Болезни Военный билет Призыв

Военно-морские силы болгарии

История одного черноморского флота

По залам военно-морского музея Болгарии

В далеком 1883 г. командир Дунайской флотилии и Морской части Болгарского княжества подготовил рапорт о целесообразности создания в г. Русе, на который тогда базировалась флотилия, библиотеки и музея военного флота. С этого момента и отсчитывает свою историю Военно-морской музей Болгарии, хотя для публичного посещения он был открыт только в 1921 г. Что помешало более ранней реализации замысла? Быть может, сама личность командира, коим был капитан- лейтенант Зиновий Петрович Рождественский. Да-да, это тот самый Рождественский, которому потомки припишут все причины Цусимской катастрофы!

А в 1883 г. 35-летний офицер находился в полуофициальной опале. Уже шесть лет его не производили в следующий чин. И все из-за нашумевшей статьи в «Биржевых ведомостях», в которой Рождественский, по существу, дезавуировал сам подвиг «Версты», за который получил, кстати, сразу два ордена – Святого Владимира с мечами и бантом и Святого Георгия 4-й степени. Командование флота к такой честности отнеслось соответственно, и Зиновий Петрович был выслан из России в Болгарию, где сыграл значительную роль в формировании национальных военно-морских сил.

В 1887 г. на княжеский трон был избран австриец Фердинанд фон Заксен-Кобург-Гота (позднее ставший болгарским царем Фердинандом I). И с того момента в болгарском флоте надолго укрепились западноевропейская военная мысль и техника. Музей же, созданный по замыслу З.П. Рождественского, на долгие годы остался делом общественным и находился под управлением Болгарского народного морского соглашения (БНМС) – неправительственной организации, ведавшей, в числе прочего, развитием водных видов спорта.

Новая жизнь началась в 1955 г., когда приказом №46 от 10 мая министр народной обороны основал военно-морской музей в «град Сталин», как тогда называлась Варна. Для музея нашлось вполне просторное здание на Приморском бульваре. Уже 11 августа 1956 г. первые посетители смогли ознакомиться с историей мореплавания на Черном море и развитием ВМС страны.

В 1957 г. состоялось не менее громкое событие – для осмотра был открыт знаменитый миноносец «Дерзкий» («Дрьзки»), участник атаки 8 ноября 1912 г. на турецкий крейсер «Хамидие». Перед входом в музей установлен еще один натурный экспонат – торпедный катер проекта 123К. Это один из восьми ТКА данного типа, поступивших из СССР в 1957 г. Катера исправно служили 18 лет, а в 1985 г. были выведены из состава ВМС.

Миноносец «Дръзки» был открыт для осмотра в 1957 г. Корабль воссоздан на момент атаки 8 ноября 1912 г. турецкого крейсера «Хамидие».

Войдя в здание на Приморском бульваре, сразу оказываешься в неповторимой атмосфере морской романтики. Под входом размещается диорама «На дне», отображающая работу водолаза в глубинах Черного моря. Несколько залов отведены средневековой истории – временам, когда болгарского государства еще не существовало, но у его берегов гремели морские сражения, прежде всего между Российской и Османской империями. Теперь прибрежная полоса от Балчика до Ахтопола представляет собой настоящий клондайк для аквалангистов-любителей и подводных археологов. Со дна подняты древние якоря и части старинных кораблей, в том числе и носовые украшения, представленные в залах музея.

Впрочем, романтика моря достаточно быстро сменяется экспонатами, отражающими героическую и трагическую реальность становления болгарского флота, история которого, как и многое в этой стране, тесно связана с Россией. Как известно, по итогам Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. ни Санкт-Петербург, ни София не достигли поставленных целей. Болгары ограничились относительно самостоятельным Княжеством, а половина страны осталась под контролем турецкого султана и получила наименование Восточной Румелии. Россия вернула себе статус великой державы, но так и не смогла добраться до вожделенных Проливов. Достаточно выгодный для нас Сан- Стефанский договор был под давлением Запада в лице Британии и Австро-Венгрии денонсирован, а Берлинский договор ограничил срок действия русского временного управления в Болгарии девятью месяцами.

В этой обстановке русский императорский комиссар в Болгарии князь А.М. Дондуков- Корсаков предложил создать болгарскую флотилию и Морскую часть для несения брандвахтенной службы на Дунае. Санкт-Петербург эту инициативу одобрил. Местной стороне были переданы плавсредства Дунайской флотилии и штаб в г. Руса. Инженерное ведомство подарило Софии еще три катера.

1 августа 1879 г. в День русского Военно- морского флота в г. Русе на пароходах «Опыт», «Горный Студенъ», «Пордим», «Взрыв», шхуне «Келасура», катерах «Птичка», «Олафчик», «Варна», «Ракета», «Мотала», «Фардинг» и «Бавария» были подняты болгарские флаги. Штат флотилии был установлен в количестве 9 офицеров и 58 унтер-офицеров и матросов. Командиром флотилии и Морской части назначили капитан-лейтенанта Александра Конкеевича, капитана парохода «Опыт».

Пожалуй, самым грозным кораблем флотилии была деревянная шхуна «Куласура», имевшая на борту целых четыре малокалиберных орудия. Она же стала и самым крупным плавсредством, имея водоизмещение 306 т.

В 1882 г. состав флотилии пополнила яхта французской постройки «Александр I», носившая имя первого правителя самостоятельного Болгарского княжества князя Александра Баттенберга. Капитаном «борта №1» водоизмещением 350 т был назначен командир флотилии Александр Конкеевич, которого в 1883 г. сменил капитан-лейтенант З.П, Рождественский. Надо сказать, что Баттенберг еще в 1881 г. прекратил своим указом действие Тырновской конституции и заменил правительство, назначив на министерские посты русских офицеров. Однако надежда на то, что Санкт- Петербург будет решать внутриполитические проблемы в Софии, оказалась бесплодной. В результате дипломатических маневров действие конституции было восстановлено, русские же остались в стране в качестве исключительно военных специалистов, необходимость присутствия которых осознавалась как правящим режимом, так и оппозицией.

Не вдаваясь в подробности Болгарского кризиса 1885-1886 гг., следует отметить, что в результате целой череды событий Восточная Румелия оказалась присоединенной к Болгарскому княжеству, Сербия объявила войну Болгарии и была разгромлена, Вена остановила болгарский «дранг-нах-Вестен», князь Баттенберг низложен и выслан в Россию, откуда через территорию Австро-Венгрии вернулся в страну и вновь, уже по настоянию императора Александра III, сложил с себя княжеский титул и удалился в изгнание. Александр III приказал вернуться на Родину всем российским офицерам. Санкт-Петербург пытался обеспечить стабильность в братской стране и предотвратить растущий конфликт с Веной, но в результате потерял влияние на развитие событий в Болгарии.

Модель учебного крейсера «Надежда».

100-мм корабельное орудие с крейсера «Надежда».

Впрочем, события Болгарского кризиса стали настоящим крещением для флотилии. «Взрыв», в частности, участвовал в десяти рейсах по Дунаю от Русы до Арчара для снабжения болгарских войск в ходе войны с Сербией. Катер «Мотала» захватил сербское парусное судно, что стало первым официальным морским (точнее, речным) боем болгарского флота. Катер «Голубчик» совершил 45 рейсов для обеспечения жизнедеятельности гарнизона Видинской крепости, которой командовал майор Атанас Узунов. Один из героев сербской войны Узунов позднее примкнул к русофильскому заговору. После поражения февральского восстания в Русе он был схвачен и расстрелян.

Болгарский кризис и опрометчивая внешняя политика императора Александра III привели к полной переориентации государства и вооруженных сил на Запад. Все болгарские плавсредства были переименованы в честь местных князей и революционеров. «Голубчик», например, стал «Крумом», в честь древнего хана, «Взрыв» – «Асеном» в память о болгарском царе, «Бычок» – «Христо Ботевым». Командиром флотилии вместо изгнанного Еспера Серебрякова, сторонника русофилов, был назначен капитан Панайот Ангелов, ранее командовавший Портовой ротой в Русе.

Новоизбранный князь Фердинанд I Максимилиан-Карл-Леопольд-Мари Сакс-Кобург- Готский поначалу флот не замечал. Но в 1888 г. правительство все-таки решило воссоздать «портовое капитанство» в Варне и восстановить болгарское военно-морское присутствие на Черном море. При этом основные опасения были связаны с возможной реакцией России на появление «соперника». Но Санкт-Петербург решил не связываться с Софией. Уже в 1889 г. для защиты базы была сформирована специальная артиллерийская часть из пяти русских 65-мм орудий и пяти десятиствольных картечниц.

Первые годы в составе флота настоящих офицеров было немного, но большинство из них ранее служили в России, что вызывало подозрение у тогдашних правителей страны. Новые кадры София начала готовить уже у новых союзников – в военно-морской академии в Ливорно (Италия), Императорском и королевском военно-морском училище в Триесте, британской Королевской академии в Гривинче. Молодежь ехала за рубеж охотно, но возвращаться служить на древних посудинах никто не стремился.

В 1897 г. София обратилась за помощью в строительстве военно-морского флота к Франции. Оттуда незамедлительно был прислан лейтенант Пюшон, сразу же произведенный в капитаны II ранга и назначенный советником правительства по морской части. После прибытия советника из Варны на французские верфи «полетели» заказы. Для начала в Бодо был заказан минный авизо с вооружением от концерна «Шнайдер». В основу проекта был положен французский авизо «Касабланка». Корабль водоизмещением 717 т получил наименование «Надежда» и причислен к классу минных крейсеров. Впрочем, к типу плавсредства скоро стали добавлять слово «учебный». Несмотря на это, судя по представленной в музее модели, для своего времени это была достаточно мощная боевая единица. Артиллерию корабля представляли два 100-мм, два 65-мм и два 47-мм орудия. Торпедное вооружение составили два 381-мм однотрубных аппарата; третья торпеда хранилась в контейнере на борту.

В 1903 г. на фоне угрозы новой войны с Турцией либерально-демократическое правительство вновь разместило заказ на строительство трех миноносцев во Франции. Первоначально предполагалось купить такие корабли в Англии, но парижский банк очень удачно предоставил коммерческий кредит в 100 млн. золотых левов и контракт «уплыл» в Тулон. Кстати, эту же тактику спустя 100 лет французы применят, навязывая Софии вертолеты «Кугар» по 20 млн. евро каждый. Вслед за первыми тремя кораблями, получившими наименования «Дерзкий», «Смелый» и «Храбрый», в Тулоне заказали еще три: «Шумный», «Летящий» и «Строгий». Концерн «Шнайдер» не стал оригинальничать и воспроизвел номерной миноносец французского флота. 97-тонные кораблики получили по три торпедных аппарата: два поворотных однотрубных и один неподвижный в носовой части. Артиллерия традиционно ограничивалась двумя 47-мм пушками «Шнайдер», однако размещенными за полубаком по бортам и поэтому имевшими ограниченный сектор обстрела.

Тем временем Пол Пишон быстро обеспечил кроме прочего получение французской во

енно-технической помощи в форме передачи яхты «De Romas», переименованной в «Камчию» и переквалифицированную в минный заградитель. Из Франции поступили также два 240-мм орудия «Шнайдер» для комплектования береговой батареи в Варне. Одна из этих пушек сохранилась до настоящего времени и находится на открытой площадке рядом с музеем. Подпись под ней лаконична:«Береговое орудие обр. 1907 г. Охраняло г. Варну в Балканской войне 1912-1913 гг.»

Кормовое 75-мм орудие "Кане" поднятое с русского эскадренного миноносца "Лейтенант Пущин" в 2010 г.

Впрочем, многое из поставленного концерном «Шнайдер» имело серьезные дефекты. Но это не помешало Фердинанду I назначить Пишона командующим флотом. На этой должности француз состоял до июня 1908 г. История сохранила противоречивое мнение об этом офицере, но, к слову сказать, именно при нем болгарский флот из речного стал морским. Более того, после отставки Пишона началась борьба за фактическое уничтожение ВМС. Кому-то из окружения Фердинанда, который к тому времени объявил страну независимой, а себя – царем, пришла в голову абсурдная идея создания «смешанного торгово-военного флота». Капитана 1 ранга Станчо Димитриева, унаследовавшего пост командующего, в 1911 г. поблагодарили и уволили. За ним с флота изгнали таких опытных офицеров, как Димитр Добрев (участвовал добровольцем в русско-японской войне в качестве артиллериста на крейсере «Дмитрий Донской»), Народное собрание предложило расформировать Дунайскую флотилию, а Черноморский флот вообще не создавать.

Было закрыто Минно-подрывное училище Дунайской флотилии.

Только к концу 1911 г. болгарские власти опомнились: страна стремительно приближалась к войне. Уже в мае 1912 г. учебный крейсер «Надежда» отправился с тайной миссией в Ялту. На борту находилась правительственная делегация, которая должна была обсудить с императорским двором предстоящее столкновение с Турцией. Правда, в августе «Надежда» напоролась на камни Анхиалской балки и была вынуждена встать на ремонт в России.

Носовое 37-мм орудие, стоявшее на подводной лодке "Подводник №18". Поднято в 2010 г.

Ожидаемая война, получившая название Первой балканской, разразилась 5 октября 1912 г. Вслед за известием о мобилизации флота из запаса призвали Добрева, которого назначили комендантом Варненской крепости. Соотношение сил сторон на море было не в пользу болгар. Турция располагала 82 различными боевыми кораблями. Греция, действовавшая в Средиземном море, своими 25 боевыми плавсредствами смогла пресечь морские перевозки противника по Эгейскому морю. В этих условиях Турция была вынуждена задействовать линию Констанца – Стамбул для перевозки вооружений и техники из Германии и Австро-Венгрии. В Черном море она в качестве главного противника усматривала Россию, но Санкт-Петербург занял позицию дружественного к Болгарии, Сербии и Греции нейтралитета.

София располагала учебным крейсером, шестью упомянутыми выше миноносцами французской постройки, тремя торпедными плавбатареями с двумя аппаратами каждая, двумя импровизированными минными заградителями и 240 морскими минами. На Дунае остались три устаревших невооруженных парохода и два миноносца с шестовыми минами. Россия предоставила 100 мин заграждения типа «Херц».

Модель подводной лодки «Подводник №18».

8 октября 1912 г. состоялось боевое крещение 240-мм батареи. Днем раньше турецкий крейсер «Месидийе» подошел к болгарскому берегу и высадил парламентеров, потребовавших сдачи приморских городов под угрозой разрушения. Поскольку ультиматум был отклонен, крейсер обстрелял Балчик, Каварну и Евксиноград. «Храбрый» и «Летящий» попытались атаковать противника, но безуспешно. Тогда в дело вступили шнайдеровские пушки. Планы разрушения болгарских портов остались нереализованными.

Через месяц, 8 ноября, состоялся самый знаменитый в истории болгарского флота бой, упомянутый выше. Отряд миноносцев, который возглавил Добрев, обнаружил в 32 милях восточнее Варны крейсер «Хамидийе». Турецкий корабль водоизмещением 3904 т, вооруженный двумя 152-мм, восемью 120-мм, шестью 470-мм и шестью 37-мм пушками, а также двумя 450-мм торпедными аппаратами, превосходил все шесть болгарских миноносцев. В районе Варненского рейда находились также два турецких истребителя «Ярхисар» и «Берк и Сатвет», пытаясь перехватить миноносцы болгар.

По крейсеру было выпущено несколько торпед с миноносцев «Летящий» (с дистанции 600 м), «Смелый» (с дистанции 300 м) и «Строгий» (с дистанции, оцененной в 150-200 м). Ни одна торпеда в цель не попала. Ответным огнем 152-мм орудий был поврежден «Смелый». Наконец, в 0-46 с дистанции 60 м «Дерзкий» под командованием мичмана 1 ранга Георгия Купова всадил торпеду в носовую часть «Хамидийе». Добить корабль помешали истребители и неопытность болгар. Крейсер с помощью броненосца «Хайредин Барбаросса», крейсера «Месидийе» и транспорта «Интиба» с трудом добрался до Стамбула, где застрял на двухмесячный ремонт.

Бой получил широкий общественный резонанс. О нем писали в России, Франции, Великобритании. Турецкий флот был по-настоящему деморализован. Но герои остались без наград. Добрев по окончанию войны был уволен и занялся адвокатской практикой в Софии. Победитель турок Георги Купов также не был награжден, а в 1945 г. вообще оказался за решеткой по подозрению в сотрудничестве с «фашистским режимом». Правда, его достаточно быстро выпустили на свободу, но уже обиженный властями дважды моряк отказался принять национальную пенсию и до смерти преподавал в Морском училище в качестве гражданского лица.

31 марта 1913 г. болгары запланировали повторить успех и атаковать силами моторной лодки, переоборудованной в импровизированный торпедный катер, броненосец «Тургут Рейс», находившийся в Эгейском море и безнаказанно обстреливавший болгарские войска. Дерзкий рейд не состоялся только потому, что прекратились боевые действия.

220-мм орудие обр. 1917 г. фирмы "Шнейдер" (Д-36).

По результатам Лондонского договора 17 мая 1913 г. София планировала уже создать флот на Эгейском море, куда получила выход. Однако в ходе Второй балканской войны Болгария, атакованная с четырех сторон, потеряла все, что приобрела ранее.

По итогам Второй балканской войны царский двор быстро попал под влияние Германии. Болгарская армия была поставлена под контроль германского генерального штаба.

Флот должен был подчиняться турецкому штабу, точнее, адмиралу Вильгельму Антону Сушону, но, собственно говоря, подчинять было некого – флота как такового не существовало. Да и Дунайская флотилия была представлена только старыми пароходами. Впрочем, уже 4 октября болгарские пограничники захватили 450-тонный русский колесный пароход «Белград», перевозивший продовольствие сербам. Корабль переименовали в «Варну», вооружив 37-мм пушкой. В таком виде он выполнил 800 транспортных рейсов по Дунаю.

В общем в Великой войне болгарский флот славы не сыскал. А вот отношения с Россией были испорчены надолго. 27 октября 1915 г. маневренная группа Черноморского флота в составе линкора «Императрица Мария», эскадренных броненосцев «Святой Иоанн Златоуст», «Святой Пантелеймон» и «Святой Евстафий», а также крейсера «Кагул» и «Память Меркурия» безнаказанно обстреляли Варну.

Приличный ущерб болгарам нанес русский подводный минный заградитель «Краб», который умудрился поставить мины в фарватере между болгарскими заграждениями. 11 сентября 1916 г. на них подорвался и потонул миноносец «Шумный» и был поврежден «Строгий». 17 сентября погиб буксир «Варна», а 25 сентября – германская подлодка UB-45. Торпедный аппарат «Шумного» впоследствии был поднят, отреставрирован и сохраняется как один из ценных экспонатов музея.

533-мм торпедный аппарат 53-50 с СКР «Смелый».

Правда, на Евксиноград базировались две германские подлодки UB-7 и UB-8, представлявшие реальную угрозу для русского флота. Кроме того, немцы передали 560 мин, выставленных в Варненском и Бургасском заливе. В феврале 1916 г. на болгарском минном заграждении в устье реки Камчия подорвался и затонул русский эсминец «Лейтенант Пущин». Этот 426-тонный корабль оказался самой крупной надводной морской целью, потопленной с участием болгарского флота. Его 75-мм пушка Кане в 2010 г. была поднята со дна и стала экспонатом музея.

В 1916 г. немцы передали Софии подлодку UB-8. Но побед болгарский «Подводник №18» не снискал. Единственная атака на русский эсминец «Быстрый» 10 сентября 1916 г. оказалась неудачной, а сам «Подводник №18» едва ушел от глубинных бомб. После войны он был реквизирован и сгнил на берегу бухты Золотой Рог. Носовое 37-мм орудие в 2010 г. было поднято со дна и в настоящее время занимает место на открытой площадке музея. Аквалангисты сняли с остатков «Подводника №18» и UB-45 еще и перископы, которые теперь можно увидеть на Приморском бульваре Варны.

С момента Февральской революции в России угроза болгарскому побережью ослабла.

В Варне почувствовали себя спокойнее. Более того, в руках болгар оказался 8300-тонный транспорт «Белоруссия», натолкнувшийся на скалы в 15 милях от берега, спасенный и переименованный в «Добруджу».

29 сентября Болгария вышла из войны и сразу же оказалась в глубочайшем кризисе. На трон сел царь Борис III, государство потеряло еще почти 19 тыс. кв. км. Погибло и было искалечено 101 тыс. человек. В нищую страну эмигрировали 50 тыс. русских белогвардейцев. Болгарии было запрещено иметь авиацию, боевые корабли и подводные лодки.

Трагично сложилась судьба учебного крейсера «Надежда». В 1918 г. его направили на ремонт в Севастополь. В декабре на нем вспыхнуло восстание моряков, не желавших участвовать в оккупации Крыма. Мятеж был подавлен силами франко-британской эскадры. Покидая Севастополь, «демократичные» европейцы разрушили двигатель корабля и украли все оборудование. Вступившая в город Красная Армия получила фактически лишь корпус. «Надежда» гнила у берега. Ни денег, ни желания ремонтировать старый корабль у молодой Республики Советов не имелось. В 1934 г. София обратилась с просьбой вернуть то, что осталось, но забирать было собственно нечего. От «Надежды» осталось 100-мм орудие, по счастью снятое в 1912 г. для вооружения береговой батареи в Варне. Сохранилась и 65-мм пушка, демонтированная перед отправкой крейсера в ремонт. Теперь оба орудия также стоят на открытой площадке музея. Кроме того, в числе экспонатов есть еще и 381-мм торпеда с «Надежды». Ее габариты заставили сотрудников музея прибегнуть к «хитрости» – торпеда установлена вертикально на лестничной клетке между 1-м и 2-м этажами.

Легендарному кораблю «Дерзкий» удалось избежать схожей участи. По настоянию победителей он был разоружен, а позднее зачислен в патрульные суда. В 1942 г. на его борту произошел взрыв, и миноносец пошел ко дну. Затем был поднят и восстановлен, служил источником пара для более крупных кораблей, включая переданный Советским Союзом эсминец проекта ЗОК «Георгий Димитров» (бывший «Озорной»). Только в 1956 г. народное правительство решило увековечить подвиг моряков в Первой Балканской войне и выделило средства на полную реконструкцию «Дерзкого». Интересно, что на открытии этого экспоната в качестве почетного гостя присутствовал бывший командир корабля Георги Купов и члены его экипажа.

Межвоенный период и участие Болгарии во Второй мировой войне в музее отражены крайне скупо. Во-первых, флот пришлось восстанавливать заново, так что в 1939 г. повторилась история 1914 г. – новые союзники-немцы были вынуждены ввозить технику сухопутным путем. А главное – гордиться Софии оказалось нечем: страна до сентября 1944 г. участвовала в войне на стороне гитлеровцев, что авторитета любому правительству не добавляет.

Несколько стендов, посвященных событиям 1939-1945 гг., свидетельствуют о том, куда завело страну правительство Богдана Филова. Однако по понятным причинам акцент делается на участие болгарского торгового флота в спасении евреев, перевезенных в Палестину морским путем. Действительно, пароходы «Малка», «Милица», «Рудничар», «Орлик» и другие доставили на Ближний Восток десятки тысяч спасающихся от «окончательного решения еврейского вопроса» Гитлером. Но не обошлось без трагедий. 3 декабря 1940 г. у Варны затонуло судно «Сальвадор», погибло 280 эмигрантов. 24 февраля 1942 г. транспорт «Струма» был торпедирован советской подводной лодкой в Мраморном море. Жертвой неограниченной подводной войны стали 774 человека.

240-мм береговое орудие обр. 1907 г.

15 августа 1941 г. у болгарского берега советская лодка Щ-211 потопила итальянский транспорт и вывела из строя румынский. 16 августа она безуспешно атаковала «Царя Фердинанда». Советский флот активно ставил мины, на которых подорвались, в частности, болгарские транспорты «Родина» и «Шипка». Черноморский флот и его ВВС активно минировали и устье Дуная, поставив 218 мин. Остальная часть реки находилась в зоне ответственности средиземноморской авиационной группировки ВВС Британии, которая поставила 1382 неконтактные донные мины.

Для борьбы с минной опасностью инженер Протасия Пампулов разработал проект катера-тральщика типа МЧК (пр.501). В мастерских флота было построено до августа 1944 г. шесть таких плавсредств. 25-тонный МЧК имел цельнометаллическую конструкцию. Первые катера оснащались 60-сильными двигателями «Мерседес-Бенц», а последующие – «Дойтц». Проект оказался удачным, и строительство этих кораблей продолжалось даже после войны, но уже с советскими дизелями ЗД6. Один из катеров ныне выставлен на наружной площадке музея.

Катер-тральщик типа МЧК (пр.501).

Ударной силой болгарского флота считались торпедные катера типа S-2 германской фирмы «Люрссен». Пять мощных 56-тонных ТКА, вооруженные двумя торпедными аппаратами каждый с боезапасом в четыре 533-мм торпеды, 20-мм зенитным автоматом и двумя пулеметами MG-34 обошлись Софии в 1 млн. рейхсмарок. Впрочем, немцы успели поставить только три катера, а потом, сославшись на трудности с транспортировкой, о контракте «забыли». В порядке компенсации в 1941-1943 гг. болгарам передали четыре торпедных катера «Пауэр», достроенных немцами на верфи «Густо Шиндам» после захвата Нидерландов. Не смогли болгары воспользоваться и лицензионной документацией на S-2 – немцы так и не отгрузили союзникам необходимое оборудование. Да и три полученных ТКА использовались преимущественно кригсмарине.

И действительно, болгары на войну не рвались. София до 5 сентября 1944 г. оставалась нейтральной по отношению к СССР. Основную боевую нагрузку, кроме немцев, вынесли летчики морской авиации. В музее в качестве экспоната представлен аэрофотоаппарат с немецкого разведывательного гидросамолета Ar 196А-3. Они патрулировали побережье, вели разведку, по возможности атаковали советские подводные лодки, оказавшиеся в водах страны.

5 сентября 1944 г. советское правительство объявило войну Болгарии. Войну практически условную, поскольку начавшееся народное восстание тут же свергло временное правительство, а пришедшие к власти левые силы во главе с компартией развернули армию против гитлеровцев. Тем временем десант с советских гидросамолетов на гидроаэродроме «Чайка», отряд торпедных катеров ЧФ в Варне и отряд кораблей в Бургасе оперативно решил судьбу болгарского флота и остатков сил кригсмарине на Черном море. ВМФ Болгарии были расформированы за исключением флотского арсенала, который приступил к ремонту советских боевых плавсредств.

С середины сентября 1944 г. у болгарских моряков началась новая жизнь. По приказу советского командования была создана минно-тральная группа в составе трех тральщиков типа «Емона» и мобилизованных парусников «Царь Борис» и «Устрем». Таких сил явно было недостаточно, чтобы обезвредить ни много, ни мало – 1997 мин на Дунае и 2295 только германских и болгарских мин, не считая советских. Черноморский флот выделил собственные тральщики. Первоначально удалось протралить фарватер на Варненском и Бургасском рейде. За полгода было обезврежено около 200 мин. Траление продолжалось до октября 1948 г. В состав минно-трального дивизиона включили учебный корабль «Асен» и три катера типа МЧК. В составе советской дунайской флотилии полудивизион болгарских тральщиков протралил 34670 км и уничтожил самостоятельно и вместе с союзниками 94 мины. В ходе очистки от мин румынского побережья погибли три болгарских моряка. Об этой действительно героической странице истории национальных ВМС напоминают образцы мин, установленные на открытой площадке музея.

Парижская конференция 1947 г. принесла Болгарии очередные территориальные и моральные потери. Страна вновь лишилась выхода в акваторию Средиземного моря. По настоянию Греции состав флота был ограничен 2500 военнослужащими и суммарным тоннажем 3250 т. Но скоро все изменилось. Болгария под руководством компартии и во главе с Георгием Димитровым на долгие годы стала верным союзником СССР. А Москва к своим союзникам относилась достаточно серьезно. В августе 1947 г. на переговорах в советской столице перед болгарским государством была поставлена задача – готовиться к отражению возможной агрессии со стороны Турции или Греции, где только что были разгромлены левые силы.

Димитров обратился лично к Сталину с просьбой об усилении флота путем передачи эсминца. Вождь народов без колебаний приказал главкому Юмашеву выделить три корабля такого класса. Командующий болгарским ВМФ капитан 1 ранга Кирил Халачев ужаснулся перспективы освоения столь крупных боевых кораблей в таком количестве и выпалил: «Можно, только один?». Сталин задумался и спросил Димитрова: «А как вы будете с одним-то эсминцем?». Впрочем, не дождавшись ответа, дал согласие: «Пусть будет один. На нем будете готовить кадры». В результате Димитрову были обещаны эсминец, дивизион торпедных катеров, по дивизиону больших и малых охотников, три подлодки и эскадрилья Ту-2. При этом Юмашев предложил базировать ТКА и ДЭПЛ на Севастополь и Одессу, а в Варне – ДЭПЛ Краснознаменного Черноморского флота.

22 августа Болгария официально получила заявление Правительства СССР о передаче ей в дар эсминца, двух больших охотников типа БО (проект 122а), четырех малых охотников МО-4 и шести деревянных ОД-200 (проект 200). На них и предстояло готовить новый народный флот, ведь из состава ВМС было «вычищено» 150 офицеров.

Единственный вертолет Ка-25Ц, полученный Болгарией.

Вертолет Ми-4.

Первым эсминцем в составе болгарского флота стал ветеран войны «Железняков» (он же «Занте», «Петровский» и «Корфу»), заложенный в 1915 г., но достроенный в Николаеве только спустя 10 лет. К моменту передачи 1745-тонный корабль имел на вооружении четыре 102-мм, две 76-мм орудия, по два 37-мм, 25-мм зенитных автомата и пулемета ДШК. Торпедное вооружение было представлено двумя трехтрубными аппаратами. В ходе модернизации «Железняков» получил британскую РЛС и ГАС ASDIC, а также относительно современные гирокомпас и радиопеленгатор. Такой техники у болгар раньше не было, поэтому подарок советских властей был воспринят действительно с воодушевлением. Позднее «Железняков», выражаясь языком отечественной пропаганды, стал «кузницей кадров народного флота Болгарии». На память о корабле в музее сохранилось 102-мм орудие.

Да и оборудование катеров проекта 122а было вполне адекватным. На них стояли РЛС «Гюйс-1М» и «Дракон-134С» – копии британских систем, а также гидролокатор «Тамир-10». Эту аппаратуру и начали осваивать моряки нового флота.

В качестве инструкторов на кораблях и катерах достаточно долго несли службу моряки КЧФ. Советские специалисты помогли учредить и Гидрографическую службу, благодаря которой в 1950 г. впервые появились национальные карты и лоции, сменившие британские справочные издания.

В 1948 г. с эксплуатацией «Железнякова» возникли проблемы: возраст давал о себе знать. Корабль вернули, получив взамен новый эсминец «Озорной» (проект ЗОК), который стал носить имя «Георгий Димитров». Командиром корабля был назначен капитан II ранга Иван Добрев, спешно отозванный из Ленинграда, где обучался в Военно-морской академии.

«Георгий Димитров» стал первым кораблем болгарских ВМС, покинувшим Черное море. В 1957 г. он посетил с дружеским визитом Албанию. В 1950 г. экипаж корабля впервые на флоте стрелял по радиоуправляемой мишени и, к чести моряков, – попал. Эсминец служил до 1960 г., когда, будучи признанным безнадежно устаревшим, был отбуксирован в Варненское озеро, где и затонул в 1963 г. Остатки корабля разрезаны на металл, так что в музее он представлен только моделью.

В 1954 г. Болгария вновь обзавелась подлодками. Из состава КЧФ были переданы три малые ДЭПЛ типа «М» XV-й серии (проект 96). М-202 «Рыбник Донбасса» и М-203 «Иркутский рыбак» были построены еще в 1940 г., а вот М-204 – уже в 1947 г. Их боевая ценность считалась условной, но для подготовки кадров лодки вполне годились. ДЭПЛ служили Болгарии всего два года. Две лодки вернулись в Севастополь для разделки, третья была утилизирована на месте. От нее в музее сохранился перископ.

С приходом на флот «малюток» статьи Парижского договора были окончательно похоронены. «Стесняться» стало незачем, и свежеполученные 12 катеров типа ТМ-200 были довооружены, получив штатные 533-мм торпедные аппараты. Одновременно началось перевооружение Дунайской флотилии. Для обороны речных границ Софии были поставлены девять речных бронекатеров проекта 1124 и один – проекта 1125, оборудованных аппаратурой траления, четыре сторожевых катера типа СК, два речных тральщика и плавбаза.

С подписанием в 1955 г. Варшавского договора задачи болгарских ВМС существенно расширились. Требовалось резкое увеличение личного и, в первую очередь, офицерского состава. С этой целью Морскому училищу передали учебный парусник «Чумерна» и трехмачтовую шхуну «Н.Й. Вапцаров». Подготовленные в Варне кадры в 1957 г. получили для освоения новую технику – СКР «Дерзкий», а через год и «Смелый», оба проекта 50. Эти сторожевики стали носить имена прославленных миноносцев времен Первой Балканской войны. Полученные корабли прослужили долгую службу и были списаны только в 1989 г. Кстати, болгары изменили состав штатного зенитного вооружения проекта 50, сняв спаренные 37-мм зенитные установки Б11-М1 и установив на их место ЭУ-23М.

100-мм установка Б-34УСМА со «Смелого» заняла почетное место в музее. Рядом находится и 533-мм трехтрубный торпедный аппарат 53-50 с этого же корабля. Еще пять лет назад был выставлен противолодочный многозарядный бомбомет МБУ-200 (советский вариант знаменитого британского «Хеджхога») с СКР проекта 50, правда, сейчас его почему-то нет.

В том же 1957 г. Болгария получила две подводные лодки проекта 613, названные «Слава» и «Победа». Они прослужили до 1972 г.

Развивалась и береговая оборона. В1962 г. в составе ВМС был сформирован дивизион «Сопка» берегового противокорабельного ракетного комплекса С-2. Надо сказать, София получила «Сопку» одной из первых: в советском ВМФ комплекс был принят на вооружение только в 1958 г. В 1979 г. СССР поставил союзнику ПКРК «Редут», принятую на вооружение 2-го отдельного ракетного полка. А пусковая установка «Сопки» с ракетой 4К-87 с 1980 г. заняла место в музее.

Новый береговой ракетный комплекс «Редут» обладал значительной дальностью и мог обстреливать цели на дальности до 270 км. Для реализации этих характеристик было необходимо внешнее целеуказание. Для этого Болгария получила один Ка-25Ц, оснащенный РЛС «Успех» и аппаратурой кодированной передачи целеуказания. После списания «Редута» необходимость в этом вертолете отпала, и он занял место рядом с «Сопкой» в музее.

В 1970-е гг. ВМС Болгарии усилились за счет вступления в строй шести ТКА проекта 206 «Шторм», трех РКА проекта 205 «Цунами» и трех РКА проекта 205У. Почти все они «пали жертвой» демократизации и сближения с Западом. Лишь один 206 был разоружен и передан национальной службе «Пограничные войска», входящей в МВД. В музей был передан дизельный двигатель М-503, одно время служивший учебным пособием в Морском училище.

Пусковая установка комплекса С-2 с ракетой 4К-87.

Тральщик "Цибер" (тип "Трипартит") ВМС Болгарии. 2014 г.

Тогда же ВМС получили, наконец, вполне боеспособные ДЭПЛ проекта 633. Они получили имена «Слава» и «Победа» – те же, что и лодки проекта 613. В 1984 г. пришли еще две субмарины, получившие имена «Ленинский комсомол» и «Димитровский комсомол». В 1990 г. первые две были списаны, а «комсомолы» переименованы в «Надежду» и «Славу» и служили Болгарии достаточно долго. Еще лет пять назад местные адмиралы доказывали необходимость сохранения хотя бы «Славы» для подготовки экипажей противолодочных вертолетов Ми-14. Одновременно морская авиация настаивала на продлении ресурса Ми-14 для подготовки экипажа подлодки. Однако и это закончилось: лодку списали в 2011 г., а вертолеты ожидают на базе «Чайка» своей участи.

В 1989-1990-е гг. в Болгарию пришли последние боевые корабли советской постройки – СКР проекта 1159, два МПК проекта 1241.2ПЭ и большой ракетный катер проекта 1241.1. Вскоре их переименовали и переклассифицировали. Сторожевик «Смелый» был по- западному отнесен к фрегатам, противолодочные «Бодрый» и «Решительный» стали корветами, а РКА «Молния» именуется с тех пор ракетным корветом. Флагманом флота стал фрегат «Дерзкий», бывший бельгийский корабль «Ванделаар» класса «Виллинген», построенный в начале 1970-х гг, и переданный Софии в 2005 г. Еще два «систершипа» под именами «Верный» и «Гордый» пришли в Болгарию в 2008 г. Об этих событиях, равно как и об участии «Дерзкого» в операции у ливийских берегов в 2011 г., рассказывает стенд в зале, посвященном сегодняшнему дню ВМС страны.

Впрочем, советские корабли до сих пор в строю. С территории Варненского морского вокзала можно увидеть и «Смелый», и «Бодрый» с «Решительным», хотя на переднем плане маячит свежеприобретенный бельгийский тральщик «Цибер». Болгарские «Виллингены» базируются на Бургас, но в море выходят редко.

Так что история флота небольшой черноморской страны продолжается. Как знать, какие еще экспонаты пополнят экспозицию в ближайшее время. Тем более что активно работают аквалангисты-археологи, поднимая со дна необычные находки.

М. В. Павлов, кандидат технических наук, старший научный сотрудник

И. В. Павлов, ведущий конструктор

Из книги Техника и вооружение 1998 01 автора

История одного памятника Волоколамск – город древний. В двух словах – Волок на Ламе, из которых сплелось название городка, причудливо звучит звон колоколов седой старины. И все же известность и славу принесли Волоку не деяния вятичей и кривичей, а кровавая осень 1941

Из книги Техника и вооружение 2005 06 автора Журнал «Техника и вооружение»

История одного оборонного предприятия М. УсовРазвитие вооружений и военной техники связано не только с крупными знаменитыми КБ и гигантами индустрии. Немалый вклад в этот процесс внесли небольшие предприятия, известные только специалистам.Эта статья посвящена

Из книги Техника и вооружение 2005 07 автора Журнал «Техника и вооружение»

История одного оборонного предприятия М. УсовОкончание. Начало см. в «ТиВ» N36/2005 г.РАЗРАБОТКИ ЗАВОДАПриведу некоторые наиболее значимые работы, выполненные на заводе.А Разработки ПКБ (ЦЭЗ№ 1 ГБТУ)I. Подвижные технические средства восстановления и обслуживания для

Из книги Крепости на колесах: История бронепоездов автора Дроговоз Игорь Григорьевич

История одного бронепоезда И в завершение рассказа о бронепоездах гражданской войны, представим биографию одного из десятков бронированных поездов Красной армии. Его судьба типична для многих других участников этой исторической драмы, поэтому будет интересна всем,

Из книги Чеченский капкан [Между предательством и героизмом] автора Прокопенко Игорь Станиславович

Глава 12 Карамахи. История одного штурма В мае 1998 года ваххабиты захватили отделение милиции в Карамахи, убили майора, вооружились и установили в селах свою власть. Они пользовались поддержкой Шамиля Басаева, Хаттаба и их бандитов и постоянно получали от них помощь. Во

Из книги Констанца 1941 - альтернатива автора Щеглов Дмитрий Юрьевич

ВВС Черноморского Флота Командир 2-го минно-торпедного авиационного полка ВВС ЧФ майор Алексей Григорьевич Биба поднял все пять эскадрилий по тревоге в 3 часа утра, и в 3:30 60 ДБ-3Ф взлетели с аэродромов в Сарабузе и в Карагозе. К пяти утра самолеты вышли к

Из книги Герои русского парусного флота автора Шигин Владимир Виленович

ЛЕЙТЕНАНТ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА …Служба на парусном флоте никогда лёгкой не была, а потому считалась в России уделом дворян худородных, тех, о ком говорили презрительно: «У них и дворни-то есть, что собака с курицей!»; такие худородные и шли в Санкт-Петербургский Морской

Из книги Житейская правда разведки автора Антонов Владимир Сергеевич

Глава 3. ПОЭТ И ЧЕКИСТ (История одного посвящения) В этой главе мы хотим рассказать об обычных людях, обычной дружбе и истории, которую они создавали. Свое знаменитое стихотворение «Солдаты Дзержинского» Владимир Маяковский сопроводил посвящением: «Вал.

Из книги Битва за Крым 1941–1944 гг. [От разгрома до триумфа] автора Рунов Валентин Александрович

Действия чЕрноморского флота Накануне Великой Отечественной войны Черноморский флот, как и все остальные флоты Советского Союза, в соответствии с действовавшими в то время документами, определявшими и регламентировавшими оперативную и боевую деятельность

Из книги Боевая подготовка ВДВ [Универсальный солдат] автора Ардашев Алексей Николаевич

Первый парашютный десант Черноморского флота и рождение черноморского флотского спецназа в начале Великой Отечественной войны Планируя высадку 22 сентября 1941 г. с моря в тыл осаждающим Одессу румынским войскам, в район села Григорьевка, 3-го полка морской пехоты,

Из книги Герои Средиземного моря автора Шигин Владимир Виленович

Лейтенант Черноморского флота …Служба на парусном флоте никогда легкой не была легкой, а потому считалась в России уделом дворян худородных, тех, о ком говорили презрительно: «У них и дворни-то есть, что собака с курицей!» такие худородные и шли в Санкт-Петербургский

Из книги Крым: битва спецназов автора Колонтаев Константин Владимирович

Глава 1. Первый парашютный десант Черноморского флота и рождение черноморского флотского спецназа в начале Великой Отечественной войны Планируя высадку 22 сентября 1941 года с моря в тыл осаждающим Одессу румынским войскам, в район села Григорьевка, 3-го полка морской

Из книги Обратная сторона войны автора Сладков Александр Валерьевич

История одного командира – Американцы – хорошие люди.– Да с чего ты взял!Наш спор с Вадиком продолжался уже битый час. Съемки на сегодня все сорвались, и мы теснились в нашем вагончике.– Какие же они хорошие? Что за страна такая – двести лет, двести войн.– Это

Из книги Служба внешней разведки. История, люди, факты автора Антонов Владимир Сергеевич

Друг Маяковского История одного посвящения Таинственный «Вал. М.»Свое знаменитое стихотворение «Солдаты Дзержинского» Владимир Маяковский сопроводил посвящением: «Вал. М.».Стихотворение было написано накануне 10-летия органов ВЧК - ОГПУ и опубликовано одновременно в

Из книги Арсенал-Коллекция, 2013 № 05 (11) автора Коллектив авторов

История одного полка ЛаГГ-3Часть 1Основу многих публикаций на авиационную тематику обычно составляют либо известные наши асы, либо известные своими боевыми результатами авиационные части и соединения. В основном эти публикация касаются Героев Советского Союза и

Из книги Арсенал-Коллекция, 2013 № 06 (12) автора Коллектив авторов

История одного полка Часть 2 1-й ряд, лежат (слева на право): инженер-капитан Смирнов, ст.л-нт Зайцев И.И., ст. л-нтСмирнов Н.Н. и мл.л-нтБондаренко И.В.; 2-йряд (сидят): мл.л-нтСилин Г.Т., л-нтЛатышев И.И., л-нт Рыжков С.Н., майор Гусаров Д.А., п/п-к Торопов, мл.л-нт Барановский И.И., л-нт

История болгарского военного флота началась еще во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. С тех пор болгарский флот никогда не хватал звезд с неба. Как то незаметно получилось так, что его современный боевой потенциал будет даже немного больше, чем у ВМС Украины – при том, что население и экономические возможности Болгарии намного меньше, чем в нашей стране.

Паровой катер «Птичка»
Фото: vimpel.boinaslava.net

Начало – с русской помощью
Болгария получила свои первые военные корабли сразу после русско-турецкой войны и обретения независимости. По представлению командующего русскими войсками в Болгарии князя Дондукова-Корсакова, Княжеству Болгария передали несколько русских пароходов и катеров. В июле 1879 г. князь Александр подписал указ о создании Военного министерства, в структуре которого было и морское управление.

31 июля 1879 г. (по старому стилю) в городе Русе (тогда Рущук) на пароходах «Горни Студень», «Породим», «Опыт», «Взрыв» и катерах «Мотала», «Ракета», «Олафчик», «Фардинг», «Бавария» торжественно подняли болграские флаги. Для портового управления в Варне Россия передала шхуну «Келасуры», катера «Варна» и «Птичка». Так начала свою историю болгарская Дунайская флотилия. Все ее корабли были небольшими торговыми пароходами, мобилизованными Россией для войны с Турцией. Катера ранее принадлежали Балтийскому флоту России и на время войны были перевезены на Дунай по железной дороги. Катер «Птичка» изначально принадлежал мощнейшему русскому броненосцу «Петр Великий».

Человеческим ядром молодой болгарской флотилии на Дунае стали русские добровольцы – 7 офицеров и 58 унтер-офицеров и матросов. Их служба в Болгарии была одобрена лично императором Александром II.

Первым командиром флотилии стал капитан-лейтенант русского флота Александр Конкеевич. Организовав флот и систему службы, он также открыл в Русе Машинную школу – первый технический ВУЗ в Болгарии. В 1883 году Конкеевич также заказал во Франции княжескую яхту «Александр I». В том же 1883 году Конкеевича в звании капитана 2-го ранга уволили со службы под предлогом злоупотреблений, а на самом деле – за ряд критических статей в газетах о ходе русско-турецкой войны.

Княжеская яхта «Александр I», 1890 г.
Фото: vimpel.boinaslava.net

После недолгого (всего месяц) периода, когда флотилией командовал русский лейтенант М.Я. Бал, следующим «главкомом», совмещавшим должности командира флотилии и княжеской яхты, стал печально известный в истории русского флота по Цусимскому разгрому Зиновий Петрович Рожественский. Но тогда это был молодой офицер, полный энтузиазма и хлебнувший боевого опыта – на вооруженном пароходе «Веста». При Рожественском болгарской флотилии передали из русского флота две миноноски «Черепаха» и «Бычок», велись переговоры и о передаче более крупных боевых кораблей для службы на Черном море. Кроме того, Зиновий Рожественский создал военно-морские регламенты и уставы, основал военно-морской музей и библиотеку.

Зиновий Рожественский в звании лейтенанта
Фото: tsushima.su

Сербо-болгарский конфликт – начало самостоятельности флота Болгарии
После того, как 6 сентября 1885 года Болгария и автономная турецкая провинция Восточная Румелия объединились. Этот акт вызвал резкий протест Австро-Венгрии и осложнения в отношениях Болгарии и России, которые с тех пор все время оставались достаточно холодными. Россия отозвала всех своих военнослужащих, в результате чего в армии Болгарии и на флоте не оказалось ни одного офицера по званию выше капитана.

Итогом кризиса стала кратковременная война Болгарии с Сербией (боевые действия продолжались с 14 по 28 ноября 1885 г.), поводом к которой стал пограничный спор о землях вдоль реки Тимок. В двух сражениях болгарская армия перенесла операции на территорию Сербии. Но при этом сербы трижды пытались штурмовать город Видин, защищаемый слабым болгарским гарнизоном.

Миноноска «Бычок», впоследствии переименованная в «Христо Ботев» на Дунае
Фото: vimpel.boinaslava.net

На Дунае болгарский катер «Мотала» захватил два сербских торговых судна. Флотилия помогла отстоять Видин, доставив в осажденный город боеприпасы и продовольствие.

Паровой катер «Мотала», переименованный в «Стефан Караджа»
Фото: vimpel.boinaslava.net

После угроз Австро-Венгрии о ее вмешательстве, если болгарская армия не отступит, в дело вмешалась и Россия. Несмотря на охлаждение отношений с Болгарией, Россия не была заинтересована в ее ослаблении – и пригрозила серьезными последствиями уже Двуединой монархии. Конечным итогом войны, в которой с двух сторон погибло меньше полутора тысяч человек, стало международное признание объединения Болгарии и Восточной Румелии. А в более глобальном плане сербо-болгарский конфликт развалил Союз трех императоров, чем положил начало длительному противостоянию России против Австро-Венгрии и Германии, завершившемуся Первой мировой войной.

Строительство флота – политика и коррупция
В дальнейшем болгарская флотилия понемногу пополнялась небольшими пароходами и катерами. В 1897 году началось создание морских сил Болгарии на Черном море – в Варне организовали Морскую часть и флотский арсенал. В 1899 году флотилию на Дунае и Морскую часть объединили в Военно-морской флот со штабом в Варне.

Первым крупным болгарским кораблем стала построенная во Франции в 1897-98 гг. торпедная канонерская лодка «Надежда», водоизмещением в 717 тонн, вооруженная двумя 100-мм орудиями, двумя 380-мм торпедными аппаратами и четырьмя малокалиберными пушками. Относительно масштабов болгарского флота эта канонерка числилась в ранге крейсера.

Канонерская лодка – «крейсер» «Надежда»
Фото: tsushima.su

В 1906 году для болгарского флота закупили французскую яхту «Де Ромас» 1883 года постройки, переименованную в «Камчия». Небольшое судно водоизмещением 105 тонн в 1911 году переоборудовали в минный заградитель, который мог поставить 12 мин.

Минный заградитель «Камчия»
Фото: tsushima.su

Следующим серьезным пополнением флота стали шесть миноносцев стандартного «38-метрового» типа, также построенных во Франции в 1907-1908 гг., но собранных в Варне При водоизмещении 97 тонн они могли развивать скорость до 26 узлов и были вооружены двумя 47-мм пушками и тремя 450-мм торпедными аппаратами. Миноносцы получили названия «Дерзкий», «Смелый», «Храбрый», «Строгий», «Летящий», «Шумный». Впрочем, несмотря на достигнутую штатную скорость, на практике оказалось, что миноносцы в реальных условиях давали скорость всего в 22 узла, чего было недостаточно для торпедной атаки крупных кораблей.

Миноносцы типа «Дерзкий»

В 1912 году Болгария стала чуть ли не единственной страной в мире, создавшей боевой катамаран. Из двух старых катеров «Ракета» и «Амалия» соорудили двухкорпусный минный транспорт. Кроме того, в 1907 году для защиты Варны во Франции построили три 17-тонных понтона, на каждом из которых имелся торпедный аппарат. Основой береговой артиллерии являлась батарея из двух 240-мм орудий у Варны.

Паровой катер «Амалия»
Фото: vimpel.boinaslava.net

План системы береговой обороны Варны перед Первой Балканской войной с указанием секторов обстрела береговой артиллерии
Фото: tsushima.su

Уклон болгарского флота в сторону Франции объясняется просто. Флотом командовал француз Поль Пишон, лоббировавший интересы своей страны. Все финансирование велось за счет кредитов из Франции, поэтому ряд выгодных предложений о покупке подержанных боевых кораблей в Англии и Германии или даже бесплатной передачи старых русских кораблей не осуществились. Военно-морские силы не пользовались поддержкой общественного мнения. Так, в декабре 1908 года за предложение вообще ликвидировать военный флот проголосовал 51 депутат Национального Собрания.

Офицеры самого первого экипажа крейсера «Надежда», в центре сидит будущий командующий флотом Поль Пишон, Бордо, 1896 г

В самой Болгарии существовало несколько течений. Условные «русофобы» считали, что болгарскому флоту не нужны устаревшие русские корабли. Они же надеялись, что в случае конфликта с Турцией в дело вмешается русский флот, а при войне с Россией болгарский флот в любом виде окажется немедленно уничтоженным. «Французская» партия под руководством Пишона препятствовала всем попытками пополнения флота подержанными кораблями, так как иначе болгары не стали бы заказывать корабли на французских верфях. Кроме того, при постройке кораблей во Франции вскрылось множество коррупционных скандалов, а планы сотрудничества с Россией натыкалась на неиллюзорную возможность создания русской военно-морской базы в Варне или Бургасе, на что болгарская сторона пойти не могла.

Миноносец «Смелый», снимок до Первой мировой войны
Фото: tsushima.su

Сборка в Варне одного из миноносцев типа «Дерзкий»
Фото: tsushima.su

Единственным человеком в болгарском флоте, имевшим реальный боевой опыт, был Димитр Добрев. В 1904 г. он отправился в Кронштадт на обучение в артиллерийских классах. Но во время русско-японской войны Добрев по собственной инициативе смог стать артиллерийским офицером на крейсере «Дмитрий Донской», прошел на нем весь путь 2-й Тихоокеанской эскадры, Цусимское сражение (под началом бывшего командующего болгарским флотом) и гибель корабля в последнем бою с японскими крейсерами у острова Дажелет.

Крейсер «Дмитрий Донской», из сборника открыток о 2-й Тихоокеанской эскадре
Фото: tsushima.su

Капитан Димитр Добрев
Фото: roguewarriorbg.com

Александр Вельможко

День военно-морских сил Болгарии ежегодно отмечается во второе воскресенье августа и поводом дл этого послужило событие 12 августа 1879 года, когда на четырех российских военных кораблях «Опыт », «Взрыв », «Пордим » и «Горний Студен », пришвартованных в порту Руссе, под государственный гимн, был поднят болгарский флаг. Этот торжественный акт ознаменовал рождение болгарского военного флота.

Как правило, второе воскресенье августа это лишь кульминация празднования Дня флота Болгарии. По существу, вся неделя, предшествующая празднику, исполнена событиями, так или иначе связанными с морем и морским флотом. Поэтому в Болгарии люди давно называют эту неделю «Праздник моря». В это время в стране проводятся смотры военных кораблей, проводятся различные выставки, а армейские оркестры дают концерты.

Праздник моря отмечают как в Варне, Бургасе, так и в придунайских городах - Руссе, Видин и Силистра. Традиционно праздничные мероприятия начинаются в городе Руссе с возложения венков к могиле моряка, а заканчиваются в городе Варне, где проводится военный ритуал торжественного поднятия флагов на кораблях военно-морских сил на территории Морского порта. В рамках чествований проводится ритуал военной присяги молодого призыва, а выпускники Морского училища получают свое первое офицерское звание.

Учитывая, что большинство стран черноморского бассейна, в определенной мере, уже прошли кризисный период и приступили к строительству современных флотов, некоторым морским державам еще можно порекомендовать посмотреть на опыт развития болгарского флота.

состав военно-морских сил Болгарии

Боевой состав ВМС Болгарии подводная лодка «Слава » проект 633, фрегат «Дръзки » класса «Wielingen », корвет «Смели » проекта 1159, корветы «Летящи », «Бдительни », «Бесстрашни », «Храбри » проекта 204, корветы «Решителни », «Бодри » проекта 1241.2, средние «Сириус » и «Антарес » проект 770, семь малых десантных кораблей проекта 106К, базовые тральщики «Бриз », «Шквал », «Прибой », «Шторм » проекта 1265Э, рейдовые проекта 257Д «Искар », «Зибар », «Добротич », «Евстати Винаров », четыре рейдовых тральщика проекта 1258, шесть рейдовых тральщиков проекта 1259, два катера-тральщика проекта 501, проекта 1241.1Т «Молния», ракетные катера проекта 205Э «Урагон », «Гръм », «Светкавица », «Смерч », «Буря », «Тайфун ».

корвет «Решителни»

подводная лодка «Слава» проекта 633

корвет «Смели» проекта 1159

Военно-морские силы Болгарии организационно включают две военно-морские базы, пункт базирования и другие части и подразделения. В военно-морской базе Атия (п. Бургас) дислоцируются дивизионы патрульных кораблей, тральщиков и вспомогательных судов, а в Варне базируются дивизионы подводных лодок, патрульных кораблей, тральщиков и вспомогательных судов. Легкие силы военного флота Болгарии, состоящие из двух дивизионов ракетных катеров, базируются в порту Созопол.

Сегодня строительство военно-морских сил Болгарии осуществляется в соответствии с «Планом модернизации и принятия на вооружение новых систем вооружения и военной техники на период до 2015 года » утвержденным правительством Болгарии в мае 2004 года. В военно-морской базе Зее-Бюрге 21 октября 2005 года национальный военно-морской флаг был поднят на фрегате «Дръзки ». Пополнение корабельного состава осуществляется не только за счет иностранной военно-технической помощи. На верфи в Варне для национального флота строится четыре новых корвета. В ближайшее время военный флот Болгарии пополнится и другими современными видами вооружений: достигнута договоренность с французской компанией «Eurocopter » о закупке шести новых вертолетов корабельного базирования; на вооружение ВМС поступят также автомобильная техника, комплексы радиационной и химической защиты, системы наблюдения за надводной и воздушной обстановкой. Среди одиннадцати приоритетных проектов, предусмотренных планом перевооружения и модернизации национальных вооруженных сил, является закупка и строительство малых военных кораблей класса « ».

К середине 1980-х годов военно-морские силы Болгарии строились как элемент системы безопасности организации Варшавского договора по советскому образцу. Поэтому, достаточно гармоничный на первый взгляд состав ВМС Болгарии имеет существенный недостаток: большинство универсальных кораблей дальней и ближней морской зоны не являются такими по составу вооружения. «Корветы» проектов 204, 1159, 1241.2 ВМС Болгарии являются ни чем иным как малыми противолодочными кораблями советской постройки. Выражаясь техническим языком на вооружении этих кораблей нет ударного ракетного комплекса, что суживает их функциональность, и делает невозможным выполнение значительной группы заданий возлагающихся на корабли данного типа.