Болезни Военный билет Призыв

Великая отечественная - под водой

Война близилась к концу. Немецкие пассажирские суда активно вывозили военных, раненых и гражданское население из Восточной Пруссии. Для эвакуации властями нацистской Германии была развернута операция «Ганнибал», в ходе которой, по некоторым оценкам, было эвакуировано около 2 млн человек.

Несколько судов во время этой операции были атакованы советскими подводными лодками. Так, 30 января 1945 года советской подводной лодкой С-13 под командованием А.И. Маринеско был потоплен немецкий круизный лайнер «Вильгельм Густлофф». Тогда погибло около 5,3 тыс. человек. 10 февраля жертвой подводной лодки Маринеско стал еще один немецкий пассажирский лайнер — «Генерал Штойбен». Эта катастрофа унесла жизни около 3,6 тыс. человек.

16 апреля из Данцигской бухты должно было выйти еще одно судно. Это был немецкий транспорт «Гойя». Построенное на верфи Akers Mekanika Verksted в Осло в 1940 году, судно предназначалось для перевозки грузов. 4 апреля того же года оно было спущено на воду. Однако после того, как Норвегия была оккупирована фашистами, «Гойю» реквизировали. Его использовали в качестве мишени для подводных лодок, а во время проведения операции «Ганнибал» наспех переоборудовали для эвакуации военных и гражданского населения. Для перевозки пассажиров оно плохо подходило. Судно также не имело разделенных отсеков, что делало его уязвимым. В случае попадания торпеды оно могло быстро уйти на дно.

К середине апреля «Гойя» успел совершить уже четыре похода, перевезя в общей сложности около 20 тыс. человек. В этот раз эвакуация проходила как никогда неспокойно. Приближение Красной армии заставляло торопиться. Как только 16 апреля 1945 года судно стало на якорь в Данцигской бухте недалеко от косы Хель, началась посадка. «Гойя» должен был принять около 1,5 тыс. немецких солдат и офицеров 4-й танковой дивизии вермахта, около 400 раненых и 5 тыс. беженцев. Людей было больше, чем обычно. Территорию вот-вот должны были занять советские войска. Ходили слухи, что этот транспорт будет последним. Люди заняли все проходы и лестницы судна. Посадка сопровождалась налетами советской авиации. Одна из бомб попала в носовую часть судна, но к повреждениям, из-за которых «Гойя» не мог бы выйти в море, это не привело.

Первоначально судно должно было следовать в город Свинемюнде на западе Польши, но, поскольку все порты в этом районе были заполнены беженцами, было решено направляться в Копенгаген. В восьмом часу вечера «Гойя» и еще два судна (небольшие теплоходы «Кроненфельс» и «Эгир») вышли из Данцигской бухты. Конвой составляли два минных тральщика — М-256 и М-238. Перегруженные транспорты двигались медленно, около 9 миль в час (14,5 км/ч).

Погода стояла ветреная. Уже стемнело. Конвой обогнул полуостров Хель, но здесь его встретила советская подводная лодка Л-3, которой командовал В.К. Коновалов. Она уже четверо суток патрулировала выход из Данцигской бухты, ожидая немецкие транспорты.

Подводная лодка Л-3 («Фрунзевец») относилась к серии подводных минных заградителей типа «Ленинец». Она была заложена 6 сентября 1929 года, а спущена на воду 8 июля 1931 года. По тем временам Л-3 была одной из лучших в своем классе. К 1945 году это была уже гвардейская подводная лодка. Она успела совершить несколько успешных операций. К тому времени Л-3 потопила торпедами и поставленными минами около 18 вражеских судов общим тоннажем около 52 тыс. тонн и семь боевых кораблей. Это была одна из самых успешных советских субмарин Великой Отечественной войны. Не раз подводная лодка подрывалась на минах, а один раз попала под таран немецкого транспорта. Получив повреждения, она чудесным образом возвращалась на базу. Поздно ночью 16 апреля подводная лодка Л-3 находилась севернее маяка Риксгафт. Обнаружив вражеский конвой, советские подводники выбрали для атаки самое большое судно. Им оказался «Гойя».

Из-за темноты советскую подлодку немцы заметили не сразу. Чтобы догнать конвой, Л-3 пришлось всплыть. Преследование происходило в надводном положении. Совершив несколько маневров, подводная лодка приготовилась к атаке. Согласно записям советских подводников, конвой был обнаружен в 00:42. Согласно немецким данным, взрыв произошел в 23:52.

Л-3 выпустила по «Гойе» две торпеды. Обе попали в цель, в левый борт. На судне возникла паника. Некоторые стали прыгать за борт. Корма «Гойи» просела, а затем корпус судна переломился пополам. Спасательные шлюпки не помогли, поскольку судно быстро ушло на дно. После последующего взрыва в трюме «Гойя» затонул всего за семь минут. Спастись смогли менее 200 человек из почти 7 тысяч.

Корабли сопровождения устремились за подводной лодкой. Два с половиной часа они охотились за Л-3, сбросив пять глубинных бомб. Они разорвались рядом с советской субмариной, однако уничтожить ее так и не смогли. Вернувшись назад, корабли конвоя подобрали оставшихся в живых. Некоторые спаслись на плотах, но их было мало. Многие погибли от переохлаждения. Гибель «Гойи» стала крупнейшей морской катастрофой по числу жертв за всю историю.

За атаку на транспорт «Гойя» В.К. Коновалов был удостоен звания Героя Советского Союза, но награду он получил одним из последних среди военных моряков — 8 июля 1945 года.

Подводная лодка Л-3 находилась на службе до 1953 года, в 1971 году ее разобрали. Рубка Л-3 и 45-миллиметровое орудие сейчас находятся в парке Победы на Поклонной горе в Москве.

Входила в состав:

3-го дивизиона подводных лодок 1-й бригады подводных лодок.с 6.9.1941 бригады подводных лодок (22.6-21.11.1941)

2-го дивизиона подводных лодок бригады подводных лодок (21.11.1941-7.1.1943)

1-го дивизиона подводных лодок (7.1.1943-9.5.1945)

Подводной лодкой «Л-3» (II серия) командовали:

капитан 3 ранга П.Д. Грищенко (22.6.1941-9.3.1943)

капитан 3 ранга В.К. Коновалов (9.3.1943-9.5.1945)

Подводная лодка «Л-3» (II серия) совершила 8 боевых походов. Достоверно потопила торпедным оружием 1 германский транспорт (5230 брт) и 1 шведский транспорт (5513 брт). Минным оружием достоверно потоплено 2 германских транспорта (9029 брт) и повреждено 1 немецкое учебное судно. Возможно потоплены 3 германских транспорта (2876 брт). 1 шведский транспорт (430 брт), а также 2 германских парусно-моторных шхуны (387 брт).

1941: К началу войны находилась в Либаве, числилась во 2-й линии. В нач. июня прошла докование.

В 19.22 22.6 вышла для несения дозора в районе м. Акменрагс, в 01.00 23.6 прибыла на позицию. На рассвете 26.6 от командира 1-й бригады подводных лодок было получено приказание поставить минное заграждение у Мемеля. В этом же приказании указывались и координаты минного заграждения. Подойдя к месту постановки в подводном положении утром 27.6, командир подводной лодки «Л-3» (II серия) обнаружил движение транспорта по фарватеру, находившемуся в стороне от намеченного места постановки. Командир подводной лодки «Л-3» (II серия) не рискнул нарушить приказ и произвел постановку в 12.30 в указанном ему месте 4 банки по 5 мин, минный интервал - 60 м, углубление 3 м)*. Окончив постановку, лодка отошла на запад и в 21.00 всплыла, после чего была обнаружена подводной лодкой «С-4». 28.6 из-за неисправности кормовых горизонтальных рулей трижды проваливалась на значительные глубины. Далее «Л-3» получила ряд последовательных приказании о возвращении в различные базы и лишь в 20 ч 2.7 прибыла в бух. Кихелькона.

В 23 ч 3.7 6 ч 4.7 перешла в Трихи. На переходе в устье прол. Соэлавяйн безрезультатно атакована германской субмариной U 145. В ночь на 4.7 перешла в Рохукюла, 4-5.7 - в Таллин.

В 12 ч 15.7 «Л-3» вышла для минной постановки на подходах к Данцнгской бух. (позиция №3; эскорт базового тральщика-212, 2 сторожевых катеров. 3 торпедных катера. Сопровождали подводную лодку «Л-3» (II серия) до района м. Ристна). Утром 19.7 сев. м. Брюстерорт подводная лодка «Л-3» (II серия) обнаружила прямо по курсу 2 тральщик противника. В 08.50-13.30 в кильватер тральщика произведена минная постановка (8 банок по 2 или 3 мины, всего 20 мин. минный интервал - 60 м, углубление - 3.5 м). В 18.50 в направлении заграждения услышан взрыв, спустя 40 мин - взрывы глубинных бомб**. 21.7 на подводной лодке «Л-3» (II серия) производилась замена крышки левого дизеля. В последующие дин занимала позицию в сев. части Данцигской бух. 24.7 безрезультатно атакована сам. противника. В ночь на 26.7 обнаружила шведский легкий крейсер «Готланд». 27.7 получила приказ о возвращении в базу. В 21.00 27.7 - 06.00 28.7 в районе м. Акменрагс подводная лодка «Л-3» (II серия) обнаружена и атакована германским катером-тральщиком из состава 31-й флотилии тральщиков. От близких разрывов глубинных бомб разошлись швы топливной цистерны, рубочный люк спружинил и пропустил около 1 т воды. Нарушилась расклинка батарей, аккумуляторную яму начало заливать солярой. В ночь на 29.7 произвела обсервацию по м-ку Хоборг (о. Готланд). Днем 30.7 встречена базовым тральщиком-201, -204 и 2 сторожевыми катерами в районе м. Ристна и сопровождена в Триги. На переходе в устье Соэлавяйна коснулась грунта и повредила рули.

31.7 перешла в Таллин, 31.7-1.8 - в Кронштадт, где 5-7.8 прошла докование. В сер. сентября готовилась к прорыву через прол. Эресунд (операция отменена).

30.9-1.10 перешла к о. Гогланд, где поступила в подчинение командира Передового отряда Крансознаменного балтийского флота. Вечером 1.10 при стоянке в бух. Суркюлля безуспешно атакована финскими торпедными катерами «Сису» и «Вуо-ли» - торпеда взорвалась в 15 м от подводной лодки «Л-3» (II серия). 16.10 во время шторма получила повреждения топливных и балластных цистерн в результате ударов о корпус подводной лодки «Щ-310». 18.10 вернулась в Кронштадт.

21.10 перешла в Ленинград, где 2-10.11 прошла докование, а затем произвела ремонт.

1942: Находилась в готовности к боевому походу с 8.7 выход отложен из-за отсутствия кораблей обеспечения. В ночь на 14.7 перешла из Ленинграда в Кронштадт, где задержана до начала развертывания подводной лодки 2-го эшелона.

В 22.44 9.8 04.49 10.8 в обеспечении базовых тральщиков-204. -211.-218 и 2 сторожевых катеров перешла к о. Лавенсари. В 02.00 в районе Деманстейнских стоянок в параване базовых тральщиков -211 взорвалась мина. В 00.00 12.8 вышла в район зап. о. Борнхольм (позиция №1). До точки 59°57"4 с.ш./27"26"8 вд. сопровождалась сторожевым катером. Вечером 14.8 закончила форсирование Финского залива. 15.8 задержалась в районе о. Богшер для тренировок экипажа. В 17.10 18.8 подводная лодка произвела торпедную атаку вражеского конвоя (12 транспортов, 1 сторожевой кораль, + еще несколько сторожевых кораблей) в точке 57°37"4 с.ш./17°00" в.д. (ТН 15000 т, атака-подводная/временной интервал/2. д-10 каб.. были слышаны 2 взрыва - потоплен шведский транспорт «Ц.Ф. Лильевальш», 5513 брт, с грузом руды для Германии, +33). С 17.15 до 18.00 подверглась преследованию шведского эсминца «Норденшельд» и «Норчёпинг», сбросивших на безопасном удалении от подводной лодки «Л-3» (II серия) 42 глубинных бомбы. 19.8 прошла на север вдоль западного побережья о. Готланд, обогнула его и 20-21.8 произвела поиск вдоль его восточного побережья. Днем 23.8 в районе Карлскроны подверглась преследованию шведских миноносцев. В 10.05 24.8 прибыла на позицию и до конца суток обнаружила большое количество вражеских судов. а также 2 германских подводных лодки в подводном положении. В 21.53 25.8 начала постановку мин юж. Треллеборга в точке 55°087 с.ш./13°05"5 вд. (выставлено 6 мин одной банкой). Якорь 7-й мины не вышел из трубы, в результате чего в течение 30 мин мина буксировалась подлодкой. В 00.34 26.8 подводная лодка закончила постановку еще 2 минных банок (из 4 мины в точке 55°06"4 с.ш./13°18"8 вд. и из 9 мин в точке 55°06"3 с.ш./13°19" в.д., углубление всех мин - 2,4 м. минный интервал - 60 м)*. В 23.56 26.8 подводная лодка «Л-3» (II серия) произвела торпедную атаку вражеского конвоя (3 транспорта) в точке 55в13"8 с.ш./13в495 вд. (транспорт 8000 и 7000, атака=надводная/временный интервал/4, д= 12-15 каб., наблюдали попадание торпед и пожары на 2 транспортов - заруб. данных нет). 27.8 перешла в район юж. о. Эланд (подводная лодка занимала его до 1.9), в ночь на 28.8 уклонилась погружением от встреченных миноносцев и торпедных катеров. 29.8 экипаж лодки занимался заменой лопнувшей крышки правого дизеля. В 17.12 1.9 подводная лодка произвела атаку вражеского конвоя (8 транспортов. 1 миноносец юго-вост. м-ка Эланд-Седра-Удде в точке 55°52" с.ш./17°0Г вд. (немецкий миноносец типа «Фальке», атака=подводная/прицельный/2, д~8-10 каб., услышан взрыв, через 13 мин при осмотре в перископ миноносец не обнаружен - заруб, данных нет). В 17.32 лодка повторно атаковала конвой (TP 10000 т, атака-подводный/временнй интервал/4, д-12-15 каб., услышано 2 или 3 взрыва, в 17.44 командир лодки наблюдал на поверхности носовую часть транспорта и еще один транспорт без хода - заруб, данных нет). Подводная лодка «Л-3» (II серия) преследованию не подвергалась. В ночь на 2.9 перешла к м-ку Хоборг, вечером начала возвращение в базу, о чем донесла командованию утром 3.9. В ночь на 5.9 начала форсирование Финского залива. В 06.15 6.9 в 3 милях юго-вост. м-ка Порккалан-Каллбода в 13-15 м над лодкой взорвалась мина UMA заграждения «Насхорн», что, однако, не вызвало повреждений, кроме нарушения герметичности топливной цистерны. В 07.48 нал подводной лодке произошло еще 2 взрыва, вызванных, по-видимому, бомбами самолетами противника или глубинных бомб финского сторожевого катера«УМУ 1». «УМУ 2» (легко поврежден рубочный люк; командир подводной лодки посчитал, что лодка подорвалась на антенных минах, что, однако, не подтверждено послевоенными данными). В 09.17 имела мнимый случай касания минрепа. В 10.43 произошел сильный взрыв, которым был временно выведен из строя гирокомпас и часть освещения (причина его, по-видимому, была бомба, сброшенная с самолета). В 17.00 коснулась буйрепа вехи или буя. В 00.44 8.9 в 25 каб. юго-вост. о. Гогланд на расстоянии 27 м над подводной лодкой произошел взрыв антенной мины ЕМ В заграждения «Зееигель» (он вызвал. по-видимому, еще 2-4 взрыва находившихся рядом мин UMА), не причинивший лодке повреждений. В 20.07 8.9 встречена сторожевым катером и в 01.00 9.9 прибыла на рейд о. Лавенсари. В 21.30 9.9 04.04 10.9 перешла в Кронштадт в охранении базового тральщика-211, -218 и 1 сторожевого катера.

25.10 при обстреле Кронштадта на подводная лодка сбита радиоантенна и ранено 2 чел.

В 19.30 27.10 - 05.02 28.10 в обеспечении базовых тральщиков-205, -207, -210, -211, -215,3 сторожевых катера перешла к о. Лавенсари. В 00.05 29.10 вышла для минных постановок в районе о. Утё и Мемеля и действий в районе между Виндавой и Мемелем (позиция №3). В 22.03 30.10 в точке 59*50* с.ш./25°26"6 в.д. при форсировании заграждения «Юминда» подорвалась на трубке КА мины ЕМС. Взрыв, произошедший на высоте 28-30 м над лодкой, не нанес существенных повреждений - образовалась вмятина в корпусе в районе 15-го шпангоута. В 20.00 1.11 закончила форсирование Финского залива. С 14.15 по 14.23 2.11 в точке 59°4Г С.Ш./2Г20" в.д. (в 6 милях юж. м-ка Уте) выставила минную банку (10 мин, интервал 60 м, углубление 3,5 м). В 22.10 в направлении минной банки услышан сильный взрыв, а утром 3.11 наблюдалось траление фарватера*. Вечером 3.11 начала переход в район Ниддена, куда прибыла утром 5.11. В 12.18-12.21 лодка выставила минную банку (7 мин, интервал 60 м, углубление 3,5 м) в точке 55*25" в.д./20°37" в.д. (14 миль сев.-зап. м-ка Нидден)**. В 00.07 6.11 произвела торпедную атаку немецкого миноносца юго-зап. Мемеля (атака=надводная /временный интервал/2, д=4,5 каб., в перископ наблюдался промах, но через 1 мин 20 сек услышан сильный взрыв -заруб, данных нет). 9.11 не смогла атаковать конвой из-за большой дистанции. В ночь на 10.11 перешла к Либаве. В 12.49 13.11 в районе м. Акменрагс при попытке атаковать вражеский конвой попала под таранный удар транспорта, в результате которого были согнуты и вышли из строя оба перископа. В 13.00-13.04 подводная лодка «Л-3» (II серия) выставила 3 оставшиеся мины в точке 56°44"2 с.ш./20°46"6 в.д. (11 миль юго-зап. м. Акменрагс). Вечером начала переход в базу. В 20.05 сев.-зап. м. Акменрагс обнаружила подводную лодку, опознанную командиром как подводная лодка типа «Щ». В 00.00 15.11 начала форсирование Финского залива. В 23.25 и 23.48 17.11 при форсировании заграждения «Зееигель» дважды коснулась минрепов - взрывов не последовало. В 10.30 18.11 встречена в Нарвском заливе нашими сторожевыми кораблями и в 12.20 прибыла в бух. Норре-Каппельлахт о. Лавенсари. В 17.00-23.15 18.11 в обеспечении базовых тральщиков-207, -211, -215, -217, -218 и 2 сторожевых катеров перешла в Кронштадт.

1943: Ремонтировалась в Кронштадте. Летом первой из подводных лодок Краснознаменного Балтийского флота оснащена гидроакустической станцией «Дракон-129».

1-5.10 вышла из Кронштадта финским шхерным фарватером в Балтийское море. Вечером 5.10 из района о. Утё направилась в район зап. о. Борнхольм (позиция №8). В 08.00 9.10 прибыла на позицию сев.-вост. о. Борнхольм. В ночь на 10.10 перешла в район западнее острова, в ночь на 11.10 - в район сев. м. Аркона. В 19.16-19.54 выставила минное заграждение на линии 54"48"6 с.ш./ 13"33"-13°34"5 в.д. (20 мин одной банкой, минный интервал - 185 м, углубление - 3 м)*. В ночь на 12.10 перешла в район юж. Истада. Днем 13.10 не смогла атаковать отдельный вражеский транспорт из-за большого расстояния. В 00.50 15.10 произвела торпедную атаку немецкого транспорта в 10 милях юго-вост. м-ка Смюгехук (TP 5000 т, ата-ка-надв/вр/З, д=2-2,5 каб., наблюдалось попадание торпеды и через 2 мин гибель TP - заруб, данных нет). Через 2 часа поверглась преследованию немецкими кораблями противолодочной обороны. Днем 19.10 в бух. Ханё лодка дважды не смогла атаковать отдельный транспорт: первый раз из-за возможного обнаружения с транспортом, второй - из-за ошибки рулевого-горизонтальщика. В 21.19 21.10 подводная лодка получила приказ командира бригады подводных лодок занять позицию в секторе, ограниченном пеленгами 210-180* у Либавы (сектор №3). В 03.45 23.10 прибыла в район зап. Мемеля. В 07.38 25.10 произвела торпедную атаку немецкого конвоя (2 транспорта) в 11 милях зап. Мемеля (TP 6000 т. атака-подводная/веером/3, д-10 каб., после залпа подводную лодку выбросило на поверхность. Транспорт уклонился от торпед – германский тральщик, сопровождавший конвой доложил о замеченной торпеде). Попытка атаковать другой конвой спустя 30 мин не удалась из-за появления дифферента. В 10.11 26.10 произвела торпедную атаку конвоя (2 транспорта, 1 сторожевой корабль. 3 сторожевых катера) в 13 милях зап. Мемеля (сторожевой корабль. атака-подводная/временный интервал/2. д-7 каб.. через 1 мин взрыв, в 10.24 при наблюдении за конвоем, сторожевого корабля не обнаружено - герм. Тральщик, сопровождавший конвой доложил о замеченной торпеде). До 15.00 преследовалась сторожевым катера противника, сбросивших на подводную лодку «Л-3» (II серия) несколько глубинных бомб. Вечером 26.10 командир подводной лодки получил приказ занять позицию сев.-зап. Мемеля между параллелями 55°57" с.ш. и 55°45" с.ш. для атаки кораблей противника, обстреливавшего советский сторожевой катер (приказ отдан в 21.50 25.10). В ночь на 2.11 при сближении с конвоем обнаружен сторожевой корабль, сбросившим на лодку 3 глубинных бомбы. Днем на подводной лодке ремонтировался правый дизель. В ночь на 5.11 обнаружила подводные лодки в охранении 2 сторожевых кораблей, от которых уклонилась погружением. Днем 7.11 зап. Паланги (в точке 55*45" с.ш./20°47" вд.) 4 раза задевала за сети или буйрепы (приняты за минрепы), после чего слышала многочисленные слабые взрывы (по всей видимости их причиной были авиабомбы советские самолеты, атаковавших в этом районе корабли противолодочной обороны противника). В ночь на 8.11 ПЛ перешла к м-ку Хоборг для определения места. Вечером 9.11 получила приказ занять сектора №2 и 3 юго-зап. Виндавы. Утром 10.11 подводная лодка заняла позицию, но вечером вновь отошла для определения места к о. Готланд. Днем 11.11 прибыла в район сев.-зап. м-ка Акменрагс. 13 22.15 командир подводной лодки донес о возвращении подлодки в базу. С вечера 13.11 находилась у о. Утё. В 18.18 15.11 стала на якорь в прол. Юнгфрунзунд и в 10.35 16.11 прибыла на Ханко.

В 17.11 перешла для межпоходового ремонта в Турку. С 1.12 находилась в доке.

1945:8-9.1 перешла из Турку на Ханко.

В 09.53 23.1 с рейда о. Люм вышла в район Виндавы (позиция №5-н). В 08.00 25.1 прибыла на позицию. В 03.58 и в 04.17-04.58 26.1 произведена постановка минного заграждения в 4-4,5 милях от порта Виндавы (одна мина в точке 57°26"1 с.ш./2Г26* вд. выставлена из надводного положения, после обнаружения сторожевым кораблем противника, постановка продолжена в подводном положении выставилено еще 9 мин между точками 57°26"7 с.ш./2Г25"2 вд. и 57J27"6 с.1п./2Г25"2 в д.; минный интервал 60 м, углубление -3 м)***. Из левой трубы мины не вышли из-за неисправности электромотора минного устройства и образования наледи в минной трубе. 26.1 получила приказ действовать юж. параллели 57*20" с.ш. В 06.28 31.1 произвела торпедную атаку вражеского конвоя в точке 5746"5 с.ш./21*07*2 вд. (транспорт 3000 т. атака-надводная/веером/3, д-9 каб., наблюдался взрыв торпеды в носовой части транспорта - заруб, данных нет). Подводная лодка не преследовалась. В 21.47 и в 22.13 дважды атаковала вражеский конвой (2 транспорта. 1 сторожевой корабль) трехторпедными залпами (атака-надв/веером и временным интервалом. д=8 каб., взрывов не было - заруб, данных нет). Вечером 1.2 получила приказ занять позицию у м. Брюстерорт для атаки германских кораблей, обстреливавших фланг наступавших советских войск. В 09.00 2.2 прибыла на новую позицию. В 12.41 обнаружил немецкий тяжелый крейсер «Принц Ойген» и несколько эсминцев. атаковать которых не удалось из-за малых глубин. В 13.35 ПЛ выставила на путях отхода кораблей противника 2 мины (остальные выставить не удалось из-за неисправности минного устройства, крышку левой минной трубы после постановки полностью закрыть не удалось; минный интервал - 60 м, углубление - 3 м). В 12.11 4.2 произвела торпедную атаку 2 ЭМ в точке 55*00" с.ш./20°20" вд. (атака=подв/ви/3, д=10 каб., на подводной лодке слышали 2 взрыва - безуспешно атакован германским миноносцем «Т 36»). До 15.00 лодка преследовалась миноносцем «Т 28», сбросившим 28 глубинных бомб. В 00.00 5.2 подводная лодка начала возвращение в базу. В 13.48 7.2 встречена базовым тральщиком-215 в районе о. Нюхамн и в 16.10 8.2 прибыла в Турку, где прошла межпоходовый ремонт.
В 08.45 23.3 вышла в район Данцнгской бух. (позиция №3) Выход из шхер обеспечивался фин. Ледокол «Суурсаарн*. В 23.00 26.2 прибыла на позицию у полуострова Хель. В 18.29-18.50 и в 19.18-19.36 28.3 произвела постановку минного заграждения 2 банками по 10 мин между точками: 1-я банка - 54"45"5 с.ш./18°45"5 вл. и 54°45"8 с.ш./18*47" вл, 2-я банка - 54*46"5 с.ш./18в49" вл. и 54*47 с.ш./18°50"5 вл. (минный интервал - 185-277 м, углубление - 2,5 м; необходимо отметить, что из-за тумана лодка не имела обсерваций в течение 3 суток)*. Вечером 28.3 перешла к м-ку Хоборг для уточнения места, но не смогла определиться из-за тумана и вечером 29.3 начала возвращение на позицию (вернулась в 07.53 30.3). 1.4 на ПЛ ремонтировали гидроакустическая станция, в связи с чем приказание об атаке корабля противника выполнено не было. В ночь на 2.4 получила повторный приказ командира бригады подводных лодок об атаке кораблей противника в районе м. Хель. Обнаружив в 22.19 2.4 корабли противолодочной обороны в районе мыса, командир подлодки принял решение вернуться для определения места к м-ку Хоборг. Вечером 4.4 прибыла в район маяка и легла на грунт для ремонта гирокомпаса. Утром 5.4 после определения места начала возвращение на позицию. 6.4 не смогла атаковать отдельный немецкий транспорт из-за тумана. В дальнейшем действовала на северных подходах к Данцнгской бух., в ряде случаев имела контакты с кораблями противолодочной обороны. Утром 12.4 не смогла атаковать конвой из-за невыгодного курсового угла цели. 14.4 отходила для определения места к м-ку Эланд-Седра-Удде. В ночь на 16.4 не смогла атаковать немецкий транспорт из-за невыгодного курсового угла цели и высокой скорости цели. В 00.48 17.4 произвела торпедную атаку конвоя (1 транспорт, 2 сторожевых корабля) сев. м-ка Рнксгафт в точке 55°09 * с.ш./18°25" вл. (TP 12000 т, ата-ка-надв/вр/3, д-8 каб., через 70 сек наблюдалось два мощных взрыва, после чего немецкий транспорт начал погружаться - в точке 55°13"5 с.ш./18*20" в.д. потоплен германский транспорт «Гойя», 5230 брт, перевозил 385 раненых. 1300-1500 солдат 4-й тд и более 5000 беженцев, по разл. данным + 6220.6666 или 7028). После атаки сторожевые корабли сбросили на безопасном удалении от подлодки 5 глубинных бомб. В 00.34 19.4 произвела торпедную атаку конвоя (1 транспорт и несколько быстроходных десантных барж) в 11,5 милях сев. м-ка Рнксгафт в точке 55*016 с.ш./18°25" вл (TP 8000 т, атака=надводная/временной интервал/ д-12 каб., промах). В 00.40 произведена повторная атака (атака-надводная/временной интервал/3, д= 10 каб., наблюдалось попадание 2 торпед и гибель судна заруб, данных нет). Подлодка не преследовалась. В 19.22 21.4 произвела торпедную атаку немецкого конвоя(4 транспорта, 3 сторожевых корабля, 4 сторожевых катера) сев.-вост. м-ка Риксгафт в точке 55*01" с.ш./18*34" вл (TP 8000 т, атака-подводная/временной интервал/3, д-10 каб., через 1 мин услышан мощный взрыв -безуспешно атакован германский конвой). До 22.40 корабли противолодочной обороны безрезультатно сбросившим 18 глубинных бомб. В ночь на 22.4 перешла к м-ку Эланд-Седра-Удде, где в течение суток производила ремонт дизеля и осмотр торпед. С 23.4 продолжила действия на позиции. В 01.51 24.4 начато возвращение в базу из-за низкого уровня электролита и отсутствия дистиллированной воды для аккумуляторной батареи. В 08.20 26.4 прибыла к о. Нюхамн и в 22.05 - в Хельсинки, где до момента окончания военных действий проходила доковый ремонт.

подводный минный заградитель II серии

    Подводная лодка «Л-3» заложена 6 сентября 1929 года на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде под строительным номером 197 как «Фрунзовец». 8 августа 1931 года корабль спущен на воду, 5 ноября 1933 года вступил в строй и 9 ноября 1933 года под командованием Пышнова Александра Алексеевича вошел в состав Морских сил Балтийского моря.

    15 августа 1934 года, когда субмарина стояла в базе, в третьей группе аккумуляторных батарей «Л-3» произошел пожар, вызванный замыканием элементов бугелем низкорасположенного трубопровода системы вентиляции. Только своевременные и правильные действия командира корабля Пышнова и инженера-механика В.В.Матвеева предотвратили серьезные последствия.

    В ноябре 1939 «Л-3» встала на заводе № 196 в Ленинграде на капитальный ремонт и модернизацию. В декабре 1940 года подводная лодка, взяв на борт рабочих завода, перешла в Кронштадт, а 15 декабря в Либаву, где до середины января 1941 года проходила ходовые испытания. 24 февраля 1941 года «Л-3» вновь вступила в строй.

    Начало Великой Отечественной войны «Фрунзовец» встретил в составе 3-го дивизиона 1-й бригады ПЛ КБФ в Либаве. Командовал подводной лодкой капитан 3 ранга (впоследствии капитан 2 ранга) Грищенко Петр Денисович .

Подводная лодка «Фрунзовец» в достройке. 1933 г.

    Командный состав подводной лодки «Л-3». Слева направо: старшина группы трюмных машинистов М.В. Вальцев, старшина группы торпедистов С.И. Сидоров, (?), боцман К.Е. Настюхин, командир подводной лодки П.Д. Грищенко, командир БЧ-5 М.А. Крастелев, старшина группы электриков Н.И. Шевяков, старший помощник В.К. Коновалов, командир БЧ-2-3 И.А. Дубинский, (?), (?). Июль 1942г.

    Вечером 22 июня подводная лодка вышла из Либавы для несения ближнего базового дозора у маяка Акменрагс. На борту субмарины в поход вышел дивизионный механик М.Ф. Вайнштейн. Когда «Л-3» всплывала для зарядки, с нее было отчетливо видно, как горят город и порт.

    Наконец, 26 июня субмарина получила приказ выставить мины в районе Мемеля. 27 июня «Л-3» произвела в указанном районе установку заграждения состоящее из 4 минных банок по 5 мин каждая, которое в итоге оказалось в стороне от судоходного фарватера. Несмотря на то, что в разных источниках жертвами первых мин «Л-3» называются, как минимум, шесть судов, постановка не имела результата. Бывший латвийский транспорт «Кайя» (244 брт) и шведский танкер «Уно» (430 брт), погибшие у Мемеля 1 октября и 22 ноября 1941 года, а так же погибший 26 ноября 1941 года германский теплоход «Эгерау» (1142 брт) стали жертвами германских мин. Транспорт «Гюнтер» (1337 брт), погиб на германских минах восточнее острова Готланд 8 октября 1941, а транспорт «Поллюкс» (518 брт) – на британской донной мине у Ростока 23 ноября. Пропавший без вести 19 ноября 1941 г. у Мемеля пароход «Хенни» (764 брт) так же не имеет отношения к минам «Фрунзовца».

    Выполнив задачу «Л-3» покинула район постановки. В ночь на 28 июня «Фрунзовец» чуть не стал жертвой своей же подводной лодки «С-4» . К счастью, командир «эски» Д.С. Абросимов вовремя опознал «Л-3» и от атаки отказался. В этот же день на подводной лодке отказали горизонтальные рули. (По свидетельству Грищенко, ставя мины, «Л-3» получила повреждения от разрывов глубинных бомб с катеров, проводящих профилактическое бомбометание). Пришлось всплыть и у берега, уже занятого противником, устранять повреждение.

    В Либаве уже были немцы, поэтому из похода «Л-3» возвращалась в Таллин, куда подводная лодка прибыла 5 июля. (По воспоминаниям Грищенко 9 июля).

    В полдень 15 июля «Л-3» в паре с «С-8» , имея на буксире по три торпедных катера, вышли из Таллина и под эскортом тральщиков взяли курс в Балтийское море. В районе мыса Ристна подводная лодка пошла самостоятельно. Целью второго похода «Л-3» являлась Данцигская бухта, где подводная лодка должна была выставить минное заграждение.

    Утром 19 июля севернее мыса Брюстерорт субмарина выставила 20 мин, по оценке командира субмарины, прямо в кильватер немецких тральщиков. Вечером этого же дня в направлении минного заграждения на «Л-3» услышали сильный взрыв, а спустя 40 минут взрывы глубинных бомб. Так как упоминающийся в качестве минного успеха «Л-3» финский транспорт «Цисиль» (1847 брт), погиб 23 августа 1941 года на германской мине, мины подлодки не имели результата. Немцы регулярно проводили контрольное траление фарватера, три мины «Л-3» были обнаружены в конце ноября, после чего поле окончательно разрядилось. Продолжая оставаться в Данцигской бухте «Л-3» приступила к поиску объектов для торпедной атаки, но таковых обнаружено не было, зато сама субмарина стала объектом охоты, 24 июля подвергшись безрезультатной атаке вражеского самолета.

    27 июля «Л-3» получила приказ о возвращении в базу. Вечером этого же дня подводная лодка была обнаружена немецкими тральщиками из состава 31-й флотилии, которые всю ночь преследовали субмарину. От разрывов глубинных бомб на «Л-3» разошлись швы топливной цистерны, нарушилась расклинка батарей, аккумуляторную яму начало заливать соляром. Оторвавшись от преследования, днем 30 июля «Л-3» в районе мыса Ристна была встречена советскими тральщиками и под их эскортом сопровождена в Триги. На переходе подводная лодка села на мель и повредила рули. 31 июля «Л-3» прибыла в Таллин, откуда в сопровождении тральщиков и минного заградителя «Марти» перешла в Кронштадт.

    После небольшого ремонта в сентябре «Л-3» стали готовить к прорыву на Север через Датские проливы, но, к счастью, операцию отменили. Опасаясь прорыва немецких кораблей к Ленинграду, советское командование выделило часть подводных лодок для охраны подступов к Кронштадту. В конце сентября «Л-3» поступила в распоряжение командира Передового отряда КБФ и перешла к острову Гогланд, где вечером 1 октября безуспешно атакована финскими торпедными катерами «Сису» и «Вуоли» на рейде в бухте Сууркюля. Катера прорвались, благодаря халатности коменданта островного района. К счастью, выпущенные ими торпеды в цель не попали и взорвались в 15 м от субмарины. «Л-3» открыла ответный огонь. По свидетельству П.Д. Грищенко, один из снарядов, выпущенный с лодки, попал в машинное отделение торпеды одного из катеров, убив его командира. Финны, в свою очередь, заявили о потоплении своими торпедными катерами в районе Гогланда двух советских тральщиков. 16 октября во время шторма от ударов о борт «Щ-310» «Л-3» получила повреждения топливных и балластных цистерн и через два дня вернулась в Кронштадт.

    В ноябре «Л-3» прошла докование, затем произвела ремонт, а всю первую блокадную зиму провела в Ленинграде у борта плавбазы «Иртыш».

    С весны 1942 года подводная лодка находилась к готовности к боевому походу, но выход был отложен сначала из-за отсутствия кораблей обеспечения, затем «Л-3» была задержана до развертывания субмарин второго эшелона.

    10 августа 1942 года подводная лодка перешла на Лавенсари, а 12 августа вышла в район западнее острова Борнхольм (позиция № 1). На борту субмарины находился известный писатель-маринист Александр Ильич Зонин. Вечером 14 августа «Л-3» форсировала Финский залив, но на сутки задержалась в районе острова Богшер, проводя тренировку личного состава.

    18 августа у мыса Эландс Норраудде (северная оконечность Эланда) «Л-3» вышла в свою первую торпедную атаку на транспорт из состава конвоя. Видимо, тренировка не прошла даром, и обе выпущенные торпеды попали в цель, отправив на дно шведский транспорт «К.Ф. Лильевальш» (5513 брт), шедший в Германию с грузом железной руды, который Грищенко определил как танкер в 15000 тонн. На судне погибло 33 человека, в том числе капитан Эрнст И.Ф. Брамфорд и лоцман. Семь человек из его экипажа спасены шлюпкой, спущенной с другого судна. После выпуска торпед лодку выбросило на поверхность, и охраняющие конвой шведские эсминцы «Норденшельд» и «Норчёпинг» контратаковали субмарину, сбросив на нее 42 глубинные бомбы, от взрывов которых «Л-3» получила незначительные повреждения.

    После атаки подводная лодка ушла к Готланду, где 21-22 августа провела поиск судов вдоль его восточного побережья, но ничего, кроме шведских рыболовных шхун обнаружено не было. С одной из них «Л-3» чуть было не столкнулась. Досмотрев судно, шведов отпустили.

    Днем 23 августа в районе Карлскроны подводная лодка была обнаружена шведским миноносцем. Чтобы оторваться от преследования на «Л-3» не запускалась издающий сильный шум помпа, для сбережения заряда аккумуляторов горячей пищи не готовили.

    24 августа субмарина прибыла в район минной постановки. Тщательно разведав фарватеры, «Л-3» 25 августа выставила 6 мин в районе Треллеборга. Якорь седьмой мины не вышел из трубы, и в течение получаса мина буксировалась подводной лодкой. Все же «Л-3» сумела завершить минную постановку, выставив еще две минные банки (по 4 и 9 мин). Результатом этого заграждения стала гибель 28 августа германской парусно-моторной шхуны «Вальтер» (177 брт) с пятью моряками. Упоминаемые в качестве минного успеха «Л-3» германские подводные лодки «U-416» и «U-446» к минам «Фрунзовца» не имеют никакого отношения. «U-416» подорвалась в 50 милях восточнее минного заграждения «Л-3» у острова Борнхольм, на британской авиационной донной мине 30 марта 1943 года. Субмарина не затонула, а приведена в Штеттин и после ремонта вновь введена в строй в качестве учебной. «U-446» погибла на английской авиационной донной мине 21 сентября 1942 года в Данцигском заливе у Кольберга.

    Подготовка к боевому походу.
    члены экипажа ПЛ «Л-3». Июль 1942.
    Возвращение «Л-3» в Кронштадт. 10 сентября 1942 г. Слева направо: командир подлодки П.Д. Грищенко, комиссар М.Ф Долматов, старпом В.К. Коновалов, старшина группы трюмных машинистов М.В. Вальцев.
    Торпедисты «Л-3»: краснофлотец В.И. Молочков, ком. отд. П.И. Мишин и краснофлотец П.Г. Еременко.
    Возвращение из боевого похода. Торжественный обед. Третий слева - старшина 2 статьи Николай Федорович Миронов.

    На исходе 26 августа «Л-3» обнаружила конвой и четырьмя торпедами атаковала два транспорта из его состава. С борта подводной лодки наблюдали попадания в оба транспорта и пожары на них, но данных со стороны противника, подтверждающих успех «Л-3», нет.

    27 августа субмарина переместилась в район южнее острова Эланд, где была заменена лопнувшая крышка правого дизеля. Вечером 1 сентября юго-восточнее маяка Эланд-Седра-Удде «Л-3» атаковала миноносец типа «Фальке» который шел в охранении большого конвоя, и, хотя на лодке слышали взрыв, в данное временя Германия не теряла кораблей этого класса. Спустя 20 минут «Л-3» вновь атакует, на этот раз торпеды были выпущены по оставшимся без охраны транспортам. Вскоре командир субмарины наблюдал в перископ, что одно судно тонет, а второе стоит без хода, но зарубежных данных о результатах этой атаки нет.

    Утром 3 сентября «Л-3» начала возвращение в базу и в ночь на 5 сентября приступила к форсированию Финского залива. Возвращение давалось нелегко. Четырежды над лодкой гремели взрывы вражеских мин, нанеся кораблю незначительные повреждения корпуса и механизмов. Счастливо преодолев противолодочный барраж противника, в ночь на 9 сентября «Л-3» прибыла на Лавенсари, откуда перешла в Кронштадт.

    Командование высоко оценило результаты последнего похода «Л-3». Весь ее экипаж был отмечен правительственными наградами. За короткий промежуток между походами корабль посетили писатели Александр Фадеев, Всеволод Вишневский, поэтесса Ольга Берггольц.

    Уже 27 октября 1942 года «Л-3» снова выходит в море. 29 октября корабль приступил к преодолению противолодочного рубежа противника. Вечером следующих суток при форсировании заграждения «Юминда» подводная лодка подорвалась на мине. К счастью, взрыв, произошедший в 30 метрах выше над лодкой, не нанес ей существенных повреждений, только в корпусе в районе 15-го шпангоута образовалась вмятина. Вечером 1 ноября «Л-3» вышла из Финского залива. На следующий день в 6 милях южнее маяка Утё подводная лодка выставила минную банку из 10 мин, на которой 17 ноября подорвался транспорт «Гинденбург» (7888 брт), перевозивший из Данцига в Финляндию 1000 (по другим данным 2000) советских военнопленных. Кроме них на борту судна находились 191 охранник, 36 автомобилей и другое военное имущество. При взрыве 15 человек, в том числе 6 пленных погибли. Еще 13 пленных было ранено в ходе подавления бунта, который вспыхнул после подрыва судна. «Гинденбург» держался на плаву, но попытка спасти пароход не увенчалась успехом, и он затонул между островами Корпо и Нагу 19 ноября.

    Командир ПЛ «Л-3» П.Д. Грищенко.
    Группа командиров «Л-3». В центре П.Д. Грищенко.
    Штурман «Л-3» капитан-лейтенант Петров А.И.
    Боцман «Л-3» мичман К.Е. Настюхин.
    Электрик ПЛ «Л-3» старший краснофлотец Бурдюк А.Д., 1942 год.

    Ещё одну банку из 7 мин «Л-3» выставила 5 ноября в 14 милях северо-западнее маяка Нидден близ Мемеля. Вероятно, 9 декабря здесь подорвался и погиб со всем экипажем пароход «Эдит Боссельман» (952 брт). Скорее всего, здесь же нашли свой конец отправлявшиеся из Данцига и пропавшие без вести транспорты «Тристан» (1766 брт), 5 февраля 1943 вышедший в Мемель, «Грундзее» (866 брт), вышедший 6 февраля 1943 в Либаву, и «Диршау» (762 брт) вышедший 29 ноября 1942 в Ригу. От последнего осталась только пустая шлюпка, найденная 3 декабря 1942 в районе Шварцорта (ныне Юодкранте, Литва). Данная минная постановка не имеет отношения к гибели германского парохода «Мария Фердинанд» (1757 брт), который выбросился на берег после подрыва на мине у Либавы 14 января 1943 года.

    В ночь на 6 ноября юго-западнее Мемеля «Фрунзовец» выходит в атаку на миноносец противника, но торпеды прошли мимо цели. В ночь на 10 ноября подводная лодка сместилась к Либаве, где при попытке 13 ноября атаковать конвой «Л-3» попала под таранный удар транспорта и лишилась перископов. К счастью, больше никаких повреждений подводная лодка не получила.

    В этот же день, выставив в 11 милях юго-западнее мыса Акменрагс оставшиеся 3 мины, подводная лодка покинула позицию и начала возвращение в базу.

    Форсировав заграждение «Зееигель», «Л-3» 18 ноября ошвартовалась в Кронштадте и вскоре встала на ремонт.

    1 марта 1943 года подводной лодке «Л-3» было присвоено звание Гвардейской, а 9 марта командиром субмарины стал капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Коновалов Владимир Константинович , бывший ранее помощником командира «Фрунзовца».

    В свой следующий, пятый по счету, боевой поход «Л-3» вышла спустя почти два года после последнего выхода на позицию. К этому времени между СССР и Финляндией было заключено перемирие. 1 октября 1944 года «Л-3» вышла из Кронштадта. Пройдя финским шхерным фарватером в Балтийское море, вечером 5 октября подводная лодка направилась к острову Борнхольм (позиция № 8), куда прибыла утром 9 октября.

    Вечером 11 октября севернее мыса Аркона «Л-3» выставила минное заграждение (20 мин одной банкой). Мины были поставлены на полигоне боевой подготовки Кригсмарине; прошло больше месяца, пока они нашли своих жертв. 14 ноября на них получило повреждение учебное судно «Альберт Лео Шлагеттер» (1634 брт), на котором при взрыве погибло 15 человек. Следом за ним утром 20 ноября взрыв прогремел у борта миноносца «Т-34», который только что вступил в строй. Корабль потерял кормовую оконечность, перевернулся и затонул, унеся с собой 55 членов экипажа и 24 офицера и курсантов артиллерийской школы.

    12 октября «Л-3» сместилась к Истаду, где в ночь на 15 октября в 10 милях юго-восточнее маяка Смюгехук подводная лодка атаковала одиночный транспорт. С субмарины наблюдали попадание торпеды и гибель судна, но зарубежных данных об этой атаке «Л-3» нет.

    21 октября «Л-3» получила приказ действовать в районе Либавы (сектор № 3). Утром 25 октября она была у Мемеля, где в этот же день подводная лодка атаковала конвой. После залпа субмарину выбросило на поверхность. Заметив подводную лодку, цель без труда уклонилась от торпед. На следующий день «Л-3» вышла в атаку на сторожевик из состава конвоя. Через минуту после выпуска торпед на субмарине слышали взрыв, а при наблюдении за конвоем атакованный корабль не был обнаружен, что дало основание посчитать его потопленным. По данным противника данная атака «Л-3» безрезультатна; тральщик, сопровождавший конвой наблюдал след торпеды, после чего корабли противника сбросили на подводную лодку несколько глубинных бомб.

    После новой смены позиции подводная лодка 2 ноября имела кратковременный контакт с силами ПЛО противника, после которого на «Л-3» пришлось ремонтировать правый дизель. 11 ноября командир субмарины донес о возвращении в базу, и 16 ноября подводная лодка прибыла на Ханко. На следующий день «Л-3» перешла в Турку, где встала на ремонт.

    Командир «Л-3» Герой Советского Союза В.К. Коновалов у своего корабля. Лето 1945 г.
    Группа членов экипажа «Л-3». Стоят (слева направо): старший торпедист старший краснофлотец В.Д. Шумский, Х, Х; сидят: гвардии старшина 2 статьи И.А. Синицын, Х, гвардии мичман К.Е. Настюхин и гвардии старшина 2 статьи М.Я. Буренков. Лето 1945 г.
    Шведское судно «К.Ф. Лильевальш», потопленное торпедами «Л-3» 18 августа 1942 г.
    Транспорт «Гойя» потопленное торпедами «Л-3» 17 апреля 1945 г.

    Кампанию 1945 года «Л-3» начала 23 января. Через два дня подводная лодка заняла указанный район (позиция № 5-н), где 26 января произвела минную постановку в 4-4,5 милях от аванпорта Виндавы. (Из правой минной трубы выставлено 10 мин. Остальные 10 мин из-за неисправности мотора минного устройства и образования наледи в левой минной трубе поставить не удалось). По всей вероятности, на минах, выставленных «Л-3», 29 января 1945 года подорвался и затонул германский транспорт «Генри Лютгенс» (1141.брт), на котором погибло 9 человек, хотя нельзя не принять во внимание постановки мин в этом районе советскими ВВС. Часто упоминаемые в советской литературе в качестве минных успехов «Л-3» транспорт «Йерсбек» (2804 брт) и ледокол «Поллюкс» (4191 брт), погибли на минах в районе Либавы соответственно 28 марта и 7 февраля 1945 года; тральщик «М-3138» (бывший «KFK-182», 112 брт) погиб 23 марта 1945 в районе Либавы на минах, выставленных, скорее всего, советской авиацией.

    31 января «Л-3» произвела торпедную атаку на транспорт из состава конвоя. На подводной лодке наблюдали взрыв в носовой части одного из судов. Противник не преследовал атаковавшую подводную лодку и не комментирует результат этой атаки. По данным А.В. Платонова жертвой атаки «Фрунзовца» стал транспорт «Генри Лютцов» (1411 брт), но согласно списку судов торгового и рыболовного флота Германии судна с таким именем не существовало. В этот же день «Л-3» еще два раза выходит на боевой курс, но все выпущенные торпеды не попали в цель.

    В ночь на 2 февраля «Л-3» переместилась к маяку Брюстерорт, где корабли из состава 2-й боевой группы своим огнем поддерживали оборону прибрежного фланга немецкой армии. Атаковать их из-за малых глубин подводная лодка не смогла, зато выставила на путях отхода кораблей 2 мины. Так как минно-сбрасывающее устройство было неисправно, остальные восемь мин поставить не удалось.

    4 февраля «Л-3» безуспешно атаковала миноносец «Т-36» из состава охранения карманного линкора «Адмирал Шеер», в ответ миноносец «Т-28» сбросил на подводную лодку 28 глубинных бомб. На следующий день «Л-3» покинула позицию и направилась в базу. Через три дня она была в Турку.

    В свой последний поход в Великой Отечественной войне, который принес известность и славу командиру «Л-3» Коновалову, подводная лодка отправилась утром 23 марта 1945 года. Субмарине предстояло действовать в пределах позиции № 3 в Данцигской бухте. К утру 26 марта подлодка прибыла в район Хельской косы, где, разведав фарватеры, вечером 28 марта установила две минных банки. Выбору места постановки мин мешал густой туман, и невозможность определится, так как с момента выхода из базы подлодка не имела обсервации. В итоге мины были выставлены на большом удалении от прибрежного фарватера. Часто упоминаемый как погибший здесь сторожевик «Vs-112» затонул 10 апреля 1945 года в Кильской бухте. Выполнив задачу установки минного поля, подлодка попыталась определить свое место, отойдя к маяку Хоборг на побережье Готланда, но из-за тумана на смогла этого сделать. К тому же на субмарине вышли из строя гидроакустическая станция, а затем гирокомпас, что потребовало определенного времени для их ремонта.
Жертвы мин ПЛ «Л-3»:

Транспорт «Генри Лютгенс», погибший на мине «Л-3» 29 января 1945 г.
Транспорт «Гинденбург», подорвавшийся на мине 18 ноября 1942 года и затонувший на следующий день.
Пароход «Edith Bosselman», погиб 9 декабря 1942 г. в точке 55.27 с.ш. 20.41 в.д. на мине «Л-3».
Португальский «Sagres», бывший «Albert Leo Schlageter» в строю до сих пор. Фото 1984 г.

Дополнительно: Записи штурмана ПЛ И.Г.Павлова, относящиеся к завершающему этапу последнего боевого похода подводной лодки в апреле 1945 года.

Тактико-технические характеристики ПЛ «Л-3» (1944 г.).

    Вернувшись на позицию, в ночь на 1 апреля «Л-3» получила приказ проникнуть в Данцигскую бухту и атаковать крупные надводные корабли, обстреливающие наступающие советские войска, но достаточно сильный корабельный дозор противника не дал этого сделать. В ночь на 4 апреля подлодка, снова отойдя к Хоборгу, наконец-то смогла определиться, после чего повторила попытку прорваться в Данцигскую бухту, которая снова не увенчалась успехом, после чего командир субмарины принял решение искать противника северо-восточнее маяка Риксхефт.

    Две первые попытки атаковать сорвались из-за невыгодных первоначальных условий обнаружения цели. Наконец, в ночь на 17 апреля севернее маяка Риксгафт «Л-3» вышла в атаку на транспорт на транспорт из состава конвоя. Пуск торпед производился из надводного положения. Через 70 секунд на подводной лодке зафиксировали два сильных взрыва, а верхняя вахта наблюдала, как судно разломилось надвое, его корма задралась вверх и начала быстро погружаться. Целью «Л-3» оказался германский теплоход «Гойя» (5230 брт), на борту которого, по разным оценкам находились более 7 тысяч человек (1500 солдат 4-й танковой дивизии вермахта, 385 раненых военнослужащих, остальные беженцы из числа гражданских лиц). Судно затонуло, унося с собой, по различным оценкам, порядка 7 тысяч жизней; из находившихся на его борту выжило лишь 175 человек. Гибель транспорта «Гойя» по количеству жертв стоит на первом месте среди морских катастроф за всю историю мореплавания, опережая знаменитые «Титаник» и «Вильгельм Густлов». Занимаясь спасением людей, корабли охраны конвоя смогли сбросить в безопасном удалении от субмарины только 5 глубинных бомб. «Л-3» продолжала оставаться в этом районе, и через двое суток вновь вышла на боевой курс. Первая атака прошла неудачно. Через 6 минут торпеды были выпущены вновь. С подводной лодки наблюдалось попадание «с сильными повторными взрывами, разноцветными трассами вверх и большим пламенем», благодаря которым подлодка была обнаружена и обстреляна. Срочное погружение прекратило наблюдение за результатом атаки; противник не преследовал. По различным послевоенным данным, жертвой торпед «Л-3» часто называют тяжелую плавбатарею «SAT-5» («Роберт Мюллер-6»), но этот корабль был потоплен советской авиацией 18 апреля 1945 года у Пиллау. Возможной жертвой торпеды «Л-3» стал один из катеров-тральщиков плавбазы «MRS-11».

«Л-3» в изобразительном искусстве:
Подводная лодка «Л-3». рисунок

Торпедирование транспорта «Гойя». Художник И. Родионов. Открытка.

    После безуспешной атаки немецкого конвоя 21 апреля, «Л-3» направилась в базу, куда благополучно прибыла через 4 дня.

    Окончание войны Краснознаменная подводная лодка «Л-3» встретила в ремонте. Учитывая последние успехи корабля, его командир капитан 3 ранга В.К.Коновалов 6 июля 1945 года был удостоен звания Героя Советского Союза.

    9 июня 1949 года подводная лодка получила обозначение «Б-3». 17 августа 1953 года она была выведена из боевого состава и переквалифицирована в учебную подводную лодку, а 21 мая 1956 года разоружена и переформирована в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть «УТС-28».
Рубка «Л-3» в Лиепае и Парке Победы на Поклонной горе в Москве. Мемориальная доска с именами членов экипажа ПЛ «Л-3». Парк Победы, Москва. Фото Евг. Чирва. сентябрь 2008 г.

    15 февраля 1971 года станция исключена из состава ВМФ СССР и сдана на разборку. Рубка субмарины была установлена у штаба бригады подплава в Лиепае. После развала СССР и ухода Российской Армии из Прибалтики рубка «Л-3» эвакуирована и в 1995 году установлена у мемориала на Поклонной горе в Москве.

7 боевых походов.
22.06.1941 – 05.07.1941
15.07.1941 – 31.07.1941
09.08.1942 – 10.09.1942
27.10.1942 – 18.11.1942
01.10.1944 – 16.11.1944
23.01.1945 – 08.02.1945
23.03.1945 – 25.04.1945

    16 торпедных атак, с выпуском 46 торпед. Достоверно потоплено 3 судна (10.793 брт)

18.08.42 ТР «К.Ф.Лильевальх» (5513 брт)
17.04.45 ТР «Гойя» (5230 брт)
18.04.45 мотобот (ок. 50 брт)

    11 минных постановок (выставлено 122 мины), на которых, возможно, погибли 7 судов (13544 брт) и 1 корабль; повреждено 1 судно (1634 брт).

28.08.42 ПМШ «Вальтер» (177 брт)
19.11.42 ТР «Гиндербург» (7880 брт)
29.11.1942 ТР «Диршау» (762 брт)
09.12.42 ТР «Эдит Боссельман» (952 брт)
05.02.1943 ТР «Тристан» (1766 брт)
06.02.1943 ТР «Грундзее» (866 брт)
14.11.44 УС «Альберт Лео Шлагеттер» (1634 брт) – поврежден.
20.11.44 Мц «Т-34» (1754 т)
29.01.45 ТР «Генри Лютгенс» (1141 брт)

    Всего потоплено 10 судов (24337 брт) и 1 корабль, 1 судно повреждено.

Стоят (слева направо): старшина группы трюмных машинистов М.В. Вальцев, командир минно-торпедной группы Л.И.Шелобод, боцман мичман К.Е.Настюхин, командир БЧ-5 М.А.Крастелев, командир БЧ-2-3 старший лейтенант И.А.Дубинский, командир группы рулевых старший лейтенант И.С.Луганский; сидят: командир БЧ-1-4 старший лейтенант А.И.Петров, командир лодки П.Д.Грищенко, командир группы движения техник-лейтенант Н.И.Шевяков, помощник командира капитан-лейтенант В.К.Коновалов, старшина группы торпедистов С.И.Сидоров...

В 1953 году минный заградитель перестал быть боевой единицей, а в 1971 году ему было отведено почетное место в Московском Центральном музее Отечественной войны. В Петербурге же открылся целый музей, посвященный славной истории легендарного боевого минного заградителя «Л-3», совершавшего в сложнейших условиях 12 успешных боевых походов.

В общей сложности им были потоплены 23 корабля противника: подводные лодки, эсминцы, транспорты, сторожевики. Сведения, представленные в уникальном музее, интересны каждому посетителю. Невозможно не склонить голову перед теми подвигами, которые совершал минный заградитель Л-3. Достаточно привести лишь несколько фактов: в грозном 1942 году «Л-3» 73 раза пересек полосу минных заграждений. Легендарная лодка «Л-3» уничтожила в общей сложности 30 экипажей врага. Это огромный вклад в Победу. Люди, которые служили на лодке, в общей сложности получили 423 ордена и медали разного достоинства, капитан лодки стал Героем Советского Союза. Это капитан третьего ранга В.К.Коновалов.

Коновалов Владимир Константинович
05.12.1911 - 29.11.1967
Контр-адмирал ВМФ СССР, Герой Советского Союза.
Коновалов Владимир Константинович - командир гвардейской подводной лодки (ПЛ) "Л-3" бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота, гвардии капитан 3-го ранга.
Родился 5 декабря 1911 года в селе Надёжное ныне Гуляйпольского района Запорожской области Украины. Еврей. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года. В 1932 году окончил 3 курса вечернего рабфака при Донецком горном институте.
Работал слесарем на шахте в Донецке. После окончания рабфака Индустриального института в 1932 г. по комсомольскому набору поступил в Военно-морское училище имени Фрунзе, которое окончил в 1936 году и был направлен на Черноморский флот штурманом подводной лодки "М-51".
В августе 1936 года Владимир Коновалов начал службу на Черноморском флоте в качестве штурмана подлодки "М-51", а затем до июня 1938 года был младшим лётчиком-наблюдателем, штурманом отряда 11-й авиационной эскадрильи ВВС Черноморского флота. С июня 1938 года по декабрь 1939 года - штурман, помощник командира ПЛ "Д-4".
В Военно-Морском Флоте с 1932 года. В 1936 году окончил Военно-морское училище имени М.В. Фрунзе, а в 1940 году - Высшие специальные курсы командного состава подводного плавания Краснознамённого учебного отряда подводного плавания (КУОПП) имени С.М.Кирова.
В октябре 1940 года, после окончания Отделения помощников командиров ПЛ Высших специальных курсов командного состава при Учебном отряде подводного плавания имени Кирова, назначен помощником командира подводной лодки "Л-З", "Фрунзевец". С 10 ноября 1940 года В.К. Коновалов - помощник командира минного заградителя - ПЛ "Л-3" "Фрунзенец" (командир - Грищенко Пётр Денисович) Краснознамённого Балтийского флота. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В период с начала войны до конца 1942 года в составе экипажа минзага "Л-3" Коновалов В.К. совершил пять боевых походов на дозорную службу, прикрытие фланга сухопутных войск с моря, постановку минных заграждений, нарушение морских коммуникаций противника.

За это время торпедным и минным оружием ПЛ были потоплены свыше десяти вражеских кораблей и судов, в том числе пароход "К.Ф. Лильевальш" (водоизмещение 5513 брутто тонн) и транспорт "Гинденбург" (водоизмещение 7888 брутто тонн).
Под руководством опытного командира-подводника П.Д. Грищенко, его помощник В.К.Коновалов обеспечил хорошую организацию службы и подготовку подлодки к боевым походам. Во время минных постановок он грамотно и точно производил расчёты, чем способствовал успешному выполнению боевых задач, а при преследовании силами вражеской противолодочной обороны - чётко организовал взаимодействие командного пункта и боевых постов подлодки для быстрого уклонения от оружия и кораблей противника.
В годы войны эта подводная лодка, в восьми походах, под командованием П.Д. Грищенко и В.К. Коновалова уничтожила торпедным и минным оружием 28 кораблей и судов противника. В начале 1943 года В.К.Коновалов вступил в командование подводным минным заградителем. В марте того же года, командующий Краснознамённым Балтийским флотом адмирал Трибуц вручил ему Гвардейский Военно-морской флаг, которым была награждена "Л-З" за успехи в боевых походах 1941-1942 годов.

Вручение экипажу Л-3 гвардейского флага. Кронштадт, вероятно, 22 марта 1943г. Перед строем экипажа на верхней палубе новый командир лодки капитан 3 ранга В.К. Коновалов, принимая знамя, коленопреклонённо поцеловал гвардейский флаг и дал клятву... Лодка в маскирующей, белой окраске...

18 марта 1943 года В.К.Коновалов назначен командиром ПЛ "Л-3". Передавая корабль В.К.Коновалову, П.Д.Грищенко вручил ему, с дарственной надписью, Библию, изданную в 1904 году. Всю войну эта Книга не покидала подводную лодку.

В октябре 1944 года, после ремонта гвардейская подлодка, в числе первых, вышла для действий в южной части Балтийского моря, и под командованием гвардии капитана 3-го ранга В.К.Коновалова совершила три боевых похода в кампаниях 1944-1945 годов. На подходах к базам противника и на его морских сообщениях было выставлено 50 мин. После минных постановок командир действовал активно, смело и решительно атаковал корабли и суда врага, увеличив боевой счёт гвардейской "Л-3" на десять единиц. Так, торпедами минзага был потоплен вражеский транспорт "Гойя", водоизмещением 5230 брутто тонн, на котором находилось около 7000 военнослужащих и беженцев.

Осенью 1944 года подводная лодка совершила три боевых похода в южную часть Балтийского моря. В 1944-45 годы "Л-З", "Фрунзевец". под командованием В.К. Коновалова выполнила 11 торпедных атак (выпущена 31 торпеда), в результате которых уничтожила четыре вражеских транспорта общим водоизмещением 11.785 брт. Среди них транспорт "Шпресуфер", плавучая батарея "Р.Мюллер" с грузом боеприпасов, СКР "SV-112". Выполнила 5 минных постановок (выставлено 52 мины), на которых погибли транспорт "Генри Лютгенс", ледокол "Поллукс", эскадренный миноносец "Т-34", сторожевой корабль "SV-53" и тральщик "М-3138".

В начале февраля 1945 года, у Земландского полуострова, группа германских кораблей вела артиллерийский обстрел позиций наступавших Советских войск. Командир ПЛ получил боевой приказ воспрепятствовать этому. В результате смелой торпедной атаки был поражён один из кораблей. Подводная лодка действовала в условиях малых глубин, под килём оставались считанные метры. Во время контратаки противником было сброшено 28 глубинных бомб. За этот подвиг весь экипаж был награждён медалью "За взятие Кенигсберга". В апреле 1945 года был атакован из позиционного положения и уничтожен транспорт "Гойя", из состава вражеского конвоя, дистанция залпа составляла 8 кабельтовых (около полутора километров). На нём находилось свыше 7 тысяч гитлеровцев, По данным германских историков Ф.Руге и Г. Штейнвега среди них было 1300 подводников и 1500 солдат танковой дивизии вермахта, спаслось менее 170 человек. По свидетельству Гейнца Шёна, уцелевшего после гибели лайнера "Вильгельм Густлоф", атакованного ПЛ "С-13," по количеству жертв, гибель "Гойи" стала самой крупной катастрофой за всю историю мореплавания. Пять членов экипажа гвардейского минзага приняли участие в параде Победы 24 июня 1945 г. Позднее ограждение рубки "Л-З", "Фрунзевец" было установлено в Москве, на Поклонной горе.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования, личное мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии капитану 3-го ранга Коновалову Владимиру Константиновичу присвоено звание Героя Советского Союза. с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3295).
Имя капитана 3-го ранга Коновалова В.К. было отмечено в приказе Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина.

После войны отважный офицер-подводник продолжил службу на "Л-3", затем с мая 1946 по ноябрь 1947 года он командовал подводной лодкой "Н-27" (трофейной германской "U-3515" XXI серии).
В 1950 году В.К. Коновалов окончил Военно-морскую академию имени К.Е. Ворошилова, после чего до января 1955 года был начальником кафедры тактики 2-го Балтийского высшего военно-морского училища. С января по ноябрь 1955 года - начальник штаба, с ноября 1955 года по март 1958 года - командир бригады подводных лодок 4-го ВМФ (до января 1956 года) и Краснознамённого Балтийского флота. С марта 1958 года по май 1961 года - заместитель начальника 1-го отдела Управления начальника военно-морских учебных заведений и в последующем по август 1966 года - заместитель начальника штаба по боевому управлению Северного (с мая 1965 - Краснознамённого) флота.
7 мая 1966 года капитану 1-го ранга Коновалову В.К. присвоено воинское звание "контр-адмирал".

Награжден восемью орденами, в том числе тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени, орденом Красной звезды и полководческим орденом Ушакова II степени, медалями: "За оборону Ленинграда", "За боевые заслуги", "За взятие Кенигсберга", "За победу над Германией". Его боевые награды находятся в Центральном военно-морском музее.
С августа 1966 года контр-адмирал Коновалов В.К. - заместитель начальника Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола - начальник штаба местной обороны. Скончался 29 ноября 1967 года в городе-герое Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), похоронен на Красненьком кладбище.

Из наградного листа В.К.Коновалова:
"Имеет хорошую специальную и оперативно-тактическую подготовку. На тактических играх и учениях ориентируется правильно и принимает грамотные решения. Оружие и технику кораблей бригады знает. Новые подводные лодки 613 проекта изучил. Контроль за состоянием боеготовности кораблей бригады осуществляет систематически...
Имея хорошую теоретическую подготовку и большой опыт командования подводными лодками, умело передает свои знания командирам кораблей при их обучении"
Из аттестации 1945 года:
"За аттестационный период находился в двух боевых походах. На позиции действовал смело и настойчиво искал встречи с противником, в результате чего имел в обоих походах боевой успех..., энергичный, решительный, инициативный, требовательный к себе и подчиненным.
Умеет организационно обеспечить свое решение и настойчиво провести в жизнь"

Директор музея Алексей Георгиевич Петров.

Учащиеся по классам встретились с ветеранами-подводниками.

Капитан 1 ранга Хризман Исаак Яковлевич, ученик П.Д.Грищенко.

Контр-адмирал Владлен Васильевич Наумов.

Капитан 1 ранга Евгений Владимирович Коновалов.

Капитан 1 ранга Юрий Александрович Поль.

Марк Владимирович Коновалов, капитан 1 ранга.

Вице-адмирал Л.И.Жданов.

Друзья и сослуживцы неизменно ценят разнообразные таланты Леонида Ивановича, в том числе и дар рассказчика.

Заслуженное признание от благодарных слушателей.

Было что рассказать юным наследникам великой победы и генерал-майору Волобуеву Василию Тихоновичу.


Подводная война как составная часть Второй мировой на всем своем протяжении отличалась небывалым трагизмом - едва ли не большим, чем тот, что сопровождал все происходившее на суше. И надо отметить, что прежде всего вина за это лежит на немецких подводниках - «волках Деница». Понятно, что огульно обвинять в нарушении всех и всяческих конвенций всех без исключения подводников нацистской Германии было бы неверно. Но так же неверно и забывать о том, что именно они развязали неограниченную подводную войну. А коли развязали, то, стало быть, должны нести и ответственность за ее последствия - и за тяжесть возмездия, которое было неизбежным.

Увы, платить по счетам пришлось не только немецким военным морякам, но всему народу Германии. Именно так - как трагическое следствие действий германских вооруженных сил - и нужно рассматривать события, разыгравшиеся на Балтике в последние месяцы войны. Именно в это время советские подводники одержали три крупнейшие победы в Великой Отечественной, и они же стали крупнейшими трагедиями для немецких кораблей той эпохи. 30 января подлодка С-13 под командованием капитана 3-го ранга Александра Маринеско потопила лайнер «Вильгельм Густлофф» водоизмещением 25 484 брутто-регистровых тонны (вместе с ним погибли, по официальным данным, 5348 человек, по неофициальным, свыше 9000). Через неполные две недели та же С-13 потопила лайнер «Штойбен» водоизмещением 14 690 брутто-регистровых тонн (число погибших, по разным данным, от 1100 до 4200 человек). А 16 апреля 1945 года подводная лодка Л-3 «Фрунзевец» под командованием капитан-лейтенанта Владимира Коновалова потопила транспорт «Гойя» водоизмещением 5230 брутто-регистровых тонн.

В результате этой атаки вместе с транспортом, который утонул всего через семь минут после попадания первой из двух торпед, погибли около 7000 человек. В актуальном на сегодняшний день списке крупнейших морских катастроф гибель «Гойи» стоит на первом месте по числу погибших, почти в пять раз превосходя по этому показателю легендарный «Титаник». И всего лишь в полтора раза - советский госпитальный корабль «Армения»: на борту этого судна, потопленного 7 ноября 1941 года фашистской авиацией, погибли около 5000 человек, в подавляющем большинстве раненые и медработники.

Атака «Гойи» стала кульминационным моментом последнего, восьмого похода подлодки Л-3 «Фрунзевец» в годы Великой Отечественной войны. В него она отправилась 23 марта из финского порта Турку, где советские подводные лодки из состава бригады подлодок Краснознаменного Балтийского флота базировались с сентября 1944-го. К этому времени она уже считалась самой результативной среди советских субмарин по общему числу потопленных кораблей: к концу февраля 1945-го их счет у Л-3 перевалил за два десятка. Правда, большинство из них были потоплены не торпедами, а выставленными минами: лодка была подводным минным заградителем. Тем не менее в счет шли все победы, и Л-3, на которой за время войны сменился второй командир (первый, капитан 3-го ранга Петр Грищенко, в конце февраля 1943-го ушел на повышение, передав командование своему помощнику Владимиру Коновалову, служившему на лодке с 1940 года), уверенно выбилась в лидеры по числу потопленных судов.


Члены экипажа Л-3 вместе с командиром Петром Грищенко. Фото: Wikipedia.org


В восьмой поход лодка отправилась в район Данцигской бухты: операция немецкого флота «Ганнибал», целью которой была спешная эвакуация немецких войск и беженцев из Восточной Пруссии и с оккупированных земель Польши, куда уже вошли войска Красной Армии, была в разгаре. Ее не смогли прервать даже такие катастрофические потери, как потопление С-13 транспортов «Вильгельм Густлофф» и «Штойбен». И, несмотря на то, что обстоятельства их гибели прямо указывали на опасность использования для эвакуации мирного населения судов в камуфлированной окраске, идущих в сопровождении боевых кораблей, транспорт «Гойя» вышел в свой пятый и последний поход в рамках «Ганнибала» именно в таком формате. И практически сразу попал в поле зрения Л-3, не первый день подстерегавшей суда на северных подходах к Данцигской бухте. Предыдущие попытки атаковать конвои, шедшие оттуда, не увенчались успехом по разным причинам, и потому, когда в вечерних сумерках показался транспорт «Гойя» в сопровождении двух сторожевиков, командир лодки отдал команду атаковать конвой. Лодка пошла вдогонку за целью в надводном положении, поскольку подводная скорость не позволяла ей догнать транспорт, и незадолго до полуночи выпустила по нему две торпеды с расстояния в 8 кабельтовых (чуть менее полутора километров). Через 70 секунд на борту лодки увидели два мощных взрыва: обе торпеды попали в цель. Через семь минут транспорт «Гойя», расколовшись в месте попадания торпед, пошел на дно. Спастись удалось в общей сложности 183 пассажирам и членам экипажа - их подобрали другие суда.

Советская субмарина ушла с места атаки беспрепятственно: шокированные трагедией, команды сторожевиков поспешили на помощь немногим уцелевшим, а пяток глубинных бомб сбросили явно для острастки, вдалеке от Л-3. По пути на базу подлодка еще несколько раз атаковала вражеские конвои, но результата эти атаки не принесли. 25 апреля «Фрунзевец» вернулся на базу и больше в боевые походы не выходил. Через месяц после Победы, 8 июля 1945 года командиру лодки гвардии капитану 3-го ранга Владимиру Коновалову присвоили звание Героя Советского Союза «за образцовое выполнение боевых заданий командования, личное мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками». И на Балтике, и за ее пределами хорошо понимали, что командир лодки давно заслужил это звание, но поскольку он командовал субмариной только с 1943 года, приняв под свою руку уже гвардейский корабль (звание присвоено лодке 1 марта того же года), главным фактором стало потопление «Гойи».

В послевоенных исследованиях зарубежных специалистов, да и в отечественной исторической литературе последних двух десятилетий было модно называть гибель таких гигантов, как «Гойя», «Вильгельм Густлофф» и «Штойбен», не иначе, как преступлениями советских подводников. При этом авторы подобных утверждений напрочь забывали, что потопленные суда ни при каком старании нельзя было считать госпитальными или гражданскими. Все они шли в составе военных конвоев и имели на борту военнослужащих вермахта и кригсмарине, все имели военную камуфляжную окраску и бортовое зенитное вооружение и не имели нанесенного красного креста ни на борту, ни на палубе. И, стало быть, все три были законной целью для подводников любой страны антигитлеровской коалиции.

К тому же нужно понимать, что с борта подводной лодки любое судно, если только оно не имеет заметных при любых условиях обозначений госпитального и не идет в одиночестве, выглядит как вражеский корабль и рассматривается как законная цель. А о том, что на борту «Гойи», который до начала участия в операции «Ганнибал» служил мишенью для учебных торпед «волков Деница», находятся не только военные, но и беженцы, командир Л-3 мог только догадываться. Мог - но не был обязан. А потому, рассмотрев крупный транспорт под конвоем двух сторожевиков, логичным образом предположил, что судно военное и является законной целью.

… Сегодня рубка подлодки Л-3 занимает почетное место в экспозиции Парка Победы на Поклонной горе в Москве. Сюда ее перевезли из Лиепаи, где она до начала 1990-х стояла у здания штаба 22-й бригады подводных лодок. Появилась она там в начале 1970-х, когда легендарный «Фрунзевец» закончил свою военную службу, пройдя все обычные для дизель-электрической подлодки стадии: действительная военная в качестве боевого корабля до 1953 года, потом - переклассификация в учебную и служба в этом качестве до 1956 года, затем - разоружение и служба в роли учебной станции по борьбе за живучесть и, наконец, исключение 15 февраля 1971 года из списков флота для разделки на металл. Корабль на четыре года пережил своего знаменитого командира: Владимир Коновалов умер в 1967 году, дослужившись до звания контр-адмирала и поста замначальника кузницы кадров русских подводников - Высшего военно-морского училища подводного плавания имени Ленинского комсомола. И надо думать, его рассказы о военной службе и одержанных победах уверили в справедливости выбранной стези не один десяток курсантов-подводников.