Болезни Военный билет Призыв

Виноградов и. м. основы теории чисел онлайн

Виноградовская школа в языкознании. Возникла в 40-50-х гг. 20 в., объединяет учеников и последователей В. В. Виноградова общим пониманием природы языка, задач и методологии его исследования. Виноградов работал в Ленинграде (проф. ЛГУ, 1920-29), Кирове, Тобольске, Москве (проф. МГУ, 1930-69). Крупный организатор отечественной филологической науки: акад.-секретарь (1950-63) Отделения лит-ры и языка (ОЛЯ) АН СССР; директор (1950-54) Ин-та языкознания АН СССР (ныне РАН); директор (1958-68) Ин-та рус. языка АН СССР (ныне РАН; с 1995 имени Виноградова); в 1945-69 возглавлял кафедру рус. языка в МГУ, где вместе с ним плодотворно работали Р. И. Аванесов, П. С. Кузнецов, Т. П. Ломтев, Н. Ю. Шведова, С. И. Ожегов, Н. С. Поспелов, В. А. Белошапко-ва, С. А. Копорский, А. И. Ефимов, Е. М. Галкина-Федорук и др. По инициативе Виноградова был основан ж. «Вопросы языкознания» (гл. ред. в 1952-69). Виноградова отличала громадная эрудиция, глубокое знание истории рус. лит-ры и рус. языка, рус. общественной жизни, исключительная осведомлённость в области истории лингвистической науки, и прежде всего рус. лингвистической мысли. Значительное влияние оказали на него идеи А. А. Шахматова и Л. В. Щербы. От Шахматова он воспринял методику сравнительно-исторического анализа и углублённого, строгого системного описания языка, от Щербы - интерес к языку как живой и активно функционирующей системе, к движению языковых норм. Рассматривая язык как общественное явление, Виноградов видел в нём не только эволюцию системы, но и развитие видов и разновидностей языка и речи. Разрабатывая теорию стиля, он устанавливал и прослеживал связи между языковой личностью и общенациональным языком во всех разновидностях его функционирования.

В теории Виноградова в центре изучения языка стоит, с одной стороны, слово как центральная единица языковой системы, с другой стороны - текст во всей его сложности, рассматриваются взаимоотношения языка и речи, раскрываются динамика языковых явлений, особенности рус. речи, её закономерности и формы. Эта концепция отличается от концепции Ф. де Соссюра, описывающего язык вне языковых и речевых разновидностей, вне связи с актом речи, и от филологической концепции К. Фосслера, ориентированной прежде всего на экспрессивно-эстетическую функцию языка.



Виноградов предложил новую систематизацию разделов и подразделов рус. языкознания. В соответствии с его взглядами оно включает: серию историко-лингвистических дисциплин - диалектологию, историческую грамматику, историю языка, историю лит. языка (в т. ч. историю слов), историю языка художественной лит-ры (была предложена, в частности, новая периодизация истории рус. лит. языка); стилистику в её нормативной (культура речи, теория нормы) и историко-функ-циональной (функциональные и авторские стили) разновидностях; дисциплины, содержащие системное описание совр. рус. лит. языка (фонетика, лексика, фразеология, грамматика, словообразование); науку о языке художественной лит-ры и языке писателей; историю филологических учений. Виноградов дал образцы исследований в каждой из этих областей. Новая систематизация была во многом обращена к практике.

Виноградов создал новую систематизацию частей речи, практически применив предложенный Щербой критерий синтаксических свойств слова: в систему частей речи были включены «частицы речи», модальные слова и категория состояния. Тем самым принимались во внимание морфологические, словообразовательные и семантические свойства слова. Книга Виноградова «Русский язык. (Грамматическое учение о слове)» (1947; 3 изд., 1986; Гос. пр. СССР, 1951) опиралась на научную оценку и интерпретацию всех составляющих общенационального лит. языка (его истории, языка писателей-классиков, языка и речи образованного населения, а также «внелитературной речевой стихии»), на системные связи всех языковых категорий, сложные взаимодействия разных функциональных сфер речи; она послужила научной основой для создания последующих грамматик рус. языка и грамматик других языков, важным методологическим импульсом для разработки проблематики совр. лит. языков (напр., славянских, нем. и др.). Эта книга, на широком историческом фоне отражавшая совр. этап развития рус. лит. языка, была принципиально новым описанием всей его системы, методологически и содержательно отличалась от всех предшествовавших описаний - от М. В. Ломоносова до Шахматова, одновременно впитав лучшие научные традиции отечественного языкознания. Виноградов обосновал деление грамматики на грамматическое учение о слове, показав при этом всю сложность его природы, учение о словосочетании, учение о предложении и учение о сложном синтаксическом целом. В учении о предложении им были установлены и определены основные категории предложения: предикативность, модальность, синтаксическое лицо

Идеи Виноградова в теории лексикологии - разработка типов лексических значений слов, углубление понятия «лексема» и введение теории стилистической, грамматической и смысловой вариантности слова, учение о фразеологии как особом разделе языкознания, систематизация типов рус. фразеологических единиц - стали основой для дальнейшего развития рус. лексикологии, фразеологии, рус. и общей лексикографии. При его участии были созданы «Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова (ч. 1-4, 1935-40), «Словарь современного русского литературного языка» (т. 1-17, 1948-65; Ленинская пр., 1970). Он был одним из инициаторов создания и редактором «Словаря языка А. С. Пушкина» (т. 1-4, 1956-61).

Виноградов положил начало новой области филологических исследований - истории рус. лит. языка как истории стилей («Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX вв.», 1934; 3 изд., 1982). Его идеи в этой области стимулировали изучение разных этапов в развитии рус. лит. языка Древней Руси, 18 в. и нового времени, содействовали выработке новых научных концепций (Б.А.Успенский, Ефимов, Копор-ский, Ю. С. Сорокин, Ю. А. Бельчиков, В. Д. Левин, В. П. Вомперский и др.). Учение Виноградова о происхождении рус. лит. языка и о его отношении к языку церк. -славянскому отражает состояние первых этапов развития письменности на Руси и показывает истоки богатства рус. стилистической системы, многообразия её функциональных разновидностей (эта концепция нашла дальнейшее развитие в работах Н. И. Толстого, И. С. Улуханова, Е. С. Копорской).

Выделив исследование языка писателей в особую категорию филологических исследований, Виноградов изучал языковое творчество Н. М. Карамзина, И. И. Дмитриева, И. А. Крылова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, М. II. Загоскина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. А Ахматовой, М. М. Зощенко и др. Эти работы, так же, как и работы Ю. Н. Тынянова, Б. М. Эйхенбаума, В. М. Жирмунского, Б. В. Томашевского, Л. П. Якубинского, Б. А. Ларина, Р. О. Якобсона, Г. О. Винокура, Д. С. Лихачёва, дали текстологам новые методы исследования - анализ разновременных публикаций, вариантов художественных текстов, рукописей, сюжетных связей, текстового окружения, изучение истории критики, собственных авторских свидетельств, заложив тем самым текстологическую базу литературоведения.

Рассматривая формирование и развитие художественных образов, Виноградов исследовал и описывал стилистико-смысловые связи внутри текста и на их фоне определял центральный образ произведения - образ автора. Виноградов обращал внимание на то, что текст, имея тропы и фигуры речи, соединяется в сверхфразовые и фразовые единства путём сопоставлений и противопоставлений, сцеплений и соединений, сочетаний и разъединений (образующих единство смыслового развития текста) как частей общей композиции, состоящей из явного или скрытого диалога или монолога. Объединение элементов текста в одно смысловое и грамматическое целое послужило основанием, в частности, для исследований по теории текста.

Идеи Виноградова дали творческий импульс для разработки и развития почти всех отраслей филологии во 2-й пол. 20 в. - в области совр. и сравнительно-исторической славистики, изучения языков народов быв. СССР и зап.-европейских языков, в области литературоведения, текстологии и прежде всего в изучении строя рус. языка, его истории, стилистики, языка художественной лит-ры, в области изучения истории лингвистической науки, а также в разных сферах преподавания рус. языка и культуры речи. Его идеи оказали влияние на развитие общего и сравнительного языкознания. Учёные В. ш. углубляют и развивают все эти направления. Стилистике, поэтике, языку художественной лит-ры, художественной композиции текста, структуре авторского повествования посвящены работы Сорокина, В. Г. Костомарова, В. П. Григорьева, А. Д. Григорьевой, М. Н. Кожиной, Е. А. Иванчиковой, И. С. Ильинской, И. И. Ковтуновой, Н. А. Кожевниковой, И. К. Белодеда, Бельчикова, В. В. Одинцова, А. П. Чудакова и др. Исследованию семантической структуры слова и фразеологизма, текста, значения слова, метафоры, внутренней организации и назначения словарной статьи как особого лингвистического жанра и другим проблемам лексикологии и лексикографии посвящены работы учёных В. ш., изучающих рус. язык, другие слав, языки, языки народов быв. СССР (Ожегова, Сорокина, Шведовой, А. П. Евгеньевой, Н. 3. Коте-ловой, Д. Н. Шмелёва, Л. Л. Кутнной и др.). Работы учёных В. ш. в этой области содействовали выделению лексикологии как самостоятельной области языкознания, она получила теоретическое обоснование и сформировалась практически. Грамматическая наука развивает и углубляет многие идеи Виноградова. Учёными В. ш. создана описательно-нормативная «Грамматика русского языка» (т. 1-2, 1952-54). Под руководством Шведовой созданы академические грамматики нового типа: «Грамматика современного русского литературного языка» (1970), «Русская грамматика» (т. 1-2, 1980; Гос. пр. СССР, 1982). В этих грамматиках с опорой на научные концепции Виноградова строится описание частей речи, морфологии, синтаксиса; в особый раздел, связанный как с лексикологией, так и с грамматикой, выделяется словообразование, описывается формальное и семантическое строение словообразовательных типов. Рус. словообразованию как особой области языкознания посвящены работы Е. А. Земской, В. В. Лопатина, Улуханова, А. Н. Тихонова и др. Учёные В. ш. плодотворно работают также в области синтаксиса рус и других слав, языков, в области структуры текста (исследования Поспелова, Шведовой, Галкиной-Федорук, А. В. Бондар-ко, М. В. Ляпон, Белошапковой, Г. А. Золотовой, О. А. Лаптевой и др.). Виноградов теоретически обосновал необходимость систематического обследования и описания устной лит. речи различных социальных, возрастных и территориальных групп населения

3) изучение языковых явлений в плане «диахронической синхронии»: понимание синхронии как условно остановленного момента развития языка и отсюда анализ языковых явлений в границах исторического контекста, в частности понимание языковой нормы как исторической категории, признание сосуществования функционально и семантически разграниченных языковых вариантов;

4) работа только с живым и богатым материалом, всегда самостоятельно извлечённым из всех необходимых источников; построение теории опирается только на такой материал и подтверждается им.

36. Натуралистическое направление в языкознании (Шлейхер)

НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в языкознании - направление, возникшее^ в рамках сравнительно-исторического языкознания 1-й пол. 19 в. и распространявшее принципы и методы естественных наук на изучение языка и речевой деятельности. Представители этого направления рассматривали язык как естественное (природное) явление, исходя из того, что он существует материально - в звуках, знаках, используемых для передачи языка и воспринимаемых органами слуха или зрения, существует реально - его развитие не зависит от воли говорящего и происходит эволюционно, как рост кристалла, растения или животного. Соответственно яз-знание относилось к естеств. наукам и противопоставлялось филологии, к-рая, изучая памятники культуры, сознательно Созданные людьми, занимается исследованием текста. На основе лексич., синтаксич. и стилистич. анализа филолог определяет практич. и эстетич. ценность памятников письменности; языковед изучает фонетич. и морфологич. строение языка и законы его развития; методы исследования языковеда - наблюдение, сравнение, систематика и праязыковое моделирование (см. Праязык).

Развитие натуралистического направления связано и именем Августа Шлейхера (1821-1868) – выдающегося представителя языкознания XIX века, научная деятельность которого характеризуется широтой и многообразием научных интересов.

Начав с конкретных исследований в области сравнительной грамматики отдельных, в частности балто-славянских, языков, он опубликовал в 1852 г. «Морфологию церковнославянского языка», а в 155-1857 г.г. – «Руководство по изучению литовского языка». В 1861 г. Август Шлейхер выпустил первое издание своего главного и систематизирующего большой материал труда «Компендий сравнительной грамматики индоевропейских языков», оказавший огромное влияние на все последующее развитие языкознания. Наиболее полно натуралистические воззрения А. Шлейхера отражены в двух его поздних работах: «Теория Дарвина применительно к науке о языке» (1863), «Значение языка для естественной истории человека» (1865).

Согласно созданной им натуралистической концепции, он относил язык к категории живых организмов: «Жизнь языка не отличается существенно от жизни всех других живых организмов – растений и животных. Как и эти последние, он имеет период роста от простейших структур к более сложным формам и период старения, в который языки все более и более отдаляются от достигнутой наивысшей степени развития и их формы терпят ущерб».

Сопоставление языка с организмом существовало и до Шлейхера. В. Гумбольдт использовал этот термин, подчеркивая при этом, что язык – это целесообразная система, находящаяся в постоянном движении, Шлейхер же стал употреблять этот слово «организм» в связи с языком в его прямом, биологическом смысле. А. Шлейхер выдвинул также неудачную гипотезу о двух периодах жизни и развития языка, перенятую у Гегеля. Он писал: «Жизнь языка распадается прежде всего, следовательно, на два совершенно отдельных периода: история развития языка (доисторический период) и история распада языковых форм (исторический период)».

Представляется ценным рассмотрение языка Шлейхером в тесной связи с мышлением. «Язык, - писал Шлейхер, – есть звуковое выражение мысли, проявляющийся в звуках процесс мышления». Шлейхер первым из языковедов поставил вопрос о законах развития языка. Он полагал, что языкознание должно на основе точного наблюдения над языком и языками устанавливать законы языкового развития.

Шлейхер поставил и частично решил проблему восстановления индоевропейского праязыка и проследил его развитие в каждом из ответвлений.

Биологическая концепция языка в той или иной степени находит свое отражение и в работах других языковедов: Морица Раппа («Физиология языка», 1840, «Сравнительная грамматика как естественная наука», 1852), Макса Мюллера («Лекция по науке о языке», 1861), а также частично В. Д.Уитни («Жизнь и рост языка», 1875).

В моей книге дается систематическое изложение основ теории чисел в объёме университетского курса. Значительное количество задач вводит читателя в круг некоторых новых идей в области теории чисел.
Настоящее пятое издание книги значительно отличается от четвёртого. Ряд изменений, способствующих большей простоте изложения, внесён во все главы книги. Особо значительными изменениями являются объединение прежних глав IV и V в одну главу IV (благодаря чеку число глав сократилось до шести), а также новое, более простое доказательство существования первообразных корней.

ТЕОРИЯ ДЕЛИМОСТИ.
Основные понятия и теоремы.
a. Теория чисел занимается изучением свойств целых чисел. Целыми мы будем называть не только числа натурального ряда 1, 2, 3, ... (положительные целые), но также нуль и отрицательные целые -1, -2, -3, ...

Как правило, при изложении теоретического материала мы будем обозначать буквами только целые числа. Случаи, когда буквы могут обозначать и не целые числа, если последнее не будет ясно само по себе, мы будем особо оговаривать.

Сумма, разность и произведение двух целых а и b будут также целыми, но частное от деления а на b (если b но равно нулю) может быть как целым, так и не целым.

b. В случае, когда частное от деления а на b - целое, обозначая его буквою q, имеем а = bq, т. е. а равно произведению b на целое. Мы говорим тогда, что а делится на b или что b делит а. При этом а называем кратным числа b и b - делителем числа а. То обстоятельство, что b делит а, записывается так: b\а.

Оглавление
Предисловие к пятому изданию
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ТЕОРИЯ ДЕЛИМОСТИ
§1. Основные понятия и теоремы (7). §2. Общий наибольший делитель (8). §3. Общее наименьшее кратное (12). §4. Связь алгоритма Эвклида с непрерывными дробями (14). §5. Простые числа (18). §6. Единственность разложения на простые сомножители (20). Вопросы к главе I (22). Численные примеры к главе I (24).
ГЛАВА ВТОРАЯ. ВАЖНЕЙШИЕ ФУНКЦИИ, ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ В ТЕОРИИ ЧИСЕЛ
§1. Функции [х], {x} (25). §2. Суммы, распространённые на делители числа (26). §3. Функция Мёбиуса (28). §4. Функция Эйлера (29). Вопросы к главе II (31). Численные примеры к главе II (40).
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. СРАВНЕНИЯ
§1. Основные понятия (41). §2. Свойства сравнений, подобные свойствам равенств (42). §3. Дальнейшие свойства сравнений (44). §4. Полная система вычетов (45). §5. Приведённая система вычетов (46). §6. Теоремы Эйлера и Ферма (47). Вопросы к главе III (48). Численные примеры к главе III (54).
ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ. СРАВНЕНИЯ С ОДНИМ НЕИЗВЕСТНЫМ
§1. Основные понятия (55). §2. Сравнения первой степени (56). §3. Система сравнений первой степени (58). §4. Сравнения любой степени по простому модулю (60). §5. Сравнения любой степени по составному модулю (61). Вопросы к главе IV (65). Численные примеры к главе IV (69).
ГЛАВА ПЯТАЯ. СРАВНЕНИЯ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ
§1. Общие теоремы (71). §2. Символ Лежандра (73). §3. Символ Якоби (78). §4. Случай составного модуля (82). Вопросы к главе V (84). Численные примеры к главе V (90).
ГЛАВА ШЕСТАЯ. ПЕРВООБРАЗНЫЕ КОРНЯ И ИНДЕКСЫ
§1. Общие теоремы (92). §2. Первообразные корни по модулям pa и 2рa (93). §3. Разыскание первообразных корней по модулям ра и 2ра (95). §4. Индексы по модулям рa и 2ра (96). §5. Следствия предыдущей теории (99). §6. Индексы по модулю 2а (102). §7. Индексы по любому составному модулю (104). Вопросы к главе VI (106). Численные примеры к главе VI (112).
Решения вопросов
Решения к главе I (114). Решения к главе II (118). Решения к главе III (132). Решения к главе IV (143). Решения к главе V (149).
Решения к главе VI (159).
Ответы к численным примерам
Ответы к главе I (170). Ответы к главе II (170). Ответы к главе III (170). Ответы к главе IV (170). Ответы к главе V (171). Ответы к главе VI (171).
Таблицы индексов
Таблица простых чисел < 4000 и их наименьших первообразных корней.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы теории чисел, Виноградов И.М. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

В 20-е годы XX столетия в русской филологии активно и плодотворно разрабатывались проблемы стилистики художественных произведений, в частности, проблемы композиции, монолога и диалога, сказа. Статьи и книги Виноградова тех лет - «О задачах стилистики. Наблюдения над стилем Жития протопопа Аввакума», «Гоголь и натуральная школа», «О поэзии Анны Ахматовой (Стилистические наброски», «Этюды о стиле Гоголя», «Проблема сказа в стилистике», «О теории литературных стилей», «К построению теории поэтического языка», «Эволюция русского натурализма. Гоголь и Достоевский», «О художественной прозе» - не только отразили актуальную и важную филологическую проблематику своего времени, но и оказали значительное влияние на ее последующую разработку. А введенное Виноградовым понятие образа автора явилось, несомненно, наиболее существенным вкладом в филологическую науку XX века.

Как истинный филолог, Виноградов, несмотря на очевидную склонность и способность к научным обобщениям, никогда не отрывался от «исходной реальности филологии» - текста. А его изучение показывало, что текст организован монологически, что диалог, если он включается в текст, подчинен монологу. Заметим здесь, что известные настойчивые утверждения М. М. Бахтина о всепоглощающем диалоге опираются на посылки эстетики и философии; в плане филологическом, в плане языковой реальности текста диалогичность присутствует далеко не всегда. Так или иначе, Виноградова занимала прежде всего монологическая организация текста. Об этом очень хорошо сказал А. П. Чудаков: «Остро ощущая в слове то, что Бахтин называл диалогичностью, Виноградов не менее остро ощущал, что в конкретности речи это выражено все-таки в монологической форме, а отойти от формальной воплощенности он не мог ни на миг. Его рассуждения, обладая высокой степенью абстракции (что иногда затрудняло их восприятие), не возносятся, однако, до спекулятивных медитаций, отрывающихся - чтобы вернуться потом (Бахтин) или не вернуться вовсе (Шпет, Лосев) - от живой данности языка в ее жанрово-речевой структурной определенности» 1 .

Виноградов прекрасно понимал, что изучение художественного (как, впрочем, и всякого другого) текста возможно только в рамках особых категорий - не тех, которыми оперируют ученые при изучении строя языка. Отсюда выдвижение на первый план проблемы языковой композиции текста и компонентов этой композиции - словесных рядов, образуемых языковыми единицами разных ярусов. (Об этом мы говорили в седьмой главе.) В концепции Виноградова выстраивалась стройная иерархия: языковые единицы - словесные ряды - словесная композиция. Это - «живая данность языка» на уровне текста. Но чисто эмпирический подход к этой данности не давал ответа на важные вопросы. Чем определяется та или иная композиция, та или иная система развертывания словесных рядов? Что связывает воедино все стороны содержания текста и его языкового выражения? Такая связующая, объединяющая, организующая текст категория - не оторванная от реальности языкового употребления и в то же время представляющая собой высокую степень научного обобщения - была определена Виноградовым как образ автора. Ученый писал: «Образ автора - это та цементирующая сила, которая связывает все стилевые средства в цельную словесно-художественную систему. Образ автора - это внутренний стержень, вокруг которого группируется вся стилистическая система произведения» 2 .


Учение об образе автора возникло, было теоретически разработано и стало применяться в практике стилистического анализа, разумеется, не в одночасье. Филологи 20-х годов, в том числе и Виноградов, часто говорили и писали об «авторе», а в связи с проблемой сказа - и о «рассказчике». Но слова «автор» и «рассказчик» не могли стать специальными терминами филологии. Выступая как обозначения создателей текста, они тем самым обозначали прежде всего конкретных людей, остающихся вне текста со всем своим многочисленным и разнообразным набором личных человеческих качеств, социальных связей, субъективных привычек, симпатий и антипатий и т. п., свойственных им в жизни. Было очевидно, что определенное отражение личности автора в тексте нельзя смешивать с самой личностью, с живым человеком-автором во плоти и крови. Надо было искать категорию текста, которая выступает как его (текста) организующее начало. И Виноградов такую категорию нашел. В статье «К построению теории поэтического языка» (опубликована в 1927 г.) появляются термины «образ автора-рассказчика», «образ писателя» 3 .

Позже часть этой статьи Виноградов перенес в книгу «О художественной прозе» (опубликована в 1930 г.). Здесь уже вполне терминологически четко обозначаются «образ автора» и «образ рассказчика» 4 . Так в филологии наряду со словами «автор» и «рассказчик», несущими в себе неустранимый комплекс житейских представлений, появились строгие термины «образ автора» и «образ рассказчика». Это было событие, равное которому в истории филологической науки XX века найти вряд ли можно.

Письма Виноградова свидетельствуют, что после статьи «К построению теории поэтического языка» проблема образа автора стала выдвигаться для него на первый план. В письме к жене от 2 марта 1927 г. ученый писал: «Я же поглощен мыслями об образе писателя. Он сквозит в художественном произведении всегда. В ткани слов, в приемах изображения ощущается его лик. Это - не лицо «реального», житейского Толстого, Достоевского, Гоголя. Это - своеобразный «актерский» лик писателя. В каждой яркой индивидуальности образ писателя принимает индивидуальные очертания, и всё же его структура определяется не психологическим укладом данного писателя, а его эстетико-метафизическими воззрениями. Они могут быть не осознаны (при отсутствии у писателя большой интеллектуальной и художественной культуры), но должны непременно быть (т. е. существовать). Весь вопрос в том, как этот образ писателя реконструировать на основании его произведений. Всякие биографические сведения я решительно отметаю. Весь этот клубок сложных и запутанных вопросов мне хотелось бы размотать в речи о Гоголе» 5 .

Хотя Виноградов пишет пока еще об «образе писателя» (а не об образе автора) и связывает с ним «клубок сложных и запутанных вопросов», который еще нужно размотать, ряд важнейших признаков образа автора и путей и задач его анализа обозначен здесь вполне четко. Во-первых, образ автора есть в художественном произведении всегда. Во-вторых, образ автора - не лицо «реального», житейского писателя, а его своеобразный «актерский» лик. В-третьих, в связи с этим решительно отметаются всякие биографические сведения. В-четвертых, образ автора реконструируется на основе его произведений. В-пятых, выдвигается вопрос о приемах и способах этой реконструкции.

Начиная с книги «О художественной прозе», Виноградов в своих печатных и устных выступлениях неоднократно говорил о проблеме образа автора как центральной проблеме стилистики и поэтики и о необходимости посвятить исследованию образа автора специальную книгу 6 . Такую обобщающую книгу он, к сожалению, так и не завершил. Но в его работах 50-х - 60-х годов, особенно в книгах «О языке художественной литературы» (1959) и «О теории художественной речи» (1971; вышла после смерти автора), учение об образе автора в главных чертах было изложено.

Разрабатывая теорию образа автора, Виноградов не мог оставить без внимания не раз уже упоминавшееся нами расхождение между языкознанием и литературоведением. В связи с этим расхождением он отмечал, что «проблема образа автора, являющаяся организационным центром или стержнем композиции художественного произведения, играющая огромную роль в системе как индивидуального стиля, так и стиля целых литературных направлений, может изучаться и освещаться в плане литературоведения и эстетики, с одной стороны, и в плане науки о языке художественной литературы, с другой», и выражал надежду, что «оба эти разных подхода, разных метода исследования одной и той же проблемы, одного и того же предмета будут обогащать и углублять друг друга» 7 .

Предполагаемое сближение и взаимообогащение языковедческого и литературоведческого подходов не исключало, однако, четкого определения различия между ними: «Есть глубокая, принципиальная разница в языковедческом и литературоведческом подходе к изучению стилевой структуры как характера персонажа, так и «образа автора». Лингвист отправляется от анализа словесной ткани произведения, литературовед - от общественно-психологического понимания характера» 8 .

Вряд ли различные отправные точки в трактовке образа автора можно считать равно приемлемыми для достижения положительного конечного результата. Понимание образа автора как категории текста предполагает путь «от анализа словесной ткани» - разумеется при том условии, что путь этот не обрывается в «плане выражения», но продолжается в «плане содержания» текста. Вероятно, не будет ошибочным утверждение, что учение Виноградова об образе автора не является ни в узком смысле лингвистическим, ни в узком смысле литературоведческим, а представляет собой образец подлинно филологического подхода к изучению главнейшей организующей категории текста.

В многочисленных высказываниях Виноградова подчеркивается связь образа автора с композицией текста («целого произведения», как предпочитал говорить ученый) и его объединяющая, организующая роль. С некоторыми вариациями не раз повторяется такая формулировка: «В композиции целою произведения динамически развертывающееся содержание, во множестве образов отражающее многообразие действительности, раскрывается в смене и чередовании разных функционально-речевых стилей, разных форм и типов речи, в своей совокупности создающих целостный и внутренне единый "образ автора". Именно в своеобразии речевой структуры образа автора глубже и ярче всего выражается стилистическое единство целого произведения» 9 .

Высказанная еще в цитированном письме 1927 г. мысль о нетождественности образа автора «реальному», житейскому писателю получает дальнейшее развитие и уточняется.

Подчеркивается природа образа автора как категории реконструируемой и в то же время конструирующей: «Образ автора - это не простой субъект речи, чаще всего он даже не назван в структуре художественного произведения. Это - концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем рассказчиком или рассказчиками и через них являющееся идейно-стилистическим средоточием, фокусом целого» 10 .

Образ автора не просматривается в тексте подобно образам персонажей. В отличие от них «образ автора может быть скрыт в глубинах композиции и стиля» 11 . Но как бы и где бы ни был скрыт образ автора, он всегда есть в тексте: «Образ автора, изъятый из мира повествования как действующее лицо, как форма его экспрессивно-смыслового освещения, всё же не перестает мыслиться и присутствовать в художественном произведении, в его стиле» 12 .

Отсутствуя в тексте как «простой субъект речи», как «действующее лицо», образ автора обнаруживается в особенностях словесного построения произведения, которые им же, образом автора, и определяются. Виноградов указал ряд таких особенностей, дающих ключ к стилистическому анализу текста: «В образе автора», в его речевой структуре объединяются все качества и особенности стиля художественного произведения: распределение света и тени при помощи выразительных речевых средств, переходы от одного стиля изложения к другому, переливы и сочетания словесных красок, характер оценок, выражаемых посредством подбора и смены слов и фраз, своеобразия синтаксического движения» 13 .

В произведениях словесности языковые средства служат одновременно и созданию, и выражению образа автора. Для этого используются все языковые средства, все формы словесного выражения, все приемы композиционного развертывания словесных рядов. Но особенно важна заключенная в языковых средствах оценочность, которая обусловливает «распределение света и тени», «переходы от одного стиля изложения к другому». Виноградов приводит высказывание Л. Толстого из «Предисловия к сочинениям Гюи де Мопассана»: «<..,> Цемент, который связывает всякое художественное произведение в одно целое и оттого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и положений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету». И комментирует это высказывание так: «То, что говорит Л. Толстой, одинаково относится и к идеологической позиции писателя и к стилистическим формам его литературного образа» 14 .

Организующая роль образа автора в трудах Виноградова не только обосновывается теоретически, но и раскрывается в практике анализа литературных произведений. Примером может служить анализ рассказа А. Чехова «В родном углу», предложенный в книге «О языке художественной литературы». Об образе автора здесь говорится, в частности, следующее: «<...> Вся композиция повествования представляет собой чередование, взаимодействие, а иногда и взаимопроникновение трех речевых стихий: объективного авторского повествовательного стиля, глубоко личных, динамических экспрессивно-смысловых форм речи и сознания Веры <...> и драматических сцеп, иногда просто коротких реплик, высказываний действующих лиц. "Образ автора" открывается во внутренней связи всех элементов повествования, в его смысловой направленности, в драматической силе образных обобщений, в своеобразном реалистическом символизме художественного изображения жизни» 15 .

То очевидное положение, что в термине «образ автора» «автор» не тождествен «реальному», житейскому автору, конкретному физическому лицу, вызывает естественный вопрос: а о чьем же образе идет тогда речь? Ответ можно найти в таких, например, высказываниях Виноградова: «Художественная действительность по приемам своей организации узнается как форма творчества того или иного писателя» 16 ; «Распределение света и тени при помощи выразительных речевых средств, переходы от одного стиля изложения к другому, переливы и сочетания словесных красок, характер оценок, выражаемых посредством подбора и смены слов и фраз, синтаксическое движение повествования - создают целостное представление об идейной сущности, о вкусах и внутреннем единстве творческой личности художника, определяющей стиль художественного произведения и в нем находящей свое выражение» 17 ; «Образ автора - это образ, складывающийся или созданный из основных черт творчества поэта. Он воплощает в себе иногда также и элементы художественно преобразованной его биографии» 18 .

Итак, «форма творчества», «творческая личность художника», «основные черты творчества» - вот что лежит в основе образа автора. Образ автора - не образ конкретного лица, но обобщенный образ творчества, творческого начала личности.

Упоминание элементов художественно преобразованной биографии писателя не противоречит решительному заявлению Виноградова, сделанному им в 20-х годах: «Всякие биографические сведения я решительно отметаю». Ведь в связи с образом автора речь идет не о биографических сведениях, а о художественно преобразованных элементах биографии, которые опосредованно могут в образе автора отразиться.

В книге дается систематическое изложение основ теории чисел в объеме общего университетского курса. Хотя автор ограничи­вается классическими элементами дисциплины, однако значительное количество задач вводит читателя в круг некоторых более новых идей в области теории чисел. Книга может служить учебником для университетови педвузов.

Издательство: "ОНТИ НКТП СССР" (1938)

Формат: 62x94/16, 88 стр.

Место рождения:
Дата смерти:
Гражданство:


Научная сфера:
Место работы:
Альма-матер:
Награды и премии


Биография

Научная деятельность

Работы Виноградова по преимуществу посвящены аналитической теории чисел. Он решил ряд проблем, которые считались недоступными математике начала XX века. В числе прочего создал один из самых сильных и общих методов аналитической теории чисел - метод тригонометрических сумм. За разработанный метод был удостоен I степени ().

Ему принадлежит решение одной из двух , которые были поставлены в переписке (немецкого математика XVIII века, большую часть жизни прожившего в России) с в 1742 году. Они формулируются так: каждое четное число, большее или равное 4, является суммой двух простых чисел (бинарная проблема Гольдбаха - остается недоказанной до сих пор) и каждое нечетное число большее или равное 7 является суммой трех простых чисел (тернарная проблема Гольдбаха). Эти проблемы не поддавались усилиям крупнейших математиков. И. М. Виноградов продвинулся в решении тернарной проблемы Гольдбаха, доказав, что каждое достаточно большое нечетное число представляется суммой трех простых чисел, а также получил формулу, выражающую количество таких представлений. По этой формуле можно узнать, сколькими способами заданное нечетное число может быть разложено на сумму трех простых чисел. При попытке решения проблемы Гольдбаха учёный создал один из самых общих и мощных методов теории чисел - метод тригонометрических сумм. Применяя этот метод, он сам и его последователи получили большое количество выдающихся результатов как в теории чисел, так и в других областях математики.

Общественная деятельность

Виноградова критикуют за проявления , участившиеся с конца 1930-х годов. Об этом подробно пишет академик .

Сочинения

  • Виноградов И. М. «Избранные труды». - М., 1952.
  • Виноградов И. М. «Метод тригонометрических сумм в теории чисел». 2-е изд. - М., 1976.
  • Виноградов И. М. «Метод тригонометрических сумм в простейших вариантах». - М., 1976.
  • Виноградов И. М. . - М.: Наука, 1981. // - Регулярная и хаотическая динамика, 2003. ISBN 5-93972-252-0. // - Изд-во Лань, 2006. ISBN 5-8114-0535-9.
  • Виноградов И. М. «Особые варианты метода тригонометрических сумм». - Эдиториал УРСС, 2004. ISBN 5-354-00555-8, ISBN 978-5-354-00555-0.

См. также

  • Метод тригонометрических сумм

Виноградов, Иван Матвеевич на сайте

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Виноградов И.М. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. В книге даётся систематическое изложение основ теории чисел в объёме университетского курса. Значительное… - ЁЁ Медиа, - 1952
    1486 бумажная книга
    Виноградов И.М. В книге даётся систематическое изложение основ теории чисел в объёме университетского курса. Значительное количество задач вводит читателя в круг некоторых новыхидей в области теории чисел. В книге… - ЁЁ Медиа, (формат: 62x94/16, 88 стр.) 1952
    1863 бумажная книга
    Иван Матвеевич Виноградов В книге публикуется труд советского математика И. М. Виноградова, в котором лаконично и понятно излагаются основы теории чисел. Репринтное издание. Текст печатается по изданию: Виноградов И. М… - ЮРАЙТ, (формат: Мягкая глянцевая, 104 стр.) Антология мысли электронная книга 2018
    219 электронная книга
    Виноградов И.М. В книге публикуется труд советского математика И. М. Виноградова, в котором лаконично и понятно излагаются основы теории чисел. Репринтное издание. Текст печатаетсяпо изданию: Виноградов И. М. Основы… - Юрайт, (формат: Мягкая глянцевая, 104 стр.) Антология мысли 2018
    237 бумажная книга
    Виноградов И.М. В книге публикуется труд советского математика И. М. Виноградова, в котором лаконично и понятно излагаются основы теории чисел. Репринтное издание. Текст печатаетсяпо изданию: Виноградов И. М. Основы… - ЮРАЙТ, (формат: Мягкая глянцевая, 104 стр.) Антология мысли 2018
    297 бумажная книга
    И. М. Виноградов В книге излагаются основы теории чисел в объеме университетского курса. Для студентов математических специальностей университетов и педвузов, аспирантов, научныхработников в области математики - Лань, (формат: 84x108/32, 176 стр.) Учебники для вузов. Специальная литература 2009
    248 бумажная книга
    В книге излагаются основы теории чисел в объеме университетского курса. Издание предназначено для студентов математических специальностей университетов и педвузов, аспирантов, научных работников в… - (формат: Мягкая глянцевая, 104 стр.)
    275 бумажная книга
    Виноградов И. М. В книге дается систематическое изложение основ теории чисел в объеме общего университетского курса. Хотя автор ограничи­вается классическими элементами дисциплины, однако значительное количество… - ОНТИ НКТП СССР, (формат: 62x94/16, 88 стр.) 1938
    375 бумажная книга
    Глибичук Алексей Анатольевич Этот задачник возник на основе курса "Основы комбинаторики и теории чисел", который А. М. Райгородский читает на факультете инноваций и высоких технологий МФТИ судентам-информатикам. Курс читается в… - Интеллект, (формат: 62x94/16, 88 стр.) - 2015
    788 бумажная книга
    Глибичук Алексей Анатольевич, Ильинский Дмитрий Геннадьевич, Мусатов Даниил Владимирович Основы комбинаторики и теории чисел. Сборник задач. Учебное пособие Этот задачник возник на основе курса`Основы комбинаторики и теории чисел`, который А. М. Райгородский читает на факультете инноваций и высоких технологий МФТИ судентам-информатикам. Курс читается в… - Интеллект, (формат: 62x94/16, 88 стр.) 2015
    826 бумажная книга
    Глибичук А., Ильинский Д., Мусатов Д., Райгородский А., Чернов А. Основы комбинаторики и теории чисел. Сборник задач Задачник создан на основе курса "Основы комбинаторики и теории чисел", который А. М. Райгородский читает на факультете инноваций и высоких технологий МФТИ судентам-информатикам. Курс читается в… - Интеллект, (формат: Мягкая глянцевая, 104 стр.) 2015
    567 бумажная книга
    А. А. Карацуба В книге на примере решения ряда классических проблем излагаются основы аналитических методов теории чисел. Она будет полезна студентам, аспирантам и научным работникам, желающим творчески усвоить… - Едиториал УРСС, (формат: 60x84/16, 184 стр.) 2004
    488 бумажная книга
    А. А. Карацуба Основы аналитической теории чисел В книге на примере решения ряда классических проблем излагаются основы аналитических методов теории чисел. Она будет полезна студентам, аспирантам и научным работникам, желающим творчески усвоить… - Главная редакция физико-математической литературы издательства "Наука", (формат: 84x108/32, 184 стр.) 1975
    450 бумажная книга
    Карацуба А.А. Основы аналитической теории чисел В книге на примере решения ряда классических проблем излагаются основы аналитических методов теории чисел. Она будет полезна студентам, аспирантам и научным работникам, желающим творчески усвоить… - URSS, (формат: 62x94/16, 88 стр.) - 2004
    356 бумажная книга
    А. А. Карацуба

    Раздел чистой математики, занимающийся изучением целых чисел 0, ±1, ±2,... и соотношений между ними. Иногда теорию чисел называют высшей арифметикой. Отдельные вычисления, производимые над конкретными числами, например, 9 + 16 = 25, не… … Энциклопедия Кольера

    Наука о целых числах. Понятие целого числа (См. Число), а также арифметических операций над числами известно с древних времён и является одной из первых математических абстракций. Особое место среди целых чисел, т. е. чисел..., 3 … Большая советская энциклопедия

    Теория чисел, или высшая арифметика, раздел математики, изучающий целые числа и сходные объекты. В зависимости от используемых методов теорию чисел подразделяют на несколько подтеорий. Содержание 1 Элементарная теория чисел 2 Аналитическая теория … Википедия - раздел теории чисел, в к ром изучаются закономерности распределения простых чисел (п. ч.) среди натуральных чисел. Центральной является проблема наилучшего асимптотич. выражения при функции p(х), обозначающей число п. ч., не превосходящих х, а… … Математическая энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Характер. Характер (или числовой характер, или характер Дирихле) по модулю (где целое число) комплекснозначная периодическая функция на множестве целых чисел со следующими свойствами … Википедия

    Задача построения конечного нормального расширения для данного поля kс заданной Галуа группой (см. Галуа теория), а также выяснения условий, обеспечивающих существование или отсутствие такого расширения над полем k. Если kесть поле рациональных… … Математическая энциклопедия

    Непрерывность действительных чисел свойство системы действительных чисел, которым не обладает множество рациональных чисел. Иногда вместо непрерывности говорят о полноте системы действительных чисел. Существует несколько различных… … Википедия

    - [р. 2(14) сент. 1891] сов. математик, акад. (с 1929), Герой Социалистического Труда (1945). В 1914 окончил Петербург. ун т, был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1918 20 доцент и проф. Пермского ун та, в 1920 34… … Большая биографическая энциклопедия

    в языкознании - одна из школ советского языкознания , возникшая в 40-50‑е гг. 20 в. и объеди­ня­ю­щая учеников и последователей В. В. Виноградова общим пониманием природы языка , общей методологией его исследования. Виноградов работал в Ленинграде (профессор ЛГУ в 1920-29), Вятке (ныне Киров), Тобольске, Москве. Он был крупным организатором советской филологической науки: в 1950-63 академик-секретарь ОЛЯ АН СССР; в 1950-1954 директор ; в 1958-68 директор , в 1945-69 возглавлял кафедру русского языка в МГУ, где вместе с ним плодотворно работали Р. И. Аванесов, П. С. Кузнецов, Т. П. Ломтев, Н. Ю. Шведова, С. И. Ожегов, Н. С. Поспелов, В. А. Белошапкова, С. А. Копорский и другие. По инициа­ти­ве Виноградова был основан журнал «Вопросы языкознания» (главный редактор в 1952-69).

    Виноградова отличала исключительная эрудиция, глубокое знание истории русской общест­вен­ной жизни, русской литературы и русского языка , исключительная осведомлённость в области истории лингвистической науки, и прежде всего русской лингвистической мысли. Значительное влияние оказа­ли на него идеи А. А. Шахматова и Л. В. Щербы. От Шахматова он воспринял методику сравни­тель­но-исторического анализа и углублённого, строгого системного описания языка, от Щербы - интерес к языку как живой и активно функци­о­ни­ру­ю­щей системе, к движению языковых норм . Рассматривая язык как общественное явление, Виноградов видел в нём не только эволюцию системы, но и развитие видов и разновидностей речи и речевых форм. Разрабатывая теорию стиля , он устанав­ли­вал и прослеживал связи между языковой личностью и общенациональным языком во всех разновидностях его функци­о­ни­ро­ва­ния.

    В теории Виноградова в центре изучения языка стоит, с одной стороны, слово как центральная единица языковой системы, с другой стороны, - текст во всей его сложности, рассматриваются взаимо­от­но­ше­ния языка и речи, раскрываются динамика языковых явлений, особенности русской речи, её закономерности и формы. Эта концепция отличается от концепции Ф. де Соссюра (см. Женевская школа), фактически описывающего язык вне речевых жанров, вне связи с актом речи, и от филологической концепции К. Фосслера, ориентированной прежде всего на экспрессивно -эстетическую функцию языка (см. Эстетический идеализм в языкознании).

    Виноградов предложил новую систематизацию разделов и подразделов русского языко­зна­ния. В соот­вет­ствии с его взглядами оно включает:

    а) серию историко-лингвистических дисциплин - диалектологию , историческую грамматику, историю языка, историю литературного языка , историю языка художественной литературы (была предло­же­на, в частности, новая периодизация истории русского литературного языка);

    анализ языковых явлений не с какой-либо одной точки зрения, а в аспекте их отношения к другим явлениям, к разным сторонам языка - рассмотрение грамматических категорий в тесной связи с лексикой, с природой, значением и окружением слова; рассмотрение законов слово­обра­зо­ва­ния в связи с правилами морфологического строения слов и с их грамматическими категориями; изучение синтаксиса не просто как правил синтагматики , а как такого уровня языка, единицы которого, обладая не только синтагматическими, но и парадигматическими характери­сти­ка­ми, в своём строении и функци­о­ни­ро­ва­нии неразрывно связаны с лексикой и лексической идиоматикой. Язык художественной литературы, язык и стиль писателя изучаются, с одной стороны, в связи с историей общенационального литературного языка, с другой стороны, - в связи с историей обще­ст­вен­ной мысли и обще­ст­вен­ной жизни; анализ образа автора - в связи с языком произве­де­ния и с его сюжетной тканью; анализ строения текста и все эвристические разыскания - в связи с историей литературного процесса в целом, и т. д.;

    внимание к функци­о­наль­ной и стилистической распределённости языковых явлений, к сферам их употребления;

    изучение языковых явлений в плане «диахронической синхронии »: понимание синхронии как условно остановленного момента развития языка и отсюда анализ языковых явлений в границах исторического контекста, в частности понимание языковой нормы как исторической категории, признание сосуществования функци­о­наль­но и семантически разграниченных языковых вариантов;

    работа только с живым и богатым материалом, всегда самостоятельно извлечённым из всех необхо­ди­мых источников; построение теории опирается только на такой материал и подтвержда­ет­ся им.

    • Виноградов В. В., Избранные труды, [т. 1-5], М., 1975-80;
    • Чудаков А. П., Ранние работы В. В. Виноградова о поэтике русской литературы, в кн.: Виноградов В. В., Избранные труды, [т. 2], М., 1976;
    • его же , В. В. Виноградов и теория художественной речи первой трети XX в., там же, [т. 5], М., 1980;
    • Толстой Н. И., Труды В. В. Виноградова по истории русского литературного языка, там же, [т. 4], М., 1978;
    • Костомаров В. Г., Труды академика В. В. Виноградова в области лексикологии, семасиологии и лексикографии, там же, [т. 3]. М., 1977;
    • Рождественский Ю. В., О работах академика В. В. Виноградова по истории русского языкознания, в кн.: Виноградов В. В., История русских лингвистических учений, М., 1978.

    Ю. В. Рождественский.