Болезни Военный билет Призыв

Тема: «Ориентирование. Азимут

, учитель географии, I квалификационная категория, педстаж 23 года.

КОНКУРС «Современный урок»

Тема: «Ориентирование. Азимут»

Цель : Продолжить изучение темы «План и карта»; познакомить с новыми терминами и понятиями, научить способам ориентирования на плане, карте, местности; измерять расстояния на местности, плане, карте.

Задачи:

1) Познакомить с терминами и понятиями «ориентирование», «горизонт», «основные и промежуточные стороны горизонта», «азимут ».

2) Научить определять основные и промежуточные стороны горизонта, азимут на местности, плане местности, карте с помощью компаса и по местным признакам; измерять расстояние на местности и карте.

3) Воспитывать любовь к природе, любознательность, желание изучать родной край.

Тип урока: Изучение нового материала.

Формы проведения: урок-путешествие; объяснение в ходе эвристической беседы понятий «ориентирование», «горизонт», «стороны горизонта», «азимут» с использованием рисунков в учебнике, изображений на экране мультивидео; в процессе проведения практических работ отработка умений работать с компасом; определение направлений азимутов на предметы в классе, на рисунке в учебнике; измерение расстояний на местности шагами и на карте и с помощью масштаба.

План УРОКА

1. Повторение по теме «Масштаб».

2. Цель урока и задачи для учеников.

3. Объяснение понятия «ориентирование».

4. Определение сторон горизонта – по рисунку в учебнике.

5. Ориентирование по местным признакам.

6. Определение сторон горизонта на плане местности и карте.

7. Компас.

8. Азимут.

9. Измерение расстояний.

10. Правила поведения в природе.

Оборудование:

учебник «Планета Земля» 6 класс; тетрадь-тренажер, атлас, диск с электронным приложением к учебнику; карта Шатурского района, карточка с заданиями для каждого ученика; диск Шатурский край; таблица с изображением лесных ориентиров; компас на каждой парте.

ХОД УРОКА

1. Повторение по теме «Масштаб»

Ребята, в осенние каникулы вы пойдете с учителем физкультуры в поход к реке Поля. Сегодня на уроке мы с вами совершим воображаемый поход-путешествие, таким образом, теоретически подготовимся к походу.

Найдем на карте Шатурского района наш поселок Осаново, откуда мы пойдем в поход, и реку Поля, куда мы должны придти (фрагмент карты Шатурского района см. в Приложении № 1).

Давайте узнаем, сколько км надо пройти, если будем двигаться по дороге, которая проложена на месте старой узкоколейки от пос. Осаново до Шатуры. Что для этого надо сделать?

(Ответы учеников)

(Посмотреть на масштаб карты, линейный перевести в именованный, измерить линейкой расстояние, умножить на именованный масштаб).

А теперь выполните задание № 1 в контрольном листе (Приложение).

1. Переведите численный масштаб (масштаб карты Шатурского района) 1:150000 в именованный.

Рассчитайте расстояние от п. Осаново до реки Поля.

(ответ: 1:150000

в 1 см 1,5 км

на карте от Осаново до р. Поля 4 см, это 4х1,5=6 км)

Проверка выполненного задания.

2. Цель урока и задачи для учеников.

Но чтобы идти в поход, надо уметь ориентироваться на местности и по карте. Поэтому основная цель сегодняшнего урока научиться:

1) ориентироваться на местности, узнать какие способы для этого существуют

2) научиться определять расстояние на местности. На эти вопросы как раз и отвечает § 4 нашего учебника.

На экране мультивидео страницы данного параграфа (см. Приложение).

3. Объяснение понятия «ориентирование»

Кто из вас знает, что означает понятие «ориентирование»?

Выводится на экран – определение.

«Ориентирование – это определение своего местоположения относительно сторон горизонта».

4. Определение сторон горизонта

Какие стороны горизонта вам известны? (север, юг, восток, запад).

Изучение рисунка в учебнике на стр.14 (см. Приложение).

Какие промежуточные стороны горизонта увидели на рисунке? (С-З, С-В, Ю-В, Ю-З). Кроме этих существуют С-СЗ, ССВ и т. д. Показ этой же схемы на экране мультивидео.

А теперь проверим как запомнили промежуточные стороны горизонта.

Для этого выполните задание № 2 в контрольном листе, не заглядывая в схему.

Задание : Подпиши промежуточные стороны горизонта. (Ответ: С-З, Ю-В, Ю-З)

5. Ориентирование по местным признакам

Ребята, а как можно определить стороны горизонта по местным признакам? (Могут быть ответы: по солнцу, звездам, мху на деревьях).

Показ слайдов на экране мультивидео с диска и объяснение учителя:

а) ориентирование по солнцу.

В наших (средних) широтах Солнце:

в 7 утра бывает на востоке

в 10 ч. – на юго-востоке

в 13 ч. – на юге

в 16ч. – на юго-западе

в 19 ч. – на западе.

А теперь, ребята, выполните задание № 3 в карточке.

Задание № 3: Если ранним утром отправились в поход в С-направлении, с какой стороны будет солнце? (Ответ: справа).

б) ориентирование по Полярной звезде.

Найти ковш Большая Медведица из семи ярких звезд.

Мысленно отложить на продолжение линии между крайними звездами ковша еще 5 таких отрезков. Здесь находится Полярная звезда.

Полярная звезда всегда находится на северной стороне горизонта.

в) лесные ориентиры (на экране текст, чтение которого сопровождается показом соответствующих примеров на таблице – Приложение).

Текст на экране:

1) С северной стороны деревья, камни обильнее покрыты лишайниками, грибками.

2) У отдельно растущего дерева крона гуще с южной стороны.

3) Муравейники располагаются с южной стороны деревьев; южный скат муравейника пологий, а северный – крутой.

4) Ягоды и фрукты раньше краснеют с южной стороны.

5) Снег быстрее подтаивает на южных склонах.

Ребята, когда вы будете в походе, обязательно проверьте эти ориентиры на практике.

6. Определение сторон горизонта на плане местности и карте

Учитель: на планах направление на С обозначают стрелкой С-Ю. Если на плане нет стрелки, то считается, что верхний край плана северный, нижний - южный, правый – восточный и левый – западный.

Откройте атлас стр.9 – план местности (см. Приложение).

Определите:

а) в каком направлении от озера Черное находится село Добрынино (Ответ: С-В).

б) ключ Белый (Ответ: Ю).

в) деревня Вороново (Ответ: С-З).

А теперь для закрепления навыка определения сторон горизонта на плане местности выполните в карточке задание № 4.

Задание № 4 : В каком направлении от оз. Черное находится:

а) г. Кирпичная (ответ – С)

б) г. Андогская (ответ - С-З)

в) Силосная башня (ответ - С-В).

А теперь вернемся к карте Шатурского района, к нашему маршруту к реке Поля.

В каком направлении по карте мы пойдем в поход (Ответ: С-З). В каком направлении вернемся (ответ: Ю-В).

7. Компас

Но для точного определения сторон горизонта на местности необходим компас. Его магнитная стрелка всегда показывает на север.

а) рассматривание компаса

б) показ слайд-шоу на экране. Внешний вид различных компасов, применяемых в навигации, геодезии, военном деле, старинные.

в) Чтение в учебнике исторической справки «Геофокус». Об изобретении компаса и о том, как сориентировать компас.

Компас с магнитной стрелкой был изобретен в Китае и впервые упоминается в 692 г. Он позволяет ориентироваться в любом месте и в любое время. Для этого компас необходимо установить в горизонтальном положении так, чтобы его стрелка не касалась корпуса и, поворачивая компас, совместить конец стрелки с указателем «С» (север). Такое положение означает, что компас сориентирован.

г) Практическая работа с компасом

Учитель помогает вам сориентировать компас на парте.

Определите в какую сторону по компасу обращены в классе:

а. доска (Ответ: С)

б. окна (Ответ: З)

в. дверь (ответ: В)

г. стенд на стене (Ответ: Ю-В).

8. Азимут

На компасе изображены цифры. Это градусы, по которым можно определить азимут.

а) Определение этого понятия выводится на экран: «Азимут – это угол, измеренный в градусах, между направлением на север и направлением на объект, отсчитываемый по часовой стрелке.

б) Рассматривание на экране схемы с изображением сторон горизонта и соответствующие им градусы (см. Приложение рис.1.11).

в) Практическая работа по определению азимута

1) На экране мультивидео изображение плана местности (Приложение). По этому плану коллективное определение азимута от места наблюдения до кустарника, одиноко стоящего дерева, ключа Белый.

2) Самостоятельная работа учеников на контрольном листе: задание № 5: Определить азимут от места наблюдения до силосной башни (Ответ: - 30о),

до одиночно стоящего дерева (Ответ – 330о).

(использовать рис.1.14 в учебнике стр.154, см. Приложение).

3) Давайте определим азимут нашего движения от Осаново к реке Поля по карте Шатурского района (Ответ: -315о)

9. Измерение расстояний на местности

В начале урока мы с вами посчитали по карте с помощью масштаба расстояние от пос. Осаново до реки Поля – 6 км.

А как можно измерить расстояние на местности?

Ваши предложения? (Ответ: мерной лентой, шагами). Можно использовать среднюю длину своего шага. Для определения средней длины шага отмерим рулеткой 10м. Пройдем. Получили 20 шагов. Значит средняя длина шага 0,5 метра. Далее надо определить среднюю скорость движения, т. е. посчитать, сколько сделаете шагов за 1 минуту. Например, 100 шагов, а если в 1 м два шага. Значит, средняя скорость движения V =50 м/мин.

Решим задачу:

длина шага – 0,5 м

V – 100 шагов в минуту = 50 м/мин.

Шли 3 часа.

Какое расстояние прошли?

(Решение: 3 ч.=180мин. S=t V= 180 х 50 = 9000м= 9км)

А теперь выполните задание № 7 в листке контроля.

Длина шага – 0,5м

Ср. V = 100 шагов в мин. = 50 м/мин.

Шли 2 часа.

Какое расстояние прошли?

(Ответ: 2ч.=120мин. 120 х 50 = 6000 м= 6км)

10. Повторение правил поведения в природе

Решив задачу, получили – 6 км.

Значит, до реки Поля дойдем примерно за 2 часа. Ну, вот и оказались у места назначения. Посмотрите пейзажи в районе реки Поля. (Показ слайдов с диска «Шатурский край» - пейзажи реки Поля).

Поставили палатки, разожгли костер, пообедали, выполнили задания по ориентированию, поиграли.

Все хорошо!

Ну, а теперь расскажите, какие правила должны выполнять, чтобы не нанести вред природе?

1) Одно из самых простых и важных правил – не оставлять в лесу мусора.

2) Не шуметь, не пугать животных леса.

3) Правильно разводи костер: на старом кострище. Если его нет, лопатой надо снять дерн и разводи костер в образовавшейся ямке. Уходя, погаси костер: залей водой, засыпь песком, а дерн положи на место.)

Домашнее задание:

§ 4. Задания в тетради-тренажере

стр.5 № 11, стр.7 № 1, стр.6 № 2.

Используемая литература:

1. Учебник «Планета Земля», 6 класс.

2. , «Практические работы по геогафии 6-10 классы», Москва «Школа-Пресс», 2001г.

3. «Современный урок географии». Часть 2. Методические разработки уроков.

Тема 2. Ориентирование.

Занятие 35 (2.12.1): Движение по азимуту. Выход по азимуту на КП.

Практические приемы

Группа: сборная клуба. 6-10 классы

Цель :

Подготовка команды спортсменов к соревнованиям.

Задачи:

1. Обучающие – изучить способы движения по азимуту.

2. Развивающие – развить навыки применения измерительных приборов для:

    определения сторон горизонта и азимута,

    измерения расстояния по карте,

    измерения длины пути.

3. Воспитательные: выработать осознанное чтение карты местности для безопасности и сохранения здоровья .

Тип урока: Изучение нового материала.

Формы проведения:

    урок-путешествие;

    объяснение в ходе эвристической беседы понятий «ориентирование», «горизонт», «стороны горизонта», «азимут» с использованием и изображений на экране;

    в процессе проведения практических работ отработка умений работать с компасом;

    определение направлений азимутов на предметы в кабинете, на рисунке раздаточного материала;

    измерение расстояний на местности шагами и на карте и с помощью масштаба,

    практические приёмы движения по азимуту на клубном дворе.

ПЛАН УРОКА

1. =Повторение по теме «Масштаб».

Цель урока и задачи для учеников.

Объяснение понятия «ориентирование».

2. =Определение сторон горизонта – по компасу.

Ориентирование по местным признакам.

Определение сторон горизонта на плане местности и карте.

3. Азимут. Способы движения на соревнованиях.

4 Практика движения по азимуту в пределах кабинета. Теория движения на соревнованиях.

6. Измерение расстояний.

7. =Правила применения расстояния и азимута на соревнованиях.

Практика на приклубном участке

Используемые материалы и оборудование:

    Компасы

    Транспортир демонстрационный

    Транспортиры раздаточные

    Мультимедийное оборудование

    Карты приклубной территории, карты Сосновки, другой раздаточный материал

ХОД УРОКА

1. Повторение по теме «Масштаб»

Ребята, в воскресенье мы пойдем в поход к озеру в Сосновке. Сегодня на уроке мы с вами совершим воображаемый поход-путешествие, таким образом, подсчитаем точно, сколько километров мы пройдем в воскресенье.

Найдем на карте Сосновки нашу базу «Бурвестник», найдем остановку «Мост», мы вспомним те тропы, по которым мы уходим к озеру, покажем дорогу, по которой мы возвращаемся на нашу базу.

Давайте узнаем, сколько км надо пройти, если будем двигаться по маршруту «Мост» - «Буревестник» - озеро Сосновское – стадион – «Буревестник» - «Мост». Что для этого надо сделать?

(Ответы учеников)

(Посмотреть на масштаб карты, линейный перевести в именованный, измерить линейкой расстояние, умножить на именованный масштаб).

Наша команда разделится на 4 группы. Раздвинем столы, сядем поудобнее.

А теперь выполните задание № 1.

Переведите численный масштаб (масштаб карты) 1:75000 в именованный.

Рассчитайте расстояние по отрезкам пути.

Проверка выполненного задания.

1.1. Цель урока и задачи для учеников.

Если тема сегодняшнего занятия «Изучение движения по азимуту», какие цели мы можем себе поставить на это занятие? Ч ему вы должны научиться?

У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать? Каждому человеку в жизни необходимо научиться ориентироваться, т. е. определять свое местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объектов.
Умение ориентироваться в пространстве - одно из самых важных качеств человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья людей. Уметь ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов, это не всегда надежно - знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т. д. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта.

Но чтобы идти в поход, надо уметь ориентироваться на местности и по карте. Поэтому основная цель сегодняшнего урока научиться:

1) ориентироваться на местности по азимуту, узнать какие способы для этого существуют

2) научиться определять расстояние на местности.

1.3. Объяснение понятия «ориентирование»

Кто из вас знает, что означает понятие «ориентирование»?

Выводится на экран – определение.

«Ориентирование – это определение своего местоположения относительно сторон горизонта».

2. Определение сторон горизонта

Какие стороны горизонта вам известны? (север, юг, восток, запад).

(Вычерчивание сторон горизонта на листе)

Какие промежуточные стороны горизонта вы знаете? (С-З, С-В, Ю-В, Ю-З). Кроме этих существуют С-СЗ, ССВ и т.д. А теперь проверим как запомнили промежуточные стороны горизонта.

Задание : Подпиши промежуточные стороны горизонта. (Ответ: С-З, Ю-В, Ю-З)

2.2. Ориентирование по местным признакам

Ребята, а как можно определить стороны горизонта по местным признакам? (Могут быть ответы: по солнцу, звездам, мху на деревьях).

Показ слайдов на экране и объяснение педагога:

а) ориентирование по солнцу.

В наших (средних) широтах Солнце:

в 7 утра бывает на востоке

в 10 ч. – на юго-востоке

в 13 ч. – на юге

в 16ч. – на юго-западе

в 19 ч. – на западе.

А теперь, ребята, выполните задание в карточке.

Задание:

б) ориентирование по Полярной звезде.

Найти ковш Большая Медведица из семи ярких звезд.

Мысленно отложить на продолжение линии между крайними звездами ковша еще 5 таких отрезков. Здесь находится Полярная звезда.

Полярная звезда всегда находится на северной стороне горизонта.

в) лесные ориентиры (на экране текст, чтение которого сопровождается показом соответствующих примеров на таблице.

Текст на экране:

1) С северной стороны деревья, камни обильнее покрыты лишайниками, грибками.

2) У отдельно растущего дерева крона гуще с южной стороны.

3) Муравейники располагаются с южной стороны деревьев; южный скат муравейника пологий, а северный – крутой.

4) Ягоды и фрукты раньше краснеют с южной стороны.

5) Снег быстрее подтаивает на южных склонах.

Ребята, в походе обязательно проверьте эти ориентиры на практике.

2.3. Определение сторон горизонта на плане местности и карте

На планах направление на С обозначают стрелкой С-Ю. Если на плане нет стрелки, то считается, что верхний край плана северный, нижний - южный, правый – восточный и левый – западный.

Определите:

А теперь для закрепления навыка определения сторон горизонта на плане местности выполните в карточке задание. (Выдается карточка, но азимуты там не отмечены. Школьники определяют самостоятельно азимуты при помощи транспортира. Затем они получают карточку для проверки своих знаний. Процесс самоанализа занимает еще минут 5 урока)

3. Компас.

Но для точного определения сторон горизонта на местности необходим компас. Его магнитная стрелка всегда показывает на север.

а) рассматривание компаса

б) показ слайд-шоу на экране. Внешний вид различных компасов, применяемых в навигации, геодезии, военном деле, старинные.

Компас с магнитной стрелкой был изобретен в Китае и впервые упоминается в 692 г. Он позволяет ориентироваться в любом месте и в любое время. Для этого компас необходимо установить в горизонтальном положении так, чтобы его стрелка не касалась корпуса и, поворачивая компас, совместить конец стрелки с указателем «С» (север). Такое положение означает, что компас сориентирован.

в) Практическая работа с компасом

Учитель помогает сориентировать компас на парте.

Определите в какую сторону по компасу обращены в классе:

а. доска

б. окна

в. дверь

г. стенд на стене

3.2. Азимут

На компасе изображены цифры. Это градусы, по которым можно определить азимут.

а) Определение этого понятия выводится на экран: «Азимут – это угол, измеренный в градусах, между направлением на север и направлением на объект, отсчитываемый по часовой стрелке.

б) Рассматривание на экране схемы с изображением сторон горизонта и соответствующие им градусы.

4. Теория движения. Ориентирование по азимуту в условиях соревнования.

При прохождении трассы по намеченному пути можно прибегать к различным приемам. Возможность использовать описанные ниже приемы для отыскания КП также сильно влияют на выбор пути:

    бег по азимуту . Применяется, когда нет каких-либо достаточно надежных ориентиров.

    бег по азимуту с упреждением . Используется, например, когда вы бежите по азимуту к извилине ручья. Упершись в ручей вы не будете точно знать слева от вас извилина или справа. Если же при движении к ручью заведомо отклониться чуть правее, то на ручье извилина будет однозначно слева.

    бег в "мешок" . Зная, что вы обязательно упретесь в определенные ориентиры, вы можете значительно увеличить скорость, не уделяя чрезмерно много внимания на работу с компасом и чтение карты.

    бег по линейным ориентирам . Позволяет значительно реже обращаться к помощи компаса. К тому же более длинный путь по линейным ориентирам зачастую оказывается наиболее быстрым за счет возможности двигаться на высокой скорости.

    бег по опорным ориентирам . При выборе пути следования из множества ориентиров выбираются наиболее надежные, весь маршрут разбивается на небольшие отрезки, соединяющие эти ориентиры и на остальные незначащие детали внимание не обращается. В результате получается значительная экономия времени так как отпадает необходимость останавливаться у каждого ориентира и находить его на карте.

    по азимуту с чтением карты . Если местность насыщена множеством однообразных мелких объектов и нет возможности выбрать опорные ориентиры, применяется метод скрупулезного вчитывания в карту с точным движением по азимуту.

5. Азимут на плане местности при помощи транспортира.

Группы рисуют свои планы маршрутов. Они определяют азимуты и расстояния.

Проверяют, поменявшись своими карточками.

6. Измерение расстояний на местности

В начале урока мы с вами посчитали по карте с помощью масштаба расстояние нашего маршрута в Сосновке

А как можно измерить расстояние на местности?

Ваши предложения?

(Ответ: мерной лентой, шагами). Можно использовать среднюю длину своего шага. Для определения средней длины шага отмерим рулеткой 10м. Пройдем. Получили 20 шагов. Значит средняя длина шага 0,5 метра. Далее надо определить среднюю скорость движения, т.е. посчитать, сколько сделаете шагов за 1 минуту. Например, 100 шагов, а если в 1 м два шага. Значит, средняя скорость движения V =50 м/мин.

Задание.

Нахождение азимута по плану.
1. Определить направление на север.
2.От точки стояния провести условно линию, совпадающую с направлением на север, а другую линию на предмет местности.
3.Определить с помощью транспортира значение азимута, двигаясь почасовой стрелке.

Рефлексия .

Практика на приклубном участке.

    Соревнование

На какие КП можно выйти по зимуту?

(раздаются карты приклубного участка с отмеченными КП.)

Школьники применяют различные способы движения по азимуту в мини –соревнованиях. Время прохождения маршрута засекается по секундомеру.

    Измерение расстояния на местности. Практика.

    • Глазомерный способ измерения расстояния.

      Измерьте расстояние до ближайшего КП шагами.

      Измерение рулеткой.

      Работа с масштабом. Вычисляем расстояние по масштабу

Кто был точнее? Как удобнее? Нужен ли навык определения расстояний?

(Мы оставляем флажок, который удален от крылечка клуба на 100 метров)

Флажок на 100 метров от порога – наша постоянная тренировка глазомера.

    Шагаем по свежему снегу.

Нарисуйте фигуру, используя следующие данные(шагами на снегу):
1: 10 000масштаб: в 1 см -100м
1.Направление (Н)-СВ, расстояние(Р)=300м, Азимут(А)= ?
2.Н-ЮВ, Р=300м, А= ?
3.Н - З, Р=400м, А= ?
4.Н - Ю, Р=500м, А= ?
5.Н –В, Р=400м, А= ?
6. Н-С, Р=500, А= ?

Учитель

1.На какую сторону горизонта указывает окрашенная стрелка компаса?
2. Какая сторона горизонта находится напротив востока?
З. В какую сторону горизонта вытянуты кольца на пнях?
4. С какой стороны на деревьях растет мох?
5. С какой стороны муравьи строят муравейник?
б. В какой стороне восходит Солнце?

Итог : Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал?

Технологическая карта урока № 33 Движение по азимуту. Отклонение при движении по азимуту.

Тип урока

Урок первоначальных предметных умений

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1. Знакомит с понятиями «ориентирование, «горизонт», «стороны горизонта».

Презентация «Ориентирование»

Определение сторон горизонта, основных и промежуточных румбов

Умение ориентироваться на местности, определять стороны света по компасу, солнцу и часам, основным признакам местности, полярной звезде, знакомство с курвиметром. Формирование навыков работы с транспортиром для определения азимута

Работа в группах по составлению задач на определение азимута

Формирование умения ориентироваться на местности,

Тест по теме Условные знаки Масштаб

Взаимопроверка расчётов в задании

2. Ориентирование на местности по Солнцу, звездам, Луне, местным признакам.

Учитель демонстрирует слайды презентации Ориентирование

Умение ориентироваться на местности, определять стороны света по компасу, солнцу и часам, основным признакам местности, полярной звезде,

Схематично отображают в своих записях правила ориентирования по местным признакам. солнцу

3. Ориентирование при помощи компаса.

Учитель знакомит с правилами работы с компасом

Работают с компасом и картой, ориентируя её на север

4. Знакомство с понятием «азимут».

Формирование навыков движения по азимуту

Работают с компасом, определяют азимут

Формирование умения работы с компасом

5. Определение азимута по плану местности при помощи транспортира.

Формирование навыков работы с транспортиром для определения азимута

Работают с транспортиром, определяют азимут

Формирование умения работы с транспортиром

6. Измерение расстояний на местности.

Знакомит с правилами работы с масштабом

знакомство с масштабом, правилами измерений расстояний по карте

Работают с линейкой, нитью, измеряют расстояние по карте, длину пути.

Формирование умений измерения расстояния на местности по карте

7. практика на приклубном участке

Определение азимута движения, прохождение расстояния, определенного в задании.

Умение определять азимут и расстояние при помощи пар шагов

Работа в паре по прохождению маршрута

Формирование умения сотрудничать при выборе правильного решения

Взаимопроверка расчетов в задании

Работа с картой, компасом, определение направления, азимута, измерение расстояний по карте

Подведение итогов урока

Ли­те­ра­ту­ра

Ма­те­ри­а­лы в сети Ин­тер­нет Ис­точ­ник ).

5. Вы­жить.ру ( ).

Приложение.

Карточки для работы на уроке:

Практическая работа «Отработка умений работать с компасом»:

    Если ранним утром отправились в поход в С-направлении, в какую сторону возвращаться обратно?

    Убедитесь, что Полярная звезда в пяти измерениях от Большой Медведицы

определение направлений азимутов на предметы в кабинете, на рисунке раздаточного материала

Определите:

а) в каком направлении находится дом и дерево, если азимут дерева 90 градусов.

б) холм, если его азимут 0 градусов

Начертите схему их расположения на плане местности.

Закрепление понятия АЗИМУТ:

Работа с карточками

2. Индивидуальные задания.

Начертите класс, сориентируйте по сторонам горизонта. Напишите азимуты на предметы.

измерение расстояний на местности шагами и на карте и с помощью масштаба

Задание:

    Измерьте 10 метров в клубе.

    Пройдите это расстояние.

    Посчитайте сколько метров в паре ваших шагов.

    Запомните и запишите результат.

практические приёмы движения по азимуту на клубном дворе

Каждый получает карточку и выполняет действия:

    Пройти по азимуту 30 градусов 20 метров

    пройти по азимуту 35 градусов 20 метров

    пройти по азимуту 0 градусов 20 метров

    пройти по азимуту 350 градусов 20 метров

Карточки дублируются, тем самым вычисляется правильность пары, хотя действуют они поодиночке.

Определите азимут, по которому надо идти от родника на высоте 142,0 до дома лесника.

Ответ запишите цифрами.

Пояснение.

Чтобы определить азимут движения, необходимо провести линию, показывающую направление на север, из пункта начала движения (от родника на высоте 142,0). Затем соединить объекты начала и конца движения прямой линией (от родника на высоте 142,0 до дома лесника)

Ответ: |133|134|135|136

Ответ: |133|134|135|136

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по географии. Вариант 1.

Определите по карте азимут, по которому надо идти от дома лесника до геодезического знака 162,0. Ответ запишите цифрами.

Пояснение.

Для выполнения задания необходимо использовать транспортир. Определяя азимут движения, надо помнить, что азимут - это угол между направлением на север и направлением на объект движения, отсчитываемый по часовой стрелке. Изменяется азимут от 0 до 360 градусов. Чтобы определить азимут движения, необходимо провести линию, показывающую направление на север, из пункта начала движения (от домика лесника). Затем соединить объекты начала и конца движения прямой линией (от домика лесника к геодезическому знаку 162,0) Полученный угол измеряем по часовой стрелке совмещением ноля транспортира с направлением на север.

Ответ: 270.

Ответ: 268|269|270|271|272

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по географии. Вариант 2.

Определите по карте азимут, по которому надо идти от школы до колодца с ветряным двигателем, расположенного на горе Голая. Ответ запишите цифрами.

Пояснение.

Для выполнения задания необходимо использовать транспортир. Определяя азимут движения, надо помнить, что азимут - это угол между направлением на север и направлением на объект движения, отсчитываемый по часовой стрелке. Изменяется азимут от 0 до 360 градусов. Чтобы определить азимут движения, необходимо провести линию, показывающую направление на север, из пункта начала движения (от школы). Затем соединить объекты начала и конца движения прямой линией (от от школы до колодца с ветряным двигателем, расположенного на горе Голая)

Полученный угол измеряем по часовой стрелке совмещением ноля транспортира с направлением на север.

Так как на карте линия направления на север совпадает с направлением движения, то азимут будет равен нулю или 360 градусам.

Ответ: 0 или 360.

Ответ: 0|360

Определите азимут, по которому надо идти от точки М до отдельно стоящего дерева. Ответ запишите цифрами.

Пояснение.

Для выполнения задания необходимо использовать транспортир. Определяя азимут движения, надо помнить, что азимут - это угол между направлением на север и направлением на объект движения, отсчитываемый по часовой стрелке. Изменяется азимут от 0 до 360 градусов.

Чтобы определить азимут движения, необходимо провести линию, показывающую направление на север, из пункта начала движения (от точки М). Затем соединить объекты начала и конца движения прямой линией (от точки М до отдельно стоящего дерева).

Полученный угол измеряем по часовой стрелке совмещением ноля транспортира с направлением на север.

Ответ: 310.

Ответ: 310|315

Пояснение.

Для выполнения задания необходимо использовать транспортир. Определяя азимут движения, надо помнить, что азимут - это угол между направлением на север и направлением на объект движения, отсчитываемый по часовой стрелке. Изменяется азимут от 0 до 360 градусов. Чтобы определить азимут движения, необходимо провести линию, показывающую направление на север, из пункта начала движения (от точки В). Затем соединить объекты начала и конца движения прямой линией (от точки В к С) Полученный угол измеряем по часовой стрелке совмещением ноля транспортира с направлением на север.

Ответ: 180.

Ответ: 178|179|180|181|182

Определите по карте азимут, по которому надо идти от школы до родника, расположенного на высоте 140,5 м. Ответ запишите цифрами.

Пояснение.

Для выполнения задания необходимо использовать транспортир. Определяя азимут движения, надо помнить, что азимут - это угол между направлением на север и направлением на объект движения, отсчитываемый по часовой стрелке. Изменяется азимут от 0 до 360 градусов. Чтобы определить азимут движения, необходимо провести линию, показывающую направление на север, из пункта начала движения (от школы). Затем соединить объекты начала и конца движения прямой линией (от школы до родника) Полученный угол измеряем по часовой стрелке совмещением ноля транспортира с направлением на север.

Ответ: 30.

Ответ: 28|29|30|31|32

Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки А к точке В.

Пояснение.

Для выполнения задания необходимо использовать транспортир. Определяя азимут движения, надо помнить, что азимут - это угол между направлением на север и направлением на объект движения, отсчитываемый по часовой стрелке. Изменяется азимут от 0 до 360 градусов. Чтобы определить азимут движения, необходимо провести линию, показывающую направление на север, из пункта начала движения (от А). Затем соединить объекты начала и конца движения прямой линией (от А к В) Полученный угол измеряем по часовой стрелке совмещением ноля транспортира с направлением на север.

Ответ: 87.

Ответ: 87|88|89|90

Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки В до точки А.

Пояснение.

Для выполнения задания необходимо использовать транспортир. Определяя азимут движения, надо помнить, что азимут - это угол между направлением на север и направлением на объект движения, отсчитываемый по часовой стрелке. Изменяется азимут от 0 до 360 градусов. Чтобы определить азимут движения, необходимо провести линию, показывающую направление на север, из пункта начала движения (от В). Затем соединить объекты начала и конца движения прямой линией (от В к А) Полученный угол измеряем по часовой стрелке совмещением ноля транспортира с направлением на север.

Ответ: 0 или 360.

Ответ: 0|360

Определите азимут, по которому надо идти от точки В до колодца. Ответ запишите цифрами.

Пояснение.

Для выполнения задания необходимо использовать транспортир. Определяя азимут движения, надо помнить, что азимут - это угол между направлением на север и направлением на объект движения, отсчитываемый по часовой стрелке. Изменяется азимут от 0 до 360 градусов. Чтобы определить азимут движения, необходимо провести линию, показывающую направление на север, из пункта начала движения (от В). Затем соединить объекты начала и конца движения прямой линией (от В до колодца) Полученный угол измеряем по часовой стрелке совмещением ноля транспортира с направлением на север.

Ответ: 288.

Ответ: 288|289|290|291|292

Определите азимут, по которому надо идти от дома лесника до родника на высоте 142 м. Ответ запишите цифрами.

Пояснение.

Для выполнения задания необходимо использовать транспортир. Определяя азимут движения, надо помнить, что азимут - это угол между направлением на север и направлением на объект движения, отсчитываемый по часовой стрелке. Изменяется азимут от 0 до 360 градусов. Чтобы определить азимут движения, необходимо провести линию, показывающую направление на север, из пункта начала движения (от домика лесника). Затем соединить объекты начала и конца движения прямой линией (от домика лесника до родника на высоте 142,0) Полученный угол измеряем по часовой стрелке совмещением ноля транспортира с направлением на север.

Ответ: 313.

Ответ: 313|314|315|316|317

Пояснение.

Для выполнения задания необходимо использовать транспортир. Определяя азимут движения, надо помнить, что азимут - это угол между направлением на север и направлением на объект движения, отсчитываемый по часовой стрелке. Изменяется азимут от 0 до 360 градусов. Чтобы определить азимут движения, необходимо провести линию, показывающую направление на север, из пункта начала движения (от точки М). Затем соединить объекты начала и конца движения прямой линией (от точки М до отдельно стоящего дерева на высоте 180, 4) Полученный угол измеряем по часовой стрелке совмещением ноля транспортира с направлением на север.

Ответ: 303.

Ответ: 303|304|305|306|307

Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки А до точки В.

Пояснение.

Для выполнения задания нужно определить при помощи транспортира угол между направлением на север и направлением на точку В. Направление на север на плане соответствует вертикальной рамке плана. В данном примере верный ответ: 90 градусов или направление на восток.

Ответ: 90.

Ответ: 88|89|90|91|92

Определите азимут, по которому надо идти от точки В до точки А. Ответ запишите цифрами.

Пояснение.

Для выполнения задания необходимо использовать транспортир. Определяя азимут движения, надо помнить, что азимут - это угол между направлением на север и направлением на объект движения, отсчитываемый по часовой стрелке. Изменяется азимут от 0 до 360 градусов. Чтобы определить азимут движения, необходимо провести линию, показывающую направление на север, из пункта начала движения (от точки В). Затем соединить объекты начала и конца движения прямой линией (от В к А) Полученный угол измеряем по часовой стрелке совмещением ноля транспортира с направлением на север.

Ответ: 268.

Ответ: 268|269|270|271|272

Определите азимут, по которому надо идти от точки М до отдельно стоящего дерева на высоте 180,4. Ответ запишите цифрами.

Пояснение.

Для выполнения задания необходимо использовать транспортир. Определяя азимут движения, надо помнить, что азимут - это угол между направлением на север и направлением на объект движения, отсчитываемый по часовой стрелке. Изменяется азимут от 0 до 360 градусов. Чтобы определить азимут движения, необходимо провести линию, показывающую направление на север, из пункта начала движения (от М). Затем соединить объекты начала и конца движения прямой линией (от М до отдельно стоящего дерева на высоте 180,4) Полученный угол измеряем по часовой стрелке совмещением ноля транспортира с направлением на север.

Ответ: 320.

Ответ: 320|330

Определите азимут, по которому надо идти от точки В до колодца.

Пояснение.

Для выполнения задания необходимо использовать транспортир. Определяя азимут движения, надо помнить, что азимут - это угол между направлением на север и направлением на объект движения, отсчитываемый по часовой стрелке. Изменяется азимут от 0 до 360 градусов. Чтобы определить азимут движения, необходимо провести линию, показывающую направление на север, из пункта начала движения (от точки В). Затем соединить объекты начала и конца движения прямой линией (от В до колодца) Полученный угол измеряем по часовой стрелке совмещением ноля транспортира с направлением на север.

Ответ: 288.

Ответ: 288|289|290|291|292

Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки В до мельницы.

Пояснение.

Для выполнения задания необходимо использовать транспортир. Определяя азимут движения, надо помнить, что азимут - это угол между направлением на север и направлением на объект движения, отсчитываемый по часовой стрелке. Изменяется азимут от 0 до 360 градусов. Чтобы определить азимут движения, необходимо провести линию, показывающую направление на север, из пункта начала движения (от точки В). Затем соединить объекты начала и конца движения прямой линией (от В до мельницы) Полученный угол измеряем по часовой стрелке совмещением ноля транспортира с направлением на север.

Ответ: 223.

Ответ: 223|224|225|226|227

Определите азимут, по которому надо идти от точки В до точки С. Ответ запишите цифрами.

Пояснение.

Для выполнения задания необходимо использовать транспортир. Определяя азимут движения, надо помнить, что азимут - это угол между направлением на север и направлением на объект движения, отсчитываемый по часовой стрелке. Изменяется азимут от 0 до 360 градусов. Чтобы определить азимут движения, необходимо провести линию, показывающую направление на север, из пункта начала движения (от В). Затем соединить объекты начала и конца движения прямой линией (от В до С) Полученный угол измеряем по часовой стрелке совмещением ноля транспортира с направлением на север.

Ответ: 178.

Ответ: 178|179|180|181|182

Определите азимут, от точки В на дом лесника.

Ответ запишите цифрами.

Пояснение.

Для выполнения задания необходимо использовать транспортир. Определяя азимут движения, надо помнить, что азимут - это угол между направлением на север и направлением на объект движения, отсчитываемый по часовой стрелке. Изменяется азимут от 0 до 360 градусов. Чтобы определить азимут движения, необходимо провести линию, показывающую направление на север, из пункта начала движения (от точки В). Затем соединить объекты начала и конца движения прямой линией (от В до дома лесника) Полученный угол измеряем по часовой стрелке совмещением ноля транспортира с направлением на север.

Ответ: 208.

Ответ: 208|209|210|211|212

Определите азимут, от точки А на дом лесника.

Ответ за­пи­ши­те цифрами.

Пояснение.

Для вы­пол­не­ния задания не­об­хо­ди­мо использовать транспортир. Опре­де­ляя азимут движения, надо помнить, что азимут - это угол между на­прав­ле­ни­ем на север и на­прав­ле­ни­ем на объ­ект движения, от­счи­ты­ва­е­мый по ча­со­вой стрелке. Из­ме­ня­ет­ся азимут от 0 до 360 градусов. Чтобы опре­де­лить азимут движения, не­об­хо­ди­мо провести линию, по­ка­зы­ва­ю­щую направление на север, из пунк­та начала дви­же­ния (от точки А). Затем со­еди­нить объекты на­ча­ла и конца дви­же­ния прямой ли­ни­ей (от точки А на дом лесника) По­лу­чен­ный угол из­ме­ря­ем по ча­со­вой стрелке сов­ме­ще­ни­ем ноля транс­пор­ти­ра с на­прав­ле­ни­ем на север.

Ответ: 179.

Ответ: 179|180|181

Определите азимут, от точки А на колодец. Ответ запишите цифрами.

Пояснение.

Для выполнения задания необходимо использовать транспортир. Определяя азимут движения, надо помнить, что азимут - это угол между направлением на север и направлением на объект движения, отсчитываемый по часовой стрелке. Изменяется азимут от 0 до 360 градусов. Чтобы определить азимут движения, необходимо провести линию, показывающую направление на север, из пункта начала движения (от точки А). Затем соединить объекты начала и конца движения прямой линией (от точки А на колодец) Полученный угол измеряем по часовой стрелке совмещением ноля транспортира с направлением на север.

Предварительный просмотр:

Мастер - класс

Ориентирование на местности. Азимут.

Разработал и провёл

учитель географии

Гимназии №4 г. Можайска

Мучкин Павел Петрович

Можайск

2012

Ориентирование на местности. Азимут

(слайд 1)

Цели урока :
1. Образовательная : создать условия для овладения знаниями о способах ориентирования на местности; учить определять азимут по компасу.
2. Развивающая : Развивать географическое мышление и способность применять имеющиеся знания в решении новых учебных задач.
3
. Воспитательная: Развивать познавательный интерес к предмету, положительную учебную мотивацию, внимательность, наблюдательность.

Оборудование урока :
компасы, демонстрационная модель компаса, линейка, транспортиры, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация

Ход урока.

Эпиграф к уроку:
Стрелка компаса на север
Показала направленье.
И по плану ты проверил
Путь дальнейшего движенья.

Сформулируйте тему урока. Определите цели, чему вы должны научиться.
- Для чего нам нужно уметь ориентироваться?
Ориентирование - это умение находить стороны горизонта.
- Для ориентирования на местности необходимо знать стороны горизонта.
-Что такое горизонт? (Часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности.)

Отгадайте загадку:
Эта линия всё время
Между небом и землёй.
Хоть весь год к ней прошагаем,
А на месте мы с тобой.

Что называют линией горизонта?
(учитель предлагает начертить схему сторон горизонта и вызывает одного учащегося к доске)
Основные стороны горизонта – север, юг, запад, восток.
Между ними – промежуточные стороны. Назовите направления промежуточных сторон.?

(слайд 2,3)

Способы ориентирования

(слайд 4,5)
-Ориентироваться можно разными способами.
-Какие способы ориентирования вам известны?

В полдень, когда Солнце в Северном полушарии находится на южной стороне небосвода, самая короткая тень от предметов падает строго на север. Если встать лицом на север, то позади будет юг, направо- восток, налево- запад.

Допустим, ты заблудился, а компаса у тебя нет. Не впадай в панику, потому что ориентироваться можно разными способами.
Ориентирование по Луне.
Ориентирование по местным приметам.
Ориентирование по звездам. (слайд 7)
Ориентирование по деревьям

Ориентирование по Солнцу .

(слайд 6)
-Летом Солнце находится на юге примерно в час дня по местному времени. Если время меньше или больше часа, то юг можно определить с помощью часов.
Положи часы со стрелками и поверни их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол, образовавшийся между часовой стрелкой и цифрой один, раздели пополам
(по летнему времени полдень – в 13 часов). Направление линии укажет примерное направление линии юг-север. Юг будет находиться в той стороне, где Солнце. В зимнее время определяют угол между часовой стрелкой и цифрой 12.

Ориентирование можно проводить с помощью специального прибора - компаса.

(слайд 8)
При ориентировании на местности нужно указать направления сторон горизонта от места, где вы находитесь. Компас даёт точное направление.

Правила работы с компасом.

(слайд 9)
1. Положите компас на горизонтальную поверхность (или ладонь).
2. Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с темным концом магнитной стрелки.
З. Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа восток, слева запад.

Задание.

(слайд 13)
Определите, в какую сторону горизонта обращены окна класса.
В каком направлении находится дверь? Ваш дом?

Учитель

После определения своего примерного местонахождения по карте (плану) с учетом времени движения тебе надо наметить направление или маршрут выхода к населенному пункту или транспортной магистрали.
На плане условно верхний край листа считают северным, нижний край – южным, правый- восточным, левый – западным.


Азимут и его определение

(слайд10,11,12)
-Чтобы точно определить направление на предмет (ориентир) определяют азимут.

Между севером и точкой
Отсчитай по солнцу градус-
Это азимут. Он точно
Курс тебе укажет сразу.

Что же такое азимут? Прочитайте определение.

Чтобы определить азимут с помощью компаса, на сориентированный компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету. Азимут отсчитываем от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.
(учитель показывает на демонстрационной модели компаса приёмы определения азимутов).

Задание.
(слайд14,15)

Нахождение азимута по плану.
1. Определить направление на север.
2.От точки стояния провести условно линию, совпадающую с направлением на север, а другую линию на предмет местности.
3.Определить с помощью транспортира значение азимута, двигаясь почасовой стрелке.

Рефлексия .

(слайд 16)
Нарисуйте фигуру, используя следующие данные(на доске):
1: 10 000масштаб: в 1 см -100м
1.Направление (Н)-СВ, расстояние(Р)=300м, Азимут(А)= ?
2.Н-ЮВ, Р=300м, А= ?
3.Н - З, Р=400м, А= ?
4.Н - Ю, Р=500м, А= ?
5.Н –В, Р=400м, А= ?
6. Н-С, Р=500, А= ?

(слайд17)

Учитель

(слайд18)

1.На какую сторону горизонта указывает синяя стрелка компаса?
2. Какая сторона горизонта находится напротив востока?
З. В какую сторону горизонта вытянуты кольца на пнях?
4. С какой стороны на деревьях растет мох?
5. С какой стороны муравьи строят муравейник?
б. В какой стороне восходит Солнце?

Итог : Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал?

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Ориентирование на местности. Азимут

Стороны горизонта (румбы) Горизонт – видимое вокруг нас пространство. Линия горизонта – граница видимого пространства, где нам кажется, что небо «сходится» с землей.

Ориентирование по местным признакам

Ориентирование с помощью часов и солнца

Ориентирование по звездам

КОМПАС - прибор, указывающий направление географического или магнитного меридиана; служит для ориентирования относительно сторон горизонта. Изобретен в Китае 2000 лет назад. Различают магнитный, механический (гирокомпас), радиокомпас (направление на радиомаяк). Используется в навигации, геодезии, военном деле. Прибор для ориентирования

Ориентирование компаса

Азимут Азимут – угол между направлением на север и на какой-нибудь предмет. Определяется по часовой стрелке от 0° до 360°.

Определение азимута

Лучшими картографами прошлого были голландцы, поэтому румбы часто называются по-голландски: север - норд (nord), юг - зюйд (zuiden), восток - ост (ost), запад - вест (west).

Определите: 1. В каком направлении от вас находятся: школьная доска, дверь, среднее окно, учитель. Определите азимуты этих направлений. 2. Ваш дом находится: I вариант - на северо-востоке от школы; II вариант - на юго-западе от школы. По какому азимуту вы идете в школу и возвраща-етесь из школы? Составьте схематический рисунок с указанием направления на север. С дом школа

Пройти от растущего на поляне дуба 400 м по азимуту 100 ° , а затем 600 м по азимуту 180 ° и 200 м по азимуту 120 ° .

С в 1 см - 100 м 400м А=100 600м А=180 200м А=120 о о о

Задание: Нарисуйте фигуру, используя следующие данные: масштаб 1:10000 1.Направление(Н) – СВ Расстояние (Р) – 300м Азимут(А) – 45 2.Н – ЮВ, Р- 300м 3.Н – З, Р – 400м 4.Н – Ю, Р – 500м 5.Н – В, Р – 400м 6.Н – С, Р – 500м

ИТОГ УРОКА 1.На какую сторону горизонта указывает синяя стрелка компаса? 2. Какая сторона горизонта находится напротив востока? З. В какую сторону горизонта вытянуты кольца на пнях? 4. С какой стороны на деревьях растет мох? 5. С какой стороны муравьи строят муравейник? б. В какой стороне восходит Солнце? Итог: Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? Где вам может пригодиться изученный материал