Болезни Военный билет Призыв

Условное наклонение глагола урок в 6. Уроки по Русскому языку. Фиксация затруднения. Причина затруднения

И.Л. СТАРИКОВА,гимназия № 1505, г. Москва

Условное наклонение глагола.Использование глаголов условного наклонения в различных стилях речи
Конспект урока
6-й класс
Изучение в школе морфологии связано с изучением функционирования частей речи в тексте, с их коммуникативной ролью. В настоящее время обращение к тексту особенно актуально, поскольку одной из ведущих задач в изучении русского языка является повышение речевой и языковой компетентности учащихся. При работе над грамматикой необходимо научить учеников сознательно подходить к анализу текстообразующих средств первичного (писательского) текста и к выбору тех или иных грамматических форм для создания содержательного и выразительного собственного текста. Как этого достичь? На наш взгляд, следует связать учебную грамматическую тему не с конкретным, единичным текстом, а с моделями текстов, текстами-типами, с тем чтобы использовать текстообразующие и выразительные возможности той или иной части речи, а формирование коммуникативных умений связать с созданием новых и репродуктивных текстов.Приведем пример урока, на котором рассматриваются и закрепляются не только языковые (в том числе орфографические) особенности глаголов условного наклонения, но и проводится работа с текстами различных стилей.
Цели урока:
продолжить знакомство с особенностями значения глаголов условного наклонения;
работать над правописанием глаголов условного наклонения;
повторить изученное, продолжить разговор о стилях речи в русском языке, дать представление о научно-популярном подстиле как разновидности научного стиля;
показать стилистические возможности использования глаголов условного наклонения в разных стилях речи.
1. Мотивация урока
дается учителем исходя из запланированных целей урока.
2. Повторение темы «Условное наклонение глагола».
1) Какое действие обозначают глаголы в условном наклонении? Приведите примеры.2) Как образуются глаголы в условном наклонении? Приведите примеры.
На этом этапе урока отрабатывается умение построить связное высказывание, отталкиваясь от поставленного вопроса.
3. Повторение темы «Стили речи»
(с опорой на «Таблицу стилей», записанную на уроках развития речи в тетради для правил, или таблица стилей заранее готовится учителем на доске или на раздаточных карточках)*.
Стиль речи Кто с кем общается? Задачи общения
Разговорный 1 – 1 Общение (непринужденное, дружеское)
Научный 1 – много Информация, передача точных сведений
Публицистический 1 – много Воздействие, призыв к дальнейшему действию
Художественный – Воздействие на чувства, эмоции человека
Беседа по содержанию «Таблицы стилей»:
1) Какие стили речи вам известны? Перечислите их.2) В зависимости от чего различают стили речи?3) Расшифруйте понятие речевой ситуации.4) Какие стили речи существуют в русском языке?5) Что такое разговорный стиль? Когда он уместен?6) Какие книжные стили вы можете назвать? Расскажите об их использовании. (Ученики рассказывают о научном и художественном стилях.)
Умения: составление связного высказывания с опорой на таблицу-конспект.
4. Комментируемое письмо и объяснительный диктант (объяснительный диктант дается и как образец связного текста).
Комментируемое письмо (комментирование указанных орфограмм и пунктограмм, синтаксический разбор предложения).
В НЕДРАХ ЗЕМЛИ
Богаты водой кл_довые земли. Если(бы) (не)было воды под землей_ (не)журчали(бы) р_дники на дне лесных оврагов_ (не)бежали(бы) ручейки из ра_щелин горных скал_ (не)р_сли(бы) на земле деревья_ (не)колосились(бы) хлеба. Н_кто (не)увид_л(бы) сказочных пещер_ подземных озер_ г_рячих и холодных источников4.
Объяснительный диктант (продолжение текста)
(Осложненное списывание для слабых учащихся)
После написания диктанта один ученик комментирует написанное, другие самостоятельно проверяют тексты. Часть работ проверяется учителем.
Людям пр_шлось(бы) с_лит_ся по берегам рек_ что(бы) п_льзоват_ся водой. Но вскоре реки начали(бы) усыхать_ а зимой и совсем перестали(бы) теч_ _ потому(что) в это время (не)идут дожди_ (не)тают снега и льды.Если(бы) (не)прои_ходило вечное дв_жение воды под землей_ на земле и над землей_ и_чезла(бы) жизнь на Земле.
Умения: закрепление орфографических и пунктуационных знаний по теме урока и изученному ранее материалу.
5. Фронтальная беседа с классом по записанному тексту.
1) О чем рассказывается в записанном тексте? Какова его тема?2) Сообщает ли этот текст точные сведения о важности воды для всего живого на земле?3) К какому стилю принадлежит этот текст? Можно ли сказать, что язык текста сух, строго научен? Какие языковые средства не позволяют отнести этот текст к разряду текстов научного стиля?4) Глаголы какого наклонения делают этот текст более доступным, образным? Обоснуйте свою точку зрения.
Вывод (делает учитель). Текст сообщает точные сведения о важности воды для жизни нашей планеты, но в доступной и образной форме. Это разновидность научного стиля – научно-популярный стиль.
Умения: анализ предложенного текста с точки зрения речевого и языкового содержания.
6. Устная работа по моделированию речевой ситуации и составление собственного текста с учетом заданной речевой ситуации.
(Возможна как индивидуальная, так и групповая работа.)
Задание. Перестройте текст «В недрах земли» так, чтобы он стал относиться к научному стилю (составьте научную справку, статью для энциклопедического словаря).
После составления текстов обсуждаются следующие вопросы:
1) Какие языковые средства вы убрали?2) Всегда ли уместно использование в научном стиле условного наклонения? Почему, с вашей точки зрения, текст научного стиля не может изобиловать глаголами в условном наклонении?
Умения: моделирование речевой ситуации, отбор языковых средств с учетом поставленной речетворческой задачи, составление собственных мини-текстов с учетом функциональной речевой ситуации.
7. Устная работа со стихотворением «Если бы я был...» Шела Сильверстейна (раздаточный материал).
ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ...
Если я был бы маленький-маленький гном,Я б умывался каплей одной дождя,Я бы на божьей коровке ездил верхом,Удочку прятал бы в дырочку от гвоздя.
Я под дверями бы запросто проходил,Мне бы комар казался огромным орлом,Блюдце – широким озером, если б я был...Если б я был маленький-маленький гном.
Я бы ни папу, ни маму обнять не мог,Разве мизинчик, и то – не наверняка.Я бы в испуге шарахался из-под ногДаже полуторамесячного щенка.
Если бы мне подарила конфету «Полет»Тетя, которая очень любит меня,Я бы эту конфету ел целый год,Фантик один разворачивал бы полдня.
Чтоб написать короткое слово «привет»,Я бы с неделю ворочал бы вечным пером...(Эти стихи я писал четырнадцать лет,Я ведь и есть маленький-маленький гном.)
Задания к прочитанному стихотворению:
1. Выразительно прочитайте стихотворение вслух.2. Определите тему и основную мысль стихотворения.3. Определите речевую ситуацию и стиль текста, докажите свою точку зрения.4. Как глаголы в условном наклонении помогают создать образ маленького забавного гнома? Можно ли было обойтись без них? Почему?5. Какие другие средства языка, характерные для художественного стиля и используемые автором, вы можете назвать? (Анализ лексики стихотворения – предельная конкретность, образность, юмор.)
Умения: разграничение текстов разных стилей, выделение особенностей художественного стиля в тексте.
8. Обобщение в конце урока
по основным этапам урока (можно провести обобщение по записям в тетради): «Чему я научился на этом уроке, что нового я узнал?»
Умение: находить глаголы в условном наклонении, правильное их написание, оценка роли глаголов в условном наклонении в текстах разных стилей, составление мотивированных связных высказываний в качестве ответа на поставленный вопрос.
9. Домашнее задание.
Подберите стихотворные произведения с глаголами в повелительном наклонении иди напишите мини-сочинение в художественном стиле на тему «Если б я был...» (с использованием глаголов в условном наклонении).

Акмолинская область

Аршалынский район

станция Сары-Оба

ГУ «Сары-Обинская средняя школа»

учитель русского языка и литературы

Жудро Татьяна Кирилловна

Урок русского языка (6 класс)

Тема : Условное (сослагательное) наклонение

Цель : познакомить учащихся с новым понятием «условное наклонение глагола»

Задачи : формировать умение, определять глаголы условного наклонения, образовать их, правильно изменять и писать; развивать речь, мышление, орфографическую зоркость, умение обобщать изученный материал; воспитание интереса к языку, любви к родине

Тип урока : усвоение новых знаний

Форма урока : путешествие

Оборудование : слайдовая презентация, раздаточный материал

Ход урока

I . Оргмомент

Интрига .

Чтение лингвистической сказки

У Глагола было 3 сына с совершенно разными характерами. Старший сын был самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что происходит на самом деле, происходило и будет происходить. Средний был мечтатель, романтик и фантазёр. Третий- очень уверенный в себе и в своих силах, умеющий только приказывать, поучать и побуждать к действию.

Когда они стали взрослыми, каждый получил свой город и начал править в нём в соответствии со своими взглядами.

Девизом жизни всех горожан первого города, в котором правил старший сын, были слова: «Было! Есть! Будет!». У среднего брата жители существовали под девизом: «Если бы да кабы!». Обитатели третьего города подчинялись девизу: «Так точно! Будет сделано!»

Каждый год сыновья отчитывались перед королём о своей работе. На вопрос короля, как они заботятся о своих жителях, старший отвечал: «Помогал, помогаю, буду помогать!». Средний вздыхал: «Помогал бы…» И тут же выдвигал свои условия. А последний сын приводил своих подчинённых и давал им приказы: «Помогай! Помогайте!»

О каких 3-х братьях идет речь? (слайд №1)

Город, в котором градоначальником был старший сын назывался…(Изъявительное наклонение)

Как назывался город среднего сына? (Сослагательное, условное наклонение)

Город младшего сына… (Повелительное наклонение)

Кто из вас любит мечтать?

Мы с вами сегодня отправимся в город мечтателей и фантазёров, город Условного (сослагательного) наклонения, познакомимся со структурой, глаголов условного наклонения, их значением и правописанием. (слайд №2-3)

Отправляясь в гости к среднему из братьев, нужно знать кое-что о старшем.

II . Проверка домашнего задания

Какие действия обозначает глагол изъявительного наклонения?

Приведите примеры глаголов изъявительного наклонения.

III . Изучение нового материала

Мы с вами на окраине города Условного наклонения и должны быть очень внимательны к прохожим, чтобы коренных жителей не спутать с заезжими гостями. Для это нужно очень хорошо знать их приметы.

    Наблюдения учащихся

«Бы» (слайд № 4)

Если бы печь не топилась в избе,

Искры бы прыгать не стали в трубе.

Если бы ветер так сильно не дул,

Он бы из искры огня не раздул.

Если бы крыша железной была,

Вспыхнуть бы свечкой она не смогла.

Если бы рядом стояла вода,

Люди бы сбили огонь без труда.

А если бы

Не было этого «бы»,

Не плакал бы дед у сгоревшей избы.

(Г. Граубин)

При каких условиях не сгорел бы дом у деда?

– Это глаголы условного наклонения. Они обозначают действие, которое может произойти при определённых условиях.

Что общего у всех глаголов условного наклонения?

Где может находиться частица бы по отношению к глаголу? Как она пишется?

У жителей этого города есть традиция: всегда ходят парами. Рядом с глаголом всегда частица бы. Она либо бежит за глаголом, либо отстает, пропуская несколько слов, либо перегоняет его и стоит впереди, но всегда верна глаголу.

2. работа по учебнику

А теперь давайте узнаем историю их дружбы (стр. 241)

Как образуется форма условного наклонения?

Как изменяются глаголы условного наклонения?

3. Обобщение изученных сведений

Что мы узнали о глаголах условного наклонения?

III . Закрепление изученного материала

А теперь узнаем, о чём мечтают жители города Условного наклонения.

1. выборочное письмо

Выписать глаголы условного наклонения со словами, к которым они относятся

1 ряд «Если б я был рыцарем»

2 ряд «Если бы я был муравьем»

3 ряд «Если бы у меня были сапоги-скороходы»

Проверка (слайд №5-7)

2. образование форм условного наклонения

А вот и завод по изготовлению необычных жителей (у.638)

Перед вами лишь заготовки.

Задание: от данных глаголов образуйте форму условного наклонения. Мальчики – м.р., девочки -ж.р. (кто быстрее)

3. Р/речи

Иногда в этом городе можно встретить и жителей города Изъявительного наклонения и замаскировать их под жителей города Условного наклонения. Ведь они братья.

Упр. 639 (1-3)

4 . творческая работа. «Парк мечтателей»

А) Цветик-семицветик

1. Если бы я был миллионером…

2. Если бы я был директором школы…

3. Если бы у меня была волшебная палочка

4. Если бы я был верблюдом…

5. Если бы я был отличником…

Будете ли вы участвовать в выборах? Почему?

Как вы думаете, легло ли быть президентом?

Шарль де Голль (французский генерал, почетный президент) говорил так:

«Президент – это политик особого рода, политик, от решений которого зависит жизнь миллионов людей».

Задание: Напишите 3 предложения на тему:

«Если бы я был (а) президентом (слайд №8)

5. Языковые параллели

Жители города Условного наклонения живут дружно со своими соседями. Так и мы, жители многонационального государства, чтим и уважаем традиции всех народов.

Признаки одинаковы: предположительность действий, совершение действий, содержат приказ, просьбу и совет.

Но… (слайд №9)

Сколько б конь ни скакал,

В стойло свое приплетётся,

Сколько б человек ни ездил,

На родину вернётся. (Казахская пословица)

И нам пора возвращаться из удивительного города мечтателей.

И несмотря на выражение «мечтать не вредно», хочется пожелать вам, чтобы ваши мечты, пусть даже очень маленькие, сбывались.

IV . Рефлексия

Над какой темой работали?

Что обозначают глаголы условного наклонения?

Как они образуются?

Что узнали о расположении и правописании частицы «бы»?

V . Заключительное слово учителя

Я решил бы...

Я сказал бы...

Поспешил бы...

Написал бы...

До чего же замечательное

Наклоненье сослагательное!

Никогда не чертыхается, не скандалит, не кричит,

В кресло мягкое забьётся и мечтательно журчит:

Я б турецкий изучил...

Я бы радио включил...

Нет, постойте-ка!

Вначале я сыграл бы на рояле...

Я сыграл бы,

Коль умел бы,

Если мог бы,

Полетел бы,

Я бы съел вагон пирожных,

Если только их имел бы!.. (Дж. Родари)

VI . Подведение итогов. Домашнее задание

Согласны ли вы с тем, что сослагательное наклонение действительно можно назвать замечательным?

1.слабые учащиеся: упр. 637

2. сильные «Если бы я был…»

Приложение

Если бы я был рыцарем

Если б рыцарем я был,
То полы бы я не мыл:
Воевал бы я, сражался –
В общем, делом занимался.

А мои б доспехи в мире
Лучшими, бесспорно, слыли,
У меня б был верный конь,
Глаз горел бы, как огонь!

Я бы стал силен, красив
И отважен, горделив.
Я бы был такой большой,
Что хоть падай ты, хоть стой!

Я б душою не кривил,
Я б мечом врагов разил,
Дам красивых я б любил
И в походы бы ходил.

И на рыцарском турнире,
И на королевском пире
Был бы первый удалец!
Но... не рыцарь я... Конец!

(Мазуров Алеша)

Если бы я был муравьем

Если б я был муравьем,
Мне бы жук показался конем.


Я бы боялся сетей паутины,


Если бы я был муравьем,
Пролезал бы в любой я проем.


Болото бы вышло из берегов,

Вот был бы топот и гром,
Если б я был муравьем!

(Левыкин Антон)

Если бы у меня были сапоги-скороходы


Я бы бегал быстрее звука;
И не видели бы меня пешеходы,
Только слышали бы отзвуки стука.

Если бы у меня были сапоги-скороходы,
Я бы мог обежать всю сушу
Быстрее, чем облетят ее самолеты,
И быстрее, чем школьник слопает грушу.

Если бы у меня были сапоги-скороходы,
Я бы, конечно, работал на почте,
Я б доставлял посылки на пароходы
Быстрее, чем ученик поставит точку.

(Смирнов Женя)

Если бы я был великан

Если бы я был великан,
Я бы пел, как гремит вулкан.
Я бы кирпичи лепил, как горы,
Зато мыши не рыли бы норы.

Я бы расставлял свои ботинки
На десять стволов осинки,
Я бы разломил ствол сосны,
Как последнюю льдинку во время весны.

Мне снились бы сны пять секунд,
Ведь я бы спал несколько минут.
Я носорога раздавил бы, словно он жук!
(Но избавлю его от этих мук!)

Я слов больше не найду...
Пора уж... Подкрепиться на кухню пойду,
Налью молока в огромный стакан,
Ведь я и есть великан!

(Шуняев Ваня)

Если бы я был муравьем

Если б я был муравьем,
Мне бы жук показался конем.
В муравейник соломинки я бы таскал
И, как бревна, их ставил, хотя и устал.
Я бы боялся сетей паутины,
Как в шторм моряк плохой парусины.
Мне газон показался бы лесом, наверно,
А кочка была бы с гору примерно.

Если бы я был муравьем,
Пролезал бы в любой я проем.
Если залез бы я в нос бегемоту,
Бегемот бы чихнул и нырнул в болото,
Болото бы вышло из берегов,
В испуге бежало бы стадо слонов!
Вот был бы топот и гром,
Если б я был муравьем!

(Левыкин Антон)

Если бы я был рыцарем

Если б рыцарем я был,
То полы бы я не мыл:
Воевал бы я, сражался –
В общем, делом занимался.

А мои б доспехи в мире
Лучшими, бесспорно, слыли,
У меня б был верный конь,
Глаз горел бы, как огонь!

Я бы стал силен, красив
И отважен, горделив.
Я бы был такой большой,
Что хоть падай ты, хоть стой!

Я б душою не кривил,
Я б мечом врагов разил,
Дам красивых я б любил
И в походы бы ходил.

И на рыцарском турнире,
И на королевском пире
Был бы первый удалец!
Но... не рыцарь я... Конец!

(Мазуров Алеша)

Если бы я был верблюдом

Если б я был верблюдом,
я страдал бы из-за горбов,
И никто не счел бы меня красивым:
ведь я горбатый трудяга песков.

Пускай я горбатый корабль пустыни,
я тоже хочу украситься.
Кто б дал мне пончо, шарфы или галстуки,
Быть может, я б смог вам понравиться?

Красивые галстуки, выбор богатый...
Пойдут ли они мне? Ведь я горбатый...
Мне был бы к лицу этот красный
Или тот – полосатый...

Напрасно!..

Мне бы шарф подлинней,
Нарядный на диво,
Я сумел бы его завязать
Так красиво!

Чудесный наряд мой радужно бы переливался,
Пестрее пестрого был бы узор!..
Но никто не скажет: «Прекрасный галстук!» –
Всякий скажет: «Ужасный горб!».

Приложение 7

Цель: освоение нового понятия “условное наклонение глагола”.

Задачи:

1 . Обучающая : формировать умение различать формы изъявительного наклонения и условного наклонения глаголов; отработать навык правильного написания глаголов в условном наклонении.

2. Развивающая: развивать коммуникативные качества учащихся; формировать умение обобщать изучаемые факты и понятия.

3. Воспитывающая: вызвать интерес к урокам русского языка, развивать коммуникативные качества.

Тип урока : урок-путешествие: объяснение нового материала.

Оборудование : презентация, раздаточный материал для игры в буриме..

Ход урока

I. Организационный момент. 1

Приветствие. Оформление записей в тетради.

II. Сообщение темы и целей урока. 1

Ребята, я приглашаю вас на урок русского языка, но он сегодня необычный. Мы с вами отправляемся в далекое путешествие по морю к загадочному острову, а как он называется, вы сами мне скажете позже. («Условное наклонение глагола»). Но одолеет этот трудный путь только тот, кто будет активно работать на уроке и покажет свои знания по правописанию глаголов, по их образованию и изменению. Кто правильно будет находить глаголы в тексте.

III. Повторение изученного .

Итак в путь, ребята! Но чтобы нам выйти в море, надо быстро проверить ваши знания о глаголе.

  1. Лингвистическая сказка 4

В королевстве Всяческих действий правил многоликий и энергичный король Глагол I. И было у него 3 сына с совершенно разными характерами.

Старший был самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что всё происходит на самом деле, происходило или будет происходить. Девизом его были слова: "Было! Есть! Будет!”

Средний был мечтатель, романтик и фантазер. Его девиз: "Ели бы, да кабы!”

Третий – очень уверенный в себе и в своих силах, любящий приказывать и подчинять других. Поучать и побуждать к действию. Его девиз: "Так точно! Будет сделано!”.

Когда они стали взрослыми, каждый получил свой остров и начал править в нем в соответствии со своими взглядами и настроениями.

Скажите, как назывался остров старшего брата? (Изъявительное наклонение).

– Почему вы так думаете?

– Как назывался остров второго брата? (Условное наклонение).

– Как назывался остров третьего брата? (Повелительное наклонение).

Однажды король-отец Глагол I решил проведать своих сыновей и посмотреть, как они правят своими островами.

И мы с вами тоже отправимся вместе с королем на остров Изъявительное наклонение и вспомним законы этого острова.

2. Проверка домашнего задания : усвоения учащимися предыдущего материала «Изъявительное наклонение глагола» 4

Дома вы нашли в четверостишии З. Александровой «Апрель» глаголы и определили их морфологические признаки: вид, возвратность, переходность, наклонение, время, лицо, число.

На солнышке согрелась ель,

Подтаяла сосна.

Идет апрель, звенит капель,

В лесу у нас весна.

Назовите глаголы?

Согрелась: 1 спр., сов.в., возвр., неперех., изъявительное наклонение, прошедшее время, ед.ч., ж.р.

Подтаяла: 1спр., сов.в., невозвр., нерепех., изъявительное наклонение, прошедшее время, ед. ч., ж.р.

Идет: 1спр., несов. в., невозвр., неперех., изъявительное наклонение, настоящее время, 3 л., ед.ч.

Звенит: 2 спр., несов. в., неперех., изъявительное наклонение, настоящее время, 3 л., ед.ч.

Глаголов какого времени нет в этом четверостишии? (будущего)

У всех ли глаголов есть форма настоящего времени? (нет, её нет у глаголов сов. в.)

Чем различаются формы будущего времени глаголов сов.в. и нес. в.?

3. Обобщение изученного по теме. 5

Распределительный диктант: правописание Е-И в окончаниях глагола 3 лица ед.ч. (работа в группах)

И вот мы на острове. Что за правила здесь работают? Посмотрите на словосочетания. Какую орфограмму нужно вспомнить, чтобы правильно вставить букву? (Правописание гласных Е-И в личных окончаниях глаголов)

От чего зависит написание гласных? (от спряжения)

Распределите глаголы в соответствии со спряжением.

Проверим эту работу с помощью сигнальных карточек. Зеленый пропускает глаголы 1 спряжения, красный – глаголы 2 спряжения. Вот такие у них правила.

Гуляет по морю, подгоняет кораблик, корабль отплывает, держит курс, пересекает остров, грохочет море, уносит вдаль, ветер гонит, душа просит, точит камни.

1ученик называет, остальные сигнализируют.

IV. Изучение нового материала .

Смотрите, на горизонте появился ещё какой-то небольшой остров. Интересно, как он называется? Нам нужно посмотреть, кто там живет, и выполнить их условия.

  1. Инсценировка учащимися эпизода одной из сказок А.С. Пушкина. 3

Пряли поздно вечерком.

1 ученица: «Если б я была царица, -

1 ученица: То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.

2 ученица: «Если б я была царица, -

2 ученица: То на весь бы мир одна

Наткала я полотна. »

3 ученица: «Если б я была царица, -

3 ученица: Я б для батюшки - царя

Родила богатыря.»

Учитель:

Вам, ребята, эти строки знакомы с детства. Из какой они сказки? («Сказка о царе Салтане…» А.С.Пушкин)

Скажите, что желали героини?

А что здесь обозначает желательность действия? (Частица бы)

Как называется этот остров? (Условное наклонение)

2. Значение, образование, изменение глаголов в условном наклонении. 5

Это остров романтиков, мечтателей и условностей. Девиз жителей этого острова: «Если бы да кабы». Посмотрите на них внимательно. Они всегда ходят парами. Рядом с глаголом частица БЫ. Она либо бежит за глаголом, либо отстает, пропуская несколько слов, либо перегоняет его и стоит впереди. Хотите узнать историю их дружбы? Для этого нужно попробовать разгадать небольшой ребус…

Образование глаголов условного наклонения

СДЕЛАТЬ + Л + БЫ

ВЫВОД: Глаголы в условном наклонении образуются от основы неопределенной формы при помощи суффикса -л- и частицы бы (б).

Значение глаголов в условном наклонении

Вглядевшись в город, мы обнаружили, что здания здесь не достроены, одежда не дошита, хотя и сделана из прекрасного материала, деревья в садах и парках не досажены, картины художников не дописаны, больные не долечены, дети недоучены.

И нам захотелось узнать, что же происходит с жителями этого города.

Особенно был встревожен Король Глагол I. Он обратился к жителям с вопросом:

– Когда же вы, наконец, завершите свою работу? И мы услышали ответ:

– Мы сможем завершить свои дела только при определенных условиях.

Давайте составим их ответ (работа в группах)

Архитектор ответил (1 группа):

Я бы построил дворец, если бы …

Садовник (2 группа) сказал:

Я бы вырастил прекрасные цветы, если бы…

Швея прошептала (3 группа):

Я бы сшила новое платье, если бы…

Доктор (4 группа) воскликнул:

Я бы всех вылечил, если бы…

Художники (5 группа) вздохнули:

Мы бы дорисовали пейзаж, если бы…

Проверяем:

Назовите глаголы в условном наклонении.

– Что обозначают глаголы в условном наклонении?

– Как образуются глаголы в условном наклонении?

– Как изменяются глаголы в условном наклонении?

3. Работа с учебником теории. 3

А теперь откроем волшебную книгу и прочитаем теорию, проверим, правильно ли мы всё поняли?

V. Закрепление изученного материала .

1. Самостоятельная работа. 4

Даны глаголы в форме инфинитива, нужно образовать условное наклонение. (Выполняется письменно).

Принести – принес бы, принесла бы, принесло бы, принесли БЫ

Сделать – сделал бы, сделала бы, сделало бы, сделали БЫ

Долететь – долетел БЫ, долетела бы, долетело бы, долетели бы

Приходить – приходил БЫ, приходила бы, приходило бы, приходили бы

Думать – думал БЫ, думала бы, думало бы, думали бы

Молодцы, ребята! Вы справились и с этим заданием.

2. Синтаксический разбор предложения .(1 ученик у доски ) 5

Молодцы! Смотрите, море утихает, выглянуло солнышко, и мы снова качаемся на волнах. Но посмотрите, что-то чернеет впереди. Ребята, это скалы. Чтобы спасти наш корабль, мы должны сделать полный синтаксический и орфографический разбор предложения.

Я хотел бы любоваться красивой природой.

(Повест., невоскл., простое, двусост., распр., не осложнен.)

Хорошо! Вы справились с этим заданием. И скалы уже давно позади нас. Но нас ждут другие испытания.

3.Выборочный диктант 5

Выпишите глаголы в словном наклонении. Выделите орфограмму «Правописание частицы бы в глаголах условного наклонения»

Если б мыло

Приходило

По утрам ко мне в кровать

И само меня бы мыло -

Хорошо бы это было!

Если б, скажем,

Мне

Волшебник

Подарил такой учебник,

Чтобы он бы

Сам бы

Мог

Отвечать любой урок...

Если б ручку мне в придачу,

Чтоб могла

Решить задачу,

Написать диктант любой -

Все сама,

Само собой!

Если б книжки и тетрадки

Научились быть в порядке,

Знали все

Свои места -

Вот была бы красота!

Вот бы жизнь тогда настала!

Знай гуляй да отдыхай!

Тут и мама б перестала

Говорить, что я лентяй...

Борис Заходер

Почему глагол в форме условного наклонения не обозначает времени действия?

(обозначает действие возможное, но не реальное)

Задание:

4. Творческая работа .

Используя глаголы в условном наклонении, составьте несколько предложений на тему

«Если б я был (а) учителем»

«Если б я был (а) врачом»

«Если б я был (а) школьным поваром

«Если б я был (а) полицейским»

«Если б я был (а) президентом» и т.д.

Затем учащиеся зачитывают свои мини-тексты. Оценивание.

VI. Обобщение. Итог урока.

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились со всеми трудностями.

А теперь мы возвращаемся в наш класс. И вот, мы в нашем классе.

Давайте вспомним, с чем же мы познакомились. На каком острове побывали и что узнали нового?

Как образуются глаголы условного наклонения?

При помощи чего образуются глаголы в условном наклонении?

Что обозначают глаголы в условном наклонении?

Как изменяются глаголы в условном наклонении?

VIII. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру на тему «Если б я был волшебником...». В сочинении использовать глаголы в условном наклонении.


Урок русского языка 6 класс

Тема урока: «Условное наклонение глагола».

Цель: освоение нового понятия «условное наклонение глагола».

Задачи:

Проконтролировать степень усвоения следующих основных понятий: значение, образование, изменение глаголов в условном наклонении;

Продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся;

Формировать умение обобщать изучаемые факты и понятия.

Оборудование: АРМ учителя, раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

- Расскажите, что нужно было сделать в домашнем задании?

От неопр. формы глагола образовать:

А) глагол 2 лица мн. ч. изъявител. наклон.,

Б) повелит. наклонение глагола (по образцу упр. 497), расставьте ударения.

Стукнуть (1 спр.) – стукнете – стукните

Выслать (1) - вышлете - вышлите

Подышать (1) - подышите – подышите

Отпилить (2) - отпилите – отпилите

Выписать (1) - выпишете – выпишите

От чего зависит выбор окончания у глаголов изъявит. наклонения? (от спряжения)

Почему глаголы в повелительном наклонении в нашем случае заканчиваются на ИТЕ?

(глаголы повел. наклон. 2 л.мн.ч. образуются с помощью суффикса И и окончания ТЕ)

3. Повторение изученного.

1. Запись даты, классной работы, темы урока.

2. Синтаксический разбор предложения.

(Когда начнётся сильный дождь), [спрячьтесь в беседку].

(Повест., невоскл., спп) (Когда - =), [ = ].

Определите наклонение глаголов, использованных в данном предложении.

Почему в глаголе СПРЯЧЬТЕСЬ после шипящей пишется Ь?

(в глаголах повелительного наклонения после мягких шипящих и шипящих пишется Ь)

Есть ли исключения из данного правила? (ляг, лягте)

Итак, в данном предложении, как было уже сказано, глаголы стоят в изъявит. и

повелит. наклонениях. А какое ещё наклонение может иметь русский глагол?

(условное)

  1. Новая тема.

Задачи урока: Вот сегодня мы и познакомимся с вами с условным наклонением глагола, узнаем, как оно образуется, как изменяется, и самое главное, выясним, чем оно отличается от других наклонений.

1. Интрига. (вывести на экран или распечатать)

Прочитайте глаголы, обозначающие действия, которые происходили или происходят в реальности.

(зачитывают глаголы)

Прочитайте глаголы, обозначающие действия, которых не было, но они могли бы

Быть при определённом условии.

При каком условии эти действия могли бы произойти на самом деле, стать

Реальностью ? (если бы садовник был волшебником)

  1. Движение темы.

1) Работа с диалогом * стр. 203

Представьте себе, что и в ваши руки попала волшебная палочка. Попросите у неё исполнить ваше самое заветное желание.

(3-4 ученика загадывают желания)

Ребята, а при каком условии эти желания могли бы осуществиться?

(если бы была волшебная палочка)

2) Вывод:

Так, в каком же наклонении должен стоять глагол, обозначающий действие, которое

Может произойти только при определённых условиях?

3) Чтение правила стр. 203

4) Образование глаголов условного наклонения.

Ну, а теперь хотелось бы узнать, как образуются глаголы условного наклонения.

Вновь обратимся к диалогу, помещённому на стр.203 под *.

Обратите внимание на глаголы, выделенные жирным шрифтом.

В каком наклонении стоят данные глаголы?

Чем похожи, на ваш взгляд, эти глаголы с точки зрения их строения?

(суффикс Л, частица БЫ)

УЧИТЕЛЬ: Действительно, глаголы, стоящие в условном наклонении, позаимствовали у глаголов изъявительного наклонения форму прошедшего времени, поэтому мы и видим у них суффикс Л, да ещё добавили частицу БЫ.

(вывести на экран или написать на доске с обратной стороны)

УЧИТЕЛЬ: Причём, частица БЫ может стоять как после, так и перед глаголом, может быть отделена от него другими словами.

(Запись в справочник)???

УЧИТЕЛЬ: Я тоже сегодня хочу помечтать. Можно?

Стать бы мне опять ребёнком …

Ходить бы опять в школу…

Учиться бы вместе с вами в 6 Б классе… (сделать запись на доске)

- Высказала ли я сейчас свои желания?

Глаголы стоят в условном наклонении? (да)

Но обратите внимание, какая форма глагола использована мною вместо прошедшего времени? (неопределён.ф.)

Иногда для выражения желания может быть использована неопр. форма глагола с частицей бы.

Приведите свои примеры. (пойти бы, написать бы, забить бы)

(Дописать в справочник окончание таблицы) ???

5) Упр. 487 стр. 205-204 (у доски)

Прочитайте стихотворение.

Назовите глаголы, стоящие в условном наклонении. (обратить внимание на местоположение частицы БЫ)

6) Запись предложений у доски.

Записать, обозначить основы, границы. Обозначить суффикс Л и окончания в глаголах условного наклонения.

1. Жизнь на Земле угасла бы, если перестало бы светить Солнце.

2. Если растения не получали бы солнечных лучей, они не смогли бы поглощать углерод и насыщать воздух кислородом.

7) Изменение глаголов условного наклонения.

УЧИТЕЛЬ: Теперь наша задача выяснить, как изменяются глаголы в условном наклонении.

Как вы думаете, изменяются ли эти глаголы по временам? Ваши версии?

(Нет, не изменяется. Какое может быть время, если этого не было, нет, и неизвестно будет ли вообще. Это же всего лишь желания и мечты)

Так может быть они могут изменяться по числам и родам?

Попробуйте изменить любой глагол условного наклонения по числам и по родам. (н: увидел бы).

Работа над развитием речи. (допол.)

  1. Устраните ошибки в употреблении глаголов условного наклонения (устно)

а) Если бы я был садоводом, я вырастил для северных районов морозоустойчивые сорта яблонь и груш.

б) Я сшил бы для дедушки мягкие, удобные тапочки, и он ходил в них, не уставая.

2 . « Цветик-семицветик » (допол.)

Помните ли вы, ребята, сказку про цветик-семицветик, который мог выполнить 7 самых заветных желаний. Представим, что такой цветок попал в наши руки.

Какое бы самое заветное желание, касающееся всех людей на планете, написали бы вы?

Я раздам вам лепестки по 1 на парту, а вы запишите это самое желание, используя при этом глаголы условного наклонения.

(с помощью магнитов на доске составляю цветок)

Вот он перед нами этот чудесный цветок исполнения желаний, и хочется верить, что рано или поздно эти желания осуществятся, и мир вокруг нас станет лучше.

А помогли нам загадать эти желания глаголы условного наклонения.

5.Подведение итогов урока.

Что обозначает глагол в условном наклонении?

Как образуются глаголы условного наклонения?

Как изменяются глаголы в условном наклонении?

6.Домашнее задание.

упр.486 (или 490)

Работа с иллюстрацией(допол.)

При каком условии могло произойти действие, о котором рассказывает рисунок?

Составьте по данному рисунку сложное предложение с союзом ЕСЛИ, употребив глаголы в условном наклонении.

В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает.

Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен…

В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает.

Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен…

В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает.

Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен…

В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает.

Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен…

В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает.

Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен…


УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

12.03.2016 1270 272 Гогу Раиса Ивановна

Урок 86 6 класс 17.04.15
Тема урока: УСЛОВНОЕ НАКЛОНЕНИЕ
Цели урока: дать понятия об условном наклонении глагола, научить различать наклонения глагола.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания.
2. Лингвистическая разминка.
– Поставьте глаголы сначала в прошедшем времени, а затем в настоящем или будущем времени.
Каяться, надеяться, затеять, слышать.
– Как могут изменяться глаголы прошедшего времени? (По родам и числам.)
3. Работа с теоретическим материалом.
– Вспомните, почему изъявительное наклонение так называется.
– Подумайте, как получило свое название условное наклонение.
Если бы да кабы
Да во рту б росли грибы,
То был бы не рот,
А целый огород.
– При каком условии был бы огород?
– Прослушайте шуточное стихотворение Дж. Родари и назовите второе наименование условного наклонения (раньше оно называлось сослагательное).
«Я решил бы, я сказал бы,
Поспешил бы, написал бы».
До чего же замечательное
Наклоненье сослагательное!
...В кресло мягкое забьется
И мечтательно журчит:
«Я б турецкий изучил...
Я бы радио включил...
Нет, постойте-ка, вначале
Я сыграл бы на рояле,
Я сыграл бы, коль умел бы,
Если б мог бы, полетел бы...»
Учащиеся записывают фразу из стихотворения: «Я сыграл бы на роял..» (на доске она тоже записана).
– Вставьте пропущенную букву. Обоснуйте.
– Сделайте разбор по членам предложения.
– Почему в сказуемое входит частица бы?
– В форме какого времени употреблен глагол?
Учитель называют инфинитивы, от которых учащиеся образовывают условное наклонение: писать, читать, сделать, умыться.
– Сделайте вывод об образовании глагола в форме условного наклонения.
– Сравните свой вывод с выводом в учебнике
4. Упражнения
5. Заполнение таблицы
глаголы прошедшего времени глаголы условного наклонения

6. Итог урока.
Учитель читает отрывки из стихотворения Шэла Силверстейна. Задача учащихся – хлопнуть в ладоши, когда услышат глаголы в изъявительном наклонении.
Если я был бы
Если я был бы маленький-маленький гном,
Я б умывался каплей одной дождя,
Я бы на божьей коровке ездил верхом,
Удочку прятал в дырочку от гвоздя.
Если бы мне подарила конфету «Полет»
Тетя, которая очень любит меня,
Я бы конфету эту ел целый год,
Фантик один разворачивал бы полдня.
Домашнее задание: пр. 86 упр. 639