Болезни Военный билет Призыв

Тему отрывка смерть аксиньи. Сочинение на тему смерть аксиньи в романе тихий дон, шолохов читать бесплатно

Вступление

Образ Аксиньи в романе «Тихий Дон» Шолохова является одним из центральных. Её непростые отношения с Григорием Мелеховым, развивающиеся на фоне судьбоносных исторических событий, красной нитью пронизывают всё произведение. В «Тихом Доне» образ Аксиньи позволяет читателю постичь всю глубину переживаний женщины, для которой любовь становится, одновременно, благом и проклятием.

Описание Аксиньи

Подробного описания Аксиньи в романе «Тихий дон» нигде не встречается. Но, автор акцентирует внимание читателя на отдельных деталях её внешности, благодаря которым складывается представление об облике героини в целом.

С первых глав романа перед нами предстаёт женщина замечательной красоты. Полное тело, крутая спина, налитые плечи, чёрные вьющиеся волосы и руки, огрубевшие от работы. Именно так выглядит классическая казачка начала века. Такой видел Шолохов и свою героиню.

Особое внимание привлекают глубокие чёрные глаза и полные губы Аксиньи. Они сводят с ума Григория, о них чаще всего говорит и автор. Красота Аксиньи дикая, манящая, даже «бесстыдная», по словам писателя, вызывает зависть у соседок.

С течением времени внешность героини меняется. Когда Аксинья вновь встречается с Григорием, она всё ещё красива, но «осень жизни» уже наложила отпечаток на её облик. В волосах появились серебряные нити, потемнела кожа. Глаза, жгучие и сияющие в молодости, теперь источают усталость. Шолохов проводит параллель между отцветшим ландышем и увядающей женщиной, оплакивающей свою жизнь.

Надо сказать, что каждая встреча с Григорием отражается на внешности Аксиньи. Счастье от обладания возлюбленным преображает героиню, делает её более статной, оживляет черты её лица, весь мир кажется ей «ликующим и светлым».

Характеристика Аксиньи

Аксинья создана для любви и семейного счастья. Она мечтает о счастливом замужестве, о рождении детей. Аксинья живёт традициями, испокон веку сложившимися в хуторе. Подчиняясь воле матери, выходит замуж, терпит побои и унижения от мужа, не смеет противоречить свекрови. Но, покладистый нрав Аксиньи обманчив. В душе её спят страсть и сила, которые просыпаются вместе с чувством к Григорию.

Характеристика Аксиньи в «Тихом Доне» неоднозначна. С одной стороны, женщина способна на безграничную нежность к возлюбленному и детям. Находит для них самые ласковые слова. Заменяет ребятам мать после смерти Натальи. С другой стороны, она имеет силы отстаивать свою любовь. Так, Аксинья даёт отпор Пантелею Прокофьевичу, пришедшему укорять её за связь с сыном. Открыто признаётся Степану в связи с Григорием, не боясь неизбежной расправы. Готова оставить дом и хозяйство, чтобы находиться рядом с возлюбленным.

Жизнь без любимого не имеет смысла для эмоциональной, способной на самопожертвование и глубокую преданность Аксиньи. Она, невзирая на опасность, следует за ним повсюду в погоне «за призрачным счастьем».

Её слова: «Везде пойду за тобой, хоть на смерть», – оказываются пророческими. Любовь даёт ей силы жить, она же приводит героиню к трагической гибели.

Судьба Аксиньи

Судьба Аксиньи складывается трагично изначально. Когда героине было 16 лет, над ней надругался собственный отец. За это преступление его убивают мать и брат девушки. Это событие предопределило дальнейшую жизнь героини. Аксинья выходит замуж за Степана Астахова, но жизнь с мужем не складывается. После первой брачной ночи Степан избивает Аксинью, пьёт и изменяет ей. Героиня надеется, что рождение ребёнка изменит их отношения. Но малыш вскоре умирает.

Аксинье, как Катерине Островского, необходима любовь. И она находит её в объятиях Григория Мелехова. Неизведанное чувство настолько захватывает героиню, что ей становятся безразличны последствия этой связи. Она понимает: муж может её убить, но даже возможная смерть не может удержать Аксинью от встреч с Григорием.

Узнав о предстоящей женитьбе возлюбленного, женщина пытается забыть его. Старается примириться с мужем и даже проводит «отворотный» обряд с помощью хуторской знахарки. Но, случайная встреча вновь сводит Аксинью с Григорием. Она решается бросить дом и вместе с любимым уходит работать в Ягодное, имение Листницких.

Казалось бы, счастье, наконец, улыбнулось женщине. Любимый живёт вместе с ней, у них рождается дочь. Но судьба вновь жестоко обошлась с Аксиньей. Григорий уходит на фронт, а дочь умирает от скарлатины. Героиня опять остаётся одна. Рядом с ней нет никого, кто оказал бы ей моральную поддержку, утешил в горе. Безысходность толкает Аксинью в объятия Евгения Листницкого, который давно оказывал ей знаки внимания. Григорий не может понять причины, которая подтолкнула Аксинью к измене, и покидает её. Героиня возвращается к Степану и постепенно угасает, живя по инерции рядом с нелюбимым человеком.

Только обретение Григория вновь возвращает женщину к жизни. Она надеется, наконец, познать семейное счастье. Григорий приходит к ней вместе с детьми, и она всеми силами старается заменить им погибшую жену Мелехова, Наталью. Но обстоятельства вновь разлучают влюблённых, разрушают их мечты о спокойной жизни. Аксинья, надеясь на лучшую долю, принимает предложение Григория отправиться на Кубань. Но эта поездка оказывается последней в жизни женщины. Случайная пуля обрывает её жизнь.

Заключение

Аксинья в «Тихом Доне» – персонаж с трагической судьбой. Почему Шолохов убивает свою героиню? Могла ли её жизнь сложиться иначе? Аксинья ищет покой, но жизненные обстоятельства не позволяют ей обрести его. Григорий, ставший смыслом её жизни, оказался изгоем при новой власти. Он вынужден скитаться. Какая жизнь могла бы ожидать женщину рядом с ним? Лишения вдали от дома и полюбившихся ей детей. Как и герои Булгакова, видимо, только в смерти Аксинья могла, наконец, успокоиться.

Тест по произведению

Я зараз все знаю… Ну, не за разлуку! За здоровье дорого гостя, Григория Пантелеевича.

«- Слыхал, будто с панским сыном… Правда?

Живу теперь с ним. Верно».

Щеки Аксиньи жгучие, до слез, проступивших под веками отягощенных стыдом глаз, крыла кровь.

И почему-то за этот короткий миг… вспомнилось Аксинье молодость и вся ее долгая жизнь. Что ж, стара, видно, стала Аксинья… Станет ли женщина смолоду плакать оттого, что за сердце схватит случайное воспоминание?» Писатель создает глубоко психологический образ постаревшей героини. В описании гибнувшего цветка («листья его умирали, чашечек коснулся смертельный тлен») есть указание на трагическое будущее Аксиньи.

Внутренне богатство Аксиньи Михаил Александрович выражает при помощи сравнений, сопоставлений с природой. При помощи таких сопоставлений он передает не только прекрасное в образе, но и изменения, происходящие с героиней.

Но и эта, последняя, попытка Аксиньи наконец-то обрести счастье обернулась для нее гибелью. Вдали от хутора нашла она свое пристанище. Образ этой героини изумителен в своем драматизме, прямоте и страстности чувства.

Всякий раз при мысли о нем, при встрече с ним она словно бы загорается. Вот Аксинья увидела Григория, и «жаром осыпала кровь виски». В лесу, при Петре и Аникушке, она останавливает Мелехова, недавно женившегося, отзывает в сторону. «Стыд и радость выжигали ей щеки, сушили губы». Или вот другой раз она встретилась с ним, осыпая его поцелуями, «у нее на щеках все сильнее проступал полыхающий жаром румянец, и словно синим дымком заволакивались зрачки» Постаревшая Аксинья после возвращения Григория из Красной армии глядит в зеркало и с удивлением видит свой «молодые, с огоньком глаза». Счастье встречи с любимым так велико, что оно как – будто возвращает ей молодость. Сравнение с огнем, «полымем» отражает всю силу неостывающей любви к Григорию.

Так постаревшая, много выстрадавшая героиня сравнивается с увядшим, но еще прекрасным ландышем. Аксинья присела отдохнуть под кустом боярышника и «уловила томительный и сладостный аромат ландыша. Пошарив рукой, она нашла его. Он рос тут же, под непроницаемо-тенистым кустом. Широкие, некогда зеленые листья все еще ревниво берегли от солнца низкорослый горбатенький стебелек, увенчанный снежно-белыми поникшими чашечками цветов. Но умирали покрытые росой и желтой ржавчиной листья, да и самого цветка уже коснулся смертельный тлен: две нижних чашечки сморщились и почернели, лишь верхушка – вся в искрящихся слезинках росы – вдруг вспыхнула под солнцем слепящей пленительной белизны.

Ничего в мире не хотела видеть Аксинья кроме своего любимого, из-за него жила всегда в страшном напряжении и волнении, никогда не задумываясь над тем, на чьей стороне он воевал. По первому его зову могла расстаться с чем и кем угодно, лишь бы быть рядом с ним. И в последний раз, когда он ночью пришел за ней, она без колебаний и даже с радостью собралась и пошла, сама не зная куда. На вопрос Григория: «Ну? Едешь? – она отвечает: «А как бы ты думал?… Сладко мне одной? Поеду, Гришенька, родненький мой! Пеши пойду, поползу следом за тобой, а одна больше не останусь! Нет мне без тебя жизни… Лучше убей, но не бросай опять!» Видя ее опухшие от слез но сияющие счастьем глаза, Григорий, усмехаясь, подумал: «Собралась и пошла, как-будто в гости… Ничего ее не страшит, вот молодец баба…»

Вот Аксинья встречает Григория у Дона. Это была их первая встреча после возвращения Степана из лагеря. На спине Мелехова «трепыхается клочек свежепорванной грязной рубахи, желтел смуглый треугольник оголенного тела. Аксинья целовала глазами этот крохотный, когда-то ей принадлежавшей кусочек любимого тела; слезы падали на улыбавшиеся, побледневшие губы». Она ласкает след от ноги своего любимого. Не каждая женщина способна на такие проявления любви!

Героиня меняется не только внешне, меняется ее внутренний мир. Любовь ее вырастает, становится человечнее, страсть, владевшая героиней, со временим соединяется с материнской нежностью: «Аксинья испытыва

/ / / Смерть Аксиньи (анализ эпизода из романа Шолохова «Тихий Дон»)

Является одной из главных героинь романа М.А. Шолохова «Тихий Дон». На протяжении всего романа читатель может наблюдать за ее тяжкой судьбой, за теми испытаниями, которые довелось выдержать этой милой и хрупкой девушке.

Параллельно с любовным эпизодом, в котором участвует Аксинья и казак Григорий, Шолохов развивает и тему войны, которая охватила русские земли. Действия романа собирают в себе события на протяжении десяти лет. С 1912 по 1921 год России пришлось пережить и первую мировую, и гражданскую войну. Именно все эти события неразрывно связаны с судьбами главных героев.

Социально–исторические эпизоды романа всячески связаны с природно-календарными явлениями. Поэтому, читатель может наблюдать за существованием и бытом простого человека, за жизнью казачества, за природными явлениями, а также их цикличностью.

Одним из самых трагичных событий в тексте романа является смерть Аксиньи. Такое происшествие становится самым сильным ударом для Григория Мелехова. За его плечами годы скитаний, непонимания и растерянности. Он возвращается в родные края и зовет любимую с собой. Он пытается убежать вместе с Аксиньей на юг, мечтает о простой жизни, о семье, о детях. Однако такой мечте не осуществиться. Переходя вражеский лес, за влюбленными начинается погоня, во время которой Аксинью смертельно ранят.

Вначале Григорий не мог понять, что случилось. Он хрипло обращался к Аксинье. Однако она ничего не отвечала, а только лишь сильнее и сильнее наваливалась на руку Мелехова. Куски рубахи, которыми Григорий пытался закрыть рану Аксинье, быстро намокали. Кровь стекала из ее приоткрытого рта. Вместе с любимой, умирала и душа казака.

В ее гибель невозможно поверить. Только совсем недавно читатель наблюдал за радостным воссоединением родных сердец, за теми планами, которые строили возлюбленные. Григорий чувствовал покой и тишину, находясь рядом с Аксиньей, а девушка будь-то расцвела и помолодела возле родного мужчины.

После случившегося, не сразу может подняться. Словно неведомая сила толкала и пинала его. Попятившись назад, он стал рыть могилу для Аксинье. Похоронил Григорий свою Ксюшу при утреннем свете. Он чувствовал, что расстается с ней ненадолго. Ведь смысл жизни казака потерян. Несмотря на яркий и теплый день, который стоял в это время, Григорий не чувствовал ничего, мир окрасился с черные тона.

Однако М. А. Шолохов старается описать летний пейзаж как можно ярче и красочнее. Красота окружающей природы, которая излучала жизнь, была противопоставлена той трагедии, которая случилась на пути главного героя. Автор романа подчеркивает то, что, несмотря ни на какие события, глупости и ошибки людей, жизнь будет продолжаться и расцветать вновь и вновь.

Роман-эпопею М.А. Шолохова «Тихий Дон» по масштабности охвата действительности, художественному мастерству литературная критика ставит в один ряд с «Войной и миром» Л.Н. Толстого. А.Н. Толстой писал: «В «Тихом Доне» он [Шолохов] развернул эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского казачества. Но это не ограничивает большую тему романа. «Тихий Дон» по языку, сердечности, человечности, пластичности, - произведение общерусское, национальное, народное». Роман охватывает период великих исторических потрясений в России, их отражение в судьбах русских людей. Поэтому так много внимания автор уделяет образам отдельных персонажей, развитию их чувств, переживаний, зачастую окрашенных в трагические тона.

С большой силой таланта написана Шолоховым сцена гибели Аксиньи. В своем последнем отчаянном порыве стать на другой жизненный путь Григорий Мелехов бежит из банды, забирая из хутора любимую женщину. Поздней ночью они покинули Сухой Лог. Описывается полночное безмолвное царство в хуторе: «Не верил он [Григорий] этой тишине...». Случилось го, чего больше всего боялся Григорий. На краю хутора героев встречают четверо человек из продотряда: «Томительные секунды длилась тишина, а потом громом ударил неровный раскатистый залп, вспышки огня пронизали темноту». Догнав аксиньеного коня, Григорий увидел, что «Аксинья натягивала поводья и, запрокидываясь, валилась набок...

Тебя ранило?! Куда попало?! Говори же! - хрипло спросил Г ригорий...

Но ни слова, ни стона не услышал он от безмолвной Аксиньи».

«Пуля вошла Аксинье в левую лопатку, раздробила кость и наискось вышла под правою ключицей». Это было смертельное ранение. «Григорий, мертвея от ужаса, понял, что все кончено...», понял, что случилось самое страшное в его жизни.

Картина смерти женщины потрясает читателя, автор не боится натурализма в ее описании: «Клочья рубашки и бинт быстро чернели, промокали насквозь. Кровь текла также из полуоткрытого рта Аксиньи, клокотала и булькала в горле... Безвольно опущенная голова ее лежала у него на плече. Он слышал свистящее, захлебывающееся дыхание Аксиньи и чувствовал, как теплая кровь покидает ее теле и льется изо рта ему на грудь... Аксинья умерла... незадолго до рассвета. Сознанье к ней так и не вернулось. Он молча поцеловал ее в холодные и соленые от крови губы...»

Эпизод гибели Аксиньи отбросит свет на всю последующую жизнь главного героя. Со смертью любимой Григорий утратил «и разум и былую смелость». Шолохов с огромным психологизмом показывает нам, как несчастье сломало человека: «неведомая сила покинула его», и он «упал навзничь, но тотчас же испуганно вскочил на ноги. И еще раз упал, больно ударившись обнаженной головой о камень». Символично, что гак и не смог подняться герой. Стоя на коленях, он как-то механически копает шашкой могилу Аксинье. Его давит удушье, «чтобы легче было дышать, он разорвал на груди рубаху». Такие детали не просто придают достоверность изображаемому, но заставляют читателя пережить вместе с героем обрушившееся на него горе.

«Хоронил он свою Аксинью при ярком утреннем свете. Уже в могиле он крестом сложил на груди ее мертвенно побелевшие смуглые руки, головным платком укрыл лицо, чтобы земля не засыпала ее полуоткрытые, неподвижно устремленные в небо и уже начавшие тускнеть глаза. Он попрощался с нею, твердо веря в то, что расстаются они ненадолго... Теперь ему незачем было торопиться. Все было кончено». Обращаем внимание на используемый автором оксюморон «мертвенно побелевшие смуглые руки», с его помощью подчеркивается неестественноеть случившегося, но следом идет описание «начавшись тускнеть» глаз, подтверждающее, что «все... кончено». Причем эта последняя фраза повторяется в сравнительно небольшом отрывке текста дважды. Бесповоротность случившегося Григорий осознал сразу, как только увидел, как ранена Аксинья. Неслучайно и междометие «уже» много раз встречается в тексте. Действительно, все в этой жизни у Григория уже случилось. Отсюда и такая уверенность, что с погибшей героиней «расстаются они ненадолго».

Для выражения душевного состояния Григория Шолохов вводит картину пейзажа, надолго остающуюся перед глазами читателя: «В дымной мгле суховея вставало над яром солнце. Лучи его серебрили густую седину на непокрытой голове Григория, скользили по бледному и страшному в своей неподвижности лицу. Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца». Мы понимаем, какой мрак окутал душу измученного героя. Ничто не может восполнить понесенную им утрату. Порвалась одна из последних и самых крепких его связей с радостным, торжествующим миром жизни. «Вся жизнь Григория была в прошлом, а прошлое казалось недолгим и тяжким сном». Пейзаж передает безысходность душевной муки Григория, потерявшего Аксинью. Шолохов находит неожиданные краски для того, чтобы как можно точнее отразить облик опустошенного героя. Черное солнце над степью словно выжгло все и в сердце оказавшегося под ним человека. Автор таким пейзажем словно хочет эпически обобщить все случившееся с Григорием, показать, какой финал принесла война в его жизнь.

Выжженной степью кажется Мелехову его судьба: «Он лишился всего, что было дорого его сердцу. Все отняла, все порушили безжалостная смерть. Остались только дети. Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других...

Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держа на руках сына.

Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Символичны эпитеты, которые автор присваивает солнцу - от «черного» оно становится «холодным». Безусловно, это психологические эпитеты. Подобная тонкость восприятия мира и умение передать это словом присущи не только отдельному отрывку романа «Тихий Дон», но и все произведениям Шолохова. Изобразительнo-выразительные средства, используемые художником в тексте, призваны помочь нам увидеть жизнь глазами героев. В этом проявляется мастерство писателя, позволившее его творчеству занять важное место в русской классической литературе.

Неслучайно, характеризуя эпизоды романа-эпопеи «Тихий Дон», A.C. Серафимович писал: «Чувство меры в острых моментах, и оттого они пронизывают. Огромное знание того, о чем рассказывает. Тонкий схватывающий глаз. Умение выбран, из многих признаков наихарактернийшие».

Смерть Аксиньи Астаховой – один из финальных эпизодов романа-эпопеи Шолохова «Тихий Дон». Данное произведение посвящено крупным историческим событиям в России начала 20 века - первой мировой и гражданской войне.

В романе действует большое количество персонажей, представляющих самые разные социальные группы, политические и нравственные позиции. Основное действие произведения длится девять лет - с весны 1912 по весну 1921г. События исторического плана становятся здесь неотъемлемой частью жизни шолоховских героев, а частные интересы и судьбы персонажей вливаются в общую социально-историческую картину.

В свою очередь, социально-исторический план соотносится в «Тихом Доне» с природно-календарным кругом, с биологическим циклом жизни, с сезонными ритуалами крестьянского быта. Избегая пространных философских рассуждений и прямых оценок, автор, тем не менее, соотносит каждый шаг главного героя и каждый эпизод повествования с «вселенскими» массивами бытия - с судьбой всего народа и цельной жизнью природы. Всякое отступление от веками складывавшихся традиций, от народного опыта чревато непредсказуемыми последствиями, может привести к трагедии, показывает Шолохов.

И наглядно демонстрирует это в эпизоде гибели Аксиньи. Это трагическое событие стало последним и, может быть, самым тяжелым ударом для Григория Мелехова, главного героя эпопеи. После долгих мытарств, после огромных потерь и мучительных раздумий Мелехов обретает, казалось бы, последнюю надежду. Он хочет уехать с Аксиньей на юг, убежать от классовых противоречий и просто попытаться жить нормальной жизнью - работать, любить, растить детей.

Но эта попытка начать новую жизнь оканчивается трагической неудачей – в лесу герои наталкиваются на отряд красных. Они бросаются преследовать беглецов и ранят Аксинью. Ранят смертельно.

Сначала Григорий не понимает, что произошло: «- Тебя поранили?! Куда попало?! Говори же!.. - хрипло спросил Григорий». Но Аксинья молчала, лишь все сильнее наваливаясь на руку Мелехова. Когда же преследование прекратилось, герой понял, что рана смертельна: «Клочья рубашки и бинт быстро чернели, промокали насквозь. Кровь текла также из полуоткрытого рта Аксиньи, клокотала и булькала в горле». И в этот момент Григорий почувствовал, что вместе с жизнью его любимой и из него самого уходит жизнь, ее смысл.

В то, что Аксинья погибнет, невозможно было поверить. Еще недавно герои словно переживали свой медовый месяц. После долгой разлуки они вновь были вместе. За долгое время их чувства нисколько не остыли, а, наоборот, стали только сильнее. И Аксинья, и Григорий строили планы на будущее, радовались тому, что наконец будут вместе. Мелехов отдыхал душой рядом с любимой женщиной, а Аксинья помолодела и похорошела, расцвела рядом с долгожданным и таким дорогим Гришей.

И вот внезапно все оборвалось – Аксинья умерла, даже не приходя в сознание. Молча, не проронив ни слезинки, герой наблюдал, как из его Ксюши уходит жизнь. Но, пытаясь подняться на ноги, чтобы начать рыть могилу, Григорий несколько раз падает, словно подкошенный, – ноги не держат его: «Неведомая сила толкнула его в грудь, и он попятился, упал навзничь, но тотчас же испуганно вскочил на ноги. И еще раз упал, больно ударившись обнаженной головой о камень».

Но все же, с колен, Мелехов шашкой и руками вырывает могилу для Аксиньи и хоронит свою любимую при ярком утреннем свете. И, отрывая глаза места, где теперь лежала его Ксюша, герой верит, что расстаются они ненадолго – теперь Мелехову незачем было жить.

Психологическое состояние героя очень точно передают эпитеты, которые автор размещает в финале эпизода: «Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца». Мы знаем, что в тот момент светило яркое летнее солнце, но неподвижное и бледное лицо Григория не чувствовало тепла его ярких лучей, а глаза героя не замечали буйства жизни, творящегося вокруг. Для него все было кончено – раз и навсегда, все было окрашено именно в черные тона.

Однако автор настойчиво включает в данный эпизод описания летней природы. Как сочетаются трагические события, описанные здесь, и радостное существование всего живого вокруг? Думаю, с помощью такого контраста Шолохов хотел подчеркнуть, что, несмотря ни на что, несмотря на глупость людей, совершающих страшные, противоестественные, поступки, жизнь все же продолжается. И будет продолжаться во что бы то ни стало. А это значит, что всегда есть надежда.

Таким образом, смерть Аксиньи – важный эпизод в романе. В нем завершается «череда потерь» главного героя – мы понимаем, что из-за братоубийственной войны он лишился всего, что держит человека на этой земле. И мы окончательно осознаем все глубину трагедии Григория Мелехова, а также глупость людей, которые, преследуя непонятные цели, лишают себя самого дорогого – семьи, родины, жизни.