Болезни Военный билет Призыв

Трутнев в родном краю. Литературный вечер «Я горжусь своей Родиной. Предмет: Внеклассное чтение

Татьяна Малыгина
Литературный вечер «Я горжусь своей Родиной»

Литературный вечер «Я горжусь своей Родиной »

Цели : воспитывать чувство патриотизма, гордость за страну, прививать чувство любви к родимому краю , воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.

Оформление : рисунки, стихи, рассказ о родине Ю . Яковлев, сборники стихов А. Тарханова, М. Шульгина, М. Вагатовой, Р. Ругина.

Звучит песня «С чего начинается Родина »

Ход мероприятия.

Ведущий :

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился . Это его маленькая родина . А из множества таких маленьких разных уголков состоит наша общая, великая Родина .

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина всегда с тобой , где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина- мать своего народа . Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них; и приходит на помощь, придает силы.

Мы любим Родину . А любить Родину , значит жить с ней одной жизнью.

Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек

Я дугой страны такой не знаю,

Где так вольно дышит человек.

Григорий Лазарев.

Солнцем счастья и свободы

Светит Родина моя .

Русский, ханты- все народы,

Дружим как одна семья.

Русский, ханты, ненец- братья

Мы в правах своих равны

Все мы счастливы в объятьях

Нашей матери- страны.

Е. Трутнева «В родном краю

Как хорошо в родном краю!

Ты всех счастливее на свете.

В садах скворцы тебе поют,

С тобою дружит теплый ветер,

Зайчонок солнечной весной

К тебе врывается в окошко,

В душистом улье сладкий мед!

А сколько ягоды лесной

Ты летом соберешь в лукошко?

В душистом улье сладкий мед

Тебе все лето копит пчелка.

С тобой встречает новый год

Твоя лесная гостья – елка.

Тебя в стране любимой ждут

Походы, игры и науки,

И каждый шаг твой берегут

Ее заботливые руки!

Ведущий : А. М. Сенгепов «Ма мувям»

Моньсь лампа аня мув

Ар тахийн вантсум мА.

Ан па вантсум тамась мув-

ма самемн иса лув.

Вэсум вошн, карась рэпн,

Муйпа сэйнг сёрас панн.

Рэт мувием, нангат нэмлэм,

Самем хуся иса тайлэм.

Ханты ёхлан иськи мув,

тови иты сыйнг лув.

Русянг, хантэнг, лэхсанг мув

Арсар тась си тайл лув.

Асэв лампа вутанг мув :

Вэнтанг, хуланг, тасянг лув

Ласькам самуп хантэнг мув

МА самемн иса лув.

Н. Полякова «Родина моя »

-Что значит : Родина моя ?

Ты спросишь. Я отвечу :

С начала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу.

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом автобус голубой

И поезд длинный- длинный

Уходит поезд край степной

С названием : Целинный.

Потом пшеничные поля

От края и до края.

Все это – Родина твоя ,

Земля твоя родная.

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

А. Прокофьев

Нет на свете Родины милее .

Звучит «Песня о Казыме»

Ведущий :

Люблю я кедровые чащи

И кручи родных берегов

И нарты во след уходящим

В безмолвные дали снегов.

Микуль Шульгин

Зимний лес

В серебре- огне

Мой кедровый лес,

Головой достал до седых небес.

Он в снегу по грудь,

Словно заяц бел.

И ему под стать

Лунный свет, как мел.

Он просто лес-

Он вселенский мост;

Кроны тут, в земле,

Кроны там, средь звёзд.

Чутко замер лес,

Словно чуда ждёт,

По стволам его долгий гул идёт.

Чу! Оленний бег,

Громкий говор вдруг.

Эй, садись, подвезу!

Эй, не мешкай, друг!

И. Никитин «Шуми, шуми, зеленый лес»

Ведущий : И. Ерныхов «Ма мувяэм»

Вусты каруп вэншет,

Нёрси хашуп ппанат,

Нуви сэюп рэпат-

Иса манэм мослат.

Лоньсьн питум вэнши

Лап кивартум сумат,

Муй хурамат вэйтлан

Тамась юхат кинься!

Няра питум суматлэ,

Вэри хонанг нангк пай,

Лор вут пелак ехум,

Вась па уванг пусл.

Юхан хонанг кэртат,

Сангхм ухапат влшат –

Сит мА мувем тахет,

Сэма питум мувем.

Ведущий : Широка и необъятна наша страна. Разнообразна природа нашего края : Равнины и горы, леса и степи, озера и реки

Прокопий Салтыков «Север»

Озера, озера,

Озера без края,

Ковши голубые,

Вода голубая.

Да заросли редкие

Курчавятся всполохом

Пусть беден ты, север,

Травой и листвой.

Пусть взял ты в подруги

Метели и вьюги

Земли снеговой.

И все же, и все же

Ты самый любимый.

Товарищ суровый,

Отец мой родимый

«Лебеди»

Снежным своим оперением блистая,

К северу тянется дикая стая.

Слышу я в мягком тоскующем крике,

Видно, милей им сторонка родная

Рая чужого, веселого рая…

Звучит шуточная хантыйская «Песня о мышонке»

Ведущий :

Мы любим смеяться

На нартах кататься, по белому снегу зимой

И честное слово, с мороза большого

Идём неохотно домой

Пусть рыжее солнце,

Нам светит в оконце,

Лучами касается глаз

Мы севера дети

На нашей планете

Друзей очень много у нас.

Роман Ругин «Дума о севере»

Иван Суриков «Детство»

Вот моя деревня,

Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках

По горе крутой.

Вот свернули санки,

И я на бок- хлоп!

Кубарем качуся

Под гору, в сугроб.

И друзья- мальчишки,

Стоя надо мной.

Весело хохочут над моей бедой.

Все лицо и руки

Залепил мне снег…

Мне в сугробе, горе,

А ребятам смех.

Ведущий :

Викторина

1. Назови нашу Родину ?

2. Назовите столицу нашей Родины ?

3. Что ты представляешь, когда говорят слово «Родина

4. Конкурс «Запомни пословицы»

5. Как вы сами ответите на вопрос : «Что значит Родина моя » ?

6. Отрывок из стихотворения :

Моньсь лампа аня мув

Ар тахийн вантсум ма.

Ан па вантсум тамась мув-

7. Назовите писателей и поэтов, которые пишут о Родине ?

8. Переведите слова на хантыйский язык :

(река, озеро, вода, небо)

Ведущий :

Т. Тенева «Ветеранам»

Эти люди – опавшие листья…

Им на ветви уже не взлететь.

Хоть мудры и заоблочны мысли -

Очевидна и буднична смерть.

В них - осколки забытых баталий,

В них - отрывки из книги судеб…

Время их отливало из стали.

Неужели их подвиг нелеп?

Отстояли. Спасли. Возродили .

Все народы сумели сплотить.

Где еще так Отчизну любили,

Чтобы жизнью любовь оплатить?

Я смотрю в эти честные лица

С ощущением смутной вины.

И хочу до земли поклониться

Поколению страшной войны.

Их ветра роковые носили :

Вот, случайно, сюда занесли…

Старики - это совесть России

Опадают… Но в нас - проросли.

Люблю тебя простор земли былинный,

Твоих озёр и речек синеву.

Гор темноту и белизну равнины,

Высокий лес и низкую траву.

Звучит песня «Как здорова, что все мы здесь собрались» .

Полное название образовательного учреждения: (включая регион и населенный пункт) Пермский край город Пермь Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 28»

Предмет: Внеклассное чтение

Тема: Писатели нашего края детям.

Класс: 2

Учебно-методическое обеспечение: , Бойкина чтение. Рабочие программы. 1-4 классы. Москва: Просвещение, 2013 Поурочные разработки по литературному чтению к УМК «Школа России» Москва: Вако 2013 Литературное чтение. Учебник. 2 класс (сост. ,) Москва: Просвещение, 2013

Время реализации занятия : 45 минут

Цель урока: познакомить учащихся с произведениями Пермских писателей, с биографиями Пермских писателей; формировать интерес к книгам, желание и умение их осознанно выбирать и читать

Задачи урока:

Образовательные

· расширить представление учащихся о литературе родного края,

· учить работать с книгами,

· развивать способность мыслить и чувствовать,

· формулировать устойчивый интерес к книгам,

· вырабатывать привычку углублённого чтения.

Развивающие

· развивать речь учащихся,

· способность к осознанию и словесному выражению собственного отношения к произведению,

· художественно– творческие и познавательные способности; эмоциональную отзывчивость при чтении произведений.

Воспитательные

· воспитывать чувство любви, уважения к родному краю

· обогащать нравственный опыт и развивать нравственные чувства учащихся.

· приобщать детей к литературе как искусству слова, к понимаю того, что делает литературу художественной,

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Форма урока: Урок - инсценировка

Оборудование:

Выставка книг пермских писателей, выставка книг, написанных учениками, выставка рисунков, портреты писателей, карта Пермского края.

Предварительная работа:

Чтение рассказов, сказок, стихов пермских писателей, иллюстрирование понравившихся произведений, проба пера: создание своих книг, участие в конкурсе стихов, встреча с писателями: А. Зелениным, А. Полянской

План проведения урока :

Ход урока

1. Организационный момент

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Стихотворение (читает ученица в русском национальном костюме)

Трутнева Е. «В родном краю»

Все для тебя в родном краю!
Ты всех счастливее на свете,
В садах скворцы тебе поют,
С тобою дружит майский ветер.

Зайчонок солнечной весной
К тебе врывается в окошко,
А сколько ягоды лесной
Ты летом соберешь в лукошко.

В душистом улье сладкий мёд
Тебе все лето копит пчелка.
С тобой встречает Новый год
Твоя лесная гостья – елка.

Тебя в стране любимой ждут
Походы, игры и науки.
И каждый шаг твой берегут
Ее заботливые руки!

Биография Е. Ф. Трутневой

Евгения Федоровна Трутнева (1884-1959). Известная детская поэтесса. Воспитывалась приемными родителями.
После окончания в 1904 г. гимназии в г. Перми работала в конторе Пермской железной дороги, секретарем и классной наставницей в пермской женской гимназии имени. С 1931 г. работала в педагогическом институте сначала библиотекарем, затем лаборантом на кафедре.

Стихи начала писать еще в гимназические годы.
Во время Великой Отечественной войны, заведуя литературной частью Пермского театра кукол, написала для него пьесы «В тылу врага» и «Сказка». При жизни было опубликовано более 40 сборников ее стихов: «Подарок», «Снежный город», «Родина», «Победа», «Тропинка», «Грибы», «В родном краю», «Времена года», «У золотого колоса», «Мой календарь» и др.

Учитель: Пермская область, Прикамье – это большой, богатый край, часть страны, которая называется Россией. Чтобы полюбить свой край, надо его узнать, изучить. Изучать можно по-разному. Так и делают различные учёные. А мы попробуем посмотреть на родное Прикамье глазами детских писателей. Каждый из них по-своему выражает свою любовь к нашей большой и малой Родине. Пусть эта любовь найдёт отклик и в вашей душе.

3. Актуализация знаний.

Учитель: Назовите писателей Пермского края и их произведения, которые вы читали (Ответы детей)

Учитель: «Капитан Ко-Ко и зелёное стёклышко», «Яша Бубенчиков», «Башмаки», «Дом с колокольчиком», «Звездочёт». Кто написал эти произведения?

4. Первичное усвоение новых знаний.

Биография. Родился 06 января 1928 года в селе Задорино Парфеньевского района Костромской области . Отца потерял в начале 30-х гг., раннее детство провел в деревне у бабушки-крестьянки, в школе учился на станции Николо-Полома, где работала учителем его мать. Во время войны ушел из восьмого класса и работал трактористом, затем один год учился в художественно-промышленном училище в селе Красное-на-Волге, в 1946 г. перешел в Ленинградский строительный техникум , Учебу совмещал с работой. После защиты диплома работал на стройках Сибири, Украины, Казахстана, Перми. С 1969 г. занимался исключительно творческим трудом для детей и юношества. Составил несколько сборников: "Вставай, Митенька!" "Шанежка" "Дверь на лугу" "Верешок" "Сто серебряных коней" "Счастливые жемчужинки" Награжден орденами "Знак Почета", медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне", "Ветеран труда". Заслуженный работник культуры. Имя носит Пермская областная детская библиотека.

Возвращение слона (читают 7 учеников в масках сказочных героев).
Под солнцем палящим
Со склона
На склон
Идёт по горам
Путешественник Слон.
Все земли прошёл он,
Все страны увидел,
Метлой подметал
Тротуары в Мадриде,
В Стамбульском порту
Пароходы грузил,
Но всюду, но всюду по дому грустил.
И вот наконец он совсем стосковался,
Купил чемодан и в дорогу собрался.
И вот он шагает,
Ушами трясёт -
Родным и знакомым
Подарки несёт.
А родина

С каждой минутой всё ближе,
А горные склоны
Всё ниже и ниже…
И кончился путь!
И у светлой реки
Толпою встречают Слона земляки.

Они обнимают его и качают,
А он им -
Всем, всем! -
По подарку вручает.
Слонихе подносит духи и серёжки,
Слонёнку - портфель с букварём и сапожки,
Жирафу - пальто в золотистую клетку,
А Бегемоту - с помпончиком кепку.
И все благодарны, все рады вполне,

Но тут раздаётся:
- Простите! А мне?
А мне разве нет? -
Вдруг откуда-то вышла
И жалобно пискнула серая Мышка.
И сразу притих и сконфузился Слон.
- Какой я бессовестный! - вымолвил он.
И скинул пиджак,
И ощупал карман,
И хоботом настежь открыл чемодан,
И снова захлопнул,
И рядышком сел,
И грустно сказал:
- Чемодан опустел!
И все приуныли…

Но тут во весь рот
Крикнул печальной толпе Бегемот:
- Подумаешь, горе!
Ну стоит ли, братцы,
Нам из-за Мышки так волноваться?
Ведь мы ВЕЛИКАНЫ!
А Мышь чуть видна.
Но Слон прошептал:
- Не хвались, старина.
Мышка не хуже тебя, Бегемота!
Ей, серенькой, тоже подарок охота.
И я исправляю ошибку свою,
Я вновь покидаю друзей и семью.

И вот он поднялся,
Устало вздохнул,
Хоботом, словно рукою, махнул
И двинулся снова в чужие края,
За дальние горы
И за моря.
Ушёл он!
И снова от дома вдали
То улицы мёл, то грузил корабли.
Под ним пароходные трапы трещали,
Его непогодою тучи стращали,
Не знал он ни отдыха,
Ни передышки
И - заработал подарок для Мышки!
Но только теперь он купил
Не одёжку
И не духи,
А губную гармошку!
И сам поиграл,
И ушами похлопал,
И радостно хрюкнул,
И к дому потопал.
Он шёл и смеялся!
Он шёл и трубил:
- Хороший подарок
Я Мышке купил!
Теперь будет славно и весело всем,
Теперь я шагаю домой насовсем!

Скоморошина «Здорово, сват» (участвуют двое учеников в костюмах русских мужиков)

Здорово, сват!

Да, говорю, здорово, сват!

Да козу ходил продавать.

Ну, как сватья поживает?

Три рубля давали, да дёшево показалось – не отдал.

А как живёт сват Ванюха?

Да, говорю, как живёт сват Ванюха?

А, табачку понюхать? Недавно нюхал.

Ты, что, сват, уж шибко бородой оброс?

Табачок – от брось? Нет, сват, уж сорок лет нюхаю – привык.

А что, сват, сына-то женил?

Репу-то, купил, целый мешок.

А сношка-то хороша ли?

Сношка-то хороша ли?

Не шибко хрушка. Зима долгая – ребята съедят.

Ты, сват, совсем стал глух?

Нет, сын приехал на двух, а я на одной: стар стал – сил нету.

Да ты, сват, совсем не чуешь?

А? Нет, сват, хоть поздно, да домой поеду, не ночую.

Ну, сват, наговорились. Прощай!

Да, говорю, прощай!

Чо, заезжай? Ладно, ладно! Сейчас оба с сыном заедем!

Учитель: Никита и Богдан показали нам с вами скоморошину, а записал её известный пермский учёный, собиратель фольклора

Биография

Народные произведения фольклора дошли до наших дней благодаря

собирателям фольклора. Одним из таких учёных был Иван Васильевич

Зырянов. Он очень любил свою родную землю, родное Прикамье, и конечно свою родную деревню Романиху Красновишерского района. Иван Васильевич известен как собиратель уральского фольклора, песен, частушек, сказок, шуток, небылиц, скоморошин в Прикамье. Преподавал в Пермском педагогическом институте. Издал несколько фольклорных сборников: «Вишерские частушки». «Лирические народные песни», «Уральские частушки о любви», «Чердынская свадьба», «Старикова тайна», «Сказки», «Скоморошины».

Учитель: Скажите дети, любите ли вы загадки?

Биография. Более сорока лет назад в магазинах города Перми появилась книга, тираж которой был сто тысяч экземпляров, но раскупили её мгновенно. Называлась она «Сто загадок». Сочинил её пермский поэт Борис Ширшов. Борис Валентинович Ширшов (1923-1973) родился в Иркутской области , но большая часть жизни прошла в Перми. Он уезжал отсюда только на фронт. На войне Ширшов командовал пулемётным взводом , был ранен. Вернулся в Пермь. Здесь были напечатаны все его книги.

Загадки из книги Б. Ширшова (читают два ученика)

Если ты его отпустишь с поводка,

Улетит он от тебя за облака. (Воздушный шарик)

У забора я гуляла босиком

И ошпарилась зелёным кипятком. (Крапива)

С большой охотой пыль вдыхает,

Но не болеет, не чихает. (Пылесос)

Зубастая пила

В лес густой пошла,

Весь лес обходила,

Ничего не спилила. (Расчёска)

По черному белым
Пишут то и дело
Потрут тряпицей,

Чиста страница. (школьная доска)

Я из дома за порог
Лишь один шагнул шажок,
Дверь закрылась за спиной
Нет пути передо мной.
Я и дома - и не дома,
Между небом и землей,
Отгадайте ка, друзья:
Где же я? (На балконе)

Не похож я на коня
А седло есть у меня.
Спицы есть. Они, признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай,
Но звоню я то и знай. (велосипед)

за деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя,
Промелькнуло, пробежало-
Нет ни дыма, ни пожара. (лисица)

По небу ходит
Маляр без кистей.
Краской коричневой
Красит людей (Солнце)

Пузыри пускало,
Пеной кверху лезло -
И его не стало.
Все оно исчезло (мыло)

На привале нам помог:
Суп сварил, картошку пек.
Для похода он хорош,
Да с собой не понесешь. (костер)

В нашей кухне круглый год
Дед Мороз в шкафу живет. (холодильник)

Учитель написал много стихов для взрослых, но есть и стихи, которые он написал специально для детей. Одно из таких стихотворений называется «Вруны». (читают два мальчика в костюмах рыбаков)

Два рыболова, два вруна

Сидели над рекой.

Один из них поймал вьюна,

Пескарика – другой.

Куст рыболовов разделял,

Развесистый, густой,

И первый врун не увидал,

Кого поймал второй.

Второй не разглядел никак,

Кого сосед тащил,

И крикнул: - У меня судак!

Почти что крокодил.

Тут первый, друга похваля,

Ответил: - Ты силён!

А я заудил голавля!

С бревно, пожалуй, он!

Дай погляжу! – сказал один

Другой сказал: - Не смей!

Ко мне сейчас не подходи,

Спугнёшь всех голавлей!

Давай-ка лучше погощу

Я у тебя, сосед…

Ответил первый: - Не пущу.

Где шум, там клёва нет…

Закат бледнел и затухал

Над лесом за рекой.

Пора идти! – один сказал.

Пойдём, - сказал другой.

Своих уловов не тая,

Пошли вруны домой…

Шёл по тропинке первым я,

За мной – братишка мой.

Учитель: Посмотрите внимательно на портрет. Вы узнали этого писателя?

Биография Мамина – Сибиряка Много лет тому назад жил на Урале замечательный русский писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Сибиряком он называл себя потому, что хорошо знал и горячо любил свои родные края – Урал и Сибирь. На сотни километров протянулись Уральские горы. Здесь в 1852 году в заводском посёлке Висимо-Шайтанске родился Мамин-Сибиряк. Семья Маминых жила скромно. Отец был священником. Он много лет бесплатно учил детей в поселковой школе. Митя помогал матери по хозяйству, нянчил младшую сестрёнку. Мечтал Митя, что он когда-нибудь расскажет о жизни народа, напишет книги о родном Урале. Мамин-Сибиряк написал много прекрасных рассказов для малышей и подростков. И хотя с тех пор прошло немало лет, но по-прежнему с интересом читают их дети.

5. Первичное закрепление.

Отгадай загадку, назови сказку. (Задания читают две ученицы по очереди)

Косоглазый, маленький В серой шубке, в валенках (заяц) «Сказка про храброго зайца…»

Летом ходит без дороги возле сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос (медведь) «Сказка про Комара Комаровича»

Лежала между ёлками подушечка с иголками,

Тихонечко лежала, потом вдруг убежала (ёжик) «Умнее всех»

Озорной мальчишка в сером армячишке

По двору шныряет крохи собирает (воробей) «Сказка про Воробья Воробеича»

Летит, пищит, ножки длинные тащит,

Случай не упустит: сядет и укусит (комар). «Сказка про Комара Комаровича»

Целый день летает, всем надоедает

Ночь настанет, тогда перестанет (муха) «Сказка о том, как жила-была последняя муха»

Зубастый, мохнатый. Как есть начнёт, песенку поёт (кот) «Сказка про Воронушку»

Кто осенью холодной ходит хмурый и голодный? (волк) «Сказка про храброго зайца…»

6. Рефлексия

Учитель: Вот и подошёл к концу наш урок. А завершим мы нашу встречу песней.

Песня «Здравствуй, Родина моя» (исполняет весь класс)

1. Утром солнышко встаёт,

Всех на улицу зовёт

Выхожу из дома я:

«Здравствуй, улица моя!»

2. Я пою и в вышине

Подпевают птицы мне,

Травы шепчут мне в пути:

«Поскорей, дружок, расти»

3. Отвечаю травам я,

Отвечаю ветрам я,

Отвечаю солнцу я:

«Здравствуй, Родина моя»

Список литературы:

1. «Скоморошины» - Пермь: Книжное издательство, 1984

2. Л. Кузьмин «Шагал один чудак…» - Пермское книжное издательство, 1973

3. -Сибиряк Рассказы и сказки (СоставиМосква «Детская литература», 1977

4. -Сибиряк «Алёнушкины сказки» - Москва «Детская литература», 1986

5. «В краю родном» Стихи. – Пермь: Книжное издательство,1954

6. «Сто загадок» - Пермь: Книжное издательство, 1962

7. «Литература Прикамья» Хрестоматия для начальной школы (сост. ,) - Пермь: Книжный мир, 2001

8. «Писатели Пермской области» Библиографический справочник (сост.) - Пермское книжное издательство, 1985

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

ДОЖДИК, ДОЖДИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?..

Дождик, дождик, где ты был?
- Я по небу с тучкой плыл!
- А потом ты что – разбился?
- Ой, нет-нет, водой разлился,
Капал, капал вниз, упал -
Прямо в речку я попал!

А потом я плыл далёко
В речке быстрой, синеокой,
Любовался всей душой
Нашей Родиной большой!

Ну а после испарился,
К тучке белой прикрепился,
И поплыл, скажу я вам,
К дальним странам, островам.

И теперь над океаном
Я всё вдаль плыву с туманом!
Хватит, ветер, дальше дуть -
Нужно плыть в обратный путь.

Чтобы с речкой повстречаться,
Чтоб с ней в лес родной помчаться!
Любоваться чтоб душой
Нашей Родиной большой.

Так что, ветер, друг ты мой,
С тучкой мы спешим домой!
Нас ты, ветер, подгоняй -
Тучку к дому направляй!

Ведь по дому я скучаю...
Ну-ка, тучку раскачаю!
К дому ух как тороплюсь...
Скоро-скоро к вам вернусь!

ПОЕЗЖАЙ ЗА МОРЯ-ОКЕАНЫ

Поезжай за моря-океаны,

Надо всею землёй пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля,

И гремят, не смолкая, заводы,

И шумят, расцветая, поля...

НЕОБЪЯТНАЯ СТРАНА

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть.

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна.

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

РОССИЯ

Россия - как из песни слово,

Березок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа –

Люблю тебя, моя Россия,

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть,

Люблю все то, что называют

Одним широким словом – РУСЬ.

РОДНАЯ ЗЕМЛЯ

Холмы, перелески,

Луга и поля -

Родная, зелёная

Наша земля.

Земля, где я сделал

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то

К развилке дорог.

И понял, что это

Раздолье полей -

Частица великой

О, РОДИНА!..

О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои пролески, перелески -
Все, что без памяти люблю:

И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой...

Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивье.
В тебе одной - и утешенье
И исцеление мое.

ДВУГЛАВЫЙ ГЕРБ РОССИИ

Я вчера читала книжку

О сокровищах России.

И, увидев герб двуглавый,

Маму тихо я спросила:

«Почему орёл двуглавый?

Что за всадник на коне?

Всё хочу узнать подробно!

Расскажи, мамуля, мне».

«Велика наша держава,

Чтобы мир царил вовек,

Вдаль глядит орёл двуглавый,

Защищает нас от бед.

На коне – Победоносец –

Наш святой борец со злом.

Змея лютого, большого

Он убил своим копьём.

А раскрашен герб российский

В красный цвет и золотой.

Красный – кровь героев павших,

Чтобы жили мы с тобой.

Золото – богатство наше:

Хлеб, руда, поля, леса.

Только чтобы жить богаче

Нужны труд и доброта».

Я послушала рассказы

О России с давних дней

И решила – нет на свете

НАШ ГЕРБ

Различным образом державы

Свои украсили гербы.

Вот леопард, орел двуглавый

И лев, встающий на дыбы.

Таков обычай был старинный,-

Чтоб с государственных гербов

Грозил соседям лик звериный

Оскалом всех своих зубов.

То хищный зверь, то птица злая,

Подобье, потеряв свое,

Сжимают в лапах, угрожая,

Разящий меч или копье.

Где львов от века не бывало,

С гербов свирепо смотрят лъвы

Или орлы, которым мало

Одной орлиной головы!

Но не орел, не лев, не львица

Собой украсили наш герб,

А золотой венок пшеницы,

Могучий молот, острый серп.

Мы не грозим другим народам,

Но бережем просторный дом,

Где место есть под небосводом

Всему, живущему трудом.

Не будет недругом расколот

Союз народов никогда.

Неразделимы серп и молот,

Земля, и колос, и звезда!

РОДИНА

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю - за что не знаю сам?

Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее подобные морям...
Проселочным путем люблю скакать в телеге,
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень;
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз,
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой многим незнакомой
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

ГОЙ, ТЫ, РУСЬ, МОЯ РОДНАЯ...

Гой ты, Русь моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас,
И гудит за коcогором
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»,
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

ЗАПЕЛИ ТЕСАНЫЕ ДРОГИ...

Запели тесаные дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.
Опять я теплой грустью болен
От овсяного ветерка.
И на известку колоколен
Невольно крестится рука.
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить -
Я научиться не могу.
И не отдам я эти цепи,
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
Молитвословным ковылем.

СПИТ КОВЫЛЬ...

Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси -
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.

Свет лупы, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.

Но и все же, ночью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!

О, МАТЬ МОЯ, РОССИЯ

О, мать моя, Россия, Русь,
Незыблем трон твой златоглавый,
Люблю тебя, тобой горжусь,
Многострадальной и державной.

Россия, Россия, великая сила,
Великая сила, бездонная Русь,
В Россию, в Россию всем сердцем влюблен я
И с нею останусь навеки, клянусь!

ГЛАВНЫЕ СЛОВА

В детском садике узнали
Мы прекрасные слова.
Их впервые прочитали:
Мама, Родина, Москва.

Пролетят весна и лето.
Станет солнечной листва.
Озарятся новым светом
Мама, Родина, Москва.

Солнце ласково нам светит.
Льется с неба синева.
Пусть всегда живут на свете
Мама, Родина, Москва!

ЛУЧШЕ НЕТ РОДНОГО КРАЯ

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:
– Где же лучшая земля? –
Отвечал он, пролетая:
– Лучше нет родного края!

РОДНАЯ ЗЕМЛЯ

Холмы, перелески,
Луга и поля -
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей -
Частица великой
Отчизны моей.


РОССИЯ

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.

Озёрный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.

Твоими городами мы гордимся.
От Бреста до Владивостока путь открыт.

Тебя венчает славная столица,
А Петербург историю хранит.

В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит.

РОДИНА

Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Кокой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом.
Песчаный берег с низким ивняков.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится.
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да. Можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть…

Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

ЧТО МЫ РОДИНОЙ ЗОВЁМ

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

ПРИВЕТ

Привет тебе, мой край родной,

С твоими тёмными лесами,

С твоей великою рекой,

И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,

Герой труда неутомимый,

Среди зимы и в летний зной!

Привет тебе, мой край родной!

О РОДИНЕ, ТОЛЬКО О РОДИНЕ

О чём эта песня плакучих берёз,
Мелодия, полная света и слёз?
О Родине, только о Родине.
О чём за холодным гранитом границ
Тоска улетающих на зиму птиц?
О Родине, только о Родине.

В минуты печали, в годину невзгод
Кто нас приголубит и кто нас спасёт?
Родина, только лишь Родина.
Кого в лютый холод нам надо согреть
И в трудные дни мы должны пожалеть?
Родину, милую Родину.

Когда мы уходим в межзвёздный полёт,
О чём наше сердце земное поёт?
О Родине, только о Родине.
Живём мы во имя добра и любви,
И лучшие песни твои и мои -
О Родине, только о Родине…

Под солнцем палящим и в снежной пыли
И думы мои, и молитвы мои -
О Родине, только о Родине.


МНЕ О РОССИИ НАДО ГОВОРИТЬ

Мне о России надо говорить,
Да так, чтоб вслух стихи произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имён сказать: Россия!

Сильнее всех имён произнести,
Сильнее матери, любви сильнее
И на устах отрадно пронести
К поющим волнам, что вдали синеют.

Не раз наедине я был с тобой,
Просил участья, требовал совета,
И ты всегда была моей судьбой,
Моей звездой, неповторимым светом.

Он мне сиял из материнских глаз,
И в грудь вошёл, и в кровь мою проник,
И если б он в груди моей погас,
То сердце б разорвалось в тот же миг!

НА ШИРОКОМ ПРОСТОРЕ

На широком просторе

Предрассветной порой

Встали алые зори

Над родимой страной.

С каждым годом всё краше

Дорогие края...

Лучше Родины нашей

ЗА МИР, ЗА ДЕТЕЙ

В любом краю любой страны

Ребята не хотят войны.

Им в жизнь вступать придётся скоро,

Им нужен мир, а не война,

Зелёный шум родного бора,

Им школа каждому нужна,

И сад у мирного порога,

Отец и мать и отчий дом.

На белом свете места много

Для тех, кто жить привык трудом.

За всех детей, за мир, за труд!

Пусть зреет в поле каждый колос,

Цветут сады, леса растут!

Кто сеет хлеб на мирном поле,

Заводы строит, города,

Тот для ребят сиротской доли

О, РОССИЯ!

О, Россия!
С нелегкой судьбою страна...
У меня ты, Россия,
Как сердце, одна.
Я и другу скажу,
Я скажу и врагу –
Без тебя,
Как без сердца,
Прожить не смогу...