Болезни Военный билет Призыв

Тестирование «белого ящика». Оценка конъюнктуры рынка

Оценка конъюнктуры рынка

Метод фокус-группы при проведении маркетинговых исследований

Существует несколько типов вопросов, которые могут использовать в анкете. Приведите по одному примеру для каждого типа вопроса

25.

1.Какой концепции придерживаются школы обучения вождению автомобилем, если процесс обучения стандартизирован, а все усилия направлены на снижение затрат при увеличении количества обучаемых. Сущность данной концепции и ограничения

2.Назовите основные факторы макросреды функционирования ОАО ММК (Вашего предприятия)

3.Укажите особенности покупательного поведения для этапа жизненного цикла семьи – «полное гнездо, ребенок дошкольник». Аргументируйте ответ

5.Виды розничных торговцев по принадлежности и концентрации

6.Структура цены, ее связь с другими функциями маркетинга, ценовая и неценовая конкуренция

26. Ответы на вопросы по маркетингу

1.Что такое маркетинг? Для чего применяется маркетинг и какой вариант маркетинга Вам подходит?

2.Функции маркетинга в организации

3.Разработать маркетинговое исследование

27. Ответы на вопросы по маркетингу

1. Подготовьте вопросы анкеты, сформулируйте выборку с целью получения первичной информации о каком-либо товаре. Проведите опрос и представьте результаты.

2. На примере какого-либо товара опишите этапы жизненного цикла товара.

3. Когда фирме при установлении цен на новый товар целесообразно использовать стратегию «снятия сливок»? Приведите примеры.

4. Задание направлено на оценку показателей конкурентоспособности предприятий. При выполнении этого задания необходимо выбрать несколько предприятий (минимум – два), составить перечень значимых показателей конкурентоспособности. Далее на основе опроса выявить, весовую значимость этих показателей. Полученную информацию можно оформить в виде таблицы.

28. Ответы на вопросы по маркетингу

1.Маркетинговая среда предприятия

3.Стратегии установления цен

3.Разработать анкету для предприятия, производящего стройматериалы с целью изучения потребностей населения

4.На каком этапе жизненного цикла находятся: а) моющие обои; б) жалюзи

29. Анализ водки как товарной продукции

30. Маркетинг как инструмент управления муниципальным хозяйством

Глава 1. Муниципальный маркетинг: сущность, виды и особенности развития

1.1.Сущность и концепции развития маркетинга

1.2.Понятие и особенности использования маркетинга в системе муниципального управления

1.3.Основные задачи и модели распределения маркетинговой деятельности в муниципальном образовании

1.4.Нормативно-правовая база функционирования маркетинга муниципального образования

Глава 2. Маркетинговая система, ее функции в управлении муниципальным хозяйством

2.1.Субъекты муниципального рынка и их функционирование

2.2.Внешняя и внутренняя среда муниципального маркетинга

2.3.Роль маркетинга в управлении муниципальной экономикой

2.4.Совершенствование информационного обеспечения маркетинговой деятельности муниципального образования

31. Ответы на вопросы по маркетингу

1.Объекты и направления маркетинговых исследований

2.Изучение намерений покупателей и их поведения при и после покупки товара

32. Комплексный анализ маркетинговой деятельности предприятия

1. Характеристика фирмы

1.1. Общие сведения о предприятии

1.2. Принципы оплаты труда

1.3. Характеристика персонала

2. Производственная деятельность

2.1. Организация производства

2.2. Обеспечение электронными комплектующими

2.4. Качество продукции и развитие производства

2.5. Финансирование

3. Продукция и услуги

3.1. Продукция

3.2. Экспорт

3.3. План НИР и ОКР

4. Рынок и маркетинг

Задания для школьного этапа олимпиады

По русскому языку

(9 класс)

О.Б.Кочетова,

Учитель русского языка и литературы

  1. Раскройте скобки. Объясните лексическое значение выделенных слов

О(к,кк)упация, криста(л,лл)ический, гри(м,мм)а(с,сс)а, гу(м,мм)анизм, ма(с,сс)он, ко(л,лл)ичество, дра(м,мм)атический, а(п,пп)е(л,лл)яция , ко(р,рр)идор, кава(л,лл)ерист, кро(с,сс)овки, а(н,нн)отация, а(л,лл)юминий, и(м,мм)итация, ра(с,сс)а, це(л,лл)офан, компроми(с,сс)ный, гро(с,сс)мейстер, те(р,рр)а(с,сс)а, су(р,рр)огат.

  1. Какие функции выполняет в русском языке тире ? Приведите по одному примеру на каждый случай употребления этого знака.
  1. Какие звуки обозначают выделенные буквы в следующих фразах?

В кон ц е кон ц ов оте ц не стал на нас серди тьс я.

Бодливой корове Бо г ро г не даёт.

А.М.Горький долго ж и л в И талии.

  1. С какой падежной формой имени существительного употребляются данные глагольные формы?

Преисполнен (решимостью, решимости); исполнен (почтением, почтения); жертвовать (деньги, деньгами).

5. Укажите значение данных устойчивых сочетаний и приведите к ним как можно больше синонимичных фразеологизмов.

Не оставить камня на камне, отдать Богу душу, во все лопатки.

  1. Выпишите слова, образованные приставочным способом. Какие из данных слов являются непроизводными в современном языке?

Сопереживать, созвездие, соревнование, совладелец, сотрудник, согнать, сорежиссёр, созвучный, соавтор, сорвать, соцветие, соратник, сокурсник

  1. Напишите предложения, заменяя цифры словами и ставя числительное в нужную падежную форму.

Частное от деления 348 726 на 19 равно 18 354,05.

При сложении 499 121 с 2 768 получится 501 889.

  1. Какое значение имеют выделенные в данных предложениях слова и к какой части речи их следует отнести?

Я никакой музыкант в некотором смысле и играю дома потихоньку, когда бываю совсем один. (К.Станиславский)

Я думаю, он просто якобинец, ваш Чацкий. (А.Грибоедов)

Вдруг говорят мне: человек вас спрашивает. (И.Тургенев)

  1. Назовите имена выдающихся русских лингвистов, краткая характеристика научной деятельности которых дана ниже.

А. …- гениальный русский ученый энциклопедист, поэт, создатель первой научной грамматики «Русская грамматика» (1755);

Б. …- морской офицер, врач, путешественник-этнограф, писатель, автор «Толкового словаря живого великорусского языка»;

В….- великий русский языковед-славист, историк языка, основоположник научной диалектологии, автор книг «Синтаксис русского языка» (1925,1927);

Д…- выдающийся ученый в области русской фонетики и орфоэпии, создавший совместно с С.Ожеговым словарь- справочник «русское литературное произношение»

  1. В каждой из приведённых групп три языка из четырёх являются родственными, а один относится к другой языковой семье или группе. Выпишите названия «лишних» языков.

А. грузинский, осетинский, иранский, таджикский

Б. эстонский, латышский, финский венгерский

В. Азербайджанский, турецкий, чувашский, армянский

Г.французский, немецкий, молдавский, португальский.

Д. украинский, литовский, польский, болгарский.

11. Напишите сочинение-рассуждение (объёмом не более 1 стр) на тему: За что я люблю (не люблю) осень.

Ответы к заданиям

школьного этапа олимпиады

По русскому языку (9 класс)

  1. Оккупация, кристаллический, гримаса, гуманизм, масон, количество, драматический, апелляция, коридор, кавалерист, кроссовки, аннотация, алюминий, имитация , раса, целлофан, компромиссный, гроссмейстер, терраса, суррогат.

Апелляция- обращение за поддержкой, обжалование какого-либо решения в вышестоящую инстанцию.

Аннотация – краткая характеристика содержания произведения или рукописи.

Имитация- подражание кому-либо, воспроизведение. Подделка.

(по 0,5 балла за каждое правильно написанное слово и по 1 баллу за объяснение лексического значения выделенного слова)

  1. Тире ставится:

Между подлежащим и сказуемым;

После однородных членов предложения перед обобщающим словом;

В бессоюзном сложном предложении;

В сложносочинённом предложении для обозначения резкого перехода к другой мысли или резкого противопоставления;

В неполных предложениях;

Для отделения (выделения) обособленных приложений;

Для выделения вводных и вставных конструкций;

В начале реплик, даваемых с абзаца;

Между репликами в диалоге, даваемом без абзаца;

В качестве дополнительного знака в СПП после группы придаточных, в периоде 9кто виноват из них, кто прав,- судить не нам);

Между словами для обозначения пределов пространственных, временных, количественных (груз весом в 5-10 тонн)

(по 1 баллу за каждый случай и по 1 баллу за пример)

  1. В словах – в конце концов, сердиться [ц], в слове отец- [дз]

В слове Бог – [х], в слове рог – [к] или [х]

В словах жить и в Италии – [ы]

(по 1 баллу за каждый ответ)

4. Преисполнен решимости; исполнен почтения; жертвовать деньги и деньгами.

(по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

  1. Не оставить камня на камне – уничтожить (разнести в щепки, стереть в мелкий порошок, превратить в прах, стереть с лица земли, разорвать на мелкие кусочки)

Отдать Богу душу- умереть (уйти в мир иной, испустить дух, дать дуба, отдать концы и т.д)

Во все лопатки- быстро (во весь дух, что есть духу, сломя голову и т.д)

(по 1 баллу за определение значения и по 0,5 за каждый пример)

  1. Сопереживать, совладелец, согнать, сорежиссёр, соавтор, сорвать.

Непроизводные – соратник, созвучный

(по 0,5 балла за каждый правильный ответ)

7. Частное от деления трёхсот сорока восьми тысяч семисот двадцати шести на девятнадцать равно восемнадцати тысячам трёмстам пятидесяти четырем целым, пяти сотым.

При сложении четырехсот девяноста девяти тысяч ста двадцати одного с двумя тысячами семьюстами шестьюдесятью восьмью (восемью) получится пятьсот одна тысяча восемьсот восемьдесят девять.

(по 0,5 балла за каждое числительное)

  1. никакой- плохой, качественное прилагательное; ваш-угодный, близкий вам, прилагательное; человек- кто-то, неопределенной местоимение

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

  1. А- М.Ломоносов, Б-В.Даль, В- А.Шахматов, Г-Д.Ушаков, Д- Р.Аванесов

(по 1 баллу за каждого ученого)

10. А. грузинский

Б. латышский

В. армянский

Г. немецкий

Д.литовский

(по 1 баллу за каждый правильный ответ)

11. 10 баллов за сочинение- рассуждение


Презентация:

2. Что такое модель? В каких случаях используется моделирование? Модель - новый объект, отражающий существенные с точки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета, процесса или явления.

Моделирование используется в случаях, когда объект слишком велик или слишком мал, процесс протекает очень быстро или очень медленно, исследование объекта может быть опасным для окружающих и так далее.

3. Подтвердите на примерах справедливость следующих высказываний:
а) одному объекту может соответствовать несколько моделей;
б) одна модель может соответствовать нескольким объектам.

Примеры:
а - Объект: Автомобиль, модели: парковочное место, рисунок, дорожный знак, машинка на радиоуправлении.
б - Модель: Схема, объекты: схема метро, схема здания, радиосхемы

4. Приведите примеры натурных и информационных моделей.

Натурные модели: игрушка, манекен, фотография и т.д.
Информационные модели: таблица, график, формула и т.д.

5. В приведённом перечне моделей укажите те, которые могут использоваться для:

а - макет застройки жилого района; фотоснимки движения воздушных масс.
б - фотоснимки движения воздушных масс; модель полёта самолёта новой конструкции в аэродинамической трубе; схема строения внутренних органов человека.
в - фотоснимки движения воздушных масс; модель полёта самолёта новой конструкции в аэродинамической трубе; схема строения внутренних органов человека.
г - фотоснимки движения воздушных масс; расписание движения поездов; модель полёта самолёта новой конструкции в аэродинамической трубе.
д - расписание движения поездов.

6. Приведите пример информационной модели

а - парень, рост 173 см, карие глаза, брюнет.
б - высокий парень, русый, атлетического телосложения, ловкий, быстрый.
в - добрый, пушистый, постоянно мяукает.
г - 3 этаж, просторная 3-ёх комнатная квартира.
д - твердая обложка
е - CD-R диск с ёмкостью 700 Мб, записана рок музыка.
ж - Российский город, многонациональный, находится в Нижегородской области.

7. Опишите этапы построения информационной модели. В чём суть этапа формализации?

Построение инф.модели начинается с анализа условия задачи. После анализа определяется объект и цель моделирования. После выделяются существенные признаки модели и в конце формализация.
Формализация - это замена реального объекта его формальным описанием, то есть его информационной моделью.

8. Перечислите виды информационных моделей в зависимости от формы представления информации об объекте моделирования. Приведите примеры информационных моделей каждого вида.

Схема - схема метро, дорожная карта и т. д.
Таблица - классный журнал, прайс-лист продукции и т. д.
Иерархическая модель - классификация видов животных, расположение книг в библиотеке и т. д.

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

Муниципальный этап

2008 - 2009 учебный год
11 КЛАСС

31 балл
1. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

1.1. Гражданское право относится к отраслям частного права.

1.2. Местное самоуправление входит в систему органов государственной власти Российской Федерации.

1.3. Эмоциональное лидерство в группе определяется более высокими моральными качествами сравнительно с другими членами данной группы.

Авторитет, страх, сила, убеждение

______________________________________________________________________

3. Что является лишним в ряду? Лишний элемент ряда подчеркните и объясните , почему вы так решили.

Теория, гипотеза, восприятие, понятие, сопоставление

_____________________________________________________________________________

4. Заполните пропуски в рядах.

Средневековье – теоцентризм, Возрождение - __________________________,

Просвещение – рационализм.

5. В соответствии с прагматической концепцией истинности, истина – это

1) результат соглашения между учеными;

2) свойство знания абсолютно соответствовать действительности;

3) продукт научной деятельности, соответствующий предшествующим знаниям;

4) то, что полезно, что помогает нам успешно решать проблемы.

6. Какое из понятий характеризует как общество, так и природу?

1) система

2) весь материальный мир

3) формы и способы взаимодействия людей

4) этап исторического развития человечества

7. В каких трех формах проявляется рациональное познание?

1) ощущение, восприятие, представление

2) понятие, представление, умозаключение

3) понятие, суждение, умозаключение

4) представление, суждение, ощущение

8. Суждение: «Наша Вселенная образовалась в результате Большого взрыва» - это

1) интуитивная догадка

2) экспериментально подтвержденный факт

3) художественный образ

4) научная гипотеза

9. В стране Z увеличился уровень доходов населения. Многие граждане выразили желание приобрести земельные участки, дома, квартиры в поселках на морском побережье. Но несмотря на резко возросший спрос, размер предложения существенно не изменился, хотя цены начали стремительно расти. Какое свойство рынка недвижимости проявилось в данном случае ?

1) связь спроса с уровнем доходов населения

2) ограниченность предложения

3) возможность возникновения ажиотажного спроса

4) связь спроса и предложения

10. В стране А. уголь перестал использоваться в энергетической отрасли. Закрылось большинством шахт, шахтеры потеряли работу. Какого типа безработица наблюдается в стране А.?

1) застойная

2) структурная

3) фрикционная

4) сезонная


11. На ценнике в магазине гражданин Т. прочел, что понравившиеся ему брюки стоят 2500 рублей. Какая функция денег проявилась в данном примере?

1) средство платежа

2) средство обмена

3) средство накопления

4) мера стоимости товаров

12. Верны ли следующие суждения о прибыли фирмы?

А. Экономическая прибыль учитывает внутренние и внешние затраты фирмы.

Б. Бухгалтерская прибыль фирмы может быть положительной, а экономическая – нулевой или отрицательной (убытки).

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

13. Терпящая убытки фирма привлекла талантливого кризис-менеджера, который за год смог вывести её из кризисного состояния. Какой фактор производства был использован фирмой в первую очередь?

1) информация

2) предпринимательские способности

3) земля и природные ресурсы

4) капитал

14. Одним из признаков нации как этнокультурной общности является

1) единое гражданство

2) единство убеждений

3) общность социального статуса

4) общность языка

15. Отказ подать руку или поддерживать дружеские отношения – это пример применения санкций:

1) неформальные позитивных

2) формальных позитивных

3) неформальных негативных

4) формальных негативных

16. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Понятие «социальная норма» предполагает, что все члены общества признают позитивный характер данного предписания

Б. Понятие «социальная норма» предполагает, что все члены общества ожидают от других людей её соблюдения.


1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

17.Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Получение образования является средством социальной мобильности.

Б. Вертикальная мобильность может осуществляться вопреки желанию человека.


1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

18. В коммуникативную подсистему политической системы входят:

1) политические организации и учреждения

2) отношения между государством и гражданами

3) нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь общества

4) политические идеи, взгляды, представления

19. Система разделения и независимости властей, а также сдержек и противовесов между ними отличает

1) суверенное государство

2) монархическое государство

3) унитарное государство

4) правовое государство

20. Функцией любого государства является:

1) разделение властей

2) суверенитет

3) поддержание общественного порядка

4) наличие государственного аппарата

21. Установите соответствие между функциями и их политическими институтами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.



1) гражданского

2) жилищного

3) административного

4) экологического

23. Понятия «депутатский запрос», «поправка к закону» относятся к деятельности

1) органов законодательной власти

2) органов исполнительной власти

3) института президентства

4) органов судебной власти

24. В системе источников современного российского права приоритет имеют

1) указы Президента РФ

2) постановления Правительства РФ

3) правовые прецеденты

4) законы РФ

25. Верны ли следующие суждения о правоотношении?

А. Государство защищает каждую из сторон правоотношений от неправомерных действий другой стороны.

Б. Правоотношения непостоянны, они возникают, изменяются и прекращаются в связи с наступлением различных фактов, имеющих юридическое значение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Проблемная задача

3 балла

Французский просветитель, правовед и философ Ш. Монтескье в своем труде «О духе законов» писал: «Для того чтобы предупредить … злоупотребление властью, необходимо, чтобы одна власть сдерживала другую. Когда законодательная и исполнительная власть объединяются в одном и том же органе … не может быть свободы. С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной… И наступит конец всему, если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти».

Основоположником какой теории в политологии стал Ш. Монтескье? В чем заключается её сущность? Сформулируйте два принципа этой теории. Приведите два примера, подтверждающих вывод автора о том, что всему наступит конец, если «одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти».

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Заполните пропуски в таблице

4 балла


Источник права

Правовая система (семья)

1 – прецедент



2 – _______________________

Семья обычного (традиционного) права

3 – шариат

____________________________________

4 - _______________________

Романо-германская правовая семья


Анализ таблицы

7 баллов

В представленной ниже таблице отражены результаты выборов депутатов Государственной Думы Российской Федерации пятого созыва в Уральском Федеральном округе. Числа означают процент голосов, полученных партиями по стране и в пределах конкретного региона. Выборы проходили в декабре 2007 года по пропорциональной избирательной системе.

Изучите данные таблицы и ответьте на следующие вопросы:

1. При каком условии партии получили места в Государственной Думе? Какие партии были допущены к распределению мандатов депутатов Государственной Думы по итогам этих выборов?

2. Как отличился порядок распределения мест в первой пятерке по итогам голосования в Челябинской области от порядка распределения мест по общероссийским итогам голосования?

3. В каком из регионов Уральского Федерального округа правые либеральные партии получили наибольшее число голосов? Какие из указанных партий относятся к правым либеральным? Назовите не менее двух партий.


РФ

Челябинская область

Свердловская область

Тюменская область

Курганская область

Аграрная партия России

2,3

2,33

2,08

1,45

3,95

Гражданская Сила

1,05

1,46

5,97

0,7

0,69

Демократическая партия России

0,13

0,14

0,19

0,12

0,11

Коммунистическая партия Российской Федерации

11,57

12,49

8,05

6,74

11,34

Союз правых сил

0,96

1,25

3,37

0,67

0,52

Партия социальной справедливости

0,22

0,34

0,39

0,18

0,2

Либерально-демократическая партия России

8,14

9,96

9,5

9,62

10,5

Справедливая Россия

7,74

10,03

8,61

4,16

5,82

Патриоты России

0,89

0,95

0,83

0,83

0,92

Единая Россия

64,3

56,5

55,74

73,57

64,43

Яблоко

1,59

3,22

4,13

0,82

0,79

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анализ текста

10 баллов

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Менеджмент предлагает две основные модели построения системы управления организацией. Линейная модель представляет собой пирамиду, построенную на подчиненности людей: у каждого руководителя более высокого уровня находятся в подчинении руководители более низкого уровня. Каждый исполнитель имеет непосредственного руководителя. Примеров применения такой системы управления множество: армия, служба спасения, пожарная команда, система «скорой помощи». По такому принципу организована работа персонала в компании «Макдоналдс».

Основное преимущество такой системы управления – простота, прямые взаимосвязи между управляющими каждого уровня и исполнителями. Каждый четко знает, кому он подчиняется, чьи указания должен выполнять. Основной же её недостаток состоит в том, что руководитель не может быть узким специалистом в своей области, а должен обладать разносторонними знаниями.

Функциональная модель управления построена на выделении различных функций, которые осуществляет каждая организация. В её основе лежит подчиненность не конкретных людей, а выполняемых ими работ. Например, университет возглавляет ректор. У него есть заместители – проректоры, каждый из которых отвечает за свою область… Следующий уровень управления – деканы факультетов. Получается, что по вопросам воспитательной работы декан подчиняется проректору по воспитательной работе, по учебным вопросам – проректору по учебной работе и т.д.

При функциональной системе управления каждый руководитель отвечает за свое направление деятельности и должен быть высококвалифицированным специалистом в данной конкретной области знаний. Но принцип единоначалия в функциональной модели, безусловно, нарушается.

На практике в производственных коммерческих предприятиях применяется смешанная система управления, сочетающая в себе и линейное подчинение, и функциональное.

(По материалам энциклопедии для школьников)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эссе

4 балла
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятий, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.


Философия

«Искусство должно учить любить добродетель и ненавидеть порок» (Д. Дидро)

Социальная психология

«Семья является первичным лоном человеческой культуры»

(И. Ильин)



Экономика

«Цены и другие инструменты рынка регулируют распределение редких ресурсов в обществе, ограничивая тем самым желания участников, координируя их действия»

(Г.С. Беккер)



Социология

«Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды» (О. Мирабо)

Политология

«Честность в политике есть результат силы, лицемерие – результат слабости» (В.И. Ленин)

Правоведение

«Я считаю обязательным для каждого беспрекословно и неуклонно повиноваться законам» (Сократ)

11 класс

Тесты

31 балл


№ задания

Ответ

Баллы

№ задания

Ответ

Баллы

1
1.2.

Нет

13

2

1

2

Основания (ресурсы) власти.

2

14

4

1

3

Восприятие, так как это форма чувственного познания, а остальное формы рационального познания.

3 балла:

1 балл за указание

2 балла за объяснение



15

3

1

4

гуманизм

1

16

2

1

5

4

1

17

3

1

6

1

1

18

2

1

7

3

1

19

4

1

8

4

1

20

3

1

9

2

1

21

1221

2 балла при отсутствии ошибок, 1 ошибка -1 балл, 2 ошибки – 0 баллов

10

2

1

22

3

1

11

4

1

23

1

1

12

3

1

24

4

1

25

3

1

Проблемная задача

3 балла



Балл

В правильном ответе должна быть указана теория, которую разработал Ш. Монтескье: теория разделения властей.

Принцип разделения властей означает распределение функций государственной власти между различными институтами и организациями как по вертикали, так и по горизонтали. Равенство законодательной, исполнительной и судебной власти проявляется в том, что ни одна из них не может принимать решения, ущемляющие права другой.

В качестве примеров могут быть приведены:

Узурпация власти Наполеоном во Франции привела к забвению демократических начал, обозначенных революцией и гибели империи. До этого безраздельная власть якобинцев поставила Францию на грань национальной катастрофы.

В ХХ в. диктатура пролетариата в СССР привела к деспотизму власти и трагедии миллионов людей.

Могут быть приведены другие примеры.



Названы теория, два принципа этой теории и приведены два примера

3

Названа теория, два принципа этой теории ИЛИ названа теория, приведены два примера ИЛИ названа теория, один принцип этой теории и один пример

2

Названы теория, один принцип этой теории ИЛИ названы теория, приведен один пример ИЛИ названы один принцип этой теории, приведен один пример

1

Названа теория ИЛИ назван один принцип этой теории ИЛИ приведен один пример ИЛИ ответ неверный

0

Заполните пропуски в таблице

4 балла

Анализ источников социальной информации

Таблица

7 баллов

1. При каком условии партии получили места в Государственной Думе? Какие партии были допущены к распределению мандатов депутатов Государственной Думы по итогам этих выборов?

«Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» (1 балл)

2. Как отличился порядок распределения мест в первой пятерке по итогам голосования в Челябинской области от порядка распределения мест по общероссийским итогам голосования?

Первое и второе места – нет отличий, третье и четвертое поменялись местами, на пятом – по России Аграрная партия, в Челябинской области «Яблоко» (2 балла)

3. В каком из регионов Уральского Федерального округа правые либеральные партии получили наибольшее число голосов? Какие из указанных партий относятся к правым либеральным? Назовите не менее двух партий.

В Свердловской области. (1 балл)

Могут быть названы правые партии: «Гражданская сила», «Демократическая партия России», СПС и «Яблоко» (2 балла)

Анализ текста

10 баллов

1. Какие две модели управления организацией анализируются в тексте?



2. Используя содержание текста, заполните таблицу.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

Таблица может быть заполнена следующим образом:

Модели управления

Преимущества

Недостатки

1. Линейная

Простота, прямые взаимосвязи между управляющими каждого уровня и исполнителями.

Руководитель не может быть узким специалистом в своей области, а должен обладать разносторонними знаниями.

2.Функциональная.

Каждый руководитель должен быть высококвалифицированным специалистом в данной конкретной области знаний. Это значительно повышает эффективность управления.

Принцип единоначалия в функциональной модели, безусловно, нарушается.

Преимущества и недостатки, указанные в таблице, могут быть даны в иных формулировках.

Указаны преимущества и недостатки обеих моделей

2

Указаны преимущества и недостатки одной модели и преимущества другой модели, ИЛИ

Указаны преимущества и недостатки одной модели и недостатки другой модели



1

Указаны преимущества и недостатки одной модели, ИЛИ

Указаны только преимущества обеих моделей, ИЛИ

Указаны только недостатки обеих моделей, ИЛИ

Указаны только преимущества одной модели, ИЛИ

Указаны только недостатки одной модели, ИЛИ

Ответ неправильный



0

Максимальный балл

2

3. Опираясь на содержание текста, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите по одному собственному примеру использования каждой из моделей управления. Кратко прокомментируйте каждый свой пример.


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

Правильный ответ должен содержать собственные примеры моделей управления и краткий комментарий к каждой модели, допустим:

1) руководство строительным предприятием как пример линейной модели (бригадиры непосредственно руководят основной массой рабочих и подчиняются прорабу, прораб – начальнику участка, начальники участка – начальнику строительства);

2) управление школой как пример функциональной модели (у директора школы есть заместители, отвечающие за учебную, воспитательную работу, социальные вопросы, хозяйственную часть; все они осуществляют руководство учителями и другими работниками школы в пределах своей компетенции).

Могут быть приведены другие примеры, даны другие комментарии.



Приведен собственный пример каждой модели, дан краткий комментарий

3

Приведен собственный пример каждой модели, прокомментирована одна из них, ИЛИ

Приведен собственный пример каждой модели, комментарий отсутствует, ИЛИ

Приведен и прокомментирован собственный пример одной из моделей


2

Приведен собственный пример каждой модели, комментарии отсутствуют

1

Приведен собственный пример без комментариев,
Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

4. Какая система управления, по мысли автора текста, позволяет преодолеть недостатки каждой из двух моделей управления? С опорой на знание курса и личный социальный опыт выскажите два предположения о принципах её осуществления.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Балл

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) названа система управления – смешанная;

2) высказаны два предположения, например:

В руководстве компанией выделены функциональные должности, могут быть созданы специальные подразделения (например, кадровое, бухгалтерия, секретариат, дизайнерское или конструкторское и т.п.);

При этом непосредственное руководство работниками осуществляют менеджеры по персоналу, которые объединяют решения функциональных подразделений и должностных лиц.

Могут быть высказаны другие предположения.



Правильно названа система, высказаны два предположения

3

Правильно названа система, высказано одно предположение

2

Правильно названа система

1

Неверно названа система при любом количестве предположений,
Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Эссе

4 балла


Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)



Баллы

При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:

1) представление собственной точки зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы;

2) раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа

3) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт



Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа

Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт


4

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются)


3

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов.

Дана аргументация своего мнения на факты общественной жизни или личный социальный опыт


2

Представлена собственная точка зрения по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации

1

Проблема не раскрыта, ИЛИ

Дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания



0

4. Моделирование и формализация (9 кл) .

4. 1 Модели и моделирование

Человек стремится познать объекты окружающего мира, он взаимодействует с существующими объектами и создает новые объекты.

Одним из методов познания объектов окружающего мира является моделирование, состоящее в создании и исследовании «заместителей» реальных объектов. «Объ­ект-заместитель» принято называть моделью , а исходный объект - прототипом или оригиналом.

Модель – это объект, который обладает некоторыми свойствами другого объекта (оригинала ) и используется вместо него.

Например, в разговоре мы замещаем реальные объекты их именами, оформите­ли витрин используют манекен - модель человеческой фигуры, конструкторы стро­ят модели самолетов и автомобилей, а ар­хитекторы - макеты зданий, мостов и парков. Моделью является любое нагляд­ное пособие, используемое на уроках в школе: глобус, муляж, карта, схема, таб­лица и т. п.

Что можно моделировать?

Можно строить модели объектов. Например,

Уменьшенные копии зданий, кораблей, самолетов, …

Модели ядра атома, кристаллических решеток

Чертежи

Можно строить модели процессов. Например,

Изменение экологической обстановки

Экономические модели

Исторические модели

Можно строить модели явлений. Например,

Землетрясение

Солнечное затмение

Модели используются человеком для:

Представления материальных предметов (макет за­стройки жилого района в мастерской архитектора);

Объяснения известных фактов (макет скелета челове­ка в кабинете биологии);

Проверки гипотез и получения новых знаний об иссле­дуемых объектах (модель полета самолета новой кон­струкции в аэродинамической трубе);

Прогнозирования (сделанные из космоса фотоснимки движения воздушных масс);

управления (расписание движения поездов) и т. д.

Модель важна не сама по себе, а как инструмент, облегчающий познание или наглядное представление объекта. Моделирование – это процесс создания и использования моделей для изучения оригиналов.

Когда используют моделирование:

оригинал не существует

Древний Египет

Последствия ядерной войны

исследование оригинала опасно для жизни или дорого:

Испытание нового скафандра для космонавтов

Разработка нового самолета или корабля

оригинал сложно исследовать непосредственно:

Солнечная система, галактика (большие размеры)

Атом, нейтрон (маленькие размеры)

Процессы в двигателе внутреннего сгорания (очень быстрые)

Геологические явления (очень медленные)

интересуют только некоторые свойства оригинала

Проверка краски для фюзеляжа самолета

Чем больше признаков объекта отражает модель, тем она полнее. Отразить в модели все признаки объекта - оригинала невозможно, да и не нужно. Признаки объекта – оригинала, которые должны быть воспроизведены в модели, определяются целью моделирования – назначением будущей модели. Эти признаки являются существенными для данной модели с точки зрения цели моделирования.

Цели моделирования

исследование оригинала изучение сущности объекта или явления

анализ («что будет, если …») научиться прогнозировать последствия различных воздействиях на оригинал

синтез («как сделать, чтобы …») научиться управлять оригиналом, оказывая на него воздействия

оптимизация («как сделать лучше») выбор наилучшего решения в заданных условиях

Что общего у всех моделей? Какими свойствами они обладают?

Во-первых, модель не является точной копией объек­та-оригинала: она отражает только часть его свойств, от­ношений и особенностей поведения. Например, на мане­кен можно надеть костюм, но с ним нельзя поговорить. Модель автомобиля может быть без мотора, а макет дома - без электропроводки и водопровода .

Во-вторых, поскольку любая модель всегда отражает только часть признаков оригинала, то можно создавать и использовать разные модели одного и того же объекта. Например: мяч может воспроизвести только одно свойст­во Земли - ее форму; обычный глобус отражает, кроме того, расположение материков; а глобус, входящий в со­став действующей модели Солнечной системы, - еще и траекторию движения Земли вокруг Солнца. Оригиналу может соответствовать несколько разных моделей и наоборот!

Чем больше признаков объекта отражает модель, тем она полнее. Однако отразить в модели все свойства объек­та-оригинала невозможно, а чаще всего и не нужно. Ведь при создании модели человек, как правило, преследует вполне определенную цель и стремится наиболее полно от­разить только те признаки объектов, которые кажутся ему важными, существенными для реализации этой цели. Если, например, модель самолета создается для кол­лекции, то в ней воспроизводится внешний вид самолета, а не его летные характеристики.

От цели моделирования зависят требования к модели: какие именно признаки объекта-оригинала она должна отражать. Тип модели определяется целями моделирования.

Отразить в модели признаки оригинала можно одним из двух способов. Природа моделей может быть двух видов. Во-первых, материальные (натурные, физические, предметные) модели. Они копируют, воспроизводят признаки оригинала. Примерами натурных моделей являются муляжи и маке­ты - уменьшенные или увеличенные копии, воспроизво­дящие внешний вид объекта моделирования (глобус), его структуру (модель Солнечной системы) или поведение (ра­диоуправляемая модель автомобиля).

Во-вторых, информационные модели – описание признаков оригинала на од­ном из языков кодирования информации (в виде словес­ного описания, формул, схем или чертежей).

Информатика рассматривает построение информационных моделей с помощью компьютерной техники . Информационно культурный человек должен уметь строить различные информационные модели, как с помощью компьютера, так и без него.

4.2 Классификация моделей

Существует множество вариантов классификации информационных моделей. Рассмотрим некоторые из них.

Если взять за основу классификации предметную область , то можно выделить физические, экологические, экономические, социологические и другие модели.

В зависимости от учёта фактора времени выделяют динамические (изменяющиеся с течением времени) и статические (не изменяющие­ся с течением времени) модели.

Модели по области применения бывают учебные (в т. ч. тренажеры), опытные – при создании новых технических средств, научно-технические.

В зависимости от формы представления информации об объекте моделирования различают знаковые, образные и смешанные (образно-знаковые) виды информационных моделей.

Модели по структуре бывают

Табличные модели (пары соответствия)

Существуют специальные виды моделей . К ним относятся:

- имитационные - нельзя заранее вычислить или предсказать поведение системы, но можно имитировать её реакцию на внешние воздействия. Задача – найти лучшее решение методом
проб и ошибок
(многократные эксперименты)

Примеры: испытания лекарств на мышах, обезьянах, … модели процесса обучения

- игровые – учитывающие действия противника. Задача – найти лучший вариант действий в
самом худшем случае.

Примеры: модели экономических ситуаций; модели военных действий; спортивные игры; тренинги персонала

4.3 Информационные модели

Объект-оригинал можно заменить набором его свойств: названий (величин) и значений. Набор свойств, содержащий всю необходимую информацию об исследуе­мых объектах и процессах, называют информационной моделью.

Например, информационная модель дачного дома - карточка из каталога, по которому заказ­чик строительной компании может выбрать подходящий проект. Каждая карточка в каталоге содержит таблицу с названиями (величинами) свойств дома и значениями этих свойств.

Все названия свойств в информационных моделях - это всегда знаковые элементы, потому что название может быть выражено только знаками. А вот значения величин могут нести как знаковую, так и образную информацию. Например, значение величины «внешний вид» может быть выражено образным элементом (рисунком), а значения остальных величин выражены с помощью знаков (чисел, слов, запятых). Образным элементом информационной модели может быть не только рисунок или фотография, но и объемный макет или видеозапись . Однако при этом обязательно дол­жна иметься возможность связать этот элемент с характе­ристикой конкретного объекта. Например, в строке «Внешний вид» в каталоге домов может быть указан шифр макета. А чтобы сами макеты были элементами ин­формационной модели, а не украшением, их нужно снаб­дить ярлыками с шифрами.

Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме. По способу представления различают следующие виды информацион­ных моделей:

Образные модели (рисунки, фотографии и др.) пред­ставляют собой зрительные образы объектов, зафиксиро­ванные на каком-либо носителе информации (бумаге, фо­то - и кинопленке и др.). Много информации дают специалистам полученные со спутников фотографии поверхности Земли.

Знаковые информационные модели строятся с использованием различных естественных и формальных языков (знаковых систем). Знаковая информационная модель может быть представлена в фор­ме текста на естественном языке или программы на языке программирования, формулы (например, площади прямо­угольника S = а b ) и т. д.

В смешанных информационных моделях сочетаются образные и знаковые элементы. Примерами смешанных информационных моде­лей могут служить географические карты, графики, диаграммы и пр. Во всех этих моделях используются одновременно и графические элементы, и знаки.

4.4 Этапы построения информационной модели

Любая модель строится для решения некоторой задачи. Построе­ние информационной модели начинается с анализа условия этой за­дачи, выраженного на естественном языке (рис. 2.2).

В результате анализа условия задачи определяется объект модели­рования и цель моделирования.

После определения цели моделирования в объекте моделирования выделяются свойства, основные части и связи между ними, сущест­венные с точки зрения именно этой цели. При этом должно быть чётко определено, что дано (какие исходные данные известны, какие данные допустимы) и что требуется найти в решаемой задаче. Также должны быть указаны связи между исходными данными и результа­тами.

Следующим этапом построения информационной модели являет­ся формализация - представление выявленных связей и выделен­ных существенных признаков объекта моделирования в некоторой форме (словесное описание, таблица, рисунок, схема, чертёж, фор­мула, алгоритм, компьютерная программа и т. д.).

Формализация - это замена реального объекта его формальным опи­санием, т. е. его информационной моделью.

Информационные модели существуют отдельно от объектов моделирования и могут подвергаться обработке независимо от них. Построив информационную модель, человек использует её вместо объекта-оригинала для исследования этого объекта, решения поставленной задачи.

4.5 Словесные модели.

Один из видов информационных знаковых моделей – это словесные модели. Словесные модели - это описания предметов, явлении, событий, про­цессов на естественных языках. Ещё их называют текстовыми моделями. Например, гелиоцентрическая модель мира, которую предложил Коперник, словесно описывалась следующим образом:

· Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца:

· орбиты всех планет проходят вокруг Солнца.

Словесная модель состоит из отдельных элементов – слов, взаимосвязанных между собой по смыслу. В свою очередь слова состоят из элементов – букв, связанных между собой правилами правописания. Слова являются подсистемами для текста и надсистемами для букв. Текст в целом является моделью – описанием оригинала. Он может отражать различные свойства описываемого объекта. Качество словесной информационной модели зависит от правильности написания слов, точности их подбора, правильности соединения слов в предложения и порядка следования слов и предложений в тексте.

Словесные модели могут описывать ситуации, события, процессы. Множество словесных моделей содержится в школьных учебниках, энциклопедиях. Словесными описаниями мы пользуемся в общении (в письмах, при разговоре…) Для построения этих моделей мы используем обычный привычный нам разговорный язык.

Есть некоторые особенности у разговорных языков:

Многозначность, синонимия, омонимия – одно и то же слово может иметь несколько значений, несколько слов могут иметь один и тот же смысл, одно и то же значение.

Слова могут быть использованы и в прямом, и в переносном смысле.

Эти особенности делают человеческую речь выразительной, красочной, эмоциональной. Но их наличие делает невозможным использование разговорного языка во многих науках, при создании словесных (знаковых) информационных моделей для точных наук. Математика, химия, информатика и др. науки на основе разговорного языка создают свой, формализованный научный язык, содержащий множество терминов (слов, свойственных только данной науке). Формализованный – значит не имеющий многозначности, синонимов, омонимов. В формализованном языке за каждым словом закреплено ровно одно значение и смысл.

Словесные описания весьма разнообразны, они могут быть выполнены в разных стилях. Прежде всего, различают разговорный и книжный стили. Книжный стиль имеет следующие разновидности: научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

Научный стиль используется для передачи точной научной информации. Наиболее важными качествами научного стиля являются логичность и четкость изложения. В текстах научного стиля присутствует большое количество слов-профессионализмов, терминов.

Художественный стиль – это стиль художественных произведений. Его основное назначение – воздействовать на читателя или слушателя с помощью образных средств языка (сравнений, метафор, эпитетов и др.)

Официально-деловой стиль используется при оформлении документов.

Публицистический стиль используется при написании статей, заметок в журналах и газетах.

Работа со словесными информационными моделями (историческими, биологическими, географическими, художественными и иными текстами-описаниями) требует вдумчивого отношения к прочитанному. Чем лучше оформлен текст, чем лучше он отформатирован, тем легче его читать и анализировать.

Произведения художественной литературы - это тоже модели, так как они фиксируют внимание читателя на определенных сторо­нах человеческой жизни. Анализируя литературное произведение, вы выделяете в нём объекты и их свойства, отношения между героя­ми, связи между событиями, проводите параллели с другими произ­ведениями и т. п. Самое непосредственное отношение к понятию мо­дели имеет такой литературный жанр, как басня. Смысл этого жанра состоит в переносе отношений между людьми на отношения между вымышленными персонажами, например животными.

4.6 Математические модели

Основным языком информационного моделирования в науке яв­ляется язык математики. Информационные модели, построенные с использованием математичес­ких понятий и формул, называются математическими моделями.

Пример 1. На рис. 2.3 приведена геометрическая модель доказа­тельства теоремы Пифагора. Она столь проста, что доказательство равенства с2 = а2 + b2 становится очевидным.

DIV_ADBLOCK58">

· системы программирования;

· электронные таблицы;

· специализированные математические пакеты и программные сред­ства для моделирования.

Математические модели, реализованные с помощью систем программи­рования, электронных таблиц, специализированных математических па­кетов и программных средств для моделирования, называются компью­терными математическими моделями.

Средства компьютерной графики позволяют визуализировать ре­зультаты расчётов, получаемых в процессе работы с компьютерными моделями.

Особый интерес для компьютерного математического моделирова­ния представляют сложные системы, элементы которых могут вести себя случайным образом. Примерами таких систем являются много­численные системы массового обслуживания: билетные кассы, торго­вые предприятия, ремонтные мастерские, служба скорой помощи, транспортные потоки на городских дорогах и многие другие модели. Многим знакома ситуация, когда, придя в кассу, магазин, парикмахер­скую, мы застаём там очередь. Приходится либо вставать в очередь и какое-то время ждать, либо уходить, т. е. покидать систему необслуженным. Возможны случаи, когда заявок на обслуживание в системе мало или совсем нет; в этом случае она работает с недогрузкой или простаивает. В системах массового обслуживания количество заявок на обслуживание, время ожидания и точное время выполнения заяв­ки заранее предсказать нельзя - это случайные величины.

Имитационные модели воспроизводят поведение сложных систем, элементы которых могут вести себя случайным образом.

Имитационное моделирование - это искусственный эксперимент, при котором вместо проведения натурных испытаний с реальным оборудованием проводят опыты с помощью компьютерных моделей. Для получения необходимой информации осуществляется много­кратный «прогон» моделей со случайными исходными данными, ге­нерируемыми компьютером. В результате образуется такой же набор данных, который можно было бы получить при проведении опытов на реальном оборудовании или в реальной системе. Однако имитаци­онное моделирование на компьютере осуществляется гораздо быст­рее и обходится значительно дешевле, чем натурные эксперименты.

Вопросы и задания выполнить письменно в тетради.

1. Что такое модель? Что такое моделирование?

2. Что можно моделировать? Ваши примеры.

3. Когда используют моделирование? Ваши примеры.

4. Каковы цели моделирования? Ваши примеры.

5. Назовите основные свойства моделей.

6. Как можно назвать отношения между объектом-ори­гиналом и его моделью?

7. Докажите на примере, что одному объекту может соответствовать несколько моделей и наоборот.

8. Приведите собственные примеры натурных и информационных моделей.

9. Какие вам известны классификации моделей? Ваши примеры.

10. Приведите примеры использования моделей для:

a. представления материальных предметов;

b. объяснения известных фактов;

c. проверки гипотез и получения новых знаний об исследуемых объектах;

d. прогнозирования;

e. управления

11. Перечислите виды информационных моделей. Приведите собственные примеры на каждый вид.

12. Опишите этапы построения информационной модели.

13. Приведите пример информационной модели:

a. ученика вашего класса;

b. книги в библиотеке

14. Какие модели называют словесными? Из чего они состоят?

15. Что могут описывать словесные модели? Где мы их используем?

16. Каковы стили словесных описаний? Кратко охарактеризуйте каждый стиль словесных описаний. (Где он применяется) Ответ изобразите схемой.

17. Какие модели называют математическими? Ваши примеры.

18. Какие модели называют имитационными?

19. Приведите по 1 собственному примеру словесных моделей, рас­сматриваемых на уроках истории, географии, биологии.

20. Вспомните басни: «Волк и ягнёнок», «Ворона и лисица», «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей». Какие черты характера людей и отно­шения между людьми смоделировал в них автор?

21. Решите, составив математическую модель, следующую задачу. Пароход прошёл 4 км против течения реки, а затем прошёл ещё 33 км по течению, затратив на весь путь один час. Найдите соб­ственную скорость парохода, если скорость течения реки равна 6,5 км/ч.

22. Решите, составив логическую модель, следующую задачу.

На международных соревнованиях по прыжкам в воду первые пять мест заняли спортсмены из Германии, Италии, Китая, Рос­сии и Украины. Ещё до начала соревнований эксперты высказа­ли свои предположения об их итогах:

1) Первое место займёт спортсмен из Китая, а спортсмен из Украины будет третьим.

2) Украина будет на последнем месте, а Германия - на пред­последнем.

3) Германия точно будет четвёртой, а первое место займёт Ки­тай.

4) Россия будет первой, а Италия - на втором месте.

5) Нет, Италия будет пятой, а победит Германия.

По окончании соревнований выяснилось, что каждый эксперт был прав только в одном утверждении. Какие места в соревнова­нии заняли участники?