Болезни Военный билет Призыв

Вклад А.Бине в измерение интеллекта

Развитие КП начинается прежде всего в рамках психометрических и психодинамических традиций. Психометрическая традиция связана с именами Френсиса Гальтона, Джеймса МакКиин Кеттелла и Альфреда Бине, которые первыми разработали и предложили использовать для оценки индивидуальных различий тесты.

Психометрическая традиция нашла свое продолжение и в последующие годы, усилившись особенно во время двух мировых войн – первой и второй. Использовались методы диагностики и психологической помощи. По некоторым данным бывшие военные психологи после войны начали практиковать в клинических рамках и использовать клинический метод в три раза больше и чаще, чем до войны.

Благодаря деятельности Ф.Гальтона (английский биолог) развитие тестирования как самостоятельного направления стало набирать темпы. Его исследования объединял интерес к наследственности человека. Пришел к пониманию необходимости количественного измерения характеристик людей, состоящих и не состоящих в родстве. Способствовал созданию ряда образовательных учреждений, в которых вел систематические антропометрические измерения, тем самым накапливая первые систематические данные об индивидуальных различиях простых психологических процессах. Гальтон полагал, что тесты сенсорного различения могут служить средством измерения интеллекта чка. Различительная способность органов чувств в целом должна быть самой высокой у наиболее интеллектуально одаренных. Был пионером в применении оценочных шкал, методов анкетирования и методики свободных ассоциаций. Еще одна заслуга – разработка методов математической статистики для анализа данных об индивидуальных различиях.В 1865 г. Ф.Гальтон опубликовал статью «Наследственный талант и характер», положившую начало серии работ по наследственности у человека. Его книга «Наследственный гений: исследование его законов и последствий» (1869): анализ родословных выдающихся людей. Попытка решить проблему наследуемости одаренности, анализируя родословные выдающихся деятелей науки, юриспруденции, спорта, военного дела, искусства и многих других с помощью генеалогического метода, т.е. метода семей. Ему принадлежит первая попытка использовать близнецов для решения проблемы «природа и воспитание» (формирование индивидуальных особенностей людей) – в статье «История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания», 1876 г. Ф.Гальтон также положил начало психологической диагностике, т.к. изучая наследственность таланта, пришел к необходимости измерения психических качеств людей – от сенсорных функций до типов мыслительной деятельности и характера. Однако основополагающие для психометрики понятия «надежность», «валидность» и «шкалирование» были разработаны позже, в первые десятилетия 20 века Бине, Спирменом, Терстоуном и др.

Дж.Кеттелл – американский психолог, работы которого объединили экспериментальную психологию с тестированием. Написал диссертацию об индивидуальных различиях во времени реакции. Его интерес к измерению индивидуальных различий усилился благодаря влиянию Гальтона. Термин «умственный тест» впервые появился в психологической лит-ре в статье Кеттелла (1890 г.). Предложил серию тестов, определяющих интеллектуальный уровень. Они проводились индивидуально и включали измерения мышечной силы, скорости движения, чувствительности к боли, остроты зрения и слуха, времени реакции и т.п. Был солидарен с Гальтоном, что оценку интеллектуальных функций можно получить посредством тестов сенсорного различения и времени реакции. В статье А.Бине и В.Анри (1895 г.) раскритиковали данные тесты за неоправданно большое внимание к сенсорным характеристикам и элементарным специальным способностям. Предложили перечень тестов для измерения таких функций как память, воображение, внимание, внушаемость и т.д. В этих тестах наметились тенденции, которые привели к созданию шкал интеллекта А.Бине.

А.Бине посвятил себя исследованию способов измерения интеллекта. В 1904 г. включен в Комиссию по изучению методов обучения умственно отсталых детей (3-13 лет). В сотрудничестве с Симоном создал первую шкалу Бине-Симона. Тесты предназначались для измерения широкого круга функций, с акцентом на способностях к суждению, пониманию и рассуждению, которые Бине считал основными компонентами интеллекта. Показатель рка по всем тестам можно было выразить в виде умственного уровня, соответствующего возрасту нормальных детей, результаты которых он достигал. Измерительные тестовые исследования базировались на концепции, согласно которой умственные способности рка фатально предопределены наследственным фактором и в малой степени зависят от обучения и воспитания. Каждому рку свойственен определенный, более или менее постоянный возрастной интеллектуальный коэффициент. Задачи, которые предлагались детям, требовали для своего решения определенных знаний, навыков и позволяли судить в лучше случае о количестве приобретенных знаний, а не о строении и качественных особенностях их умственной деятельности. Тесты Бине-Симона привлекли широкое внимание психологов мира. Переводы и адаптации появились во многих странах. Шкала Бине-Симона в редакции Г.Годдарта (США) оказала решающее влияние на принятие тестирования интеллекта медицинскими работниками. Удовлетворила потребность специалистов в стандартизированной мерке постановки диагноза и классификации лиц с задержкой умственного развития.

Еще по теме МакКин Кеттелл, Френсис Гальтон, Альфред Бине и психометрическая традиция в развитии клинической психологии.:

  1. Вопрос 44 Психодинамическая традиция (З.Фрейд и психоанализ) в развитии клинической психологии
  2. Вопрос 40 Первые периодические издания (журналы) и труды по клинической (медицинской) психологии и ее отраслям – их роль в развитии современной клинической психологии

Один из основоположников экспериментальной психологии Альфред Бине счи тал, что в центре внимания этой науки должны быть высшие психические процес сы. На раннем этапе исследования интеллекта Бине пытался понять взаимоот ношения между интеллектом и теми «переменными», которые рассматривались в хиромантии и френологии. Кроме того, он проводил эксперименты с такими же тестами, которые использовали Гальтон и Кеттелл. Однако в начале 1890-х гг. Бине пришел к убеждению, что для изучения индивидуальных различий в интел лекте необходимо обратиться к более сложным психическим процессам. В статье, имеющей большое значение для тестирования умственных способностей, Бине и Анри в 1896 году описали серии тестов, предназначенных для измерения внима ния, понимания, памяти, воображения, эстетической оценки, морального сужде ния и визуального ощущения пространства. В течение следующих лет Бине про должал акцентировать внимание на важности качественных умственных перемен ных, в частности влиянии личности на интеллектуальную деятельность. Наиболее важной работой Бине в этот период (1902) была книга «Экспериментальное ис следование интеллекта».

Отмечая решающее значение работ А. Бине и его сотрудников в появлении прообраза современных тестов интеллекта, следует сказать и о том, что измерять более сложные, нежели сенсорные, функции стремились и ранее. Предложение из мерять сложные психические процессы было сделано еще в XVIII столетии Чарльзом Боне. Он полагал, что умственные процессы могли бы измеряться на основе заключений, сделанных из одного и того же суждения, но его предложение не было замечено. В 1889 г. А. Орн, ученик Эмиля Крепелина, разработал тесты для измерения умственных способностей, разделенных им на четыре типа: воспри ятие, память, ассоциация и моторные функции. Немного позже (1895) , Крепелин создает длинный ряд тестов, предназначенных для измерения того, что он рассмат ривал как базовые умственные функции. Заинтересованный в психологическом исследовании пациентов психиатрических больниц, Крепелин применил простые арифметические операции в своих тестах , которые он изобретал для оценки ре зультатов тренировки, памяти, а также росприимчивости к усталости и раздра жению. В 1891 году Хуго Мюнстерберг из Гарвардского университета подготовил

14 тестов для использования с детьми школьного возраста. Среди них были тесты на чтение, вербальные ассоциации, память, а также простые арифметические за дачи. Выдающийся немецкий психолог Герман Эббингауз , экспериментально ис следуя человеческую память, открывает различия между двумя ее формами: им плицитной, выражающейся в облегчении заучивания, и эмплицитной, выражаю щейся в непосредственном воспроизведении. Он разработал тесты имплицитного запоминания и показал, что материал, который не воспроизводится непосредствен но и не узнается, тем не менее присутствует в памяти, так как облегчает повторное научение. Изучая умственные способности детей, Г. Эббингауз создает в 1897 г. тест, впоследствии названный его именем. Он полагал важной характеристикой интеллекта способность комбинировать и составлять слова в значимое целое. Примененный в конструировании теста принцип дополнения по сегодняшний день широко используется в психодиагностике. Однако лишь многолетний труд А. Бине и его сотрудников привел к созданию тестов интеллекта, которым была суждена долгая жизнь. В известной мере этому способствовало участие А. Бине в деятельности Комиссии по разработке средств выявления умственно отсталых детей, созданной Министерством народного просвещения Франции в 1904 г.

Бине был убежден что, для того чтобы изучать индивидуальные различия, не обходимо производить отбор наиболее сложных психических процессов, с тем чтобы разброс результатов был широким. Он писал о том, что чем процесс более сложен, тем больше он варьируется в зависимости от личности, полагая меньшей вариабельность чувств, нежели памяти. Бине рекомендовал в первую очередь при менять такие психологические тесты, которые определяли бы способность к суж дению, память и воображение. Кстати говоря, он одним из первых предложил оце нивать воображение с помощью чернильных клякс.

По утверждению Бине, к базовым понятиям индивидуальной психологии от носится норма и отклонение от нормы, но установление норм - это только нача ло. Кроме этого, ученый хотел понять, какие существуют взаимоотношения меж ду различными умственными процессами, с тем чтобы предсказывать степень раз вития одного процесса, основываясь на знании другого. Бине думал, что тесты для определения умственных способностей должны также давать информацию как о качественных, так и количественных различиях, поскольку, например, ребенок не просто обладает меньшей, но иной памятью, чем взрослый.

В 1905 г. А. Бине совместно с Теодором Симоном создают первую шкалу, пред назначенную для измерения интеллекта детей и состоящую из 30 заданий, распо ложенных в зависимости от возрастания трудности. Количество баллов, получен ных ребенком, зависело от числа решенных заданий. Бине утверждал, что шкала представляет собой «грубый» способ дифференциации (например, обычный

5-летний ребенок не пройдет выше 14-го задания). В этой шкале, несмотря на при сутствие перцептивно-сенсорных заданий, особое место было отведено вербаль ному материалу, позволяющему раскрыть способности к суждению, пониманию и рассуждению, которые полагались основными компонентами интеллекта. Впро чем, некоторые критики не без ехидства отмечали известное несоответствие, су ществующее между утверждением авторов о том, что основной умственной спо собностью является правильное суждение, и содержанием шкалы.

В 1908 г. была опубликована усовершенствованная шкала Бине-Симона. Она содержала 59 тестов, сгруппированных по возрастному признаку от 3 до 13 лет в соответствии с процентом детей определенного возраста, которые прошли данный уровень. Этот определяющий процентный диапазон был от 67 % до 75 %. Если большее количество детей (в процентном отношении) прошли тест, он считался слишком легким для этого возрастного уровня; если данный тест решал меньший процент детей, он рассматривался как слишком трудный для этого возрастного уровня.

С исследований А. Бине и его ближайших коллег началось «очищение » ранее сложившегося ряда тестов от тех , которые измеряли индивидуальные различия, непосредственно не связанные с интеллектом. Тем самым теоретически и эмпи рически были намечены контуры психического образования, ныне называемого интеллектом.

В качестве примера приведем задания теста Бине-Симона (1911) для детей

7 и 8 лет.

Для 7 лет

1. Различать правую и левую стороны.

2. Описать предложенную картинку.

3. Выполнить несколько поручений.

4. Назвать общую стоимость нескольких монет.

5. Назвать показанные четыре основных цвета.

Для 8 лет

1. Сравнение двух объектов по памяти. Установление сходства между ними.

2. Обратный счет от 20 до 1.

3. Обнаружение пропусков в изображениях людей (4 задания).

4. Назвать день, число, месяц, год.

5. Повторить ряд из пяти однозначных чисел.

Гениальное решение проблемы диагностики интеллектуального уровня, дан ное А. Бине, заключалось в предложении подвергать детей таким испытаниям (те стам), о которых известно, в каком возрасте нормальные дети их верно решают.

Когда ребенок успешно справлялся с заданиями, выполняемыми детьми его воз растной группы, он признавался нормальным. Эти задания А. Бине предложил ис пользовать для определения умственного возраста (mental age), который мог быть легко сопоставлен с хронологическим возрастом ребенка. Поясним это подробнее. Умственным возрастом называется показатель успешности выполнения тестовых заданий. Задания группируются по возрастам. Так, задания, с которыми справля ется большая часть 8-летних детей (это устанавливается в процессе определения возрастных норм), относятся к уровню 8 лет, выполняемые большинством 9-лет них - к уровню 9 лет и т. д. Однако реальное выполнение обследуемым тестовых заданий несколько иное. Он может не справиться с некоторыми заданиями, кото рые по сложности соответствуют более низкому умственному возрасту, нежели его собственный. В связи с этим принято устанавливать так называемый «базо вый возраст» обследуемого , его максимальный возрастной уровень, ниже которо го все тестовые задания оказываются доступными для обследуемого. Выполнен ные им задания, рассчитанные на более высокие уровни, приплюсовываются к основному результату как «частичные зачеты» в виде определенного числа меся цев. Таким образом, умственный возраст определяется как сумма «базового воз раста» и дополнительных месяцев. Например, хронологический возраст обследу емого равен 12 годам. Абсолютной мерой интеллекта выступает разность между умственным возрастом и возрастом хронологическим.

Однако эта разность для различных возрастных групп имеет неодинаковое значение, так как развитие интеллекта идет неравномерно. Один год опережения или отставания в интеллектуальном развитии для 4-летнего ребенка имеет гораз до большее значение, чем для 12-летнего. В связи с этим Вильям Луис Штерн (1912) предложил определять не абсолютную меру интеллекта - разность, а от носительную.

Так появился знаменитый коэффициент интеллекта (Intelligence Quotient), со кращенно IQ, формула которого имеет следующий вид:

IQ = умственный возраст / хронологический возраст * 100

Впоследствии коэффициент интеллекта будет выражен в единицах стандартного отклонения, что показывает, в каком отношении находится результат данного обследуемого к средней величине рас пределения результатов для его возраста.

Бине не питал иллюзий в отношении своей шкалы и, может быть, лучше дру гих видел ее недостатки, постоянно подчеркивал тот факт, что шкала не автома тический метод измерения ума. Шкала, предупреждал он, не измеряет интеллект обособленно, но интеллект вместе со знаниями, приобретенными в школе и полу ченными из окружающей среды. Бине особо отмечал важность качественных пе ременных (например, настойчивости и внимания ребенка при тестировании). К сожалению, многие из предостережений Бине были проигнорированы в после дующих работах других ученых.

Тесты Бине-Симона очень быстро получили распространение во всем мире: публикуются многочисленные переводы и адаптации, в том числе и на русском языке. В значительной мере тестирование интеллекта в первые десятилетия XX в. связано с развитием тестов Бине-Симона .

Психометрический подход к пониманию детского развития. Её критика со стороны Ж.Пиаже и Л.С. Выготского.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Психометрический подход к пониманию детского развития. Её критика со стороны Ж.Пиаже и Л.С. Выготского.
Рубрика (тематическая категория) Психология

Психометрический подход к диагностике интеллектуального развития Проблема выделения критериев умственного развития стояла перед каждым исследователем, который занимался ᴇᴦο диагностикой. Долгие годы приоритет в изучении интеллектуальных возможностей человека принадлежал психометрическому подходу. Психометрические тесты изначально создавались для количественного измерения интеллекта. Несмотря на мощное методическое обеспечение в виде огромного количества разнообразнейших тестов и средств статистического анализа, психометрическая парадигма не опиралась на сколько-нибудь теоретически обоснованную концепцию этапов развития мышления в онтогенезе. Рассмотрим эволюцию взглядов на выделение критериев умственного развития в психометрическом подходе. Родоначальниками психометрического подхода к диагностике интеллектуального развития являются А. Бине и Т. Симон (1911). Они создали первую шкалу интеллектуальных тестов, которая предназначалась для практических целей отбора детей в учебные заведения с разным уровнем требований к умственному развитию учащихся. В тестах уровень интеллектуального развития оценивался путем соотнесения достижений реального хронологического возраста и ʼʼумственного возрастаʼʼ. Умственный возраст определялся как тот наивысший возрастной уровень, на котором ребенок мог самостоятельно правильно выполнить предложенные ему задания. Под понятием ʼʼинтеллектуальные способностиʼʼ подразумевались процессы запоминания, пространственное различение, воображение, а также осведомленность, владение некоторыми социальными навыками, способность к моральным оценкам и т.п. Появление шкалы А. Бине и Т. Симона практически опередило установление критериев умственного развития в психологии. Как известно, шкала, оценивающая умственное развитие детей, создавалась в то время, когда в психологии ещё отсутствовали достаточно разработанные концепции интеллекта, и, тем более, представления о тех качественных этапах (стадиях) умственного развития в онтогенезе, учитывать которые, по сути дела, и должен был данный диагностический инструмент. Поэтому следует подчеркнуть, что А. Бине и Т. Симон пошли путем эмпирического подбора и количественной оценки заданий, дифференцирующих детей с разным уровнем умственного развития. Они попытались создать нормативную шкалу развития, выбрав для этого задания, с которыми справлялась большая часть (75 %) детей исследуемой выборки. С помощью такой шкалы можно было бы определить, соответствует ли развитие ребенка ᴇᴦο возрасту. В качестве критерия умственного развития использовался суммарный балл по эмпирически подобранным заданиям. Большое расхождение умственного и хронологического возрастов считалось показателем либо умственной отсталости, либо умственной одаренности. Причем граница, отделяющая отставание в развитии от развития, соответствующего норме, не являлась неподвижной, была вариативна в разной социальной среде˸ ʼʼ... крестьянин, считающийся нормальным в своей крестьянской среде, может оказаться недоразвитым в городеʼʼ и т.п. (А. Бине, Т.Симон, 1911, с.151). Авторы не ставили вопрос о качественных этапах развития интеллекта, хотя при описании созданной ими методики измерения интеллекта приводили собственные наблюдения и интерпретации большого количества ответов детей, полученных с её помощью. Такое описание позволяло исследователю увидеть, во-первых, насколько многообразны проявления детского интеллекта в рамках в рамках одного возрастного этапа, во-вторых, каковы типичные реакции обследуемых. Как указывает Ж. Пиаже, ʼʼнеоспоримо, что такие тесты (тесты А. Бине и Т. Симона - М.Г.), выполненные для каждого уровня, дают то, чего от них ждут˸ быструю и практическую оценку глобального уровня индивидаʼʼ (Ж. Пиаже, 1969, с.208). В тоже самое время при таком подходе под уровнем умственного развития подразумевается количественное накопление, ʼʼуспеваемостьʼʼ, не затрагивающая операциональных структур.
Размещено на реф.рф
Можно заключить, что для А. Бине и Т. Симона было характерно расширительное толкование интеллекта, с чем связано и отсутствие четких критериев для ᴇᴦο оценки. Тем не менее, преимуществом работ А. Бине и Т. Симона по сравнению со многими другими, особенно выполненными американскими психологами, явилось то, что они, хотя и в имплицитной форме, опирались на идею закономерного развития интеллекта в детском возрасте, сделали попытку найти ʼʼместоположениеʼʼ ребенка на онтогенетической линии развития. Их труды ориентировали последующих исследователей на оценку мышления детей с точки зрения ᴇᴦο ʼʼвозрастной вертикалиʼʼ, но эта идея практически не получила дальнейшего развития. Содержательное определение критериев возрастного развития мышления ребенка оставалось слабым местом и в дальнейших выработках исследователей психометрического подхода (Дж. Равен, Д. Векслер, Дж. Гилфорд и др.). Центральное место в них заняли тестовые показатели (IQ, g-фактор и др.), дающие глобальную количественную оценку успешности решения детьми интеллектуальных заданий путем сравнения результатов сверстников. В то время в психометрической традиции четко обозначились две противоположные точки зрения на структуру интеллекта, а следовательно, и на критерии ᴇᴦο оценки. Представители первого подхода (Ч. Спирмен, Р. Кеттелл, Ф. Верной, Л. Хамфрэйс, В. Векслер и др.) рассматривали интеллект ʼʼцелостноʼʼ, опираясь на идею ʼʼобщего интеллектаʼʼ. Сторонники второго направления (Л. Терстоун, Дж. Гилфорд) подходили к интеллекту как сложносоставной структуре, имеющей в основании несколько рядоположных способностей. Основоположником первого направления в измерении интеллекта был Ч. Спирмен. В результате анализа данных тестирования он пришел к выводу о существовании двух постоянных факторов, влияющих на интеллект. Наиболее общий из этих факторов был назван Ч. Спирменом ʼʼg-факторомʼʼ. ʼʼG-фактор выражает просто ʼʼобщий интеллектʼʼ, т.е. действие общего комплекса способностей субъектаʼʼ (Ж. Пиаже, 1969, с.209). Кроме того, Ч. Спирмен выделил ещё и так называемый ʼʼs-факторʼʼ - специальные способности, необходимые для выполнения конкретной деятельности (решения определенного вида тестовых задач), хотя не придавал ему большого значения. Тем не менее, Ч. Спирмен учитывал, что при выполнении тестов успех решения зависит от уровня развития у испытуемого как общей способности так и соответствующей специальной способности. В качестве показателя интеллектуального развития выступал суммарный балл по каждому блоку эмпирически подобранных тестовых заданий. Критерий интеллектуального развития - навыки и операции, необходимые для выполнения тестов. Таким образом, в своих работах Ч. Спирмен попытался учесть дифференциальный аспект в интеллектуальной сфере человека, но, в отличие от А. Бине, не обращался к возрастному аспекту, возможно, потому, что не ставил перед собой подобной задачи. Г. Айзенк (Eysenck H.J., Eysenck M.W., 1985), продолжатель идей Ч. Спирмена, интерпретирует ʼʼG-факторʼʼ как скорость переработки информации центральной нервной системой. Тесты интеллекта у него - это тесты, включающие задания разного уровня сложности с закрытым ответом. Испытуемый должен выбрать за предложенное время один правильный ответ из нескольких. Показателем развития интеллекта служит эффективность выполнения заданий. Оценка эффективности определяется по двум критериям -скорости и правильности выполнения задания. Здесь интеллект трактуется узко, на первое место выдвигается только один из ᴇᴦο аспектов - скорость переработки информации. Кроме тестов Г. Айзенка, для измерения ʼʼg-фактораʼʼ применяются и другие тесты, в частности, ʼʼПрогрессивные матрицыʼʼ, предложенные Дж. Равеном, а также тесты интеллекта Р. Кеттелла. Исследования Р. Кеттелла (Cattell R.B., 1971), стартовой позицией для которых послужил спирменовский ʼʼg-факторʼʼ, фактически доказали сложносоставной характер структуры интеллекта. Р. Кеттелл выделяет три вида интеллектуальных способностей˸ общие, парциальные и факторы-операции. Парциальные факторы определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон коры больших полушарий. Факторы-операции интерпретируются в качестве отдельных приобретенных навыков для решения конкретных задач, т.е. как аналог ʼʼsʼʼ-фактора Ч. Спирмена, у которого данный фактор включал операции, необходимые для выполнения тестовых заданий. Кетелл разработал три варианта теста интеллекта˸ 1) для детей 4-8 лет и умственно отсталых взрослых; 2) для детей 8-12 лет и взрослых, не имеющих высшего образования; 3) для учащихся старших классов, студентов и взрослых с высшим образованием. В них он пытался учесть возрастные различия в интеллекте, подбирая задания соответствующей сложности. Таким образом, как и в других подобных тестах учет возрастных особенностей мышления осуществлялся чисто эмпирически, без экспликации их качественного содержания. Аналогичная линия в трактовке интеллекта, связанная с представлением о едином основании интеллектуальной деятельности, характерна и для исследований Дж. Равена, который выделял в умственных способностях два компонента˸ продуктивный (способность выявлять связи и соотношения) и репродуктивный (способность использовать прошлый опыт и усвоенную информацию). Поиски способа измерения продуктивных возможностей интеллекта привели Дж. Равена к созданию особого теста, ориентированного на диагностику способности испытуемого к выявлению закономерностей в организации серий последовательно усложняющихся геометрических фигур (J.C. Raven, 1960). В дальнейшем многими исследователями отмечалось, что тест Дж. Равена является одним из наиболее ʼʼчистыхʼʼ способов измерения ʼʼG-фактораʼʼ. Однако, хотя с помощью теста Дж. Равена можно определить место ребенка среди сверстников по степени успешности решения им матричных задач, но такая характеристика не показывает ни то, на какой качественной стадии умственного развития находится ребенок, ни каковы индивидуальные особенности ᴇᴦο интеллекта. Впоследствии идея ʼʼобщего интеллектаʼʼ трансформировалась в представление о возможности оценки уровня интеллектуального развития на базе суммирования результатов, полученных при выполнении определенных субтестов. Появились интеллектуальные шкалы, состоящие из ряда субтестов. 7. Принципы понимания развития в рамках французской генетической школы А.Валлона.

Коэффициент интеллекта равен частному умственного возраста испытуемого и его реального возраста, умноженному на 100. Оба возраста измеряются в месяцах.

В настоящее время шкала Стэнфорд - Бине используется преимущественно в западных странах для оценки готовности к школе, распределения учеников в школы разного уровня и при поступлении в вузы.

История

Первая редакция. Шкала Бине - Симона

В начале 1900-х годов во Франции было введено обязательное всеобщее образование . В связи с этим возникла необходимость отделения детей потенциально способных к обучению от детей с врожденными дефектами , для которых создавались специальные школы. Альфреду Бине было поручено создать методики, по которым можно было бы оценивать будущих учеников .

Вторая редакция

Вторая редакция шкалы была выпущена в 1916 году, когда тесты Бине попали в США, где были адаптированы Льюисом Терменом под американскую выборку. Исследование было проведено в Стэнфорском университете , поэтому полученную шкалу назвали шкалой Стэнфорд - Бине. Л. Термен впервые разработал подробную инструкцию о проведении теста и интерпретации результатов.

Вторая редакция шкалы Стэнфорд - Бине подвергалась критике. В частности, критиковалось следующее :

  • Акцент делается на вербальные способности, что приводит к низким результатам у людей, язык тестирования для которых не является родным;
  • Задания в тесте очень короткие, что не даёт возможность оценить настойчивость ребёнка при их решении;
  • Отсутствует уровень 11 лет. Могут возникнуть трудности при интерпретации, если ребёнок справился со всеми заданиями для 10 лет, но не смог выполнить ни одного для 12 лет;
  • Также возникают трудности при интерпретации ситуации, когда правильные ответы ребёнка равномерно распределены на нескольких возрастах;
  • Сам Л. Термен отмечал, что тестовые задания слишком лёгкие для младших возрастов, а для старших слишком сложные.

Несмотря на критику, в целом к шкале сохранялось положительное отношение. Работа Л. Термена считалась образцовой на протяжении двух десятилетий.

Третья и четвёртая редакции

Некоторые пункты критики были учтены в следующей, третьей версии шкалы, выпущенной в 1937 году.

Тест включает в себя 10 субтестов с вербальными и невербальными заданиями. У каждого вербального субтеста есть своя невербальная «копия». Это такие двигательные реакции, как наведение на объект или манипулирование объектами. Они были включены в тест, чтобы выделить индивидуальные различия у носителей разных языков в мультикультурных обществах . В зависимости от возраста и возможностей человека тест может длиться от 15 минут до 1 часа 15 минут.

Также в пятой редакции был изменен способ подсчета баллов. В связи с этим стало возможным получать информацию о 4 составляющих интеллекта человека, 5 вышеуказанных факторах и 10 различных субтестах. Для повышения точности процесс подсчёта автоматизирован.

Еще одним отличием пятой редакции шкалы является интерпретация баллов. Так, средним результатом считается коэффициент IQ от 90 до 109, от 80 до 89 и от 110 до 119 - показатели ниже или выше среднего. Пограничными значениями нормы считаются интервалы 70-79. А люди с коэффициентом 130 и выше считаются, согласно 5 редакции, одарёнными.

Применение

Тест состоит из четырёх частей:

  • Вербальные рассуждения;
  • Количественные рассуждения (вычисления);
  • Абстрактно-визуальные рассуждения;
  • Кратковременная память.

Суммарный балл представляется в виде коэффициента IQ.

Обработка теста должна выполняться сразу после его предъявления, так как следующие задания даются в зависимости от того, выполнил ли ребёнок предыдущие. Тестирование детей младших возрастов обычно занимает 30-40 минут.

Кроме балла IQ, тест Стэнфорд - Бине позволяет получить представление о некоторых личностных качествах ребёнка (активность, способность сосредоточиться, усердие, уверенность в себе). Качественные наблюдения должны фиксироваться, а затем интерпретироваться независимо от результатов теста.

Тест Стэнфорд - Бине может использоваться как для оценки способностей нормальных детей, так и для детей с особенностями развития. Г. Лефрансуа пишет , что тест может служить ранним диагностическим тестом для выявления аутизма, так же для выявления одаренных детей.

Квалификация экспериментатора очень важна

Средство для диагностики развития интеллекта, предложенное в 1905 г. А. Бине и Т. Симоном. Сначала тест состоял из 30 вербальных, перцептивных и манипулятивных задач, сгруппированных по критерию повышения трудности в соответственные возрастные когорты: каждая задача данной возрастной когорты должна была решаться 75% детей этого возраста с нормальным интеллектуальным развитием. По количеству правильно решенных ребенком задач определялся его возраст умственный.


  • - см. Бине-Симона психический возраст...

    Большой медицинский словарь

  • - см. Бине-Симона...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Тест Бине - Симона - средство для диагностики развития интеллекта - , предложенное в 1905 г. А.Бине - и Т.Симоном - . Сначала тест состоял из 30 ...

    Психологический словарь

  • - Один из первых тестов для исследования интеллектуального уровня детей. Путем сопоставления "интеллектуального" и фактического возрастов выводится так называемый "интеллектуальный коэффициент" ...
  • Толковый словарь психиатрических терминов

  • - Определение интеллектуального уровня ребенка по соотнесению результатов, получаемых при тестировании со среднестатистическими результатами, полученными при стандартизированном исследовании определенных...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - ж., устар. То же, что Зец-бине. - Руды на шлам-грабене промываются следующим образом: на бине насыпают от 16 до осьмнадцати коробов истолченной руды...
  • - ж., устар...

    Словарь золотого промысла Российской Империи

  • - уровень умственного развития ребенка, определяемый на основании результатов его экспериментально-психологического обследования с помощью тестов Бине-Симона, выраженный в виде возраста той группы детей,...

    Большой медицинский словарь

  • - тесты, используемые для экспериментально-психологического обследования умственного развития детей, представляющие собой специальные задачи, решение которых доступно детям определенной возрастной группы при...

    Большой медицинский словарь

  • - Альфред, французский психолог. Получив юридическое образование, занимался затем неврологией, гистологией и патопсихологией. Возглавлял лабораторию физиологической психологии в Сорбонне...
  • - Бине, Альфред, французский психолог. Получив юридическое образование, занимался затем неврологией, гистологией и патопсихологией. Возглавлял лабораторию физиологической психологии в Сорбонне...

    Большая Советская энциклопедия

  • - французский психолог. Труды по экспериментальному изучению высших психических функций, диагностике умственного развития ребенка. Разработал серию тестов...

    Большой энциклопедический словарь

  • - СИМОНА ы, ж. Simone. Французское женское имя. Симона де Бовуар - одна из знаковых фигур эмансипации женщин во Франции. Кое-что раздражает меня в произведениях Азольского. Ну, например: "....

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - Сим"...

    Русский орфографический словарь

  • - Симона послушная...

    Словарь синонимов

"тест Бине-Симона" в книгах

А. Бине (1857–1911)

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

А. Бине (1857–1911) В истории психологии известно немало примеров того, когда имя выдающегося ученого и мыслителя оказалось прочно связано с созданным им исследовательским или диагностическим методом, хотя этот метод был лишь одной из его конкретных разработок, служащей для

БИНЕ АЛЬФРЕД.

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

5.3.1. Сокращённый этап набора – тест, тест, тест…

Из книги Пособие начинающему капиталисту. 84 шага к успеху автора Химич Николай Васильевич

5.3.1. Сокращённый этап набора – тест, тест, тест… Одним из методов набора людей является сокращенный этап набора методом тестирования. Суть его заключается в том, что при обращении к вам подходящего соискателя просите его выполнить тестовые задания. Желательно это

Реєстр нагороджених хрестом Симона Петлюри за участь у збройній боротьбі за державність України під проводом головного отамана Симона Петлюри 1917–1921 рр

Из книги Офіцерський корпус Армії УНР (1917-1921) кн. 2 автора Тинченко Ярослав Юрьевич

Бине Альфред

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БИ) автора БСЭ

1. Бихевиоризм как теоретическая основа тестирования. Поведение как совокупность реакций организма на стимулы. Работы Дж. М. Кеттела, А. Бине

автора Лучинин Алексей Сергеевич

1. Бихевиоризм как теоретическая основа тестирования. Поведение как совокупность реакций организма на стимулы. Работы Дж. М. Кеттела, А. Бине Тестовые методы принято связывать с бихевиоризмом. Методологическая концепция бихевиоризма основывалась на том, что между

2. Шкала Бине – Симона. Понятие «умственный возраст». Шкала Стэнфорд – Бине

Из книги Психодиагностика: конспект лекций автора Лучинин Алексей Сергеевич

2. Шкала Бине – Симона. Понятие «умственный возраст». Шкала Стэнфорд – Бине Первая шкала (серия тестов) Бине – Симона появилась в 1905 г. Затем она несколько раз пересматривалась авторами, которые стремились изъять из нее все задания, требующие специального обучения. Бине

1. Опросники. Интроспекционизм как теоретическая основа метода. Работы Ф. Гальтона, А. Бине, Р. Вудвортса

Из книги Психодиагностика: конспект лекций автора Лучинин Алексей Сергеевич

1. Опросники. Интроспекционизм как теоретическая основа метода. Работы Ф. Гальтона, А. Бине, Р. Вудвортса Особое направление в психологической диагностике связано с разработкой различных методов диагностики личности. С этой целью используются чаще всего не тесты, а

3. Бихевиоризм как теоретическая основа тестирования. Поведение как совокупность реакций организма на стимулы. Работы Дж. М. Кеттела, А. Бине

автора Лучинин Алексей Сергеевич

3. Бихевиоризм как теоретическая основа тестирования. Поведение как совокупность реакций организма на стимулы. Работы Дж. М. Кеттела, А. Бине Тестовые методы принято связывать с бихевиоризмом. Бихевиоризм ввел в психологию в качестве ведущей категорию поведения.

4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит

7. Тесты достижений. Опросники. Интроспекционизм как теоретическая основа метода. Работы Ф. Гальтона, А. Бине, Р. Вудвортса

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

7. Тесты достижений. Опросники. Интроспекционизм как теоретическая основа метода. Работы Ф. Гальтона, А. Бине, Р. Вудвортса Тесты достижений в отличие от тестов интеллекта отражают влияние специальных программ обучения на эффективность решения тестовых заданий. В Америке

Тест № 9 Тест СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА. ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (УРОВЕНЬ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ)

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Тест № 9 Тест СПИЛБЕРГЕРА-ХАНИНА. ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ (УРОВЕНЬ РЕАКТИВНОЙ И ЛИЧНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ) С помощью данного теста определяется уровень тревожности на момент его выполнения (РТ), отражающий реакцию на кратковременную сиюминутную ситуацию и уровень

Альфред Бине: выявление способностей к обучению

автора Стернберг Роберт

Альфред Бине: выявление способностей к обучению В 1904 году министр народного образования в Париже создал комиссию для выработки методов отличия действительно умственно «дефективных» детей от тех, кто не успевал в школе по другим причинам. Какая задача ставилась перед

Тесты, основанные на теории Бине

Из книги Интеллект успеха автора Стернберг Роберт

Тесты, основанные на теории Бине Какие же вопросы включают в тесты для определения IQ? Многие из нас слышали о таких тестах, тестировались в свое время раз или два, но едва ли вспомнят конкретное содержание вопросов. В действительности слишком многие любят порассуждать об

Обращение ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА КОРОЛЯ ХУССЕЙНА, Иорданского Хашимитского Королевства к Музею Толерантости (филиал Центра Симона Визенталя), 24 марта 1995 года. Памяти Симона Визенталя

Из книги Антисемитизм: концептуальная ненависть автора Альтман Илья

Обращение ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА КОРОЛЯ ХУССЕЙНА, Иорданского Хашимитского Королевства к Музею Толерантости (филиал Центра Симона Визенталя), 24 марта 1995 года. Памяти Симона Визенталя Г-н Президент, уважаемые гости, для меня высокая честь, быть гостем Музея мира и толерантности в