Болезни Военный билет Призыв

Учитель - определение и значение профессии. Сочинения на тему "Кто такие учителя?". Профессия учитель

Учитель… Как много в этом слове чувств, эмоций, мыслей. Кто такой учитель?! Это прежде всего человек. Человек, ведущий за собой в мир знаний, понимающий ранимую детскую душу.

Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных. А в наши дни она еще и самая сложная. Можно сказать, что учитель создает будущее своими руками, так как от его труда зависит формирование убеждений, мировоззрения, нравственных качеств подрастающего поколения. Успех педагогической деятельности заключается в мастерстве педагога, то есть в высоком и постоянно совершенствуемом искусстве воспитания и обучения, доступном каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей.

В век современных технологий невозможно достичь успеха без применения качественно новых технологий, в первую очередь компьютера. « Не ждать, а действовать!»- этот девиз стал основой действительности тех учителей, которые реально оценивают задачу дня, внедряя опыт компьютеризации процесса образования учащихся.

Я с гордостью могу сказать, что в нашей школе работают поистине знающие свое дело учителя. Их жизнь не стоит на месте, они постоянно находятся в творческом поиске, ведь у них есть вечный двигатель-дети. Мне посчастливилось встретить такого человека.

Я засмотрелась на нее,

Она по классу шла в молчании

И что-то думала свое,

А класс застыл весь в ожидании….

Мой любимый учитель…. Я пишу эти строки с замиранием сердца. В памяти встает образ мягкой, добросердечной, выдержанной женщины. Когда она входила в класс, все замирали, замирали не от страха, а от уважения и восхищения. Невысокого роста,с гладко зачесанными назад волосами и легкой поступью. Надежда Николаевна Ильичева – это педагог с большой буквы. У нее есть своя неповторимая черта, путь обучения, характер и отношение к людям. Для нее работа – призвание. Она дала неоценимо дорогие знания, научила по- другому относиться ко всему, что нас окружает.

Я часто вижу, как домой

Из школы вечером идет

И как всегда портфельчик свой

С ребячьими тетрадками несет.

Я часто вижу свет в ее окне,

Когда она, склонившись над тетрадями,

Не станет думать о себе

И позабудет о наградах.

На ее уроках математики ученики с удовольствием получали ценные знания, не прогуливали уроки и не озорничали. И всего этого ей удавалось добиться с помощью только одного средства- слова. Это удается далеко не всем и не всегда.

Я уверена, что все ученики, когда-либо учившиеся у нее,любят, помнят и уважают этого замечательного и искреннего человека. А я могу только благодарить судьбу Что на моем пути встретился именно такой учитель.

А сегодня учитель-я. Но образцом для подражания является именно она. Для меня она- герой повести М. Горького -Данко. отдававшая свое сердце детям. Она жила их успехами, неудачами. Помогала в трудную минуту и словом,и делом. И мне хотелось бы, чтобы и мои ученики вспоминали обо мне с таким же трепетным чувством.


Вопрос о том, кто такой настоящий учитель, очень часто поднимается людьми современного общества, и его можно назвать скорее философским, чем предметным. На самом деле очень тяжело дать слову «учитель» краткое определение, ведь люди этой профессии занимают одну из самых важных ниш социума.

Сочинение-размышление "Настоящий учитель"

"В определение слова "учитель" чаще всего вкладывают следующее - это человек, который обучает других людей каким-либо научным дисциплинам или навыкам. Но на самом деле задача настоящего педагога заключается не просто в передаче накопленного человечеством опыта. Главная цель любого учителя - это воспитать в каждом обучаемом желание учиться, развивать в себе таланты и стремиться достигать успехов не только в рамках изучаемых дисциплин, но и в жизни.

Справиться с такой глобальной задачей получается не у каждого преподавателя, так как область педагогики очень тяжела и требует постоянной отдачи, физической и эмоциональной. Случается, что у человека может просто не хватить жизненной энергии для того, чтобы заниматься воспитанием десятков, а то и сотен человек.

Из этого можно сделать вывод, что настоящий учитель - человек, который постоянно отдает всего себя, свое время и силы для того, чтобы зарождать в других желание получать знания и изведывать этот мир".

Учитель: определение и значение профессии

"К. Ушинский писал, что в процессе воспитания абсолютно все должно основываться на личности преподавателя, так как сила воспитания может изливаться лишь из живого человеческого, личностного источника. Исходя из слов русского основоположника научной педагогики, можно сделать вывод, что учитель должен от природы иметь большой запас внутренней энергии, харизмы и способности увлечь своих учеников, чтобы раскрыть в них потенциал. Можно дать и еще одно аллегоричное определение: учитель - это скульптор, который должен сотворить шедевр из неподатливого материала.

Воспитывать людей, учить их чему-то новому - это крайне тяжело, ведь здесь нужны настойчивость и душевная широта, которая позволит увидеть в человеке индивидуальность и раскрыть в нем его таланты, о которых сам человек может даже и не догадываться. В целом эта великая профессия олицетворяет благородство и гуманность. И именно таким должен быть педагог, так как эгоистичная, жестокая и властная натура никогда не сможет стать хорошим учителем.

В определение «учитель» каждый вкладывает что-то свое, отталкиваясь от пережитого опыта, так как для кого-то и воспитатель, а для кого-то - тиран и деспот. Люди, взявшие на себя должны соответствовать требованиям этой профессии, быть человеколюбивыми, честными, открытыми и постоянно вести над собой работу по внутреннему самосовершенствованию".

Значение учителей в жизни каждого человека

"Учителя - это люди, без которых невозможно представить жизнь общества. Испокон веков преподаватели передают тысячелетний опыт человечества новым людям, открывая при этом пугающий занавес таинственности. Человек, который не обладает определенным набором знаний, - это потерянная личность, которой овладевает страх. Именно учителя избавляют неокрепшие умы от боязни перед новыми вещами.

Но, помимо знаний, которые передают педагоги, они также обучают еще несформировавшихся личностей важным вещам - чувству ответственности, долга, умению ставить на первый план коллективные интересы. Ноша преподавателя очень тяжела, и справиться с ней может только человек с добрым и искренним сердцем.

Подводя итог, можно сказать, что в каждом человеке бьется частичка сердца того учителя, который смог научить его любви, терпению и усердию. Поэтому учителя - это незаменимые люди, благодаря которым человек не только становится умнее, но и происходит формирование его как личности".

Люди, призванные быть учителями

"Каждый выбирает для себя свой путь, но те люди, которые решают стать учителями, - это уже смелые личности, взявшие на себя груз ответственности, который им придется пронести по жизни. Этот груз заключается в способности не просто обучить своих учеников, но воспитать в них честных и порядочных людей для блага всего общества.

Часто случается, что ученики не могут вовремя оценить своих педагогов по достоинству, они противятся их наставлениям, пытаются доказать, что и сами могут все. Но спустя долгие годы каждый вспоминает учителей и мысленно преклоняется перед ними, ведь тот вклад, который они делают в образование для нас и ради нас - это несопоставимо ни с какими материальными благами.

Настоящие педагоги, которые выбрали путь быть путеводной звездой для неокрепших умов, - это настоящие герои, которых много в обществе. Благодаря учителям цивилизованное общество еще существует и развивается".

Мы живём в удивительное время: мир вокруг нас очень быстро меняется практически до неузнаваемости. Поэтому учитель, работающий с подрастающим поколением, должен быть готов:

  • Меняться. Это самое сложное, но необходимое условие существования полноценной личности.
  • Признавать свои ошибки. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Учитель к таким точно не относится.
  • Развиваться. Если раньше картина мира не менялась на протяжении жизни нескольких поколений, то теперь всё развивается настолько стремительно, что, как говорила Чёрная Королева в «Алисе в Зазеркалье», для того, чтобы остаться на месте, нужно «бежать со всех ног».

Преподаватель также должен понимать, чем живут современные ученики. Можно не любить Фейса или Ивангая, но не знать, кто эти люди, - значит отстать от жизни.

Кроме того, преподавателю следует помнить, что современные дети - другие. Они живут в , у них нет культа взрослого человека. Вот какими качествами должен обладать современный учитель, чтобы приносить пользу и получать удовольствие от результатов своего труда.

1. Уважение к детям

Обычно говорят: «Учитель должен любить детей». Но такая формулировка слишком абстрактна и неизбежно становится поводом для спекуляций. Любовь уж очень многогранна. Это и попустительство, и, наоборот, муштра («Бьёт - значит любит). Непонятно. А вот с уважением всё намного проще.

Уважать ученика - значит видеть в нём субъекта, а не чистый лист.

2. Толерантность

Все люди разные. Иногда человек раздражает нас только потому, что он другой: не так кепку надел, не так смотрит. Но стоит ли уделять этому внимание, если он ведёт себя естественно и не нарушает нормы морали? То же самое можно сказать и о праве человека на собственное мнение.

Если речь идёт о вопросах, на которые нельзя дать единственно правильный ответ, то не следует сразу отметать оригинальные и неожиданные предложения. Они могут быть более подходящими, чем стандартные. Дети не так испорчены , как взрослые, и могут мыслить свободно.

Признайте за учеником право быть другим. И, возможно, вы вырастите нового Эйнштейна.

3. Понимание того, что учитель оказывает услугу

Почему-то этот пункт больше всего возмущает преподавателей и многих родителей. Возможно, дело в авторитете. Учитель - это звучит гордо, а услуги оказывают парикмахеры и грузчики. Несолидно!

4. Готовность завоёвывать авторитет реальными вещами

Пугать бесполезно. Нынешние дети не испытывают страх перед тем, чего боятся люди, пережившие «совок».

5. Чувство границы

Это касается как психологических границ («не лезть в душу»), так и собственных знаний. Ведь дети в некоторых сферах компетентнее учителей.

6. Понимание своей миссии

Учитель должен давать только полезные знания, которые нельзя просто нагуглить (а если можно, то учитель, скорее всего, напрасно тратит время).

7. Самокритичность

Если учитель будет анализировать свою деятельность и думать о том, как сделать её лучше, то он добьётся многого. Все ошибаются. В том числе и крутые взрослые дяди и тёти. И чем раньше это осознают дети, тем лучше.

8. Самоирония

Способность быть несерьёзным и шутить над собой - необходимая составляющая того, что называют стрессоустойчивостью. И просто отличное качество для жизни в .

Самоирония позволяет разрядить обстановку, отвлечься и перейти к решению сложных вопросов.

Конечно, всё это труднодостижимо в условиях, когда на образование выделяются копейки. К сожалению, у школ часто нет выбора, и они вынуждены брать кого придётся. Тем не менее следует стремиться к идеалу.

А что думаете вы? Каким должен быть современный учитель? Пишите в комментариях.

Имя: Алексей Учитель (Alexey Uchitel)

Возраст: 67 лет

Рост: 170

Деятельность: режиссёр

Семейное положение: Женат

Алексей Учитель: биография

Режиссер Алексей Учитель снял не один фильм, отмеченный призами и зрительской симпатией. Однако он до сих пор человек сомневающийся, только на площадке это не заметно.

«Человек, который считает себя в буквальном смысле гением, на этом заканчивается, поэтому у меня всегда есть сомнения в себе и том, что я делаю, причем на любом этапе работы над картиной».

Щепетильность Учителя в подборе исполнителей главных ролей сравнивают с болезнью – требуется стопроцентное, идеальное попадание. Если этого не происходит, кастинг будет продолжаться даже тогда, когда начнутся съемки. В команде Алексей слывет деспотом, не прощает ни малейшей мелочи, хотя признает, что позволяет себе вспылить только с близкими людьми, а потом старается загладить вину.

Детство и юность

Алексей Ефимович Учитель родился 31 августа 1951 года в Ленинграде. Его отец Ефим Юлиевич – выдающийся советский режиссёр-документалист, лауреат Сталинской премии. Он прославился циклом документальных фильмов, посвящённых героической борьбе жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.


Будущий режиссёр многому научился у отца, ведь Ефим Юлиевич с малых лет брал сына на съёмки. В детстве Алексей Учитель посещал творческие мастерские при Дворце пионеров, где сначала изучал кинематограф, а впоследствии переключился на фотографию. Вопрос выбора профессии никогда не стоял перед Алексеем: он с детства знал, что будет режиссёром, как отец.

После школы Учитель-младший отправляется в Москву поступать во ВГИК, но не на факультет режиссуры, а на операторский. На этом настоял отец, убеждённый в том, что для закладки фундамента мастерства кинорежиссёра необходимо сначала побывать в роли оператора, чтобы лучше понимать визуальную составляющую профессии. Позже Алексей Учитель с благодарностью вспоминал ценную рекомендацию отца.


Первая попытка поступления оказалась неудачной – Алексея не приняли, несмотря на высокие оценки на экзаменах и известную в кинематографических кругах фамилию. Заведующий кафедрой документального кинематографа ВГИКа на собеседовании порекомендовал Алексею сначала получить опыт армейской службы, после которой обещал принять его без экзаменов.

К счастью, Алексей Учитель не послушался этого совета и следующий год проработал ассистентом оператора на студии документальных фильмов. Режиссёр вспоминает, что для успешного результата требовалось сдать 8 экзаменов, из которых 7 – на пятёрки и лишь 1 – на четыре. Такие строгие правила были обусловлены огромным конкурсом, который составлял 300 человек на место. Тем не менее, в 1969 году Алексей Учитель сдал экзамены и был зачислен во ВГИК.

Фильмы

Проучившись в Москве 5 лет, 24-летний дипломированный режиссёр возвратился в родной Ленинград и поступил на работу в студию документальных фильмов. Начав работать на этой киностудии в молодости, Алексей Учитель и сейчас сохраняет ей верность, хотя у него давно имеется собственная – «Рок».

В 1977 году была снята дебютная картина «Сто тысяч "я"». Спустя 3 года появилась документальная короткометражка, посвященная лучшим танцплощадкам Советского Союза, названная Учителем «Сколько лиц у дискотеки». Дальше последовали ещё 10 документальных проектов, которые режиссёр выпускал в среднем по одному каждые 2 года.


Оттачивая стиль и набираясь опыта, Алексей Учитель принимает участие в создании кинематографических лент эпохи, откликаясь своим творчеством на актуальные события общественной жизни страны.

Поворотный момент в жизни мастера наступил в 1986 году. Тогда Алексей Учитель снимает легендарный фильм «Рок», в котором в форме нескольких киноновелл запечатлел жизнь знаменитых, но на тот момент ведущих полуподпольное существование музыкантов. Режиссёр поставил перед собой задачу показать рок-музыкантов в их естественной среде обитания.



Сняв художественную картину, получившую название «Мания Жизели», Алексей Учитель осознал, насколько отличаются друг от друга две сходные, на первый взгляд, профессии. Лента имела громкий успех и получила ряд престижных наград как в России, так и на кинофестивалях во Франции и Италии.

Алексей Учитель продолжил сотрудничество с Дуней Смирновой, написавшей для него сценарий следующей биографической киноленты – драмы о русском писателе . Сначала предполагалось назвать картину «Женское имя», но в 2000 году на экраны вышел фильм под названием «Дневник его жены». Критики и зрители оценили проект, вручив Гран-при «Кинотавра» и премии «Ника» в трёх категориях. Роль Ивана Бунина досталась , других главных героев сыграли Галина Тюнина, и .

Трейлер фильма «Прогулка»

В 2003 году зрители увидели ещё один совместный «продукт» Учителя и Смирновой – художественный фильм «Прогулка», которым открылся 15-й Московский кинофестиваль. Эта лента признана современной классикой российского кинематографа и удостоилась целого ряда престижных кинонаград в России и далеко за её пределами. Главные роли в фильме достались молодым актёрам , и , которые только начинали свой путь в кино.


В 2005 году поклонники таланта Учителя увидели новый проект – драму «Космос как предчувствие». В ней снова появились любимые артисты, которых режиссёр часто приглашает в собственные проекты: Евгений Миронов, Ирина Пегова и Евгений Цыганов. За режиссёрскую работу Алексей Учитель получил награду «Золотой Орёл».

Мелодраму «Связь», сценарий к которой написала опять же Смирнова, Алексей сопровождал как продюсер. Авдотья впервые села в режиссерское кресло, и дебют оценили коллеги по цеху, вручив постановщику премию «Кинотавра» в соответствующей номинации. Главные герои в исполнении и живут в разных городах, у каждого семья и налаженный быт. Случайная встреча пробуждает позабытые чувства и заставляет задуматься, на что готовы люди ради любви.


Анна Михалкова и Михаил Пореченков в фильме «Связь»

А в 2008 году требовательные зрители, которые знают толк в качественном кино, получили новый сюрприз от мастера – картину «Пленный». Это российско-болгарский проект Алексея Учителя, снятый по произведению Владимира Маканина «Кавказский пленный».

Премьера состоялась в Санкт-Петербурге в сентябре 2008 года и вызвала яростные споры и противоречивые отзывы. Она не получила ни одной премии на «Кинотавре», зато представила страну на 43-м международном кинофестивале в Карловых Варах, где заработала приз «За лучшую режиссуру». После этого «Пленный» открыл фестиваль российского кино «Окно в Европу», который проходил в Выборге.


Алексей Учитель на съемках фильма «Пленный»

Спустя 2 года вышел новый кинохит Алексея Учителя, который получил безоговорочный успех как в России, так и за рубежом. Это драматическая лента «Край», которой изначально собирались дать название «Густав». Главных героев исполнили , Аньорка Штрехель и . Премьера состоялась в сентябре 2010 года на фестивале в Торонто, в России вышла в прокат спустя 2 недели. Увидели новый киношедевр Учителя на фестивалях в Варшаве, Салониках, Марракеше и Лез-Арке.

«Край» получил четыре премии «Золотой орёл» и был номинирован на «Золотой глобус» как «Лучший фильм на иностранном языке». Бюджет картины составил $ 12 млн, при этом государство в финансировании проекта участия не принимало.

В 2013 году на очередном кинофестивале в Торонто Алексей Учитель представил криминальную драму «Восьмёрка». Это экранизация одноимённой повести русского писателя .

А в 2016 году появилась информация о новом историческом проекте Алексея Учителя, который вызвал громкие споры ещё до выхода картины. Это драматическая лента « », в основе сюжета которой – судьба балерины и её роман с цесаревичем Николаем Александровичем, будущим императором .


Алексей Учитель на съемках фильма «Матильда»

Алексей Учитель задействовал в фильме целое созвездие актёров: , и Евгения Миронова. Но главных персонажей сыграли зарубежные актёры: в Матильду Кшесинскую перевоплотилась польская артистка и скрипачка , а в роли царя Николая Второго снялся немецкий актёр .

Премьера фильма прошла в октябре 2017 года, но после выхода в 2016-м официального трейлера драмы, в котором была любовно-эротическая сцена, представители общественного движения «Царский крест» выразили , заявив об «искажении исторических событий» и «антироссийской и антирелигиозной провокации». Депутат Госдумы РФ обратилась в Генпрокуратуру, полагая, что картина содержит сцены, которые оскорбят чувства верующих.

Трйлер фильма «Матильда»

По словам Учителя, проверка Генпрокуратуры не выявила нарушений, а режиссёр , возглавляющий думский комитет по культуре, раскритиковал саму идею проверки фильма и заявил, что подобные инициативы надо «прерывать на корню».

Личная жизнь

В браке с продюсером Кирой Саксаганской Алексей Учитель прожил более 30 лет. В семье один за другим появились двое сыновей, младший из которых - Илья - пошел по стопам знаменитого отца и уже сделал первые шаги в жанре короткого метра.


Жена режиссёра всегда была правой рукой известного супруга, помогая ему на съёмочной площадке и делом, и словом. Вместе они сняли не один фильм. Кира Саксаганская и сегодня руководит всеми процессами на киностудии мужа в Санкт-Петербурге.

Осенью 2016-го СМИ заговорили о романе 65-летнего мэтра со звездой российского кинематографа Юлией Пересильд. Поговаривают, что пару познакомил Евгений Миронов, после чего Алексей Учитель пригласил девушку на роль в своём фильме «Пленный». Потом Юлия появилась в картине «Край».


Актриса вдвое моложе режиссёра. В творческом союзе Учителя и Пересильд родились 2 девочки – Анна и Мария. О том, что Алексей – отец детей, Юлия призналась только в 2017 году, до этого о личной жизни селебрити распространялись слухи, не находившие ни подтверждения, ни отрицания.

Редкие минуты отдыха Алексей Учитель проводит с семьей, играет в теннис или уезжает под Санкт-Петербург – попариться в бане. Там, рассказывал режиссер, работает массажист-волшебник, «проводящий действительно восстанавливающие экзекуции, массаж с медом и солью».


Социальные сети не удостоились внимания режиссера, аккаунт Учитель в «Инстаграме» завел, но количеством фото подписчиков не радует. Снимки чаще публикуются на странице его киностудии «Рок» и у коллег, актеров, задействованных в проектах Алексея.

Алексей Учитель сейчас

В 2018 году Алексей Учитель приступил к съемкам 2 картин, рассказывающих о реальных личностях. Первая, по информации инсайдеров, в жанре роуд-муви, посвящена Виктору Цою, однако лидер «Кино» появится только на архивных кадрах, а как такового персонажа артиста не будет.

Сюжет фильма охватывает дни, в течение которых тело погибшего музыканта перевозили в Санкт-Петербург. Режиссер хочет приковать внимание зрителей к водителю автомобиля, в столкновении с которым погиб кумир миллионов. Съемки пройдут в городе на Неве, Латвии и Литве. Бюджет киноленты составляет 150 млн руб., и Учитель рассчитывает, что 90 из них выделит Фонд кино.


Вторая картина – байопик об адвокате . На главную роль приглашен Владимир Машков. Консультантом картины о блистательном юристе 19 века, на чьи выступления в суде собирались толпы народа, выступил знаменитый адвокат века 21 , к которому обращаются звезды политики и шоу-бизнеса.

Фильмографию Учителя пополнит и экранизация романа татарской писательницы «Дети мои». По ее знаменитому произведению «Зулейха открывает глаза» телеканалом «Россия» снимается фильм с в главной роли.


Кто будет участвовать в новом проекте, пока неизвестно, но создатели намерены пригласить артистов из Германии, так как персонажи книги – поволжские немцы. Сама Гузель отказалась разрабатывать сценарий, поскольку занята очередным романом. Перед съемочной группой теперь стоит задача найти такого сценариста, который бы не исказил идеи писательницы, сказал Алексей.

Небезызвестную «Матильду» Алексей Учитель планирует и показать в прайм-тайм на Первом канале. Однако о чем-то конкретном говорить пока рано. Возможно, изменится первоначальный актерский состав. В сюжет добавятся новые, неожиданные для зрителей материалы об императоре Николае II. Блюстителям морали не придется беспокоиться – «порочащих царя» кадров не предвидится.


Еще один пункт в планах режиссера – снять картину о . Учителю интересна не просто жизнь композитора-новатора. Главная идея фильма – показать отношения музыканта и власти. За основу сценария поначалу взяли роман – биографию советского композитора «Шум времени», написанную британским писателем Джулианом Барнсом. Но условие – выпустить фильм на английском языке – оказалось невыполнимым, потому что Алексей хочет опять прибегнуть к помощи государства, а Фонд кино финансирует только русскоязычные проекты. Поиски сценариста ведутся в Англии, Америке и России.

Фильмография

  • 1995 – «Мания Жизели»
  • 2000 – «Дневник его жены»
  • 2003 – «Прогулка»
  • 2005 – «Космос как предчувствие»
  • 2008 – «Пленный»
  • 2010 – «Край»
  • 2014 – «Восьмерка»
  • 2017 – «Матильда»
Алексей Ефимович Учитель – известный кинорежиссёр, сценарист, оператор, продюсер; народный артист России, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, создатель Санкт-Петербургской киностудии «Рок». В копилке снятых им фильмов: ленты «Дневник его жены», «Прогулка», «Жить», «Космос как предчувствие», «Край», «Матильда».

Детство и семья

Алексей Учитель – потомственный режиссер. Начало режиссерской династии положил его отец, Ефим Учитель, который появился на свет в 1913 году в многодетной еврейской семье из Тирасполя. Отец, наборщик в типографии, рано умер, забота о детях легла на плечи старших братьев и сестер. Одна из сестер работала в кинотеатре, поэтому у Ефима была возможность ходить на любые сеансы бесплатно. Так он увлекся кинематографом и много лет спустя стал одним из лучших режиссеров-документалистов Советского Союза.


Алексей появился на свет уже не в Тирасполе, а в Ленинграде. Отец часто брал маленького Алёшу на съёмки, и мальчик с раннего детства мог наблюдать за работой актеров и процессом создания кино. Именно отец, которым так гордится Алексей Учитель, влюбил сына в кинодокументалистику и привил ему профессиональную гордость. «Ты не можешь снять хорошее кино, если не любишь своего героя», – делился отцовской мудростью Алексей.


В конце концов родители привели 7-летнего мальчика в кинокружок Дворца пионеров. Чуть позже Алексей увлёкся фотографией и мог часами бродить по улицам с фотоаппаратом и снимать городские пейзажи. Но это увлечение оказалось временным, вскоре все вернулось на круги своя. Кроме того, Алексей был спортивным юношей: часами гонял мяч с дворовыми друзьями, делал успехи в гандболе (входил в школьную сборную), немного фехтовал, немного занимался боксом и мечтал стать футбольным тренером.


В 1968 году он окончил школу и собирался было поступать на режиссерский факультет ВГИК, но отец посоветовал ему выучиться на оператора, чтобы знать все об изображении от А до Я, а потребность к режиссуре, считал он, со временем придет сама. Алексей внял совету, но провалился на экзаменах. До следующей осени он набирался опыта в качестве ассистента оператора на студии документальных фильмов, а в 1969 году попытал счастья еще раз и поступил. В 1975 году он стал дипломированным оператором, отслужил в армии и вернулся в Ленинград, где устроился на ту же студию.

Карьера Алексея Учителя

Дебютным фильмом Алексея Учителя (если не считать короткометражку «Сколько лиц у дискотеки») стала документальная лента «Рок» (1987), посвященная истории о музыкантах Юрии Шевчуке ,Викторе Цое, Олеге Гаркуше и Борисе Гребенщикове .

В 1990 году вышел 47-минутный документальный фильм «Обводный канал», продемонстрировавший зрителям своеобразный срез общества тех лет.

«Обводный канал». Короткометражка Алексея Учителя

1991 год – дата основания Алексеем Учителем и его женой Кирой Саксаганской кинокомпании «Рок», под эгидой которой и сегодня проходят поиски юных дарований от режиссуры. В разные годы на студии снимались фильмы Дуни Смирновой, Александра Рогожкина, Юрия Быкова, Анны Матисон , Павла Руминова, Таисии Игуменцевой и других.


В 1992 году он представил поклонникам погибшего двумя годами ранее Виктора Цоя документальный фильм об их кумире под названием «Последний герой», затем последовала картина «Баттерфляй» о скандальном театральном режиссере Романе Виктюке .

В 1996 году Учитель попробовал себя в жанре художественного кино. Биографический фильм «Мания Жизели» был посвящен истории жизни балерины Ольги Спесивцевой, мастерски воплощенной на экране Галиной Тюниной . Сценарий был написан Учителем в паре с Авдотьей Смирновой . Картина получила гран-при кинофестиваля в Онфлере.


В 2000 году режиссера вновь ждал успех. «Дневник его жены» – байопик, посвященный писателю Ивану Бунину, точнее, приватной стороне его биографии. Бунина сыграл Алексей Смирнов , его жену – Галина Тюнина, также в работе над фильмом принимали участие Евгений Миронов и Ольга Будина .


Три года спустя Учитель вернулся с фильмом «Прогулка» – душевной мелодрамой о трех молодых людях (играли их еще мало кому известные актеры «Театра Петра Фоменко» Евгений Цыганов, Ирина Пегова и Павел Баршак), гуляющих по Петербургу. Фильм, подкупавший трогательностью и непередаваемой словами атмосферой, завоевал награду за лучшую режиссуру на фестивале «Окно в Европу», был номинирован как лучший фильм на 25-м Московском кинофестивале и получил несколько номинаций на «Нику» и «Золотой орел».

Эксклюзивное интервью с Алексеем Учителем

В 2005 году на экраны вышла драма «Космос как предчувствие» – ностальгический фильм о периоде между запуском первого спутника и первым полетом Юрия Гагарина в космос. К слову, в этом фильме Учитель побил свой рекорд по количеству дублей одной сцены. Эпизод с ночным разговором героев Евгения Цыганова и Евгения Миронова снимали 53 раза.


5 сентября 2008 года состоялся предпоказ фильма «Пленный» – драмы о временах Чеченской войны. «Я не стремился снять фильм о Чеченских кампаниях. Главное в фильме – скрытые, но психологически напряженные взаимоотношения троих ребят, эволюция молодых парней, которые провели вместе несколько дней. Их эмоциональные, нервные потери, что с ними произошло», – утверждает Учитель.


Бесспорной удачей режиссера стал фильм «Край» (2010), работа над которым началась мгновенно по завершении съемок «Пленного». Лента о жизни бывшего танкиста в таежной железнодорожном поселке среди плененных немцев собрала четырех «Золотых орлов» и была номинирована на «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке. Главные роли в фильме исполнили Владимир Машков , Сергей Гармаш , Юлия Пересильд и немецкая актриса Аньорка Штрехель.


А вот фильм «Восьмерка» (2013) в необычном для Учителя жанре боевик, экранизацию романа Захара Прилепина , в России встретили прохладно.

Личная Жизнь Алексея Учителя

Законная супруга Алексея Учителя – продюсер и соруководитель студии «Рок» Кира Саксаганская. Поженились они в 1981 году; в браке родились двое сыновей.


Один из них, Илья Учитель (1992 г.р.), продолжил режиссерскую династию, в 2016 году представив зрителям комедию «Огни большой деревни» с Дмитрием Дюжевым, получившую не самые лестные отзывы, но отмеченную дипломом Кинотавра с формулировкой «За лучшее кино о кино».


Во время съемок «Пленного» Алексей Учитель не на шутку увлекся 23-летней актрисой Юлией Пересильд . Папарацци часто «ловили» их вместе с дочерьми Юлии Аней и Машей. В прессе не раз высказывались предположения, что именно режиссер является отцом малышек; также он был замечен на крестинах второй дочери Юлии. В сентябре 2017 года Пересильд подтвердила, что Учитель – отец ее дочерей.