Болезни Военный билет Призыв

В каком веке произошло объединение индии. Титулы правителей Индии. История Индии. Колониальный период истории Индии

В цари носили различные титулы. Самыми распространенными из них были магараджа, раджа и султан. Подробнее о правителях Древней Индии, Средневековья и колониальной эпохи вы узнаете из этой статьи.

Значение титулов

Магараджа в Индии - это великий князь или которому подчинялись более мелкие властители. Считается наивысшим титулом, который был доступен владыкам этих земель. Изначально он принадлежал повелителю огромного индийского царства, существовавшего во II веке и занимавшего большую часть полуострова Индостан, Суматру, Малакку и несколько других островов. Также этот титул иногда носили и более мелкие правители. Они могли принять его сами или получить от британских колонизаторов.

Султан - верховный правитель во времена мусульманского владычества в Индии. Первым стал носить Хасан Бахман-шах. Он правил государством Бахманидов с 1347 по 1358 год. Позднее этот титул имели все представители мусульманских династий, которым принадлежал Делийский султанат - земли в северной части Индии.

Раджа - титул, который изначально носили представители династий, владевших какими-либо территориями. Позднее так начали называть всех владетельных особ, имевших хоть какую-то власть. Правитель Индии, носивший титул раджи, мог быть только выходцем из высших каст - кшатриев (воинов) или брахманов (жрецов).

Империя Маурьев

Государство существовало примерно с 317 по 180 год до н. э. Его образование началось после того, как Александр Македонский покинул эти земли, не пожелав помочь Чандрагупте в войне с царями, правившими империей Нанда. Однако он смог своими силами расширить собственное государство и без вмешательства греков.

Наивысший расцвет приходится на время царствования Ашоки. Он был одним из самых могущественных правителей в Древней Индии, сумевшим подчинить себе огромные территории, на которых проживало не менее 40 млн человек. Империя прекратила свое существование через полвека после кончины Ашоки. На смену ей пришло государство во главе с вновь образовавшейся династией Шунга.

Средневековая Индия. Правление династии Гупта

В этот период ни сильной централизованной власти, ни объединенной империи не существовало. Было лишь несколько десятков небольших государств, которые постоянно воевали друг с другом. В то время правитель в Индии носил титул либо раджи, либо магараджи.

С приходом к власти династии Гуптов в истории страны начался период, который называют «золотым веком», так как при императорском дворе сочинял пьесы и поэмы Калидас, а астроном и математик Арьябхата сумел рассчитать протяженность экватора, предсказывал солнечные и лунные затмения, определил величину "πи", а также сделал много других открытий. В тиши дворца философ Васубандху писал свои буддийские трактаты.

Представителей династии Гупта, правивших в IV-VI веках, называли магараджами. Ее основателем был Шри-Гупта, принадлежащий к касте вайшья. После его смерти империей правил Самундрагупта. Его государство простиралось от Бенгальского залива и до Аравийского моря. В это время появляется практика, связанная с дарением земли, а также передачей прав администрации, сбора налогов и суда местным правителям. Такое положение дел влекло за собой образование новых центров власти.

Падение империи Гуптов

Бесконечные распри между многочисленными правителями ослабляли их государства, поэтому они очень часто подвергались набегам иноземных завоевателей, которых влекли несметные богатства этих мест.

В V столетии на земли, принадлежащие династии Гуптов, пришли племена кочевников-гуннов. К началу VI века они смогли захватить центральную и западную части страны, но вскоре их войска потерпели поражение, и они вынуждены были покинуть Индию. После этого государство Гуптов просуществовало недолго. Уже к концу столетия оно распалось.

Образование новой империи

В VII веке многие страны на пали под натиском войск одного из тогдашних правителей- Харшавардхана, владыки Канауджа. В 606 году он создал империю, размер которой можно сравнить с государством династии Гуптов. Известно, что он был драматургом и поэтом, а Канаудж при нем стал культурной столицей. Сохранились документы тех времен, где говорится, что этот правитель Индии ввел необременительные для людей налоги. При нем же появилась традиция, согласно которой каждые пять лет он раздавал щедрые дары своим подчиненным.

Государство Харшавардхана составляли вассальные княжества. После его кончины в 646 году империя тут же распалась на несколько раджпутских княжеств. В это время завершилось формирование кастовой системы, которая действует в Индии и по сей день. Эта эпоха характеризуется вытеснением буддийской религии из страны и повсеместным установлением индуизма.

Мусульманское правление

Средневековая Индия в XI столетии все так же увязала в раздорах, постоянно происходивших между многочисленными государствами. Воспользовавшись слабостью местных вельмож, мусульманский правитель Махмуд Ганзеви вторгся на их территорию.

В XIII столетии вся северная часть Индии оказалась завоеванной. Теперь власть принадлежала мусульманским правителям, носивших титулы султанов. Местные раджи лишились своих земель, а тысячи прекрасных индийских храмов были разграблены, а затем и разрушены. На их месте начали возводить мечети.

Могольская империя

Это государство существовало в 1526-1540 и 1555-1858 годах. Оно занимало всю территорию современных Пакистана, Индии и юго-восточную часть Афганистана. За все это время границы Могольской империи, где правила династия Бабуридов, постоянно менялись. Этому способствовали захватнические войны, которые вели представители этой династии.

Известно, что ее основателем стал Захиреддин Мухаммед Бабур. Он происходил из рода Барлас и был потомком Тамерлана. Все члены династии Бабуридов говорили на двух языках - персидском и тюркском. У этих правителей Индии титулы достаточно сложные и разнообразные. Но одно сходство у них все-таки было. Это титул «падишах», некогда позаимствованный у персидских властителей.

Изначально будущий правитель Индии был владыкой Андижана (современный Узбекистан), который являлся частью государства Тимуридов, однако ему пришлось бежать из этого города под натиском кочевников - дештикипчакских узбеков. Так вместе со своим войском, состоящим из представителей различных племен и народов, он оказался в Герате (Афганистане). Затем он двинулся в Северную Индию. В 1526 году в битве при Панипате Бабуру удалось разгромить армию Ибрахима Лоди, бывшего в то время делийским султаном. Через год он опять одержал победу теперь уже над раджпутскими правителями, после чего территория Северной Индии перешла в его владение.

Наследник Бабура, сын Хумаюн, не смог удержать власть в своих руках, поэтому более 15 лет, начиная с 1540 и заканчивая 1555 годом, Могольская империя была в руках у представителей афганской династии Сюридов.

Титулы властителей в колониальной Индии

Начиная с 1858 года, когда Британская Империя установила свое владычество на полуострове Индостан, англичанам было необходимо заменить всех местных правителей, которых не устраивало присутствие завоевателей на их земле. Так появились новые властители, которые получили титулы непосредственно от колонизаторов.

Таковым был правитель Шинде из провинции Гвалиор. Он получил титул магараджи, когда перешел на сторону англичан во время знаменитого восстания сипаев. Такое же звание за свои заслуги перед оккупантами получил в честь коронации императора Георга V и Бхагават Сингх, живший в провинции Гондал. Властитель земель в Барода Сайаджирао III стал магараджей после того, как отстранили предыдущего за казнокрадство.

Интересно, что не только коренные индийцы могли носить это звание. Существовали и так называемые белые раджи, к примеру, представители английской династии Брук. Они правили небольшим государством Саравака около ста лет, начиная с середины XIX века. Только когда в 1947 году Индия обрела независимость и стала республикой, все титулы правителей официально были упразднены.

Индийская цивилизация — одна из самых древних на планете. Созданные здесь религиозно-этические учения и произведения искусства отличаются необыкновенными красотой и самобытностью. При этом большой интерес представляет и политическая история Индии, полная невероятных поворотов и событий.

Древняя Индия

Хараппская цивилизация (3000-1500 лет до н. э.)

Примерно 5000 лет назад в долине реки Инд на территории современного Пенджаба возникла хараппская цивилизация. Учёные полагают, что этнически хараппцы относятся к дравидийским народам, до сих пор населяющим юг Индии. Существовали предположения, что первая цивилизация в Индии была создана переселенцами из Шумера или арийскими племенами. Но последние археологические исследования говорят о том, что, по всей видимости, хараппцы были коренными жителями этого региона, а их культура была вполне самобытна.

Около 2500 года до н. э. начался «золотой век» хараппской цивилизации. Здесь строились большие города с продуманными и чёткими планировками. В двух крупнейших городах — Хараппе и Мохенджо-Даро, по некоторым подсчётам, могли единовременно проживать от 30 до 100 тысяч жителей. Дома горожан были разными, в зависимости от достатка хозяев. Бедняки жили в небольших однокомнатных строениях, а дома богачей могли быть настоящими многоэтажными дворцами. В каждом дворе был свой колодец, также археологи обнаружили в хараппских городах остатки канализационной системы.

Найденные в долине Инда артефакты свидетельствуют о том, что хараппцы были миролюбивым народом. Завоеваниям они предпочитали торговлю и ремёсла. Раскопки города Лотхалы показали, что местные жители были талантливыми мореплавателями. Город был одновременно портом и центром ремесла и торговли. Здесь были целые улицы, состоящие из мастерских, где изготавливали посуду, ювелирные изделия и ткани. Из Лотхалы гружённые товарами лодки отправлялись в северо-восточную Африку и Западную Азию. Археологи нашли немало табличек и керамики с надписями, свидетельствующими о существовании уже в это время письменности. Но, к сожалению, расшифровать язык хараппцев учёным пока не удалось.

Основными занятиями хараппцев, как и большинства народов бронзового века, было земледелие и скотоводство. Им были знакомы многие сельскохозяйственные культуры. Для полива полей создавались сложные ирригационные системы. Также харрапцы сумели приручить овец, коз, коров, кошек, собак и слонов.

Религиозные представления жителей хараппской цивилизации ещё мало изучены. По всей видимости, их религия уже содержала некоторые элементы будущего индуизма. Археологические находки позволяют сделать выводы, что среди хараппцев был популярен культ богини-матери, а также были распространены мифологические сюжеты, заимствованные из шумеро-аккадской религии.

Около 1500 года до н. э. хараппские города начали приходить в упадок. Ремесла становятся более грубыми и примитивными, приходят в запустение общественные здания и дворцы, разрушаются канализационные и ирригационные системы. Учёные высказывают ряд гипотез, объясняющих варваризацию хараппской культуры: засоление почв, изменение течения Инда, наводнения и засухи. Вскоре после окончательного упадка хараппской цивилизации на эти земли пришли новые племена.

Арийское завоевание Индии. Ведийская цивилизация (1500 — 500 лет до н. э.)

Приблизительно в XII-VII веках до н. э. на территорию современной Индии пришли арийские завоеватели. Современная наука уже может дать ответ на вопрос, где была прародина ариев. Когда-то индийцы и иранцы были единым народом. Их предки проживали в районе Средней Азии — в Прикаспийских степях, Западной Сибири, на территории Казахстана, Туркмении, Узбекистана. Скорее всего, индоарии переселялись оттуда на Индостан несколькими миграционными волнами. Пришельцы обосновались на севере полуострова, в то время как хараппцы и другие местные племена были вынуждены перебираться на юг. Впрочем, во многих регионах переселенцы и аборигены сосуществовали мирно, перенимая культуру и традиции друг друга.

Индоарийскую культуру часто ещё называют ведийской, поскольку главным культурным достоянием этой цивилизации являются веды — священные писания, в которых изложены основы индуизма. Самой известной ведой является «Ригведа», датируемая XI-X веками до н. э. Благодаря «Ригведе», учёные смогли узнать многое о философско-религиозной картине мира индоариев и составить представление о социальном устройстве, быте и основных занятиях местного населения. Индоарии были политеистами. В их пантеон входили:

  • Индра — громовержец и воитель;
  • Варуна — бог небесных светил и законодатель;
  • Вишну — бог солнца;
  • Агни — бог огня;
  • Сома — божество опьяняющего напитка бессмертия;

Кроме того, индоарии верили в существование множества злых и добрых мелких духов.

Ведийская культура относится уже к железному веку. Благодаря железным орудиям, индоарии могли осваивать труднопроходимые области Индостана, эффективно обрабатывать почву и достичь высокого уровня во многих ремёслах.

В отличие от харрапцев, где основой общественной организации были народные собрания, у индоариев ключевую роль играл царь, чью персону подданные обожествляли. Из Ирана древние индийцы заимствовали варно-кастовую систему, которая развилась здесь именно в ведийскую эпоху.

Буддийский (магадхско-маурийский) период (V — II вв. до н. э.)

Революционной в истории Индии была эпоха правления династии Маурьев. Эти могущественные правители:

  • создали на Индостанском полуострове объединённое государство с развитой инфраструктурой;
  • способствовали расцвету местной культуры, распространению письменности, углублению научных знаний;
  • сделали многое для развития торговли.

В этот период в Индии распространяется буддизм и появляются такие религиозные учения как вишнуизм и шиваизм.

В середине I тысячелетия до н. э. долина Ганга стала полем борьбы между множеством мелких государств. Каждое из них стремилось установить своё влияние в регионе. Постепенно началось возвышение Магадхи — сильного и богатого царства, расположенного на северо-востоке современной Индии, со столицей в Паталипутре. В ходе упорной борьбы цари Магадхи сумели сокрушить большинство своих политических противников.

Северо-западные же области Индии в VI в. до н. э. стали частью империи Ахеменидов, правивших в Персии. В IV в. до н. э. государство Ахеменидов пало под натиском войска Александра Македонского. После победы македонский правитель незамедлительно выдвинулся в Индию. Однако усталая армия требовала от Александра возвращения домой. Александр Македонский был вынужден повернуть, так и не дойдя до Магадхи.

В 322 году до н. э. царём Магадхи становится Чандрагупта — представитель новой династии Маурьев. Для того чтобы получить трон, Чандрагупте пришлось не только бороться с царями прежней династии — Нандами, но и с греческими гарнизонами, оставленными в Индии Александром Македонским. Цари из династии Маурья сумели объединить под своей властью все княжества севера Индии и поддерживали тесные связи с Египтом и империей Селевкидов. Империя Маурьев простиралась от Гималаев до центральной части Индостана.

Маурьи сделали много для распространения на полуострове буддизма, сумели укрепить вертикаль власти и создали сложную бюрократическую систему. Благодаря появлению монеты, в стране стали развиваться кредитно-банковское дело и торговля.

Концом империи Маурьев был заговор Пушьямирта Шунга (185 г. до н. э.), после которого к власти пришла новая династия.

Классический период (IV-V вв.)

Ещё при последних Маурьях империя начала постепенно разрушаться. Новой династии — Шунгам — пришлось столкнуться с неповиновением мелких индийских князьков, а также с греческими и иранскими завоевателями.

В I в. н. э. на территории Средней Азии возникла могущественная Кушанская империя. Кушанские цари сумели подчинить себе земли, когда-то входившие в государство Маурьев и некоторые греческие колонии. В III в. Кушанская империя пала и на территории Индии начался период раздробленности. Центром возрождения единой Индии снова стала Магадха. В 320 г. на царском престоле Магадхи укрепилась династия Гуптов. Их правление считается «золотым веком» в истории Индии. Гупты были талантливыми воителями и сумели создать крупнейшую по площади империю на Древнем Востоке.

Однако в середине V века империя Гуптов столкнулась с серьёзным противником — ираноязычными эфталитскими племенами. Пришельцы заняли почти всю северную Индию. Поздние Гупты сумели сохранить контроль только над Магадхой.

Средние века и Новое время

Эфталиты ненадолго задержались в Индии. Часть их ушла, а часть — ассимилировалась и переняла культуру местного населения. Индия снова погрузилась в усобицы и феодальную раздробленность. Одни княжества на время возвышались над другими, но буквально через считанные годы приходили в упадок. В этом хаосе возникла система сеньориально-вассальных отношений, аналогичная европейской. Серьёзные изменения в регионе начались в XI веке, когда Индия стала подвергаться набегам исламских завоевателей. Погрязшие в междоусобных войнах индийские князья не могли противостоять новой угрозе и были вынуждены подчиниться.

Исламский период

Тюркские завоеватели, исповедовавшие ислам, также были весьма неоднородны и часто соперничали друг с другом. В 1206 году на территории Индии возник Делийский султанат, быстро ставший лидером в регионе. Местная и мусульманская знать предпочли подчиниться делийским правителям, поскольку из Центральной Азии уже приходили вести об завоевательных походах Чингисхана. В XIII веке монголы не раз вторгались в Северную Индию, всякий раз оставляя много жертв и разрушений.

Султаны проводили политику исламизации. По их указам, были разрушены многие индуистские храмы, а на их месте воздвигнуты мечети. Из-за дополнительных налогов, налагаемых на «неверных» в этот период отмечается некоторый упадок ремесла и торговли. Раджи и махараджи из числа этнических индийцев могли сохранять свои владения только при условии полного подчинения султану, предоставления ему своих военных отрядов и выплаты дани.

В XIV веке Делийский султанат начал слабеть. Окончательное его падение произошло в конце того же века после вторжения в Индию Тамерлана. В 1526 году один из потомков Тамерлана — Бабур — был вынужден бежать из Центральной Азии. Бабур вместе со своим войском вторгся в Северную Индию и вскоре подчинил её себе, положив, тем самым, начало Империи Великих Моголов.

Потомки Бабура понимали, что для поддержания стабильности внутри империи им необходима опора в лице местной знати. Поэтому они прекратили разрушение индуистских святынь и стали принимать в чиновничий корпус индусов. Великие Моголы были талантливыми завоевателями и мудрыми правителями, сделавшими многое для развития экономики и культуры.

Однако к XVII веку империя сильно ослабла. Причиной тому было множество факторов:

  • начало европейского вторжения в Индию;
  • междоусобные войны между наследниками престола;
  • действия индуистской знати, настроенной на свержение власти иноземцев;
  • крестьянские волнения;
  • выступления сикхов (народа на севере Индии, боровшегося за независимость).

Окончательное падение Империи Великих Моголов произошло в 1858 году, когда английские войска захватили Дели и взяли в плен последнего могольского правителя.

Европейцы в Индии

Для европейцев Индия была богатым и притягательным краем. Европейская знать была готова платить огромные деньги за индийские специи, ткани и ювелирные украшения. Борьба за Индию началась ещё в XVI веке, когда на Индостане появилась первая португальская колония. Вскоре соперничество за индийские богатства и внутренние рынки развернулось между Португалией, Испанией, Францией, Англией и Нидерландами.

Европейцы с помощью денег или военной угрозы переманивали на свою сторону местных дворян, пытаясь заручиться их поддержкой. В середине XVIII века наиболее активным игроком в регионе стала Франция, начавшая здесь создание своей колониальной империи. Её планам помешали англичане. В ходе конфликта обе стороны использовали отряды сипаев — индийских солдат, воевавших под знамёнами европейских держав. Итогом англо-французской войны стала победа англичан, начавших немедленное освоение Индии.

Для укрепления своей власти на занятых территориях англичане заключали с индийскими княжествами договора, по которым те должны были отказываться от самостоятельной внешней политики и огромной части налогов в обмен на военную помощь. Поскольку англичане вывозили из Индии всё, представлявшее хотя бы минимальную ценность, княжества стремительно нищали и были вынуждены полностью отказываться от своего суверенитета.

Огромные налоги, упадок многих ремёсел, кабальные условия аренды земли приводили к обнищанию населения, безвозвратной гибели многих ремёсел и массовому голоду. В отличие от прежних завоевателей, англичане не собирались ассимилироваться и перенимать местные порядки. Из Индии просто выкачивались все ресурсы. Причём, если индийские феодалы, заинтересованные в постоянном притоке налогов, старались не слишком притеснять землевладельцев, то англичан абсолютно не беспокоил уровень жизни населения. Поэтому колониальная Индия была намного беднее феодальной. В XIX веке колонизаторы попытались создать в Индии буржуазные отношения и развитую промышленность. В некоторых городах, например, Бомбее, это удалось. Но из-за сохранения феодальных пережитков индийская экономика не могла развиваться полноценно.

Местное население не раз пыталось выступить против колонизаторов. Самой известной такой попыткой было восстание сипаев 1857-59 годов. Однако повстанцев ждала неудача, поскольку:

  • вожди восстания не смогли выступить единым фронтом;
  • знать, возглавившая народное движение не была готова идти на уступки крестьянам;
  • англичанам удалось переманить большинство феодалов на свою сторону;
  • сипайская армия была слишком слаба для серьёзных военных действий;
  • восставшие не смогли создать чёткую политическую программу и выдвинуть подходящие для всего населения лозунги.

Но, несмотря на поражение повстанцев, английская администрация была вынуждена пойти на ряд уступок.

Хотя колонизаторы принесли индийскому народу немало горя, они же способствовали сплочению индийцев перед лицом общей угрозы. К тому же англичане строили заводы, железные дороги и школы. Молодые люди из богатых семей ездили учиться за границу, привозя оттуда новые знания и идеи. В начале ХХ века в Индии стали появляться политические партии и кружки, пропагандировавшие независимость и свободу. Также влияние на внутреннее положение Индии оказали революции в России, Германии и Китае.

Одними из самых активных общественных деятелей того времени были Махатма Ганди и Бал Гангадхар Тилак. Особой популярностью их идеи стали пользоваться после окончания Первой Мировой войны. Ганди сумел наладить связи не только с индусами, но и с индийскими мусульманами, начавшими халифатское движение. Инициированное интеллигенцией движение неповиновения в начале 1920-х годов подхватили и крестьяне. За координацию всех действий отвечал Индийский Национальный Конгресс — первая политическая партия страны.

Сначала англичане были готовы на уступки, но в условиях обострившейся международной обстановки британская администрация пошла на радикальные меры, арестовав Ганди и его сподвижников. Вскоре Индия в составе Британской империи вступила во Вторую Мировую войну.

На протяжении всей войны продолжались выступления против британцев. Ситуация усугублялась ростом взаимной ненависти между индусами и мусульманами. После завершения войны власти Великобритании пришли к выводу, что Лондон больше не в состоянии удерживать индийские колонии. Для того чтобы предотвратить дальнейшие религиозно-этнические конфликты, было решено разделить Индию на две части — мусульманскую и индуистскую. Так в августе 1947 года на карте мира возникло сразу две независимых страны — Пакистан и, собственно, Индия.

Независимая Индия

Несмотря на разделение бывших британских колоний, конфликт между мусульманами и индусами продолжался ещё много лет и привёл к нескольким индо-пакистанским войнам. Граница по обе стороны была наводнена беженцами, периодически вспыхивали региональные столкновения.

В 1948 году был убит Ганди и правительство возглавил Джавахарлал Неру. В Национальном Конгрессе в 1950-е годы началось соперничество двух политических группировок. Одна выступала за развитие по западному капиталистическому пути, а другая настаивала на государственном управлении экономикой. В итоге, левая оппозиция откололась от Национального Конгресса и основала собственную партию.

Сегодня экономику Индии можно охарактеризовать как смешанную. Благодаря талантливым руководителям страны, таким как, Индира Ганди, Лал Бахадур Шастри и Нарасимха Рао, здесь удалось провести ряд успешных экономических реформ и внедрить многие технологические инновации. В 1970-е годы Индия даже стала ядерной державой. Сегодня из-за дешевизны ручного труда и сырья в Индии находятся филиалы многих крупных европейских и американских промышленных предприятий.

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Еще в раннюю эпоху в Индии появились высокоразвитые культуры. Наследие тех древних царств и по сей день присутствует в жизни субконтинента.

Первые люди, первая высокоразвитая культура

Примерно 30 тысяч лет назад на Индийский субконтинент пришли первые люди. Вероятно, они были родом из Африки, откуда отправились в более доступный северо-западный регион Индии, где распространились малыми группами охотников и собирателей. Считается, что земледельческие работы и строительство маленьких поселений началось примерно в 6000 г. до н. э., то есть несколько позже, чем в других местах. Однако первая из высокоразвитых индийских культур возникает всего несколько столетий спустя после великих царств Месопотамии и Египта и таким образом принадлежит к древнейшим в мире. Она просуществовала всего 750 лет, с 2500 по 1750 гг. до н. э., и о тех людях и их культуре известно очень мало.

Индская культура

Во всем мире ранние высокоразвитые культуры формировались в плодородных, подверженных наводнениям местностях у больших рек, в Индии - на берегах Инда. Административными центрами служили по меньшей мере два крупных города: Хараппа на севере и Мохенджо-Даро на юге. Вокруг этих городов и на 600-километровом отрезке между ними располагались мелкие деревни и поселения. Эта эпоха получила название Индской культуры, или Хараппского периода.

Мы не знаем, как те люди называли сами себя, свои города и свою культуру. Однако графические значки на печатях и глиняных черепках свидетельствуют о существовании письменной культуры. Их язык по сей день не расшифрован, и многое, что было записано на расходных материалах, например, на пальмовых листьях, утрачено безвозвратно. То малое, что можно воспринимать как надежные свидетельства, было обнаружено среди раскопанных руин больших городов.

Население Хараппы активно занималось сельским хозяйством: в качестве продуктов питания люди возделывали ячмень и пшеницу, а также хлопок для производства текстиля, держали крупный рогатый скот, овец, коз, свиней, птицу, одомашненных собак, верблюдов и слонов. Будучи высоко организованным и технизированным обществом, они изготавливали посуду, скульптуры и тонкой работы украшения из драгоценных и полудрагоценных камней, вели торговлю с шумерами, месопотамцами и прочими культурами.

Религия и культура Хараппы

О религиозном укладе хараппов ничего не известно, поскольку в их городах, судя по всему, не было храмов и каких-либо иных священных сооружений. Поэтому существует теория, согласно которой жители отправляли религиозный культ у себя дома. Возможно, сохранившаяся архитектура и найденные предметы обихода наведут нас на ответ.

Большие бани и имеющиеся повсюду общественные санитарные учреждения, найденные в Хараппе, Мохенджо-Даро и других городах, указывают на практику ритуальных омовений, которая позднее вновь обнаруживается в индуизме. Артефакты, по-видимому, изображают предшественников индуистских божеств - например, если на печатке различима рогатая фигура в позе йоги; другие печатки с изображениями животных, мифических существ и беременных женщин также могли иметь религиозное назначение.

Упадок Хараппской культуры

Индская культура, судя по всему, исчезла внезапно и бесследно примерно в 1750 г. до н. э. Этому было найдены различные объяснения, например, климатические изменения, опустошительные наводнения - регулярное явление для той местности - и чрезмерная эксплуатация земли, которая только увеличивала проблемы, вызванные наводнением. Согласно самой популярной теории, хараппы были завоеваны арабами, то есть кочевыми воинами, вторгшимися в Индию из Центральной Азии в 1750 г. до н.э. Следы конфликта и в самом деле имеются, особенно в Мохенджо-Даро. Однако нашествие индоевропейцев, пожалуй, не было единственной причиной упадка раннеиндийской культуры. По всей видимости, разложение протекало гораздо медленнее, чем предполагалось раньше, а именно было следствием смешения хараппов с другими культурами.

Распространение ариев

Арийские захватчики были воинами, чья культура была далеко не такой развитой, как культура народов, на которые они нападали. Основным пунктом их культуры было завоевание; в их религии доминировал бог Индра - всепобеждающий бог бури. В бой их вели военачальники на запряженных конями боевых колесницах. Они захватили персидские земли - название «Иран» происходит от слова «арийцы» - после чего отправились в Индию, где в долине Инда построили опорные пункты, а затем через север Индии двинулись к восточным территориям на берегах Ганга. Здесь их племенная культура, которую прежде большей частью составляли завоевательные походы, претерпела изменения, и арийцы занялись разведением скота и стали оседлыми земледельцами.

Ведическая культура

Первое время присутствия ариев в Индии, примерно с 1750 по 1000 гг. до н.э., называют ригведичес-ким периодом, по названию свода религиозных гимнов Ригведы, который на протяжении тысячелетий передавался из уст в уста до тех пор, пока не был записан в XIV веке н.э. Это наследие до сих пор пропитывает собой индийскую культуру. Вторгающиеся арии считали себя более благородными и ставили себя выше местного населения, что привело к формированию кастовой системы. Поначалу они ограничивались только северной частью Инда и Ямуны и сохраняли систему племенного совета, по которой каждым племенем (джаной) правил раджа. По-видимому, в каждом племени был свой верховный священнослужитель, и существовало деление на два слоя: арийские князья и простой народ. Позднее к ним прибавился еще и третий класс: захваченные в плен, называемые даса, что значит «темные». Под конец ригведического периода существовало четыре касты (варны), чатурварны («четыре цвета»). Во главе общества стояли священнослужители (брахманы), ниже следовали воины (кшатрии), затем простое население - крестьяне, ремесленники, торговцы (вайшьи) и, наконец, шудры - слуги. Эта фиксированная кастовая система все глубже укоренялась в обществе и в таком виде застыла.

Поздневедический период с 1000 по 500 гг. до н. э. прошел всецело под знаком жрецов, поэтому назван брахманским периодом. В это время получили развитие первые формы индуизма, арийцы расселились по поросшим густыми лесами равнинам Доаба между реками Ямуной и Гангом до самого Ганга. Вместо того чтобы завоевывать оседлое население, арии слились с ним. Возникло несколько царств, которые существовали за счет сельского хозяйства, торговли и богатых полезных ископаемых, в частности железа. При династии Маурьев в 300 г. до н.э., когда над обширной Северной Индией властвовал Чандрагупта Маурья, сформировалось брахманское письмо, с помощью которого были зафиксированы арийские писания и тексты на местных диалектах.


Рельеф в пещерах Аджанты, штат Махараштра (Центральная Индия), изображает Будду. Появился в период с 200 по 650 гг. н. э.

Два гранитных льва, в течение долгих веков пролежавших под песком; в 2004 г. были открыты в результате цунами близ Махабалипурама, южнее Мадраса.

Царство Маурьев

В 326 г. до н. э. в долину Инда со своей военной экспедицией вторгся Александр Македонский. Испытанное потрясение стало поводом для объединения страны и учреждения центрального правительства. Чандрагупта Маурья пришел к власти в царстве Магадха (со столицей в Паталипутре), захватил Северную Индию и основал династию Маурьев, которая просуществовала до 185 г.н.э., когда последний ее правитель предположительно был убит своим военачальником. Внук Чандрагупты Маурьи Ашока еще больше расширил территории государства. На самом пике своего развития оно охватывало всю Индию, за исключением крайнего юга.

Преисполнившись отвращения к кровопролитным захватническим походам, Ашока принял буддизм, который сформировался в V столетии. Буддизм стал доминирующей религией в Северной Индии и распространился на обширных территориях Центральной Азии. В 232 г., после смерти Ашоки государство Маурьев начало распадаться. В процессе распада страну осаждали всевозможные захватчики, которые не оставляли ее в покое на протяжении нескольких столетий.

Гуптское царство

Великое царство Маурьев распалось на маленькие царства, однако из них снова возникло всеохватное государство, объединенное под началом Гуптов, которые снова укрепили позиции индуизма и открыли Золотой век индийской культуры. Однако примерно до 300 г.н.э. доминировали кушаны или юэчжи (тохары), потомки кочевых монгольских племен, придерживающиеся открытой космополитичной культуры. Они вели торговлю с Центральной Азией, Китаем, Персией, Грецией, Римом и интенсивно обогащали индийскую культуру.

Когда правлению кушанов пришел конец, господство практически на всем субконтиненте установили Гупты. Примером для них служило царство Маурьев - с централизованным правлением и обновленной политической опорой в Паталипутре, откуда они контролировали торговлю и ремесла и пропагандировали единую систему ценностей. Они также в определенной степени допускали самоуправление и более чем на сто лет установили в Индии мир и стабильность. В это время индийцы имели контакты со всем миром. Торговля процветала, в особенности с Римом и Центральной и Южной Азией; в страну приходили не только новые товары, но и новые идеи. Эпоха династии Гуптов считается одной из самых продуктивных и творческих эпох в истории Индии. Калидаса, величайший индийский поэт, писал эпосы и драмы - появлялись шедевры на санскрите. В области математики, астрономии, медицины и химии были сделаны колоссальные достижения. А в 480 г. н. э. и Гуптам пришел конец - причиной тому были многократные набеги гуннов.

История Индии — одна из величественных эпических поэм мировой истории. Интерес к истории Индии в Европе особенно возрос после того, как гипотеза У. Джонса о родстве языков, теперь называемых индоевропейскими, была подтверждена трудами других исследователей, особенно немецкого профессора Ф. Боппа в начале XIX в. Поскольку ведийский санскрит считается древнейшим из известных языков этой семьи, предполагается, что Индия является прародиной всех индоевропейских народов. В прошлом страны старались увидеть свое прошлое, знать историю своих предков. Теперь, видимо по политическим соображениям, тему прошлого — поиска корней постарались закрыть.
Индия — земля древней цивилизации. Социальные, экономические и культурные конфигурации Индии являются продуктом длительного процесса региональной экспансии. Историю Индии нужно рассматривать в единстве двух подходов — регионального и хронологического. История Индии начинается с прихода ариев и рождения цивилизации долины Инда. Эти два этапа, как правило, называют доведическим и ведическим. В ведический период зарождается индуизм. В III в. до н.э. в период царствования царя Ашоки, принявшего буддизм и объединившего всю Индию, начинается распространение буддизма по всей территории Азии. В VIII в. н.э. в Индию впервые пришёл ислам и к XI в. н.э. твёрдо зарекомендовал себя в качестве новой политической силы. Это привело к формированию Делийского султаната, что в значительной степени повлияло на достижение политического единства в стране. К XVII в. империя Великих Моголов распадается, раздробившись на несколько региональных государств. Этот период совпал с приходом британцев. Длительная борьба за свободу против колониальных властей Великобритании была завершена в 1947 г., объявлением независимости.

История Индии в датах (хронология)

Индийская хронология отправляет нас в путешествие по истории субконтинента из древней Индии, включавшей в себя Бангладеш, Пакистан, Непал и Шри-Ланку к современной, но разделённой Индии.

Каменные жилища Бхимбетка (9000 до н.э. — 7000 до н.э.)

Первое известное постоянное поселение на территории Индии, представляющее собой пять групп каменных (скальных) жилищ, каждое из которых украшено изображениями, которые как считается, датируются периодом мезолита, было открыто археологами на южной окраине центральной части Индийского плато у подножия горного массива Виндхья.

Дохараппский период
Мергарская культура (7000 до н.э. — 3300 до н.э.)

Мергар является одним из наиболее важных археологических объектов, принадлежащих к эпохе неолита. В то же время, он является одним из старейших мест, которые свидетельствуют о существовании в этом периоде земледелия и скотоводства. Обнаруженное в 1974 г. и расположенное на равнине Качи в Белуджистане (Пакистан), оно находится к западу от речной долины Инда и охватывает территорию в 495 акров (250 акров—1 км 2).

период великого исхода из Индии протоиндоевропейских народов

Цивилизация долины Инда (3300 до н.э. — 1700 до н.э.)

Цивилизация долины Инда была обнаружена в 20-е годы прошлого столетия. Основные события в хронологии долины Инда приведены ниже:

Ранний Хараппский период (3300 до н.э. — 2600 до н.э.)
Зрелый Хараппский период (2600 до н.э. — 1700 до н.э.)
Поздний Хараппский период (1700до н.э. — 1300 до н.э.)
Ведический период (1700 до н.э — 500 до н.э.)

Ведический период можно разделить на два этапа:

Ранний Ведический период (1700 до н.э. —1000 до н.э.)
Поздний Ведический период (1000 до н.э. — 500 до н.э.)

600 до н.э .формируются 16 царств, известных как Махаджанапады (Каши, Косала, Анга, Магадха, Вриджи, Малла, Чеди, Вамша, Куру, Панчала, Матсья, Шурасена, Ассака, Аванти, Гандхара и Камбоджа).
599 до н.э. — рождение Махавиры , основателя джайнизма.
563 до н.э. — рождение Сиддхартхи Гаутамы (Будды), основателя буддизма.
538 до н.э. — завоевание Киром II Великим (царь Персии) западной части Индийского субконтинента (сейчас территория Пакистана).
500 до н.э. — ранние тексты на брахми.
500 до н.э. — Панини стандартизировал грамматику и морфологию санскрита, преобразовав его в классический. Окончание Ведической цивилизации.

Древняя Индия (500 до н.э. — 550 н.э.)

Характерен ростом популярности джайнизма и буддизма. Другие крупные события этого периода:

333 до н.э. — Дарий III (царь Персии) потерпел поражение от Александра Македонского. Начало образования империи Александра Македонского.
326 до н.э. — король Таксилы, Амби, сдаётся Александру после поражения в битве у реки Гидаспа.
321 до н.э. — Чандрагупта Маурья основал империю Маурья.
273 до н.э. — захват императором Ашокой империи Маурья.
266 до н.э. — Ашока завоёвывает большую часть Южной Азии, а также возвращает территории, захваченные некогда персами.
265 до н.э. — завоевание императором Ашокой царства Калинга и принятие им буддизма.
232 до н.э.— смерть императора Ашоки и приход к власти Дашаратхи.
230 до н.э. — приход к власти династии Сатавахана (Андхра).
200 до н.э. — 100 до н.э. — создание одного из первых трудов по грамматике и морфологии тамильского языка — Толькапиям.
184 до н.э. — убийство императора Брихадрата, падение династии Маурья и приход к власти династии Сунга (Шунга).
180 до н.э. — образование индо-греческого царства.
80 до н.э. — образование индо-скифского царства.
10 до н.э — образование индо-парфянского царства.
68 н.э. — образование Кушанской империи, основанной Куджулой Кадфизом.
78 н.э. — победа Гаутамипутры Саткарни над скифским царём Викрамадитьей и захват империи Сатавахана.
240 н.э. — Шри-Гупта основывает империю Гупта.
320 н.э. — приход к власти Чандрагупты I.
335 н.э. — приход к власти Самудрагупты, начало расширения империи Гупта.
350 н.э. — образование империи Паллава.
380 н.э. — власть в империи Гупта переходит к Чанрагупте II.
399 н.э. — 414 н.э — китайский буддийский монах Фа Сянь путешествует по Индии.

Средневековый период (550 н.э. — 1526 н.э.)

Этапы средневекового периода:

Раннее средневековье (до 1300 н.э.)

606 н.э. — начало правление царя Харшавардхана.
630 н.э. — путешествие в Индию китайского монаха, учёного и философа Сюаньцзана.
761 н.э — первое мусульманское вторжение под предводительством Мохаммеда бин Касима.
800 н.э — рождение Шанкарачарьи .
814 н.э. — Амогхаварша Нрипатунга I стал царём династии Раштракута.
1000 н.э. — вторжение Махмуда из Газни.
1017 н.э. — путешествие Аль-Бируни в Индию.
1100 н.э. — правление династий Чола, Кадамба и Раштракута.
1120 н.э. — империя Чалукья Кальяни достигает своего пика. Викрамадитья VI, махараджа Кунталы возвещает о начале эры Викрама Чалукьи.
1191 н.э. — первая битва при Тараине (Харьяна) между Мохаммедом Гори и Притхвираджем Чауханом III.
1192 н.э. — вторая битва при Тараине (Харьяна) между Мохаммедом Гори и Притхвираджем Чауханом III.
1194 н.э. — битва при Чандаваре между Мохаммедом Гори и Джаячандрой.
1288 н.э. — прибытие путешественника Марко Поло в Индию.

Период позднего средневековья (1300 н.э. — 1500 н.э.)

1300 н.э. — основание династии Кхилджи.
1336 н.э. — 1565 н.э. — империя Виджаянагар.
1498 н.э. — прибытие путешественника Васко-да-Гама в Индию (Гоа).

Постсредневековая эпоха (1526 н.э. — 1818 н.э.)

Основные события:

1526 н.э. — Бабур, основатель государства Великих Моголов и правитель Кабула, вторгся в Дели и Агру и убил султана Ибрагима Лоди.
1527 н.э. — битва при Канве и присоединение Бабуром Мевара.
1530 н.э. — смерть Бабура и приход к власти Хумаюна.
1556 н.э. — смерть Хумаюна и приход к власти его сына Акбара.
1600 н.э. — образование Ост-Индийской компании в Англии.
1605 н.э. — смерть Акбара и приход к власти Джахангира.
1628 н.э. — смерть Джахангира и приход к власти Шах-Джахана.
1630 н.э. — рождение Шиваджи.
1658 н.э. — Шах Джахан построил Тадж-Махал, Джамия Масджид и Красный Форт.
1659 н.э. — Шиваджи одерживает победу над Адилшахскими войсками в битве при Пратапгархе.
1674 н.э. — образование империи Маратха.
1680 н.э. — смерть Шиваджи.
1707 н.э. — смерть Аурангзеба и приход к власти Бахадур Шаха I.
1707 н.э. — раздел империи Маратха на две части.
1734 н.э. — царь Манипура, Памхейба, вторгается в Трипуру.
1737 н.э. — Баджи Рао I покоряет Дели.
1740 н.э. — смерть Баджи Рао I, приход к власти Баладжи Баджи Рао.
1757 н.э. — битва при Плесси (Палаши).
1761 н.э. — третья битва под Панипатом закончилась расширением империи Маратха.
1766 н.э. — первая англо-майсурская война.
1777 н.э. — первая англо-маратхская война.
1779 н.э. — битва при Вадгаоне.
1780 н.э. — вторая англо-майсурская война.
1789 н.э. — третья англо-майсурская война.
1798 н.э. — четвёртая англо-майсурская война.
1799 н.э. — смерть Типу Султана, восстановление династии Водияр.
1803 н.э. — вторая англо-маратхская война.
1817 н.э. — третья англо-маратхская война.
1818 н.э. — конец империи Маратха; взятие под контроль британцами большей части территории Индии.

Начало колониальной эпохи (1818 н.э. — 1947 н.э.)

Характеризуется взятием под контроль британцами почти всей территории Индии и заканчивается обретением свободы Индией в 1947 г.

Основные события, имевшие место во время колониальной эпохи:

1829 н.э. — запрещение англичанами обряда Сати.
1857 н.э. — первая индийская война за независимость, известная как Индийский Мятеж, или Восстание сипаев.
1885 н.э. — создание Индийского Национального Конгресса.
1919 н.э. — погром на Джаллианвалабагхе.
1921 н.э. — начало движения гражданского неповиновения Ганди.
1928 н.э. — убийство Лала Ладжпата Раи.
1930 н.э. — Соляной поход, Комиссия Саймона, Первый Круглый стол.
1931 н.э. — казнь Бхагат Сингха в Великобритании, Второй Круглый стол, пакт Ганди-Ирвина.
1937 н.э. — победа Индийского Национального Конгресса в большинстве штатов Индии, начало Второй мировой войны.
1946 н.э. — заявление Мусульманской Лиги о твёрдом намерении создать Пакистан.
1947 н.э. — обретение независимости и разделение Индии на несколько государств.

Примечание: Хронологию дат, начиная с Раннего Хараппского периода и заканчивая Ранним Ведическим периодом, нельзя считать объективной и достоверной, т. к. при её составлении западные историки опирались исключительно на результаты археологических исследований, а мнение большинства исследователей истории Индии, подходящих к решению данного вопроса комплексно, игнорируется мировым научно-историческим сообществом, под предлогом отсутствия доказательств...
Об ошибках, нарочных и нет, допущенных при датировании, написано много работ, однако, самой популярной и по сей день считается книга Майкла Кремо и Ричарда Томпсона "Forbidden Archeology" ("Запретная археология").

В 3 тыс. до н.э в долине Инда складывается так называемая Хараппская цивилизация - названная так по современному названию населенного пункта на левом берегу р. Рви в Пенджабе, где когда-то располагался один из самых больших городов этой цивилизации.

Второй известный большой город этой цивилизации - Махенджо-Даро - находится на правом берегу Инда приблизительно в 400 км. от его устья. В Калибангане вблизи границы Индии с Пакистаном в устье древней Сарасвати (сейчас почти пересохшей) найден еще один город, относящийся к это цивилизации. Известно также большое количество более мелких городов и поселений. В целом хараппская цивилизация занимала огромную даже по современным меркам территорию - протяженностью около 1500 км с севера на юг.

Мохенджо-Даро и Хараппа возникли предположительно в средине 3 тыс. до н.э. и существовали, по крайней мере, и во 2-м тыс. до н.э. Очевидно, что уже тогда эти города поддерживали связь с цивилизациями Двуречья. Хараппская цивилилизация была, скорее всего, теократической, т.е.управлялась жрецами.
Оба города были построены по сходному плану - цитадель с зубчатыми стенами и общественными зданиями внутри, вокруг которой располагался город, занимавший площадь более квадратного километра. Совершенно прямые улицы разделяли город на кварталы. Строительным материалом для построек обычно служил обожженный кирпич чрезвычайно высокого качества.
Дома высотой в 2 этажа тоже строились по одному плану - вокруг прямоугольного двора анфилада комнат. Вход в дом обычно был не с улицы, а с переулка; все окна выходили во внутренний двор.
В домах имелись комнаты для омовений - своеобразные "ванны" с системой водосточных труб, выходящими в городскую канализацию. Трубы городской канализации проходили под улицами и перекрывались специальными кирпичными плитами.
В Мохенджо-Даро открыт один из древнейших в мире бассейн для купания размером около 11 Х 7 м.
В Хараппе севернее цитадели обнаружено большое зернохранилище размером 45 Х 60 м. Как показывают исследования, основными зерновыми культурами Хараппской цивилизации были пшеница и ячмень. Уже были приручены буйволы, козы, овцы, свиньи, ослы, и различные домашные .

К удивлению археологов, ни одно из сооружений в Махенджо-Даро и Хараппи не удалось идентифицировать как .
Уже существовала письменность, скорее всего пиктографического характера, насчитывающая около 270 знаков. Многие из этих знаков отображены на найденных при раскопках печатях. К сожалению, не смотря на все попытки, письменность Харапской цивилизации расшифровать пока не удалось.
Около 1500 г. до н.э происходит мощное землетрясение, уничтожившее множество городов Хараппской цивилизации, а всед за этим в долину Инда вторгаюся завоеватели с запада, которые окончательно уничтожили эту культуру. До сих пор нет установившегося мнения, были ли это уже арийские , или более ранние завоеватели.

АРИИ

Существуют многочисленные теории происхожения ариев. Попытавшись обобщить наиболее обоснованные из них, можна сказать, что около 2000 г.до н.э где-то на территории современной Украины жили варварские племена: довольно высокие, светлокожие люди. Они едва ли не первыми в мире приручили лошадей и впрягли их в легкие быстроходные повозки со спицами. Племена эти занимались главным образом скотоводством и немного земледелием.
В начале 2 тыс. до н.э из-за какой-то причины(перенаселенность? ?) эти племена приходят в движение и впоследствии заселяют громадные территории от Ирландии на западе до Индии на востоке. Они покоряли местные народности и смешивались с ними, образуя правящую верхушку.
Проникновение ариев не было единовременным действием, а процессом, растянувшимся на сотни лет. Этот период в истории Индии называют арийским или ведическим. Именно в эту эпоху созданы величайшие памятники индийской и мировой культуры - поэтические эпосы " " и "Рамаяна". (Впрочем, существуют мнения, что эти древние эпосы созданы намного более раньше - около 6000 тыс. лет до н.э, т.е когда арии еще жили на своей прародине).
Арии не создали городской цивилизации, хозяйственной основой их существования было пастушество и земледелие, очень важное место в хозяйстве занимал скот. также имела в жизни ариев исключительно большое значение, но использовалась главным образом для военных целей.
Именно в ведическую эпоху складываются основные сословия (). , которая была основной единицей арийского общества - строго патриархальной, - моногамным и нерасторжимым. Многочисленные находки при раскопках игральных костей свидетельствовали об увлечении ариев азартными играми. Любили также и хмельные напитки (сому и суру).
Материальная культура ариев достигла высокого развития. Они владели искусством обработки бронзы, изготоваливали из нее оружие и орудия труда (следует отметить, что древние медные копи найдены еще на предполагаемой прародине ариев).

ПОЗДНЕВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД

Между вторжением ариев в долину Инда и Эпохой Будды прошло около 5-и веков. За это время арии продвигались дальше на восток вниз по Гангу, их культура приспосабливалась и изменялась к местным условиям. Именно на востоке возникают новые царства, сыгравшие позже значительную роль в индийской истории. Многие исследователи полагают,что "Махабхарата" И "Рамаяна" отражают события, происшедшие именно в этот период. Однако, здесь еще слишком много загадок - и окончательно утверждать или датировать что-либо пока нельзя.

ЭПОХА БУДДЫ. МАГАДХО-МАУРИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО.

В эпоху, которую впоследствии стали называть эпохой Будды, центр индийской цивилизации продвигается на восток. Здесь возникают и достигаю расцвета четыре царства: Кошала, Магадха, Ватса и Аванти, затмившие древнюю страну Куру в Пенджабе как экономически, так и политически. В средине 1 тыс. до н.э одному из них - Магадхи - удается создать по сути первую индийскую империю, владения которой включали весь бассейн и почти всю Северную Индию, за исключением Раджастхана, Синда и Пенджаба.
Около 326 г. Александр Македонский, после покорения персидской империи Ахеменидов и похода в Бактрию, преодолевает Гиндукуш и вторгается в Индию. Войска Александра переправляются через Инд и входят в Пенджаб. Александр разбивает войска пенджабского царя Пора и начинает наступление вглубь страны, однако под угрозой мятежа в своих войсках вынужден повернуть назад.
После смерти Александра одному из военачальников Александра Селевк Никатор в 305 г. до н.э вновь вторгается в Индию, однако, по-видимому, терпит поражение от императора Магадхо-Маурийсукого государства Чандрагуты.

Примерно в 269 г. до н.э. имератором становиться Ашока - впоследствии, один из величайших правителей Индии. Согласно буддийским источникам, Ашока незаконно захватил трон, убил всех возможных соперников и начал правление как тиран, однако через восемь лет после восшествия на престол царь нравственно и духовно стал совершенно инным человеком и стал проводить новую политику. Он отказался от обычной территориальной экспансии, была существенно смягчена внутренняя . Он запретил жертвоприношение животных, даже заменил традиционные забавы индийских царей - охоту - на паломничесвто к буддийским святыням.
Согласно благодаря сыну(брату?) Ашоки - Махендра (Махинда) произошло обращение Шри Ланки в .
Император Ашока умер около 232 г. до н.э, по-видимому, уже утративший к этому времени власть. Наследники Ашоки еще около 50 лет правили Индией.

ЭПОХА НАШЕСТВИЙ

В 183 г. до н.э. власть в результате дворцового переворота захватил Пушьямитра Шунга, один из военачальников последнего маурийского царя Брихадрахти. Новый царь возвращается к старой индуистской . Происходит постепенная "эррозия" Маурийского царства - от него отходят и становитятся независимыми многие княжества.
В это время на северо-западных границах Индии в результате распада империи Селевкидов образуются независимые эллинистические государства Бактрия и Парфия. Бактрийские греки начинают экспансию в серверо-западную Индию. Они захватывают большую часть долины Инда и Пенджаб и совершают набеги далеко в долину Ганга. Впоследствии это греческое государство на северо-западе Индии распадается на крошечные греко-бактрийские царства.
Во 2-м в. до н.э орды кочевников из Центральной Азии (известные из китайских источников под именем юэчжей) двинулись на запад, тесня скифов. Скифы под давлением с севера напали на Бактрию и захватили ее, а впоследствии, теснимые теми же кочевниками, разгромили Парфию и греческие царства северо-западной Индии. Власть скифов(саков, шаков) распостранилась до самой Матхуры. Самый ранний из известных нам царь скифов, правивший в Индиии, - Мауэс(80 г. до н.э.?).

В 1 в. н.э Кунджулы Кадзива из племени юэчжей кушан сосредоточил в своих руках власть над Бактрией,а а затем ему удется захватить и северо-западную Индию. Одному из его последователей - Канишке, удается сконцетрировать в своих руках власть над значительной частью Центральной Азии и северо-западной Индии (вплоть до ). При Канишке начинается проникновения буддизма в Центральную Азию и на Дальний Восток.
Приемники Канишки правили северо-западной Индией вплоть до середины 3 в., когда царь Васудэва был разбит Шапуром I, представителем новой иранской династии Сасанидов. Северо- попадает под иранское влияние.
В 1 в. до н.э - 4 в. н.э на Деканском полуострове возникают несколько новых царств ( , царство Сатаваханов) просуществавших несколько сотен лет.
На юге Индии в Тамилнаде в это период существует несколько тамильских государств. Хорошие мореплаватели, тамилы вторгаюся на о. Ланку и на некотрое время захватывают его северную часть. Тамилы имели тесные торговые отношения с Египтом и Римской империей.

ЭПОХА ГУПТОВ

В 320 г. н.э. в истории Индии появляется Чандра Гупта, потомки которого в значительной мере восстановили могущество Маурийской империи.
При его приемнике Самудрагупте (около 335-376 гг.) в Индии опять создается великая империя, простирающаяся от Ассама до границ Пенджаба. Шакам(потомкам скифов), правившими северо-западной Индией удается поколебать Гупскую империю, однако в 338 г. Чандра Гупта II окончательно побеждает шаков.
В конце правления Кумарагупты I (415-454 гг.) северо-западная Индия опять подвергается нашествию северных кочевников, известных из византийских источников под именем гуннов.
Его сыну Сканлагупте(около 455-467 гг.) удалось восстановить империю.
В конце 5 в. гунны опять двинулись на Индию и, начиная с 500 г., Западная Индия находилась в руках гуннских царей. В 530 г. Нарасинхгупта изгоняте гуннов, однако к 550 г. империя Гуптов прекращает существование.
Воследствии Харша (606-647 гг.) из боковой ветви династии Гуптов восстанавливает контроль над значительной частью империи от Гуджарата до Бенгалии.
После смерти Харши начинается великая смута. - непрекращающееся чередование распрей между местными династиями. В 812 г. арабы захватили Синд.
В 986 г. эмир из г. Ганзы в Афганистане Сабуктигин предпринял первый набег на северо-западную Индию. С 997 г. уже его сын Махмуд начал совершать систематические походы на богатые индийские царства.
Союз индийских царей, организованный для отпора Махмуду, был разбит в 1001 под Пешаваром. К 1027 г. Махмуд присоединил к своему государству все северо-западные области и Пенджаб вместе с арабским государством Синда.

ЭПОХА ВЕЛИКИХ МОГОЛОВ

Династия Махмуда в Афганистане была вытеснена новой династией, один из ее представителей, известный под именем Мухаммада Гури продолжил завоевание индуистских государств. Его военначальник Кутб уд-дин Айбак занял Дели, другой полководец Мухаммад ибн-Бахтияр двинулся вниз по Гангу и опустошил , затем, почти не встречая сопротивления, занял Бенгалию. Начиная с начало 13 в. и до 18 в. в северной Индии господствовали мусульманские завоеватели. В 1206 г. Мухаммад ибн-Бахтияр был убит и первым султаном Дели стал его полководец Кутб-уд-Дин, раб-вольноотпущеник. Именно Кутб-ун-Дин положил начало Делийскому султанату(1206-1526). За время существования Делийского султаната сменилось несколько династий: Гуламов(1206-1290), Хильджи, (1290-1320), Тугхлака (1320-1413), Сайидов(1414-1451), Лоди (1451-1526). Во время правления Мухаммеда Туглака удалось завоевать практическу всю Индию, за исключением Юга и Кашмира.
В 1398 г. на делийский султанат обрушилось нашествие Тимура, правителя Самарканда. Султанат начал распадаться на отдельные части, к концу 16 в. в него входили только Дели с ближайшими окрестностями.
В 15-16 вв. в Южной Индии существовали индуистская Виджаянагарская империя и мусульманская империя бахманидов.
В 1498 г. у берегов Индии впервые появляются португальцы и начинают закрепляться на ее западном побережье.
В начале 16 в. на обломках Делийского султаната начинает складываться новая могущественная империя, основателем которой стал выходец из Центральной Азии Бабур. В 1526 г. он вторгся в Индию. В битве при Панипате он разномил войска Ибрагима Лоди и занял делийский престол. Так было основано государство Великих Моголов.
Первоначально имерия Великих Моголов ограничивалась междуречьем Ганга и Джамны, но уже при внуке Бабура Акбаре(1556-1505) была завоевана вся Северная и и Афганистан.
Во времена правления сына Акбара Джахангира(1605-1627) в Индию прибыл первый английский посол.
Внук Акбара Шахджахан (правил 1628-1658) перенес столицу из Дели в Агру.
Последний из великих Моголов, сын Шахджахана Аурангзеб (1658-1707) взошел на трон, заточив отца в Красном форте г. . После смерти Аурангзеба империя Великих Моголов распалась.

ПРИХОД ЕВРОПЕЙЦЕВ

Васко-да Гама, первый европеец, москки путем добравшийся в Индию, высадился в районе современного города в 1498 г.
В 1600 г. была основан английская Ост-индийская компания. Первый ее корабль прибыл в Индию в 1608 г.
В 1613 г. компания по указу императора Джахангира получает право на торговлю.
В 1640 г. Компанией на Восточном побережье Индии в районе современного горда Мадраса заложен форт Святого Геогрия.
В 1668 г. на Западном побережье Индии за 10 фунтов Компания приобретает остров пересмотрела свою политику в отношении Индии. В 1858 г. Ост-Индийская компания была ликвидирована, а Индия стала владение(колонией) Британской империи.
Колониальное господство Британии продолжалось вплоть до 1947 г. Сопротивление британскому господству существовало всегда, а начиная с 20-х годов оно получает подлинный размах. В 1947 г. Британия вынуждена была принять решение о предоставлении Индии независимости. Согласно этому закону, на месте Британской Индии создаются два доминионы - Индия и Пакистан. В состав Пакистана вошли преимущественно мусульманские западные и восточне районы Индии. Позже (в 1971 г.) восточные районы отделились от Пакистана и здесь было провозглашено государство .

НЕЗАВИСИМАЯ ИНДИЯ