Болезни Военный билет Призыв

Вода – источник жизни подготовительная группа. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Вода вокруг нас. Вода источник жизни» Воспитатель: Горбань О. П

Кириенко Л.М.

МБДОУ№168, г.Кемерово

Конспект занятия в подготовительной группе

«Вода - источник жизни на земле»

Программное содержание: Уточнить и пополнить знания детей о воде, как среде обитания животных, приспособлении животных к водной среде, свойствах воды, о переходе воды из одного агрегатного состояния в другое. Систематизировать знания об использовании воды человеком. Учить моделировать среду обитания.Формировать у детей чувство ответственности за всё живое, стремление оказывать помощь.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке за водой, снегом, льдом, чтение и разучивание загадок, элементарные опыты с водой, рассказы детей из личного опыта о солёной и пресной воде.

Материал: глобус, макет планеты «Тау».пробирки, колбы, стекло, вода, лёд, звёздные карты, картинки водоплавающих птиц, морских животных.

Дети, хотите отправиться со мной в путешествие на космическом корабле? Для этого полёта нам нужны сильные, смелые ребята, а чтобы ими стать,надо много тренироваться. Сейчас мы с вами проведём небольшую тренировку.(Дети выполняют физ. упр-ия)

Ну вот вы и готовы. Проходите на наш корабль. (Дети садятся) В нашем полёте мы увидим множество звёзд, планет, созвездий. Одни большие, а другие совсем маленькие, одни ярко сверкают всеми красками радуги, другие тусклые, а есть совсем чёрные, остывшие звёзды.(Раздаётся морзянка)

Что это? Кажется кто-то передаёт нам какие-то сигналы, сейчас попробую расшифровать…:

-« На нашей планете ТАУ происходит что-то необычное, погибли все растения и животные, помогите нам!»

И так, нас просят о помощи инопланетяне. Согласны им помочь?

Как называется планета, где нужна помощь? Давайте найдём её на звёздной карте.(Дети достают звёздные карты)

Она находится в созвездии «Льва» , но прежде,чем до неё долететь, давайте по карте проложим наш путь: от «Земли» полетим в верхний левый угол к созвездию «Весы»,от него в нижний правый угол к созвездию «Рак», а затем в верхний правый угол, к созвездию «Льва». Соедините по цифрам звёзды созвездия, сколько их? (10)

А теперь давайте уточним дату и время вылета.

Какое сегодня число, месяц? Время вылета 10 часов. - Где должна стоять большая (маленькая) стрелка?

Начинаю отсчёт-5-4-3-2-1-пуск! (звучит музыка)

Дети, посмотрите, что это за маленькая голубая планета? Как она называется?(Ответ)

Какого цвета на её поверхности больше всего? Что это такое? (Вода) .Какая вода в океанах на вкус? Её можно пить? Почему?

А есть ли жизнь в солёной воде? Давайте посмотрим. (дети подходят к морским животным).

Кто живёт в солёной воде? Что хорошего можно сказать о солёной воде?(Купаться, делать солёные ванны и т.д.)

А чем она вам не нравится? (Можно утонуть и пить её нельзя…)

Какую воду мы с вами пьём?

А где эта пресная вода на земле? Смотрите сколько маленьких голубых ниточек по всей суше на «Земле». Как у нас по венам течёт кровь,так и у «Земли» рек и озёра с пресной водой. В России насчитывается около 3 миллионов рек, ручьёв, каналов. Общая протяжённость- 10 млн км.

Как вы думаете, откуда начинаются реки? (С ручейков, родников). Давайте, представим что мы тоже ручеёк (игра «Ручеёк»).

И вдруг наш ручеёк разливается в огромное озеро. Но что это? Сколько разных птиц с длинными ногами и с короткими перепончатыми. Вы их узнали? - Чем они похожи? (Перепонки, длинные шеи,клюв,ноги).

Как называются эти птицы, если они живут постоянно в воде? (Водоплавающие)

А эти птицы плавать не умеют, у них нет перепонок на ногах,что им помогает добывать корм в воде? (Длинная шея,клюв,ноги) .Какие это птицы? (Аист,журавль,фламинго, цапля).

Сейчас у нас на «Земле» какое время года? (Зима). Эти птицы могут у нас зимовать? Значит эти птицы что сделают? (Улетят) И так, какие это птицы? (Перелётные) (Дети садятся).

(На столе вода и лёд)

Как же так, была вода, она могла течь, её можно было разлить и вдруг- лёд?

Почему вода превратилась в лёд?

Назовите признаки льда. (Блестит, гладкий, холодный, твёрдый, хрупкий, прозрачный.)

На что похож лёд? (стекло)

Какое оно? (гладкое, прозрачное,твёрдое, блестящее, хрупкое)

Чем же отличается лёд от стекла? (тает)

Если лёд поместить в воду, он утонет? (опыт)

А сейчас проверим где быстрее растает лёд (ставлю две ёмкости с холодной и горячей водой).

Пока он тает, давайте поговорим о льде. Чем вам нравится лёд? (ответы детей)

А ещё предки эскимосов в Северной Америке строили свои жилища изо льда.Это были небольшие хижины для четырёх человек и назывались «игло». В Якутии также строили ледяные хижины. Для этого деревянные строения обливали водой, лёд способствовал лучшему сохранению тепла в доме. Во время Великой Отечественной войны по Ладожскому озеру проходила автомобильная дорога к осаждённому Ленинграду- «дорога жизни»

А чем не нравится лёд? (ответы детей)

Ну вот, пока говорили, наш лёд растаял. И так, где быстрее растаял лёд?

Давайте посмотрим на нашу землю сверху. Где самое холодное место на земле? (на полюсах)

А как вы узнали? (там белый снег) -Снег солёный или пресный- А как туда попал снег? (из облаков)

А вы хотите покататься на облаках? (Дети двигаются под песню Шаинского «Облака».

Как же образуются облака? - (опыт)-Представьте себе, что этот огонёк-солнце, он нагревает воду, от неё поднимается пар, он охлаждается на холодном стекле и превращается в капельки воды,а они не удерживаются и падают. Так и в природе солнце нагрело речку, озеро- поднялся пар и превратился во что? (облака). Он охлаждается, не удерживается и падает на землю в виде дождя и снега. Вот откуда снег на полюсах.

Кто мне хочет загадать загадки о снеге, дожде, туче? - Молодцы! А сейчас я хочу проверить как вы всё поняли. Вы все будете человечками воды. Вас поставили зимой на окно. Что с вами произойдёт? (замёрзнем). Все возьмитесь за руки.

А теперь станем лёд нагревать, возьмем в руки, он будет таять, побежит ручей, теперь вы уже за руки не держитесь.

Из каких человечков состоит ручей? (из жидких)

А теперь возьмём чайник с водой и поставим на сильный огонь.

Что случится с человечками?

Они побегут, станут газообразными! (дети бегут)

Человечки ведут себя по- разному: то крепко держатся за руки, когда холодно. То расцепляются, когда их нагревают, то бегут, когда очень жарко.

Мы столько говорили о воде, а какая от неё польза? (ответ и опыт: растворяем соль и сахар). Без воды человек может прожить 2-3 дня. Вспомните кинокомедию «Волга-волга». В ней неунывающий водовоз распевал, подстёгивая лошадей: «Потому что без воды и ни туды и ни сюды!». Эта песенка вошла в поговорку. Вода для жизни- это вещество номер один.

А ещё вода может давать тепло и свет. В горах, где реки бегут с огромной скоростью, люди строят плотины, вода поднимается и обрушивается вниз с большой силой. Люди научились использовать эту силу. Она вращает турбины электростанций и вырабатывает электричество.

Для чего нужно электричество? (ответ)

Вода нас поит и кормит, и умывает, и согревает. Как вы думаете, может вода гореть? (заливаю водой зажжённую свечу).Где можно использовать это свойство воды?

Как беречь воду? (ответ)

Вода- это та живая кровь, которая создаёт жизнь там, где её не было. «Где вода, там и жизнь». «Земля умирает, если ушла вода».

Пока мы говорили о планете Земля, мы и не заметили как подлетели к планете Тау. А вот и она.

Похожа ли она на нашу планету?

Есть ли на ней леса, вода, животные? Что случилось? Давайте посмотрим.

Нет жиэни на этой планете, всё мертво. А что надо для жизни всему живому? (вода).- Так давайте поможем инопланетянам! (Дети расчищают родник, ставят очистительные сооружения, убирают капли воды- закрывают кран с водой, убирают машины с озера, приклеивают реки, озеро,запускают рыб в реки сажают деревья, приклеивают животных и т. д.)

Ну как, ожила планета Тау? Что дало ей жизнь? (вода)

Читаю стихотворение:

Не умыться, не напиться

Без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек

И поэтому всегда

Всем всегда нужна вода!

И так «вода- это источник жизни на земле». Давайте скажем эти слова с разной интонацией:

Сообщите мне, что вода источник жизни,

Спросите меня,

А теперь воскликните об этом!

Ну вот, теперь инопланетяне вернутся и будут здесь жить, а нам пора возвращаться.

Воспитатель. Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей).

А что вам особенно запомнилось? (ответы детей).

Вы были активны и внимательны. Большое вам спасибо.

Неживая природа. Конспект занятий для подготовительной к школе группы
Ноябрь
Программное содержание.
Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь про­ходит вода, прежде чем попадет в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Формиро­вать привычку бережно и разумно ис­пользовать воду.

Материал. Глобус, звуки воды (ауди­озапись), трехлитровая банка с водой, два стакана (один с чистой водой, дру­гой с грязной). Лейка, солнце и цветы бумажные, яблоко, соль поваренная и морская, поднос и стаканчики с про­стой и морской водой.

Ход занятия

Педагог. Я хочу загадать вам загадку. «Она и в озере, она и в лужице. Она и в

чайнике у нас кипит. Она и в реченьке бежит, шуршит». Что это? Правильно, это вода. А у меня есть интересные запи­си. Послушайте (включает запись). Вы узнали: кто это? (Да, это ручеек) А вот еще одна запись, послушайте и ее. Кто сейчас с вами разговаривал? (Море) Еще раз закройте глаза. (Включает фонтан.) Что слышите? Да, это наш фонтан. Посмотрите, как он красив. Сколько маленьких, прозрачных капе­лек играет в нем! Полюбуйтесь им... Ле­том я слышала вот такой разговор меж­ду мальчишками (включает запись).

Петь, привет! А мы с ребятами так здорово сейчас играли. Налили целую ванну воды и пускали там кораблики. А потом наполнили водой водяные пис­толеты и пошли па улицу.

Кран-то закрыли?

Зачем? Воды и так много. Пусть себе течет, потом закроем.

Что потом делали?

Стали брызгать друг в друга из водя­ных пистолетов. Столько воды налили! Зато весело было.

Дети, как бы вы оценили поведение мальчиков? Хорошо ли они поступили? (Нет! Воду надо беречь: пресной, чис­той воды на Земле мало) Послушайте стихотворение.

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда.

Педагог. Дети, а кому нужна вода?

Дети. Деревьям, птицам, животным, людям.

Педагог. Давайте проверим, всех ли мы перечислили (демонстрация шир­мы «Вода»). А нам в детском саду нужна вода? Для чего? (Умываться, поливать растения, поить животных, стирать белье, мыть полы, готовить обед и т.д.) Да, без воды все живое на земле погибнет. Вода - это жизнь, и воду надо бе­речь, правильно и разумно расходовать. Человек без пищи может прожить три месяца, а без воды - всего неделю. Как вы думаете, много ли воды на Земле, хватит ли ее всем? (Ответы) Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают воду? Верно, си­ним. Покажите на глобусе воду. На на­шей Земле четыре океана и 30 морей. Как вы думаете, много это или мало?

Дети. Много, очень много.

Педагог. У меня в руке яблоко. Пред­ставим, что это наша планета. Четвертая ее часть - суша, а вот эта большая часть - вода. Так много или мало воды на пла­нете?

Дети. Много.

Педагог. Подойдите сюда, здесь у нас уголок моря. Кто знает, какая на вкус во­да в морях и океанах? Хотите узнать? (Да.) Какая вода на вкус?

Дети. Горькая, соленая, невкусная.

Педагог. Можно ее пить? Готовить пищу на ней? Верно, нельзя. А теперь попробуйте эту воду? Какая она на вкус?

Дети. Вкусная, чистая, несоленая, пресная.

Педагог. Горьковатый вкус морской воде придает морская соль , которая в ней растворена. Посмотрите: вот она какая (показывает детям морскую соль). В пищу люди употребляют пова­ренную соль. Посмотрите на нес. Давай­те сравним поваренную соль и морскую соль. Что вы скажете о морской соли?

Дети. Крупная, сероватая, горькая.

Педагог. А поваренная?

Дети. Мелкая, белая, негорькая.

Педагог. Где в природе есть пресная вода ? Верно, в реках, озерах. Подойдите к глобусу. Покажите реки. Много их или мало? Давайте представим, что вся вода на нашей планете уместится в трехлит­ровой банке, а пресной хватит всего на полстакана. Так много или мало прес­ной воды?

Дети. Мало.

Педагог. У воды великая забота - по­ить всех обитателей Земли. А как чело­век использует воду? Давайте посмот­рим на ширму «Где человек использует воду?». А теперь поиграем в игру «Выра­стим цветы». Вы будете семенами. Я са­жаю вас в землю. Ярко припекает сол­нышко. Я беру лейку с водой и поливаю семена. Они набухают и начинают по­тихоньку прорастать. Вот уже появи­лись первые ростки. Они все тянутся и тянутся вверх. Я их еще раз поливаю во­дой. А ласковое и доброе солнышко со­гревает их своими лучами. Вот наши цветы подросли и раскрыли свои пре­красные бутоны. Как же красиво кругом!

Вы уже знаете: чтобы вода из реки по­пала к нам в дом, ей надо пройти длинный путь. Давайте посмотрим ширму «Как вода приходит в дом». Из реки на­сос перекачивает воду в огромные ре­зервуары-отстойники, где ее тщательно очищают и фильтруют. Вы знаете, что такое фильтр ? (Ответы?) Сейчас я вам покажу. Вот стакан с грязной водой. Я беру его и через марлю, как через фильтр, переливаю воду в чистый ста­кан. Что вы видите на марле?

Дети. Вся грязь осталась на марле.

Педагог. А какой стала вода в стака­не? Верно, чистой. Марля как фильтр, который не пропускает грязь, задержи­вает ее. Можно второй раз пропустить воду через марлю, и она будет еще чище. После фильтрования по трубе вода по­падает в резервуар для чистой воды, и лишь отсюда насосы перекачивают чис­тую воду по водопроводным трубам в наши квартиры.

Вот как долго вода из реки добирает­ся к нам. Много людей трудятся, чтобы помочь воде пройти этот путь. Так как же надо относиться к воде?

Подробности Автор: Благодырёва Людмила Васильевна воспитатель МБДОУ Тацинский детский сад "Солнышко" РФ, Ростовская область Категория: Публикации Опубликовано: 21 апреля 2017 Просмотров: 1590
Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Цель:

Задачи:

Материал к занятию:

Ход занятия:

Воспитатель:

Слайд - 2

Земля, где мы с тобой живём!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря-

Всё называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету!

Знакомство с глобусом.

Посмотрите на глобус.

Загадки:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

Ложе есть, но не спит,

Не котёл, но бурлит,

Не гроза, но гремит.

Ледяной поит водой. (Родник)

Посреди поля лежит зеркало:

Слайд № 3 -4 – 5

Воспитатель:

Воспитатель:

Дети: Воздухом, кислородом.

Воспитатель:

Дети: Нет.

Воспитатель:

Дети: В лесу, на море, в горах.

Воспитатель:

Дети

Воспитатель:

Дети:

Вос-ль:

Дети:

Осторожно ветер

Из калитки вышел

Постучал в окошко

Пробежал по крыше

Поиграл немного

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых

И, расправив бодро

Молодые крылья

Полетел куда-то

Вперегонку с пылью.

Вос-ль:

Дети: Нет.

Вос-ль:

Опыт:

Воспитатель: (Ответы детей)

Воспитатель: Ответы детей.)

Физминутка.

Выросли деревья в поле. (руки вверх)

Хорошо расти на воле!

Каждый старается,

К небу, к солнцу тянется.

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнёт. (

Он их вертит, он их крутит.

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (дети садятся за столы)

Воспитатель: (ответы детей).

Вы слыхали о воде? Слайд № 6 – 7 - 8

Говорят,она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Воспитатель:

(Пьём, моем руки, купаемся,

А как же рождается речка?

(Дон) Слайд № 9 – 10

Под горою родничок

Он людей к себе зовёт Слайд № 11 -12 -13

И домой ее несут.

Как прозрачна и чиста,

И прохладна, и вкусна

Родниковая вода.

(Для водопоя)

Воспитатель:

На сигнал «Озера!»

Воспитатель:

Опыт №1 «У воды нет запаха».

Опыт №2 «У воды нет вкуса».

Опыт №3 «Вода прозрачная».

Вывод:

Опыт №4

Вывод:

III. Итог занятия:

Воспитатель:

(ответы детей).

(Ответы детей)

Шесть советов, как сберечь воду :

Все : «Чтобы не было бед ы - трать поменьше ты воды!»

Берегите воду!

Список используемой литературы:

1 «Планета – наш дом». Мир вокруг нас. Учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Т. А. Сидорчук. Ульяновск, 2001г.

2 «Загадки, считалки и скороговорки» О. Д. Ушакова.

Цель:

Формировать основы экологического мировоззрения, ответственного отношения к окружающей среде (воде) у детей. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных, и растений. Вырабатывать навыки грамотного и безопасного поведения в природе.

Задачи:

Дать детям представление о планете Земля, познакомить с глобусом. Уточнить знания детей о роли воды в жизни человека. Дать детям представление о том, какое большое значение имеют родники и другие источники чистой воды для всего живого на земле. Научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять.

Закрепить знания детей о том, как беречь водопроводную воду.

Развивать логическое мышление, связную речь, творческие способности детей.

Воспитывать бережное отношение к чистоте воды, экологическую культуру.

Материал к занятию:

Глобус; презентация - «Вода – бесценный дар», картинки с изображением озёр, рек и родников; загадки; альбомные листы на каждого ребёнка, карандаши; аудиозаписи ветра, шума воды, пения птиц; д/и «Воздух, вода, земля»

Ход занятия:

Воспитатель:

Воспитатель читает стихотворение: Слайд - 2

Наш дом родной, наш общий дом-

Земля, где мы с тобой живём!

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря-

Всё называется Земля!

А если в космос ты взлетишь,

То из окна ракеты

Увидишь шар наш голубой,

Любимую планету!

А что такое планета Земля? (ответы детей)

Знакомство с глобусом.

Воспитатель показывает глобус.

Вот такой наша планета Земля выглядит из космоса. Это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз.

Кто знает, как называется эта модель? (глобус)

Посмотрите на глобус.

А сейчас послушайте мои загадки:

Загадки:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

Нет ног, но на месте она не стоит,

Ложе есть, но не спит,

Не котёл, но бурлит,

Не гроза, но гремит.

Нет рта, но она никогда не молчит. (Река)

Ледяной поит водой. (Родник)

Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, а рама зелёная. (Озеро.)

То, что обозначено голубым цветом, - это океаны и моря. Ребята, а есть ещё реки и озёра. Многие озёра настолько чистые, в них бьют подземные родники, и из них можно пить воду. Слайд № 3 -4 – 5

Воспитатель: Дети, а что такое природа? (ответы детей)

Да это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самый маленький жучок - тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает,даёт все необходимое для жизни.

Воспитатель: Ребята, а чем мы с вами дышим?

Дети: Воздухом, кислородом.

Воспитатель: А какой бывает воздух? (Дети: грязный и чистый.) А всегда ли воздух бывает чистым?

Дети: Нет.

Воспитатель: Где можно встретить чистый воздух?

Дети: В лесу, на море, в горах.

Воспитатель: А где можно встретить грязный воздух?

Дети : В больших городах, где много машин, и заводов.

Воспитатель: А что можно сделать для того. Что бы воздух был чистым?

Дети: Посадить деревья, на трубы заводов поставить фильтры.

Вос-ль: Ребята скажите, а мы можем услышать воздух, и когда мы можем его услышать?

Дети: Мы можем его услышать, когда дует ветер.

Осторожно ветер

Из калитки вышел

Постучал в окошко

Пробежал по крыше

Поиграл немного

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых

И, расправив бодро

Молодые крылья

Полетел куда-то

Вперегонку с пылью.

Вос-ль: Скажите, а воздух мы можем увидеть?

Дети: Нет.

Вос-ль: А я вам предлагаю проделать опыт, где мы можем увидеть воздух и услышать его.

Опыт:

Взять стакан с водой и трубочки из – под сока. Опустить трубочки в стакан с водой и потихоньку дунуть в трубочку. Объяснить, что пузырьки это и есть воздух и мы его видим. Затем дуем с разной силой, чтобы услышать воздух. Свойства воздуха - это движение с разной силой.

Воспитатель: Ребята, а теперь скажите, кому нужен воздух? (Ответы детей)

Воспитатель: А что произойдет, если на Земле будет лишь грязный воздух? (Ответы детей.)

Физминутка.

Выросли деревья в поле. (руки вверх)

Хорошо расти на воле! (потягивания - руки в стороны)

Каждый старается,

К небу, к солнцу тянется. (потягивания, руки вверх, встать на носочки)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнёт. (наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (дети садятся за столы)

Воспитатель: А без чего ещё не может прожить человек? Затрудняетесь? (ответы детей).

А сейчас послушайте стихотворение.

Вы слыхали о воде? Слайд № 6 – 7 - 8

Говорят,она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Воспитатель: А вы знаете, ребята, что существует « Праздник воды», который празднуется 22 марта.

Для чего нужна нам вода, как мы её используем? (Пьём, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы.)

Дети, подумайте, откуда берётся вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течёт и течёт, не кончается. В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.

А как же рождается речка?

На Земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда – то бегут.

Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков.

Дети, скажите, пожалуйста, какая в нашем Донском крае главная река?

(Дон) Слайд № 9 – 10

А какие вы ещё знаете реки? (Северский Донец, Калитва, Быстрая)

Любит и бережёт наш народ реки, а также бережёт и родники: обкладывает их камнями, ограждает, делает над ними навесы.

Ребята, а кто пил из вас воду из родника?

А какая вода в роднике? (прозрачная, чистая, хрустальная)

- Сейчас послушайте стихотворение:

Под горою родничок

Он людей к себе зовёт Слайд № 11 -12 -13

И домой ее несут.

Как прозрачна и чиста,

И прохладна, и вкусна

Родниковая вода.

Любят люди пить воду из родников.

А вы знаете, для чего нужны родники животным и птицам? (Для водопоя) К воде, дети, надо относиться очень бережно, но не всегда так получается. Очень часто наши родники, реки, озёра, моря страдают от деятельности человека: заводов, фабрик и т.д.

Слайд № 14 -15-16 -17 -18 -19

Воспитатель:

Необходимо следить, чтобы родники были чистыми, чтобы вода из них свободно текла в ручьи. Необходимо беречь их от тех, кто не щадит ни красоту, ни чистоту природы.

Родник - бесценный дар. Если родник засорился, надо срочно расчистить его, тогда наши реки и озёра будут полноводными.

А теперь я предлагаю поиграть в подвижную игру.

Подвижная игра «Ручейки - озёра»

Дети стоят в двух-трех колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки.

На сигнал «Ручейки побежали!» - все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне).

На сигнал «Озера!» - игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги озера. Выигрывают те дети, которые построят круги.

Воспитатель: Так что же такое вода? Какими свойствами обладает? Что бы это выяснить мы сядем на свои места.

Опыт №1 «У воды нет запаха».

Предложить детям понюхать воду и сказать. Чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводных труб может иметь запах, так как очищают ее специальными веществами, что бы она была безопасной для вашего здоровья.

Опыт №2 «У воды нет вкуса».

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Вопрос: Есть ли у нее вкус?

Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им попробовать для сравнения молоко или сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду. Вы должны доказать им, что у воды нет вкуса. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.

Опыт №3 «Вода прозрачная».

Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить игрушку из киндера. В каком из стаканчиков она видна, а в каком - нет? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим игрушку, а в стаканчике с молоком нет.

Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

Опыт №4 «В воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются».

Возьмите два стакана с водой в один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмите другой стаканчик и насыпьте в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь получилось? В каком из стаканчиков песок растворился?

Вывод: вода - одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачность, не имеет вкуса и запаха, является растворителем.

III. Итог занятия:

Воспитатель:

Ребята, что нового мы сегодня с вами узнали о воде? (ответы детей).

Мы с вами маленькая частица этой природы, поэтому просто обязаны бережно относиться ко всему живому, заботиться о нашей планете Земля.

Что необходимо сделать, чтобы наши речки были чистыми?

(Ответы детей)

· Надо охранять чистоту воды и их берегов, не загрязнять их: не бросать в реки мусор, не мыть машины и велосипеды в них.

· После пикника собирать мусор в пакеты и увозить с собой.

· Ведь вода - это богатство нашей страны и залог здоровья и людей, и животных и растений.

· На Земле мало чистой воды, поэтому воду надо беречь.

· Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы чистой воды стало больше? (Напрасно не лить, закрывать краны)

Ребята, у вас на столах лежат альбомные листы бумаги, карандаши и фломастеры, давайте нарисуем небольшие плакаты на тему:

«Мы реки и озёра в обиду не дадим».

А потом мы с вами, сделаем выставку, чтобы все дети и родители знали, что надо беречь воду.

А сейчас я вам подарю советы на память:

Шесть советов, как сберечь воду :

Ø - Когда моешь руки – не включай сильно струю. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.

Ø - Наливай воду в стаканчик, когда чистишь зубы. Полоскать рот из стаканчика очень удобно, а сколько воды сбережешь!

Ø - Когда охлаждаешь бутылку с лимонадом, поставь её в холодильник, не держи под холодной струёй воды.

Ø - На даче лучше мыть руки из умывальника, так меньше потратишь воды.

Ø - Машины моют на автомойках, нельзя мыть возле реки.

Ø -Комнатные цветы поливайте талой снеговой водой или дождевой!

Все : «Чтобы не было бед ы - трать поменьше ты воды!»

Берегите воду!

Цели: Организовать познавательную деятельность воспитанников по усвоению ими знаний о значении воды для всего живого на Земле, развитию умений отражать полученные впечатления в продуктивной деятельности.
Создавать условия для формирования у воспитанников осознанно-правильного отношения к природе.
Способствовать развитию познавательного интереса; умения анализировать, делать выводы.
Задачи:
Организовать деятельность воспитанников по уточнению и расширению знаний о воде и видах водоемов.
Организовать деятельность воспитанников по усвоению знаний, что чистая вода – бесценный дар природы.
Организовать деятельность воспитанников по расширению знаний об основных источниках загрязнения воды и его последствиях.
Организовать деятельность воспитанников по реализации самостоятельной конструктивной творческой деятельности
Оборудование:
Рисунки детей, выполненных совместно с родителями на тему «Жить нельзя нам без воды!», глобус, ноутбук, экран, проектор, карточки для игры «Что будет, если исчезнет вода?», магнитная доска, плоскостные изображения земного шара, корзиночка для рисунков, голубые длинные ленточки и короткие и длинные тесемки.

Ход занятия

ВОСПИТАТЕЛЬ загадывает детям загадку.

В море я всегда солена,
А в реке я пресна.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место (вода).

Вода — одно из самых удивительных веществ на планете и ваши рисунки, которые вы нарисовали вместе с родителями, подтверждают, какая польза от воды людям. Беседа с детьми по рисункам, выполненным вместе с родителями на тему «Без воды нам жить нельзя».
ВОСПИТАТЕЛЬ. Вода нужна, чтобы сделать множество простых, обычных дел. Она ничем незаменима. Как вы думаете можно прожить без воды? Без воды человек не может долго жить.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Вы хотели бы еще что-то узнать про воду?
Тогда мы с вами отправляемся в город Знаний (показывает детям глобус).
ВОСПИТАТЕЛЬ. Знаете ли вы, что это? (ответы детей).
ВОСПИТАТЕЛЬ. Это глобус — модель планеты Земля. Что на глобусе обозначено голубым цветом? (ответы детей).
ВОСПИТАТЕЛЬ. А какие еще вы цвета видите? Что обозначено этими цветами? (суша).
Какого цвета на глобусе больше? (крутит глобус)
Как вы думаете, что это значит? (ответы детей).
Воды на нашей планете гораздо больше, чем суши.
Чтобы дети это представили, воспитатель предлагает каждому ребенку взять «модель земного шара» и вырезать ножницами части суши. Дети выполняют задание, потом сравнивают сушу и воду по величине, чего больше.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Где в природе есть вода?
ДЕТИ. В морях, океанах, реках, озерах.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Чем они отличаются и что у них общего? (ответы детей).
ВОСПИТАТЕЛЬ. Можно ли пить воду из моря и океана? Морская вода содержит много различных солей, которые вырабатываются водорослями. Полезно принимать ванны из морской воды, полоскать ей горло. Она укрепляет организм, но не пригодна для питья.
Какую воду можно пить? (ответы детей). Чистая, пресная нужна нам для питья, приготовления пищи, купания. Откуда берется пресная вода?
Речная вода называется пресной. Речную воду очищают в специальном месте, которое называется водоочистительным сооружением, после очистки она попадает в наши квартиры через водопроводные краны.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Где больше воды – в океанах или в реках и озерах?
Какой из этого можно сделать вывод? (Воду нужно беречь, потому что пресной воды на Земле мало).

Физкультминутка.

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре-
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
По реке мы дружно плыли,
Вышли на берег крутой
И помашем ей рукой!

Игра: «Что будет если исчезнет вода?»

(На магнитной доске карточки с изображением воды, растений, птиц, зверей, рыб, человека. Воспитатель убирает карточку с изображением воды, и дети должны рассказать, что будет с остальными животными, с человеком, с растениями, рыбами).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам — животным, растениям и людям.
Кажется, что воды на земле много, но чистой воды становится все меньше и меньше. Как вы думаете, из-за чего это происходит?
Ответы детей.
ВОСПИТАТЕЛЬ . Люди нарушают правила поведения на природе. Водоемы загрязняются не только от мусора, но и фабрики, заводы загрязняют реки отходами своего производства. От этого гибнут водные обитатели. Морские побережья усеяны мусором, люди сбрасывают в моря и океаны огромное количество ядовитых веществ, аварии танкеров оставляют на поверхности воды липкие нефтяные пятна, все это губит воду. На планете есть страны, где чистой воды уже не хватает, поэтому 22 марта люди на всей планете отмечают всемирный день воды. Его девиз: «Вода – это жизнь». Мы должны беречь воду, чтобы ее хватило на всех.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Какие меры нужно принимать, чтобы вода не ушла от нас и была чистой?
ДЕТИ.
Не бросать мусор.
К воде надо относиться бережно, не оставлять открытые краны.
Содержать реки, озера, моря, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоемы.
Устанавливать водоочистители.
ВОСПИТАТЕЛЬ.
На земле много разных рек – они большие и маленькие, и все куда-то бегут, большая река образуется из множества маленьких речек и ручьев. И очень важно сохранить воду малых и больших рек от загрязнения.
Воспитатель приглашает детей к столу, на котором лежит изображение суши.
Дети, посмотрите на нашем кусочке земли чего-то не хватает, как вы думаете чего?
ДЕТИ. Воды.
Давайте из ленточек и тесемочек сделаем большую, полноводную реку. Для подсказки можно рассмотреть фрагмент карты на слайде.
С помощью ленточек и тонких тесемок дети под руководством воспитателя моделируют изображение впадения ручейков в реки, а рек в моря.
Коллективная работа. Моделирование. «Как рождается река»?
ВОСПИТАТЕЛЬ. Какая большая, широкая и чистая река у вас получилась. А чтобы вы хотели сказать другим людям?
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ (Вода нужна человеку, растениям, животным, птицам. Земля наша и все живое на ней без воды погибнут. Воду и в реках, и в морях нужно беречь и охранять, чтобы не случилось беды).

ВОСПИТАТЕЛЬ.

Вода – это чудо природы,
И нам без воды
Не прожить.
Вода – достояние народа!
Водой мы должны дорожить!

Познавательно-игровое развлечение с использованием мультимедийной презентации.
«Всемирный день воды»
Для детей старшей и подготовительной группы.
Составила: воспитатель МБДОУ № 107 Вылигжанина Светлана Анатольевна
Цель: Активизировать знания детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т.д.) и показать разнообразие состояний воды в окружающей среде, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Создать для детей радостное настроение.
Игры с водой - это генератор хорошего настроения для детей, а еще - один из самых приятных способов обучения.
Материал: картины с изображением реки, озера, моря. ручья, бумажные капельки, прозрачные стаканы, два шприца без иголок, две губки, сахарный песок и растительное масло, чайные ложечки, лед, зеркало, комнатные растения.
Ход игры:
Здравствуйте, ребята. Сегодня всемирный день воды. Мы с вами должны стать участниками празднования этого замечательного дня.
Бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.
Мы сегодня с вами узнаем в каком состоянии может находиться, вода.
Только вода, единственное существо, на свете которое может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном.
Сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Мы проведем с вами опыты с водой.

Опыт 1.Вода прозрачная.
Перед детьми стоят стаканы с водой и молоком. Детям предлагается опустить в молоко, любую игрушку. Видим мы игрушку в молоке? (нет). Затем опустить игрушку в воду. Видна там игрушка? (да).
Вывод: вода прозрачная.
Опыт 2.У воды нет вкуса.
У нас три стакана. А сейчас немного я с вами поиграю. Предлагаю ребенку закрыть глаза. Ребенок пробует воду (соленую, сладкую) с закрытыми глазами. Определяет на вкус то, что он попробовал. Затем так же предлагаю с закрытыми глазами попробовать воду и определить, что он попробовал. Какая вода? (безвкусная).
Вывод: у воды нет вкуса.
Опыт 3.У воды нет запаха.
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья. Вывод: чистая вода не имеет запаха.
Опыт 4. Вода не имеет собственной формы
Налить воду в чашки, блюдца, баночки. Какую форму она принимает? Вывод: вода принимает форму того предмета, в который её наливают.
Опыт 5.Лед - это твердая вода.
Предложить детям понаблюдать за снегом и кубиком льда. Принести в помещение комок снега и кубики льда, поместив в отдельную посуду. Обратить внимание на то, что с ними происходит. Вывод: лед, снег - это тоже вода.
Удивительная загадка природы: каждая снежинка, падающая с неба, имеет свой неповторимый рисунок, то есть, нет одинаковых снежинок.
Опыт 6.Лед легче воды.
Что будет с кубиком льда, если его поместить в стакан с водой? Лед плавает в воде. Вывод: Он легче воды, поэтому и не тонет.
Опыт 7.Растворяется - не растворяется
Смешиваем воду с солью, сахаром, чаем, кофе и крупой. Заварка не растворяется, но плавает на поверхности, крупа – тонет, подсолнечное масло не растворяется и остается сверху и т.д.
Опыт 8.Возьмите два листа бумаги и сложите их друг с другом, попробуйте сдвинуть. А теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу, прижмите. Попробуйте сдвинуть листы относительно друг друга. Объясните ребенку, что вода обладает «склеивающим» свойством.
Опыт 9.Делаем облако.
Налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха. А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
Опыт 9. Яйца в воде - опыты с плотностью.
Три стакана с солью с сахаром и простая вода, в каждый стакан опускаем яйцо.
Опыт 10. Поющий бокал.
Мокрым пальцем провести по кроям стакана. Высота звука, зависит от величины бокала и толщены его стенок. Подобрать несколько стаканов от самого низкого до самого высокого. Изменить звук можно подливая воды в стакан.
Можно воду заколдовать.
1.Растворяем в воде тушь, перемешиваем, вода окрасилась. Если в раствор туши добавить толченый активированный уголь, вода вновь станет прозрачной.
2.Растворяем в воде крахмал, капаем несколько капель йода, перемешиваем, вода окрасилась. Если раствор нагреть (опустив стакан в горячую воду) раствор становиться прозрачным, а если раствор охладить(опустив стакан в холодную воду) раствор опять окрасится.
3. Газ вода в пластиковой бутылке, поместить на три часа в морозилку, вода должна остаться в жидком состоянии. ("Сверх охлаждение" это склонность воды оставаться жидкой, даже будучи охлажденной до температуры ниже точки замерзания.) Достав бутылку из морозилки, показать детям,что вода в бутылке в жидком состоянии. Ударяем дном бутылки о стол (когда процесс кристаллизации запускается) можно наблюдать, как охлаждённая вода в одно мгновение "превращается" в лед.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру: «Земля, вода, огонь, воздух».
Играющие: становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «Воздух!» – названием птицы. При слове «Огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему.
(Включить запись «журчание воды»)
Ребята, слышите, что это такое? (подходим к картине с изображением ручейка)
А что льется в ручье? (вода)
Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? (плещется, журчит, переливается, бежит, течет)
Если вода льется, переливается, значит, вода какая? (жидкая)
В ручье живет вода. Прикрепим капельку к нему.
Ребята, давайте капельками отметим, где у нас в зале живет вода (ходим по залу, приклеиваем капельки в те места, где живет вода)
Загадки: А сейчас мы с вами отгадаем загадки.
Без языка, а говорит.
Узнаете меня.(Ручеек)
Дождь прошёл, а я осталась
На дорожке во дворе.
Воробьи во мне купались
На потеху детворе.
Но до завтрашнего дня
Солнце высушит меня.
(Лужа)
Сперва – блеск,
За блеском – треск,
За треском – плеск. (Молния, гром, дождь)
Не пешеход, а идет
Мокнут люди у ворот.
Ловит дачник его в кадку.
Очень трудная загадка? (Дождь)
Он как алмаз:
И тверд, и чист, на солнышке сверкает,
Но пригревать начнут лучи, он тут же тает. (Лед)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке? (Снежинки)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Чуть солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз? (Мороз, снежные узоры на окне - тоже вода.)
На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина.(град)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём.(роса)
Эстафета. Один ребенок выполняет по одному заданию.
1.Удочкой-черпаком ловим рыбку. Вылавливаем из таза шарики.
2. Переселяем водичку из одной посуды в другую при помощи губки.
3.Спаси рыбку. Рыбка не может жить без воды. Надо ей помочь, наполнить ведерко водой, преодолевая препятствия. Воду будем набирать шприцом без иголки, выливая ее в маленькое ведерко, потом бежать к ведерку с рыбкой, преодолевая препятствия.
4.Столкнуть соперника с болотной кочки. Два игрока стоят на одной ноге в обруче, по сигналу ловкими движениями стараются вытолкнуть друг друга.
5.Прохождение болота. Два обруча с их помощью надо преодолеть "болото". Группы из 3-х человек. По сигналу один из участников первой группы бросает обруч на землю, все три игрока запрыгивают в него. Второй обруч они бросают на такое расстояние от первого, чтобы можно было в него перепрыгнуть, а потом, не покидая пространства второго обруча, дотянуться рукой до первого. Так, совершая прыжки и перекидывая обручи, группа добирается до поворотной отметки. Назад к линии старта нужно вернуться бегом. Категорически запрещается ступать ногой за пределы обруча – можно "утонуть".
6.Потушить пожар. По пять человек в каждой команде, передовая ведро(без воды)
7.Подводное плавание. Бег в ластах, делая движения руками как при плавании.
8. Нарисуй портрет воды (снежинка, сосулька, море…)
Показ мультимедийной презентации о воде.
Пришла пора прощаться с вами. Мы подружились с водой и узнали, что она таит в себе много неизвестного. Вода-это то, без чего человек и все живое на земле не сможет существовать. Вода источник жизни.