Болезни Военный билет Призыв

Внеклассное мероприятие по русскому языку "школа грамотных детей". Внеклассное занятие по русскому языку"великий могучий русский язык". Сколько в русском языке гласных звуков?(6)

Конспект внеклассного занятия по русскому языку «Турнир знатоков русского языка», 3-4 класс

Учитель . Мы проводим турнир знатоков русского языка. Турнир — это состязание, соревнование. Сегодня будут состязаться две команды — «Аз» и «Буки», названные так по начальным буквам русской азбуки. Первый конкурс называется «Вопрос — ответ». Каждой команде поочередно предлагается вопрос, на который она должна дать ответ без обдумывания. Количество баллов, заработанных в этом конкурсе, будет определяться количеством правильных ответов на прозвучавшие вопросы.

Конкурс 1. «Вопрос — ответ»

1. Сколько букв в русском алфавите? (33.)

2. Чего в русском алфавите больше: гласных букв или гласных звуков? (Гласных букв, их 10, а гласных звуков только 6.)

3. Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (Глагол.)

4. Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (Местоимения.)

5. Как называется главный член предложения, отвечающий на вопросы «кто?» или «что?» (Подлежащее.)

6. Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (Окончание.)

7. Когда у существительных после шипящих на конце слова пишется мягкий знак? (Когда эти существительные женского рода.)

8. Как называется общая часть родственных слов? {Корень.)

Конкурс 2. «Знатоки словарных слов»

От каждой команды вызывается по 2 знатока словарных слов. Учитель загадывает загадки, отгадкой которых являются словарные слова. Участники дают ответ на загадку, а знатоки записывают эти слова на доске. Каждое правильно записанное слово дает команде 1 балл.

1. Деревянный кафтан,

В нем живет цветной Иван.

Любит он альбом, тетрадь,

А я люблю им рисовать. (Карандаш.)

2. Ты в летний полдень, в тишь и зной

Их не увидишь над собой.

А иногда белы, как вата,

Они плывут, спешат куда-то. (Облака.)

3. Эти резвые подружки,

Попрыгуньи и крикушки,

Песни громко распевают

И комариков глотают. (Лягушки.)

4. Не вода и не суша —

На лодке не уплывешь

И ногами не пройдешь. (Болото.)

5. Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом — под столом,

А ночью — под кроватью. (Ботинки.)

6. Я зашел в зеленый дом

И недолго пробыл в нем.

Оказался этот дом

Быстро в городе другом. (Вагон.)

7. Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней.)

8. Каждый день роняет листочек.

А как год пройдет —

Последний листик отпадет. (Календарь.)

9. Не зверь, не птица,

Нос, как спица;

Летит — кричит,

Сядет — молчит;

Кто его убьет —

Свою кровь прольет. (Комар.)

10. На привале нам помог:

Суп варил, картошку пек.

Для похода он хорош,

Да с собой не понесешь... (Огонь и костер.)

11. Я землю копала —

Ничуть не устала.

А кто мной копал,

Тот и устал. (Лопата.)

12. Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь.)

13. Как на нашей грядке

Выросли загадки —

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры.)

14. Осень в сад

К нам пришла.

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды,

Скворцы снуют

И, галдя, его клюют. (Рябина.)

Конкурс 3. Ребусы

Учитель поочередно показывает картинки с ребусами командам. Через 30 с команда должна назвать зашифрованное слово. Каждое правильное слово оценивается в 1 балл.

Конкурс 4. «Собери пословицу»

Каждая команда получает конверт со словами, из которых нужно составить пословицу и объяснить ее смысл. Команда, выполнившая задание первой, за верный ответ получает 3 балла. Вторая команда — 2 балла. Если пословица составлена неверно или неправильно истолкована, с команды снимается балл.

(«На сердитых воду возят».)

(«Упустишь минутку — потеряешь час».)

Конкурс 5. «Капитаны, вперед!»

Из букв слова «орфограмма» капитаны за одну минуту должны составить слова. Кто составил больше слов, тот и победил, принеся команде 2 балла.

Второй капитан получает 1 балл.

Примерные варианты слов: граф, форма, грамм, горы, рог, маг, Фома, Рома, гром, рама, гамма, фара, мама и т. п.

Подведение итогов

Награждение победителей.

Оформление зала: пословицы, изречения известных поэтов – классиков о русском языке, эпиграф к мероприятию: «Каждый русский должен знать и любить свой язык» - К. Паустовский.
«Всем, кто хочет добиться успеха
в изучении языка, нужно научиться
открывать его тайны» - М Ломоносов.
Ведущий:
Тем, кто русский язык любит без сомнения,
Кто отдаст языку всё своё стремление,
Путь открыт в нашей игре, покажите знания.
Справедливое жюри, оцените старания!
- Ребята, русский язык настолько красив и богат и вы в самом начале его изучения. Вам предстоит многому научиться, вы узнаете неведомое для вас сейчас, откроете все тайны нашего родного русского языка.
Красив язык мой русский
И в радости и в грусти
Он каждый раз со мной.
Красив язык мой русский,
Как Родина родной!
- Сегодня в конкурсе «Тайны нашего языка» участвуют две команды: «Знатоки» и «Умники». Сейчас вас ждут испытания, пройдя, которые мы сможем вас назвать или умниками или знатоками русского языка. Готовы? А ваши болельщики будут за вас болеть и помогать своими ответами, когда потребуется их помощь. Оценивать вашу работу будет компетентное жюри (представить членов жюри).Ведущий:
- Я буду задавать вопросы, а участники по очереди из каждой команды давать ответ, другая команда молчит. И только, если не справилась команда соперников - вы отвечаете. Если и вы не знаете правильного ответа, тогда отвечают ваши болельщики и отдают балл той команде, за которую болеют.
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Сколько гласных звуков в нашем языке? (6)
Какой знак препинания чаще всего ставится в конце предложения? (Точка)
Как обозначается звук на письме? Каким значком? (Буквой)
Назовите слово из двух слогов?
Какие две буквы не обозначают звука?Ведущий:
- Я буду называть четыре слова, а вы говорите, какое слово лишнее и почему. Вопросы будут задаваться каждой команде.
Ель, дуб, лес, липа (а может и «липа», смотря по какому признаку).
Котёнок, медведь, лиса, ёж.
Мак, гусь, коза, сон (кол-во слогов)
Гриб, сова, бегемот, очки (начало слова).
Дуб, рыба, морковь, огонь. (Одуш. –неодуш.)
Огурец, рыбалка, Оля, сено. (Имя собственное).Ведущий выдает командам карточки с заданием: расшифруйте слова, поставив буквы в слове в нужном порядке:
цзяа хпуте
4132 51432
(Во время проведения этого конкурса, идёт работа со зрителями).Сценка – шутка
- Ну почему ты, Петька, учительницу не слушаешь? Сколько раз Ирина Александровна говорила: «Пиши разборчиво!» А ты, как курица, царапаешь! Что ты в слове «коврижка» написал – А или О?
- О
- Вот видишь, теперь из-за твоего почерка у меня ещё одна ошибка будет!Ведущий:
- Как вы понимаете слова этой пословицы "Хорошая речь слаще меда"? (Приятно говорить с человеком, который правильно говорит, не употребляет в речи нецензурные слова, не повторяет одни и те же слова).
К словам подберите слова, противоположные по смыслу:
холодно – жарко
темно –
низко –
грустно –
друг -
Подберите близкие по смыслу слова:
ласковый – добрый
храбрый –
умный –
быстрый –
друг –Ведущий:
Сейчас вы получаете слово ТРАНСПОРТ. Составьте из букв этого слова как можно больше других слов коротких. Только слова должны существовать по-настоящему, а не быть выдуманными. Пока вы работаете, мы будем играть с болельщиками, которые принесут вам дополнительные баллы.
(Спорт, торт, рот, нос, спор, трос, порт, сор, рост, тост, пост, наст, ар, тон, нота, тропа).Ведущий:
Сейчас вы получите листы с текстами. Но будьте внимательны! Там много ошибок. Исправьте их. Побеждает та команда, которая не только быстрее, но и точнее, внимательнее увидит все ошибки и их исправит. Готовы?
Луна освещяла лисную чящю. в трове трищяли кузнечики. Для зелёного барщя нужен щявель. В чяще щебечют птицы. (13 ошибок)
- А болельщики готовы? Давайте поотгадываем загадки! (загадки можно подобрать в соответствии с уровнем подготовки обучающихся-болельщиков).Ведущий:
Молодцы! Вы раскрыли тайны нашего языка! Пока жюри подводит итоги, давайте послушаем стихотворение Бальмонта о русском языке.
Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нём раздолье.
В нём клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
В нём воркованье голубя весной,
Взлёт жаворонка к солнцу выше, выше.
Берёзовая роща, свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.
Далее идёт объявление команды-победительницы, награждение участников.

Факультативное занятие по русскому языку во 2 классе

«Знакомство с фразеологизмами»

Цель: расширение кругозора учащихся; обогащение словарного запаса фразеологическими оборотами.

УУД:

    Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

    Коммуникативные: умение выражать свои мысли полно и точно, разрешение спорных ситуаций.

    Регулятивные: волевая саморегуляция.

Задачи :

1) образовательная: познакомить учащихся с фразеологизмами и фразеологическими оборотами, учить находить их в речи и правильно употреблять.

2)развивающая: развивать умение работать со словарями; развивать познавательные способности и речь учащихся, расширять их кругозор.

3)воспитательная: воспитывать культуру речи, прививать понятие о красоте родного языка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Оргмомент

    Постановка темы и целей занятия

Сегодня наше занятие мы начнём с жеребьевки, после чего распределимся по командам (по цвету букв). Прошу подойти всех к столу (12 человек) и взять карточку определенного цвета. На карточке написана буква, назовите каждый свою. (фразеологизм). Какое слово у нас получилось? (фразеологизм) -от гр.phrasis – выражение + logos –учение

- Какую цель мы сегодня перед собой поставим? (после высказываний детей записать цель на доске)

Ребята, слово это нерусское.

Где можно узнать лексическое значение этого слова? Где мы вообще можем получить нужную нам информацию? Из каких источников? (ответы детей)

А давайте мы узнаем значение слова «Ф» из разных источников. Первая группа найдёт значение слова в словаре , вторая – спросит у взрослых , сегодня у нас много гостей, которые с радостью нам помогут, а третья – найдёт значение в интернете.

Что же такое Ф? какой источник нам дал самое точное определение? (словарь)

Поэтому у каждой группы на парте лежит фразеологический словарь школьника.

    Изучение нового материала

    Работа со словарём

Сегодня мы с вами:

    Узнаем значение некоторых фразеологизмов

    Будем учиться употреблять и находить в речи фразеологизмы

    Познакомиться с фразеологизмами – синонимами и фразеологизмами – антонимами

    Узнаем происхождение некоторых фразеологизмов

Русский язык очень богат фразеологизмами. Ведь фразеологизмы – это лучшее украшение нашей речи. И чем больше вы, ребята, будете их знать, тем выразительнее и богаче станет ваша речь. С фразеологизмами мы встречались на уроках русского языка и решали олимпиадные задания. В жизни, в литературных произведениях мы постоянно сталкиваемся с фразеологизмами.

2) Работа со стихотворением (поиск фразеологизмов)

Сейчас внимательно послушайте шуточное и немного поучительное стихотворение. Постарайтесь запомнить все фразеологизмы, которые услышите и попробуйте их объяснить.

Глеб у доски повесил нос.
Краснеет до корней волос.

Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера?
Когда баклуши бил с утра?

Какие Ф вы услышали? Что они означают? Обсудите значение каждого Ф в группах.

Повесил нос – стал грустным, расстроился

Краснеет до корней волос – стало стыдно

Готов сквозь землю провалиться – стало стыдно

Бить баклуши – бездельничать, лентяйничать

3) Знакомство с исконно русскими фразеологизмами (игра «город Мастеров»)

Откуда же к нам пришли фразеологизмы? Как вы думаете?

Большая часть фразеологизмов берёт своё начало из глубины веков и отражает народный характер. Смысл многих фразеологизмов связан с некоторыми обычаями наших предков, их работой. Многие фразеологизмы были созданыв устной речилюдей различных профессий. Например,

- В речи столяров (топорная работа, без сучка, без задоринки)

Давайте попробуем догадаться, с какой профессией связаны данные фразеологические обороты (на интер. доске - подбери рисунок профессии: портной, повар, доктор)

    на один покрой;

    трещать по швам;

    семь раз отмерь, один отрежь;

    шито белыми нитками. (Портной) )

    калачом не заманишь;

    заварить кашу;

    толочь воду в ступе; (Повар)

    подсластить пилюлю;

    как рукой сняло;

    затаить дыхание (Доктор)

Это исконно русские фразеологизмы. А есть фразеологизмы заимствованные.

Заимствованные фразеологизмы пришли к нам из других языков:

    Из старославянского языка (на интер. доске)

На сон грядущий (перед сном),

Как зеницу ока (очень заботливо, тщательно беречь).

    Из других языков - немецкого (на интер. доске)

смотреть сквозь пальцы (сознательно не замечать что-либо),

откладывать в долгий ящик (на неопределённое время)

- французского (на интер. доске)

не в своей тарелке (неудобно, скованно, не на месте),

с высоты птичьего полёта (с такой высоты, что всё видно, сверху ).

(объяснить первые 2 Ф)

Р., значение каких Ф вы могли бы объяснить? (ответы ребят).

Ко многим фразеологизмам мы привыкли и считаем их своими.

Чтобы правильно употреблять фразеологизмы в речи, нужно хорошо знать их значения.

Давайте вернёмся к нашим исконно русским фразеологизмам

О том, как они зарождались нам расскажет УЧЕНИК 1.

Выражения спустя рукава и засучив рукава

В начале урока нам встретился фразеологизм «бить баклуши» он тоже исконно русский. О том, что такое “баклуши” мы узнаем из рассказа УЧЕНИКА 2.

Когда-то на Руси ели щи и кашу только деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева – заготовки для мастера, который делал ложки. Бить баклуши считалось пустячной работой, её выполняли подростки-подмастерья. Потому она и стала образцом не дела, а безделья.

Как вы поняли, что такое баклуши? (это чурбанчики из липового дерева)

Далеко не у каждого получится сейчас хорошо бить баклуши.

Однако, ребята, существует ещё одна версия появления данного Ф.: , баклушами ещё называли недавно замершие лужи. Дети ради забавы разбивали их сапогами - вот это уж точно настоящее бездельничество.

Изучая эту тему, мы можем много узнать об истории русского народа, о костюмах, о традициях и играх.

    Первичное закрепление изученного материала

    Восстанови фразеологизм по рисунку

А сейчас мы немного поиграем.

У каждой группы на парте лежат файлы с карточками, на которых записаны фразеологизмы. После того, как на интерактивной доске появится фразеологизм в картинке, вы должны будите поднять карточку с верным фразеологическим оборотом.


Молодцы!

    Знакомство с фразеологизмами – синонимами и антонимами

На уроках русского языка мы с вами знакомились с понятиями «синонимы» и «антонимы»

Давайте вспомним, что такое синонимы? Антонимы?

Ребята, оказывается среди фразеологизмов тоже могут быть синонимы и антонимы.

- Рассмотрим пример фразеологических синонимов

В два счёта

В мгновение ока

Одна нога здесь, другая там

Во весь дух ОЧЕНЬ БЫСТРО

Во всю прыть

- Или пример фразеологических антонимов

Кот наплакал (очень мало) - Куры не клюют (очень много)

Как кошка с собакой (недружно) - Душа в душу (дружно)

- А теперь задание для самых внимательных

Давайте вместе укажем фразеологизмы – антонимы:

(задание выполняется коллективно, на школьной доске - выполняет один ученик)

Проверяем.

Жить как кошка с собакой Хоть отбавляй

С гулькин нос Душа в душу

Засучив рукава Спустя рукава

Вы прекрасно поработали! А теперь найдите в карточке №2 фразеологизмы-синонимы и соединитеих (проверяется задание устно).

Обменяйтесь заданиями и проверьте (ответ на доске).

Голову морочить

Держать ушки на макушке

Держать ухо востро

Летать в облаках

Сердце не на месте

Утереть нос

Заговаривать зубы

Кошки на душе скребут

Заткнуть за пояс

Кто справился с заданиями без ошибок?

Молодцы. Ну а кто допустил ошибки - не расстраивайтесь, мы только начали знакомиться с фразеологизмами и впереди нас ждут новые занятия, посвященные этой теме.

5. Работа с творческим заданием.

Следующее задание для самых смекалистых, т.е. для вас, ребята! Здесь фразеологизмы разбиты на отдельные слова. Соберите их (ответы на доске).

1. Водить спустя белены за нос рукава объелся (водить за нос, спустя рукава, белены объелся )

2. Зарубить крокодиловы в бирюльки на носу слёзы играть (зарубить на носу, крокодиловы слёзы, в бирюльки..играть _ ____________________________________________________________________________________________

3. Засучив голова на седьмом рукава идёт небе кругом (засучив рукава, голова идёт кругом, на седьмом небе) _____________________________________________________________________________________________

Молодцы, справились с заданием!

А теперь посмотрите на доску. Каждой группе я предлагаю выдвинуть гипотезу о происхождении Ф, который подчёркнут. Первой -……, второй - …….. и третьей. Предположите, что он может означать.

6. Итог урока. Рефлексия.

На протяжении всего урока мы очень трудились, поэтому урок прошёл интересно и с пользой.

Расскажите о своей работе на занятии, используя фразеологизмы. Можно пользоваться ПРИЛОЖЕНИЕМ 1 или словарём.

Русский язык удивительный, интересный и увлекательный.

Я желаю вам удачи в изучении русского языка. Ни пуха, ни пера вам!

Дополнительный материал

1. Дидактическая игра

Отгадать загадки.

    Как говорят о человеке, который совершенно лишён музыкального слуха?

    Оказаться в неловком, глупом положении.

    Как говорят о человеке очень скромном, тихом, кротком.

    Его вешают, приходя в уныние.

    Не цветы, а вянут.

Ответы:

    Медведь на ухо наступил.

    Сесть в калошу.

    Мухи не обидит.

    Вешать нос.

    Уши вянут.

2. Отработка навыка

Сейчас мы проведём подобную работу. Найдите в тексте фразеологизмы, подчеркните их. Объясните, что они обозначают.

Я посмотрю, какая группа быстро и точно справится с заданием. (текст на доске и у каждой группе на листах)

Попались на удочку

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим- пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались,
уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал: "Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров
одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось.
"Вот обманщик, -возмутился дед,- все время кому-нибудь
морочит голову.
У братишки
слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была-
ни в сказке сказать, ни пером описать.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Перечень фразеологизмов

Белая ворона

Пропустить мимо ушей

Не покладая рук

Покраснеть до ушей

Медведь на ухо наступил

Развесить уши

Ушки на макушке

Медведь на ухо наступил

Навострить уши

Больной вопрос

Брать под свое крылышко

Браться за ум

Остаться с носом

Встретиться нос к носу

Бросаться в глаза

Валиться из рук

Вбивать в голову

Водить за нос

Высунув язык

Зарубить на носу

Лезть из кожи вон

Задирать нос

Изо всех сил

Ломать голову

ни свет, ни заря

плясать под чужую дудку

как с гуся вода

тянуть кота за хвост

вставлять палки в колёса

вешать нос

крокодиловы слёзы

спустя рукава

ни жив, ни мертв

как снег на голову

ни в зуб ногой

в час по чайной ложке

уши вянут

знать назубок

на седьмом небе

мухи не обидит

сесть в калошу

голова идет кругом

одним духом

сердце не на месте

держать ухо востро

сидеть, сложа руки

не ударить в грязь лицом

вкладывать душу

ЗАДАНИЕ 1.

Найдите фразеологизмы-антонимы и соедините их.

Жить как кошка с собакой Спустя рукава

С гулькин нос Душа в душу

Засучив рукава Хоть отбавляй

ЗАДАНИЕ 2.

Найдите фразеологизмы-синонимы и соедините их.

Голову морочить

Летать в облаках

Держать ухо востро

Сердце не на месте

Заговаривать зубы

Кошки на душе скребут

Держать ушки на макушке

1. Водить спустя белены за нос рукава объелся

2. Зарубить крокодиловы в бирюльки на носу слёзы играть

______________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Засучив голова на седьмом рукава идёт небе кругом

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Попались на удочку

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим- пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем.Мой братишка так голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал: "Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось.
"Вот обманщик, -возмутился дед,- все время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
"Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед,- со мной пойдете".
И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была- ни в сказке сказать, ни пером описать.

Выражения спустя рукава и засучив рукава зародились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 сантиметров, а у женщин были длиннее на 40 сантиметров. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами, будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает, засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их и засучивать не надо.

Когда-то на Руси ели щи и кашу только деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева – заготовки для мастера, который делал ложки. Бить баклуши считалось пустячной работой, её выполняли подростки-подмастерья. Потому она и стала образцом не дела, а безделья.

Это внеклассное мероприятие по русскому языку проводилось в рамках Недели русского языка и литературы в нашей школе для учащихся 6-11 классов. Мероприятие интересно тем, что все участники этой деловой игры выступают в роли сотрудников газеты. Это редакторы, журналисты, наборщики и т.д. В игре представлены отделы "Отдел информации", "Отдел писем", "Отдел новостей", "Отдел по культуре". Все сотрудники газеты выполняли задания главного редактора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деловая игра «Заседание редакционного совета газеты «Русский язык в школе»

(внеклассное мероприятие по русскому языку провела учитель русского языка МБОУ «СОШ с. Широкий Уступ» Кулявцева С.А)

В игре принимают участие учащиеся 6-11 классов.

Оборудование: таблички: на столе учителя – «Главный редактор», на столах учеников – «Отдел информации», «Отдел писем», «Отдел новостей», «Отдел по культуре; на доске - слова: газета, пресса, типография, наборщик, корректор, журналист.

И эпиграф: Мы будем помнить каждый миг,

Наш лучший друг – родной язык!

Ход внеклассного мероприятия.

Главный редактор: Сегодня у нас необычное занятие, которое пройдет в форме деловой игры «Заседание редакционного совета газеты «Русский язык в школе». Уважаемые коллеги, откройте ваши блокноты и приготовьтесь к работе. Результативность работы ваших отделов будет оценивать жюри (представляет). Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов и зарабатывать как можно больше баллов для своих отделов.

А начнем мы свою работу с знакомства и ознакомительной беседы на тему: «Пресса. Журналистика. Газета».

1. Знакомство.

Сегодня в работе нашего заседания принимают участие 4 отдела: отдел новостей, отдел писем, отдел информации, отдел по культуре. Но все эти отделы состоят из журналистов, которые имеют имена. Я предлагаю всем представиться в стихотворной форме, сочинить двустишие, которое будет начинаться словами: «Меня зовут…» (все сотрудники по очереди представляются).

2. Ознакомительная беседа на тему: «Пресса. Журналистика. Газета»

Слово предоставляется «Отделу информации».

  1. Слово «Газета» пришло к нам из итальянского языка – так называлась мелкая монета, которую покупатели платили за прочтение газеты, после чего её возвращали продавцу.
  2. Пресса – этим словом называют всю массовую периодическую печать. Типография – полиграфическое предприятие, где производится набор и печатание различных изданий.
  3. Наборщик – рабочий типографии, специалист по типографскому набору. Раньше наборщик собирал из металлических букв строчку за строчкой в специальные формы, с которых потом печаталась газета. Сейчас эта работа в современных типографиях делается на компьютере.
  4. Корректор – это работник издательства, редакции, типографии, читающий текст перед изданием и исправляющий ошибки.
  5. Чтобы газету было интересно читать, материалы в ней должны быть разнообразными, увлекательными. Материалы для газет собирают журналисты. Это очень активные и изобретательные люди.

Главный редактор. Спасибо за информацию. Сегодня вы все побываете в роли журналистов, наборщиков и корректоров. И мы начинаем с вами работать.

1 задание. «Наборщик»

Вы наборщики, вам нужно из букв слова «журналистика» составить как можно больше других слов. Слова должны быть именами существительными единственного числа, нарицательными. Вам дается 5 минут. Играет один из участников отдела. За каждое правильное слово 1 балл.

2 задание «Соберите слова».

Соедините слова, взяв 1 слово из первого столбика, второе слово из другого столбика, и у вас должно получиться новое слово. За каждое правильное слово 1 балл.

Сено

овод

Сено-вал

Банк

ежи

Банк-рот

Стол

рот

Стол-яр

Зал

глас

Зал-ежи

Свет

он

Свет-ёлка

Яр

вал

Яр- марка

Воз

очки

Воз-глас

Газ

ёлка

Газ-он

Гриб

марка

Гриб-очки

Хор

яр

Хор-овод

3 задание. «Письмо в редакцию»

В нашу редакцию пришло письмо. Но письмо непростое. Оно с секретом. Вам нужно в тексте письма найти 9 названий животных и птиц. За каждое найденное слово 1 балл.

Вечер на даче.

Вечер. Сижу на крылечке со своим щенком. Марь над лесом поднимается, ту ман густ ой, сыро. Скучно. Вижу - лю стра у с оседа зажглась. Пойду его проведаю. А соседа моего зов ут Ка/питон ом, он – повар, любит пироги печь. Обрадовался он мне.

Может, приготовишь мака для пирога?

Мака, Ка кого? Он где? – говорю.

Вон там, где ма сло н а сто ле, в банке! Да побыстрей, уж е в печку пора ставить.

Хорош получился у нас пирог! Все соседи собра лис ь к чаю.

(мангуст, страус, утка, питон, макака, слон, лев, уж, лис).

4 задание «Вспомни пословицу».

Из каждой пары слов нужно составить пословицу. За каждую пословицу 1 балл.

Коса - камень

Нашла коса на камень

Лес - дрова

Дело - мастер

Дело мастера боится

Шило - мешок

Шила в мешке не утаишь

Язык - дело

Не спеши языком, торопись делом

Труд - лень

Труд человека кормит, лень портит

Кататься - возить

Любишь кататься, люби и саночки возить

Семь - один

Семь раз отмерь, один отрежь

Время - час

Делу время, потехе час

Свет - тьма

Ученье – свет, а неученье - тьма

5 задание «Кто больше»

Назвать как можно больше фразеологизмов со словами: голова, нос, глаз, ухо, зуб, язык. За каждый правильный фразеологизм 1 балл.

Варианты ответов:

Голова – человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, отвечать головой, как снег на голову, голова идет кругом, сломя голову…

Нос – задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру, остаться с носом, встретиться нос к носу, не видеть дальше собственного носа…

Глаза – мозолить глаза, хлопать глазами, говорить правду в глаза, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз, хоть глаз выколи, как бельмо на глазу, смотреть чужими глазами..

Ухо – держать ухо востро, пропустить мимо ушей, покраснеть до ушей, медведь на ухо наступил, развесить уши, навострить уши, слушать краем уха, прожужжать все уши, ушки на макушке, уши вянут..

Зуб – зуб на зуб не попадает, око за око, зуб за зуб, говорить сквозь зубы, иметь зуб (на кого-либо),в зубах навязло, положить зубы на полку, ни в зуб ногой, скалить зубы, зубы заговаривать, попасть на зуб (кому-либо);

Язык – язык без костей, острый на язык, тянут за язык, злые языки, язык проглотить, найти общий язык, язык не поворачивается, держать язык за зубами, язык до Киева доведет, не сходит с языка…

6 задание «Перевертыши»

Назовите существительные, которые читаются одинаково как справа налево, так и слева направо. Кто больше за 1 минуту найдет таких слов. За каждый верный ответ 1 балл.

Примерные ответы: казак, кабак, доход, довод, комок, заказ, топот и др.)

7. Подведение итогов.

Жюри подводит итоги работы каждого отдела.


Внеклассное занятие по русскому языку

«Веселый урок в «Школе грамотных детей»

1 класса

Цели:

    Привитие интереса к изучению русского языка.

    Развитие творческих способностей, любознательности.

    Вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность

    Расширение кругозора, развитие речи детей.

5. Воспитание индивидуальной и коллективной ответственности за результат работы.

Оборудование: презентация, карточки с ролями, медали.

Ход мероприятия:

1. Вступительная беседа

Ребята, внеклассное занятие по русскому языку проведу у вас я, зовут меня...

Слайд 1: -Уважаемые знатоки русского языка! Сегодня у вас необычный урок, а веселое занятие в «Школе грамотеев», которую посещают самые любознательные учащиеся первых классов. Я приглашаю всех в Страну слов, которые являются строительным материалом нашего языка.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз –

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас –

Означено словами.

Они слышны и здесь,

И там, на улице и дома,

Одно давно привычно нам,

Другое – незнакомо.

Слова, слова, слова, слова….

И это так прекрасно –

В огромном море, море слов,

Купаться ежечасно!

Ребята, назовите любимое занятие детей. (ответы детей)

Ответ очевиден – это игра.Вы, хотя, и ученики, но тоже любите играть. Давайте, играя, изучать русский язык. Угадайте слова, значения которых будут вам названы.

1. Третий день недели. (среда)
2. Предмет, при помощи которого режут хлеб. (нож)
3. Лиственное дерево с белой корой. (береза)
4. Домашнее животное, которое дает молоко. (корова, коза)
5. Предмет, который надевают зимой, чтобы стало теплее. (шапка, варежки)
6. Время года, когда вокруг все бело. (зима)

– Вы быстро и правильно угадали слова. У всех этих слов только одно значение. Но не всегда так бывает. Есть немало слов, имеющих не одно, а несколько значений. Как называются такие слова? (многозначные)

Приведите примеры многозначных слов. (ответы детей)

Слайд 2: работа с рисунками

(плитка электрическая, плитка шоколада, плитка строительная)

– Каким общим словом назовём все эти предметы?

Составьте предложение с каждым словом. (ответы детей) (Мама купила плитку шоколада. У нас на кухне стоит электрическая плитка. В магазине продается строительная плитка)

– Отгадайте загадку и найдите многозначное слово.

Слайд 3: Он всюду – в поле и в саду,

Но в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (дождь)

Какое здесь многозначное слово? (идет)

Слайд 4:

- Ребята, посмотрите на доску, замените слово «идет» подходящими по смыслу словами.

Слайд 5:

Мальчик идет (шагает ).

Дождь идет (льет ).

Машина идет (едет ).

– Какие значения имеет слово «идет»?

- Делаем вывод: слово «идет» – многозначное, так как оно имеет три значения.

Надо различать и понимать значения слов. Это поможет лучше понимать прочитанные слова и точнее выражать свою мысль.

Любой из вас знает, что наша речь состоит из предложений, а предложения из слов. Но иногда нельзя понять, о чем говорится в предложении, когда мы не знаем не только значения отдельных слов, но и устойчивых словосочетаний, которые называются фразеологизмами. Рассмотрим словосочетание «намылить голову» в предложении «Отец намылил сыну голову ».

Слайд 6: иллюстрация

А для того чтобы лучше понять это словосочетание, мы разыграем сценку. Кто будет играть1 ученика, а 2-ого и самая главная роль учителя- кто будет им? (распределение ролей)

Сценка:

1 ученик: - Ну, тут все понятно. Отец помогал вымыть сыну голову и намылил ее.

2 ученик: Тебе всегда все понятно. Это предложение можно понимать и совсем по-другому. Отец сына отругал.

1 ученик: И почему ты такой умный?

2 ученик: Я, в отличие от тебя, на уроках слушаю учителя, а не кораблики рисую…(вырывает у него листок с рисунком).

Учитель: Утихомирьтесь вы, горячие головы!

1 ученик: Да что Вы, у меня голова совсем не горячая.

Учитель: Я вовсе не имела ввиду температуру твоей головы! Я просто хотела сказать, что вы оба – «горячие головы», то есть вспыльчивые люди.

2 ученик: Ну, я- то человек с головой!

1 ученик: Совсем заучился! А я-то, по-твоему, что, без головы?

2 ученик: Голова-то у тебя на нужном месте, а в ней ветер гуляет.

1 ученик: Я его что-то совсем понимать перестал, говорит, что у меня сквозняк в голове.

Учитель: Тихо! Видно придется внести в ваш спор ясность. Ведь смысл этих предложений передают устойчивые сочетания слов.

Молодцы, садитесь.

- Итак, ребята, давайте объясним значение этих фразеологизмов:

Слайд 7:

Человек с головой – умный рассудительный человек.

Слайд 8:

В голове ветер гуляет – легкомысленный, несерьезный человек.

Слайд 9:

Ворон ловить – не слушать.

Итак, ребята, из чего состоят все слова? (из звуков)

Слайд 10:

Найдите одинаковый звук в словах: ложка, пила, лыжи, ёлка).

Слайд 11:

Игра “В зоопарке”

Назовите животных зоопарка, в названии которых есть буква «л».

(Ответ: лиса, лошадь, слон, осёл, козёл, крокодил, лев, волк и т.д.) слайд 12.

Ребята, а теперь я предлагаю вам игру «Буква заблудилась» .

Я читаю вам стихотворение, а в одном слове автор перепутал букву, ваша задача понять где буква заблудилась и исправить на правильное слово.

Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную горку (корку).

Не учил уроки,
А играл в футбол.
Оттого в тетрадке
Появился гол (кол).

На виду у детворы Крысу (крышу) красят маляры.

Врач напомнил дяде Мише: - Не забудьте об одном: Обязательно примите Десять цапель (капель) перед сном.

Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей).

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: - Там ползет огромный лук (жук) С длинными усами.

Говорят один чудак, В речке выловил башмак, Но зато ему потом На крючок попался дом (сом).

Слайд 13:

Игра “Найди лишнее слово”

На доске: круг, друг, волк, тигр, грач (лишнее слово волк, там нет буквы г )

Слайд 14:

« Грамматическая арифметика»

кабан – ан + лук = ? (каблук)

ква + рак – ак + тира = ? (квартира)

череп – п + муха = ? (черемуха)

корь – ь + идол – л + р = ? (коридор)

Молодцы.

– Ребята, я вижу, что наше путешествие по Стране слов вам понравилось. На уроках вы продолжите это путешествие, а сегодня я хочу вас похвалить за любопытство, за желание и стремление плыть по огромному океану Знаний, где вас ждут новые знания, новые открытия.

Игра «Наоборот»:

И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру “наоборот”

Скажу я слово ВЫСОКО

А ты ответишь …(НИЗКО)

Скажу я слово ДАЛЕКО

А ты ответишь …(БЛИЗКО)

Скажу я слово ПОТОЛОК

А ты ответишь …(ПОЛ)

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ

И скажешь ты …(НАШЕЛ)

Скажу тебе я слово ТРУС

Ответишь ты …(ХРАБРЕЦ)

Теперь НАЧАЛО я скажу

Ну, отвечай, …(КОНЕЦ)!

Спасибо, ребята, за хорошую работу! Жду Вас на новых занятиях в «Школе грамотных детей».