Болезни Военный билет Призыв

В каком климатическом поясе находится татарстан. Бугульма - районный центр. Растительность и почвы

Справка о местности

Лесом покрыто ок. 16% территории.

карта республики Татарстан

ЛЕСНОЕ ЗАВОЛЖЬЕ (ПРЕДКАМЬЕ)

Лесное Заволжье, или Предкамье, занимает северную часть республики , отчленяясь от Предволжья долиной р. Волги и от лесостепного Заволжья, или Закамья, - долиной р. Камы . Водное зеркало в этих долинах стало очень широким в связи с созданием Куйбышевского водохранилища. На севере и востоке территория граничит с Марий Эл, Кировской областью и Удмуртией.

Площадь почти достигает 22,2 тыс. кв. км, причем низовья долины Вятки, текущей с севера, из Кировской области, расчленяют территорию на две неравноценные части: западную (западное Предкамье) и восточную (восточное Предкамье). В пределах последней находится лишь два административных района из 12 (Елабужский и Агрызский).

Лесным Заволжьем эта часть называется, поскольку она находится в пределах лесной зоны, в отличие от Предволжья и Закамья, которые расположены в лесостепной зоне с господством не серых лесных, а черноземных почв. Однако по лесистости в настоящее время лесное Заволжье не оправдывает своего названия. Здесь вследствие интенсивной агрикультурной деятельности сельского населения в основном сведены леса, представленные преимущественно широколиственными, а также хвойными породами: сосной с участками ели и пихты, а климато-почвенные условия позволили создать на обширных пространствах сельскохозяйственный ландшафт с небольшими островами лесов преимущественно на водораздельных полосах.

География Татарстана

В западной части лесостепного Заволжья почвенный покров представлен преимущественно черноземами, причем выщелоченные черноземы занимают 52,2% площади, обыкновенные черноземы 13,3% и карбонатные черноземы на лессовидных глинах и суглинках-1,8%. Лесные почвы составляют 32,6% площади, причем 28,3% приходится на серые и темно-серые почвы, которые свойственны площадям, находящимся под широколиственными лесами и отчасти занятыми ими в настоящее время. Почвы южно-таежного типа - дерновоподзолистые - составляют всего лишь 1,2%. Небольшие площади занимают светло-серые, коричневые и коричнево-серые почвы. Почти до 10% площади составляют пойменные и болотные почвы.

В пределах Камско-Бельской равнинной части почвы лесного типа составляют уже 41%, а пойменные, болотные и полуболотные почвы занимают свыше 14%. Более 1% площади находится под крутыми обнаженными склонами южной и западной экспозиции. Из почв лесного типа первое место занимают серые, темно-серые и светло-серые - 33%. До 8% площади находится под коричневыми и коричнево-серыми почвами. Несколько увеличена -площадь под дерново-подзолистыми почвами - до 2%. Ассортимент черноземных почв включает выщелоченные черноземы - 40% площади, обыкновенные черноземы - около 6,5%, карбонатные черноземы - до 3%. Общий клин черноземных почв несколько меньше, чем в западной части и составляет 49,3%.

ОБЩАЯ СТАТЬЯ ПРО ТАТАРСТАН - ЗДЕСЬ!!! СЕМИОЗЁРНАЯ ПУСТЫНЬ - ОКОЛО КАЗАНИ !

________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

http://www.intat.ru/land/tatar/

Географическая характеристика административных районов Татарской АССР. Казань, 1972.

Коробков А.И., Михеев Ю.3. По рекам южной и юго-восточной России. М., Физкультура и спорт, 1977.

Коробков А.И., Михеев Ю.3., Суслов В.Е. По рекам Заволжья. М., Физкультура и спорт, 1980.

Очерки по географии РТ. Казань, 1957.

Рыжавский Г.Я. По Каме и ее притокам. М., Физкультура и Спорт, 1986.

Рыжавский Г.Я. По рекам и озерам Средней России. М., 2000.

Татарстан находится на Восточно-Европейской равнине в месте слияния Волги и Камы. Республика расположена в лесной и лесостепной зонах. Лиственные породы деревьев, которые встречаются здесь в большом количестве, представлены дубом, липой, берёзой. Из хвойных насаждений в этом месте преобладает сосна и ель. Равнина Татарстана иногда чередуется с небольшими возвышенностями.

На территории республики есть большое количество достопримечательностей природного происхождения. Здесь созданы прекрасные условия для обитания различных видов животных и птиц. Некоторые даже занесены в Красную книгу. Будучи здесь, рекомендуется обязательно посетить места, пользующиеся популярностью у туристов.

Озеро Провал имеет карстовое происхождение. Оно расположено в Алексеевском районе неподалёку от населённого пункта Зотеевка. С 1978 года водоёму присвоен статус памятника природы регионального масштаба. Озеро имеет овальную форму. Ширина водоёма составляет 75 м при длине 60 м. Глубина здесь не превышает трёх метров. Раньше озеро Провал было глубже в несколько раз.

С появлением озера связаны достаточно трагические события. Так, в 1852 году на этом месте были расположены жилые дома. Однако длительное воздействие подземных вод способствовало размытию нижних слоёв грунта. Вследствие этого участок земли, который находился над образовавшимися пустотами, просто провалился. Соответственно, дома, стоявшие в этом месте, также ушли под землю на глубину 20 м.

Парк национального значения «Нижняя Кама» был создан в 1991 году для сохранения и дальнейшего изучения лесных и луговых массивов. Он расположен в северо-восточной части Татарстана в долине реки Кама и её притоков. Уникальность парка в том, что здесь находится стык трёх климатических подзон. Благодаря этому, «Нижняя Кама» отличается разнообразием ландшафтных комплексов и богатством животного мира.

Большое количество растений и животных, представленных здесь, внесены в Красную книгу. Данный парк национального значения является уникальным музеем природы. Прекрасные пейзажи и оригинальные природные композиции, которые можно лицезреть в этом месте, не оставят никого равнодушным.

Название реки означает «родник». Шешма протекает по территории Татарстана и задевает часть Самарской области. Данная река является левым притоком Камы. Исток Шешмы находится на Бугульминско-Белебеевской возвышенности. Впадает же река в Куйбышевское водохранилище. А если быть точнее - в Камский залив. Протяженность водоёма составляет 259 км.

Шешма протекает по равнине, которая разделена сетью балок, оврагов и долин. Ширина реки составляе 300 м в верховье, а возле устья этот показатель может увеличиваться до 2 км. В некоторых местах берега Шешмы достаточно крутые и обрывистые. Наиболее крупные притоки реки — Лесная Шешма и Кувак.

Река имеет преимущественно снеговое и подземное питание. Шешма выступает в качестве транспортной магистрали местного значения. Кроме этого, водоём играет большую роль для тамошних фермеров. Река является очень важным источником водоснабжения, без которого ведение сельского хозяйства будет достаточно проблематично.

Озеро Лесное расположено в непосредственной близости от села Большие Кабаны, которое находится в Лаишевском районе. От данного населённого пункта водоём удалён на расстоянии 6 км. Эту дорогу можно преодолеть пешим образом или на автомобиле.

Лесное имеет округлую форму. Длина водоёма составляет 470 м. При этом ширина будет эквивалентна показателю в 100 м. Средняя глубина озера держится на уровне пяти метров. Максимальный показатель при этом составляет 12 метров. В нём обитает большое количество рыб разных пород.

Водоём имеет карстово-суффозионное происхождение. Питается оно преимущественно подземными источниками и не имеет при этом стоков. Вода в озере не имеет характерного цвета и запаха. При этом уровень прозрачности здесь достаточно высокий. Дно просматривается на глубине до полутора метров.

Лесное является главным источником воды для животных, обитающих рядом. С 1978 года озеро позиционируется в качестве регионального памятника природа и поэтому охраняется законом.

Вязовские горы

Недалеко от Зеленодольска на правом берегу Волги находятся Вязовские горы. Они знамениты не большой высотой, а уникальной флорой и фауной. Кроме этого, данное место оригинально тем, что здесь сходятся границы трёх республик. Помимо Татарстана речь идёт ещё о Чувашии и Марий-Эле.

Будучи в горах, можно посетить ещё один памятник природы. Им являются так называемые , в качестве которых выступают небольшие озёра карстового происхождения. Прибрежные пейзажи этих озёр манят своей красотой. Уникальные растения и небольшие берёзовые рощицы смогут навсегда запечатлеться в памяти. Кроме этого, с гор открывается прекрасная панорама волжских берегов.

Голубые озера

Система озер «Голубые озера» состоит из Большого Голубого , Проточного и Малого Голубого озер . С 1994 года памятник природы получил статус государственного природного заказника регионального значения.

Максимальная глубина озер невелика, не более 4 метров, однако их живописность и прозрачность воды делают их популярными не только среди гостей, но и среди жителей Татарстана.

Большое голубое озеро - излюбленное место дайверов и поклонников зимнего плавания.

Куйбышевское водохранилище

В Татарстане находится место слияния двух великих рек - Волги и Камы . После строительства плотины Жигулевской ГЭС оно скрыто водами Куйбышевского водохранилища.

Его длина составляет более 500 километров, северная часть расположена на территории Татарстана. В результате наполнения водохранилища образовалось настоящее рукотворное море - ширина водной поверхности в устье Камы доходит до 44 километров.

Гора Чатыр-Тау

Это самая высокая точка Республики Татарстан имеет отметку в 321,7 метра над уровнем моря. На многих картах она отмечается в качестве хребта, но на самом деле гора – это останец, который принял форму хребта в результате эрозии окружающей местности, а не из-за тектонических движений.

Название Чатыр-Тау переводится как «шатер-гора», и это логично – останец похож на гигантский зеленый шатер. С вершины горы можно увидеть панораму окружающей местности, а также поселения соседнего . В 1972 году территория горы и соседние земли становятся памятником природы, а в 1999 году – природным заказником.

У подножия Чатыр-Тау живет колония степных байбаков и произрастает флора Красной книги Татарстана. Очень популярна гора у поклонников дельтапланов и парапланов.

Волжско-Камский заповедник

В коллекции заповедника числится один из самых древних лесов всей Восточной Европы (возраст отдельных деревьев доходит до 300 лет), 2038 видов растений, 12 из которых занесены в Красную книгу России, 2644 вида фауны.

Для посещения доступны дендрарий и музей природы. В дендрарии, который ведет свою историю с 1921 года, можно увидеть коллекцию из 500 видов флоры (они организованы в экспозиции по частям света).

Музей природы предлагает посетителям узнать о растительном и животном мире края, тут собрано более 50 чучел в нескольких композициях с сюжетами поведения животных.

На территории заповедника также находится Раифский монастырь и специальный визит-центр, где туристы могут посмотреть фильм о заповеднике или совершить виртуальную экскурсию по территории.

Долгая Поляна

Природный парк «Долгая Поляна» включает в себя одноименный поселок на берегу Волги в Тетюшских горах.

Здесь также находится родовое имение местной семьи Молостовых. В начале XX века граф Молостов завез в Долгую Поляну уникальные для здешних краев деревья и кустарники , которые растут в округе и сейчас. Примерами подобных видов могут служить василек фригийский, степная слива, гвоздика Андржеевского.

Многие виды флоры парка внесены в Красную книгу. Сам комплекс стал заповедным только в 2000 году.

Кроме того, «Долгая Поляна» считается одной из мощнейших энергетических зон во всей республике. Сюда часто наведываются с визитами уфологи и экстрасенсы.

Аномальными точками в парке являются две поляны на пути к берегу Волги. Здесь наблюдаются помехи в механических и цифровых приборах. При этом люди на полянах чувствуют необыкновенное спокойствие, отмечены случаи заживления ран и стабилизации давления.

Озеро Кара-Куль

Озеро Кара-Куль в Балтасинском районе можно назвать татарским Лох-Нессом. С водоемом связана легенда, согласно которой здесь обитает огромный змей. Местные жители называют это место «су угезе», что в переводе означает «водяной бык». В мифах также сохранились сведения о пропаже охотников из-за нежелания людей приносить жертвы хозяину озера – змею.

Вообще название озера можно перевести как «Черное озеро». И правда, воды озера отличаются темным цветом (в пасмурную погоду с определенных точек под сенью густого леса озеро выглядит иссиня-черным). Возможно, это обстоятельство натолкнуло местных жителей на мысли о чудовище в водоеме. В действительности черный оттенок воде придают растворенные в ней карстовые породы, из которых сложены берега.

Сейчас Кара-Куль облагорожен. Здесь сооружена туристическая база и пункт проката лодок, по берегам стоят мостики. Летом возле озера часто организуют туристические слеты и прочие мероприятия. Рыбаки любят Кара-Куль за природные богатства – тут водятся пескари, толстолобики и карпы.

Юрьевская пещера

Это самая большая в Поволжье пещера – расположена в Богородских горах. Она является региональным памятником природы. Первые исследования в пещере были проведены в 1953 году. С того времени спелеологи разбирают завалы в пещере.

Пещера состоит из обвального грота (вход), двух крупных залов и трех лазов. Первый – Грот Дождей – знаменит красным сталагмитом высотой в полметра. Второй – Красный грот – имеет живописные потеки на стенах, колодец и отвесный вертикальный проход. Третий лаз труднодоступен и закрыт для посетителей. Да и вообще вся пещера не оборудована для массовых экскурсий, сюда открыт доступ только в форматах спелео-туров с соответствующим снаряжением.

Список

Видео



Общие сведения

Площадь

Общая площадь республики составляет 6783,7 тыс.га. Максимальная протяженность территории - 290 км с севера на юг и 460 км с запада на восток. Границ с иностранными государствами Татарстан не имеет.

Столица

Столица республики - город Казань с населением свыше 1,1 млн. человек. В 2005 году Казань праздновала свое тысячелетие.

Географическая характеристика

Татарстан расположен на востоке Восточно-Европейской равнины, в месте слияния двух крупнейших рек - Волги и Камы, г. Казань находится на расстоянии 797 км к востоку от г. Москвы.

Экономика

Татарстан - один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов России. Республика расположена в центре крупного индустриального района Российской Федерации, на пересечении важнейших магистралей, соединяющих восток и запад, север и юг страны.

Республика Татарстан обладает богатыми природными ресурсами, мощной и диверсифицированной промышленностью, высоким интеллектуальным потенциалом и квалифицированной рабочей силой.

Республика Татарстан, используя 2,2% сельхозугодий России, производит около 5% сельхозпродукции страны.

В структуре валового регионального продукта Татарстана доля промышленности составляет 44,1%, строительства - 8,6%, транспорта и связи - 7,7%, сельского хозяйства - 7,1%.

Промышленный профиль республики определяют нефтегазохимический комплекс (добыча нефти, производство синтетического каучука, шин, полиэтилена и широкого спектра продуктов переработки нефти), крупные машиностроительные предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию (тяжелые грузовики, вертолеты, самолеты и авиадвигатели, компрессоры и нефтегазоперекачивающее оборудование, речные и морские суда, гамму коммерческих и легковых автомобилей), а также развитое электро- и радиоприборостроение.

Доля малого и среднего бизнеса в ВРП Татарстана составляет около 25%.
В Республике Татарстан активно развивается сеть технопарков. Успешно функционируют ЗАО «Инновационно-производственный технопарк «Идея», индустриальная площадка КИП «Мастер», IT-парк, технополис «Химград».
В конце 2005 г. создана особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга», на сегодняшний день в ней насчитывается 42 резидента.

Резидентам ОЭЗ «Алабуга» предусмотрены следующие налоговые льготы:

  • сниженная налоговая ставка на прибыль 13,5% вместо стандартных 20%;
  • освобождение от транспортного налога в течение десяти лет с даты регистрации транспортного средства;
  • освобождение от налога на имущество в течение десяти лет с даты регистрации имущества в бухгалтерском отчёте;
  • освобождение от налога на землю в течение десяти лет на земельные участки, расположенные на территории ОЭЗ;
  • для налогообложения может применяться более высокая амортизационная ставка (а именно, стандартная норма амортизационных отчислений не должна превышать норму в два раза).

Население

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Татарстане проживает 3786,4 тыс. человек. Республика Татарстан занимает восьмое место в России по численности населения после городов Москва и Санкт-Петербург, Краснодарского края, Республики Башкортостан, Московской, Свердловской и Ростовской областей. В Приволжском федеральном округе республика - вторая по численности населения.

По сравнению с переписью 2002 года население Республики Татарстан увеличилось на 7,1 тыс. человек (0,2%). В Татарстане доля городского населения в 2012 году составила 75,7%. Лидирует по числу жителей столица республики г. Казань.

Национальный состав

Татарстан является одной из самых многонациональных территорий России. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года представители свыше 173 национальностей проживают на территории республики, в том числе 8 национальностей, численность населения которых превышала 10 тысяч человек: татары, русские, чуваши, удмурты, мордва, марийцы, украинцы и башкиры. Среди народов, населяющих Татарстан, преобладающие по численности населения - татары (более 2 млн. чел. или 53,2% от общей численности населения республики). На втором месте русские - более 1,5 млн. чел. или 39,7%, на третьем - чуваши (116,2 тыс. чел. или 3,1%).

Природа и климат

Территория Татарстана представляет собой возвышенную ступенчатую равнину, расчлененную густой сетью речных долин. Широкими долинами Волги и Камы равнина разделена на три части: Предволжье, Предкамье и Закамье. Предволжье с максимальными высотами 276 м занимает северо-восточную часть Приволжской возвышенности. В Восточное Предкамье с севера заходят южные окончания Можгинской и Сарапульской возвышенностей, разделенные долиной р. Иж. Наибольшие высоты достигают здесь 243 м. Самой высокой в Татарстане (до 381 м) является Бугульминская возвышенность в Восточном Закамье. Самый низкий рельеф (в основном до 200 м) характерен для Западного Закамья.

17% территории республики покрыто лесами, состоящими из деревьев преимущественно лиственных пород (дуб, липа, береза, осина), хвойные породы представлены сосной и елью. На территории Татарстана обитают 433 вида позвоночных, а также несколько тысяч видов беспозвоночных животных.

Территория Татарстана характеризуется умеренно-континентальным типом климата средних широт, с теплым летом и умеренно-холодной зимой. Самым теплым месяцем является июль со средней месячной температурой воздуха по территории 18 - 20 °С, самым холодным - январь со средними месячными температурами от -13 °С. Продолжительность теплого периода (с устойчивой температурой выше 0 °С) колеблется по территории в пределах 198-209 дней, холодного - 156-167 дней. Осадки по территории распределяются сравнительно равномерно, годовая сумма их составляет 460 - 540 мм.
Почвы отличаются большим разнообразием - от серых лесных и подзолистых на севере и западе до различных видов черноземов на юге республики.
На территории Татарстана расположены Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник и национальный парк «Нижняя Кама». Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник расположен на территории Зеленодольского и Лаишевского муниципальных районов Республики Татарстан. Два обособленных участка заповедника - Сараловский (4170 га) и Раифский (5921 га) удалены друг от друга на расстояние около 100 км. Национальный парк «Нижняя Кама» расположен на территории двух муниципальных районов Республики Татарстан: Елабужского и Тукаевского. На территории парка намечено несколько сухопутных и водных туристских маршрутов по лесным массивам, а также водные маршруты по акватории водохранилища, по рекам Каме и Криуше.

Историческая справка

Первым государством в регионе была Волжская Булгария, созданная на рубеже IX-X веков н.э. тюркскими племенами. В 922 г. государственной религией стал ислам. В 1236 г. Булгария вошла в состав империи Чингиз-Хана, а затем стала частью Золотой Орды, в результате распада которой возникло новое государство - Казанское ханство (1438 г.). В 1552 г. Казанское ханство было присоединено к Русскому государству.

В 1920 г. была провозглашена Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика.

30 августа 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете республики. В 1994 г. подписан Договор между РФ и РТ о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, а в 2007 г. подписан Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, который стал своего рода «преемником» Договора 1994 года.

В республике проживают народы с разным историческим прошлым и культурными традициями. Сочетание по крайней мере трёх типов культурных взаимовлияний (тюркского, славяно-русского и финно-угорского) определяет уникальность этих мест, своеобразие культурных и исторических ценностей.

С Татарстаном связаны судьбы многих выдающихся деятелей культуры: певца Фёдора Шаляпина, писателей Льва Толстого, Сергея Аксакова и Максима Горького, Василия Аксёнова, поэтов Евгения Боратынского, Гавриила Державина, Марины Цветаевой и Никиты Заболоцкого, художников Ивана Шишкина и Николая Фешина. Классик татарской поэзии Габдулла Тукай, поэт-герой Муса Джалиль, композиторы Фарид Яруллин, Салих Сайдашев, Назиб Жиганов, София Губайдулина и многие другие составили славу татарской культуры.

Традиционными для республики конфессиями являются ислам и православие. Татары и башкиры (т.е. около половины населения республики) исповедуют ислам. Другая часть населения: русские, чуваши, марийцы, удмурты, мордва - христиане, исповедующие православие. В Татарстане также представлены католицизм, протестантство, иудаизм и другие конфессии.

Соблюдение баланса интересов двух крупных конфессий и равенства всех религий перед законом лежит в основе межконфессионального согласия в республике.

В августе сразу в двух федеральных изданиях появились статьи об археологических находках в древней столице Волжской Булгарии Болгаре, которые старательно замалчиваются местными национально-ориентированными историками (процессом "возрождения" Болгара руководит экс-президент Татарстана Минтимер Шаймиев). Суть открытий сводится к факту, что славяне на Средней Волге вообще и в Болгаре в частности появились задолго до взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году. Историк Александр Овчинников, доцент кафедры Гуманитарных дисциплин КНИТУ-КХТИ, уже несколько лет пытается говорить об этом, однако его заявления встречают неприкрытое раздражение как в местных ученых кругах, так и у властей. Свою позицию он пояснил в интервью ИА REGNUM.

Когда на территории современного Татарстана впервые появились славяне?

Известно, что в IV-VII веках нашей эры значительную территорию Среднего Поволжья - от Суры на западе (Мордовия) до реки Белой на востоке (Башкирия), от Нижней Камы на севере (Лаишевский, Рыбно-Слободской и другие районы Татарстана) до Самарской Луки на юге - занимало население так называемой именьковской археологической культуры. В 1980-х годах появилась точка зрения, что она оставлена древнеславянским населением.

Ещё раньше, в 1940-70-х годах, когда в Болгарах работали московские археологи, было распространено мнение, что этот город возник на основе именьковских поселений. В некоторых районах Болгарского городища нет стерильных прослоек между именьковскими и булгарскими слоями, они перемешаны. Вполне возможно, что проживавшие на месте будущего Болгара с середины I тыс. н.э. славяне смешались с пришельцами-булгарами и дали начало новому городу. Относительно недавно в районе Болгара были обнаружены материалы, которые можно идентифицировать даже не со славянами, а с протославянами. Была соответствующая статья в малотиражном научном сборнике, но до широкой публики эта новость не дошла.

Болгарские находки также говорят и о том, что в X-XIV вв. жители Киевской Руси, а потом и русских княжеств, часто бывали в городе, и не только "проездом". Имеются каменные иконки и кресты, металлические иконки, бронзовая церковная утварь: подсвечник, держатель лампады, остатки цепочки от лампады. Подобные вещи вряд ли могли купить исповедовавшие ислам булгары. О постоянном проживании в Болгаре русских, наличии русского ремесленного квартала, говорят остатки жилищ с соответствующими находками. Почему на этом в Татарстане сегодня не акцентируют внимания, я думаю, понятно.

Во всей остальной России славянское происхождение именьковской культуры не является дискуссионным вопросом?

Этот вопрос дискуссионен в политической плоскости, в плоскости каких-то личных амбиций историков и археологов. Если брать научный аспект проблемы, то можно утверждать, что именьковцы в большей мере славяне, чем кто-либо иные. Существуют работы известных учёных, например, академика В.В. Седова, крупнейшего специалиста по славянской археологии, востоковеда С.Г. Кляшторного, самарской исследовательницы Г.И. Матвеевой.

В них на основе комплекса источников доказывается, что именьковцы - славянский массив населения, по крайней мере, большая часть населения этой культуры - славяне. Об этом говорит погребальный обряд, данные языка соседних народов (славянские заимствования в языке предков удмуртов), письменные источники - так, арабский путешественник Ахмед ибн Фадлан, лично побывавший в 922 г. в Волжской Булгарии, называет правителя булгар ещё и царём славян.

Получается, местные историки и археологи с середины прошлого века отрицают очевидное?

После того, как московские археологи в 1970-е годы были вытеснены из Татарстана, контролировать раскопки и издание печатных трудов стал местный археолог А.Х. Халиков (это было связано с общей тенденцией укрепления позиций номенклатуры в национальных республиках СССР). Тогда стали говорить, что между именьковцами и булгарами никакой преемственности нет, а Болгар стал чисто булгарским, даже булгаро-татарским городом. Писались статьи, выдвигались теории, что, возможно, именьковцы были тюрками, балтами или финно-уграми, а вот на то, что есть прекрасная доказательная база славянства этого населения, внимания как-то не обращали.

Дело в том, что факт проживания в Среднем Поволжье славян ещё до возникновения Волжской Булгарии разрушал официальную точку зрения, согласно которой татары здесь у себя всегда были дома, а русские - пришельцы, ударял по обоснованию суверенитета республики. В 1990-е годы, с разгулом этого самого суверенитета, и позже, в 2000-е годы, именьковская проблематика в местных научных кругах стала просто затушёвываться. В итоге сегодня прописной истиной является мысль о том, что славяне появились на Средней Волге лишь после 1552 года, а город Болгар основали булгары, предки татарского народа.

Почему не удаётся эффективно противостоять фальсификации истории?

Я писал курсовую и диплом под руководством известного археолога П.Н. Старостина, известного специалиста по именьковской проблеме, автора классической монографии по этой теме. Когда на определённом этапе работы появилась необходимость переходить на более высокий уровень обобщений - этническая и языковая принадлежность - научный руководитель стал говорить: надо быть осторожнее.

Понятно, что это славяне, но лучше говори расплывчато, что именьковцы - население "западного происхождения". Я в силу подросткового максимализма его не послушал и на всех научных конференциях отстаивал свою позицию. Когда я закончил вуз, те, от кого зависело моё поступление в аспирантуру Академии наук республики, поставили условие: не актуализировать этническую принадлежность именьковцев. Я снова не послушался, на меня посыпался шквал обвинений - про меня стали распускать слухи, будто я "чёрный археолог".

Постепенно я превращался в изгоя, дело дошло до того, что в апреле 2005 года готовящуюся к изданию монографию по Богородицкому могильнику именьковской культуры (написанную мной в соавторстве с П.Н. Старостиным) просто уничтожили при мне. Пришёл один лаборант нехрупкой комплекции, взял рукопись - и всё. Сказал - ты не понимаешь, как надо себя вести... Даже научный руководитель ничего не мог сделать. В аспирантуру я в итоге каким-то чудом поступил, потом были проблемы с защитой кандидатской. В 2009 году я начал публичную деятельность, актуализировал в прессе именьковскую и некоторые другие проблемы.

У меня начались сложности на работе, коллеги боялись, что я своими выступлениями навлеку беду на всю кафедру. Я поддался давлению и перестал с 2010 года активно участвовать в общественной жизни Казани, снова переключился на науку, но и здесь начались проблемы: перестали брать на конференции, отказывались публиковать статьи, особенно так нужные учёным ВАК-овские.

Как обосновывали?

Часто говорили, что тема статьи не соответствует профилю издания. Главный редактор журнала "Эхо веков" Д.Р. Шарафутдинов откровенно сказал, что у каждого народа должен быть свой миф, а я этот миф разрушаю. В последнее время не публикуют учебные пособия. В 2015 году мне предстоят перевыборы. Скорее всего, с доцента переизберут на ассистента (формальным поводом будет как раз отсутствие учебных пособий), а может, и вовсе придётся искать новую работу. Но здесь нет ничего странного, у нас авторитарное государство, и историки должны служить ему не мечом, но пером.

Какие ещё исторические мифы популяризируют учёные Татарстана?

Главный миф, который очень трудно преодолеть, заключается в том, что на территории Татарстана проживают два народа: русские и татары, якобы отдельные замкнутые общности, у которых очень сложная историческая судьба, и если не будет мудрого руководства, то эти два народа вступят в межэтнический конфликт. Все историки должны этот миф поддерживать, кто-то должен изучать историю русского народа, кто-то - татарского, все должны вести себя правильно. Чтобы что-то изменить, мало научно доказать, что те же именьковцы - славяне.

Проблема в той социальной среде, в которой циркулируют профессиональные знания. Историки Казани сгруппированы в профессиональные коллективы - это кафедры, отделы и т.д. Каждый коллектив - своеобразный мирок со своими межличностными отношениями, и нормальное существование этого мирка полностью зависит от благорасположения правителя. Та система взаимоотношений между властью и учёными, которая сейчас существует в Татарстане, повторяет систему взаимоотношений в восточной деспотии между правителем и подданными. Такой механизм обеспечивает функционирование исторических мифов.

Специфика заключается в том, что даже добросовестные научные исследования включаются в общее идеологизированное повествование. Например, археолог работает с керамикой, делает скрупулёзные расчёты, а в обобщающем труде типа "Истории татар" будет значиться, что это - керамика предков татарского народа. Миф имеет функцию идеологии: в авторитарных государствах идеология - это всегда миф, причём часто он граничит с бредом.

Почему люди верят в исторические мифы, несмотря на всю их очевидную абсурдность?

Один мой знакомый профессор говорил: когда тебя спрашивают про национализм, рассказывай про урбанизацию, и он был прав. Весь XX век в России люди из сельской местности переезжали в города, там им было очень трудно устроиться. Они теряли связь с семьёй, родными местами, добивались всего сами. У них возникало чувство одиночества, им нужно было ассоциировать себя с каким-то кругом людей, которые помогут. Это что-то вроде деревни, семьи. Поэтому и популярны национальные истории.

Да, они бредовы, но человеку, который мыкается по съёмным квартирам, который с трудом зарабатывает себе на еду, знает, что скоро возьмёт ипотеку и будет выплачивать её всю жизнь, чтобы не спиться и не сколоться, нужен какой-то миф. И тут он берёт очередной труд местного историка и видит: вот же! Я принадлежу к великому народу, мои предки - потрясатели Вселенной.

Вот, оказывается, в чем причина моих проблем - русские 450 лет назад захватили Казань, если бы у нас было своё государство, свой независимый Татарстан, я бы сейчас очень хорошо жил. Национальная история (неважно, русская, татарская или башкирская) - история маргиналов, людей между двумя мирами. Они оторвались от сельской жизни, ещё не устроились в городской. Специалисты по теории модернизации пишут, что эта неустроенность приводит к расщеплению личности, мифическому осмыслению окружающего мира, тяге к сюрреалистическим образам. Поэтому национальные истории и популярны.

Как вы считаете, историки, участвующие в создании мифов, действительно верят в то, что пишут? Или это просто попытка приспособиться к существующей политической ситуации?

Я много думал над этим вопросом и пришёл к выводу, что здесь имеет место факт двоемыслия. Есть работы психологов, которые пишут о том, что у людей, которые постоянно находятся в закрытых коллективах, часто появляется феномен двоемыслия. То есть механизмы логики перестают срабатывать. Логика родилась в Древней Греции, это продукт атомизированного общества, с позиций логики размышляет личность, индивидуальность. Чёрное не может быть белым - это логика.

Двоемыслие - это когда чёрное может в то же время быть и белым, т.е. когда признаются верными два взаимоисключающих суждения. В татарстанских условиях учёный мыслит следующим образом: да, я пишу сказки об истории татарского народа, но, может, в них есть какое-то рациональное зерно. Большинство гуманитариев Татарстана, и вообще людей творческих профессий - это вчерашние селяне, и не надо этого стесняться. Они маргиналы и в какой-то момент действительно могут верить в мифы, которые сами сочиняют. Перед нами проблема модернизации, догоняющего типа развития страны. Будем надеяться, что уже их дети, настоящие горожане во втором и третьем поколениях, изживут это.

Можно ли назвать то, что происходит в Татарстане, общероссийской или даже общемировой тенденцией?

Что касается общемировой тенденции, об этом я судить не берусь, могу только сказать, что во всём развитом мире принята концепция так называемого гражданского национализма, когда нация - это согражданство. В пределах нации может быть много людей с разными этничностями, языками, вероисповеданиями и т.д. Все вместе - одна нация. В тех же Америке, Франции история - это история территории.

Что касается постсоветского пространства - здесь ситуация прямо противоположная, этногенез и история государства совпадают друг с другом. В Средней Азии и Закавказье процветает мифотворчество. Современный Узбекистан, согласно некоторым авторам, продолжает традиции государства великого Тимура (Тамерлана), а Таджикистан, между прочим, - наследник великих арийских цивилизаций, например, персидской державы Ахеменидов, сам Дарий был таджиком. В Азербайджане за сомнения в величии предков можно подвергнуться уголовному преследованию. Россия в плане мифологизации истории не является исключением.

Чтобы изменить ситуацию, необходимы изменения во всём обществе, его демократизация, развитие чувства гражданственности, переход от архаики к модерну, когда люди начнут воспринимать мир рационально. И тогда большинством населения писания местных историков будут восприниматься с улыбкой. Этот процесс будет долгим, если в России сохранится современный политический строй, и страной будут править не живущие в ней люди, а несколько сотен богатых семей, которые и заставляют учёных придумывать мифы для обоснования своей власти. Гражданский национализм - продукт демократического общества, и России до него пока далеко.

Как вы считаете, снимет ли противоречия историков Татарстана готовящийся к выходу единый учебник по истории России?

Нет, не снимет. Я очень внимательно ознакомился с проектом и могу констатировать, что он написан в том же этнонационалистическом дискурсе. То есть история России - прежде всего история русского народа. К проекту будут претензии, вот уже Дамир Исхаков выступил со статьёй о том, что в учебнике мало внимания уделяется татарам, в соседней Чувашии скажут - чувашам. Сама идея написания учебников с позиции этно-национализма, цивилизационного подхода порочна.

Я считаю, что история России должна быть, прежде всего, историей территории. Нужно рассказывать обо всех, кто населял территорию современной России, начиная с эпохи палеолита. При таком подходе, например, история Восточной Пруссии как географического пространства, на котором жили люди, говорившие на разных языках и организованные во многие политико-государственные системы (включая Германскую империю), равнозначна истории современных "российских частей" Киевской Руси, государства Бохай или империи чжурчжэней. К сожалению, проект о котором вы говорите, всё равно будет принят за основу нового учебника, и власть (федеральная и местная) продолжит разыгрывать этнонационалистическую карту.

Почему федеральные власти никак не реагируют на порой откровенно антирусские заявления татарстанских историков?

Согласно мнению отдельных специалистов в области социологии и политологии, в 1990-х годах в России стал наблюдаться возврат к архаике, появился даже такой термин - "архаический синдром". Это возврат к тем социально-политическим отношениям, которые были характерны для эпохи средневековья или даже более ранних эпох. Появилось понятие "нового русского феодализма".Власть организуется на основе межличностных патрон-клиентских отношений. Действует феодальный иммунитет, когда сидящий в Москве главный правитель даёт право местному феодалу собирать доходы с определённого региона, например, с Татарстана. Московский сюзерен не вмешивается в дела вассала - главное, чтобы последний делился частью доходов. Вассал может делать всё что угодно (конечно, в определённых рамках) и перегибы в исторических мифах - самое последнее, чем он может разозлить сюзерена.

История Татарстана (Республика Татарстан), пожалуй, лучшая иллюстрация к тому, что представляет собой сам дух Евразии.
Первое государство - Волжская Булгария - образовалось в конце IX - начале X в. Здесь необходимо небольшое отступление от истории собственно Татарстана: важен контекст этого исторического периода. В 453 г., после смерти вождя гуннов Аттилы, империя его распалась. Древние булгары, одно из тюркских племен, сражавшихся в его армии наряду с гуннами, образовали в 630-х гг. государство Великая Булгария. К середине VII в. оно распалось. Самая многочисленная часть булгар направилась на юг, где ассимилировалась с южнославянскими племенами и создала государство Дунайская Булгария. В середине IX в. славяне в нем обретали все больший вес, часть булгар приняла христианство. Это предки современных болгар (во избежание путаницы в историографии южных, ассимилировавшихся со славянами булгар именуют болгарами, северных - булгарами). Другую их часть, подчинившуюся хазарам и именовавшуюся в исторических хрониках «чёрными булгарами», связывают с современными балкарами и карачаевцами («черноликими»). Третья группа направилась в Среднее Поволжье, где в конце VIII в. вместе с другими тюркскими племенами сначала тоже попала под власть хазар и ассимилировалась с ними. А затем двинулась дальше на север, к месту слияния - Волга и реки . Здесь они и начали строить Волжскую Булгарию со столицей, городом Булгаром, перешли на оседлый образ жизни и стали заниматься земледелием и скотоводством, выплавкой и обработкой металла, гончарным производством и ювелирным делом, чеканили собственную монету с указанием места чеканки - «Булгар аль-Джадид», то есть Новый Булгар. Возникли и другие города, и среди них Буляр (Биляр). Казань в то время была пограничной крепостью. Границы государства на севере достигали междуречья Волги и Вятки, а на юге - реки Самары. Население Волжской Булгарии представляло собой смешение различных тюркских, финно-угорских и славянских племен, с доминированием первых. В 922 г. по просьбе правителя Волжской Булгарии Алмас-хана прибывает посольство из Багдада и государство принимает ислам. Внешние связи на основе торговли Волжская Булгария имела с разными государствами, самыми важными были связи с Русью.
В 1236 г. начинается монгольское завоевание Восточной Европы. В 1238-1240-х гг. монголы покоряют Русь. В 1243 г. на месте Волжской Булгарии образуется улус Джучи Золотой Орды. В XIV в., в период расцвета Золотой Орды, древнебулгарский язык, как и языки других тюркских племен, поглощается языками кипчаков и чагатаев, сохранив часть лексики финно-угорских языков (древневенгерского, марийского, мордовского, удмуртского), а также арабского, персидского и русского языков. Этнос, говорящий на этом новом языке, с конца XIV в. в исторических хрониках именуется как татары. В XV в. Золотая Орда распадается на несколько государств, одно из них - Казанское ханство, возникшее в 1438 г. В 1487 г., в результате похода русских войск на Казань, был свергнут его правитель Али-хан, а его брат, Мухаммед Эмин, стал вассалом князя Московского Ивана III. В 1524 г. казанским ханом становится Сафа-Гирей, при котором Казань переходит под власть турецкого султана. В 1551 г. по велению Ивана IV Грозного в месте впадения Свияги в Волгу возводится крепость Свияжск, а в 1552 г. Грозный во главе армии в 150 тыс. воинов покорил город .
Начиная с покорения Иваном Грозным Казани, взаимоотношения русского и татарского народов были в целом спокойными, но отнюдь не простыми.
Неизвестно точно, кто автор расхожего выражения «Поскреби русского - найдешь татарина», скорее всего это несколько перефразированный тезис из сочинения А. де Кюстина «Россия 1839»: «Ведь немногим больше ста лет тому назад они были настоящими татарами». В этих словах, ставших поговоркой, нет, по сути, ничего, ущемляющего национальное достоинство русских или татар. Ведь имеется в виду не генетика, а взаимопроникновение культур. Многие российские аристократы были по происхождению татарами, а другие - немцами, и большинство из них были людьми чести и долга, вот что существенно, а не происхождение. Л.Н. Гумилев относил татар к «европеоидам Востока». Современные ученые-историки отрицают понятие советской историографии «татаро-монгольское иго». Прогрессивная роль Золотой Орды в укреплении Российского государства доказана, в русском языке живет огромное количество тюркизмов, как и русизмов и пришедших через русский язык заимствований из других языков в татарском. Неоспорим и тот факт, что до Петра I Россия имела мало общего с Западной Европой. Так же как и Татарстан не походил и не походит на Монголию, гораздо больше общего у него с государствами Центральной Азии. Но еще больше - с исторической Россией. Дискуссии на тему национальной татарской идентичности и ментальности иногда достигают большого накала, полутона отметаются, но и России, и Татарстану, думается, необходимо пройти через этот этап осмысления своего, как ни посмотри, общего прошлого, в советский период трактовавшегося весьма однобоко.

В составе России бывшее Казанское ханство стало называться сначала Казанским царством, затем Казанской губернией, которая управлялась губернатором, назначаемым непосредственно императором России. После Февральской революции 1917 г. возник проект национального государства татар и башкир Штат Идель-Урал, но его реальным воплощением стала лишь Забулачная республика в татарской части Казани, существовавшая с 1 по 28 марта 1918 г. Параллельно в Москве создается проект Татаро-Башкирской республики, оставшийся лишь на бумаге. 27 мая 1920 г. был подписан декрет об образовании Татарской АССР в составе РСФСР - так впервые входит в официальный оборот слово «Татария» («Татарстан») по отношению к этой земле. 30 августа 1990 г. Верховный Совет ТАССР принял декларацию о государственном суверенитете Татарии, преобразовав ее в «Татарскую Советскую Социалистическую Республику - Республику Татарстан», а после распада СССР, с 7 февраля 1992 г., это название сокращается до «Республика Татарстан». 31 марта 1992 г. Татарстан отказывается подписывать Федеративный договор. 30 ноября 1992 г. принимается новая Конституция Республики Татарстан, объявляющая его суверенным государством. В декабре 1993 г., когда проходил всероссийский референдум по поводу новой Конституции России, власти Татарстана объявили ему бойкот. Однако часть жителей многонациональной республики, несмотря на это, приняла участие в голосовании. Большинство из них (74,84%) высказались за принятие Конституции РФ. С 2000 г., в соответствии с внесенными в Конституцию республики изменениями, Татарстан стал «равноправным субъектом Российской Федерации, определяющей Татарстан как субъект Российской Федерации».
Сегодня Татарстан - один из самых успешных в экономическом отношении регионов России, занимает 6-е место по объему ВРП. Внешнеторговый оборот республики по итогам 2010 г. составил $16,9 млрд (125,3% к 2009 г.). Активно развивается сеть технопарков. В 2005 г. широко отмечалось 1000-летие Казани. К этой дате готовились очень серьезно, и столица республики заметно преобразилась в лучшую сторону. В 2013 г. в Казани пройдет XXVII Всемирная летняя Универсиада.

Татарстан

Общая информация

, субъект РФ в составе Приволжского федерального округа, входит в Поволжский экономический район.

Форма правления: президентско-парламентская республика. Образована 27 мая 1920 г. как автономная Татарская Социалистическая Советская Республика.

Административно-территориальное деление: 43 района и 14 городов республиканского значения.

Столица: Казань, 1 161 308 чел. (2012 г.).

Языки: русский, татарский.

Этнический состав: татары - 53,2% (в том числе кряшены), русские - 39,7%, чуваши - 3,1%, а также удмурты, мордва, марийцы, украинцы, башкиры, азербайджанцы, белорусы, армяне, евреи и другие (всего в Татарстане проживают представители 115 национальностей) - 4%.

Религии: ислам (суннитского толка), православие, небольшие общины иудеев, буддистов, кришнаитов.

Крупнейшие города: Казань, Набережные Челны, Зеленодольск, Нижнекамск, Альметьевск, Бугульма, Елабуга.

Крупнейшие реки: Волга (177 км по территории республики) и Кама (380 км).

Крупнейшие водохранилища: Куйбышевское, Нижнекамское, Заинское, Карабашское.

Важнейший аэропорт: международный аэропорт Казань.

Цифры

Площадь: 67 847 км 2 .

Население: 3 802 285 чел. (2012 г.).

Плотность населения: 56 чел/км 2 .

Самая высокая точка: Чатыр-тау (Шатёр-гора) - 367 м.

Расстояние от Казани до Москвы: 797 км.

Климат и погода

Умеренный континентальный.

Средняя температура января: -13°С.

Средняя температура июля: +19°С.

Среднегодовое количество осадков: 500 мм.

Экономика

ВРП: 1250 млрд руб. (2011 г.).

ВРП надушу населения: 245,2 тыс. руб. (2010 г.).
6 экономических зон (территориально-производственных комплексов (ТПК)). На территории Нижне-Камской экономической зоны действует особая экономическая зона Алабуга (Елабуга), а также Нижнекамский нефтехимический и Набережночелнинский автомобилестроительный кластеры.

Полезные ископаемые: запасы нефти, газа, угля, гипса, известняков, доломитов, мергелей, гравия и глин. Имеются также залежи горючих сланцев, бурого и каменного угля, битума, фосфоритов, бокситов, торфа и меди.
Промышленность: добыча нефти и природного газа, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая, химическая (производство полиэтилена, труб и деталей трубопроводов из термопластов, синтетического каучука, автомобильных шин, кинофотопленки и магнитной ленты, азотных и фосфатных минеральных удобрений, продуктов неорганической химии), машиностроение и металлообработка: производство грузовых автомобилей (КамАЗ), судов, пассажирских авиалайнеров,вертолетов, лазерного оборудования, оборудования для нефтегазодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.

Гидроэнегетика (крупнейшая ГЭС - Нижнекамская). Значительная часть электроэнергии поставляется в соседние республики (Башкирию, Чувашию, Марий Эл).

Сельское хозяйство: выращивание зерновых, картофеля, овощей, кормовых трав, мясо-молочное животноводство, коневодство, свиноводство, овцеводство, птицеводство.
Сфера услуг: торговля, туризм.

Достопримечательности

■ Булгарский и Билярский государственные историко-архитектурные и природные заповедники (Х-ХIII вв.).
■ Раифский Богородицкий мужской монастырь (XVII в.).
Казань : Казанский кремль (объект Всемирного наследия ЮНЕСКО): крепостная стена с 8 башнями XVI в., православный Благовещенский собор (XVI в.), «падающая» башня Сююмбике (начало XVIII в.), комплекс зданий Пушечного двора и Юнкерского училища (XIX в.), Губернаторский дворец (XIX в.), мечеть Кул Шариф (XXI в.) и др. здания; Зилантов монастырь (1552 г.), Петропавловский собор (1726 г.), церковь Нерукотворного Образа Спасителя (XIX в.), Храм всех религий (1902 г.); Старо-Татарская слобода, пешеходная ул. Баумана, Александровский пассаж, Чернояровский пассаж, Дом Ушковой (ныне Национальная библиотека); музеи: Национальный, изобразительных искусств, литературно-мемориальные музеи М. Горького, Е. А. Баратынского, В. Аксенова, музеи-квартиры М. Джалиля и Ш. Камала; Голубое озеро, самое глубокое (17 м) озеро Приволжья; парк Миллениум, Зооботанический сад.
Чистополь : Музей уездного города, Мемориальный музей Б.Л. Пастернака.
Волжско-Камский заповедник , Национальный парк «Нижняя Кама».
Елабуга : Ананьинский могильник (I тысячелетие до н. э.), Чёртово городище (укрепленное поселение I тысячелетия до н. э.), дома-музеи М.И. Цветаевой, Н.А. Дуровой, И.И. Шишкина, культурный центр им. М.И. Цветаевой, библиотека Серебряного века, музеи: истории Елабуги, купечества, истории уездной медицины им. В.М. Бехтерева, «Портомойня», театр-музей «Трактир».
Свияжск (остров-град, внесен в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО): Богородице-Успенскиймужской монастырь: Успенский собор (1561 г.), колокольня Никольской церкви (1556 г.); Троице-Сергиевский монастырь: деревянная Троицкая церковь (1551 г.); церковь Константина и Елены (XVI-XVIII вв.); Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь: Сергиевская церковь (конец XVI - начало XVII в.), собор Богоматери Всех Скорбящих Радости (1898-1906 гг.); монастырь Макарьевской пустыни на другом берегу Волги.

Любопытные факты

■ В 1758 г. в Казани была основана первая в нестоличных городах страны гимназия, а в 1804 г. открыт по указу императора Александра I четвертый в России университет (после Московского, Тартуского и Вильнюсского). Ныне он носит официальное название Казанский (Приволжский) федеральный университет. Среди его выпускников химик Н.Н. Бекетов, ботаник Н.А. Буш, писатели С.Т. Аксаков, П.И. Мельников-Печерский, Д.Л. Мордовцев, драматург Е.Л. Шварц, поэт К.А. Кедров. Среди тех, кто учился в Казанском университете, но не закончил курс, - Л.Н. Толстой, В.И. Ульянов (Ленин), А.И. Рыков, В. Хлебников, М.А. Балакирев.
■ Кряшены - этноконфессиональная группа, придерживающаяся православия. В советские времена они считались однозначно татарами, в официальной статистике Татарстана таковыми считаются и сейчас, хотя кряшенская интеллигенция с начала 1990-х гг. настаивает на том, что это отдельный этнос. Эту точку зрения поддерживает историк и богослов А.В. Журавский. Согласно его версии, кряшены ошибочно считаются крещенными в XVI в. татарами, на самом деле они - потомки других тюркских племен Волго-Камского региона, крещенных не позднее XII в.
■ В октябре 2012 г. в Казани введен мораторий на вырубку деревьев.