Болезни Военный билет Призыв

«Учимся учиться и действовать», мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. Мастер - класс. Результаты исследований и их обсуждение

М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова,
А.Г. Теплицкая

ЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
к рабочей тетради
«Учимся учиться и действовать»
Мониторинг метапредметных универсальных
учебных действий
Общая характеристика
мониторинга
метапредметных УУД
в начальной школе
Процедура проведения
мониторинга в 1 классе
Способы обработки
и анализ результатов
мониторинга

ФЕД О РО В

Издательство «Учебная литература»
2012

ББК 74.202.5
Б66
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР им. Л.В. ЗАНКОВА

Под редакцией М.Р. Битяновой, С. Г. Яковлевой

В методических рекомендациях дается общая характеристика
мониторинга метапредметных универсальных учебных действий
в начальной школе, разработанного на основе единой «линейки»
показателей. Мониторинг реализует комплексный психолого­
педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса разви­
тия ребенка с первых недель его обучения до конца 4 класса.
Пособие включает подробное описание процедуры проведе­
ния мониторинга в 1 классе, описание заданий и варианты
их «встраивания» в учебный процесс на примерах фрагментов
уроков; приводятся способы обработки и анализа результатов.
Мониторинг проводится в апреле в течение месяца и является
продолжением программы «Школьный старт».
Данные мониторинга могут быть включены в портфолио ре­
бенка как отражение динамики его развития.
Пособие адресовано педагогам, а также может быть полезно
школьным психологам и родителям.

Учебных действий - Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Федоров», 2012. - 96 с.
ISBN 978-5-9507-1534-1 (Издательство «Учебная литература»).
ISBN 978-5-393-00751-5 (Издательский дом «Федоров»).

ISBN 978-5-9507-1534-1
(Издательство «Учебная литература»)

ISBN 978-5-393-00751-5
(Издательский дом «Федоров»)

© М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова,
А.Г. Теплицкая, 2012
© Издательство
«Учебная литература», 2012
© Издательский дом «Федоров», 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение........................................................................................ 4
Общая характеристика мониторинга метапредметных

Понятие метапредметных
универсальных учебных действий............................................ 9
Основные этапы развития УУД.............................................. 12
Мониторинг метапредметных УУД в начальной школе
Общая характеристика мониторинга.................................... 17
Показатели мониторинга развития
метапредметных УУД в начальной школе........................... 20
Характеристика диагностических процедур
и этапы проведения мониторинга.......................................... 22
Мониторинг метапредметных УУД в 1 классе
Предмет мониторинга метапредметных УУД..................... 26
Описание методики работы с рабочей тетрадью
и диагностическими заданиями.............................................. 32
Общая характеристика рабочей тетради......................... 32

вводного модуля.................................................................... 35
Назначение и характеристика заданий
диагностического модуля..................................................... 35
Процедура мониторинга........................................................... 38
Работа с диагностическими заданиями................................ 41
Методические рекомендации
по проведению вводной части............................................ 41
Методические рекомендации по проведению
диагностических модулей................................................... 44
Обработка и анализ результатов мониторинга
Направления обработки и анализа
результатов мониторинга.......................................................... 61
Способы обработки и представления результатов.............. 62
Первичная обработка результатов.................................... 62
Обработка данных с помощью сводных таблиц............ 64
Анализ результатов мониторинга............................................ 68
Анализ индивидуальных результатов ученика.............. 70
Анализ результатов по классу в целом............................. 72
Заключение................................................................................. 79
Приложения................................................................................. 80

ВВЕДЕНИЕ

Федеральные государственные образовательные стандар­
ты нового поколения задают качественно новое представле­
ние о том, каким должно быть теперь содержание начального
образования и его образовательный результат. В связи с этим
меняются не только содержание УМК, требования к образо­
вательным программам учреждений и учебным планам, но
и представление о критериях профессионального мастерства
учителя, целях и методах его работы. Конечно же, изменения
распространились на содержание и способы оценки результа­
та образования. Теперь результативность складывается из
единого комплекса показателей, описывающих знаниевые,
метапредметные и даже личностные достижения ребенка.
В профессиональную жизнь педагога входит понятие универ­
сальных учебных действий. УУД - пока еще новая аббревиа­
тура, но за ней скрывается принципиально важное психоло­
го-педагогическое понятие. С УУД, их формированием
и оценкой теперь во многом связаны требования к професси­
онализму современного педагога начальной школы.
Владение учебным понятием, знание того или иного спо­
соба решения задач, умение сотрудничать, ценностное отно­
шение к собственному здоровью, этнической самоидентифи­
кации, - все это становится предметом целенаправленного
формирования со стороны педагогов и, как следствие, пред­
метом измерения и оценки.
Возникает закономерный вопрос: можно ли все вышепере­
численное отследить и измерить привычными способами
контроля и оценки? Частично - да. Знания ребенка по тому
или иному учебному курсу по-прежнему можно проверить
с помощью вопросов, заданий, в ходе устного или письмен­
ного опроса, посредством текущего и тематического контро­
ля. В системе проверки уровня владения предметными уме­
ниями хорошо себя зарекомендовали и различные учебные
задачи. Все это вместе - вопросы, задачи - можно «сложить»
в контрольную работу и оценить уровень ее выполнения ре­
4

Бенком с помощью понятных и привычных педагогических
критериев (количество ошибок, аккуратность и т.д.). А как
измерить метапредметный результат? Или - еще сложнее личностные образовательные достижения учащихся? Годятся
ли старые и хорошо знакомые нам формы контроля качества
предметных знаний для измерения универсальных учебных
действий? Вопрос почти риторический: очевидно, что не го­
дятся. Для достижения этой цели необходимо разбираться
в природе УУД и разрабатывать новые подходы к измерению
уровня их развития и сформированности, ориентироваться
в особых измерительных инструментах или, как мы привыч­
но их называем на профессиональном педагогическом язы­
ке, - КИМах.
Любой измерительный инструмент разработан для опре­
деленного объекта измерения. Линейкой можно измерить
длину, градусником - температуру. Контрольная работа или
опрос приспособлены для измерения и оценки актуального
знания по предмету за определенный период времени (урок,
тема, раздел). От контрольной к контрольной педагог вместе
с учеником могут анализировать, как накапливаются знания,
какие пробелы в системе изучаемого знания возникают и ка­
кие ликвидируются, как в целом происходит усвоение необ­
ходимого объема учебной информации и предметных уме­
ний.
Для изучения процесса развития универсальных учебных
действий нужен свой инструмент. Основные требования, ко­
торые к нему предъявляются, таковы: во-первых, он должен
быть межпредметным; во-вторых, позволять отделять знание
или незнание фактической информации от владения или
невладения «способом обращения» с этим знанием (УУД);
в-третьих, изучать процесс развития УУД, а не только конс­
татировать их наличие или отсутствие.
Наиболее точным измерительным инструментом для от­
слеживания и оценки процесса развития универсальных
учебных действий является мониторинг. Согласно требова­
ниям Федеральных государственных образовательных стан­
дартов, и метапредметные, и личностные образовательные
результаты подлежат целенаправленному формированию
и отслеживанию, а метапредметные результаты - еще и оцен­
ке. УУД формируются постепенно и поэтапно. Вывести уча­
5

Щихся на высокий метапредметный и личностный результат
педагог может только в результате систематической, посто­
янной работы над формированием универсальных учебных
действий в течение всего периода обучения детей в началь­
ной школе. Для того, чтобы отслеживать продвижение каж­
дого ребенка по пути развития УУД и эффективность
собственной педагогической работы, и нужен мониторинг.
Мониторинг - это профессиональная деятельность по
отслеживанию состояния или развития какого-либо предме­
та изучения, которая позволяет оценить результ ат ив­
ность осуществляемой деятельности и принять своевре­
менные и обоснованные решения.
Для того чтобы мониторинг выполнял свою задачу, прово­
дить его необходимо регулярно, с опорой на перечень УУД,
подлежащих формированию и оценке в начальном звене об­
щеобразовательной школы, на основе единой стандартной
процедуры и продуманных методов анализа результатов. Мы
предлагаем педагогам и методистам программу и контроль­
но-измерительные материалы такого мониторинга. В данном
методическом пособии раскрывается содержание и процеду­
ра мониторинга формирования и развития метапредметных
универсальных учебных действий в 1 классе. Он является
составной частью системы мониторинга УУД, проводимого
с 1 по 4 класс, и опирается на ряд теоретических и методи­
ческих положений.
1. Предметом мониторинга являются метапредметные
универсальные учебные действия на разных этапах своего
формирования. Универсальные учебные действия отражают
владение учеником определенными культурно значимыми
способами построения деятельности, общения, мышления
или оценки. Их формирование напрямую зависит от того,
каким образом организована учебная деятельность ребенка.
В процессе своего формирования УУД проходят ряд после­
довательных стадий. Каждая стадия характеризуется тем или
иным уровнем осознанности ученика во владении способом.
2. Мониторинг проводится с 1 по 4 класс один раз в год
и позволяет отследить приращение у учащихся в уровне
сформированности основных метапредметных УУД, сформу­
лированных для начальной школы. В первом классе монито­
6

Рингу формирования и развития УУД предшествует диагнос­
тическое обследование учащихся на основе методики
«Школьный старт»1. Оно проводится на 3-4-й неделе сентяб­
ря и позволяет педагогу определить стратегию работы с каж­
дым учащимся по достижению высоких образовательных ре­
зультатов. Результаты «Школьного старта» учитываются
и при интерпретации данных мониторинга.
3. Мониторинг осуществляется на основе системы специ­
ально разработанных заданий. Каждое задание направлено на
выявление уровня развития того или иного УУД в соответ­
ствии с базовым уровнем, отражающем планируемые метап­
редметные результаты начального образования. Сформированность каждого УУД проверяется на материале не менее
чем двух предметов.
4. Способы оценки результатов мониторинга позволяют
сделать выводы как относительно отдельного учащегося,
(позволяют судить о его продвижении к метапредметному
образовательному результату начальной школы), так и отно­
сительно групп учащихся.
Далее в тексте методических рекомендаций последова­
тельно изложена информация, необходимая педагогу для
профессионального и качественного проведения мониторин­
га и анализа его результатов. Знакомство с данным пособием
позволит учителю:
* сформировать представление о закономерностях форми­
рования метапредметных УУД;
* определить для себя перечень универсальных учебных
действий, подлежащих измерению и оценке в 1-4 классах;
1 В учебно-методический комплект диагностических материалов,
предназначенных для определения уровня готовности ребенка к ус­
пешному освоению учебной программы и достижению высоких об­
разовательных результатов, входят: Беглова Т.В., Битянова М.Р.,
Теплицкая А.Г. «Школьный старт». Педагогическая диагностика
стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе:
Рабочая тетрадь для первоклассников. - Самара: Издательский дом
«Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2012; Беглова Т.В.,
Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Методические реко­
мендации к рабочей тетради «Школьный старт». Педагогическая
диагностика стартовой готовности к успешному обучению в началь­
ной школе. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Изда­
тельский дом «Федоров», 2012.
7

* сформировать представление о внутреннем устройстве
предлагаемого инструмента измерения метапредметных УУД
и определить порядок своих шагов в процессе проведения
мониторинга, а именно:
- познакомиться с назначением и устройством каждого
мониторингового задания;
- освоить процедуру проведения и обработки данных мо­
ниторинга;
- определить направления анализа и применения данных
мониторинга в своей педагогической работе.
Мониторинг - чрезвычайно перспективный инструмент
педагогического анализа, отвечающий целям и задачам де­
ятельности современного педагога. Научиться проводить
мониторинг - значит подняться на новый уровень професси­
онального развития и мастерства. Для правильного проведе­
ния и интерпретации результатов рекомендуется вниматель­
но ознакомиться с теоретическими разделами методического
пособия до знакомства с самими заданиями.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОНИТОРИНГА
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ПОНЯТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Основным понятием, которое характеризует миссию и це­
ли современного российского образования, является понятие
«развитие». Образование понимается как процесс целена­
правленного развития, который приводит к определенному
результату - становлению человека, обретению им культурно
значимых качеств, способностей и возможностей. Эти спо­
собности в дальнейшем позволяют учащемуся стать субъек­
том культуры, человеческих отношений, носителем исключи­
тельно человеческих возможностей - рефлексии, самосозна­
ния, способности к диалогу, проектировочной деятельности
и т.д.
В процессе образования эти важнейшие человеческие спо­
собности передаются педагогами и приобретаются учащими­
ся в виде универсальных учебных действий.
В широком смысле термин «универсальные учебные
действия» означает умение учиться, т.е. способность челове­
ка к саморазвитию и самосовершенствованию путем созна­
тельного и активного присвоения нового социального опыта.
В узком смысле под универсальными учебными действиями
понимается совокупность действий учащегося, обеспечива­
ющих его культурную идентичность, социальную компетент­
ность, толерантность, способность к самостоятельному усвое­
нию новых знаний и умений, включая организацию этого
процесса.
Развитие личности обучающегося на основе усвоения
универсальных учебных действий, познания и освоения мира
составляет цель и основной результат школьного образова­
ния. Успешное решение образовательных задач предполагает,
9

Что учащийся умеет ставить цели (задачи), владеет способа­
ми решения поставленной задачи или создает такие способы
самостоятельно, умеет контролировать, оценивать и исправ­
лять свою деятельность. Результативность образования про­
является также в том, что в процессе учебной деятельности
ребенок способен отвечать себе и другим на такие вопросы,
как: Что нужно сделать? Зачем я это делаю? Каким образом
я это делаю? Как я могу проверить? Как я оцениваю то, что
я сделал? Как я оцениваю то, как я это делал? Как могу ис­
править то, что не получилось?
В значительной степени достижение данного образова­
тельного результата связано с развитием метапредметных
универсальных учебных действий.
Мета (от греч. meta - после, за, через) - первая составная
часть сложных слов, обозначающая следование за чем-либо,
переход к чему-либо другому, превращение. Применительно
к образовательным результатам приставка «мета-» означает
более высокий по сравнению с узкопредметным, «обобщаю­
щий» уровень способностей и знаний, приобретаемых уча­
щимися. Под метапредметными (т.е. «надпредметными» или
«общеучебными») действиями понимаются способы осущест­
вления деятельности, применимые как в рамках образова­
тельного процесса, так и при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях. Обладая метапредметными УУД, уча­
щийся не только решает учебно-познавательные и учебно­
практические задачи, но и осознает способы действия, ко­
торые он применил. Это дает ему возможность подбирать
наиболее рациональные и точные способы действия для ре­
шения разных учебных задач и достижения разных образо­
вательных целей, т. е. управлять своей деятельностью. Со­
гласно этому положению, работа учителя на образователь­
ный результат учащегося связана с передачей последнему
способов (целеполагания, действия, контроля и оценки) на
базе одного, нескольких или всех учебных предметов, а так­
же структуры самой учебной деятельности, в которую ребе­
нок научается «вкладывать» освоенные способы действия
или создавать новые под проблемную задачу.
Метапредметные УУД могут быть разделены на три груп­
пы: познавательные, регулятивные и коммуникативные.
10

К регулятивным относятся:
1) владение действиями, связанными с принятием и удер­
жанием учебных целей, планированием, контролем,
оценкой и рефлексией.
К коммуникативным относятся:
2) использование речевых средств и средств информаци­
онных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) для решения коммуникативных и познаватель­
ных задач, использование различных способов поиска
(в справочных источниках и открытом учебном инфор­
мационном пространстве сети Интернет), сбора, обр

Мониторинг метапредметных УУД

по предметам естественнонаучного цикла

Просто знать – мало, знания нужно уметь использовать.

Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача – помочь им раскрыться,
развить собственные идеи.
И. Г. Песталоцци

«Знание - сила». Этот афоризм к началу XXI века потерял свою безусловную очевидность. И сегодня все более и более злободневным оказывается вопрос: как сделать так, чтобы знания не обременяли человека, но действительно давали ему силу и радость - в течение всей жизни?

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»). А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Примечательно, что, двигаясь на полном ходу в будущее, мы все равно действуем с оглядкой на прошлое. Так оказалось, что реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода, чрезвычайно популярного в 20-е годы прошлого века.

С 1 января 2010 года в официально утверждённых образовательных стандартах введено новое понятие: «метапредметные образовательные результаты».

Планируемые метапредметные результаты: овладение системой операций, обеспечивающих понимание текста, включая умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, основную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; овладение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, рефлексивного чтения (выдержка из ФГОС). Слайд №3

Согласно ФГОС метапредметные результаты должны иметь системный характер и состоять из следующих составляющих: Слайд №4

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации и др.
  • При изучении освоении новых подходов школьного образования перед педагогами встаёт целый перечень вопросов: Слайд №5

  • Что такое метапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы? Как они соотносятся друг с другом?
  • Что такое метапредметы ? Где их взять (или как их разработать) ? Кто их будет вести? Как изыскать возможность их включения в учебный план при сегодняшней перегрузки учебного материала?
  • Как увязать необходимость реализации принципа метапредметности в обучении с высокой подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ?
  • Существуют ли другие пути обеспечения принципа метапредметности в школе?
  • Какие технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов?
  • Прежде всего, нужно разобраться с понятиями: метапредметность, метазнания, метаспособы, метаумения, метадеятельность, мыследеятельность, определить иерархию их отношений. Слайд №6

    «Мета» – («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.

    Метадеятельность – универсальная деятельность, которая является «надпредметной». Предметная – это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, выращиваю растения, здания проектирую). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:

  • стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);
  • исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);
  • проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);
  • сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);
  • моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов и логических конструктов изучаемых систем);
  • конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);
  • прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).
  • Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т. е. уровнем развития личности.

    Метазнания – знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т. е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним (смотри философия, методология, многоотраслевая метанаука).

    Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».

    Примерами метазнаний являются:

  • диаграмма знаний;
  • карта знаний;
  • базы знаний, представления об их устройстве.
  • Метаспособы – способы, с помощью которых человек открывает новые способы решения зада, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскивать нестандартные способы решения задач.

    Метаумения – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) умения и навыки. К ним относятся:

  • теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
  • навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
  • критическое мышление (умение отличать факты от мнений, определять соответствия заявленным фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
  • творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
  • регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция всей деятельности);
  • качества мышления(гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу).
  • В настоящее время формирование метаумений становится центральной задачей всего обучения.

    Метапредметы - это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это - учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления - «знание», «знак», «проблема», «задача». Слайд №7, 8

    Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.

    В рамках другого метапредмета - «Знание» - формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний).

    Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.

    На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.

    Важнейшей задачей ФГОС является формирование метапредметных универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

    В своем выступлении мы поделимся опытом работы по оценке сформированности предметных и метапредметных достижений обучающихся.

    Целью мониторинга можно считать: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности предметных и метапредметных универсальных учебных действий у школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов ООО. Для определения оценки достижения планируемых результатов учащихся мы, начиная с 5 класса, заполняем «Таблицы образовательных результатов». Таким образом, работая с таблицами предметных достижений учитель наглядно сможет увидеть на каком уровне развития находится соответствующее умение у ребенка и что нужно сделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении. Слайд №9

    Таблица образовательных результатов

    Фамилия, имя уч-ся

    Уровень сформированности УУД

    предметные

    личностные

    метапредметные

    регулятивные

    познавательные

    коммуникативные

    Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся УУД (регулятивных УУД, познавательных УУД и коммуникативных УУД).

    Какими средствами контролируются метапредметные и личностные результаты ? Слайд №10

    Главное средство контроля – специальные диагностические работы:

  • задания по отдельным универсальным учебным действиям;
  • комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.
  • Мы используем специальные интегрированные проверочные работы по проверке некоторых личностных и метапредметных результатов (УУД) для 5-6 классов. Данная диагностика включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырех вариантах.

    Первая работа включает задания на выявление метапредметных и личностных результатов.

    Вторая работа носит интегрированный характер: она дает возможность проверить все три группы результатов (предметные, метапредметные и личностные).

    Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию, что дает возможность при неоднократном выполнении работ проверить сформированность разных конкретных УУД.

    Чтобы обучение было личностно-ориентированным, на каждого пятиклассника можно завести индивидуальную карточку – матрицу его метапредметных достижений, которая поможет подбирать индивидуальные задания.

    Индивидуальная карточка учащегося – матрица его метапредметных достижений

    Фамилия, имя учащегося

    Тема_____________________

    сравнение

    обобщение

    смысловое чтение

    определение понятий

    Существует два основных подхода к оценке метапредметных результатов: Слайд №11

    1) достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД;

    2) достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов.

    На наш взгляд, наиболее рационально использование второго подхода к оценке метапредметных результатов, поэтому в нашей работе мы использовали три формы учебной деятельности для оценки метапредметных результатов

    На примере стартовой работы мы познакомим вас с мониторингом метапредметных УУД по предметам естественнонаучного цикла.

    Цель данной работы: определение у учащихся уровня сформированности метапредметных умений по биологии и географии.

    Предметом диагностических исследований является выявление уровня

    метапредметных умений (регулятивных и познавательных (логических) универсальных учебных действий).

    Данная работа направлена на создание системы оценки сформированности умений читать и понимать различные тексты; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных проблем.

    Разработанный инструментарий диагностики включает следующие материалы: Слайд №12

  • план работы для стартовой диагностики метапредметных умений;
  • текст работы для обучающихся 6-х классов;
  • кодификатор метапредметных результатов обучения;
  • кодификатор тем, рекомендации по проведению и оцениванию, ключи;
  • перевод баллов в оценки.
  • В стартовую метапредметную диагностическую работу входит 14

    заданий, распределенных по предметным областям «Биология», «География».

    На выполнение работы отводилось 40 минут.

    Максимальный балл за выполнение всех заданий составил 23 балла. Слайд №13 Слайды №14, 15 (текст, задания) Слайы №16, 17, 18, 19, 20, 21, 22

    План работы для стартовой диагностики метапредметных умений

    Диагностируемые предметные умения (базовый уровень)

    Диагностируемые предметные умения (повышенный уровень)

    Кодификатор метапредметных результатов обучения

    № вопроса

    Баллы

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Принятие учебной задачи, контроль, коррекция

    Определение последовательности промежуточных целей,

    составление плана и последовательности действий

    Познавательные универсальные учебные действия

    Поиск и выделение необходимой информации

    0,5+0,5+1+0,3=2,3

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме

    Структурирование знаний

    Выбор оснований для сравнения, классификации

    Анализ объектов с целью выделения признаков

    Извлечение необходимой информации из прочитанного текста

    Построение логической цепи рассуждений

    Самостоятельное создание способов решения проблемы

    Перевод баллов в оценки

    Баллы

    Оценка


    № вопроса

    Проверяемые умения

    Уровень сложности

    Максимальный балл за выполнение

    Правильный ответ

    Понимание и

    преобразование

    информации

    Умение находить

    информацию, заданную в

    тексте в явном виде

    Медведь белый и зимой, и летом

    Подошвы лап у белого медведя густой шерстью поросли

    Пальцы примерно на половину своей длины соединены плавательными перепонками

    Летом меню его более разнообразно

    Умение выявить при

    чтении главную мысль.

    Умение работать с

    информацией.

    Умение находить

    информацию, заданную в

    тексте в явном виде

    Умение составлять простой план текста

    Природные зоны.

    Растительный

    и животный

    Умение определять

    природную зону по

    представителю

    животного мира

    Зона арктических пустынь

    Арифметические

    действия по тексту

    Устанавливать порядок

    действий; находить значение числового

    выражения, используя текст

    300 тюленей

    Овладение

    методологическими

    умениями

    Умение использовать

    карту при выполнении

    учебных заданий

    Северный Ледовитый океан

    Растения

    Умение выделять

    лишайники из группы

    травянистых растений.

    Мхи, водоросли

    Человек – часть

    Умение определять

    характер взаимоотношений

    человека с природой,

    находить примеры влияния этих отношений

    на природные объекты

    Повышенный

    За каждую характеристику

    по 1 баллу. Максимум 5 баллов

    В ответе есть прямые

    указания или приведены

    примеры по следующим

    характеристикам:

    Загрязнение арктических вод;

    Уничтожение животных, браконьерство;

    Нехватка пищи и другие.

    Природные зоны России

    Умение проводить

    простейшую

    классификацию

    изученных объектов природы на основе

    известных характерных

    Повышенный

    Каждое слово

    оценивается в 1

    Максимум 2 балла

    Травянистые; степь

    Анализ метапредметной работы

    6… класс

    № п/п

    Фамилия, имя учащегося

    № вопроса

    Баллы

    Оценка

    Средний балл

    % выполнения

    Предметные УУД

    Регуляторные УУД

    Познавательные УУД

    учащихся

    Выполняло

    Уровень сформированности регулятивных УУД

    Уровень сформированности познавательных УУД

    Качество обученности

    обученности


    Наиболее высокие результаты получены в ответах на задания, контролирующие умение находить информацию, заданную в тексте в явном виде (задания №1, 2, 3, 4, 7), умение выявить при чтении главную мысль (задание №5), умение работать с информацией (задание №6), умение составлять простой план текста (задание №8). Большинство учащихся умеют устанавливать порядок действий и находить значение числового выражения, используя текст (задание №10). У многих учащихся нет навыка работы с географической картой (задание №11).

    Низкие результаты получены при выполнении заданий, контролирующих умения определять природную зону по представителю животного мира (задание №9) и выделять лишайники из группы травянистых растений (задание №12). Ответы большинства учащихся неполные. Подавляющее большинство учащихся не умеют дать полный ответ на поставленный вопрос (задание №13). С заданием повышенной сложности, контролирующем умение проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе известных характерных свойств (задание №14) справился полностью всего один человек и двое выполнили его частично.

  • необходимость индивидуальной коррекционной работы с каждым ребенком, у которых частичное или полное отсутствие метапредметных умений;
  • компактно и системно обучать структурированию знаний и логике;
  • организовать самостоятельную работу учащихся над конкретной темой при выполнении ими творческого, исследовательского задания;
  • учить умению осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
  • учить умению работать со справочно-энциклопедическими изданиями;
  • учить строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, сопоставляя её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
  • Таким образом, мониторинг сформированности метапредметных УУД позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса; поможет определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (УУД); позволит увидеть возможнос
    Лукьянова Ирина Михайловна

    Федеральные образовательные стандарты задают новое представление о том, каким должно быть содержание образования и его образовательный результат. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, включающих в себя не только предметные результаты, но и метапредметные и личностные достижения ребёнка. Я расскажу о процессе формирования в начальной школе метапредметных учебных действий и мониторинге развития УУД.

    Согласно требованиям ФГОС НОО и метапредметные, и личностные универсальные учебные действия подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию. Выйти на высокий результат в образовательном процессе учителю может только благодаря систематической, постоянной работе над развитием универсальных учебных действий в течение всех четырех лет обучения ребенка в начальной школе.

    Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития метапредметных универсальных учебных действий является мониторинг.

    Мониторинг помогает педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.

    Развитие УУД в начальной школе - это процесс, проходящий в 3 этапа.

    • 1 этап - выполнение учебного действия по образцу. Например, выполнение задания, требует того или иного способа действия, которым ученик пока не владеет. Однако, он может выполнить его, опираясь на предложенный учителем образец выполнения. Кратко данный этап обозначается нами как «Представление».
    • 2 этап - осуществление способа действия при выполнении учебной задачи. Кратко этап обозначается как «Способ». На этом этапе ученик знает алгоритм выполнения задания, может назвать способ, опирается на назначение способа.
    • 3 этап - применение способа в учебной деятельности. Краткое название - «УУД». На этом этапе ученик готов сознательно выбирать и применять тот или иной способ, ориентируясь на цель и условия учебной деятельности

    На этом этапе, когда мы говорим об овладении УУД, ребенок не только знает несколько способов достижения цели, но и может самостоятельно выбрать наиболее оптимальный в данных условиях.

    Три этапа развития УУД являются одновременно 3-мя уровнями развития универсальных учебных действий для начальной школы.

    В 1 и 2 классах предметом мониторинга является сформированность метапредметных УУД на уровне «Представления», в 3 классе - на уровне «Способа» и в 4 классе - на уровне «УУД» (для значительной части показателей).

    С 1 по 3 класс происходит увеличение числа УУД, подлежащих отслеживанию и оценке: в первом классе их 8, во втором 13 и далее - до 34 умений в 4 классе.Важно отметить, что показатели, вошедшие в мониторинг в 1 или 2 классах, остаются в нем до 4 класса.

    Если в 1 классе результаты мониторинга анализируются только с качественной точки зрения и по отношению к каждому учащемуся отдельно, то во 2 классе полученным результатам уже присваивается оценочная характеристика: «базовый уровень», «ниже базового», «выше базового». Результаты учащихся складываются в целостную картину по классу, определяются рейтинги умений. Результаты мониторинга в 3 и 4 классе уже позволяют сделать вывод о работе по формированию УУД, дать прогноз достижения учащимися класса метапредметных результатов начальной школы.

    Федеральными научно-методическими центрами разработаны важнейшие процедуры отслеживания развития умений учащихся. Это интегрированные и комплексные работы, которые наряду с предметными результатами, проверяют и оценивают развитие метапредметных УУД.

    В 1 классе проводится 2 диагностические процедуры: в сентябре и в марте. На 3-4 неделе обучения первоклассников проводится педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению. Со 2 по 4 класс мониторинг проводится 1 раз в год, в начале апреля каждого учебного года.

    Процедура обработки результатов диагностики максимально упрощена. Все данные заносятся в сводные таблицы, что в дальнейшем позволяет использовать их для качественного педагогического анализа.

    Сейчас на примере педагогической диагностики стартовой готовности к успешному обучению и мониторинга развития УУД в конце 1 класса я продемонстрирую, как прослеживается развитие УУД. и какую роль играют результаты мониторинга в анализе метапредметных УУД.

    Педагогическая диагностика стартовой готовности проводилась на 3-4 неделе обучения. Упражнения выполнялись под руководством учителя. Проведя данные исследования, я получила результаты, которые были занесены в таблицы.

    Оценка каждого задания проводилась по 2-бальной системе. (2б-все выполнено, 1б. - частично, 0б. - не выполнено). По сумме баллов определены уровни инструментальной готовности, личностной готовности.

    Сводная таблица позволяет определить:

    1. Какое задание вызвало наибольшее затруднение и у кого.
    2. Какой из двух уровней развития того или иного компонента готовности доминирует в классе и у конкретного обучающегося.
    3. Какие умения по уровню сформированности значительно отличаются от других.

    После педагогической диагностики развития УУД в конце 1 класса для проведения более качественного анализа составила по каждому умению таблицу, в которую занесла результаты каждого ребенка класса по уровням сформированности умений. По результатам анализа был диагностирован общий уровень готовности учащихся, составлены индивидуальные карты.

    Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио каждого ребенка.

    Важные выводы можно сделать, сравнивая результаты мониторинга, проведённого в сентябре, и результаты мониторинга, проведенного в марте. Если ребёнок с хорошими показателями справился с заданиями мониторинга на уровне ниже базового, это не может не вызвать обеспокоенности учителя. Были на то какие-то причины. Значит такому ученику нужна комплексная педагогическая помощь. И напротив, если ребёнок с низкими показателями показывает базовый или очень близкий к базовому уровень сформированности метапредметных УУД, можно говорить о раскрытии потенциала учащегося. Данная диагностика помогла мне более точно узнать об особенностях класса и об особенностях каждого ребенка.

    Анализ мониторинга позволяет решать несколько задач:

    1. Помогает выявить, какого рода задания вызывают у ребёнка большие трудности и продумать систему заданий, помогающих ученику освоить то или иное универсальное учебное действие.
    2. Анализ рейтинга всех восьми умений по таблице рейтингов поможет учителю определить приоритеты в работе с тем или иным учеником: С чего начать? Какие умения сегодня «замыкают» рейтинг? А на какие умения, напротив, можно опереться для создания ситуации успеха для ребёнка?
    3. Работа с индивидуальными данными даёт возможность посмотреть на темп выполнения ребёнком диагностических заданий: успевает ли он работать наравне с основной группой класса? Если ребёнок не справился с диагностическими заданиями, выполняя их со всем классом, но при этом неплохо выполнил их индивидуально, ему требуется особая забота учителя по подбору оптимального темпа работы на уроке, определению объёма выполняемых заданий. У такого ребёнка могут возникнуть сложности при выполнении контрольных и самостоятельных работ, которые предполагают решение определённого числа учебных задач за фиксируемое время.
    4. Если ребёнок работает быстро и качественно, учителю необходимо задуматься над тем, как поддержать учебную мотивацию такого потенциально сильного ученика.
    5. Работа с индивидуальными результатами помогает понять, есть ли необходимость привлечь к работе с ребёнком таких специалистов, как психолог и дефектолог (логопед).
    6. Сравнение результатов диагностики по методике «Стартовой готовности» с результатами мониторинга позволяет получить и проанализировать информацию о динамике развития универсальных учебных умений ребёнка.

    Необходимость мониторинга велика, возможности мониторинга велики, но и требования по его проведению и анализу результатов тоже значительны. Ведь мы отслеживаем не только продвижение ребёнка по пути развития УУД, но и отслеживаем эффективность собственной работы.

    Приложение

    Регулятивные УУД

    1. Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи.
    2. Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи.
    3. Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.
    4. Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей
    5. Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности
    6. Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки
    7. Умение самостоятельно вносить необходимые дополнения и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
    8. Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху.

    Познавательные УУД

    1. Умение осуществлять логическое действие « анализ» с выделением существенных и несущественных признаков.
    2. Умение осуществлять логическое действие «синтез».
    3. Умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным /самостоятельно выбранным критериям.
    4. Умение осуществлять логическое действие « классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
    5. Умение осуществлять логическое действие «обобщение».
    6. Умение устанавливать аналогии.
    7. Умение устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений.
    8. Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное умозаключение)
    9. Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (дедуктивное умозаключение)
    10. Умение подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их обобщения.
    11. Умение давать определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений.
    12. Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов /процессов для решения задач.
    13. Умение находить существенные связи между межпредметными понятиями, систематизировать и обобщать понятия.
    14. Умение обобщить текстовую информацию и отнести её содержание к известным понятиям, представлениям, точкам зрения.
    15. Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.
    16. Умение оценить информацию с точки зрения её целесообразности в решении познавательной или коммуникативной задачи.
    17. Умение соотносить материальные и информационные ресурсы образовательной среды с предметным содержанием.

    Коммуникативные УУД

    1. Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации
    2. Умение формулировать точку зрения
    3. Умение аргументировать свою точку зрения (в коммуникативной ситуации)
    4. Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимые сведения
    5. Умение определить общую цель и пути её достижения
    6. Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации
    7. Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности
    8. Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи
    9. Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи

    Принимайте участие!

    Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

    Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

    Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

    Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

    Читайте новые статьи

    Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.

    Мастер - класс

    « Научи себя учиться: мониторинг формирования метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка

    и литературного чтения в начальной школе»

    Цель мастер-класса: презентация и обсуждение приёмов работы на уроке, способствующих формированию метапредметных универсальных учебных действий.

    на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.

    Задачи:

    познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;

    показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.

    Оборудование: компьютер, проектор, доска, карточки для работы в группах.

    Продолжительность проведения: 20 минут

    Целевая аудитория: учителя школ города, района и республики.

    Практическая значимость : ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках в начальной школе; предлагаемые на занятиях приёмы работ можно применять на уроках русского языка и литературного чтения, а также при составлении мониторинга сформированности УУД у младших школьников.

    Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе, обсудят возможности его применения в процессе обучения; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

    Ход мастер-класса.

    1. Стадия вызова.

    Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рады вас приветствовать на своем мастер - классе. Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? (нет) Нужна вторая ладошка. Хлопок - это результат действия двух ладоней. Я - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, уважаемые коллеги) невозможно сделать хлопок и получить желаемый результат во время мастер-класса.

    Поднимите руки те, кто пришел сегодня с хорошим настроением? (во время ответов на вопросы делю аудиторию на 2 группы по 4 человека)

    Кто знает 2 языка?

    Кто работает в 1 классе?

    Кто знает как расшифровывается слово УУД?

    Мы с вами часто слышим про универсальные учебные действия. Давайте попробуем разобраться, что же это такое. Как вы понимаете слово УНИВЕРСАЛЬНЫЙ, какие ассоциации возникают с этим словом?

    Правильно. Универсальный в переводе с латинского, означает - всеобщий, разносторонний, для всего пригодный. Эти характеристики относятся и к универсальным учебным действиям. УУД - это способы действий, которые можно перенести на любой предмет и воспользоваться в любой ситуации (вот почему они получили название универсальных).

    Давайте вспомним, какие Универсальные Учебные Действия выделяют?

    Взгляните на наш слайд, это познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные УУД.

    Познавательные УУД связаны с решением проблемы;

    Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность;

    Регулятивные обеспечивают организацию собственной деятельности;

    Личностные определяют мотивационную ориентацию.

    Мы должны формировать все эти УУД и проводить мониторинг, это обязательное требование новых стандартов. И мы зачастую пугаемся этих слов, не знаем, как это делать.

    Тема сегодняшнего мастер - класса: «Научи себя учиться: мониторинг формирование метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе»

    2. Стадия осмысления.

    - Разработчики программ говорят, что формирование УУД - процесс совсем не сложный, а естественный и гармоничный. Формирование УУД происходит в повседневной жизни, в любых ситуациях, даже самых простых. Далее демонстрирую на слайде алгоритм формирования УУД.

    Уважаемые коллеги, формирование каких УУД вы заметили на нашем уроке?

    Какое из них было ключевым на уроке?

    Все виды заданий для формирования и диагностики УУД присутствуют в учебниках. В нашем методическом комплекте это «Русский язык» авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий и «Литературное чтение» авторы В.Г.Горецкий, Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина.

    Сейчас вашему вниманию мы хотим предложить задания, взятые из учебника. Но перед этим мы поиграем в игру «Смена мест» (происходит смена членов команд)

    Работа в группах.

    Раздаются карточки с заданиями, по которым участники команд разрабатывают вопросы для мониторинга метапредметных УУД.

    Выступление групп.

    На основе формирования данных УУД можно составить мониторинг. Он проводится 3 раза в течении учебного года. Первая работа в начале учебного года (через 2 недели после начала учебы), середина учебного года и конец (апрель-май). Мониторинг проводится со вторника по четверг на 2-4 уроках. Все это оценивается в баллах, результаты отображаются в таблице.

    Вашему вниманию мы хотим представить результаты мониторинга наших учащихся, которые мы отображаем в данных таблицах (на слайде) .

    Сформированность УУД - значит (слайд ):

    Научить выполнять учебные задания, построеннные на способе действия, мышления, коммуникации

    Передать сам способ выполнения действия

    Научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости развивать его.

    3. Рефлексия

    Рецепт успешной работы в школе.

    Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кто встретится на своем пути.

    Приготовьте свои ладошки, уважаемые коллеги. Продемонстрируйте результат действия двух ладоней. Похлопайте в ладоши себе и окружающим. Спасибо за внимание.