Болезни Военный билет Призыв

Учебное пособие м ф фомичева. Краткие сведения о развитии речи ребенка. Профилактика нарушений речи у детей

Анотация: Статья адресована учителям-логопедам дошкольных учреждений. В ней представлен многолетний опыт работы по автоматизация звуков на начальных этапах обучения с помощью звуковых символов по методике М.Ф.Фомичёвой. Коллегам предлагается взять на вооружение один из способов работы с детьми у которых нарушено звукопроизношение. Данная методика подойдёт для автоматизации любого поставленного звука.

Вот звук поставлен. И очень часто дальнейшая работа по автоматизации сводится лишь к повторению слогов и слов за логопедом,что приводит к скучному занятию.Поэтому предложенный вариант автоматизации звука с рисованием и одновременным проговариванием слова заинтересует ребёнка и разнообразит процесс обучения.

Лучше, если эта работа будет проводиться в рабочей тетради дошкольника, так как отработанный материал с логопедом, в дальнейшем, родители смогут повторить и закрепить домашних условиях.

Рассмотрим данную методику на примере звука Л.

Итак, звук поставлен. Как же его ввести в речь?

I этап. Автоматизация звука в прямых и обратных слогах

Ребёнка знакомят со звуковыми символами М.Ф.Фомичёвой.

Самолёт гудит Л-Л-Л
Аня плачет А-А-А
Оля охает О-О-О
Поезд гудит У-У-У
Медведь рычит Ы-Ы-Ы

Двигая картинки по линиям-дорожкам,ребёнок одновременно произносит слоги прямые.

Например:

«Самолёт летит к Ане Л-Л-Л- ЛА»
«Самолёт летит к Оле Л-Л-Л- ЛО»
«Самолёт летит к поезду Л-Л-Л- ЛУ»
«Самолёт летит к медвежонку Л-Л-Л- ЛЫ»
Затем отрабатывают обратные слоги:
«Аня едет к самолёту А-А-А-АЛ»
«Оля едет к самолёту О-О-О-ОЛ»
«Поезд едет к самолёту У-У-У-УЛ»
«Медведь едет к самолёту Ы-Ы-Ы-ЫЛ»

II этап: Автоматизация звука в словах

Рассмотрим данный этап работы на примере звука Л. Логопед рисует картинку и задаёт вопросы ребёнку. Возможен вариант, когда ребёнок сам рисует или раскрашивает картинку.

Примерные вопросы: «Что я рисую?», «Что закрашиваю?», «Что получилось?», «Какое слово напишу под картинкой?» и т.д.

Таким образом, ребёнок проговаривает одно слово несколько раз, происходит автоматизация звука в слове.

На странице в тетради ребёнка располагается 6 картинок вот таким способом:

Если логопед или родитель не имеют художественных навыков, (а они здесь не главные), то можно заменить рисунки готовыми картинками.

Таким способом набираются слова-картинки до тех пор,пока специалист не убедиться,что звук введён в речь на уровне слова. Как правило, подбираются сначала слова со звуком в начале слова (лампа, лупа, лодка, лыжи…,затем в середине слова c прямыми слогами (голуби, малыш, пила…) и в середине слова cо стечением согласных (платок, клубок, флаг…), лишь потом c отрабатываемым звуком в конце слова (стол, дятел, футбол…).

III этап: Автоматизация звука в предложении

Необходимо вернуться к первой картинке. Логопед предлагает ребёнку вместе составить предложение к данной картинке. Например: «Придумай имя мальчика или девочки,кто сел на лавку?» Если ребёнок затрудняется,то взрослый предлагает варианты имён: Лада или Лена?

Так параллельно развивается фонематический слух. Логопед предлагает ребёнку подиктовать фразу,а сам записывает её под уже нарисованной ранее картинкой. Здесь помимо автоматизации звука, отрабатываются грамматические категории.

Например: «Лада села на лавку».

Выглядит это вот так:

  • У Аллы алый лак.
  • Лада села на лавку.
  • Михаил нашёл ландыши.
  • Володя долго копал лопатой.
  • Павел ходил по луже.
  • Волк выл на луну.

Дальнейшие этапы автоматизации звуков могут проходить в классическом варианте. Это автоматизация звука в чистоговорках, стихах, текстах и самостоятельной речи.

Надеюсь, что данный опыт работы будет полезен коллегам. Желаю успехов!

Вольская Л.М.,
учитель-логопед

Ф76Фомичева М. Ф. Ф76 Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-ся по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» -М.: Просвещение, 1989.-239 с.: ил. 1SВN 5-09-000901-5 В пособии даются общие сведения о нарушениях речи у детей дошкольного возраста, раскрываются содержание и методика коррекционной работы; основное внимание уделено профилактике и коррекции недостатков звукопроизношения.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Повышение эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования, улучшение качества профессиональной подготовки педагогов, в том числе и воспитателей детских садов. В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. «Программа воспитания и обучения в детском саду» четко определяет задачи развития речи детей для разных возрастных этапов и предусматривает предупреждение и исправление ее нарушений. Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. В связи с этим в учебных планах педучилищ серьезное внимание уделяется совершенствованию речи самих учащихся. Вместе с тем большое место отводится изучению методики развития речи детей. Данное пособие призвано помочь учащимся в овладении специальными знаниями, а также практическими навыками работы по предупреждению и устранению дефектов речи у детей. Оно подготовлено на основе программы курса «Практикум по логопедии» с учетом новых исследований в области логопедии, смежных наук и передового опыта работы дошкольных учреждений. В пособии освещены следующие вопросы: нарушения звукопроизношения и их исправление, участие воспитателя в коррекции нарушений речи у детей, работа воспитателя по формированию у дошкольников правильного произношения, работа воспитателя с родителями, взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда. В дошкольных учреждениях логопедическая работа проводится по двум основным направлениям: коррекционному и профилактическому. Воспитателю необходимо знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения (коррекционное направление). Но еще в большей степени для педагога-практика важно профилактическое направление, которое по своим задачам и содержанию совпадает с работой по звуковой культуре речи, предусмотренной «Программой воспитания и обучения в детском саду». Поэтому последнему направлению в пособии уделено особое внимание. В процессе непосредственной работы с детьми во время педагогической практики учащиеся смогут использовать материал по выявлению недостатков звукопроизношения и осуществлению индивидуального подхода к детям, имеющим различные нарушения речи, а также разработки занятий, конкретные рекомендации по исправлению звуков, стихи, потешки, рассказы для закрепления звуков в речи. Будущим воспитателям дошкольных учреждений необходимо отчетливо представлять себе, что вся работа по формированию у детей правильной речи должна быть подчинена главной задаче подготовке к успешному обучению в школе и что успех в этой работе может быть достигнут только при тесном контакте педагогов, родителей и логопеда.

ВВЕДЕНИЕ В ЛОГОПЕДИЮ

ЛОГОПЕДИЯ КАК НАУКА Хорошая речь важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка (подробно о различных нарушениях речи см. в соответствующих разделах). Изучением речевых нарушений, их предупреждением и преодолением путем воспитания и обучения занимается специальная педагогическая наука - логопедия .Предмет логопедии - изучение нарушений речи и методов их устранения.Задачи логопедии - определение причин и характера речевых нарушений, их классификация, разработка эффективных способов предупреждения и коррекции.Методами логопедии как науки являются: - диалектико-материалистический метод, основные требования которого следующие: изучать явление в его развитии, в связях и взаимодействии с другими явлениями, выявлять моменты перехода количественных изменений в качественные и т. д.; - общенаучные методы познания, к которым относятся эксперимент, математические методы и др.; - конкретно-научные методы: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение педагогической документации и др. Логопедия является отраслью педагогической науки - дефектологии, изучающей особенности развития, воспитания, обучения и подготовки к трудовой деятельности детей с физическими, психическими и речевыми недостатками. Логопедия тесно связана со смежными науками. Поскольку объектом исследования и воздействия является ребенок, логопедия тесно связана с дошкольной педагогикой. Для развития речи большое значение имеют степень сформированности таких психических процессов, как внимание, восприятие, память, мышление, а также активность поведения, изучением которых занимается общая и возрастная психология. Изучение причин речевых нарушений, их устранение, обучение и воспитание детей с дефектами речи опирается на данные физиологии, которая является естественнонаучной базой общей и специальной педагогики. Развитие речи ребенка тесно связано с влиянием окружающих, с условиями, в которых он живет. Поэтому логопедия связана с социологией, которая занимается изучением социальной среды. В процессе развития ребенок овладевает важнейшим средством общения людей - языком: системой фонетических, лексических и грамматических средств, необходимых для выражения мыслей, чувств. Таким образом, логопедия тесно связана с наукой о языке - лингвистикой. Знание логопедии помогает педагогу успешно решать две важные задачи: профилактическую, направленную на формирование у детей правильной речи, и коррекционную, предусматривающую своевременное выявление нарушений речи и помощь в их устранении. Для успешного решения этих задач необходимо также учитывать закономерности нормального развития детской речи, активно и правильно руководить этим процессом.Вопросы 1. Что составляет предмет логопедии, каковы его задачи и методы? 2. С какими науками связана логопедия? 3. Для чего воспитателю необходимо изучать логопедию?КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внешней речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается речь внутренняя (речь - «думание»), которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала. «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает развитие всех компонентов устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к четырем-пяти годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте. А так как звук является смысловой единицей - фонемой лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой по развитию речи детей. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств - слух, зрение, обоняние, осязание - были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.Анализаторы - сложные нервные механизмы, производящие тончайший анализ всех раздражений, воспринимаемых организмом высших животных и человека из внешней и внутренней среды. К анализаторам относятся все органы чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания), а также специальные рецепторные аппараты, заложенные во внутренних органах и мышцах. Все вышеперечисленные факторы в значительной степени зависят от окружающей среды. Если" ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается и его физическое и психическое развитие. Большое значение для развития речи имеет психофизическое здоровье ребенка - состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние. Развитие речи начинается у ребенка с трех месяцев, с периода гуления. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, т. е. формируется импрессивная речь . Прежде всего малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. К девяти-десяти месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). К году словарь обычно достигает 10-12, а иногда и большего количества слов (баба, киса, му, бэ и др.). Уже на втором году жизни ребенка слова и звукосочетания становятся для него средством речевого общения, т. е. формируется экспрессивная речь . Речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Не следует искажать слова, имитировать детскую речь. В этот период необходимо развивать пассивный словарь (слова, которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предметами). Постепенно у малыша развивается активный словарь (слова, которые он употребляет в своей речи). К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250-300 слов. В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это простые фразы из двух-трех слов, постепенно, к трем годам, они усложняются. Активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь становится для ребенка полноценным средством общения. К пяти годам активный словарь у детей увеличивается до 2500-3000 слов. Удлиняется и усложняется фраза, улучшается произношение. При нормальном развитии речи к четырем-пяти годам у ребенка спонтанно корригируются физиологические нарушения звукопроизношения. К шести годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный по объему активный словарь и практически овладевает грамматическим строем речи.Вопросы 1. Развитие каких сторон устной речи предусматривает «Программа воспитания и обучения в детском саду»? 2. От каких факторов зависит становление речи ребенка? 3. Как развивается речь ребенка?ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ Одним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или ее произносительная сторона. Основные компоненты звуковой культуры речи: интонация (ритмико-мелодическая сторона) и система фонем (звуки речи). Остановимся подробнее на каждом.ИНТОНАЦИЯ Интонация - это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства. В письме интонация в известной мере выражается посредством знаков препинания. Интонация включает следующие элементы: мелодику, ритм, темп, тембр речи и логическое ударение. Мелодика речи - повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе. Ритм речи - равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Темп - скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых частей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы - остановки в потоке речи. В детской речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания. Тембр - эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости и т д. Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигаются путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.Логическое ударение - смысловое выделение слова во фразе путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения. Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать.речевой слух - такие его компоненты, как восприятие соответствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуковысотный слух - восприятие движений тона голоса (повышение и понижение),основные качества голоса - силу и высоту,речевое дыхание - его длительность и интенсивность.

ВОСПИТАНИЕ
У ДЕТЕЙ
ПРАВИЛЬНОГО
ПРОИЗНОШЕНИЯ
П О С О БИ Е Д Л Я ВОСПИТАТЕЛЯ
Д ЕТСК О ГО САДА

И здание 3-е, переработанное
и дополненное

Б Б К 74.113.8
Ф 76

Рецензент:
Зав. лабораторией развития детской речи
НИИ дошкольного воспитания АПН СССР,
кандидат педагогических наук Сохин Ф. А.

Фомичева М. Ф.
Ф76
Воспитание у детей правильного произношения: Посо­
бие для воспитателя дет. сада.-3-е изд., перераб. и доп.-
М.: Просвещение, 1980.-240 с., ил.
В книге оредставлена система работы по воспитанию правильного произно­
шения у детей /р аскр ы ты ее содержание и методика.
В пособии содержатся рекомендации по индивидуальной работе с детьми,
вмеющими недостатки речи.
В приложении дается иллюстративный материал, который может быть
использован на занятиях.
Третье издание дополнено и переработано. Более подробно изложена си­
стема всей работы по формированию у детей правильного произношения, прак­
тический материал дается начиная с первой младшей группы.
Книга может быть использована не только воспитателями и родителями,
во и логопедами, а такж е педагогами, работающими в специализированных
детских учреждениях.

60402-739
103(03)-80

ББК 74.113.8
372
©Издательство «Просвещение», 1980 г.

В программе КПСС подчеркивается, что «коммунистическая
система народного образования основывается на общественном
воспитании детей. Воспитательное влияние семьи на детей долж ­
но все более органически сочетаться с их общественным воспи­
танием» К
Партия и правительство поставили перед работниками про­
свещения важную задачу - обеспечить комплексный подход к
делу коммунистического воспитания подрастающего поколения.
В условиях перехода ко всеобщему среднему образованию воз­
растает ответственность дошкольных учреждений (как первой
ступени системы народного образования) за правильное воспи­
тание и всестороннюю подготовку детей к обучению в школе.
Претворяя в жизнь решения партии и правительства, воспитате­
ли должны постоянно совершенствовать формы и методы работы
по всем разделам «Программы воспитания в детском саду».
Воспитание звуковой культуры речи детей является состав­
ной частью системы работы по развитию речи.
Речь маленького ребенка формируется в общении с окружа­
ющими его взрослыми. В процессе общения проявляется его по­
знавательная и предметная деятельность. Овладение речью
перестраивает всю психику малыша, позволяет ему восприни­
мать явления более осознанно и произвольно. Великий русский
педагог К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является
основой всякого умственного развития и сокровищницей всех
знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном разви­
тии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выска­
зывать свои мысли, тем шире его возможности в познании
действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотноше­
ния с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психи­
ческое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени
может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети,
плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становят­
ся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важ ­
ное значение имеет правильное, чистое произношение ребенком
звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная
речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут при­
вести к неуспеваемости.
Назначение книги - помочь воспитателям в их работе по фор­
мированию правильного произношения у детей, познакомить их
с формами организации этой работы, ее методикой, дать практи­
ческий материал.
1 Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., 1974, с. 124.

ВВЕДЕНИЕ

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА

Программа воспитания в детском саду предусматривает раз­
витие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя,
звукопроизношения. Словарный состав языка - это все слг за,
имеющиеся в нем. Грамматический строй определяет правила
соединения слов в предложения. Любое слово, фраза находят
свое выражение лишь с помощью тех или иных звуков. Все эти
структурные части языка теснейшим образом связаны друг с
другом. Словарь и грамматический строй развиваются и совер­
шенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и
в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение
формируется у ребенка в основном к пяти-шести годам. Поэтому
воспитание правильного произношения всех звуков родного язы­
ка должно быть закончено в дошкольном возрасте. А так как
звук является смысловой единицей лишь в слове, то вся работа
по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно свя­
зана с работой по развитию речи детей.
Речь не является врожденной способностью человека, она
формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
Д ля нормального становления речи необходимо, чтобы кора
головного мозга достигла определенной зрелости и органы
чувств ребенка - слух, зрение, обоняние, осязание- были такж е
достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи
развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов *. Все
это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если
ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обста­
новка, способствующая развитию движений и речи, задерж ива­
ется и его физическое и психическое развитие.
Д ля развития речи большое значение имеет психофизическое
здоровье ребенка - состояние его высшей нервной деятельности,
высших психических процессов (внимания, памяти, воображе1 А н а л и з а т о р ы - сложные нервные механизмы, производящие тон­
чайший анализ всех раздражений, воспринимаемых организмом высших ж и­
вотных и человека из внешней и внутренней среды. К анализаторам относят­
ся все органы чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания), а такж е спе­
циальные рецепторные аппараты,
заложенные во внутренних органах и
мышцах.

Ния, мышления), а такж е его физическое (соматическое) состо­
яние. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают
различные заболевания - диспепсии, хронические пневмонии,
хронический тонзиллит, аденоиды и др. Они ослабляют орга­
низм ребенка, снижают его психическую активность, подчас при­
водят к психофизическому инфантилизму и астенизации.
Развитие речи ребенка начинается с трех месяцев, с периода
гуления. Это период активной подготовки речевого аппарата к
произношению звуков. Одновременно происходит процесс разви­
тия понимания речи. Прежде всего ребенок начинает различать
интонацию речи, затем слова, обозначающие предметы и дей­
ствия.
К девяти-десяти месяцам ребенок произносит отдельные сло­
ва, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). Обыч­
но к году словарь возрастает до десяти-двенадцати, а иногда и
большего количества слов (баба, кис, му, бэ и др.).
Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль в
формировании ее в этот период играет четкая, неторопливая
речь взрослых, окружающих ребенка. Предметы надо называть
правильно, не искажая слова, не имитируя речь детей. В этот
период необходимо развивать пассивный словарь (это те слова,
которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предметом,
показывает его при назывании). Постепенно у ребенка развива­
ется активный словарь (слова, которые он употребляет в своей
речи). К двум годам активный словарь у детей насчитывает
250-300 слов. В это же время формируется и фразовая речь.
Сначала это простые фразы из двух-трех слов, постепенно к
трем годам они усложняются. Активный словарь достигает
800- 1000 слов. Речь становится уже полноценным средством
общения. К пяти годам активный словарь у детей увеличивает­
ся до 2500-3000 слов. Ф раза удлиняется и усложняется, улуч­
шается произношение. При нормальном развитии речи к пяти­
шести годам у ребенка спонтанно корригируются физиологиче­
ские нарушения звукопроизношения.
К семи годам ребенок правильно произносит все звуки род­
ного языка, имеет достаточный активный словарь и практически
овладевает грамматически правильной речью.
Воспитателю необходимо знать закономерности нормального
развития детской речи, активно и правильно руководить этим
процессом.
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ

Одним из разделов общей культуры речи, которая характе­
ризуется степенью соответствия речи говорящего нормам лите­
ратурного языка, является произносительная сторона речи, или
звуковая ее культура. Основными компонентами произноситель­
ной стороны речи являются ритмико-мелодическая сторона речи

(интонация) и звуки речи (система фонем). Остановимся под­
робнее на каждом из них.
ИНТОНАЦИЯ

Под интонацией понимается совокупность произносительных
средств, которыми выражаются смысловые отношения и эмоци­
ональные оттенки речи. Интонация включает ритм, темп, тембр
и мелодику речи. Мелодика речи - это повышение и понижение
голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во
фразе. Ритм речи - это равномерное чередование ударных и
безударных слогов, различных по длительности и силе голоса.
Темп - это скорость произнесения речи. Он может быть уско­
ренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоци­
ональной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи
снижается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе
речь теряет свою выразительность. Д ля подчеркивания смысло­
вых частей высказывания, а такж е для отделения одного выска­
зывания от другого используются паузы - остановки в потоке
речи. В детской речи часто наблюдаются паузы, связанные с
несформированностью речевого дыхания, с неумением ребенка
распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказы­
вания. Тембр - эмоциональная окрашенность высказывания, вы­
ражаю щ ая различные чувства и придающая речи многообраз­
ные оттенки: удивления, грусти, радости и т. д. Тембр речи, ее
эмоциональная окрашенность достигается путем изменения вы­
соты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.
Логическое ударение - смысловое выделение слова во фразе
усилением голоса в сочетании с увеличением длительности про­
изнесения.
Д ля формирования у детей ритмико-мелодической стороны
речи необходимо развивать:
речевой слух - такие его компоненты, как восприятие соот­
ветствующего ситуации темпа и ритма речи, а такж е звуковы­
сотный слух - восприятие движений тона голоса (повышение и
понижение);
основные качества голоса - силу и высоту;
речевое дыхание- его длительность и интенсивность.
GHCTEMA ФОНЕМ

В любом языке существует определенное количество звуков,
которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет
значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая
различать одно слово от другого (дом, ком, том, лом, сом). Т а­
кой звук-смыслоразличитель называется фонемой. Все звуки речи
различаются на основе артикуляторных (разница в образовании)
и акустических (разница в звучании) признаков.

Звуки речи являются результатом сложной мускульной рабо­
ты различных частей речевого аппарата. В их образовании при­
нимают участие три отдела речевого аппарата: энергетический
(ды хательны й)- легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань;
генераторный (голосообразующий) - гортань с голосовыми связ­
ками и мышцами; резонаторный (звукообразующий) - полость
рта и носа. Взаимосвязанная и координированная работа трех
частей речевого аппарата возможна лишь благодаря централь­
ному управлению процессами рече- и голосообразования, т. е.
процессы дыхания, голосообразования и артикуляции регули­
руются деятельностью центральной нервной системы. Под ее
влиянием осуществляются действия на периферии. Так, работа
дыхательного аппарата обеспечивает силу звучания голоса; ра­
бота гортани и голосовых связок - его высоту и тембр; работа
ротовой полости обеспечивает образование гласных и согласных
звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции.
Носовая полость выполняет резонаторную функцию - усиливает
или ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость и полет­
ность.
В образовании звуков принимает участие весь речевой аппа­
рат (губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник,
полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафраг­
ма). Источником образования звуков речи служит струя возду­
ха, идущая из легких через гортань, глотку, полость рта или но­
са наружу. В образовании многих звуков участвует голос.
Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через голо­
совые связки. Если они не напряжены, раздвинуты, то воздух
проходит свободно, голосовые связки не вибрируют, и голос не
образуется, а если связки напряжены, сближены, струя воздуха,
проходя между ними, колеблет их, в результате чего образуется
голос. Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Эти
полости разделяет нёбо, передняя часть которого - твердое нё­
бо, а задняя часть - мягкое нёбо, заканчивающееся маленьким
язычком. Наибольшую роль в образовании звуков играет рото­
вая полость, так как она может менять свою форму и объем
благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого
нёба, маленького язычка (см. рис. на с. 9).
Самыми активными, подвижными органами артикуляционно­
го аппарата являются язык и губы, которые производят наибо­
лее разнообразную работу и окончательно формируют каждый
звук речи.
«Язык представляет собой совокупность мышц, идущих в
различных определенных направлениях. Вследствие этого стро­
ения язык может принимать разные формы и производить раз­
личные движения: двигаться вперед и назад, вверх и вниз, и не
только всем телом, но и своими отдельными частями. Эта чрез­
вычайная гибкость языка и обусловливает разнообразие арти­
куляций, дающих всевозможные акустические эффекты, воспри­

Нимаемые нами как различные звуки речи. В языке различают
кончик, тело и корень языка. При классификации звуков речи
вводятся такж е условно-фонетические понятия передней, сред­
ней и задней части спинки языка» ".
Каждый отдельный звук характеризуется только ему прису­
щей комбинацией характерных различительных признаков, как
артикуляционных, так и акустических. Знание их необходимо
для правильной организации работы по формированию звуко­
произношения. Разберем артикуляционные признаки звуков
речи, знание которых дает возможность воспитателю при работе
по звукопроизношению фиксировать внимание детей на опреде­
ленных движениях отдельных органов артикуляционного аппа­
рата.
Артикуляционные признаки звуков речи

По наличию или отсутствию преграды в ротовой полости
звуки делятся на г л а с н ы е и с о г л а с н ы е.
Разное звучание гласных и согласных звуков зависит в ос­
новном от того, что полость рта может менять свою форму и
объем благодаря наличию подвижных органов артикуляционного
аппарата: губ, нижней челюсти, языка, мягкого нёба, а такж е
от работы гортани.
При образовании гласных (а, 9, о, и, у, ы) выходящая струя
воздуха не встречает в ротовой полости преграды. И наоборот,
при образовании согласных выходящая струя воздуха встречает
в ротовой полости различные преграды.
По участию в артикуляции мягкого нёба звуки делятся на
н о с о в ы е и р о т о в ы е. При образовании носовых звуков
(м, н) мягкое нёбо опущено, воздух проходит через нос. При
образовании ротовых звуков (все остальные) мягкое нёбо при­
поднято, маленький язычок прижат к задней стенке глотки, воз­
дух попадает только в ротовую полость.
По работе голосовых связок звуки делятся на г л а с н ы е,
сонорные (звучные), звонкие и глухие соглас­
н ы е. При образовании гласных, сонорных согласных (л, м, н,
p , j) и звонких согласных (в, з, ж, б, д, г) голосовые связки со­
мкнуты и вибрируют, при этом образуется голос.
При образовании глухих согласных (ф, с, ш, п, т, к, х, ц,
ч, щ) голосовые связки раскрыты, не вибрируют и голос не об­
разуется.
Все согласные звуки делятся еще на две группы: по месту
образования (т. е. какой подвижный орган - язык или губы -
образуют преграду для выходящей струи воздуха) и по способу
образования (т. е. в форме чего - смычки, щели и т. п. - обра­
зуется преграда). Это необходимо знать, чтобы правильно под1 Матусевич М. И. Введение в общую фонетику. М., 1959, с. 29-30.

Альбомы фадоонёбо

Средняя часть языка.
задняя часть языкам

Корень языка,

Схема артикуляционного аппарата.

Бирать материал для занятий по звукопроизношению и для про­
ведения артикуляционной гимнастики.
П о м е с т у о б р а з о в а н и я п р е г р а д ы согласные звуки
делятся на следующие подгруппы:
Губно-губные (п, б, м)\ преграда образуется нижней и верх­
ней губой.
Губно-зубные (ф, в)\ преграда образуется нижней губой и
верхними зубами.
Переднеязычные (с, з, ц, т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ)\ преграда
образуется передней частью спинки языка.
Среднеязычные (/ - й от); преграда образуется средней
частью спинки языка.
Заднеязычные (к, г, х)\ преграда образуется задней частью
спинки языка.
П о с п о с о б у о б р а з о в а н и я, т. е. по характеру пре­
грады, согласные звуки делятся на следующие подгруппы.
Щ елевые (фрикативные); органы артикуляционного аппара­
та сближаются между собой, образуя щель, в которую идет вы­
дыхаемая струя воздуха:
ф, в - нижняя губа образует щель с верхними зубами;
с, з - передняя часть спинки языка образует щель с верхнини зубами и деснами - мягкими тканями, покрывающими
альвеолярный (луночковый) край челюсти от шеек зубов и пере­
ходящими в слизистую оболочку нёба;

Ш, ж, щ - поднятый широкий кончик языка образует щель
с альвеолами или твердым нёбом. Может быть правильное зву­
чание шипящих звуков при нижней их артикуляции (кончик
языка находится за нижними зубами, а щель образуется перед­
ней частью спинки языка с альвеолами или твердым нёбом) ;
х - задняя часть спинки языка образует щель с мягким
нёбом;
У- средняя часть спинки языка образует щель с твердым
нёбом.
Смычно-взрывные (органы артикуляционного аппарата обра­
зуют смычку, а потом эта смычка с шумом взрывается выходя­
щей изо рта воздушной струей):
п, б - смычку образуют губы;
т, д - передняя часть спинки языка образует

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии.- Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.: ил.
В пособии даются общие сведения о нарушениях речи у детей дошкольного возраста , раскрываются содержание и методика коррекционной работы; основное внимание уделено профилактике и коррекции недостатков звукопроизношения.
Содержание

Предисловие.

Введение в логопедию.

Логопедия как наука.

Краткие сведения о развитии речи ребенка.

Произносительная сторона речи.

Интонация. Система фонем. Артикуляционные признаки звуков речи. Акустические признаки звуков речи. Взаимосвязь звуков русского языка. Основной принцип формирования правильного произношения.

Нарушения речи и их коррекция.

Нарушения звукопроизношения.

Общая характеристика нарушений звукопроизношения. Обследование звукопроизношения. Исправление нарушений звукопроизношения. Постановка звука. Автоматизация звука дифференциация звуков. Подготовительный этап.

Дислалия

Сигматизмы. Сигматизмы свистящих звуков. Сигматизмы шипящих звуков. Ламбдацизмы. Ротацизмы. Каппацизмы.

Ринолалия

Дизартрия

Временные задержки развития речи

Алалия

Заикание

Нарушения речи при снижении слуха.

Работа воспитателя с родителями.

Взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда.

Профилактика нарушений речи у детей.

Обследование речи детей.

Общие принципы обследования. Материал для обследования. Проведение обследования. Оформление результатов обследования. Работа по результатам обследования.

Артикуляционная гимнастика

Комплексы упражнений. Указания к проведению артикуляционной гимнастики.

Усвоение детьми фонетической системы родного языка.

Этапы работы над звуками. Дифференциация звуков. Планирование работы по формированию правильного произношения.

Формирование у детей правильного произношения.

Первая младшая группа. Вторая младшая группа. Средняя группа. Старшая группа. Подготовительная к школе группа.

Фомичева М.В. Воспитание у детей правильного звукопроизношения
Предисловие

Повышение эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования, улучшение качества профессиональной подготовки педагогов, в том числе и воспитателей детских садов.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» четко определяет задачи развития речи детей для разных возрастных этапов и предусматривает предупреждение и исправление ее нарушений.

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости!

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. В связи с этим в учебных планах педучилищ серьезное внимание уделяется совершенствованию речи самих учащихся. Вместе с тем большое место отводится изучению методики развития речи детей.

Данное пособие призвано помочь учащимся в овладении специальными знаниями, а также практическими навыками работы по предупреждению и устранению дефектов речи у детей. Оно подготовлено на основе программы курса «Практикум по логопедии» с учетом новых исследований в области логопедии, смежных наук и передового опыта работы дошкольных учреждений.

В пособии освещены следующие вопросы: нарушения звукопроизношения и их исправление, участие воспитателя в коррекции нарушений речи у детей, работа воспитателя по формированию у дошкольников правильного произношения , работа воспитателя с родителями, взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда.

В дошкольных учреждениях логопедическая работа проводится по двум основным направлениям: коррекционному и профилактическому. Воспитателю необходимо знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения (коррекционное направление). Но еще в большей степени для педагога-практика важно профилактическое направление, которое по своим задачам и содержанию совпадает с работой по звуковой культуре речи, предусмотренной «Программой воспитания и обучения в детском саду». Поэтому последнему направлению в пособии уделено особое внимание.

В процессе непосредственной работы с детьми во время педагогической практики учащиеся смогут использовать материал по выявлению недостатков звукопроизношения и осуществлению индивидуального подхода к детям, имеющим различные нарушения речи, а также разработки занятий, конкретные рекомендации по исправлению звуков, стихи, потешки, рассказы для закрепления звуков в речи.

Будущим воспитателям дошкольных учреждений необходимо отчетливо представлять себе, что вся работа по формированию у детей правильной речи должна быть подчинена главной задаче - подготовке к успешному обучению в школе и что успех в этой работе может быть достигнут только при тесном контакте педагогов, родителей и логопеда.

Введение в логопедию

Логопедия как наука

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности , предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка (подробно о различных нарушениях речи см. в соответствующих разделах).

Изучением речевых нарушений, их предупреждением и преодолением путем воспитания и обучения занимается специальная педагогическая наука - логопедия.

Предмет логопедии - изучение нарушений речи и методов их устранения.

Задачи логопедии - определение причин и характера речевых нарушений, их классификация, разработка эффективных способов предупреждения и коррекции.

Методами логопедии как науки являются:

диалектико-материалистический метод, основные требования которого следующие: изучать явление в его развитии, в связях и взаимодействии с другими явлениями, выявлять моменты перехода количественных изменений в качественные и т. д.;

общенаучные методы познания, к которым относятся эксперимент, математические методы и др.;

конкретно-научные методы: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение педагогической документации и др.

Логопедия является отраслью педагогической науки - дефектологии, изучающей особенности развития, воспитания, обучения и подготовки к трудовой деятельности детей с физическими, психическими и речевыми недостатками.

Логопедия тесно связана со смежными науками.

Поскольку объектом исследования и воздействия является ребенок, логопедия тесно связана с дошкольной педагогикой.

Для развития речи большое значение имеют степень сформированно таких психических процессов, как внимание, восприятие, память, мышление, а также активность поведения, изучением которых занимается общая и возрастная психология.

Изучение причин речевых нарушений, их устранение, обучение и воспитание детей с дефектами речи опирается на данные физиологии, которая является естественнонаучной базой общей и специальной педагогики.

Развитие речи ребенка тесно связано с влиянием окружающих, с условиями, в которых он живет. Поэтому логопедия связана с социологией, которая занимается изучением социальной среды.

В процессе развития ребенок овладевает важнейшим средством общения людей - языком: системой фонетических, лексических и грамматических средств, необходимых для выражения мыслей , чувств. Таким образом, логопедия тесно связана с наукой о языке - лингвистикой.

Знание логопедии помогает педагогу успешно решать две важные задачи: профилактическую, направленную на формирование у детей правильной речи, и коррекционную, предусматривающую своевременное выявление нарушений речи и помощь в. их устранении. Для успешного решения этих задач необходимо также учитывать закономерности нормального развития детской речи, активно и правильно руководить этим процессом.

Что составляет предмет логопедии, каковы его задачи и методы?

С какими науками связана логопедия?

Для чего воспитателю необходимо изучать логопедию?

Краткие сведения о развитии речи ребенка

Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внешней речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается речь внутренняя (речь - «думание»), которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает развитие всех компонентов устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения.

Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к четырем-пяти годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте. А так как звук является смысловой единицей - фонемой лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой по развитию речи детей.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств - слух, зрение, обоняние, осязание - были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Анализаторы - сложные нервные механизмы, производящие тончайший анализ всех раздражений, воспринимаемых организмом высших животных и человека из внешней и внутренней среды. К анализаторам относятся все органы чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания), а также специальные рецепторные аппараты, заложенные во внутренних органах и мышцах.

Все вышеперечисленные факторы в значительной степени зависят от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается и его физическое и психическое развитие.

Большое значение для развития речи имеет психофизическое здоровье ребенка - состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние.

Развитие речи начинается у ребенка с трех месяцев , с периода гуления. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, т. е. формируется импрессивная речь. Прежде всего малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. К девяти-десяти месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). К году словарь обычно достигает 10-12, а иногда и большего количества слав (баба, киса, му, бэ и др.). Уже на втором году жизни ребенка слова и звукосочетания становятся для него средством речевого общения, т. е. формируется экспрессивная речь.

Речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Не следует искажать слова, имитировать детскую речь.

В этот период необходимо развивать пассивный словарь (слова, которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предметами). Постепенно у малыша развивается активный словарь (слова, которые он употребляет в своей речи).

К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250-300 слов. В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это простые фразы из двух-трех слов, постепенно, к трем годам, они усложняются. Активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь становится для ребенка полноценным средством общения. К пяти годам активный словарь у детей увеличивается до 2500-3000 слов. Удлиняется и усложняется фраза, улучшается произношение. При нормальном развитии речи к четырем-пяти годам у ребенка спонтанно корригируются физиологические нарушения звукопроизношения. К шести годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный по объему активный словарь и практически овладевает грамматическим строем речи.

Развитие каких сторон устной речи предусматривает «Программа воспитания и обучения в детским саду»?

От каких факторов зависит становление речи ребенка?

Как развивается речь ребенка?

Произносительная сторона речи

Одним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или ее произносительная сторона. Основные компоненты звуковой культуры речи: интонация (ритмико-мелодическая сторона) и система фонем (звуки речи). Остановимся подробнее на каждом.

Интонация

Интонация - это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное , вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства. В письме интонация в известной мере выражается посредством знаков препинания.

Интонация включает следующие элементы: мелодику, ритм, темп, тембр речи и логическое ударение. Мелодика речи - повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе. Ритм речи - равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Темп - скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых частей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы - остановки в потоке речи. В детской речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания. Тембр - эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости и т. д. Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигаются путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.

Логическое ударение - смысловое выделение слова во фразе путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения.

Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать.

речевой слух - такие его компоненты, как восприятие соответствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуко высотный слух - восприятие движений тона голоса (повышение и понижение),

речевое дыхание - его длительность и интенсивность.

Вопросы и задания

1. Каково значение интонации?

2. Назовите и охарактеризуйте элементы интонации.

Система фонем

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, ком, том, лом, сом). Такой звук-смыслоразличитель называется фонемой. Все звуки речи различаются на основе артикуляторных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков.

Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата. В их образовании принимают участие три отдела речевого аппарата: энергетический (дыхательный) - легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань; генераторный (голосообразующий) - гортань с голосовыми связками и мышцами; резонаторный (звукообразующий) - полость рта и носа.

Взаимосвязанная и координированная работа трех частей речевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управлению процессами речеи голосообразования, т. е. процессы дыхания, голосообразования и артикуляции регулируются деятельностью центральной нервной системы. Под ее влиянием осуществляются действия на периферии. Так, работа дыхательного аппарата обеспечивает силу звучания голоса; работа гортани и голосовых связок - его высоту и тембр; работа ротовой полости обеспечивает образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции. Носовая полость выполняет резонаторную функцию - усиливает или ослабляет обертоны , придающие голосу звонкость и полетность.

В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма). Источником образования звуков речи служит струя воздуха идущая из легких черезгортань, глотку, полость рта или носа наружу. В образовании многих звуков участвует голос. Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через голосовые связки». Если они не напряжены, раздвинуты, то воздух проходит свободно, голосовые связки не вибрируют, и голос не образуется, а если связки напряжены, сближены, струя воздуха, проходя между ними, колеблет их, в результате чего образуется голос. Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Эти полости разделяет нёбо, передняя часть которого - твердое нёбо, задняя часть - мягкое нёбо, заканчивающееся маленьким язычком. Наибольшую роль в образовании звуков играет ротовая полость, так как она может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого нёба, маленького язычка (см. рис. на переднем форзаце).

Самыми активными, подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, которые производят наиболее разнообразную работу и окончательно формируют каждый звук речи.

Язык, состоит из мышц, идущих в различных направлениях. Он может изменять форму и производить разнообразные движения. В языке различают кончик, спинку (переднюю, среднюю и заднюю части спинки), боковые края и корень. Язык производит движения вверх-вниз, вперед-назад не только всем телом» но и отдельными частями. Так, кончик языка может лежать внизу, а передняя часть спинки подниматься к альвеолам (при звуке с); кончик, передняя, средняя части спинки языка могут быть опущены, а задняя - высоко подниматься вверх, (при звуке к); кончик языка может подниматься, а передняя и средняя части спинки вместе с боковыми краями - опускаться (при звуке л). Благодаря чрезвычайной гибкости, эластичности языка, он может создавать разнообразие артикуляций , дающих всевозможные акустические эффекты, воспринимаемые нами как различные звуки речи.

Каждый отдельный звук характеризуется только ему присущей комбинацией различительных признаков, как артикуляционных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения.

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определёнными трудностями.

Речевой функцией ребёнок овладевает постепенно, путём подражания произношению звуков и слов взрослым: правильно произносить большинство звуков он не умеет. Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка, так как они могут прочно закрепляться и превратиться в стойкое нарушение.*

Сроки усвоения в произношении звуков речи детьми дошкольного возраста:

Гласные, включая звук Ы к 2 – 2,5 годам;

Согласные кроме шипящих звуков, звуков Л, Р, РЬ – к 3 годам;

Звук Л к 3 – 4 годам;

Шипящие звуки к 4 – 4,5 годам;

Звуки Р, РЬ до 6 лет.

Наиболее часто страдает произношение свистящих, шипящих, звуков Л, Р, РЬ. Это связано с более сложной артикуляцией данных звуков.* Надо знать и помнить правильную артикуляцию перечисленных звуков:*

Общее правило: в русском языке все звуки произносятся в зазубном положении, т.е. если у ребёнка при разговоре кончик языка «выглядывает» между зубов, значит, имеет место нарушение звукопроизношения;*

Общее правило: струя выдыхаемого воздуха проходит по средней линии языка, если слышится хлюпающий призвук, при разговоре один уголок рта оттягивается, речь неопрятна – это говорит о патологии звукопроизношения;*

Общее правило: нельзя сильно выдвигать губы вперёд, чрезмерная работа губами компенсирует малую подвижность кончика языка;*

Общее правило: чёткость речи достигается чётким произношением гласных звуков, а не громкостью голоса.

Подытожим: *

Язык всегда находится за зубами,

Струя воздуха идёт по средней линии языка, в речи нет посторонних призвуков,

Губы активно двигаются, но не выставляются «клювиком»,

Чёткое произношение гласных.*

Правильная артикуляция:

Свистящих звуков – широкий кончик языка упирается в нижние передние резцы, передняя часть спинки языка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная и проходит по средней линии языка;**

Шипящие звуки – широкий кончик языка понят к передней части нёба, губы чуть округлены и выдвинуты вперёд, боковые края языка прижаты к коренным зубам, выдыхаемая струя воздуха тёплая и проходит по средней линии языка;

Л – широкий кончик языка поднят вверх и соприкасается с передней частью нёба, губы в улыбке;

Р - широкий кончик языка поднят вверх и соприкасается с передней частью нёба, под напором выдыхаемого воздуха, кончик языка вибрирует у альвеол, губы в улыбке.

Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, несмотря на определённую специфичность, строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь

постепенности перехода от лёгкого к трудному, сознательности усвоения материала, учёта возрастных способностей.

Если ребёнок не может воспроизвести звук (изолированно, в слоге или слове) даже по подражанию (пример), он нуждается в полном цикле коррекции звука – постановке, автоматизации и дифференциации.*

Работа по воспитания правильного произношения начинается с обследования, желательно, чтобы оно было проведено логопедом. И конечно, все дефекты неравномерны. Одни исправляются сравнительно быстро, по подражанию, другие требуют длительной работы.

Переходим к практике.

Артикуляционная гимнастика.

ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ НЕОБХОДИМО ЗАНИМАТЬСЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - детям научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

КАК ПРАВИЛЬНО ЗАНИМАТЬСЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ?

Сначала знакомим ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью Весёлых историй о Язычке. На этом этапе он должен повторять упражнения 2-3 раза. Не нужно забывать выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

С детьми 4 – 5 лет упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?

Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения.

К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний.

В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.

Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.

Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок.

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5 - 7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.*

Комплексов артикуляционной гимнастики очень много, но существуют основные упражнения, встречающиеся практически во всех комплексах – это упражнения на

Постановку свистящих: «Лопатка», *«Змейка», *«Качели», *«Горка» (объяснение выполнения упражнений)*

Постановку шипящих: «Лопаточка», *«Трубочка», *«Лошадка», «Грибок», *«Чашечка», «Обнимем губку», «Парус» (объяснение выполнения упражнений)*

Постановку звуков ЛЬ, Л, Р, РЬ: «Лопаточка», *«Обнимем губку», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Барабанщик», *«Грибок», «Гармошка», «Лошадка», *«Пароход» (объяснение выполнения упражнений)

В комплекс артикуляционной гимнастики входят упражнения: для губ, нижней челюсти, языка, переключаемости языка, дыхательно – голосовые.*

Если ребёнок может произнести звук, но не употребляет его в речи:

Исправлять, настойчиво; систематически исправлять вначале показывая образец правильного произношения и поощряя ребёнка к повторению, затем (если ребёнку 4 года и старше) только обращаем внимание на неправильное произношение, давая возможность исправиться самостоятельно (скажи правильно, в этом слове есть звук Р, не поняла). Ребёнок говорит верно, с тем, кто побуждает его к этому. Не бойтесь потерять время, ваше время и силы, не пропадут зря. Ваш с ребёнком труд принесут удовлетворение вам обоим, ведь это так приятно и радостно говорить правильно. *

Общее правило - чем больше вы разговариваете с ребенком, тем большему он научится. Тон беседы задаете вы сами - голосом, жестами, отношением.

Если вы хотите, чтобы малыш раскрыл все заложенные в нем возможности, между вами должны установиться хорошие, доброжелательные отношения.*

Итак:

1.Разговор с самим собой.

Когда ребенок рядом, начните вслух говорить о том, что вы видите, слышите, думаете, чувствуете. Вы стираете, застилаете постель, вытираете пыль - говорите обо всем этом. Но говорить нужно короткими, простыми предложениями медленно и отчетливо.*

2.Параллельный разговор и называние предметов.

На этот раз вы говорите о том, что делает ребенок. Попробуйте описать словами, что он видит, ест, нюхает, слышит или чувствует. Таким образом, вы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт. Позже он воспользуется ими.*

3.Распространение.

Продолжайте и дополняйте сказанное ребенком - делайте его предложения распространенными. Не нужно заставлять малыша повторять за вами, достаточно того, что он вас слышит. Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подготовите его к переходу на следующую стадию развития.*

4. Объяснение.

Объясняйте ребенку, что будет происходить дальше, будь то приближающийся обед, время сна или необходимость одеваться. Ребенок начнет понимать и запоминать, что следует делать приближающейся ситуации, особенно если взрослые объясняют, почему мы это делаем. Ребенок получает важную информацию о планировании, саморегуляции, окончании действия.*

5.Открытые вопросы и ответы.

Открытые вопросы предполагают, разнообразные ответы и способствуют развитию. Например, малыш, показывая на дерево, спрашивает: «Что это?» В ответ взрослый спрашивает: «А что ты видишь?», тем самым давая возможность ребенку поговорить о листиках, птичках на дереве.

Открытые вопросы и ответы развивают разговорные умения.*

6.Подпорки.

Используйте игры, для того, чтобы развивать речь ребенка. Пытайтесь активизировать участие ребенка в игре, пропуская последнее слово в знакомом стишке, чтобы его произнес сам ребенок.

По мере развития языковых навыков у ребенка, необходимость в подсказке взрослых отпадает. Старайтесь, чтобы ребенку было нужно заговорить. Не пытайтесь предвосхитить каждую потребность малыша.

Говорите медленно и четко, используя простые понятные предложения. Медленная речь дает ребенку время для обработки услышанных слов, а четкая речь помогает вычленить новые слова.*

Использованная литература:

1. А.И. Богомолова «Логопедическая пособие для занятий с детьми»

2. М.Ф. Фомичёва «Воспитание у детей правильного произношения»

3. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»