Болезни Военный билет Призыв

Упражнение моторчик. Упражнения артикуляционной гимнастики для звука «Р. Вместе – мы сила


Для произнесения звуков «Р, Рь» необходима сложная работа всех мышц языка. При произнесении звука «Р» рот открыт, кончик языка и его передняя часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов, напряжены; кончик языка неплотно прилегает к верхним альвеолам и вибрирует в проходящей воздушной струе. Выдыхаемая струя воздуха проходит по середине языка. Струя должна быть сильной, направленной.

Мягкий звук «Рь отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, кончик языка находится несколько ниже, чем при произнесении звука „Р“.

Артикуляционные упражнения

Лопатка

Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «Ф», сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы произносили звук «Ф», а не звук «Х», т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Почистим зубы


Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем от кончиков зубов к корням. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Забиваем гвозди

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Открыть рот, кончиком языка стучать у основания верхних зубов под счет от 1 до 10.

Следить, чтобы кончик языка не высовывался из-за верхних зубов.

Качели

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык поднимается за верхние зубы, затем опускается за нижние зубы. Следить, чтобы язык не сужался, губы и челюсть не двигались, зубы не прикусывают язык.

Маляр

Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.

Губы и нижняя челюсть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Барабанщик

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх. Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук: Д-Д-Д… Сначала звук «Д» произносить медленно, постепенно убыстрять темп. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук «Д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя.


Вкусное варенье

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, она должна быть неподвижной. Язык должен быть широким.

Фокус

Цель : вырабатывать подъем языка вверх, умение направлять воздушную струю посередине языка. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, по которой идет воздушная струя.

Грибок

Цель : растягивать подъязычную связку. Присосать язык всей поверхностью к небу и широко открыть рот. Язык должен быть весь прижат к небу, а не кончиком языка. Язык не отрывается от неба, когда открывается рот.

Гармошка

Цель: растягивать подъязычную связку. Присосать язык всей поверхностью к небу, открывать - закрывать рот. Язык не отрывать от неба, когда рот открывается. Язык прижат к небу всей поверхностью, а не только кончиком.

Пощелкать кончиком языка

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка, умение управлять кончиком языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрывать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.


Лошадка

Цель : укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка. Рот открыт, губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.


Автомат

Цель : вырабатывать подъем языка, гибкость и подвижность кончика языка. Рот открыт, губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук т-т-т - сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, кончик языка не подворачивался.

Индюк

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать ее. Сначала делать медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, получится бл-бл-бл… (как индюк болбочет). Следить, чтобы кончик языка был широким и не сужался. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Звук «р» по праву считается самым сложным в русском языке. Как правило, дети учатся верно произносить его в последнюю очередь. Для более быстрого обучения пригодится комплекс упражнений, названный артикуляционной гимнастикой. Артикуляционная гимнастика для звука «р» в большинстве случаев сводится к одной единственной цели – разминка и укрепление нужных мышц языка для правильной артикуляции. Такой гимнастикой можно заниматься дома, если знать правильные упражнения и выполнять их регулярно.

Перед любой артикуляционной гимнастикой, в первую очередь следует узнать какой должна быть правильная постановка органов речи для корректного произношения нужного звука.

Чтобы правильно произнести звук «р», необходимо верно разместить язык. Он должен быть поднят к небу. Здесь важно понимать, что просто поднять язык к небу недостаточно, он должен правильно располагаться. Его кончик должен упираться в альвеолы, которые находятся за верхними резцами, а боковые стороны соприкасаться с коренными зубами верхней челюсти. При этом передняя часть языка слегка прогибается. Струя воздуха проходит через весь язык, заставляя его кончик вибрировать. Данный звук – это не что иное, как вибрация.

Причины проблем с произношением «р»

Перед тем как приступить к гимнастике, важно указать причины, по которым люди испытывают затруднения при произношении звука «р».

  • Самая распространенная причина заключается в том, что некоторые люди банально не поднимают язык наверх. В данном случае необходимо укрепить кончик языка. Сделать это можно при помощи обычного носового платка. Указательный и большой палец обволакивается платком и далее можно приступить к массированию кончика, путем перетирания.

Также эффективно помогает покусывание. Покусывать следует вдоль всей длины, начиная с кончика, а затем протискивать его через зубы, чтобы размять мышцы. Данные упражнения являются отличной разминкой, перед тем как начать артикуляционные упражнения для звука «р».

  • Одна из причин, по которой некоторые люди не могут «рычать», является проблема с уздечкой. Уздечку хорошо видно, когда язык присасывают к небу, как будто пытаются цокнуть. Губы в таком положении максимально разомкнуты и принимают форму широкой улыбки. Когда рот закрыт, уздечка работать не будет. Очень часто, таким людям советуют обратиться к ортодонту, чтобы подрезать уздечку. В этом нет необходимости, более того, подрезать уздечку не рекомендуется. Уздечку можно растянуть при помощи различных упражнений.

Какие упражнения можно применять? Можно цокать, при этом важно, чтобы рот был широко открыт. Данную процедуру рекомендуется выполнять максимально медленно. Существуют и другие упражнения, которые способствуют растяжке уздечки, которые будут описаны ниже.

  • Звук «р» может произноситься некоторыми людьми некорректно из-за неправильного прикуса, когда нижняя челюсть превалирует перед верхней.

Бывают более серьезные причины, из-за которых очень трудно поставить этот звук. Поэтому лучше обратиться к специалисту за консультацией. Начинать комплекс артикуляционной гимнастики для звука «р» необходимо после того как причина проблемы была установлена.

Основные артикуляционные упражнения

«Орешек» (или «конфетка»)

В данном упражнении роли орешка или конфетки выступает язык. Он упирается в щеку и его необходимо как бы вытолкнуть рукой, нажимая на щеку. Данное упражнение укрепляет мышцы и стимулирует кровообращение.

«Колечко»

Указательный и большой палец необходимо сложить в форме колечка небольшого диаметра и проталкивать в это колечко язык. Чем уже колечка, тем эффективнее упражнение. После упражнения язык необходимо расслабить, высунув его изо рта и свесить вниз.

«Косточка»

Артикуляционная гимнастика для звука «р» в данном упражнении выполняется при помощи счетной палочки, которая выполняет роль косточки. Ее необходимо разместить за верхними резцами и прижать языком. Мысленно досчитав до 10-20, косточку можно убирать.

Далее, необходимо проделать то же самое, но на этот раз, косточка помещается на нижние резцы. Очень важно, чтобы при выполнении данного упражнения, рот был максимально открыт. Чем дольше выполняется упражнение, тем толще должна быть косточка. Многие предпочитают со счетной палочки, переходить на карандаш или ручку.

«Гармошка»

Язык упирается в небо, после чего нужно закрывать и открывать рот. Для усиления эффекта, можно двигать челюстью из стороны в сторону. (Упражнение для уздечки).

Необходимо открыть рот и положить язык на нижнюю губу, придав ему форму чашечки. Многие испытывают затруднение, выполняя данную процедуру, потому что не могут расслабить язык. Достаточно просто пошлепать его верхней губой. Чтобы было проще понять, как именно это сделать, положите язык на нижнюю губу в форме чашечки и проговорите «пя, пя, пя!» Затем рекомендуется мысленно досчитать до десяти и подержать язык расслабленным.

«Налей в чашечку воды»

Данное упражнение поможет тем людям, которые не могут придать языку форму чашечки. В шприц набирается вода, после чего необходимо капнуть немного воды на язык и попытаться ее удержать.

Зачастую, форма чашечки автоматически будет достигнута. Все вышеперечисленные упражнения лучше выполнять перед зеркалом, чтобы больше понимать насколько хорошо они получаются.

«Фокус» (или «парашютик»)

Немаловажную роль в произношении играет дыхание. Проблема многих людей заключается в том, что они просто не умеют дуть на язык. Многие вдыхают воздух носом и пытаясь произнести звук «р» выдыхают воздух через нос, что и является причиной некорректного произношения. Какое упражнение поможет решить данную проблему?

Упражнение очень простое, но крайне эффективное. На кончик носа кладется небольшой кусочек ватки, затем язык нужно сложить в форме чашечки таким образом, что при выдохе сдуть ватку с носа.

Постановка звука «р» в домашних условиях

Наиболее правильное положение для постановки звука «р», является положение лежа. Почему положение лежа? Когда человек лежит на спине все мышцы, включая шейные, находятся в расслабленном состоянии. Поэтому поднимая язык к небу в положении лежа, он легче чувствуется.

Постановка, выполняется от протяжного звука «д», при помощи обычной соски. Соска позволяет выполнять упражнение более комфортно и способствует устранению болевых ощущений, которые могут возникать.

Упражнение «Завести моторчик»

На указательный палец надевается соска, язык ставится в правильное положение, которое было описано ранее, рот широко открыт и, при выдохе, во время проговаривания многократного звука «д» водим указательным пальцем по языку. Произношение звука «р» возникнет автоматически. Палец создаст необходимую вибрацию. Вот почему это упражнение называется «завести моторчик». Возможные ошибки, которые могут быть допущены:

  • Неправильное положение губ;
  • Язык должен плотно прилегать к альвеолам;
  • Следует тщательно зафиксировать правильное положение, чтобы язык не болтался из стороны в сторону;
  • Выдыхать необходимо со всей силы.

Упражнение «Ракета»

Широко открыть рот и зафиксировать вышеуказанное правильное положение языка. Затем большими пальцами прижимаем края и резко выдыхаем через рот.

После выполнения вышеописанных упражнений. Можно закрепить свои успехи. Отличным решением, для закрепления гимнастики, будет практика на песенках. Следует выбирать такие песни, которые содержат большое количество слов, ориентированных на звук «р». Также можно проговаривать ряд слов, содержащих в себе букву «р».

Максимальная эффективность всех упражнений достигается путем их систематического повторения. Артикуляционная гимнастика для постановки звука «р» может выполняться в домашних условиях. Однако не стоит отказываться от помощи специалистов, которые обладают необходимым опытом и помогут избавиться от проблем с произношением звука «р» более эффективно.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.


1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Звук «Р» – это один из самых сложных звуков в русском языке. Если малыш его вообще не произносит, то «поставить» этот звук будет гораздо проще, чем исправлять картавость.

Речевой аппарат готов к произношению звука «Р» ориентировочно в 5−6 лет. Поэтому до этого возраста, если ребенок не начал произносить «Р» самостоятельно, не форсируйте события. Ни в коем случае не приставайте к ребенку со словами: «Скажи Р-Р-Р!» Малыш постарается выполнить вашу просьбу, а поскольку его речевой аппарат еще не готов к произношению данного звука, то он получится неправильный. Ребенок запомнит эту артикуляцию и дальше будет произносить «Р» именно так.

Последнее время все больше встречатся детей с речевыми нарушениями. Логопед нужен практически каждому второму ребенку. С чем же это связано? С экологией? Вообще, да. С ее ухудшением с каждым годом рождается все больше слабеньких детей. Плохо развивается у них и речевой аппарат. Но, оказывается, есть и другая причина, по которой современные дети начинают говорить позже, чем мы и наши родители в своем детстве. Выяснилось, что большое значение имеет то, чем вы ребенка кормите.

В последнее время педиатры пришли к выводу, что прикорм грудничкам надо вводить с шести месяцев, чтобы не испортить им животики. А вот раньше детей переводили на новое питание с трех месяцев. Пищеварению это, как позже выяснилось, вредило, а вот гимнастика для артикуляционного аппарата была отменная. Ребенок с раннего возраста учился жевать и, соответственно, быстрее был готов заговорить.

Баю-бай! Почему малыш не спит?

  • Подробнее

Что же делать в таком случае? Не кормите детей исключительно протертыми кашами! Когда вводите прикорм, поскорее учите его жевать, давайте твердую пищу – пусть почаще грызет морковку, яблоко.

Кстати, наблюдения специалистов привели к выводу, что у детей, которые находились на грудном вскармливании, речевой аппарат более подготовлен к речевой деятельности, чем у «искусственников». А все потому, что сосать грудь – это труд и, соответственно, хорошая зарядка для ротика малыша.

Если ребенку уже исполнилось шесть лет, а звука «Р» так и нет, то обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, вам достаточно будет в течение какого-то времени выполнять ряд артикуляционных упражнений, чтобы «завести моторчик». А может быть, выяснится, что у ребенка короткая уздечка, которая и не дает произнести звук «Р». В таком случае логопед либо поможет растянуть ее, либо посоветует посетить хирурга, чтобы надсечь уздечку. Процедура довольно простая, поэтому не стоит ее бояться.

Самое главное – внимательно следите за речью своего ребенка. При обнаружении дефектов как можно раньше обращайтесь к специалистам. Став взрослыми, ваши дети будут благодарны вам за то, что вы постарались сделать их речь чистой.

На заметку! Вот одно из самых эффективных упражнений для постановки звука «Р»:

Называется оно «Заведи моторчик» . Для звука Р характерна вибрация языка. Добиться ее проще, используя механический способ. Для этого вам понадобится ватная или коктейльная палочка (не остарая), но можно выполнять это упражнение и при помощи пальца (но прежде, конечно же, не забудьте хорошенько вымыть руки!).

Попросите ребенка сделать язык широким и поднять его за верхние зубы. Малыш должен многократно произносить звук «Д». Получается это так - ддддддддддд. Вы в это время палочкой, либо пальцем производите частые колебательные движения справа налево по небу возле кончика языка. При этом звук ддддддд «превращается» в звук ррррррр. Регулярно проводя такое упражнение, артикуляционный аппарат ребенка учится и запоминает, как нужно произносить звук «Р».

Это упражнение ребенок может выполнять самостоятельно при помощи пальца.

Исправление картавости требует высокой мотивации и упорства. Но если есть огромное желание научиться правильно выговаривать все звуки, то остается систематично и регулярно выполнять довольно несложные упражнения.

Как перестать картавить вашему ребенку?

Любые занятия с детьми желательно проводить в игровой форме, а исправление картавости тем более. При этом ребенок сам должен осознать, что он желает добиться результата правильного произношения.

Упражнение «Пчелка»

Попросите ребенка сделать широкий язык и поднять кверху, при этом его кончик разместить за верхними зубами. Пусть малыш произнесет звук «зж», который должен напоминать ему о жужжании. Вы должны услышать [ж] с призвуком [з] или [з] с призвуком [ж].

Упражнение «Ветерок»

Попросите чадо расположить голову у вас на коленях и присосать к нёбу язык. Указательным и большим, обязательно чистыми, пальцами приложите его края к небу, при этом кончик языка должен остаться свободным. Когда ребенок сделает это, пусть подует на язык с силой. В это время должна возникнуть вибрация.

Упражнение «Моторчик»

Будет у вашего ребенка исправлена картавость или нет, зависит от регулярного и правильного выполнения этого упражнения. Попросите малыша напрячь язык и сделать его широким. Теперь своим указательным пальцем или пальцем ребенка попробуйте «завести» его язык. Аккуратно вставьте палец под кончик языка и проделайте довольно быстрые движения с одной стороны в другую. Поясните ребенку, что во время этого упражнения его язык не должен сдвигаться с места, а наоборот, быть подобно струне от гитары, напряженным.

Можете объяснить малышу, что это своего рода маленький моторчик, который необходимо завести. Пусть он потренируется вызвать вибрацию языка. Через некоторое время после выполнения этого упражнения ребенок может попробовать убирать палец, пытаясь продолжать тянуть звук [р]. Если это занятие будет происходить регулярно, малыш сможет без помощи пальца произносить этот звук. Как перестать картавить, если на протяжении долгого времени не появляется вибрация языка без участия пальца? Попробуйте перейти к произношению слов, которые имеют звук [р].

Как перестать картавить взрослому человеку?

Речевой аппарат у взрослого уже сформировался и по привычке звуки произносятся с ошибками, поэтому нужно будет проявить огромную силу воли. Но не забывайте о том, что картавость у взрослых - это поправимое дело.

Некоторые упражнения для взрослых людей

1. Без остановок, медленно, на протяжении двух минут повторяйте «тэ-лэ-дэ». Потом произносите их в течение пяти минут, но темп сделайте еще быстрее. Когда вы произносите звук «лэ», кончик языка должен быть за верхними зубами у бугорков. Именно благодаря этому звуку у вас через время начнет получаться выговаривать [р].

2. Теперь другое сочетание: «дэ-тэ-дэ». Первый звук «дэ» скажите так, как вы всегда его произносите. А второй выговорите таким образом, чтобы ваш кончик языка был над передними верхними зубами, на бугорках. Сочетание звуков следует произносить медленно, но без пауз, в течение семи минут. Позже старайтесь делать это в ускоренном темпе. Со временем у вас получится четкий [р].

3. Постоянно отрабатывайте произношение всех слов, которые имеют звук [р]. Следующие повторите десять раз: борт, вражда, сорт, смрад, привет, радость, трешка, страх, трамвай, радуга, стрижка, стружка, стройка, метро, хитро, мудро, ведро, тромб, бедро, трос, троллейбус, дрова, тролль, дрофа, дрожь, дрот, дроссель, дротик, дробь.

Регулярность - залог успеха

Делайте эти упражнения регулярно несколько раз в день - и тогда вы обязательно достигнете желаемого результата и забудете, как вы постоянно изводили себя вопросом о том, как перестать картавить.