Болезни Военный билет Призыв

Типология характера по юнгу кратко. Типологическая модель К. Г. Юнга и типология психосоциотипов. Развитие идей Юнга в Западной Европе и США

Юнг Карл Густав

Психологические типы

Карл Густав Юнг

Психологические типы

Карл Густав Юнг и аналитическая психология. В. В. Зеленский

Предисловие. В. В. Зеленский

От редактора русского издания 1929 г. Э. Метнер

Предисловие к первому швейцарскому изданию

Предисловие к седьмому швейцарскому изданию

Предисловие к аргентинскому изданию

Введение

I. Проблема типов в истории античной и средневековой мысли

1. Психология классического периода: гностики, Тертуллиан, Ориген

2. Богословские споры в раннехристианской Церкви

3. Проблема пресуществления

4. Номинализм и реализм

5. Спор Лютера и Цвингли о причастии

II. Идеи Шиллера о проблеме типов

1. Письма об эстетическом воспитании человека

2. Рассуждения о наивной и сентиментальной поэзии

III. Аполлоническое и дионисийское начало

IV. Проблема типов в человековедении

1. Общий обзор типов Джордана

2. Специальное изложение и критика типов Джордана

V. Проблема типов в поэзии. Прометей и Эпиметей Карла Шпиттелера

1. Предварительные замечания о типизировании Шпиттелера

2. Сравнение Прометея Шпиттелера с Прометеем Гете

3. Значение объединяющего символа

4. Относительность символа

5. Природа объединяющего символа у Шпиттелера

VI. Проблема типов в психопатологии

VII. Проблема типических установок в эстетике

VIII. Проблема типов в современной философии

1. Типы по Джемсу

2. Характеристические пары противоположностей в типах Джемса

3. К критике концепции Джемса

IX. Проблема типов в биографике

X. Общее описание типов

1. Введение

2. Экстравертный тип

3. Интровертный тип

XI. Определение терминов

Заключение

Приложения. Четыре работы о психологической типологии

1. К вопросу об научении психологических типов

2. Психологические типы

3. Психологическая теория типов

4. Психологическая типология

Карл Густав Юнг и аналитическая психология

Среди наиболее выдающихся мыслителей XX века можно с уверенностью назвать швейцарского психолога Карла Густава Юнга.

Как известно, аналитическая, точнее - глубинная психология есть общее обозначение ряда психологических направлений, выдвигающих, среди прочего, идею о независимости психики от сознания и стремящихся обосновать фактическое существование этой независимой от сознания психики и выявить ее содержание. Одним из таких направлений, базирующихся на понятиях и открытиях в области психического, сделанных Юнгом в разное время, является аналитическая психология. Сегодня в повседневной культурной среде общеупотребительными и даже шаблонными стали такие понятия, как комплекс, экстраверт, интроверт, архетип, некогда введенные в психологию Юнгом. Существует ошибочное мнение, что юнговские идеи выросли на почве идиосинкразии к психоанализу. И хотя ряд положений Юнга действительно строится на возражениях Фрейду, сам контекст, в котором в разные периоды возникали "строительные элементы", впоследствии составившие оригинальную психологическую систему, разумеется, гораздо шире и, что самое главное, он базируется на отличных от фрейдовских представлениях и взглядах как на человеческую природу, так и на интерпретацию клинических и психологических данных.

Карл Юнг родился 26 июля 1875 года в Кессвиле, кантон Тургау, на берегу живописного озера Констанц в семье пастора швейцарской реформаторской церкви; дед и прадед со стороны отца были врачами. Учился в Базельской гимназии, любимыми предметами гимназических лет были зоология, биология, археология и история. В апреле 1895 года поступил в Базельский университет, где изучал медицину, но затем решил специализироваться по психиатрии и психологии. Помимо этих дисциплин глубоко интересовался философией, теологией, оккультизмом.

По окончании медицинского факультета Юнг написал диссертацию "О психологии и патологии так называемых оккультных явлений", оказавшуюся прелюдией к его длившемуся почти шестьдесят лет творческому периоду. Основанная на тщательно подготовленных спиритических сеансах со своей необычайно одаренной медиуматическими способностями кузиной Хелен Прейсверк, работа Юнга представляла описание ее сообщений, полученных в состоянии медиуматического транса. Важно отметить, что с самого начала своей профессиональной карьеры Юнг интересовался бессознательными продуктами психического и их значением для субъекта. Уже в этом исследовании /1- Т.1. С.1-84; 2- С.225-330/ легко можно увидеть логическую основу всех его последующих работ в их развитии - от теории комплексов к архетипам, от содержания либидо к представлениям о синхронности и т. д.

В 1900 году Юнг переехал в Цюрих и стал работать ассистентом у известного в то время врача-психиатра Юджина Блейлера в больнице для душевнобольных Бурхгольцли (пригород Цюриха). Он поселился на больничной территории, и с этого момента жизнь молодого сотрудника стала проходить в атмосфере психиатрического монастыря. Блейлер был зримым воплощением работы и профессионального долга. От себя и сотрудников он требовал точности, аккуратности и внимательности к пациентам. Утренний обход заканчивался в 8.30 утра рабочей встречей персонала, на которой заслушивались сообщения о состоянии больных. Два-три раза в неделю в 10.00 утра происходили встречи врачей с обязательным обсуждением историй болезни как старых, так и вновь поступивших пациентов. Встречи происходили при непременном участии самого Блейлера. Обязательный вечерний обход происходил между пятью и семью часами вечера. Никаких секретарей не было, и персонал сам печатал на машинке истории болезни, так что порой приходилось работать до одиннадцати часов вечера. Больничные ворота и двери закрывались в 10.00 вечера. Младший персонал ключей не имел, так что, если Юнг хотел вернуться из города домой попозже, он должен был просить ключ у кого-либо из старшего медперсонала. На территории больницы царил сухой закон. Юнг упоминает, что первые шесть месяцев он провел совершенно отрезанный от внешнего мира и в свободное время читал пятидесятитомную "Allgemeine Zeitschrift fur Psychiatrie".

Вскоре он начал публиковать свои первые клинические работы, а также статьи по применению разработанного им же теста словесных ассоциаций. Юнг пришел к выводу, что посредством словесных связей можно обнаружить ("нащупать") определенные совокупности (констелляции) чувственно окрашенных (или эмоционально "заряженных") мыслей, понятий, представлений и, тем самым, дать возможность выявиться болезненным симптомам. Тест работал, оценивая реакцию пациента по временной задержке между стимулом и ответом. В результате выявилось соответствие между словом-реакцией и самим поведением испытуемого. Значительное отклонение от норм отмечало присутствие аффективно-нагруженных бессознательных идей, и Юнг ввел понятие "комплекс", чтобы описать их целокупную комбинацию. /3- С.40 и далее/

Юнг — весьма загадочная личность в научном мире, его идеи до сих пор будоражат умы современников. Юнг расширил границы психиатрии, многие его теории были просто шокирующими для закостенелых учёных кругов. Помимо научных трудов, Карл Юнг прочёл немало теологических и эзотерических трактатов. Необычный учёный проявлял огромный интерес к народным сказаниям и легендам. Психология обязана Юнгу многими открытиями, которые легли в основу современных знаний о человеческом разуме.

Юнг. Психологические типы

Одним из наиболее значимых достижений Карла Юнга является его работа по психологическим типам. В ней он выдвигает идею о том, что кроме приобретённых качеств человек имеет некие врождённые особенности психики, которые невозможно изменить. Во многом этому открытию способствовало наблюдение учёного за маленькими детьми, которые ещё не успели приобрести определённые черты характера, но в их поведении были серьёзные различия.

На основе этих различий и были выявлены психологические типы. Юнг на основании многочисленных опытов и наблюдений понял, что некоторые люди отдают свою энергию вовне, они сосредоточены лишь на мире вокруг, люди или объекты снаружи вызывают у них гораздо больший интерес, чем Таких людей психолог назвал экстравертами. Другой тип - наоборот, отталкивается от своего взгляда на мир, а не от объективного окружения, внутренние переживания интересуют этих субъектов больше, чем люди и предметы из внешнего мира. Их Карл Юнг назвал интровертами. Давайте познакомимся поближе с этими психологическими типами.

Экстраверты

Современное общество — просто рай для экстравертов, ведь в нём приветствуется наглость, поверхностность, материализм и эгоизм. Но кто же такие экстраверты? Согласно концепции Юнга - психологический тип человека, направленный сугубо наружу. Такие люди обожают общество других людей, они естественным путём отстаивают свои интересы и стремятся к лидерству.

Они могут быть общительны, доброжелательны и добры, но также несложно столкнуться с истеричными и злыми персонами.

Экстраверт может быть душой компании, лидером движения или организации, благодаря прекрасным навыкам общения и организаторским талантам. Однако экстравертам крайне тяжело погружаться в свой внутренний мир, поэтому они очень поверхностны.

Сильные и слабые стороны экстравертов

Каждый психологический тип имеет свои сильные и слабые стороны. Например, экстраверты отлично приспосабливаются к смене обстановки, они легко находят в любом коллективе. Концепция психологических типов Юнга описывает экстравертов как отличных собеседников, способных увлечь разговором любого, кто находится рядом с ними.

Также такие люди могут быть замечательными продавцами или менеджерами, они легки на подъём и подвижны. Если говорить в целом, экстраверты идеально приспособлены для жизни в современном поверхностном обществе пронырливых материалистов.

Но не всё так безоблачно в стремительном мире экстравертов. Как гласят психологические типы Юнга, каждый из них имеет свои минусы. Например, экстраверты слишком зависимы от общественного мнения, их мировоззрение строится на общепринятых догмах и концепциях. Также они часто совершают необдуманные действия и поступки, о которых впоследствии сожалеют. Поверхностность закрадывается во все сферы жизни экстраверта, признание в обществе и официальные награды влекут их больше, чем реальные достижения.

Интроверты

Согласно концепции Юнга, психологический тип человека, направленный внутрь себя, называется интровертом. Интровертам непросто найти своё место в современном, стремительном и гиперактивном мире. Эти люди черпают радость внутри себя, а не снаружи, как экстраверты. Внешний мир воспринимается ими через прослойку собственных умозаключений и концепций. Интроверт может быть глубоким и гармоничным человеком, но чаще всего такие люди — типичные неудачники, которые неопрятно одеты и с трудом находят общий язык с окружающими.

Казалось бы, ужасно быть интровертом, но, согласно работам Карла Густава Юнга, психологические типы не могут быть плохими или хорошими, просто они разные. Интроверты имеют не только слабые стороны, но и свои преимущества.

Сильные и слабые стороны интровертов

Интроверты, несмотря на все сложности, которые они испытывают в повседневной жизни, имеют ряд положительных характеристик. Например, интроверты способны быть хорошими специалистами в сложных областях, гениальными художниками, музыкантами.

Также таким людям тяжело навязать своё мнение, они плохо поддаются пропаганде. Интроверт способен проникать вглубь вещей, просчитывать ситуацию на много ходов вперёд.

Однако обществу не нужны умные или талантливые люди, ему нужны наглые и активные торгаши, поэтому интровертам сегодня отведена второстепенная роль. Пассивность интровертов зачастую превращает их в желеобразную инертную массу, вяло перетекающую по жизненному пути. Такие люди совершенно неспособны постоять за себя, они просто переживают обиды внутри, впадая в очередную депрессию.

Функции сознания

Описывая психологические типы, Юнг выделил четыре функции сознания, которые, сочетаясь с направленностью человека внутрь или наружу, образуют восемь комбинаций. Эти функции существенно отличаются от остальных психологических процессов, поэтому именно они были выделены отдельно — мышление, чувство, ощущение, интуиция.

Под мышлением Юнг понимал интеллектуальные и логические Чувство — субъективная оценка мира, основанная на внутренних процессах. Под ощущением понимается восприятие мира при помощи А под интуицией — восприятие мира, основанное на бессознательных сигналах. Чтобы лучше понять психологические типы Юнга, давайте подробнее рассмотрим функции психики.

Мышление

Типы психики, основанные на мышлении делятся на интровертные и экстравертные. Экстравертный мыслительный тип основывает все свои суждения на интеллектуальных заключениях об окружающей действительности. Его картина мира полностью подчинена логическим цепочкам и рациональным доводам.

Такой человек считает, что весь мир должен подчиняться его интеллектуальной схеме. Всё, что этой схеме не подчиняется — неправильно и иррационально. Иногда подобные люди приносят пользу, но чаще всего они просто невыносимы для окружающих.

Как следует из работ Карла Густава Юнга, психологические типы интровертно-мыслительного вида являются практически полной противоположностью своим экстравертным собратьям. Их картина мира также основывается на интеллектуальных измышлениях, но основаны они не на рациональной картине мира, а на его субъективной модели. Поэтому такой психологический тип имеет множество идей, совершенно естественных для него, но не имеющих никакой связи с реальным миром.

Чувство

Экстравертный чувствующий тип, как гласят психологические типы Карла Юнга, основывает свою жизнь на чувстве. Поэтому мыслительные процессы, если они противоречат чувству, отбрасываются подобным индивидом, он считает их ненужными. Чувства экстравертного типа основаны на общепринятых стереотипах о прекрасном или правильном. Такие люди чувствуют то, что принято в обществе, хотя при этом они совершенно искренни.

Интровертный чувствующий тип исходит из субъективных чувств, зачастую понятных только ему. Истинные мотивы такого человека обычно скрыты от сторонних наблюдателей, часто люди такого типа выглядят холодными и безразличными. Тихие и доброжелательные внешне, они могут скрывать совершенно неадекватные чувственные переживания.

Ощущение

Ощущающий экстравертный тип воспринимает окружающую действительность более остро, чем иные психологические типы. Юнг описывал этот тип как человека, живущего здесь и сейчас.

Ему хочется наиболее интенсивных ощущений, даже если они будут негативными. Картина мира подобного субъекта построена на наблюдениях за объектами внешнего мира, что придаёт ощущающим экстравертам налёт объективности и рассудительности, хотя на самом деле это совсем не так.

Интровертный ощущающий тип крайне тяжело понять. Главную роль в восприятии мира для этого психологического типа играет его субъективная реакция на мир. Поэтому поступки ощущающих интровертов могут быть непонятны, нелогичны и даже пугающи.

Интуиция

Интуитивный тип - один из наиболее непонятных и загадочных. Другие психологические типы Карла Юнга более рациональны, за исключением ощущающего. Если интуитивный тип проявляется у экстраверта, то возникает человек, который постоянно ищет возможности, но как только возможность изучена и ясна, бросает её ради дальнейших блужданий. Из подобных людей получаются хорошие бизнесмены или продюсеры. Про них говорят, что у них отличное чутьё.

Однако интуитивный тип в сочетании с интроверсией образует наиболее странное сочетание. Описывая психологические типы, Юнг подметил, что интуитивные интроверты могут быть отличными художниками и творцами, но их творчество носит неземной, причудливый характер. В общении с таким человеком может возникнуть масса трудностей, так как зачастую он выражает свои мысли лишь ему одному понятным способом. Люди такого рода зациклены на восприятии и его описании. Если они не находят выход своим чувствам в творчестве, то им становится тяжело занять своё место в обществе.

Можно ли изменить свой психологический тип?

Психологические типы не встречаются в чистом виде. В каждом человеке присутствует и экстраверт и интроверт, но один из этих типов является доминирующим.

Так же дела обстоят и с функциями сознания, то есть если перед вами чувствующий тип, это совсем не значит, что он не пользуется интеллектом, просто чувства играют решающую роль в его жизни. Согласно концепции Юнга, психологический тип человека остаётся неизменным на протяжении всей его жизни. Однако он может быть немного откорректирован, подчиняясь внешним обстоятельствам.

Если вас не устраивает ваш психологический тип, не стоит унывать или пытаться бороться со своим естеством. Гораздо разумнее построить грамотную жизненную стратегию, которая будет учитывать ваши сильные и слабые стороны. Несмотря на то что доминирующий тип изменить нельзя, это не значит, что невозможно хоть как-то измениться. Большинство особенностей человеческого характера не являются врождёнными и неизменными. К тому же психология не физика, в ней лишь предполагают, а не утверждают, так что всё в ваших руках. Те же, кто хочет подробнее ознакомиться с этой темой, могут прочитать замечательную книгу — Юнг К.Г. «Психологические типы».

И на преобладании той или иной психической функции , к которым он относил мышление , чувство , ощущение и интуицию .

Целью психологической типологии, по Юнгу, не является простая классификация людей на категории. Типология, по его мнению, представляет собой во-первых, инструмент исследователя для упорядочивания бесконечно разнообразного психолологического опыта в некоем подобии координатной шкалы («тригонометрической сетки» - пишет Юнг). Во-вторых, типология - инструмент практического психолога, позволяющий на основе классификации пациента и самого психолога выбирать наиболее действенные методы и избегать ошибок .

Для определения типа по Юнгу применяют типологическое обследование (тесты Грей-Уилрайт) и опросник «Индекс юнговских типов » (англ. Jungian Type Index, JTI ).

Классификация по «психологической установке»

Юнг считал, что всякий человек стремится либо к восприятию объектов внешнего мира, либо стремится от них абстрагироваться. Это различие он назвал общим типом установки и поделил на экстравертную (направленную на восприятие внешнего мира) и интровертную (направленную преимущественно «внутрь себя»). Полагая, что не существует ни чистых экстравертов, ни чистых интровертов, он считал, что каждый индивидуум более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в ее рамках. «Каждому человеку присущи оба механизма, экстраверсии и интроверсии, и лишь относительный перевес того или другого определяет тип», - пишет Юнг. Тем не менее, это различие в установках, по Юнгу, «бросается в глаза» и «очевидно даже для профана в психологических вопросах».

Понятие экстраверсии-интроверсии, введённое Юнгом, получило дальнейшее развитие в работах Айзенка (Dimensions of Personality , L. 1947) и широко используется в современной психологии. В частности, оно находит применение в классификации «большая пятёрка ».

Классификация по преобладающей функции

Понятие «психическая функция» введено Юнгом и озвучено на одной из его лекций в 1923 году:

«Сознательное психическое есть средство для адаптации и ориентации и состоит из ряда различных психических функций. Среди них можно выделить четыре основных: ощущение, мышление, чувство, интуиция.

В ощущение я включаю все восприятие с помощью чувственных органов; под мышлением я имею в виду функцию интеллектуального познания и формирования логических заключений; чувство - функция субъективной оценки; интуицию я понимаю как восприятие с помощью бессознательного или восприятие бессознательных содержаний. Настолько, насколько позволяет мой опыт, эти четыре базовые функции кажутся мне достаточными, чтобы выразить и представить все многочисленные виды сознательной ориентации. Для полной ориентации все четыре функции должны сотрудничать на равных: мышление облегчает познание и суждение, чувство говорит нам, в какой степени и как та или иная вещь является для нас важной или не является таковой, ощущение должно передавать нам с помощью зрения, слуха, вкуса и т. д. сведения о конкретной реальности, а интуиция позволяет нам угадывать скрытые возможности в подоплеке происходящего, поскольку эти возможности также принадлежат целостной картине данной ситуации».

Психические функции, по Юнгу, «не сводимы друг к другу», работа всех четырёх функций необходима для целостного функционирования индивида. Однако он утверждает, что доминирование той или иной функции является нормальным явлением и даже необходимо для достижения социального успеха.

Мышление должно тщательно исключать чувство, если только оно желает быть настоящим, верным своему принципу мышлением. Это, конечно, не исключает существование индивидов, у которых мышление и чувство стоят на одинаковой высоте, причем и то и другое имеет одинаковую сознательную силу мотивации. Но в таком случае речь идет не о дифференцированном типе, а о сравнительно неразвитом мышлении и чувстве. Равномерная сознательность и бессознательность функций есть, следовательно, признак примитивного состояния духа.

Юнг следующим образом определял психические функции:

  • Мышление - та функция, которая, следуя своим собственным законам, приводит данные содержания представлений в понятийную связь.
  • Чувство - функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо - плохо, красиво - некрасиво.
  • Ощущение - это восприятие, совершающееся посредством органов чувств .
  • Интуиция - функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Предметом такого восприятия может быть все - и внешние, и внутренние объекты или их сочетания.

Особенность интуиции состоит в том, что она не есть ни чувственное ощущение, ни чувство, ни интеллектуальный вывод, хотя она может проявляться и в этих формах. При интуиции какое-нибудь содержание представляется нам как готовое целое, без того, чтобы мы сначала были в состоянии указать или вскрыть, каким образом это содержание создалось.

В соответствии с преобладающей функцией Юнг выделяет мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный типы личности. С учётом «типа установки» каждый из них может быть как экстравертным, так и интровертным. Таким образом образуется «восемь наглядных психологических типов» .

Основные и дополнительные функции

Для более точного описания человеческой психики Юнг ввёл понятие «вспомогательной» или «дополнительной» функции.

Все функции он разделил на два класса - «рациональные», то есть, лежащие в сфере разума, это мышление и чувство, и «иррациональные», то есть, лежащие «за пределами разума» - ощущение и интуиция. Доминирование какой-либо функции требует подавления противоположной функции (мышление исключает чувство, ощущение - интуицию, и наоборот).

В дополнение к доминирующей функции может быть развита вспомогательная функция другого класса. Так, например, при доминировании рациональной чувственной функции дополнительно к ней может быть развита иррациональная функция ощущения либо интуиции , а при доминировании иррациональной интуиции может быть развита рациональная функция мышления либо чувства . Однако сам Юнг не занимался дальнейшим дифференцированием психологических типов.

Влияние бессознательного

Существенную трудность в определении типа создаёт то, что доминирующая установка оказывается скомпенсированной влиянием бессознательного . То же относится и к преобладающей функции, подавляемая противоположность которой вытесняется в область бессознательного.

Примечания

Литература

  • Jung C. G. Psychologische Typologie // Suddeutsche Monatshefte . - 1936. - Vol. XXXIII. - № 5. - P. 264-272.
  • Шарп, Дарэл. Типы личности. Юнговская типологическая модель / пер. Валерий Зеленский. - Азбука-классика, 2008. - 288 с. - 12 000 экз. - ISBN 978-5-91181-823-4
  • Юнг К. Г. Психологические типы / под ред. В. Зеленского, перевод С. Лорие. - СПб. : Азбука, 2001.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Типология Юнга" в других словарях:

    Бриггс типология личности, возникшая на базе типологии Юнга в 40 х годах XX века и получившая широкое распространение в США и Европе. На основе этой типологии была создана система психологического тестирования Myers Briggs Type… … Википедия

    - (от греч. отпечаток, форма, образец и слово, учение), 1) метод науч. пo знания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщённой, идеализированной модели или типа. 2) Результат ти пологич. описания … Философская энциклопедия

    Юнга интро– и экстраверсия - См. Личности типология по Юнгу. Я …

    ЮНГА ИНТРО- И ЭКСТРАВЕРСИЯ. - См. Личности типология по Юнгу … Толковый словарь психиатрических терминов

    Соционический тип (социотип, тип «информационного метаболизма», ТИМ, психотип) человека с точки зрения соционики, тип структуры мышления человека, который определяется взаимным расположением т. н. аспектов. Соционика рассматривает 16 типов… … Википедия

    Типология Майерс Бриггс типология личности, возникшая на базе идей Юнга в 40 х годах XX века, и получившая широкое распространение в последние десятилетия в США и Европе. Содержание 1 Мировой опыт применения типологии Майерс Бриггс … Википедия

Типологическая модель известного швейцарского ученого, психиатра и психотерапевта Карла Густава Юнга связана с движением психической энергии в определенном направлении, в котором тот или иной человек более привычно или предпочтительно ориентируется в мире. С этой точки зрения К. Г. Юнг выделил восемь типологических характеристик: две личностных установки – интроверсию и экстраверсию и четыре функции или типа ориентации – мышление, ощущение, интуицию и чувство, каждая из которых может действовать либо интровертным, либо экстравертным образом.

Интроверсией К. Г. Юнг назвал обращение психической энергии вовнутрь, что выражается в негативном отношении субъекта к объекту и направленности интереса к субъекту. В противоположность этому экстраверсией обозначается обращение психической энергии наружу, вовне, то есть проявление положительного интереса к объекту. Отсюда следует, что у человека с интровертной установкой интерес, психическая активность направлены на внутренний мир, а восприятие внешнего мира преломляется через внутренние модели, а у человека с экстравертной установкой внешние факторы являются преобладающей движущей силой для суждений, чувственных восприятий, аффектов и действий. Как считал К. Г. Юнг, каждый человек более склонен к одной из этих установок и действует преимущественно в ее рамках.

Согласно представлению К. Г. Юнга, экстравертная и интровертная установки в изолированном виде не существуют. Принадлежность человека к типу определяется в связи с одной из четырех функций, каждая из которых имеет свою собственную область компетентности.

Мышление – это психологическая функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь, устанавливает логическую связь, упорядочивает содержание сознания.

Чувство – это психологическая функция, придающая содержанию ценность в смысле его принятия или отвержения, упорядочивает сознательные содержания по их ценности для своего носителя.

Ощущение – это психологическая функция, которая характеризует восприятие, совершающееся посредством чувственных органов, не подчиненное рациональным законам.

Интуиция – это психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем, содержание которой имеют характер данности.

МЫШЛЕНИЕ

ИНТУИЦИЯ

ОЩУЩЕНИЕ

Основные функции психологического типа

Любая из функций может быть помещена наверху; соответственно ей, наиболее характерной для конкретного человека, он ориентируется в мире. Относительная позиция других функций, которые по бокам и внизу, определяется функцией, расположенной наверху.

Как полагал К. Г. Юнг, у каждого человека есть все четыре психологических функции, однако они не являются развитыми одинаковым образом. Неизбежно та или иная функция оказывается более развитой – К. Г. Юнг назвал ее первичной или ведущей, доминирующей , в то время как остальные остаются подчиненными и относительно менее дифференцированными. По мнению К. Г. Юнга, функции, отстающие в развитии, можно охарактеризовать как «неполноценные», но в психологическом, а не в психопатологическом смысле.

В зависимости от характера ведущей функции К. Г. Юнг различал два класса типов: рациональные и иррациональные . К первым принадлежат мыслительный и чувствующий типы; ко вторым – интуитивный и ощущающий.

Согласно точке зрения К. Г. Юнга, мышление и чувство являются рациональными функциями , поскольку решающее влияние на них оказывает размышления, рефлексия. Функция «мышление» отражает интеллектуальное суждение, поскольку устанавливает логические связи, а функция «чувство» также означает разновидность суждения, но отличается установлением субъективного принятия или отвержения. Чувство является рациональной функцией, потому что свидетельствует о ценности предмета для человека, а ценности устанавливаются по законам разума точно так же, как и понятия.

К иррациональным функциям К. Г. Юнг отнес интуицию и ощущение , потому что они для достижения полного восприятия должны как можно более отрешаться от всего рационального, и поэтому их сутью является чистое восприятие. Д. Шарп поясняет: ощущение схватывает, сообщает человеку, что нечто есть во внешнем для него мире, а интуиция постигает то, что находится в мире внутреннем.

Поскольку типы могут быть разделены не только в зависимости от доминирования рациональной или иррациональной функции, но и от преимущественного движения психической энергии (то есть от преобладания интровертной или экстравертной установки), по мнению К. Г. Юнга, можно выделить восемь психологических типов: экстравертный мыслительный, экстравертный чувствующий, экстравертный ощущающий, экстравертный интуитивный, интровертный мыслительный, интровертный чувствующий, интровертный ощущающий, интровертный интуитивный типы.

Концепция К. Г. Юнга получила свое развитие в 50-ые гг. XX века в работах американских исследователей Катарины Бриггс (K. Briggs) и ее дочери Изабель Бриггс-Майерс (I. Briggs-Myers). Они внесли важное дополнение к теории К. Г. Юнга: помимо доминирующего процесса (восприятия или суждения), характеризующегося преобладанием рациональной или иррациональной функции, у человека также развит вспомогательный процесс , который обеспечивает равновесие между суждением и восприятием, а также между экстраверсией и интроверсией. Из этого положения следует, что если доминирующий процесс связан с суждением, то вспомогательным является один из процессов восприятия. Если доминирующий процесс связан с восприятием, то вспомогательным будет один из процессов суждения.

Согласно взглядам К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс, предпочтение суждения / восприятия (рациональность / иррациональность на основе теории К. Г. Юнга) окончательно дополняет структуру типа. В связи с этим предпочтение рациональности / иррациональности было выделено ими в качестве четвертой дихотомии при оценке типологических характеристик. Вследствие этого типология К. Г. Юнга из 8 типов личности была расширена до 16 психологических типов.

В дальнейших исследованиях К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс разработали специальную методику для практического применения теории К. Г. Юнга и выявления типологических различий между людьми – опросник «Индикатор типов Майерс-Бриггс» (MBTI). Данная методика позволяет диагностировать предпочтения в каждой из четырех шкал: «экстраверсия - интроверсия» (описывает два противоположных предпочтения в отношении того, на чем человек склонен фокусировать свое внимание); «сенсорика – интуиция» (описывает способы восприятия или получения информации), «мышление – чувство» описывает способы принятия решения или формирования суждения о чем-либо; «суждение – восприятие» описывает способ ориентирования во внешнем мире.

Таким образом, согласно взглядам К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс, в основе структуры личности лежат четыре предпочтения, связанные с процессами восприятия и суждения. Ими высказана идея о том, что интересы, ценности, потребности и склад ума, которые формируются естественным образом под влиянием ряда предпочтений, определяют развитие характерного набора поведенческих черт и потенциальных способностей. Отсюда следует, по их мнению, что индивидуальность человека может быть описана отчасти с помощью четырех предпочтений, которые складываются в определенный тип.

Нововведение К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс заключалось также в том, что любой вид суждения (мышление – чувство) может сочетаться с любым видом восприятия (ощущение – интуиция), возможны четыре сочетания в зависимости от комбинации предпочитаемых психологических функций (предпочтительного способа восприятия мира и предпочтительного способа вынесения суждения о том, что воспринято). Каждое из этих сочетаний задает особый вид личности, характеризующийся определенными интересами, потребностями, ментальными привычками и поведенческими чертами, которые являются естественным следствием такого сочетания.

Американский психолог Дэвид Кейрси (D. Keirsey, 1989) также внес дополнение к типологии личности К. Г. Юнга. Он пришел к выводу, что 16 психологических портретов, выделенных К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс на основе теории К. Г. Юнга, можно сгруппировать в четыре более обобщенных психологических типа, которые отличаются разнонаправленными мотивами и ценностями, и при этом каждый из типов включает 4 психологических портрета.

Теоретической базой подхода Д. Кейрси явились: 1) представления К. Г. Юнга о наличии двух установок по отношению к окружающему миру (экстраверсия – интроверсия) и двух пар психологических функций (ощущение – интуиция и мышление – чувство); 2) теория К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс, которые наряду с 3-мя парами дихотомических признаков, выделенных К. Г. Юнгом, придали значение паре полярных качеств «суждение – восприятие», характеризующих способ ориентирования в окружающем мире, и выделили ее как отдельный дихотомический признак для определения психологического типа; 3) представления о природе темперамента Э. Кречмера и типах ценностных установок Э. Шпрангера.

1. SP - тип («Дионис») (сенсорно-спонтанный тип). Представителей этого типа объединяет стремление к свободе, выражающееся в возможности следовать своим влечениям и желаниям. Они ориентированы на процесс деятельности, а не на результат. Сама деятельность для них является наивысшей ценностью. Они не склонны ставить перед собой отдаленных целей. Для них характерны оптимистичность, чувство юмора, а также реалистичность, склонность к риску. SP-тип включает в себя 4 психологических портрета: ESFP, ISFP, ESTP, ISTP.

2. SJ - тип («Эпиметий») (сенсорно-планирующий тип). Для представителей данного типа характерно чувство долга, стремление быть полезными другим, ответственность. Они предпочитают четкие правила, нормирующие взаимоотношения во всех социальных организациях, включая семью, поддерживают традиции. Реально оценивают ситуацию, могут объективно прогнозировать последствия многих событий. Они ориентированы на достижение практических целей, социальный статус, авторитет и стремятся занять достойное место в определенной социальной структуре. SJ-тип включает в себя 4 психологических портрета: ESFJ, ISFJ, ESTJ, ISTJ.

3. NT-тип («Прометей») (интуитивно-логический тип). Представителей данного типа объединяет стремление к научному поиску, пониманию законов природы и повышению собственной компетентности. Они хотят не только уяснить, но и объяснять, предсказывать и контролировать явления действительности. В отношениях с другими людьми требовательны, ждут от них постоянного повышения собственной компетентности. Для них характерна разработка идей, новаторство. NT-тип включает в себя 4 психологических портрета: ENTJ, INTJ, ENTP, INTP.

4. NF-тип («Апполон») (интуитивно-чувствующий тип). Людей этого типа объединяет духовность, поиски смысла жизни, стремление к самовыражению и совершенству. В отношениях с людьми их отличает проницательность; они имеют склонность наблюдать за особенностями поведения других людей, способствуют реализации потенциала других людей, стремятся к гармоничным отношениям с ними. NF-тип включает в себя 4 психологических портрета: ENFJ, INFJ, ENFP, INTP.

Опросник «Психологический портрет», разработанный профессором Калифорнийского университета Д. Кейрси, был переведен и адаптирован российскими исследователями Б. В. Овчинниковым, И. М. Владимировой, К. В. Павловым.

Тема 5. ТИПЫ ЛИЧНОСТИ

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключалась критика «теории черт» представителями ситуационизма?

2. Что представляют собой личностные свойства человека?

3. Назовите системообразующие характеристики личности.

4. Расскажите о методе экспертных оценок. Какие требования предъявляются к экспертам?

5. Охарактеризуйте основные типы данных, получаемые в процессе психодиагностического обследования.

Как отмечал Г. Айзенк, совокупность взаимосвязанных (коррелирующих) между собой личностных черт образует тип личности . Исследовав основные свойства личности, мы получаем возможность отнести ее к тому или иному типу. Определив тип личности человека, мы получаем возможность глубже понять его основные психологические конфликты, более точно предсказывать его поведение в той или иной ситуации. Высший уровень психологического диагноза предполагает видение целостной структуры личности человека, видение его типа.

Из множества существующих в настоящее время типологий личности мы рассмотрим две наиболее известные. Это – типологии личности, данные К. Г. Юнгом и Э. Кречмером . Эти типологии имеют много общих черт. Как в одной, так и в другой выделяются два основных типа личности. Описание этих типов во многом совпадает. Поскольку как тот, так и другой исследователь свои выводы основывает на изучении большого количества психически больных людей, можно говорить о выявлении ими объективной тенденции разделения людей на два типа.

Работая психиатром, К. Г. Юнг обратил внимание на существование двух типов психически больных людей. Один тип характеризовался жесткой направленностью сознания на внешний мир. Таких больных К. Г. Юнг назвал экстравертами . Сознание другого типа психически больных людей было направлено внутрь себя, на образы, приходящие из глубин бессознательного. Их К. Г. Юнг назвал интровертами .

На основе таких наблюдений К. Г. Юнг сделал вывод о существовании у человека двух психических механизмов (экстраверсии и интроверсии ). Для адаптации в мире человек нуждается в развитии того и другого механизма. Развитие одного механизма в ущерб другому приводит к психологической болезни, что и наблюдал К. Г. Юнг у своих пациентов.

У психически здоровых людей развиты оба механизма. Тем не менее чаще всего один механизм бывает более развит, чем другой. Такое развитие связано с вытеснением в бессознательное другого механизма, который, будучи вытеснен, начинает проявлять себя в болезненной форме (компенсация). В соответствии с преобладанием того или иного механизма здоровых людей также можно разделить на экстравертов и интровертов.



Экстраверты чаще всего представляют из себя людей внешне активных, общительных, доверчивых, дружелюбных, ищущих социального одобрения, изменчивых, любящих новое, беззаботных, поверхностных.

К. Г. Юнг: «Если человек мыслит, чувствует и действует, одним словом живет так, как это непосредственно соответствует объективным условиям и их требованиям как в хорошем, так и в другом смысле, то он экстравертен. … Его внутренний мир подчиняется внешним требованиям, конечно, не без борьбы. Однако борьба всегда кончается в пользу объективных условий… Опасность для экстраверта в том, что он вовлекается в объекты и совершенно теряет в них себя самого. Самая частая форма невроза – истерия. Классические случаи истерии всегда отличаются преувеличенным отношением к лицам окружающей среды. Основная черта истерического существа – это постоянная тенденция делать себя интересным и вызывать впечатления у окружающих. Следствием этого является вошедшая в поговорку внушаемость истеричных и их восприимчивость к влияниям, идущим от других. Компенсация бессознательного особенно усилит субъективный момент, т. е. в бессознательном нам придется отметить сильную эгоцентрическую тенденцию. Бессознательное сосредоточивает энергию на субъективном моменте, т. е. на всех потребностях и притязаниях, подавленных или вытесненных благодаря слишком экстравертной сознательной установке. Вытесненные желания, чувства принимают регрессивный характер, т. е. чем меньше их признают, тем инфантильнее и архаичнее они становятся. Иногда бессознательные установки характеризуются грубым, доводящим до бесстыдства эгоизмом, далеко уходящим за пределы ребяческого» .

Интроверты чаще всего люди замкнутые, недоверчивые, робкие, застенчивые, погруженные во внутренний мир, необщительные. Сознание интровертов ориентировано в сторону коллективного бессознательного. Согласно К. Г. Юнгу, каждый человек имеет коллективное бессознательное. В отличие от личностного бессознательного коллективное бессознательное не приобретается человеком в процессе жизни. Своим существованием оно обязано исключительно наследственности. Содержание коллективного бессознательного представлено архетипами (первообразами).

Архетипы являются бессознательными образами самих инстинктов или образцами инстинктивного поведения. По мнению К. Г. Юнга, архетипов ровно столько, сколько есть типичных жизненных ситуаций. Бесконечное повторение этих ситуаций отчеканило их существование на психической конституции человека не в форме заполненных содержанием образов, но прежде всего как формы без содержания, представляющие только возможность определенного типа восприятия и типа действия. Архетипические образы обнаруживают себя через определенные символы в сновидениях, в фантазиях художественного и научного творчества, в иллюзиях и состояниях транса при расстройствах психики.

К. Г. Юнг: «Архетипы – это врожденный способ действия – инстинкты или влечения. Содержания коллективного бессознательного представлены в сознании как ярко выраженные склонности и понимание вещей. Обычно они воспринимаются индивидом как обусловленные объектом, что, в сущности, ошибочно, ибо они имеют источником бессознательную структуру психики, а воздействия объекта их только вызывает. Эти субъективные склонности и понимания сильнее, чем влияние объекта; их психическая ценность выше» .

В соответствии с вышесказанным К. Г. Юнгдает следующую характеристику интроверту : «У интровертного типа между восприятием объекта и его собственным действием выдвигается субъективное мнение, которое мешает действию принять характер, соответствующий объективно данному. Преобладание субъективного фактора в сознании означает недооценку объективного фактора. Объект не имеет того значения, которое ему, собственно, подобало бы иметь. Вследствие неудовлетворительного отношения к объекту, – ибо желание господствовать не есть приспособление, – в бессознательном возникает компенсирующее отношение к объекту, которое в сознании утверждается как безусловное и не поддающаяся подавлению привязанность к объекту. Объект принимает ужасающие размеры, несмотря на сознательное уничтожение его. Вследствие этого эго начинает еще сильнее работать над отрывом от объекта и стремится к властвованию над ним. В конце концов эго окружает себя системой страхующих средств, которые стараются сохранить хотя бы иллюзию преобладания. Но этим интроверт вполне отделяет себя от объекта и совершенно истощается, с одной стороны, в изыскании оборонительных мер, а с другой стороны, в бесплодных попытках импонировать объекту и проложить себе дорогу. Типичной для него формой невроза является психастения, болезнь, отличающаяся, с одной стороны, большой сензитивностью, а с другой стороны, большой истощаемостью и хроническим утомлением» .

Помимо описанных механизмов К. Г. Юнг выделяет в психике человека четыре функции:

1) ощущение – совокупность всех осознаваемых человеком данных о внешних факторах, получаемых от органов чувств (говорит мне, что нечто есть);

2) мышление – означает восприятие и суждение. Оно дает имя вещи, прилагает понятие, сообщает нам о том, что есть данная вещь;

3) чувство – благодаря своей тональности сообщает нам о ценности вещи. «С точки зрения чувства объекты различаются не только фактически, но и ценностно»;

4) интуиция – это нечто вроде предвосхищения. Она является особым типом восприятия, идущим от бессознательного.

Преобладание у человека какой-то одной из названных функций приводит к подавлению и вытеснению в бессознательное остальных. По преобладающей функции К.Г. Юнг выделяет: мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы личности. Таким образом, всего К.Г. Юнг выделяет восемь типов личности. Охарактеризуем их.

Экстравертный мыслительный тип. Человек такого типа придает решающую силу объективной действительности или соответственно ее объективно ориентированной интеллектуальной формуле, при том не только по отношению к самому себе, но и по отношению к окружающей среде. Его идеал должен при всех обстоятельствах становиться действительностью.

У человека этого типа в первую очередь подавлены все зависящие от чувства жизненные формы, как например эстетические занятия, вкус, художественное понимание, культ дружбы и т. д., иррациональные формы, как-то: религиозный опыт, страсти и тому подобное, бывают нередко удалены до полной бессознательности.

Чем сильнее вытеснены чувства, тем хуже и незаметнее их влияние на мышление, которое во всех остальных отношениях может быть в безупречном состоянии. Интеллектуальная точка зрения характерным образом изменяется под влиянием бессознательной личной чувствительности: она становится догматически косной. Формула становится религией, становится интеллектуальным суеверием .

Экстравертный ощущающий тип. Никто не может сравниться с ним в реализме. Руководство к беззастенчивому наслаждению жизнью – исповедь такого типа. Его постоянный мотив в том, чтобы ощутить объект, иметь чувственные впечатления и по возможности наслаждаться. Чем больше ощущение преобладает, так что ощущающий субъект исчезает за чувственным впечатлением, тем неприятнее становится этот тип. Он превращается или в грубого искателя наслаждений, или в беззастенчивого, рафинированного эстета. Прежде всего заявляют о себе вытесненные интуиции и притом в форме проекций на объект как объект фантазии, ревности, страха .

Экстравертный чувствующий тип. У этого типа чувства согласуются с объективными ситуациями и общезначимыми ценностями. Женщины этого типа любят «подходящего» мужчину, а не какого-нибудь другого. Мышление у этого типа по возможности подавляется. Для людей этого типа характерно преувеличенное выражение чувств, например в громких и навязчивых чувственных предикатах. Они звучат пусто и не убеждают. Мышление людей, принадлежащих к данному типу, инфантильно, архаично и негативно .

Экстравертный интуитивный тип. Так как интуиция ориентируется по объекту, то заметна сильная зависимость от внешних ситуаций. Интуитивный человек никогда не находится там, где пребывают общепризнанные реальные ценности, но всегда там, где имеются возможности. У него тонкое чутье для всего, что рождается и имеет будущее. Так как он всегда находится в поисках за новыми возможностями, то в устойчивых условиях он рискует задохнуться. Он очень интенсивно берется за новые объекты и пути, подчас даже с чрезвычайным энтузиазмом, но как только размер их установлен и нельзя уже предвидеть в дальнейшем их значительного развития, он тотчас же хладнокровно бросает их без всякого пиетета и, по-видимому, даже не вспоминая больше о них. Пока существует какая-нибудь возможность, интуитив прикован к ней как бы силой рока. Создается впечатление – и он сам разделяет его – как будто он только что достиг поворота в своей жизни и как будто он отныне не способен ни мыслить, ни чувствовать ничего другого. По жизни авантюристы ради авантюры, инициаторы или поборники всяких начинаний. Интуитив слишком легко растрачивает свою жизнь, ибо он оживляет людей и вещи и распространяет вокруг себя некую полноту жизни, которую, однако, проживает не он, а другие. Мышление и чувства вытеснены и образуют инфантильно-архаические мысли и чувства, проявляющиеся в форме интенсивных нелепых проекций .

Интровертный мыслительный тип. Он находится под решающим влиянием идей, которые вытекают, однако, не из объективно данного, а из субъективной основы. Для него характерна замкнутость. Если он даже и выпускает свои мысли в свет, то он не вводит их, как заботливая мать своих детей, а подкидывает их и, самое большое, сердится, если они не прокладывают себе дорогу самостоятельно. Он позволяет грубо обращаться с собой и самым гнусным образом эксплуатировать себя, если только ему не мешают преследовать свои идеи. Он не видит, когда его грабят с тыла и вредят ему в практическом отношении, потому что его отношение к объекту является для него второстепенным, а объективная оценка его продукта остается у него бессознательной.

Чем ближе его узнают, тем благоприятнее становится суждение о нем, и ближайшие к нему умеют в высшей степени ценить его интимность. Стоящим дальше он кажется щетинистым, неприступным и надменным, нередко также озлобленным – вследствие его неблагоприятных для общества предрассудков. Для него характерен страх перед объектом .

Интровертный чувствующий тип. Про женщин такого типа говорят, что «тихие воды глубоки». Люди этого типа молчаливы, трудно доступны, непонятны, часто скрыты под детской или банальной маской. Вовне они проявляют гармоническую стушеванность, приятное спокойствие, симпатичный параллелизм, который не стремится вызвать другого, произвести на него впечатление, переделать его или изменить. Иногда человек, находящийся рядом с ними, начинает чувствовать, что все его существование излишне. Так как этот тип в большинстве случаев кажется холодным и сдержанным, то поверхностное суждение легко отрицает в нем всякое чувство. Но это ложно. Они развиваются вглубь. Стремятся встать над объектом. Люди чувствуют от них некоторое часто трудно определяемое доминирующее влияние. Оно ощущается как давящее или удушающее чувство, которое налагает какие-то цепи на окружающих. Благодаря этому такой тип приобретает некую таинственную силу, которая способна в высшей степени очаровать .

Интровертный ощущающий тип. Этот тип ориентируется по интенсивности субъективной части ощущения, вызванного объективным раздражением. Внешнему наблюдателю дело представляется так, как если бы воздействия объекта вовсе не проникали до субъекта. Люди этого типа не могут выразить свои мысли, их чувства не развиты. Поэтому этот тип лишь с чрезвычайным трудом доступен для объективного понимания, да и сам он в большинстве случаев относится к себе без всякого понимания. Фактически же он вращается в мифологическом мире, в котором люди, животные, железные дороги, дома, реки и горы представляются ему отчасти милостивыми богами, отчасти зложелательными демонами .

Интровертный интуитивный тип. Интуиция в интровертной установке направляется на внутренние объекты, как можно было бы с полным правом обозначить элементы бессознательного. Внутренние объекты относятся к сознанию совершенно аналогично внешним объектам, хотя они имеют не физическую, а психологическую реальность. Внутренние объекты представляются интуитивному восприятию в виде субъективных образов вещей, не встречающихся во внешнем опыте, а составляющих содержание бессознательного, – в конечном итоге коллективного бессознательного. Для интуиции бессознательные образы получают достоинство вещей или объектов. Поскольку у интуитива подавлены ощущения, он воспринимает образы коллективного бессознательного как бы отрешенными от него самого и существующими сами по себе, без отношения к его личности. Для человека интровертного интуитивного типа действительность не существует, он предается бесплодным грезам.

Мистик-мыслитель, фантазер и художник. Он делает себя и свою жизнь символической, хотя и приспособленной к наличной фактической действительности. Тем самым он лишает себя способности воздействовать на нее, ибо он остается непонятным. Его язык не тот, на котором все говорят; он слишком субъективен.

Интровертный интуитив больше всего вытесняет ощущения объекта. Это является отличительной чертой его бессознательного. Бессознательно – это экстравертный ощущающий тип низшего примитивного рода. Сила влечения и безмерность являются свойствами этого ощущения, так же как чрезвычайная привязанность к чувственному впечатлению. Для представителя этого типа характерны навязчивые ощущения с чрезмерной привязанностью к объекту, которые сопротивляются сознательной установке (невроз навязчивости). Интровертного интуитива характеризуют ипохондрические явления, частью сверхчувствительность органов чувств, частью навязчивая привязанность к определенным лицам или к другим объектам .

Таким образом, К. Г. Юнг выделяет восемь типов личности. Каждый тип обладает определенной структурой психики. Эта структура предполагает, что какие-то функции психики являются развитыми и сознательными, а какие-то неразвитыми и вытесненными в бессознательное. Определив к какому типу относится человек, мы тем самым не только понимаем, чем вызваны особенности его поведения, но и раскрываем суть его внутренних психических конфликтов.