Болезни Военный билет Призыв

Теории формирования профессиональных предпочтений э берна. Сценарная теория. Теории профессионального развития

Практически все теории профессионального развития имеют своей целью предсказание следующего: направление профессионального выбора, построение карьерных планов, реальность профессиональных достижений, особенности профессионального поведения на работе, наличие удовлетворенности от профессионального труда, эффективность образовательного поведения личности, стабильность или смена рабочего места, профессии.

Рассмотрим некоторые направления, теории профессионального развития личности, в которых обсуждается сущность и детерминация профессиональных выборов и достижений.

Психодинамическое направление, имея своей теоретической основой работы З.Фрейда, обращается к решению вопросов детерминации профессионального выбора и удовлетворенности личности в профессии, исходя из признания определяющего влияния на всю последующую судьбу человека его раннего детского опыта. Профессиональный выбор и последующее профессиональное поведение человека объясняются как обусловленные рядом факторов: 1) структурой складывающихся в раннем детстве потребностей; 2) опытом ранней детской сексуальности; 3) сублимацией как общественно полезного смещения энергии основных влечений человека и как процесса защиты от заболеваний из-за фрустрации основных потребностей; 4) проявлением комплекса маскулинности (З.Фрейд, К. Хорни), "зависти к материнству" (К.Хорни), комплекса неполноценности (А.Адлер).

Сценарная теория, развиваемая с середины 50-х гг. американским психотерапевтом Э. Берном, объясняет процесс выбора профессии и профессионального поведения тем сценарием, который формируется в раннем детстве.

В сценарной теории утверждается, что сравнительно малое число людей достигает полной автономии в жизни; в важнейших аспектах жизни (брак, воспитание детей, выбор профессии и карьера, развод и даже способ смерти) люди руководствуются сценарием, т.е. программой поступательного развития, своеобразным жизненным планом, выработанным в раннем детстве (до 6-летнего возраста) под влиянием родителей и определяющим поведение человека.

Для того, чтобы "хорошие" карьерные сценарии действительно имели место, необходимо выполнение ряда условий: родители желают передать, а ребенок готов, предрасположен к принятию этого сценария; у ребенка должны быть развиты соответствующие сценарию способности и не противоречащие содержанию сценария жизненные события; оба родителя должны иметь собственные сценарии "победителей" (т.е. их собственные сценарии и антисценарии совпадают).

В структурном разделе сценарной теории дается объяснение содержанию профессиональных выборов в связи со строением личности субъекта и доминированием одного из состояний "Я" (Родителя, Взрослого, Ребенка). Для некоторых людей доминирующее состояние "Я" становится "главной характеристикой их профессии: священники - в основном Родители; диагносты - Взрослые; клоуны - Дети". Личность, ведущая себя как догматический Родитель - напряженно работающий и обладающий чувством долга человек, осуждающий, критикующий других и манипулирующий другими, как правило, выбирает профессии, связанные с реализацией власти над другими людьми (военные, домохозяйки, политики, президенты компаний, священнослужители). Личность, ведущая себя как постоянный Взрослый, беспристрастна, сосредоточена на фактах и логике, стремится обработать и классифицировать информацию в соответствии с предыдущим опытом. Такие личности выбирают профессии, где не надо иметь дело с людьми, где ценится абстрактное мышление (экономика, вычислительная техника, химия, физика, математика). Согласно теории профессионального развития Д. Съюпе-ра, индивидуальные профессиональные предпочтения и типы карьер можно рассматривать как попытки человека осуществлять Я-концепцию, представленную всеми теми утверждениями, которые личность желает сказать о себе. Все те утверждения, которые субъект может сказать относительно профессии, определяют его профессиональную Я-концепцию. Те характеристики, которые являются общими как для его общей Я-концепции, так и для его профессиональной Я-концепции, образуют словарь понятий, который может быть использован для предсказания профессионального выбора. Так, например, если субъект думает о себе как об активном, общительном, деловом и ярком человеке и если он думает о юристах в таких же понятиях, он может стать юристом.

Теория профессионального выбора американского исследователя Холланда, развиваемая с начала 70-х гг., выдвигает положение, что профессиональный выбор обусловлен тем, какой тип личности сформировался.

В западной культуре можно выделить б типов личности: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский, конвенциальный. Каждый тип - продукт типичного взаимодействия между многообразием культурных и личностных факторов, включая родителей, социальный класс, физическое окружение, наследственность. Из этого опыта личность выучивается предпочитать некоторые виды деятельности, которые могут стать сильными увлечениями, приведут к формированию определенных способностей, обусловят внутренний выбор определенной профессии:

1. Реалистический тип имеет следующие характеристики: честный, открытый, мужественный, материалистический, настойчивый, практичный, бережливый. Его основные ценности: конкретные вещи, деньги, сила, статус. Он предпочитает ясные, приказные по характеру работы, связанные с систематической манипуляцией с объектами, избегает преподавательской и терапевтической видов деятельности, связанных с социальными ситуациями. Он отдает предпочтение занятиям, требующим моторных навыков, ловкости, конкретности. В профессиональном выборе реалистического типа: сельское хозяйство (агроном, животновод, садовод), механика, техника, электротехника, мануальные работы.

2. Исследовательский тип имеет следующие характеристики: аналитический, осторожный, критический, интеллектуальный, интроверт, методичный, точный, рациональный, непритязательный, независимый, любопытный. Его основные ценности: наука. Он предпочитает исследовательские профессии и ситуации, связанные с систематическим наблюдением, творческими исследованиями биологических, физических, культурных феноменов для контроля и понимания этих феноменов. Избегает предпринимательских видов деятельности.

3. Социальный тип имеет следующие характеристики: лидерство, общительность, дружелюбие, понимающий, убеждающий, ответственный. Его основные ценности: социальные и этические. Он предпочитает деятельность, связанную с воздействием на других людей (учить, информировать, просвещать, развивать, лечить). Осознает себя как обладающего преподавательскими способностями, готового помочь, понять других. В профессиональном выборе у этого типа: педагогика, социальное обеспечение, медицина, клиническая психология, профконсультирование. Он решает проблемы, опираясь главным образом на эмоции, чувства, умение общаться.

4. Артистический (художественный, креативный) тип: эмоциональный, с богатым воображением, импульсивный, непрактичный, оригинальный, имеющий гибкость, независимость решения. Его основные ценности - эстетические качества. Он предпочитает свободные, несистематизированные виды деятельности, предпочитает занятия творческого характера - музицирование, живопись, литературное творчество. Вербальные способности преобладают над математическими. Избегает систематизированных точных видов деятельности, бизнеса, клерковских занятий. Осознает себя как экспрессивную, оригинальную и независимую личность. В профессиональном выборе - искусство, музыка, язык, драматургия.

5. Предпринимательский тип: рискованный, энергичный, властный, амбиозный, общительный, импульсивный, оптимистичный, ищущий удовольствий, любящий приключения. Его основные ценности - политические и экономические достижения. Предпринимательский тип предпочитает такие виды деятельности, которые позволяют манипулировать другими людьми для достижения организационных целей и экономических выгод. Избегает монотонной умственной работы, однозначных ситуаций, занятий, связанных с ручным трудом. Предпочитают задачи, связанные с руководством, статусом и властью. В профессиональном выборе: все виды предпринимательства.

6. Конвенциальный тип обладает следующими характеристиками: конформный, добросовестный, умелый, негибкий, сдержанный, послушный, практичный, склонный к порядку. Основные ценности - экономические достижения. Отдает предпочтение четко структурированным видам деятельности, в которых необходимо манипулировать с цифрами в соответствии с предписаниями и инструкциями. Подход к проблемам носит стереотипный, практический и конкретный характер. Спонтанность и оригинальность не присущи, более характерны консерватизм, зависимость. Предпочитаются профессии, связанные с канцелярией и расчетами: машинопись, бухгалтерия, экономика. Математические способности развиты больше вербальных. Это слабый руководитель, поскольку его решения зависят от окружающих его людей. В профессиональном выборе у конвенционального типа - банковская служба, статистика, программирование, экономика.

Каждый тип стремится окружить себя определенными людьми, объектами, нацелен на решение определенных проблем, т.е. создает соответствующую своему типу среду.

Теория компромисса с реальностью Гинзберга.

В своей теории Эли Гинзберг обращает особое внимание на тот факт, что выбор профессии - развивающийся процесс, все происходит не мгновенно, а в течение длительного периода. Этот процесс включает в себя серию "промежуточных решений", совокупность которых и приводит к окончательному решению. Каждое промежуточное решение важно, так как оно в дальнейшем ограничивает свободу выбора и возможность достижения новых целей. Гинзберг выделяет в процессе профессионального выбора три стадии:

1. Стадия фантазии продолжается у ребенка до 11-летнего возраста. В этот период дети воображают, кем они хотят быть, независимо от реальных потребностей, способностей, подготовки, возможности получить работу по данной специальности или иных реалистических соображений.

2. Гипотетическая стадия длится с 11- до 17-летнего возраста и подразделяется на 4 периода. В период интереса, с 11 до 12 лет, дети делают свой выбор, главным образом руководствуясь своими склонностями и интересами. Второй период способностей, с 13 до 14 лет, характеризуется тем, что подростки больше узнают о требованиях, предъявляемых данной профессией, приносимых ею материальных благах, а также о различных способах обучения и подготовки, и начинают думать о своих способностях применительно к требованиям той или иной профессии. В течение третьего периода, периода оценки, от 15 до 16 лет, молодые люди пытаются "примерить" те или иные профессии к собственным интересам и ценностям, сопоставляют предъявляемые данной профессией требования со своей ценностной ориентацией и реальными возможностями. Последний, четвертый период, - переходный (около 17 лет), в течение которого осуществляется переход от гипотетического подхода к выбору профессии к реалистическому, под давлением школы, сверстников, родителей, коллег и прочих обстоятельств на момент окончания среднего учебного заведения.

3. Реалистическая стадия (от 17 лет и старше) характеризуется тем, что подростки стараются принять окончательное решение - выбрать профессию. Эта стадия делится на период исследования (17-18 лет), когда прилагаются активные усилия для приобретения более глубоких знаний и понимания; период кристаллизации (между 19 и 21 годами), во время которого значительно сужается диапазон выбора и определяется основное направление будущей деятельности, и период специализации, когда общий выбор, например профессии физика, уточняется выбором конкретной узкой специализации.

У подростков из менее обеспеченных семей период кристаллизации наступает раньше. Первые два периода - фантазии и гипотетический - протекают одинаково у юношей и девушек, а переход к реализму наступает раньше у менее материально обеспеченных юношей, но планы девушек отличаются большой гибкостью и разнообразием. Исследования показывают, что точные возрастные границы периодов профессионального самоопределения трудно установить - существуют большие индивидуальные вариации: некоторые молодые люди определяются в выборе еще до окончания школы, к другим зрелость профессионального выбора приходит лишь к 30 годам. А некоторые продолжают менять профессии в течении всей жизни. Гинзберг признал, что выбор карьеры не заканчивается с выбором первой профессии и что некоторые люди меняют род профессий на протяжении всей трудовой деятельности. Причем представители малоимущих социальных групп, национальных меньшинств менее свободны в выборе профессии, чем выходцы из более обеспеченных социальных групп. Ряд людей вынуждены по социальным и прочим причинам менять свои профессии в течение всей жизни, но существует группа людей, которые самопроизвольно меняют профессии из-за особенностей личности или из-за того, что слишком ориентированы на удовольствия и это не позволяет пойти на необходимый компромисс.

Исследуя проблему, кто влияет на выбор профессии, следует рассмотреть множество факторов:

1 - влияние родителей, которые разными способами оказывают свое воздействие: прямое наследование профессии родителей, продолжение семейного бизнеса; родители оказывают влияние, обучая своей профессии; родители влияют на интересы и занятия детей с самого раннего возраста, поощряя или осуждая их интересы и увлечения, воздействуя своей семейной атмосферой; родители воздействуют своим примером; родители направляют, или ограничивают выбор своих детей, настаивая на продолжении или прекращении обучения, на определенной школе или вузе, определенной специализации (внутренние мотивы родителей могут быть при этом различны: неосознанное желание родителей осуществить свои профессиональные мечты через детей; неверие в возможности ребенка; материальные соображения; желание, чтобы ребенок достиг более высокого социального статуса и пр.); на выбор детей оказывает влияние также то, как родители оценивают тот или иной вид деятельности, определенные профессии. Когда уровень образования матери или профессиональный статус отца достаточно высоки, это способствует согласию детей с их мнением по поводу выбора профессии.

2 - влияние друзей и учителей. Фактически большинство молодых людей согласуют свои профессиональные планы и с родителями, и с друзьями (под влиянием друзей могут за компанию идти в то или иное учебное профессиональное учреждение). 39% опрошенных отмечают, что на их профессиональный выбор оказали влияние учителя в старших классах. Но влияние родителей сильнее, чем влияние учителей.

3 - полоролевые стетертипы. На выбор молодыми людьми специальности в значительной степени влияют ожидания общества по поводу того, какую работу должны осуществлять мужчины, а какую - женщины. Полоролевые стереотипы могут способствовать тому, что юноши проявляют больший интерес к научно-техническим дисциплинам, а девушки более склонны к сфере искусства или обслуживания.

4 - уровень умственных способностей. Важным фактором профессионального выбора являются умственные способности, уровень интеллекта молодого человека, который определяет его способность принимать решения. Многие юноши делают нереалистические выборы, мечтают о высокопрестижных профессиях, для которых у них нет необходимых данных. Способность человека достичь успеха в выбранной работе зависит от уровня его интеллекта. Ряд специалистов считают, что для каждой профессии существуют свои критические параметры интеллекта, поэтому люди с более низким интеллектом успешно справиться с данной профессией не смогут. Но высокий коэффициент интеллекта еще не гарантия профессионального успеха. Интерес, мотивация, другие способности и личные качества определяет его успех не в меньшей степени, чем интеллект. Различные профессии требуют специфических способностей. Наличие определенных способностей может оказаться решающим фактором для достижения быстрого успеха в избранной сфере деятельности, дает возможность получить хорошие результаты после соответствующего обучения и приобретения необходимого опыта.

5 - структура интересов человека. Интерес является еще одним важным фактором успеха в профессиональной деятельности. Исследования показывают, что чем более люди заинтересованы в выполняемой ими работе, тем лучше будут результаты их труда. Вероятность успеха при прочих равных условиях выше у тех из начинающих свою карьеру работников, чьи интересы в большей степени подобны интересам тех, кто уже добился призвания в данной области. На этом основано тестирование интереса к профессии: для предсказания успеха оценивается сходство групп интересов тестируемых с интересами людей, добившихся успеха в какой-либо области. С интересом к избранной области должны сочетаться и интеллект, и способности, и возможности, и другие факторы. Например, заинтересованность в той или иной деятельности еще не означает, что существуют вакансии, позволяющие ею заниматься, т.е. наличие интереса и свободных рабочих мест не всегда совпадают. В условиях рыночной экономики необходимо учитывать социально-экономический спрос на ту или иную профессшо, реальные возможности обучения и трудоустройства по данной профессии, ее материальную и социальную значимость. Чем выше социально-экономический статус обучаемых, тем более престижными профессиями они намереваются овладеть. Профессиональные устремления зависят как от социального статуса, так и от интеллектуальных способностей и школьной успеваемости молодого человека. Следует учесть, что и уровень взаимозависимости между интересом и пригодностью к той или иной профессии относительно невысок.

Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важнейшим прогностическим фактором профессиональной удовлетворенности. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности. Часто исследования профессиональных интересов студентов показывают, что у 70% учащихся доминирующие профессиональные интересы лежат вне сферы избранной и осваиваемой ими профессии. Совершенно очевидно, что это скажется не только на уровне профессионального обучения, но и впоследствии на эффективности профессиональной деятельности.

ВОЗРАЖЕHИЯ ПРОТИВ ТЕОРИИ СЦЕHАРИЕВ

Против теории сценариев выдвигается много возражений, причем каждое со своих особенных позиций. Чем лучше мы ответим на все сомнения, тем обоснованнее будет наше заключение о надежности сценарной теории.

Спиритуалистские возражения

Многие интуитивно чувствуют, что теория сценариев не может считаться правильной, ибо большинство выводов противоречат идее человека, как создания, обладающего свободой воли. Сама мысль о сценарии их отталкивает, ибо человек как бы сводится ею на уровень механизма, лишенного собственного жизненного порыва. Эти же люди и по тем же мотивам с трудом переносят психоаналитическую теорию, которая (безусловно, в крайней ее форме) может сводить человека к некой замкнутой системе регулирования энергии с несколькими четко определенными каналами входа и выхода и не оставляет места для божественного. В некотором смысле эти люди - потомки тех, кто так же судил о дарвинской теории естественного отбора, которая (согласно их представлениям) сводила жизненные процессы к механике и не оставляла простора для творчества матери-природы. Они же в свою очередь стали потомками церковников, осудивших Галилея за его, как им казалось, беспримерную наглость. И все же подобные возражения, исток которых - филантропическая забота о достоинстве человека, должны быть приняты во внимание. Ответ на них будет заключаться в следующем.

1. Структурный анализ отнюдь не претендует на то, чтобы ответить на все вопросы человеческой жизни. С его помощью можно формулировать суждения о некоторых аспектах наблюдаемого социального поведения, внутреннего переживания и пытаться свои суждения обосновывать. Структурный анализ не имеет дела, по крайней мере формально, с вопросами сущности человеческого бытия, он сознательно отказывается от формулирования концепции свободного Я, как не подлежащей изучению собственными средствами, и тем самым оставляет огромную область философам и поэтам.



Сценарная теория вовсе не считает, что все человеческое поведение управляется сценарием. Она оставляет место для автономии. Она лишь утверждает, что относительно мало людей достигают полной автономии, причем только в особенных обстоятельствах. Первое требование на пути предложенного метода - отделить кажущееся от подлинного. В этом и состоит его задача. Конечно, в сценарной теории цепи прямо называются цепями, но это воспринимают как оскорбление лишь те, кто любят свои цепи, или притворяются, что их не замечают.

Философские возражения

Сценарный анализ считает императивы родительскими указаниями, а целью многих существовании - исполнение этих указаний. Если философ говорит: "Я мыслю, следовательно, я существую", то сценарный аналитик вопрошает: "Да, но откуда ты узнаёшь, что мыслить?" Философ отвечает: "Да, но я говорю вовсе не об этом". Поскольку оба начинают с "да, но...", бывает трудно ждать пользы от подобного разговора. Hа самом деле это не так, что мы и попытаемся доказать.

1. Сценарный аналитик говорит: "Если вы перестанете мыслить, как внушали ваши родители, и начнете мыслить по-своему, вы будете мыслить лучше". Если философ возразит, что он уже мыслит по-своему, сценарный аналитик вынужден будет сказать ему, что это иллюзия, которую он не желает поддерживать. Философу это скорее всего не понравится, но сценарный аналитик обязан настаивать на том, что ему точно известно. Так что конфликт оказывается, как и в случае со спиритуализмом, конфликтом между тем, что _нравится_ философу, и тем, что _знает_ сценарный аналитик.

2. Когда сценарный аналитик говорит: "Цель большинства существовании- реализация родительских директив", экзистенциалист возражает: "Hо в том смысле, как я понимаю это слово, это вовсе не цель". Аналитику остается сказать: "Если найдете слово, более подходящее, сообщите его мне". Он может полагать, что данный индивид не может сам заняться поиском цели для себя, поскольку сосредоточен на исполнении родительских предписаний. Экзистенциалист говорит: "Моя проблема состоит в том, что делать с автономией, когда она достигнута". Возможный ответ сценарного аналитика: "Я этого не знаю. Hо мне известно, что одни люди менее несчастны, чем другие, потому что у них в жизни больше выбора".

Рациональные возражения

Рациональное возражение: "Вы говорите, что функция Взрослого состоит в принятии рациональных решений, что Взрослый имеется в каждом человеке. Почему же вы одновременно говорите о том, что все решения уже приняты Ребенком?" Вопрос серьезный. Hо ведь есть иерархия решений. Высший уровень - это решение о том, следовать или не следовать сценарию. Пока оно не принято, все прочие решения не в силах повлиять окончательно на судьбу индивида. Перечислим уровни иерархии.

Следовать или не следовать сценарию?

Если следовать сценарию, то какому? Если не следовать, то что

Делать взамен?

Постоянные решения: жениться или не жениться, иметь детей или нет,

Совершить самоубийство или убить кого-нибудь, уволиться с работы, быть

Уволенным или делать карьеру?

Решения, связанные с упорядочением дел: на ком жениться, сколько

Детей иметь и т.п.

Временные решения: когда жениться, когда рожать детей, когда

Уволиться и т.п.?

Решения, связанные с затратами: сколько денег дать жене, в какую

Школу записать ребенка и т.п.?

Сиюминутные решения: идти в гости или остаться дома, отшлепать сына

или отругать, заняться планами на завтра и т.д.

Решения на каждом уровне чаще всего определяются решениями, принятыми на более высоких уровнях. Проблемы каждого уровня относительно тривиальны по сравнению с проблемами более высоких уровней. Hо все уровни прямо работают на окончательный итог. Решения принимаются такие, чтобы достичь его с наибольшей эффективностью, причем неважно, предопределен ли он сценарием, или является результатом свободного выбора. Поэтому пока главное решение не принято, все прочие решения не рациональны, а рационализированы по второстепенным основаниям.

"Hо, - скажет наш противник-рационалист, - сценария-то нет". Поскольку он рационалист, он говорит это совсем не потому, что ему не нравится сценарная теория. Hо ему надо обязательно ответить. К тому же у нас есть возможность предъявить весьма сильные доказательства. Сначала мы спросим: "Прочел ли он эту книгу (имеется в виду та, которую Вы держите в руках) внимательно?" А затем предъявим наши аргументы, которые могут его убедить или не убедить.

Предположим, что сценария нет. В этом случае: а) люди не слышат "голосов", предписывающих, что им делать, а если и слышат, то действуют, не принимая их во внимание, поступают как бы "назло" им; б) люди, которым предписания указывают, что им делать (это чаще всего люди, выросшие в приютах или детских домах), столь же уверены в себе, сколь и люди, воспитанные в своем родном доме; в) люди, пользующиеся наркотиками, алкоголем, напивающиеся до тяжелого, нечеловеческого состояния, отнюдь не чувствуют, что какая-то неподконтрольная внутренняя сила толкает их навстречу безжалостной судьбе. Hаоборот, они совершают каждый такой акт в результате автономного рационального решения.

Теории профессионального развития

Практически все теории профессионального развития имеют своей целью предсказание следующего: направление профессионального выбора, построение карьерных планов, реальность профессиональных достижений, особенности профессионального поведения на работе, наличие удовлетворенности от профессионального труда, эффективность образовательного поведения личности, стабильность или смена рабочего места.
Рассмотрим некоторые направления, теории профессионального развития личности, в которых обсуждается сущность и детерминация профессиональных выборов и достижений.

Психодинамическое направление, имея своей теоретической основой работы З.Фрейда, обращается к решению вопросов детерминации профессионального выбора и удовлетворенности личности в профессии, исходя из признания определяющего влияния на всю последующую судьбу человека его раннего детского опыта. Профессиональный выбор и последующее профессиональное поведение человека объясняются как обусловленные рядом факторов: 1) структурой складывающихся в раннем детстве потребностей; 2) опытом ранней детской сексуальности; 3) сублимацией как общественно полезного смещения энергии основных влечений человека и как процесса защиты от заболеваний из-за фрустрации основных потребностей; 4) проявлением комплекса маскулинности (З.Фрейд, К. Хорни), "зависти к материнству" (К.Хорни), комплекса неполноценности (А.Адлер). [ http://it-med.ru]

Сценарная теория, развиваемая с середины 50-х гг. американским психотерапевтом Э. Берном, объясняет процесс выбора профессии и профессионального поведения тем сценарием, который формируется в раннем детстве. [ http://knowledge.allbest.ru]

В сценарной теории утверждается, что сравнительно малое число людей достигает полной автономии в жизни. В важнейших аспектах жизни (брак, воспитание детей, выбор профессии и карьера, развод и даже способ смерти) люди руководствуются сценарием, т.е. программой поступательного развития, своеобразным жизненным планом, выработанным в раннем детстве (до 6-летнего возраста) под влиянием родителей и определяющим поведение человека.
Для того, чтобы "хорошие" карьерные сценарии действительно имели место, необходимо выполнение ряда условий: родители желают передать, а ребенок готов, предрасположен к принятию этого сценария; у ребенка должны быть развиты соответствующие сценарию способности и не противоречащие содержанию сценария жизненные события; оба родителя должны иметь собственные сценарии "победителей" (т.е. их собственные сценарии и антисценарии совпадают).

В структурном разделе сценарной теории дается объяснение содержанию профессиональных выборов в связи со строением личности субъекта и доминированием одного из состояний "Я" (Родителя, Взрослого, Ребенка). Для некоторых людей доминирующее состояние "Я" становится "главной характеристикой их профессии: священники - в основном Родители; диагносты - Взрослые; клоуны - Дети". Личность, ведущая себя как догматический Родитель - напряженно работающий и обладающий чувством долга человек, осуждающий, критикующий других и манипулирующий другими, как правило, выбирает профессии, связанные с реализацией власти над другими людьми (военные, домохозяйки, политики, президенты компаний, священнослужители). Личность, ведущая себя как постоянный Взрослый, беспристрастна, сосредоточена на фактах и логике, стремится обработать и классифицировать информацию в соответствии с предыдущим опытом. Такие личности выбирают профессии, где не надо иметь дело с людьми, где ценится абстрактное мышление (экономика, вычислительная техника, химия, физика, математика).

Выбор профессии – это непростое решение, которое открывает человеку путь во взрослую жизнь. Один из известнейших психологов ХХ столетия Альфред Адлер отмечает, что это одна из трех жизненно важных проблем: существование в обществе, вопрос профессиональной деятельности, вопрос любви и брака .

Альфред Адлер
(1870-1937)

Зачастую, решение по выбору профессии принимается, исходя из социальных, семейных, личностных, финансовых и других аспектов жизни. Тем не менее, с психоаналитической точки зрения профессия может быть представлена как один из способов сублимации, то есть социально желательного выражения энергии либидо.

В целом, вся концепция психоанализа основана на идее энергии, которая у разных авторов приобретает разные оттенки (у Фрейда – это сексуальная энергия, у Юнга – жизненная энергия, а у Адлера – энергия компенсации чувства неполноценности).

Возвращаясь к идее выбора профессии, путь, который избрал человек, начинает проявляться ещё в детстве, прежде всего в играх и подражании взрослым, где уже можно увидеть склонности к той или иной профессиональной деятельности, которая является воплощением свойственных ребенку природных потребностей или влечений.

Так, например, один ребенок будет пытаться помочь всем вокруг, а другой – наоборот, будет избегать общения. Все эти особенности и есть проявления жизненного стиля, который формируется очень рано (в возрасте пяти лет) и, в дальнейшем, существенным образом не изменяется (следуя теории Адлера). Это не означает, что работать над собой не нужно, но при этом нужно учитывать свои индивидуальные особенности.

Также, одной из «дочерних» теорий психоанализа является сценарная концепция Эрика Берна , суть которой в том, что выбор профессии происходит по сценарию, который транслируется ребенку родителями, а также зависит от жизненной позиции самого ребенка.

Сам термин «жизненная позиция» знакомит нас с ещё одной теорией этого же автора – трансакционным анализом (от лат. transactio – соглашение, договор). Данные теории тесно связаны, потому что используют одни и те же понятия и созданы одним автором.

Итак, трансакционный анализ описывает типичные ситуации взаимодействия людей в социуме и быту, используя при этом такие жизненные позиции (если обозначенные черты постоянно присущи человеку) или состояния Эго (если позиция ситуативная) как Родитель, Взрослый и Ребенок.

Например, жизненная позиция «Родитель» подразумевает ответственность, серьёзность и взвешенность в решениях, а Эго-состояние «Родитель» – наличие определённого опыта и соответствующих черт только в конкретной ситуации или контексте.

Позиция «Ребенок» подразумевает определённый инфантилизм и ожидание активных действий от других, неспособность взять на себя ответственность, оправдание собственной вины и т.д. А позиция «Взрослого», наоборот, направлена к реальности, но не имеет того покровительского оттенка, как у «Родителя», характеризуется социальной зрелостью и способностью к принятию адекватных решений.

Другим важным элементом трансакционного анализа являются сами трансакции, то есть взаимодействия разных ситуативных Эго-состояний. Трансакции могут быть: дополняющими (партнёры по общению адекватно воспринимают роли друг друга, подстраиваясь друг к другу и не требуя изменения поведения партнёра), пересекающимися (потенциально конфликтные трансакции, так как партнёры не воспринимают роли друг друга или же не хотят принимать навязанную партнёром позицию), скрытыми (со стороны взаимодействие партнёров выглядит иначе, чем оно воспринимается самими участниками коммуникативного процесса; то есть такие трансакции имеют явный и скрытый уровни, при этом скрытый осознается только партнёрами по общению).

Однако, данная информация полезна, скорее, в повседневной жизни, нежели при выборе профессии, но это тоже не менее интересная часть теории Э. Берна.

Возвращаясь к вопросу выбора профессии и сценарной теории , обозначим, что можно рассматривать роли Родителя, Ребёнка и Взрослого не как ситуативные, а как стилевые, стабильно присущие человеку.

В таком случае они могут существенно повлиять на выбор профессии, потому как человек, зная свои индивидуальные особенности, создает «Я-образ» (собственное представление о себе), который должен совпадать с аналогичным образом выбранной профессии. Последний также создан самим человеком на основании знаний о профессии и стереотипов, потому он не всегда может быть адекватен реальности (но это уже другой вопрос).

Тем не менее, если эти образы не совпадают, то человек не будет чувствовать себя комфортно «в роли» профессионала и в профессиональной среде в целом. Это может спровоцировать в человеке внутренний конфликт. Но тогда возникает вопрос: почему он избрал эту профессию? Ответ скрыт в сценарной теории .

Мюриэл Джеймс (Muriel James) и
Дороти Джонгвард (Dorothy Jongeward)

Как утверждают Мюриэл Джеймс и Дороти Джонгвард , комментарии родителей по типу: «Из тебя выйдет хороший доктор», «Ты просто прирождённая актриса», «Не быть тебе певцом» – это профессиональные сценарии , которые приписываются родителями ребёнку или могут транслироваться другими значимыми людьми.

Однако, иногда такие сценарии являются деструктивными («Ты никогда не найдёшь себе работу»), тогда у человека могут возникнуть проблемы в профессиональной сфере. Здесь на помощь приходят контрсценарии , которые человек может построить с психологом или терапевтом, или же создать самостоятельно.

Контрсценарии – это «кнопки перезапуска жизни», которые дают возможность совершить то, что «запретили» своим сценарием родители, то есть, изменить подаренный ими в детстве сценарий.

Это было небольшое ознакомление с психоаналитическими теориями, а теперь поразмыслим о том, как именно наши собственные склонности, способности и нужды вместе со сценариями родителей синтезируются в окончательный выбор профессии? Ведь каждая теория стремится выделить и объяснить какой-то один аспект жизни, тогда как в реальности все элементы объединены в систему, где взаимодействуют друг с другом.

При этом влияние внешних факторов, очевидно, можно рассматривать только сквозь призму восприятия самого человека: для одного большой спрос на профессию юриста – это позитив, тогда как для другого – это негатив, так как присутствует конкуренция, или же это один из факторов влияния со стороны родителей-юристов, в то время как ребёнок стремится получить совершенно другую профессию.


Таким образом, с одной стороны, существуют собственные влечения и устремления человека, а с другой – сценарии его родителей. В идеальной ситуации эти две составляющие совпадают. Возможно, вам приходилось встречать книгу Дэвида Вейса «Возвышенное и земное» , где рассказана история жизни Моцарта.

В этом случае стремления родителей, врождённые способности, наличие возможностей развития и уникальная любовь маленького ребенка к музыке соединились в единое целое и создали гения мирового масштаба, человека, о котором известно каждому – Вольфганга Амадея Моцарта .

Действительно, очень редко бывают случаи, когда факторы выбора профессии составляют такой совершенный пазл, но даже здесь есть своё несовершенство: последние годы жизни известный всему миру композитор провёл в бедности и нужде. Но это уже другая сторона профессии.

Конечно, есть и те, кто скажут: даже если все факторы сойдутся, всё равно далеко не каждый человек станет Моцартом в своём деле. Действительно, кроме собственного желания и одобрения родителями профессионального выбора, необходимо иметь незаурядные способности.

Именно поэтому важно наблюдать за собой и прислушиваться к точке зрения окружающих, чтобы вовремя заметить собственные способности и начать развивать их. А при условии достаточной поддержки родителей ребёнок может достичь такого уровня мотивации, что она компенсирует даже недостаток способностей.

Реклама фильма
Роберта Земекиса «Форрест Гамп»

Примером тому является известный фильм Роберта Земекиса «Форрест Гамп», где мать всегда поддерживала своего сына и, не смотря на диагноз лёгкой умственной отсталости, говорила ему: «Ты абсолютно нормальный! И ты не хуже других детей!». То есть, сценарий матери «Я смогу это!» сопровождал Форреста всю жизнь. Он не боялся новых видов деятельности и, почти во всём, достигал успеха (настольный теннис, рыбный промысел, армия…). Эта история и сегодня вдохновляет многих людей.

Если же собственные интересы не совпадают с родительским сценарием (или планами родителей относительно будущей профессии ребёнка), то тогда человек должен идти на компромисс и делать непростой выбор, который позднее может стать причиной внешнего или внутреннего конфликта (в таком случае смотрите рекомендации ниже).

Но вернёмся к основному вопросу: сценарий, который транслируют нам родители, наша жизненная позиция, способности, образ профессии – какая из этих составляющих является определяющей? По правде говоря, можно долго теоретизировать и строить гипотезы, но реальная жизнь, так или иначе, соединяет в себе все эти факторы, поэтому для каждой конкретной ситуации необходим свой особенный подход.

1) Обратите внимание на собственные способности и интересы : что вам удаётся лучше всего? Что вас интересует настолько, что вы готовы работать над этим день и ночь? Ведь только внутренняя мотивация может компенсировать недостаток способностей, а вот одни лишь способности не «пробудят» желания работать до седьмого пота (поэтому приоритет лучше отдавать именно тому, что интересует).

2) Вспомните родительский сценарий относительно вашей профессиональной жизни; если есть потребность в его коррекции, ознакомьтесь с соответствующей литературой (см. ниже) или обратитесь к психологу.

3) Создайте мысленный образ профессионала (той сферы деятельности, где вы хотели бы работать) и сравните с собственной личностью. В случае выявления значительных несовпадений, проанализируйте возможности самосовершенствования или изменения выбора.

4) Поинтересуйтесь ситуацией на рынке труда: возможно сейчас актуальны такие профессии, о которых вы даже не слышали, а узнав о них больше, вы сможете сделать правильный выбор.

5) Обратитесь за помощью к профориентатору – человеку, который поможет в выборе профессии, или к психологу (если проблема состоит в отношении родителей к вашему выбору).

Литература:
1. Адлер А. Наука жить. – К.: 1997. – 288 с.
2. Вэйс Д. Возвышенное и земное. - М.: Лампада, 1992. – 736 с.
3. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями: Пер. с англ./Общ. ред. и послесл. Л.А. Петровской. – М.: "Прогресс", 1993. – 336 с.

Алина Бахвалова , студентка магистратуры факультета психологии КНУ имени Тараса Шевченко