Болезни Военный билет Призыв

Урок африка 11 кл география. Экономическое положение Африки презентация к уроку по географии (11 класс) на тему. Дополнительная информация в карте урока

Обеспеченность стран Африки минеральными ресурсами

Сельское хозяйство стран Африки

Практическое задание: используя карты атласа, составьте в тетради таблицу

«Зональная специализация экспортных и потребительских сельскохозяйственных культур в Африке».

Страны монокультуры в Африке

Африка обеспечивает 2\3 мирового экспорта какао-бобов, 1\2 –сизаля и ядер кокосовых орехов, 1\3 кофе и пальмового масла, 1\10 чая, значительную долю арахиса и арахисового масла, фиников и пряностей.

ТЕМА: Общая характеристика хозяйства стран Африки

Цель: Выявить особенности хозяйства стран Африки, положение региона в МГРТ;

Сформировать представление о некоторых особенностях развития субрегионов

Африки; рассмотреть причины, повлиявшие на экономическую отсталость

Материка. Продолжать работу по подготовке учащихся к ЕГЭ, закрепление умений

Работы с тестами.

Оборудование: презентация к уроку, экономическая карта Африки, атласы, раздаточный материал.

Ход урока.

Организационный момент.

Повторение домашнего задания:

Какая из стран Африки самая большая по населению?

Страна, расположенная на острове площадью 600км.кв.

Страны, лежащие на территории ЮАР.

Страна, лежащая по среднему течению реки Нигер, не имеющая выхода к морю.

Страна, где 98% населения сосредоточено на территории занимающей 4% её площади.

Перечислите и раскройте проблемы городов Африки. Охарактеризуйте урбанизацию материка.

«Почему доля детей и подростков в возрастной структуре населения Испании значительно ниже, чем в возрастной структуре населения Алжира? (из ЕГЭ)»

Дайте оценку заселенности субрегионов материка, объясните причину различий плотности населения. «Почему в долине реки Нил высокая плотность населения? Одна из причин – благоприятные природные условия. Укажите еще не менее двух причин(из вариантов ЕГЭ)».

Почему в Африке повышенная плотность населения вдоль побережий океанов и морей выражена меньше, чем в Зарубежной Азии?

Почему демографическая политика в Африке не проводится или не дает результатов?

Изучение новой темы:

Беседа: Что вы можете сказать об уровне развития большинства стран Африки?

В настоящее время в Африке 53 суверенных государства.

Относятся к развивающимся, бедным странам; экономически развитая-ЮАР

Африка имеет: самую низкую в мире долю обрабатывающей промышленности

Минимальные доходы на душу населения (примеры)

Наиболее отсталую структуру хозяйства

Каковы причины отсталости? (длительное колониальное прошлое)

Работа с учебником, стр.279 : Назовите отличительные черты колониальной структуры хозяйства.

а) преобладание малотоварного, низкопродуктивного хозяйства;

Б) слабое развитие обрабатывающей промышленности

В) сильное отставание транспорта

Г) ограничение непроизводственной сферы преимущественно торговлей и услугами

Д) однобокость развития экономики, которая проявляется чаще всего в преобладании одной отрасли сельского хозяйства или промышленности. Например в монокультурности.

Монокультурная (монотоварная) специализация - узкая специализация хозяйства страны на производстве одного, как правило, сырьевого или продовольственного товара, предназначенного главным образом для экспорта . Запись в тетрадь .

Работа с учебником стр.280. Страны монокультуры в Африке

Меры по преодолению отсталости в экономике:

Национализация природных ресурсов;

Аграрная реформа;

Планирование экономики;

Подготовка кадров.

Главная задача народов Африки - завоевание экономической самостоятельности, ликвидация односторонней аграрно – сырьевой структуры хозяйства и создание гармоничной экономики (развитие обрабатывающей промышленности и многоотраслевого сельского хозяйства).

Решение этих задач тормозится экономической политикой западных держав, деятельностью транснациональных корпораций. У американских государств большой внешний долг.

Производственная структура хозяйства Африканского региона:

сельское хозяйство-20%, промышленность-35%, сфера услуг-45%.

Работа с атласом. Назвать наиболее развитые страны(кроме ЮАР).

Следует учесть, что доля промышленного производства возросла за счет:

А) усиления первичной переработки минерального сырья в самих африканских странах

Б) развития вынесенных из развитых стран «грязных производств» - металлургии, химической промышленности.

В) создание экспортной легкой и пищевой промышленности

Несмотря на аграрный характер экономики подавляющего большинства африканских стран, они ввозят продовольствие, что отражает отсталость аграрного сектора.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Работа с атласами.

Где находятся главные промышленные районы Африки?

Промышленность характеризуется диспропорцией между развитием добывающей и обрабатывающей, легкой и тяжелой отраслями. Африка - крупнейший в мире производитель минерального сырья.

По каким видам минерального сырья Африка занимает ведущее место в мировом производстве? В какие страны оно экспортируется? Какое влияние это оказывает на экономику Африки?

Всего в Африке можно выделить 7 главных горно-промышленных районов.

Задание по атласу: Определить основные виды сырья и топлива, добываемые в каждом горно-промышленном районе. Приложение к уроку №1.

Какие отрасли обрабатывающей промышленности получили в этих странах наибольшее развитие?

Черная металлургия и машиностроение – только в отдельных странах имеется заметное число предприятий (ЮАР, Египет, Алжир, Тунис, Марокко, Нигерия, Гана)

Медеплавильная – Замбия, Заир

Алюминиевая – Камерун, Гана

Легкая промышленность, главным образом – хлопчатобумажная

Заготовка леса (Габон, Конго, Камерун, Гана); вылов рыбы её переработка.

Экономическое развитие африканских стран зависит и от энергетической базы (она сейчас слаба). На долю Африки – 2% вырабатываемой энергии в мире, 1\3 которой вырабатывается на ГЭС. Асуанская ГЭС –р.Нил – 3,5 млн.кВт; Кебрабасса –р.Замбези – 3,6 млн.кВт (Мозамбик, но производимая ей энергия предназначена в основном для ЮАР); проект «Инга» – нижнее течение реки Конго(участок 26 км длиной), энергия поступает в Киншасу и горно-промышленный район Шабы (входящий в Медный пояс), мощность ГЭС на участке может быть доведена до 30 млн кВт.

Сельское хозяйство.

Подумайте, каковы особенности сельского хозяйства отсталых, развивающихся стран?

Сельское хозяйство- основа экономики африканских стран, характеризуется большой отсталостью. В тропической Африке основными орудиями являются мотыги, заостренные палки. Более совершенные орудия можно встретить только в крупных высокотоварных хозяйствах. Невелико применение и минеральных удобрений. В тропической Африке господствует переложная, подсечно-огневая система земледелия, при которой на многие годы выключается из сельскохозяйственного производства большие участки земли.

Таким образом: нерациональная система земледелия

Низкая техническая оснащенность

Нерегламентированный выпас скота

Выращивание культуры на одном и том же участке приводит к развитию проблем природопользования . Назовите их.

развитие эрозии почв, сведение лесных массивов, опустынивание (Сахель -обширная природная зона в Африке, расположенная к югу от Сахары; нарушение экологического равновесия в ней по причинам: увеличение естественного прироста населения, быстрый рост распашки земель и поголовья скота, обезлесенье(использование древесины и древесного угля в качестве топлива ) Сахельская проблема – засухи и голод, население превращается в экологических беженцев. Меры для предотвращения подобных трагедий: охрана, восстановление естественных кормовых ресурсов, улучшение методов ведения скотоводства и земледелия. Но осуществлению плана мешает нехватка средств.

Бич африканского сельского хозяйства – стихийные бедствия (засухи, наводнения), болезни растений, вредители (саранча). В результате в Африке средняя урожайность зерновых и хлопчатника в 2-3 раза ниже среднемировой. Продовольственная проблема, особенно в условиях быстрого роста населения, остается в Африке весьма острой.

Каковы агроклиматические ресурсы стран Африки? Как природные условия повлияли на отраслевую структуру сельского хозяйства, его размещение?

Определяющее место Африки в мировом хозяйстве – тропическое и субтропическое земледелие. Оно то же имеет ярко выраженную экспортную направленность. В структуре земледелия различают экспортные и потребительские культуры.

Работа с таблицей (приложение №2) Ознакомиться с зональной специализацией экспортных и потребительских сельскохозяйственных культур в Африке.

Работа с атласом. Выделить специализацию и размещение животноводства.

Древнейшей отраслью с/х Африки является разведение домашних животных. В ряде стран(ЮАР, Эфиопия, Мавритания, Сомали) экстенсивное пастбищное животноводство играет большую роль. Продукты животноводства(шерсть, кожа, шкуры) экспортируются очень ограниченно, животноводство низкопродуктивное.

Отсталое с/х Африки нуждается в коренной перестройке.

Транспорт

По большинству показателей – последнее место. В структуре внутреннего грузооборота лидируют железные дороги, транспорт технически отсталый. Трансконтинентальных автомагистралей – 5. 1-е место по общему уровню развития транспорта занимает ЮАР.

Порты: Ричардс-Бей(ЮАР) – универсальный, грузооборот 90 млн.т.

Александрия (Египет); Касабланка(Марокко)

Канал Суэцкий открыт 17 ноября 1869 года(пропускал морские суда с осадкой 8 м), его не раз углубляли и расширяли.

Морской флот: Либерия предоставляет «дешевые»(или удобные, подставные) флаги.

«Почему Либерия занимает одно из ведущих мест в мире по тоннажу морского торгового флота?» (из ЕГЭ)

Внешние экономические связи

1. Внешняя торговля

2. Импорт капитала

3. Операции по фрахту (Либерия)

4. Экспорт рабочей силы(в европейские), а в отдельных странах (нефтеперерабатывающие) её импорт.

Импорт – 1\3 машины и оборудования; топливо, промышленное сырьё, полуфабрикаты и продовольствие.

Торговые партнеры – западноевропейские развитые страны(бывшие метрополии)

Современная Африка представляет собой арену активной, межнациональной политической и экономической интеграции. Для решения проблем континента было создано несколько организаций: АфБР - Африканский банк развития

ЕСА – экономическая комиссия ООН для Африки

ВАС – Восточно-африканское сообщество

ЭКОЗАГ –экономическое сообщество западно-африканских государств

ОАЕ – организация Африканского единства

3.Закрепление. Тестирование по теме «Африка».

4. Домашнее задание стр. 278-281 учебника; вопросы на стр.282.

Тестирование к уроку «Хозяйство Африки».

В-1

А1 Опустынивание результат воздействия:

А) только человека в) только природных факторов

Б) стихийных бедствий г) природных и антропогенных факторов

А2 Основным показателем общественного здоровья населения является:

А) продолжительность жизни в) естественный прирост

Б) численность населения г) половозрастная структура

А3 Почему река Конго полноводна в течении всего года:

А) в бассейне этой реки круглый год выпадают обильные дожди

Б) она берет начало в высокогорных районах

В) её сток не зарегулирован плотинами и дамбами

Г) уровень воды в реке поддерживается системой водохранилищ

А4 В каком климатическом поясе Африки постоянно высокие температуры и выпадает много осадков: а) в субтропическом в) экваториальном

Б) тропическом г) субэкваториальном

В1 В каких из перечисленных стран Африки не добывается нефть?

А) Эфиопия В) Алжир Д) Ангола Ж) Нигерия

Б) Тунис Г) Сомали Е) Ливия

В2 Установите соответствие между каждым из видов полезных ископаемых и страной, которая специализируется

На их добыче:

Полезные ископаемые страна

1) нефть А) Марокко

2) медные руды Б) Замбия

3) фосфориты В) ЮАР

Г) Алжир

В3 Какие две черты колониального типа отраслевой структуры хозяйства названы верно?

А) Преобладание высокотоварного сельского хозяйства

Б) Слабое развитие обрабатывающей промышленности

В) Отсутствие монокультурной специализации

Г) Преобладание торговли и услуг в непроизводственной сфере.

С1 Почему в Нигерии сальдо внешней миграции населения положительное, а в соседнем с ней

Нигере – отрицательное?

С2 Определите страну по описанию: « Эта страна, относящаяся к группе экономически развитых, омывается водами двух океанов. Большую часть её территории занимает равнинное плато, которое с юга и востока окаймлено горами. Её недра богаты разнообразными полезными ископаемыми. По добыче алмазов, золота, платины, урана, железных руд эта страна занимает одно из первых мест в мире. Население её отличается сложным этническим составом. Среди других стран континента она выделяется высокой долей лиц европейского происхождения»

Тестирование к уроку « Хозяйство Африки»

В-2

А1 Значительно больше выпадает осадков на юго-востоке Африки по сравнению с юго-западом.

Кроме наличия гор и ветров это связано:

А) с близостью океана г) с наличием крупных рек

Б) с существованием теплого течения у восточных берегов и холодного у западных

В) со всеми названными выше факторами

А2 Красно-желтые ферралитные почвы распространены в

А) в зоне экваториальных лесов в) сухих степях

Б) лесостепях г) пустынях

А3 В восточной части материка находится:

А) крупнейшее на Земле плоскогорье в) крупнейшая на Земле низменность

Б) крупнейший на Земле горный хребет г) крупнейший на Земле разлом

А4 Какая черта исторического развития Африки оказала наибольшее влияние на её современный

Облик а) Африка-материк древних цивилизаций

Б) Африка прошла через все стадии социально-экономического развития

В) колониальное прошлое

Г) богатство минеральным сырьем

В1 Выберите верные утверждения:

А) Промышленность Северной Африки тяготеет к приморским районам

Б) Основные сельскохозяйственные культуры Северной Африки- оливки, зерновые,

Хлопчатник

В) Натуральное, потребительское сельское хозяйство-главная отрасль тропической

Африки

Г) ЮАР богата платиной, золотом, углем, нефтью.

Ответ запишите буквами, расположив их в алфавитном порядке.

В2 Установите соответствие между каждым из показателей, характеризующих отдельные виды транспорта, и страной,

Для которой характерен этот показатель.

Показатель транспорта страна

1.Занимает ведущее место в мире по тоннажу А. ЮАР

Морского торгового флота Б. страны Магриба

2. автомагистраль, проходящая по маршруту В. Либерия

Старинных караванных путей Г. Алжир

3. Имеет 40% всей железнодорожной сети в Д. Нигерия

Африке

4. проходит трансконтинентальный газопровод

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам

В3 Выберите страны, где находятся крупнейшие в Африке городские агломерации:

А) Египет В) ЮАР

Б) Алжир Г) Нигерия

С1 Какие факторы способствовали превращению ЮАР в одного из крупнейших экспортеров угля?

Один из факторов - наличие крупных запасов угля. Укажите еще не менее двух факторов.

С2 Определите страну по описанию:

« Это развивающаяся страна, расположенная в двух частях света. В промышленности развита электроэнергетика(здесь построена самая крупная гидроэлектростанция на континенте), нефтедобыча, легкая и пищевая отрасли. Традиционная отрасль сельского хозяйства- орошаемое трудоемкое земледелие, специализирующаяся на выращивании риса, хлопчатника, цитрусовых культур. Морское побережье, древние историко-культурные, архитектурные памятники- основа развития международного туризма».

Ключи к итоговому тестированию по теме «хозяйство Африки».

Выгодное ЭГП

Сокращение добычи угля в развитых странах (или в старопромышленных районах)

Рост спроса на уголь в развитых странах мира

С2- Египет


Объяснение нового материала.

Цель учитель конкретизирует знания учащихся по новой теме.

Учитель

В современном мире насчитывается более 200 государств. 54 из них расположены в регионе Африка. Африканские страны по размерам в большинстве своем крупнее европейских. Посмотрите в учебнике Визитную карточку стран:

Какое государство самое большое по площади? Судан.

Какая страна Африки самая большая по численности населения? (Нигерия)

Каковы страны Африки по форме территориального устройства?

Каковы страны по форме правления?

ЭГП (фронтальная работа)

Давайте составим характеристику ЭГП по плану, запишем в карту урока. Выделим «+» и «-» ЭГП.

Учитель зачитывает пункты плана

Учитель – Какой вывод можно сделать об ЭГП региона? Выслушивая мнения учеников, учитель конкретизирует ответы:

В целом ЭГП выгодное:

1)Близость к Зар. Европе и Азии

2)Положение на пересечении главных морских транспортных путей из Европы в Азию и Америку (Суэцкий канал)

3) Приморское положение большинства стран континента.

4) Близость к рынкам сырья и сбыта продукции

5)Возможность торговли со странами мира через два океана и Средиземное море, развитие морского транспорта

Но есть недостатки: 1) страны центральной части не имеют выхода к морю, удалены от центров экономической мощи,

2) границы государств не сформированы, часто возникают территориальные споры.

Дополнительная информация:

Для содействия укреплению сотрудничества африканских стран в 1963 г. была создана ОАЕ – Организация африканского единства. Штаб - квартира ОАЕ находилась в Аддис –Абебе. В 2002 г. ОАЕ преобразована в Африканский союз.

Чего больше «+» или «-» ЭГП? Какой сделаем вывод?

Учитель

Мы выяснили достоинства и недостатки ЭГП региона.

Следующая наша задача изучить природно-ресурсный потенциал региона.

Природно-ресурсный потенциал

Вспомните, какие группы ресурсов важны для развития экономики?

Минеральные

Земельные

Агроклиматические

Лесные

Водные

Выясним, какие есть вАфрике.

Учитель

Рассказывает о минеральных ресурсах – дополнительная информация (слайд):

Африка исключительно богата полезными ископаемыми. Среди других континентов она занимает первое место по запасам руд марганца, хромитов, бокситов, кобальта, алмазов, фосфоритов.

В Африке выделяют 7 основных горнодобывающих районов:

1. Алжиро-Ливийский;

2. Атласский;

3. Египетский;

4. Западно-Гвинейский;

5. Восточно-Гвинейский;

6. Медный пояс;

7. Южно-Африканский.

А теперь соотнесите политическую и экономическую карту и выделите три группы стран с разными запасами минеральных ресурсов. Работу выполним в парах.

Проверим. Названную страну отметьте магнитом на карте.

Сделаем вывод об обеспеченности минеральными ресурсами и запишем в таблицу своей карты урока.

Учитель

организует работу в группах.

Какие еще виды ресурсов остались в таблице?

Разделимся на три группы:

1 ряд – земельные

2 ряд – агроклиматические

3 ряд – лесные

Выясните особенности этих ресурсов, данные занесите в таблицу. Можно воспользоваться картой и текстом учебника. Вам на работу 3 минуты.

Учитель

Проверим.

Какой можно сделать вывод об обеспеченности Африки различными ресурсами необходимыми для развития экономики?

Физкультминутка.

Учитель

Мы выяснили обеспеченность природными ресурсами региона.

Но ведь главное богатство любого региона – люди. Африка занимает второе место в мире по численности населения после Азии. Давайте выполним следующую задачу; изучим население региона (работа в группах)

Выполните задания, воспользовавшись текстом и картами

1ряд Особенности воспроизводства населения.

2 ряд Структура населения

3 ряд Размещение населения

Вам на работу 3 минуты.

Подведем итог: О чем свидетельствуют данные о населении Африки?

Каков уровень экономического развития стран Африки?

Учитель

Мы выяснили особенности населения региона.

Следующая наша задача изучить историю региона. Прочитайте текст об истории Африки и напишите самостоятельно ответы на вопросы к тексту.

Проверим. Зачитаем ответы по цепочке. Какой вывод можно сделать?

Какая главная причина отсталости региона?

АФРИКА ВИЗИТ

«Визитная карточка» региона

Учитель Кузнецов Н.К.

А́фрика А́фрика - второй по площади континент после Евразии, омываемый Средиземным морем с севера, Красным - с северо-востока, Атлантическим океаном с запада и Индийским океаном с востока и юга.

А́фрика - второй по площади континент после Евразии, омываемый Средиземным морем с севера, Красным - с северо-востока, Атлантическим океаном с запада и Индийским океаном с востока и юга.

Атлантический океан

Индийский океан

Африка- родина человечества Африка родина величайшей древней цивилизации Земли – Древнего Египта В Африке расположена самая большая пустыня мира - Сахара

В Африке протекает одна их самых длинных рек мира - Нил

Иордания

Средиземное море

Африка занимает 20% суши Земли (30,3 млн.км2), 56 государств (с островны-ми). – более 1 млрд. чел.

Южный Судан

(Джуба)-2011г

Регионы Африки
  • Сев. Африка
  • Северн. Африка
  • Западн. Африка
  • Центр. Африка
  • Восточн. Африка
  • Южная Африка
Африка до 1950-х

Задание. На контурную карту нанесите 10 любых страны Африки, получивших политическую независимость после второй мировой войны. Укажите дату получения независимости и страну-метрополию. Почему 1960 г называют годом Африки?

Год получения

независимости

Страна - метрополия

  • Ливия
  • Марокко
  • Тунис
  • Судан
  • Гвинея
  • Кот-д, Ивуар
  • Буркина-Фасо
  • Габон
  • Бенин
  • Камерун
  • Конго (ДРК)
  • Конго
  • Мавритания
  • Мадагаскар
  • Нигер
  • Нигерия
  • Сенегал
  • Сомали
  • Сьерра-Леоне
  • Танзания

Герм.Фр,ВБ

Герм.,ФР,ВБ

Германия

Год получения

независимости

Страна - метрополия

  • Алжир
  • Бурунди
  • Руанда
  • Уганда
  • Кения
  • Замбия
  • Малави
  • Гамбия
  • Ботсвана
  • Лесото
  • Маврикий
  • Свазиленд
  • Экв. Гвинея
  • Гвинея-Бисау
  • Мозамбик
  • Кабо-Верде
  • Сан-Томе
  • Коморские острова
  • Ангола
  • Сейшельские острова
  • Джибути
  • Зимбабве
  • Намибия
  • Эритрея

Герм. Бельг.

Герм. Бельг.

Португал.

Португал.

Португал.

Португал.

Португал.

Герм, ЮАР

Италия (с 1950 в составе Эфиопии)

Таблица. Страны Африки, получившие независимость после II мировой войны.

Освобождение от колонизации

Животный мир Африки

Растительный мир Африки

Богатства Африки

Богатства Африки- по запасам и добыче золота- 1 место в мире В настоящее время (2015) в ОПЕК входят 12 государств, из них 4 африканские: Алжир, Ливия, Нигерия, Ангола

Богатства Африки

Туризм в Африке

В деревне у пигмеев

В стране пирамид

Дайвинг в Красном море

Фотосафари в заповедниках

Домашнее задание
  • Тема 8, часть 1 до населения

Презентация на тему «Африка» - прекрасное пособие для показа на уроке географии в 10 - 11 классе. На учебном занятии предполагается общее знакомство с особенностями географического положения континента, овладение умением работать с различными картами. Тема урока раскрывается на 16 слайдах. Работу можно скачать бесплатно для всех, кто готовит тематическое занятие или собирается отвечать домашнее задание на следующем уроке или зачете, экзамене.

Мультимедийная разработка знакомит старшеклассников с африканским континентом. Дети узнают особенности климата и жизни людей в Африке. Африканский континент отличается знойным климатом. Часть земель занимают пустыни. В этой работе рассказывается о том, как находить географическое положение по данному плану. Старшеклассники испытают свои умения в определении координат, после чего будут использовать различные способы записи географических точек. На этом же уроке предлагается рассмотреть несколько видов карт, повторить определение меридианов, параллелей, экватора.

Выполняя практическую работу, школьники определят крайние точки материка, повторят климатические пояса, назовут все моря и океаны, омывающие Африку. Одинадцатиклассники самостоятельно отметят эти объекты на контурной карте.



Образование в Канаде – презентация Презентация рассказывает об особенностях системы образования в Канаде. Материал будет интересен тем, кто изучает страну на уроках географии в 10 - 11 классе или тем,...Страны Африки – презентация Презентация представляет проектную работу ученицы на тему «Страны Африки». Показ электронной разработки будет подходящим на уроке по географии в качестве дополнительного материала. Учащимся будет интересно...Население Африки – презентация Презентация знакомит учеников на уроке географии со сведениями о населении Африки, а также классифицирует познания о религиозном, расовом, языковом составе населения африканского континента. На первых...

Урок №11 ___________________

Тема урока: Общая характеристика Африки

Цель урока: обучающая –

    изучить общие черты ЭГП и ПГП стран Африки,

    выяснить историю развития стран Африки,

    оценить природно-ресурсный потенциал и уровень развития Африканского континента в целом и отдельных государств,

    составить характеристику населения Африки вед – изучить общие сведения иуровень развития Африканского континента ;

развивающая

    развивать умение работать с картами и статистическими материалами,

    отрабатывать умение решать проблемные задачи,

    формировать у обучающихся собственные суждения по отношению к негативным социальным явлениям на основе выявленных проблем населения региона,

    способствовать развитию интереса у обучающихся к изучению данной темы через самостоятельную учебную деятельность;

воспитывающая – воспитывать политическое мировоззрение у обучающихся, толерантность, интерес к предмету.

Тип урока: изучение нового материала (технология «Создание проблемной ситуации»).

Оборудование: политическая карта мира, атлас, карта минеральных ресурсов, видеоролик, презентация, компьютер, проектор, экран

Ход урока.

    Оргмомент.

Добрый день, ребята! Сегодняшний урок я хочу начать с замечательных строк, зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут нашим девизом:

Не знаешь – узнай,

Ты сможешь – дерзай,

Не бойся тропы отвесной!

Пробуй,

Ищи,

свершай,

достигай,

Чтоб жизнь твоя стала песней!

II . Актуализация знаний и определение темы урока.

СЛАЙД 1

Учитель: мы уже изучили 2 региона. Вспомните, какие?

(предполагаемый ответ: Зарубежную Европу, Зарубежную Азию и Австралию)

Впереди нас ожидает еще много интересного, еще не изучены три региона.

Я предлагаю вашему вниманию небольшой видеофрагмент. И вы сами поймете, изучением какого региона мы займемся на ближайших уроках (просмотр видеофрагмента) (предполагаемый ответ: мы будем изучать регион Африка).

Учитель: сформулируем тему урока (предполагаемый ответ: общая характеристика Африки).

СЛАЙД 2

Итак, запишем в тетради тему урока: «Общая характеристика Африки» (запись темы на доске и в тетради).

Что вам известно из 7 класса об Африке? (произвольные ответы учащихся)

Учитель: вспомните 10 центров мирового хозяйства (Тема 4 П.3 в учебниках по ФГОС- страница 115)

Ответ уч-ся: Зарубежная Европа, Северная Америка, СНГ, Япония, Китай, Индия, Мексика, Бразилия, страны Персидского залива, страны НИС (перечисляют)

СЛАЙД 3

Есть ли такой центр в Африке?

- Учитель: итак, в Африке нет ни одного центра мирового хозяйства. Какой напрашивается вывод?

предполагаемый ответ учащихся - вывод: в Африке нет развитых стран или центров, значит все страны Африки (кроме ЮАР) развивающиеся. По всем показателям Африка заметно отстаёт от других крупных регионов и это отставание даже возрастает.

моделирование проблемной ситуации.

Учитель : обозначьте проблему, которая напрашивается из вывода (ответы учащихся)

Проблемный вопрос: почему Африка и по сей день является самым отсталым регионом мира?

Африка - это самый отсталый регион и по настоящее время. Попробуем найти причины отставания.

Учитель : чтобы решить эту проблему, необходимо вспомнить, что предопределяет уровень развития экономики любого региона, то есть, что мы должны выяснить о регионе Африка? (корректирует высказывания учеников и вывешивает план изучения материала)

СЛАЙД 4

    Природно-ресурсный потенциал

    Население

    История региона.

Исходя из плана, сформулируйте цели и задачи нашего урока?

III. Изучение нового материала.

СЛАЙД 5 (фон)

Цифры вывешиваются на доске

1.Общие черты

1) регион Африка и материк Африка + прилегающие острова – по площади занимает 1 место (30,3 млн.км 2 , для сравнения Азия 27,7 млн.км 2 , Европа – 5,4 млн. км 2) и 2 место по численности населения (1млрд. человек в 2010г, после Азии 4,1 млрд.чел).

Задание у доски для 2 человек: определить протяженность Африки с помощью градусной сетки в километрах. Ответ: протяжённость: с-ю примерно 8 тыс. км, з-в примерно 7,5 тыс.км

2) По каким критериям эти страны могут различаться между собой

(предполагаемый ответ: по площади, по численности и т.д.).

Задание: посмотрите в учебнике визитную карточку» стран и определите в Африке:

1 вариант; 3 самые большие страны по площади (ответ: Алжир, ДР Конго, Судан)

2 вариант: 3 самые большие страны по численности (ответ: Нигерия, Египет, Эфиопия)

Дополнительно: Алжир и ДР Конго входят в 10 стран – лидеров по площади

А площадь Египта, ЮАР, Алжира, Эфиопии в 2,5 раза больше S Франции (самого большого европейского государства)

2) Общее количество государств в Африке (информация у каждого на парте)

– 55 суверенных (с островами) государств,

10 владений (или зависимых территорий):

О. Св.Елены, Вознесения и Тристан – де - Кунья (Великобритания)

Британская Территория в Индийском Океане (архипелаг Чагос, метрополия Британия)

Майотта (Франция) - Реюньон (Франция) - острова Эпарсе (Франция)

Французские Южные Территории (Франция)

Сеута и Мелилья (анклавы в Марокко, метрополия Испания)

Канарские острова (Испания) - Мадейра (Португалия) - Азорские острова (Португалия)

3 самопровозглашенных непризнанных государства на месте государства Сомали: в северной части Сомалиленд, в восточной части – Паунтленд, в центральной части - Галмудуг

3) Характеристика ЭГП и ПГП Африки.

Б) Главные черты ЭГП (работа с планом описания).

Учитель: перед вами план характеристики ЭГП. Подумайте, какими чертами характеризуется ЭГП Африки (ответы учащихся).

Учитель: Выслушивая мнения учеников, конкретизирует ответы

СЛАЙД 6

1) Близость к Зарубежным Европе и Азии.

2) Положение на пересечении главных морских транспортных путей из Европы в Азию и Америку (через Суэцкий канал)

3) Приморское положение большинства стран континента.

4) Близость к рынкам сырья и сбыта продукции.

5) Возможность торговли со странами мира через два океана и Средиземное море, развитие морского транспорта

6) страны центральной части не имеют выхода к морю и находятся на расстоянии 1,5 тыс. км от берега , удалены от центров экономической мощи, таких в Африке 15 государств (приведите примеры)

7) особенности государственные границы (по ДТ- 1 стр. 298) – условны.

40% границ – не демаркированы

44% - по параллелям и меридианам

30% - по дугообразным и кривым линиям

26% - по естественным рубежам, совпадающим с этническими границами

8) Если границы государств не сформированы, то часто возникают территориальные споры (1/5 всей территории является областью территориальных споров (Например, Эфиопия и Сомали, Марокко и Западная Сахара, Чад и Ливия)

СЛАЙД 7

Учитель выделим положительные и отриц. черты, каких черт больше? Какой вывод можно сделать об ЭГП региона?

Предполагаемые ответы учащихся : в целом ЭГП Африки выгодное, способствует развитию хозяйства

ПРОЕКТОР ВЫКЛЮЧИТЬ

В) ПГП: работа с визитной карточкой учебника: все государства Р, исключение Свазиленд, Лесото, Марокко, республики в основном президентские. Однако под республиканской формой правления часто скрываются военные, диктаторские политические режимы.

Все унитарные государства, исключение составляют 4 государства (ЮАР, Федеративное государство Нигерия, Эфиопия, Коморские острова со столицей Морони).

Современная Африка представляет собой арену активной, межнациональной политической и экономической интеграции. Для решения проблем континента было создано несколько организаций:

РАЗВЕСИТЬ КАРТОЧКИ (запись в тетради расшифровок)

АфБР - Африканский банк развития

ВАС – Восточно-африканское сообщество

ЭКОЗАГ – экономическое сообщество западно-африканских государств

СОДРУЖЕСТВО, возглавляемое Великобританией

ОАЕ – организация Африканского единства, в которое входит 53 государства (образовано в 1963 году) , оно преобразовано в 2002г. в Африканский Союз.

4. Природные условия и ресурсы (составление таблицы и самостоятельная работа детей).

1 пара – изучает минеральные ресурсы (работа с текстом стр. 287, приложение таблица 3, 4, 5 стр.403, дополнительный текст 2 стр.298)

2 пара – земельные ресурсы (работа с текстом стр.287, таблица 6 стр.404, атлас)

3 пара – агроклиматические ресурсы (работа с текстом стр.287)

4 пара – лесные ресурсы (работа с текстом стр.287, приложение таблица 8 стр.405)

5 пара – гидроэнергетические ресурсы (работа с текстом, приложение таблица 7, дополнительный текст 3 стр.298).

6 пара – водные ресурсы

7 пара – рекреационный ресурсы

Предполагаемые ответы.

Минеральные ресурсы. Африка занимает 1 место по запасам марганцевых, хромитовых, алюминиевых руд, золота, серебра, платины и фосфоритов.

Всё сырьё добывается почти открытым способом. Самая богатая полезными ископаемыми страна Африки - это ЮАР. В ней есть все полезные ископаемые, за искл. нефти, природного газа, бокситов. Особенно велики запасы платины, золота, алмазов

Первый алмаз в Южной Африке был найден в 1869г. Через год здесь был основан город Кимберли, по названию которого коренная алмазоносная порода стала называться кимберлитом. Содержание алмазов в кимберлитах очень низкое – не более чем 0,0000073%, что эквивалентно 0,2г или 1 карату, на каждые 3т кимберлитов.

Земельные ресурсы – на 1 человека в Африке больше, чем в ю-в Азии, но обрабатывается всего 1/5 площади. Земли быстро деградирует.

1/3 – всей засушливой земли ми в Африке

2/5 земли подвергается опустыниванию.

Агроклиматические ресурсы.

Ресурсов тепла в изобилии, известно, что Африка – самый жаркий материк, т.к. пересекается экватором и тропиками, и расположена в основном в экваториальных и тропических широтах.

Водных ресурсов недостаточно во всех широтах, кроме экваториальных, Крупные реки Конго, Нил и др. размещены неравномерно по территории. Искусственное орошение составляет 4-5% земель. В экваториальном поясе наоборот избыток увлажнения.

Река Конго богата гидроэнергией. Её падение – 275 метров, в нижнем течении 32 водопада. Здесь можно построить ГЭС мощностью 80млн. кВт = мощности всех ГЭС США.

Лесные ресурсы

По площади лесов уступает Африка Латинской Америке, но показатель лесистости ещё ниже.

Рекреационными ресурсами обеспечена: пирамиды, национальные парки, природа

Вывод : природные ресурсы есть, но размещены неравномерно по территории материка.

3. Население Африки (работа со статистическим материалом)

СЛАЙД 8

Мы выяснили обеспеченность природными ресурсами региона.

Но ведь главное богатство любого региона – люди. Африка занимает второе место в мире по численности населения после Азии. Давайте выполним следующую задачу: изучим население региона (работа в группах)

Выполните задания, воспользовавшись текстом и картами

1ряд Особенности воспроизводства населения.

2 ряд Состав населения

3 ряд Размещение населения

ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР

    группа.

СЛАЙД 9

Численность населения на 2010г 1 млрд.чел. Воспроизводство населения характеризуется следующими чертами.

Рождаемость очень высокая (Нигер, Чад, Ангола, Сомали, Мали с Р=45-50 чел/на 1000 жителей); Кения 42 чел/на 1000 жителей

Лозунг: «Не иметь денег – беда,

Но не иметь детей – значит быть бедняком вдвойне».

Смертность и заболеваемость высокие, низкая продолжительность жизни. Средняя продолжительность жизни у женщин -56 года, у мужчин -54 год,

ЕП (стр 63, карта) 37-15=22 – высокий не смотря на высокую смертность. Страны – 2 типа воспроизводства

СЛАЙД 10

Этнический состав отличается большой пестротой. Здесь выделяется более 300 этносов. В Северной Африке сложились крупные нации, но большинство находятся на уровне народностей: сохраняются и пережитки родоплеменного строя. Отсюда, этнополитические конфликты – в Судане, Кении, Демократической республике Конго, Нигерии, Анголе, зачастую приобретают характер геноцида.

Геноцид (запись в тетрадь) – истребление целых групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам.

Пример. В 1994г. между племенами тутси и хуту возник конфликт в густонаселённой Руанде. В результате погибло около 1 млн. человек, 2млн. – бежали в соседние страны.

В целом на Африку приходится половина всех беженцев. И такой вид миграций всегда приводит к вспышкам голода, эпидемий, увеличивают младенческую и общую смертность.

Наследием прошлого являются государственные языки – стран метрополий: в 11 странах английский, в 17 – французский, в 5- португальский.

СЛАЙД 11

Размещение населения: ср. плотность 34 чел/км 2 , это меньше, чем в Европе. Население размещено неравномерно (в долине Нила -1700 чел/км 2 , а в пустыне – 1)

Урбанизация по карте на стр.77, крупные агломерации (стр.76)

В Тропической Африке: Бурунди – столица Бужумбуре -100% гор. нас.

Гвинея – столица Конакри – 81% гор. нас.

Главные черты урбанизации Африки: низкий показатель, но самые высокие в мире темпы урбанизации: население городов удваивается каждые 10 лет

Вывод: с демографическим взрывом в Африке связаны проблемы(экологические проблемы, избыток детей по отношению к трудоспособному населении, проблема занятости, проблема здоровья, «городской взрыв».

Но, несмотря на масштабы «городского взрыва», 2/3 африканцев еще живет в сельской местности.

СЛАЙД 12

Учитель: Подведем итог: О чем свидетельствуют данные о населении Африки?

3) Общие черты исторического развития (сообщение учащегося)

Предполагаемое сообщение: исторический путь большей части африканских государств прошел через три этапа:

1) Европейская колонизация.

2) Национально-освободительные движения.

Колонизация африканских земель европейцами проходила по-разному в северной и южной части материка. Так, если Северная Африка без особых трудностей была полностью поделена между колонизаторами на протяжении XIX века, то завоевание южной и центральной части континента проходило медленнее и труднее. Причиной этому было полное отсутствие инфраструктуры на этих территориях, а также различные опасные тропические заболевания. Так или иначе, но к началу ХХ века в Африке было лишь два независимых государства: Эфиопия и Либерия (как колонии каторжников). Все остальные страны контролировались европейскими метрополиями: Францией, Италией, Германией, Португалией и Британией. Разные страны Африки по-разному переживали период деколонизации, который начался в 20-х годах и закончился уже в конце ХХ столетия. И если в Северной Африке национально-освободительные движения были более успешными, то в Южной – они носили характер отдельных ситуаций. Первой обрела независимость Ливия в 1951 году. А кульминационным для деколонизации континента стал 1961 год, который историки прозвали "годом Африки". В этом году целых 17 стран материка стали независимыми.

Последним государством, ставшим независимым, была Намибия, которая освободилась от Германии в 1990г.

Но еще позже. Эритрея в 1993г (с 1950г она была в составе Эфиопии)

Южный Судан в 2011г в результате референдума выделился из состава республики Судан.

В чем особенность развития страны – колонии?

Мы изучили все пункты нашего плана (показать план), и теперь вспомните, какую проблему мы обозначили в начале урока. Объясните, какая же главная причина отсталости региона?

Какую проблему мы решали на уроке?

Какими путями мы ее решали? Какой материал изучили?

Попробуйте самостоятельно сформулировать решение проблемы?

Какая цель стояла перед нами в начале урока?

Достигли мы намеченной цели?

IV . Задание на дом

СЛАЙД 13.

Тема 8 П.1 стр. 286-290 до хозяйства.

Зад 2 стр. 300

по желанию: составить кроссворд

V . Закрепление изученного материала.

Выполнение тестовых заданий (7 вопросов), предлагаемых на экране в виде слайдов

СЛАЙД 14-20

VI . Этап подведения итогов занятия

Учитель: скажите, помог ли вам сегодняшний урок приобрести новые знания, вспомнить знания, полученные в 7 классе? (ответы учащихся)

VII . Этап рефлексии.

Можете ли высказать, что на каком-то этапе вы летали? Или может быть, наоборот, чувствовали себя неуверенно?

За часом час уходит прочь,

Мелькает свет и тень.

Звезда над речкой – значит, ночь.

А солнце – значит, день.