Болезни Военный билет Призыв

Тематика я помню чудное мгновенье. Литературный анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье

По мнению известного критика Н. Скатова, «никто ни до, ни после Пушкина уже не создал в русской поэзии ничего подобного пушкинскому образу любви... Любви - в зародыше, в развитии, в становлении, в изжитости, любви в разнообразнейших состояниях...». Одно из таких мимолетных состояний, неповторимых частичек бытия поэт запечатлел в стихотворении «Я помню чудное мгновенье».

Послание это написано под влиянием увлечения поэта юной красавицей, Анной Петровной Керн. Впервые он увидел ее в Петербурге в 1819 году. Затем, несколько лет спустя, им суждено было встретиться вновь. Именно тогда и родились эти строки: «Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты...»

Однако, безусловно, мы не можем рассматривать это по слание в чисто биографическом плане - это упрощало бы смысл и содержание его. Как замечает Я. Скатов, «К***» в данном случае «деликатное сокрытие определенного лица. Здесь есть обращение к...высокому, небесному и необъятному...». Да и сам образ героини у Пушкина обрисован фрагментарно, лишен каких-либо характерных, узнаваемых черт. «Мимолетное виденье», «гений чистой красоты», «голос нежный», «милые черты», «небесные черты», «божество» - перед нами предстает некий идеал, совершенство.

Действие в стихотворении начинается с малого мгновенья, с одной странички в жизни лирического героя:

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Затем через чувства и эмоции мы все больше погружаемся в эту жизнь, в ее атмосферу, проясняя для себя одновременно и внутренний облик героя:

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты

И снились милые черты.
Одновременно проясняется и непростая судьба героя: «Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты», «В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои». Стоит заметить, что в этих строках исследователи зачастую ищут намеки на пушкинскую биографию. Однако думается, в большей мере речь здесь идет о самом мироощущении поэта. Жизнь, лишенная любви и красоты, для него может сравниться с «мраком заточенья», с духовным пленом.

Характерно, что в исповеди героя о «томленьях грусти безнадежной», о шумной суете жизни, об ударах судьбы везде сохраняются одинаковые, ровные, размеренные интонации. И вдруг судьба посылает нечаянную встречу И интонации героя постепенно начинают меняться: тихая, покойная радость встречи, сравниваемая с пробуждением души, внезапно переходит в резкий эмоциональный всплеск - все чувства героя оказываются живы в его душе, они вырываются и с огромной силой вновь охватывают его. И торжествующий голос влюбленного больше уже не затихает, а устремляется вперед и ввысь, в небеса:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Здесь возникает мотив вновь обретенного вдохновенья, восторга, вновь обретенной способности радоваться жизни, безусловно, любовь здесь доминирует над всеми человеческими чувствами, определяя все состояния лирического героя.

Послание написано четырехстопным ямбом, композиционно в стихотворении выделяются две части. Первая часть - это непростая судьба героя, его жизнь «в глуши, во мраке заточенья», «томленье грусти безнадежной», проникнутое воспоминанием о «чудном мгновенье», о своем былом впечатлении. Вторая часть - это реальное воплощение «чудного мгновенья», сохраненного в памяти.

Как замечает Н. Л. Степанов, смысловое и мелодическое единство, целостность стихотворению придают «интонационно-синтаксические подхваты и повторы, создающие... романсную напевность стиха». Так, одни и те же строки («Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты») повторяются в первой и пятой строфе. Повтор эпитета («голос нежный») присутствует во второй и третьей строфе. Замечаем сходство эпитетов во второй и третьей строфе: «милые черты» - «небесные черты».

Кроме того, отметим повтор слов в четвертой и шестой строфе. В прошлом жизнь героя была мрачной и унылой, «Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви», - в настоящем же все чувства оживают, в сердце воскресает «И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь». Это повторение уже подчеркивает контраст двух частей, контраст прошлого и настоящего героя. Однако в финале это противопоставление снимается, благодаря повторению сюжетной ситуации начала. В этом смысле мы можем говорить о кольцевой композиции.

В послании использованы инверсия («передо мной явилась ты»), сравнения и эмоциональные эпитеты («Как мимолетное виденье», «как гений чистой красоты», «небесные черты», «голос нежный», «шумной суеты»), бессоюзие («Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви»), многосоюзие («И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь»), бессоюзные сложные и сложносочиненные предложения.

«Я помню чудное мгновенье» - это шедевр пушкинской любовной лирики. Это стихотворение о вечной загадке Женщины, о красоте, о тайнах человеческого сердца. Но это еще и размышление о суетном и вечном, дума о прихотливости судьбы, о капризах счастья. «Тревоги шумной суеты» - это рутина повседневности, поглощающая чувства и впечатления лирического героя, наслаивающая в сознании его новые и новые эмоции. Любовь, красота и вдохновенье - это то, что вечно и неизменно.

  1. Новое!

    Стихотворение «Звезда полей» - одно из самых известных в творчестве Н.М. Рубцова. Оно посвящено родной Вологодчине. В нем контрастно противопоставлены образы родной земли и малой родины, которая дает поэту жизненные силы, питает его творческое мастерство....

  2. Стихи - это способ выражения человеком своих самых сокровенных чувств, мыслей, намерений. Каждый человек обладает бессмертной и неповторимой душой, надеждами, мечтами. И поэтому стихи великих поэтов завораживают читателя, заставляют задуматься над вопросами,...

  3. Новое!

    На стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной…» написан очаровательный романс. Это одно из наибо­лее музыкальных произведений раннего творчества М.И. Цве­таевой. Любовь воспринимается в нем лирической героиней как болезнь. Она превращает взаимоотношения...

  4. Новое!

    Стихотворение «Береза» относится к ранней лирике С.Л. Есенина. Оно было впервые напечатано в 1914 г. в журнале «Мирок» под псевдонимом Аристон. В то время читатель еще не догадывался о том, что под неизвестной подписью скрывается имя поэта необычайного...

Стихотворение К*** «Я помню чудное мгновенье…» А.С.Пушкина датируется 1825 годом. Поэт, друг Пушкина А.А.Дельвиг публикует его в «Северных цветах» в 1827 году. Это стихотворение на тему любви. Ко всему, что связано с любовью в этом мире, А.С.Пушкин относился особо. Любовь в жизни и творчестве для него была страстью, которая давала ощущение гармонии.

Полный текст стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» А.С.Пушкина смотрите в конце статьи.

Стихотворение обращено к Анне Петровне Керн, молодой привлекательной женщине, которую двадцатилетний поэт впервые увидел на балу в Петербурге в доме Олениных в 1819 году. Это была мимолётная встреча, и Пушкин сравнивал её с видением божественной красавицы из прекрасного произведения Жуковского «Лалла Рук».

Проводя анализ «Я помню чудное мгновенье…» следует обратить внимание на то, что язык этого произведения необычен. Он вычищен от всякой конкретики. Можно заметить пять дважды повторяющихся слов – божество, вдохновенье, слёзы, жизнь, любовь. Такая перекличка «формирует смысловой комплекс, относящийся к области художественного творчества».

Время, когда поэт находился в южной ссылке (1823,1824 г.г.), а затем в Михайловском («в глуши, во мраке заточенья»), было для него кризисным, тяжёлым. Но уже к началу 1825 г. Александр Сергеевич справился с собой, со своими мрачными думами, и в «душе настало пробужденье». В этот период он увидел второй раз А.П.Керн, которая приехала в гости к Прасковье Александровне Осиповой, проживающей по соседству с Пушкиным, в Тригорском.

Стихотворение начинается с пересмотра событий былой давности, времени, проведенном

«В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты…»

Но годы прошли, и наступил период изгнания.

«В глуши, во мраке заточенья,
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слёз, без жизни, без любви».

Депрессивное состояние продолжалось недолго. И к новой встрече Александр Сергеевич приходит с ощущением радости жизни.

«Душе настало пробужденье
И вот опять явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты».

Что же послужило той движущей силой, с помощью которой жизнь поэта вновь обрела яркие краски? Это творчество. Из стихотворения «Вновь я посетил…» (в другой редакции) можно прочитать:

«Но здесь меня таинственным щитом
Святое Провиденье осенило,
Поэзия как ангел утешитель
Спасла меня, и я воскрес душой»

Что касается тематики стихотворения «Я помню чудное мгновенье…», то, по мнению ряда литературных экспертов, любовная тематика находится здесь в подчинении другой, философско-психологической тематики. Наблюдение за «разными состояниями внутреннего мира поэта в соотношении этого мира с действительностью» — вот главное, о чём идёт речь.

Но любовь никто не отменял. Она представлена в стихотворении масштабно. Именно любовь добавила Пушкину столь необходимых сил и украсила его жизнь. А источником пробуждения автора всё-таки послужила поэзия.

Стихотворный размер произведения – ямб. Пятистопный, с перекрёстной рифмой. Композиционно стихотворение «Я помню чудное мгновенье» делится на три части. По две строфы в каждой. Произведение написано в мажорной тональности. В нем чётко звучит мотив пробуждения к новой жизни.

«Я помню чудное мгновенье…» А.С.Пушкина относится к плеяде самых популярных работ поэта. Знаменитый романс М.И.Глинки, положенный на текст «Я помню чудное мгновенье», способствовал ещё большей популяризации этого творения.

К***

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный,
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

«Я помню чудное мгновенье» – известное стихотворение А.С.Пушкина, которое он посвятил своей Музе – красавице Анне Керн. В стихотворении описаны реальные эпизоды из жизни писателя.

Анна покорила сердце поэта в Петербурге, во время одного из светских приемов, в доме ее тети Елизаветы Олениной. Эта встреча была короткой, так как Анна в то время была уже занята другим мужчиной и воспитывала ребенка от него. Согласно законам тех времен, было неприлично показывать свои чувства к женщине, состоящей в браке.

Спустя шесть лет, Пушкин снова встречает Анну, недалеко от Михайловского, куда он был сослан властями. На этот момент, Анна уже ушла от мужа, и Александр со спокойной душой мог признаться ей в своих чувствах. Но Анну Пушкин интересовал, лишь как известная личность и все. О ее романах давно было известно. После этих событий, отношения Анны и Александра прекратились.

Композицию стихотворения можно поделить на три части. В первом фрагменте говорится о встрече автора с великолепным созданием. Во втором фрагменте стихотворения речь идет о черной полосе в жизни Пушкина, его изгнании и других испытаниях, которые приготовила ему судьба. В последнем фрагменте описывается духовное облегчение лирического героя, счастье и любовь которую он снова испытывает.

Жанр произведения – любовное признание. В стихотворении читатель может наблюдать часть биографии А.С.Пушкина: первые две строфы – жизнь в Петербурге, затем ссылка на юг страны и последние строфы – Михайловское, куда он был также сослан.

Для описания внутреннего состояния своего лирического героя, А.С.Пушкин в стихотворении использует такие выразительные средства как: эпитеты, сравнения, метафоры.

Стихотворение написано с перекрестной рифмой. Размер данного произведения – пятистопный ямб. Читая стихотворение, можно наблюдать четкий музыкальный ритм.

«Я помню чудное мгновенье» – одно из лучших лирических произведений всех времен.

8, 9, 10 класс

Анализ стихотворения Я помню чудное мгновенье (К ***) Пушкина

"Я помню чудное мгновенье" - более привычное название стихотворения Пушкина "К ***", написанное им в 1825 году.

Это стихотворение можно отнести к жанру любовное послание с небольшой ноткой философских размышлений. Несложно заметить, что в композиции прослеживаются этапы жизни поэта: первая и вторая строфа - время, проведенное в Петербурге; третья строфа - пребывание в южной ссылке; и ссылка в Михайловском - в четвертой и пятой строфе.

Размер стихотворения - пятистопный ямб, рифма в стихотворении перекрестная.

Темой стихотворения является неожиданная любовь лирического героя, вызванная "мимолетным видением чистой красоты". Эта девушка представляется в образе некоего "воздушного", неосязаемого существа. Герой же с этого мига пребывает в "томлениях грусти безнадежной", мечтая вновь встретить эту девушку с милыми чертами, что постоянно ему снится. Но по прошествию времени, все чувства утихают, и юноша забывает "голос нежный" и "небесные черты" той особы. И, потеряв все те эмоции и ощущения, герой пребывает в отчаянии, не в силах смирится с утратой. Бесконечное течение дней "во мраке заточения" становится невыносимым испытанием. Жизнь"без вдохновения" для поэта хуже смерти. И это вдохновение является в то же время и божеством, и любовью героя.

Но спустя долгое время "мимолетное виденье" вновь посетило героя, он воспрял духом и его душа наконец "пробудилась". Для него воскресли "божество, вдохновение, любовь", это дало лирическому герою силы снова начать жить с радостью. "Сердце бьется в упоение", на душе становится спокойно. И поэт снова начинает творить, вдохновляясь своей музой.

А.С.Пушкин попытался передать в этом стихотворении все те чувства, испытываемые творцом в процессе создания своих произведений. Да, порой случается так, что муза, в роли которой часто выступает любовь, покидает поэта, но это не является поводом оставлять все творчество. Душевный кризис, поражающий творца, однажды закончится, и вдохновение обязательно вернется.

Также в этом стихотворении высказывается идея о всесильности любви, которую невозможно окончательно потерять, ведь настоящая любовь будет жить несмотря ни на что, несмотря на невзгоды и жизненные обстоятельства. Эта история любви не является единичным случаем и выдуманной ситуацией, подобные вещи случаются со многими влюбленными, поэтому некоторые люди могут ассоциировать себя с образом главного героя стихотворения.

Анализ стихотворения Я помню чудное мгновенье по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Гадающей невесте Некрасова

    Все творчество Некрасова было пронизано темой непростой жизни русской женщины, которой на протяжении всего времени приходится претерпевать различные трудности и лишения.

  • Анализ стихотворения Пускай ты выпита другим Есенина

    Произведение относится к любовной лирике поэта и является одной из составных частей цикла стихотворений под названием «Любовь хулигана», обращенных к любви поэта к артистке Августе Миклашевской

  • Анализ стихотворения Тютчева Я помню время золотое

    С самой первой строки стихотворения рассказчик подчеркивает, что это лишь воспоминание о «золотом времени», то есть о молодости и счастье. И герой вспоминает один определённый вечер на берегу реки.

  • Анализ стихотворения Сосны Фета

    Произведение Афанасия Фета «Сосны» в первый раз было выпущено в издательстве «Современник» в 1855 году. В творении время движется по кругу. В начале стихотворения автор описывает весну, которая сменила холодную зиму

  • Анализ стихотворения Зимнее утро Майкова

    Стихотворение поэт написал 1839 году, когда ему было 18 лет. Майков нередко использовал сельские мотивы и пейзажную лирику в своем творчестве. В ранний период он придерживался реалистического направления, что и объясняет его взгляды в поэзии

1.автор-А.С.Пушкин "К***" " Я помню чудное мгновенье" 2.жанр-Лирическое стихотворение. 3.История создания-стихотворение "К*** " посвящено А.П. Керн,с которой Пушкин познакомился в Петербурге в 1819 году на балу.Летом 1825 года Анна Керн гостила в Тригорском, находящемся неподалеку от Михайловского,где жил тогда опальный поэт (период северной ссылки).В его основу положены реальные факты биографии Пушкина. 4.тема-Любовная лирика.Любовное послание.5.основная мысль,идея-Любовь помогает человеку переживать жизненные невзгоды,возрождает к полной жизни после душевного угнетения. Композиция: стихотворение можно разделить условно на три части,которые различаются и содержанием,и настроением героя. Первая часть- в сердце поэта живут впечатления о встрече с милым созданием,как звучит в нем ее голос,как снятся ее черты. Вторая часть-он переживает дни" во мраке заточенья",где и душа его находится в плену,он живет "без божества,без вдохновенья". Третья часть-автор снова счастлив,его душа снова проснулась,она вновь любит и поет. Художественные приемы: эпитеты-чудное мгновенье,чистая красота,мимолетное виденье,безнадежная грусть,шумная суета,голос нежный,милые черты,порыв мятежный,небесные черты,тянулись тихо,бьется в упоенье. Сравнение: передомной явилась ты,Как мимолетное виденье,Как гений чистой красоты. Метафоры: томленье грусть,тревога суеты,бурь порыв,мрак заточенья,глушь заточенья. Олицитворения: звучал голос,снились черты,шли годы,порыв рассеял,тянулись дни,настало пробуждение,сердце бьется,воскресли и божество,и жизнь,и слезы,и любовь. Заключение: стихотворение заканчивается льющимся из сердца восторженным утверждением радости любви и жизни: И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь, И божество, И вдохновенье, И жизнь, и слезы. И любовь. Прием стихосложения: 1-рифмовка перекрестная,2-размер пятистопный ямб.

Цели: знакомство, анализ, выразительное чтение стихотворений А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…», «Мадонна».

Оборудование: тексты стихотворений; романс «Я помню чудное мгновенье…»; книга А. П. Керн «Воспоминания о Пушкине»; портреты А. С. Пушкина, А. П. Керн, Н. Н. Гончаровой, М. Глинки; репродукции иконы Богоматери и картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна».

Тип урока: комбинированный с видами искусства (музыкой, живописью).

Ход урока

1. Стихотворение « Я помню чудное мгновенье…»

Сегодня мы познакомимся с образцами любовной лирики А. С. Пушкина. Начнём наше знакомство со стихотворения «Я помню чудное мгновенье…».

Это стихотворение биографично. Оно вызвано встречами с Анной Петровной Керн, которая впоследствии написала замечательные воспоминания о Пушкине (показать книгу).

Анна Петровна прожила трудную жизнь. Ей не было и 17 лет, когда её обвенчали с пятидесятидвухлетним дивизионным генералом Керном. Анна Петровна покорилась воле родителей с отчаянием. Через 9 лет она оставила мужа. После его смерти Анна Петровна вторично вышла замуж. Жили они с мужем бедно, но в любви и согласии. Анна Петровна была незаурядной женщиной: обаятельной, умной, образованной, с литературными способностями.

Первая встреча Пушкина и А. П. Керн состоялась в 1819 году в Петербурге на балу. Пушкину понравилась Анна Петровна, он пытался оказать ей знаки внимания. Но она его не замечала, так как была поглощена тем, как И. А. Крылов выразительно читал одну из своих басен.

Спустя 6 лет, летом 1825 года, Анна Петровна приехала к тётушке в имение Тригорское. Пушкин в это время находился в ссылке в соседнем имении Михайловское. Он почти ежедневно являлся в Тригорское. В день отъезда Анны Петровны поэт подарил ей 1-ю главу «Евгения Онегина», куда был вложен листок со стихотворением «Я помню чудное мгновенье…».

Спустя годы стихотворение получило второе рождение. Композитор М. Глинка познакомился с дочерью Анны Петровны Керн, полюбил её. Это стало источником вдохновения для создания романса. Прослушайте этот романс. Во время слушания обратите внимание на смену темпа музыки, интонации. Это поможет вам в анализе стихотворения.

Анализ стихотворения.

Из скольких строф состоит стихотворение? (Из шести)

На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? (На три равные части по две строфы в каждой. О трёх разных этапах в жизни лирического героя. Каждому этапу соответствует разный темп музыки.)

Анализируем первую часть. Какому реальному событию она посвящена? (Первой встрече на балу.)

1 строфа .

Как оценена эта встреча? («Чудное мгновенье»)
Назовите эпитет. («Чудное».)
Перечислите сравнения. («Как мимолётное виденье, как гений чистой красоты».)
Эти сравнения усиливают впечатление чего-то необычно прекрасного, возвышенного, но лишённого живых признаков.

2 строфа.

Что запомнилось поэту в этой встрече? («Голос нежный», «милые черты».)
Назовите эпитеты. («Нежный», «милые».)
Снова даны самые общие черты пленительного женского образа.
Когда поэт представлял «милые черты»? («В томленьях шумной суеты».)
Назовите эпитеты. («Безнадёжной», «шумной».)
В трудные минуты жизни воспоминание о милом облике помогало их пережить, согревало душу поэта.
Вторая часть – о годах лишений в жизни поэта. Замедленный темп в романсе.

3 строфа.

Как проходили годы? («Бурь порыв мятежный».)
Назовите эпитет. («Мятежный».)
Каков смысл этой метафоры? (Трудные годы испытаний, невзгод.)
Как эти годы повлияли на милый образ? («Забыл», годы заслонили. Со временем светлое воспоминание было утрачено.)
Каким эпитетом названы черты? («Небесные».)
Где стоят 4 эпитета в этих строфах? (В конце строк.)
Какое синтаксическое выразительное средство используется? (Инверсия.)
Зачем? (Признаки важнее.)

4 строфа.

О каком событии в жизни поэта? (О ссылке в Михайловском.)
Как проходила ссылка? («В глуши, во мраке заточенья тянулись тихо дни мои». В провинции, далеко от городов, почти ни с кем не виделся, дни проходили медленно, однообразно.)
Что отсутствовало во время ссылки? («Без божества, без вдохновенья, без слёз, без жизни, без любви». Наступил период душевного угнетения. Само существование, казалось, теряло всякий смысл.)
В третьей части происходит духовное возрождение героя.

5 строфа .

Почему « душе настало пробужденье»? («Опять явилась ты». О встречах в Тригорском.)
Зачем повторяются сравнения? (Вторая встреча произвела такое же сильное впечатление, как первая.)

6 строфа.

Как изменилась жизнь героя? (Душевно ожил, жизнь стала полной.)
В чём общее и в чём различие последних двух строк в 4-й и 6-й строфах? (Используются те же существительные, но в 4-й строфе – с предлогом «без», а в 6-й – с союзом «и».)

Сформулируйте основную мысль стихотворения. (Любовь помогает лирическому герою переживать жизненные невзгоды, возрождает к полной жизни после душевного угнетения.)

Какие выразительные средства использует поэт? (Тропы: эпитеты, сравнения, метафора. Синтаксическое средство: инверсия.)

И в наше время стихотворение считается шедевром любовной лирики.

Работа над выразительным чтением стихотворения. Учитель выразительно читает стихотворение наизусть. Ученики в это время помечают в текстах паузы и слова с логическим ударением.

Какая интонация в каждой из трёх частей? (1-я, 3-я – радостная, 2-я – тревожная, печальная.)

Обратите внимание на произношение слова во 2-й строфе «безнадежный».

Выразительное чтение стихотворения двумя учениками.

2. Стихотворение «Мадонна»

Стихотворение написано в июле 1830 года, в преддверии женитьбы А. С. Пушкина на Н. Н. Гончаровой. Ей оно и посвящено.

Ученик читает выразительно наизусть стихотворение.

Кто такая Мадонна? (Образ западноевропейской религиозной живописи. В православии – Богоматерь.)

Перед вами 2 репродукции: 1-я – репродукция картины великого итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля «Сикстинская Мадонна», 2-я – репродукция иконы «Богоматерь Владимирская».

Что общее в этих иллюстрациях? (И Мадонна, и Богоматерь на руках держат младенца Иисуса.)

Какие отличия заметили? (Мадонна изображена во весь рост; в ногах у Мадонны 2 ангела; Мадонна больше похожа на земную женщину, а у Богоматери – строгий, неземной лик, её младенец старше.)

Какую картину желал бы иметь лирический герой? (Последняя строка 2-й строфы, 3-я строфа.)

Разберёмся в значениях слов. «Пречистая» - одно из обращений к Богоматери. «Божественный Спаситель» - Христос, младенец. «С величием» - внушая преклонение, уважение. «Он с разумом в очах», несмотря на младенческий возраст. «Под пальмою Сиона» - о первой христианской Церкви, собранной в горнице Сионской.

Найдите во 2-й строфе сравнение. («С холста, как с облаков».)

Обратите внимание на уточнение «без ангелов».

Итак, сделайте вывод о том, чьих признаков в стихотворении больше: Мадонны или Богоматери? (Богоматери.)

Пушкин в стихотворении поднялся над различиями западной и восточной церквей.

Каким образом исполнилось желание лирического героя? (Явилась земная женщина.)

Кто такой «Творец»? (Бог как создатель мира.)

Что значит «ниспослал»? (Подарил.)

Как понимаете выражение «чистейший образец»? (Сочетание чистоты и прелести, небесного и земного, святости и красоты.)

Современники отмечали, что облик Натальи Николаевны Гончаровой вызывал ассоциации с изображением Богоматери.

Вот такое возвышенное отношение было у поэта к любимой женщине.

Чувство благоговения выражено и отбором лексики. В стихотворении есть слова высокого и книжного стилей, устаревшие. Попробуйте их назвать. (Слова высокого стиля: «внимать», «с величием». Слово книжного стиля: «ниспослать». Устаревшие слова: «взирать», «ниспослать».) В стихотворении также много слов христианской тематики. О них мы говорили раньше.

По форме это стихотворение представляет собой сонет. Выясним его особенности.

Сколько строк в стихотворении? (14 строк.)

Сколько строф? (4 строфы.)

В сонете особая схема рифмы. Какая рифма в 1-й строфе? (а – б – б – а: опоясывающая.) Во 2-й строфе? (а – б – а – б: перекрёстная.)

По сколько строк в 3-й и 4-й строфах? (По 3 строки. Рифма: а –а – б, а – б –а.)

В какой строфе выражена основная мысль стихотворения? (В последней строфе.)

Сформулируйте основную мысль. (Возвышенное, благоговейное отношение к любимой женщине, благодарность судьбе за подаренное счастье.)

3. Подведение итогов урока: записи в тетрадях

«Я помню чудное мгновенье…» (1825)

Тема и жанр: любовная лирика.

Основная мысль: любовь помогает человеку переживать жизненные невзгоды, возрождает к полной жизни после душевного угнетения.

Выразительные средства:

  1. тропы: эпитеты, сравнения, метафора;
  2. синтаксическое средство: инверсия.

«Мадонна» (1830)

Тема и жанр: любовная лирика.

Основная мысль: возвышенное, благоговейное отношение к любимой женщине, благодарность судьбе за подаренное счастье.

Выразительные средства: сравнение, лексика высокого и книжного стилей, устаревшая.

Форма: сонет (14 строк, особая схема рифмы).

4. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение «Я помню чудное мгновенье…».