Болезни Военный билет Призыв

Усадьба на трехсвятительском переулке. Усадьба на трехсвятительском переулке Витражи Валентины Статун

Большой Трёхсвятительский переулок - один из переулков Ивановской горки в центре Москвы. Продолжаясь от до Покровского бульвара, он имеет длину около 300 метров.

В наши дни Большой Трёхсвятительский переулок выглядит как тихая улочка с небольшим автомобильным и пешеходным движением, можно даже сказать, что на нём царит домашняя и слегка камерная атмосфера. Вдоль переулка фрагментарно сохранилась историческая застройка без заметных доминант; его архитектурный ансамбль включает особняк Морозовых, дом-мастерскую Исаака-Левитана (во дворах), здание бывшего Реформаторского училища при Евангелическо-Реформаторской церкви, доходный дом Крестовниковой и ряд других строений. Кроме того, в начале переулка расположен красивейший .

Как это обычно бывает в таких случаях, Большой Трёхсвятительский переулок не одинок: параллельно ему проходит Малый Трёхсвятительский переулок.

История переулка

Большой Трёхсвятительский переулок, как и соседний Малый, получил своё название по расположенной неподалёку церкви Трёх Святителей, что на Кулишках.

История переулка неразрывно связана с историей обширного владения в его начале, где сейчас расположены Морозовский сад и усадьба. В 1770-х годах усадьба принадлежала князю Сербану Кантемиру, позже - меценатке Дарье Лопухиной, которая устроила в ней частное училище. В 1840-х годах участок попадает в руки купца Василия Кокорева, и вместо училища в усадьбе появляется сначала гостиница, а затем - его личная картинная галерея. При Кокореве рядом с усадьбой обустраивают общедоступный сад, который именуют Кокоревским. Однако, после смерти Кокорева усадьба переходит к крупной купчихе Марии Морозовой, и она переиначивает всё по-своему: усадебный дом перестраивают, а сад получает новую планировку. В 1889-1900 годах, вплоть до своей смерти, в одном из флигелей усадьбы Морозовых проживал и работал художник Исаак Левитан.

Драматические события происходят в Большом Трёхсвятительском переулке в первые советские годы: в 1918 году в Москве происходит восстание левых эсеров (июльский мятеж), и в бывшем особняке Морозовых располагается их штаб. В июле 1918 переулок становится полем боя между отрядами эсеров и большевиков, в ходе которого его в т.ч. обстреливали артиллерией.

После подавления мятежа большевистским правительством в бывшей усадьбе размещают Покровский концлагерь - большой производственный лагерь, где отбывавших срок заключённых привлекали к принудительному труду в мастерских. Официальная вместимость лагеря составляла до 500 человек, однако, реальная заполненность иногда могла превышать эту цифру. Однако, уже вскоре он был закрыт, и в 1920-х в усадьбе Морозовых открылся детский сад, существовавший до 2001 года.

Советский период превратил переулок в своеобразную обитель просвещения: в 1922 году по соседству (в Петроверигском переулке) был открыт Коммунистический университет национальных меньшинств, и в честь него в 1924 году Большой Трёхсвятительский переименовывают в Большой Вузовский переулок. Вскоре ему приходится ещё раз подтвердить новое название: для обучения рабочих и демобилизованных после войны красноармейцев без отрыва от производства в 1931-1932 годах на части территории бывшей усадьбы Морозовых строится здание для Московского вечернего машиностроительного института. Однако, в итоге корпус передают Московскому Торфяному институту, который занимает его до 1961 года, когда институт переводят в Тверь. Машиностроительный институт в эти годы занимал пустующие здания на Шаболовке, но после перевода Торфяного института занял причитавшееся ему здание (в наши дни корпус занимает НИУ "Высшая школа экономики").

В 1994 году Большому Трёхсвятительскому переулку вернули его историческое название.

Современный Большой Трёхсвятительский переулок едва ли может похвастаться популярностью у москвичей и туристов. Как и прочие переулки Ивановской горки, которая считается едва ли не заповедной историко-архитектурной территорией, он часто входит в экскурсионные маршруты, но сам по себе не представляет особого интереса для горожан.

Большой Трёхсвятительский переулок находится в Басманном районе Москвы. Добраться до него можно пешком от станции метро "Китай-город" Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Г лавная история этого места и дома начинаются не с давних времен и купеческих владений (хотя таковые здесь, безусловно, были), а с 1930-х годов — с началом постройки здания для нового института. И сам переулок незадолго до этого был переименован в Большой Вузовский вместо бывшего Большого Трехсвятительского, названного по близлежащей церкви Трех Святителей на Кулишках.

Владение Морозовой

Обширная территория института некогда входила в состав двух еще более обширных владений, соприкасавшихся садами и огородами почти по центру нынешнего дома № 3. Бурная жизнь усадеб происходила ниже по переулку, в нынешнем доме № 1, и на Покровском бульваре (д. 12).

Дом № 1 в Большом Трехсвятительском переулке примечателен интересными людьми и событиями. Владение известно с 1772 года, когда принадлежало князю Сербану Дмитриевичу Кантемиру, брату поэта Антиоха Дмитриевича Кантемира. Следующая владелица Лопухина открыла здесь, в начале Трехсвятительского переулка, частное училище для мальчиков, давшее начальное образование барону Андрею Ивановичу Дельвигу — замечательному инженеру, которому Москва обязана устройством водопровода. Со второй половины XIX века большая часть владений в Большом Трехсвятительском переулке принадлежала семье фабрикантов Морозовых. В этой семье много известных имен, и одно из них — Мария Федоровна Морозова. Она была не только матерью Саввы, Сергея, Анны, Александры, Юлии Морозовых, но и оставила о себе память в Москве как о невероятно богатой женщине, тратившей огромные средства на благотворительность.

Владение, выходящее своей парадной частью на Покровский бульвар, тоже принадлежало Морозовой. Одна из дочерей Марии Федоровны, Юлия Тимофеевна, выйдя замуж за крупного текстильного промышленника Григория Александровича Крестовникова, вместе с мужем стала владелицей этой усадьбы с большим садом, выходящим в Большой Трехсвятительский переулок. В 1916 году во время Первой мировой войны в одном из их строений в переулке был устроен лазарет для раненых.

Штаб эсеров и Покровский лагерь

Привычная жизнь двух старых усадеб резко и навсегда изменилась в конце 1917 года. В бывшем доме Кантемира в начале переулка летом 1918 года был устроен штаб левых эсеров, ставший центром одного из крупнейших восстаний в Москве против большевиков. Эсеры захватили несколько стратегически важных зданий, арестовали руководителей, в том числе и Ф. Дзержинского, пришедшего к ним в штаб в Большом Трехсвятительском переулке для переговоров. В штабе находилась артиллерийская установка, из которой они стреляли по Кремлю. Утром 7 июля 1918 года в переулке появились военные части большевиков, которые перешли в наступление, и несколько часов здесь шел бой, окончившийся подавлением мятежа.

Через год у новой власти возникла острая необходимость в тюрьмах и концлагерях. В 1919 году в Москве было открыто несколько десятков арестных домов, один из них — Покровский — разместился во всех нечетных домах переулка.

Газета «Известия ВЦИК», статья анонимного корреспондента

Покровский лагерь

Это мужской лагерь. Помещается он в бывшем особняке Морозова. Здесь, главным образом, мелкие уголовные преступники, спекулянты и хитровцы. Есть также военнопленные англичане с архангельского фронта (20 человек) и около 150 политических: студенты, артисты, фармацевты, инженеры, белое и черное духовенство, купцы-спекулянты, кулаки и проч. Все они в большинстве случаев заложники.

Все заключенные, за исключением неспособных к труду, отправляются на работы. Рабочий день 8 часов. Если требуется сверхурочная работа, выдается дополнительный хлебный паек. На пищу абсолютно никто не жалуется. На обращение администрации — тоже. Следует отметить, что в этом лагере хлебный паек равен уже ½ фунта в день, т.е. в четыре раза больше, чем получает рабочий по карточкам, и равен красноармейскому.

Высшее учебное заведение

К 1929 году, когда Гражданская война уже закончилась, в армии произошла демобилизация. Хозяйство страны находилось в плачевном состоянии, стало понятно, что необходимо создать учебные заведения для обучения новых советских специалистов. Одним из таких заведений стал организованный в основном именно для бывших бойцов Красной армии Московский вечерний машиностроительный рабочий институт им. И.И. Лепсе. Тогда же было решено построить для него специальное здание в Большом, тогда уже Вузовском переулке, как раз на стыке двух бывших владений Морозовых-Крестовниковых.

В 1931 году в переулке началось строительство института, закончившееся через год. Его автором был молодой архитектор Филипп Семенович Ревенко, в 1928 году окончивший ВХУТЕИН.

Пятиэтажное здание, протянувшееся практически от Покровского бульвара вглубь переулка, имеет симметричный план, состоящий из вытянутого центрального корпуса по красной линии переулка и двух перпендикулярных корпусов, пристроенных к дворовому фасаду. Они расположены на одинаковом расстоянии от углов центрального корпуса и друг от друга и соединены еще одним корпусом пониженной этажности. В результате образовались три самостоятельных двора: небольшой центральный и два одинаковых угловых.

Фасад здания лаконичен и конструктивен. Огромная плоская стена проработана четким ритмом широких горизонтальных оконных проемов. Непрерывную ритмику протяженного фасада усиливают межоконные пилястры с простым рустом, завершенные плоской четырехугольной капителью. Оконные рамы вставлены почти заподлицо, в одной плоскости со стеной, что было характерно для эпохи увлечения идеями Ле Корбюзье. Выступающий карниз оформлен небольшими, часто поставленными дентикулами.

Первый этаж выделен темным цветом, хотя и имеет одинаковое декоративное решение со всем фасадом. Весьма сдержанно оформлена входная группа с двумя углубленными проемами, соразмерными ширине окон.

Здание строилось с учетом своего назначения: максимальная заполненность объема учебными аудиториями с естественным освещением (благодаря широким окнам), просторные коридоры и фойе с искусственными источниками света. Внутреннее пространство дома также симметрично и разделено на отдельные зоны, удобные для учебного процесса института с различными факультетами.

Главной достопримечательностью здания являются две симметричные широкие каменные лестницы с просторными площадками между маршами. Каждая из них имеет высокое окно от пола до потолка, сложенное из квадратных стеклоблоков.

Витражи Валентины Статун

В 1960-х годах в здании был проведен капитальный ремонт. Тогда стены аудиторий и некоторые элементы коридоров и фойе были оформлены панелями из ДСП, которые только недавно стали производиться в России, с покрытием из шпона. Многие помещения в здании сохранили отделку этого времени.

Тогда же окна лестничных площадок были дополнены прекрасными витражами, закрывшими световые проемы из стеклоблоков. Искусство витража, почти утраченное в первые десятилетия советской власти, к 1960-м годам достигло своего расцвета. Одним из замечательных мастеров, внесших существенный вклад в возрождение этого вида искусства, была художник-витражист, основатель и педагог кафедры стекла в Московском высшем художественно-промышленном училище им. Строганова Валентина Петровна Статун. Ей же принадлежит изобретение алюминиевой арматуры для сборки витража. Это так называемый клепаный витраж. Его сборка происходит с применением заклепок и небольших алюминиевых пластин, которые накладываются в местах стыков. Вставленные стекла укрепляются с помощью специальных клещей, которые при сильном сжатии образуют в стойке протяжки бугорки, удерживающие стекла в ячейках. Простота технологии, доступность и дешевизна материала, декоративные качества витража, собранного методом Статун, сделали его одним из самых востребованных в 1960-е и последующие годы.

Витражи на лестницах института изготовлены именно таким способом, а их авторство принадлежит этому замечательному художнику — Валентине Петровне Статун. Здесь она применила различные для каждого окна декоративные решения витражного полотна без включения элементов сюжета. Огромные витражные композиции в архитектуре лестниц вкупе с их насыщенным колоритом создают впечатление, чуть сходное с впечатлением от вращения калейдоскопа. Яркие, сочные тона красного, фиолетового, желтого, голубого и синего с применением контрастов белого и черного стекол, усиленные эффектом переменчивого природного света, наполняют пространство лестничных пролетов подвижной живописной стихией. Вместе с тем применение витража в интерьерах института сопряжено с тактом и мерой. Функциональные задачи учебного заведения преобладают здесь над сугубо художественными. Отсюда выбор не сюжетного, а декоративного решения. Образ такого пространства не имеет смысловой однозначности. Оно направлено на создание настроения и ощущения, а не определенных ассоциаций. Именно поэтому оно многофункционально по назначению и применимо в интерьере учебного или рабочего помещения.

Торфяной институт и МИЭМ

Уже в процессе строительства здания было решено передать его другому учебному заведению — Торфяному институту. Он был образован в 1922 году, но потом слит с Сельскохозяйственной академией, а к 1930 году вновь выделился в самостоятельное заведение. К моменту переезда в новое здание в Торфяном институте учился 191 студент, работало 23 кафедры, на которых преподавало 38 специалистов. К 1941 году учащихся было уже более тысячи. Во время войны институт был частично эвакуирован, но в 1943 году вновь заработал на прежнем месте — в Большом Вузовском переулке. В 1958 году было решено перевести весь Торфяной институт в Тверь (тогда Калинин), что и было осуществлено, но старшие курсы продолжали учиться в старом здании до 1961 года.

Тем временем Вечерний машиностроительный институт, для которого и было первоначально выстроено здание в переулке, претерпел изменения. В 1962 году на его базе был создан Московский институт электронного машиностроения (МИЭМ). В том же году новый институт переехал в Большой Вузовский переулок на смену Торфяному институту и занялся переделкой интерьера. Уже в 1964 году МИЭМ выпустил первых инженеров по новым специальностям. С 1993 года он стал называться Московским государственным институтом электроники и математики, сохранив прежнюю аббревиатуру. За полвека в стенах МИЭМа подготовили десятки тысяч высококлассных специалистов в научной, производственной и экономической сферах деятельности. В декабре 2014 года МИЭМ переехал в новый корпус в Строгино.

Мастерская Левитана

Левый двор института замыкает ряд строений, среди которых домик с круглой башней. Это бывшее здание оранжереи в саду Марии Федоровны Морозовой. В 1889 году она предоставила это помещение молодому художнику Исааку Ильичу Левитану, даже не будучи с ним знакомой. Остальное взял на себя ее сын Сергей Тимофеевич Морозов, сам немного увлекавшийся живописью. Левитан и Морозов были ровесниками, даже месяц рождения был один и тот же, и всю жизнь были дружны. Двухэтажное здание бывшей оранжереи Сергей Морозов превратил в удобные жилые комнаты на первом этаже и светлую мастерскую на втором.

Левитан провел здесь самые плодотворные годы своей жизни, создав свои лучшие произведения в этой мастерской. Здесь же бывали его многочисленные друзья-художники.

Одним из них был живший по соседству живописец Алексей Степанов (см. ).

Шутливое стихотворение Алексея Степанова, посвященное другу

А вот и флигель Левитана,
Художник славный там живет,
Встает он очень, очень рано
И тотчас чай китайский пьет.
Позвав к себе собаку Весту,
Дает ей крынку молока
И тут же, не вставая с места,
Этюд он трогает слегка.

В 1900 году Левитан умер в этом доме от тяжелой сердечной болезни. Расходы на похороны художника взяла на себя Мария Федоровна Морозова, провожали Левитана его друзья и ученики — Валентин Серов, Аполлинарий Васнецов, Константин Коровин, Илья Остроухов, Николай Касаткин, Леонид Пастернак, Константин Юон и другие.

Дом-мастерская Исаака Левитана является объектом культурного значения, но в настоящее время требует серьезной реставрации. Существует несколько разных проектов, в том числе и устройство здесь музея художника.

Здание в оперативном управлении у Высшей школы экономики с 2012 года.

Автор текста: Анастасия Соловьева
Искусствовед, историк Москвы. Автор многотомного издания «Лица российской истории: коллекция портретов»; режиссер фильма-прогулки «От Кремля к Новодевичьему» 1997 г.; научный редактор книги о Москве «Лубянский треугольник» (А.В. Колосов, 2010 г.). Занималась изучением и описанием колоколов Москвы. Экскурсовод «Москвы, которой нет»; один из авторов сайта « ».


Была я на днях на Подколокольном переулке по работе и решила пойти в сторону метро необычным путем, и по дороге наткнулась на решетчатые полуоткрытые ворота в белом каменном заборе. Подняв голову, я поняла, что за воротами сад и вошла в них… Сад в районе Китай-города как бы на возвышении, среди переулков со старыми домами и церквями меня очень заинтересовал и заинтриговал! И не зря! По лестничке я поднялась, прошлась по саду, конечно, жадно фоткая растения, и дорожки, и фонарики, а потом поднялась к дому.
Поперек входа на площадку перед домом висела табличка «Посторонним вход воспрещен», но я сфотографировала дом и стала догадываться, что попала я сюда случайно…) Потому что появился охранник, заявил, что это частное владение и гулять, мол, приходите в выходные… Я попыталась выяснить, что это за учереждение, но мне не ответили…


Теперь я хочу Вам рассказать, показывая фотки сада, что я узнала об этом особняке! А это ОЧЕНЬ интересно!! Дело в том, что обнаруженный мною особняк был в разные годы:
усадьбой князя Кантемира, училищем Лопухиной, галереей Кокорева, усадьбой Морозовой (мастерская И.И.Левитана), штабом восстания эсеров, концлагерем, детским садом, а теперь, похоже, офисом какой-то фирмы !!

«Между Большим Трехсвятительским, Хохловским и Подкопаевским переулками находится общественный сад, который лишь совсем недавно оказался за запертыми наглухо воротами (в 2005 г. под садом сделали подземный гараж). Этот сад - остаток "старых садов" великого князя Василия III. Известен он также и как "Морозовский сад". В саду стоит двухэтажное здание светло-бирюзового цвета. Его в 1860-е годы возвел архитектор Иван Денисович Черник, затем в 1898 году перестроил архитектор Петр Александрович (Петер-Йозеф) Дриттенпрейс.»

Вот вход в сад со стороны Подкопаевского, которым с воспользовалась


«В 1772 г. этот участок принадлежал князю С.Д.Кантемиру, сыну молдавского господаря Дмитрия. Владевшая усадьбой позднее бригадирша Дарья Николаевна Лопухина устроила здесь частное училище, считавшееся образцовым по тем временам. В нём, например, учился Андрей Иванович Дельвиг (1813-87), брат поэта, друга Пушкина Антона Дельвига, и будущий строитель московского водопровода и сенатор.»


А я тем временем поднялась по лесенке


И мне открылся сад



«В 1855 году дом покупает Василий Александрович Кокорев, "откупщицкий царь", разбогатевший на питейных откупах. Один из основателей русской нефтяной промышленности, создатель нескольких крупных страховых и торговых обществ. Кокорев являлся одним из самых ярких представителей экономического славянофильства, и призывал «прекратить поиски экономических основ за пределами отечества». Из этих идей органично вырастали и славянофильские идеи возрождения русской национальной культуры, которые он воплотил в коллекционировании картин русских мастеров, предметов народного искусства и быта. Кокорев выступал в роли мецената, поддерживая художников и артистов».

Это другой вход в усадьбу со стороны Трёхсвятительского переулка, в воротах которого стояла охрана не решилась щелкнуть фотку сама

Следствием взглядов и увлечений хозяина стала и перестройка усадебного дома в «русском стиле». Она была произведена в начале 1860-х годов по проекту архитектора И.Д.Черника. Были переделаны и главные ворота по Б.Трехсвятительскому переулку. За прообраз Черником был выбран фасад Теремного дворца Кремля. Граф М.Д.Бутурлин вспоминал, что «дом был построен в старобоярском стиле, и сбоку возвышалось нечто вроде терема с кровлею из какого-то особенного блестящего металла, чуть ли не по местам позолоченного. Внутренняя архитектура, мебель и орнаменты соответствовали тому же стилю и старобоярскому домовому быту…».




22 января 1862 года во вновь отделанном доме по Большому Трехсвятительскому открылась Кокоревская картинная галерея. Журнал «Северная пчела» писал о ее открытии: «Представьте себе восемь огромных, нарочно устроенных для помещения картин, зал, с освещением сверху, занимающих весь верхний этаж здания, и наполненных сверху донизу образцовыми произведениями первоклассных художников. При галерее находится также обширная зала, предназначенная для бесплатного чтения публичных лекций по предметам преимущественно популярным, и устроенная не менее как на 400 человек слушателей».
В центральном помещении цокольного этажа размещался известный в то время ресторан Тиволи, с зимним и летним садом, «в саду бельведер, с которого открывается прекрасный вид на Москву».



Галерея просуществовала всего три года, финансовые дела Кокорева пошатнулись и он вынужден был продать дом, а после и галерею.



Дом перешёл Марии Фёдоровне Морозовой (урождённой Симоновой) (1830-1911), матери известных русских купцов и меценатов. Один из сыновей её, Сергей Тимофеевич, известный меценат, вложивший немало труда и средств в организацию музея кустарных изделий, был художником-любителем. На втором этаже небольшого двухэтажного домика во дворе усадьбы у него была мастерская (Б.Трехсвятительский пер., д. 1-3 3/12).

Перестройка особняка П.А.Дриттенпрейсом


Будучи почитателем таланта Исаака Ильича Левитана (1860-1900), С.Т.Морозов пригласил Левитана пользоваться своей мастерской. С осени 1889 г. Левитан начал работать в этой мастерской, а потом и поселился здесь. По воспоминаниям современников, возле дома росли большие кусты сирени, на первом этаже находились жилые комнаты, пол в которых был затянут серым сукном, а наверху, куда вела витая лестница, была прекрасная светлая мастерская. Здесь Левитан написал почти все свои лучшие картины, именно в этом маленьком домике он стал знаменитым - тем самым Левитаном, чьими пейзажами продолжают восхищаться до сих пор.


В этом же доме Валентином Серовым был написан известный портрет Исаака Левитана. В этой мастерской бывали многие художники того времени, а также А.П.Чехов, Ф.И.Шаляпин, К.А.Тимирязев. Последний раз Левитан приехал в этот дом в мае 1900 г., и 22 июля здесь скончался. 25 июля 1900 г. отсюда проводили Левитана в последний путь на Дорогомиловское кладбище его друзья - В.А.Серов, срочно приехавший из-за границы, А.М.Васнецов, К.А.Коровин, И.С.Остроухов, а также масса знакомых и почитателей.



В 1911 г. М.Ф. Морозова умерла, после чего была проведена оценка стоимости домовладения по Большому Трехсвятительскому, 1. Она достигла 234,7 тыс. рублей - это было одно из самых дорогих домовладений в Москве. Для сравнения, три дома П.М. Рябушинского (в том числе и тот, где сейчас музей Горького - на Малой Никитской) стоили только 167 тыс.рублей



Летом 1918 г. в бывшую усадьбу Морозовых переместился штаб левых социалистов-революционеров (левых эсеров). 7 июля 1918 г. взрывом бомбы, брошенной левым эсером Яковом Блюмкиным, был убит германский посол в Москве граф В.Мирбах. Убийство стало сигналом к началу восстания левых эсеров против большевиков. В доме находился отряд под командованием эсера Попова. В отряде насчитывалось 800 человек, 8 орудий, 2 броневика и с десяток пулемётов. Они заняли Трехсвятительский переулок, телефонную станцию (ту, что находится на внешней стороне Покровского бульвара) и телеграф, арестовали Феликса Дзержинского и некоторых других руководителей-большевиков, обстреляли из орудий Кремль и разослали по телеграфу телеграммы с призывом к восстанию. Подавлением мятежа руководил лично В. И. Ленин. Члены фракции левых эсеров ВЦИК и проходившего в те дни 5-го Всероссийского съезда Советов были арестованы, против штаба эсеров в район Трехсвятительского переулка была брошена латышская стрелковая дивизия под командованием И.И.Вацетиса. К 2 часам дня 7 июля мятеж был подавлен.



Затем (с 1919 г.) здесь и в соседнем строении (дом № 3) располагался Покровский концлагерь, в котором содержали, главным образом, бывших царских офицеров и белогвардейцев. С 1920-х годов и до 2001 г. в доме находился детский сад № 304, а затем это истрическое здание выкупила какая-то коммерческая структура. Оригинальный декор фасадов заменили новоделом. Весной 2002 года, когда сюда пришли реставраторы, чтобы зафиксировать сохранившиеся ценные элементы здания, мемориальные интерьеры были уже полностью уничтожены, снесена часть внутренних стен (заказчик ООО "ПС Интерстрой"). Довольно скоро исчезли белокаменные порталы парадного вестибюля и роскошная лестница из литого чугуна (1861). Сейчас внутри дома от старины остались лишь своды нижнего этажа и остатки барочных наличников, скрытые под слоем штукатурки. Построена подземная стоянка на 38 машин. Вход в сад, видимо, по будням закрыт, везде охрана и камеры наблюдения...



Говорят, что владелец - Южно-Уральская промышленная компания в лице Сардарова Рашида Селимовича. Половина здания по сути - жилой блок. Внизу актовый зал с камином.