Болезни Военный билет Призыв

«волчьи стаи» против сша и нато? военно-морской флот россии в оценках западных специалистов. ВМФ США. Состав ВМФ США. Базы ВМФ США

Наконец-то окончательно проясняется замысел широкой подготовки мирового общественного мнения к саммиту НАТО в Варшаве 8-9 июля. Из разрозненных пропагандистских кубиков складывается цельная картина дальнейшего продвижения западного военного блока на восток: предстоящий саммит утвердит планы создания черноморской военно-морской флотилии НАТО. И делается это спешно – флотилия должна появиться уже к июлю сего года. Как говорят в Одессе, «картина маслом»!

Ранее с идеей создания такой флотилии выступал румынский президент Клаус Йоханнис, стремящийся, видимо, оставить свой след в истории. Черноморская военно-морская группировка альянса, по его мнению, должна состоять из военных кораблей Германии, Италии, Турции и США. Сейчас корабли стран НАТО заходят в акваторию Черного моря, но делают это только на время учений.

Пока неясно, какую конфигурацию обретёт новая флотилия. Возможно, в нее войдут не только ВМС названных стран, но и корабли Румынии, Болгарии, Украины, Грузии. Ведь в конце концов надувные резиновые катера, которые США уже подарили Украине, могут составить и гордость ВМС Грузии.

Одно международно-правовое препятствие к осуществлению этих планов существует. Согласно Конвенции о режиме Черноморских проливов 1936 года, известной как Конвенция Монтрё, военные корабли США, Германии, Италии и других неприбрежных государств не могут находиться в Черном море дольше 21 дня. Однако, учитывая то состояние международного права, в котором оно находится сегодня, всё это решаемые проблемы. Главное в другом: каков практический смысл в постоянном присутствии флотилии НАТО в Черном море?

Здесь можно вспомнить, что ещё немногим более двух лет назад в Вашингтоне и Брюсселе рассматривались планы превращения Севастополя в военно-морскую базу НАТО. Хотя, если быть точным, это не база в обычном понимании слова. В Севастополе веками создавался оборонительный район, распространявшийся и на прилежащее побережье, и вглубь территории полуострова. После возвращения Крыма в состав Российской Федерации здесь были обновлены и модернизированы замкнутые в один комплекс разведывательные и боевые системы, способные контролировать и подавлять противника по всей черноморской акватории и в воздушном пространстве над ней.

Не было для генералов в штаб-квартире НАТО большего удара, чем расставание с иллюзиями о том, что Севастополь уже находится у них в кармане. Как сладко было представлять стоящую на рейде Севастополя авианосную группировку США! Какими волшебными были мечты о «проекции силы» на территорию России вплоть до ее глубинных районов! Как завораживала картина настильного полета гиперзвуковых крылатых ракет над среднерусской равниной вплоть до пусковых шахт в Саратовской и Ивановской областях! И вот в одночасье эти иллюзии рухнули, разлетелись в прах. Как тут не сорваться на крик, как не обвинить Москву в агрессии и не начать готовить «стратегический ответ»!

И вот первые контуры «стратегического ответа» НАТО проявились. Конечно, об авианосной группировке пока мечтать рано, но лиха беда начало. Пусть пока в Черном море хотя бы потешная флотилия поплавает. В сравнении с мощью севастопольской базы натовская флотилия на самом деле выглядит потешной. Ни американские фрегаты, ни румынские корветы, ни немецкие дизельные подлодки, ни даже украинский «Гетман Сагайдачный» в сопровождении надувных катеров Севастополю не страшны. Но это только пока. Сейчас речь идёт об обозначении военного присутствия. Затем надо будет ещё поработать с мировой общественностью, «подправить» Конвенцию Монтрё (или открыто на нее наплевать), пробить в демократических парламентах очень дорогое финансирование постоянной дислокации больших кораблей и только потом двинуть армаду в направлении... Одессы.

Порт приписки новой натовской военно-морской махины уже известен. Не за горами его обустройство.

Вот тогда всё станет серьёзно. Настолько серьезно, что все суждения о новой холодной войне из разряда предположительных перейдут в разряд остро актуальных.

А у президента Порошенко появится совсем другое тыловое обеспечение. Конечно, если он к тому времени останется на своем посту, а «Гетман Сагайдачный» окончательно не утратит плавучесть. Поэтому украинский президент очень ждет июльского саммита НАТО и очень ему радуется. Этот саммит и вправду может окончательно стереть остаточные следы всех попыток «разрядки», «перезагрузки» и т.п., вернув мир к эпохе бескомпромиссного взаимного устрашения.

Фото из открытых источников

Резко возросшая активность США в районе Крыма вполне ожидаемо привела к возникновению конфронтации и достаточно опасных ситуаций. Понимают это как в Вашингтоне так и в Москве, но понимают по-разному. Пока американские военные жалуются на русских летчиков, перепугавших их до обморока, защитники нашей Родины демонстрируют совсем другие настроения.

Два военных корабля -наблюдателя НАТО вошли в акваторию Черного моря. Согласно официальным заявлениям, они будут вести там наблюдение до середины февраля.

По данным ВМФ, гостями на этот раз стали корабли из состава Второй постоянной военно-морской группировки НАТО (Standing NATO Maritime Group - SNMG-2). В группу вошли ракетный эсминец Duncan (проект 45) Королевского Флота Великобритании и фрегат Gaziantep турецких ВМС. Любопытно то, что эсминец Duncan и фрегат Gaziantep имеют резервные места для оснащения ракетными пусковыми установками вертикального взлета Mk.41. А это унифицированные установки, их можно использовать для запуска крылатых ракет Tomahawk.

Сообщается, что на 5 февраля запланировано учение кораблей НАТО, находящихся под единым командованием постоянных группировок. Что касается возможности использования крылатых ракет Tomahawk, то дальность их полета составляет 2500 км. То есть гипотетически при пуске из акватории Черного моря они долетят до Архангельска и Перми

Отметим, что в соответствии с конвенцией Мотре эсминец Duncan через 21 день уйдет за Босфор, его заменит другой корабль ВМС США, Великобритании или, к примеру, Франции. А турецкий вымпел может находиться в Черном море сколь угодно долго. В данной ситуации стоит учитывать и возросшую активность авиаразведки США. На днях американское военное ведомство обвинило российского летчика из-за опасного, как они считают, сближения с разведывательным бортом ВВС США.

В этот раз, судя по количеству оскорбленных заявлений, американцы были сильно деморализованы, так как российский истребитель пролетел на гораздо большем расстоянии от разведчика, чем об этом заявляют в командовании ВМС США. Со своей стороны, в Министерстве обороны России заявили, что перехват проходил в соответствии с международными правилами и никаких внештатных ситуаций не было.

Таким образом, неопознанная воздушная цель, которая приближалась к границе воздушного пространства России, идентифицированная как самолет радиоэлектронной разведки ЕР-3Е «Aries II» ВМС США была вынуждена изменить курс полета. В этой связи руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности, полковник в отставке Александр Жилин пояснил, что "идет наращивание напряженности в этом регионе. Эта напряженность рассматривается как фактор возможного давления на Россию, поэтому проводятся провокационные действия".

В свою очередь депутат Госдумы Дмитрий Белик добавил, что натовские корабли "засекают время реагирования нашей ПВО, время подлета перехватчика, пытаются прощупать станции дальнего обнаружения, засечь их частоты. Все это интересно лишь одному заказчику - официальному Киеву" . Собственно, нельзя исключать того, что Киев может решиться на активные действия военного характера против крымской группировки российских войск. Стоит добавить, что в 2018 году Киев готовится принять на своей территории до 3 тыс. военных НАТО.

И, напоследок, процитируем интервью, данное высокопоставленным офицером российского военного министерства. "Флот НАТО не представляет реальной угрозы, это, скажем так, давление на РФ, поддержка Украины. Те боевые единицы, которые находятся в акватории, даже если бы захотели, не смогли бы нанести значительного ущерба Черноморскому флоту или территории России - более того, в случае агрессии в отношении России время их жизни составило бы 5-10 минут" ,- заверил он.

Сможет ли российский флот бросить вызов НАТО?

Российский военно-морской флот бросит вызов НАТОвским кораблям. На его вооружение должны поступить новейшие авианосцы. Однако пока возможностей для перевооружения нашего флота нет. Состояние нашей "оборонки" таково, что мы зачастую не можем выполнить даже единичные иностранные заказы. В силу начавшейся гонки за ресурсы Арктики и возможного обострения обстановки в других районах мира ситуацию нужно срочно исправлять.

Российский военно-морской флот бросит вызов НАТОвским кораблям. Это следует из озвученных 4 апреля планов развития ВМФ России его главкомом адмиралом Владимиром Высоцким до 2050 года. К этому времени в состав нашего флота должны быть введены в строй 5-6 современных авианосцев.

Имеет ли смысл усиление нашей морской группировки? Имеет, ведь сам главком жаловался на то, что в наших территориальных водах без спроса "пасутся" корабли многих иностранных держав, начиная от американцев и кончая шведами, которые ведут разведывательную деятельность у наших берегов.

Однако дело даже не в этом. В 2007 г. разгорелись нешуточные страсти относительно того, кому достанутся богатства Арктики и северо-западной части Тихого океана. Разумеется, никто просто так уступать сотни миллиардов долларов, покоящихся "на дне", не желает. Даже Дания "засучила рукава" и встала в позу, стремясь доказать, что хребет Ломоносова является частью еe шельфа. Что уж говорить про куда более крупных во всех отношениях Канаду и США.

И, как показывает мировая практика, прав в таких спорах "не тот, кто прав, а у кого больше прав". И под этими правами, несмотря на миротворческие заявления, все подразумевают "грубую" военную силу. В данном случае, чтобы отстаивать свою правоту при разработке нефтяных, газовых и прочих богатств Арктического бассейна, ставших доступными для разработки в результате глобального потепления, нам надо держать в Северном Ледовитом океане мощный военный флот.

Однако возникает вопрос: нужно ли нам такое количество авианосцев? В своем интервью "Правде.Ру" эксперт ВМФ, капитан первого р анга, пожелавший остаться неизвестным, заявил: "Авианосцы нам нужны, если мы заявляем о себе как о серьезной державе. Они придают устойчивость политике в любой точке мира и в любом политическом споре. У тех же американцев - обидели где-то гражданина США - и в дело вступает авианосная армада и вопрос решается за короткие часы. С воздушными ли ударами или без них, с десантом морской пехоты или без него - но решается. Или недавний пример, когда сомалийские пираты захватили наш корабль. В этом случае всe можно было бы решить в свою пользу и поднять авторитет на мировой арене".

Правда, тут существует много спорных моментов. Наше руководство в последнее время отличали громкие слова и отсутствие реальных дел. Казалось бы, почему не использовать против захвативших у берегов Сомали пиратов российское судно вышедшую на учения эскадру и заодно продемонстрировать всему миру свою силу на практике? Однако под победные фанфары она взбудоражила Европу и торжественно вернулась домой, а захваченный корабль пришлось выкупать.

Сторонники "авианосного" развития российского военно-морского флота апеллируют тем, что даже в таких странах как Аргентина, Бразилия и Индия имеются или будут иметься свои авианосцы. Однако значит ли это, что мы должны слепо копировать военные заказы других стран? Ведь обладание авианосцами - слишком большая роскошь даже для очень богатого государства. Так, стоимость одного современного авианесущего корабля оценивается в среднем в два миллиарда долларов. И не станет ли этот проект тем "камнем", который "утопит" нашу экономику, как это было в советское время с той же ПРО? С другой стороны, авианосцы могут "съесть" бюджетные деньги, которые могли бы пойти на нужды тех же ракетных войск стратегического назначения и ПВО, роль которых в обороноспособности нашей страны год от года повышается.

Исходя из имеющихся сегодня задач нашего флота - обороны морских границ и контроля над арктическим бассейном, авианосцы просто не нужны, для этого нам хватит ракетных крейсеров и атомных подводных лодок. В п ервую очередь корабли этого класса используются теми же США для ведения агрессивной политики в отдаленных уголках мира. Кому собираемся угрожать мы? Ведь наша военная доктрина не предусматривает ведение агрессивной политики, какую ведут США.

Разумеется, для решения "дальних задач", которые могут возникнуть в будущем, авианосцы нужны. Например, чтобы урвать кусок "пирога" при грядущем дележе богатств Антарктиды. Но в том ли количестве, какое назвал Высоцкий? Например, для оказания "помощи дружественному государству" вполне хватит по одному авианосцу на Северном и Тихоокеанском флотах. О других, зажатых в балтийской и черноморской "бутылках", говорить не приходится. Во-первых, они вряд ли смогут добраться до цели в случае конфликта и в силу географического положения будут изначально уязвимы для удара.

Самое интересное, что к 2050 г. из-за эволюции вооруженных сил и идущего семимильными шагами научно-технического прогресса надобность в такого вида кораблях скорее всего вообще отпадет в условиях бурного развития ракетного оружия и дальней авиации. Однако это еще далеко не вся проблема. В России просто не осталось верфей для строительства кораблей большого водоизмещения. В советское время они располагались на Украине. Однако со времени распада СССР для реконструкции имеющихся и строительства новых стапелей ничего сделано не было, хотя потребность в них, как показывает практика, возникла не сегодня.

Показательна в этом отношении судьба контракта с индийской стороной по строительству атомной подводной лодки и модернизации авианесущего крейсера "Адмирал Горшков". И хотя в последнем случае речь идет лишь об усовершенствовании, а не о строительстве, Москва сильно затянула выполнение обоих контрактов. При этом стоимость контракта по одной только модернизации авианесущего крейсера для индусов перевалит за два миллиарда долларов, что превышает мировые расценки на строительство более затратного авианосца. И подобные факты должны стать предметом самого пристального расследования со стороны соответствующих ор ганов. Иначе стоимость строительства авианосцев для отечественного флота может просто разорить наш бюджет.

И не попадем ли мы в ловушку, если пойдем по пути развития, фактически с нуля, авианосных сил? Ведь с одной стороны, за американцами, имеющими 12 ударных авианосцев и столько же вспомогательных, не угонишься. Если же приплюсовать к этому авианесущие корабли других стран НАТО, то даже в лучшем случае, если у нас будет шесть своих кораблей подобного класса, превосходство противника будет в разы.

И вместо того, чтобы ввязываться в ненужную, затратную и разорительную для нас гонку вооружений по всем направлениям сразу, нам стоило бы сконцентрироваться на развитии подводных ракетоносцев и их вооружении, а также на разработке средств поражения авианосцев противника, включая крылатые и противокорабельные ракеты. А проблемы здесь существуют и довольно большие. Российские адмиралы торжественно рапортуют о спуске на воду новейших атомных субмарин типа "Борей", однако те до сих пор не имеют своего главного оружия - баллистических ракет морского базирования. Предназначавшаяся для них "Булава-М", к сожалению, еще слишком "сырая".

Это доказывают проведенные учения: из семи запусков удачными являются только два и пока грозный "Борей" беспомощно болтается у причала. Между тем, в ближайшее время на воду будут спущены два других атомных крейсера этого класса, которые постигнет судьба первенца "Юрия Долгорукого". И возможно, эта картина будет наблюдаться до 2012 г., когда доведенные до ума "Булавы" будут загружены на эти ракетоносцы. Именно эту дату называл ранее начальник Генерального штаба Юрий Балуевский. И потому все силы сегодня должны быть брошены на устранение этой несуразности, из-за которой мы лишены возможности задействовать готовые новинки нашего подводного флота.

И один факт постоянного присутствия в Мировом океане современных атомных субмарин, постоянно меняющих свое положение и способных превратить города вероятного противника в груду радиоактивных развалин, как раз и будет сдерживающи м фактором, который не позволит внешним силам диктовать нам свою волю.

Всe это вместе взятое поднимает одну большую проблему: состояния до сих пор еле сводящего концы с концами ВПК. Без качественного обновления нашей "оборонки" мы не в состоянии не только обновить свой флот, но и даже справиться с выполнением единичных зарубежных контрактов. А они все еще дают нам многомиллиардную прибыль.

Но с другой стороны, этим проблема не исчерпывается: чтобы поднять "оборонку" и вдохнуть в нее новую жизнь, нам необходимо подготовить для неe квалифицированные рабочие и инженерные кадры. Сделать это можно только одним способом: как минимум троекратным увеличением зарплаты. В противном случае, все амбициозные проекты по увеличению флотской мощи станут пустым фанфаронством. А без этого выиграть гонку за арктические ресурсы невозможно.

Идею формирования постоянного военно-морского объединения НАТО в Черном море предложила Румыния в начале 2016 года — для противодействия усилению РФ. Именно в это время российская группировка ВКС и ВМФ достигла заметного успеха , а в Вашингтоне и Брюсселе ощутили резкое разочарование от того, что НАТО не может больше ни безраздельно властвовать в Средиземноморье, ни изолировать растущий Черноморский флот РФ.

Единственный выход видится в перегруппировке сил и средств.

21 апреля российский постпред при НАТО Александр Грушко заявил: "Болгария, Румыния, Турция являются морскими державами, и у них есть флоты, которые находятся в Черном море. Складывай их в группировку, не складывай — это дело военных… Принципиально важно — режим Конвенции Монтре должен оставаться незыблемым, это одно из ключевых международных соглашений, которое обеспечивает региональную стабильность и безопасность".

Проект новой флотилии альянса угрожает безопасности причерноморских государств в большей степени, нежели надуманная агрессивность РФ. В ответ на формирование постоянного объединения ВМС НАТО вблизи российских границ Москва вынуждена будет принять компенсационные меры (военного характера).

Чего же добиваются Вашингтон и Брюссель?

Вероятно, решение о создании черноморской флотилии утвердят на июльском саммите НАТО в Варшаве. Новая флотилия ВМС может структурно напоминать временные корабельные группировки альянса (согласно Конвенции Монтре 1936 года, боевые корабли нечерноморских государств имеют право находиться в акватории Черного моря не более 21 дня).

Принципиальная задача — не простое сложение ВМС причерноморских государств — членов альянса, а взаимодействие на постоянной основе, то есть значительное повышение боевой эффективности сил и средств. Не секрет, что ранее военно-морские учения НАТО в Черном море носили ритуальный характер.

Гуще трава — легче косить

Агрессивные политические инстинкты руководства альянса постоянно диктуют движение на восток. 21 апреля фрегат ВМС Канады HMCS Fredericton покинул акваторию Черного моря после совместных учений с кораблями ВМС Болгарии, Румынии и Турции (решали задачи противовоздушной обороны, боролись с подводными лодками). После начала кризиса на востоке Украины в Черном море регулярно находятся корабли ВМС США и других нечерноморских стран НАТО.

Однако в силу ограничений Конвенции Монтре боевые корабли США и основные силы ВМС альянса не могут длительное время находиться в акватории Черного моря, проводить боевое слаживание, масштабные маневры, обстоятельно осваивать этот потенциальный театр военных действий.

Получив недавно жесткие знаки внимания Минобороны РФ на Черном море и , Пентагон теперь еще активнее подталкивает в первые ряды противостояния с Россией младших партнеров по НАТО.

США даже призвали Россию пересмотреть запрет меджлиса крымских . По мнению Госдепартамента, закрытие меджлиса "противоречит базовым демократическим ценностям" (ранее Минюст РФ приостановил деятельность "Меджлиса крымско-татарского народа" как экстремистскую). Вероятно, меджлис необходим для поддержки ВМС альянса с крымского берега.

Киев намерен поддержать план по созданию черноморской флотилии НАТО Создать совместную флотилию НАТО предложила Румыния. Украина готова включить свои корабли в группировку, если инициативу поддержит руководство альянса, заявил Петр Порошенко.

Между тем официальный Киев поддержал румынский план создания Черноморской флотилии НАТО и готов присоединиться к ней всеми немногими силами и средствами.

Результат черноморских маневров альянса вполне предсказуем. "Гуще трава — легче косить": радиолокационная заметность большой группы кораблей значительно выше, чем у отдельного эсминца типа Donald Cook. При любом количестве целей точку в серьезном конфликте поставит технологическое превосходство ракетного оружия России.

Флотилия БРУТ

Разношерстный боевой состав ВМС Болгарии, Румынии, Турции (вероятно, Украина займет свое место в символичной аббревиатуре) интересен для анализа и сравнения.

Полдюжины фрегатов и корветов ВМС Болгарии фактически остаются малыми противолодочными кораблями (МПК) советской постройки и не имеют ударных ракетных комплексов. Два десятка кораблей боевой поддержки (тральщиков и минных заградителей) также погоды в Черном море не делают. Из ударных кораблей с развитыми средствами ПВО имеется лишь фрегат класса Wielingen бельгийской постройки. Узкая специфика ВМС Болгарии была заметна и на фоне совместных учений ВМС НАТО "Бриз-2015". Тогда задействовали 30 кораблей и судов обеспечения, 1700 военнослужащих. В среднем получается 60 человек в одном экипаже, и это экипажи морского тральщика (буксира), мелочь. Стоит ли обращать внимание на мышиную возню?

ВМС Румынии включают флотилию фрегатов, речную флотилию, три дивизиона боевых кораблей и катеров (патрульных кораблей, ракетных корветов, тральщиков и минных заградителей) и более адаптированы к потребностям НАТО. Однако и румынские корабли оснащены оружием преимущественно советского производства. В боевом составе — один эсминец, шесть корветов, шесть ракетных и торпедных катеров, один минный заградитель и четыре тральщика.

ВМС Турции наиболее значительны и боеспособны. Традиции турецкого флота заложены в XIV веке. Главная ударная сила — более 20 фрегатов и корветов. Подводные силы ВМС Турции представлены 14 дизельными подводными лодками немецкого производства. Морская авиация — 10 базовых испанских патрульных самолетов CN-235М, 24 противолодочных вертолета S-70В, 29 многоцелевых и транспортных вертолетов и 9 транспортных самолетов. В составе ВМС имеется одна бригада морской пехоты и два отряда морского спецназа. ВМС Турции организационно разделены на Северную и Южную военно-морские зоны. Главный штаб размещается в Анкаре. Основные военно-морские базы на Черном море — Синоп и Самсун. Всего в ВМС служат около 50 тысяч человек.

Возможно, в этом контексте ВМС Украины упоминать преждевременно, и все же Украина в декабре 2014 года отказалась от внеблокового статуса, возобновила курс в НАТО. В 2015 году украинские ВМС включали три боевых корабля, один десантный корабль, 18 вспомогательных судов. Флагман — сторожевой корабль проекта 1135 "Гетман Сагайдачный" (заложен в Керчи в 1990 году как пограничный корабль "Киров", переименован и спущен на воду в 1992-м, вошел в состав ВМС Украины в 1993-м) — лишь обозначает ВМС. В рамках программы модернизации в 2015 году США передали Украине пять быстроходных надувных моторных лодок типа Willard Sea Force 730. Иллюстрация боеготовности — массовое дезертирство украинских моряков: в 2015 году части ВМС Украины самовольно оставили 559 военнослужащих, из которых нашли только 122, и еще 87 моряков дезертировали в начале 2016 года.

Даже эти короткие характеристики ВМС черноморских стран дают представление о неравнозначности морских традиций, потенциалов и мотивов, о вероятных противоречиях в системах дислокации и управления, в тактике и организации боевых действий (не касаясь даже языковых барьеров).

Постоянная интернациональная и боеспособная флотилия в Черном море необходима НАТО уже сегодня, однако для ее создания понадобятся многие годы. А если такая военно-морская структура альянса все же появится и обозначит численное или качественное превосходство перед Черноморским флотом РФ, это легко компенсируют наши береговые комплексы и средства воздушно-космических сил.

Не лучше ли сразу расстаться с иллюзиями? Россия никогда не окажется в стальных объятиях НАТО — от Баренцева моря до Средиземного.

Военно-политическое руководство Североатлантического блока в своих милитаристских планах особое место отводит военным приготовлениям в Южной Европе. Этот стратегически важный район оно рассматривает в качестве одного из основных плацдармов для проведения агрессивной политики против СССР и других стран социалистического содружества, а также для осуществления своих экспансионистских целей на Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье.

Рис. 1. Схема организации командования ВМС НАТО на Южно-Европейском ТВД

Ударные ВМС НАТО на Южно-Европейском ТВД формируются на базе 6-го флота , имеющего в своём составе авианосные ударные, противолодочные и амфибийно-десантные силы, а также силы обслуживания. Кроме того, в состав ударных ВМС предусматривается включить отдельные ракетные корабли и Великобритании.

Передача 6-го флота США, итальянских и английских кораблей в оперативное подчинение главнокомандующего объединёнными вооружёнными силами (ОВС) НАТО на Южно-Европейском ТВД осуществляется, как об этом сообщалось в иностранной печати, при резком обострении международной обстановки на театре и с началом войны, а также на период проведения учений объединённых вооружённых сил блока в этом районе.

Командующим ударными ВМС НАТО становится командующий 6-м флотом США, который выходит из подчинения командующего ВМС США в Европейской зоне и переподчиняется главнокомандующему ОВС НАТО на Южно-Европейском ТВД - также американскому адмиралу. Походный штаб командующего 6-м флотом размещён на одном из ракетных крейсеров ВМС США, а в целях координации действий в системе НАТО в Неаполе имеется особый (береговой) штаб, возглавляемый заместителем командующего. Численность его около 70 человек, из них 33 офицера. Помимо американских офицеров, в штабе имеются представители ВМС Великобритании, Италии и Турции, а также офицеры связи от взаимодействующих командований.

В мирное время береговой штаб планирует и организует учения ударных ВМС в рамках общенатовских учений, уточняет и разрабатывает планы их участия в операциях начального периода ограниченной и всеобщей ядерной войны. Большое внимание при этом обращается на вопросы переподчинения 6-го флота, в процессе которого происходит его перевод с американской организации на натовскую (изменяется также и нумерация его оперативных соединении), а также взаимодействия с другими командованиями ОВС НАТО на театре, в первую очередь с командованием объединённых ВМС НАТО на Южно-Европейском ТВД.

По оценке зарубежных военных специалистов, 6-и флот США обычно имеет в своём составе около 50 кораблей и вспомогательных судов, в том числе два авианосца (на борту 160-180 самолётов, из которых половина - носители ядерного оружия), два-три ракетных крейсера, до 20 эскадренных миноносцев и фрегатов (в том числе корабли УРО), несколько атомных подводных лодок, десантные корабли и вспомогательные суда, а также самолёты базовой патрульной авиации. Личный состав флота уже в мирные дин комплектуется по штатам военного времени и насчитывает примерно 25 000 человек, в том числе 1800-2000 морских пехотинцев. Корабли флота большую часть времени находятся в море. При обострении международной обстановки 6-й флот обычно усиливается за счёт переброски кораблей, авиации и подразделений морской пехоты из состава американского Атлантического флота.

Основными пунктами базирования кораблей 6-го флота являются военно-морские базы и порты Италии, Греции, Турции и Испании. Флагманский корабль с походным штабом (примерно 40 человек) на борту приписан к итальянской военно-морской базе Гаэта (около Неаполя).

По сообщениям зарубежной печати, в ударных ВМС НАТО предусматривается иметь авианосное ударное (одну-две авианосные ударные группы) и амфибийно-десантное соединения, а также силы обслуживания.

В авианосное ударное соединение могут быть включены два американских авианосца и более 20 кораблей охранения из состава ВМС США, Великобритании и Италии. Итальянские и английские корабли планируется выделять в период обострения международной обстановки, а с прибытием в Средиземное море сил усиления из состава ВМС США на Атлантике они переходят в оперативное подчинение командования объединённых ВМС НАТО на театре или действуют по национальным планам.

Амфибийно-десантное соединение ударных ВМС может включать в свой состав до 10 десантных кораблей и транспортов с усиленным батальоном морской пехоты США на борту. Кроме того, в зависимости от конкретной обстановки это соединение усиливается за счёт десантных кораблей и подразделений морской пехоты средиземноморских стран - участниц блока, Великобритании и Атлантического флота США. Только в ВМС средиземноморских стран НАТО насчитывается более 80 десантных кораблей и судов, на которых может быть размещено несколько батальонов морской пехоты.

Силы обслуживания по натовской организации в отдельное соединение не формируются. Транспорты снабжения, танкеры и другие вспомогательные суда, условно образующие эти силы, временно (на период пополнения предметами снабжения и продовольствием) включаются в состав оперативных соединении ударных ВМС НАТО. После передачи запасов вспомогательные суда выходят из подчинения командования НАТО, а их охранение организуется с помощью национальных сил.

Ударные ВМС НАТО, как подчёркивается в иностранной печати, рассматриваются командованием блока как важнейшее средство ведения боевых действий в ограниченной войне с использованием как обычного, так и ядерного оружия. Особая роль им отводится в период обострения международной напряжённости и возникновения чрезвычайной обстановки в отдельных районах Средиземного моря. Так, в период обострения внутриполитической обстановки в Ливане в мае 1976 года и отношений между странами Ближнего Востока корабли 6-го флота США и других натовских стран под видом проведения учения ОВС НАТО «Дон пэтрол-76» были преданы в оперативное подчинение руководства Североатлантического союза, приведены в повышенную боевую готовность и сосредоточены в Восточном Средиземноморье с целью демонстрации военного присутствия и оказания давления на прогрессивные и демократические силы арабских стран.

Планы использования ударных ВМС в воинах систематически отрабатываются на крупных оперативно-стратегических учениях ОВС НАТО на Южно-Европейском ТВД, а также на специальных учениях 6-го флота США, проводимых совместно с кораблями ВМС Италии, Великобритании, Франции и других стран блока. В 1976 году в наиболее полном объёме большая часть задач, возлагаемых на ударные ВМС, была отработана на учениях «Дон пэтрол-76» и «Дисплей детерминэйшн» (рис. 2).


Рис. 2. Выход десантно-высадочных катеров из американского транспорта-дока в ходе учения «Дисплей детермииэйшн»

Создано в 1967 году после упразднения главного командования НАТО на Средиземноморском ТВД, существовавшего здесь с марта 1953 года. В его задачу, по замыслу руководства блока, входят обеспечение и поддержка боевых действий ударных ВМС, борьба с подводными лодками и надводными кораблями противника, блокада Черноморских и Гибралтарского проливов, поддержка сухопутных войск на приморских направлениях, обеспечение высадки морских десантов, защита морских коммуникаций.

Возглавляет объединённые ВМС по совместительству командующий Нижне-Тирренским военно-морским округом Италии, который непосредственно подчинён главнокомандующему ОВС НАТО на Южно-Европейском ТВД. В мирное время командующий через свой штаб контролирует боевую подготовку военно-морских сил средиземноморских стран - членов блока НАТО, организует совместные учения национальных флотов и разрабатывает оперативные планы использования объединённых ВМС на театре В военное время он призван руководить операциями этих сил, организовывать их взаимодействие с другими силами, в первую очередь с ударными ВМС, координировать боевые действия соединений в отдельных районах Средиземного моря.

Штаб командующего размещён в Низида (район Неаполя). Он состоит из шести отделов - планирования, оперативного, боевой подготовки, разведки, тыла и связи и насчитывает более 120 представителей стран, выделяющих в это командование силы.

Командование объединённых ВМС НАТО на Южно-Европейском ТВД организационно включает восемь самостоятельных командований, в том числе шесть морских в отдельных районах Средиземного моря (Гибралтарском, Западном, Центральном, Юго-Восточном, Восточном и Северо-Восточном), командование объединённой базовой авиации НАТО на Средиземном море и командование объединённых подводных сил НАТО на Средиземном море. Кроме того, Командующему объединёнными ВМС на театре подчинён командир соединения ВМС НАТО для действии «по вызову» на Средиземном море.

Объединённые военно-морские силы в районах возглавляются адмиралом той страны - члена блока, чьи берега прилегают к данной морской акватории, а в Гибралтарском и Юго-Восточном районах - представителями Великобритании.

Командующие объединёнными ВМС НАТО в районах Средиземного моря осуществляют руководство в основным своими национальными флотами, выделяемыми в ОВС блока, а также силами флотов других стран-участниц НАТО в «зонах ответственности» соответствующих районов.

При командующих объединёнными ВМС в районах имеются штабы, представленные соответственно национальными штабами ВМС, в состав которых входят офицеры связи от соседних районов Средиземного моря, а также представители военно морских сил США.

Боевой состав создаваемых оперативных соединений непосредственно в районах Средиземного моря непостоянен и зависит от конкретной задачи, поставленной командующим объединёнными ВМС НАТО, или складывающейся обстановки.

Для решения задач, возлагаемых на командование объединённых ВМС НАТО на Южно-Европейском ТВД, выделяется основная часть сил флотов и авиации из состава ВМС Италии, Греции и Турции, а также часть кораблей Великобритании и США на Средиземном море. В национальном подчинении планируется оставить некоторое количество противолодочных и минно-тральных кораблей, необходимых для обеспечения благоприятного оперативного режима в территориальных водах этих стран или решения задач по национальным планам Всего, по данным зарубежной печати, в военно-морских силах указанных стран на январь 1977 года насчитывалось около 500 боевых кораблей основных классов и катеров, а также более 100 самолётов и вертолётов берегового базирования.

Командование объединённой базовой авиации НАТО на Средиземном море создано по решению комитета военного планирования НАТО в ноябре 1968 года с целью координации разведывательной деятельности базовой патрульной авиации средиземноморских стран- участниц блока, а также США и Великобритании на всей акватории Средиземного моря.

Это командование возглавляется по совместительству американским адмиралом, который одновременно является командующим авиацией ВМС США в данном районе.

В мирное время командующий через свой штаб управляет авиацией, контролирует боевую подготовку, организует учения и разрабатывает оперативные планы её использования в операциях на театре. В военное время он призван руководить боевой деятельностью и организовывать взаимодействие с другими видами объединённых вооружённых сил блока.

Штаб командующего расположен в Неаполе. В него входят представители стран, авиация которых выделяется в состав командования. Кроме того, при штабе имеются офицеры связи видов ОВС НАТО, а также .

В отличие от других командований в распоряжение командования объединённой базовой авиации уже в мирное время поступают самолёты и подразделения патрульной авиации ВМС США и Италии, а также ВВС Великобритании на Ближнем Востоке. Количество самолётов и вертолётов, передаваемых в распоряжение командования, зависит от потребностей в них на данный момент.

Патрулирование осуществляется главным образом авиацией США (до 13 самолётов) с военно-воздушных баз Сигонелла (о. Сицилия) и Рота (Испания). Кроме того, в распоряжении командующего авиацией ВМС США на Средиземном море имеется отряд самолётов на авиабазе Суда (о. Крит), которые могут быть переданы в состав объединённого командования.

В патрулировании также принимают участие английские базовые патрульные самолёты с аэродромов на о-вах Кипр и Мальта и ВМБ Гибралтар, а также базовые патрульные самолёты и противолодочные вертолёты Италии.

В период проведения учений количество выделяемых самолётов и вертолётов увеличивается. В зарубежной печати отмечалось, что в ходе проводимых учений основное внимание уделяется совершенствованию тактики поиска и обнаружения подводных лодок и надводных кораблей «противника». В повседневной деятельности и практически на всех учениях в Средиземном море постоянно отрабатываются вопросы использования самолётных и вертолётных поисковых систем во взаимодействии с противолодочными средствами надводных кораблей.

В случае резкого обострения обстановки на Средиземном море в это командование планируется включить все базовые патрульные самолёты и противолодочные вертолёты указанных стран, а также патрульную авиацию ВМС Греции и Турции.

Объединённые подводные силы НАТО на Средиземном море формируются в случае возникновения чрезвычайной обстановки на Южно-Европейском ТВД или с началом войны, а также на время проведения учений объединённых вооружённых сил блока.

Командование объединённых подводных сил создано в 1967 году и возглавляется по совместительству командующим подводными силами ВМС США на Средиземном море. Штаб командующего расположен в Неаполе. В мирное время штаб под руководством командующего разрабатывает планы использования подводных лодок стран блока в ограниченной и всеобщей ядерной войне, согласовывает их с командованиями ударных и объединённых ВМС и готовит предложения по их применению для главнокомандующего ОВС НАТО на театре. Выделенные в командование подводные лодки, судя по сообщениям западной прессы, предполагается использовать главным образом на создаваемых противолодочных рубежах и в отдельных районах для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника, а также для обеспечения ПЛО авианосных и десантных соединений, проводки конвоев, ведения разведки и нарушения морских перевозок противника в Средиземном и Чёрном морях.

В состав командования объединённым подводных сил НАТО планируется включить до 60 атомных и дизельных торпедных подводных лодок ВМС США, Великобритании, Италии, Греции и Турции.

Американские атомные ракетные подводные лодки, базирующиеся на военно-морскую базу Рота, в состав ОВС НАТО на Южно-Европейском ТВД не выделяются, а постоянно находятся в непосредственном подчинении комитета начальников штабов США.

Соединение ВМС НАТО для действий «по вызову» на Средиземном море является многонациональным формированием военно-морских сил блока на Южно-Европейском ТВД. Его задачи в мирное время заключаются в проведении совместной боевой подготовки кораблей различной национальной принадлежности и участии в учениях объединённых ВМС НАТО. С 1970 года оно формируется, как правило, два-три раза в год для проведения учений (на время до одного месяца) и включает по одному противолодочному кораблю из состава ВМС США, Великобритании и средиземноморских стран - членов НАТО (см. ). Однако , объявив о выходе из военной организации блока, с июля 1974 года отказалась выделять свой корабль в состав соединения. Для обеспечения учений и отработки отдельных задач боевой подготовки из состава ВМС участвующих стран выделяются подводные лодки, самолёты авианосной, тактической и базовой патрульной авиации, торпедные катера и вспомогательные суда.

Командиром соединения поочерёдно назначается офицер каждой из участвующих стран. В оперативном отношении он подчинён командующему объединёнными ВМС НАТО на Южно-Европейском ТЯД. Общее руководство соединением для действий «по вызову» осуществляется главнокомандующим ОВС НАТО на ТВД.

По данным зарубежной печати, в состав соединения выделяются наиболее боеготовые корабли (эскадренные миноносцы и фрегаты, в том числе УРО), личный состав которых имеет достаточно высокий уровень морской выучки и хорошо владеет оружием и техникой. В ходе боевой подготовки и учений отрабатывается единая тактика противолодочных действий, организация всех видов обороны на переходе морем, вырабатываются общие взгляды (в рамках НАТО) на ведение боевых действий на морс и использование различных видов оружия.

В 1976 году соединение участвовало в учении объединённых вооружённых сил НАТО на ТВД под условным наименованием «Дон пэтрол-76» и провело два самостоятельных учения - «Династи форм-76» и «Дейлайт форти-76».

В иностранной прессе отмечалось, что создание такого соединения определялось прежде всего военно-политическими целями: продемонстрировать готовность и решимость средиземноморских стран - членов блока при поддержке США и Великобритании «защищать свои коллективные интересы» на море силой оружия. Фактически это одна из «пожарных команд» НАТО, которая по решению руководства блока может быть направлена в район напряжённой международной обстановки для оказания политического давления на отдельные государства, включая и страны - участницы Североатлантического блока.

Судя по сообщениям западной печати, в периоды усиления международной напряжённости данное соединение может быть усилено или на его основе сформировано более крупное многонациональное оперативное объединение ВМС блока.

В ходе многочисленных учений по формированию и использованию соединения для действий «по вызову» командование НАТО изучает возможность преобразования его в постоянно действующее подобно существующему постоянному соединению ВМС НАТО на Атлантике. Однако из-за наличия разногласий между странами блока, в том числе между Грецией и Турцией, этот вопрос остался пока не разрешённым.

Приведённые далеко не полные данные о структуре, предназначении и составе ударных и объединённых ВМС НАТО на Южно-Европейском ТВД, взятые из зарубежной печати, свидетельствуют о том, что руководство блока отводит им главенствующую роль в своих военных приготовлениях на театре. Созданное в мирное время организационное строение позволяет, по мнению иностранных военных специалистов, формировать из них оперативные объединения (соединения) у тарных и объединённых ВМС и использовать их в различных видах вооружённых конфликтов с применением обычного и ядерного оружия.

Несмотря на наличие серьёзных политических и экономических противоречий между странами блока в Средиземноморье, командование НАТО стремится продемонстрировать их единство и готовность силой оружия защищать свои «интересы» на море Штабы ударных и объединённых ВМС продолжают разработку новых планов использования военно-морских сил в районах Средиземного моря, активизируют оперативную и боевую подготовку. Это ещё раз подтверждает тот факт, что военно-политическое руководство Североатлантического блока продолжает усиленно готовить свои военно-морские силы к новой войне против Советского Союза и других стран социалистического содружества.