Болезни Военный билет Призыв

Тема природы в творчестве Ф. И. Тютчева. Тема природы в лирике тютчева

«Не то, что мните вы, природа...»

Ф.И.Тютчев

Природа и человек в творчестве Ф.И. Тютчева

Цели урока :

приобщить старшеклассников к высокой индивидуальности поэтического мира Ф.И.Тютчева, к воплощению им через меткие образы, музыку поэтической речи тайн жизни природы и человека, к восприятию поэтом природы как «инобытия» человека.

Задачи урока :

Эпиграфы к уроку:

Стихи Тютчева о природе - почти всегда признание в любви. Тютчеву представляется высшим блаженством, доступным человеку, - любоваться многообразными проявлениями жизни природы.

В.Брюсов

Два проявленья стихии одной...

Ф.И.Тютчев

Он мыслью обнял всё, что на пути заметил.

А.Н.Апухтин

Слово наше отзовётся...

Ф.И.Тютчев

Тютчев создал речи, которым не суждено умереть.

И.С.Тургенев

Домашнее задание к уроку:

1. Подготовить к чтению наизусть стихотворения Ф.И.Тютчева, знакомые с детства.

2. Познакомиться с биографией поэта, составить таблицу по основным фактам жизни и творчества

Ф.И.Тютчева (групповое задание для сильных учащихся).

3.Чтение и анализ понравившегося стихотворения о природе.

1. Вступительное слово учителя.

Цель нашего урока - через знакомство с особенностями жизни и творчества Ф.И.Тютчева, чтение и анализ стихотворений о природе приобщиться к его поэтическому миру, чтобы каждый из вас, ребята, мог сам передвигаться в пределах художественного мира поэта, мог понимать читаемое и был готов к сопереживанию.

Музыка.

Нам не дано предугадать,

Как слово наше отзовётся.

И нам сочувствие даётся,

Как нам даётся благодать.

Слово великого поэта, слово проникновенного лирика XIX века Ф.И.Тютчева...

Мы знаем его слова, обращенные к Пушкину: «Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет». А кто из русских читателей не помнит знаменитого тютчевского четверостишия:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Поэтическая пятиминутка.

Вы давно знакомы со стихами этого поэта. Стихи его мы повторяем с детства. Давайте оживим в памяти строки стихов одного из замечательнейших поэтов XIX века...

«Зима недаром злится»

«Ещё в полях белеет снег»

«Люблю грозу в начале мая»

«Летний вечер»

«Неохотно и несмело»

Учитель. О Тютчеве, его жизненном и творческом пути трудно говорить и писать, настолько это был необычный человек и удивительнейший поэт. «Легенда о Тютчеве», «тайна Тютчева» - такие заголовки носят публикации о поэте.

Давайте обратимся к некоторым фактам из жизни Тютчева и попытаемся осмыслить своеобразие судьбы поэта. Я просила всех вас выявить особенности жизненного пути поэта и подготовить рассказ о фактах биографии Тютчева, раскрывающих необычность и загадочность личности поэта. Отдельная группа «биографов» попыталась выделить наиболее интересные и значимые факты биографии поэта и по ним составить таблицу. Другая группа готовила литературоведческий материал.

Слушаем вас, ребята.

Сначала представим собранный литературоведами материал о значении поэта в русской и мировой литературе.

II. Слово учащихся о значении поэзии Тютчева .

1. О значении поэзии Тютчева сейчас много пишут. На мой взгляд, самая правильная формулировка заключена в статье В.И. Коровина «Русская поэзия от Державина до Тютчева»: «Пушкин, Лермонтов и Тютчев - три вершины русской поэзии первой половины прошлого столетия. Они возвели нашу лирику на уровень мировой культуры. Пушкин завершил всю предшествующую ему полосу развития русской поэзии, дал образец национальной меры классического стихотворного языка, стиля и стиха. Лермонтов углубил психологический анализ в лирике и вслед за Пушкиным осуществил синтез стилей на основе личностного начала. Тютчев обработал… язык лирики и прочно вписал человека в жизнь Вселенной».

2. Иван Сергеевич Аксаков, литературный критик и поэт, зять Тютчева и его биограф, рассказывает: «Многие, ещё при жизни, заранее облегчают труд своих будущих биографов подбором материалов, подготовлением объяснительных записок. Тютчев - наоборот. Он не только не хлопотал о славе между потомками, но даже ни разу не позаботился о составлении верного списка или хотя бы перечня своих сочинений. Если стихи его и увидели свет, так только благодаря случайному постороннему вмешательству; в появлении их в печати бывали пропуски в 5 и в 14 лет, хотя в поэтическом творчестве его не бывало перерыва. Самая известность его как поэта начинается собственно с 1854 года, т.е. когда ему пошёл шестой десяток лет, именно со времени издания его стихотворений редакцией журнала «Современник» при содействии И.С.Тургенева.

З. А я, держа в руках томик стихов Ф.И.Тютчева, хочу процитировать отрывок из стихотворения А.А.Фета:

Но муза, правду соблюдая,

Глядит, и на весах у ней

Вот эта книжка небольшая

Томов премногих тяжелей.

Стихотворение так и называется: « На книжке стихотворений Ф.И. Тютчева», написано во второй половине 19 века.

Стихотворения Тютчева не утратили, несмотря на время, ни свежести чувств, ни глубины мысли, напротив, они стали нам ближе, чем когда бы то ни было.

Учитель. Так давайте же попробуем ответить на вопрос: где истоки такой глубины, цельности, величия души и величия поэзии?

III . Слово учащимся-биографам. Рассказ о жизненном пути Ф.И.Тютчева.

Даты

Г орода

События

Знакомства и встречи

05.12 1803 -

1819

Овстуг

Брянский уезд

Орловская

губерния

Рождение, детство,юность,

первые стихотворные опыты

С.Раич - поэт, переводчик античных поэтов

22.02

1818

Москва

Принят в члены общества любителей российской словесности

1819 - 1821

Москва

Учёба в Московском университете

М.П.Погодин - писатель, историк

1822

Мюнхен

Начало дипломатической службы в русском посольстве

Ф.Шеллинг - философ

Г.Гейне - поэт - романтик

1826

Мюнхен

Женитьба на Элеоноре Петерсон

1836

Петербург

Публикация первой подборки стихов в «Современнике» А.С.Пушкина

1837

Турин

Перевод в Италию старшим секретарём русской миссии

28.09 1838

Петербург

Смерть жены

17.07.1839

Ницца

Женитьба на Эрнестине Дернберг. Уход в отставку, возвращение в Мюнхен

1844

Овстуг

Москва Петербург

Возвращение на родину

П.А.Вяземский - поэт, друг Пушкина

В. Л.Соллогуб - писатель

Е.П.Ростопчина - поэтесса

С.Т Аксаков - писатель, друг Гоголя

1850

Петербург

Статья Н.А.Некрасова «Русские второстепенные поэты» (с публикацией 22 стихотворений). Начало романа с Е.А.Денисьевой

1854

Петербург

Первый сборник стихов (под ред. И.С.Тургенева)

И.С.Тургенев

1858

Петербург

Назначение на пост председателя Комитета иностранной цензуры

1864

Петербург

Смерть Денисьевой

1868

Петербург

Второй сборник стихов (под ред. И.С.Аксакова)

1870

Смерть брата и сына

1872

Смерть дочери

27 .07 1873

Царское Село

Смерть поэта

1.Мы свели в таблицу основные даты, города, события и встречи в жизни поэта. Истоки - это прежде всего родовое имение Тютчевых, село Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. «Именно из этих среднерусских мест выходила чуть ли не вся большая русская литература: Толстой, Тургенев, Лесков, Фет, Тютчев» (Н.Скатов). Обобщая сведения об их жизни, можно сказать, что их взрастила особая усадебная среда, дающая прекрасное домашнее образование и воспитание, дающая ощущение свободы, единения с миром природы.

  1. Особое воспитание будущего поэта, отличное образование в домашних стенах определили 3 человека: мать, Екатерина Львовна, домашний учитель Семён Егорович Раич, довольно известный в своё время поэт и издатель, и, как часто бывало в стародворянских семьях, дядька Николай Афанасьевич Хлопов.
  2. В1819 году 16 -летний Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета, в том. же году происходит его первая публикация как поэта («Послание Горация Меценату»).Через три года (в 1822 году - в 19 лет!) началась служба в коллегии иностранных дел, и юный дипломат отправляется с русской миссией в Мюнхен.

Учитель. Вспомним строки Пушкина:

Он из Германии туманной

Привёз учёности плоды…

4. Оказавшись в одном из центров культурной жизни Европы, Тютчев, как и герой Пушкина, всерьёз занимался изучением немецкой философии, был хорошо знаком с Шеллингом и дружил с Генрихом Гейне.

22 года, долгих 22 года провёл он вдали от родных полей. Всего 4 раза приезжал в Россию. Поразительно, но все эти 22 года он говорил не на русском языке, русской речи он практически не слышал. На чужбине он женился на немке (Элеоноре Петерсон), а после её смерти снова женился на немке (Эрнестине Дёрнгберг). Два языка: немецкий и французский, становятся языками его любви, его семьи, его службы.

5. Поэт-символист Андрей Белый называл Тютчева «поэтом-политиком и аристократом». По возвращении на Родину поэт служил чиновником особых поручений в Министерстве иностранных дел, старшим цензором, наконец, председателем Комитета цензуры иностранной. С 1857 года член-корреспондент Петербургской Академии наук. На склоне лет поэт пережил историю великой и трагической любви к Елене Александровне Денисьевой...

Спасибо всем. Давайте обобщим сказанное, чтобы обозначить своеобразие судьбы поэта.

  1. Необычайная одарённость и ранняя карьера поэта и чиновника.
  2. Позднее начало публикации стихов и поздняя слава.
  3. Необычно длительное пребывание вдали от Родины (22 года).
  4. Знакомство и общение с выдающимися представителями русской и европейской культуры.
  5. Три прекрасные женщины были в жизни поэта, три истории любви, благодаря которым миру были подарены шедевры любовной лирики.
  6. Трагические судьбы близких поэта.

IV. Учитель. О, вещая душа моя!

О, сердце, полное тревоги!

О, как ты бьёшься на пороге

Как бы двойного бытия» - восклицал поэт. Судьба поэта, его внутренняя, духовная жизнь -

в его стихах.

Поражает то, что стихи писались только по-русски и только для России. «Русский язык хранился у по-
эта, как в сказочной кладовой, которая открывалась нечасто и ненадолго. По-русски творилось, как ока-
залось, главное дело жизни - стихи» (Н.Скатов), и творилось, по определению П.Якубовича, - «на высо-
те».

Лирика Тютчева - особая лирика. Это и пантеистическое настроение слияния с безличной жизнью природы ("Сумерки", "Так, в жизни есть мгновения", "Весна", "Еще шумел весенний день", "Листья", "Полдень", "Когда, что в жизни звали мы своим", "Весеннее успокоение"),

и одухотворенные описания природы, немногочисленные и краткие, но по охвату настроения почти не знающие равных в нашей литературе ("Утихла буря", "Весенняя гроза", «Летний вечер", "Весна", "Песок сыпучий", "Не остывшая от зноя", "Осенний вечер", "Тихой ночью", "Есть в осени первоначальной" и др.), и связанные с великолепным провозглашением самобытной духовной жизни природы ("Не то, что мните вы, природа"), нежное и безотрадное признание ограниченности человеческой любви ("Последняя любовь", "О, как убийственно мы любим", "Она сидела на полу", "Предопределение»).

Таковы господствующие мотивы философской поэзии Тютчева.

Большую часть написанных стихотворений составляют стихи о природе.

Прослушивание записи стихотворения «Не то, что мните вы, природа» в исполнении И.Кваши.

К кому обращено стихотворение?

Как вы объясните мысль «в ней есть язык»? Почему поэт не сказал «у неё»? (поэт акцентирует внимание на внутренней жизни природы, утверждает мысль о том, что только собственная глухота и слепота заставляют людей отрицать это).

Учитель подводит учащихся к мысли, что стихотворение содержит прямое дидактическое поучение, заставляет задуматься над философской сущностью природы.

Перечитаем несколько стихотворений, посвященных природе, и ответим на вопросы:

1 .В чем видит и как изображает Тютчев внутреннюю жизнь природы?

2.Какова соотнесённость человека и природы в пейзажных зарисовках поэта?

3. Какое значение имеет тютчевское понимание природы для вас, сегодняшних читателей?

Итак, к какому стихотворению мы обратимся в первую очередь?

Конечно, к стихотворению, которое мы очень любим. Оно было написано осенью 1857 года по пути из Овстуга в Москву. Строки, ставшие бессмертными, поэт набросал карандашом на обороте листка с перечнем почтовых станций и дорожных расходов. Это стихотворение любил читать Л.Н.Толстой.

Учитель читает стихотворение «Есть в осени первоначальной».

Некоторые исследователи относят это стихотворение к чисто пейзажным зарисовкам. Согласны ли вы с данным утверждением?

Дискуссия

Па первый взгляд, поэт изображает прелесть ранней осени, когда открывается необъятный простор, а поле-труженик, выполнив свою работу, отдыхает.

Анализ стихотворения.

В стихотворении нет заглавия, поэтому с особым вниманием отнесёмся к первой строчке.

Инверсия выносит в сильную позицию глагол есть, 3 л. ед.ч. (нач. ф. - быть). Это слово означает действие как постоянное: то, что существует постоянно, независимо. Короткое, ёмкое слово сразу переводит читателя на размышления о вечном.

Вспомним определение инверсии, данное Ломоносовым: «Однако, где слова устремить или возвысить должно, тут нередко бывает пристойнее вмещать оные напереди...».

Следующее слово осень. Какие значения присущи этому слову? Время года, наступающее после лета.

Пора, когда люди собирают урожай.

Пора, когда природа готовится к зимнему покою.

Но у Тютчева: в осени первоначальной .

  1. Обратимся к словарям.
  2. Какова цель использования многосложного слова?

Интересен факт, на который обратили внимание исследователи творчества Тютчева: оказывается, поэт часто употреблял в своих стихотворениях длинные слова. Почти в каждом из них есть одно или два многосложных, часто у Тютчева это сложносоставные слова.

«В стихах Тютчева такие «долгие» и торжественные слова помогают с самого начала переключить читательское восприятие «на высокую волну», переводят его в необычное, непрозаическое, торжественное измерение» (Е.А.Маймин).

Перечитаем первую строфу выразительно, проследив за тем, что уже первая строка задаёт торжественный, размышляющий тон всему стихотворению.

Расскажите о своих наблюдениях, обратив особое внимание на приём олицетворения, на своеобразие тютчевской метафоры.

2-я строка строится на антитезе. Каждый человек понимает быстротечность дивной поры, поэтому так важно запечатлеть её в памяти.

Эту неповторимость усиливает использование в контексте одного сравнения существительных двух различных форм: день - сущ. ед.ч., - вечера - мн. ч. ,

Сравнение осеннего дня с хрусталём вводится сочетанием как бы, синонимичным с союзами словно, будто. Это небольшое смягчение делает сравнение ненавязчивым.

Эпитет к слову вечера лучезарны. Снова сложносоставное в этимологии слово. Обратимся к словарю, узнаем его современное значение.

Во2-й строфе снова антитеза, и границы её расширяются за счёт градации: пусто всё, простор везде. Третья строчка строфы - наиболее важная для понимания смысла стихотворения. Олицетворение «паутины тонкий волос» в соотнесении с ключевым словом стихотворения «осень» наталкивает читателя на мысль, что явления природы поэт изображает в скрытом параллелизме с явлениями человеческой жизни. Ведь произносим же мы, не задумываясь, весна жизни, лето жизни, осень жизни, имея в виду детство, юность, зрелость.

Наши предположения подтверждает анализ 3-ей строфы. От описания праздной (1 - свободной от дел, занятий; 2 - чуждый забот и тревог) борозды поэт переходит к предостережению о зимних бурях (вспомним: буря в душе) и от него - к пророчеству о вознаграждении свыше:

И льётся чистая и светлая лазурь

На отдыхающее поле.

Не может не вызвать нашего восхищения такое тонкое наблюдение поэта.

Как объясняет словарь слово лазурь? Какой художественный приём использует Тютчев?

«Лазурь здесь не просто метонимический заменитель слова небо; здесь и солнечный свет, и голубизна воздуха, и тепло, которое как бы изливается сверху» (А.Д. Григорьева. Слово в поэзии Тютчева). Последние слова стихотворения также находятся в сильной позиции. А потому очень важны для понимания авторской позиции: отдыхающее поле, т. е. земля очеловеченная, одухотворённая.

Сделаем обобщение: в стихотворении образ осенней природы, наряду со своим прямым значением, приобретает также и значение иносказательное - становится символом человеческой жизни. Многие исследователи отмечают, что поэзия Тютчева являет человека и природу в драматическом

противостоянии и в родстве глубинной жизни.

Тютчев полагал, что природа, как и человек, духовна. Как эта мысль развита в стихотворении «Осенний вечер»?

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к следующей учебной ситуации, на сей раз ещё более сложного характера.

V. Творческий эксперимент. «Реконструкция» стихотворения Тютчева «Осенний вечер».

Перед вами стихотворение Тютчева «Осенний вечер», в котором пропущены эпитеты. Ваша задача -

вставить на место пропусков те определения и эпитеты, какие, по вашему мнению, должны здесь стоять.

Есть в светлости осенних вечеров

Прелесть:

Блеск и пестрота дерев

Листьев____,_________шелест

И ___________лазурь

Над землёю,

И, как предчувствие бурь,

Ветр порою,

Ущерб, изнеможденье – и на всём

Та _____улыбка увяданья,

Что в существе ____мы зовём

Стыдливостью страданья.

Работа выполняется в течение 5 минут индивидуально, затем коллективно.

Учитель. Большинство определений, предложенных учащимися, носят номинативный, назывной характер. Лишь немногие могут претендовать на художественность и выражение душевного состояния человека. А что же у самого поэта?

Откроем стихотворение.

Прослушивание в записи стихотворения в исполнении Папанова. Анализ стихотворения.

Обратим внимание на начало стихотворения и соотнесем его с вопросами, на которые мы уже отвечали при анализе стихотворения «Есть в осени первоначальной...».

Первые три строки, построенные по принципу инверсии и отличающиеся от остальных удивительно мягким благозвучием (ассонанс: е - и - е - и) обозначают отношение лирического героя к осеннему ясному вечеру. Умильная, таинственная прелесть определяет всю интонацию стихотворения: всё смягчено и умиротворено.

В строках 3-9 поэт воспроизводит детали пейзажа, разворачивает картину увядания, картину умирания природы, в которую отдельными нотами врываются слова о предвестниках поздних дней осени (окраска деревьев, шелест листьев, небо, ветер)

Обратимся к эпитетам, определяющим эти детали, и сравним с теми, что подобрали сами. В чём особенность таких эпитетов, как зловещий, томный, грустно-сиротеющей (снова сложносоставное слово)?

В обычной речи эти слова соотносят с миром человека, таким образом, Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф.В « кроткой улыбке» увядающей природы Тютчев разглядел стыдливую улыбку страдающего разумного существа.

VI. Чтение учащимися стихотворений по самостоятельному выбору с последующим комментарием.

« Нет, моего к тебе пристрастья я скрыть не в силах, мать-земля!» и т. д.

VII. Вывод .

В стихотворениях Тютчева о природе человек оказывается своеобразным инструментом постижения природы. Но, самое замечательное, и природа служит поэту инструментом постижения человека. Использование метафор типа «душевная буря» было присуще поэзии и до Тютчева. Но Тютчев возвёл метафору в метод и тем самым наполнил художественный прием философским содержанием.

Своеобразие изображения природы у Тютчева в том, что он воспринимает природу как живое, одухотворённое существо и за помощью обращается к жизни человека, только в ней находя аналогию тем явлениям, которые он наблюдает вокруг себя.

Таким образом, мы можем сказать, что жизнь природы была одной из центральных тем поэзии Тютчева. Природа являлась не только объектом эстетических переживаний поэта, как это часто бывает в пейзажной лирике, но и материалом для постоянных размышлений о мире, о Боге, о месте человека в этом мире.

  1. Тестирование по фрагменту рецензии.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе текста, который вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Поэт описывает природу в осеннем праздничном убранстве. Её «умильная таинственная прелесть» наложила свой мягкий умиротворяющий отпечаток на всю ____ стихотворения… Открывающая стихотворение ___ выполняет не только ритмообразующую, но и экспрессивную функцию. Пониманием природы как одушевлённого целого обусловлены многие особенности тютчевской поэтики – прежде всего __. Мы все употребляем в повседневной речи метафоры, не замечая их. Мы говорим: небо нахмурилось, солнце выглянуло, звёзды смотрят, но при этом ни небо, ни звёзды не приобретают в нашем сознании свойств живых существ.

Тютчев даже ходячие, стёртые метафоры заставляет звучать по-новому, освежая их __...ми и тем самым как бы внося «душу» в описываемые картины и явления природы.

К.В.Пигарев. Ф.И.Тютчев и его время.1978

Список терминов: 1) интонация; 2)риторический вопрос; 3)разговорная лексика; 4)метафора; 5)вопросно-ответная форма изложения; 6)эпитет; 7)инверсия; 8)гипнрбола.

  1. Послесловие . За полвека Тютчевым написано около четырёхсот стихотворений, их читали в 19 веке, ими восторгались в веке 20-м, они продолжают волновать сердца читателей века 21-го и, я думаю, все согласятся со словами И.С. Тургенева: Тютчев «создал речи, которым не суждено умереть», и «отношение к Тютчеву» продолжает оставаться «показателем вкуса читателя, его способности воспринимать подлинно прекрасное».
  1. Домашнее задание .

Познакомиться со стихами, посвященными Е.А.Денисьевой.

2.(Сильным уч-ся) сравнить стихи «Денисьевского» цикла со стихотворениями Н.А.Некрасова, посвященными Панаевой.

3.Выписать ставшие афоризмами строчки стихотворений Ф.И.Тютчева.


Значительное место в лирике Ф. И. Тютчева занимает тема человека и природы. Романтическая поэзия Тютчева устремлена в сферу идеалов. Поэт умеет своими стихами передать красоту природы и внутреннего мира человека, раскрыть то, что он любит, что вызывает у него восторг, перед чем он преклоняется, на что направлены его желания.

В поэзии Тютчева заключено богатое разнообразие стремлений, чувств и впечатлений. Поэт пытается разобраться в жизни природы и постичь тайны человеческой души. Все его стихи проникнуты романтикой, она - в открытии неведомого, в противоположности обычному, в противопоставлении света и тьмы, в преображениях живого существа и природы, в столкновениях и борьбе природных стихий и человеческих чувств.

Романтический герой стихов Тютчева - сам поэт. Его лирическое "я" выражает различные стороны движения внутренней жизни человека. Герой стихотворений - философ, созерцатель природы или влюбленный, мечтательный юноша.

Природа и человек, по Тютчеву, состоят из двух частей. Одна часть - одухотворенная, одушевленная, разумная и гармоничная, "дневная". Другая - "бездна", дикая, неуправляемая, стихийная, "ночная".

Его "поэзия дня" рисует космос как светлый, вечно молодой, радостный, телесный и одухотворенный мир:

Лазурь небесная смеется
Ночною смытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой.

Поэт слышит "вечный хор" в природе, она для него - как "блистательный покров", природа светится изнутри, освещенная солнцем. Природа не мираж, она реальность мира, и именно ее реальность привлекает Тютчева как поэта. В многообразных образах он стремится запечатлеть ее формы и краски, ее бытие в пространстве и во времени. Но поэт не растворил образы природы в поэтическом "я", скорее наоборот, его лирический герой растворяется в "животворном океане" природы:

Игра и жертвы жизни частной!
Приди ж, отвергни чувств обман,
И ринься, бодрый, самовластный,
В сей животворный океан.

Другая, "ночная", стихия в природе проявляется как хаос, катаклизмы, бури, катастрофы. В человеке - это страсти, тоже приводящие к катастрофе:

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Ночь обнажает это стихийное, хаотическое начало:

Светлая ночь на небосклон взошла,
И день отрадный, день любезный,
Как золотой покров она свила,
Покров, накинутый над бездной.
И, как виденье, внешний мир ушел...
И человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь, и немощен, и гол,
Лицом к лицу пред пропастью темной

Единство души человеческой и природной открывается нам лишь на мгновенье.

Стихотворения Тютчева музыкальны и живописны. Времена года - это мировые действа, которые так любит поэт. Он создал целый цикл стихов о весне. "Весенние воды" - начало праздника природы, первые его вестники. Здесь показано движение в природе от апрельского бурного таяния снегов к майским тихим, теплым дням. Все это сопровождается звуками, шумами, голосами, веселым оживлением:

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят.
Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!"

Шумы природы поэт передает самим звучанием стихов, используя аллитерации: "бегут", "будят", "брег", "блещут", "гласят", "гонцы", "весна", "выслала", "вперед".

А "Весенняя гроза" - шедевр, воспевающий природу: "Люблю грозу в начале мая..." За весной следует грозовое лето: "Как весел грохот летних бурь...", "В душном воздухе молчанье..." Новое действо природы - осень:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора...

Особенность взгляда Тютчева на природу - внимание к особым минутам, часам, периодам ее жизни.

Зимнее действо природы - в стихотворении "Чародейскою - зимою..." Под музыку стихов представляются магические действия чародейки, которая чертит волшебные круги -кольца, очаровывая, гипнотизируя, погружая в сон.

Тютчев нередко пишет "о двойной бездне", "двух беспредельностях". Живой телесный космос и мертвящий бестелесный хаос - две могущественные силы: ночной хаос поглощает золотой свет дня, но солнечный огонь разгоняет хаос:

Но не пройдет двух-трех мгновений,
Ночь испарится над землей,
И в полном блеске проявлений
Вдруг нас охватит мир дневной...

Природа и хаос противоположны друг другу и, в то же время, они объединяются в мировом бытии. Это составляет для поэта загадку. Но результат этого таинственного союза проявляется в человеке, который оказывается сыном Земли, и, в то же время, он относится к хаосу.

Слияние человека с гармонической природой - положительно, слияние с бестелесным хаосом - страшно и губительно.

Тютчев подчеркнул идею ценности телесного существования и самостоятельности жизни природы:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

Своеобразие романтической лирики Тютчева в том, что он воспел красоту природы, радость телесного бытия, которое видится поэту одновременно и одухотворенным. У него природа "дышит", "погружается в сон", "трепещет", а утром "радуется" и "смеется". Природа бывает полна любви и неги, страдает, как человек.

Тютчев с особой любовью проводит мысль о гармоничном союзе человека и природы.


Поэзия Тютчева – это отражение его внутренней жизни, его мысли и чувства. Все это создавало художественный образ и приобретало философское осмысление.

Тютчева недаром называют певцом природы. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце поэта. Правда, свои первые стихи о природе Тютчев написал еще в Германии. Там родилась его «Весенняя гроза». Всякий раз, приезжая в родные места, поэт одаривает нас прекрасными стихотворениями о родине, создав целый цикл картин природы. Таким было и его стихотворение «Чародейкою зимою…» И хотя все вокруг было засыпано пушистым снегом, стояла жуткая тишина, ни тени уныния не слышится в стихе. Даже в ненастное время осени, несмотря на хлябь размытых брянских дорог, неудобство на постоялых дворах, грязь, клопов и мух, душа Тютчева оттаивает при виде родных мест. Возникает потребность в карандаше и бумаге, чтобы высказать поэтическими строками переполнявшие душу чувства. Так однажды случилось по дороге в Москву:

Есть в осени первоначальной

Короткая и дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…»

Чем старше становился поэт, тем большую глубину и философичность приобретали его произведения о родном крае. Здесь и обожествление природы, и стремление точнее разгадать ее тайны.

В его стихах, которые воспевали картины и явления природы, нет обыкновенного любования. Природа заставляет поэта думать о загадках мироздания, о вопросах человеческого бытия.

Идея слияния природы и человека в лирике Тютчева развита в двух направлениях. Он говорит о конечном слиянии человека с хаосом и приобщении к нему ночью во время сна. Такого рода слияние страшно, так как оно несет с собой утрату телесного и сознательного начала. Другой характер приобретает слияние человека с природой матери-земли. Мысль о благотворном приобщении к ее светлой гармоничной прекрасной жизни поэт развивает во многих стихах: «Восток белел, ладья катилась…», «Нет моего к тебе пристрастья…», «В душном воздухе молчанья…»

В них выражено переживание счастья безмятежного единения человека с ее светлым весенним миром. В других стихов весеннего цикла – «Еще земли печален вид», «Весна» – показаны блаженство, родство человека с природой и вхождение в ее царство.

У Тютчева и материальная природа – это мать для человека, и хаос родной. Единение человека с природой приносит счастье, духовное слияние с разрушительным хаосом – трагично. Но в стихах Тютчева есть не только слияние человека с природой, но и разлад с ней. «Певучесть есть в морских волнах …» – поэт говорит о разладе человека с природой, что противоестественно. Разлад объясняется как что-то непонятное, необъяснимое. Причина разлада заключается в самом человеке. Не она отвергает его, а он сам, погруженный в «злые» страсти, не в силах принять в себя ее гармоничный и благодатный мир. Единение с ней представляется как не мгновенное состояние, а более длительное. Слияние и разлад сменяют друг друга. Вслед за бурями и грозами наступает «успокоение», озаренное солнечным сиянием и осененное радугой. Буря и грозы потрясают и внутреннюю жизнь человека, наполняют душу человека различными чувствами, но иногда оставляют после себя боль и опустошенность.

Природа для Тютчева такое же живое существо, как и человек:

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Природа выражает мысли, чувства, настроение человека, а иногда конфликт, борьбу добра со злом:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Поэт считает, что тайны природы постичь невозможно, можно лишь приблизиться к ним, восхищаться природой:

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята с нами;

Настанет ночь – и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

Человек стремится слиться с природой, пытается ощутить себя ее частицей. Но между природой и человеком существует и трагическое отличие. Природа вечна, неизменима. Человек проходит, природа остается...

Федор Иванович Тютчев – поэт-философ. Его творчество поражает глубиной и парадоксальностью суждений. Даже лирика природы у поэта философская. Пейзаж и мысль о нем выступают в неразрывном единстве.

Порой природа обретает символический смысл. Она просто отражает жизнь. Например, в стихотворении «Осенний вечер» говорится не только о сезоне, о времени суток, но и о «светлом» увядании, о старости человека:

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!..

…Ущерб, изнеможенье – и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья!

А бывает, что перед нами только пейзаж, но в нем ясно видна судьба человека:

На севере мрачном, на дикой скале

Кедр одинокий под снегом белеет,

…Про юную пальму все снится ему,

Что в дальних пределах Востока,

Под пламенным небом, на знойном холму

Стоит и цветет одинока…

Поэт стремится изобразить в этом маленьком фрагменте целый мир, всю жизнь. Ему вообще свойственна глобальность мысли, образа, что особенно проявляется в лирике природы. Тютчева привлекает необъятная стихия:

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И Божий лик изобразится в них!

Природа в лирике Тютчева – это или хаос, или гармония. И каждое состояние имеет свой образ, свой язык. Человек осознает и примет их, если захочет. Но это трудно. Вот лирический герой пытается понять «язык» ветра:

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно?..

То глухо жалобный, то шумно?

Чтобы постичь великие тайны природы, поэт советует раствориться в ней, слиться с этим прекрасным миром. Тогда произойдет чудо:

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул –

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул…

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном…

Час тоски невыразимой!..

Все во мне и я во всем!..

Человек увидел, услышал, почувствовал то, что прежде ему было не дано. Это счастье! Отчего же он так тоскует? Поэт считал: главная трагедия человека состоит в том, что он отделил себя от природы. Ведь мир един. Разорвав связь с природой, люди стали замыкаться в себе, в своей индивидуальности, и это привело их к трагическому ощущению жизни. Они перестали понимать мир и начали бояться его. Теперь человек может лишь на короткое время прикоснуться к природной гармонии. Полного единения с этим миром ему не обрести, вот он и печалится. Сам поэт всю жизнь старался преодолеть пропасть между собой и природой, мучительно понимая, что это невозможно. Тютчев осознавал одно: у человека и мира общий разум, значит, они могут когда-нибудь прийти к согласию:

Так связан, съединен от века

Союзом кровного родства

Разумный гений человека

С творящей силой естества…

Скажи заветное он слово –

И миром новым естество

О многих достоинствах природы поэт говорит также в стихотворении «Не то, что мните вы, природа». Тютчев осуждает бездумное, негуманное отношение к ней:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Поэт понимает, что существуют люди, для которых природа – пустой звук:

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Тютчев пишет о них с иронией, но в то же время жалеет этих нравственных калек:

Не их вина: пойми, коль может,

Органа жизнь глухонемой!

Поэт утверждает в природе материнское начало, и подчеркивает, что без нее человек – сирота. Нет ему в мире ни счастья, ни покоя. Однако если человек стремится общаться с природой, она все исправит.

«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...»

Песнь природе

Тютчев - русский поэт, воспевший в своём творчестве образ природы, как живого существа, наделенного человеческими качествами и чувствами. Единство человека и природы, неразрывная целостность и подчинение божественному существу, прослеживается во всем творчестве поэта. Его мир - единое целое, соединившее в себе человеческое бытие и бытие природы. «Осенний вечер», описанный поэтом в одноименном стихотворении, полон неизъяснимой притягательной прелести, трепетного дыхания, и по-человечески сиротеющей грусти: «…на всем та кроткая улыбка увяданья, что в существе разумном мы зовем божественной стыдливостью страданья».

Природа, представленная в лирике Тютчева, многолика и разнообразна, в постоянном движении и смене явлений. Этим автор дополнительно подчеркивает процесс, присущий всему живому - течение жизни. «Тени сизые сменились, цвет поблекнул, звук уснул - жизнь, движенье разрешились в сумрак зыбкий, в дальний гул…». А солнечный луч, описанный в стихотворении «Вчера», так ярко и красочно описан в своем движении, что кажется можно почувствовать его прикосновение: «ухватился за одеяло», «взобрался на ложе». Все картины жизни природы, изображенные поэтом, совершенно реальны и жизненны, преподнесенные в легкости, написаны обычными простыми словами.

Природа в творчестве Тютчева является неким связующим человека с божественной сущностью. Это устремляет взгляд поэта ввысь, к тайнам горных вершин, а затем дальше в космическую бездну. Его влечет туда надежда обрести понимание сути жизни, он увлекает за собою в стихотворениях, преподнося сперва образ гор, затем облаков и дальше познание откровения таинства вечности: «а там, в торжественном покое, разоблаченная с утра, сияет белая гора, как откровенье неземное». Именно небо представлено в его стихах, как символ чистоты и истины, где «звезды чистые горели, отвечая смертным взглядам непорочными лучами…» Многоточие, использованное здесь поэтом, призывает поразмыслить глубже над сказанным, приложить усилия и найти глубинную суть слов.

Тема ночи - одна из самых важных тем в описании природы в лирике Тютчева. Она наполнена философским смыслом, помогает проникнуть в «тайное тайных» человеческой сущности. Здесь описание природы наполнено необычайной красотою и величественностью. Поэт изображает её чистой и святой: «святая ночь на небосклон взошла…». Она полна незримых тайн и загадок, непостижимых для смертного человека. «На мир дневной спустилася завеса, изнемогло движенье, труд уснул… Над спящим градом, как в вершинах леса, проснулся чудный еженочный гул… Откуда он, сей гул непостижимый?...Иль смертных дум, освобожденных сном, мир бестелесный, слышный и незримый, теперь роится в хаосе ночном?»

В его творчестве уделено отдельное место описанию ночи. Он пытался найти истину бытия, а возможно соприкоснулся с нею и в своих стихах показывал пути и размышления для того, чтобы человек задумался не только о земных заботах, но и открыл свои духовные глаза, чтоб увидеть нечто большее, чистое, вечное и настоящее. Людские проблемы, которыми окутал свои глаза человек, поэт видит, как нечто второстепенное и совершенно бессмысленное. И природа «поочередно всех своих детей, свершающих свой подвиг бесполезный, она равно приветствует своей всепоглощающей и миротворной бездной».

Тютчев очень мастерски передает через описание природы глубину своих переживаний, свой настрой и чувства. Он очень тонко чувствует природу, знает её характер и умеет подобрать такие слова, которые ярче всего передадут смысл, который автор в них вкладывает. Больше всего беспокоит поэта оторванность человека от целостности мира, от божественного начала, уход в суету и бессмысленность по сравнению с величественностью её бытия. «И перед ней мы смутно сознаем себя самих - лишь грезою природы».

Тютчев жил жизнью, всецело отданной познанию себя, человеческого бытия, природы и незримой нити связывающей все в единое целое. Его поэзия многогранна и разнообразна, возвышенна и таинственна, нежная земная и космически холодная, но всегда неповторима и прекрасна, влекущая яркими красками своей удивительной жизни.