Болезни Военный билет Призыв

Урока на тему "Распад Золотой Орды" (6 класс). Конспект на тему: «Распад Золотой Орды

  • Самостоятельная работа с текстом учебника
  • стр. 72-74.
  • Задания:
  • 1. Какие факты свидетельствуют об оживлении ремесла и торговли в XIV-XV вв.?
  • 2. Покажите на карте направления внешней торговли.
  • 3. Какие товары вывозили и ввозили русские купцы?
  • 4. Каким образом развитие ремесла и торговли влияло на процесс централизации русских земель?
Тема урока:
  • «Распад Золотой Орды, образование татарских княжеств»
  • История России, 6 класс
Домашнее задание:
  • Параграф 25
  • Вопросы и задания на стр.82 .
  • Рабочая тетрадь №1-5
  • Рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем». (стр. 83).
  • Задание №2
План:
  • 1.Разгром Тимуром Золотой Орды.
  • 2.Образование новых государств на юго-восточных рубежах Руси.
  • Проблемный вопрос! (стр. 78)
1. Разгром Тимуром Золотой Орды.
  • 1. Разгром Тимуром Золотой Орды.
  • Улус Джучи (Улуг Улус), в современной русской традиции - Золотая Орда́ (монг. Алтан Орд) - государство во главе с потомками Джучи, старшего сына Чингисхана.
  • Образовано около 1224 года как владение в составе Великого Монгольского Улуса (Монгольской империи). Территория значительно расширена сыном Джучи Бату (1227-1255), при котором политическим центром улуса стало Нижнее Поволжье.
  • Русь
  • Золотая Орда
Кто не знает хотя бы одного хана Орды?
  • Кто не знает хотя бы одного хана Орды?
  • Многие могут назвать и несколько: Чингисхан, Батый, Мамай, Тохтамыш и многие другие.
Битва на поле Куликовом-знаменитейший бой! Это первая битва в которой Русь победила не отдельные отряды, а основную рать Орды!
  • Битва на поле Куликовом-знаменитейший бой! Это первая битва в которой Русь победила не отдельные отряды, а основную рать Орды!
  • Тохтамыш в 1380 разгромил войско Мамая на реке Калке, в 1382 пошёл на Москву.
  • После укрепления своей власти он выступил против Тамерлана.
  • В итоге ряда опустошительных походов Тамерлан разбил войска Тохтамыша, захватил и разрушил поволжские города, в том числе Сарай- Берке, ограбил города Крыма и др. Золотой Орде был нанесён удар, от которого она уже не смогла оправиться.
  • Завоевал Среднюю Азию
  • Совершил походы в Индию, Иран, Хорезм, Закавказье, Малую Азию, Китай.
  • В 1395г. Разгромил хана Тохтамыша и подчинил Золотую Орду.
  • Рязань и Москва
  • Подняли восстание покорённые народы, повернул на юг.
  • 1405 –смерть Тимура
    • Крымское
  • Начались усобицы
  • Сер. XVв. – новая опасность для Руси – Османская империя
  • Набеги не прекратились!
2. Образование новых государств на юго-восточных рубежах Руси.
  • 2. Образование новых государств на юго-восточных рубежах Руси.
  • В начале 20-х гг. XV века образовалось Сибирское ханство, в 40-е гг. - Ногайская Орда, затем возникли Казанское ханство (1438) и Крымское ханство (1443), а в 60-е гг. - Казахское, Узбекское ханства, а также Астраханское ханство.
  • В XV веке значительно ослабла зависимость Руси от Золотой Орды.
  • В 1480 Ахмат, хан Большой Орды, являвшейся некоторое время преемницей Золотой Орды, пытался добиться повиновения от Ивана III, но эта попытка окончилась неудачно.
  • Русь окончательно освободилась от «татаро-монгольского ига».
  • В начале 1481 Ахмат был убит.
  • При его детях, в начале XVI века, Большая Орда прекратила существование.
Золотая Орда, сохранив относительную самостоятельность при Тохтамыше, лишь внешне напоминала былое могучее государство. Ее падение было предрешено всем предшествующим ходом исторического развития. Орда распалась в 15 в. Так закончилось более 200 летнее золотоордынское иго!
  • Золотая Орда, сохранив относительную самостоятельность при Тохтамыше, лишь внешне напоминала былое могучее государство. Ее падение было предрешено всем предшествующим ходом исторического развития. Орда распалась в 15 в. Так закончилось более 200 летнее золотоордынское иго!
  • Золотая Орда распалась на ряд государств:
      • Астраханское,
      • Казанское,
      • Казахское,
      • Крымское,
      • Сибирское ханства,
      • Ногайскую Орду.
3. Состав населения, его занятия.
  • 3. Состав населения, его занятия.
Казанское ханство
  • Казанское ханство занимало бывшую территорию Волжской Булгарии. На востоке его земли простирались до реки Белой, на западе - почти до рек Суры и Ветлуги. На севере они шли от Верхней Камы, на юге - до устья Черемшана.
  • Крупные селения городского типа Лаеш, Алабуга, Тэтеш, Сембер (современный Ульяновск), Сарытау (современный Саратов).
Здесь жили булгары, марийцы, чуваши, удмурты, мордва и башкиры. За годы совместной жизни разнородное население смешалось между собой. В результате возникла новая народность – казанские или поволжские татары.
  • чувашка
  • татары марийка
Труд на земле, ремесло и торговля - таковы были основными занятиями поволжских татар.
  • ЮВЕЛИРНАЯ МАСТЕРСКАЯ
  • ЗОЛОТОШВЕЙНАЯ МАСТЕРСКАЯ
Корона татарских ханов – «Казанская шапка»
  • Для каждого нового хана ювелиры изготавливали дорогие наряды, головные уборы, сосуды и блюда из золота и серебра. Настоящим шедевром ювелирного искусства первой половины XVI века является "казанская шапка". Она хранится в знаменитой Оружейной палате Московского Кремля.
4. Взаимоотношения новых государств с Русью.
  • 4. Взаимоотношения новых государств с Русью.
Казанское ханство было известно и как торговая страна
  • ПРИБЫТИЕ КУПЦОВ В КАЗАНЬ.
  • XV ВЕК.
  • Торговля связывала ханство с Московской Русью и многими западными странами, Кавказом и Средней Азией, Сибирью и Персией (Ираном).
  • Проблемный вопрос! (стр. 78)
  • Какие изменения произошли в Восточной Европе в результате распада Золотой Орды?

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Крым-Сарайская средняя общеобразовательная школа

Бавлинского муниципального района Республики Татарстан

Открытый урок в 6 классе.

Тема:

«Распад Золотой Орды»

Учитель истории и обществознания:

Е.П.Ибрагимова

Открытый урок в 6 классе.

Тема: «Распад Золотой Орды»

Цель урока: выяснить причины распада Золотой Орды; рассмотреть занятие и состав населения новых государств, образовавших на юго-восточных рубежах Руси. Охарактеризовать роль взаимоотношения государств с Русью.

Ход урока:

I .Орг.момент.

II .Актуализация опорных знаний.

«Московское княжество в первой половине 15 века».

Карточка по теме: «Борьба за объединение Руси». (15мин).

III .Изучение новой темы.

1.Откуда пришел Тимур Тамерлан, восточный правитель и полководец, один из величайших завоевателей в истории отечества.

Родился 8 апреля 1336 г. в окрестностях ………. Его имя «Тимур» означает по-тюркски и по-монгольски «Иселезный» происходил из знатного рода племени барулас – монголов, которые после завоевания Центральной Азии Чингисханом и его сыновьями стали говорить по-тюркски и восприняли ислам.

Тамерлан говорил на двух языках, тюркском (узбекском) и таджикском. Был неграмотен, но любил слушать чтение писцов и сам диктовал рассказы о своих походах, в результате чего появилось такое произведение, как Зафар-наше (книга побед).

Тамерлан начал простым разбойником. При попытки угнать овец его ранили в ногу и плечо, после чего у него перестали сгибаться правая нога и подниматься правая рука, отсюда он получил прозвище «Хромой».

В 1361 г. в возрасте 25 лет, собрав отряд в несколько сотен человек, Тамерлан поступает на службу к Хану Тоглук-Тимуру. – в 70-е гг. XI в в Средней Азии (применение ИКТ).

Тимур и его держава. (рассказ по карте: «Образование централизованного государства»).

2.Какие новые государства образовались на юго-восточных рубежах Руси? (Ногайская Орда – столица Сарайчик, Большая Орда –столица Новый Сарай, Казанское ханство – Казань, Крымское ханство, Астраханское ханство – Хаджи Тархан (Астрахань); Сибирское ханство – Сибирь.

3. Состав населения . Казанское ханство – потомки древних булгар; выходцы Золотой Орды, в подданство Казанского ханства вошли: соседние народы – мордва, чуваши, марийцы, удмурты, бессермяни (мусульмане) – писатели Казанского ханства.

Сибирское ханство – тюркоязычные племена, ханты, манси, зауральские башкиры.

4. Главное занятие населения казанского ханства – земледелие, в степных районах полукочевое скотоводство.

Большую роль в жизни государства играла торговля, мусульманское духовенство, владевшее обширными землями.

Основным занятием населения Астраханского ханства – кочевое скотоводство, занимались также торговлей, ремеслом.

Сибирские татары занимались – скотоводством, земледелием, гончарным ремеслом, ткачеством, плавкой и обработкой металлов, охотой, рыболовством, оленеводством.

5. Взаимоотношения новых государств с Русью.

Правители Золотой Орды считали себя наследниками золотоордынских ханов и стремились восстановить прежнюю зависимость Руси.

Весной 1439 г. – хан Муххамед занял Нижний Новгород, дошел до Москвы, но взять Кремль не смог.

Весной 1445 г. – Улу – Муххамед предпринимает II поход на Москву.

В 1452 г. Касим поссорившись со старшим братом, захватившим власть в Казани перешел на службу к Василию Темному.

IV . Закрепление изученного материала

Новые государства

Состав населения

Занятия населения

Столица государства

Казанское ханство

Потомки древних булгар, в подданство вошли мордва, чуваши, марийцы, удмурты

Земледелием, в степных районах, полукочевое скотоводство

Сибирское ханство

Тюркоязычные племена, ханты, манси, зауральские башкиры

Скотоводство, земле-делие, гончарное ремесло, ткачество, плавкой и обработкой металлов, охотой, рыболовством

Астаханское ханство

Хаджитархан (Астрахань)

Кочевое скотоводство, торговля, ремесло.

Крымское ханство

V . Итог.

Распад Золотой Орды привел к образованию на юго-восточных границах Русского государственного ряда самостоятельных ханств. Порой они проводили враждебную политику в отношении Руси, но в то же время устанавливали в ней торговые и иные связи.

Д/з & 22 стр. 180 – 188 пересказ. I в. 1 – 2, задание 1 с.188










Из «Повести о разорении Рязани Батыем» (XIIIв.) Царь Батый окаянный стал воевать Рязанскую землю и пошел к городу Рязани. И обступили город, и начали биться пять дней не отступая. Воины Батыева войска переменялись и отдыхали, а горожане бились бессменно. И многих горожан убили, а других ранили, а иные от долгой битвы обессилели. А в шестой день рано утром пришли язычники к городу, одни с факелами, а иные со стенобитными орудиями, а иные со множеством лестниц. И взяли город Рязань в декабре месяце в 21 день. И пришли в соборную церковь Успения пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину мать великого князя, и со снохами, и с прочими княгинями изрубили мечами, а епископа и священнослужителей предали огню в святой церкви сожгли, и иные многие пали от оружия, и в городе многих людей и с женами, и с детьми мечами изрубили, иных в реке утопили. [...] И не осталось во граде ни одного живого, все заодно погибли и одну на всех чашу смертную испили.











Во время своих нашествий на Русь монголы разрушили и стерли с лица земли множество городов и населенных пунктов. Археологи установили, что разрушения русских городов и убыль населения были огромными. Так, были уничтожены укрепленные поселения в Во время своих нашествий на Русь монголы разрушили и стерли с лица земли множество городов и населенных пунктов. Археологи установили, что разрушения русских городов и убыль населения были огромными. Так, были уничтожены укрепленные поселения в Переяславской земле - 81%, Переяславской земле - 81%, Черниговской - 74%, Черниговской - 74%, Киевской - 83%, Киевской - 83%, Галицко - Волынской - 76%. Галицко - Волынской - 76%. Суздальская земле - 4 4%, Суздальская земле - 4 4%, Рязанской - 60%, Рязанской - 60%, Новгородской - 38%, Новгородской - 38%, Смоленской - 69%. Смоленской - 69%. Как видим, больше всего была разорена южная часть Древнерусского государства. При этом кризис охватил городскую культуру Руси в целом. Как видим, больше всего была разорена южная часть Древнерусского государства. При этом кризис охватил городскую культуру Руси в целом.



Тема: Золотая Орда

Цели урока

Образовательная : раскрыть особенности внутренней политики государства Золотая Орда во время правления Бату хана, объяснить причины усиления, расцвета торговли и экономического развития;

Воспитательная: уважение к государству средневекового периода, интереса к предмету, патриотизма учащихся;

Развивающаяся: развивать память, мышление, воображение, умение работать с картой и схемами, анализировать;

Оборудование: карта средневекового Казахстана, схемы, иллюстрации, слайд, энциклопедия «Золотая Орда», хронологическая лента правлений ханов;

Тип урока: Комбинированный

Ход урока:

"...Ах, иначе в былые года

Колдовала земля с небесами.

Дива дивные зрились тогда,

Чуда чудные делались сами..."

Орг.момент: приветствие учащихся, диалог с дежурным, готовность доски

I .Постановка темы и целей урока

II . Опрос Д/З: § 30

    Вопрос-ответ (слайд)

Кто такой Темучин?

Что вы знаете о курултае?

Основной закон государства?

Какой город оказывал сопротивление 6 месяцев?

Старший сын Чингисхана?

    Работа по карточкам- сопоставьте земли- улусы, принадлежавшие сыновьям Чингисхана. Покажите их на карте. (слайд)

III . Новая тема:

    Рассказ об образовании Золотой Орды

Золотая Орда- одно из крупных государств, созданных на месте улуса Жошы (Джучи). В период правления сына Жошы- хана Бату (Батыя) территория простиралась от Алтайских гор на востоке до низовий реки Дунай на западе. Столица- первоначально называлась Сарай –Бату (нижнее течение Волги), затем она была переименована в Сарай –Берке. Карта

О легенде из летописи «Шынгыснаме» о разделе владений Чингисхана (чтение из учебника).

2. Бату вёл завоевательные войны с 1235 года и захватил многие страны и государства в западном направлении

Народы Северного Кавказа

Крым все они платили дань

Русские княжества

Государства Восточной Европы

    Рассказ с применением хронологической ленты правления ханов

1227-1255

1342-1357

По ходу рассказа к каждому хану прикрепляем табличку с особенностями его правления.

    Бату хан- завоевал много стран, границы расширились в западном направлении. Особо внимание уделял развитию городов. Государства Восточной Европы признали зависимость от Золотой Орды и платили дань.

    Воюя с Тохтамышем, правитель Мавераннахра эмир Тимур не раз совершал походы на Золотую Орду и подвергал ее разграблению.

    Берке хан- укрепились связи между Золотой Ордой и султаном Египта Бейбарысом. В целях укрепления государства Берке принял исламскую религию. Но он использовал ислам лишь для укрепления связей с мусульманскими государствами.

    Менгу –Темир- в 1271 году принял поход против Византийской империи, которая препятствовала укреплению связей Золотой Орды с Египтом.

    Тохты хан- оживил торговые связи с Ираном и странами Кавказа. Укрепились отношения с египетским Мамлюкским государством.

    Узбек хан- при нем государство укрепилось, важное значение придавал городам. По его приказу возводились мечети и др.общественные сооружения. Также в период его правления ислам был объявлен государственной религией.

    Учебная задача: выделите из учебника причины ослабления государства и составьте схему.

проверка

(Схема) Ослабление государства

Междоусобные раздоры Поражение Мамая от Дм.Донского

Захват власти Тохтамыш ханом Нападения эмира Тимура

    Рассказ о распаде Орды с применением схемы

Середина XV века

Распад Золотой Орды

Белая Орда Сибирское х

Ногайская Орда

Крымское х Казанское х Астраханское х

    Общественный строй- Логическая цепочка

Общественный строй власть – по наследству имели писарей управляли малики сбор налогов- даруги

военное руководство- беки.

Являлось мусульманским государством.

IV . Закрепление

Открытые тесты

    На территории какого улуса было образовано государство Золотая орда?

    Улуса Джучи

    Улуса Чагатая

    Улуса Угедея

    Улуса Тулуя

    Кто являлся основателем Золотая Орда?

    Берке

    Джучи

    Бату

    Тохты хан

    В период правления какого хана ислам был объявлен государственной религией?

    Хана Берке

    Хана Жаныбека

    Тохты хана

    Хана Узбека

    Годы правления хана Бату?

    1223-1256 гг

    1227-1255 гг

    1211-1244 гг

    1155-1228 гг

    При каком хане укрепились отношения с султаном Египта Бейбарысом?

    При хане Узбеке

    При хане Берке

    При хане Жаныбеке

    При хане Бату

    При каком хане были восстановлены связи с Ираном и народами Кавказа?

    При хане Узбеке

    При хане Берке

    При хане Жаныбеке

    При хане Бату

    Кто осуществлял власть в Золотой Орде?

    Везиры

    Беки

    Баскаки

    Кто вел контроль за сборами налогов?

    Даруги

    Беки

    Баскаки

    Как распределялась власть после смерти правителя?

    Определяли на курултае

    Передавалась по наследству

    Назначалась беком

    Определялась воинами

    В каком веке распалась Золотая Орда на самостоятельные государства?

    В X веке

    В X веке

    В XV веке

    В XVI веке

V . Домашнее задание: прочитать § 31. Ответить на вопрос 6 (учебник)

Открытый урок по истории Казахстана в 7 классе

на тему:

Подготовил и провел учитель истории Петров В.И.

2013-2014 уч.г.

Самоанализ урока

Тема урока: Золотая Орда. На её изучение отводится 1 час. Тема тесно связана с предыдущими и последующими уроками.

Урок проходил в 7 классе. Коллектив класса работоспособен и имеет средний уровень развития. Тип урока: Урок комбинированный. Все этапы урока выдержаны. Цели: 1. Образовательные: раскрыть особенности внутренней политики государства Золотая орда во время правления Батухана, объяснить причины усиления, расцвета торговли и экономического развития.

2.Развивающая: развивать память мышления, воображение, умение работать с картой и схемами, анализировать;

3. Воспитательная: уважение к государству средневекового периода, интерес к предмету, патриотизм учащихся;

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, с тестами, карточками; Применялись различные методы работы: - словесный, наглядный, практический, логический; Учащиеся на уроке показали следующие умения и навыки: - регулятивные – умение ставить цели, отвечать на вопросы), - познавательные (умение работать с разными источниками информации, давать на вопросы логически и правильные ответы, умение работать с первоисточником, оценивать работу и усваивать материал) ; - коммуникативные (анализировать, делать выводы,) ; Цели, поставленные на уроке, достигнуты.