Болезни Военный билет Призыв

Уступки вопросы. Опрос домашнего задания. Слитное и раздельное написание

Придаточные уступки отвечают на вопрос "вопреки чему?". Придаточные относятся ко всей главной части, вводятся при помощи союзов НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, ДАРОМ ЧТО, ПУСТЬ, ПУСКАЙ. Придаточная часть может быть в любом месте по отношению к главной. Несмотря на то что ласточка не была ездовой птицей, она согласилась перевезти Дюймовочку в страну эльфов.

Возможна постановка запятой внутри союза НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО, но он все равно остается единым союзом. Если придаточное в препозиции, союз не расчленяется.

Есть еще разновидность придаточного уступки - обобщенно-уступительные предложения, в которых подчеркивается неопровержимость сообщаемого в главной части, несмотря на убедительность аргументов, содержащихся в придаточной. В этом типе используются союзные слова ЧТО, КТО, КАКОЙ, СКОЛЬКО, ГДЕ и другие в сочетании с частицей НИ: Кто ни предлагал Дюймовочке брак, она всем отказывала. Девочка не могла убедить себя в необходимости брака с кротом, что бы она себе ни говорила.

СПП с придаточными сравнительными

Придаточные сравнительные отвечают на вопрос "подобно чему?". Придаточные относятся ко всей главной части, вводятся при помощи союзов КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, КАК БУДТО, БУДТО БЫ и других. Придаточная часть может быть в любом месте по отношению к главной, но чаще будет в постпозиции. Крылышки шли Дюймовочке, как будто она родилась вместе с ними. Крот и мышь стояли неподвижно и смотрели на улетающую Дюймовочку, будто хотели запомнить её навсегда.

В этом типе придаточного тоже есть разновидности.

Во-первых, выделяются сравнительные компаративные - предложения, где придаточная часть вводится союзами ЧЕМ, НЕЖЕЛИ и присоединяется присловно к словам "иной", "другой", "по-иному", "по-другому", "иначе". С высоты птичьего полета земля казалась иной, чем Дюймовочка привыкла видеть её. Крот воспринимал мир иначе, нежели видим его мы.

Во-вторых, выделяются придаточные сопоставительные с союзами ПО МЕРЕ ТОГО КАК (нерасчлененный), ЧЕМТЕМ. В этих предложениях части сопоставлены друг с другом более тесно, чем просто в сравнительных предложениях, сопоставляемые ситуации влияют одна на другую: По мере того как Дюймовочка и ласточка подлетали к стране эльфов, все больше пахло диковинными цветами (это же предложение может использовать союз ЧЕМТЕМ, первая часть часть включит часть ЧЕМ и будет придаточной) .

Цель: формирование пунктуационной грамотности обучающихся на уроках русского языка.

  1. показать особенности СПП с придаточными уступительными; научить различать придаточные уступки от других видов придаточных; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
  2. развивать речь обучающихся.
  3. воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал.
  2. Плакаты.

На доске:

  1. Число, тема урока.
  2. Схемы.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.

1. Работа над ошибками по предыдущей теме урока в проверенной учителем работе.

Пока выполняется РНО, обучающиеся, получившие отметку “5”, работают по карточкам:

Выполните пунктуационный разбор.

Любовь и дружество до вас 1
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

2. Опрос теории по теме: “СПП”.

Какие предложения мы с Вами изучаем?

Какие предложения называются сложноподчиненными?

На какие основные группы они делятся?

Какие из них мы изучаем сейчас?

Перечислим изученные обстоятельственные придаточные по цепочке.

1. Данная строфа из произведения А. С. Пушкина “Во глубине сибирских руд” предлагается для разбора в кн. см.: Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку: универсальное пособие. 9 класс. – М: ВАКО, 2007.

(Во время ответов обучающихся на доске появляется схема)

III. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с обстоятельственными придаточными уступки (в схеме появляется запись “уступки”) или по - другому уступительными (учитель указкой показывает на запись темы урока на доске).

Запишем число и тему урока.

IV. Изучение новых знаний, формирование новых умений.

1. Запишем предложение, сделаем пунктуационный разбор (обучающийся работает у доски)

Хотя Петя не помыл посуду, мама отпустила его гулять.

(Акцент: слово “гулять” не входит в состав сказуемого, дети объясняют почему)

Петя помыл посуду?

Он хотел, чтобы мама отпустила его гулять?

Он ждал уступки?

Слово учителя: “Это СПП с придаточным уступки”.

Запишем следующее предложение и так же его разберем (у доски работает другой ученик).

Сколько ни стучали в дверь, никто не открыл.

Объясните выбор написания частиц не и ни.

В дверь стучали, хотели, чтобы им уступили и открыли?

Значит какое это придаточное?

Дверь открыли, уступили? А Пете уступили?

Слово учителя: “В СПП с придаточным уступки, ожидают её, но она может произойти, а может нет”.

Посмотрите на СПП с уступительными придаточными и скажите, что мы можем сказать о действии в придаточном предложении по отношению к главному?

На какой вопрос они отвечают?

(На доске появляется плакат:

Придаточные предложения со значением уступки указывают на действие, противопоставляемое действию в главном предложении, и отвечают на вопрос несмотря на что?)

При помощи чего присоединялось в 1 предложении придаточное уступки?

Какими союзами можно заменить союз хотя?

(аналогично с союзным словом во 2 предложении)

(Плакат дополняется следующей записью:

Средства связи:

2. Запишем и разберем следующее предложение.

Хотя путник и не знал дороги, но все- таки вышел к поселку.

Замените придаточное уступки деепричастным оборотом.

Сделайте пунктуационный разбор.

Какое из данных предложений точнее выражает значение уступки?

Какие еще придаточные могут быть синонимичны деепричастным оборотам?

3. По следующим схемам составьте СПП с уступительными придаточными (устно по рядам).

1. , (несмотря на то что…).

2. (Как ни …), .

3. [ ,(хотя…), ]

Запишите любое из составленных предложений в тетрадь.

Что еще мы можем сказать о придаточных уступки?

V. Закрепление, систематизация, применение.

Работа по раздаточному материалу.

Раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания:

  1. (Не)смотря на гололед автобусы вышли на линию.
  2. (Не)смотря на меня он угрюмо шел.
  3. Куй железо, пока не остыло.
  4. Мы прекрасно провели время (не)смотря на то что лето выдалось дождливое.
  5. Нет таких дел, которые не одолел бы человек.
  6. Где ни просвищет грозный меч, где конь сердитый ни промчится,везде главы слетают с плеч…

1. Выпишите СПП предложение с уступительным придаточным, раскройте скобки, расставьте, если надо, пропущенные знаки препинания (проверка).

(Акцент: “несмотря” в составном союзе “несмотря на то что” пишется слитно, запятую перед “что” ставить не надо)

2. Работа по вариантам:

I вариант работает с первым предложением;

II вариант – со вторым предложением.

(При коллективной проверке акцент делается на слитном написании “несмотря” в составном предлоге “несмотря на” и раздельном написании частицы не с деепричастием во втором предложении).

3. Постройте схемы оставшихся предложений.

Какие еще предложения встретились?

Во время работы по вариантам и составлении схем сильный учащийся работает у доски со следующим предложением:

Не смотря на то, что лежало на столе, он взял яблоко.

(При коллективной проверке делается акцент: это СПП с придаточным изъяснительным, “не смотря” пишется раздельно, перед “что” в сочетании “не смотря на то, что” ставится запятая).

VI. Итог урока.

С какими предложениями познакомились на уроке?

Почему их так назвали?

На что указывают придаточные уступки?

При помощи чего присоединяются к главному предложению?

VII. Домашнее задание.

  1. Из текстов художественной литературы найти и выписать пять СПП с уступительными придаточными.
  2. Стр. 77, упр. № 176 (II) (Русский язык: учебник для 9-ых классов общеобразовательных учреждений/[С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др.]. – 28-е изд. – М: Просвещение, 2006.).

Русский язык, 11 класс.

Тема урока: СПП с придаточными уступки.

Цель урока: Продолжить знакомство с СПП с придаточными обстоятель-

ственными; познакомить с СПП с придаточными уступки,

распознавать придаточные обстоятельственные, определить их

место, совершенствовать пунктуационные навыки.

Развивать память, речь.

Воспитывать уважение к первооткрывателям.

Оборудование: Презентация по программе Power Point , учебник, задания для индивидуальной работы.

Ход урока: 1. Орг.момент.

- Приветствие.

- Психологический настрой.

- Отчёт дежурных.

2. Опрос домашнего задания.

Фронтальный опрос по теме «СПП с придаточными обстоятельственными»

(по кластеру).

Упражнение 492- из пар простых предложений составить СПП с

придаточными условия, используя союзы если и когда.

3. Графический диктант.

Составить схемы СПП.

1. Герасим вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной почве.

2. Когда он увидел Наташу, лицо его просияло.

3. Цепи яблонь протянулись там, где были пустыри.

4. Для того чтобы быть счастливым, надо не только любить людей, но и быть любимым.

5. Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах.

Проверка:

1. […],(как..).

2. (Когда…), […].

3. […], (где…).

4. (Для того чтобы…), […].

5. […,(оттого что…),… ].

4. Сообщение новой темы.

Ребята, сегодня мы познакомимся со сложноподчинёнными предложениями с придаточными уступки (қарсылықты бағыныңқылы сабақтас құрмалас сөйлем).

Запишите число и тему урока (оформление тетради).

Сложноподчинённые предложения с придаточными уступки отвечают на вопрос несмотря на что? Они указывают на действие, противопоставляемое действию в главном предложении (обозначают события, которые могли помешать, но не помешали тому, о чём говорится в главном предложении) и присоединяются к нему при помощи союзов хотя (хоть), несмотря на то что, невзирая на то что и союзных слов как ни, сколько ни.Придаточные уступки занимают любую позицию: они могут стоять впереди, в середине и после главного предложения.Они относятся ко всему главному предложению.

Например:

    [Этот дом назывался постоялым двором], (несмотря на что?) ( хотя возле него никакого двора не было).

    Схема предложения:

    [ ] , (хотя …)

Знаки препинания при составных союзах

    Если придаточное предложение присоединяется к главному предложению при помощи составных союзов (с тех пор как, по мере того как, потому что, оттого что, несмотря на то что, невзирая на то что и др.) запятая ставится:

    Либо перед составным союзом, напр.: Дыхание становилось всё глубже и свободнее, по мере того как отдыхало и охлаждалось его тело.

    Либо внутри составного союза, так что первая его часть входит в главное предложение, а вторая - в придаточное. Такая постановка запятой определяется смысловым ударением и интонацией: Он не приехал несмотря на то, что дал твёрдое обещание.

5. Закрепление темы. Работа с учебником.

- Упражнение 508 – разделить группу на 2 варианта.

1 вариант – выписать СПП с придаточными условия;

2 вариант – выписать СПП с придаточными уступки.

У доски работают 2 студента.

    Проверка:

Придаточные условия: Придаточные уступки:

- Олновременно ведётся индивидуальная работа (4 студента работают по

карточке)

- Проверка выполненных работ.

- Молодцы, ребята! С заданием вы справились, а это значит, что вы хорошо усвоили новую тему.

6. А сейчас мы переходим к нашей лексической теме.

Наша лексическая тема называется «Вокруг света». В этом разделе мы начали говорить о великих людях, городах и странах.

В упражнении 512 дан текст, который называется «Открытие Христофора Колумба».

Имя Христофора Колумба вам известно из истории и географии. Это испанский путешественник, мореплаватель, первооткрыватель Американского континента.

В 1451 году, 27 октября, в Генуе родился мальчик. О его детстве известно мало – ведь никто не мог и подумать, что этот ребенок однажды прославит свое имя в веках. Мальчика звали Христофор Колумб. В 1492-93 руководил испанской экспедицией для поиска кратчайшего морского пути в Индию; пересек Атлантический океан, открыл Саргассово море и достиг 12.10.1492 о. Самана (официальная дата открытия Америки), позже - древних Багамских островов, Кубы, Гаити. В последующих экспедициях (1493-96, 1498-1500, 1502-1504) открыл Большие Антильские, часть Малых Антильских о-вов и побережья Южной и Центральной Америки и Карибское море.

- Чтение текста.

- Словарная работа.

    Публикация – басылым

    Первооткрыватель – алғашқы ашқан адам

    Экспедиция - арнайы тапсырма бойынша сапар

    Ладный – келісті , сай

- Что нового узнали о жизни Христофора Колумба?

- Задание по тексту.

  • Найти в тексте СПП с придаточным уступки и составить схему.

- Проверка:

(Хотя до Колумба острова и побережья Северной Америки посещались норманнами за сотни лет раньше и он не был первооткрывателем Америки), [но именно открытие Колумба имело всемирноисторическое значение].

несмотря на что?

(…), […]

7. Разминка.

1. Чем кончается день и ночь ? (ь)

2. Чем кончается лето и начинается осень ? (о)

3. В каком слове 40 гласных? (сорока)

4. В каком слове 100 согласных? (стол, стог, стон)

5. В каком глаголе нет слышится 100 раз? (стонет)

6. Какую ноту кладут в суп? (соль)

7. Что у зайца позади, а у цапли впереди?(ц)

8.Итог урока.

Ребята, сегодня мы изучили тему «СПП с придаточными уступки».

Ну-ка, ответьте: на какой вопрос отвечают придаточные уступки?

При помощи каких союзов и союзных слов они

прикрепляются к главному?

9. Домашнее задание:

1) Упражнение 517 – вставить союзные слова и расставить знаки препинания.

2) Выучить правило.

10. Оценки.

Конспект урока русского языка в 9 классе (авторы учебника: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова). Тема урока: Сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия и уступки.

Цель: формирование умений: 1) определять структуру сложноподчинённого предложения с придаточными причины, условия и уступки, отличать указанные виды придаточных от других видов; 2) правильно расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с изучаемыми придаточными; 3) определять стилистические особенности союзов, связывающих придаточные с главными.

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

    Связный рассказ о сложноподчинённых предложениях с придаточными места и времени.

    Закрепление темы «Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени». Задание: запишите предложение и сделайте синтаксический разбор: Я неотрывно смотрел на крепость до тех пор, пока она не скрылась за поворотом.

    Сообщение темы и целей урока.

    Изучение нового материала.

Работа с учебником. Ученики рассматривают схемы сложноподчинённых предложений со значением обусловленности, называют виды этих предложений, средства связи; читают теоретический материал на стр. 84-85; составляют схему сложноподчинённого предложения с придаточным причины:

почему? отчего? по какой причине?

, (союзы потому что, оттого что, так как, ибо )

Выполнение упражнений. Упр.131: выписать в три группы сложноподчинённые предложения с придаточным причины, которое стоит: 1) после главного, 2) перед главным, 3) в середине главного.

Ученики читают теоретический материал на стр. 89, составляют схему сложноподчинённого предложения с придаточным условным :

при каком условии?

, (союзы если, когда, коль )

Выполнение упражнений. Упр.138 устно (по цепочке). Составить схемы 1,4,5,7 предложений (на доске).

Выводы (комментарий учителя):

    Условные придаточные предложения относятся ко всему главному предложению; средством связи между главной и придаточной частями служат только союзы.

    Придаточные предложения могут занимать любое место по отношению к главному.

    Вид придаточного предложения можно определить с помощью вопроса.

    Наиболее распространённый союз – если .

Чтение теоретического материала на стр. 91-92, составление схемы сложноподчинённого предложения с придаточным уступки .

несмотря на что?

, (союзы хотя, пускай, пусть, несмотря на , сочетания как ни, сколько ни, кто ).

Выполнение упражнений. Упр. 144 письменно (чётные предложения – 1 вариант, нечётные предложения – 2 вариант). Взаимопроверка.

    Закрепление изученного материала.

    Конструирование СПП с придаточным условия и уступки (устно):

А) дополните главные предложения придаточными условия:

Приятно отдохнуть за городом…

Машина … может прослужить ещё лет десять.

Б) дополните придаточные условия главными предложениями:

Если идти ночью по незнакомой дороге …

Если завтра музей будет открыт…

В) дополните незаконченные предложения:

Настроение у всех превосходное, несмотря на то что…

В марте обычно снег тает, хотя…

    Тестовые задания.

А) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным.

    Весной, когда оживает природа, чувствуешь необыкновенный прилив сил.

    Он понял тогда, что Левинсон хотел проверить боевую готовность отряда.

    Несмотря на то что была солнечная погода, в парк мы так и не пошли.

    Я присел на скамейку, чтобы не упасть.

Б) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

    У меня было такое чувство, будто я в чём-то ошибся.

    Если команда нашей школы выиграет завтрашний матч, то она выйдет в финал.

    Я смотрел на крепость и пытался угадать, какая история связана с ней.

    Комплексная работа с текстом. «Готовимся к ОГЭ».

Задание. Прочитайте текст, объясните орфографию и пунктуацию, определите тему и основную мысль текста.

Спишите сложноподчинённые предложения с придаточными условия, составьте их схемы.

Настоящая дружба очень пом..гает и в горе, и в радости . В радости ведь тоже нужна помощ(?) чтобы ощутить счаст..е до глубины души, ощутить и поделит(?)ся им. Неразделё(н,нн)ая радость – не радость. Человека портит счаст..е если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий пора утрат опять(?)таки нельзя быть одному. Горе человеку если он один. Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее что пр..обрели в молодые годы не растрачивайте богатств молодости.

Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, соверш..нные в молодости. Хорошие будут радовать дурные – не давать спать! (по Д.С.Лихачёву).

VІ. Итог урока.

VІІ. Домашнее задание.

    Теоретический материал учебника по теме урока.

    Упр. 151 (устно)

    Сочинение – рассуждение (не менее 50 слов) «Что такое дружба» с использованием сложноподчинённых предложений с обстоятельственными придаточными.

СПП с придаточными уступительными

Придаточные уступительные указывают на факт, противоречащий содержанию главной части; событие, о котором говорится в придаточной части, должно было бы привести к результатам, проти­воположным тем, о которых говорится в главной, но не привело, то естьсодержат указание на условие, вопреки которому совершается то, о чем говорится в главной части предложения: Я уговорил Шакро идти берегом, хотя это был длиннейший путь (М. Г.).

Придаточные уступительные присоединяются к главной части одним из уступительных союзов (хотя; несмотря на то что; невзи­рая на то что; пускай; пусть; даром что) или сочетаниями относительных наречий как, сколько с частицей ни.

И зависимости от того, чем именно присоединяется придаточная часть к главной, находятся оттенки уступительного значения.

Наиболее широкое уступительное значение выражается и пред­ложениях с союзами хотя; несмотря на то, что : Он выглядит опрятным и чистым, несмотря на то, что одежда его изрядно поношена (Федосеев). В таких слу­чаях придаточная часть занимает постпозицию.

Если же придаточная часть с теми же союзами занимает препози­цию, то в сложном предложении выражаются уступительно-противительные отношения. Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда главная часть имеет при себе противительный союз но или однако : Хотя мне было очень узко и неловко в новом платье, однако я скрыл это от всех (Л. Толстой); Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми (Короленко). Предложения этого типа можно считать переходными (между подчинением и сочи­нением).

Придаточные части с союзами пусть, пускай имеют оттенок «созна­тельного допущения». Например: Пускай тебе взгрустнется даже, ты головы не опускай (Лебедев-Кумач). Придаточные с этими союзами употребляются обычно в препозиции.

Придаточные же, присоединяемые при помощи сочетаний как ни, сколько ни, отчетливо выражают обобщительно-уступительное (или усилительно-уступительное) значение: Как ни оберегал себя Пантелей Прокофьевич от всяких тяжелых переживаний, но вскоре пришлось пережить ему новое потрясение (Шолохов); Но сколько Саша ни думал, ничего ему не приходило в голову (Попов).

Противопоставление сообщений главной и придаточной частей предложения, имеющееся в сложных предложениях с придаточными уступительными, роднит их со ССП с противительными отношениями. Однако составные части последних более равноправны, в них нет оттенка обусловленности. Ср.: Было темно, но мы не прекратили поисков. – Хотя было темно, мы не прекратили поисков.

Среди сложных предложений с уступительной придаточной выделяются такие, которые указывают на предельное проявление того, о чем в них сообщается, они называются обобщенно-уступительными. Ср.: Хотя утро было прекрасное, но мы выехали в поле не так рано (Акс.). - Как ни прекрасно было утро, но мы выехали в поле не так рано. Во втором предложении придаточная часть сообщает, что признак доведен до предела, и, несмотря на это, результат получается противоположный тому, которого следовало ожидать.

Обобщенно-уступительные предложения имеют в своем составе местоименные слова как, где, куда, кто, что, сколько и т.п. с частицей ни: Как ни полезна вещь, цены не зная ей, невежды про нее свой толк все к худу клонят (Кр.); Но сколько бы ни оставляли ее в покое, она уже не могла быть покойна (Л. Т.).

Примечание. Те же сочетания могут входить в состав придаточных частей предложений, конкретизирующих обобщенный член главной части предложения. Такие предложения не являются уступительными, в них невозможна замена усилительного оборота с ни союзом хотя: Куда ни обратишь взоры, везде встретишь или воды, или камни (Бат.).

С помощью частицы все равно и вводного слова правда, синтаксически специализированных слов, уступительный оттенок значения вносится в различные типы СПП, ССП и БСС: Убьют ли его завтра утром, или посмеются над ним, то есть оставят ему эту жизнь, он все равно погиб, Убьет ли себя со стыда и отчаянья эта опозоренная женщина, или будет влачить свое жалкое существование, она все равно погибла (Чехов).

Несвободные конструкции . Есть несколько несво­бодных моделей, характерных для живой разговорной речи. Значение уступки в них выражено не столь явно – осложнено другими значе­ниями. Союз в них близок к частице и выступает в форме хоть (может опускаться, перемещаться).

а) В препозитивных придаточных и в главных сказуемые выражены формой повелительного наклонения. Например: Хоть горшком на­зови, только в печку не ставь (Пословица). В таких предложе­ниях выражается согласие с одним действием ради того, чтобы другое не было (или было) осуществлено. Ср.: Хоть совсем ничего не делай, только мне не мешай; Хоть всю ночь не спи, но сделай и др. Наличие противительного союза или частицы только, выступающей здесь как ограничительно-противительный союз, также обязательно для таких предложений.

б) В придаточных – повелительное наклонение, а в главных – изъявительное (обычно форма будущего времени): Хоть ты им обезьянку изобрети, не удивятся (Н. Успенский). Прида­точные имеют в таких предложениях оттенок, близкий к значению, выраженному в предложениях со словами даже если: содержат в себе указание на крайние, гиперболические условия, препятствующие действию главных, но не могущие отменить это действие. Фразеологизированные обороты не являются придаточными, а представляют собой экспрессивные формы усиления утверждения или отрицания: хоть убей, хоть , умри, хоть режь : Хоть убей, следа не видно; сбились мы. (Пушкин).