Болезни Военный билет Призыв

Традиционными средствами формирования эмп являются. Структура и конспект занятия. Фотогалерея: пример заданий для работы с одарёнными детьми

Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Для современной образовательной системы (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) . Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО

«От того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний» Л.А. Венгер

Одна из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания (а ведь развитие познавательной активности и является одной из задач умственного воспитания) чрезвычайно важна и актуальна . Так важно учить мыслить творчески, нестандартно, самостоятельно находить нужное решение.

Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным .

В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей дошкольного возраста являются:

  1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях, закономерностях);
  2. Развитие сенсорных, предметно-действенных способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение);
  3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (экспериментирование, моделирование, трансформация);
  4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);
  5. Овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;
  6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;
  7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;
  8. Развитие инициативности и активности детей.

Целевые ориентиры по формированию элементарных математических представлений :

Математическое развитие дошкольников – позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических представлений и связанных с ними логических операций.

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Математическое образование дошкольника – это целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности в дошкольных учреждениях и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка.

Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?

Ответы: новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

Т.е необходимо сделать обучение занимательным . При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие наблюдать, сравнивать, рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий.

Задача взрослого- поддержать интерес ребенка!

Сегодня воспитателю необходимо так выстраивать образовательную деятельность в детском саду, чтобы каждый ребёнок активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания математического содержания, необходимо учитывать, что их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому освоение детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер.

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.

Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе детского садаразвивающей предметно-пространственной среды. Ведь правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы.

Использовать интегрированный подход во всех видах деятельности педагогам помогает наличие в каждой группе детского сада занимательного материала, а именно картотек с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, математических пословиц и поговорок, считалок, логических задач, задач-шуток, математических сказок. (фото) Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно- ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми.

Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании. Загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действий над числами, при формировании представлений о времени. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Ребёнку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.

Опыт работы ДОУ

В 2015-2016 учебном году в нашем ДОУ продолжается работа по формированию познавательных интересов дошкольников посредством развивающих математических игр и созданию развивающей предметно-пространственной среде по формированию математических представлений в соответствии с ФГОС ДО.

Особое внимание уделяется насыщенности среды – образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими). Так, в детском саду были приобретены различные современные развивающие игры : конструкторы – конструктор Поликарпова, сюжетный конструктор «Транспорт», «Город», «Замок», конструктор ТИКО «Шары», «Геометрия», математический планшет, арифметический счет, логические пирамидки «Цветные столбики», "Учимся считать" с цифрами, логическое домино, лабиринты, деревянные строительные конструкторы «Томик», счетный материал «Геометрические фигуры», развивающие игры Воскобовича.

Конструирование

Инструментом развития творческих и логических способностей детей выступают практические занятия с «ТИКО»-конструктором для плоскостного и объёмного моделирования. В нашем дошкольном учреждении педагоги, увлечённо работая с конструктором «ТИКО», открыли его большие возможности для математического развития детей, начиная уже с младшего возраста. В игре с конструктором ребёнок запоминает названия и облик плоскостных фигур (треугольники – равносторонние, остроугольные, прямоугольные), квадраты, прямоугольники, ромбы, трапеции и др. дети учатся моделировать предметы окружающего мира и приобретают социальный опыт. У детей развивается пространственное мышление, они могут легко изменить цвет, форму, размер конструкции, если это необходимо. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Деревянные конструкторы - это удобный дидактический материал. Разноцветные детали помогают ребенку не только выучить называния цветов и геометрических плоских и объёмных фигур, но и понятия «больше-меньше», «выше-ниже», «шире-уже».

Детям раннего возраста работа с логической пирамидкой дает возможность манипулировать составляющими и сравнивать их по размеру методом сравнения. Складывая пирамидку, ребенок не только видит детали, но и ощущает их руками.

Лего

В конце 2015 года мы приобрели конструктор перворобот LEGO Wedo 9580 для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Он предназначен для сборки и программирования простых ЛЕГО - моделей, которые подключаются к компьютеру. В основе конструктора WeDo фирменная база LegoSystem - кирпичи с шипами, с которыми современные дети, как правило, знакомятся очень рано. К ним добавлены датчики и USB-коммутатор для подключения к компьютеру и оживления создаваемых конструкций. Поэтому в группы были закуплены ноутбуки и установлены соответствующие программы. Из конструктора можно создавать разные модели, как по инструкциям Lego, так и придумывая самостоятельно. В форме игры можно знакомиться с различными механизмами и даже учиться проектировать.

Более подробно мы планируем Вас познакомить с данным конструктором осенью на семинаре.

Развивающие игры Воскобовича

Особый интерес у педагогов и детей вызывают развивающие игры Воскобовича. Использование игр Воскобовича в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность в познавательную игровую деятельность.

Развивающих игр Воскобовича много. Среди самых распространенных в нашем детском саду можно выделить: «Двухцветный и четырехцветный квадраты», Игровизор, «Прозрачный квадрат», «Геоконт», «Чудо – крестики»,«Чудо-цветик», «Шнур-затейник», « Лого-формочки», "Коврограф "Ларчик", Кораблик "Брызг - брызг" и другие. В процессе игры ребенок осваивает цифры; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует мышление, внимание, память, воображение. В основу игр заложены три основных принципа - интерес, познание, творчество. Это не просто игры - это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству.

Для развития математических представлений детей педагоги используют и еще одну современную форму работы с детьми - айрис-фолдинг.

Айрис-фолдинг развивает умение сравнивать и находить отличия между двумя и более объектами, восстанавливает по памяти ранее увиденное (схему, чертеж, модель), а также позволяет детям создавать необычные зрительные образы для запоминания нужной операции.

Айрис-фолдинг позволяет развивать у детей умение логически мыслить: находить сходства и различия, выделять существенное, устанавливать причинно – следственные связи. Активизируются вся мыслительная деятельность.

Взаимодействие с родителями

Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей.

В детском саду используем такие формы работы с семьей: консультации, оформление папок-передвижек, проведение математических развлечений, ярмарок, мастер-классов на темы:«Логико – математическая игра – как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста»; «Сказочные лабиринты игр В.В. Воскобовича».

В группах родители изготовили вместе с детьми мини-книжки сказок на математические сюжеты: "Цифры", "Круг и квадрат" и другие.

Педагогами р азработаны брошюры с заданиями по логическим блокам Дьенеша, палочкам Кюизенера; буклеты «Математические игры с ребенком дома», «Математика для развития Вашего ребенка» и другие для закрепления математических представлений с детьми дома.

Проектная деятельность

Безусловно одной из современных и эффективных форм поддержки детской инициативы является проектная деятельность, в которой участие родителей всегда актуально. Используя проектную деятельность для развития математических представлений детей, педагоги тем самым активизируют познавательное и творческое развитие ребенка, а так же уделяют внимание формированию личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Такие проекты по математике, как «Веселая математика» в средней группе № 9, «Занимательная математика» в средней группе № 14, «Азбука цифр» средняя группа № 1 и другие позволили воплотить личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых и детей на практике, учитываяих потребности, возможности, желания в образовательном процессе.

Кадры

Качество педагогической деятельности по использованию современных средств для формирования математических представлений главным образом зависит от квалифицированных педагогов. В связи с этим, 2 педагога нашего детского сада прошли обучение в КОИРО по игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры В.В. Воскобовича». Обучение в КОИРО по программе повышения квалификации «Обновление содержания образовательной и воспитательной деятельности в объединении технической направленности»; по программе «Развитие технического творчества в образовательной организации в условиях ФГОС» обучились 2 педагога, по программе «Тьюторская деятельность в дополнительном профессиональном образовании» - 1 педагог.

Активно участвуют педагоги в семинарах, семинарах- практикумах, проводимых в ДОУ на темы: «Организация и проведение работы по формированию познавательных интересов дошкольников посредством развивающих математических игр», «Особенности организации математических игр в дошкольном возрасте»; в муниципальных семинарах на темы: «Развитие технического творчества учащихся в рамках сетевого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования», «Распространение инновационных моделей развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования в рамках развития сетевой модели взаимодействия с дошкольными образовательными учреждениями»; региональных семинарах «Игра-важнейшая сфера самовыражения», международных семинарах «Дошкольное образование: опыт Италии», где педагоги обменивались опытом по ТИКО конструированию а также в вебинарах, которые организуют ФГАУ "ФИРО" и журнал "Обруч", такие как «Как подготовить дошкольника к решению арифметических задач», «Геометрическая пропедевтика в современном ДОУ» и другие.


Средства формирования элементарных математических представлений у детей в детском саду

Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств. Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей.

В настоящее время в практике работы детских дошкольных учреждений широко распространены следующие средства формирования элементарных математических представлений:

Комплекты наглядного дидактического материала для занятий;

Оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;

Методические пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию элементарных математических представлений у детей в каждой возрастной группе и даются примерные конспекты занятий;

Сборной дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников;

Учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи.

При формировании элементарных математических представлений средства обучения выполняют разнообразные функции:

Реализуют принцип наглядности;

Адаптируют абстрактные математические понятия в доступной для малышей форме;

Помогают дошкольникам овладевать способами действий, обходимыми для возникновения элементарных математических представлений;.

Способствуют накоплению у детей опыта чувственного восприятия свойств, отношений, связей и зависимостей, его постоянному расширению и обогащению, помогают осуществить постепенный переход от материального к материализованному, от конкретного ж абстрактному;

Дают возможность воспитателю организовывать учебно-познавательную деятельность дошкольников и управлять этой работой, развивать у них желание получать новые знания, овладевать счетом, измерением, простейшими способами вычисления и т. д.;

Увеличивают объем самостоятельной познавательной деятельности детей на занятиях по математике и вне их;

Расширяют возможности педагога в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач;

Рационализируют и интенсифицируют процесс обучения.

Таким образом, средства обучения выполняют важные функции:в деятельности педагога и детей при формировании у них элементарных математических представлений. Они постоянно изменяются, новые конструируются в тесной связи с совершенствованием теории и практики предматематической подготовки детей детских дошкольных учреждениях.

Основным средством обучения является комплект наглядного дидактического материала для занятий. В него входит следующее: И - объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде: Разнообразные предметы быта, игрушки, посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины и т. д.;

Изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и без них, нарисованные на карточках;

Графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели.

При формировании элементарных математических представлений на занятиях наиболее широко используются реальные предметы и их изображения. С возрастом детей происходят закономерные изменения в использовании отдельных групп дидактических средств: наряду с наглядными средствами применяется опосредованная система дидактических материалов. Современные исследования опровергают утверждение о недоступности для детей обобщенных математических представлений. Поэтому в работе со старшими дошкольниками все шире используются наглядные пособия, моделирующие математические понятия.

Дидактические средства должны меняться не только с учетом возрастных особенностей, но в зависимости от соотношения конкретного и абстрактного на разных этапах усвоения детьми программного материала. Например, на определенном этапе реальные предметы могут быть заменены числовыми фигурами, а они в свою очередь цифрами и т. п.

Для каждой возрастной группы имеется свой комплект наглядного материала. Это - комплексное дидактическое средство, обеспечивающее формирование элементарных математических представлений в условиях целенаправленного обучения на занятиях, Благодаря ему возможно решение практически всех программных задач. Наглядный дидактический материал рассчитан на определенное содержание, методы, фронтальные формы организации обучения, соответствует возрастным особенностям детей, отвечает разнообразным требованиям: научным, педагогическим, эстетическим, санитарно-гигиеническим, экономическим и т. д. Он используется на занятиях при объяснении нового, его закреплении, для повторения пройденного и при проверке знаний детей, т. е. на всех этапах обучения.

Обычно используют наглядный материал двух видов: крупный, (демонстрационный) для показа и работы детей и мелкий (раздаточный), которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со всеми задание педагога. Демонстрационные и раз даточные материалы отличаются по назначению: первые служат для объяснения и показа способов действий воспитателем, вторые дают возможность организовать самостоятельную деятельность детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения. Эти функции являются основными, но не единственными и строго фиксированными.

К демонстрационным материалам относятся:

Наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д.;

Геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, -, =, >, <;

Фланелеграф с комплектом плоскостных изображений, наклеиваемых на фланель ворсом наружу, так чтобы они прочнее держались на обтянутой фланелью поверхности доски фланелеграфа;

Мольберт для рисования, на котором крепятся две-три съемные полочки для демонстрации объемных наглядных пособий;

Магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений;

Полочки с двумя и тремя ступеньками для демонстрации наглядных пособий;

Комплекты предметов (по 10 штук) одинакового и разного цвета, размера, объемные и плоскостные (на подставках);

Карточки и таблицы;

Модели («числовая лесенка», календарь и др.);

Логические блоки;

Панно и картинки для составления и решения арифметических задач;

Оборудование для проведения дидактических игр;

Приборы (обычные, песочные часы, чашечные весы, счеты напольные и настольные, горизонтальные и вертикальные, счеты-иифры и т. д.).

Отдельные виды демонстрационных материалов входят в стационарное оборудование для учебной деятельности: магнитная и обычная доски, фланелеграф, счеты, настенные часы и т. д.

К раздаточным материалам относятся:

Мелкие предметы, объемные и плоскостные, одинаковые и разные по цвету, размеру, форме, материалу и т. д.;

Карточки, состоящие из одной, двух, трех и более полос; карточки с изображенными на них предметами, геометрическими фигурами, цифрами и знаками, карточки с гнездами, карточки К нашитыми пуговицами, карточки-лото и др.;

Наборы геометрических фигур, плоских и объемных, одинакового и разного цвета, размера;

Таблицы и модели;

Счетные палочки и т. д.

Деление наглядного дидактического материала на демонстрационный и раздаточный весьма условно. Одни и те же средства помогут использоваться и для показа, и для упражнений.

Следует учитывать размеры пособий: раздаточный материал должен быть таким, чтобы сидящие рядом дети могли удобно располагать его на столе и не мешать друг другу во время работы. Поскольку демонстрационный материал предназначен для показа всем детям, он по всем параметрам крупнее, чем раздаточный. Существующие рекомендации относительно размеров наглядных дидактических материалов при формировании элементарных математических представлений детей носят эмпирический характер, строятся на опытной основе. В этом отношении определенная стандартизация крайне необходима и может быть достигнута в результате специальных научных исследований. Пока отсутствует единообразие в указании размеров в методической литературе и в выпускаемых промышленностью

комплектах, следует практически устанавливать наиболее приемлемый вариант Ив каждом конкретном случае, ориентироваться на лучший педагогический опыт.

Раздаточный материал требуется в больших количествах в расчете на каждого ребенка, демонстрационный - один на группу детей. На четырехгрупповой детский сад демонстрационный мате риал подбирают так: 1-2 комплекта каждого названия, а раздаточный - по 25 комплектов каждого названия на весь детский

сад, чтобы полностью обеспечить одну группу.

Тот и другой материал должен быть художественно оформлен: привлекательность имеет большое значение в обучении малышей - с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. Однако это г требование не должно стать самоцелью, так как чрезмерная привлекательность и новизна игрушек и пособий может отвлечь ребенка от главного - познания количественных, пространственных и временных отношений.

Наглядный дидактический материал служит для реализации программы развития элементарных математических представлений

в процессе специально организованных упражнений на занятиях. С этой целью используют:

Пособия для обучения детей счету;

Пособия для упражнений в распознавании величины предметов;

Пособия для упражнений детей в распознавании формы предметов и геометрических фигур;

Пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке;

Пособия для упражнения детей в ориентировке во времени. Данные комплекты пособий соответствуют основным разделам

программы и включают как демонстрационный, так и раздаточный материал. Необходимые для проведения занятий дидактические средства воспитатели изготавливают сами, привлекая к этому родителей, шефов, старших дошкольников, или берут готовыми из окружающей среды. В настоящее время промышленность начала выпускать отдельные наглядные пособия и целые комплекты, которые предназначены для занятий по математике в детском саду. Это значительно сокращает объем подготовительной работы по оснащению педагогического процесса, освобождает воспитателю время для работы, в том числе по конструированию новых дидактических средств и творческому использованию имеющихся.

Дидактические средства, не входящие в оборудование для организации учебной деятельности, хранятся в методическом кабинете детского сада, в методическом уголке групповой комнаты, их содержат в коробках с прозрачными крышками или на плотных крышках изображают аппликацией предметы, которые в них находятся. Природный материал, мелкие игрушки для счета могут находиться и в ящиках, имеющих внутренние перегородки. Такое хранение облегчает поиск нужного материала, экономит время и место.

В оборудование для самостоятельных игр и занятий могут включаться:

Специальные дидактические средства для индивидуальной работы с детьми, для предварительного ознакомления с новыми игрушками и материалами;

Разнообразные дидактические игры: настольно-печатные и с предметами; обучающие, разработанные А. А. Столяром; развивающие, разработанные Б. П. Никитиным; шашки, шахматы;

Занимательный математический материал: головоломки, геометрические мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи-шутки, задачи на трансфигурацию и т. д. с приложением там, где это необходимо, образцов (например, для игры «Танграм» требуются образцы расчлененные и нерасчлененные, контурные), наглядных инструкций и т. д.;

Отдельные дидактические средства: блоки 3. Дьенеша (логические блоки), палочки X. Кюзенера, счетный материал (отличный от того, что применяется на занятиях), кубики с цифрами и знаками, детские вычислительные машины и многое другое; 128

Книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и рассматривания иллюстраций.

Все эти средства лучше всего поместить непосредственно в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности, периодически их следует обновлять, учитывая детские интересы и склонности. Эти средства используются в основном в часы игр, но могут применяться и на занятиях. К ним необходимо обеспечить свободный доступ ребят и их широкое использование.

Действуя с разнообразными дидактическими средствами вне занятий, ребенок не только закрепляет знания,- полученные на занятиях, но и в отдельных случаях, усваивая дополнительное содержание, может опережать требования программы, исподволь готовиться к ее усвоению. Самостоятельная деятельность под руководством педагога, проходящая индивидуально, группой, дает возможность обеспечить оптимальный темп развития каждому ребенку, учитывая его интересы, склонности, способности, особенности.

Многие из дидактических средств, применяемых вне занятий, чрезвычайно эффективны. Примером могут служить «цветные числа» - дидактический материал преподавателя из Бельгии X. Кюзенера, получивший большое распространение в детских садах за рубежом и в нашей стране. Он может использоваться, начиная с ясельных групп и кончая последними классами средней школы. «Цветные числа» - это набор палочек в виде прямоугольных параллелепипедов и кубиков. Все палочки окрашены в разные цвета. Исходным является белый кубик - правильный шестигранник размером 1X1X1 см, т. е. 1 см3. Белая палочка - единица, розовая - два, голубая - три, красная - четыре и т. д. Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Таким образом, цветом и величиной моделируется число. Имеется и плоскостной вариант цветных чисел в виде набора полосок разного цвета. Выкладывая из палочек разноцветные коврики, составляя поезда из вагонов, выстраивая лесенку и производя другие действия, ребенок знакомится с составом числа из единиц, двух чисел, с последовательностью чисел натурального ряда, выполняет арифметические действия и т. д., т. е. готовится к усвоению различных математических понятий. Палочки дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия. /Таким же универсальным и весьма эффективным дидактическим средством являются блоки 3. Дьенеша (логические блоки), венгерского психолога и математика (этот дидактический материал описан в главе, § 2).

Одним из средств формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений являются занимательные игры, упражнения, задачи, вопросы. Этот занимательный математический материал чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме, развивающему и воспитательному влиянию.

В конце прошлого - начале нашего столетия считалось, что через использование занимательного математического материала можно выработать у детей умение считать, решать арифметические задачи, развивать у них желание заниматься, преодолевать трудности. Рекомендовалось использовать его в работе с детьми до школьного возраста.

В последующие годы был замечен спад внимания к занимательному математическому материалу, и вновь повысился интерес к нему в последние 10-15 лет в связи с поисками новых средств обучения, которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации потенциальных познавательных- возможностей каждого ребенка.

Занимательный математический материал в силу свойственной ему занимательности, скрытой в ней серьезной познавательной задачи, увлекая, развивает детей. Единой, общепризнанной его классификации не существует. Чаще всего какая-либо задача или группа однородных задач получает название, в котором отражается либо содержание, либо игровая цель, либо способ действия, либо используемые предметы. Иногда название содержит описание задачи или игры в свернутой форме. Из занимательного математического материала в работе с дошкольниками могут использоваться самые простые его виды:

Геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного образца или по замыслу;

- «Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор», «Уникуб» и другие игрушки-головоломки, состоящие из объемных геометрических тел, вращающихся или складывающихся определенным образом;

Логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил;

Задачи на нахождение признака (признаков) отличия или сходства фигур (например: «Найди две одинаковые фигуры», «Чем отличаются друг от друга данные предметы?», «Какая фигура здесь лишняя?»);

Задачи на поиск недостающей фигуры, в которых, анализируя предметные или геометрические изображения, ребенок должен установить закономерность в наборе признаков, их чередовании и на этой основе осуществить выбор необходимой фигуры, достраивая ею ряд или заполняя пропущенное место;

Лабиринты - упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетания зрительного и мыслительного анализа, точности действий для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной до конечной точки (например: «Как мышонку выбраться из норки?», «Помоги рыбакам распутать удочки», «Угадай, кто потерял варежку»);

Занимательные упражнения на распознавание частей в целом, в которых от детей требуется установить, сколько и каких фигур содержится в рисунке;

Занимательные упражнения на восстановление целого из частей (собрать вазу из осколков, мячик из разноцветных частей и т. д.);

Задачи-смекалки геометрического характера с палочками от самых простых на воспроизведение по образцу узора и до составления предметных картинок, на трансфигурацию (изменить фигуру путем перекладывания указанного количества палочек);

Загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина, обозначающего количественные, пространственные или временные отношения;

Стихи, считалки, скороговорки и поговорки с математическими элементами;

Задачи в стихотворной форме;

Задачи-шутки и т. д.

Этим далеко не исчерпывается весь занимательный математический материал, который может использоваться в работе с детьми. Перечислены отдельные его виды.

Занимательный математический материал по своей структуре близок детской игре: дидактической, сюжетно-ролевой, строительно-конструктивной, драматизации. Как и дидактическая игра, он прежде всего направлен на развитие умственных способностей, качеств ума, способов познавательной деятельности. Познавательное его содержание, органически сочетаясь с занимательной формой, становится действенным средством умственного воспитания, непреднамеренного обучения, наилучшим образом соответствуя возрастным особенностям ребенка-дошкольника. Многие задачи-шутки, головоломки, занимательные упражнения и вопросы, потеряв авторство, передаются из поколения в поколение, как и народные дидактические игры. Наличие правил, организующих порядок действий, характер наглядности, возможность соревнования, во многих случаях ярко выраженный результат роднят занимательный материал с дидактической игрой. Одновременно он содержит и элементы других видов игр: роли, сюжет, содержание, отражающее какое-либо жизненное явление, действия с предметами, решение конструктивной задачи, любимые образы сказок, рассказов, мультфильмов, драматизацию - все это свидетельствует о многосторонних связях занимательного материала с игрой. Он как бы вбирает в себя многие ее элементы, черты и особенности: эмоциональность, творчество, самостоятельный и самодеятельный характер.

Занимательный материал имеет и свою собственную педагогическую ценность, позволяя разнообразить дидактические средства в работе с дошкольниками по формированию у них простейших математических представлений. Он расширяет возможность создания и решения проблемных ситуаций, открывает эффективные пути активизации умственной деятельности, способствует организации общения детей между собой и со взрослыми.

Исследования свидетельствуют о доступности отдельных математических занимательных задач с 4-5 лет. Являясь своеобразной умственной гимнастикой, они предупреждают возникновение интеллектуальной пассивности, с ранних лет формируют настойчивость и целенаправленность у детей. Сейчас повсеместно наблюдается тяга детей к интеллектуальным играм и игрушкам. Это стремление следует шире использовать в работе с дошкольниками.

Отметим основные педагогические требования к занимательому математическому материалу как дидактическому средству.

1. Материал должен быть разнообразным. Это требование вытекает из основной его функции, заключающейся в развитии и совершенствовании количественных, пространственных и временных представлений у детей. Разнообразными должны быть занимательные задачи по способам решения. Когда способ решения найден, то аналогичные задачи решаются без особого труда, сама задача из нестандартной становится шаблонной, ее развивающее влияние резко снижается. Разнообразить следует и формы организации работы с этим материалом: индивидуальные и групповые, в свободной самостоятельной деятельности и на занятиях, в детском саду и дома и т. д.

2. Занимательный материал должен использоваться не эпизодически, случайно, а в определенной системе, предполагающей постепенное усложнение задач, игр, упражнений.

3. Организуя деятельность детей с занимательным материалом и руководя ею, необходимо сочетать методы прямого обучения с созданием условий для самостоятельных поисков способов решения.

4. Занимательный материал должен отвечать разным уровням общего и математического развития ребенка. Это требование реализуется благодаря варьированию заданий, методических приемов и форм организации.

5. Использование занимательного математического материала должно сочетаться с другими дидактическими средствами по формированию у детей элементарных математических представлений.

Занимательный математический материал является средством комплексного воздействия на развитие детей, с его помощью осуществляется умственное и волевое развитие, создается проблемность в обучении, ребенок занимает активную позицию в самом процессе учения. Пространственное воображение, логическое мышление, целенаправленность и целеустремленность, умение самостоятельно искать и находить способы действия для решения практических и познавательных задач - все это, вместе взятое, требуется для успешного усвоения математики и других учебных предметов в школе.

К дидактическим средствам относятся пособия для воспитателя детского сада, в которых раскрывается система работы по формированию элементарных математических представлений. Основное их назначение - помочь воспитателю осуществить на практике предматематическую подготовку детей к школе.

К пособиям для воспитателя детского сада как дидактическому средству предъявляются высокие требования. Они должны:

а) строиться на прочном научно-теоретическом фундаменте, отражать основные современные научные концепции развития и формирования элементарных математических представлений у дошкольников, выдвигаемые педагогами, психологами, математиками;

б) соответствовать современной дидактической системе предматематической подготовки: целям, задачам, содержанию, методам, средствам и формам организации работы в детском саду;

в) учитывать передовой педагогический опыт, включать лучшие достижения массовой практики;

г) быть удобными для работы, простыми, практичными, конкретными.

Практическая направленность пособий, служащих настольной книгой воспитателя, отражается на их структуре и содержании.

Возрастной принцип чаще всего является ведущим в изложении материала. Содержанием пособия могут быть методические рекомендации для организации и проведения работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников в целом или по отдельным разделам, темам, вопросам; конспекты занятий игр.

Конспект - это краткое описание, содержащее цель (программное содержание: образовательные и воспитательные задачи), перечень наглядных пособий и оборудования, освещение хода (основных частей, этапов) занятия или игры. Обычно в пособиях дается система конспектов, последовательно раскрывающих основные методы и приемы обучения, с помощью которых решаются задачи из разных разделов программы развития элементарных математических представлений: работа с демонстрационным и раздаточным материалом, показ, объяснение, демонстрация образцов и способов действия воспитателем, вопросы к детям и обобщения, самостоятельная деятельность ребят, индивидуальные и коллективные задания и другие формы и виды работ. Содержание конспектов составляют разнообразные упражнения и дидактические игры, которые могут использоваться на занятиях по математике в детском саду и вне их с целью формирования у детей количественных, пространственных и временных представлений.

Используя конспекты, воспитатель конкретизирует, уточняет задачи (в конспектах обычно указываются образовательные задачи в самой общей форме), может изменить наглядный материал, по своему усмотрению определить число упражнений и их частей на занятии или в игре, привлечь дополнительные приемы активизации познавательной деятельности, индивидуализировать вопросы, задания по степени трудности для того или иного конкретного ребенка.

Существование конспектов отнюдь не означает прямое следование готовому материалу, они оставляют возможность для творчества в использовании разнообразных методов и приемов, дидактических средств, форм организации работы и т. д. Педагог может комбинировать, выбирать оптимальные варианты из нескольких, создавать новое по аналогии с имеющимся.

Конспекты занятий по математике и игр - удачно найденное методикой дидактическое средство, повышающее при правильном отношении к нему и использовании эффективность педагогической деятельности воспитателя.

В последние годы стало шире использоваться такое дидактическое средство, как учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе. Некоторые из них адр сованы семье, другие - и семье, и детскому саду. Являясь методическими пособиями для взрослых, они одновременно предназначены и детям в качестве книги для чтения и рассматривания и люстрации.

Этому дидактическому средству присущи следующие характерные особенности:

Достаточно большой объем познавательного содержания, который в целом соответствует программным требованиям по развитию у детей количественных, пространственных и временных представлений, но может и не совпадать с ними;

Сочетание познавательного содержания с художественно формой: герои (сказочные персонажи, взрослые, дети), сюжет (путешествие, жизнь семьи, разнообразные события, участникам которых становятся главные герои, и т. д.);

Занимательность, красочность, которые достигаются комплексом средств: художественным текстом, многочисленными иллюстрациями, разнообразными упражнениями, непосредственны», обращением к детям, юмором, ярким оформлением и т. д.; все это направлено на то, чтобы сделать познавательное содержание более привлекательным, значимым, интересным для ребенка;

Книги рассчитаны на минимальную методическую и математическую подготовку взрослого, содержат конкретные, четкие рекомендации для него либо в предисловии, либо в послесловии, а иногда параллельно с текстом для чтения детям;

Основной материал разбит на главы (части, уроки и т. д.), которые читает взрослый, а ребенок рассматривает иллюстрации и выполняет упражнения. Рекомендуется заниматься с ребенком несколько раз в неделю по 20-25 минут, что в целом соответствует количеству и длительности занятий по математике в детском саду;

Учебно-познавательные книги особенно необходимы в тех случаях, когда дети поступают в школу прямо из семьи. Если ребенок посещает детский сад, то они могут применяться для закрепления знаний.

Процесс формирования элементарных математических представлений требует комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия их содержанию, методам и приемам, формам организации работы по предматематической подготовке детей в детском саду.

сайт Интернет-гномик www.i-gnom.ru

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988.

Ирина Скрябина
Формирование элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС дошкольного образования

«Формирование элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС ДО »

Ведь от того, как заложены элементарные математические представления в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития , успешность продвижения ребенка в этой области знаний".

Л. А. Венгер

С вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят существенные изменения.

Впервые в истории российского образования дошкольное образование является начальным уровнем общего образования . Новый статус дошкольников предусматривает разработку Федерального государственного стандарта дошкольного образования .

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию , это документ, который обязаны реализовывать все дошкольные образовательные организации

Двигательная;

Игровая;

Коммуникативная;

Познавательно – исследовательская;

Восприятие художественной литературы и фольклора;

элементарной трудовой деятельности;

Конструирование из различных материалов ;

изобразительной ;

Музыкальной.

Рассмотрим подробнее образовательную область «Познавательное развитие» , а именно «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников » в содержание Федерального государственного образовательного стандарта .

С учётом Федерального государственного образовательного стандарта к структуре общеобразовательной программы , она подразумевает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения , а также способностей к умственной деятельности, умение элементарно сравнивать , анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи.

Большое значение в умственном воспитание детей имеет развитие элементарных математических представлений .

Математическое развитие дошкольников по своему содержанию не должно исчерпываться развитием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучению счету, сложению и вычитанию. Самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников , умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, фоормирует память, внимание, воображение , речь.

Цель программы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников - интеллектуальное развитие детей, формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.

Традиционными направлениями формирования элементарных математических представлений у дошкольников являются : количество и счёт, величина, форма , ориентировка во времени, ориентировка в пространстве.

В организации работы по ознакомлению детей с количеством, величиной, цветом, формой предметов выделяется несколько этапов, в ходе которых последовательно решается ряд общих дидактических задач :

Приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме , пространстве и времени как основы математического развития ;

формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании

Овладение математической терминологией ;

Развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка

формирование простейших графических умений и навыков;

формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.) ;

Образовательно – воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей строится с учётом следующих принципов :

Принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными возможностями и особенностями детей;

формирование математических представлений на основе перцептивных действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления;

Использование разнообразного и разнопланового дидактического материала , позволяющего обобщить понятия «число» , «множество» , «форма » ;

Стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий;

возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий ;

Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников необходимо использовать следующие методы :

элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) ;

Сравнение;

Метод моделирования и конструирования;

Метод вопросов;

Метод повторения;

Решение логических задач;

Экспериментирование и опыты

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, занятия с воспитанниками могут проводится в различных формах :

Организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг)

Демонстрационные опыты;

Сенсорные праздники на основе народного календаря;

Театрализация с математическим содержанием ;

Обучение в повседневных бытовых ситуациях;

Самостоятельная деятельность в развивающей среде

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация программы происходит, используя различные формы , специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры .

Как сказал В. А. Сухомлинский “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений , понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”

Именно игра с элементами обучения , интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника . Такой игрой являются дидактическая игра.

Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы.

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста . Таким образом , дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счетных палочек для составления из них наглядно представленных задач-головоломок . Кроме этого, потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами , которые подлежат преобразованию . Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования (трансфигурации) . Их нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск пути решения, стремясь при этом к конечной цели, требуемому видоизменению или построению пространственной фигуры. Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация развивающей предметно – пространственной среды в возрастных группах. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта развивающая предметно – предметно – пространственная среда должна быть :

трансформируемой ;

Полуфункциональной;

Вариативной;

Доступной;

Как правило, традиционно проводится в форме занятий. Это вызывает развитие гиподинамии у дошкольников, способствует быстрой утомляемости, и, как закономерный итог, - снижает интерес детей к математике. Чтобы сохранить физическое здоровье и избежать психического перенапряжения своих воспитанников, я использую игровые комплексы с математическим содержанием и активные формы обучения.

Все занятия с дошкольниками я строю в виде игровых комплексов. Нет традиционных объяснений, показа, закрепления материала. Чтобы занятия проходили продуктивно, распределяю детей на подгруппы. В каждой подгруппе есть более сильные и более слабые. Более сильным иногда предлагаю работать в качестве помощников более слабым ребятам.

Благодаря проведению занятий по ФЭМП в виде игровых комплексов, у детей развивается сообразительность, самостоятельность, логическое мышление, внимание.

Развитию внимания и сообразительности способствуют задачи-шутки, головоломки, предостерегающие ребенка от поспешных и необоснованных выводов. Предлагаю ребятам не спешить, а порассуждать, помыслить логически и найти ответ, используя уже имеющиеся знания. Приучаю их внимательно слушать условие задачи. Можно предложить задачу-шутку, в которой имеются числовые данные, но дети уже знают, что производить арифметические действия не надо.

Чтобы поднять активность на занятии, с помощью считалки назначаю ведущего. В таком случае выбор оказывается справедливым, и одновременно идет закрепление счета. Для развития у детей самостоятельности предлагаю следующие задания: «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Составь фигуру», «Внимание - угадайка».

При составлении игровых комплексов и для успешного выполнения задач по ФЭМП включаю дидактические игры и упражнения.

В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить со способами действий. Каждый игровой комплекс обычно начинаю с упражнений на внимание, а в конце занятия, когда дети уже немного устали, выполняем упражнения на расслабление. Обязательно включаю физкультминутку, причем всегда подбираю ее с математическим содержанием. Это способствует непроизвольному закреплению ранее усвоенных знаний.

Когда мы играем в эти игры, я вижу, как детей привлекает этот процесс творчества и познания. Всегда принимаю непосредственное участие в играх, что очень нравится всем. Ребята в процессе игры чувствуют свой успех. Даже тот, кто немного «слабее», не боится сказать что-то неправильно. Осознавая свой успех, ребята отвечают доброжелательным откликом своим товарищам.

Опыт показывает, что дети не испытывают перегрузок, не устают, хорошо усваивают знания по математике. Игровые комплексы развивают их логическое мышление, любознательность, пробуждают интерес к математике и желание учиться.

Тема: «Полет в космос».

Программное содержание: формировать понятия о числе на основе счета и измерения, упражнять в пространственной ориентировке, сравнении полосок по длине, освоении состава числа из двух меньших чисел; закреплять знание цифр, их последовательность в числовом ряду от 1 до 10, количественный счет (прямой и обратный); расширять знания детей об окружающем, закреплять знания о порах года, днях недели и их последовательности; закреплять знание геометрических фигур, умение классифицировать по одному признаку; развивать начало логического мышления ребенка, мыслительные операции, гибкость, сообразительность, умение сосредотачиваться.

Материал: палочки Кюизенера, лист бумаги с написанными цифрами для составления чертежа ракеты, счетные палочки, мяч, геометрические фигуры разного цвета, формы и величины.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, сегодня мы с вами будем космонавтами и полетим в космос. Командиром отряда космонавтов я предлагаю выбрать Виталика. Я буду руководителем полета.

Для того, чтобы осуществился наш полет, нам нужно построить ракету. Но как можно строить без чертежа? Давайте построим чертеж.

Игра «Соедини по точкам».

Цель: закрепить знание о последовательности цифр в числовом ряду.

Дети строят чертеж на мольберте по очереди.

В. Чертеж готов, теперь давайте по нему построим ракету из счетных палочек.

Игра «Построй ракету».

Цель: развивать внимание, память, умение строить по чертежу.

В. Ракеты наши готовы, но, прежде чем отправляться в полет, надо проверить, как подготовлены наши космонавты. Ведь все знают, что космонавт должен быть физически крепким, сообразительным, не бояться трудностей.

Математическая разминка (в кругу):

  • Какие поры года вы знаете?
  • Что бывает зимой? (Мороз, снег, лед, холодно, дети катаются на санках и т. д.)
  • С какого дня начинается неделя?
  • Сколько дней в неделе?
  • Назовите все дни недели.
  • Какое число следует за числом 7, 5, 4 при счете?
  • Какое число предшествует при счете числу 4, 5, 2?
  • Какое число я пропустила?

Воспитатель считает и пропускает какое-нибудь число, дети должны его назвать.

Игра «Считай дальше».

Игра «Только одно свойство» (работа с геометрическими фигурами):

а) найти и положить в круг фигуры желтого цвета;

б) положить все маленькие фигуры;

в) фигуры, у которых нет углов.

В. Молодцы, ребята, вы хорошо отвечали. А теперь проверим вашу смекалку.

Задачи на логическое мышление:

  • Сколько лап у двух медвежат?
  • Сколько орехов в пустом стакане?
  • Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах?

В. Молодцы! И со смекалкой у вас все в порядке. Перед полетом мы сделаем небольшую разминку.

Физкультминутка.

В. А сейчас, космонавты, удобно располагайтесь в креслах.

Дети занимают свои места за столами.

В. Приготовиться к пуску ракеты. Начинаем обратный отсчет, пуск.

:

  • шагаем по ступенькам нашего космического корабля (сверху вниз, счет от 1 до 10), спускаемся в нижний отсек, проверяем, все ли приборы работают нормально;
  • какая по счету красная палочка (фиолетовая, белая и т. д.)?
  • какого цвета полоска соответствует цифре 7, 9, 10 и т. д.?
  • покажите какую-нибудь полоску, которая короче черной, длиннее синей и т. д.;
  • угадайте, какую полоску я задумала, если она находится между белой и голубой;
  • положите 6 белых квадратиков. Найдите полоску, длина которой равна 6 белым квадратикам (значит, 6 белых квадратиков, составленные по длине, равны фиолетовой полоске). Фиолетовая полоска - это число 6;
  • составьте число 6 из двух меньших чисел с помощью цветных полосок - 2 и 4; 4 и 2; 3 и 3; 1 и 5; 5 и 1.

В. Вот и закончилась наша работа на борту корабля. Приготовились, возвращаемся на Землю.

Звучит музыка «Полет в космос».

Тема: «Буратино учится считать».

Программное содержание: упражнять детей в устном счете в прямом и обратном порядке в пределах 20, закреплять знание цифр, состав числа из двух меньших чисел; закреплять знание геометрических фигур, последовательность цифр в числовом ряду; развивать координацию движений, память, логическое мышление, внимание.

Материал: цифры, мяч, карточки с изображением фигур для игры «Внимание - угадайка», набор цифр к игре «Танграм», образец.

Ход занятия

В. Ребята, сегодня к нам в гости пришел Буратино. Он, как и мы с вами, собирается в школу. Ему папа Карло уже и азбуку купил. Но вот беда - Буратино умеет считать только до пяти и плохо знает цифры. Поэтому он сегодня пришел к нам поучиться математике. Ребята, поможем Буратино?

Буратино, мы принимаем тебя поиграть с нами в игры, и ты сам не заметишь, как всему научишься.

Игра «Дружное эхо».

Цель: развивать слуховое внимание.

Ведущий ритмично хлопает в ладоши, а дети за ним повторяют.

Игра «Японская машинка».

Цель: развивать координацию движений, память; упражнять в устном счете в прямом и обратном порядке до 20.

Дети хлопают один раз перед собой, затем - хлопок по коленям, щелчок пальцами правой руки и проговаривание цифры, щелчок пальцами левой руки и проговаривание той же цифры.

Игра «Перчатки».

Цель: развивать внимание, умение сосредотачиваться, закрепить знание цифр, состав числа из двух меньших чисел.

Воспитатель показывает цифры до 10, а дети молча показывают количество пальцев.

Игра «Назови соседа».

Цель: закреплять знания о последовательности частей суток.

Воспитатель бросает мяч ребенку, называет какую-нибудь часть суток, а ребенок называет предшествующую и последующую часть суток.

Игра «Отгадай мое число».

Цель: развивать логическое мышление, знание последовательности цифр в числовом ряду.

В. Число, которое я задумала, больше 8, но меньше 10 и т. д.

Игра «Вспомни и назови».

Цель: закреплять знание геометрических фигур; развивать внимание, воображение.

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет геометрическую фигуру, а ребенок - предмет этой формы.

Физкультминутка.

Игра «Считай, делай».

Ты подпрыгни столько раз,

Сколько бабочек у нас,

Сколько елочек зеленых,

Столько выполним наклонов.

Сколько раз ударю в бубен,

Столько раз поднимем руки.

Задачи в стихотворной форме.

1. Семь детей в футбол играли,

Одного домой позвали.

Смотрит он в окно, считает.

Сколько всех друзей играет? (Шесть.)

2. Шесть ворон на крышу село,

И одна к ним прилетела.

Отвечайте быстро, смело,

Сколько всех их прилетело? (Семь.)

3. Барсучиха-бабушка

Испекла оладушки.

Угостила двух внучат.

А внучата не наелись,

С ревом блюдцами стучат.

Ну-ка, сколько барсучат

Ждут добавки и молчат? (Ноль.)

Игра « ».

Составление фигуры-силуэта зайца.

Цель: учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает образец, выясняет, из каких геометрических фигур составлены туловище, голова, лапы зайца, просит детей назвать фигуру и ее величину.

Игра на расслабление «Слушаем тишину».

В. Ребята, Буратино очень понравилось с нами играть, он многому у нас научился. А еще он мне сказал, что мечтает встретиться с вами в школе.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
(В А. Сухомлинский)

Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений

Задачи:

1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.

2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.

3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы: в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Уважаемые коллеги!

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию.

Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1.Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

3.Все психологические новообразования берут начало в игре.

4.Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться большая роль.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре ОД по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием ОД. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.

Дидактические игры делятся на:

Игры с предметами

Настольно-печатные игры

Словесные игры

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

Представляем Вашему вниманию игры, сделанные своими руками, по формированию элементарных математических представлений.

Тренажер “Бусинки”

Цель: помощник в решении простейших примеров и задач на сложение и вычитание

Задачи:

  • развивать умение решать простейшие примеры и задачи на сложение и вычитание;
  • воспитывать внимательность, усидчивость;
  • развивать мелкую моторику рук.

Материал: веревочка, бусинки (не более 10), цветовая гамма на ваш вкус.

  • Дети могут сначала посчитать все бусинки на тренажёре.
  • Затем решают простейшие задачи:

1) "На дереве висело пять яблок". (Отсчитывают пять яблок). Два яблока упало. (Отнимают два яблока). Сколько яблок осталось на дереве? (пересчитывают бусинки)

2) На дереве сидело три птички, к ним прилетело еще три птички. (Сколько птичек осталось сидеть на дереве)

  • Дети решают простейшие задачи как на сложение так и на вычитание.

Тренажер “Цветные ладошки”

Цель: формирование элементарных математических представлений

Задачи:

  • развивать цветовосприятие, ориентировку в пространстве;
  • обучать счету;
  • развивать умение пользоваться схемами.

Задания:

1. Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, розового, оранжевого) цвета?

2. Сколько квадратов (желтого, зеленого, голубого, красного, оранжевого, фиолетового) цвета?

3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?

4. Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?

5. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?

6. Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?

7. На нас смотрит ладошка зеленого цвета в красном квадрате, если сделать три шага вправо и два вниз, где мы окажемся?

8. Задай маршрут движения товарищу

Пособие изготовлено из разноцветного цветного картона с помощью детских ручек

Динамические паузы

Упражнения для снижения мышечного тонуса

Мы ногами - топ-топ,
Мы руками - хлоп-хлоп.
Мы глазами - миг-миг.
Мы плечами - чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два -привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Рад-два, раз-два,
Заниматься нам пора!

Движения выполнять по содержанию текста.

Руки на поясе. Моргаем глазами.
Руки на поясе, плечи вверх-вниз.
Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево.
Движения выполнять по содержанию текста.
Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз.

Упражнения на развитие вестибулярного аппарата и чувства равновесия

По ровненькой дорожке

По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Раз-два, раз-два.

По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам,
Раз-два, раз-два.

По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.

Вот наш дом,
В нем живем. Ходьба с высоко поднятыми коленями по ровной поверхности (возможно, по линии)
Ходьба по неровной поверхности (ребристая дорожка, грецкие орехи, горох) .
Ходьба по ровной поверхности.
Присесть на корточки.
Сложить ладони, поднять руки над головой.

Упражнения на развитие восприятие ритмов окружающей жизни и ощущений собственного тела

Большие ноги

Шли по дороге:
Топ, топ, топ. Т
оп, топ, топ.
Маленькие ноги
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ.

Мама и ребенок двигаются в медленном темпе, с силой притоптывая в такт со словами.

Темп движения возрастает. Мама и ребенок притоптывают в 2 раза быстрее.

Динамическое упражнение

Текст произносится до начала выполнения упражнений.

– До пяти считаем, гири выжимаем, (и. п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки поднять медленно вверх - в стороны, пальцы сжаты в кулак (4-5 раз))

– Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки (на доске - круг с точками. Взрослый указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки)

– Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова разрубим, (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед - вниз)

– Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов, (и. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)

– Сколько клеток до черты, Столько раз подпрыгни ты (3 по 5 раз), (на доске изображено 5 клеток. Взрослый указывает на них, дети прыгают)

– Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас (и. п. - стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед)

– На носочки встанем, Потолок достанем (и. п. - основная стойка, руки на поясе. Поднимаясь на носки, руки вверх - в стороны, потянуться)

– Сколько черточек до точки, Столько встанем на носочки (4-5 раз), (и. п. - основная стойка. При подъеме на носках руки в стороны - вверх, ладони ниже уровня плеч)

– Наклонились столько раз, Сколько уточек у нас. (и. п. - стоя, ноги врозь, При наклонах ноги не сгибать)

– Сколько покажу кружков, Столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза), (и. п. - стоя, руки на поясе, прыжки на носках).

Динамическое упражнение “Зарядка”

Наклонилась сперва
К низу наша голова (наклон вперед)
Вправо - влево мы с тобой
Покачаем головой, (наклоны в стороны)
Руки за голову, вместе
Начинаем бег на месте, (имитация бега)
Уберем и я, и вы
Руки из-за головы.

Динамическое упражнение “Маша-растеряша”

Произносится текст стихотворения, и одновременно выполняются сопровождающие движения.

Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)
Маша-растеряша. (поворот в другую сторону, в исходное положение)
И на стуле нет, (руки вперед, в стороны)
И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)
На кровати нет,
(руки опустили)
(наклоны головы влево - вправо, “погрозить” указательным пальцем)
Маша-растеряша.

Динамическое упражнение

Солнце глянуло в кроватку... Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать. На носок, потом на пятку, Все мы делаем зарядку.

“Геометрические фигуры”

Цель : формирование элементарных математических навыков.

Образовательные задачи:

  • Закрепить умение различать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру, учить детей систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по признакам.

Развивающие задачи:

  • Развивать логическое мышление, внимание.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любознательность.

На начальном этапе мы знакомим детей с названием объемных геометрических фигур: шар, куб, пирамида, параллелепипед. Можно заменить названия на более привычные для детей: шарик, кубик, кирпичик. Затем мы знакомим с цветом, потом постепенно знакомим с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник и так далее, согласно образовательной программе. Задания можно давать различные в зависимости от возраста, способностей детей.

Задание для детей в возрасте 2-3 года (соотнесение по цвету)

  • “Найди цветочки и фигуры такого же цвета, как шарик”.

Задание для детей в возрасте 3-4 года (соотнесение по форме)

  • “Найди фигуры, похожие на кубик”.

Задание для детей в возрасте 4-5 лет (соотнесение по форме и цвету)

  • “Найди фигуры, похожие на пирамиду такого же цвета”.

Задание для детей в возрасте 4-7 лет (соотнесение по форме)

  • “Найди предметы, похожие на параллелепипед (кирпичик)”.

Дидактическая игра “Неделя”

Цель: ознакомление детей с неделей, как единицей измерения времени и названиями дней недели

Задачи:

  • формировать представление о неделе, как единице измерения времени;
  • уметь сравнивать количество предметов в группе на основе счета;
  • развивать зрительное восприятие и память;
  • создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности.

На столе стоят 7 гномиков.

Сколько гномиков?

Назовите цвета, в которые одеты гномики.

Первым приходит Понедельник. Этот гномик любит все красное. И яблоко у него красного цвета.

Вторым приходит Вторник. У этого гномика все оранжевое. Колпачок и курточка у него оранжевого цвета.

Третьим приходит Среда. Любимый цвет этого гномика - желтый. А любимая игрушка желтый цыпленок.

Четвертым появляется Четверг. У этого гномик одет во всё зелёное. Он угощает всех зелеными яблоками.

Пятым приходит Пятница. Этот гномик любит все голубого цвета. Он любит смотреть на голубое небо.

Шестым появляется Суббота. У этого гномика все синее. Он любит синие цветочки, и забор он красит в синий цвет.

Седьмым приходит Воскресенье. Это гномик во всем фиолетовом. Он любит свою фиолетовую курточку и свой фиолетовый колпачок.

Чтобы гномики не перепутали когда им сменять друг друга, Белоснежка им подарила специальные цветные часы в форме цветка с разноцветными лепестками. Вот они. Сегодня у нас четверг, куда нужно повернуть стрелку? -- Правильно на зеленый лепесток часов.

Ребята, а теперь пора и отдохнуть на острове “Разминки”.

Физкультурная минутка.

В понедельник мы играли,
А во вторник мы писали.
В среду полки протирали.
Весь четверг посуду мыли,
В пятницу конфет купили
А в субботу морс сварили
Ну а в воскресенье
будет шумный день рождения.

Скажите, есть ли середина недели? Посмотрим. Ребята, а теперь нужно разложить карточки так, чтобы все дни недели шли в нужном порядке.

Дети раскладывают семь карточек с цифрами по порядку.

Умницы, все карточки разложили правильно.

(Счет от 1 до 7 и названия каждого дня недели).

Ну, вот теперь все в порядке. Зажмурьте глазки (убрать одну из цифр). Ребята, что случилось, один день недели пропал. Назовите его.

Проверяем, называем все цифры по порядку и дни недели, и находится затерявшейся день. Меняю цифры местами и предлагаю детям навести порядок.

Сегодня вторник, а в гости мы пойдем через неделю. В какой день мы пойдем в гости? (вторник).

День рождение у мамы в среду, а сегодня пятница. Сколько пройдет дней до маминого праздника?(1 день)

Мы поедем к бабушке в субботу, а сегодня вторник. Через сколько дней, мы поедем к бабушке? (3 дня).

Настя протирала пыль 2 дня назад. Сегодня воскресенье. Когда же Настя протирала пыль? (пятница).

Что раньше среда или понедельник?

Наше путешествие продолжается, нужно перескакивать с кочки на кочку, только цифры выложены, наоборот, от 10 до 1.

(Предложить круги разного цвета соответствующие дням недели). Выходит тот ребенок, цвет круга у которого, соответствует загаданному дню недели.

Первый день нашей недели, трудный день, он... (понедельник).

Встает ребенок у кого красный круг.

Вот жираф заходит стройный говорит: “Сегодня... (вторник)”.

Встает ребенок с оранжевым кругом.

Вот к нам цапля подошла и сказала: Сейчас...? ... (среда).

Встает ребенок, у которого круг желтого цвета.

Весь почистили мы снег на четвертый день в... (четверг).

Встает ребенок, у которого круг зеленого цвета.

А на пятый день мне подарили платьице, потому что была... (пятница).

Встает ребенок с голубым кругом

На шестой день папа не работал, потому что была... (суббота).

Встает ребенок с синим кругом.

Я у брата попросил прощения на седьмой день в... (воскресенье).

Встает ребенок, у которого круг фиолетового цвета.

Умницы, со всеми заданиями справились.

Развитие элементарных математических представлений у дошкольников - особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!”. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.