Болезни Военный билет Призыв

Виды мировоззрения. Текст « Мировоззрение личности». Роль мировоззрения в существовании человечества

Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо, что бывает и чего не бывает, как надо выполнять ту ли иную работу и строить отношения с людьми. Всё перечисленное в совокупности принято называть мировоззрением.

Понятие и структура мировоззрения

Учёные трактуют мировоззрение как взгляды, принципы, представления, определяющие понимание человеком мира, происходящих событий и своего места среди людей. Чётко сформированное мировоззрение упорядочивает жизнь, в то время как отсутствие такового (знаменитая Булгаковская «разруха в головах») превращает существование человека в хаос, что в свою очередь, приводит к возникновению психологических проблем. Структура мировоззрения включает следующие компоненты.

Познавательный

Человек получает знания всю жизнь, даже когда прекращает учиться. Дело в том, что знание бывает обыденное, научное, религиозное и т. д. Обыденное знание формируется на основе опыта, который приобретается в повседневной жизни. Например, схватились за горячую поверхность утюга, обожглись и поняли, что так лучше не делать. Благодаря обыденному знанию можно ориентироваться в окружающем мире, но полученные таким образом сведения часто бывают ошибочными и противоречивыми.

Научное знание логично обосновано, систематизировано и представлено в виде доказательств. Результаты такого знания воспроизводимы и легко проверяются («Земля имеет форму шара», «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» и т. д.). Получение научных знаний возможно благодаря теоретическому , которое позволяет как бы подняться над ситуацией, разрешить противоречия и сделать выводы.

Религиозное знание состоит из догматов (о сотворении мира, земной жизни Иисуса Христа и т. д.) и осмысления этих догматов. Отличие научного знания от религиозного состоит в том, что первое можно проверить, а второе принимается без доказательств. Помимо перечисленных, выделяют интуитивное, декларативное, паранаучное и другие виды знания.

Ценностно-нормативный

В основе этого компонента – ценности, идеалы, убеждения личности, а также нормы и правила, которые регулируют взаимодействие людей. Ценности – это свойство какого-либо предмета или явления отвечать потребностям людей. Ценности бывают общечеловеческие, национальные, материальные, духовные и т. д.

Благодаря убеждениям человек или группа людей уверены в своей правоте по поводу совершаемых действий, отношений друг к другу и к происходящим в мире событиям. В отличие от внушения, убеждения формируются на основе логических выводов, а потому являются осмысленными.

Эмоционально-волевой

Можно знать о том, что закаливание укрепляет организм, нельзя грубить старшим, улицу переходят на зелёный свет, а перебивать собеседника невежливо. Но все эти знания могут оказаться бесполезными, если человек не принимает их, или не может приложить усилия для претворения в жизнь.

Практический

Понимание важности, необходимости совершения тех или иных поступков не позволит достигнуть цели, если человек не начнёт действовать. Также практический компонент мировоззрения включает умения оценить ситуацию и выработать стратегию действия в ней.

Выделение компонентов мировоззрения несколько условно, так как ни один из них не существует сам по себе. Каждый человек думает, чувствует и действует в зависимости от обстоятельств, и соотношение этих компонентов каждый раз существенно различается.

Основные типы мировоззрения

Мировоззрение у человека начало формироваться вместе с самосознанием. А поскольку на протяжении истории люди воспринимали и объясняли мир по-разному, с течением времени сложились следующие типы мировоззрения:

  • Мифологическое. Мифы возникли по причине того, что люди не могли рационально объяснить явления природы или общественной жизни (дождь, грозу, смену дня и ночи, причины болезней, смерти и т. д.). В основе мифа – преобладание фантастических объяснений над разумными. Вместе с тем в мифах и легендах отражены морально-этические проблемы, ценности, понимание добра и зла, смысла человеческих поступков. Так что изучение мифов играет далеко не последнюю роль в формировании мировоззрения людей;
  • Религиозное. В отличие от мифов, человека религия содержит догмы, которых должны придерживаться все последователи этого учения. В основе любой религии лежит соблюдение нравственных норм и ведение здорового во всех смыслах образа жизни. Религия объединяет людей, но в то же время может разъединять представителей разных конфессий;
  • Философское. В основе мировоззрения этого типа – теоретическое мышление, то есть, логика, система и обобщение. Если мифологическое мировоззрение больше опирается на чувства, то в философии ведущая роль отводится разуму. Отличие философского мировоззрения состоит в том, что религиозные учения не предполагают альтернативных трактовок, а философы имеют право на свободомыслие.

Современные учёные считают, что мировоззрение также бывает следующих типов:

  • Обыденное. Мировоззрение этого типа основано на здравом смысле и опыте, который человек получает при жизни. Обыденное мировоззрение формируется стихийно методом проб и ошибок. Такой тип мировоззрения редко встречается в чистом виде. Каждый из нас формирует свои взгляды на мир, опираясь на научные знания, здравый смысл, мифы и религиозные убеждения;
  • Научное. Является современным этапом развития философского мировоззрения. Здесь также имеют место логика, обобщения и система. Но с течением времени наука всё дальше отходит от реальных человеческих потребностей. Помимо полезной продукции, сегодня активно разрабатываются оружие массового поражения, средства манипулирования сознанием людей и т. д.;
  • Гуманистическое. По представлениям гуманистов, человек является ценностью для общества, – имеет право на развитие, самореализацию и удовлетворение своих потребностей. Никто не должен подвергаться унижениям или быть предметом эксплуатации со стороны другого человека. К сожалению, в реальной жизни подобное имеет место далеко не всегда.

Формирование мировоззрения личности

На мировоззрение человека с детства влияют различные факторы (семья, детский сад, средства массовой информации, мультики, книги, фильмы и т. д.). Однако такой способ формирования мировоззрения принято считать стихийным. Целенаправленно мировоззрение личности формируют в процессе воспитания и обучения.

Отечественная система образования ориентирована на формирование у детей, подростков и юношей диалектико-материалистического мировоззрения. Под диалектико-материалистическим мировоззрением подразумевается признание того, что:

  • мир материален;
  • всё, что есть в мире, существует независимо от нашего сознания;
  • в мире всё взаимосвязано и развивается по определённым законам;
  • человек может и должен получать достоверные знания о мире.

Поскольку формирование мировоззрения – длительный и сложный процесс, а дети, подростки и юноши по-разному воспринимают окружающий мир, мировоззрение формируется по-разному в зависимости от возраста учащихся и воспитанников.

Дошкольный возраст

Применительно к данному возрасту уместно говорить о началах формирования мировоззрения. Речь идёт об отношении ребёнка к миру и обучении малыша способам существования в мире. Вначале ребёнок воспринимает действительность целостно, затем учится выделять частности и различать их. Большую роль в этом играют деятельность самого крохи и его общение с взрослыми и сверстниками. Родители, воспитатели знакомят дошкольника с окружающим миром, учат рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи («Почему на улице лужи?», «Что будет, если зимой выйти во двор без шапки?»), находить способы решения проблем («Как помочь козлятам спастись от волка?»). Общаясь с друзьями, ребёнок узнаёт, как устанавливать отношения с людьми, выполнять социальные роли, действовать по правилам. Большую роль в формировании начал мировоззрения дошкольника играет художественная литература.

Младший школьный возраст

В этом возрасте формирование мировоззрения происходит на уроках и вне их. Знания о мире школьники получают в процессе активной познавательной деятельности. В этом возрасте ребята могут самостоятельно найти интересующие их сведения (в библиотеке, Интернете), с помощью взрослого проанализировать информацию, сделать выводы. Мировоззрение формируется в процессе создания межпредметных связей, соблюдении принципа историзма при изучении программы.

Работа по формированию мировоззрения проводится уже с первоклассниками. В то же время применительно к младшему школьному возрасту ещё нельзя говорить о сформированности убеждений, ценностей, идеалов, научной картины мира. Детей знакомят с явлениями природы и общественной жизни на уровне представлений. Так создаётся почва для формирования устойчивого мировоззрения на дальнейших этапах развития человека.

Подростки

Именно в этом возрасте происходит становление дар собственно мировоззрения. Парни и девушки обладают некоторым объёмом знаний, имеют жизненный опыт, способны абстрактно мыслить и рассуждать. Также для подростков характерна склонность к размышлениям о жизни, своём месте в ней, поступках людей, литературных героев. Поиск себя – один из путей формирования мировоззрения.

Подростковый возраст – время задумываться о том, кем и какими быть. К сожалению, в современном мире молодым людям сложно выбрать нравственные и другие ориентиры, которые бы помогали взрослению, учили отличать хорошее от плохого. Если при совершении тех или иных поступков парень или девушка руководствуются не внешними запретами (можно – нельзя), а внутренними убеждениями, то это свидетельствует о взрослении молодых людей, усвоении ими моральных норм.

Формирование мировоззрения у подростков происходит в процессе бесед, лекций, экскурсий, выполнения лабораторных работ, дискуссий, соревнований, интеллектуальных игр и т. д.

Юноши

На этом возрастном этапе у молодых людей формируют мировоззрение (преимущественно – научное) во всей его полноте и объёме. Юноши – это ещё не взрослые, однако, в этом возрасте уже имеется более или менее чёткая система знаний о мире, убеждений, идеалов, представлений о том, как нужно себя вести и как успешно заниматься тем или иным делом. Почвой для появления всего этого является самосознание.

Специфика мировоззрения в юношеском возрасте состоит в том, что парень или девушка пытается осознать свою жизнь не как цепь случайных событий, а как нечто целостное, логичное, имеющее смысл и перспективу. И, если в советское время со смыслом жизни было более или менее понятно (трудиться на благо общества, строить коммунизм), то сейчас молодёжь несколько дезориентирована в выборе жизненного пути. Юноши хотят не просто приносить пользу другим, но и удовлетворять собственные потребности. Чаще всего такие установки порождают противоречие между желаемым и реальным положением вещей, из-за чего возникают психологические проблемы.

Как и на предыдущем возрастном этапе, на формирование мировоззрения молодых людей оказывают школьные уроки, занятия в высшем или среднем специальном учебном заведении, общение в социальных группах (семья, школьный класс, спортивная секция), чтение книг и периодических изданий, просмотр кинофильмов. Ко всему этому добавляются профориентация, допризывная подготовка, служба в вооружённых силах.

Формирование мировоззрения взрослого человека происходит в процессе трудовой деятельности, самообразования и самовоспитания, а также под влиянием обстоятельств его жизни.

Роль мировоззрения в жизни человека

Для всех людей без исключения мировоззрение выступает своего рода маяком. Он даёт ориентиры практически для всего: как жить, действовать, реагировать на те или иные обстоятельства, к чему стремиться, что считать истинным, а что – ложным.

Мировоззрение позволяет быть уверенным в том, что поставленные и достигаемые цели важны, значимы как для самой личности, так и для общества в целом. В зависимости от того или иного мировоззрения объясняется устройство мира и происходящих в нём событий, оцениваются достижения науки, искусства, поступки людей.

Наконец, сложившееся мировоззрение обеспечивает спокойствие и в том, что всё идёт, как надо. Изменение внешних событий или внутренних убеждений может привести к мировоззренческому кризису. Подобное встречалось у представителей старшего поколения в период распада СССР. Единственный способ справиться с последствиями «крушения идеалов» – попытаться сформировать у себя новые (приемлемые законодательно и морально) мировоззренческие установки. В этом может помочь специалист.

Мировоззрение современного человека

К сожалению, в современном обществе имеет место кризис его духовной сферы. Нравственные ориентиры (долг, ответственность, взаимопомощь, альтруизм и т. д.) утратили своё значение. На первое место выходит получение удовольствий, потребление. В некоторых странах легализованы наркотики, проституция, растёт число самоубийств. Постепенно формируются иное отношение к браку и семье, новые взгляды на воспитание детей. Удовлетворив материальные потребности, люди не знают, что им делать дальше. Жизнь напоминает поезд, в котором главное – устроиться поудобнее, а куда и зачем ехать, непонятно.

Современный человек живёт в эпоху глобализации, когда снижается значение национальной культуры и наблюдается отчуждение от её ценностей. Индивид становится как бы гражданином мира, но при этом утрачивает собственные корни, связь с родной землёй, членами своего рода. Вместе с тем в мире не исчезают противоречия, вооружённые конфликты на почве национальных, культурных и религиозных различий.

На протяжении XX века люди потребительски относились к природным ресурсам, не всегда разумно претворяли в жизнь проекты по изменению биоценозов, что впоследствии привело к экологической катастрофе. Подобное продолжается и сегодня. Экологическая проблема является одной из глобальных проблем.

В то же время значительное количество людей осознаёт важность перемен, поиска жизненных ориентиров, способов достижения гармонии с другими членами общества, природой и самими собой. Популярной становится пропаганда гуманистического мировоззрения, ориентация на личность и её потребности, раскрытие индивидуальности человека, установление доброжелательных отношений с другими людьми. Вместо антропоцентрического типа сознания (человек – венец природы, значит, может безнаказанно пользоваться всем, что она даёт) начинает формироваться экоцентрический тип (человек – не царь природы, а её часть, поэтому должен бережно относится к другим живым организмам). Люди посещают храмы, создают благотворительные фонды и программы защиты окружающей среды.

Гуманистическое мировоззрение предполагает осознание человеком себя как хозяина своей жизни, который должен творить себя и окружающий мир, нести ответственность за свои поступки. Поэтому большое внимание уделяется воспитанию творческой активности подрастающего поколения.

Мировоззрение современного человека находится в стадии становления и характеризуется противоречивостью. Люди вынуждены выбирать между вседозволенностью и , потребительством и заботой о ближнем, глобализацией и патриотизмом, приближением глобальной катастрофы или поиском путей достижения гармонии с миром. От сделанных выборов зависит будущее всего человечества.

А.Г. Дружинина

г.Барнаул, МБДОУ «Детский сад № 153»

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКОГО КОММУНИКАТИВНОГО ОПЫТА

НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Мы постоянно говорим о том, что нравственное воспитание подрастающего поколения – актуальнейшая задача нашего общества. В современной России человек часто стоит перед проблемой личностного выбора и морально-нравственной ответственности в ситуации динамически подвижных экономических, политических, социальных условий. Но если нет стабильной системы ценностных ориентиров личности, которая определяла бы позицию человека в той или иной обстановке, то любое жизненное явление становится серьезным испытанием, а социальная среда только усугубляет ситуацию. Данное положение неблагоприятным образом сказывается не только на уровне отдельно взятой личности, но и для развития общества в целом.

Существование данной проблемы, особенно остро вставшей в нашем обществе в последнее время, обозначалось в свое время такими исследователями как Л.С. Выгоцкий, А.Н. Леонтьев, М. И. Лисина. Имеется в виду проблема становления активной, самостоятельной, творческой и гуманной личности путем формирования основ мировоззрения у подрастающего поколения .

В настоящее время сложно выделить четкую позицию общества по отношению к формированию детского мировоззрения. Как отмечает В.С. Мухина, сила воздействия образовательной среды на развитие мировоззрения у детей уменьшилась. В то же время формирование мировоззрения, как наиболее важного качества гармоничной личности, остается конечной целью современного образования .

Воспитание, в данном аспекте – есть формирование определённого мировоззрения, совокупность воздействий на развитие личности ребёнка, в результате которых формируемое мировоззрение опирается на социально одобряемые конструкты, необходимые и укладывающиеся в логику развития личности и общества.

Философский словарь дает следующее толкование: «мировоззрение - система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей… Мировоззрение отдельного индивида формируется под воздействием мировоззрения общества и тех социальных общностей, в которые он входит. Вместе с тем оно всегда отличается личностным своеобразием, в котором находит свое выражение специфический жизненный опыт».

Воспитывая ребенка, или формируя его мировоззрение, как сложную систему знаний, убеждений, взглядов, определяющих отношение человека к себе, к миру, к другим людям, и определяющую его личностные структуры, мы даем ему возможность и всячески подталкиваем к освоению новых знаний и умений. В первую очередь это, конечно, речь. Необходимо отметить, что общение со взрослым человеком, само по себе является одним из решающих факторов такого воздействия. Ребенок должен расти в среде, где окружающие его люди с первых дней жизни активно используют речь для общения с ним. Кроме того, окружающие активно стимулируют развитие у него речевой способности, на основе которой происходит дальнейшее развитие ребенка. Только при условии овладения речью ребенок способен успешно осваивать преподносимые ему содержательные компоненты данной системы, что находит отражение в развитии познавательных процессов, и детский возраст здесь является решающим, сензитивным периодом в их формировании .

Аналогичная ситуация наблюдается и в развитии ребенка как личности. Как писали Л.С. Выгоцкий, В.С. Мухина, М.И. Лисина, процесс формирования мировоззрения начинается с первых лет жизни ребенка. Уже в дошкольном возрасте закладываются наиболее фундаментальные качества личности ребенка, происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, определяется отношение к миру .

Рассматривая данный вопрос, можно выделить у ребенка три вида отношений: отношение к себе, отношение к другим людям и отношение к предметному миру. Отношение к самому себе было и до сих пор остается первой выделяемой чертой личности. Отношение к другим людям также описывается как одно из основных образующих личности. Отношения к предметному миру формируются в развитии связей между людьми и предметами, опосредствующих эти отношения.

Важнейшее значение в формировании основных личностных качеств имеет для ребенка тот опыт общения, на основе которого эти три компонента у него и складываются. Описывая психосоциальные стадии развития личности, Э. Эриксон указывал на значимость формы и качества общения ребенка со взрослым с первых дней жизни для решения проблем каждой из стадий, как основы развития здоровой гармоничной личности. Э.В. Ильенков говорил о возникновении первого отношение у ребенка к взрослому, без которого было бы невозможно дальнейшее движение.

Следует отметить, что ребенок, даже маленький, при этом воспринимается взрослым как субъект, как активный участник коммуникативного акта, воздействия которого следует воспринимать и реагировать . Если данное условие не соблюдено, результатом этого становится явление, описанное как «госпитализм», наблюдаемые в дальнейшем задержки психического и речевого развития, а также и другие типы аномального развития, что еще раз подтверждает роль общения как фактора формирования гармоничного мировоззрения. Ведь если содержательную составляющую мировоззрения представляют знания и умения, то ценности, убеждения, внутренняя позиция личности – они эмоционально опосредованы и только через общение, а для ребенка – личный коммуникативный опыт имеет формирующий характер.

Значимость качества общения в раннем возрасте для формирования основ мировоззрения у ребенка можно проследить, например, в явлении эмоциональной привязанности. Об этом писал Джон Боулби, отмечая интенсивность обоюдных чувств и жизненную важность складывающихся эмоциональных связей, которые являются «главным и необходимым условием сохранения психического здоровья ребенка». Главным источником образа самого себя у младенцев служит общение с близкими взрослыми. В общении с ними он обретает уверенность в своей абсолютной ценности. Было выделено несколько показателей материнского поведения (Мэри Эйнсворт), способствующих развитию надежной привязанности в период младенчества: частый и длительный физический контакт между матерью и ребенком; чуткая реакция матери на сигналы ребенка и ее способность выбирать время для общения в соответствии с ритмами его активности; упорядоченность окружающей ребенка обстановки; взаимное удовольствие, которое мать и ребенок испытывают от общения друг с другом .

Исследуя данную проблему, М.И. Лисина отмечала, что уже в первом полугодии жизни ведущим мотивом общения детей со взрослыми является личностный мотив. Работы А. Г. Рузской, С. Ю. Мещеряковой, Г. Х. Мазитовой подтверждают этот вывод. Удивительно, но было доказано, что маленький ребенок воспринимает взрослого и себя в личностном плане. Конечно, личностные мотивы общения младенцев весьма примитивны, но очень важны для ребенка. Начиная со второго полугодия жизни и позднее, вплоть до 2,5 лет, ведущим становится деловой мотив общения. В дошкольном возрасте в становлении мотивов общения наблюдаются три периода: сначала ведущее место занимают деловые мотивы общения, затем познавательные и, наконец, личностные .

Изучение явления привязанности ребенка к матери дает возможность более ярко проследить значение коммуникативного опыта на формирование эмоциональной и мотивационной сферы, составляющих ядро мировоззрения личности.

Известно, что ребенок, имеющий положительный эмоциональный опыт, устойчивый тип привязанности, в дальнейшем успешно адаптируется в социуме, как в детском коллективе, так и в контактах с другими взрослыми.Уверенность, инициативность позволяют ребенку активно исследовать окружающий мир, проявлять себя в нем. Также дети с устойчивым типом привязанности более благополучны в физическом развитии и здоровье, дети же с зависимым типом привязанности находятся в постоянном состоянии напряжения и страха, что нередко приводит к психосоматическим нарушениям. От того, сформированы ли надежные эмоциональные связи ребенка с близкими взрослыми, зависит его способность адаптироваться в социуме, особенности его реагирования на различные жизненные обстоятельства .

Эмоциональное благополучие или неблагополучие ребенка как результат коммуникативного опыта в дошкольном детстве в семье, а затем с другими детьми и взрослыми, отражается в выделяющемся отношении к действительности, а также выбираемой им жизненной позиции и фиксируется как базовое для данной личности.

Позитивный коммуникативный опыт, таким образом, может служить основой для формирования психологически здоровой личности с целостным, непротиворечивым, гармоничным мироощущением, принятием себя и своего места в мире, сознанием собственной аутентичности, активной жизненной позицией. Формирование данного типа мировоззрения дает человеку возможность развиваться как личности, успешно реализовывать себя в обществе, ставить перед собой цели, жить в гармонии с собой.

Если в силу жизненных обстоятельств ребенок не получил должного уровня внимания, заботы, ласки со стороны близких, был реализован вариант патологической зависимости, то это может с большей долей вероятности стать основой формирования неблагоприятного типа мировоззрения личности. Сталкиваясь с социумом, такой ребенок безусловно попадает в ситуацию внутреннего конфликта, который необходимо каким-либо образом разрешать. И уже в дошкольном возрасте мы видим попытки компенсации формированием защитных механизмов.

Исследования показали, что организация защиты и ее способность противостоять внешним воздействиям у людей не одинакова. Выделяют нормальную, действующую в повседневной жизни защиту, выполняющую профилактические функции, и защиту патологическую - как неадекватную форму адаптации.

Срабатывая автоматически, психологическая защита снижает напряженность, приспосабливает человека к ситуации, т. к. уменьшает тревогу и страх. Однако ребенок без поддержки близких, как правило, испытывает слишком большое напряжение, чтобы успешно контролировать свои страхи и желания. В этом случае защита создает для него множество ограничений, приводит к замкнутости и изоляции, что только усугубляет ситуацию. Значительные затраты энергии на обеспечение работы защитных механизмов могут быть настолько существенными, и даже непосильными для него, что это может привести к появлению специфических невротических симптомов и к нарушениям приспособляемости, не позволяет адекватно и творчески взаимодействовать с миром. Переживания ребенка, в силу личностной незрелости, могут остаться плохо осознанными и неотреагированными, превратиться в психологические комплексы, которые затем наблюдаются у взрослых людей .

Таким образом, формируя мировоззрение ребенка, мы предлагаем принять ему такие компоненты как знания и убеждения. Если знания представляют собой содержательные компоненты системы мировоззрения, то убеждения складываются в качестве эмоционального отношения к этим знаниям, к миру и себе, на основе личного коммуникативного опыта.

Подводя итог, можно сказать, что внимательное отношение, терпимость, дружеское сочувствие к ребенку, дает ему возможность получить такой необходимый опыт. Ведь невозможно передать ребёнку в готовом виде понятия ценности, морали. Их он должен пережить сам, только собственный опыт по-настоящему учит человека, перерастает в осознанные убеждения.

Список литературы.

  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология.-М., 1991. с.7-39.
  2. Корнеева Т.В. Об эмоциональной привязанности ребенка к матери // Ребенок в детском саду. 2006. - № 2. – с.82 – 87.
  3. Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / Возрастная и педагогическая психология: Тексты / - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.- с.42-50.
  4. Лисина М. И. Генезис форм общения у детей./Возрастная и педагогическая психология: Тексты / - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.- с.212-228.
  5. Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – с. 17-98.
  6. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн., кн. 2, Психология образования, 2-е издание - М.: Просвещение, «ВЛАДОС», 1995.
  7. Никольская И. М., Грановская Р. М.. Психологическая защита у детей.- СПб.: Речь, 2001.
  8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, «ВЛАДОС», 2001.
  9. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: МГППУ, 2006. – с.5 – 27.

Преподавание основ православной культуры стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Уже имеется и положительный, и отрицательный опыт. И, как во всяком новом (или хорошо забытом старом) деле, возникает много вопросов. 18 мая в Соборе Святой Троицы в городе Щелково собрались священники благочиния, педагоги светских и православных школ, преподаватели воскресных школ. Беседу вел иерей Антоний Коваленко - настоятель храма Казанской иконы Божией Матери села Богослово Щелковского района Московской области.

Ушло (или почти ушло) время, когда Церковь и светские органы образования спорили - преподавать ли духовные дисциплины в общеобразовательных школах или не преподавать. Резкое падение нравственности в светском обществе и опыт нравственного воспитания, сохраненный Церковью, принудили светское общество дать однозначный ответ, хоть и с опасным запозданием. Преподавать. Но с принятием этого решения возникли новые проблемы, которых ожидали, но решение некоторых найти оказалось крайне непросто.

Самой решаемой, как ни странно, оказалась проблема допуска духовной дисциплины в светское учебное заведение. Как не нарушить закон о свободе совести? Решение таково. Преподаватель должен хорошо понимать разницу между подачей информации и проповедью. Преподаватель имеет право и должен насколько возможно интересно и доступно рассказывать о христианстве, но не имеет права призывать к практике религиозной жизни. К примеру, можно и должно рассказывать о молитве. Но сказать: "Дети, а теперь встанем и помолимся" имеет право только преподаватель духовного учебного заведения - Воскресной школы, Семинарии, где обучаются люди, желающие практиковать выбранную религию. Преподаватель светского учебного заведения не имеет права призывать детей участвовать в религиозных обрядах, в церковных службах, в православных постах. Но он должен рассказывать им, как и почему это делают верующие люди. Можно вспомнить, что в советских школах были (и, кажется, есть) уроки, а в вузах - и целые курсы, посвященные греческому и римскому язычеству. Но никто не призывал молиться Зевсу или Гермесу, и с законом о свободе совести все было в порядке. Кстати, логично преподавать Православие на территориях, где культурное наследие обязано Православию, мусульманство на территориях, где культурное наследие обязано Исламу и т.п. Мусульманин вполне может посещать уроки православия, а православный - уроки ислама, если там не будет призыва к практике религии. Это даже необходимо для того, чтобы обучаемый мог разобраться в духовном состоянии и истории общества, в котором живет.

Но есть проблемы преподавания, несравненно более сложные, решение которых не сводится к сдерживанию преподавателем самого себя от желания навязать любыми средствами свое мировоззрение другим. Одна из таких глобальных проблем, порождающая многочисленные ошибки - отсутствие у современных преподавателей детского духовного опыта. Вряд ли стоит говорить, что преподаватель Православия должен быть человеком воцерковленным, то есть практикующим религию. Рассказ о вере - это рассказ не об абстрактной дисциплине, влияющей на жизнь человека лишь в некоторой степени, а рассказ о мировоззрении, влияющем на жизнь в самой максимальной мере (здесь, кстати, и секрет сохранения нравственности). На уроках в общеобразовательных школах с детьми на духовные темы говорят взрослые люди. Духовное мироощущение взрослого и ребенка сильно отличаются. А большинство современных преподавателей пришли в Церковь во взрослом возрасте, им незнакомо детское переживание веры, они росли в атеистическом обществе. Данный текст - своего рода "работа над ошибками" в преподавании духовных дисциплин, упорядочение и формулировка отрицательного опыта. Обращен данный текст к педагогам как светских, так и духовных школ, а также к родителям, которые желают воспитать своих детей в Православии.

Итак, начнем.

Главный вопрос любой религии - это вопрос о смерти: "Что есть смерть, что будет за порогом смерти, как мне прожить земную жизнь, чтобы за порогом смерти мне было хорошо?" Вера атеиста (бого-отрицателя) в то, что человеческое бытие смертью и заканчивается - примитивна, хотя и не нова. Религиозная мысль на протяжении всей человеческой истории искала более сложные и возвышенные ответы на вопрос о смерти. По словам физика и философа Блеза Паскаля, "Если я верю в жизнь после смерти, и это окажется правдой - я ничего не теряю, а если не верю, то теряю всё". Я не буду здесь доказывать, что самое возвышенное, радостное, и, если хотите, гуманное, решение, Богом-открытое, а не человеком-придуманное (не говорю - истинное, ибо это вопрос веры) - предлагает Православие. Это отдельная большая тема. А здесь отмечу, что, несмотря на первостепенную важность темы, разговор о смерти с детьми до определенного их возраста недопустим. Многие дети начинают бояться, близкое прикосновение к этой теме оказывает негативное влияние на детскую психику. Может дойти до того, что дети вообще перестанут воспринимать разговоры о вере. Особенно это касается невоцерковленных детей, для которых смерть - только пугающая тайна. Те ребята, что выросли в храме, относятся к вопросам смерти более спокойно, практика церковной жизни учит воспринимать подсознательно смерть как встречу с Богом. В школьном классе педагог должен знать духовный возраст каждого ребенка, чтобы никому не нанести раны. Я помню, как после урока в 8-м классе средней школы ко мне подошла одна девочка с протестом: "А я не хочу думать о смерти!" Что это было? Попытка спрятаться от неминуемой опасности, вместо того, чтобы взяться за ее решение? Или протест человеческой природы, для которой естественна вечность? Ведь опыт смерти человек познал вследствие опыта греха. Смерть неестественна для нас, мы изначально были созданы бессмертными. И поныне каждый человек приобщается к опыту смерти по мере взросления и, увы, приобщения ко греху. А маленькие дети еще достаточно чисты, поэтому и серьезный разговор о смерти с ними не имеет смысла.

Разговор о религии невозможен без разговора о молитве. Но преподаватель должен знать, что личную потребность в богообщении человек начинает чувствовать обычно в 16-20 лет. Пока ребенок не пройдет порог переходного возраста, пока он не познает радости и горести самостоятельности и свободы (которая приходит именно в переходном возрасте), пока жизнь его немного не "поломает", он может не почувствовать духовной и жизненной потребности в Боге, а значит, и в молитве. Но, тем не менее, учить молитве можно с самого раннего возраста. Самый естественный способ обучения - это просто жизнь в христианской среде, где соборная (литургическая или семейная) молитва являются частью христианского быта. Нужно следить, чтобы молитва была детям не в тягость. Почти все молитвы, совершаемые в семье, могут пропеваться - дети любят петь. Поют и годовалые дети - им просто интересно и хорошо, они подсознательно ощущают прикосновение к радостной тайне. А по мере взросления ребенку нужно объяснять смысл совершаемых молитв.

Никогда нельзя наказывать молитвой. Я слышал о такой практике: провинился ребенок - вставай на молитву в качестве наказания, замаливай грехи. Так поступать с ребенком может только родитель (или преподаватель), который сам не умеет молиться. В молитве душа отдыхает (как может не отдыхать душа, разговаривающая с Богом?) Молитвенный труд более связан с преодолением собственного богоотступничества, но это состояние и личную необходимость его преодоления понимает взрослый человек, а не маленький ребенок. Да, в церкви существует практика епитимьи - если человек совершил какой-то тяжкий грех, священник вправе назначить ему чтение каких-либо молитв, земные поклоны, пост. Но это не кара, а урок. И касается он взрослых людей. И взрослый человек должен быть согласен с необходимостью и полезностью для него такого налагаемого труда.

Следующая распространенная ошибка - это преждевременный разговор о темных духовных силах. По крайне мере, до возраста, пока ребенок не приобретет положительный опыт борьбы за справедливость хотя бы в среде равных (своих сверстников), нельзя пугать детей бесами, сатаной. Особенно это опасно для мнительных детей. Маленькие дети еще не умеют защищаться молитвой от искушений, которые провоцирует их собственная природа, а что уж там говорить о внешних, несравненно более серьезных силах! Упоминание о мрачной духовной составляющей мироздания (аде и всем, что с ним связано) возможно, но эта угроза в детском возрасте должна быть далекой, почти нереальной. Все силы воспитания нужно потратить на то, чтобы ребенок стремился быть с Богом, а не на то, чтобы думал, как бы ему защититься от бесов. Бог защитит!

Недопустимы формулировки угроз типа "Вот, плохо себя ведешь - Бог тебя накажет". Кто вы такой, чтобы решать за Бога, когда и как наказывать? Лучше, если с ребенком случается некая неприятность, укажите ему на справедливость происшедшего: "взял без разрешения конфету - разболелся живот", "не захотел молиться вместе со всеми - приснился страшный сон", и т.п. Уж если почувствуете необходимость "приплести" духовное объяснение, лучше скажите ребенку, что своим плохим поступком тот оттолкнул от себя Ангела-хранителя, вот и случилась беда. Это, кстати, будет правильнее и с богословской точки зрения. Мне рассказывала одна прихожанка (она выросла в светской семье), как в детстве ей постоянно внушали, что тот самый Дед Мороз, который приносит на Новый год подарки, ежедневно и постоянно за ней следит, чтобы она не совершила ничего плохого. И она как огня боялась Деда Мороза, пока не выросла настолько, что поняла, что тот ненастоящий! Боялась каждый Новый год, и пряталась, когда он приходил. Взрослые, заметьте, насколько Бог ненавязчив! Зачем же вы лишаете Его этого доброго качества, да еще и в глазах детей? Да, ребенок должен помнить (и забывать, и вспоминать), что Бог все видит. И может и наказать, но не ради кары, а потому что хочет, чтобы мы стали лучше. Но напрямую угрожать детям Богом - нельзя!

Нельзя рассказывать о суевериях, приводя при этом кучу примеров. Суеверие - удивительно прилипчивая штука, как для взрослых, так и для детей. Людям проще верить в безликий алгоритм суеверия, чем выстраивать отношения с живой Личностью - Богом. А человеческая вера многое определяет в нашей жизни, в том числе и сбытие суеверия. Немного я встречал прихожан (увы!), которые с верой, радостью и смирением могли сказать про суеверия: "на меня это не действует!" Страх перед суеверием перестает действовать на человека, познавшего радость страха Божия. Ну, действительно, достойно ли величия Божия посылать вам в качестве знамения черную кошку под ноги?!

Как воспитать ребенка в страхе Божием? (Кстати, лучше избегать этого термина в разговорах с детьми. Это богословский термин, требующий толкования, которое может быть понятно только взрослым. А дети ощутят в этих словах ту угрозу, которой там нет.) Вопрос важный: "Начало премудрости - страх Господень". Если нет благоговения перед Богом, духовная жизнь как ребенка, так и взрослого приходит в тупик и угасает. Благоговение у человека вызывает красивая и величественная Тайна. Это касается всех возрастов. Не лишайте детей (и себя) этих Тайн! В Православии, в Боге их множество. Не надо стремиться объяснить в религии всё и вся. Это и невозможно. Кстати, если бы Православие было религией, выдуманной человечеством, там было бы гораздо меньше тайн и нелогичностей. А они - есть. Мы можем дорасти до объяснения некоторых, и они оказываются удивительно красивыми и мудрыми. А можем не дорасти. И тогда не примитивизируйте их корявыми толкованиями! По словам святителя Николая Сербского, "Любовь горит, пока есть Тайна. Раскрытая Тайна - сожженная Любовь". Но последние слова понятны более взрослым. Как быть с детьми? Поделитесь с ними чувством замирания перед Тайной. Пусть будет пауза осознания перед прикосновением к иконе или Евангелию, перед молитвой домашней или церковной. Подготовьте детей двумя-тремя фразами перед предстоящим духовным движением, иначе оно не состоится.

Многих родителей и педагогов волнует вопрос пребывания детей в православном храме. И именно родители должны стать главными помощниками в церковной жизни для ребенка. Пока дети маленькие, мамы и папы должны тихо, чтобы не мешать другим молящимся, объяснять детям смысл происходящего в храме, подсказывать, как надо себя вести в том или ином случае, и внимательно следить за духовным и физическим состоянием ребенка, находящегося на службе. Ребенок должен осознавать, где он находится, и для чего собрались окружающие люди. Для взрослых прихожан нахождение в храме требует сосредоточенности. А детям, особенно маленьким, особенно темпераментным, трудно находится в состоянии сосредоточенности на протяжении всей церковной службы. Если ребенок устал, необходимо вывести его на некоторое время из храма и вернуться в какие-то важные моменты церковной службы, например, во время "Херувимской" или Евхаристического канона. Пожертвуйте своей молитвой ради ребенка. Темпераментный пусть выбегается, с тихим хорошо послушать птиц или посидеть порисовать (это же можно сделать и в западной части храма, "на галерке", если на улице холодно или дождь). Приведу не очень хороший пример. Представьте: вас пригласили с маленьким ребенком к некоей важной персоне. И вы подготовили, как могли, ребенка к этому. И если во время застолья ребенок залезет под стол, это будет нормально: играет, взрослые разговоры пока не для него. Но если он начнет носиться по жилищу и сшибать вазы, тут уж придется принимать меры. Пример нехорош тем, что прикосновение к духовному миру в детском возрасте абсолютно возможно, в отличие от участия в разговорах о политике. Родители или воспитатели должны стараться чувствовать духовное состояние ребенка в храме. Главное, чтобы ребенок не забывал, к Кому он пришел. Забавный пример: один малыш тихонько подходил к клиросу (церковному хору) во время богослужения, слушал внимательно, а утомившись, стремглав убегал из храма (умело лавируя между молящимися). Так повторилось несколько раз. Наконец мама оговорила его. А он ответил: "Мам, я все правильно делаю, смотри!" - и показал на знак пожарной безопасности на стене - бегущего в направлении выхода человечка.

Встречаются дети, которые боятся Бога потому, что им в красках рассказали о страданиях Христа, о распятии, смерти, погребении, о подвигах мучеников. Но слишком мало было сказано слов о главном во взаимоотношениях между Богом и человеком - о любви. Дети не знают о непрестанной заботе Бога о нас, о справедливости и защите.

В преподавании духовных дисциплин важна последовательность изложения. Она не должна быть исторической (сначала - Ветхий Завет, потом - Новый). Сначала нужно рассказать о главном, а потом - о второстепенном. Вспомните, как создавал свои "Хроники Нарнии" Клайв Льюис: сначала им была написана книга о спасении сказочного мира Асланом, о его жертве, а потом появились другие книги с историческими и нравственными мотивами. Начинать надо с уроков о любви Божией. Хорошо показала себя практика, когда первые уроки посвящены сотворению нашего мира, а затем происходит переход к евангельским событиям с периодическим возвратом к интересным и понятным для детей рассказам о событиях Ветхого Завета, приуроченным к текущей церковной жизни. Не надо опасаться, что ребенок воспринимает уроки веры, как сказку. Маленькие дети живут в мире сказок. Он для них реален так же, как и окружающий. И учить их церковной жизни нужно, прежде всего, на примерах любви.

Рассказывая о церковной жизни, педагог должен уметь расставлять приоритеты. Рассказывая, например, о правилах поста, нельзя не добавить, что главный пост для ребенка - слушаться родителей и помогать им во всем. Обрядовая сторона поста менее важна, чем мир в благополучной, пусть и нецерковной семье. Иначе происходят казусы, когда родители приходят в школу и начинают выяснять, почему ребенок отказывается есть и еще и их, родителей, жизни учит. Неблагополучная семья, в которой дети брошены родителями - иной случай, тут значительная доля ответственности ложится на педагога, которому ребенок доверился, в котором ребенок увидел опору и защиту.

Значительную опасность для детей представляют некоторые "инновации" в педагогике, типа игр "Кто о чем сейчас думает?". В этой игре дети садятся в круг и ребенок, выбранный из коллектива по определенному правилу, должен всем раскрыть свои мысли. Неужели не ясно, что такие "игры" учат или лжи, или лицемерию, или потере стыда? Подозреваю, что подобных "инноваций" в современной педагогике уже немало. Учителя пока не принуждаются вышестоящей властью их практиковать, эти методики лишь "рекомендованы". Просьба к преподавателям: анализируйте все новые методики, пропуская их через призму своего педагогического и житейского (а если есть - духовного) опыта! Иначе мы будем калечить детские души.

Подводя итоги, скажу, чего стоит добиваться: того, чтобы вера ребенка была светлой и радостной. Радующемуся светлой радостью человеку неинтересно грешить. Есть хорошие слова диакона Андрея Кураева (правда, он говорил о студенчестве, но это неважно): "Образование - это то, что осталось в вас после того, как вы забыли все, что вам было прочитано на лекциях". Так вот, дети могут забыть все, что им было рассказано на уроках духовной тематики. Но главное, чтобы они запомнили (а лучше - убедились на собственном опыте, ибо это несложно), что Бог есть Любовь.

Чем отличается детское мировосприятие окружающего мира от восприятия взрослого человека – вот проблема, над которой размышляет А. Лиханов.

Автор с чувством радости рассказывает о событиях из своего беззаботного, счастливого детства, когда он радовался каждому жизненному моменту. Писатель вспоминает, как «носились над головой стрижи», а на удочку клевали «здоровущие окуни». Но, к сожалению, спустя время его воспоминания сгладились, восприятие жизни померкло, краски побледнели, и яркость стала «не такая, как раньше».

Не могу не согласиться с А. Лихановым: действительно, когда взрослеет человек, то он теряет эти прекрасные качества ребенка и воспринимает все вокруг не в таком волшебном и ярком свете.

Так, в начале романа Л. Н. Толстого « и мир» перед нами предстает тринадцатилетняя Наташа, «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка». Она полна чувств и эмоций и стремится всюду успеть: вот она утешает Соню или наивно, по-детски, неумело объясняется в любви Борису, через минуту поет романс «Ключ» в дуэте с Николаем или танцует с Пьером. Наташа Ростова еще совсем ребенок, ее взгляд полон радости, света, любви к окружающему миру и людям. В эпилоге книги мы увидим ее взрослой женщиной, которой некогда восхищаться красотой лунной ночи: она вся в заботах о семье и детях…

Вспомним рассказ Г. И. Горина «Ежик», в котором повествуется о счастливом времени – детстве, когда с легким сердцем мальчик Славик поменял лотерейный билет на холодильник… на ежа! Взрослому человеку никогда не понять этого, казалось бы, глупого поступка счастливого от обмена ребенка, так как в жизни каждого человека с возрастом меняются взгляды на жизнь, материальные ценности начинают занимать главенствующее положение.

Таким образом, могу сделать вывод, что детское мировосприятие намного ярче, красочней и богаче, чем у взрослого человека.

Одной из ведущих задач воспитания базовой культуры личности является формирование мировоззрения школьников.
Мировоззрение – целостная система научных, философских, со¬циально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление). Научное мировоззрение вооружает чело¬века научной картиной мира как системным отражением наиболее существенных сторон бытия и мышления, природы и общества.
Научное мировоз¬зрение – связь между различными знаниями, идеями, понятиями, образу¬ющими определенную научную картину мира. В качестве элемен¬тов этой системы выступают взгляды, представления, принципы, направленные на выяснение отношения человека к миру, на оп¬ределение человеком своего места в окружающей его социальной и природной среде.
В мировоззрении проявляется единство внешнего и внутрен¬него, объективного и субъективного. У человека формируется не толь¬ко целостный взгляд на мир, но и обобщенное представление о самом себе, складывающееся в понимании и переживании сво¬его "Я", своей индивидуальности, своей личности. Научное мировоззрение интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности. Благодаря этому формируются миро¬воззренческие убеждения.
Убеждения – субъективное отражение объективной реальности, результат усвоения коллективного и индивидуального опыта лю¬дей. Люди усваи¬вают знания, накопленные обществом в процессе развития общественной практики. Таким об¬разом, воздействие на личность осуществляется в процессе утверждения в ее сознании научного знания о природе и обществе. Убеждения - это зна¬ния, перешедшие во внутреннюю позицию личности. Они определяют весь духовный строй личности - ее направленность, ценностные ори¬ентации, интересы, желания, чувства, поступки.
В реальной жизни существует как стихийное, так и научное мировоззрение. Факты действительности становятся фактами науки, если они поднимаются до уровня теоретических обобщений. В процессе формирования мировоззре¬ния надо уделить особое внимание формированию методологи¬ческих понятий, обобщений, идей, характеризующих действитель¬ность и ее теоретические основания.

Возрастные возможности овладения мировоззрением
Уже в начальных классах существует принци¬пиальная возможность раскрывать идеи, дающие знание общих законов, которым подчинено всякое движение и развитие. Пониманию школьников вполне доступны некоторые существенные связи и зависимости в явлениях природы и общества, носящие ми¬ровоззренческий характер. Например начальные представле¬ния о сезонных изменениях в жизни природы, материальном един¬стве мира и его постоянном развитии, о социальных противоречи¬ях и др.
Подростки со¬вершают более глубокий анализ предметов и явлений реальной дей¬ствительности, находят в них черты сходства и различия, взаимной связи и причинной обусловленности, устанавливают закономерно¬сти и движущие силы исторического процесса, приходят к самостоя¬тельным мировоззренческим выводам и обобщениям. Вместе с тем для подростков характерны неустойчивость суждений, взглядов, не¬адекватная самооценка, преувеличенная склонность к подража¬нию.
В юношеском возрасте школьники достигают физической и духовной зрелости, определяющей их готовность к усвоению на¬учного мировоззрения во всем его объеме и полноте. У старше¬классников формируются фундаментальные идей высокого уровня обобщенности, твердые взгляды и убеждения. С определенных мировоззренческих позиций осуществляется и профессиональное самоопределение.

Пути и средства формирования мировоззрения
Формирование мировоззрения зависит от воздействия на интеллект, волю, эмоции личности, от ее актив¬ной практической деятельности.
КОМПОНЕНТЫ
1) Интеллектуальный. Предполагает движение от непосредственного, чувственного отражения дейст¬вительности к абстрактному, понятийному мышлению, а вслед за этим начинается восхождение от абстрактного к конкретному. При вос¬хождении от абстрактного к конкретному создается синтез, который означает дальнейшее углубле¬ние в сущность явлений материального мира во всех их причин¬ных связях.
2) Эмоционально-волевой. Для того чтобы знания переросли в убеждения, вошли в общую систему взглядов, доминирующих потребностей, социальных ожиданий и ценностных ориентации личности, они должны проникнуть в сферу ее чувств и переживаний. Положи¬тельное эмоциональное состояние учащихся побуждает их обра¬щаться к своему личному опыту, к жизни и деятельности выдаю¬щихся ученых и общественных деятелей, к произведениям лите¬ратуры и искусства. Готовность и решимость личности достигнуть поставленной цели непосредственно связаны с волей. Воля в сочетании с убеждениями и чувствами подводит человека к обоснованным решениям, действиям и поступкам.
3) Практически-действенный. Учебно-трудовая и общественная деятельность во¬влекает учащихся в широкий круг социальных отношений, во¬оружает разносторонней информацией, опытом общения. Она перестраивает внутренний мир школьников, развивает у них потребность активного сози¬дания.

Целостный процесс формирования у учащихся научного ми¬ровоззрения обеспечивается благодаря взаимопроникающим связям между учебными предметами. Осуществление межпредметных связей позволяет увидеть одно и то же явление с разных точек зрения, получить целостное пред¬ставление о нем.
Социальная и профессиональная позиции педагога являются важнейшим единством формирования научного мировоззрения. Успех его формирования основывается во многом на доверии учащихся к учителю.

Основные понятия теории нравственной культуры
Оценивая поступки людей мы пользуемся поня¬тием морали.
Мораль – обы¬чай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова ис¬пользуют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай.
Этика -фило¬софская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как человеком ос¬воена мораль можно судить об уровне его нравственнос¬ти.
Нравственность - это личностная характерис¬тика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, по¬рядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивиду¬альное поведение человека.
Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Правило распро¬страняющееся на множество одинаковых поступков, носит назва¬ние нравственной нормы.
Норма - это правило, требование, оп¬ределяющее, как человек должен поступить в той или иной кон¬кретной ситуации. Нормы определяют порядок взаимо¬отношений с обществом, коллективом, другими людьми. Понятия морали, охватываю¬щие не отдельные отношения, а все области отношений, побуж¬дая человека везде и всюду руководствоваться ими, называются нравственными категориями (добро и справедливость, долг и честь, достоинство и счастье).
Нравственный идеал – образец нравственного поведения, к ко¬торому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полез¬ным, красивым.
Гуманность – совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. Формируется в процессе взаи¬моотношений с другими людьми, раскрывается в проявле¬нии доброжелательности и дружелюбия; в готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; в рефлексии - умении понять другого человека, поставить себя на его место; в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в то¬лерантности - терпимости к чужим мнениям, верованиям, по¬ведению.
Важным условием воспитания гуманности является организа¬ция коллективной учебной, общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиеся поставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других, оказания помо¬щи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могут непосредственно возникать в процессе совместной деятель¬ности, а могут быть специально предусмотрены педагогом.
Дисциплина – составная часть нравственности, соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. Дисциплинированность характеризует поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявля¬ется в выдержанности, внутренней организованности, ответствен¬ности, готовности подчиняться и личным и общественным целям, установкам, нормам и принципам.
Культура поведения включает в себя различные стороны нравст¬венного поведения личности; в ней слиты культура общения, культура внешности, культура речи и бытовая культу¬ра.