Болезни Военный билет Призыв

Учебно-методический материал (3 класс) на тему: Урок экономики в начальной школе. Методика проведения уроков по экономике в школе

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Книга, предлагаемая вашему вниманию, представляет собой методическое пособие для учителей средних школ, преподающих экономику по учебнику И. В. Липсица «Экономика (книга 1)» для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений или 8-х классов школ с углубленным изучением экономики или учебнику «Экономика. Базовый курс» этого же автора.
Книга написана строго в соответствии с сеткой часов, приведенной ниже и полностью соответствующей первому из названных учебников; нумерация тем и уроков сохранена.
Изучение основ экономических знаний в 9-м классе общеобразовательной школы требует 48 часов занятий (см. ниже сетку часов по темам), т. е. режима занятий, при котором учащиеся посещают один, а на следующей неделе - два урока экономики.
Если в учебном плане школы на занятия по экономике выделяется только 32 часа, что соответствует одному уроку в неделю, то возможно изучение сокращенного курса.

ПРИЧИНЫ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ.
Цель урока: дать определение инфляции, рассмотреть ее причины и способы ее измерения.

Понятия, которые должны быть усвоены учащимися в ходе урока:
- инфляция;
- покупательная способность денег;
- индекс потребительских цен;
- инфляция спроса;
- инфляция предложения.

Форма проведения урока. Материал этого урока очень насыщен и сложен для детского восприятия. Поэтому большую часть урока непременно нужно посвятить объяснению материа¬ла. В учебнике не введено такое понятие, как индекс потреби¬тельских цен. В то же время это понятие очень важно даже для обывателя: без понимания индекса потребительских цен он даже не сможет читать газеты.

Раздаточный материал: задачи 1 и 2, а также упражнение 1 для домашнего задания.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ: ГЛАВНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ.
Тема 1. Главные вопросы экономики.
Урок 1. Что такое экономика.
Урок 2. Основы хозяйственной жизни человечества.
Урок 3. Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы.
Урок 4. Главные вопросы экономики.
Тема 2. Типы экономических систем.
Урок 5. Традиционная и командная экономические системы.
Урок 6. Рыночная и смешанная экономические системы.
Урок 7. Контрольная работа 1.
РАЗДЕЛ 2. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ: РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ.
Тема 3. Спрос и предложение.
Урок 8. Что такое спрос.
Урок 9. От чего зависит предложение товаров.
Тема 4. Как работает рынок.
Урок 10. Рыночное равновесие.
Урок 11. Причины и следствия нарушения рыночного равновесия.
Урок 12. Контрольная работа 2.
РАЗДЕЛ 3. ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ.
Тема 5. Что такое деньги?
Урок 13. Формы денег.
Урок 14. Причины возникновения денег. Роль денег |как средства обмена.
Урок 15. Роль денег как средства измерения и как средства сбережения.
Тема 6. Законы денежного обращения. Инфляция.
Урок 16. Факторы формирования величины денежной массы.
Урок 17. Причины и виды инфляции.
Урок 18. Контрольная работа 3.
РАЗДЕЛ 4. РЫНОК ТРУДА. БЕЗРАБОТИЦА.
Тема 7. Рынок труда.
Урок 19. Экономическая природа рынка труда.
Урок 20. Спрос на услуги труда.
Урок 21. Предложение труда.
Урок 22. Формирование заработной платы на рынке труда.
Тема 8. Социальные проблемы рынка труда.
Урок 23. Профсоюзы на рынке труда.
Урок 24. Прожиточный минимум, минимальная заработная плата и трудовой контракт.
Урок 25. Как добиться, чтобы человек работал хорошо.
Тема 9. Экономические проблемы безработицы.
Урок 26. Что такое безработица.
Урок 27. Виды безработицы.
Урок 28. Понятие полной занятости и методы сокращения безработицы.
Урок 29. Контрольная работа 4.
РАЗДЕЛ 5. ФИРМА. ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ.
Тема 10. Понятие фирмы и виды фирм.
Урок 30. Зачем создаются фирмы. Виды фирм.
Урок 31. Что такое акционерное общество.
Тема 11. Экономические условия деятельности фирмы.
Урок 32. Экономический подход к понятиям издержек и прибыли.
Урок 33. Виды издержек и их экономическое значение.
Урок 34. Понятие о средних и предельных издержках.
Урок 35. Влияние конкуренции на деятельность фирм.
Урок 36. Контрольная работа 5.
РАЗДЕЛ 6. ЛИЧНЫЕ ДОХОДЫ И ПРОБЛЕМЫ ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ.
Тема 12. Как семьи получают и тратят деньги.
Урок 37. Доходы и расходы семьи.
Урок 38. Инфляция и семейная экономика.
Тема 13. Неравенство доходов и его последствия.
Урок 39. Что порождает неравенство в благосостоянии.
Урок 40. Регулирование неравенства доходов с помощью налогов. Бедность как экономическая проблема.
Урок 41. Контрольная работа 6.
РАЗДЕЛ 7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ. БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА.
Тема 14. Экономические задачи государства.
Урок 42. Роль государства в создании правовой базы и защите конкуренции.
Урок 43. Внешние эффекты и общественные блага.
Тема 15. Государственные финансы.
Урок 44. Принципы и методы налогообложения.
Урок 45. Понятие о государственном бюджете.
Урок 46. Причины и следствия возникновения государственного долга.
Урок 47. Контрольная работа 7.
Урок 48. Викторина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы преподавания экономики в школе

По имеющимся статистическим данным в г. Усть-Илимске на 01.09.2013 г. в четырех школах города, что составляет 26 % осуществляется преподавание предмета экономика (МОУ «СОШ № 5, 8, 9, 11) , как правило, ведется в старших классах. В МОУ «СОШ № 8» преподавание экономики начинается в среднем звене (в 5-9 классов). Кроме того, основы экономических знаний изучаются в системе дополнительного образования г. Усть-Илимска.

В течение более пятилетней педагогической деятельности нерешенные вопросы становятся хроническими проблемами, и требуют если не быстрого решения, то, по крайней мере, детального рассмотрения и перспективами решения в будущем. Попробуем обозначить проблемы и вопросы, возникшие (и возникающие до сих пор) в ходе процесса введения экономики как школьного предмета.

Сегодня предполагается, что экономическое образование в школе может осуществляться на протяжении всех лет обучения и в различных формах. С целью его рационального эшелонирования во времени целесообразно выделить ведущую целевую линию экономического образования, состоящую из следующих модулей:

Основная школа : на второй ступени обучение носит интегрированный характер, означающий усиление межпредметных связей познание основных экономических категорий и законов, экономических взаимозависимостей в окружающем мире с активным использованием компьютерных технологий и творческих заданий. Для пропедевтики профильного обучения многие предметы изучаются по скорректированным программам на доступном для соответствующего возраста детей уровне.

Старшая школа : третья ступень обучение носит профильное направление, когда в учебном плане появляются новые, нетрадиционные учебные предметы, элективные курсы, отражающие тип профилизации, и способствуют формирование способностей применять инструменты экономического анализа различных ситуаций и фактов на микро- и макроуровне и доступно объяснять выявленные закономерности. Самоопределение личности для решения поставленных экономических задач.

Все проблемы, связанные с преподаванием экономики в школе можно подразделить на четыре группы:

  1. Проблемы с программами курсов экономики, читаемых в школе.
  2. Проблемы с преподаванием как таковым (деятельностью педагога).
  3. Проблемы с восприятием школьников экономики как школьного предмета. Проблемы взаимодействия школы и ВУЗа.
  4. Проблемы материального обеспечения преподавания экономики в школе. Кадровое обеспечение экономического образования.

Программные проблемы

Большинство учебников не приводят иллюстраций экономических процессов, или же примеры настолько абстрактны, что ученики воспринимают экономику как предмет далекий от жизни. Представляется очевидным, что при преподавании экономических дисциплин в средней школе необходимо постоянно увязывать теоретические представления с реальностью российской экономики.

Современное экономическое образование должно быть непрерывным. Если в школе дети изучают экономику, это обучение не должно противоречить тому, что они будут изучать в ВУЗе.

Методические проблемы

Каким образом нужно преподавать экономику в школе? Разговор на эту тему начался с первых шагов по преподаванию нового предмета, но не имеет завершенного ответа до сих пор, так как огромное количество программ, учебников дают разные варианты подхода к преподаванию экономики. Например, можно отметить двухтомник «Экономика» И.В. Липсица, методическое пособие к нему «Уроки экономики в школе» Е. Савицкой, учебник для углубленного изучения «Основы экономической теории» С.С. Иванов с методическим пособием «Преподавания курса. Основы экономической теории». Хорошим дополнением этого блока учебно-методических пособий, сборники задач А.А.Мицкевича, а также пособие С.А. Равичев, С.Э. Григорьев, Т.А. Протасевич, А.С. Свахин «Сборник задач по экономике» - 4-е издание. Скорее всего, ориентироваться надо на социально-психологические особенности каждого возраста.

Одной из основных проблем обучения экономике для учителя является выработка мотивации к изучению этого предмета для школьников разного возраста, сделать уроки интересными и полезными и в 5-9 классах. Дело в том, что, преподавание экономики строится по принципу спирали: на каждой ступени возвращаемся к изученным вопросам, расширяя и углубляя их, а также добавляем новые проблемы. Поэтому главной задачей преподавателя будет умение грамотно возвращаться к уже когда-то частично оговоренному материалу, не повторятся, а раскрывать перед учеником всю глубину предмета, умение ставить новые вопросы и т.д. Таким образом, успех обучения во многом зависит от методов обучения. На степень сложности излагаемых экономических концепций чаще всего влияют методические факторы, такие как определенная взаимосвязь выбранных для изучения вопросов, используемый материал, скорость и качество изложения.

Как же сделать урок интересным для ученика? Дидактически целесообразным является сочетание методов обучения готовым знаниям и методов обучения способам деятельности по их приобретению, способам рассуждений, методов, предполагающих создание ситуаций, стимулирующих самостоятельные "открытия" учащимися экономических фактов, законов, решений задач, то есть методов, направленных на развитие способностей учащихся. Активные формы обучения и особенно деловые игры не только повышают интерес к предмету, создают своеобразие уроков, но и позволяют учащимся за короткий промежуток времени прожить экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить прочные знания. В процессе преподавания необходимо сбалансировать игровую деятельность и ее последующее обсуждение, позволяющее заострить внимание учащихся на наиболее важных моментах игрового эксперимента. Курсовая подготовка института повышения квалификации учителей и различных общественных организаций ведется, но в большинстве своём во время учебного процесса.

Как решить данную проблему? В первую очередь решить эту проблему позволит более активная деятельность по подготовке учителей экономики. Причем эта работа актуальна на сегодня как в областном центре, так и в других городах и районах области. В этой работе, на мой взгляд, полезно использовать положительный опыт стартового семинара по экономике по программе Национального Совета по Экономическому Образованию США (в г. Иркутске) по созданию системы подготовки учителей. Учителя, прошедшие стартовые семинары NCEE, получают в дальнейшем непрерывную поддержку в виде семинаров второго уровня, специализированных семинаров и консультаций опытных методистов по экономике, а также информацию о новых учебно-методических изданиях и программных продуктах по экономике. Такой подход позволяет значительно расширить возможности для дальнейшего повышения квалификации учителей экономики в силу инновационности предмета.

Также необходимо способствовать распространению передового опыта путем проведения конференций, активизации работы ассоциации учителей экономики, проведения конкурсов профессионального мастерства, предоставления возможности школьникам для участия в разнообразных олимпиадах, турнирах и конкурсах при значительной поддержки этой работы городскими и областными органами управления образованием.

Проблемы восприятия

В первую очередь, это проблемы изучения экономики школьниками разного возраста. О них уже немного говорилось выше, но теперь стоит поговорить отдельно. Очень часто приходится слышать от учителей, что кто-то может преподавать экономику только старшеклассникам, а кто-то, наоборот "привык работать с малышами". Каждый преподаватель экономики должен быть готов соотносить предлагаемый материал с возрастом своих учеников. Увы, здесь более всего страдают преподаватели экономики, не получившие педагогического образования - пришедшие работать в школу "на заре перестройки" бухгалтеры, экономисты с разнообразных предприятий, студенты, закончившие экономический вуз и не нашедшие другую работу. Безусловно, такие учителя должны получать педагогическое образование или хотя бы педагогический ликбез. Очень часто ученик воспринимает экономические знания не как структурированную систему, а как достаточно хаотичную смесь из странных понятий, бессмысленных "законов" и решения задач. Где уж тут говорить о том, чтобы полученные знания помогали воспринимать окружающую действительность. Поэтому система базового экономического образования должна реализоваться через технологию, в основе которой лежат следующие положения: Понимание основных экономических понятий важнее, чем знание большого количества фактов.

  1. Усилия преподавателя должны быть направлены главным образом на то, чтобы помочь учащимся добиться четкого понимания взаимосвязи экономических понятий.
  2. Учащимся должен быть представлен способ мышления, построенный на систематическом, объективном анализе и самообразовании.
  3. Ученик должен не просто прослушивать предлагаемый материал, но быть полноправным участником диалога.
  4. Действительные персональные и социальные преимущества экономической грамотности выявляются лишь тогда, когда учащиеся вырабатывают навык применять свои знания к широкому кругу экономических вопросов, связанных непосредственно с их жизнью.

Преподавание экономики в старших классах целесообразно проводить параллельно с практическими занятиями, которые помогают создать нужную мотивацию. Это может быть создание реальных или воображаемых школьных компаний по бизнес планированию, где ученики получают навыки предпринимательской деятельности. Подобный проект под названием "Бизнес-план" разрабатывается учащимися группой профессиональной подготовки «Агент (коммерческой деятельности)» в МОУ «СОШ № 8» на протяжении четырёх лет. Другой вариант практической деятельности - экономические и деловые игры. Их использование возможно на любом этапе получения экономического образования - от учеников начальной школы до учащихся старшей параллели. В частности, на данный момент разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс экономическая игра «Экономика вокруг нас», а так же обучающая игра «Рынок» для учеников 10-11 классов.

Материальные и кадровые проблемы

Проблема подготовки кадров - учителей экономики была и остается до настоящего времени одной из самых насущных. Среди школьных учителей экономики только около 10% получили экономическое образование. Повышение квалификации учителя отдано самообразованию. Чаще всего экономику в школе преподают учителя географии или истории, понятно, что даже самая элементарная математика на таких уроках используется с большим трудом. Кроме того, преподаватели экономики не имеют в школах своего кабинета, да и какие - либо пособия, схемы и т. д. (как, к примеру, у преподавателей истории) также отсутствуют. Ещё сильнее обостряет эту проблему низкая оплата труда в образовании в целом, ведь для того, чтобы начать преподавать этот новый предмет учителю потребуется затратить особые усилия. Таким образом, если у школы нет возможностей дополнительного стимулирования такой инновационной деятельности, она вряд ли сможет удержать даже уже подготовленного учителя экономики. Вероятно, это дело будущего, а также энтузиазма самих учителей. Сегодня никого не надо убеждать в значимости экономических знаний в жизни человека. Преподавание экономики было и будет востребовано, с какими бы проблемами не сталкивался этот процесс. Хочется верить, что учителя, столкнувшись с трудностями, не откажутся от этого замечательного предмета.

Подготовка школьных учителей экономики, создание интегрированных обществоведческих курсов, эффективное использование межпредметных связей, определение места экономического образования в школьной программе, развитие информационного пространства (в том числе и виртуального) для профессионального общения учителей экономики, всего обществоведческого цикла школьных предметов, являются далеко не полным набором проблем, решение которых позволит осуществление эффективного экономического образования школьников.

Ниже в таблице приведены данные о дополнительном образовании по преподаванию экономики в школе учителей экономики г. Усть-Илимска.

МОУ «СОШ»

Семинар NCEE

Курсовая подготовка ИПКРО

Выступления на педагогических чтениях

Участие в конференциях

Участие в конкурсах

Выпуск статей

городской

региональный

федеральный

№ 5

№ 8

№ 9

№ 11

Итого

Данные таблицы не утешительные, 60 % учителей не проходили никакой дополнительной курсовой подготовки по преподаванию экономики в школе. Что касается вопроса о необходимости повышения квалификации как на базе институтов повышения квалификации учителей, так и при использовании других возможностей повышения квалификации, то в этом не сомневаются все учителя.

Сегодня для школы не так важно, какой объем знаний она передает школьникам, а важно, как она учит познавать и самосовершенствоваться. Поэтому, часто задаваемый вопрос о необходимости преподавания экономики в школе или её перспективах, как школьного предмета, стоит связывать с тем, насколько этот новый школьный предмет будет отвечать требованиям экономического воспитания, формированию новой экономической культуры, развивать умения пользоваться инструментами экономического выбора, знакомить с миром перспективных профессий.

К сожалению, школа вынуждена решать вопрос организации экономического образования школьников, согласно со своими возможностями: материальными, кадровыми и другими, не имея возможности считаться с социальным заказом.


Конспект и презентация урока по экономике 10 класс профильный уровень "Поведение потребителя. Проблема рационального выбора". Учащиеся на уроке научатся: определять исходные компоненты теории потребительского поведения; характеризовать различные подходы к измерению полезности; выявлять особенности видов оценок полезности и свойства кривых безразличий. Презентация к уроку позволяет учителю применять различные методы деятельностного подхода, развивать у обучающихся предметные, метапредметные и личностные УУД. Помогает ученикам сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню экономического знания.

Методическая разработка содержит материал, который позволяет раскрыть основное значение денег в экономике. Знакомит с историей денег, их основными функциями, дает понятие о денежных агрегатах. Студенты также знакомятся и с универсальным уравнением обмена И. Фишера, что позволяет прийти к выводу об опасти дисбаланса на рынке денег между спросом и предложением. Урок является частью темы "Финансы и денежно- кредитная система государства".Поэтому в качестве домашнего задания рекомендована самостоятельная работа "Инфляция и устойчивость денежного обращения". На следующих уроках темы продолжится работа по изучению роли денег в экономике.

Внеклассное мероприятие "История денежных средств" предназначено для учащихся 5-7 классов. Форма проведения мероприятия: занимательная беседа. Внеклассные мероприятия являются одной из эффективных форм развития интереса учащихся к какому-либо предмету, в том числе и к информатике; данное мероприятие можно проводить с учащимися 5 - 7 классов.

Целевая аудитория: для 6 класса

Цели данного урока:
1. Познавательный аспект
Формирование знаний о видах и уровнях конфликта в организации
Формирование специальных умений о методах и способах управления конфликтами
вновь формируемые: умение использовать методику управления конфликтами в менеджменте
2. Развивающий аспект:
Развитие навыков применения приемов и методов анализа конфликтных ситуаций
Развитие умений использования способов и стилей разрешения конфликтов
3. Воспитательный аспект:
Воспитание элементов аналитической и социально-психологической культуры управления
В рамках урока проводятся семинарское и практическое занятия.К конспекту прилагается презентация.

Целевая аудитория: для 11 класса

Дидактическая игра для учащихся 5 класса «Экономическая семерка»
Цель: развитие умения учащихся оперировать усвоенными экономическими понятиями.
Оборудование: доска, карточки с заданиями, компьютер, мультимидийный проектор, экран.
Время продолжения игры 35 минут.
Количество команд: три-четыре команды по четыре-пять человек в каждой.

Целевая аудитория: для 5 класса

Урок для класса социально-экономического профиля в разделе «Деньги. Функции денег». Урок разработан по методике "Проектная деятельность", на основе учебников "Экономика". Учебник для 10,11 классов. Липсиц И.В.и

"Экономика". 10-11 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Королева Г.Э., Бурмистрова Т. В.,сопровождается презентацией.

Целевая аудитория: для 10 класса

Цели:
популяризация закона РФ «О защите прав потребителей»;
формирование знаний о правах потребителей в РФ и умений их практического применения;
воспитание основ потребительской культуры учащихся.
Задачи:
1) образовательные:
изучить права потребителей в РФ;
формировать навыки рационального потребительского мышления;
научить применять полученные знания на практике в реальных жизненных ситуациях.
2) развивающие:
развитие культуры устной речи учащихся;
формирование экономического мышления;
формирование у учащихся навыков выступления перед аудиторией.
3) воспитательные:
закрепление навыков работы в команде;
повышение общей положительной мотивации учащихся к учению путем использования нестандартных приемов обучения (КВН).
Целевая аудитория: учащиеся 9-11 классов (социально-экономический профиль)


Целевая аудитория: для 11 класса

Очевидно, что любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. В настоящее время для реформируемой России более чем актуальна мысль великого экономиста К.Маркса:

«В налогах воплощено экономическое выражение существования государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах - все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени - в налогах». (на доске плакат - «Налогообложение - это искусство ощипывать гуся так, чтобы получить максимум перьев с минимумом писка» Б. Кольбер (1619-1683)).
Именно, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Кроме того, являясь фактором перераспределения национального дохода, налоги призваны:
а) гасить возникающие "сбои” в системе распределения;
б) заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.

В конце 1991 г. был принят и введен в действие, начиная с 1992 г. Закон РФ от - 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ». Можно сказать, что в 1992 г. произошла радикальная налоговая реформа, была предпринята попытка создать налоговую систему, отвечающую требованиям рыночной экономики. Итак, налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве. Она базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.

На современном этапе развития общества стала очевидной необходимость обучения школьников основам экономических знаний. В большинстве школ преподавание экономики начинается в 8-9-х классах, в некоторых уже в средней школе – в 5-6-х классах. Зачастую приходится сталкиваться с искренним удивлением тех, кто узнаёт, что в нашей школе знакомство с экономикой начинается уже во втором классе. Между тем, практика показывает, что в этом возрасте многие базовые экономические понятия усваиваются едва ли не лучше, чем у старших детей. Дети младшего школьного возраста с удовольствием вовлекаются в игру, в то время как подростки начинают относиться к ней с определённой долей скепсиса. В результате на выходе из начальной школы мои ученики прекрасно владеют такими понятиями как:

  • потребности человека и их виды;
  • ресурсы и их виды;
  • осознают проблему выбора как главную проблему экономики, возникающую из-за безграничности потребностей и ограниченности ресурсов;
  • бюджет (умеют составлять его и определять сбалансированный он, дефицитный или избыточный);
  • бартер и деньги, знакомы с историей их возникновения как особого товара, служащего мерой стоимости других товаров;
  • банк и его сфера деятельности, основные виды банковских вкладов (срочный, до востребования и т. д.);
  • товары и услуги;
  • производство;
  • предпринимательство;
  • понимают разницу между коммерческими и некоммерческими предприятиями;
  • собственность и её виды;
  • управление (менеджмент);
  • знают, как устроена система управления в своей местности.

И многое другое. Это служит хорошей базой для дальнейшего изучения экономики.

Дети очень быстро понимают, что экономика – это наука про жизнь, она необходима любому человеку и сопровождает человека с того самого момента, как мама учит его аккуратно сложить свои вещи, навести порядок в игрушках и т. д.

Каждый урок должен быть ярким впечатлением, именно тогда сформируется интерес к дальнейшему изучению экономики. При изучении темы “Деньги” мы с ребятами рассматриваем старинные деньги, деньги разных стран (которые приношу я и дети). Так дети учатся распознавать систему защиты купюр и монет от подделки. Мы с ними обязательно придумываем и рисуем свои деньги со своими степенями защиты, названиями, гербами и другой информацией, которая должна быть на деньгах. Учимся размену денег, правильному подсчёту сдачи и т. д. Эта работа продолжается позже при изучении темы “Магазин”. Выясняется, что зачастую современные дети, часто сопровождающие своих родителей в магазин, сами никогда покупок не делали. Не удержусь и приведу в пример случай: девочка, хорошая ученица, получает задание от меня – купить 4 м. сутажа по 5 рублей за метр для урока технологии. Идти в магазин она должна была с няней, а покупку делать самостоятельно. И перед этим она подходит ко мне и говорит: “Значит, так: я куплю 4 м. сутажа по 5 рублей, покупка обойдётся в 20 рублей. Но что же делать, мама дала мне 100 рублей?!” Конечно, подобная задача не вызвала бы у неё затруднений на уроке математики, но это наглядный пример того, насколько оторваны теоретические знания детей от реальной жизни. И наша задача научить детей пользоваться ими, применять их на практике.

Именно поэтому при изучении темы: “Покупатель и продавец” я использую такую схему. В классе мы обсуждаем подробно, как подготовиться к походу в магазин, чтобы не совершить необдуманных, незапланированных покупок, выясняем необходимость составить заранее список, подсчитать предполагаемое количество денег и т. д. Изучаем расположение и название отделов в магазине. И тут, как правило, выясняется, что многие ученики и не подозревают, что такое “бакалея”, “гастрономия”, “парфюмерия”, “канцтовары”… Некоторые убеждены, что в гастрономе продаются телескопы (видимо, по созвучию с астрономией). Но знания должны иметь практическую направленность. Поэтому после получения теоретических сведений мы с учениками обязательно отправляемся в настоящий универсам. Небольшое количество учеников в классах нашей школы позволяет дать каждому индивидуальное задание. Каждый получает свой список продуктов (для примера это может быть пакет яблочного сока 1л, пачка печенья “Юбилейного” и 1 кг бананов и др.) Позже покупки используются для совместного чаепития. Задание: найти необходимые товары в магазине, правильно посчитать деньги и сдачу на кассе, сохранить чек для дальнейшей работы в классе. Несмотря на кажущуюся простоту, задание оказывается для многих настоящим испытанием. По возвращении в школу мы обсуждаем ошибки, разбираем трудности. А после на других уроках обязательно играем в свой магазин. Товары для него – сувениры, изготавливаем на уроках технологии, рисуем рекламу, придумываем свои денежные единицы, оформляем “витрины” (прилавки) и приглашаем за покупками учеников других классов начальной школы. Здесь отрабатывается и понятие конкуренция, и умение правильно вести расчёты. Такие уроки запоминаются, всегда интересны детям, так как они вовлечены в активную практическую деятельность.

Очень интересно работать над темой бюджет. Выяснив возможные источники постоянных и временных доходов, мы начинаем обсуждать, а как же узнать, хватит ли этих денег на всё, что нам нужно. Дети самостоятельно приходят к выводу, что необходимо составить план доходов и расходов на определённый период времени. Слово бюджет переводится с английского языка как “денежная сумка”. Очень живая продуктивная работа получается, если взять настоящую сумку (я беру бумажный подарочный пакет), с одной стороны наклеить слово бюджет , а с другой – денежная сумка, и сложить туда карточки с названиями доходов и расходов предполагаемой семьи. Затем доску расчертить на две графы – “доходы – расходы”. Учащиеся по очереди выходят, вытягивают карточки, и прикрепляют их на доску в соответствующую графу. После делаются подсчёты, выясняется, что бюджет дефицитный, и дети вносят свои предложения, от чего можно отказаться семье в этом месяце, чтобы денег хватило. Возможный вариант содержания – (Приложение 1).

На последующих уроках материал закрепляется при помощи игры с фишками. Класс делится на “семьи”, делает в игре ходы, в результате которых приходится делать какие-то расходы или получать доходы. Ход игры фиксируется в таблице (то есть ведётся бюджет). В ходе игры формируется умение делать выбор, через спор приходить к совместному решению. Вариант такой игры представлен в тетради творческих заданий под редакцией И. А. Сасовой. (Приложение 2 , 2-1)

При изучении раздела “Домашнее хозяйство” в 3 классе обязательно играем “в семью”. Часто выясняется, что дети вообще никак не участвуют в хозяйственной жизни семьи. И когда сталкиваются с конкретной задачей, не знают, как её решить. Я предлагаю задания по подготовке к какому-нибудь событию (празднику). (Приложение 3)

Игра сопровождает нас и при изучении темы “Управление” в 4-м классе. Мы обязательно играем “в Москву”, выбираем своего мэра, префектов округов, глав управ районов. Обозначаем проблемы, предлагаем нестандартные пути из решения (кто знает, может, они когда-нибудь пригодятся). Как правило, изучив систему управления в нашей местности, выделив четыре основных этапа процесса управления (планирование, организация, руководство и контроль), мы объединяем уроки технологии и экономики. В это же время начинается коллективная работа по созданию объёмного замка из бумаги для черчения. Мы выбираем главного архитектора, его помощников. И теоретические знания, изложенные в учебнике, нам снова очень пригождаются на практике. Человек так устроен, что всё время должен понимать, зачем он что-то делает. Очень полезным разделом, на мой взгляд, является “Мир труда и профессий”. Здесь закладываются основы профориентации. И, опять же. Мы не просто говорим об этом, а играем “в отдел кадров”. И ученики проходят почти настоящее тестирование, позволяющее выявить их способности и интересы. Здесь можно использовать игру “Пойми меня” (показать предмет без слов) – профессия – “человек – человек”, игра “Вообрази…” (когда рисуются “каляки-маляки”, а из них нужно придумать образ) - профессии – “человек – художественный образ”, игра “Запоминалка” (когда за определённое время нужно запомнить и повторить какой-то набор знаков) – профессии “человек-знак” и т. д.

Важно только, чтобы игра на таких уроках была не только развлечением, но вовлекала детей в мир настоящей жизни, в мир экономики, как науки, необходимой каждому человеку.

Аудиторные (классные) занятия в школе при преподавании экономики играют главенствующую роль, т.к. самостоятельное изучение данной науки достаточно сложно для школьников. Главным видом аудиторного занятия является урок. Урок Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. -- М.: Педагогическое общество России, 1998. -- стр. 120. (640 с). -- это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени.

В настоящее время выделяют несколько критериев, по которым можно классифицировать типы уроков Азимов Л.Б. Уроки экономики в школе. М.: Аспект - Пресс, 1995 г. стр. 30. (71 с.):

1. В зависимости от различных психолого-педагогических этапов усвоения материала учащимися:

· Уроки изучения нового материала;

· Уроки закрепления знаний, умений и навыков;

· Повторительно-обобщающие уроки;

· Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся;

· Комбинированные уроки.

2. В зависимости от используемых в уроке методов обучения:

· Уроки - лекции;

· Уроки - семинары;

· Уроки - практикумы.

Главная особенность преподавания экономики в школе заключается в том, что преподавателю необходимо учитывать то, что в отличие от ВУЗа, в школе нет разделения уроков на лекции и семинары. Следовательно, при изучении данного учебного курса, необходимо учитывать данные особенности, по-разному организовывать различные типы уроков.

Урок изучения нового материала может проходить в различных формах: лекции, практикума, игровой форме. Целью такого типа урока является изучение и первичное осознание нового учебного материала учащимся, осмысление связей и отношений в объектах изучения Типы уроков: [Электронный ресурс]:(http://planetashkol.ru/teachers/method/section.php?ELEMENT_ID=4372).

Основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний, умений и навыков. На уроке применяются разные приемы активизации деятельности учащихся: придание излагаемому материалу проблемного характера, включение в изучаемый материал различных примеров, в том числе реальных примеров из окружающей действительности, вовлекающих учащихся в активное обсуждение поставленных учителем вопросов. Учитель активизирует внимание и мыслительную деятельность учащихся, систематизирует полученные ими знания.

Структура урока изучения нового материала по экономике:

1. Организационное начало, введение в урок (подготовка к усвоению нового материала, связывание уже пройденных на предыдущих уроках понятий с новым материалом);

3. Изложение и объяснение нового материала, включающее в себя как объяснение преподавателя, так и самостоятельное ознакомление учащихся с материалом (вовлечение учащихся в беседу о рассматриваемых проблемах, работа со справочной литературой и т.д.);

4. Выполнение практической работы учащимися для закрепления нового материала (постановка заданий для работы в малых группах, обсуждение примеров, приведенных преподавателем, применение активных и игровых методов обучения);

5. Озвучивание домашнего задания и комментариев к нему;

6. Подведение итогов урока, ответы на вопросы учащихся по теме урока.

При проведении урока по изучению нового материала, учителю необходимо учитывать следующие рекомендации: необходимо мотивировать учащихся к запоминанию нового материала, работать с различными материалами, способствующими развитию памяти у учащихся. Также для наилучшего усвоения пройденного материала, необходимо постоянное применение полученных учащимся в прошлом знаний и навыков для усвоения нового материала.

Следующим типом урока является урок закрепления новых знаний, умений и навыков. Обычно такие типы уроков проводятся сразу после изучения нового материала. Целью такого урока является вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению. Задачи уроков данного типа направлены на развитие и формирование умений и навыков в процессе учебной и практической деятельности.

Начиная урок указанного типа, учитель, прежде всего, должен определить, достаточно ли правильно понят учащимися изученный ранее материал, в какой степени он ими усвоен, какие затруднения возникают у учеников при оперировании теоретическими знаниями в ходе выполнения практических действий.

Если будет выяснено, что отдельные факты теоретического характера недостаточно глубоко осмыслены учащимися, необходимо позаботиться о том, чтобы в ходе выполнения практических упражнений обнаруженный пробел был устранен с помощью проведения дополнительных разъяснений по данной теме.

Структура урока закрепления новых знаний и умений:

1. Организация начала урока;

2. Постановка целей и задач урока;

3. Практические задания различных видов и уровней сложности по изученному материалу, включение учащихся в самостоятельную работу под руководством учителя (проведение деловых игр, внедрение кейс-метода, проведение обсуждения проблематики нового материала, слушание и обсуждение рефератов и докладов, подготовленных учащимися);

4. Подведение итогов работы, показ достигнутых результатов, коллективное обсуждение понятий, терминов, ситуаций, уточнение каких-либо особенностей, выставление отметок учащимся, обсуждение ошибок, допущенных учениками и их коррекция;

5. обобщение основных идей, положений, гипотез, выводов, определение тенденций развития темы в науке и ее связей с другими темами учебного курса по экономике;

6. постановка домашнего задания и комментарий к его выполнению.

Такой тип урока интересен тем, что на нем почти не применяется классическое объяснение материала учителем. Новые сведения, пояснения, отдельные сообщения делаются учащимися непосредственно по ходу выполнения намеченных работ. Готовясь к уроку, учитель подбирает соответствующий материал и виды работ, постановочные вопросы для урока.

Достижение дидактических целей урока связано и с организацией контрольно-оценочной функции. Разнообразие заданий и видов работ предполагает оптимальное сочетание индивидуального и общего опросов на материале проблемных вопросов и ситуаций с переходом к устным и письменным практическим заданиям.

Повторительно-обобщающие уроки обычно проводятся в конце изучения темы или большого раздела программы. Целью повторительно-обобщающего урока является освоение учащимися знаний по экономике в системе, обобщение единичных понятий в систему знаний о предмете. Дидактические задачи таких уроков:

· формирование у учащихся системы теоретических знаний по основным темам или разделам экономики;

· выделение узловых положений, изученных на предыдущих уроках, взаимосвязь изученных фактов, событий, формирование понятий, систематизация знаний;

· проведение проверки и учета знаний, навыков и умений по изучаемым темам, разделам, всему учебному материалу за различные отрезки времени (четверть, полугодие, год).

Видами повторительно-обобщающих уроков являются деловая игра, семинар, конференция, круглый стол. Повторительно-обобщающие уроки должны включать целый ряд дидактических компонентов, которые являются важными дифференцирующими признаками уроков данного типа: проверка дифференцированных домашних заданий; углубленная работа над теоретическими сведениями в связи с осознанием изученного материала на уровне более широких обобщений; выполнение учащимися дифференцированных практических заданий с постепенным наращиванием их уровня сложности; контроль за усвоением знаний, умений и навыков, предполагающий высокий уровень самостоятельной работы учащихся.

Структура повторительно-обобщающего урока:

1. Организация начала урока, постановка его целей и задач;

2. Непосредственное повторение учебного материала: использование разных видов опроса: устный в виде изложения темы, фронтальный, собеседование, дискуссия; письменный - в виде решения задач, разбора экономических ситуаций, проверочных работ по теме. Проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, полученных в ходе предыдущих уроков;

3. Подведение итогов работы с анализом осмысленности глубины знаний, указание способов самостоятельной работы, определение ориентиров работы над новым учебным содержанием;

4. Оглашение домашнего задания.

Уроки обобщения и систематизации знаний формируют потребность в постоянном повторении учебного материала. На них выделяются основные теоретические положения, обобщаются знания по разным темам, устанавливаются межпредметные связи. Школьники учатся переносить приобретенный опыт в новые условия и ситуации.

Следующим типом уроков являются уроки контроля и коррекции знаний и умений. Такие уроки применяются для определения и оценки качества усвоения теоретических знаний, мировоззренческих и духовно-нравственных ценностей, системы научных понятий, способов творческой деятельности. Оценка знаний и умений учащихся показывают их качество, отражают степень усвоения программного материала и уровень обучаемости учащихся. Цель урока контроля и коррекции знаний учащихся заключается в определении уровня овладения знаний учащимися.

Структура данного типа урока:

1. Организационное начало урока, психологическая настройка учащихся на собранность, спокойствие, уверенность, готовность к работе;

2. Постановка целей и задач урока, актуализация роли контроля;

3. Основная часть урока - инструктаж, выдача заданий контрольного типа, непосредственно самостоятельная работа учащихся под контролем учителя;

4. Заключительная часть - подведение итогов работы, анализ типичных ошибок и их причин, выбор рациональных способов решений, предупреждение отставания и неуспеваемости некоторых учащихся, определение общей тенденции усвоения программного материала, выделение хорошо написанных работ, комментарий к ним, ориентировка учащихся на изучение предстоящего материала.

К контрольным относятся уроки по написанию контрольных, проверочных работ, зачетные уроки. Данные уроки позволяют выявить систему отношений учащегося к обучению, к различным аспектам учебной деятельности, что способствует применению личностно - ориентированного подхода к обучению, внесению изменений в процесс обучения и корректив в содержание и организацию обучения Лихачев Б. Т. Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии / Под ред. Е.В. Бондаревской. -- Ростов н/Д: Ид-во РГПУ, 1995. стр. 173..

Комбинированный урок -- тип урока, характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении: проверка знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового материала и т. д. В структуре комбинированного урока выделяют следующие этапы:

· организация учащихся к занятиям;

· повторительно-обучающая работа по пройденному материалу;

· работа по осмыслению и усвоению нового материала;

· работа по закреплению изложенного материала;

· работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков;

· постановка домашнего задания.

Учитель может придерживаться и иной структуры комбинированного урока.

От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени (уровни) обучения: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике. Соответствующий ей тип урока носит название комбинированного (смешанного).

Такой тип урока назван комбинированным, потому что на нем учитель имеет возможность достижения нескольких целей. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач. Этим, в частности, и объясняется широкое распространение комбинированного урока в массовой практике; по некоторым данным, доля комбинированных уроков занимает 75--80% от общего числа всех проводимых уроков.

Жизнестойкость классического комбинированного урока определило и то, что он лучше других типов согласуется с закономерностями учебно-воспитательного процесса, динамикой умственной работоспособности и предоставляет педагогам больше возможности приспособления к конкретным условиям.

Кроме своего важного преимущества -- возможности достигать на одном уроке нескольких целей комбинированный урок имеет и недостатки. Они проявляются в том, что практически недостает времени не только на усвоение новых знаний, но и на все другие виды познавательной деятельности. С того времени, когда был предложен комбинированный урок, произошли радикальные перемены: значительно возрос объем знаний, изучаемых на уроке, во многих школах переполнены классы, что затрудняет управление познавательными процессами, ухудшилось отношение учащихся к обучению, а поэтому продуктивность всех этапов урока снизилась. С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков, на которых учащиеся занимаются преимущественно каким-либо одним видом деятельности. Это уроки усвоения новых знаний; формирования новых умений; обобщения и систематизации знаний, умений; контроля и коррекции знаний, умений; применения знаний, умений на практике. Все эти типы уроков входят в комбинированный урок.

Таким образом, комбинированные уроки могут быть разработаны преподавателем в соответствии с целями обучения учащихся, они достаточно эффективны при преподавании экономики.