Болезни Военный билет Призыв

Училище правоведения. Императорское училище правоведения

Принц Петр Георгиевич Ольденбуогский. Портрет, бывший в зале на младшем курсе Училища Правоведения.

Принц обращается с письмом к Императору Николаю I, излагая причины, побудившие его заняться этой проблемой. Он предлагает на свои средства создать Училище Правоведения, в котором будут обучаться, и воспитываться будущие судьи, адвокаты, юристы.

Император не только соглашается с предложением Принца, но и решает немедленно исполнить задуманное П.Г. Ольденбургским. Письмо было передано графу Сперанскому, который вместе с Принцем выработал проект Устава и штатов Училища правоведения. Училище должно было состоять в ведении министерства юстиции России.

Проект Устава и штатов был рассмотрен в Департаменте законов Государственного совета с участием министров народного просвещения и юстиции. И 9 мая 1835 года Высочайшим Указом Сенату “О приведении Устава и штатов Училища в исполнение” было учреждено Училище правоведения, которое в Уставе именовалось Императорским, а Принцу было поручено сделать все необходимое для подготовки помещения и устройства его к занятиям. Петр Георгиевич приобрел старинный барский дом, находившийся на набережной реки Фонтанки, напротив Летнего сада, и поручил известному архитектору Стасову работы по переустройству здания.

Фасад здания Императорского Училища Правоведения. Фото 1900 г.

5 декабря 1835 года состоялось торжественное открытие, на котором присутствовал Император Николай I с цесаревичем, а 7 декабря начались классные занятия. Первым директором училища был назначен Семен Антонович Пошман, статский советник, первым инспектором был профессор Лицея барон Егор Васильевич Врангель.

Училище было закрытым учебным заведением. Закрытость была обусловлена особым отношением к нравственному воспитанию юношества, а для этого требовался бдительный непосредственный надзор и время, достаточное для того, чтобы оказать глубокое влияние в укоренении принципов права и добра. Для этого было постановлено, чтобы поступающие в Училище были не моложе двенадцати и не старше семнадцати лет. Все воспитанники должны были помещаться в доме самого Училища. Воспитанники Училища должны были носить соответствующую форму: темно-зеленый мундир и треугольную шляпу. Воспитанники старшего класса носили шпаги.

Вид на Училище Правоведения со стороны реки Фонтанки.

В Училище принималось не более 100 человек и только из сословия российского потомственного дворянства. Материальная обеспеченность, которую имели дворяне, представлялась Принцу основой независимости и честности будущих правоведов. В отношении прав и преимуществ, получаемых его выпускниками, оно было уравнено с Царскосельским Лицеем. Полный курс обучения составлял 6 лет (позднее - 7лет) и подразделялся на начальный и окончательный. Программы предусматривали подготовку воспитанников с гимназического возраста до уровня университетского образования с практическим уклоном для государственной службы. Выпускники, окончившие училище с отличием, награждались чинами IX и X классов и направлялись, по распоряжению министерства юстиции, преимущественно в Канцелярии министерства юстиции и правительствующего Сената, а прочие - в судебные места по губерниям, в соответствии с успехами каждого из них.

В программу обучения, кроме предметов общего образования, (Закон Божий, церковная история, география, французский, славянский, латинский языки и др.), входило правоведение в виде пяти предметов: пропедевтика - основные начала или энциклопедия правоведения, история правоведения, Российское законоведение, Римское законоведение, практическое судопроизводство.



Зал старшего курса в Училище Правоведения. Посредине мраморнвый бюст Принца П.Г. Ольденбургского - основателя Училища. В глубине зала, слева и справа от портрета Императора Николая Второго, портреты Александра Второго и Александра Третьего. В нише киот с образом и лампадой в память спасения Царской Семьи в Борках 17 октября 1888 года.

При училище была создана библиотека, состоявшая из юридической и художественной литературы, как на русском, так и на иностранных языках. В библиотеке так же, собирался материал об официальной жизни и быте воспитанников, ставший затем основой для создания Правоведческого музея. Была основана правоведческая касса, членами которой были бывшие воспитанники училища и посторонние лица, сочувствующие делу юридического образования и жертвующие деньги для поддержки тех воспитанников, которые не в состоянии были платить за учебу. Кроме того, касса оказывала помощь бывшим воспитанникам, которые по болезни или по старости не имели возможность содержать себя.

Для преподавания в Училище приглашались лучшие профессора и правоведы города: знаменитый юрист В.Д. Спасович, “отец русского гражданского права” Д.И. Мейер, известный криминалист Н.С. Таганцев, юрист-международник Ф.Ф. Мартенс, адвокат А.Ф. Кони, директор Императорского института экспериментальной медицины С.М. Лукьянов и д.р.

За все время своего существования Училище подготовило более двух тысяч правоведов. Среди них была целая плеяда выдающихся государственных деятелей и юристов, таких, как: князь Оболенский Дмитрий Александрович, Принц А.П. Ольденбургский, статс-секретарь его императорского величества, действительный статский советник, член госсовета А.С. Танеев, статс-секретарь, сенатор, министр юстиции Д.Н. Набоков, выдающийся деятель по судебному ведомству, прокурор Санкт-Петербургского окружного суда Н.Б. Якоби и многие другие. Из стен Императорского Училища выходили не только деятели судебного ведомства. Разностороннее образование, которое получали воспитанники, позволяло развиваться их природным дарованиям. Композитор А.Н. Серов, поэт А.М. Жемчужников, критик В.В. Стасов, поэт А.Н. Апухтин, гениальный композитор и драматург П.И. Чайковский, доктор медицины Н.Я. Кетчер, палеонтолог, доктор философии, переводчик “Жизни животных” Брема В.О. Ковалевский - и это далеко не все выдающиеся выпускники Императорского Училища правоведения.

Группа начальствующих лиц и преподавателей Училища Правоведения.

Основатель и попечитель Училища Принц Петр Георгиевич Ольденбургский, а затем и его сын Александр Петрович Ольденбургский прилагали много сил и средств для развития Училища, выявляли его нужды и запросы. Члены царской фамилии, сами Императоры лично, министры юстиции и другие видные государственные чиновники не обходили Училище своим вниманием и заботой, понимая значение и важность профессиональной подготовки правоведов для государства.

Церковь Училища Правоведения во имя Св. Великомученицы Екатерины, в память Августейшей матери Принца П.Г. Ольденбургского - Великой Княгини Екатерины Павловны.

Училище правоведения просуществовало 80 лет, оставив яркий след в истории русского права, русской науки, русской культуры. 18 июня 1918 года Училище решением Комиссариата народного просвещения Училище было ликвидировано, а его здание на набережной Фонтанки, было передано Агрономическому институту.

Но на этом история Императорского училища правоведения не прервалась. После перерыва, сроком 74 года, коллективом
единомышленников было принято решение создать учебное заведение были бы воссозданы и продолжены все самые лучшие Идеи и Традиции, заложенные и рожденные в Императорском училище правоведения. И в 1992 году было основано негосударственное высшее учебное заведение "ШКОЛА ПРАВА". Позднее ВУЗ получил наименование "Санкт-Петербургский институт права имени Принца П.Г. Ольденбургского. Советом установлены тесные дружеские и деловые отношения с прямым потомком Принца П.Г. Ольденбургского - Гуно фон Ольденбургом, ныне являющимся попечителем Санкт-Петербургского института права.

Медаль "За благонравие и отличные успехи в науках".

Воспитанники приюта Принцп Петра Ольденбургского и сестры милосердия у памятника П.Г. Ольденбургскому перед Марииинской больницей в день 100-летия со дня его рождения.

Государь Император Николай Александрович и Государыня Императрица Александра Федоровна в Училище 10 марта 1900 г.

Георгий Алексеевич Римский-Корсаков среди воспитанников Училища Правоведения состава 75-го выпуска. Фото 1910 г.




Воспитанники 2-го кл. 75 вып. Училища Правоведения с воспитателем, статским советником Ю.К. Кузьминым. Фото: 1912-1913 гг.

Текст взят с сайта:

Императорское училище правоведения - одно из наиболее престижных высших учебных заведений дореволюционной России.

Основано указом Николая I от 9 (21) мая 1835 г. по идее и на средства принца Петра Ольденбургского (племянник царя) и при тесном участии М. С. Сперанского, с целью воспитания юридически компетентных кадров для административной и судебной деятельности. Петр Георгиевич Ольденбургский, назначенный попечителем училища, приобрел для него за 700 000 рублей дом сенатора Неплюева на набережной Фонтанки, 6 (напротив Летнего сада), который был перестроен архитекторами А. И. Мельниковым и В. П. Стасовым. 5 (17) декабря 1835 года состоялось открытие училища.

Училище было закрытым учебным заведением, имевшим статус «перворазрядного» и уравненным с Царскосельским лицеем. Оно состояло в ведомстве Министерства юстиции. Управлялось оно попечителем, директором, инспектором классов, советом (попечитель, директор, инспектор, 3 профессора и воспитатель) и хозяйственным правлением (директор, инспектор и воспитатель). В него принимались юноши от 12 до 17 лет, только из потомственных дворян; всего воспитанников было не более 100. Воспитанники училища - в просторечии «правоведы» - носили желто-зеленый мундир и треугольную шляпу, зимой -пыжиковую шапку (отчего получили прозвище «чижиков-пыжиков»); воспитанники старшего класса носили шпаги.
Воспитанники делились на казенных и своекоштных; те и другие обязаны были прослужить после выпуска 6 лет в ведомстве министерства юстиции. Полный курс обучения был сначала определен в 6 лет, с подразделением на две ступени: 2 начальных и 4 окончательных класса. С 1838 г. курс был установлен в 7 лет с подразделением на 4 общеобразовательных класса (с гимназической программой) и 3 специальных. С 1847 г. при училище были учреждены приготовительные классы (с 1856 г. — трехлетние). В приготовительных и начальных классах полностью проходили гимназическую программу (однако греческий язык был заменен естествоведением); на специальных курсах проходили энциклопедию законоведения (начальный курс права), затем права церковное, римское, гражданское, торговое, уголовное и государственное, гражданское и уголовное судопроизводство, историю римского права, международное право, судебную медицину, полицейское право, политическую экономию, законы о финансах, историю вероисповеданий, историю философии в связи с историей философии права. Расход по содержанию училища в конце XIX века составлял 225 000 р. ежегодно; из них 90 000 отпускалось из казначейства, а остальная сумма возмещалась платой за содержание воспитанников.

Выпускники, окончившие училище с отличием, получали чины IX и X классов (титулярного советника и коллежского секретаря) и направлялись преимущественно в канцелярии Министерства юстиции и Сената; прочие направлялись в судебные места по губерниям, в соответствии с успехами каждого.

При училище была создана библиотека, а затем и музей истории училища. Воспитанники, которые не в состоянии были платить за учебу, получали вспомоществование из Правоведческой кассы (основана в 1885 г.), членами которой были прежде всего бывшие воспитанники училища - в большинстве высокопоставленные сановники.

В числе преподавателей училища были такие видные юристы, как А. Ф. Кони, адвокат В.Д. Спасович, «отец русского гражданского права» Д. И. Мейер, известный криминалист Н. С. Таганцев, юрист-международник Ф. Ф. Мартенс и др.

За все время своего существования училище подготовило более двух тысяч правоведов. Среди них была целая плеяда выдающихся государственных деятелей и юристов, таких как Н. С. Арсеньев, И. П. Закревский, К. К. Пален, К. П. Победоносцев, И. Г. Щегловитов, кн. Д. А. Оболенский, А. С. Танеев, Д. Н. Набоков, Н. Б. Якоби, И.Л. Горемыкин и др.

Из стен этого заведения выходили не только выдающиеся юристы. Разностороннее образование, которое получали воспитанники, позволяло развиваться их природным дарованиям. Композитор А. Н. Серов, поэт А. М. Жемчужников, критик В. В. Стасов, поэт А. Н. Апухтин, гениальный композитор П. И. Чайковский, писатели И. С. Аксаков и кн. В. П. Мещерский, доктор медицины Н. Я. Кетчер, палеонтолог, доктор философии В.О. Ковалевский, шахматист А.А. Алехин — вот далеко не все знаменитые выпускники училища.

Училище Правоведения

Здание Училища правоведения

С. К. Зарянко. Зал училища правоведения с группами учителей и воспитанников, 1840.

Здание училища в наши дни

Императорское училище правоведения - одно из наиболее престижных высших учебных заведений дореволюционной России.

История

Училище было ликвидировано 18 июня 1918 года решением Комиссариата народного просвещения; его здание было передано Агрономическому институту.

В советское время многие выпускники были репрессированы (см. Дело лицеистов).

В настоящее время наследником традиций Училища правоведения считается созданный в г. Санкт-Петербургский институт права имени Принца П. Г. Ольденбургского.

С 2003 года в здании Училища правоведения (наб. Фонтанки дом 6) находится Ленинградский областной суд.

Ссылки

  • «Императорское Училище Правоведения и Правоведы в годы мира, войны и смуты ». Составитель - воспитанник 78-го выпуска Николай Пашенный. Издание Комитета Правоведской Кассы. Мадрид, 1967, 457 с., с илл. Тираж 200 экз. Наиболее полный труд, изданный последними Правоведами, по истории Училища Правоведения. Полный алфавит всех Правоведов - 2 580 фамилий и их краткие биографии.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Училище Правоведения" в других словарях:

    Училище правоведения - Училище правоведения, привилегированное высшее юридическое закрытое учебное заведение для детей дворян. Основано в 1835 по инициативе М. М. Сперанского. Курс обучения 6 лет, с 1838—7 лет: 4 младших класса общеобразовательные с гимназической… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Привилегированное высшее юридическое закрытое учебное заведение для детей дворян. Основано в 1835 по инициативе М. М. Сперанского. Курс обучения 6 лет, с 1838 7 лет: 4 младших класса общеобразовательные с гимназической программой, старшие… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    См. Правоведения училище …

    Училище правоведения - привелегированное высшее юридическое заведение для детей дворян (1835 1917 гг.). Основано по инициативе М.М. Сперанского. За годы существования окончило более 2 тыс. юристов. (Образовательная сфера. Авт. сост. А.Л. Кураков. Под редакцией Л … Педагогический терминологический словарь

    Вид на Училище Правоведения со стороны реки Фонтанки. Почтовая открытка, написанная в 1901 г. правоведом Всеволодом Кеппеном … Википедия

    Здание Училища правоведения С. К. Зарянко. Зал училища правоведения с группами учителей и воспитанников, 1840. Здание училища в наши дни Императорское училище правоведения одно из наиб … Википедия

    В 1720 г. Петр Великий, заботясь о подготовлении знающих и опытных чиновников, повелел, чтобы при коллегиях состояли для этой цели юнкеры, которые в известные дни должны были еще посещать особую школу, учрежденную при сенате. В 1763 г. школа эта … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Перворазрядное закрытое учебное заведение; учреждено в 1835 г., по мысли и на средства принца Петра Георгиевича Ольденбургского, для образования благородного юношества на службу по судебной части. По Высочайше утвержденному 29 мая 1835 г. уставу … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Сборник воспоминаний памяти В. В. Стасова , . Издание начала ХХ века. Санкт-Петербург, Прометей. Новодельный профессиональный переплёт. Кожаный бинтовой корешок, кожаные уголки. Узорный круговой обрез. 14 фототипий, кантата Спендиарова,…

На фотографии датированной 1864 годом мы видим молодого человека в формево многом подобной мундиру чиновникатех лет. Стоячий воротник, обшлагана рукавах и пр. все это говорит, что молодой человек мог учиться в Царскосельском лицеи или в училище Правоведения.В целом учащиеся в этих учебных заведенияхимели очень схожую форму. Различалась она цветом воротника и обшлага на рукавах. У лицеистов это был красный цвета у правоведов светло-зеленый при одинаковом темно-зеленом цвете самой формы. Но на черно-белых фотографияхэти цвета чаще всего не отличить. Поэтому остаются только пуговицы. У лицеистов на пуговицах был изображен государственный герб а у правоведов -“сенатский чекан” (Сто́лп зако́на — историческая российская эмблема правоохранительных органов, представляющая собой увенчанную короной колонну с прямоугольным щитком с надписью «закон»). При детальном изучении фотографии пуговицы этого молодого человека были определены как “правоведческие”. Он обучался в училище Правоведения в Санкт-Петербурге.

“Чижик-Пыжик”-легенда.

В Интернете гуляет расхожая легенда о том, что куплеты о знаменитом в Санкт-Петербурге Чижике-Пыжике ассоциируются с учащимися Императорского училища правоведения якобы за их форму с ярко-зелеными воротниками и обшлагами, которая напоминала оперение чижика вкупе за их непомерную гордыню и пристрастие учеников старших курсов к непомерному употреблению спиртных напитков. Конечно, подобная дразнилка могла иметь место, ведь учащимся привилегированного учебного заведения завидовали многие. Но вероятность того что эта ассоциация родилась конкретно в отношении этого учебного заведения очень мала. Этимология образа гораздо “Чижика-Пыжика” старее, чем это знаменитое училище. Ведь пародию «Гнедич, Гнедич! где ты был? На Кавказе …(далее не очень приличный текст)» мы встречаем в письме А. Е. Измайлова фельетонисту Павлу Лукьяновичу Яковлеву, написанном 16 ноября 1825 т.е. за десять лет до того, как появилось училище правоведения. Да и на картине “Зал Училища правоведения с группами учителей и воспитанников”(1840г.) художника С.К.Зарянко мы видим строгие мундиры менее всего походящие на оперение чижа. А пыжиковую шапку они отродясь никогда не носили.

Немного истории.

Императорское училище Правоведения было торжественно и с большой “помпой” открыто 5-го Декабря 1835 года в присутствииГосударя Императора Николая I с Наследником Цесаревичем Александром Николаевичем, Великого Князя Михаила Павловича и высших государственных сановников. Училище было открыто в связи с острой потребностью в квалифицированныхи качественных кадров в области государственного управления и в частности для улучшения личного состава в судебных местах. Огромная роль в создании этого учебного заведения лежит на плечах Принца П.Г.Ольден6бургского. В 1834 году Принц передал Государю Императору (своему дяде) письмо с подробно разработанным проектом нового «Училища Правоведения» вместе с обещанием пожертвовать сумму, необходимую на приобретение дома и первоначальное обзаведение училища. Письмо принца с проектом, от 26 октября 1834 года, государь передал М. М. Сперанскому, с надписью: «благородные чувства принца достойны уважения. Прошу, прочитав, переговорить с ним и мне сообщить, как ваши замечания, так и то, что вами с принцем условлено будет ». М.М.Сперанский совместно с принцем выработал проект Устава и штатов училища, рассмотренный затем в Департаменте законов Государственного совета с участием министров народного просвещения и юстиции.29 мая 1835 года в Государственном Совете были уже рассмотрены и утверждены выработанные принцем, совместно со Сперанским, проект и штаты училища Правоведения, и на третий день последовал Высочайший рескрипт, коим принцу вверялось устройство училища. К концу ноября того же 1835 года купленное на средства принца здание на углу Фонтанки и Сергиевской улицы (ныне улица Чайковского) было переделано и приспособлено для открытия в нём училища (при этом приобретение здания и его приспособление и обзаведение обошлись принцу более чем в 1 миллион рублей). В день открытия училища Высочайшим рескриптом принц был утверждён в звании попечителя училища и пожалован кавалером ордена св. Владимира 2 степени.

Училище Правоведения.

Созданное учебное заведение было элитным. В него имели право поступать только дети потомственного российского дворянства, внесенного в шестую часть родословной книги, дети военных чинов не ниже полковника, гражданских - не ниже статского советника (V -класс). В конце XIX и начале XX веков, когда в России подули ветры перемен, в училище стали принимать детей чиновников Войска Донского, детей дворян-кавказцев, детей судей, делались и исключения для других сословных групп.

В первом уставе принятом 29 Мая 1835 г. (ст. стиль) первый параграф четко определял назначение училища “Для образования юношества на службу по части судебной, учреждается в Санкт-Петербурге Императорское Училище Правоведения ”.Поступающие в училище должны были быть не моложе 12-ти и не старше 17-ти лет. Интересно, что поступающие должны
были представить кроме других документов специально оговоренную справку о привитии оспы.Поступающие должны были пройти совсем не простые испытания - письменные и устные по Русскому, Немецкому и Французскому языкам, арифметике, истории, географии и обществоведению (простите за неологизм). Ученики были казеннокоштными, т.е. за которых платило государство и своекоштными за которых платили родители. В уставе 1838 года говориться, что “На казенное содержание принимаются в Училище дети дворян недостаточного состояния ”. У обеих групп учеников были равные права и обязанности и в частности и те и другиедолжны были прослужить в ведомстве Министерства Юстиции не менее 6-ти (своекоштные 4 года по уставу 1838 года) лет после окончания училища. Единственное отличие, что казеннокоштные не могли покинуть Училище самостоятельно. Уставом 1835 года образование было определено шестиклассным, включая в себя два младших класса (6-й и 5-й) и четыре старших класса. Уставом 1838 года образование было закреплено как семиклассное. Первые четыре класса (7-4) получили название “Подготовительного курса”а последние три(3-1) - “..окончательными, или собственно юридическими …”.

В подготовительных классах обучались следующим дисциплинам:1)ЗаконБожий и Церковная История, 2) Языки: Русский и Славянский, 3) Латинский, 4) Немецкий, 5) Французский, 6) История всеобщая и Российская, 7) География, 8) Математика, 9)Естественная История и Физика, 10)Логика и Психология.Факультативно преподавались Английский и Греческие языки “…тем воспитанникам, которые имеют к сему особую охоту и способности”. В “окончательных” классах преподавались следующие предметы: 1) Энциклопедия законоведения, 2) Римское право, 3)Государственное право, 4)Гражданское право и межевые законы, 5)Уголовное право, 6)Судебная медицина, 7)Судопроизводство, 8)Местные или провинциальные законы, 9) Законы финансовые и полицейские, с предварительным изложением политической экономии, 10) Юридическая практика - гражданская и уголовная, 11) сравнительное законоведение. Были и дополнительные предметы - “… разные искусства, в штат Училища поименованные”. Мы видим, что образование в Училище представляло собой комбинацию гимназического и университетского обучения.

Не взирая на привилегированность учащихся в училище (согласно параграфу 56 Устава 1838 года) допускались телесные наказания, правдатолько для учащихся младших классов. Например, применялось сечение розгами, но подобного вида наказания применялись на практике очень редко. Константин Петрович Победоносцев в своем дневнике записал следующее «30 октября. В VI классе Пьянова высекли за то, что он подменил балл. Это еще первая в нынешнем году экзекуция ».

С 1-го по 20 Июня (ст. стиль) в каждом классе проводились экзамены(“испытания ”) по пройденному в течении года материалу.На экзаменах для оценки учащихся применялась бальная система. Максимальная оценка была 12-ть баллов. Для перехода в другой класс требовалось получить оценку не ниже 8-ми баллов.Результаты экзаменов (результаты вычислялись как средняя величина результатов полугодового экзамена - “репетиции” и самого выпускного экзамена)в выпускномклассе Училища определяли, какой чиновничий класс получит выпускник.Это мог быть - IX Титулярный советник, X - Коллежский секретарь или XII - Губернский секретарь (XI - класс действовал до 1834 года). Воспитанники, успешно окончившие училище пользовались правами чиновников 1-го разряда, воспитанники уходящие из училища, неокончив обучения, из высших классов(3-1) считались чиновниками 2-го разряда. Воспитанники окончившие училище должны были в течение трех лет после окончания училища являться каждый год в Училище (или в университеты и гимназии в других городах) для испытания в тех предметах, которые будут назначены Советом Училища.

Форма

Первое формальное описание формы учащихся встречается в уставе 1838 года в виде двух параграфов.

64. Воспитанники имеют мундир темно- зеленый с светло-зеленым суконным ворот-ником и обшлагами и с черною выпушкой на воротнике. Пуговицы золоченые, с изобра-жением Сенатского чекана; панталоны по цвету мундира; шляпа треугольная. Воспитан-ники окончательного курса имеют па воротнике мундира по одной золотой петлице, а начального курса по одной серебряной. Воспитанникам старшего или 1 класса, предоставляется право носить пехотные шпаги без темляка.

65. В самом Училище воспитанники носят куртки такого же цвета, как в мун-дир, с разрезным воротником без петлиц. Старшие в классах имеют на оном особое отличие. Панталоны при куртках в зимнее время полагаются суконные серые, а в летнее нанковые такого же цвета. Все воспитанники имеют тёмно-зелёные шинели, с светло-зелёным суконным воротником .”

Высочайшее утвержденное описание формы одежды воспитанников Императорского Училища Правоведения.

Головной убор.

Шляпа по образцу, Высочайше утвержденному для чиновников гражданского ведомства, с золотою пет-лицею.

Полукафтан — тёмно-зелёного сукна, однобортный; полы, смотря но росту воспитанников, от семи до де-вяти вершков от талии, так чтобы нижний край был па четыре вершка выше колена. Сзади полы заходят одна на другую на один вершок; ширина лифаодин и три четверти вершка. От лифных пуговиц, вдоль пол, имеются карманы, прикрытые продольными кла-панами (темно-зеленого сукна с светло-зеленою выпуш-кою) длиною в пять вершков. Пуговиц всего спере-ди девять, на обшлагах шесть, па лифе две и на концах карманных клапанов две.

Воротник скошенный, светло-зеленого сукна, с чер-ною суконною выпушкою по верху и по откосам, с одною петлицею — для старшего курса из золотого га-луна, для младшего—из серебряного.

Обшлага без клапанов. Светло-зеленого сукна. Старшие воспитанники в классах получают по три пет-лицы, а подстаршие по одной петлице на каждом обшлаге из того же галуна, из которого имеют петлицу на воротнике.

Подкладка темно-зеленая.

Для воспитанников 1-го класса, коим полагается шпага, идет, на три вершка ниже тальи, на левом боку, поперечный прорез в полтора вершка.

Шаровары — суконные темно-зеленые. Вверху пояс, к которому пришиваются шаровары небольшими складками. Спереди имеется прорезь, а по бокам кар-маны.

Плащ—темно-зеленого сукна, но образцу, Высочайше утвержденному, но без погонов; по бокам воротни-ка светло-зеленые суконные петлицы с пуговицами.

Подкладка черная тифтиковаяподвесь плащ.

Шпаги — для воспитанников 1-го класса остаются прежнего образца.

Куртка с брюками,-для домашнего употребления, остаются без изменений.

Фомой гордились. Она показывала всем окружающим высокий статус того, кто ее носил. Вот что вспоминал Модест Чайковский о своем знаменитом брате «…Но была одна деталь в форме, которую Петр любил и которой гордился, — фетровая шляпа с золотой петлицей. Правоведская треуголка для массы окружена почти таким же ореолом великосветскости, как каска пажа и красный воротник лицеиста. Я упоминаю здесь об этом потому, что это неосновательное предубеждение породило и некоторый оттенок тщеславия в самих правоведах и имело, хотя и слабое, но несомненное значение в жизни Петра Ильича этого периода ».

Понятно, что достаток учащихся был разный, поэтому и форменная одежда выглядела по-разному у детей богатых родителей и не очень. Вот что вспоминает Стасов Владимир Васильевич. “По неизменному правилу всех казенных училищ, мы получали от нашего училища все платье и белье. В этом ни исключений, ни разницы никакой не существовало. Но теплую шинель должен был себе заводить каждый сам. Что это такое значило? И на что это нужно было? Неужели при остальных громадных расходах мог составить великую важность расход на несколько шинелей? Стоило только записать в смету эту ничтожную добавочную трату -- и единым почерком пера, без всяких разговоров, она была бы утверждена. Но этого не случилось, и теплые шинели у целого училища были -- свои. Что же из этого произошло? То, что разные папеньки и маменьки почувствовали потребность не ударить лицом в грязь со своим сынком и шили ему великолепную шинель с бобровым воротником и отворотами, с ярко сияющими золочеными пуговицами "совершенно как у настоящего гвардейского офицера". И все, и маменька, и папенька, и сынок чванились и парадировали, когда приходило воскресенье, и их "Alexandre" или "Georges", дождавшись конца обедни, молодецки набрасывал пышную свою шинель на плечи и триумфатором сбегал по лестнице на подъезд. На что нужно было давать повод к этому дурацкому чванству, на что надо было терпеть его? Иные бедные провинциалы уже и так насилу справлялись с тем, чтоб из своей далекой и бедной глуши послать в Петербург своего мальчика и устроить его в знаменитом Училище правоведения, а тут не угодно ли еще добывать ему шинель, да еще непременно "с меховым воротником"! Наконец бедные провинциалы кое-как справили ее, они воображали, что их Сережа или Евграфушка и нивесть как счастлив с этой шинелью, так тяжело им доставшейся. Но они того не знали, сколько насмешек и хохота родила потом эта самая шинель, с ее кошачьим или собачьим крашеным, на манер соболя или бобра, воротником, как над нею потешались те дрянные мальчишки с холопскими понятиями, которых в каждом училище всегда наверное целая куча. Вы скажете: какие пустяки! какие ничтожные, ничего не значащие уколы пустейшему самолюбию! -- Да, незначащие; однако самолюбие это есть, и уколы ему, ох, как больны, особливо в первые, свежие годы, да еще так часто, так регулярно -- всякую неделю, всякое воскресенье, именно в ту минуту, когда надо отправляться домой, к родственникам или родителям. И ни за что не смей им рассказать, что вот как из-за этой проклятой шинели надо было их выгораживать, их защищать -- нет, тут будь с ними мил, и приятен, и весел. Сколько конфиденций подобного рода слышал, наверное, каждый из нас в откровенную минуту дружбы!

Императорское училище правоведения - одно из наиболее престижных высших учебных заведений дореволюционной России.

Императорское
училище правоведения
Девиз «Respice finem» (Предусматривай цель)
Год основания 1835
Год закрытия 1918
Тип мужское учебное заведение закрытого типа
Расположение Российская империя Российская империя , Санкт-Петербург ,
Набережная р. Фонтанки , 6
Изображения на Викискладе
Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 781510384260006 (ЕГРОКН)
объект № 7810664000 (БД Викигида)

Училище было открыто в декабре 1835 года и уже в 1840 году состоялся первый выпуск на государственную службу 14 чиновников. Всего за годы существования училища до начала 1918 года подготовлены более 2000 профессионалов, оставивших заметный след в общественной и культурной жизни России.

История

До начала XIX века

Петр Георгиевич Ольденбургский, назначенный попечителем училища, приобрел для него у наследников сенатора И. Н. Неплюева дом на набережной реки Фонтанки , 6 (напротив Летнего сада), за 700 000 рублей . Дом был перестроен архитекторами А. И. Мельниковым и В. П. Стасовым . Директором училища был назначен статский советник С. А. Пошман, инспектором - профессор Царскосельского лицея Е. В. Врангель . 7 декабря 1835 года , через два дня после торжественного открытия, в новом училище начались занятия.

Училище было привилегированным закрытым учебным заведением и по статусу было уравнено с Царскосельским лицеем. В него принимались до 100 сыновей потомственных дворян в возрасте от 12 до 17 лет. Училище было платным, но за обучение казённокоштных учеников плата вносилась казной.

Время обучения было сначала определено в 6 лет, но с 1838 года было увеличено до 7 лет с подразделением на два курса: младший - гимназический (VII, VI, V и IV классы) и старший - университетский (III, II и I классы). С при училище были учреждены приготовительные классы (с - трехлетние).

На младшем курсе полностью проходили классическую гимназическую программу (однако греческий язык был заменен естествоведением), а на университетском - энциклопедию законоведения (начальный курс права), церковное, римское, гражданское, торговое, уголовное и государственное права, гражданское и уголовное судопроизводство, историю римского права, международное право, судебную медицину, полицейское право, политическую экономию, законы о финансах, историю вероисповеданий, историю философии, в связи с историей философии права, латынь и английский язык (по выбору ещё немецкий и французский).

Директора и воспитатели стремились поддерживать в училище почти военную дисциплину и строгий распорядок дня - по 42 звонкам .

Расписание звонков

При училище была создана библиотека, а затем и музей истории училища. В основе книжного собрания лежали 364 тома (184 произведения), приобретённые у книготорговца Смирдина к моменту открытия училища. В следующем году библиотека пополнилась полным собранием законов в 80 томах. В 1838 году для библиотеки была куплена библиотека французских книг и географических карт. Присылались в дар библиотеке издания различных учебных заведений - научные записки, диссертационные работы и другие. К 1885 году в собрании насчитывалось около 6000 книг. Библиотека выписывала общие и специальные русские и иностранные периодические издания.

Расход по содержанию училища в конце XIX века составлял 225 000 р. ежегодно; из них 90 000 отпускалось из казначейства, а остальная сумма возмещалась платой за содержание воспитанников. Для оказания материальной помощи нуждающимся ученикам и выпускникам, а также их семьям, в 1885 году был утверждён устав Правоведческой кассы , членами которой стали, прежде всего, бывшие воспитанники училища - в большинстве своём высокопоставленные сановники, платившие ежегодные или единовременные взносы.

Все выпускники обязаны были прослужить 6 лет в учреждениях министерства юстиции. Окончившие училище с отличием, получали чины IX и X классов (титулярного советника и коллежского секретаря - соответствовали штабс-капитану и поручика армии) и направлялись преимущественно в канцелярии Министерства юстиции и Сената; прочие направлялись в судебные места по губерниям , в соответствии с успехами каждого.

Отмечая деятельность по подготовке «молодых дворян к гражданской службе по судебной части », Александр III в рескрипте по случаю 50-летия училища призывал и в будущем направлять «труды свои на благовоспитание русского юношества, утверждая питомцев своих в правилах веры, правды и доброй нравственности и в неизменной преданности Престолу и Отечеству ».

За годы своего существования Училище правоведения, входившее в число немногих юридических учебных заведений России, смогло подготовить более 2000 юристов высокой квалификации .

После 1917 года

15 сентября 1917 года постановлением Временного правительства Императорское училище правоведения было подчинено Министерству народного просвещения .

18 июня 1918 года училище было ликвидировано решением уже Комиссариата народного просвещения, а его здание было передано (ПАИ). В советское время многие правоведы были репрессированы (см. Дело лицеистов).

С 2003 года в здании Училища правоведения (наб. Фонтанки дом 6) находится Ленинградский областной суд .

Руководители училища

Принц Петр Ольденбургский был попечителем училища до своей смерти в 1881 году, после чего попечителем стал его сын Александр Петрович , остававшийся на этом посту вплоть до революции.

Первым директором училища был назначен статский советник, отставной полковник С. А. Пошман, первым инспектором - профессор Царскосельского лицея барон Е. В. Врангель .

В последующие годы обязанности директора исполняли:

  • князь Н. С. Голицин , полковник (1848 - 1849 );
  • А. П. Языков , генерал-майор (1849 - 1877 );
  • И. С. Алопеус , отставной капитан, до назначения - инспектор воспитанников (1877 - 1890 );
  • А. Л. Пантелеев , генерал-лейтенант (1890 - 1897 );
  • А. И. Роговской , генерал от инфантерии (1897 - 1902 );
  • В. В. Ольдерогге, полковник в отставке (1902 - 1911 )
  • З. В. Мицкевич, генерал-майор (1911 - не ранее 1916 ).

Известные преподаватели

Известные выпускники

Музыка в истории училища

Правоведческая песнь

Правды светлой чистый пламень
До конца в душе хранил
Человек, что первый камень
Школе нашей положил.
Он о нас в заботах нежных
Не щадил труда и сил.
Он из нас сынов надежных
Для отчизны возрастил.
Правовед! Как Он, высоко
Знамя истины держи,
Предан будь Царю глубоко,
Будь врагом ты всякой лжи.
И, стремясь ко благу смело,
Помни школьных дней завет,
Что стоять за правды дело
Твердо должен правовед.

Строгая регламентация жизни и обучения в стенах училища скрашивалась для воспитанников возможностью посвящать свободное время прогулкам и спортивным играм, посещать театры и ставить собственные спектакли, которые со временем даже стали известны среди театралов города.

Особое внимание уделялось музыкальным занятиям, чему способствовало увлечение музыкой попечителя училища П. Г. Ольденбургского , по инициативе которого и в зале училища, и во дворце принца устраивались концерты профессиональных музыкантов, на которые «для образования и развития их вкуса и понятий » приглашались и учащиеся . Выступали с концертами и сами воспитанники училища, для многих из которых привязанность к музыке сохранилась на всю жизнь, а для некоторых стала её смыслом. Правовед и либеральный философ, выпускник училища 1861 года В. И. Танеев , которому в раннем детстве врач запретил брать уроки музыки, писал: «Что такое природа? Царство музыки… Без музыки человек ничто ».

С первых лет существования училища в программу обучения было включено музыкальное образование, в штат преподавателей включались учителя музыки и пения, приобретались музыкальные инструменты. По словам музыкального и художественного критика В. В. Стасова , выпускника училища 1843 года, из-за энтузиазма воспитанников училище было «наполнено музыкальными звуками от одного конца до другого » . Музыкальный энтузиазм уменьшился в 1850-е годы , когда при директоре генерал-майоре А. П. Языкове вместо гражданских воспитателей в училище появились военные с их строгими порядками и даже наказаниями учащихся розгами. Казённая атмосфера стала разряжаться в начале 1880-х годов.

В 1893 году в училище поставили отрывок из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» в сопровождении хора и оркестра.

Преподаватели музыки

Первым и «главным музыкальным двигателем» в училище был преподаватель музыки Карл Яковлевич Карель , которого в 1853 году сменил Франц Давыдович Беккер (1853-1863). После 1838 года лучшим ученикам стал давать уроки игры на фортепиано пианист и композитор Адольф Львович Гензельт . С 1863 года до начала 1900-х годов. учителем фортепианной игры был Ф. Ф. Дей , с 1901 г. - Э. В. Клозе , с 1910 г. -