Болезни Военный билет Призыв

Тест. Насколько вы толерантны в общении

Можно ли употреблять слово «инвалид», как говорить о цвете кожи, религии и сексуальной ориентации и что в конце концов делать с феминитивами? Пройдите тест «Бумаги» и узнайте, какие слова использовать, чтобы никого не обидеть.

Начнем с вопроса погорячее. Как называется сексуальная ориентация, при которой человек предпочитает однополых партнеров? Гомосексуальность Да, этот вариант считается приемлемым - по аналогии с гетеросексуальностью. «Гомосексуализм» же воспринимается как название болезни: ведь именно такой «диагноз» до 90-х был включен в список заболеваний ВОЗ. Гомосексуализм Приемлемым вариантом считается «гомосексуальность» - по аналогии с гетеросексуальностью. «Гомосексуализм» же воспринимается как название болезни: ведь именно такой «диагноз» до 90-х был включен в список заболеваний ВОЗ. Нетрадиционная сексуальная ориентация Это не самая удачная формулировка. Например, в методичке ЛГБТ-организации «Бок о бок» пишут: «Как известно, ЛГБТ-люди существуют и существовали во всех культурах, традициях, странах и во все времена, поэтому все три сексуальные ориентации одинаково традиционны для всех обществ». Приемлемым вариантом считается «гомосексуальность» - по аналогии с гетеросексуальностью. Можно ли говорить «лица кавказской национальности»? Да Считается, что это словосочетание перекочевало в язык из сводок МВД 90-х, оно ассоциируется с советским фильмом «Мимино» и старыми юмористическими шоу на Первом канале. Сегодня же так говорить неуместно хотя бы потому, что выражение в принципе не очень корректно: на территории Кавказа находится несколько стран и регионов, в которых проживает не один десяток этнических групп. В 2011 году депутат Иван Саввиди даже предлагал

Нет Считается, что это словосочетание перекочевало в язык из сводок МВД 90-х, оно ассоциируется с советским фильмом «Мимино» и старыми юмористическими шоу на Первом канале. Сегодня же так говорить неуместно хотя бы потому, что выражение в принципе не очень корректно: на территории Кавказа находится несколько стран и регионов, в которых проживает не один десяток этнических групп. В 2011 году депутат Иван Саввиди даже предлагал ввести административную ответственность за использование этого выражения в СМИ как «унижающего национальное достоинство».

В большинстве случаев вообще не нужно угадывать и подчеркивать национальность, а при необходимости лучше использовать название города или страны, откуда прибыл человек.

Какое из этих слов нейтральнее? Исламисты На самом деле, здесь речь не о толерантности: у этих слов просто разные значения. Мусульманами называют всех последователей ислама, а исламистами (дословно «исламизм» - политический ислам) - представителей религиозно-политических и зачастую радикальных направлений. Мусульмане На самом деле, здесь речь не о толерантности: у этих слов просто разные значения. Мусульманами называют всех последователей ислама, а исламистами (дословно «исламизм» - политический ислам) - представителей религиозно-политических и зачастую радикальных направлений. Оба слова корректны На самом деле, здесь речь не о толерантности: у этих слов просто разные значения. Мусульманами называют всех последователей ислама, а исламистами (дословно «исламизм» - политический ислам) - представителей религиозно-политических и зачастую радикальных направлений. Вопрос, озадачивший Данилу из «Брата-2»: можно ли использовать слово «негр»? Да, тут вам не Америка, в России говорить «негр» абсолютно нормально На самом деле, это слово даже не зафиксировано в основном орфографическом словаре РАН и употреблять его всё же не стоит. Акцент на цвете кожи в принципе не самая удачная идея. Если по каким-то причинам вам все-таки важно это уточнить, лучше использовать слова «афроамериканец» или «африканского происхождения»: это указывает на то, откуда человек или его предки родом, а не на физические особенности. Нет, стоит использовать слова «афроамериканец» или «африканского происхождения» На самом деле в большинстве случаев совершенно не важно, какой цвет кожи у человека. Если же по каким-то причинам все-таки важно уточнить, лучше использовать слова «афроамериканец» или «африканского происхождения»: это указывает на то, откуда человек или его предки родом, а не на физические особенности. Нет, лучше говорить «чернокожий» Акцент на цвете кожи в принципе не самая удачная идея. Если по каким-то причинам вам все-таки важно это уточнить, лучше использовать слова «афроамериканец» или «африканского происхождения»: это указывает на то, откуда человек или его предки родом, а не на физические особенности. Вообще не стоит подчеркивать цвет кожи На самом деле да, в большинстве случаев вообще не важно, какой цвет кожи у человека. Если же по каким-то причинам все-таки важно уточнить, можно использовать слова «африканского происхождения»: это указывает на то, откуда человек или его предки родом, а не на физические особенности. Как назвать человека без определенного места жительства? Ответ заключен в вопросе: бомж Определение действительно складывается в сокращение «бомж», однако со временем это слово приобрело оттенок ругательства, поэтому рекомендуется использовать более нейтральное «бездомный». Бездомный Так лучше! Определение действительно складывается в сокращение «бомж», однако со временем это слово приобрело оттенок ругательства, поэтому рекомендуется использовать более нейтральное «бездомный». Попрошайка Это слово просто по смыслу не подходит! Если у человека нет крыши над головой, это вовсе не значит, что он просит милостыню. Тем более так чаще называют мошенников, которые занимаются попрошайничеством «профессионально». Как следует называть людей, приезжающих на заработки в Россию? Это всё гастарбайтеры Слово пришло из немецкого (Gast - гость и Arbeiter - рабочий) и сегодня почти всегда употребляется с негативным, пренебрежительным оттенком по отношению к приезжим из конкретных регионов. Трудовые мигранты Немецкое Gastarbeiter означает ровно то же самое, однако в русской речи слово «гастарбайтер» почти всегда употребляется с негативным, пренебрежительным оттенком по отношению к приезжим из конкретных регионов. Какой вариант вам кажется наиболее приемлемым? Душевнобольные Этот термин был широко распространен, однако впоследствии подвергся критике, в том числе со стороны Европейского суда по правам человека. «Люди с ментальными расстройствами» - оптимальный вариант, чтобы говорить о людях с психическими и эмоциональными расстройствами, а также с расстройствами личности, поведения и другими. Психически больные Не стоит: часто мы не различаем психические и эмоциональные расстройства, расстройства личности и поведения. Заключать всё это в одну группу - некорректно. «Люди с ментальными расстройствами» - оптимальный вариант. Люди с ментальными расстройствами Да, это считается корректным вариантом для того, чтобы говорить о людях с психическими и эмоциональными расстройствами, а также с расстройствами личности, поведения и другими. Сумасшедшие Пожалуйста, не надо так говорить. «Люди с ментальными расстройствами» - оптимальный вариант, чтобы говорить о людях с психическими и эмоциональными расстройствами, а также с расстройствами личности, поведения и другими. Выберите самый корректный вариант. Инвалид Это корректное слово, оно закреплено в медицинских и юридических документах, однако лучше использовать сочетание «человек с инвалидностью»: меньше похоже на ярлык. Человек с инвалидностью Да, с точки зрения толерантности это считается лучшим вариантом: меньше похоже на ярлык. Человек с ограниченными физическими возможностями Вообще, физические возможности ограничены у всех людей и даже супергероев, так что это не лучший вариант. Используйте словосочетание «человек с инвалидностью». Какой вариант лучше с точки зрения толерантности? Аутист По общему правилу , появившемуся благодаря правозащитным организациям, следует сначала говорить о человеке, а потом о его особенностях. Так что корректнее: человек с аутизмом. Человек с аутизмом По общему правилу , появившемуся благодаря правозащитным организациям, следует сначала говорить о человеке, а потом о его особенностях. Страдающий аутизмом Сами люди с различными особенностями часто подчеркивают: говорить, что они страдают, неуместно. Корректнее говорить «человек с аутизмом»: по общему правилу , появившемуся благодаря правозащитным организациям, следует сначала говорить о человеке, а потом о его особенностях. А как написать о профессии женщины, если нужное слово есть только в мужском роде? Легко: просто добавить суффикс -ка Сейчас активно обсуждается версия, что следует просто присоединять суффикс -ка в случаях, когда слово в женском роде не закреплено в русском языке - например, авторка, режиссерка. Однако в СМИ или официальных текстах, где принято придерживаться строгой литературной нормы, использовать эти слова не очень уместно. А вот в разговорной речи или профильных медиа вполне можно создавать те формы слов, которые кажутся уместными.

Оставить «мужской» вариант Да, так следует поступить в случае, если речь идет о СМИ или официальных текстах, где принято придерживаться строгой литературной нормы, а феминитив не зафиксирован в словарях. Однако вы можете также создавать сложные слова (как в третьем варианте), а в разговорной речи или профильных медиа отдавать предпочтение любым формам, которые кажутся уместными.

И обратите внимание: множество слов женского рода, такие как журналистка, поэтесса и прочие, уже зафиксированы словарями - их стоит употреблять.

Создать сложное слово, используя «девушка» или «женщина» (например, «девушка-шахтер») Это допустимо, как и второй вариант. Сейчас активно обсуждается версия, что следует просто присоединять суффикс -ка в случаях, когда слово в женском роде не закреплено в русском языке - например, авторка, режиссерка. Однако в СМИ или официальных текстах, где принято придерживаться строгой литературной нормы, использовать эти слова не очень уместно. А вот в разговорной речи или профильных медиа вполне можно создавать те формы слов, которые кажутся уместными.

И обратите внимание: множество слов женского рода, такие как журналистка, поэтесса и прочие, уже зафиксированы словарями - их стоит употреблять.

Вы магистр толерантности! Здорово, что вы понимаете, как говорить, чтобы никого не обижать. Вы корректны в большинстве случаев, однако стоит усвоить и некоторые тонкости, которые не так очевидны. Кажется, вы не особенно осторожны в словах. Будьте внимательнее - и к вам потянутся.

Государственное учреждение

«Школа – гимназия №3 отдела образования акимата г.Костаная»

Материал

тестирования на определение уровня толерантности и уровня отношения к нравственным нормам

(8 класс)

подготовила

учитель самопознания

Тихон Валентина Николаевна

г. Костанай, 2014

Материал

тестирования на определение уровня толерантности и уровня отношения к нравственным нормам

Одной из главных задач учебного процесса самопознания является формирование основ нравственного поведения учащихся. В связи с этим в рамках преподавания курса «Самопознание» я использую ряд методик по изучению нравствен­ных отношений учащихся, затем провожу анализ их реализации в поведении подростков. Сделать это мож­но путем анализа тех или иных конкретных поступков, ис­пользуя наблюдение, анкетирование и различные виды ес­тественного эксперимента. Результаты проведенных диагностик станут основой для организации последующей коррекционной работы с учащимися.

Предлагаю вопросы теста «Терпимый ли вы человек?» и теста«Выбор» для учащихся 8 класса

Тест «Терпимый ли вы человек?»

Цель: определение терпимости, толерантности у подростков.

Инструкция: «Прислушиваетесь ли вы к чужому мнению? Относитесь ли вы к нему с уважением, терпимы ли вы? Перед вами тест, который, надеемся, хотя бы приблизительно поможет определить степень вашей терпимости. Но одно условие: отвечайте быстро, не задумываясь».

    Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?

А) да;

Б) нет.

    Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтёте?

А) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет

Б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

    Спокойно ли воспринимаете неприятную для вас новость?

А) да;

Б) нет.

    Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?

А) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует;

Б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

    Можете ли вы легко найти контакт с людьми, с иными, чем у вас, положением, обычаями?

А) мне трудно было бы это сделать;

Б) я не обращаю внимания на такие вещи.

    Как вы реагируете на шутку, объектом которой вы становитесь?

А) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

Б) даже если шутка и будет мне неприятна, то я постараюсь ответить в такой же манере.

    Согласны ли вы с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»?

А) да;

Б) нет.

    Вы приводите в компанию друга (подругу), который (-ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

А) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;

Б) я лишь радуюсь за него (нее).

    В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как вы реагируете?

А) уходите пораньше под благовидным предлогом;

Б) вступаете в спор.

А теперь подсчитайте очки, запишите по два очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а

Набранные баллы

В русском языке толерантность – это умение относиться без вражды к чужому мнению, характеру. Интолерантность – недопустимое, нетерпимое поведение; неприятие чужого мнения.

В контексте межличностного общения феномен толерантности может быть представлен как социальная установка. Он включает на эмоциональном уровне – позитивное отношение к партнеру; на поведенческом - терпимость; на когнитивном – наличие когнитивной составляющей «руководство социальными нормами общения и уважения партнера».

В Американском энциклопедическом словаре толерантность – способность или осуществление признания и уважения веры и убеждений других. Интолерантность – отвержение участия в чем-либо других, отличных от себя самого, особенно тех, у кого другая раса, этническая группа или социальный статус.

Тест «Выбор»

Цель: выявить отношение школьников к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам (от­ветственности, самокритичности, принципиальности, чут­кости, справедливости).

Ход эксперимента: учащимся предлагается выполнить сле­дующее задание.

Инструкция: «Как вы поступите в следующих ситуациях? Выберите ответ, который будет соответствовать вашему по­ступку, или допишите свой ответ».

1. Во время каникул, когда вы собирались поехать отдох­нуть, классный руководитель неожиданно попросил вас помочь привести в порядок учебный кабинет. Как вы посту­пите?

а) скажете, что согласны помочь, и отложите свой отъ­езд;

б) соберете ребят и вместе с ними сделаете всю работу за один день;

в) пообещаете выполнить работу после возвращения;

г) посоветуете привлечь на помощь того, кто остается в городе;

д) или...

2. Вам дали поручение, которое не совсем по душе, но его выполнение срочно необходимо коллективу. Как вы посту­пите?

а) добросовестно выполните порученное;

б) привлечете к выполнению поручения товарищей, чтобы не делать работу самому;

в) попросите дать вам другое, более интересное для вас поручение;

г) найдете отговорку для отказа;

д) или...

3. Вы случайно услышали, как группа ваших одноклассников высказывала справедливые, но неприятные замечания в ваш адрес. Как вы поступите?

а) постараетесь объяснить ребятам, чем были вызваны просчеты в вашем поведении;

б) переведете разговор в шутку, но постараетесь поско­рее исправить недостатки, о которых шла речь;

в) сделаете вид, что ничего не слышали;

г) укажете ребятам, что они сами не лучше вас, особен­но потому, что говорят о вас в ваше отсутствие;

д) или...

4. На пришкольном участке во время субботника у вас на руках образовались мозо­ли. Как вы поступите?

а) будете, превозмогая боль, выполнять норму, как все;

б) обратитесь к друзьям с просьбой помочь вам выполнить определенную работу;

в) попросите освободить вас от этой работы и перевести на другую;

г) оставите работу незаконченной и пойдете отдыхать;

д) или...

5. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого на ваших глазах. Как вы поступите?

а) потребуете от обидчика извинений в адрес пострадав­шего;

б) разберетесь в причинах конфликта и добьетесь его устранения;

в) выразите соболезнование тому, кого обидели;

г) сделаешь вид, что вас это не касается;

д) или...

6. Вы случайно, не желая того, нанесли небольшой ущерб или причинили зло другому человеку. Как вы поступите?

а) сделаете все возможное для устранения зла, ущерба;

б) извинитесь, объяснитесь пострадавшему, что не хотели этого;

в) постараетесь, чтобы никто не заметил нанесенного вами ущерба, сделаете вид, что вы не виноваты;

г) свалите вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват;

д)или

Обработка полученных данных: выбор ответа

Ответ «а» свидетель­ствует об активном, устойчиво-положительном отношении к соответствующим нравственным нормам.

Ответ «б» показы­вает, что это отношение хотя и активное, но недостаточно устойчивое (возможны компромиссы).

Если учащийся вы­брал в данной ситуации ответ «в» , то его отношение – пассив­ное и недостаточно устойчивое.

Наконец «г» , выбор последнего ответа – свидетельство отрицательного, неустойчивого от­ношения ребенка к нравственным нормам.

Список использованной литературы

Тест 1. «Насколько вы толерантны?»

Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.

  1. Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от придуманного вами плана, потому что точно такой же план уже предложили ваши друзья?

а) да;

б) нет.

  1. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочитаете?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

  1. Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости?

а) да;

б) нет.

  1. Вызывают ли у вас неприязнь люди, которые в общественных местах появляются в нетрезвом виде?

а) если они не переступают допустимых границ, вас это вообще не интересует;

б) вам всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.

  1. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, у которых другие обычаи, другое положение?

а) вам очень трудно было бы это сделать;

б) вы не обращаете внимания на такие вещи.

  1. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а) вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если даже шутка и будет вам неприятна, то вы постараетесь ответить в такой же шутливой манере.

  1. Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своем месте, делают не свое дело?

а) да;

б) нет.

  1. Вы приводите в компанию друга (подругу), который (ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

а) вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас;

б) вы лишь радуетесь за нее (него).

  1. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы?

а) уходите пораньше под благовидным предлогом;

б) вступаете в спор.

Подсчет очков.

Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.

Ключ к тесту

0-4 очка:

Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим. Чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. Имея такой, как у вас, характер, трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

6-12 очков:

Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. В то же время вы можете вести диалог и, если считаете нужным, менять свои убеждения. Но порой вы бываете излишне резки, проявляете неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», если можно победить и более достойно?

14-18 очков:

Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы их не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.

Дорогие ребята!

Ничего страшного, если у кого-то результаты получились не такими, каких вы ожидали.

Толерантное поведение можно выработать!

Понятие коммуникативной толерантности заключает в себе комплекс определенных особенностей поведения. Обычно считается, что человек толерантен в общении, если он понимает и принимает индивидуальность собеседника, оценивает его слова и действия не с позиций собственной личности, не категорично и не консервативно, не преследует дидактической цели в общении, умеет скрывать негативные эмоции, способен прощать чужие ошибки и терпимо относиться к проблемам других людей.

4 балла - высказывание в высшей степени верно по отношению к вам,
3 балла - справедливо почти всегда,
2 балла - справедливо в некоторой степени,
1 балл - абсолютно неверно.

1. «Меня раздражают медлительные люди».

2. «Я с трудом переношу общество беспокойных, суетливых людей».

3. «Мне сильно действуют на нервы шумные игры детей».

4. «Обычно меня подавляют яркие индивидуальности, в обществе таких людей я ощущаю свою несостоятельность».

5. «Абсолютно безупречных людей не бывает, и когда о человеке говорят, что он идеален, я отношусь к нему с подозрением».

6. «Я сильно нервничаю, когда собеседник меня не понимает».

7. «Слишком разговорчивые люди выводят меня из себя».

8. «Мне тягостно общество человека, если он не вызывает у меня интереса».

9. «Я чувствую себя крайне неуютно в компании человека, если его уровень знаний и культуры ниже, чем мой».

10. «Обычно мне очень сложно найти общий язык с человеком более высокого или низкого интеллектуального уровня».

11. «Внешний облик современной молодежи заставляет меня испытывать негативные эмоции».

12. «Терпеть не могу «новых русских»: в большинстве своем они имеют низкий культурный и интеллектуальный уровень».

13. «Я с презрением отношусь к представителям национальных меньшинств».

14. «Определенный тип представителей противоположного пола мне крайне несимпатичен».

15. «Меня раздражают некомпетентные деловые партнеры».

16. «Когда меня оскорбляют, я отвечаю тем же».

17. «Если человек вызывает у меня антипатию, я не могу этого скрыть».

18. «Не выношу людей, которые упорно настаивают на своей точке зрения».

19. «В людях меня раздражает самоуверенность».

20. «Я не могу удержаться от грубости, когда меня толкают в транспорте».

21. «Я люблю давать людям наставления».

22. «Невоспитанность окружающих выводит меня из себя».

23. «Я нередко замечаю, что пытаюсь перевоспитать собеседника».

24. «Я привык указывать людям на их ошибки».

25. «Среди близких я занимаю позицию лидера».

26. «Сталкиваясь в час пик в общественном транспорте с пенсионерами, я прихожу в ярость».

27. «Я никогда бы не смог(ла) жить в гостиничном номере с посторонним человеком».

28. «Я злюсь, когда собеседник пытается оспаривать мое мнение».

29. «Обычно мне трудно мириться с возражениями».

30. «Я не терплю людей, поступающих не так, как мне удобно».

31. «Я испытываю глубокое моральное удовлетворение, когда мои обидчики сталкиваются с неприятностями».

32. «Окружающие считают меня ворчливым(ой)».

33. «Если люди обижают меня, я запоминаю это надолго».

34. «Я не прощаю коллегам глупых розыгрышей».

35. «Если кто-либо из сотрудников оскорбит меня, я сильно обижусь даже в том случае, если он сделает это без злого умысла».

36. «Не терплю, когда люди обращаются ко мне со своими проблемами».

37. «Люди, которые рассказывают окружающим о своих болезнях, вызывают у меня чувство презрения».

38. «Обычно я всеми способами избегаю обсуждения чужих семейных проблем».

39. «Когда друзья начинают мне исповедоваться, я стараюсь их не слушать».

40. «В некоторых случаях мне доставляет удовольствие выводить людей из себя».

41. «Я не люблю уступать партнерам по бизнесу».

42. «Мне тяжело находить общий язык с людьми, если у них плохой характер».

43. «Мне сложно приспосабливаться к новым сотрудникам».

44. «Люди со странностями меня настораживают».

45. «В споре я отстаиваю свою позицию даже в том случае, если понимаю, что она заведомо неверна».

Результат

Если общее число баллов, поставленных против пунктов 1-15, составляет более 45, это означает, что вы не понимаете или не желаете принимать индивидуальности других людей. Возможно, вы просто никогда не задумывались о том, насколько все качества, присущие людям от рождения, усвоенные ими в процессе существования в обществе, отличаются от аналогичных составляющих вашей личности. Поведение и образ мыслей партнеров по коммуникации вы оцениваете исключительно с позиций своего эго. Сознательно или подсознательно вы не признаете их права на собственные суждения, поступки, предпочтения, привычки, потребности - иными словами, на индивидуальность. Вы пытаетесь навязать окружающим собственную личность, ограничить их внутренний мир тесными рамками своего «я». Вы даете людям категорически отрицательную оценку, если их поведение в чем-то не соответствует вашим представлениям о жизни. Вероятно, вам стоит попытаться понять, что каждый человек представляет собой уникальную, единственную в своем роде маленькую вселенную, и он вовсе не обязан подчиняться вашим жизненным установкам.

Подсчитайте сумму баллов по пунктам 16-20. Если полученное число находится в пределах от 15 до 20, это значит, что вы не умеете или не хотите скрывать негативные эмоции, возникающие при общении с людьми, которые вам неприятны. Существование в социуме делает неизбежным периодическое столкновение с индивидами, обладающими так называемыми некоммуникабельными качествами. Под этим психологи понимают определенные черты личности человека, способные вызвать у окружающих отрицательное отношение к нему. Так, принято говорить о некоммуникабельных типах внешности, некоммуникабельных манерах общения и др. Если человек склонен к проявлению неконтролируемых негативных эмоций по отношению к таким качествам собеседников, это свидетельствует о низком уровне его коммуникативной толерантности. В таком случае вам следует научиться скрывать или сглаживать свои чувства.

Если сумма баллов по пунктам 21-25 превышает 15, не исключено, что вам свойственно стремление к дидактизму. Вы постоянно пытаетесь перевоспитать собеседника, наставить его на путь истинный, делаете замечания по любому поводу, назидаете и поучаете. Как правило, такая манера поведения вызывает резкое неудовольствие у ваших партнеров по общению. И это не удивительно, ведь вы предпринимаете попытки изменить уже сформировавшуюся личность. Не стоит зря стараться, тем более что, в сущности, вы и сами далеко не безупречны.

Сумма баллов по высказываниям 26-30 - показатель того, что вы стремитесь сделать собеседника максимально удобным для себя, «отшлифовать» его личность таким образом, чтобы она полностью соответствовала вашей. Люди, которые не поддерживают вашу точку зрения, раздражают вас. Не забывайте о том, что жизненная позиция, которую вы занимаете, вовсе не является единственно допустимой. Каждый человек не в меньшей степени имеет право думать, говорить и поступать так, как он считает нужным.

Просуммировав баллы, поставленные против утверждений 31 -40, вы получите показатель терпимости к окружающим. Если результат равен 30-40, скорее всего, вы не умеете прощать людям их проступки независимо от того, сознательными или непреднамеренными они являются. Вы злопамятны, долго помните нанесенные обиды. Вам свойственна необоснованная подозрительность. В словах и действиях партнеров вы постоянно стремитесь обнаружить скрытое намерение причинить вам неприятности. Именно поэтому вы находитесь в таких напряженных отношениях с коллегами и знакомыми.

Наконец, совокупность баллов по последним 5 высказываниям позволяет оценить ваше умение адаптироваться к привычкам, потребностям, интересам, настроениям и образу мыслей других людей. Если эта сумма превышает 15, вы не очень хорошо приспосабливаетесь к своим партнерам. Вам трудно находить общий язык с окружающими, особенно если их личностные качества сильно отличаются от ваших. Вы полагаете, что намного удобней адаптировать собеседника к себе, подогнать его под свои мерки. Однако не забывайте о том, что хорошие взаимоотношения зависят от адаптационных способностей обеих сторон.

Если же общая сумма баллов по всем вопросам теста составляет менее 90, ваш уровень коммуникативной толерантности вполне приемлем.

1)Игра

В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.

  • Младший брат сломал твою игрушку.

1. Ты его прощаешь. 2. Ты ударяешь его.

  • Ты поссорился со своей сестрой.

1. Ты попытаешься объясниться с ней. 2. Ты обижаешься и мстишь.

  • С тобой поступают жестоко.

1. Ты отвечаешь тем же. 2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

  • Ты недоволен собой.

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает. 2. Ты все сваливаешь на других.

  • Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

1. Ты устраиваешь истерику. 2. Ты идешь с ними гулять.


2. Тестирование

У. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность. Снова нам нужны будут кружки красного цвета. Если вы выбираете ответ, в котором у меня отмечено красным кружком, вы тоже оставляете себе красный кружок.

1. Саша плохо одет...

  • Это неважно.
  • Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.

  • Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
  • Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь

3. На твоих глазах на кого-то нападают...

  • Ты пытаешься защитить его.
  • Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

4. Цвет кожи у Джека отличается от твоего...

  • Ты стремишься лучше узнать его.
  • Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".

5. Ты – мальчик, тебя ставят рядом с девочкой...

  • Ты говоришь, что все девочки – нули.
  • Ты разговариваешь с ней.

6. Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком...

  • Ты говоришь, что все мальчики – нули.
  • Ты разговариваешь с ним.

7. К тебе подходит ребенок-инвалид...

  • Ты естественным образом разговариваешь с ним.
  • Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.


Если у тебя 6 кружков, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 2 до 5 кружков, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.

У тебя менее 2 кружков: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!

Все мы знаем, как должны поступать в каждой ситуации. Но всегда ли правильно выбираем стиль поведения? Как стать более терпимым человеком, толерантным? Конечно, не у всех это сразу получится. Но этому можно научиться. Обратимся сначала к тем знаниям, которые у нас уже есть.