Болезни Военный билет Призыв

Весело жить и весело думать о небе. Анализ стихотворения Бунина «Нет солнца, но светлы пруды…»

«Нет солнца, но светлы пруды…» Иван Бунин

Нет солнца, но светлы пруды,
Стоят зеркалами литыми,
И чаши недвижной воды
Совсем бы казались пустыми,
Но в них отразились сады.

Вот капля, как шляпка гвоздя,
Упала — и, сотнями игол
Затоны прудов бороздя,
Сверкающий ливень запрыгал –
И сад зашумел от дождя.

И ветер, играя листвою,
Смешал молодые березки,
И солнечный луч, как живой,
Зажег задрожавшие блестки,
А лужи налил синевой.

Вон радуга… Весело жить
И весело думать о небе,
О солнце, о зреющем хлебе
И счастьем простым дорожить:
С открытой бродить головой,
Глядеть, как рассыпали дети
В беседке песок золотой…
Иного нет счастья на свете.

Анализ стихотворения Бунина «Нет солнца, но светлы пруды…»

Образная система текста, написанного в 1900 г., навеяна живописью Петра Нилуса - художника, с которым автора связывала многолетняя дружба. Игра солнечного и лунного света, блестящая от дождя городская улица, спокойное летнее море и меланхоличный осенний вид - идейно-образные переклички с эмоционально насыщенным миром полотен Нилуса читатель находит в бунинских произведениях.

Характер культурных аллюзий предопределяет приоритет визуального начала: лирический герой, внимательный к звуковым и обонятельным атрибутам окружающего пространства, в этом случае отдает явное предпочтение выразительным, пластичным и изменчивым зрительным образам. Первым объектом, привлекающим внимание наблюдателя, становится водная гладь городских прудов. Сравнение, появившееся в зачине, диктует пути развития художественного приема: субъект речи готов уподобить неподвижную светлую воду пустым зеркалам, если бы не деревья, отражающиеся в них.

От одиночных капель до шумного ливня - динамичная картина бурного летнего дождя представлена сквозь призму причудливой поэтической трансформации. Первые крупные капли, особенности формы которых позволяют ввести оригинальное сравнение со шляпкой гвоздя, скоро сменяются обильными осадками. Частый дождь, как острые иголки, неприятно колет лицо и руки. Образ ливня олицетворяется, наделяясь способностью прыгать.

В третьем пятистишии субъект речи фиксирует световые перемены. Пасмурная погода, о которой говорится в зачине, сменилась ясной. Выглянуло солнце, и его свет внес значительные изменения в колористическую гамму зарисовки. Образы ветра и солнечного луча сконструированы по принципам, примененным автором для создания образа ливня: первый беспечно играет листвой молодых деревьев, второй рассыпает, «зажигает» блики света и раскрашивает окружающий пейзаж в жизнерадостные тона.

Светлая и свежая картина располагает к приятным размышлениям. Тематический поворот обозначен при помощи строфики: пятистишия сменяются катренами. Лирическое «я» занимает дума о гармонии в жизни - в ее простом выражении, не отягощенном философскими измышлениями. Неслучайно одним из примеров, иллюстрирующих поведение истинно счастливых людей, становится веселая детская игра. Счастлив тот, кто способен отринуть сомнения и насладиться поэзией момента, уловив беззаботную радость, разлитую в природе.

Целью этой небольшой работы является анализ стихотворения «Нет солнца, но светлы пруды…». Произведение, на мой взгляд, одно из самых красивых в лирике Бунина. Если воспринимать данное стихотворение только в рамках пейзажной зарисовки, то оно покажется красочным описанием природы и ничем большим. Лирический герой прогуливается в каком-то парке, где есть пруды, сады, березки. Он наслаждается дыханием свежего ветерка и прикосновением дождя, игрой солнечных бликов на листве деревьев и радугой, которая появляется после ливня.

Нет солнца, но светлы пруды,

стоят зеркалами литыми,

и чаши недвижной воды

совсем бы казались пустыми,

но в них отразились сады.

Вот капля, как шляпка гвоздя,

упала – и, сотнями игол

затоны прудов бороздя,

сверкающий ливень запрыгал -

и сад зашумел от дождя.

И ветер, играя листвой,

смешал молодые березки,

и солнечный луч, как живой,

зажег задрожавшие блестки,

а лужи налил синевой

Вон радуга. Весело жить

и весело думать о небе,

о солнце, о зреющем хлебе

и счастьем простым дорожить;

С открытой бродить головой,

глядеть, как рассыпали дети

в беседке песок золотой

Иного нет счастья на свете.

Проанализируем поэтическую выразительность стихотворения. Перед нами, во-первых, необычное построение произведения: вместо привычных катренов, Бунин использует пятистишия с довольно сложной системой рифмовки, при которой одна строка часто остается без пары или рифмуется совместно со второй- третьей. Однако последние две строфы являются привычными катренами.

В каждом пятистишии использована тройная рифма «пруды» – «воды» – «сады», «гвоздя» – «бороздя» – «от дождя», «листвой» – «живой» – «синевой». Все это сочетается с обычными рифмами, например, «литыми» – «пустыми», «игол» – «запрыгал», «березки» – «блестки».

Она сменяется перекрестной рифмой по схеме АВАВ в последнем четверостишии: «С открытой бродить головой, / глядеть, как рассыпали дети / в беседке песок золотой / Иного нет счастья на свете».

Теперь попробуем разобраться с использованными Буниным средствами художественной выразительности. Здесь мы с первой же строки должны заметить антитезу: «Нет солнца, но светлы пруды». Она построена на двойном отрицании. Мы представляем, что солнца нет, однако противительный союз «но» после конструкции «нет солнца» подсказывает, что, возможно, оно есть.

Пруды в стихотворении Бунина стоят «зеркалами литыми». Это ещё один троп, который является сравнением с использованием формы творительного падежа.

«…и чаши недвижной воды / совсем бы казались пустыми, / Но в них отразились сады». В данном отрывке есть метафора «чаша воды», эпитет «недвижной воды» и снова антитеза, выраженная двойным отрицанием, поскольку вода «недвижная» могла бы показаться лирическому герою пустой, если бы в ней ни отразились сады.

В предыдущих строках мы выяснили, что на небе нет солнца, но пруды озарены его сиянием. То же происходит и в разбираемом нами отрывке, просто более детализировано. Поэт назвал пруды «чашами недвижной воды», но микротему раскрывает все ту же – сияние без внешнего источника этого света.

Более того, следует семантически связать «чаши недвижной воды» с «зеркалами литыми». Речь идет об описании одного и того же предмета – прудов («но светлы пруды»). Поэтом взят конкретный образ воды, которая лишена движения («зеркалами литыми», «чаши недвижной воды»).

«Вот капля, как шляпка гвоздя, / упала – и, сотнями игол / затоны прудов бороздя, / сверкающий ливень запрыгал -/ и сад зашумел от дождя». В действие нашей картины, которую мы представляем по бунинскому тексту, вмешивается новый герой – дождь.

Его первая капля сравнивается поэтом со шляпкой гвоздя. Почему? Возможно, по принципу наличия схожих форм: капелька, ударяясь о толщу земли или воды, становится плоской, как и верхушка гвоздика.

В стихотворении так же могло быть описано появление звенящего дождя, присутствие которого можно не только увидеть, но и услышать.

Это, возможно, было соотнесено поэтом со звуком падения гвоздя. И то, и другое нарушают привычную тишину, а значит, имеют свой голос.

Далее следует интересная семантическая связь «шляпки гвоздя» и «сотнями игол». Перед нами два острых и маленьких предмета, которые уподобляются каплям дождя. Такой образ состоит из простого сравнения («как шляпка гвоздя») и конструкции творительного падежа («сотнями игол»).

Если вспомнить, как дождь умеет бить по лицу, то его прикосновение мы вправе назвать острым и неприятным. Можно также вспомнить то ощущение, когда дождинки покалывают кожу.

Все эти проявления дождя ассоциируются с прикосновением таких острых предметов, как гвоздь и иголки. Выходит, что семантическая связь между «шляпкой гвоздя», «сотнями игол» и самим дождем имеет место быть.

«Сверкающий ливень запрыгал» дарит нашему дождю более крупный масштаб: он уже превратился в ливень. В данном случае автор использовал сочетание эпитета («сверкающий ») и метафоры («ливень запрыгал»).

Тот же прием одушевления использован в предложении «и сад зашумел от дождя». Перед нами метафора, но важно соединить её с семантикой звука в стихотворении. Этот отрывок соотнесен с образами «вот капля упала, как шляпка гвоздя» и «сотнями игол, затоны прудов бороздя».

Слово «затоны» имеет конкретное значение – длинный, глубоко врезавшийся в берег залив со стоячей, непроточной водой. Но для нас «затоны» интересны с точки зрения музыкальности. Слово в поэтическом осмыслении, возможно, содержало две части «за+тоны». Выходит, что это описание какой-то нездешней музыки, тонов, которых в мире и нет: они где-то за привычными звуками.

«И ветер, играя листвой, / смешал молодые березки, / и солнечный луч, как живой, / зажег задрожавшие блестки, / а лужи налил синевой». В данном отрывке использована метафора «ветер, играя листвой, смешал молодые березки». Деревья названы молодыми, значит перед нами эпитет. Более того, сами березки можно трактовать как метонимию к слову «деревья».

Появление солнечного луча в стихотворении указывает на то, что светило возвращается. Сравнение «как живой» придает образу одухотворенности. Этот луч «зажег задрожавшие блестки, / а лужи налил синевой». Бунин для описания использует метафоры «зажег» и «налил синевой» и эпитет «задрожавшие». Слово же «блестки», конечно, символизирует росу, но так же является метонимией по отношению к прошедшему ливню.

«Вон радуга. Весело жить / и весело думать о небе, /о солнце, о зреющем хлебе /и счастьем простым дорожить». Простонародное слово «вон» лишает стихотворение поэтической возвышенности, но от этого данный фрагмент только выигрывает, так как создается впечатление беседы автора с читателем. Хотя, вполне возможно, что слова «вон радуга» могли относиться только к окружающей лирического героя природе. Риторический повтор «весело жить, и весело думать о небе, / о солнце, о зреющем хлебе…» вводит и усиливает семантику хорошего настроения.

Слова «счастьем простым дорожить» относятся к этому семантическому ряду и становятся началом его кульминации. Следует заметить, что в стихотворении снова появляется солнце, но уже не как небесное светило, а как символ «простого счастья», наряду с «небом» и «хлебом».

«С открытой бродить головой, / глядеть, как рассыпали дети /в беседке песок золотой /Иного нет счастья на свете». Заключительные строки стихотворения изобилуют образами, которые выводят нас из области пейзажной лирики и переводят в мир философии.

Выражение «с открытой бродить головой» означает состояние душевной искренности и чистоты лирического героя, то, когда человеку не нужно скрывать свои мысли, свою непосредственность, природу в совсем не пейзажном смысле этого слова. Эпитет «открытой» ассоциируется с таким фразами как «открытое сердце», что делает семантическую связь понятий «открытая голова» и «искренность» близкими по значению.

«Глядеть, как рассыпали дети / в беседке песок золотой» намекает на то, что фокус зрения лирического героя меняется под конец стихотворения: сначала он созерцал природу, теперь смотрит на детей, играющих «золотым песком».

Этот образ стоит рассмотреть более детально. Речь идет не просто о применении эпитета «золотой» к слову «песок». На мой взгляд, это прочная ассоциация с песочными часами, в которых истекают секунды нашей жизни, кем-то отмеренные.

Дети в беседки рассыпали этот песок, что означает, они не осознают, насколько драгоценно время, просто радуются и живут, не понимая, что потом от этого этапа жизни останутся только воспоминания, к которым так или иначе обращается каждый человек в зрелом возрасте.

Более того, слово «золотой» часто связывается в представлении с таким понятием, как «солнце». Возможно, мы имеем право предположить, что «золотой песок» есть метонимия солнца, которое в свою очередь является символом счастья.

«Иного нет счастья на свете…» раскрывает семантику хорошего настроения, которое было замечено при возникновении на небе радуги и появлении дум о «небе, о солнце, о зреющем хлебе», которые приводят к мысли о том, что следует «счастьем простым дорожить».

В заключение мы выделим те особенные черты, которые были проанализированы в стихотворении Ивана Алексеевича Бунина «Нет солнца, но светлы пруды…» (1900). Философский подтекст пейзажной зарисовки раскрывается в самом конце произведения, но в описании природы уже намечаются символы, указывающие на смену фокуса.

Во-первых, это описание внутреннего сияния прудов без внешнего источника – солнца. Во-вторых, появление радуги после ливня, который был сравнен с прикосновением острых иголок к телу. В-третьих, риторический повтор слова «весело» приоткрывает другую грань стихотворения, связанную с детской непосредственность и жизнью, вопреки зрелому представлению о смерти. «И счастьем простым дорожить» становится квинтэссенцией стихотворения о том, как драгоценны каждые секунды «золотого песка» – времени.

«Неделя русского языка в 4 классе» - Прошел КВН между ребятами класса. Ребята нарисовали рисунки к отрывкам из книг. Корреспонденты на неделе русского языка брали интервью у ребят. Интервью с Кареном Саркисяном. Были не только презентации. В жюри были наши одноклассники. Л.--Какую работу ты считаешь самой лучшей? Карен.--За то,что я узнаю много орфограмм и умею пользоваться правилами.

««Русский язык» 4 класс» - Как проверить безударное личное окончание глагола? - ать Гнать Держать Дышать Слышать. Пётр i российский император. Урок русского языка 4 класс. Кого из товарищей вы бы хотели отметить? Определяем спряжение. Бритье бород и усов. Верфи (строительство кораблей). Радуйся малому, тогда и большое придёт.

«Картина урок» - Проблема – как всякому общению, общению с искусством надо специально учить. Устно или письменно – по выбору. Серов. Содержание. Тема урока. Практикум. Форма. Ключевые понятия. Мы же широко используем в работе разные речевые упражнения, особенно творческие диктанты. Полдень». – 2 часа. Структура урока.

«Урок русской словесности» - Урок русской словесности. Подлежащее. Морозы. Женщины. Препятствия. Леонардо да винчи. Выразительность. Ф.С. Рокотов. Прилагательное. Эпиграф. Морфологический разбор. Розы. Афоризмы. Вопросы. Добрая женщина. Столовая ложка. Имена прилагательные.

«Неделя русского языка» - Предметная неделя по русскому языку в начальной школе. Победители конкурса «Лучшие тетрадки по русскому языку». Стенгазеты по русскому языку. Открытие предметной недели по русскому языку. Интеллектуальная игра «Грамматический чай». Интеллектуальная игра «Праздник фонетики». Фестиваль, посвящённый великому и могучему русскому языку.

«Проект по русскому языку» - Цифровые образовательные ресурсы. Цель проекта. Аннотация проекта. Составление плана работы. Мы живём в мире медиа- расширяющейся системы массовых коммуникаций, «информационного взрыва». Календарные сроки реализации проекта. Задачи. Проект "Занимательный русский язык". Результаты. Итоговый Редактирование разработанных компьютерных заданий.

Всего в теме 26 презентаций

перестройте предложения, вставляя подходящие по смыслу обобщающие слова перед однородными членами или после них.1)Ни в благодушии ленивом ни в

блеске славы ни в тени поэт не может быть счастливым в тревожные для мира дни. 2)Земля семья изба и печь и каждый гвоздь в стене портянка с ног рубаха с плеч держались на коне. 3)Зимою и летом осенью и весной хорош русский лес. 4)Весело жить и весело думать о небе о солнце о зреющем хлебе и счастьем простым дорожит

перестройте предложения,вставляя подходящие по смыслу обобщающие слова перед однородными членами или после них.объясните как изменится пунктуация.

1)Ни в благодушии ленивом ни в блеске славы ни в тени поэт не может быть счастливым в тревожные для мира дни.2)Земля семья изба и печь и каждый гвоздь в стене портянка с ног рубаха с плеч держались на коне.3)Зимою и летом осенью и весной хорош русский лес.4)Весело жить и весело думать о небе о солнце о зреющем хлебе и счастьем простым дорожить.

расскажите какой сегодня день,какое небо,солнце.Употребите некоторые из данных эпитетов.

День-ясный,погожий,солнечный,тёплый,душный,мрачный,тёмный,тихий,хмурый,пасмурный,сумрачный.
Небо-безбрежное,высокое,глубокое,низкое,багровое,грозовое,золотистое,свинцовое,серое,ясное,безотрадное,промозглое,грозное,приветливое.
Солнце-яркое,золотое,сверкающее,тёплое,тусклое, ласковое

Помогите пожалуйста:)

(1)Солнце садилось. (2)Вокруг пахло вечерней прохладой. (3)Птицы замолчали, уступив место нашему герою. (4)Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. (5)Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (6)Он пел о любви к жизни. (7)Он во всём видел любовь. (8)И хоть его вокальные данные были небогатыми, он думал, что поёт прекрасно, ведь у него было так много слушателей, они им восхищались, каждый хотел быть его другом. (9)Но глупый светлячок не понимал, что это всё лишь потому, что он обладал очень необычным свойством: в отличие от панцирей всех остальных светлячков, его панцирь не просто горел зелёным огоньком, а переливался всеми цветами радуги, как гранёный бриллиант. (10)А стоит только одному сказать, что он знаком с чудесным светлячком, который блестит, как бриллиант, то другой, конечно, решит во что бы то ни стало стать его другом, за ним третий, четвёртый и так далее, а зачем – никто не знает, просто так повелось.
(11)Однажды светлячок заметил, что его слушает белокурый мальчик, который сидит рядом в траве, повернув голову к заходящему солнцу.
(12)Светлячок до утра пел мальчику, описывая то, что видит, и придумывая всё новые и новые сравнения, а на рассвете убежал к своим друзьям. (13)Но, пропадая среди лести и восхищения, он всё же иногда прибегал на полянку, где в любое время ждал его мальчик.
(14)Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы, светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались. (15)Всё было кончено, и светлячок в отчаянии прибрёл на ту же полянку, где ждал его мальчик, подошёл к нему и тяжело вздохнул. (16)Мальчик это услышал и, не поворачивая головы, спросил:
– (17)Что случилось? (18)Тебя так долго не было, и я по тебе соскучился.
– (19)А разве ты не видишь?
– (20)Нет, – ответил мальчик.
– (21)Ну и ладно, – сказал светлячок.
– (22)Расскажи мне, что ты видишь, – попросил мальчик.
– (23)Что? – удивился светлячок.
– (24)Спой свою песенку. (25)Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву… (26)Вот бы хоть раз взглянуть на это.
(27)И тут только светлячок понял, что мальчик слепой и ему всё равно, блестит у светлячка панцирь или нет. (28)Он ему нужен даже без блеска. (29)Он ему нужен!
– (30)Давай я тебе сегодня расскажу про дружбу.
– (31)А что это такое? (32)Ты раньше не пел мне об этом.
– (33)Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю.

(Притча)*
* Притча – это небольшой поучительный рассказ.

Среди предложений 1–7 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

сократить текст

Проходили дни, недели в томительной неизвестности. Нaконец здоровый оргaнизм ребенкa взял верх.

Когдa в первый рaз Тёмa покaзaлся нa террaсе, похудевший, выросший, с коротко остриженными волосaми, - нa дворе уже стоялa теплaя осень.

Щурясь от яркого солнцa, он весь отдaлся веселым, рaдостным ощущениям выздорaвливaющего. Все лaскaло, все веселило, все тянуло к себе: и солнце, и небо, и видневшийся сквозь решетчaтую огрaду сaд.

Ничего не переменилось со времени его болезни! Точно он только чaсa нa двa уезжaл кудa-нибудь в город.

Тa же бочкa стоит посреди дворa, по-прежнему тaкaя же серaя, рaссохшaяся, с еле держaщимися широкими колесaми, с теми же зaпыленными деревянными осями, мaзaнными, очевидно, еще до его болезни. Тот же Еремей тянет к ней ту же упирaющуюся по-прежнему Булaнку. Тот же петух озaбоченно что-то толкует под бочкой своим курaм и сердится по-прежнему, что они его не понимaют.

Все то же, но все рaдует своим однообрaзием и будто говорит Тёме, что он опять здоров, что все точно только и ждaли его выздоровления, чтобы сновa, вступив в прежнюю связь с ним, зaжить одною общей жизнью.

Ему дaже кaзaлось, что вся его болезнь былa кaким-то сном… Только лето прошло…