаимосвязи явлений, о которых в самом тексте ничего не говорится. Мысль школьника получает большую свободу, самостоятельность, следовательно, работая над текстами описательного характера – это новая ступень трудности по сравнению с работой над текстами повествовательного характера.

Более трудным для школьников является изложение текстов типа рассуждения. Рассуждая, необходимо высказать своё мнение, обоснованно подтвердить его; в процессе рассуждения совершается активная аналитико-синтетическая работа мысли, происходят обобщения, делаются выводы. Для изложения типа рассуждения используются тексты, анализ которых требует собственных суждений детей. Разумно подобранные тексты, а также характер задаваемых преподавателем вопросов, вызывающих дискуссию, способствуют приобретению школьниками умения рассуждать.

Говоря о различной степени сложности текстового материала для изложений, необходимо иметь в виду всестороннее и глубокое ознакомление учащихся с содержанием и композицией различного вида повествования, описания и рассуждения, что сопряжено и с анализом языковой стороны текста, а следовательно, предполагает наличие соответствующей языковой подготовки учащихся и их знаний из области литературы.

Анализируя характер текстового материала для изложений, следует учитывать, что наряду с готовыми текстами материалом для любого вида изложения могут служить кинофильмы, диафильмы, радиопередачи, различные по характеру тексты в записи их на диске и др.

Работа над изложением невозможна без запоминания текста. Как это лучше сделать? Психологами, как известно, выделяются два вида памяти: оперативная и долговременная. Оперативная память недолго хранит информацию, в том числе и речевую – где-то 10-15 секунд. Затем полученная в виде слов информация вытесняется новой.

Долговременная память хранит информацию намного дольше благодаря её концентрации в образах, схемах, смысловых сгустках.

Как показывает практика проведения экзамена, запоминать текст школьникам помогают оба вида памяти в том случае, если отдельные выражения и фразы переносятся на лист бумаги вскоре после прослушивания текста. Заметки и записи активизируют оперативную память, продлевая срок её действия, но большую часть текста сложно запомнить без выделения микротем, без уяснения структуры текста, составления плана, т.е. тех форм работы, с помощью которых можно задействовать резервы долговременной памяти.

Как правильно приступить к работе?

На экзамене исходный текст зачитывается преподавателем дважды с интервалом 5-7 минут. Каждый раз достаточно медленно. Работа над изложением начинается уже при первом знакомстве с текстом. На этом этапе задача учащихся заключается в том, чтобы, во-первых, уяснить структуру текста, выделить важнейшие смысловые части (микротемы) и, во-вторых, составить рабочие материалы: сделать необходимые пометки, записать собственные имена, даты, примеры прямой речи.

При повторном же чтении эти материалы, конечно, надо дополнить, проверить, если нужно, исправить, включить в их состав новые высказывания и суждения из прочитанного текста.

Вспомнить и воспроизвести прослушанное поможет план, задающий цельную программу дальнейших действий, этот важный этап работы желательно не откладывать, но и спешить не следует.

Как составить план?

Большое значение в обучении изложению имеет работа над планом. Членя текст на логически законченные части, выделяя в них главную мысль и формулируя определённый пункт плана, учащиеся развивают обобщающее мышление и одновременно совершенствуют свою речь.

Степень трудности в работе над планом постепенно возрастает: от плана в форме вопросительных предложений учащиеся под руководством учителя переходят к плану в форме повествовательных и назывных предложений.

Более труден сложный план, где требуется не простое озаглавливание частей, а вычленение главной мысли и подтверждающих её доказательств, план с вступлением и заключением, план в виде цитат.

Постепенность нарастания трудностей и усиления самостоятельности учащихся в системе проведения изложений осуществляется при раскрытии содержания текста. Если в текстах повествовательного характера на начальной ступени обучения школьники должны в основном найти ответы на поставленные преподавателем вопросы, то на более высокой ступени меняется и характер раскрытия содержания. Перед учащимися ставятся задачи не только найти ответы в данном тексте, но и отобрать материал, аргументировать отбор, высказать своё суждение в связи с раскрытием содержания.

Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения.

Как известно, в психологии выделяют разные виды воображения: творческое и воссоздающее. В отличие от творческого воображения, направленного на создание новых образов, воссоздающее направлено на создание образов, соответствующих словесному описанию. Именно воссоздающее воображение пронизывает весь учебный процесс, без него невозможно представить себе полноценное обучение.

Особенно важна его роль при чтении художественного текста. Конечно, это относится не ко всякому чтению. Такое чтение, которое преследует одну лишь цель – узнать, «про что здесь говорится» и «что случится дальше», не требует активной работы воображения. Но такое чтение, когда мысленно «видишь и слышишь» всё то, о чём идёт речь, когда мысленно переносишься в изображаемую ситуацию и «живёшь» в ней – такое чтение невозможно без самой активной работы воображения.

Задача учителя – сделать так, чтобы при восприятии художественного текста ученик мысленно «видел и слышал» то, что слушает (читает). Добиться этого, разумеется, непросто. Воссоздающее воображение у разных людей и детей в частности развито не в одинаковой степени.

Если текст имеет динамичный сюжет, насыщен диалогами, то при его чтении воображение, как правило, включается непроизвольно. С описательным текстом дело обстоит иначе: его полноценное понимание и запоминание невозможно без активности воображения, включение которого требует определённых волевых усилий.

Психологам до конца ещё не ясны процессы, возникающие при работе воображения. Часто мы не можем проконтролировать, работает оно при восприятии текста или нет. Одним из средств проверки включённости воображения как раз и является пересказ (изложение). Если воображение во время чтения (слушания) текста было активно, то пересказ будет точным и полным. Если же воображение не включилось, ученики допускают большое количество неточностей, пропуская существенное, искажая образы, обращая внимание на второстепенные детали.

«Ленивое» воображение затрудняет понимание текста и самому обучению часто придаёт мучительный характер, т.к. ребёнку приходится прибегать к механическому заучиванию текста, к элементарной зубрёжке.

А между тем воссоздающее воображение – это субъективное поле видения, мысленный экран, который можно развивать до удивительной степени.

Одним из действенных приёмов, развивающих воссоздающее воображение, является тип заданий, который называется «Включите воображение». Формулируется оно достаточно просто: «Представьте, что всё, о чём вы читаете, вы видите на своём «мысленном экране». Включайте его при каждой встрече с текстом». В дальнейшем напоминать о необходимости активизации воображения можно коротко: «Включите свой «мысленный экран», «Постарайтесь мысленно увидеть…» и т.п.

Развитие воссоздающего воображения важно не только само по себе, но и в связи с вниманием, запоминанием, эмоциями, самоконтролем, а главное – пониманием. Не увидев мысленно созданную писателем картину, ученик во многих случаях не может не только запомнить, но и понять текст.

Одним из важнейших требований к работе над изложениями в определённой системе служит разнообразие их видов. Необходимо обучить школьников не только полному, или подробному, изложению, но, начиная с младших классов, вводить в систему работы и выборочное, и сжатое, и изложение с элементами сочинения, и изложение, близкое к тексту, постепенно усложняя трудности при проведении каждого из этих видов упражнений.

Характеристика отдельных видов изложений и методика их проведения.

Полное или подробное – это такой вид изложения, который предполагает подробный, последовательный пересказ содержания прочитанного или услышанного. Задача такого изложения – научить школьников понимать содержание текста, устанавливать связь между событиями или явлениями, описанными в нём, передавать содержание, не опуская деталей, находить нужные для этого слова и правильно строить предложения.

Изложение, близкое к тексту, также предполагает подробный, последовательный пересказ содержания прочитанного, но оно отличается от полного изложения тем, что на уроке наряду с содержанием глубоко анализируются и языковые средства. При этом наиболее образные выражения подчёркиваются, записываются, а затем включаются в изложение.

Основной задачей изложения, близкого к тексту, является воспитание у школьников сознательного отношения к способам выражения мыслей, привитие им умения целесообразно пользоваться богатством словаря и синонимических форм, имеющихся в произведении. В процессе работы над близким к тексту изложением учащиеся закрепляют полученные ранее навыки подробной, последовательной передачи содержания прочитанного на основе его понимания, умения устанавливать связи между явлениями, событиями и фактами и т.д.

Обычно в процессе беседы составляется и план близкого к тексту изложения. Извлечённые из текста части записываются соотносительно с пунктами плана. Преподаватель тщательно следит за тем, чтобы при изложении школьники целесообразно использовали авторские языковые средства, правильно строили предложения, отбирали нужную лексику. При таком анализе осмысляется то, что первоначально только механически запоминается. Учащимся прививается взгляд на язык как на отражение мысли; на смену стихийности в употреблении языковых средств приходит сознательность в их использовании.

В процессе анализа преподаватель помогает школьникам текстуально восстанавливать содержание, перечитывая некоторые части текста.

Изложения, близкие к тексту, проводятся на материале произведений как знакомых учащимся, так и не знакомых им, но привлекающих к себе внимание языковой выразительностью.

Сжатое изложение – это вид изложения, при котором требуется предельно краткая передача основного содержания прочитанного или услышанного. Умение кратко передать содержание прочитанного или услышанного жизненно важно, и навыки, приобретаемые на уроках сжатого изложения, применяются учащимися непосредственно в жизненной практике: в рассказах о прочитанной книге, при передаче содержания просмотренного кинофильма, услышанного по радио сообщения и т.д. Навык сжатого изложения необходим и для углублённой работы над учебной и научной литературой: при конспектировании материала, составлении тезисов, аннотаций.

В процессе сжатия текста происходит отбор материала, его анализ, членение на части, выделение главного, его обобщение. Сжатая передача требует тщательной работы над оформлением мыслей: построением предложений, отбором соответствующей лексики, широким привлечением синонимичных языковых средств выражения мысли.

Основные приёмы, применяемые при сжатии текста:

1)Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации (исключение второстепенно информации может быть решено путём исключения слов, словосочетаний и целых предложений);

2)Свёртывание исходной информации за счёт обобщений (перевода частного в общее).

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

1.Исключение:

·Исключение повторов;

·Исключение одного или нескольких из синонимов;

·Исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

·Исключение фрагмента предложения;

·Исключение одного или нескольких предложений.

2.Обобщение:

·Замена однородных членов обобщающим наименованием;

·Замена гипонимов гиперонимом;

·Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3.Упрощение:

·Слияние нескольких предложений в одно;

·Замена предложения или его части указательным местоимением;

·Замена сложноподчинённого предложения простым;

·Замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Овладение всеми этими навыками происходит постепенно, в процессе проведения целого ряда усложняющихся от класса к классу сжатых изложений. Так, в 5 классе целесообразно проводить сжатое изложение отдельной части повествовательного произведения; в 6 классе – изложение текста, большего по объёму, знакомого и незнакомого детям; в 7 классе – изложение содержания диафильма, кинофильма, радио- или телепередачи; в 8 классе – сжатое изложение текстов публицистического характера; в 9 классе – конспектирование различных статей делового характера, составление тезисов, сжатое изложение художественного или публицистического стиля.

Работа над сжатым изложением требует от преподавателя тщательной подготовки. Преподаватель прежде всего отбирает соответствующий текст, анализирует его, членит на логически законченные части и составляет примерный план подробного изложения его содержания. Трудные слова и выражения он выписывает, намечая пути их разъяснения. После этого выделяет в тексте главные мысли и в намеченном ранее подробном плане вычленяет пункты, которые необходимы для краткой передачи содержания, т.е. составляет краткий план. Чтобы правильно организовать работу учащихся на уроке, преподаватель должен и сам подготовить примерное сжатое изложение.

Выборочное изложение - такой вид изложения, при котором требуется логически последовательная, подробная передача содержания по одному из вопросов, освещённых в данном произведении.

При выборочном изложении происходит тематический отбор материала на основе анализа текста, вычленения из него тех частей, которые относятся к данной теме, обобщения отобранного, устная и письменная передача содержания в определённой последовательности. Такая работа возможна при наличии у школьников навыков беглого, просмотрового чтения и некоторого умения отбирать материал.

Характер и содержание работы над выборочным изложением определяют и методику его проведения.

Основой написания выборочного изложения служит составление плана на данную тему, пересказ текста сначала в устной, а затем и в письменной форме.

При пересказе проводится грамматико-стилистический анализ текста, обращается внимание на построение предложений, установление связей между ними, происходит отбор соответствующей лексики и т.д.

Материалом для выборочного изложения могут служить литературно-художественные произведения или отрывки из них; в 9 классе – публицистика, литературно-критические статьи. Поскольку выборочное изложение предусматривает тематический отбор материала, тексты для него отбираются значительно большие по объёму, чем для других видов изложения.

Работая над выборочным изложением, учащиеся закрепляют навыки последовательной, полной, развёрнутой передачи содержания, т.к. последовательность и подробное освещение заданной темы составляют одно из требований выборочного изложения. Закрепляются и совершенствуются также навыки анализа текста, отбора материала, обусловленного не степенью важности отдельных положений текста, как в сжатом изложении, а заданной темой.

Изложение с элементами сочинения предполагает наряду с передачей содержания данного текста включение в пересказ чисто творческих моментов, например: придумывание конца к данному отрывку; вставка описаний предметов, явлений, событий, упоминаемых в тексте, на основе собственных наблюдений и впечатлений от виденного, слышанного или прочитанного; придумывание начала рассказа и др. В процессе обучения изложению с элементами сочинения предусматривается также выполнение учащимися постепенно усложняющихся заданий.

Задания: оценить поступок того или иного действующего лица, высказать своё мнение по поводу поведения героя произведения и т.д., выполнение которых предполагает всесторонне обоснованную мотивировку,- безусловно, сложнее для учащихся и представляют собой более высокую степень трудности. Включение в пересказ рассуждений на темы: «Что такое подвиг», «Как я понимаю свой долг перед Родиной», «Что такое дружба» и др., естественно вытекающих из самого содержания текста, - также должно иметь место на этих уроках. Задание ввести в изложение описание (обстановки, картин природы, внешности героев, процессов труда, явлений, событий и др.), основывающееся на личных наблюдениях или впечатлениях учащихся и органически вытекающее из содержания изложения, вызывает обычно большой интерес у школьников.

Придумывание конца или начала, включение в изложение небольших эпизодов и другие задания обычно носят характер повествования и также основываются на личных впечатлениях и переживаниях учащихся. Концовкой изложения может служить и рассуждение, вызванное содержанием излагаемого текста и его анализом.

Литература

1.Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. М.: КНОРУС, 2007.

2.Борисенко Н.А. Как мы готовимся к новому экзамену в 9-м классе// Русский язык, №8/2007.

3.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. М., 1995. С.145-200.

4.Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Развитие воссоздающего воображения на уроках русского языка// Русский язык в школе. 2006. №6. С. 3-10.

5.Евграфова Е.М. Понимание и воображение// Русский язык, №5/2003. С.14

6.Евграфова Е.М. Секреты изложения//Русский язык, №34/1999; №10/2000; №12/2001.

7.Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А.Ладыженской. М.: Просвещение, 1991.

8.Хаустова Д.А. Разные типы изложений//Русский язык, №3/2006.

Сделать краткое изложение! Воображение, уникальная способность нашего ума, основано прежде Всего на памяти. Под влиянием воли или душевного порыва фрагменты Наших воспоминаний складываются в удивительную, нередко фантастическую мозаику. Мгновение – и вот уже перед нашим внутренним взором Разворачивается волшебный ковёр воображения. Для того чтобы киноэкран воображения начал свою работу, ему нужен повод. Обычно воображение включается, отталкиваясь от той или иной детали окружающей на с действительности. Не редко повод, порождающий движение мечты, бывает самым незначительным. «Случайно на ноже карманном найди пылинку дальних стран –ими ропять предстанет странным, закутанным в цветной туман». Да-да, часто с таких вот пылинок и начинается не укротимая работа воображения. Отталкиваясь от действительности, воображение само способно влиять На неё, формируя наши идеалы, диктуя наши поступки. Ведь человек, Который мечтает, верит в свою мечту. Эта вера в мечту и есть та сила, что Заставляет человека искать воображаемого в жизни, бороться за его осуществление, наконец – воплощать воображаемое.

Подготовка учащихся к выполнению
текстовых заданий в итоговой аттестации
по русскому языку в 9–11-х классах

авторы: Н.А. Борисенко, А.Г. Нарушевич, Н.А. Шапиро

Учебный план

№ газеты Название лекции
17 Лекция № 1. Виды итоговой аттестации по русскому языку в 9, 11-м классах. Общие методические подходы к работе с текстом в заданиях ЕГЭ. Нормативные документы по ЕГЭ
18 Лекция № 2. Современные подходы к написанию изложения. Основные требования к изложению. Виды изложений. Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения
19 Лекция № 3. Подробное и сжатое изложение. Анализ микротем. Способы сжатия текста. Технология написания сочинения на основе текста изложения
20 Лекция № 4. Оценивание изложения. Критерии оценивания. Виды ошибок. Анализ письменных работ учащихся
Контрольная работа № 1
21 Лекция № 5. Требования к содержанию части С на ЕГЭ по русскому языку . Способы выявления проблемы текста и авторской позиции. Комментирование как аналитико-синтетическая работа с текстом
22 Лекция № 6. Способы аргументации. Аргументация собственного мнения: логические, психологические и иллюстративные аргументы. Разбор ученических работ. Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части
Контрольная работа № 2
23 Лекция № 7. Общие принципы написания сочинений. Анализ темы. Композиция сочинения. Проверка и редактирование. Распределение времени на экзамене
24 Лекция № 8. Разновидности сочинений на литературную тему. Анализ стихотворного и прозаического произведения. Анализ отрывка из произведения. Сочинение на проблемную тему
Итоговая работа

ЛЕКЦИЯ № 2.
Современные подходы к написанию изложения.

Основные требования к изложению. Виды изложений.
Понимание и запоминание текста на основе
воссоздающего воображения

Изложение – один из традиционных видов письменных работ в школе – в последние годы переживает настоящий бум. Оно стало самой распространенной формой выпускного экзамена. Достаточно сказать, что во всех трех версиях итоговой аттестации в 9-м классе изложение является первой частью экзаменационной работы.

По программе средней школы учащиеся пишут изложения с 1-го класса, поэтому данный вид работы привычен и для девятиклассников, и для учителей. Однако при кажущейся легкости экзамена многие ученики терпят неудачу из-за принципиально неверной установки на изложение: «Дважды прослушал, запомнил и записал. Главное – без ошибок».

Но, прежде чем начать обстоятельный разговор об изложении, предлагаем вам ответить на несколько вопросов, которые неизбежно встают перед каждым учителем, если он не удовлетворен сложившейся практикой обучения изложению.

1. Что для ваших учеников сложнее: изложение или сочинение?

2. Для чего пишется изложение? Какие умения мы развиваем, обучая детей воспроизведению чужого текста?

3. Какие тексты «подходят» для изложения, а какие нет? Что такое хороший текст для изложения?

Изложение: взгляд со стороны ученика

Еще лучше, если на эти вопросы ответит не учитель, а сами ученики. Поэтому в начале учебного года предложим классу небольшую анкету, позволяющую в свободной форме выразить отношение к изложению.

Анкета для учащихся, или Семь вопросов об изложении

1. Нравится ли вам писать изложения?

2. Что вам труднее писать – сочинение или изложение? Объясните почему.

3. Зачем нужно учиться писать изложения? Где это умение сейчас и впоследствии вам может пригодиться?

4. Какие тексты вы выбрали бы для изложения: о природе, о любви к родной стране, о выдающихся людях, об исторических событиях, о школе, о проблемах, волнующих подростков, о…?

5. Если бы во время слушания текста было запрещено делать записи, труднее ли вам было бы написать изложение?

6. Какое изложение писать легче – подробное или сжатое? Что значит «сжать» текст?

7. Какие трудности вы испытываете при написании изложения?

Если у вас среднестатистический класс, то ответы скорее всего вы получите те же, что и мы.

Писать изложение нравится только каждому пятому девятикласснику. Большинство же учеников считают это занятие очень утомительным, скучным и трудным, особенно «если пишешь изложение каждую неделю».

70% опрошенных ответили, что сочинение им писать труднее, чем изложение, так как «в изложении нужно просто пересказать чужой текст, а сочинение требует своих мыслей»; «в сочинении ты придумываешь свое, а изложение почти диктуют, надо только успевать записывать», «на изложении не надо думать». И все же тех, кто испытывает трудности с воспроизведением чужих мыслей, тоже немало. Приведем выдержки из анкет: «плохо запоминаю текст», «для изложения нужна слуховая память на грани фантастики, а у меня она на нуле», «я невнимателен, часто отвлекаюсь, когда слушаю текст», «страдаю отсутствием логики», «плохо понимаю то, что читают», «не помню конца», «у меня маленький словарный запас», «не умею выразить мысль», «путаюсь в бесконечных повторах», «пишу безграмотно» и т.п.

Чаще всего девятиклассники жалуются на свою память и неумение быстро писать. Вот типичный ответ: «Текст очень большой, а читается всего два раза, я ничего не успеваю записать». И только в одной из 120 работ встретился вполне «взрослый» подход к делу: «Чтобы написать изложение, нужно понять текст, запомнить его и уметь выделить микротемы. В этом и состоит главная трудность».

Умение писать изложение, по мнению девятиклассников, может пригодиться «при сдаче ЕГЭ», «при конспектировании лекций в институте», «журналистам или репортерам, если нужно быстро записать то, о чем говорит “звезда”, а диктофон сломается», «в милиции, когда нужно написать протокол». Многие вообще отрицают надобность в таком умении. Впрочем, встречаются и вполне зрелые суждения: изложение – тренировка памяти, а хорошая память нужна любому человеку.

Сложившаяся практика написания изложения – нарочито медленное чтение исходного текста, нередко больше напоминающее диктовку, и разрешение делать записи во время второго слушания – привела к тому, что главной задачей для наших учеников стало стремление записать как можно быстрее и больше. Если же лишить учеников такой возможности, с изложением справились бы менее 30%. Вот один из типичных ответов: «Вряд ли напишу, никогда такого не пробовала». На самом деле дословная запись текста ничем не лучше обыкновенной зубрежки. Запоминание без понимания, свойственное детям дошкольного и младшего школьного возраста, практически возвращает девятиклассников в детство.

Прежде всего прослушанный текст нужно понять, а этим умением обладают лишь немногие выпускники. По результатам обследования 200 школ в 76 регионах страны, в котором участвовали около 170 тысяч школьников первых и десятых классов, более 50% десятиклассников затруднились извлечь смысл из элементарного текста, лишь 30% высказали свое мнение в связи с прочитанным, у 90% старшеклассников нет полноценного понимания смысла художественного текста .

К сожалению, и сам учитель нередко недооценивает роль понимания при обучении изложению. А между тем правильно организованная работа по подготовке к изложению – это прежде всего работа по пониманию и запоминанию текста. Если ученик пропускает какие-то существенные мысли исходного текста, искажает главную мысль, не чувствует авторского отношения, это значит, что текст не понят или понят не полностью.

ПРИМЕР 1

Исходный текст

Открытие, которое опоздало на двести лет

Вот одна поучительная история.

Лет сто назад в одном городе России жил математик. Всю свою жизнь он терпеливо бился над решением сложной математической задачи. Ни посторонние, ни знакомые не могли понять, над чем мучается чудак.

Одни его жалели, другие над ним смеялись. Он не обращал внимания ни на кого и ни на что вокруг. Он жил, как Робинзон на необитаемом острове. Только его остров был окружен не морем воды, а морем непонимания.

Все математические правила, кроме самых главных, которые он успел узнать, когда недолго учился в школе, он открывал для себя заново.

И то, что он хотел выстроить из них, он строил так, как Робинзон строил свою лодку. Так же мучился, так же ошибался, так же делал ненужную работу и начинал переделывать все сначала, потому что никто не мог ему ни помочь, ни посоветовать.

Прошло много лет. Он закончил свою работу и показал ее знакомому учителю математики. Учитель долго разбирался в ней, а когда разобрался, передал его работу в университет. Через несколько дней чудака пригласили к себе ученые. Они глядели на него с восхищением и жалостью. Было чем восхищаться и было за что жалеть. Чудак сделал великое математическое открытие! Так сказал ему председатель собрания. Но, увы, за двести лет до него это открытие уже сделал другой математик – Исаак Ньютон.

Вначале старик не поверил тому, что ему сказали. Ему объяснили, что свои книги по математике Ньютон писал по-латыни. И он на старости лет засел за учебники латинского языка. Выучил латынь. Прочитал книгу Ньютона и узнал: все, что ему сказали на заседании в университете, – правда. Он действительно сделал открытие. Но открытие это уже давно известно миру. Жизнь прожита напрасно .

Печальную эту историю рассказал писатель Н.Гарин-Михайловский. Рассказ о чудаке он назвал «Гений» и сделал к рассказу примечание, что история эта не выдумана, а произошла в действительности.

Кто знает, какие открытия мог бы подарить людям этот неведомый гений, если бы раньше узнал об открытии Ньютона и направил бы свой талант на открытие того, что еще не известно людям!

(325 слов)
(С.Львов)

Текст изложения

Жил на свете один математик, который всю жизнь решал одну задачу. Но ему никто не хотел помочь, все только смеялись над ним. Он жил, как Робинзон на необитаемом острове. Он сам открыл все математические правила, которым учат в школе.

Через много лет чудак показал решение задачи, которой посвятил всю жизнь, одному знакомому учителю. Учитель долго не мог разобраться с задачей и показал ее ученым. Старика пригласили на заседание в университет. Все стали восхищаться им, потому что он, оказывается, сделал выдающееся открытие.

Один писатель, рассказавший историю о чудаке-математике, правильно назвал свой рассказ «Гений».

Работа не требует комментариев. И дело здесь не в нарушениях логики или бедности языка. Проблема намного серьезнее: текст просто не понят, не понята его главная мысль («Человечество признало бы математика, сделавшего великое открытие, гением, если бы за двести лет до него это открытие не сделал Ньютон».) Остались без внимания ключевые слова и словосочетания (недолго учился в школе, ненужная работа, открывал заново, глядели с восхищением и жалостью, уже давно известно миру, печальную историю). Даже такие сильные сигналы, как говорящий заголовок и предложения, прямо раскрывающие авторскую позицию (в тексте они выделены), прошли мимо автора изложения.

Надо сознаться, что с заданием сформулировать главную мысль текста не справилось больше половины класса. Приведем высказывания, свидетельствующие о полном непонимании текста.

1. Этот человек всю жизнь всего добивался сам, своим трудом получил образование. Он был гением и сумел открыть законы самого Ньютона.

2. Смысл этого текста в том, чтобы показать, что есть люди, которые вызывают у нас сочувствие и жалость.

4. В жизни гении – странные люди, и им трудно общаться с людьми, находиться в обществе, вот и нашего героя никто не признает. Но я считаю, что его страдания не прошли зря, так как это открытие было целью его жизни и он добился всего, что было задумано.

5. Я думаю, что главная проблема этого текста – в нежелании людей помочь друг другу, нежелании принять помощь и вообще проблема отношений между людьми. Если бы математик выслушал других, он бы не прожил жизнь напрасно. Он бы мог направить свой ум на что-нибудь более полезное.

И только в некоторых работах проявилось понимание прочитанного.

1. «Главную мысль текста можно сформулировать с помощью известных выражений “изобретать велосипед” и “открывать Америку”. Действительно, зачем изобретать то, что давным-давно сделано до тебя другими?

К сожалению, и сегодня такие случаи не редкость. Поэтому, перед тем как начинать что-либо изобретать, нужно сначала хорошо изучить избранную область науки. Понять, что и в какой степени сделано до тебя другими».

2. «Печальную историю рассказал, а вернее, пересказал нам Сергей Львов. Жалко этого чудака, этого “неведомого гения”, который все свои силы потратил на открытие, за двести лет до него сделанное Ньютоном.

Чтобы не открывать уже открытого, нужно много читать, много учиться, общаться с другими учеными, а не окружать себя “морем непонимания”. Именно в этом и заключается главная (надо сказать, довольно тривиальная) мысль этого текста.

В подобной ситуации оказался и герой рассказа В.Шукшина «Упорный», взявшийся за изобретение вечного двигателя. Разумеется, из этого ничего не вышло, потому что создание перпетуум-мобиле, как известно, противоречит законам физики. Моня (так зовут героя Шукшина) не поверил этому и “весь отдался великой изобретательской задаче”. В конце рассказа инженер прямо обращается к “упорному” Моне: “Учиться надо, дружок, тогда все будет понятно”. Несмотря на всю свою банальность, совет на самом деле правильный. Если бы этот “гений”-математик получил хорошее математическое образование (скорее всего он просто не имел такой возможности), он бы направил свой талант на открытие того, что еще не известно людям».

Можно ли поставить изложение на службу пониманию текста? Каковы современные подходы к написанию изложения? Что можно сделать, чтобы изложение из «скучного» жанра, каким оно чаще всего воспринимается учениками, стало эффективным средством их развития?

Изложение как жанр

Но сначала выясним особенности изложения как жанра.

Изложение – вид учебной работы, в основе которой лежит воспроизведение содержания чужого текста, создание вторичного текста. Слова изложение и пересказ употребляются нередко как синонимы, однако термин пересказ чаще относится к устной форме воспроизведения текста.

Специфика изложения вытекает из его природы как вторичного текста.

Обратимся к классу с вопросом: «С чем нельзя путать изложение?». Ответ: «Разумеется, с сочинением» – последует не сразу. Этот «детский» вопрос мы задали не случайно. Нужно раз и навсегда объяснить ученикам, что у этих жанров разные задачи и разная специфика. В отличие от сочинения, которое полностью «ведет» автор, ничего, чего нет в исходном тексте, в изложении быть не должно. Появление в «своем» тексте фоновых знаний, фактов и деталей, не содержащихся в тексте, отнюдь не поощряется. Напротив, любое «творчество», фантазирование подобного рода расценивается как фактическая ошибка и ведет к снижению баллов.

Так, в изложении о Пушкине и Пущине (текст № 1 из известного сборника) ученик не должен упоминать о том, что встреча происходила 11 января 1825 года в Михайловском, а в изложении о Бородинской битве (текст № 47) во фразе «Кутузов сначала намерен был «заутра бой затеять новый и до конца стоять» не нужно указывать авторство цитаты. Как правило, ошибки такого рода в большей степени характерны для сильных, эрудированных учеников. К ним и должна быть в первую очередь обращена информация о специфике изложения как жанра.

Виды изложений

Традиционно выделяют следующие виды изложения.

1. По форме речи: устное, письменное.

2. По объему: подробное, сжатое.

3. По отношению к содержанию исходного текста: полное, выборочное, изложение с дополнительным заданием (дописать начало/конец, сделать вставки, пересказать текст от 1-го–3-го л., ответить на вопрос и т.п.).

4. По восприятию исходного текста: изложение прочитанного, воспринятого зрительно текста, изложение услышанного, воспринятого на слух текста, изложение текста, воспринятого и на слух, и зрительно.

5. По цели проведения: обучающее, контрольное.

Особенности всех этих видов изложений хорошо известны учителю. Отметим только, что в 9-м классе не стоит концентрировать и свои собственные усилия, и усилия учеников на каком-то одном виде. В практике подготовки к экзамену должны присутствовать разные тексты, разные изложения и, разумеется, разные виды работы, иначе скуки и однообразия – главного врага любой деятельности – не избежать. Но, поскольку времени на изложение в выпускном классе очень мало (нужно ведь еще и программу проходить), лучше всего для тренировки подбирать небольшие тексты и тренировать какое-то одно определенное умение.

Требования к текстам

Тексты изложений не удовлетворяют не только нас, учителей, но и детей: они кажутся им однообразными, «пафосными», непонятными, слишком длинными («попробуйте сами пересказать текст в 400–450 слов, а таких в сборниках большинство!»). Игра под названием «Если бы я был составителем текстов, то предложил бы тексты о…» оказалась очень эффективной: ученики называли самые разные темы – о школе, о проблемах, волнующих подростков, об интересных людях, о великих открытиях, о технике, спорте, музыке, об отношениях между людьми и даже о будущем человечества. «Любые, кроме скучных!»

Почему же дети называют именно эти темы? Что в их выборе является ведущим? Не осознавая того сами, они действуют по одному критерию – эмоциональному, выбирая тексты, которые прежде всего вызывают положительные эмоции.

Подбор нескучных – познавательных, увлекательных, проблемных, умных, а иногда и юмористических – текстов возбуждает и поддерживает познавательный интерес, создает на уроке благоприятный психологический климат. Лучше всего для этой цели подходят научно-популярные и некоторые публицистические тексты, реже – и только с определенной обучающей задачей – художественные.

Вопрос о том, можно ли предлагать для изложения тексты из классических произведений, является спорным. Многие методисты считают, что, передавая близко к тексту содержание безукоризненного в художественном отношении фрагмента, учащиеся усваивают те обороты речи, которые принадлежат Лермонтову, Гоголю, Толстому… Во время изложения включается механизм подражания, благотворно сказывающийся на речи ребенка. Но что значит «пересказать подробно» Лермонтова или Гоголя (например, тексты «О Печорине», «О толстых и тонких у Гоголя» или «О Собакевиче»)? Если отрывок не очень большой, чего нельзя сказать об экзаменационных текстах, его можно, прилагая невероятные усилия, запомнить почти дословно. Однако говорить в этом случае о каком бы то ни было понимании и развитии речи не приходится. Ситуация с подробным изложением классиков спародирована самими учениками в жанре «вредных советов»: «…вы должны все слова автора заменить своими и при этом сохранить его стиль» (школа № 57 г. Москвы, 7-й класс, учитель – С.В. Волков).

Как проводить изложение?

Вопрос на первый взгляд может показаться довольно странным: методика проведения изложения известна любому учителю.

Но стоит отказаться от некоторых привычных схем и шаблонов.

Расскажем о методике проведения изложения, предложенной в наших учебниках .

Учитель читает текст первый раз. Ученики, слушая, стараются понять и запомнить текст. После первого чтения они пересказывают текст с целью понять, что они не запомнили. На эту работу обычно отводится 5–7 минут.

Учитель читает текст второй раз. Ученики обращают внимание на те места, которые пропустили во время первого чтения. Затем они пересказывают текст еще раз, делают на черновике необходимые записи, составляют план, формулируют главную мысль и т.п. И только после этого пишут изложение.

В отличие от традиционной методики, во время пересказа дети отмечают не то, что они и так хорошо запомнили, а то, что они пропустили, слушая текст. Новая методика учитывает психологические механизмы, действующие в процессе восприятия текста, – механизмы запоминания и понимания. Проговаривая текст про себя, ученик, пусть и не сразу, осознает, что не запомнил какие-то части текста потому, что не понял их. На начальном этапе обучения текст может пересказывать один из учеников. Контроль за запоминанием и пониманием в этом случае осуществляется извне – со стороны других учеников: они отмечают фактические ошибки, пропуски, логические неувязки и т.п. В результате такой совместной деятельности с классом постепенно даже самые слабые ученики научаются пересказу.

Отдельного разговора заслуживает роль такого психического процесса, как воссоздающее воображение.

Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения

Как известно, в психологии выделяют разные виды воображения: творческое и воссоздающее. В отличие от творческого воображения, направленного на создание новых образов, воссоздающее направлено на создание образов, соответствующих словесному описанию. Именно воссоздающее воображение пронизывает весь учебный процесс, без него невозможно представить себе полноценное обучение.

Особенно важна его роль при чтении художественного текста. «Конечно, это относится не ко всякому чтению. Такое чтение, которое преследует одну лишь цель – узнать, “про что здесь говорится” и “что случится дальше”, – пишет известный психолог Б.М. Теплов, – не требует активной работы воображения. Но такое чтение, когда мысленно “видишь и слышишь” все то, о чем идет речь, когда мысленно переносишься в изображаемую ситуацию и “живешь” в ней – такое чтение невозможно без самой активной работы воображения» .

Сказанное в полной мере можно отнести к написанию изложения.

Задача учителя – сделать так, чтобы при восприятии художественного текста ученик мысленно «видел и слышал» то, что слушает (читает). Добиться этого, разумеется, непросто. Воссоздающее воображение у разных людей и детей в частности развито не в одинаковой степени. Только очень немногие (по данным наших экспериментов, менее 10%) умеют видеть своим «умственным взором» образы, созданные писателями .

ПРИМЕР 2

Исходный текст

Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду.

Трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымытыми полами. Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть черного хлеба.

В доме я ночую редко. Большинство ночей я провожу на озерах, а когда остаюсь дома, то ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьет в нее сквозь пурпурную, лиловую, зеленую и лимонную листву, и мне всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажженной елки.

Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь.

Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловатые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице блестящую пыль.

Пахнет дождем – нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек.

(154 слова)
(К.Паустовский )

Мы специально взяли для анализа описательный текст. Если текст имеет динамичный сюжет, насыщен диалогами, то при его чтении воображение, как правило, включается непроизвольно. С описательным текстом дело обстоит иначе: его полноценное понимание и запоминание невозможно без активности воображения, включение которого требует определенных волевых усилий.

Текст К.Паустовского, предложенный для изложения, нельзя понять и пересказать, если читатель не увидит созданные автором картины, не услышит описанных звуков, не почувствует запахов. Многие ученики, прослушав текст первый раз, говорили, что ничего не запомнили. После того как им было предложено пересказать только то, что осталось в памяти, одни смогли воссоздать лишь отдельные элементы изображенной картины, другие представляли картину, далекую от авторской. А главное – у таких детей неизбежно возникали сбои в понимании.

Приведем два примера подробных изложений по этому тексту. (По условиям работы во время слушания ученикам не разрешалось ничего записывать.)

Изложение первое

Осенью весь дом завален листвой, и в двух маленьких комнатках светло, как днем. В доме, как в облетевшем саду, пахнет яблоками, сиренью, а также вымытыми полами. За окном на ветке сидят синицы, они перебирают на подоконнике стеклянные шарики и смотрят на хлеб.

Когда я остаюсь дома, то ночую в основном в беседке, заросшей диким виноградом. По утрам я зажигаю пурпурные и лиловые огни на новогодней елке.

Особенно хорошо в беседке, когда за окном идет осенний дождь. Пахнет дождем и сырыми садовыми дорожками».

Изложение второе

Осенью в доме, засыпанном листьями, светло, как в облетевшем саду. Слышится треск раскаленных печей, пахнет яблоками и вымытыми полами. За окном на ветвях деревьев сидят синицы, перебирая в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на ломоть черного хлеба, лежащего на подоконнике.

Я редко ночую в доме, обыкновенно ухожу на озера. Но когда я остаюсь дома, люблю спать в старой беседке, заросшей диким виноградом. Солнце светит сквозь ветки винограда пурпурным, зеленым, лимонным цветом, и тогда я чувствую себя будто внутри зажженной елки. Угловатые тени от листьев дикого винограда падают на стены и потолок беседки.

Особенно чудесно в беседке, когда в саду шумит тихий осенний дождь. Свежий ветерок колышет язычок свечи. Тихо летает бабочка, и, садясь на раскрытую книгу, этот серый комочек шелка-сырца оставляет на страницах книги серебряные блестки.

Ночью я чувствую тихую музыку дождя, нежный и острый запах влаги, мокрых садовых дорожек»

(142 слова)

Нетрудно догадаться, автору какого из двух изложений удалось во время слушания текста включить воображение. И дело здесь не в полноте передачи содержания и не в богатстве и выразительности речи, а в том, что второй ученик сумел воссоздать в наглядных, конкретно-чувственных образах картины, описанные в тексте; услышать шум дождя, издаваемые синицами звуки; почувствовать запах яблок, чисто вымытых полов…

Первое изложение, за исключением начальной и последней фраз, представляет собой довольно бессвязное описание. В нем схвачены отдельные детали общей картины. Из текста неясно, где и когда происходит действие. Вроде бы речь идет об осени, но вдруг появляются сирень и новогодняя елка; синицы то ли сидят за окном, то ли на подоконнике и при этом перебирают стеклянные шарики – автор не воспринимает метафор и сравнений. Речь, таким образом, идет о непонимании текста. И случай этот далеко не единственный: из 28 учеников, писавших изложение по этому тексту, сбои понимания отмечены у двенадцати.

Психологам до конца еще не ясны процессы, возникающие при работе воображения. Часто мы не можем часто проконтролировать, работает оно при восприятии текста или нет. Одним из средств проверки включенности воображения как раз и является пересказ (изложение). Если воображение во время чтения (слушания) текста было активно, то пересказ будет полным и точным. Если же воображение не включилось, ученики допускают большое количество неточностей, пропуская существенное, искажая образы, обращая внимание на второстепенные детали. (Разумеется, это относится не ко всем текстам, а только к таким, которые позволяют включить воссоздающее воображение).

«Ленивое» воображение затрудняет понимание текста и самому обучению часто придает мучительный характер, так как ребенку приходится прибегать к механическому заучиванию текста, к элементарной зубрежке.

А между тем воссоздающее воображение, по образному выражению выдающегося художника и ученого Н.К. Рериха, «это субъективное поле видения, мысленный экран», «можно развить до удивительной степени». Нужно только, чтобы сам учитель осознал необходимость работы в этом направлении.

Опишем один из действенных приемов, развивающих воссоздающее воображение.

Этот тип заданий называется «Включите воображение». Формулируется оно достаточно просто: «Представьте, что все, о чем вы читаете, вы видите на своем “мысленном экране”. Включайте его при каждой встрече с текстом ». В дальнейшем напоминать о необходимости активизации воображения можно коротко: «Включите свой “мысленный экран”, «Постарайтесь мысленно увидеть…», «Пусть поработает ваше воображение» и т.п.

Эффективность этого приема подтверждена многочисленными экспериментами. Сухие цифры говорят сами за себя: у тех учеников, которым удалось включить воображение, запоминание текста улучшается в четыре-пять раз.

Развитие воссоздающего воображения важно не только само по себе, но и связью с вниманием, запоминанием, эмоциями, самоконтролем, а главное – пониманием. Не увидев мысленно созданную писателем картину, ученик во многих случаях не может не только запомнить, но и понять текст.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каковы особенности изложения как жанра? Какие из них вы будете учитывать в своей работе?

2. Как ваши ученики относятся к изложению? Проведите в классе предложенную в лекции анкету или составьте ее сами. Расскажите о результатах анкетирования. Совпадают ли они с теми данными, которые получены нами?

3. Какие требования предъявляются к отбору текстов для изложения? Найдите в сборниках изложений или подберите самостоятельно два текста, отвечающих указанным требованиям.

4. Какова роль процессов понимания и запоминания при обучении изложению?

5. Если описанные в лекции приемы развития воссоздающего воображения привлекли ваше внимание, попробуйте применить их в своем классе и поделитесь своими наблюдениями и выводами. Это можно сделать в форме странички из педагогического дневника или в любой другой свободной форме.

Литература

1. Антонова Е.С . Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. М.: КНОРУС, 2007.

2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А . Как учить работать с книгой. М., 1995. С. 145–200.

3. Граник Г.Г., Борисенко Н.А . Развитие воссоздающего воображения на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2006. № 6. С. 3–10.

4. Граник Г.Г., Борисенко Н.А . Понимание текста на уроках русского языка и литературы // Русский язык. 2007. № 23. С. 23–28.

5. Евграфова Е.М . Понимание и воображение // Русский язык, № 5/2003. С. 14.

6. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1991.

Соболева О.В . Понимание текста: зачем, кого, чему и как учить? // Русский язык № 23/2007. С. 29.

Граник Г.Г., Борисенко Н.А
С. 3–10.

Теплов Б.М . Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР, 1947. Вып. 11. С. 7–26.

Подробнее о воссоздающем воображении см.: Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А . Как учить работать с книгой. М., 1995. С. 145–200; Граник Г.Г., Борисенко Н.А . Развитие воссоздающего воображения на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2006. № 6.
С. 3–10.

Н.А. БОРИСЕНКО,
г. Королев

Воображение важнее знания
А. Эйнштейн

Все, чего на протяжении веков человечество добилось в науке, технике и культуре, было достигнуто благодаря воображению. Ни Циолковский, ни Юрий Гагарин, ни первые американские космонавты на Луне были бы невозможны без первого мечтателя, вообразившего себя летающим, как птица. Его прыжок с колокольни с самодельными крыльями на руках предвосхитил космическую эру человечества. Русский Икар был не одинок. Известно, что на своем наброске первого летательного аппарата Леонардо да Винчи написал пророческие слова: “Человек вырастит себе крылья”. Летательный аппарат художника эпохи Возрождения действительно мог пролететь несколько футов, но церковь навесила на него ярлык “инструмента дьявола”.
Итак, коллективное воображение способствует быстрейшему развитию прогресса. Особо хочу отметить значение воображения творческих личностей. Писатели-фантасты всего мира создали удивительную страну, которой нет на географической карте, но она обозначена в душе каждого человека, умеющего мечтать. Это - страна ФАНТАСТИКА. Она живет по своим законам и порядкам. Там исполняются все желания и сбываются все мечты. Но страна Фантастика не столь ирреальна. Вспомним Жюля Верна: из области, подчиненной ему, в реальный мир перекочевали подводные лодки, а наши ученые утверждают, что летающий космический аппарат, нарисованный писателем, очень похож на космические корабли “Союз” и “Аполлон”. Коллективное мировое воображение подпитывает и творчество таких замечательных писателей-фантастов, как Иван Ефремов, Аркадий и Борис Стругацкие.
У нас издана целая “Библиотека современной фантастики”. Даже беглое знакомство с ней заставит читателя убедиться в стремлении авторов продолжить традицию научного предвидения. Но даже если в произведениях современных фантастов нет конкретных научных открытий, они все равно работают на прогресс человечества. Например, произведение Стругацких “Жук в муравейнике” ставит нравственные проблемы, которые как бы подготавливают человечество к психологическому равновесию среди сверхсовременных аппаратов на земле и в космосе. Я считаю, что проблема не только в том, чтобы сформировать в мыслях то, чего еще не было в физическом мире, но и в том, как человек воспользуется этим чудом техники. Ошибки такого рода привели к атомным взрывам в Японии. Человечество до сих пор живет в страхе перед ядерным и другим сверхсовременным оружием массового уничтожения.
Творчество писателей-фантастов является стихийным протестом против общественных отношений, уродующих и калечащих человеческую душу. Именно по этой причине величайшие достижения науки и техники в наши дни многими людьми воспринимаются как непреодолимое зло, как средство еще большего порабощения человечества. Писатели создают произведения, в которых фантастика является только фоном, на котором разыгрывается трагедия неразрешимых противоречий между человеком и кибернетическим роботом.
Например, в рассказе австралийского писателя-фантаста Ли Гардинга “Поиски” некто Джонстон ищет уголок настоящей природы за пределами"гигантских городов, покрывающих всю планету броней из металла и пластика. После долгих поисков ему удается найти прекрасный парк. Птицы, трава, аромат цветов восхищают его. Там даже сторож живет в деревянном домике. Герой собирается остаться там навсегда, но сторож его отговаривает: “Вам надлежит помнить, мистер Джонстон, что вы представляете собой часть уравнения. Чудовищного уравнения, которое помогает муниципальным киберам поддерживать плавное течение мирового процесса”. Не считаясь с предупреждением, Джонстон остается в парке, срывает с куста розу и с ужасом убеждается, что цветок синтетический. Все в парке искусственное, и даже сторож оказывается роботом. Отчаявшись, герой вскрывает себе вены, испытывая последнюю радость, что хоть кровь у него настоящая. Но кровь вытекает вся, а герой не умирает. И только патрульный робот убивает его пучком ионов.
Хочется надеяться, что творческое воображение когда-нибудь будет невозможно использовать против человека, а только для решения мировых проблем. Хорошо сказал об этом американский писатель Роберт Энтони: “Мы никогда не должны думать о ситуации как о безнадежной или неразрешимой. Вера в то, что мы находимся на пути к саморазрушению - просто заблуждение”. Я совершенно согласен с американским писателем. Наше творческое воображение - залог нашего будущего.