Болезни Военный билет Призыв

Виды психологического влияния в психологии. Психологическое влияние - реферат. Понятие психологического влияния

Надежда Суворова

Каждый день мы подвергаемся психологическому воздействию. Иногда это раздражает, а иногда мы даже не подозреваем, что нами управляют. Психологическое воздействие – это мощный инструмент в умелых руках. Чтобы овладеть приемами, нужно досконально изучить особенности личности и возможные способы влияния на сознание людей.

Какие виды воздействия бывают и как защитить себя от чужого влияния, поговорим в этой статье.

Понятие психологического воздействия

Это сложный и многогранный термин. Если выражаться кратко, то психологическое воздействие – это манипуляция с человеческим подсознанием, которая происходит вопреки здравому разуму. позволяют управлять поведением человека.

На заре цивилизации навыками психологического воздействия обладали шаманы и вожди племени. Они пользовались примитивными методами: языком тела, интонациями голоса, ритуалами и снадобьями, помутняющими сознание.

По мере развития науки и техники способов манипуляции подсознанием стало настолько много, что каждый из нас пользуется ими ежедневно и не подозревает этого.

Цель психологического воздействия

Независимо от объекта (один человек или группа), за процессом стоит определенная цель психологического воздействия:

Использование других людей для удовлетворения личных потребностей.
Завоевание авторитета в группе.
Создание рамок и стандартов общества.
Обретение чувства значимости.
Доказательство своего существования.

В большинстве попыток манипуляции лежат эгоистичные цели. Мы видим человека, эмоционально слабее нас, и стремимся его подчинить. Одному нужно, чтобы его выслушивали, другому, чтобы выполняли за него поручения. Это цели, которых мы добиваемся посредством психологического воздействия.

Одни используют это умение в благих целях, другими двигает эгоизм. Но в первом и во втором случае истинной целью служит доказательство собственной значимости перед обществом и установление факта своего существования. Психология не разделяет мотивы на плохие и хорошие, она изучает методы и способы воздействия, открывая новые факты.

Умелого мастера раскусить сложно, особенно если он действует на вас и на ваше окружение. Убедить несколько человек на практике проще, чем одного. Этому виной стадное чувство и развитие средств массой информации. Мы слепо верим в то, что нам говорят по телевизору.

Методы психологического воздействия

Разнообразны. Политики и диктаторы с совершенстве владеют каждым из них:

Убеждение. Воздействие с помощью аргументов.
Самореклама. Демонстрация своих преимуществ перед другими людьми для завоевания доверия у окружающих.
Внушение. Воздействие без аргументов.
Заражение. Передача своих чувств и эмоций другим людям.
Возбуждение желания подражать. С помощью слов и действий пробудить людей подражать тебе.
Вызывание благосклонности. Убеждение в своих благих намерениях и целях.
Просьба. Высказывание своих желаний и просьба в их удовлетворении.
Принуждение. Давление и запугивание угрозами.
Деструктивная критика. Подавление личности человека, высмеивание и оскорбление личности.
Манипуляция. Косвенное пробуждение к действию или суждениям.

Виды психологического воздействия имеют схожие и различные черты, одни подходят для достижения быстрого результата, другие для влияния личность в течение долгого времени.

Инструменты психологического воздействия

Одно дело, когда человек находится рядом и вы можете убедить его словами, взглядом, движениями, интонацией. Но что делать, если цель – сознание аудитории людей, находящихся в разных городах и даже странах.

Для этого используются инструменты психологического воздействия:

Военные средства.
Торговые и финансовые санкции.
Политические средства.
Изобразительное и .
СМИ.
Интернет.

Управление массами при помощи этих инструментов приводит к ошеломляющим результатам. Мы привыкли верить тому, что читаем в интернете и видим по телевизору и нам в голову не придет, что это очередной способ психологического воздействия. Возьмем в пример каноны красоты, которые были 50 лет назад и существующие сейчас. Те и другие диктовала мода с помощью СМИ, чтобы продавать свои продукты.

Убеждение

Этот метод имеет три составляющих: тезис, аргументы и демонстрация. Сначала вы формулируете конкретную позицию – это тезис, затем формируете аргументы, а в конце с помощью демонстрации убеждаете целевую аудиторию.

Метод очень эффективен, если знать секреты убеждения:

термины и аргументы должны быть предельно простыми и понятными;
используйте только те факты, в правдивости которых вы уверены;
учитывайте особенности личности собеседника;
ведите беседу, не обсуждая других людей;
ваша речь должна быть простой, без сложных эпитетов и крылатых выражений.

Большая часть успеха зависит от аргументов, которые вы предъявляете. Эффектом обладают те доводы, которые подкреплены общеизвестными фактами, относятся конкретно к теме беседы, интересны собеседнику и не потерявшие актуальность.

Внушение

Этот метод не имеет под собой аргументов и фактов. Он действует на личность иначе. С его помощью можно навязать человеку свое мнение и заставить действовать в ваших интересах.

Внушение бывает прямым и косвенным. В первом случае вы прямо высказываете свою точку зрения и ждете повиновения. Этот метод используется родителями, воспитателями, учителями. Во втором случае выбираются приемы, ненавязчиво подталкивающие к действию. Таким методом пользуются создатели рекламы.

На эффективность внушения влияют следующие факторы:

возраст человека или целевой аудитории;
состояние (усталость, утомленность);
ваш авторитет;
тип личности человека, на которого оказывается психологическое воздействие.

Заражение

Это третий основной метод воздействия на личность. Он направлен на массу людей, а не на одного индивидуума. Ярким примером психологического воздействия посредством заражения являются религиозные секты и фан-клубы.

О том, что существует метод заражения, люди знали еще в на заре цивилизованного общества, когда вокруг идола или алтаря проводились массовые обряды с ритуальными танцами и вхождениями в транс.

Сегодня этот метод широко изучается. Он больше известен как психология массы или феномен толпы. Редкая личность сможет противостоять общему порыву и пойти против толпы.

Заражение можно определить по следующим признакам:

отключение сознания;
переход в состояние бессознательности;
направленность мыслей и чувств в одну сторону;
желание осуществления идей в реальность прямо здесь и сейчас;
утрата личности;
отключение логики;
нежелание быть ответственным за свои действия.

Убеждение, внушение и заражение – «три кита», на которых основано психологическое воздействие. Но и остальные методы пользуются популярностью среди тех, кто желает управлять поведением и разумом людей.

Методы защиты от психологического воздействия

Сегодня каждому из нас доступна информация о методах психологического влияния как ими овладеть, поэтому внушаемым людям часто приходится быть марионеткой в чьих-то руках и выполнять его просьбы и пожелания. Чтобы не оказаться в подобной ситуации, следует уметь противостоять манипуляторам и сохранять трезвость ума.

Методы защиты от психологического воздействия:

В любой ситуации следует анализировать, нужно вам подчиняться словам другого человека или нет, какая будет от этого выгода. В большинстве случаев вы не сможете конкретно ответить на вопрос, зачем вам что-то делать. А это первый признак того, что на вас хотят воздействовать;
рациональный подход. Если вам предлагают выполнить конкретные действия, то предложите свой вариант, который будет вам удобнее. Это заведет манипулятора в ступор, и он потеряет власть над вами;
вера в собственную правоту. Если вам пытаются навязать чужое мнение, не верьте слепо чужим словам. Лучше проанализируйте предоставленные доводы, сопоставьте со своими;
Меняйте манеру поведения. Манипуляторы считывают информацию об особенностях вашей личности с манеры общения и поведения. Вводите таких людей в тупик, примеряя на себя разные роли;

недоверие должно стать вашей привычкой. Речь не идет о близких людях, которые желают вам добра. Но если незнакомый человек или коллега по работе внезапно начинает питать к вам интерес и навязывать свое общение, насторожитесь и попробуйте заметить в его словах и поведении признаки манипулятора;
проанализируйте прошлые ошибки. Акцентируйте внимание на ситуациях, когда вами управляли. Подумайте, как вы допустили это и что делать, чтобы не повторить печального опыта;
требуйте объяснений. Если вас склоняют к каким-либо действиям, задавайте много вопросов. Манипулятор выдаст себя, если попытается вас обмануть, уклониться от ответа;
не поступайте так, как от вас ожидают. Часто мы при первой встрече показываем себя лучше, чем есть на самом деле. Окружающие пользуются этой ситуацией, а вам приходится выполнять их просьбы, чтобы не потерять доверие. Но вы вправе меняться и незачем действовать в ущерб себе и угоду остальным;
не испытывайте . Это мощный стимул заставить вас подчиняться. Примите свои ошибки и не давайте окружающим давить на вас воспоминаниями о прошлом.

Психологическое воздействие способно творить чудеса: помочь близким , изменить их к лучшему. Но алчные личности используют его в корыстных целях, поэтому стоит обезопасить себя и семью от негативного влияния.

17 февраля 2014, 11:06

Психологическое воздействие - понятие сложное, поэтому сформулируем его постепенно, поэтапно, с пояснениями, через сопоставление с близкими ему понятиями.

Психологическое воздействие - воздействие на психическое состояние, чувства и мысли других людей, а не воздействие непосредственно на тело человека или объективную окружающую его ситуацию.

Если человека вытолкнули - воздействие было физическим. Выманили - психологическим. См.→

Однако не любое воздействие на психическое состояние, чувства и мысли других людей является психологическим воздействием. Психологическое воздействие - только один из каналов влияния на внутреннее в человеке , наряду с духовным и рациональным каналом.

Знак на дороге говорит водителю, как нужно ехать: это воздействие рациональное, обращенное к разуму водителя, а не к его чувствам, не к его психологии .

Кроме того, на психическое состояние можно влиять и , влияя на состояние его тела, на окружающую его ситуацию, на значимых людей вокруг него.

Когда нет денег, нечего есть, когда идти тяжело и опасно - желание идти далее обычно пропадает в силу социальных и физиологических обстоятельств, а не психологических причин.

Итого, психологическое влияние - влияние на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей, идущее в обход сознания, логики и разума: через внушение и заражение, через обращение к чувствам и переживаниям, к бессознательному и привычкам, к живым впечатлениям и мутным страхам.

Дать человеку выговориться - ему уже полегчало. Рационального воздействия не было, но благодаря так организованной ситуации (косвенному влиянию) мы ему помогли. Человека отвлекли от его тяжелых мыслей - ему стало полегче без всяких рациональных процедур.

Психологическое и суггестивное

Психологическое влияние часто, для простоты, называют суггестивным влиянием, поскольку элемент внушения присутствует в психологическом влиянии почти всегда, хотя бы в косвенном виде, и действительно на практике используется достаточно часто. Однако психологическое влияние может идти и без суггестии: восхищенные глаза вызывает душевный отклик помимо суггестии, бодрый голос поднимает настроение через механизм заражения, а на просьбу подсказать нужную улицу мы откликаемся скорее в силу социальных привычек.

Виды психологического влияния

Психологическое влияние может быть оперативное и стратегическое, бытовое и профессиональное, аналитическое и конструктивное, на разных уровнях - коммуникативном уровне, уровне отношений, уровне деятельности и жизнедеятельности. См.→

Воздействие может быть (cмотри Формы воздействия):

  • в формате , и ,
  • Открытое и скрытое.

Открытое адресное коммуникативное влияние - обращение. Формы обращения: предложение, просьба, требование, настаивание, мольба, вовлечение, соблазнение. Распоряжение, приказ, вопрос. Смотри .

  • Обращенное к разным составляющим внутреннего мира : к , к , к внутренним чувствам .
  • Прямое и непрямое.

Прямое влияние или воздействие - воздействие, когда мы влияем непосредственно, сами. Напротив того, непрямое, косвенное - воздействие опосредованное, через кого-то или через что-то, чем-то, но не прямо.

  • Разрушительное и созидательное

Направления воздействия

Воздействовать можно на себя: смотри Вредные привычки: как избавляться , Полезные привычки: как приобретать , Как работать над собой ,

О воздействии на близких смотри Вредные привычки: как отучать , Полезные привычки: как к ним приучать . Отдельно - психотерапевтическая помощь .

Психологическое влияние в целях коррекции поведения близких людей

Отношения и взаимодействие близких людей - особенная ситуация, имеющая свои ограничения, но дающие большие возможности для психологического влияния. Какие средства и каким образом используются в этой ситуации, что может быть рекомендовано, от чего стоит воздерживаться? См.→

Защита от психологического влияния

Влияют на окружающих, на мир и себя - все и всегда. Однако тематика влияния интересует только людей активных, желающих на людей и мир влиять. Люди в пассивной или оборонительной позиции темой влияния интересуются мало, их чаще волнуют темы защиты или просто найти объяснение, почему все так получается… См.

По мнению отечественных и зарубежных специалистов психологическое воздействие подразделяется на следующие виды :

1)информационно-психологическое,

2)психогенное,

3)психоаналитическое,

4)нейро – лингвистическое,

5)психотронное,

6)психотропное.

1. Информационно-психологическое воздействие (часто его называют информационно – пропагандистским, идеологическим) – это воздействие словом, информацией.

Психологическое воздействие такого вида ставит своей основной целью формирование определенных идеологических (социальных) идей, взглядов, представлений, убеждений, одновременно оно вызывает у людей положительные или отрицательные эмоции, чувства и даже бурные массовые реакции.

2. Психогенное воздействие является следствием

а) физического воздействия на мозг индивида, в результате которого наблюдается нарушение нормальной нервно – психической деятельности. Например, человек получает травму головного мозга, в результате которой он теряет возможность рационально мыслить, у него пропадает память и т.п. Либо он подвергается воздействию таких физических факторов (звука, освещения, температуры и др.), которые через определенные физиологические реакции изменяют состояние его психики;

б) шокового воздействия окружающих условий или каких-то событий (например, карантин массовых разрушений, многочисленных жертв и т.п.) на сознание человека, в результате чего он не в состоянии рационально действовать, теряет ориентацию в пространстве, испытывает аффект и депрессию, впадает в панику, в ступор и т.д.

Чем менее подготовлен человек к психотравмирующим воздействиям окружающей действительности, тем более резко выражены его психические травмы, получившие название психогенных потерь.

Частым, но весьма показательным случаем психического воздействия выступает влияние цвета на психофизиологические и эмоциональные состояние человека.

Так, экспериментально установлено, что при воздействии пурпурного, красного, оранжевого и желтого цветов учащается и углубляется дыхание и пульс человека, повышается его артериальное давление, а зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета оказывают обратный эффект. Первая группа цветов является возбуждающей, вторая – успокаивающей.

Существуют некоторые закономерности в предпочтении тех или иных цветов:

а) Связанные с типом нервной системы человека. Так, людям со слабой нервной системой чаще всего нравятся красный и желтый цвета, лицам с сильной нервной системой– зеленый и синий.

б) Связанные с историческим прошлым того этноса, представителем которого он является, и с его индивидуальным жизненным опытом. Красный цвет, например, ассоциируется с видом крови или отблеском пожара, поэтому вызывает беспокойство и тревогу, поднимает активность. Голубой цвет, фигурирующий в наследственной памяти как цвет неба, вызывает сентиментальное настроение. Черный цвет тождественен мраку и вызывает печаль.


Белый цвет в западной цивилизации принято связывать со светом и чистотой, он вызывает приподнятое, торжественное настроение. Однако в японской, китайской и некоторых других азиатских культурах он сочетается с понятием холода и пустоты, эквивалент которым – смерть. Отсюда белый цвет погребальных саванов и траурной одежды японцев и китайцев, траурной раскраски у примитивных народов.

Установлена тесная взаимосвязь, существующая между цветом и звуком. Так, цветами, соответствующими ровным интонациям человеческого голоса, являются зеленый и фиолетовый. Они связываются с незначительной экспрессией. Желтый, черный и красный цвета, напротив несут в себе весьма сильный эмоциональный заряд. Красный и желтый цвета связываются с голосами дикторов, находящихся в состоянии положительного настроя. Голоса людей, пребывающих в состоянии депрессии, апатии и тревоги, устойчиво ассоциируются с серым, синим и коричневым цветами .

Синий цвет в наибольшей степени соответствует состоянию грусти, серый и коричневый – страха и утомления. Таким образом, положительным эмоциональным состояниям соответствует красно – желтый край спектра, а отрицательным – сине – фиолетовый. Нормальной, эмоционально – нейтральной экспрессии соответствует срединная – зеленая часть спектра. Существенную роль играют также яркость и насыщенность: с депрессивными, апатичными и тревожными голосами устойчиво связываются более темные и менее насыщенные цвета.

Определенные сочетания цветов оказывают вполне определенное эмоциональное воздействие. Например, использование взаимодополняющих цветов создает гармонию и доставляет максимум удовольствия. В свою очередь, неправильная цветовая комбинация способствует возникновению беспокойства и вызывает противоположные чувства. Кстати, принцип воздействия цветовых пятен, встроенных в компьютерный вирус, используется для разработки некоторых способов применения психотронного оружия.

Главная цель использования цвета при психологическом воздействии - правильное оформление информационно – пропагандистских материалов. Дополняя и эмоционально обогащая гаммой цветов их содержание, удается провоцировать определенные реакции объекта. При этом исходят из того, что:

Правильно выбранная цветовая гамма позволяет создать нужный эмоциональный фон, благоприятствующий восприятию и усвоению текста;

Цвета, неправильно подобранные по отношению к содержанию, вызывают неудовольствие;

Отрицательная реакция на цветовую комбинацию может распространиться на содержание текста, что снижает эффективность его психологического воздействия в целом. Кроме того, надо учитывать влияние цвета на читаемость надписей:

Цветные надписи люди замечают на 35% чаще, чем черно – белые;

Хорошая видимость и четкое восприятие обеспечиваются, если отображаются цвета: на желтом –черный, на белом –синий, зеленый или черный, на красном – зеленый и наоборот;

Плохая видимость и неадекватное восприятие имеют место, если отображаются цвета: на белом – красный, оранжевый или желтый, на черном – оранжевый, красный, зеленый и наоборот.

Таким образом, использование правильно подобранной цветовой гаммы позволяет создать нужный эмоциональный фон, благоприятствующий восприятию и усвоению текста. Неправильно подобранные по отношению к содержанию цвета вызывают диссонанс эмоционального восприятия. В таких случаях отрицательная реакция на цветовую комбинацию может распространиться и на содержание текста, и на тех людей, которые его подготовили. Этим пользуются специалисты психологической войны, а также непорядочные люди и продажные средства массовой информации.

3. Психоаналитическое (психокоррекционное) воздействие – это воздействие на подсознание человека терапевтическими средствами, особенно в состоянии гипноза или глубокого сна. Существуют также методы, исключающее сознательное сопротивление, как отдельного индивида, так и группу людей в бодрствующем состоянии .

В частности, в процессе звукового управления психикой людей и их поведением словесные внушения (команды) в закодированной форме выводятся на любой носитель звуковой информации (аудиокассеты, радио или телепередачи, шумовые эффекты). Человек слушает музыку или шум прибоя в комнате отдыха, следит за диалогами персонажа фильма, и не подозревает, что в них содержаться не воспринимаемые сознанием, но всегда фиксируемые подсознанием команды, заставляющие его впоследствии делать то, что предписано.

4.Нейролингвистическое воздействие (НЛП – нейролингвистическое программирование) – вид психологического воздействия, изменяющий мотивацию людей путем введения в их сознание специальных лингвистических программ.

При этом основным объектом воздействия является нейрофизиологическая активность мозга возникшие благодаря ей эмоционально-волевые состояния. Главным средством воздействия выступают специально подобранные вербальные (словесные) и невербальные лингвистические программы, усвоение содержания которых позволяет изменить в заданном направлении убеждения, взгляды и представления человека (как отдельного индивида, так и целых групп людей). Субъектом нейролингвистического воздействия выступает специалист (инструктор).

Инструктор сначала выявляет находящиеся в психике противоречивые (конфликтующие) взгляды и убеждения, а также возникающие из-за этого и беспокоящие людей отрицательные эмоциональные состояния (переживания, настроения, чувства). На следующем этапе он посредством специальных приемов помогает им осознать дискомфортность их реального состояния (социально – экономического, культурного, физического и как следствие – психологического) и вносит изменения в сознание, заставляющие людей по-другому воспринимать жизненные ситуации и строить отношения с другими людьми.

После того, как под воздействием инструктора человек «понял», что ему «требуется», он самостоятельно (но под влиянием заложенного в его сознание стереотипа восприятия) начинает собирать информацию о своей повседневной деятельности, о своих состояниях и переживаниях. Сравнивая свое реальное, присутствующее в данный момент состояние с желаемым (возможным), он определяет, какие свои ресурсы ему нужно мобилизовать и что конкретно надо сделать, чтобы достичь комфортности чувств и настроений.

Формула изменений в психике объекта под влиянием инструктора схематично выглядит следующим образом (рис. 1) .

Как мы уже говорили, манипуляция - это, в первую очередь, скрытые способы управления другими. Однако очень часто манипуляцией объявляют любое психологическое воздействие. В том, что это не так, можно убедиться, рассмотрев перечень различных видов психологического влияния.

Убеждение. Сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью формирование или изменение суждения, отношений, намерения или решения.

Самопродвижение. Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества в ситуации выбора другими, назначении на должность и др.

Внушение. Сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям.

Заражение. Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться это состояние может как непроизвольно, так и произвольно; усваиваться - также непроизвольно или произвольно.

Пробуждение импульса к подражанию. Способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть произвольным или непроизвольным.

Формирование благосклонности. Привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги.

Просьба. Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.

Принуждение. Угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности - это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы, ограничения свободы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором - как собственное давление, адресатом - как давление со стороны инициатора или «обстоятельств».

Нападение. Внезапная атака на чужую психику, осознанная или импульсивная и являющаяся формой разрядки эмоционального напряжения. Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Основные формы нападения - деструктивная критика, деструктивные констатации, деструктивные советы.

Манипуляция. Скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

Деструктивная критика

Пренебрежительные или оскорбительные суждения о личности человека.

Грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеивание его дел и поступков, значимых для него людей, социальных общностей, идей, ценностей, произведений, материальных/культурных объектов и пр.

Риторические вопросы, направленные на обнаружение и «выправление» недостатков.

Разрушительность такой критики - в том, что она не позволяет человеку «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя.

Отличия деструктивной критики от внушения:

1. При внушении осознаваемая цель - «улучшение» поведения другого (неосознаваемая - освобождение от досады и гнева, проявление силы или месть). Но при этом не закрепляются (!) модели поведения, которые описываются в формулах внушения «Ты легкомысленный человек! Тебе пора серьезнее относиться к жизни!»

2. Деструктивная критика закрепляет отрицательную модель поведения.

Деструктивные констатации

Упоминания и напоминания об объективных фактах биографии, которые человек не в состоянии изменить и на которые он чаще всего не мог повлиять (национальная, социальная, расовая принадлежность; городское или сельское происхождение; род занятий родителей; противоправное поведение кого-либо из близких, их алкоголизм или наркомания в семье; наследственные и хронические болезни; природная конституция: рост, черты лица, близорукость, нарушение зрения, слуха, речи и пр.).

Эффект таких констатаций - у адресата воздействия вызывается состояние растерянности, беспомощности, смятения и пр.

Деструктивные советы

Безапелляционные указания, повеления и инструкции, не подразумевающиеся социальными или рабочими отношениями с партнером.

Виды противостояния влиянию

Контраргументация . Сознательный аргументированный ответ на попытку убеждения, опровергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия.

Психологическая самооборона. Применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации деструктивной критики, принуждения или манипуляции.

Информационный диалог . Прояснение позиции партнера и собственной позиции путем обмена вопросами и ответами, сообщениями и предложениями.

Конструктивная критика . Подкрепленное фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата.

Энергетическая мобилизация . Сопротивление адресата попыткам внушить или передать ему определенное состояние, отношение, намерение или способ действий.

Творчество . Создание нового, пренебрегающее влиянием образца, примера или моды либо преодолевающее его.

Уклонение . Стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором воздействия, в том числе случайных личных встреч и столкновений.

Игнорирование . Действия, свидетельствующие о том, что адресат умышленно не замечает либо не принимает во внимание слов, действий или выраженных адресатом чувств.

Конфронтация . Открытое и последовательное противопоставление адресатом своей позиции и своих требований инициатору воздействия.

Отказ . Выражение адресатом своего несогласия выполнить просьбу инициатора воздействия.

Формы нападения:

1. Деструктивная критика

Тебе трудно даются такие вещи.

Кроме тебя так плохо эту работу никто не мог бы сделать.

Все, к чему ты прикасаешься, превращается в ничто.

Меня поражает твоя страсть к дешевым вещам.

Вечно ты окружаешь себя подозрительными людьми.

Твои дети всегда отличались невоспитанностью.

У тебя не друзья, а секта/сообщество каких-то несостоявшихся личностей/неудачников/непризнанных гениев.

В твоем возрасте - и такая тяга к мелодраме!

Как ты можешь так нелепо одеваться?

Тебе не приходит в голову, что это глупость?

Ты что, совсем соображение потерял?

Как можно пользоваться таким ужасным дезодорантом?

Формы нападения:

2. Деструктивные констатации

Ну да, ты же из маленького города.

Ты ведь интеллигент всего лишь в первом (втором) поколении…

Ты ведь говорил, что в твоей семье есть и другие отклонения.

В прошлые годы ты бы считался нацменом, вот тогда у тебя были бы дополнительные преимущества.

Я помню, вуз, который ты закончил, не самый престижный.

Когда ты так себя ведешь, я вспоминаю твоего брата - наркомана (который попал в места не столь отдаленные…).

Этот костюм скрывает непропорциональность твоей фигуры.

Ты не видишь, наверное, из-за слабого зрения.

Ты и раньше безответственно смотрел сквозь пальцы на такие нарушения.

Помнишь, у тебя тогда были проблемы с отчетностью.

Я часто вспоминаю, как нам всем пришлось повозиться, чтобы исправить твою ошибку.

Никогда не забуду, как ты тогда напился.

Хорошо, что жена не знает, что у тебя было с Мариной.

Формы нападения:

3. Деструктивные советы

Ты бы лучше…

Ты бы сделал еще…

А почему бы тебе не…

На твоем месте я…

Ты обязательно должен…

В твоем положении не стуит…

Пора бы тебе усвоить…

Надо работать над собой!

Иди и скажи, что…

Никогда больше не делай этого!

Извинись!

Не смей больше говорить об этом в моем (его, ее) присутствии.

Впредь знай свое место.

Запомни на будущее, что тебя это не касается.

Приложение 6. Диагностика и самодиагностика состояни субличности

Прежде чем вы познакомитесь с описанием Э. Бернса, хочу напомнить ключевые установки для каждого состояния: Родитель - ДОЛЖЕН, Взрослый - МОГУ, Дитя - ХОЧУ.

Манера поведения. В отношении непоколебимой отцовской твердости, часто сопровождается жестом указательного пальца или материнского грациозного движения шеи, быстро становится очевидной их отнесенность к Родительским установкам. Задумчивая сосредоточенность, сопровождаемая сжатыми губами или слегка расширенными ноздрями, - это типичный Взрослый. Наклоны головы, означающие скромность и сопровождаемые улыбкой, обращающиеся в кокетливость, - это проявления Ребенка. Детскими же являются выражения отвращения и нахмуренные брови, когда человек дуется, которые могут при Родительском поддразнивании перейти в вымученный и раздосадованный смех. Наблюдая семейные отношения родителей, школьников и маленьких детей, можно обнаружить и другие характерные установки, свойственные каждому типу эго-состояния. Интересным и поучительным упражнением будет работа с текстом и особенно фотогравюрами книги Дарвина о выражении эмоций, имея в виду при этом структурный анализ.

Жесты . Установить экстеропсихическое происхождение запрещающего жеста можно, обнаружив его прототип у одной из родительских фигур в истории пациента. Указательный жест, будучи автономным, может рассматриваться как Взрослый, когда профессионал общается с коллегой или клиентом, бригадир инструктирует рабочего или учитель руководит учеником. Защитные жесты, неуместные с прагматической точки зрения - это проявления Ребенка. Варианты, не столь уж богатые оттенками, могут быть легко диагностированы интуитивно. Например, указующий жест может сопровождаться наставлениями Родителя или жалобным обвинением со стороны Ребенка, как бы апеллирующего к Родительской фигуре.

Голос . Нередко люди имеют два голоса, каждый со своими интонациями, хотя в кабинете терапевта или в группе один из этих голосов может долгое время быть подавленным. Например, кто-то, представляющий себя в группе как «я такой бедняжечка», может в течение долгих месяцев не обнаруживать скрытый голос Родителя, полный ярости (например, голос матери-алкоголички); или может потребоваться пройти через сильный стресс в группе, чтобы голос «рассудительного работника» пропал, сменившись голосом испуганного Ребенка. Между тем близкие пациента могут просто привыкнуть к интонационной дихотомии. Кроме того, совсем не исключение - люди, имеющие три различных голоса. Так, в группе могут буквально столкнуться голоса Родителя, Взрослого и Ребенка, принадлежащие все одному человеку. Когда меняется голос, обычно бывает несложно обнаружить и другие доказательства смены эго-состояния. Наиболее драматичной иллюстрацией будет момент, когда «я бедняжечка» внезапно сменяется копией (facsimile) ее разъяренной матери или бабушки.

Лексика . Типичными Родительскими словами являются: «смышленый», «сынок», «испорченный», «невоспитанный», «отвратительный», «возмутительный», и их синонимы. Взрослые слова: «неконструктивный», «соответствующий», «экономный», «подходящий». Проклятия, ругательства и всякого рода эпитеты являются обычно проявлениями Ребенка. Существительные и глаголы характерны для Взрослого, когда используются для описания реальной действительности без преувеличений, искажений и предубеждений, однако Родитель или Ребенок могут также употреблять их в своих целях.

Простым и полезным упражнением на интуицию может служить диагноз слова «хороший» (good). Как бы написанное с заглавной буквы, это слово является Родительским. Взрослый прибегает к нему, когда его употребление объективно оправданно. Если же оно подразумевает инстинктивное удовлетворение и по существу является восклицанием, оно характерно для Ребенка, являясь в этом случае воспитанным синонимом чего-то вроде «ням-ням» или «м-м-м!»

Родитель: Контролирующий и Заботящийся. Ребенок: Адаптированный и Естественный. А Взрослый он и есть - взрослый.

Приложение 7. Убеждения

Убеждения - это тесно взаимосвязанные обобщения относительно:

· причинно-следственной связи;

· значения;

· границ (ограничений);

· окружающего мира;

· нашего поведения;

· наших возможностей;

· нашей идентификации.

Убеждения бывают мотивирующими и ограничивающими.

Ограничивающие убеждения сводятся к следующим видам:

· Бессмысленность - невозможно понять и оценить поступающую информацию о смысле, причине и цели. Не знаю ДЛЯ ЧЕГО (блокировка мотивации)! «Зачем все это? Какой в этом смысл?»

· Безнадежность : желанная цель недостижима, вне зависимости от моих возможностей - этоневозмож- но (блокировка действий). Не знаю КАК! «Не верю, что это в принципе возможно!», «Что бы я ни делал, все равно я хочу невозможного. Это не в моей власти. Я жертва».

· Беспомощность : желаемая цель достижима, но я не способен достичь ее (блокировка навыков и способностей). Знаю КАК, но не смогу! «Может это и возможно, но не с моими талантами». «Кто угодно, кроме меня, может достичь этой цели. Я слишком плох или немощен для того, чтобы добиться желаемого».

· Никчемность : я не достоин , не заслуживаю желаемой цели из-за собственных качеств, поведения (занижение самоидентификации). Знаю КАК, но не достоин! «Это возможно, я на это способен, но я пустышка, лишний человек. Я никому не нужен. Я не достоин счастья и здоровья. Со мной что-то в корне неправильно, и я заслуживаю и боль и муки, которые испытываю».

Отсутствие ожидания результата приводит к Безнадежности, человек сдается, наступает апатия.

Отсутствие ожидания самоэффективности приводит к неадекватности, Беспомощности.

Никчемность - негативная самоидентификация: «Я не заслуживаю успеха! Если я получу то, чего хочу, я что-то потеряю».

психологическое влияние - влияние на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей, идущее в обход сознания, логики и разума: через внушение и заражение, через обращение к чувствам и переживаниям, к бессознательному и привычкам, к живым впечатлениям и мутным страхам.

Виды психологического влияния

Аргументация - Высказывание и обсуждение доводов в пользу определенного решения или позиции с целью формирования или изменения отношения собеседника к данному решению или позиции. Самопродвижение - Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества на выборах, при назначении на должность и др.

Манипуляция - Скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.Внушение - Сознательное неаргументированное воздействие на человека\ группу, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и создания предрасположенности к определенным действиям. Заражение - Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом. Передаваться состояние может как непроизвольно, так и произвольно, усваиваться – также непроизвольно или произвольно. Пробуждение импульса к подражанию - Способность вызывать стремление быть подобным себе. Может проявляться как непроизвольно, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть произвольным и непроизвольным.Формирование благосклонности- Привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги. Просьба - Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия. Игнорирование - Умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям. Воспринимается как признак пренебрежения и неуважения, однако в некоторых случаях выступает как тактичная форма прощения бестактности или неловкости, допущенной партнером. Принуждение - человека к выполнению определенных действий с помощью угроз и лишений. Нападение - Внезапная атака на чужую психику, совершаемая с сознательным намерением или без такового и являющаяся формой разрядки эмоционального напряжения.

(2-ой источник:)Псих. влияние может быть оперативное и стратегическое, бытовое и профессиональное, аналитическое и конструктивное, на разных уровнях - коммуникативном уровне, уровне отношений, уровне деятельности и жизнедеятельности. См.→

12. Методы и приемы псих. Воздействия: (методы)

Термин “метод” (от греч. methodos - исследование) означает путь исследования или познания, способ практического осуществления чего-либо.

1.1 Убеждение - воздействие на сознание, волю людей посредством сообщения, разъяснения и доказательства важности того или иного положения, взгляда, поступка либо их недопустимости с целью заставить слушающего изменить существующие взгляды, установки, позиции, отношения и оценки. Основан на активизации умственной деятельности человека, обращении к рациональной стороне сознания. 1.2 Внушение: осуществляется целенаправленное словесное воздействие, вызывающее некритическое восприятие или усвоение какой-либо информации. 1. Прямое внушение . Внушение достигается путем непосредственного словесного воздействия эмоционально насыщенным, повелительным тоном.. Фразы резкие, легко запоминающиеся. Наиболее важные фразы повторяют несколько раз. Речь сопровождается жестами, мимикой, интонацией и ритмом. 2. Косвенное внушение . При косвенном внушении всегда прибегают к помощи добавочного раздражителя. Можно без слов: внешний вид, авторитет, обстановка и предметы, поведение. Принуждение имеет две модификации: физическое и морально-психологическое принуждение. Первая связана с применением физической или военной силы и нами не будет рассматриваться. Вторая модификация проявляется, например, в управленческой или воспитательной практике. Метод принуждения, по сути совпадает с методом убеждения. Как при убеждении, так и при принуждении, субъект обосновывает свою точку зрения с помощью доказательств. Главная особенность метода принуждения, по сравнению с убеждением, заключается в том, что базовые посылки, с помощью которых обосновывается данный тезис, потенциально содержат о себе негативные санкции для объекта. Поощрение - внешне активное стимулирование, побуждение человека к положительной, инициативной, творческой деятельности. Наказание представляет собой способ конфликтного торможения, приостановления сознательно совершаемой людьми вредной, безнравственной, противоречащей интересам коллектива и отдельной личности деятельности

Приемы психологического воздействия:

Намек. Основан на использовании механизма косвенного внушения. Заключается он в том, что, желая затормозить развитие нежелательного качества, не указывает на требуемое поведение прямо, не критикует, а идет окольными путями.

Мнимый запрет. Желая привлечь внимание сотрудников к чему-либо обыденному, руководитель может умышленно драматизировать ситуацию, подчеркнуть трудность и рискованность достижения цели, ограниченность возможностей для удовлетворения заявок и т. п.

Отступление. Используется чаще всего в конфликтных ситуациях, чтобы разрядить обстановку и не дать конфликту достичь своего апогея.

Демонстрация усиления ресурсов . Сущность приема заключается в том, что субъект информирует объект о том, что у него есть возможность увеличить собственные ресурсы в такой мере, что они будут намного превышать ресурсы объекта.

Маскировка ответственности. Суть в передаче ответственности за результаты работы на другого, Это стимулирует деятельность, воспитывает

самостоятельность, снимает избыточную тревожность. Ещё (Информирование, Аргументация, Доказательство фактами., Иллюстрация, Спор, Дискуссия, Аналогия, Активизация внимания)