Болезни Военный билет Призыв

Виды либерти. Транспорты типа «Либерти

«Либерти» (англ. Liberty Ship) - типовой проект транспортного судна Второй мировой войны, по которому в 1941 - 1945 18 верфей США построили серию из 2751 судна.

Суда типа «Хог Айлендер» (1918): Прямой предшественник «Либерти» - типовые транспортные суда, cтроившиеся поточным методом в конце Первой мировой войны на верфи Хог Айленд в Филадельфии.

Построенная в 1918 верфь с 50-ю стапелями и 7-ю сухими доками была первой, рассчитанной на серийное поточное производство гражданских транспортов (аналогичный проект строительства сторожевых кораблей реализовал в те же 1917 - 1918 Генри Форд).
Первый «Хог Айлендер» был спущен на воду 5 августа 1918, последний 29 января 1921; всего было построено 122 судна - 110 сухогрузов и 12 войсковых транспортов. «Хог Айлендеры» не понесли потерь в Первую мировую войну; во Вторую мировую погибли 58 судов этого типа. Офицеры SS Booker

Суда типа «Оушн» (1941)

В 1940 правительство Великобритании заказало в США по ленд-лизу 60 транспортов для восполнения потерь от подводной войны. За основу проекта был взят тип транспортного судна, восходящий к постройкам 1879 года, и впоследствии развитый в транспортах британской компании Silver Line 1930-х годов. Котлы на угле, посты управления и каюты экипажа были сосредоточены в середине корпуса.
Заказ предусматривал увеличение осадки по сравнению с судами мирного времени, что увеличило водоизмещение на 800 т. Первое судно в серии, Ocean Vanguard, cпустили на воду 16 августа 1941; несколько ранее, в марте 1941, «британская» серия была увеличена до 200, а в апреле до 306 судов, однако 117 из них планировалось построить уже по новому проекту (будущему «Либерти»).

Изменения в проекте

В ходе подготовки к производству «Оушнов» комиссия по военно-транспортным судам (United States Maritime Commission) изменила проект и технологическую схему производства: трудоёмкая клёпка была заменена сборкой сварных секций, котлы переведены на мазут.
Заказы на сборку судов были первоначалально распределены среди шести верфей, контролируемых Генри Кайзером.
Новый проект, вначале известный как «EC2» (Emergency Cargo, type 2) или «проект по закону о гражданских судах на военной службе» (Merchant Marine Act design), стал называться «Либерти» (Свобода) после того, как президент Рузвельт объявил 27 сентября 1941 года - день спуска на воду первых 14 судов - «днём флота свободы» (Liberty Fleet Day).
Первый «Либерти», SS Patrick Henry, был назван в память американского революционера Патрика Генри (1736 - 1799), вошедшего в историю с фразой «Дайте свободу или дайте смерть!» (Give me Liberty, or give me Death!).

В последующем, суда «Либерти» именовались в честь людей всех профессий (в том числе 18 судов в память чернокожих), при этом любой пожертвовавший на оборону 2 миллиона долларов мог назвать судно своим именем.

Развитие технологии

Постройка первых 14 судов заняла около 230 дней. В течение 1941 - 1942 путём последовательных усовершенствований срок постройки (от закладки до спуска на воду) был уменьшен до 42 суток.
В ноябре 1942 верфи Кайзера поставили рекорд - заложенный 8 ноября SS Robert Peary был спущен на воду 12 ноября (спустя 4 дня, 15 часов и 29 минут после закладки), и пошёл в первый рейс 22 ноября; судно пережило войну и прослужило до 1963 года.
Однако это был скорее пропагандистский трюк, который не мог быть воспроизведен серийно. Всего на постройке «Либерти» было занято 18 верфей (не считая многочисленных субподрядчиков), и в 1943 выпуск составил в среднем 3 судна в день.

Производственные дефекты

«Либерти» первых серий страдали от трещин в наборе корпуса и палубы. 19 судов буквально развалились в море. Первоначально дефекты приписывались либо сварной конструкции в целом, либо - низкому качеству сварки в условиях круглосуточного поточного производства. Привлечённая к расследованию металловед из Великобритании Констенс Типпер доказала, что трещины в сварном наборе развивались из-за неудачного выбора сорта стали, который в арктических условиях становился хрупким.
Сварная конструкций облегчала распространение усталостных трещин, но не порождала их. В течение 1942 года эти недостатки были устранены. Опыт «Либерти» был учтён в производстве последующих военных серий - транспортов «Виктори» (534 cудна) и танкеров Т2 (490 судов).

Служба

Вместимость «Либерти» могла достигать:

2840 джипов

525 бронеавтомобилей М8 или 525 санитарных фургонов

440 лёгких или 260 средних танков

651000 76-мм или 300000 105-мм снарядов

На практике, как правило, груз комплектовался сборным.

Сохранившиеся «Либерти»

«Либерти» строились как «суда на пять лет»: считалось, что их ограничения по скорости и ремонтопригодности сделают суда неконкурентоспособны в послевоенном мире. На деле, «Либерти» активно служили в конвоях корейской войны и в гражданской службе до начала 1960-х годов: в 1950-е годы пароходства только зарабатывали с помощью «Либерти» деньги на обновление флотов.
Массовый слом «Либерти» пришёлся на 1960-е годы; первенец серии, «Патрик Генри», был сломан в 1958.
По состоянию на 2005 год, на ходу находятся два «Либерти» - суда-музеи SS John W. Brown в Балтиморе и SS Jeremiah O’Brien Сан-Франциско; оба годны к плаванию и периодически выходят в море.
Третий сохранившийся «Либерти» - плавучий рыбозавод Star of Kodiak (Кадьяк на Аляске). Корпус одного из судов Либерти использован в качестве базы для MH-A1 Sturgis. на сегодняшний день Sturgis (превратившись из судна в баржу) находится на последней стоянке на реке Джеймс (США).


В Музее морского флота Украины есть модель судна типа «Либерти», которая была передана в качестве дара музею в 1973 г. делегацией Морской администрации Министерства торговли США. «Либерти» - самая знаменитая серия судов XX века, не имеющая себе равных в мировом судостроении. Суда этого типа сыграли важную роль в снабжении союзных войск в период второй мировой войны.


Модель транспорта "Либерти".

Семьдесят лет назад 27 сентября 1941 года со стапеля американской верфи Бетлехем-Фэрфиелд в Балтиморе был спущен на воду пароход «Патрик Генри», возглавивший огромную серию судов типа «Либерти». Планы постройки таких судов родились еще в предвоенные годы, ибо США были обеспокоены состоянием своего флота и судостроения. Существовала необходимость оживления внешней торговли, а для этого был необходим крупный морской транспортный флот.
Созданная в 1936 году Морская комиссия США и занялась разработкой проектов торговых судов, планов их строительства, реорганизацией судостроительной промышленности. Но только развязанная фашистской Германией в сентябре 1939 года война в Европе дала подлинный толчок программе судостроения.
Как известно, участница этой войны Англия расположена на островах. Чтобы жить и воевать, она должна была ежегодно доставлять морем до 40 миллионов тонн различных грузов. Гитлер приказал своему флоту наносить удары по самым уязвимым местам Британской империи - по ее морским коммуникациям. Один за другим английские транспорты шли ко дну. К концу 1940 года потери английского торгового флота достигли 4,5 млн т, или 20 % его тоннажа. Положение становилось угрожающим.
11 марта 1941 года конгресс в то время нейтральных Соединенных Штатов одобрил законопроект о ленд-лизе - передаче союзникам взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия и различных товаров. Поставки по ленд- лизу способствовали поддержанию высокого уровня занятости рабочих в США, были выгодны монополиям, обогащающимся за счет правительственных заказов.
Проблемы создания крупного торгового флота, поддержания морских коммуникаций приобрели особую остроту. Начала действовать новая ускоренная программа судостроения, объявленная президентом Ф. Рузвельтом, целью которой было строить много судов со сравнительно низкой стоимостью.
Впервые в мировой практике перешли к цельносварным корпусам, отказавшись от заклепочных соединений, что резко снижало трудоемкость сборочных работ. Кроме того, отказ от заклепок позволял экономить на каждом корпусе 600 тонн стали. Сварка корпусов производилась как вручную, так и с применением автоматической электросварки, которая позволяла заменять высококвалифицированный ручной труд, ускоряла процесс сборки.
Программа предусматривала поточный монтаж при секционном методе сборки. Сами секции готовились в сборочных цехах и на предстапельных площадках, на сборку подавались в полностью готовом виде. Вес секций достигал от 30 до 200 тонн. Эти секции доставлялись на стапель или мощными кранами, или на тяжелых прицепных платформах и трейлерах, буксируемых тягачами.
Огнетрубные паровые котлы на угольном отоплении были заменены водотрубными котлами «Бабкок-Вилкокса», работающими на жидком топливе. Отсутствие необходимости в трюме для бункерного угля позволяло соединить все жилые помещения в единую центральную надстройку, что давало экономию на монтаже труб отопления водопровода, канализации, на проводке кабелей.
30 апреля 1941 года был заложен киль головного судна типа «Либерти» на стапеле в Балтиморе, 19 мая - двух других судов на стапелях в Портленде. Первое судно получило название «Патрик Генри» - по имени героя революционной освободительной войны 1775-1783 гг.
7 декабря 1941 года Япония напала на США, разбомбив военно-морскую базу в Перл-Харборе на Гавайских островах, а 11 декабря 1941 года Германия и Италия объявили войну США.
8 декабря 1941 года США объявили войну Японии. Американский флот понес большие потери уже в первые часы войны. После чего началось форсирование судостроительной программы.
Строительство первого судна «Либерти» продолжалось 245 суток. Благодаря принятым мерам по модернизации, расширению судостроительного производства и усовершенствованию технологии удалось значительно сократить сроки постройки. Двадцатое судно потребовало 120 суток, пятидесятое - 58 суток. Новая верфь Бетлехем-Фэрфиелд в течение первого года в среднем спускала до 5 судов «Либерти» в месяц. В августе 1942 года на воду было спущено 20 судов. К этому времени Портлендская верфь обеспечивала спуск на воду ежемесячно 6 судов. В сентябре она тоже установила своеобразный рекорд: судно «Табите Браун» было спущено через 10 суток после закладки и полностью закончено еще через 5 суток. Абсолютный рекорд был поставлен на верфи в Ричмонде. Судно «Роберт К. Пири» сошло со стапеля через 4 суток 15 часов 30 минут после закладки.
Что же представляли собой эти суда? Пароходы типа «Либерти» - суда с поперечной системой набора, скошенным штевнем, крейсерской кормой. Семь водонепроницаемых переборок разделяют корпус на пять трюмов, машинно-котельное отделение, фор- и ахтерпик. По всей длине корпуса проходит твиндек. Длина судна - 134,6 м, ширина - 17,4 м, осадка - 8,5 м, дедвейт - 10860 т, водоизмещение - 14360 т, валовая вместимость - 7236 рєг. т. Главная паровая машина тройного расширения мощностью всего лишь 2500 л.с., благодаря удачным обводам корпуса, выбору гребного винта, позволяла развивать в грузу скорость 11 узлов.
Жилые помещения находились в средней надстройке и были рассчитаны на 45 человек экипажа, в том числе на 15 артиллеристов. Комсостав располагался в одноместных каютах, рядовые члены экипажа и военная команда в четырех- и шестиместных каютах. Уютные и удобные помещения приятно дополнялись отличным снабжением.
Стоимость судов на разных заводах была разной, колебалась она и во времени. Так, средняя стоимость первых судов на Калифорнийской верфи была 1178 тыс. долларов, а уже к 124 судну снизилась до 700 тыс. долларов.
Постройка судов «Либерти» набирала темпы и захватывала новые верфи. И вдруг на этом фоне в марте 1943 года пришло первое тревожное сообщение: в Северной Атлантике во время шторма разломился на две части и затонул «Томас Хукер». Через пять дней у Исландии такая же участь постигла «Дж. Л.М. Карри». В ноябре- декабре 1943 года два «Либерти» переломились в Тихом океане.
Не избежал такой беды и «Либерти», находившийся в составе советского флота - пароход «Валерий Чкалов». К аварийному судну подошел советский танкер и взял его на буксир. К вечеру шторм усилился, и надломленный корпус не выдержал - переломился на две части. Носовая часть осталась у танкера, кормовая оказалась в свободном дрейфе. Обе половины судна сохранили плавучесть и были отбуксированы в американский порт. Можно себе только представить, что пережил экипаж в эти несколько ужасных суток. К счастью, никто не пострадал. Американцы извинились... и вручили морякам переломившегося судна новый пароход под тем же наименованием «Валерий Чкалов».
Забегая вперед, нужно заметить, что не повезло и этому пароходу. Во время шторма в Охотском море 5 марта 1951 года его корпус тоже переломился. Подобное случилось с судами «Брянск», «Херсон». Тяжелые разрывы палуб и корпуса получили и другие наши «Либерти».
Переломы корпуса стали типичной тяжелой аварией судов типа «Либерти». Как правило, происходили такие аварии во время балластных переходов, на волнении, в холодное время года. Анализ аварийных случаев и проведенные исследования позволили сделать вывод о конструктивных недостатках проекта. В него были внесены коррективы. На верфях начали подкреплять палубы и корпус планками и угольниками на заклепках, ставить под углы комингсов люков накладные скругленные листы. Эти меры уменьшили риск аварии, но переломы судов типа «Либерти» продолжали иметь место.
Считалось, что один благополучный рейс через Атлантику вполне окупал расходы на постройку такого судна.
По ленд-лизу США передали 200 судов «Либерти» Великобритании и около 40 - Советскому Союзу, в основном Дальневосточному пароходству. Первое судно «Красногвардеец» типа «Либерти» для ДВП в январе 1943 года в Ричмонде принимал капитан А.П. Яскевич. Второе судно - «Жан Жорес» - приняла А.И. Щетинина 7 февраля в порту Лонг Бич.
Передача судов проходила в быстром темпе и не без курьезов. В своей книге «На морях и за морями...» Анна Ивановна Щетинина описывает приемку «Жана Жореса».
Она прибыла на судно лишь с четырьмя механиками и двумя машинистами, остальные члены экипажа еще не приехали. Громадное по тем временам судно стояло у причала. В машинно-котельном отделении вахту несла сдаточная команда завода, у трапа - полисмен. Едва успела Щетинина обойти судно, как к ней подошел полисмен и вручил два объемных кулька:
- Хелло, кептен! Вот вам ключи. Маленькие - от ящиков, большие - от дверей. До свидания, желаю удачи!
Сочтя на этом свою миссию выполненной, он ушел. С ним сошла на причал заводская машинная команда. Сдача судна была окончена.
Всего за время второй мировой войны было построено 2710 пароходов типа «Либерти». Последнее судно «Альберт М. Бое» сдали 30 октября 1945 года, а общий тоннаж серии составил 19,47 млн брт.
Прямо от причалов верфей суда вставали под погрузку и снимались в рейс через Атлантический или Тихий океаны. На пути их подстерегали военные опасности. Первой жертвой в мае 1942 года стал «Джон Адамс» - у берегов Новой Каледонии он получил в трюм торпеду, выпущенную японской подлодкой, и затонул. Не избежал подобной участи и пароход «Тбилиси» 30 декабря 1944 года в рейсе с военным грузом из Мурманска в освобожденный порт Печенгу. Он был торпедирован немецкой подлодкой. Погибли капитан В.К. Субботин, 8 моряков и 43 пассажира.
Германские и японские подлодки нанесли большой урон флоту союзников по антигитлеровской коалиции. Много «Либерти» с вооружением, боезапасом и стратегическими грузами нашли свою гибель от торпед в различных районах океанов и морей. Наиболее интенсивными были перевозки через Северную Атлантику в порты Англии, в порты Советского Заполярья. Здесь союзные конвои обычно подвергались комбинированным налетам подлодок, бомбардировщиков, торпедоносцев и надводных кораблей противника. Моряки самоотверженно оборонялись - отстреливались, маневрировали. Выполняя закон конвоя, подбитые суда не спасали, а немедленно оставляли их, экипажи переходили на спасательное судно или боевые корабли.
Печально известный конвой PQ-I7 по приказу британского адмиралтейства был брошен военным эскортом и испытал на себе массированный удар фашистского флота и авиации. Из 35 судов конвоя погибли 23, в том числе 4 «Либерти», унося в морскую пучину 3500 автомашин, тягачей, 430 танков, 200 бомбардировщиков и 100 тыс. т. стратегических грузов.
Много судов погибло в конвоях не от вражеских действий, а от столкновений при маневрировании во время перестроений и следования противолодочным зигзагом, столкновения со льдинами. Часть судов с военными грузами разбилась на скалах и мелях.
Особенно трагичны были два дня. 2 декабря 1943 года при массированном налете немецкой авиации на Бари в порту от авиабомб погибли 6 «Либерти», а 29 июня 1944 года германская подлодка U-984 потопила в Английском канале 4 таких судна.
Много пароходов погибло, подорвавшись на минах, а несколько были взорваны самолетами японских самураев- смертников.
Несколько «Либерти» переоборудовали под войсковые транспорты. Из них самой тяжелой оказалась гибель парохода «Пауль Гамильтон», который у берегов Алжира был подорван вражеским торпедоносцем и унес с собой на дно сразу 504 жизни.
Всего за время второй мировой войны от вражеских действий погибло более 250 этих судов, из них около 50 - в своем первом рейсе.
К концу войны Соединенные Штаты имели огромный торговый флот - дедвейтом около 40 млн т. Три четверти его составляли суда «Либерти». Флот являлся государственной собственностью США. После войны нужда в государственных перевозках пошла на убыль. Некоторая часть флота «Либерти» была передана в частные руки. Многие суда были законсервированы и поставлены на прикол. Часть флота «Либерти» была распродана.
После войны в составе флота Черноморского пароходства успешно трудились суда типа «Либерти» «Жан Жорес», «Кутузов», «Сухона», а в начале 60-х годов прошлого века были приобретены по очень низкой цене еще 12 таких судов, которые эксплуатировались до начала 70-х годов. На одном из этих судов пароходе «Карпаты» в 1968 году в составе машинной команды работал автор этой статьи.
Проходили годы. Мировой торговый флот рос и совершенствовался. Суда «Либерти» не выдерживали конкуренции с новейшими судами послевоенной постройки. Но некоторые из них прожили большую жизнь. Так, еще в 1992 году во Владивостоке можно было видеть пароход «Александр Невский». Он использовался в качестве тренировочного центра. До сих пор в годном состоянии находится «0"Брайен», 1943 года постройки, участник высадки в Нормандии и битвы за Тихий океан. В 1945 году «0"Брайен» включили в состав резервного флота США. Через 33 года судно было выведено из консервации и превращено в музей. В 1994 году пароход пересек Атлантику - он принимал участие в праздновании 50-летнего юбилея высадки союзников во Франции. Другое действующее судно - «Джон В. Браун» - спустили на воду в 1942 году. Пароход перевозил войска на Средиземное море, в 1946 году его передали морской школе в Нью-Йорке. В 1982 году «Джон В. Браун» стал музеем в Балтиморе. Во время празднования своего 60-летия пароход в 2002 году с 18 мая по 13 июня совершил круговой рейс по маршруту Балтимор - Джексонсвилл протяженностью 1550 миль. Команда была набрана из ветеранов, ранее работавших на судах типа «Либерти». Средний возраст члена экипажа составил 72 года.


SS John W. Brown - одно из двух сохранившихся судов типа «Либерти»

Сегодня мало кто вспоминает о пароходах «Либерти», хотя юность многих ветеранов флота прошла на них, здесь они проходили свою первую морскую школу.
С точки зрения уровня современной техники, «Либерти» выглядят более чем скромно. Однако они вписали незабываемые страницы в историю торгового флота.

Олег БУЛОВИЧ, почетный работник Минморфлота СССР
Взято из "Порты Украины", № 10 (112) 2011

Черноморскому пароходству в 1934-ом году в Германии приобрели почти однотипный с «Анхальтом» («Харьков») сухогрузный пароход «Пфальц» дедвейтом 11800 тонн, 1913-го года постройки. У нас он получил название «Тбилиси». В годы войны под командованием капитана Д.И.Сороки судно работало на северных фронтовых коммуникациях. В сентябре 1942-го, на переходе из Исландии в Архангельск, с военными грузами, в составе конвоя РQ-18, во время боя с вражескими бомбардировщиками капитан Д.И.Сорока был тяжело ранен. Его пришлось переправить на военный тральщик для неотложной хирургической операции.
6 сентября 1943-го года п/х «Тбилиси», следовавший из Дудинки в Архангельск с грузом угля под командованием капитана-черноморца В.К.Субботина в Енисейском заливе Карского моря при выходе из устья Енисея подорвался на донных минах, выставленных немецкой подлодкой У-6З6 и затонул. Погибло 2 человека.

Имя столицы Грузии через несколько месяцев получило новое судно типа «Либерти», полученное по ленд-лизу из США. На пароход "Тбилиси" перешел экипаж потопленного судна во главе с капитаном В.К. Субботиным.
Пароходы типа «Либерти» были неплохими судами, дедвейтом 10800 тонн со скоростью в грузу порядка 11 узлов. Всего же в годы войны в США их было построено 2710 единиц. Это были сравнительно недорогие суда, как говориться, «на один рейс», строились по упрощенному проекту и вполне соответствовали требованиям военного времени. При строительстве этих судов впервые применялся метод цельносварных корпусов и отказ от заклепок. Строительство предусматривало поточный монтаж при секционном способе сборки на стапеле, что значительно ускоряло постройку. Абсолютный рекорд был поставлен на верфи в Ричмонде: судно «Роберт Е.Пири» сошло со стапеля через 4 суток 15 часов 30 минут после закладки.

По Ленд-лизу около 40 судов типа «Либерти» были переданы Советскому Союзу, долгое время еще после войны суда этой серии честно трудились в различных пароходствах в т.ч. и в ЧМП. Это были «Сухона», «Жан Жорес», «Кутузов», «Киров», «Ала-Тау» и другие.
А в Музее морского флота Украины есть макет судна «Либерти», который был подарен народу СССР в 1973-ем и передан в музей Морской Администрацией Министерства торговли США, как символ вклада этих судов в совместные усилия во время войны и надеждами на укрепление торговых связей между странами в мирное время.

Суда типа «Либерти», при всех своих положительных качествах обладали недостаточной поперечной прочностью. Было довольно много случаев переломов в плавании. Так, например, 13 декабря 1943-го года в Беринговом море на пароходе «Валерий Чкалов», которым командовал известный капитан А.Ш. Шанцберг, образовалась трещина, лопнула палуба, обшивка правого борта до ватерлинии. После нескольких часов буксировки судно по трещине переломилось. Обе половины сохранили плавучесть и были благополучно отбуксированы в американский порт. Экипаж пережил несколько ужасных суток, но, к счастью, никто не пострадал.
Американцы извинились... и вручили морякам переломившегося судна новый пароход под тем же именем «Валерий Чкалов».
В этом же году разрывы палуб и корпуса получили «Войков», «Сучан», «Аскольд», «Херсон», «Витебск», «Жан Жорес»и другие «Либерти».

Соответствующие изменения по подкреплению корпуса судна внесли в проектную документацию, что уменьшило риск аварий, но пока переломы продолжались.
Трагическое известие пришло с Севера 30 декабря 1944-го. В рейсе с военным грузом из Мурманска в освобожденный порт Печенгу, пароход «Тбилиси» типа «Либерти» был торпедирован немецкой подлодкой «У-956». Погибли капитан В.К.Субботин, 8 моряков и 43 пассажира. Носовая часть судна затонула, а кормовая с машинным отделением и надстройкой осталась на плаву и была отбуксирована в Мурманск, где был выгружен военный груз. Долгое время спасенная половина стояла в порту.

Моряки предлагали изменить надпись на судовой печати с п/х «Тбилиси» на пп/х»Тбилиси» - ведь действительно судно было «полупароходом». Вот к этой-то, оставшейся на плаву кормовой части парохода «Тбилиси», вспомнив историю с «Харьковом», мурманские судоремонтники электросваркой «пришили» сохранившуюся носовую оконечность не то с торпедированного, не то переломившегося другого судна того же типа. Капитаном его стал А.Качарава, ставший потом начальником Грузинского пароходства, бывший капитан легендарного ледокольного парохода «Александр Сибиряков». Долго еще в послевоенное время «Тбилиси» плавал в составе судов Азовского пароходства.

Олег Булович,
зам. председателя ветеранской организации
флота ГК «ЧМП»
«МОРЯК УКРАИНЫ», № 46 от 25.11.15

Posts from This Journal by “ЧМП” Tag

  • АНАТОЛИЙ НОСКОВ – РАДИСТ И БЛОГЕР В «ОДНОМ ФЛАКОНЕ»

    Говорят, если у человека, прожившего много лет, есть хотя бы одна интересная история, которую он может поведать, он прожил жизнь не напрасно. У…

  • ФГИ готовит ЧМП и УДП к приватизации

    Фото: odessit.ua Фонд государственного имущества (ФГИ) утвердил перечень объектов, по которым в 2018 году должна начаться подготовка к…

  • Памяти Юрия Зосимовича Вахрамеева

    9 октября 2017 года после тяжелой болезни ушел из жизни ветеран морского транспорта, Почетный работник ММФ, Лауреат Государственной премии…

  • МЫ ВАС ПОМНИМ, ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ

    20 августа капитан Владимир Сергеевич Ланг отправился в свой последний путь, из которого он уже не сможет возвратиться, как некогда возвращался…

  • Феликс Дашков, капитан-легенда

    Капитан Ф.М. Дашков представляет В. Высоцкого экипажу теплохода Беларусь - Я только что его поздравил по телефону и расскажу вам кое-что с…

  • Министерство инфраструктуры Украины планирует вернуть заграничный актив Черноморского морского пароходства (ЧМП) в Мадриде. До 2004-го у…

Суда типа «Либерти»

В годы Первой мировой войны германскому флоту, а точнее, его подводным силам, удалось нанести торговым флотам стран Антанты огромный ущерб. Дело дошло до того, что власти Британии всерьез опасались настоящего голода и полного коллапса многих отраслей промышленности. Постройка новых судов взамен потерянных требовала неких решений как технического, так и организационного характера, но принятие подобных «оргвыводов» в 1918 г. отменили успехи системы конвоев и связанный с ней перелом в неограниченной подводной войне в пользу союзников. И вопрос о массовой постройке торгового флота временно потерял актуальность.

Спустя 18 лет после Мировой войны – в 1936 г. – правительство Соединенных Штатов Америки всерьез озаботилось состоянием национального торгового флота, считая его необходимым элементом экономики в мирное время, а также важнейшим резервом военно-морских сил в случае войны. И в США была создана Морская комиссия, в задачу которой входили такие вопросы, как реорганизация судостроительной промышленности, планирование постройки торговых судов и разработка новых проектов. В 1937 г. появился план, согласно которому предполагалось вести ускоренное строительство «купцов», но вплоть до начала Второй мировой войны он оставался скорее на бумаге.

Начавшаяся война в очередной раз выдвинула на первый план вопрос торгового тоннажа. Британская империя и ее союзники сразу же стали нести ощутимые потери, а во второй половине 1940 г. они приобрели просто угрожающие размеры. Хотя на верфях началось масштабное строительство судов по типовым проектам, шло оно достаточно медленно. Вновь построенные единицы не успевали возмещать потери. Тяжелое положение, впрочем, складывалось не только в отношении торговых судов. Британии, сражавшейся с Германией и Италией практически в одиночестве, требовалась помощь и во многих других областях. Англичане обратились за помощью к своим заокеанским «невоюющим союзникам», и в марте 1941 г. Конгресс принял закон о ленд-лизе. Согласно нему вооружение, снабжение, военное сырье и прочие товары, необходимые для ведения войны, передавались взаймы, в аренду или продавались с отсрочкой оплаты до окончания боевых действий.

Теперь вопрос тоннажа уже напрямую затрагивал интересы США – грузы-то необходимо было доставить потребителям. Начала действовать президентская программа ускоренного судостроения, одним из главных инициаторов которой действительно являлся Ф.Д. Рузвельт. Цель программы формулировалась следующим образом: надо построить много судов, себестоимость постройки должна быть минимальной, на строительстве требуется задействовать малоквалифицированную рабочую силу. И вскоре появился проект, по которому была построена самая большая серия судов, получившая название «тип «Либерти» (от английского Liberty – свобода).

«Либерти»

За основу конструкторы взяли британское «стандартное» судно типа «Оушн»; серию из 60 подобных транспортов американские верфи уже строили по британскому заказу. Но конструкторы-янки подошли к вопросу творчески. Они старались удешевить и упростить работы буквально любой ценой, пойдя на ряд весьма смелых решений. Для начала полностью отказались от клепки, применив электросварку. Это позволяло экономить на каждом судне более 500 т металла. К тому же автоматическая электросварка высвобождала квалифицированных рабочих. Плюс к этому автоматизировали еще один весьма трудоемкий процесс – при раскрое листов широко использовалась автоматическая газовая резка.

Применив весьма архаичную паровую машину тройного расширения, американцы установили на суда хорошо отработанные в производстве водотрубные котлы «Бабкок-Вилкокс», работавшие на жидком топливе. Удачная компоновка машинного и котельного отделений позволила сконцентрировать все жилые и служебные помещения в надстройке в центральной части корпуса. Это позволяло экономить на трубопроводах и кабелях (правда, в боевых условиях заметно снижало живучесть судна – одно попадание «выкашивало» чуть не весь личный состав). Отказались американцы и от деревянного настила палуб, заменив древесину специальными мастиками.

В окончательном виде «Патрик Генри», первый из представителей типа «либерти» имел следующие технические характеристики: валовая вместимость – 7182 брт, водоизмещение – 14450 т, длина – 134,6 м, ширина – 17,4 м, осадка – 8,5 м. Паровая машина тройного расширения мощностью 2500 л.с. позволяла развивать крейсерскую скорость 10,5 узлов, при форсировании – 12,5 узлов. Дальность плавания составляла 18000 миль, при общем количество топлива 314 960 галлонов. Судно имело две палубы, семь водонепроницаемых переборок делили его на отсеки, в число которых входили пять грузовых трюмов. Однотрубные суда имели три мачты, на них устанавливались по 12 грузовых стрел. С самого начала предусматривалось артиллерийское вооружение, как правило, включавшее 102 мм орудие на корме, 76 мм орудие на носу, до восьми 20 мм автоматов. Но могли встречаться и другие варианты: вместо «трехдюймовки» устанавливались два 37 мм автомата, вместо 20 миллиметровок появлялись пулеметы, причем как крупнокалиберные, так и винтовочного калибра. На многих транспортах предусматривалась и защита – надстройка прикрывалась бетонными плитами. Экипажи либерти не всегда оказывались одинаковыми (это зависело чаще всего от состава вооружения), а жилые помещения рассчитывались на 45 человек, включая до 15 артиллеристов.

Суда назывались именами известных исторических личностей, деятелей культуры, военных, моряков. В частности, головное судно назвали в честь Патрика Генри, героя Войны за независимость Америки (вот ведь ирония судьбы – от британского владычества!), сказавшего однажды: «Дайте мне свободу или дайте мне смерть!».

При подготовке проекта большое внимание уделили стандартизации узлов и деталей, а для планомерной и бесперебойной работы верфей были разработаны графики поставок. Это, кстати, требовало очень четкого взаимодействия и широкой кооперации самых различных предприятий различных отраслей промышленности.

Итак, закладка «Патрика Генри» состоялась на верфи в Балтиморе 30 апреля 1941 г., а на воду он сошел 27 сентября того же года. Постройка головного транспорта продолжалась на стапеле 150 суток, а достройка на плаву – еще 95, всего – 245 суток. Но уже 20 е судно от закладки до сдачи находилось в работе 120 суток, 50 е – уже 58! Но, как выяснилось, это был далеко не предел – один из транспортов сошел на воду через 10 дней после закладки, а в достройке находился еще пять дней. Но абсолютный рекорд американские кораблестроители установили при создании «Роберта Е. Пири»: его спустили на воду через 4 суток 15 часов и 30 минут после закладки!

Естественно, что спешка, экономия буквально на всем (даже на длине якорных цепей и количестве самих якорей), да еще и применение новых, не до конца отработанных технологий, не прошла бесследно. «Либерти» нередко разламывались во время шторма, а их живучесть при получении боевых повреждений оказывалась совершенно неудовлетворительной. Однако преимущества дешевой массовой постройки в военное время значили слишком много, и, хотя корпуса пришлось подкреплять, а контроль за качеством сварки – усиливать, постройку судов данного типа не остановили. Принятые меры позволили уменьшить угрозу перелома корпуса, но не устранили ее окончательно. По подсчетам, проведенным после войны, из 2750 построенных «либерти» почти 300 имели опасные трещины в корпусе, а еще большее число – дефекты сварки. Но считалось, что транспорт этого типа оправдывает себя буквально за один удачный рейс.

Немало «либерти» американцы передали Британии, Советскому Союзу (около 200 и 40 соответственно), несколько пополнили флоты других стран антигитлеровской коалиции. И многие транспорты оказывались в самом пекле боев, порой погибая, даже не завершив свой первый рейс. Всего на дно от воздействия противника ушло более 200 «либерти». Печальный список открыл «Джон Адамс», потопленный в мае 1942 г. японской подводной лодкой. В декабре следующего года в итальянском порту Бари при налете немецкой авиации погибло шесть «либерти», а самой трагической стала гибель от вражеской авиаторпеды переоборудованного в войсковой транспорт судна «Пол Гамилтон» у побережья Алжира: вместе с ним погибли 504 человека. Доставалось транспортам и от своих – во время вторжения в Европу союзники для создания искусственных волноломов затопили немало кораблей и судов, включая семь «либерти».

Самую же большую известность получил транспорт типа «либерти», заложенный 2 января 1942 г. на верфи Г. Кайзера в городе Ричмонд и вступивший в строй 11 мая под наименованием «Стефен Гопкинс». Это судно под командованием капитана Пола Бака 27 сентября 1942 г. приняло неравный бой с германским рейдером «Штир». Несмотря на подавляющий перевес немцев в огневой мощи – против их шести 150 мм, двух 37 мм и четырех 20 мм орудий (а также и двух торпедных аппаратов) американцы имели одно старое, времен Первой мировой войны, 102 мм орудие, две 37 мм зенитки, четыре крупнокалиберных пулемета и еще два обычного винтовочного калибра. По весу бортового залпа немцы имели более чем 14 кратное превосходство! Да еще и вместе с рейдером шел вспомогательный корабль «Танненфельс».

Когда майским утром на расстоянии менее двух миль от рейдера из тумана появился «Стефен Гопкинс», немцы немедленно сыграли тревогу и выстрелом из 37 мм орудия приказали «купцу» остановиться. Но тот и не подумал выполнять приказ, а начал маневрировать, да еще и передавать в эфир сигналы бедствия. «Штир» открыл огонь из 150 мм орудий, и почти сразу же его артиллеристы добились попаданий в противника. На «американце» оказались разрушены ходовой мостик и радиорубка, появились убитые и раненые. Вскоре снаряд разорвался в машинном отделении, «Стефен Гопкинс» почти потерял ход, а большинство находившихся у машин и котлов людей погибли. Но американские артиллеристы, включая приписанных к орудиям и пулеметам членов экипажа, держались до конца. Они вели точный огонь изо всех стволов – расстояние позволяло. Зато после первых же попаданий растерялись никак не ожидавшие организованного отпора немцы. Огонь рейдера стал беспорядочным, а в результате попаданий на нем вышел из строя руль, оказались повреждены торпедные аппараты, пострадал дизель, в носовой части вспыхнул большой пожар.

Тем временем в бой вступил и «Танненфельс», открывший огонь из своих зенитных орудий и пулеметов. «Либерти» горел от носа до кормы, потери экипажа росли, немецкие снаряды вывели из строя зенитные орудия и уничтожили весь расчет 102 мм пушки. И тут к орудию встал 18 летний кадет Эдвин Джозеф О?Хара, который обучился премудростям артиллерийской науки во время своего первого плавания. Он сумел в одиночку выпустить пять оставшихся снарядов, добившись при этом пяти (!!!) попаданий в «Штир». Но все же капитану Баку пришлось отдать приказ оставить судно. При попытке погрузить в шлюпку раненых погиб О?Хара, капитан и раненый старпом вообще отказались покинуть «Стефена Гопкинса» и погибли вместе с ним. Спастись, в конечном итоге, удалось лишь 15 морякам.

Но рейдеру пережить этот бой не довелось – его повреждения оказались слишком серьезны, а с бушевавшими пожарами никак не удавалось справиться. Поэтому экипаж счел за лучшее перебраться на «Танненфельс», а «Штир» затопили при помощи подрывных зарядов.

В честь моряков и артиллеристов «Стефена Гопкинса» назвали боевые корабли, береговые объекты и три новых «либерти». Еще одно унаследовало имя героического парохода, правда, и к нему военная судьба оказалась неблагосклонна – уже в конце 1943 г. нового «Стефена Гопкинса» отправила на дно японская субмарина.

После войны многие «либерти» сразу же стали на прикол, войдя в состав так называемого Резервного флота. Немало судов распродали. Еще ряд транспортов затопили с грузом отравляющих веществ, многие использовали при опытах по проведению мощных подводных взрывов, некоторые оказались в роли «подопытных кроликов» во время испытаний атомного оружия. Топили «либерти» и при создании искусственных рифов.

Те же суда, которые остались «на работе», служили вплоть до 1980 х гг., причем некоторые из них прошли весьма существенную модернизацию. Чего только с ними ни делали: удлиняли корпуса, заменяли паровые машины на экономичные дизели, устанавливали новые приборы. Но постепенно все они были списаны. Впрочем, не все: до наших дней сохранились как минимум два – превращенные в корабли-музеи «Джеремия О?Брайен» и «Джон В. Браун».

Из книги 1941. Победный парад Гитлера [Правда об Уманском побоище] автора Рунов Валентин Александрович

Приложение 18 Материалы из следственного дела Военной коллегии Верховного суда СССР от февраля 1956 года о пересмотре обвинительного заключения на Кириллова Николая Кузьмича, вынесенного Военной коллегией Верховного суда СССР 25 августа 1950 года По приговору суда, Кириллов

Из книги Военно-морской шпионаж. История противостояния автора Хухтхаузен Питер

СНОВА СТРАХИ И НЕОПОЗНАННЫЕ СУДА Инциденты в Тонкинском заливе нашли свое повторение 18 сентября того же года, когда очередной патруль по программе ДЕСОТО, состоявший из двух американских эсминцев - «Мортон» («DD-948») и «Ричард С. Эдварде» («DD-950»), - отмстил на экранах

Из книги Восточный фронт. Черкассы. Тернополь. Крым. Витебск. Бобруйск. Броды. Яссы. Кишинев. 1944 автора Бухнер Алекс

СУДНО ВМС США «ЛИБЕРТИ» И РАКЕТНЫЕ КАТЕРА КЛАССА «КОМАР» Восьмого июня 1967 г. израильскими самолетами и торпедными катерами было атаковано и серьезно повреждено американское разведывательное судно «Либерти» (AGTR-5), ведшее разведку у побережья Египта. Тридцать членов

Из книги Военные мемуары. Спасение, 1944–1946 автора Голль Шарль де

Где же приказ об эвакуации и спасительные суда? И, по-прежнему стойко сдерживая противника, командование армии, штаб корпуса, командиры дивизий, частей, да и каждый солдат продолжали ждать приказа об оставлении Крыма, об эвакуации, об избавлении от этого ада, о спасении.И

Из книги Секретное оружие Гитлера. 1933-1945 автора Портер Дэвид

Постановление от 18 ноября 1944 об учреждении Высшего суда Временное правительство Французской Республики, Постановляет:Статья Первая. - Учреждается Высший суд, компетенция, состав и порядок работы которого определяются ниже.Ст. 2. - За исключением любой другой

Из книги Американский снайпер автора DeFelice Jim

Вертолеты и другие винтокрылые воздушные суда К 1939 году германские конструкторы достигли больших успехов в исследованиях возможностей винтокрылых воздушных судов. Ханна Райч летала на одном из первых вертолетов, «Фокке-Вульф Fw 61», в «Дойчландгалле» во время Берлинской

Из книги Нюрнбергский набат [Репортаж из прошлого, обращение к будущему] автора Звягинцев Александр Григорьевич

Из книги РАЗВЕДЧИК КЕНТ автора Полторак Сергей Николаевич

Каторга без суда и вины * * *Мужество и стойкость Красной Армии превратили «молниеносную» войну в затяжную. Уже в 1942 г. в Германии стала ощущаться нехватка кадров в военной промышленности, которая была вынуждена набирать обороты, а также в других отраслях и в частном

Из книги Миф «Ледокола»: Накануне войны автора Городецкий Габриэль

Вердикт Суда народов * * *С 1 по 29 сентября 1946 г. трибунал работал в закрытом режиме, готовя исторический приговор нацизму и его главным носителям. Подготовить вердикт Суда народов было очень непросто, даже имея в запасе месячный срок. Со временем часть тайн совещательной

Из книги Ледокольный флот России, 1860-е - 1918 гг. автора Андриенко Владимир Григорьевич

ПРИГОВОР ВОЕННО-ПОЛЕВОГО СУДА Имперский военный суд 2-я судебная коллегия21 экз[емпляр] Секретное дело командования!6 января 1943 г[ода]ПРИГОВОР ВОЕННО-ПОЛЕВОГО СУДА ИМЕНЕМ НЕМЕЦКОГО НАРОДА!2-я судебная коллегия имперского военного суда на заседании 19 декабря 1942 года на

Из книги Английские подводные лодки типа “Е” в первой мировой войне. 1914-1918 гг. автора Гребенщикова Галина Александровна

Лондон: настал день последнего суда 9 июня английская разведка получила новые сведения, на основе которых она сделала вывод, что «концентрация немецких войск против России ведется с огромной скоростью и энергией». Но даже тогда Иден решил опубликовать эту информацию

Из книги автора

II. Портовые суда Кронштадта § 1. «Особый буксирный пароход, приспособленный ходить сквозь лед» О необходимости иметь «особый буксирный винтовой пароход, приспособленный ходить сквозь лед», в Кронштадтском военном порту заговорили в 1861 г. Предполагалось использовать

Из книги автора

III. Ледокольно-транспортные суда Кроме специализированных ледоколов и ледокольных буксиров, в российских водах во второй половине XIX – начале XX вв. появились ледокольные транспортные суда.Во-первых, речь идет о парусных деревянных промысловых и грузовых судах,

Из книги автора

§ 5.4. Ледокольные и ледорезные буксиры и портовые суда Бритневские первенцы «Пайлот», «Бой» и «Буй» исчезли из списков флота на рубеже XIX–XX вв. Портовое судно «Лоцман» (2-й) исключили из списков в 1911 г.; а «Старшину» отправили на металлолом в 1925 г.Почти все остальные

Из книги автора

§ 4. Разные ледовые суда Кроме ледоколов и ледокольных пароходов различные ведомства, действовавшие на Русском Севере (торговые и военные порты, «Мурманстройка», Флотилия Северного Ледовитого океана) пополнили в 1914–1917 гг. свой флот многочисленными вспомогательными

Из книги автора

Подводные лодки типа “Е” и типа “Барс” Подводные лодки типа "Е". Англия, 1913 г. (Наружный вид)После Гельголандского сражения Флот Открытого Моря больше не возобновлял попыток проведения крупных операций в Северном море, зная о присутствии там британского Гранд-Флита.

«Либерти» - тип транспортных пароходов середины XX века. Суда этого типа строились в очень большом количестве (построено более 2500) в США во время Второй мировой войны для обеспечения массовых военных перевозок.

Предшественники

Суда типа «Хог Айлендер» (1918)

Прямой предшественник «Либерти» - типовые транспортные суда, строившиеся поточным методом в конце Первой мировой войны на верфи Хог Айленд в Филадельфии . Построенная в 1918 верфь с 50-ю стапелями и 7-ю сухими доками была первой, рассчитанной на серийное поточное производство гражданских транспортов (аналогичный проект строительства сторожевых кораблей реализовал в те же 1917-1918 годы Генри Форд). Первый «Хог Айлендер» был спущен на воду 5 августа 1918, последний 29 января 1921; всего было построено 122 судна - 110 сухогрузов и 12 войсковых транспортов. «Хог Айлендеры» не понесли потерь в Первую мировую войну; во Вторую мировую погибли 58 судов этого типа .

Суда типа «Оушн» (1941)

В последующем, суда «Либерти» именовались в честь людей всех профессий, при этом любой пожертвовавший на оборону 2 миллиона долларов мог назвать судно своим именем. [ ]

Развитие технологии

Постройка первых 14 судов заняла около 230 дней. В течение 1941-1942 путём последовательных усовершенствований срок постройки (от закладки до спуска на воду) был уменьшен до 42 суток. В ноябре 1942 верфи Кайзера поставили рекорд - заложенный 8 ноября SS Robert Peary был спущен на воду 12 ноября (спустя 4 дня, 15 часов и 29 минут после закладки), и пошёл в первый рейс 22 ноября; судно пережило войну и прослужило до 1963 года. Однако это был скорее пропагандистский трюк, который не мог быть воспроизведен серийно. Всего на постройке «Либерти» было занято 18 верфей (не считая многочисленных субподрядчиков), и в 1943 выпуск составил в среднем 3 судна в день.

Производственные дефекты

«Либерти» первых серий страдали от трещин в наборе корпуса и палубы. 19 судов буквально развалились в море. Первоначально дефекты приписывались либо сварной конструкции в целом, либо - низкому качеству сварки в условиях круглосуточного поточного производства. Привлечённая к расследованию металловед из Великобритании Констенс Типпер доказала, что трещины в сварном наборе развивались из-за неудачного выбора сорта стали, который в арктических условиях становился хрупким. Сварная конструкция облегчала распространение усталостных трещин, но не порождала их. В течение 1942 года эти недостатки были устранены. Опыт «Либерти» был учтён в производстве последующих военных серий - транспортов «