Болезни Военный билет Призыв

Валерий яковлевич брюсов биография кратко самое важное. Биография — Брюсов Валерий Яковлевич. Педагогическая и культурно-просветительская работа после Октября

Брюсов Валерий Яковлевич (1873 - 1924) - русский и советский поэт, прозаик, редактор, переводчик. Один из первых русских литераторов, обратившийся к художественному направлению символизм.

Жизненный путь и творчество

Валерий Брюсов появился на свет в московской семье купца Якова Брюсова 1 (13) декабря 1873 года. Родители ограничивали доступ мальчика к религиозной литературе и пропагандировали теории Дарвина и атеизм. Не смотря на это, он получил великолепное образование в частных гимназиях.

«Юность гения» (1890-е - 1899).

В 1893-99 гг. Брюсов являлся студентом историко-филологического факультета Московского университета. К этому времени относится увлечение сочинениями французских символистов, решение развивать символизм в русской литературе. В 1894-95 гг. Брюсов, скрываясь под именем Валерия Маслова, издает 3 сборника под названием «Русские символисты», в которых публикует переводы, собственные стихи и стихи других авторов.

В 1895 году выпускает сборник стихов «Chefs d"oeuvre» («Шедевры»). Для молодого Брюсова свойственна самовлюбленность и чувство превосходства над обыденностью. В это время он писал в дневнике: «Моя юность - юность гения» . Для первого сборника и раннего творчества свойственны темы борьбы с устаревшим миром, желание уйти от будней и создать новый мир, подобный тому, что Брюсов находил в сочинениях символистов.

Молодой поэт активно экспериментирует с формой и рифмой стиха. Например, скандальный моностих «О закрой эти бледные ноги» (1895), в котором литературная общественность видела как издевку над поэзией, так эротический подтекст или библейские мотивы.

После университета работает в журнале «Русский архив», сближается с Бальмонтом. С 1899 года Брюсов возглавляет издательство «Скорпион».

Дореволюционный период (1900-1917)

Брюсов отмечен в истории русской литературы как активный издатель и редактор. После «Скорпиона» он участвует в издании альманаха «Весы», одного из ведущих журналов русского символизма.

Каждый три года выпускает сборник стихов: «Третья стража» (1900), высоко отмеченная в творческой среде; «Граду и миру» (1903), «Венок» (1906), в которых обращается к образу города и гражданской лирике. Следующие сборники отмечены камерностью, задушевностью, простотой выражения мыслей и чувств: «Все напевы» (1909), «Зеркало теней» (1912).

В Первую мировую войну поэт уходит на фронт как корреспондент, создает патриотические стихи. Этот духовный подъем вскоре сменяется другими настроениями, полными предчувствия скорой гибели современного строя. В период Первой русской революции 1905-1907 гг. Брюсов создает драму «Земля» (1904) о гибели человечества, новеллу «Последние мученики» (1906) о конце жизни русских интеллигентов.

Революция 1917 года и установление новой власти были приняты Брюсовым с воодушевлением. Это отмечено в поэтической (пять новых сборников стихов), переводческой, просветительской и преподавательской деятельности. В Московском университете поэт читал лекции по литературе и истории. Принимал участие в становлении различных советских литературных и поэтических объединений.

В 1919-1921 гг. возглавлял Всероссийский союз поэтов. Создал Литературно-художественный институт (1921), возглавлял его как ректор, получил ученое звание профессора.

Поздние стихи Брюсова отмечены воспеванием нового советского строя, интересом к науке как источнику вдохновения, поискам новых звучаний и стихотворных форм.

К стихотворениям Валерия Брюсова писали музыку Сергей Рахманинов и Михаил Гнесин, Александр Гречанинов и Рейнгольд Глиэр. Однако поэт не только писал стихи - он создавал пьесы и переводил зарубежных авторов, выпускал журналы и руководил литературным институтом. Валерий Брюсов стал одним из основоположников русского символизма.

«Громадные пакеты исписанной бумаги»

Валерий Брюсов родился в 1873 году в московской купеческой семье. Он был внуком поэта Александра Бакулина, автора «Басен провинциала».

В четыре года Брюсов научился читать и буквально поселился в родительской библиотеке. Он изучал биографии великих людей и зарубежную классику, зачитывался бульварными романами и научной литературой. Поэт вспоминал о детстве: «От сказок, от всякой «чертовщины» меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и о принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножению. Классическую литературу я знал плохо: не читал ни Толстого , ни Тургенева , ни даже Пушкина ; изо всех поэтов у нас в доме было сделано исключение только для Некрасова , и мальчиком большинство его стихов я знал наизусть» . Также Брюсов увлекался научными опытами: он проводил простые химические и физические эксперименты и изучал по книгам природу разных явлений. Еще в дошкольном возрасте мальчик написал первую комедию - «Лягушка».

В 11 лет Валерий Брюсов стал учеником частной гимназии Креймана - после экзамена его приняли сразу во второй класс. Дома он рос без товарищей, не знал простых детских игр, а увлеченность наукой и литературой отдаляла его от одноклассников еще больше. Однако позже Брюсов сблизился с другими юными любителями чтения, вместе они начали издавать рукописный журнал «Начало». В эти годы начинающий писатель пробовал свои силы в прозе и поэзии, переводил античных и современных авторов. Однако первой публикацией Брюсова стала вполне обыденная статья - в 13 лет он выступил на страницах журнала «Русский спорт» в поддержку тотализатора на скачках.

«Беспрестанно начинал я новые произведения. Я писал стихи, так много, что скоро исписал толстую тетрадь Poesie, подаренную мне. Я перепробовал все формы - сонеты, тетрацины, октавы, триолеты, рондо, все размеры. Я писал драмы, рассказы, романы... Каждый день увлекал меня все дальше. На пути в гимназию я обдумывал новые произведения, вечером, вместо того чтобы учить уроки, я писал... У меня набирались громадные пакеты исписанной бумаги».

Журнал «Начало» выходил несколько лет, а после гимназисты оставили эту затею. Брюсов возобновил свою редакторскую деятельность, когда ему было 16 лет. Он стал выпускать в школе рукописный «Листок V класса». Газета критиковала гимназические порядки, так что вскоре ученика-вольнодумца вынудили перейти в другое учебное заведение. Он продолжил учиться в гимназии Поливанова.

Посвящение «Вечности и искусству»

В 1890-х годах Валерий Брюсов увлекся творчеством Пушкина и французских символистов - Шарля Бодлера, Поля Верлена, Стефана Малларме. В 1893 году он написал письмо Верлену, в котором назвал себя основоположником русского символизма. В тот же год Брюсов создал драму «Декаденты (Конец столетия)» - она рассказывала о некоторых фактах биографии французского поэта.

В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Он изучал историю и философию, искусство и литературу. Молодой поэт уделял много времени иностранным языкам - иногда лишь для того, чтобы читать зарубежных авторов в оригинале.

В дневнике Брюсов писал: «Если бы мне жить сто жизней, они не насытили бы всей жажды познания, которая сжигает меня» .

Уже на втором курсе обучения поэт опубликовал свой первый сборник «Chefs d’oeuvre» - «Шедевры». В предисловии он написал: «Печатая свою книгу в наши дни, я не жду ей правильной оценки... Не современникам и даже не человечеству завещаю я эту книгу, а вечности и искусству». Критики восприняли стихи скептически, в том числе из-за громкого названия книги. Двумя годами позднее вышел второй сборник - «Это - я». В нем появились урбанистические, исторические и научные мотивы. Следующую книгу - сборник стихотворений «Третья стража» с историко-мифологическими сюжетами - поэт посвятил Константину Бальмонту . Поэт публиковал свои произведения во многих московских и петербургских журналах, работал в московском издательстве «Скорпион».

В 1897 году Валерий Брюсов женился. Его избранницей стала Иоанна Рунт, молодая гувернантка сестер поэта. Поэт писал в дневнике: «Недели перед свадьбой не записаны. Это потому, что они были неделями счастья. Как же писать теперь, если свое состояние я могу определить только словом «блаженство»? Мне почти стыдно делать такое признание, но что же? Так есть» . Иоанна Рунт очень трепетно относилась к рукописям Брюсова, до свадьбы не давала их выбрасывать во время уборок, а после - стала настоящей хранительницей брюсовских трудов.

Валерий Брюсов и его жена Иоанна Брюсова (урожденная Рунт). 1899 год. Фотография: М.Золотарева

Валерий Брюсов с женой Иоанной Матвеевной

В начале ХХ века Валерий Брюсов сблизился с другими символистами - Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус , Федором Сологубом. В 1901 году вышел их первый совместный альманах «Северные цветы» - именно тогда символизм и стал сформировавшимся литературным течением. Поэты и писатели устраивали литературные встречи в кружке Гиппиус, на «средах» у Брюсова, а также у его друга Александра Миропольского (Ланга). Нередко здесь проходили модные в те годы спиритические сеансы. В комнатах приглушали свет и вызывали «духов», которые двигали мебель и даже «писали» таинственные тексты - разумеется, чужой рукой.

В 1903 году Брюсов выпустил книгу «Граду и миру», а в 1906-м - сборник «Венок». В «Венок» вошли произведения нескольких предыдущих лет - мифологические, лирические, а также посвященные революции и войне. Параллельно с литературным творчеством поэт издает журнал символистов «Весы», руководит отделом литературной критики в журнале «Русская мысль», пишет пьесы, прозу, переводит зарубежных авторов.

Корреспондент, переводчик, профессор

В годы Первой мировой войны Валерий Брюсов работал военным корреспондентом от газеты «Русские ведомости». Но патриотические настроения первых лет войны быстро угасли. Иоанна Брюсова вспоминала, что он «возвратился глубоко разочарованный войной, не имея уже ни малейшего желания видеть поле сражения». В этот период появились критические стихотворения Брюсова, но они так и остались неопубликованными.

В эти годы Валерий Брюсов сосредоточился не на сюжетах своих новых стихотворений, а на форме стиха и поэтической технике. Он подбирал утонченные рифмы, писал классические французские баллады, изучал приемы поэтов александрийской школы. Брюсов стал виртуозом импровизации: он создавал классический сонет за рекордно короткое время. Один венок сонетов «Роковой ряд» из пятнадцати произведений Брюсов создал всего за семь часов.

В 1915 году по заказу Московского армянского комитета Валерий Брюсов начал готовить сборник национальной поэзии. Антология охватывала полторы тысячи лет истории Армении. Поэт занимался и организацией работы, и переводами, и редактурой книги, и ее подготовкой к печати. Когда сборник вышел, Брюсов написал несколько статей об армянской культуре и книгу «Летопись исторических судеб армянского народа». Позже он получил звание народного поэта Армении.

После революции Валерий Брюсов стал государственным служащим. Сначала он руководил Комитетом по регистрации печати, работал в Госиздате, был председателем президиума Всероссийского союза поэтов, помогал готовить первое издание Большой советской энциклопедии. В 1921 году Анатолий Луначарский предложил Брюсову организовать Высший литературно-художественный институт. До конца жизни поэт оставался его ректором и профессором.

В 1924 году поэта не стало - он умер от воспаления легких. Валерия Брюсова похоронили на Новодевичьем кладбище.

Биография и эпизоды жизни Валерия Брюсова. Когда родился и умер Валерий Брюсов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты поэта, фото и видео.

Годы жизни Валерия Брюсова:

родился 1 декабря 1873, умер 9 октября 1924

Эпитафия

«Его воспламенял призывный клич,
Кто б ни кричал - новатор или Батый…
Не медля честолюбец суховатый,
Приемля бунт, спешил его постичь.

Взносился грозный над рутиной бич
В руке самоуверенно зажатой,
Оплачивал новинку щедрой платой
По-европейски скроенный москвич.

Родясь дельцом и стать сумев поэтом,
Как часто голос свой срывал фальцетом,
В ненасытимой страсти всё губя!

Всю жизнь мечтая о себе, чугунном,
Готовый песни петь грядущим гуннам,
Не пощадил он - прежде всех - себя…»
Стихотворение Игоря Северянина «Брюсов»

Биография

Столп отечественного символизма, Валерий Брюсов, казалось, был рождён под счастливой звездой. Он рос в обеспеченной семье, получил хорошее образование. Стихи будущий поэт стал писать с 13 лет. Его творческий путь складывался очень успешно, и ещё при жизни Брюсова называли «мэтром».

Впрочем, сам к собственному творчеству Брюсов относился ничуть не скромнее. Поэт был уверен, что рождён для великих дел, что призван оставить потомкам бессмертное наследие. Его стихи, был уверен Брюсов, будут учить в школе, а их автору будут ставить памятники.

В. Брюсов не так уж ошибался: он действительно сделался фактически классиком ещё при жизни. После периода увлечённости французскими символистами молодой поэт нащупал собственную верную линию. Его сборники выходят один за другим, посвящённые, как говорил автор, «не современникам и человечеству», но «вечности и искусству».

После окончания университета В. Брюсов занимался исключительно литературной деятельностью. Он писал и переводил стихи, издал несколько прозаических произведений. Реакция на последние была неоднозначна, но, так или иначе, незамеченными они не прошли. Брюсов был честолюбив, и честолюбие его имело под собой основание: практически все молодые поэты того времени отдавали дань его манере вольными или невольными подражаниями.

Однако уже перед революцией сборники Брюсова оценивались критикой гораздо прохладнее, нежели его ранние работы. Поэт пытается экспериментировать с жанрами, увлекается прозой. После революции он принимает вдохновенное участие в культурной жизни столицы, активно участвует в инициативах советской власти, занимает предлагаемые ему руководящие должности. Но здесь Брюсова поджидает и разочарование: новая поэзия, поэзия для советских людей мало согласуется с его сложными, подчас экспериментальными конструкциями. Личная жизнь поэта тоже не была гладкой: в ней была единственная и преданная ему супруга, но были также и страсти, и драматические события.

Последние годы жизни Брюсов страдал от неудовлетворённости, разочарования и непризнанности. В конце концов со своими высокими амбициями и желанием воздвигнуть самому себе «нерукотворный памятник» своим творчеством поэт оказался не нужен в новом мире. Брюсов скончался в возрасте 50 лет от воспаления лёгких, но знавшие его лично считали, что болезнь могла только опередить возможное самоубийство поэта.

Линия жизни

1 декабря 1873 г. Дата рождения Валерия Яковлевича Брюсова.
1881 г. Первые стихи Брюсова.
1885-1889 гг. Учёба в гимназии Ф. Креймана.
1890-1889 гг. Учёба в гимназии Л. Поливанова.
1894-1895 гг. Издание Брюсовым трёх сборников «Русские символисты» под псевдонимом «Валерий Маслов».
1893 г. Поступление на историко-филологический факультет Московского университета.
1895 г. Издание первого стихотворного сборника В. Брюсова «Шедевры».
1897 г. Издание второго стихотворного сборника В. Брюсова «Это я». Женитьба на И. Рунт.
1899 г. Окончание университета, начало работы в журнале «Русский архив».
1900 г. Издание третьего сборника Брюсова «Третья стража».
1903 г. Издание сборника «Urbi et Orbi». Назначение секретарём редакции «Новый путь».
1905 г. Издание сборника «Венок».
1907 г. Издание сборника рассказов «Земная ось».
1908 г. Назначение директором Московского литературно-художественного кружка.
1909 г. Издание сборника «Все напевы».
1914 г. Отправка на фронт в качестве военного корреспондента «Русских ведомостей».
1917-1919 гг. Руководство Комитетом по регистрации печати.
1919-1921 гг. Назначение председателем президиума Всероссийского союза поэтов.
1921 г. Организация Высшего литературно-художественного института, ректором и профессором которого В. Брюсов был до самой смерти.
9 октября 1924 г. Дата смерти Валерия Брюсова.

Памятные места

1. Д. 25 по ул. Петровка, где находилась гимназия Креймана, когда там учился В. Брюсов.
2. Д. 32 по ул. Пречистенка, где находилась гимназия Поливанова, когда там учился В. Брюсов.
3. Московский университет, который закончил В. Брюсов.
4. Дом № 30 по проспекту Мира в Москве, где Брюсов жил в 1910-1924 гг.
5. Дом № 52 по Поварской ул., где находился Высший литературно-художественный институт имени В. Я. Брюсова (1921-1925 гг.), который организовал и где работал поэт.
6. Новодевичье кладбище в Москве, где похоронен В. Брюсов.

Эпизоды жизни

Брюсов стремился во всём быть первым, на управляющих должностях - властвовать и диктовать свою волю; не любил критики. Знавшие его признавали, что «чувство равенства было Брюсову совершенно чуждо», он «умел или командовать, или подчиняться».

Скорее честолюбием, нежели политическими убеждениями объясняется усердие Брюсова к работе при советской власти. Увы, его труды не были оценены по достоинству: стихи Брюсова не годились для агитационных целей, и как поэт при большевиках Брюсов был нужен гораздо меньше, чем как просто должностное лицо.

В последние годы жизни В. Брюсов был очень одинок и пребывал в угнетённом состоянии духа. Возможно, из-за этого он увлекался морфием.


Передача из цикла «Мистика любви» «Валерий Брюсов и Нина Петровская. Дуэль»

Заветы

«Надо избрать что-нибудь одно - или жизнь, или смерть: если жить ты не можешь, то умри немедля; если же не хочешь умереть, живи, а не будь похож на улитку!»

«Благовоспитанность состоит в том, чтобы ничем не отличаться от других».

«Юность моя - юность гения. Я жил и поступал так, что оправдать моё поведение могут только великие деяния».

«В данном обществе мы всегда остаёмся в той самой маске, в какой случайно появляемся там первый раз, причём каждому из нас приходится в разных кругах носить множество самых разнообразных личин».

Соболезнования

«Каждый невольно выбирает из Брюсова то, что ему кажется в нем наиболее близким, понятным. И каждый ошибается, потому что в Брюсове нет ничего близкого другим: в нем все чуждо, он весь свой и только свой».
Зинаида Гиппиус, поэтесса

«Главное произведение Брюсова в прозе - Огненный ангел, - лучший, возможно, русский роман на иностранный сюжет».
Д. П. Святополк-Мирский, литературовед, литературный критик

«Впоследствии, вспоминая молодого Брюсова, я почувствовал, что главная острота его тогдашних стихов заключается именно в сочетании декадентской экзотики с простодушнейшим московским мещанством. Смесь очень пряная, излом очень острый, диссонанс режущий, но потому-то ранние книги Брюсова (до Tertia Vigilia включительно) - суть все-таки лучшие его книги».
Владислав Ходасевич

Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря (13 декабря по новому стилю) 1873 года в Москве. Родители рано занялись его образованием, и уже к восьми годам мальчик начинает писать стихи. С раннего детства родители разрешали читать Валерию все, кроме религиозной литературы, воспитывая его в духе атеизма. Это послужило поводом для отчисления Брюсова из частной гимназии Креймана в 1889 году, за пропаганду атеизма. В том же, 1889 году, в журнале «Русский спорт» выходит его первая статья. В первой гимназии он проучился четыре года с 1885. Во время обучения издавал рукописный журнал и писал стихи. После отчисления из гимназии Креймана переходит учиться в частную гимназию Поливанова, которую благополучно заканчивает в 1893 году. Ближе к окончанию гимназии Валерий Яковлевич начинает увлекаться математикой. В годы учебы открыл для себя французских поэтов-символистов. Влияние Верлена нашло отголоски во многих стихах Брюсова. В 1893 году пишет драму «Декаденты (Конец столетия)» про жизнь Верлена. В том же году поступает в Московский университет на историко-филологический факультет, который благополучно оканчивает в 1899. Во время учебы, в 1897 году, женится на Иоанне Матвеевне Рунт (1876-1965), с которой проживет до конца своих дней. Первая известность приходит после публикации сборников стихов «Русские символисты» в 1899.
По окончания университета полностью отдается любимому занятие – литературе. Начал работать в журнале «Русский архив». В 1899 стал одним из инициаторов создания издательства «Скорпион». Начало двадцатого века пик творчества поэта. В это время выходят сборники стихов «Граду и миру», «Венок», драма «Земля», «Огненный ангел». Свой сборник «Венок» Брюсов считал вершиной своего творчества. В 1904 году начинает издавать журнал «Весы». С 1910 году наступает духовный кризис, и многие его произведения подвергаются критике. В этот же период печатается в журнале «Русская мысль» и «Искусство в Южной России» с критическими статьями.
Революцию Валерий Яковлевич Брюсов встречает с воодушевлением и практически сразу начинает работать на государственной службе. Работал в Комитете по регистрации печати, потом в Московском библиотечном отделе, стал членом Моссовета, был председателем Всероссийского союза поэтов. В 1920 году вступает в ВКП(б). В 1921 Брюсов организовывает Высший литературно-художественный институт, в котором до своей смерти будет ректором и профессором. В том же году стал профессором МГУ. В последние годы своей жизни продолжает писать и пытается создать новое направление в поэзии. Так же занимается научной деятельностью и критикой.
Умер Валерий Яковлевич Брюсов 9 октября 1924 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Имя: Валерий Брюсов (Valeriy Bryusov)

Возраст: 50 лет

Деятельность: поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик

Семейное положение: был женат

Валерий Брюсов: биография

Блок считал себя недостойным рецензировать этого гения и тем более - печататься с ним в одном журнале. Дело в том, что главный поэт Серебряного века, перечитав произведение Валерия Яковлевича, настолько поразился его творением, что сразу поставил себя на ранг ниже. Стоит сказать, что поэт, чьи стихотворения цитируются любителями словесности и по сей день, обожествлялся современниками. Многие видели в Брюсове мессию, грядущего по водам хитросплетенных строк и обозначающим новые витки литературы.


В действительности этот мастер пера по праву считается основоположником русского символизма и предтечей акмеизма, который обзавелся как почитателями и последователями, так и коварными недоброжелателями.

Примечательно, что Валерий Яковлевич известен не только по стихотворениям – этот талантливый писатель проявил себя также в переводах, журналистике и нетривиальных прозах. Брюсов знаком по произведениям «Август», «Прощаю все», «Я люблю», «Первый снег» и другим примечательным работам, которые стали бессмертными.

Детство и юность

Мэтр русского символизма родился холодным зимним днем 1 (13) декабря 1873 года в самом сердце России. Будущий поэт рос и воспитывался в зажиточной купеческой семье вместе с сестрой Надеждой, которая стала профессором Московской консерватории.


У Валерия Яковлевича интересная родословная. Его дедушка по отцовской линии, Кузьма Андреевич, был крепостным помещика Брюса и за два года до отмены крепостного права – реформы, проведенной , – выкупился на волю и начал свое торговое дело. Благодаря упорству и трудолюбию, Кузьма Андреевич выбился из грязи в князи и приобрел двухэтажный особняк на Цветном бульваре в Москве.

По линии матери дедушкой литератора был Александр Яковлевич Бакулин, известный современникам как поэт-баснописец и автор сборника «Басни провинциала». Возможно, именно этот человек оказал влияние на Валерия Яковлевича.


Что касается отца Валерия, то Яков Кузьмич был фигурой загадочной и неоднозначной, сочувствовал идеям революционеров-народников, которые, движимые социалистическими идеями Герцена, всеми способами хотели приблизиться к интеллигенции и найти свое место в мире. Глава семейства был человеком азартным: увлекшийся лошадиными скачками, Брюсов-старший мигом просадил все состояние на ставках и чуть не остался без гроша в кармане.


Валерий Яковлевич рано пристрастился к литературе. Вместо того чтобы играть с мальчишками во дворе, будущий автор стихотворения «Грядущие гунны» проводил время за чтением классических произведений и бульварных романов, можно сказать, что юноша проглатывал книги одну за другой. Даже научные статьи, попадавшиеся случайно в руки Брюсова, не оставались без должного внимания.

Фаворитами Валерия были автор приключенческой литературы, подаривший миру «Капитана Немо», и писатель, сочинивший «Всадника без головы», Томас Майн Рид. Также известно, что Валерий Яковлевич получил блистательное образование, он учился в двух престижных гимназиях, а в последние годы пребывания на школьной скамье начал проявлять интерес к царице наук – математике – и успешно решал самые сложные уравнения и задачи.


Возможно, имя Брюсова стояло бы наравне с , Франсуа Виетом и , однако молодой человек выбрал другой, творческий, путь. Заслужив аттестат зрелости, молодой человек продолжил получать образование и стал студентом Московского университета им. – учился на историко-филологическом факультете.

Литература

Валерий Яковлевич Брюсов с детства знал свое призвание, поэтому уже в 13-летнем возрасте занимался сочинительством стихов. Яков Кузьмич поддерживал отпрыска во всех начинаниях, поэтому отсылал творческие потуги горячо любимого чада по изданиям и даже отправил его очерк об отдыхе с семьей в детский журнал «Задушевное слово». Написанное одиннадцатилетним мальчиком «Письмо в редакцию» было опубликовано в 1884 году.

Хотя ранние стихотворения Брюсова были сложены на ура, первые рассказы юноши нельзя назвать удачными. Стоит отметить, что, когда юный Валерий брал чернильницу и перо, его вдохновлял классик русской литературы . Позже Брюсов стал восторгаться Семеном Яковлевичем Надсоном.


Примечательно, что уже в 1893 году молодой поэт ставит перед собой цель стать распространителем символизма в России. Символисты старались обличить существование каждой души и наделить главного героя всем спектром человеческих переживаний. сказал, что возникновение этого течения является «желанием забыться, оказаться по ту сторону добра и зла».

Взглядам Брюсова предшествовали увлечения французскими поэтами, он наслаждался произведениями Бодлера, Верлена, Малларме и в конечном итоге стал автором драмы «Декаденты» («Конец столетия», 1893). В 1899 году Валерий Яковлевич получил диплом и стал усиленно заниматься литературой и разрабатываем теории символизма. Примерно в то же время Брюсов сблизился с .


Знакомство двух поэтов в дальнейшем переросло в крепкую дружбу, они тесно общались вплоть до эмиграции Константина Дмитриевича. Дошло до того, что в начале 20 века Брюсов посвятил приятелю сборник «Tertia Vigilia» («Третья стража»), который литературные критики считают первым ростком урбанистического этапа творчества писателя: автор все чаще и чаще воспевает в своих трудах просторы шумного города и скрупулезно описывает даже мельчайшие детали.

Через три года творческая биография Брюсова пополняется сборником гражданской лирики «Urbi et Orbi» («Граду и миру»). В собрание вошли элегия «Женщине», баллада «Раб», а также сонеты, поэмы, оды и послания. Произведения Валерия Яковлевича из «Urbi et Orbi» оказали влияние на , и .


Далее Валерий Яковлевич становится автором сборника «Στεφανος» («Венок», 1905), являющегося, по мнению Брюсова, апогеем его творчества. Все произведения из «Венка» написаны под влиянием ожесточенной революции, которая не могла не сказаться на настроении автора. В этой книге мало стихотворений о любви, но зато выражена активная гражданская позиция поэта.

В 1907 году Валерий Яковлевич становится автором дебютного романа «Огненный ангел». В основу сюжета легли взаимоотношения Брюсова, Андрея Белого и Нины Петровской, правда, действия главных героев происходят не в Москве, а в средневековой Европе. Писатель приправляет произведение фантастическими элементами и заимствует мотивы , взятые из «Фауста».


Позднее творчество Валерия Брюсова соотносят с революцией, причем, судя по произведениям поэта, он, подобно марксистам, начал восхвалять большевистский переворот и стал основоположником русской литературной ленинианы, противоречил своему же постулату, изложенному в стихотворении «Юному поэту» (1896).

По мнению литераторов, Валерий Яковлевич стремился под общий гул стать частью новой эпохи, однако не нашел поддержки публики и не смог выдержать конкуренции со стороны новой советской поэзии, которая отожествлялась с и .

Личная жизнь

Что касается личной жизни, то Валерий Яковлевич Брюсов женат только один раз: в 1897 году писатель сделал предложение руки и сердца чешке по происхождению Иоанне Рунт, которая ответила согласием. Влюбленные прожили рука об руку до самой смерти, а Иоанна была как верной женой, так и музой, вдохновляющей поэта на новые произведения. Детей в семье Брюсовых не было.

Смерть

Основоположник символизма в России умер 9 октября 1924 года в Москве. Причина смерти – воспаление легких. Великий поэт был предан земле на Новодевичьем кладбище. Известно, что после смети возлюбленного Иоанна Матвеевна опубликовала неизданные произведения супруга.

Библиография

  • 1895 – «Chefs d’Oeuvre» («Шедевры»)
  • 1903 – «Urbi et orbi» («Городу и миру»)
  • 1907–1911 – «Земная ось»
  • 1907 – «Огненный ангел»
  • 1909 – «Все напевы»
  • 1911–1912 – «Алтарь победы. Повесть IV века»
  • 1912 – «Зеркало теней»
  • 1913 – «Ночи и дни»
  • 1916 – «Рея Сильвия. Элули, сын Элули»
  • 1916 – «Семь цветов радуги»
  • 1916–1917 – «Девятая Камена»
  • 1917–1919 – «Последние мечты»
  • 1922 – «Дали»
  • 1924 – «Mea» («Спеши»)
  • 1928 – «Неизданные стихи»