Болезни Военный билет Призыв

Власть и управление в казахстане в эпоху средневековья. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Мелкие административные подразделения в халифате (города, селения) управлялись должностными лицами раз- личных рангов и наименований. Нередко эти функции воз- лагались на руководителей местных мусульманских религи- озных общин - старшин (шейхов). Судебные функции в халифате были отделены от адми- нистративных. Местные власти не имели права вмешиваться в решения судей. Верховным судьей считался глава государства - халиф. В целом же отправление правосудия было привилегией ду- ховенства. Высшую судебную власть на практике осущест- вляла коллегия наиболее авторитетных богословов, кото- рые одновременно являлись правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах. Правомочия кади были обширны. Они рассматривали на местах судебные дела всех категорий, наблюдали за ис- полнением судебных решений, осуществляли надзор за мес- тами заключения, удостоверяли завещания, распределяли наследство, проверяли законность землепользования, за- ведовали так называемым вакуфным имуществом (переданным собственниками религиозным организациям). При вынесении решений кади руководствовались прежде всего Кораном и Сунной и решали дела на основе их самостоятельного тол- кования. Судебные решения и приговоры кади, как прави- ло, были окончательными и обжалованию не подлежали. Исключение составляли случаи, когда сам халиф или его уполномоченные изменяли решение кади. Немусульманское население обычно подлежало юрисдикции судов, состоящих из представителей своего духовенства. Большая роль армии в халифате определялась самой доктриной ислама. Основной стратегической задачей хали- фов считалось завоевание территории, населенной нему- сульманами, путем "священной войны". Принимать в ней участие обязаны были все совершеннолетние и свободные мусульмане, но в крайнем случае разрешалось нанимать для участия в "священной войне" и отряды "неверных" (немусульман). На первом этапе завоеваний арабская армия представ- ляла собой племенное ополчение. Однако необходимость укрепления и централизации армии вызвала ряд военных реформ конца VII - середины VIII в. Арабская армия ста- ла состоять из двух основных частей (постоянного войска и добровольцев), и каждая находилась под командованием особого полководца. В постоянном войске особое место занимали привилегированные воины-мусульмане. Основным родом войск была легкая конница. Арабская армия в VII - VIII вв. в основном пополнялась за счет ополченцев. На- емничество в это время почти не практиковалось. Огромная, состоящая из разнородных частей, средневе- ковая империя, несмотря на объединяющий фактор ислама и авторитарно-теократические формы осуществления власти, не смогла долгое время существовать как единое центра- лизованное государство. Начиная с IX в. в государствен- ном строе халифата происходят значительные изменения. Во-первых, произошло фактическое ограничение светс- кой власти халифа. Его заместитель, великий визирь, опираясь на поддержку знати, оттесняет верховного пра- вителя от реальных рычагов власти и управления. К нача- лу IX в. страной фактически стали управлять визири. Не отчитываясь перед халифом, визирь мог самостоятельно назначать высших государственных чиновников. Духовную власть халифы стали разделять с главным кади, руково- дившим судами и образованием. Во-вторых, в государственном механизме халифата еще больше возросла роль армии, ее влияние на политическую жизнь. На смену ополчению пришла профессиональная наем- ная армия. Создается дворцовая гвардия халифа из рабов тюркского, кавказского и даже славянского происхождения (мамлюки), которая в IX в. становится одной из главных опор центральной власти. Однако в конце IX в. ее влия- ние усиливается настолько, что гвардейские военачальни- ки расправляются с неугодными халифами и возводят на престол своих ставленников. В-третьих, усиливаются сепаратистские тенденции в провинциях. Власть эмиров, а также местных племенных вождей становится все более независимой от центра. С IX в. политическая власть наместников над управляемыми территориями становится фактически наследственной. По- являются целые династии эмиров, в лучшем случае призна- вавших (если они не были шиитами) духовный авторитет халифа. Эмиры создают свое войско, удерживают в свою пользу налоговые поступления и таким образом превраща- ются в самостоятельных правителей. Укреплению их власти способствовало и то, что сами халифы предоставляли им огромные права для подавления усиливающихся освободи- тельных выступлений. Распад халифата на эмираты и султанаты - независимые государства в Испании, Марокко, Египте, Средней Азии, Закавказье - привел к тому, что багдадский халиф, оста- ваясь духовным главой суннитов, к Х в. фактически конт- ролировал лишь часть Персии и столичную территорию. В Х и XI вв. в результате захвата Багдада различными коче- выми племенами халиф дважды лишался светской власти. Окончательно восточный халифат был завоеван и упразднен монголами в XIII в. Резиденция халифов была перенесена в Каир, в западную часть халифата, где халиф сохранял духовное лидерство среди суннитов до начала XVI в., когда оно перешло к турецким султанам. Глава 27 . Средневековое государство Китая Стойкая многоукладность, незавершенность процессов образования классов, сохранение пережитков патриархаль- но-родовых и рабовладельческих отношений, неравномер- ность хозяйственного и социального развития различных районов обширной территории затрудняют точное выделение того временного рубежа, с которого можно датировать на- чало средневековой истории традиционного Китая. Как указывалось выше, еще в Древнем Китае складывается крупное частное землевладение, основанное на различных формах эксплуатации не потерявших свободы малоземельных и безземельных крестьян. Широкое развитие приобретает и эксплуатация податного крестьянства государством путем взимания ренты-налога. При периодизации истории государства в средневековом Китае необходимо учитывать периодические смены царству- ющих династий и становления крупных империй. Государс- тво непосредственно испытывало на себе влияние частых в это время народных восстаний, которые приводили к тем или иным изменениям в социально-классовой структуре, а также в политических и правовых институтах. Распад Ханьской империи в III в. в результате кон- центрации земли в руках частных собственников и мощных народных движений II-III вв. привел к столетней внут- ренней смуте. Последовавшее затем воссоздание государс- твенного единства было связано с процессами централиза- ции в Северном Китае, где была основана династия Цзинь (265-420 гг.). Этому способствовали реформы, основателя Цзиньской династии Сыма Яня, на основании которых большая часть земли была объявлена императорской, т.е. государствен- ной собственностью, а самостоятельные крестьяне - по- датными держателями государственных наделов. Они под- разделялись на податных первого разряда - мужчин и жен- щин от 16 до 60 лет, получавших "наделы в пользование" (70 му" земли для мужчин и 30 му для женщин) и "подат- ные наделы" (соответственно 50 му и 30 му), урожай с которых целиком передавался государству в качестве на- лога и платы за землю; и податных второго разряда - всех других членов крестьянских семей от 13 до 15 и от 61 до 65 лет, получавших наделы в половинном размере. Недостигшие податного возраста и превысившие его ника- ких наделов не получали. Податные крестьяне, получавшие государственный надел, несли также трудовые повинности. Реформа не означала уравнительного передела земли. Чиновники, например, в зависимости от ранга получали земельные участки от 1 до 5 тыс. му, которые не облага- лись налогами и повинностями и должны были обрабаты- ваться крестьянами-арендаторами (от 1 до 15 дворов на каждого чиновника, в зависимости от ранга последнего). 1 му - 1/16 га земли. Новый вариант надельной системы (система "равных по- лей") был введен в 485 году в Северном Китае при динас- тии Северная Вэй, а затем в VI и VII вв., при династии Суй и сменившей ее династии Тан. Эта система была расп- ространена впоследствии на весь Китай. Крестьяне от 15 до 70 лет получали от государства земельные участки с целевым назначением - под посевы зерновых, конопли, по- садку тутовых деревьев. Большая часть земельного участ- ка (40 му для мужчин и 20 му для женщин), предназначав- шаяся для посева зерновых, предоставлялась лишь во вре- менное пользование и отбиралась государством у кресть- янина после превышения им податного возраста или в слу- чае смерти. Другая незначительная часть земельного участка передавалась по наследству. Надельная система означала не только укрепление тра- диционной системы эксплуатации податного крестьянства. Она способствовала распространению фактического прик- репления крестьян к земле через сельскую общину с ее круговой порукой, коллективной налоговой ответствен- ностью перед государственной казной. Эта система не только не затрагивала существующего крупного частного землевладения, но и способствовала его увеличению. Например, система "равных полей" давала право земельному собственнику, эксплуатирующему труд зависимых работников, получать наделы и на них. Танское законодательство формально запрещало продажу надела. Но многочисленные оговорки (надел можно было, например, продать в случае переезда семьи, с целью со- вершения похоронных обрядов и т.д.) способствовали рос- ту концентрации земли у частных лиц, усилившейся впос- ледствии, когда эти формальные запреты были фактически сняты. Это увеличивало имущественное неравенство крестьян, их зависимость от частных земельных собствен- ников. Вместе с тем в Танской империи система "равных полей" способствовала на определенном этапе укреплению ее экономики, оживлению торгово-ремесленной деятельнос- ти в городах, определенной стабилизации политической обстановки. Неизбежным проявлением роста крупного землевладения стала в Танской империи тенденция кланового сепаратиз- ма. Эта тенденция усилилась и в связи с введением долж- ностей военных губернаторов (цзедуши), облеченных ог- ромными военными полномочиями для борьбы с непрекращаю- щимися набегами кочевников и пр. Губернаторы преврати- лись со временем во всесильных наместников, крупных землевладельцев, мало считающихся с центральной властью. Система надельного землепользования потерпела полный крах в VIII в. в связи с новым "злом скопления земель", массовым обезземеливанием крестьян и уменьшением резер- вов казенных земель, предназначенных для раздачи сель- скому населению. Чтобы как-то восстановить нарушенное равновесие, предотвратить социальный взрыв в 780 году в Китае была введена новая система "двухразового налога", при которой все дворы в строгой зависимости от своего имущественного положения были поделены на категории и должны были платить налог соответственно размерам свое- го землевладения, при этом не учитывались ни возраст, ни трудоспособность облагаемых налогом лиц. Одновремен- но были сняты запреты с продажи, отменены переделы зем- ли, что создавало новые возможности для роста основан- ного на эксплуатации малоземельных и безземельных крестьян-арендаторов и различных категорий зависимых работников крупнопоместного землевладения. Начиная со второй половины VIII в. около половины общего числа земледельцев в Китае существовало за счет обработки чужой земли, подвергалось частнособственни- ческой эксплуатации. Другую половину составлял широкий слой самостоятельных мелких производителей, отдававших свой прибавочный продукт в виде налога государству. Массовое обезземеливание мелких землевладельцев вело к социальным взрывам, восстаниям, войнам, в ходе кото- рых гибли правящие династии. В результате циклически восстанавливался удельный вес самостоятельных крестьян- ских хозяйств, традиционная система их эксплуатации. Определенное равновесие государственного и крупного частного землевладения было достигнуто, например, с ут- верждением, после периода смут и мощных крестьянских восстаний конца IX - начала Х в., династии Сун (X-XIII вв.). Этому равновесию способствовали реформы сунского сановника Вам Анъши в XI в., когда были приняты новые законы, направленные на восстановление и развитие крестьянских хозяйств, на упорядочение налоговой систе- мы на основе введения земельного кадастра. Предусматри- вались меры по улучшению условий крестьянского земледе- лия, строительству ирригационных сооружений и пр. Реформы Ван Аньши были продиктованы главным образом стремлением обеспечить возрастающие потребности импера- торской казны. Вместе с тем в реформаторском движении ясно проявилось и стремление остановить "поглощение" крестьянских земель, ограничить рост крупного частного землевладения, засилие чиновничьей элиты. В конце XIII в. Китай был покорен монголами. В 1279 году установилось правление монгольской династии Юань. Монгольское завоевание привело к тяжелым последствиям для экономики и культуры Китая, но не подорвало основ традиционной системы хозяйства. Монголы поставили себе на службу китайскую бюрократическую организацию, прис- пособленную для выкачивания налогов с податного кресть- янства. Интересно отметить, что именно в это время рез- ко возросла в Китае численность рабов, оброчных неволь- ников. Под напором национально-освободительной борьбы и мощного крестьянского движения XIV в. монгольское гос- подство пало. В стране установилась новая всекитайская династия Мин (1368-1644 гг.), которая всемерно стреми- лась поддерживать равновесие государственного и частно- го землевладения. В XVII в. в Китай вторглись манчжуры, которые уста- новили там манчжурскую династию, правившую вплоть до революции 1911-1913гг. До революции просуществовало в Китае и рабство, ликвидированное в это время законодательным путем. Сословно-классовая структура. Рассмотрение вопроса о лицах как субъектах права в традиционном обществе тесно связано с выявлением правовых различий отдельных соци- альных слоев, сословий,^ групп населения. Китайское традиционное право не знало европейской концепции субъ- ективных прав личности, гражданина, индивида, берущей свое начало еще в античном мире. В китайских кодексах и официальных документах правовое положение личности оп- ределялось термином "сэ" (цвет), указывающим на принад- лежность индивида к той или иной социальной группе, члены которой обладали теми или иными правами и строго фиксированными обязанностями. Сословные различия в средневековом Китае выступали более зримо, чем классовые. Они свято охранялись зако- ном и традицией, которые закрепляли объем прав и обя- занностей представителей не только отдельных сословий, но и различных разрядов титулованного ранжированного чиновничества. Существовали также строгая и мелочная регламентация их поведения в быту, различия в одежде, обрядах и пр. Несмотря на те или иные изменения, в социальной структуре традиционного Китая во все времена выделялись в основном три сословие-классовые группы: "благород- ных", "добрых" и "подлых" людей. Первая сословно-классовая группа включала в себя привилегированных, "благородных" лиц - светскую и ду- ховную знать, военное и гражданское чиновничество. Они были освобождены от трудовых повинностей и телесных на- казаний, а некоторые и от налогов. Представители этого сословия были не только крупными частными землевладель- цами, они же присваивали и значительную часть сумм, поступающих в казну. Так, например, к концу царствова- ния династии Мин (1368-1644 гг.) общее число "родствен- ников" императора, обладающих высокими титулами, ранга- ми, почетными званиями, превышало 100 тыс. человек. На их содержание в виде жалования тратилась значительная часть налоговых поступлений. В особом положении находился непривилегированный слой богатых купцов, ростовщиков, крупных землевладель- цев-богачей, которые пополняли ряды господствующего класса. Сословные перегородки, отделяющие их от "благо- родных", могли быть преодолены, так как в Китае еще в начале новой эры утвердилась официальная практика по- купки почетных званий и ученых степеней. Это был самый простой способ приобретения богачами права на переход в категорию неслужилых чиновников. Они также пользовались определенными привилегиями, например, правом откупа от телесных наказаний, правом смягчения наказания за со- вершенное преступление путем зачета ранга и пр. В средневековом Китае старая родовая аристократия в значительной мере уступила свои позиции новой служилой аристократии - чиновничеству. Образованная сословная группа - шеньши стала мощной консервативной силой, опорой центральной власти, традиционно эксплуатировавшей податных кресть- ян. Шеньши делились на две категории. Первую составлял относительно небольшой по численности слои лиц, непос- редственно причастных к власти, - окружение правителя, его сановники и весь иерархический бюрократический го- сударственный аппарат, вторую - огромная армия кандида- тов в этот слой, получивших конфуцианское образование, но не имеющих должностей. Они не были прямо облечены государственными полномочиями, но играли огромную роль на местах, в общинном управлении, что в значительной мере способствовало централизации государственной влас- ти Китая. Формально путь к чиновничьей должности был открыт для всех, получивших по канонам конфуцианской науки об- разование и сдавших экзамены. Фактически получить обра- зование и особенно чиновничий ранг могли только дети богачей, самих чиновников. Такой порядок обеспечивался до VIII в. системой рекомендаций местными правителями на чиновничью должность "достойных людей". Деление на девять чиновничьих разрядов, в основу ко- торых была положена система оплаты службы чиновника зерном (в размере от 200 до 10 тыс. даней"), сложилась еще в период Воюющих царств. Эти девять рангов, каждый из которых состоял из двух классов, неизменно сохраня- лись вместе с делением на высших, средних и низших чи- новников. От ранга зависели не только пост, место в служебной иерархии, но и престиж и жалованье чиновника. В конце III в. жалованье чиновникам зерном и деньгами было заменено наделами земельных участков различной ве- личины, которые передавались для обработки арендаторам. Арендная плата, таким образом, заменяла жалованье. С VIII в. вплоть до революции 1911- 1913 гг. чиновники получали жалованье зерном и деньгами. Служебные наделы и "кормления" могли служить лишь дополнением к их воз- награждению. Приравнивался к статусу чиновника в Китае и статус даосских и буддийских монахов. Представители второй непривилегированной сослов- но-классовой группы относились к простонародью, "мелко- му люду". Это в основном мелкие земледельцы и ремеслен- ники, на которых и лежало основное бремя налоговых вып- лат и трудовых повинностей. В III-VIII вв., в период существования государственной надельной системы, основ- ная масса крестьян фактически превратилась в арендато- ров государственных земель. К третьей сословно-классовой группе "подлых людей" относились неполноправные свободные и бесправные - го- сударственные и частные рабы. Крах надельной системы, развитие крупной земельной собственности привели к рос- ту числа безземельных и малоземельных крестьян-аренда- торов, нередко прикрепляемых к земле.

Монгольское нашествие.

В 11в - 12в монгольские племена расселялись на Орхоне и Керулене. К середине 12в прошли на запад и оттеснили найманов и кипчаков с верховий Иртыша и Алтая. Территория (до походов): от Байкала, верховий Енисея и Иртыша до пустыни Гоби. Чингис-хан (Темучин) родился в 1155г в племени Борджингов, его отец – богатый нойон (нойон - вождь рода\племени) Есугай-баатур. Воспитывался при дворе хана кереитов Тогрул-хана. Начало чингизидам положил брачный союз Чингис-хана с Борте из рода конырат. К единоличной власти Ч шел 20 лет. В 1205г на хурале (съезде) избран правителем. Военно-феодальное государство Чингис-хана сложилось в начале 13в. Основной задачей Чингис-хана было завоевание западных земель: Средняя Азия, Иран, Ближний Восток, Закавказье, Восточная Европа. Ч считает себя «монголом», а государство «монгольским». До вторжения в К Чингис-хан покорил якутов, киргизов, уйгур, бурятов, Северный Китай (1211г -1215г).
Семиречье заняли без сопротивления (оно было ослаблено Кучлуком – он гонял мусульман) со 150т воинов. Для того чтобы привлечь народ Семиречья на свою сторону, Ч запретил грабежи и резню в крае. Город Баласагун сдался Ч без боя, так как городская администрация пошла на союз с ним. 1216г – первое столкновение Хорезма с Ч. В 1218г торговый караван Чингис-хана был уничтожен по приказу Каир-хана (наместника хорезмшаха) - «Отрарская катастрофа». Это было поводом вторжения Ч в К и Мавереннахр (владения хорезмшаха) в 1219г (численность войск – 150 т человек: монголов 111 т + карлуки и уйгуры). Правитель Отрара Каир-хан (Гаир-хан) 5 месяцев до последнего защищал свой город с 80 тысячным войском (ему сделана «посмертная серебряная маска»). Отрар был полностью уничтожен (1219г – 1220г, основная причина поражения – предательство сторонников). Город Сыгнак на Сырдарье оказал сильное сопротивление, он защищался 7 дней. Завоевание Средней Азии завершено к 1221г. На реке Калке в 1223г монголам оказали сопротивление объединенные силы русских и половцев (т.е. кипчаков). Ср. Азия и К покорены Ч за 5 лет (19г - 24г).

Территория монголии.

К окончательно вошла в состав империи в 1224г и входила в 3 улуса сыновей Ч:
Джучи (Жушы): земли к западу от Иртыша, север Семиречья, Восточный Дешт-и-Кипчак.
Чагатая: южный и юго-восточный К, восточный Туркестан, Мавераннахр (т.е. Семиречье и Ср. Азия). Угудэя: северо-восток Семиречья Тулуя (младшего сына): собственно монгольские земли.
Еще не завоеванные земли к западу от Иртыша, Арала и Амударьи Чингис-хан отдал старшему сыну Джучи. В 1227г Чингис-хан скончался, и его империя стала распадаться (в том же году ранее умер Джучи). В 1260г распалась на независимые улусы. Территория Семиречья (Юго-Восточный К) была разорвана между 3 улусами: север – улус Джучи, юг – Чагатая, северо-восток – Угудэя. Здесь находились главные ставки улусных ханов. В 1251г улус Угудэя ликвидирован, земли отданы сторонникам Мунке (сын Тулуя). После смерти Мунке ханами улуса Чагатая в 1260г объявили себя Ариг-Буга и Хубилай; жестоко усилились усобицы и войны, экономика разрушена, сильно страдает простой народ.

Государственное устройство:

Государство основывалось на военно-административных принципах. Страна разделена на 3 округа: правое крыло (барнгар), левое (джунгар) и центр (кул). Округ = несколько туменов. Тумен = 10 «тысяч». Тысяча = 10 «сотен», и т.д. до «десятки» - 10 воинов. Столица Монгольской империи при Ч – Каракорум. Начальниками округов, туменов и тысяч были родственники и сподвижники Ч. Победам монголов способствовало: военная дисциплина, внезапность действий, военный опыт других народов, смелые командиры (выдвигаемые независимо от этнического и социального происхождения). Военная техника в армии монголов появилась после вторжения в Китай.

История:

Население Монголии «татарами» (13в) называли китайцы. Число городов южного К в 15в по сравнению с 12в уменьшилось в три раза. Производительные силы экономики К резко ослабли. При установлении монгольского господства городам не разрешалось «иметь стены и ворота» - Марко Поло.
О монгольских завоеваниях писал историк Плано Карпини. Около 30 городов полностью с населением ликвидированы, из них 3 наших (Отрар, Сыгнак, Ашнас). «Яса» (свод обычного права) Чингис-хана для К имело положительное последствие (3/4 законов – воинские преступления). Хорезмшах и Ч пришли к торговому заключению. В 1 половине 13в произошло восстание Тараби в Бухаре.

Последствия нашествия:

Экономика в полной разрухе. Истребление людей. Разрушение городов, полей, ирригаций. Из-за монголов в Семиречье пропала оседло-земледельческая и городская культуры (главным стало кочевое скотоводство). До 20 видов повинностей (обязанностей). С другой стороны, власти стимулировали торговлю, связь, ввели почтовую службу. Монгольская государственность оказала влияние на государства следующей эпохи истории. Широкое взаимодействие культур. В Туркестане появились племена Конырат, Жалаир.

Чингизиды:

Сыновья Чингис-хана: Джучи, Чагатай, Угудэй, Тулуй
Сыновья Джучи: Орда Еджен, Батый и Шайбани
При Чингис-хане монгольская империя была действительным единым, сильным государством. Но после его смерти, улусы его потомков начали проявлять тенденцию к обособлению, со временем окончательно став независимыми от великого (главного) хана монголов. Все это сопровождалось не совсем ясными геополитическими событиями, бесконечными распрями и междоусобицами.

Золотая Орда (1242г – середина 15в)

Европейские походы Батыя длились с 1236г до 1242г, в итоге которых завоеваны земли от Волги до низовий Дуная. Значительную часть его армии составляли кипчаки, поэтому армию называли кичакской. Золотая орда образовалась в 40-х годах 13в. Территория: Восточный Дешт-И-Кипчак, часть Хорезма и Западной Сибири, а также завоеванные западные земли. Основатель – Батый (Бату, стал преемником своего отца Джучи в 1227г). В восточных источниках называется «Улусом Джучи», в исторической литературе – «Кипчакский улус». При Берке-хане (56г – 66г) ЗО стала независимой от Монгольской империи (1260г). При Менгу-хане (66г – 80г) стала чеканить собственные монеты (он поддерживал Хайду против Хубилая). При Узбек-хане (12г – 42г) в 1312г ислам стал государственной религией. При Узбеке и его сыне Жанибеке (42г – 57г) – процветала (первая половина 14в). Период 1357г – 1380г называется «Великая смута» (сменилось два с половиной десятка ханов). После победы эмира Темира в 1379г Тохтамыш выдвигается во власть. Темник Мамай (фактический правитель ЗО) был разбит Дмитрием Донским на Куликовом поле в 1380г, и Тохтамыш захватил власть, в 1382г сжег Москву, совершил походы в Мавераннахр и Закавказье. Золотая Орда разгромлена в результате опустошительных походов эмира Тимура (Тамерлана) в 1389, 1391 и 1395 годах. Борьбу Тимура и Тохтамыша описал Асан-Кайгы. ЗО перестала существовать в середине 15в. В результате окончательного распада появились Большая Орда (между Волгой и Днепром), Ногайская Орда, Сибирское, Казанское, Крымское и Астраханское ханства (севернее и западнее казахских степей).
Во время Золотой Орды началось оживление городов и городской культуры. Столица – Сарай-Бату (возле Астрахани). Позднее столицей стал Сарай-Берке. Государственное устройство как у Чингис-хана. Улусная система управления землями. Делится на правое крыло - западное (Батыя и его преемников) и левое - восточное (Орда Еджена). В левом крыле была большая часть К. В результате тюркизации население Золотой Орды стало называться татарами. Большую прибыль степным правителям приносили захватнические войны. Племена монголов составляли меньшинство. Самое многочисленное племя – кипчаки. Главный язык – кипчакский. В ЗО было много разных языков и религий. Произведение «Хосров и Ширин» написано в 14в на тюркском языке. Город Сарайчик (основан во 2 половине 13в) – на р. Урал и торговом пути.
Ярлык - право княжения русскому князю. Баскаки (и даруги) – назначались для сбора налогов. Беклербек – дипломат и военачальник. Диван - центральный орган исполнительной власти (финансы, налоги, внутренняя жизнь). Везир – глава дивана, глава финансов. Курултай – созыв для решения государственных дел. Крупные нойоны, беки, бахадуры являлись военачальниками – темниками, тысячниками, сотниками.

Средневековые государства

Ак Орда (Белая Орда) (13в – 1428г)

Первое крупное государство в послемонгольское время. Возникла на территории улуса Джучи. Основатель – Орда Еджен, ему помогал выходец Майкы из рода Уйсун. Первый хан – Сасы-Бука. Полная самостоятельность от Золотой Орды к середине 14в при ханах Ерзене (Эрдене) и его сыне Мубараке (монеты). Урус-хан (Орыс) (60е–70е 14в): укрепил Ак Орду, объявил ее независимой, самостоятельной и активно противостоял Тамерлану. Тохтамыш – ставленник Тамерлана захватил власть и завоевал в 1380г запад улуса Джучи. Барак-хан (23г – 28г) – последний хан, внук Уруса. Ак Орда ослаблена и побеждена Тамерланом (после этого он направился в Могулистан). Большая часть отошла Шайбаниду Абулхаиру (ханство Абулхаира), остальная Ногайской Орде. Населена разными тюркоязычными племенами. Оглан – удельный владетель из Джучидов. Инджу – форма землевладения. Ак Орду еще называют Кок Ордой (Синей Ордой) и Узбекским Улусом. Ставка 13в – на Иртыше возле озера Алаколь. В 14в подчинили улус Шайбана (Яик, Иргиз, Приаралье), в К лишь Семиречье (гос-во Чагатаидов) осталось неподконтрольным. Столицей стал Сыгнак.

Ханство Абулхаира (1428г - 1468г)

Территория от Яика до Балхаша, от Арала до Тобола и Иртыша. Шайбанид Абулхаир правил 40 лет (1428г - 1468г). Столицы: Тара \ Орда-Базар \ Сыгнак (1446г).
В 1428г захватил Сибирское Ханство (столица – Тура) (после смерти Абулхаира его возглавил Ибак-хан).
В 1430г на короткое время захватил Хорезм. В 1446г захватил Сыгнак, Сузак, Самарканд.
В 50-х годах набеги на Самарканд, Бухару (владения Тимуридов). В 1457г под Сыгнаком потерпел жестокое поражение от ойратов (Уз Темир Тайши) и заключил с ними мир на тяжелых условиях. Умер в 1468г в пути похода на Джанибека и Керея. Завоеванные города Абулхаир раздавал вождям племен. Его внутренними противниками были джучиды. Одна из форм протеста султанов – откочевка (вообще это характерная для средневековья форма протеста). Причины распада ханства: отсутствие в государстве единства, постоянные распри и усобицы, феодальный гнет, неудачи во внешней политике. Племена называют «узбеками», а государство «Узбекское ханство», «Государство кочевых узбеков».

Ногайская Орда (начало 15в – 16в)

Территория: междуречье Волги и Урала. Столица – Сарайчик. Основатель – Едиге (правил около 15 лет, был убит в 1419г). Окончательно обособилась от Золотой Орды к середине 15в при Нур-ад-Дине (сын Едиге), и начала двигаться на восток и юг на земли Абулхаира до Сибири и Арала. Помогали Абулхаиру в захвате городов на Сырдарье. С казахскими ханами то воевали то дружили. Титул правителя – хан. Глава улусов – мурза (у них неограниченная власть). Князья – имели наследственную власть (военную, дипломатическую, административную). Большие доходы аристократии давали набеги и войны (до 300т воинов). Самое большое племя – мангыты. Ногайскую Орду называли «Мангытским Юртом». Во 2 половине 15в появилось название «ногаи».
После смерти Берке, хана Золтой Орды, земли от Дона до Дуная контролировались Ногаем. Ногай женился на дочери Византийского императора. После деления Ногайской Орды (по р. Волга - Идиль) Восточный удел стал называться Старший Ногай (находился в Восточном Идиле), и его население вошло в состав Младшего жуза. Западный – Младший Ногай – отошел к Русскому государству.

Чагатайское государство (Государство Хайду) (13в – конец 14в)

Государство потомков Чагатая. Стало независимым от великого (старшего) хана Хубилая в 1269г. Территория: улус Чагатая. В том же году Хайду провел курултай на Таласе, чтобы оградить оседло-земледельческое население от разорения, но усобицы Чинигизидов и войны Хайду наложили крест на этой инициативе. Междоусобицы преемников Хайду в 1 половине 14в довершили процесс экономической разрухи в Семиречье (сыновья Хайду ↔ Дува-хан – правнук Чагатая).
Реформа Масуд бека: серебряные дирхемы – Отрар (1271г), Тараз и Кенджед (1272г) – любой мог чеканить дирхемы на 15 монетных дворах. Благодаря Кебек-хану (сын Дува-хана) (1318г - 1326г) восстановлены города южного К и был расцвет государства. Он порвал с кочевым образом жизни, ушел из Семиречья в Мавераннахр, провел реформы. Реформа Кебека: новая серебряная монета динар «кебеки» в 1321г (6 дирхем). После смерти Кебек-хана власть попадает в руки местной администрации В результате распада государства Чагатая образовался Могулистан.

Могулистан (могулы) (1348г – 1514г)

Территория: Юго-Восточный К (улус Чагатая). Столица – Алмалык. Основатель – Эмир Пуладчи (глава феодальной знати племени дуглатов). Основатель династии правителей Могулистана – Тоглук-Тимур (первый хан). Племена: дулаты, канглы, кереи, усуни и др. Ханы:
Ильяс–Ходжа: «грязевая» батпакская битва 1365г (возле Ташкента) – победил Тамерлан, 10т погибших
Хизр-ходжа (конец 14в): признал себя вассалом Тимура.
Мухаммед (нач. 15в): М стал независимым от Тимуридов, гос.религия ислам для укрепления государства.
Вайс (Уаис): оказал сопротивление ойратам (калмакам), перенес ставку Турфан → Илибалык.
Есенбуга: с Абулхаиром борется против ойратов. Вступил в союз с Джанибеком и Кереем, надеясь с их помощью обезопасить свои границы.
В первой половине 15в на М с востока нападали ойраты. Чаще всего М приходилось обороняться от государства Тимура, для этого они вошли в союз с Ак Ордой. Про М рассказывает труд «Тарих и Рашиди» Мухаммеда Хайдара. Хану помогал совет знати и улусбек из рода дуглат. Завершился процесс формирования казахского Старшего жуза в Семиречье и казахской народности.

Тамерлан (Тимур)

Выходец из монгольского племени барлас. Выдвинулся в 60-х годах. Правил в Средней Азии в 1370г – 1405г самым огромным государством 14в. Столица – Самарканд. В 70-80-е предпринял около десятка набегов на Ак Орду и Могулистан (первые жертвы его жестокой завоевательной политики), чтобы потом подчинить Золотую Орду. Построил мавзолей Ахмеда Яссауи чтобы подчеркнуть духовное единство народов ислама и показать мощь своей империи. Разгромил Тохтамыша и подчинил Золотую Орду в 1395г (битву описал Сыпыр-жырау). К концу жизни его держава включала территории: Мавераннахра, Туркестана, Хорезма, Ирана, Ирака, Афганистана, Закавказья и часть Индии. Скончался в Отраре при походе на Китай в феврале 1405г. Похоронен в Самарканде. Снял запрет на крепостные стены.

Культура позднего средневековья

Литература:

«Кодекс куманикус» - памятник литературы кипчакского языка с образцами тюркского фольклора. Устная народная литература в 13в - 14в была на кипчакском языке. В 14в - 15в из кипчако-ногайской подгруппы кипчакской группы тюркских языков выделился казахский язык (в этой подгруппе еще ногайский и каракалпакский языки).

Деньги:

В середине 13в возобновил работу после монгольского нашествия монетный двор Отрара и начал выпускать все 3 типа монет: динары (основная монета), дирхемы (чеканилась 13 лет, с эпитетом «менгу хани», мелкая торговля) и фельсы (мелкая разменная монета). Во 2 половине 13в деньги выпускали еще Кенджед и Дженд. Серебряные монеты 14в выпускали: Отрар, Тараз, Испиджаб, Сыгнак и Сарайчик. Монеты Тимура – «эмир». Новые «Медные динары» стали чеканиться в 1428г Улугбеком сразу во многих городах Средней Азии, после обмена старых на новые только Бухара выпускала монеты до 15в.

Хозяйство:

Основное занятие – кочевое скотоводство. В жилье суфа (приподнятая отапливаемая часть) стала занимать всю площадь. Новый тип очага – тандыр с дымоходом – универсальный тип очага.

Искусство:

Мавзолей Дауд-бека (14в, Тараз) – самый ранний памятнкик. Мавзолеи Алаш-хана и Джучи (центр К) относятся к 14в – 15в. Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави (Туркестан) – самая грандиозная постройка рубежа 14в – 15в. Бани – тоже архитектурные памятники. Вместо терракотовых облицовок – поливные изразцы.

Определения:

Сойургал – удельная земля феодала. Тархан – землевладелец. Тарханный дар – освобождение от налогов. Богара – с/х земли без полива. Жырау – народный певец.

Образование

Золотая Орда: о бщественный и государственный строй, отношения с Русью.

Право Золотой Орды

Образование Монгольского государства и его историография. В конце XII - начале XIII веков в Центральной Азии произошли события, оказавшие огромное влияние на историю Китая, Средней Азии, Кавказа и Восточной Европы. Эти события связаны с нашествием монголо‑татар.

Среди исследователей государства и права Руси в период монголо-татарской оккупации важное значение имеют труды Г.В. Вернадского 1 . Он называл этот период одним из важнейших в русской истории, который был одним из истоков абсолютизма и крепостничества будущей России. Монголы в значительной степени повлияли на органы власти и управления русских земель, на право, так как, по мнению Г.В. Вернадского, вассальные русские княжества являлись частью Золотой Орды.

Эти идеи и стали основой так называемой евразийскую теорию , согласно которой, Россия, после завоевания ее монголо ‑ татарами, Россия переняв агрессивную, захватническую программу Чингисхана, стала врагом Запада. Отсюда берет начало и тезис об извечной агрессивности русских, о том, что с начала СССР, а теперь Российская Федерация является источником международной напряженности, «империей зла», «родиной терроризма» и т. д.

Общество и право монголов достаточно подробно рассматривалось в монографии евразийца Эренжена Хара-Давана «Чингисхан как полководец и его наследие». Он показывает монгольское государство как вполне демократическое. По его мнению оно было основано на основе договорной теории. Власть ханов ограничивалась курултаем – органом народного представительства. Органы власти и управления он показывал централизованными и подотчетными ханам. Такое государство усиливалось «боевым духом монголов-кочевников» и завоевательной идеологией. Автор считал Великую Ясу («Основной закон») настоящей конституцией монгольского государства, так как она обладала некоторыми её признаками. Соблюдать её обязывались все монгольские правители, начиная с Чингисхана 1 .

Разоблачению этих теорий, имеющих антирусскую сущность, посвящены работы В. А. Каргалова, В. Т. Пашуто, Ф. Ф. Нестерова, В. А. Чивилихина и др.

Некоторые исследователи истории нашей страны, опираясь на математические методы, вообще считают, что как такового татаро-монгольского нашествия не было и не могло быть 2 . По их мнению, в это время происходила крупная междоусобица русских князей.

Рассматривая вопросы развития монголо-татарских племен, необходимо учитывать самые разнообразные исторические условия той эпохи, внутреннее положение этих племен, уровень сложившихся в них феодальных отношений, и, наконец, экономические и политические факторы.

Монгольские племена до конца XII в. жили на территории современной Монголии. Они не составляли единой народности, не имели своей государственности и говорили на разных наречиях монгольского языка.

Среди монгольских племен в этот период выделялось большое племя татар, обитавшее в восточной части Монголии. Монголо-татарские племена вели кочевой образ жизни. Наиболее многочисленными были степные монголы, занимавшиеся скотоводством и охотой. Лесные монголы занимались преимущественно охотой и рыбной ловлей.

Кочевали монголы большими куренями, причем каждый курень обладал значительной политической самостоятельностью: вел войны, заключал союзы и т.п.

Монголы вели натуральное хозяйство и производили чрезвычайно мало продуктов. Денежное обращение отсутствовало, а торговля происходила в форме обмена.

Развитие классовых отношений, обнищание рядовых кочевников и накопление богатств в руках отдельных семей приводили к распаду общин-куреней на более мелкие хозяйственные объединения: аилы, юрты, кибитки одной семьи.

К началу XIII в. монголо-татарские племена перешли к раннефеодальному строю, хотя сохранили еще остатки родоплеменных отношений. В процессе взаимных столкновений между родами складывались союзы племен .

Во главе племен становились особые предводители или вожди, наиболее сильные, ловкие, богатые (найоны , богатуры ). Они имели свои отряды нукеров , которые участвовали с ними в набегах, охотах, пирах, помогали советом в решениях.

Ожесточенная борьба между племенами завершилась образованием к началу XIII в. Монгольского государства , обладавшего сильной военной организацией.

После длительных и кровавых войн вождь одного из монгольских племен Темучин покорил остальные племена. В 1206 году на курултае - собрании монгольской кочевой аристократии - Темучин был избран ханом всех монголов под именем Чингисхана .

Образование Монгольского государства способствовало развитию производительных сил и на первом этапе сыграло определенную положительную роль, объединив все монголо-татарские племена.

Появилась возможность экономических и политических контактов с соседними народами. Однако этот путь не устраивал кочевую аристократию, для которой война ради грабежа стала главным источником обогащения .

Ради удовлетворения алчных аппетитов военно-феодальной верхушки страна была превращена в военный лагерь.

Другой причиной завоевательной политики явилось стремление правящей верхушки путем постоянного военного грабежа чужих народов приглушить внутренние противоречия монгольского общества.

Однако завоевания не только не принесли никаких выгод, но и ослабили монгольский народ. Монголия по-прежнему была отсталой скотоводческой страной.

Став во главе огромной армии, Чингисхан повел захватническую политику, полностью отвечающую интересам и стремлениям кочевой аристократии.

Чингисхан и его преемники покорили Китай, Среднюю Азию, Кавказ и Восточную Европу. Грабительские походы завоевателей, превращавшие богатые, цветущие страны в пустыни, имели тяжелейшие последствия для порабощенных народов, особенно Руси.

Борьба русского и других народов нашей страны ослабила наступательный порыв захватчиков и спасла от разгрома европейскую цивилизацию. Упорное сопротивление, которое встретил Батый на Руси, имело важное последствие и для нее самой: Русь не стала «ордынским улусом», сохранила собственную государственность, культуру, веру.

На территории русских княжеств фактически не было ордынской администрации, что в исторической перспективе создавало возможность для самостоятельного развития и борьбы против власти поработителей.

Непрочность империи Чингисхана обнаружилась довольно рано. Еще при жизни он разделил ее между четырьмя сыновьями.

Старшему, Джучи, достались земли, наиболее удаленные от Монголии. Сын Джучи - Бату (Батый) продолжал агрессивные войны. В результате его завоеваний на огромной территории от Иртыша до южно-черноморских степей, Крыма, Кавказа, части Средней Азии в 30-40-х годах XIII в. образовалось большое государство. В русских источниках оно получило название Золотая Орда .

Второму сыну – Чагатаю – достались Средняя Азия и целый ряд сопредельных с ней территорий и народов.

Угедей получил часть Западной Туркмении, Северную Персию и Закавказье.

Младшему сыну, в соответствии со старинным монгольским обычаем, был оставлен коренной улус – Монголия. Он считался великим ханом – сюзереном над владельцами остальных улусов. Столицей его был г. Каракорум.

Таким образом на территории СНГ в результате монгольских завоеваний образовалось три военно-феодальных государства под властью сыновей Чингисхана и их потомков: Золотая Орда, государство Чагатая в Средней Азии и государство Хулагидов в Закавказье.

Золотая Орда: общественный и государственный строй, отношения с Русью. Обособление Орды от общеимперской власти произошло в последней трети XIII века. Своего могущества она достигла при ханах Узбеке и Джанибеке.

В эти десятилетия складывается ее государственный аппарат, как военный, так и административно-судебный. Государственной религией становится ислам.

Однако внутренние и внешние достижения Золотой Орды оказались непрочными. В 60-х годах XIV века она вступила в полосу длительных усобиц, поставивших под вопрос ее государственно-политическое существование.

В результате «великой замятии» (феодальных усобиц) за 20 лет, с 1380 по 1380 гг., сменилось 20 ханов. В 1380 году произошла Куликовская битва. Русские войска под командованием Дмитрия Донского нанесли поражение Золотой Орде, от которого она уже не смогла оправиться.

Общественный строй. Золотая Орда представляла собой феодальное государство . Ее экономической основой являлись феодальные производственные отношения, характерная черта которых - феодальная собственность на землю, пастбища, скот.

По мнению некоторых исследователей, это была сословная собственность , признаваемая рядовыми кочевниками путем дачи определенной доли получаемого продукта своему господину.

Более мелкие феодалы (десятники, сотники) зависели от более крупных (тысячников, темников), что и обусловливало характер устройства Золотой Орды на основе иерархии кочевого землевладения.

Вся земля номинально являлась собственностью золотоордынского хана, но каждый землевладелец в пределах пожалованных ему земельных угодий распоряжался кочевьями зависящих от него людей, распределял лучшие пастбища по своему усмо­трению. У большинства же монголо-татар сохранились полуфеодальные отношения с многочисленными пережитками родового быта.

Класс феодалов , или «белая кость» - верхушка золотоордынского общества - включала в себя монголо-татарскую кочевую аристократию. Наверху социальной лестницы находился хан и царевичи (дети, внуки, правнуки и др.) из дома Джучи - первого хана Золотой Орды.

С течением времени род джучидов сильно разросся. С принятием ислама, допускавшего многоженство, число царевичей увеличивалось и усилилась борьба за власть между ними.

Вторую группу господствующего класса составляли беки (тюркский титул) и найоны (монгольский титул) - наиболее крупные феодалы. Каждый крупный золотоордынскии землевладелец получал от своих владений огромные доходы - 100-200 тыс. динаров в год.

Третья группа золотоордынских феодалов была представлена тарханами, людьми среднего достатка, занимавшими относительно невысокие должности в государственном аппарате.

Наконец, в последнюю группу господствующего класса входили нукеры. Они входили в ближайшее окружение своего господина и находились на его иждивении. Количество нукеров зависело от богатства и знатности их предводителя.

Важную роль в золотоордынском государстве играла церковь со сложной системой церковных учреждений. В Золотой Орде допускалась веротерпимость, но с принятием ислама возросла роль мусульманского духовенства. Его представители занимали важные должности в государственном и судебном аппарате. Церковные организации располагали большими материальными ресурсами.

Феодально зависимое население называлось «чер ной костью » и состояло из кочевников-скотоводов , земледельцев и жителей городов .

Кочевники-скотоводы - карачу жили аилами, вели индивидуальное хозяйство, владели скотом и пасли его на пастбищах, принадлежащих землевладельцу. Хозяйственные повинности скотоводов порождались общей деспотической системой.

Например, платя повинность молоком, кочевники-скотоводы должны были приносить своему господину кобылье молоко «каждого третьего дня». Карачу несли также военную службу, содержали чиновников и воинские части, предоставляли им транспорт для передвижения. При дележе военной добычи они получали небольшую ее часть.

Крестьянское население в оседлых земледельческих районах Средней Азии, Крыма, Поволжья и т. д. называлось собанчи и уртакчи.

Собанчи - это крестьяне-общинники, зависимые от землевладельца. Они обрабатывали господскую землю своим инвентарем, несли повинности с виноградников, надворных построек (амбаров, гумна), платили пошлины с арыков.

Уртак чи - обедневшие члены крестьянской общины, лишенные земли и инвентаря. Они работали на господской земле за долю продуктов (половину, одну треть, четверть).

В XIII - XIV вв. в Золотой Орде наблюдается оживление градостроительства. Золотоордынские города возникали как административно-политические поселения, обусловливаемые потребностями государства. Однако большинство их было разрушено в результате походов Тимура. В течение 1395-1396 гг. градостроительная культура Золотой Орды была полностью уничтожена и уже не могла возродиться.

Городское население состояло в основном из ремесленников, мелких торговцев и купцов и было довольно многочисленным. По мнению некоторых ученых, в золотоордынских городах существовали объединения ремесленников. В городах проживали также многочисленные чиновники, работавшие в исполнительном, управленческом и налоговом аппарате.

В самом низу социальной лестницы находились рабы . Число их в Золотой Орде было чрезвычайно велико. Источником рабства служил плен. В Золотой Орде процветала работорговля.

Однако рабов, как правило, превращали в зависимых крестьян, пастухов и ремесленников. Например, сына раба чаще всего прикрепляли к земле в качестве собанчи или уртакчи.

Таким образом, в Золотой Орде сложились раннефеодальные общественные отношения со сложной социальной структурой, отражающей пестрый классовый и национальный состав этого государства.

Государственный строй. Государство Золотая Орда представляла собой раннефеодальную монархию, построенную на основе сюзеренитета-вассалитета.

Чингисхан разделил все государство на четыре улуса (удела), каждый из которых возглавлял один из его сыновей.

Хан стоял во главе Золотой Орды. Как правило, им становился старший сын предшествующего ханаили другой его родственник из рода чингизидов. Хан избирался на престол курултаем. Он обладал сильной деспотической властью. Военная структура, к которой было приспособлено административное деление страны, пронизывала ее сверху донизу, способствовала укреплению власти хана.

Путешественники, прибывшие в Золотую Орду из раздираемой феодальными смутами Европы, прежде всего, поражались тому, что «хан имеет изумительную власть над всеми».

Курултай - съезд монголо-татарской знати - созывался для решения наиболее важных вопросов (выборы хана, планирование походов, проведение охоты и др.). Его созыв приурочивался обычно к религиозным праздникам. Курултай являлся совещательным органом. Он принимал решения, угодные хану.

Однако в большинстве случаев хан решал вопросы самостоятельно, в узком кругу придворной знати. На курултае присутствовали и принимали активное участие в его работе женщины (хатуни) - представительницы правящей верхушки.

Центральный аппарат состоял из главы государства (хана), придворной знати, управленческого аппарата, различных ведомств и судебного аппарата. В качестве центральных органов отраслевого управления в золотоордынском государстве действовали диваны (канцелярии). Важным должностным лицом являлся везир - номинальный глава правительства.

В числе высших должностных лиц источники называют четырех улусных эмиров (управителей). Старший из эмиров носил название беклярибек (главнокомандующий войсками) и считался первым лицом в государстве после хана.

В системе центрального управления большое значение имела должность бакоула, ведавшего снабжением войска. Бакоулам подчинялись темники (командиры десятитысячных отрядов). Темникам подчинялись ты сячники (командиры тысячных отрядов), а последним - сотники и десятники.

Среди других должностных лиц в источниках упоминаются таможенники, сокольничьи, станционные смотрители и др.

Органы управления на местах находились в руках монголо-татарской феодальной знати. Местными управителями являлись даруги и баскаки, в распоряжении которых имелись свои канцелярии со штатом чиновников.

Золотая Орда управляла покоренными народами жестоко. Например, на территории Руси была создана баскакекая военно-политическая организация , состоявшая из десятников, сотников, тысячников и темников.

Баскаки следили за порядком в стране, проверяли уплату дани и выполнение других повинностей в пользу Золотой Орды.

Принудительным путем были сформированы особые военные отряды, частью укомплектованные из местного населения. Командовали ими монголо-татары. Эти воинские контингенты поступали в распоряжение баскаков, живших в княжествах и осуществлявших контроль над этими княжествами.

Баскаки подчинялись «великому» или главному баска ку , находившемуся во Владимире. К управлению покоренными народами привлекалась и местная знать.

Военная организация Золотой Орды имела десятичный характер. Все население было разделено на десятки, сотни, тысячи, тьмы (10 тыс.).

Характер занятий монголов (скотоводы-кочевники) определил и основной род их войска - многочисленную высокоподвижную конницу, которая делилась на легкую и тяжелую. В качестве осадной техники применялись тараны, подвижные осадные башни и другие сооружения.

Сохранение родовой спайки, железная дисциплина, хорошая организация и большая подвижность конных масс, умело поставленная разведка и внезапность нападения, огромный боевой опыт и гибкая тактика давали степнякам преимущество над малоподвижными феодальными ополчениями оседлых народов и позволяли одерживать победы над ними.

Судебные учреждения в Золотой Орде имели ярко выраженный классовый характер. Высшая судебная власть принадлежала хану. На местах правосудие вершили управители областей и войсковых частей.

Существовал специальный судебный орган - ди ван-яргу, который возглавлял главный судья. Низшими инстанциями судебных учреждений были местные суды во главе с яргучи (судьей), рассматривавшие менее опасные дела.

С принятием ислама появились мусульманские судьи - кади. При вынесении решений они руководствовались законами шариата (т. е. нормами мусульманского права).

Отношение с Русью. К 1240 г. большая часть Древнерусского государства оказалась под властью монголов.

Русские земли, покоренные завоевателями, продолжали оказывать вооруженное сопротивление. Особенно активной она была в Черниговском княжестве, где князь Андрей Мстиславович возглавил сопротивление народа. Из крупных русских городов и земель не пострадали только Новгород и Псков.

Русские княжества номинально сохраняли независимость. Были установлены отношения вассалитета. По предложению ряда русских князей хан Батый был провозглашен русским царем. Каждый князь обязан был получить от него разрешение на власть – ярлык. Владимирские князья получали особый ярлык. Сажали на престол великого князя специальные уполномоченные золотоордынского хана.

Получение ханских ярлыков сопровождалось сбором, который назывался «тамгой» 1 . Как уже отмечалось ранее, т этого слова был образован глагол «тамжить», т.е. облагать товар пошлиной, а место, где товар «тамжили», стало называться «таможней».

Покоренные русские земли обязаны были выплачивать ежегодный «выход» ‑ дань монголам – 1/10 часть доходов населения княжества, исполнять многочисленные повинности. От этих поборов была освобождена только русская церковь.

Основным методом управления был террор, особенно на раннем этапе оккупации.

Право Золотой Орды. Источниками права Золотой Орды являлись:

1) грамоты , пайцзы , ярлыки , повеления местным управителям и другие документы - результат законодательной деятельности золотоордынских ханов;

2) собрание монгольских законов и обычаев - Великая Яса;

3) сокровенное сказание (памятник права более позднего происхождения);

4) шариат (по шариату рассматривались дела о религиозных преступлениях);

5) обычное право монгольских племен .

Правовые нормы не отграничивались от норм нравственных, религиозных. Так, Яса грозила суровой карой всякому, кто перепрыгивал через огонь, стол, чашку, стирал одежду, возвращался по той дороге, по которой выезжал. Запрещалось под страхом смерти проходить по тому месту, где была ставка хана, опускать руку в текущую воду и т. д.

Гражданское право составляли нормы наследственного и брачно-семейного права. Правила, регулирующие другие гражданско-правовые отношения, до нас не дошли.

При наследовании старший сын получал большую часть имущества, а юрта, утварь и остаток скота наследовались младшим сыном, который и женившись, продолжал жить с родителями.

Брачно-семейные отношения покоились на обычном праве. Жену обычай требовал выкупить у ее родителей, сумма выкупа была немалой, чтобы накопить ее требовалось время, поэтому девушки выходили замуж в зрелом возрасте. Количество жен не было ограничено. До совершеннолетия сыновей имуществом после смерти мужа управляла старшая, или главная, жена.

Уголовное право . Законы Ясы были чрезвычайно жестоки. Неисполнение их, малейшее нарушение правил грозило смертной казнью. С особой жестокостью карались воинские преступления.

Вор, укравший лошадь, должен был вернуть ее с прибавкой десяти таких же лошадей. За неимением лошади преступник расплачивался своими же детьми, а при отсутствии детей Яса приказывала виновного зарезать «как барана».

За более мелкие кражи, например, одного барана, виновный подвергался телесному наказанию и возмещению стоимости украденного.

Виды смертной казни были различными: переламывали спины, «резали как овец», удавливали веревкой, привязывали к лошадям и разрывали на части и др.

Ряд положений Ясы говорит о намеренной лжи, о нарушении правил убоя животных для пищи, о человекоубийстве, о колдовстве и др. За это также устанавливалась смертная казнь.

О судебном процессе имеются весьма скудные сведения. Известно, что наказание применялось к преступнику в том случае, «если он будет уличен в деянии и сознается». В случае же несознания виновного применялась пытка.

Очевидно, что в древнемонгольском праве судебный процесс носил состязательный характер (допускались поединки, различные испытания, клятвы и т. д.). В военно-феодальной организации розыск преступника возлагался на десятку или сотню, к которым он принадлежал. В противном случае ответственность несла вся десятка или сотня.

Однако жестокая карательная политика не спасла Золотую Орду от распада, который окончательно произошел в XIV веке. Особенно серьезные удары по ней были нанесены русским народом.

Таким образом, время монголо-татарских завоеваний составляет крупный период в истории нашей страны. Это было время тяжелых испытаний для находящихся под игом народов.

Монголо-татарское нашествие надолго приостановило и отбросило назад экономическое, политическое, культурное развитие Средней Азии, Закавказья, Руси.

Монголо-татары, покоряя народы нашей страны, устанавливали различные формы их политической зависимости. Они часто сохраняли существующую государственную организацию, ставя лишь местных князей в положение своих вассалов.

Правовая система монголо-татар была архаичной и примитивной. Принятие ислама обогатило её, поскольку шариат был примером развитого феодального права. У покоренных народов сохранялась их собственная правовая система.

Таким образом, время татаро-монгольского владычества составляло длительный период в истории нашей страны и стран СНГ. Она надолго приостановила и отбросила назад экономическое, политическое, культурное развитие Средней Азии, Закавказья и Руси.

Государственное устройство в монгольскую эпоху носило полувоенный характер. Военные и административные должности не разделялись. Во главе государства стоял хан. Правой рукой хана был беклербек, отвечавший за все государственные дела, одновременно являвшийся главнокомандующим войсками и главой внешнеполитического ведомства. Финансами государства ведал великий визир. Непосредственное управление страной осуществлялось через специальный орган исполнительной власти - диуан, в который входили дамиры - секретари, битакчи - писцы, салыкчи - налоговые чиновники, казначи - чиновники финансового ведомства и их помощники - туткаулы, бакаулы и есаулы. В административном отношении вся территория делилась на улусы. Данная система управления государством называлась военнно-административной, так как высшие чиновники, занимавшие государственные посты, одновременно являлись командующими различными по численности военными отрядами, кроме того, в государственных делах соблюдалась жесткая военная дисциплина.

На территории Казахстана монголы ввели в действие правовые нормы - "Джасак" или "Яса", созданные Чингис-ханом. В данных правовых нормах определялись права и привилегии кочевой знати. Вместе с тем, среди знати, в связи с усилением влияния оседло-земледельческих мусульманских стран, постепенно стало распространяться мусульманское право - шариат.

Местное население было обязано поставлять воинов для участия в военных походах. Войско делилось на правую, левую руку и центр. Самым мелким военным отрядом являлся десяток (он), десятки объединялись в сотни (жуз), сотни объединялись в тысячи (мын), тысячи объединялись в десятитысячные военные отряды (тумен). Командовании военными отрядами осуществляли:

Туменбасы (десятитысячники),

Мынбасы (тысячники),

Жузбасы (сотники),

Онбасы (десятники).

Кроме того, в государстве была установлена своеобразная система налогообложения местного населения: к

1) кочевники-скотоводы обязаны были платить:

-"копчур" - одну голову со ста голов скота,

-"тагар" - налог для снабжения войск, делившийся на две части - "азук", сбор продовольствия и "алык" - сбор фуража.

2) земледельцы платили налог "харджи-хараджат".

3) кроме прямых налогов, все население несло повинности:

-"коналга", содержание войск на постое,

-"джамалга", обеспечение гонцов и административных лиц,

Уртонную повинность - содержание почтовых станций.

4) купцы уплачивали пошлины с товаров - "тамга".

5) русские княжества платили "выход" - дань в размере процентов от стоимости имущества с каждого хозяйства.

Сбор налогов осуществлялся баскаками, а с XIV в. - через откупщиков и местную знать.

Население было полиэтничным. Собственно количество монголов было незначительно, основная их масса оставалась в Монголии, на родине. Оказавшиеся на территории Казахстана, монголы были полностью ассимилированы тюркоязычным населением.

"Жалованная грамота городам"
Одновременно с Жалованной грамотой дворянству была издана Грамота на права и выгоды городам Российской империи или Жалованная грамота городам. Подобно дворянскому, городское общество рассматривалось как юридическое лицо, пользующееся корпоративными правами, главным из которых являлось право самоуправления. Его первичным органом было гор...

Катар во 2-й половине XIX в.: между Британией и Османской империей
Упорное нежелание катарских шейхов вступать в какие-либо отношения с Англией объясняется во многом тем влиянием, которым продолжали пользоваться в этой стране ваххабиты. Формальная зависимость от Порты давала возможность ссылаться при этом на международную правовую практику. В 1-й половине XIX в. Англия мирилась с таким положением дел: ...

Военное обучение
Военное обучение Петр I возложил на Автомона Головина и Адама Вейде. Обучение офицеров и солдат проводилось уже не по ратному обычаю (как в XVII веке), а по «артикулу», по единому строевому уставу. Таким уставом было составленное Автомоном Головиным «Строевое положение 1699 года». Позже оно было дополнено «Учением для гренадеров», котор...

Великий хан был абсолютным монархом, и его власть, по крайней мере теоретически, была неограниченной. Как говорит Иоанн де Плано Карпини, «он обладает удивительной властью над всеми своими подданными ». Согласно заявлению монаха Бенедикта из Польши в изложении Симона из св. Квентина, когда трон был предложен Гуюку на выборном курултае, последний сказал знати: «Если вы хотите, чтобы я правил над вами, то готов ли каждый из вас делать, что я прикажу, прийти, когда бы я не призвал, отправиться, куда бы я вас ни послал, убить любого, кого я прикажу? », Они ответили утвердительно. По словам Рашида ад‑Дина, «Чингис был Богом Созвездия Планет, монархом Земли и Времени и все монгольские роды и племена стали его рабами и слугами ».

Другая интересная формула, описывающая власть великого хана обнаружена в поздней монгольской летописи «Алтай Тобчи» («Золотой итог»). Согласно ей, Чингисхан был Богом Пяти Цветов. Для того чтобы понять полное значение этой фразы, мы должны вспомнить, что с древних времен китайцы обозначили стороны света цветами. Черный был цветом севера, красный – юга, синий – востока, белый – запада. Центральная территория была представлена желтым. Все вместе пять цветов символизировали весь мир.

Поскольку желтый цвет – цвет золота, это, предположительно, побудило династию Чжурчжэней принять имя Цзинь, что означает «золотая». Китайская концепция пяти цветов была принята многими евразийскими кочевниками, включая монголов. Желтый стал императорским цветом. Государственный шатер в орде великого хана стал известен как Золотая Орда (Orda Aurea, Алтай Орду). В подобном шатре был возведен на трон Гуюк. По этим же причинам монгольская императорская семья – потомки Чингисхана – были известны как Золотая Родня (Алтан Уруг).

Все подданные великого хана – монголы или вновь завоеванные народы – должны были служить государству и подчиняться воле хана. И все же существовало, по крайней мере, психологическое, различие в степени подчинения: Монголы были правящей нацией, и подданные великого хана также были избранным народом, сюзереном которого он являлся. Их родовые вожди избрали Чингисхана на трон. Им принадлежали плоды завоевания и из них избирались армейские командиры и чиновники администрации. Клянясь в неизменном повиновении вновь избранному хану Гуюку, монгольская знать ожидала от него «щедрых даров, наслаждения справедливостью и почета для каждого князя и вождя сообразно с его рангом». Тюрки Центральной Азии и Южной Руси, равно как и аланы, принимались в братство наций степей под монгольским покровительством. Оседлое население, завоеванное монголами, находилось внизу политической иерархии.

Высшее положение в этой иерархии занимал сам род Чингисхана, и в особенности его потомки – Золотая родня. Будущие императоры и ханы избирались исключительно из мужчин рода. Первоначально выбирать императора среди них могла через родовых вождей вся монгольская нация, в более поздний период это стало прерогативой курултая, состоящего лишь из родственников правящей династии. После выборов каждого великого хана члены императорской семьи должны были поддержать его политику всем своим достоянием и влиянием. Если кто‑либо из них оказывался нелояльным или нарушал установления Великой Ясы иным путем, он получал предостережение великого хана, а если обнаруживалось его упрямство, то он мог подвергнуться тюремному заключению и даже смертной казни, но этого нельзя было сделать без рассмотрения вопроса собранием сородичей.

Основанием богатства и власти главных родичей были наделы, полученные ими от их предка Чингисхана. Правовая природа этих наделов – спорный вопрос. В. Владимирцов склонен называть все их улусами (государствами). Существует, однако, отличительная черта между двумя типами улусов. Многим князьям выделялось определенное количество юрт; эти семьи обеспечивали содержание господина, который, как мы знаем, мог также собирать войско, выбранное из этих людей. Все сыновья Чингисхана получили подобные наделы. В дополнение каждый сын имел определенное количество сотен или тысяч регулярной армии. Это означает, что он был не только феодальным властителем, но и наместником хана в своем улусе; его должность была должностью заместителя императора, которому вменялось в обязанность управление частью империи. Таким путем появились региональные ханства, подобные иль‑ханству Персии и Золотой Орде в Южной Руси. Очевидно, что эти большие, выглядевшие как государства, улусы не были того же уровня, что и наделы более мелких принцев местного значения. Владения последних стали известны как инджю . Разумеется, правящий император также обладал собственными владениями, и они обычно значительно превышали размерами наделы его родичей. Поэтому можно сказать, что немалая часть территории и населения Монгольской империи скорее подчинялась полуфеодальному режиму, нежели органам обычной государственной администрации.

Имперские владения должны были составлять могучий экономический организм. Он имел своим центром дворец великого хана. При Чингисхане дворцовая администрация состояла из четырех частей, каждая из которых была известна как орда. При Хубилае дворцовая администрация, кажется, была централизована. Люди, приписанные к императорским владениям, снабжали дворцовые склады всем необходимым для поддержания ханского хозяйства и удовлетворения потребностей хана. Следует вспомнить, что русские, поселенные близ Пекина в 1330 г., должны были поставлять дичь и рыбу к императорскому столу. Русская колония была лишь одной из многих подобных групп поставщиков ко двору. Их работа находилась под наблюдением чиновников дворцовой администрации, каждый из которых заведовал специальным департаментом, занятым разведением лошадей и скота, сбором зерна и овощей, охотой и рыболовством. Важным должен был быть и департамент соколиной охоты. В дополнение во дворце, или же для него, работали различные ремесленники, включая ювелиров высокого класса, подобных русскому Космасу при дворе Гуюка и французу Буше при дворе Мункэ.

Давайте обратимся теперь к общей государственной администрации. Прежде всего следует подчеркнуть, что Монгольская империя была создана в процессе военного завоевания. Поэтому вполне естественно, что армия стала хребтом администрации, по крайней мере, в ранний период развития империи. Через армейских офицеров – от темника до десятника – народ узнавал приказы великого хана. Офицеры должны были находиться в постоянном личном контакте с императором: «Темники, тысяцкие и сотники, которые приходят услышать наши мысли в начале и конце года, а затем возвращаются (к своим постам), могут командовать нашими войсками; состояние тех, кто сидит в своих юртах и не слышит этих мыслей, подобно камню, который падает в глубоководье, или же стреле, которая выпущена в камыши, – они пропадают. Таким людям не подобает командовать »(Билик,разд.З). Как известно, контроль императора над армией осуществлялся через императорскую гвардию. Высшие офицеры гвардии были всегда готовы для консультаций с императором и получения приказов от него. Предположительно, они составляли нечто наподобие постоянного совета при императоре. Когда это было необходимо, собиралось заседание ханского совета. На подобных сборищах при Угэдэе присутствовали братья и старшие родичи великого хана, а также командиры всех армейских соединений.

Менее заметной, но не менее важной была роль немногочисленных высококвалифицированных и опытных гражданских советников великого хана, каждый из которых занимал место, сравнимое с постом государственного секретаря или министра. Первоначально почти все они были немонголами. Как мы видели, высшими вельможами при Чингисхане и Угэдэе были выходец из Китая, уроженец Уйгурии и мусульманин из Центральной Азии. Лишь главный судья был монголом. Сначала никому из них не давалось той власти, которой пользовался ближневосточный визирь. Следует вспомнить, что один из них, мусульманин, попытался получить власть визиря в регентство Туракины, но немедленно пал после прихода на трон Гуюка. Лишь в поздний период монгольской истории, в особенности в правление иль‑ханов, визирство стало важным институтом. В Китае, начиная с Хубилая, центральные посты в администрации развивались согласно китайскому типу.

При помощи советников император устанавливал принципы деятельности правительства и основные его задачи; он так же инструктировал и контролировал крупных деятелей провинциальной и районной администрации. Последняя создавалась вокруг центров армейских округов, на которые делилась страна.

Нижеследующее высказывание Иоанна де Плано Карпини может помочь нам понять основные черты чингисхановской системы распределения армейских соединений по стране и его контроля над этой системой: «Он (хан) приказывает, где должны жить темники; темники в свою очередь, дают приказания тысяцким; последние – сотникам, а они – десятникам. Более того, когда бы, что бы и кому бы император ни приказал, будь то война, жизнь или смерть, они подчиняются ему, не прекословя ».

Глава каждого подразделения получал нагрудный знак своего ранга. В древние времена среди тюрков – и также, возможно, среди монголов – лук и стрелы служили знаком власти. Согласно тюркской исторической традиции, прародитель тюрков Огуз‑хан приказал, чтобы лук был знаком командиров войск правой руки, а стрела – войск левой руки. В гуннской империи V века золотой лук являлся эмблемой власти заместителей Аттилы. По свидетельству «Тайной истории», Чингисхан награждал некоторых из своих ближайших сподвижников правом носить колчан, лук и стрелы ; эта экипировка была известна по‑турецки как садак или сайдак (по‑древнерусски, сайдак или сагайдак ).Поскольку каждый монгольский всадник был обеспечен колчаном, луком и стрелами, Чингисхан должно быть подразумевал в этом случае не реальное оружие, а символ, знак привилегированного положения его носителя и того, что он имеет статус дархана, освобожденного от налогов. Однако в обычной администрации Монгольской империи не лук (или колчан) использовался в качестве знака, а «пластина власти», как называет ее Марко Поло. Она была известна как паице (по‑русски, пайцза ).При Чингисхане знаком чиновника первого ранга была золотая пластина с головой тигра; на ней содержалась иероглифическая надпись: «Священный Декрет Тьен‑це («Данного небом»), императора Чингиса. Пусть дела вершатся по воле его ».Знаком второго ранга была простая золотая пластинка с той же первоначальной формулой, сопровождавшаяся одним словом – «срочно». Серебряная пластина с той же надписью представляла знак третьего ранга. В Персии, при иль‑хане Газане (1295‑1304 гг.), знак высшего ранга был круглым и сделан из золота, он имел изображение головы тигра; знак второго ранга, похожий на него, был особым образом декорирован. При Хубилае пластина темника, сделанная из золота, имела выгравированную голову льва; тысяцкого – из золота или позолоченного серебра; сотника – из серебра. Когда обстоятельства требовали наделения официального лица высшей властью, символом на пластинке был кречет.

Лагерь каждого из армейских командиров становился центром местной администрации. Следует помнить, что, в отличие от императорской гвардии, армия не находилась на постоянной службе; предполагалось, однако, что возможно проведение мгновенной мобилизации. Для достижения этой цели вся страна была поделена на множество военных округов, соответствующих размеру и численности армейских соединений и названных на основании их распределения. Так, наиболее крупные районы были известны как тумены; и каждый тумен подразделялся на тысячи, сотни и десятки. В каждом таком районе, вплоть до сотни, находился руководящий штаб соответствующего армейского соединения, который в случае необходимости служил центром мобилизации.

Население каждого района поставляло по уведомлению свою часть людей и коней с полной экипировкой. Так, население каждой тысячи должно было дать во взаимодействии с низшими единицами тысячу воинов и две – пять тысяч коней. Число солдат, которых должно было поставлять население района в целом, можно назвать лишь приблизительно, поскольку точные цифры отсутствуют. Предполагается, что все население Монголии к моменту смерти Чингисхана составляло около одного миллиона человек. Чтобы обеспечить существование армии общим числом 129 000 воинов, а такой армией он обладал, каждый район должен был мобилизовать около 13% своего населения. Это число может быть сопоставлено с пропорцией воинов «ордо армий» в Китае при династии Ляо (Кидан) в XI веке и в начале XII века. Согласно китайским источникам этого периода, максимальная общая численность этих армий составляла 101 000 конников; они рекрутировались из 203 000 хозяйств с мужским взрослым населением 408 000 человек. Все взрослое население этих хозяйств должно было составлять около 800 000 человек. Поэтому пропорция воинов ко всему взрослому населению была около 12,5%.

Цифра 129 000 для монгольской армии представляла кульминацию национального прорыва в критический период экспансии. После того как главное завоевание состоялось, напряжение должно было спасть. Обычная суммарная сила чисто монгольских контингентов в императорских армиях едва ли превышала 100 000 человек. Если принять это, то соотношение воинов ко всему населению должно было примерно равняться тому, что существовало в хитанской армии, т.е. не более 10%. Это дает нам возможность привести предположительные цифры народонаселения в военных округах. Население сотни, видимо, было не менее, а возможно, и более одной тысячи, тысячи – десять тысяч и более, а тумена – сто тысяч и более.

Районные штабы становились центром гражданской, равно как и военной администрации. Через них были организованы и поддерживались системы почтово‑конной (ям) и курьерской служб, а также сбора налогов. Таким образом, каждый командир более крупного армейского соединения становился одновременно гражданским наместником района. Нормальная организация почтово‑конной службы была существенна для поддержания быстрой связи через курьеров между центральным правительством и его местными представительствами, равно как и для координации действий армейских соединений. Иностранные послы также имели привилегию использования лошадей. Купцам сначала разрешалось использовать ямскую службу бесплатно, но позднее Мункэ постановил, что они должны путешествовать за собственный счет. Купцы, в любом случае, имели солидную выгоду от безопасности дорог. Почтово‑конные станции строились через некоторые интервалы пути на главных дорогах. По приказу Угэдэя, определенное количество всадников, возниц и служащих, равно как и коней, быков и кибиток должны были приписываться к каждой станции. Кобылы и овцы содержались на таких станциях для обеспечения путешественников кумысом и мясом; несколько коней стояли, уже оседланными для императорских курьеров. Каждый курьер носил пояс с колокольчиками: «И когда те, кто находился на следующем посту, слышали колокольчики, они готовили следующего коня и человека, экипированного таким же образом».

Был создан Ямской департамент для наблюдения за почтово‑конной службой. Почтовые дороги были разделены с целью лучшей организации управления на множество районов. Лежащие рядом тумены должны были поставлять все необходимое для поддержания службы каждого ямского района. Монгольская почтово‑конная служба была описана и высоко оценена Иоанном де Плано Карпини, Марко Поло и другими путешественниками. Это был, конечно же, весьма полезный и хорошо управляемый институт.

Чтобы избежать недоразумений и нарушений, чиновники и гонцы, ехавшие по делам службы, а также иностранные послы, получали пластины власти, схожие с теми знаками, что носили армейские предводители подразделений (пайцза). Эти пластины были сделаны из различного материала, в зависимости от ранга путешественника. Три серебряные пайцзы и одна железная сохранилась в Эрмитаже в Ленинграде. Пластины более низких рангов были деревянными. Путешественник с более значимой пластиной мог использовать больше коней, нежели с низшей по статусу пайцзой. Местные власти имели инструкции оказывать всяческую помощь держателям пластин. Будет уместным упомянуть, что эмблемы, подобные пайцзам, использовались в Персии до монголов. Когда Апполоний Тианский путешествовал из Экбатана в Индию в середине первого века, «идущим первым верблюд (его каравана) имел золотую пластину на лбу в качестве знака для всех встречавшихся, что путешественник был одним из друзей хана и ехал по воле хана ».

Достойной внимания чертой монгольской администрации являлась ее программа поддержки нуждающихся. Среди обязанностей императора была помощь бедным. Собрание высших чиновников и военных вождей при Угэдэе рекомендовало ввести специальный налог для создания благотворительного фонда. Отдельным декретом Угэдэй приказал вырыть колодцы в районах засухи, чтобы сделать их пригодными для жизни. В более поздний период, согласно имеющимся источникам, существовали зернохранилища и склады, устроенные правительством для помощи нуждающимся во времена голода. Как было сказано, последний император династии Юань также учредил программу общественных работ для регулирования течения Желтой реки.

Что же касается государственного дохода, то основная тяжесть налогов лежала на населении покоренных стран. При Чингисхане монголы не должны были платить каких‑либо налогов. При Угэдэе был введен натуральный налог. Из каждого стада овец один годовалый баран должен был поставляться ежегодно к ханскому столу и одна годовалая овца из сотни овец в фонд поддержки нуждающихся. Дополнительные налоги могли быть введены в более поздний период. Однако не государственные налоги, а сборы и службы различного рода, возложенные на население владений князей, являлись тяжелой ношей для монголов в XIV и XV веках, в особенности потому, что владения князей значительно разрослись в этот период. Комплекс натуральных налогов и служб, требуемый от каждого хозяйства, был известен как албан .

Напротив, бремя налогов, которое несли побежденные народы, было тяжелым с самого начала монгольской экспансии. Каждая покоренная нация должна была во‑первых, заплатить ежегодную дань монголам, а во‑вторых – регулярные налоги. Они были трех основных видов, согласно трем основным социально‑экономическим делениям. Городские жители (торговцы и ремесленники) должны были уплатить налог, известный как тамга ; скотоводы – налог на скот (копчур ); земледельцы – поземельный налог (калан ). В‑третьих, в дополнение к основным были взимаемы многие специальные налоги, а также введены службы, которые надлежало выполнять завоеванным народам. Кроме того, следует иметь в виду, что монгольские князья и военачальники получили частные владения в завоеванных странах. Они принадлежали к типу инджю; местные жители, жившие на таких землях, были близки к крепостному состоянию.

Помимо этого, из каждой подчиненной нации в армию великого хана или региональных ханов рекрутировались воины, пополнявшие ее ряды. Чтобы обеспечить неуклонное выполнение всех вышеприведенных требований, завоеванные страны делились на военные округа, схожие с собственно монгольскими. В каждом таком районе базовый состав монгольских и тюркских офицеров имел своей задачей мобилизацию местных воинов для ханских армий и наблюдение за сбором налогов. Для обеспечения должного повиновения населения, командир военного района имел власть формировать под своей командой местные подразделения, рекрутированные из живущего на данной территории населения.

Взятая как единое целое, монгольская администрация покоренных стран являлась инструментом подавления и служила мрачной цели обеспечения и поддержания ханского контроля над местными жителями. Только когда ханская администрация была ослаблена на высшем уровне династическими и иными бедами, местное население увидело возможность освобождения от монгольского владычества.