Болезни Военный билет Призыв

Тема родины и любви творчестве есенина. Тема родины в творчестве есенина. Тема Родины в творчестве Сергея Есенина

Министерство образования РФ

Управление образования Советского района г. Красноярска

Средняя школа № 91

Махотина Екатерина, 11А

РЕФЕРАТ

«ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С.А.ЕСЕНИНА»

Красноярск, 2001

Сергей Александрович Есенин вошёл в литературу как выдающийся поэт – лирик. Его творчество, тесно связанное с традициями «золотого» века и испытавшее сильнейшее воздействие модернистских течений века «серебряного», стало знаменательной вехой в истории русской поэзии.

Поэтический мир раннего Есенина (1910 - 1913) – явление достаточно сложное и многообразное. Более 60 стихотворений и поэм, созданных в этот период, свидетельствуют о ярко выраженной любви поэта ко всему многоцветному и многоголосному миру, окружающему его. Природа, поэтический мир лирического героя, становятся основными объектами изображения в ранней лирике Есенина, но тема родины уже начинает неосознанно проникать в его творчество.

Поэтическая концепция мира и человека, представленная в дореволюционной лирике, отразила органическое слияние в мировоззрении поэта двух начал – христианского и крестьянского.

Главная тема поэзии Есенина – тема родины. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве»,- писал поэт. Образ Руси в дореволюционной лирике многолик и противоречив.

Родина – это и прекрасная «голубая» Русь, поэтическая страна, затерявшаяся в глубине синих озёр, пропитанная ароматами полевых трав и цветов. Говоря об образе природы, неразрывно связанным с ностальгической темой в произведениях Есенина, мы невольно вспоминаем о природе Пушкина. С. Есенин унаследовал пушкинскую поэтическую культуру в реалистическом описании родной природы. Однако его пейзажная лирика по сути своей отличается от пушкинской. В ней намного сильнее влияние традиционного фольклора и языческой мифологии:

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальной ночи,

Сутемень колдовская счастье мне пророчит.

Есенин ощущает себя частью природы, её учеником и собеседником:

Позабыв людское горе,

Сплю на вырубках сучья.

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья.

Поэтому у Есенина нет чисто пейзажных стихов. У него природа существует вровень с человеком, может быть, даже выше его.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире стражник –

Пройдёт, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Любовь к родной природе, к родным рязанским полям, к «стране березового ситца» перерастает в поэзии Есенина в огромную поэму любви к России.

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

Мне кажется, так о России до него не писал никто. В стихах Русь живая, способная тосковать, страдать, испытывать боль, здесь Есенин – сын России, сострадающий своей стране.

Но более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла.

Есенин понимает, что уход от природы, отрыв от родины, от своих корней трагичен. Однако трагизм судьбы Есенина в том и состоит, что, понимая пагубность этого отрыва, он не смог противостоять ему.

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

К Есенину приходит пушкинское ощущение вечного течения жизни, неизбежности смерти как непреложного закона жизни.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льётся с клёнов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Я думаю, что творческое наследие Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек – только частица живой природы, не противостоящая, а зависящая от неё.

Так же у Есенина родина – это и нищая многострадальная Россия, «чёрная, потом пропахшая выть», «пустырь».

Родина – это и смиренная крестьянская страна, где «мирные пахари» и «добрые молодцы» готовы к любым испытаниям «без печали, без жалоб и слёз».

Родина – это Русь молитвенная «покойный уголок», где благодатный, райский дух, где «хаты – в ризах образа», «по церквям твой короткий спас». Где березы – «большие свечки», ели – «монашки», а ветер – «схимник». Лирический герой – богомолец («Гой, ты Русь моя родная…»), пастух или «странник убогий», славящий господа. Кроткий, как сама природа, он воспринимает мир как Божью благодать:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою!»

Родина – это и Русь мятежная, разбойная, чёрная(«В том краю, где жёлтая крапива…»). По её дорогам бредут «люди в кандалах», «убийцы или воры», и лирический герой ощущает себя одним из них

Родина – это «новый Назарет», преображенная страна, которой предстоит через муки и крест обрести себя. Предчувствие этого, предсказание будущей революции и гражданской войны звучи в стихотворении «Тучи с ожереба»:

Тучи с ожерёба

Ржут, как сто кобыл.

Плещут надо мною

Пламя красных крыл.

Небо словно вымя,

Звёзды как сосцы.

Пухнет божье имя

В животе овцы.

Верю: завтра рано,

Чуть забрезжит свет,

Новый под туманом

Вспыхнет Назарет.

Новое восславят

Рождество поля,

И, как пёс пролает

За горой заря.

Только знаю: будет

Страшный вопль и крик,

Отрекутся люди

Славить новый лик.

Скрежетом булата

Вздыбят пасть земли…

И со щёк заката

Спрыгнут скулы – дни.

Побегут, как лани,

В степь иных сторон,

Где вздымает длани

Новый Симеон.

Поэт зовёт свою Русь, «царевну сонную», приобщиться к «весёлой вере», которой теперь привержен и он («Не в моего ты бога верила…»).

В послеоктябрьской лирике Есенина совместно с центральной темой родины, стаёт тема революции. В «маленьких поэмах», созданных в 1916- 1918 годы, Россия объявлялась богоизбранной, духовной страной.

Для изображения революционной России, поэт использует, с одной стороны, библейские фразы, сюжеты, цитаты, символику. С другой стороны, в стихах о революции появляются маршевые, чеканные ритмы, отражающие дух времени, поступь эпохи:

Небо как колокол,

Месяц – язык,

Мать моя – родина,

Я – большевик.

Роковой 1919 год становится переломным в сознании поэта и его творчестве. Гражданская война, голод, разруха, страшные реалии послереволюционных будней порождают чувство неуверенности, сомнения, состояние идейной смятенности. В стихотворениях 1919 года начинают звучать трагические мотивы («Я последний поэт деревни»). Есенин полон самых мрачных предчувствий:

Кобыльи корабли

Если волк на звезду завыл,

Значит, небо тучами изглодано.

Рваные животы кобыл,

Чёрные паруса воронов.

Не просунет когтей лазурь

Из пургового кашля-смрада;

Облетает под ржанье бурь

Черепов златохвойный сад.

Слышите ль? Слышите звонкий стук?

Это грабли зари по пущам.

Вёслами отрубленных рук

Вы гребётесь в страну грядущего.

Плывите, плывите в высь!

Лейте с радуги крик вороний!

Скоро белое дерево сронит

Головы моей желтый лист.

1924 – 1925 годы - наиболее плодотворные в творчестве Есенина. В это время поэт создаёт такие известные произведения, как «Возвращение на родину», «Русь советская», «Стансы», замечательный поэтический цикл «Персидские мотивы», «зимний цикл» стихотворений 1825 года, поэмы «Анна Снегина» и «Черный человек».

В стихотворениях этого периода поэт пытается преодолеть идейные противоречия, обратиться к злободневным темам времени, принять «коммуной вздыбленную» Россию. Он делает попытку создать произведения, созвучные настроениям эпохи («Ленин», «Баллада о двадцати шести»), он хочет чётко определить своё место в жизни:

Я не знаю, что будет со мною,

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но и всё же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

«Чувство родины» это элемент есенинской поэзии, распространяющийся на все тематическое многообразие лирики поэта. Любовь поэта к своей малой (село Константиново) и большой (Россия) родине, ко всему живому, тревога за судьбы «избяной» России спаяны с личностью самого поэта, с его судьбой, поисками смысла жизни.

Родная природа для поэта – это рай для души, успокоение и умиротворение. Любая пора года, любое природное состояние описываются автором с любовью и нежностью. Есенинские пейзажи наполнены цветом и звуками, что позволяет читателю «видеть» создаваемые поэтом картины:

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

Все стихи С. Есенина пронизаны поэтическим видением мира и ощущением родства с природой. Тема родины в поэзии Есенина слита с темой природы (особенно в стихах 1910-1915 гг.), обретая философичность. В лирике поэта появляются тревожные нотки мыслей о быстротечности жизни и предчувствие ее трагического завершения: «Я пришел на эту землю, // Чтоб скорей ее покинуть ». Размышления о собственной судьбе переходят в размышления о судьбе родины, события которой кажутся цикличными, никогда не изменяющимися: «И Русь все так же будет жить, // Плясать и плакать у забора ». Вопреки печальным раздумьям, в поэте на протяжении всей жизни продолжает жить благоговейное чувство к Родине: «Россия - какое хорошее слово. И роса, и сила, и синее что-то ».

Родина представлялась поэту не столько Россией современной, сколько Рус ью «избяной» , судьба которой отождествлялась с судьбой деревни . Как ужаснейшие катастрофы воспринимает Есенин «автоматизацию» деревни; поэт видит в этом уничтожение Руси исконной, которою ему искренне жаль:

На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.

По мнению поэта, уничтожение исконной Руси повлечет за собой искажение и взращенной на ее почве поэзии и песенности. В стихотворении «Сорокоуст» поэт изображает лирически окрашенную картину «соревнования» живого жеребенка и бездушного чугунного поезда:

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

«Красногривый жеребенок » становится воплощением поэзии деревни и деревенского быта, которая не совместима с «мертвой» городской цивилизацией.

Творческий кризис 20-х гг. привел Есенина к переосмыслению своего взгляда на советскую действительность, результатом чего стали стихотворения «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая», «Стансы», «Письмо женщине». Но изменения во взгляде в целом не исказили устоявшееся мировоззрение автора, который ощущал себя «иностранцем» в своей стране:

Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Стихотворения 1925 г. («Я иду долиной. На затылке кепи», «Спит ковыль. Равнина дорогая») все чаще приводят поэта к осознанию себя как крестьянского поэта: «Все равно остался я поэтом // Золотой бревенчатой избы ». Деревенская Россия по-прежнему остается у поэта религией, философией и воплощением всех надежд: «Я люблю родину. Я очень люблю родину ».

Лирика Есенина пронизана любовью к родной земле, верой в ее светлое будущее и отличается простотой формы, прозрачностью стиха, сочетанием фольклорной и классической традиций. Часто в стихах Есенина возникают традиционные для русской литературы мотивы дороги и российских просторов.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Сочинение

Уже в ранних стихах С.Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений «Гой ты, Русь моя родная…» С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением целая философия, система ценностей. Мир деревни это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С.Есенина это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна: «Грустная песня, ты русская боль». Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Для поэта родная деревня в России это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие «малой родины».

С присущей С.Есенину лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее
его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: «Ой ты,
Русь, моя родина кроткая, /Лишь к тебе я любовь берегу». Порой стихи
поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство
неприкаянности, лирический герой их странник, покинувший родную
хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается
неизменным, что сохраняет вечную ценность это природа и Россия:

«А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам…
И Русь все также будет жить,
Плясать и плакать у забора».

С.Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и
даже трагическими событиями. На памяти его поколения война,
революция, снова война теперь уже гражданская. Переломный для
России год 1917 поэт встретил, как и многие художники его круга, с
надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле.
Поэты круга С.Есенина того времени это Н.Клюев, П.Орешин,
С.Клычков. Надежды эти выражены в словах Н.Клюева близкого
друга и поэтического наставника С.Есенина: «Мужицкая ныне земля,
И церковь не наймит казенный».

В есенинской поэзии в 1917 году
появляется новое ощущение России: «Уж смыла, стерла деготь/
Воспрянувшая Русь». Чувства и настроения поэта этого времени очень
сложны и противоречивы это и надежды, и ожидания светлого и
нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья
на вечные темы. Одна из них тема столкновения природы и
человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее
гармонию звучит в стихотворении С.Есенина «Сорокоуст». В нем
центральным становится обретающее глубоко символический смысл
состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы
воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность.
Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском
«Сорокоусте» вечная тема противостояния природы и разума,
технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России.
В послереволюционной поэзии С.Есенина тема родины насыщена
нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно
переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык
с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене
заменяет икону, а «пузатый «Капитал» Библию. Особенно горько
поэту сознание того, что новое поколение поет новые песни: «Поют
агитки Бедного Демьяна». Это тем более грустно, что С.Есенин
справедливо замечает: «Я поэт! И не чета какимто там Демьянам».
Поэтому так горестно звучат его строки: «Моя поэзия здесь больше не
нужна, /Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен». Но даже желание
слиться с новой жизнью не заставляет С.Есенина отказаться от своего
призвания российского поэта; он пишет: «Отдам всю душу октябрю и
маю, /Но только лиры милой не отдам». И поэтому таким глубоким
пафосом наполнено его признание:

«Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих
строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название
Русь было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в
«Ресефесере». С темой родины у С.Есенина связано понимание своей
поэтической миссии, своей позиции «последнего певца деревни»,
хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важным для
понимания темы родины, у поэта стало стихотворение «Спит ковыль»:

«Спит ковыль.
Равнина дорогая
И свинцовой свежести полынь!
Никакая родана другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя,
Но никто под окрик журавлиньй
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Но и все же новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть».

Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике
поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке «радуясь,
свирепствуя и мучась» трудный исторический опыт, который выпал на
долю есенинского поколения. Стихотворение построено на
традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа
и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и
журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в
котором олицетворением поэзии является не менее традиционный «свет
луны», противостоит «новый свет», скорее абстрактный, неживой,
лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание
лирического героя есенинского стихотворения в приверженности
вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет
«золотой»: «Все равно останусь я поэтом /Золотой бревенчатой избы».

Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С.Есенина, но
обычно он связан с цветовым понятием: золотой то есть желтый, но
непременно и с оттенком высшей ценности: «роща золотая», «золотою
лягушкой луна». В этом стихотворении оттенок ценности преобладает:
золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей
ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей
красотой, гармонией. Деревенская изба это целый мир, ее разрушение
не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал
стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте
поэзии С.Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее
признание автора. Таким образом, тема родины в поэзии С.Есенина
развивается от безотчетной, почти подетски естественной
привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания
трудным временем перемен и переломов авторской позиции.

Тема Родины в творчестве Сергея Есенина

Сергей Александрович Есенин к вершинам мировой поэзии поднялся из глубин народной жизни. Колыбелью его поэзии стала рязанская земля, русские народные песни, грустные и раздольные, отразившиеся в его великолепных стихах. Ведущая тема в творчестве поэта - тема Родины. Есенин писал: «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве». Он просто не мыслил себя вне России, вне России для него не было ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы.

Образ родного края, о чем бы ни писал Есенин, незримо присутствует в его произведениях. Однако тема Родины в творчестве поэта проходит свою эволюцию. Поначалу это была почти несознательная, детская, безмятежная тема.

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальной ночи,

Колыбель колдовная счастье мне пророчила.

Еще в ранних юношеских стихах (в сборнике «Радуница») автор предстает перед нами как пламенный патриот. Так, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная!» тогдашние его представления о родной земле еще очень детские. Родина для Есенина - это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестности села. «Рязанские поля была моя страна», - вспоминал он впоследствии. В его душе нет еще представления об отчизне как о социальной, политической, культурной среде. Чувство родины находит у него выражение пока еще только в любви к родной природе.

На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных». Но уже и тогда родина не предстает ему идиллическим «заоблачным раем». Поэт любит реальную крестьянскую Русь кануна Октября. В его стихах мы находим такие выразительные детали, говорящие о тяжелой мужицкой доле, как «забоченившиеся избы», «тощие поля», «черная, потом пропахшая выть» и другие. Элементы социальности все чаще проявляются в лирике поэта в период I мировой войны: его героями становятся ребенок, просящий кусок хлеба; пахари, уходящие на войну; девушка, ждущая с фронта любимого. «Грустная песня, ты - русская боль!» - восклицает поэт. Он хочет верить, что советская власть и социализм возвысят человека, что все делается во имя него и для него. Есенину кажется, что вдали от родной земли, наконец, «прояснился омут в сердце мглистом».

«Учусь постигнуть в каждом шаге

Коммуной вздыбленную Русь».

Вспомним «Балладу о двадцати шести». Народу автора - «и крестьянин, и пролетариат». У народа одна цель: «Коммунизм - знамя всех свобод». Поэт хотел найти себя в новой России, принять ее и поверить ей. Об этом - «Песня о великом походе», «Стансы», «Анна Снегина».

Его не могла не мучить отсталость, дикость России, беспросветная тяжесть крестьянского труда. Поэтому он восторженно принимает Февральскую революцию. Октябрь поначалу показался ему простым продолжением Февраля. Ему виделся только вихрь, «бреющий бороду старому миру». А оказалось, что повелевают бурей не его знакомые эсеры, а малопонятные серьезные люди - большевики, и что теперь никто не интересуется феноменом русской национальной жизни.

В творчестве Есенина отражается борьба двух чувств: понимание неизбежности перемен, попытка принять их, осознать и в то же время боль, что уходит в прошлое прежняя, воспетая им «деревянная Русь», нищая, но милая его сердцу. Вместо ожидаемого «мужицкого рая», сказочного края Инонии - тучами изглоданное небо, выбитые окна в избах. Казалось, из России ушла душа.

Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно. «Радуюсь песней я смерти твоей», - бросает он старому миру. Однако новый мир поэт понял не сразу. Есенин ждал от революции идиллического «земного рая» для мужиков (стихотворение «Иорданская голубица»). Стоит ли говорить, что эти надежды поэта не оправдались? И Есенин переживает глубокий духовный кризис, но не может понять, «куда влечет нас рок событий». Непонятно ему и изменение облика России, который несла с собой Советская власть. Обновление села представляется поэту вторжением враждебного, «скверного», «железного гостя», перед которым беззащитна противопоставляемая ему природа. И Есенин чувствует себя «последним поэтом деревни». Он считает, что человек, преобразуя землю, обязательно губит ее красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, тщетно пытающийся обогнать паровоз:

Милый, милый, смешной дуралей,

Но куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Проходит время, и взгляд Есенина на жизнь и на мир становится шире. Так, раньше родиной он считал только одну деревеньку, а теперь стал чужд всякой национальной ограниченности. Он стал гражданином мира. «Я брат вам по крови», - обращается Есенин к грузинским поэтам и мечтает о том времени, когда «по всей планете пройдет вражда племен», «когда на земле будет один язык, и лишь „историк“, сочиняя труд о нашей розни, вспомнив, улыбнется». Есенин, став пламенным интернационалистом, не оставил «того места, где он родился». «Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь», - утверждает он. Поэт, любуясь «голубой родиной Фирдоуси», ни на минуту не забывает «как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий».

Итак, эволюция темы родной земли в лирике Есенина состоит в восхищении красотой родного края, изображении тяжелой, изнурительной жизни русского народа, в мечте о «мужицком рае», неприятии городской цивилизации и стремлении постигнуть «Русь советскую», в чувстве интернационального единения с каждым жителем планеты и оставшейся в сердце «любови к родному краю».

Он воспел радостно, самозабвенно, возвышенно и чисто шестую часть земли - великую Русь.

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».


Тема Родины неоднократно поднималась в произведениях русских писателей и поэтов и всегда сопровождалась обилием красочных эпитетов и метафор. Пишет автор о красоте природы, о людях, живущих в России или же о проблемах страны – произведение всегда пронизано любовью, преданностью и восхищением.

Одним из самых известных поэтов, писавших о России, является Сергей Есенин. Он и сам утверждал: «Чувство Родины – основное в моём творчестве». Есенин считал, что автор неразрывно связан со своей Отчизной, и говорил, что поэта без Родины – нет.

В своём стихотворении, написанном в самом начале творческого пути, он пишет стихотворение «Край любимый!...» о родной деревне. С первого же предложения Есенин показывает свои чувства, свою безусловную любовь к селу Константиново. Далее автор обращается к родному краю:

…Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Он бесконечно восхищён русской природой, что пробуждает в нём желание «затеряться» среди этой красоты.

… Всё встречаю, всё приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть

Есенин как бы раскрывается перед русской природой, преклоняется перед ней, принимает её такой, какая она есть, целиком и полностью и готов всё отдать за пейзажи родной стороны.

В стихотворении «Русь» Есенин подробно описывает всё, что ему так дорого на Родине. Он говорит об избёнках за лесами, о длинных зимних сумерках, о храпе лошадей… Очень подробно и детально, чтобы читатель буквально перенёсся в описываемое место и проникся так же, как автор. Снова Есенин признаётся в любви и обращается к русской земле:

…люблю тебя, родина кроткая!

Ему любо всё, без исключения, он восхищён каждой деталью. Так же Есенин говорит, что любит хилые хижины и с поджиданьем седых матерей. Это говорит о том, что автор поражается не только красотой природы России, но и бытом нашего народа, их укладами жизни и переживает всё происходящее с русскими и страной так же, как своё личное. Есенин озабочен будущим страны. В «Руси» он говорит о дремучести и разрухе в деревне, мечтает, чтобы война, обескровившая его село, его государство скорее закончилась.

Есенин настоящий патриот, каким и должен быть каждый гражданин своей страны. Очередным доказательством этого послужит стихотворение «Запели тёсаные дроги…»:

…О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску»

«не любить тебя, не верить -

Я научиться не могу…

Сергей Есенин, несмотря на тоску и холодную скорбь в образе Руси, любит её и не знает, как можно жить без этой любви.

Стихотворение «Я снова здесь, в семье родной…», написанное автором о родном селе, пронизано тоской и ностальгией. Живя в Москве и странствуя по миру, Есенин не может забыть родное местечко и всегда очень скучает (И грусть вечерняя меня Волнует непреодолимо) по своему «задумчивому и нежному краю».

Тема Родины действительно является основой в творчестве Есенина. О ней он пишет искренне и эмоционально. Очень важно и здорово, что Сергей Александрович поднимал эту тему, ведь благодаря его произведениям мы можем проанализировать то время, подумать о своей Родине и напомнить себе, какая же она прекрасная и уникальная!

Обновлено: 2018-02-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.