Болезни Военный билет Призыв

Тетрадь для избавления от застенчивости. Как избавиться от застенчивости. Способы борьбы с застенчивостью

Кандидаты, которые часто меняли места работы, обычно вызывают подозрение у нанимателей - найти новую работу им бывает труднее. The Village узнал, как объяснять своё непостоянство на собеседовании и стоит ли при этом врать.

Елена Яхонтова

профессор Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС

Сама по себе частая смена работы - не преступление. Но этому должны быть разумные объяснения. Например, сотрудник находится в поиске СВОЕГО места работы или специально развивает мультикомпетенции. Или иные, не зависящие от него обстоятельства. К примеру, в условиях кризиса и сокращений не всем везёт иметь постоянную и хорошую работу. Временная лучше, чем ничего. Представителю работодателя надо объяснить причины ситуации, но не оправдываться. И уж точно врать нельзя ни в коем случае.

В резюме (краткое изложение опыта работы под конкретную вакансию) можно не давать все работы, особенно если они не имеют отношения к той, на которую в настоящее время претендует соискатель. Объяснить множество перемещений придётся во время интервью. И ещё следует заметить, что времена, когда много разных мест работы у соискателя воспринималось исключительно как негатив (этого человека называли пренебрежительно «летун»), прошли. В настоящее время работодателя более интересуют достижения соискателя, чего он добился на прежней работе, что реально умеет делать. Есть компании, прежде всего высокотехнологичные, которые заинтересованы в долгосрочной поведенческой ориентации своих сотрудников. Вот для них сотрудники, которые часто меняют работу, менее предпочтительны. Но и здесь всему можно найти разумное объяснение. Ещё придётся аргументированно доказать свою мотивацию к долгой и успешной работе в этой компании.

Мария Келина

консультант хедхантинговой компании «Агентство Контакт»

Частые переходы не всегда говорят о непостоянстве или несерьёзности кандидата. Есть целые рынки и специальности, для которых характерна высокая мобильность. Например, рынок e-commerce, где работа часто имеет проектный характер, или молодые специалисты-выпускники, которые находятся в поисках себя. Средний и топ-менеджмент обычно имеет долгосрочные цели и задачи в бизнесе, поэтому и работу такие специалисты меняют реже. В любом случае, если сложилась ситуация, когда ваше резюме пестрит частыми переходами, вам нужно быть готовым это аргументировать.

Лучше отражать все места работы в резюме, чтобы ваши отношения с работодателем были прозрачными и доверительными с первого собеседования. Все знают, что ситуация на рынке нестабильная: вы могли попасть под сокращение штата, закрытие иностранного представительства или переезд офиса в другой город. Расскажите об этом вашему собеседнику! Для подкрепления ваших слов можно дать контакты коллег с прошлых мест работы. Проверка рекомендаций сейчас широко используется рекрутерами.

Если же по какой-то причине ваши последние переходы были связаны с внутренними конфликтами, лучше не выносить сор из избы и не винить всех вокруг. Такие случаи лучше описывать как можно нейтральнее и быть готовым разделить ответственность.

Иллюстрация: Настя Григорьева

Многие соискатели интересуются тем, как отказать работодателю после собеседования. Такая потребность возникает, когда человек обращался по поводу трудоустройства в разные компании и сразу несколько из них дали согласие. В статье будет рассказано, как себя вести, чтобы не выглядеть невежей.

Как тактично отказаться от вакансии

Многие соискатели надеются на то, что из компании позвонят, и уже тогда они поговорят об отказе. Такой вариант не лучший, потому что есть вероятность выглядеть в глазах работодателя неответственным кандидатом.

Известить о том, что вакансия перестала интересовать, можно по-разному:

  • по телефону;
  • при личной встрече;
  • письменно.

Какой бы из них ни был выбран, важно сделать это тактично.

Схема отказа

Чтобы все прошло гладко, следует придерживаться определенных правил:

  1. Искренне выразить признательность компании за предложение.
  2. Кратко и понятно аргументировать отказ.
  3. Выразить сожаление о том, что пришлось отказаться от должности.
  4. Пожелать успехов в поиске кандидатов.

Рекомендации помогут больше не волноваться о том, как отказать работодателю после собеседования. Предложенная схема, если правильно ею воспользоваться, поможет остаться в глазах компании порядочным и тактичным человеком.

Как отказаться от предложенной должности

План описанных ниже действий достаточно прост. Главное, не игнорировать работодателя и вовремя поставить его в известность, чтобы он продолжил поиски подходящего кандидата.

Описанные ниже правила помогут разобраться в вопросе о том, как отказать работодателю после собеседования. Пример аргументированных ответов, которые устроят любого нанимателя, представлен ниже.

Предлагаем 7 важных составляющих, которых следует придерживаться при личной встрече:

  1. Выразить признательность за потраченное время. Несомненно, что в данной ситуации были потрачены ресурсы на изучение анкет кандидатов и среди них выбирались наиболее подходящие. Обязательно стоит поблагодарить за это и ответить на все возникшие вопросы.
  2. Ни в коем случае не следует заставлять менеджеров строить догадки по поводу отказа. Для компании важно знать истинную причину. Возможно, это поможет организации в будущем более тщательно относиться к возможным кандидатам на определённую должность.
  3. Описывая причину отказа, важно быть кратким и честным. Все из сторон взаимодействия потратили немало времени, поэтому сказать причину следует обязательно.
  4. Объяснение не должно занимать много времени. Лучше ответить просто, по существу и признаться в том, что вами рассматривались и другие варианты.
  5. Быть вежливым стоит ещё и потому, что в случае если другие варианты не подойдут, имеется вероятность вернуться в данную компанию и быть уверенным, что здесь примут.
  6. Постараться поддержать хорошие отношения с работодателем. Не будет лишним пожелать ему всего хорошего. Профессиональный мир не так уж и велик. Возможно, в ближайшем будущем вам придётся встретиться на конференции или еще где-то. Если не пренебрегать данным советом, то можно обрести полезные связи.
  7. Актуальна в данном случае стратегия, которую сравнивают с сэндвичем. Она подразумевает сообщение сначала хорошей новости, потом плохой и опять хорошей. Такое поведение весьма результативно в общении с людьми. Оно позволит предстать перед другими людьми человеком ответственным и серьёзным, который ведёт дела дипломатично.

Если следовать описанным советам, данный вопрос больше не будет казаться таким сложным. После у работодателя останется хорошее впечатление о соискателе.

Как выразить отказ в письменном виде

Не менее часто соискатели отказываются от определённой вакансии в письменном виде. Менеджеру по найму можно написать электронное письмо.

«Уважаемый _______________________!

Очень признателен, что Вы выбрали меня на должность _____________. Сожалею, но я уже нашёл подходящую вакансию в другой организации, где меня в данный момент абсолютно всё устраивают. Я отказываюсь от Вашего предложения. Приятно было познакомиться с Вами и Вашими сотрудниками.

С наилучшими пожеланиями, ___________

Дата_________ Подпись____________________»

Как поступать нельзя

Полезно ознакомиться и с тем, как поступать не стоит при разговоре с работодателем. Ниже представлены советы по этому поводу:

  1. Ни в коем случае не нужно игнорировать работодателя. Он имеет право своевременно узнать решение соискателя.
  2. Нельзя отмалчиваться и не отвечать на телефонные звонки. Часто соискатели поступают таким образом из-за того, что им неловко признаваться в том, что они нашли более подходящую должность либо место работы. Некоторые не знают, как отказать работодателю после собеседования по телефону, поэтому не выходят на связь.

Игнорирование решения свидетельствует о некорректности и недальновидности кандидата. Данные о соискателе попадают в базу рекрутинговых агентств. Вероятность того, что другие работодатели обратят внимание на такого кандидата, крайне мала.

После личного общения с представителями компаний информация в базе хранится определённое время. Часто компании обмениваются между собой данными о соискателях, поэтому полезно продумать план разговора заранее.

Как объяснить отказ

Причин отказаться от предложенной должности огромное количество. У каждого они разные. Важно правильно преподнести информацию, чтобы оставить о себе мнение как о добропорядочном человеке и компетентном кандидате. Советы, представленные ниже, содержат причины отказа от должности, которые работодатели воспримут положительно. Они продемонстрируют, как вежливо отказать работодателю после собеседования, сохранив хорошие отношения.

  1. Невозможность работать сверхурочно является реальной причиной отказа. Любой работодатель воспримет это адекватно.
  2. Если уровень зарплаты значительно ниже того, на который может согласиться кандидат, то это станет весомой причиной.
  3. Если нет перспективы карьерного роста, соискатель без угрызений совести может отказаться от предложения.
  4. Предложенный режим не всегда устраивает соискателей. Часто при поиске работы этот момент является главным.
  5. Хоть об этом нетактично говорить напрямую, но бывает, что с первого взгляда не понравилась сама компания либо её руководитель. По этой причине многие отказываются от вакансии сразу же после собеседования, но говорить об этом открыто не стоит. Лучше сказать другую более объективную причину.

В данной ситуации главное - не игнорировать работодателя и вовремя сообщить о своем решении.

Как отказаться от предложения работодателя

Неважно, в какой форме соискатель выразит отказ, стоит заранее обдумать, как отказать работодателю после собеседования. Советы эксперта, представленные ниже, помогут сделать это грамотно и тактично:

  1. Проявите максимальную откровенность во время разговора. Если это электронное письмо, стоит постараться излагать мысли таким образом, чтобы при его чтении работодатель чувствовал, что к нему относятся уважительно.
  2. Во время диалога нужно быть открытым. Важно грамотно аргументировать отказ от вакансии.
  3. Полностью отказаться от негатива во время беседы.
  4. Ничего плохого нет в том, что соискатель скажет истинную причину отказа, например, что ему неудобно добираться до работы или не устраивает зарплата.
  5. Если не устраивает функционал, важно доступно и чётко объяснить, чем планирует соискатель заниматься на новой работе.
  6. Какова бы ни была причина отказа, работодатель имеет право её знать, чтобы не принимать на свой счёт принятое соискателем решение.
  7. Важно быть честным и признаться, что вы рассматриваете несколько вакансий. Предупредив работодателя об этом, потом будет проще вести беседу.

Если соискатель проявляет честность и откровенность во время личной беседы, работодатель это очень ценит. Даже после отказа он предложит занять должность, если дальнейшие поиски работы не увенчаются успехом.

Почему этот пункт настораживает работодателя и как можно изменить его мнение свою пользу

Как долго можно искать новую работу? Неделю, месяц, полгода - зависит от ситуации и каждого отдельного человека. Хорошим специалистам и вовсе не приходится тратить на это ни минуты, потому что их переманивают в другую компанию прямо с рабочего места. Но, допустим, к числу таких профессионалов вы не относитесь, и поиск новой работы длится непростительно долго.

Причины, по которым новая работа не находится:

Прежде, чем говорить о поведении на собеседовании, обозначим причины, которые мешают на него попасть. Этот вопрос обязательно стоит себе задать после двух месяцев безуспешных поисков работы. Либо ваша специальность исчезла с лица рынка труда, либо проблема в вас.

Наиболее распространённые причины, по которым работодатели могут упорно игнорировать соискателей, следующие:

1. Неудачное резюме. Безграмотное, несодержательное, скудное резюме - это та одёжка, по которой кандидата не захотят встретить. Литературы по теме «Как грамотно составить резюме?» очень много, желания применить дельные советы на практике должно быть столько же.
2. Плохая презентация. Невнятная речь, глупые ответы, непрезентабельная внешность не спасут, даже если резюме будет отменным.
3. Завышенные зарплатные ожидания. Если требования по зарплате не соответствуют опыту и квалификации кандидата или существенно превышают средние цифры на рынке, такие поиски обречены.
4. Пассивный поиск работы. Редкий просмотр вакансий, нежелание писать сопроводительные письма к резюме снижают шансы на скорое нахождение рабочего места.

Почему работодатели не любят пробелов в стаже?

Сомнения в профессионализме. Любая компания заинтересована в своём развитии и увеличении прибыли. Профессионализм сотрудников очень этому способствует, поэтому принимать на работу тунеядцев и бездарей никто не хочет. Именно в этих «качествах» работодатели подозревают тех, кто прервал свой рабочий стаж на 4 месяца и больше.

За время, что человек провёл без работы, он вполне мог проходить испытательный срок в какой-либо компании, и даже не одной. Раз работы всё ещё нет, стало быть, срок не пройден. Такие данные в трудовую книжку не заносятся, поэтому соискатель вообще может умолчать о неудачной попытке.

Сомнения в трудолюбии. Не важно, по каким причинам человек не работал прежде, он явно не привык к офисному расписанию, правилам, усидчивости, искусству создавать видимость работы даже тогда, когда работы нет, и т.д. Всё это может отбить желание работать уже спустя неделю-месяц. Конечно, работодатель не заинтересован снова уделять время поиску и обучению нового сотрудника, поэтому часто отказывается от лишних рисков.

Следование стадному чувству. «Раз другие не берут, не возьму и я» - так для себя аргументируют отказ многие кадровики / работодатели. Эта перестраховка кажется им логичной экономией времени (ведь наверняка в других компаниях этого работника проверили по всем статьям).

Правильное обоснование перерыва в рабочем стаже

Переубедить работодателя в своей профпригодности и желании работать - в ваших силах. Следует заранее подготовить толковый ответ на вопрос о причинах пробела в своём трудовом стаже (коротко обозначить эти причины можно непосредственно в резюме, иначе до собеседования дело может и не дойти).

Здесь важно понимать, что уважительность причины - понятие относительное: что допустимо и очевидно для вас, то может оказаться абсолютно непонятным для работодателя. Скажем, человеку просто невероятно надоела офисная суета, и он взял тайм-аут на полгода, чтобы пожить в тишине, в деревне. Работодатель может трактовать ситуацию так: неврастеник, интроверт, неуравновешенный и безответственный.

1. Прохождение очной формы обучения / окончание ВУЗа - допустимое объяснение от молодого специалиста, который начал свой трудовой стаж ещё во время учёбы.
2. Обстоятельства личного характера (сразу пояснить, что именно имеется в виду - декрет, уход за больным родственником и т.д.). Также желательно дать понять, что в ближайшие годы такого «отпуска» не предвидится.
3. Ожидание ответа от работодателя. В крупных и транснациональных корпорациях собеседование проводится в несколько этапов, включает интервью, тестирования и прочие проверки, что занимает не одну неделю. Ещё столько же требуется для определения успешного кандидата. Даже если для вас это испытание закончилось неудачно, уважения заслуживает сам факт, что вы так далеко прошли на собеседовании в именитую компанию.
4. Удалённая работа, фриланс, работа без официального трудоустройства. Раз была работа - должен быть и результат. Вас могут попросить назвать компанию / торговые марки, с которыми вы работали, продемонстрировать свои работы, проанализировать полученный опыт.
5. Прохождение обучения / повышение квалификации хорошо компенсирует временное прерывание рабочего стажа. Вслед за этим аргументом следует предъявить документы, которые подтверждают данную версию (сертификат, диплом).
6. Поиск новых идей. Люди таких профессий, как модельеры, писатели, художники, фотографы и проч., могут позволить себе «творческий отпуск» и абсолютно этого не смущаться. Конечно, будет уместно конкретизировать, на что данный отпуск был потрачен, где побывал специалист, на каких выставках/показах он присутствовал, на каких мастер-классах бывал.

«Мы выбираем, нас выбирают» – процесс поиска работы можно весьма точно охарактеризовать строчкой из известной песни. Неудивительно, что соискателям приходится не только выслушивать отказы работодателей, но и самим говорить «нет». Как это делать грамотно?

Чтобы дипломатические навыки помогали вам в карьере, читайте рекомендации .

Как правильно не ходить на собеседования
«Отправил резюме на вакансию, мне позвонили и пригласили на собеседование. Уже после того как мы договорились о встрече, я понял, что идти не хочу. Во-первых, намечается хорошее место в другой компании, а во-вторых, в эту контору сложно добираться. Стоит ли звонить и отказываться? Может, просто не прийти на собеседование?.

Соискатели дают друг другу советы, что называется, в меру своей воспитанности. «Зачем звонить? Рекрутеры нам постоянно обещают перезвонить и не перезванивают»; «Обязательно сообщите, что не придете, чтобы не заставлять человека напрасно вас ждать» - мнения, как видим, полярные.

И все же эксперты рекомендуют найти время сделать звонок или написать электронное письмо, даже если не хочется, неприятно или просто лень. Раз рекрутеры не сдерживают своих обещаний, то и мы не будем, - такая логика неприемлема для вежливого и ответственного человека. Что бы там ни говорили, дипломатия – обязательное оружие специалиста, настроенного на карьерные достижения.

Воспитывать в себе культуру отказа необходимо еще и потому, что профессиональный мир часто оказывается теснее, чем нам кажется. Не исключено, что вам еще придется пересекаться с этой компанией или даже с конкретным рекрутером. Будьте уверены: ваши дипломатические старания не пропадут даром. Многие менеджеры по персоналу ведут свою базу соискателей, и если напротив вашей фамилии появится пометка «не явился», то, скорее всего, путь в эту компанию для вас будет закрыт.

По сведениям Исследовательского центра рекрутингового портала сайт, 22% менеджеров по подбору персонала уверены, что обычно кроются «в отсутствии культуры поведения и деловой этики», 19% — в безответственности. Очевидно, что попасть в число некультурных и безответственных не хочет никто. Поэтому позвонить и отменить договоренность все же придется. Если вы не дозвонились, напишите электронное письмо.

Сделать это лучше заранее, например, накануне назначенного дня собеседования. Не получилось – позвоните хотя бы за час-два: рекрутер успеет перепланировать свое рабочее время.

Как объяснить свой отказ явиться на собеседование? Поскольку переговоры только начались, то особых объяснений не требуется – достаточно вежливого сообщения в доброжелательном тоне. «Спасибо, что заинтересовались моей кандидатурой, но обстоятельства складываются так, что сейчас я не готов вести переговоры о работе в вашей компании. Желаю вам подобрать подходящего менеджера. Удачного дня», — такое сообщение не оставит сомнений в вашей воспитанности и знании правил деловой этики. Скорее всего, дальнейших объяснений не потребуется – рекрутеры сталкиваются с подобными случаями весьма часто.

«Вынужден отказаться от вашего предложения…»
Иное дело, если вы уже прошли отбор, побывали на собеседованиях, выполнили тестовые задания и получили предложение о работе. А возможно, успели согласиться, и в понедельник вас ждут на новом рабочем месте. И вдруг вы передумали: нашелся более интересный вариант, заболел ребенок, засомневались в перспективах – причины могут быть разные. Как быть?

Здесь не обойтись без объяснения причин своего отказа, хотя бы в общих чертах. И рекрутер, и будущий начальник, и вы сами потратили на собеседования немало времени и сил. Если на финальном этапе переговоров кто-то из участников вдруг отказывается их продолжать, остальные имеют право знать о причинах. Такие объяснения – вовсе не оправдания, а разумное соблюдение норм этики.

Вежливо и доброжелательно объясните, почему вы не хотите приступать к работе в этой компании. «У меня появилось другое предложение, и в настоящий момент оно мне более интересно»; «Я трезво оценила свои возможности и вынуждена отказаться от вашего предложения: мне неудобно тратить два часа на дорогу в офис»; «На нынешнем месте мне предложили возглавить новый проект, поэтому я прекращаю поиски работы», - в большинстве случаев выдумывать ничего не надо. И менеджер по персоналу, и руководитель, скорее всего, поймут ваши мотивы без каких-либо приукрашиваний.

Впрочем, если причина вашего отказа кроется в личности будущего руководителя или в плохой, на ваш взгляд, организации бизнес-процессов в компании, не торопитесь во всеуслышание заявлять об этом. Искусство дипломатии в том и состоит, чтобы сгладить негативные моменты. Поэтому вместо того чтобы выкладывать все, что вы думаете («Ищите других желающих работать от зари до зари и терпеть неуравновешенного начальника за такую зарплату»), лучше скажите: «Сейчас я не готова принять ваше предложение, так как условия работы мне не подходят».

На этом этапе об отказе лучше сообщить по телефону. Электронная почта тоже допустима, но личный контакт предпочтительнее. Не забудьте поблагодарить несостоявшегося работодателя за уделенное вам время, пожелать всего наилучшего, а если ваш отказ ставит кого-то в неловкое положение (например, если вы уже согласились и должны были выйти на работу), то еще и извиниться за доставленные неудобства.

«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» - это изречение столетиями не теряет своей актуальности. Если мы хотим, чтобы рекрутеры честно сообщали нам об отказе, а не оставляли наедине с догадками, значит, имеет смысл и самим соблюдать все договоренности и вовремя сообщать о принятом решении.

Удачи в поисках работы!

Не стыдитесь сокращения. Сокращение штата – нечто иное, чем увольнение. Оно не столько связано с вашей продуктивностью, сколько с рентабельностью самой компании, и человек, проводящий с вами собеседование, знает об этом. Если вас сократили, постарайтесь не слишком беспокоиться о том, что об этом подумают.

  • Если вы попали под сокращение, подчеркните это, сказав, что ваша должность была сокращена или что компания распустила работников из-за финансовых проблем.

Не будьте к себе слишком строги. Даже если вы были уволены за какой-то проступок, очень важно не бичевать себя из-за этого. Если вы будете так делать, это может негативно сказаться на вашей уверенности, что с точки зрения потенциального работодателя будет выглядеть как нехватка компетенции.

  • Пообщайтесь со своим бывшим работодателем. В зависимости от того, как именно закончилась ваша работа на предыдущего работодателя, возможно, у вас получится заручиться его поддержкой. Поговорите с бывшим работодателем на предмет того, чтобы получить от него рекомендательное письмо, когда вы будете искать себе другую работу. Даже если вы были уволены по инициативе работодателя, он может сказать о вас пару добрых слов, и вы даже можете совместно придумать обоюдно приемлемую историю вашего увольнения.

    • Возможно, вы захотите признать свои ошибки. Если, например, вас уволили за недостаточную эффективность, постарайтесь признать совершенные ошибки и объяснить, чему они вас научили. Бывший же работодатель со своей стороны может порекомендовать вас на основе того, что вы получили достойный урок.
    • Даже если вам не удастся заручиться поддержкой бывшего руководства, возможно, вы получите неплохой отзыв от того, с кем раньше работали в той компании. Не бойтесь попросить об этом.
    • Но если вы совершили что-то очень плохое, например, что-нибудь украли или напали на коллегу, вероятно, у вас будет мало шансов на получение хороших рекомендаций.
  • Оставьте подробности при себе. Нет необходимости указывать причину ухода с последнего места работы в своем резюме или в сопроводительном письме к нему, если вас об этом не просили. И даже если вас попросили дать письменный ответ на этот вопрос, ответьте кратко и в общих чертах. Можно предложить рассказать подробнее об этом при личном собеседовании.

    • В некоторых случаях вам может показаться, что лучше будет объяснить увольнение сразу, прежде чем вас озадачат таким вопросом. Как поступить, решать вам, но помните, что обычно лучше рассказать об этом при личной встрече, чем написать в нескольких предложениях в сопроводительном письме к резюме или в заявке на собеседование.
  • Усовершенствуйте свое резюме . Если после увольнения вы некоторое время сидели без работы, вас может тревожить, как этот длительный перерыв будет смотреться в вашем резюме. Вместо того чтобы говорить о том, что все это время вы ничего не делали, представьте потенциальному работодателю ситуацию с той точки зрения, что вы потратили это время на улучшение своих навыков.

    • Если возможно, повысьте свою привлекательность как работника, получив новый сертификат или квалификацию либо посетив несколько занятий для приобретения новых навыков.
    • Попробуйте себя во фрилансе или консалтинге. Даже если у вас получится организовать совсем небольшой бизнес, это позволит заполнить пробел и выставить себя лидером.
    • Волонтерская занятость также станет хорошим пунктом в резюме, особенно если она будет иметь отношение к вашей сфере.
  • Сделайте акцент на своем профессионализме. Если вы хотите, чтобы ваш будущий работодатель закрыл глаза на длительный перерыв в работе, один из самых лучших шагов, который вы можете предпринять – это приложить особые усилия к тому, чтобы подчеркнуть свой профессионализм. Не давайте человеку, проводящему собеседование, никакого шанса усомниться в вашей способности выполнить стоящие перед вами задачи.

    • Обязательно соблюдайте на собеседовании хороший деловой этикет, одевшись для него профессионально, прибыв на встречу заранее и отключив телефон, чтобы вам не мешали.
    • Также важно изучить информацию о компании и хорошо приготовиться к ответам на возможные вопросы о конкретной индустрии и требованиях к соискателю должности.