Болезни Военный билет Призыв

Технические изобретения древнего вавилона. Для всех и обо всем

В реальность существования древнего Вавилона ученые поверили с трудом и далеко не сразу. Свидетельства и мнения античных ученых и философов, таких, как Геродот или Страбон, не воспринимались всерьез еще в пятидесятых годах девятнадцатого века, поскольку было принято считать, что они, подобно детям, очень уж любят преувеличивать.

Действительно, согласно утверждениям Геродота, окружность стены, опоясывающей Вавилон, равнялась почти девяноста километрам! И хотя такие античные философы, как Диодор или Страбон были значительно менее “щедрыми” (они писали о том, что вавилонские стены имеют длину только 70 километров), не верили и им. Ведь даже столица Великобритании, Лондон, с ее двухмиллионным населением в середине девятнадцатого века имела окружность меньше 40 километров!



Стены древнего Вавилона

Если история и бывает справедлива, то далеко не всегда,. Потому что “стены вавилонские” не числятся (да и не числились никогда) по ведомству “семи чудес света”. А, собственно, почему? Ведь эти стены - одна из величайших загадок древнего мира.

Мы уже упоминали, что “стены вавилонские” имели длину около 70 километров. Ну хорошо, а что можно сказать об их высоте и толщине? Судите сами: по самым скромным оценкам высота “стен вавилонских” составляла не менее 22 метров!

Почти такую же высоту имеет 9-этажный дом современной постройки! Под стать высоте стен была и их толщина. В начале двадцатого столетия археолог Роберт Кольдвей, который всерьез взялся за раскопки древнего Вавилона, смог оценить этот параметр.

Реконструкция их дала следующий результат: первый пояс стен имел толщину семь метров, второй - около восьми метров, и, наконец, третий - три с половиной метра. Кроме того, через каждые 45 метров возвышались могучие башни, имевшие основания размером 9?9 метров. Трудно сейчас сказать, какой они были высоты… Но ведь не ниже стен?
Вот тут-то и начинаются загадки и тайны… В самом деле, а сколько же понадобилось кирпича на строительство сооружения, общий объем которого определяется в 12 миллионов кубометров?

Было установлено, что первый ряд стен был построен из необожженного кирпича, которого для этой грандиозной цели потребовалось, как полагают, немногим более миллиарда штук! Но второй и третий ряды стен, для возведения которых использовался обожженный кирпич, потребовали уже 2,5 миллиарда кирпичей! Этот факт в настоящий момент установлен точно.

В связи с этим возникает следующий вопрос- где брали древние вавилоняне необходимое для обжига такого количества кирпичей количество дров?

Неужто в безлесном Междуречье?.. Исследователи полагают, что возведение “стен вавилонских” было бы совершенно нереальным делом без участия жреческой коллегии Вавилона. Она ведь не зря считалась старейшей среди Посвященных Востока!..

Может быть, они использовали для обжига кирпичей некие устройства, в основу действия которых были положены аналоги солнечных концентраторов?..

Но реально ли это?

Сейчас уже официально признано, что двояковыпуклые линзы из стекла были известны в Месопотамии не позднее восьмого века до нашей эры! С их помощью добывали огонь, собирая солнечные лучи в одной точке. Известно также, что уже в пятом столетии до нашей эры в Элладе применялись медные зеркала, изготовленные в виде параболоида. Подобные устройства и по сей день являются одним из наиболее эффективных концентраторов солнечной энергии.
Примем во внимание и тот факт, что в 1973 году группа греческих физиков под руководством Ионнаса Саккаса провела своего рода “следственный эксперимент”. 70 человек вышли в ясный день на берег моря, держа по отполированному медному щиту размером 1?1,5 метра. Они одновременно направили солнечные зайчики от щитов на макет древнеримского корабля. Через несколько секунд тот вспыхнул!

Таким образом, для жрецов Вавилона проблема обжига кирпичей без сжигания умопомрачительного количества дров, которых к тому же и взять-то было неоткуда, вряд ли являлась неразрешимой задачей. Жрецы древнего Вавилона справлялись с проблемами и более трудными. Обжигу подвергались не только кирпичи. Как оказалось, вся колоссальная площадь внешней поверхности вавилонских стен была покрыта… глазурированными плитками голубого и зеленого оттенков, содержащими изображения львов и удивительных драконов, которые вот уже несколько десятков лет вызывают споры у археологов и историков!

Конечно, нельзя отрицать, что мог быть применен и какой-то иной, совершенно неведомый нам способ обжига! В любом случае, на сегодня эта тайна осталась нераскрытой. Упоминаний на этот счет нет в клинописном наследии древних.

Небесные светила интересовали людей с незапамятных времён. Ещё до революционных открытий Галилея и Коперника астрономы предпринимали неоднократные попытки выяснить закономерности и законы движения планет и звёзд и использовали для этого специальные инструменты.

Инструментарий древних астрономов был настолько сложен, что современным учёным потребовались годы, чтобы разобраться в их устройстве.

Хотя странные углубления на поле Уоррен обнаружили с воздуха еще в 1976 году, только в 2004 году было определено, что это древний лунный календарь. Как полагают ученые, найденному календарю порядка 10 000 лет.

Он выглядит как 12 углублений, расположенных по дуге в 54 метра. Каждая лунка синхронизирована с лунным месяцем в календаре, причем с поправкой на лунную фазу.

Удивительно также то, что календарь в Уоррен Филд, который был построен за 6000 лет до Стоунхенджа, ориентирован на точку солнечного восхода в день зимнего солнцестояния.

Сохранилось очень мало сведений о Абу Махмуд Хамид ибн аль-Хидр Аль-Худжанди, кроме того, что он был математиком и астрономом, который жил на территории современных Афганистана, Туркменистана и Узбекистана. Также известно, что он создал один из крупнейших астрономических инструментов в 9-10 веках.

Его секстант был сделан в виде фрески, расположенной на 60-градусной дуге между двумя внутренними стенами здания. Эта огромная 43-метровая дуга была поделена на градусы. Мало того, каждый градус был с ювелирной точностью разделен на 360 частей, что сделало фреску потрясающе точным солнечным календарем.

Над дугой Аль-Худжанди располагался куполообразный потолок с отверстием посередине, сквозь которое солнечные лучи падали на древний секстант.

В Европе на рубеже 14-го века учеными и врачами использовалась довольно странная разновидность астрономических инструментов – вольвеллы. Они выглядели, как несколько круглых листов пергамента с дыркой в центре, наложенные друг на друга.

Это позволяло перемещать круги, чтобы рассчитать все необходимые данные — от фаз Луны до положения Солнца в Зодиаке. Архаичный гаджет помимо своей основной функции также являлся символом статуса – только самые богатые люди могли обзавестись вольвеллой.

Также средневековые врачи верили, что каждая часть человеческого тела управляется своим созвездием. К примеру, за голову отвечал Овен, а за гениталии – Скорпион. Поэтому для диагностировки врачи использовали вольвеллы, чтобы рассчитать текущее положение Луны и Солнца.

К сожалению, вольвеллы были довольно хрупкими, поэтому сохранились лишь очень немногие из этих древних астрономических инструментов.

Сегодня солнечные часы служат разве что для украшения садовых лужаек. Но когда-то они были необходимы для отслеживания времени и движения Солнца по небу. Одни из старейших солнечных часов были найдены в Долине царей в Египте.

Они датируются 1550 — 1070 годами до н.э. и представляют собой круглый кусок известняка с нарисованным на нем полукругом (разделенным на 12 секторов) и отверстием в середине, в который вставлялся стержень, отбрасывающий тень.

Вскоре после обнаружения египетских солнечных часов, подобные были найдены в Украине. Они были захоронены с человеком, который умер 3200 — 3300 лет назад. Благодаря украинским часам ученые узнали, что цивилизация Зрубна обладала знаниями геометрии и умела высчитывать широту и долготу

Названный по имени немецкого города, где он был обнаружен в 1999 году, «небесный диск из Небры» является старейшим изображением космоса, когда-либо найденным человеком. Диск был захоронен рядом с долотом, двумя топорами, двумя мечами, и двумя кольчужными наручами около 3600 лет назад.

На бронзовом диске, покрытом слоем патины, были золотые вставки, изображающие Солнце, Луну и звезды из созвездий Орион, Андромеда и Кассиопея. Никто не знает, кто сделал диск, но расположение звезд говорит о том, что создатели были расположены на той же широте, что и Небра

Древняя астрономическая обсерватория Чанкильо в Перу является настолько сложной, что ее истинное предназначение было обнаружено только в 2007 году с помощью компьютерной программы, предназначенной для выравнивания панелей солнечных батарей.

13 башен комплекса выстроены по прямой линии протяженностью 300 метров вдоль холма. Изначально ученые думали, что Чанкильо — фортификационные сооружения, но для форта это было невероятно плохое место, поскольку в нем не было ни оборонительных преимуществ, ни проточной воды, ни источников пропитания.

Но потом археологи поняли, что одна из башен смотрит на точку восхода солнца при летнем солнцестоянии, а другая – на точку восхода солнца при зимнем солнцестоянии. Построенные около 2300 лет назад башни являются старейшей солнечной обсерваторией в Америке. По этому древнему календарю до сих пор можно определить день года с максимум двухдневной погрешностью.

К сожалению, огромный солнечный календарь из Чанкильо — это единственный след цивилизации строителей этого комплекса, которые предшествовали инкам более чем на 1000 лет

Звездный атлас Гигина, также известный как «Poetica Astronomica» был одним из первых сочинений с изображениями созвездий. Хотя авторство атласа спорно, он иногда приписывается Гаю Юлию Гигину (римскому писателю, 64 г. до н.э. — 17 г. н.э.). Другие утверждают, что работа имеет сходство с трудами Птолемея.

В любом случае, когда Poetica Astronomica была переиздана в 1482 году, она стала первым печатным произведением, в котором были показаны созвездия, а также мифы, связные с ними.

В то время как другие атласы предоставляли более конкретную математическую информацию, которая могла быть использована для навигации, Poetica Astronomica представляла собой более причудливую, литературную интерпретацию звезд и их историю.

Небесный глобус появился еще тогда, когда астрономы считали, что звезды перемещаются по небу вокруг Земли. Небесные глобусы, которые были созданы, чтобы отобразить эту небесную сферу, начали создавать еще древние греки, а первый глобус в форме, аналогичной современным глобусам, был создан немецким ученым Йоханнесом Шёнером.

На данный момент сохранились только два небесных глобуса Шёнера, которые являются настоящими произведениями искусства, изображающими созвездия в ночном небе. Старейший сохранившийся пример небесного глобуса датируется около 370 г. до н.э.

Армиллярная сфера — астрономический инструмент, в котором несколько колец окружают центральную точку — была далеким родственником небесного глобуса.

Существовали два разных типа сфер — наблюдательная и демонстрационная. Первым из ученых, кто использовал подобные сферы, был Птолемей.

С помощью этого инструмента можно было определить экваториальные или эклиптические координаты небесных тел. Наряду с астролябией, армиллярная сфера использовалась моряками для навигации на протяжении многих веков.

Обсерватория Эль-Караколь в Чичен-Ице была построена между 415 и 455 г. н.э. Обсерватория была очень необычной — в то время как большинство астрономических инструментов были настроены на наблюдение за движением звезд или Солнца, Эль-Караколь (в переводе «улитка») была построена для наблюдения за движением Венеры.

Для майя Венера была священна – буквально все в их религии основывалось на культе этой планеты. Эль-Караколь помимо того, что был обсерваторией, также являлась храмом бога Кетцалькоатля.

Попробуйте представить себя в роли древнего наблюдателя Вселенной, полностью лишенного каких-либо инструментов. Много ли в таком случае можно увидеть на небе?

Днем обратит на себя внимание движение Солнца, его восход, подъем до максимальной высоты и медленное нисхождение к горизонту. Если такие наблюдения повторять ото дня ко дню, можно легко заметить, что точки восхода и захода, а также наибольшая угловая высота Солнца над горизонтом непрерывно меняются. При длительных наблюдениях во всех этих переменах можно подметить годовой цикл - основу календарного летосчисления.

Ночью небо гораздо богаче и объектами и событиями. Глаз легко различит узоры созвездий, неодинаковые яркость и окраску звезд, постепенное в течение года изменение вида звездного неба. Особое внимание привлечет Луна с ее изменчивостью внешней формы, сероватыми постоянными пятнами на поверхности и очень сложным движением на фоне звезд. Менее заметны, но, несомненно, привлекательны планеты - эти блуждающие немерцающие яркие «звезды», порой описывающие на фоне звезд загадочные петли.

Спокойная, привычная картина ночного неба может быть нарушена вспышкой «новой» яркой незнакомой звезды, появлением хвостатой кометы или яркого болида, или, наконец, «падением звезд». Все эти события, несомненно, возбуждали интерес древних наблюдателей, но о действительных их причинах они не имели ни малейшего представления. На первых порах предстояло решить более простую задачу - подметить цикличность в небесных явлениях и по этим небесным циклам создать первые календари.

По-видимому, первыми это сделали египетские жрецы, когда примерно за 6000 лет до наших дней они подметили, что предутреннее появление Сириуса в лучах зари совпадает с разливом Нила. Для этого не нужны были какие-либо астрономические инструменты - требовалась лишь большая наблюдательность. Зато и ошибка в оценке продолжительности года была велика - первый египетский солнечный календарь содержал в году 360 суток.


Рис. 1. Простейший гномон.

Нужды практики заставляли древних астрономов совершенствовать календарь, уточнять продолжительность года. Предстояло разобраться и в сложном движении Луны - без этого счет времени по Луне был бы невозможен. Надо было уточнить особенности движения планет и составить первые звездные каталоги. Все перечисленные задачи предполагают угловые измерения на небе, числовые характеристики того, что до сих пор описывалось лишь словами. Так возникла нужда в угломерных астрономических инструментах.

Самый древний из них гномон (рис. 1). В простейшем варианте он представляет собой вертикальный стержень, отбрасывающий тень на горизонтальную плоскость. Зная длину гномона L и измерив длину I отбрасываемой им тени, можно найти угловую высоту h Солнца над горизонтом по современной формуле:


Древние использовали гномоны для измерения полуденной высоты Солнца в различные дни года, а главное в дни солнцестояний, когда эта высота достигает экстремальных значений. Пусть полуденная высота Солнца в день летнего солнцестояния равна Н, а в день зимнего солнцестояния h. Тогда угол? между небесным экватором и эклиптикой равен


а наклон плоскости небесного экватора к горизонту, равный 90°-?, где? - широта места наблюдения, вычисляется по формуле


С другой стороны, внимательно следя за длиной полуденной тени, можно достаточно точно подметить, когда она становится самой длинной или самой короткой, то есть иначе говоря, зафиксировать дни солнцестояний, а значит, и продолжительность года. Отсюда легко вычислить и даты солнцестояний.

Таким образом, несмотря на простоту, гномон позволяет измерять очень важные в астрономии величины. Эти измерения будут тем точнее, чем крупнее гномон и чем, следовательно, длиннее (при прочих равных условиях) отбрасываемая им тень. Так как конец тени, отбрасываемой гномоном, не бывает резко очерчен (из-за полутени), то на некоторых древних гномонах сверху укрепляли вертикальную пластинку с маленьким круглым отверстием. Солнечные лучи, пройдя сквозь это отверстие, создавали четкий солнечный блик на горизонтальной плоскости, от которого измеряли расстояние до основания гномона.

Еще за тысячу лет до нашей эры в Египте был построен гномон в виде обелиска высотой в 117 римских футов. В царствование императора Августа гномон перевезли в Рим, установили на Марсовом поле и определяли с его помощью момент полдня. На Пекинской обсерватории в XIII веке н. э. был установлен гномон высотой 13 м, а знаменитый узбекский астроном Улугбек (XV век) пользовался гномоном, по некоторым сведениям, высотой 55 м. Самый же высокий гномон работал в XV веке на куполе Флорентийского собора. Вместе со зданием собора его высота достигала 90 м.

К числу древнейших угломерных инструментов принадлежит также астрономический посох (рис. 2).


Рис. 2. Астрономический посох (слева вверху) и трикветр (справа). Слева внизу чертеж, поясняющий принцип действия астрономического посоха.

Вдоль градуированной линейки АВ перемещалась подвижная рейка CD, на концах которой иногда укрепляли небольшие стержни - визиры. В некоторых случаях визир с отверстием был и на том конце линейки АВ, к которому наблюдатель прикладывал свой глаз (точка А). По положению подвижной рейки относительно глаза наблюдателя можно было судить о высоте светила над горизонтом, или об угле между направлениями на две звезды.

Древние греческие астрономы пользовались так называемым трикветром, состоящим из трех соединенных вместе линеек (рис. 2). К вертикальной неподвижной линейке АВ на шарнирах прикреплены линейки ВС и АС. На первой из них укреплены два визира или диоптра m и п. Наблюдатель направляет линейку ВС на звезду так, чтобы звезда одновременно была видна сквозь оба диоптра. Затем, удерживая линейку ВС в этом положении, к ней прикладывают линейку АС таким образом, чтобы расстояния ВА и ВС были равны между собой. Это было легко сделать, так как на всех трех линейках, составляющий трикветр, имелись деления одинаковой шкалы. Измерив по этой шкале длину хорды АС, наблюдатель затем по специальным таблицам находил угол ABC, то есть зенитное расстояние звезды.


Рис. 3. Древний квадрант.

И астрономический посох и трикветр не могли обеспечить высокую точность измерений, и потому им нередко предпочитали квадранты - угломерные инструменты, достигшие к концу средневековья высокой степени совершенства. В простейшем варианте (рис. 3) квадрант представляет собой плоскую доску в форме четверти градуированного круга. Около центра с этого круга вращается подвижная линейка с двумя диоптрами (иногда линейку заменяли трубкой). Если плоскость квадранта вертикальна, то по положению трубы или визирной линейки, направленных на светило, легко измерить высоту светила над горизонтом. В тех случаях, когда вместо четверти круга использовали его шестую часть, инструмент назывался секстантом, а если восьмую часть - октантом. Как и в других случаях, чем крупнее был квадрант или секстант, чем точнее была его градуировка и установка в вертикальной плоскости, тем более точные измерения с ним можно было выполнять. Для обеспечения устойчивости и прочности крупные квадранты укрепляли на вертикальных стенах. Такие стенные квадранты еще в XVIII веке считались лучшими угломерными инструментами.

К тому же типу инструментов, что и квадрант, относится астролябия или астрономическое кольцо (рис. 4). Разделенный на градусы металлический круг подвешивается к какой-нибудь опоре за кольцо А. В центре астролябии укреплена алидада - вращающаяся линейка с двумя диоптрами. По положению алидады, направленной на светило, легко отсчитывается его угловая высота.


Рис. 4. Древняя (справа) и самодельная астролябия.

Часто древним астрономам приходилось измерять не высоты светил, а углы между направлениями на два светила, например, на планету и какую-нибудь из звезд). Для этой цели весьма удобен был универсальный квадрант (рис. 5а). Этот инструмент был снабжен двумя трубками - диоптрами, из которых одна (АС ) неподвижно скреплялась с дугой квадранта, а вторая (ВС) вращалась вокруг его центра. Главная же особенность универсального квадранта - его штатив, с помощью которого квадрант можно было фиксировать в любом положении. При измерениях углового расстояния от звезды до планеты неподвижный диоптр направлялся на звезду, а подвижный - на планету. Отсчет по шкале квадранта давал искомый угол.

Широкое распространение в древней астрономии получили армиллярные сферы, или армиллы (рис. 56). По существу, это были модели небесной сферы с ее важнейшими точками и кругами - полюсами и осью мира, меридианом, горизонтом, небесным экватором и эклиптикой. Нередко армиллы дополнялись малыми кругами - небесными параллелями и другими деталями. Почти все круги были градуированы и сама сфера могла вращаться вокруг оси мира. В ряде случаев делался подвижным и меридиан - наклон оси мира можно было менять в соответствии с географической широтой места.


Рис. 5а. Универсальный квадрант.

Из всех древних астрономических инструментов армиллы оказались самыми живучими. Эти модели небесной сферы и сейчас можно купить в магазинах наглядных пособий, и они используются на учебных занятиях по астрономии для решения различных задач. Так же применяли небольшие армиллы и древние астрономы. Что же касается крупных армилл, то они были приспособлены для угловых измерений на небе.

Армилла прежде всего жестко ориентировалась так, чтобы ее горизонт лежал в горизонтальной плоскости, а меридиан - в плоскости небесного меридиана. При наблюдениях с армиллярной сферой глаз наблюдателя совмещали с ее центром. На оси мира укрепляли подвижной круг склонения с диоптрами и в те моменты, когда сквозь эти диоптры была видна звезда, отсчитывали по делениям кругов армиллы координаты звезды - ее часовой угол и склонение. При некоторых дополнительных устройствах с помощью армилл удавалось измерять непосредственно и прямые восхождения звезд.


Рис. 56. Армиллярная сфера.

На любой современной обсерватории есть точные часы. Были часы и на древних обсерваториях, но они и по принципу действия и по точности сильно отличались от современных. Самые древние из часов - солнечные. Их употребляли еще за много веков до нашей эры.

Простейшие из солнечных часов - экваториальные (рис. 6, а). Они состоят из стержня, направленного к Полярной звезде (точнее, к северному полюсу мира), и перпендикулярного к нему циферблата, разделенного на часы и минуты. Тень от стержня выполняет роль стрелки, причем шкала на циферблате равномерная, то есть все часовые (и, конечно, минутные) деления равны между собой. У экваториальных солнечных часов есть существенный недостаток - они показывают время лишь в период с 21 марта до 23 сентября, то есть когда Солнце находится над небесным экватором. Можно, конечно, сделать двусторонний циферблат и укрепить еще один нижний стержень, но от этого экваториальные часы вряд ли станут более удобными.


Рис. 6. Экваториальные (слева) и горизонтальные солнечные часы.

Более употребительны горизонтальные солнечные часы (рис. 6, 6). Роль стержня в них обычно выполняет треугольная пластинка, верхняя сторона которой направлена на северный полюс мира. Тень от этой пластинки падает на горизонтальный циферблат, часовые деления которого на этот раз не равны между собою (равны лишь попарно часовые деления, симметричные относительно полуденной линии). Для каждой широты оцифровка циферблата таких часов различна. Иногда вместо горизонтального употребляли вертикальный циферблат (настенные солнечные часы) или циферблаты особой сложной формы.

Самые крупные солнечные часы были построены в начале XVIII века в Дели. Тень от треугольной стены, вершина которой имеет высоту 18 м, падает на оцифрованные мраморные дуги с радиусом около 6 м. Эти часы исправно действуют до сих пор и показывают время с точностью до одной минуты.

Все солнечные часы обладают очень большим недостатком - в пасмурную погоду и по ночам они не работают. Поэтому наряду с солнечными часами древние астрономы употребляли также песочные часы и водяные часы, или клепсидры. И в тех и в других время, по существу, измеряется равномерным движением песка или воды. Небольшие песочные часы встречаются до сих пор, клепсидры же постепенно вышли из употребления еще в XVII веке после того как были изобретены высокоточные механические маятниковые часы.

Как же внешне выглядели древние обсерватории?

<<< Назад
Вперед >>>

1. Начало и организация астрономической деятельности. Переход к оседлой жизни земледельцев и формирование египетского народа датируется 4 тыс. до н. э. Разделение неба на 36 созвездий (видимо, экваториально-эклиптических) уже существовало к эпохе Среднего Царства (ок. 2050-1700). От периода Нового Царства (1580-1070) сохранились некоторые их изображения для северного полушария (рис. 3).

Первым стимулом интереса к небесным явлениям стало, видимо, сельское хозяйство, целиком зависевшее от своевременного использования разливов Нила. Хотя они не имели строго периодического характера, их сезонность, связь с полуденной высотой Солнца была подмечена давно. Это и привело к поклонению Солнцу как главному богу Ра. (Любопытно, что еще раньше египтяне поклонялись некоему священному камню «бен-бен». Не исключено, что поклонение камням могло быть вызвано наблюдением их падений с неба, что должно было нередко сопровождаться громовыми раскатами, эффектным явлением хвостатого огненного шара - болида и т. д.)

Утвердившаяся на тысячелетия власть обожествлявшихся фараонов рано сделала астрономию в Египте (как и в Вавилоне) государственной придворной службой с прикладными целями не только хозяйственными, но и социально-политическими. Астрономией занимались жрецы и специальные чиновники, ведшие запись астрономических явлений.


2. Календарь. Разливы Нила происходят в начале лета. В 3 тыс. до н. э. это совпадало с первым, после периода невидимости, гелиакическим восходом ярчайшей звезды неба - Сириуса (по древнеегипетски - Сотис). Так, в Египте появился уникальный местный солнечный календарь - «сотический». Год в нем был солнечным, но не тропическим, а сидерическим, составляя промежуток между двумя соседними гелиактическими восходами Сириуса. Он был введен в начале третьего, а быть может, еще в четвертом тысячелетии до н. э. .

В повседневной жизни употреблялся целочисленный «гражданский» календарь. Год принимался в 365 дней и делился на 12 (30-дневных) месяцев, а в конце добавлялось 5 дней как «дни рождения основных богов». Месяц делился на три декады. Попытка согласовать гражданский календарь с сотическим не удалась, и он остался удобным для расчета исторических событий календарем без вставок с непрерывным счетом дней. Употреблялся в Египте и лунный календарь, который путем введения цикла типа метонова согласовывался с условным, гражданским календарем.

Египтяне ввели деление суток на 24 часа задолго до вавилонян. Это было связано с изобретением в Древнем Египте (намного раньше, чем в Индии) десятичной системы счета (но еще без позиционного обозначения). Сначала было введено разделение на 10 частей светлой части суток и по одному часу добавлялось на утренние и вечерние сумерки. Позднее на 12 частей разделили и всю темную часть суток. Длина ночных и дневных часов изменялась по сезонам, и лишь с конца IV в. до н. э. в эллинистическую эпоху ввели единые «равноденственные» часы.

Тогда же вместо старого деления на 36 (10-градусных) участков (деканы) области неба, более близкой к экватору, был принят вавилонский «Зодиак» - деканы объединили по три в 12 созвездий, а весь круг Зодиака приблизили к эклиптике.

О сложном взаимовлиянии вавилонской и древнеегипетской астрономии может свидетельствовать развитие астрологии. Уже в египетском папирусе XIII-XII вв. до н. э. имеются предсказания по астрономическим знакам счастливых и несчастливых дней. Сильно развившаяся на вавилонской почве астрология новой волной проникает в Египет эллинистический. По числу подвижных светил в Египте вводится семидневная неделя, и теперь уже каждый день получает в покровители планету, Солнце или Луну.

3. Инструменты, наблюдательная и математическая астрономия. Астрономические инструменты - солнечные и водяные часы, угломерные инструменты для наблюдений звезд в кульминациях употреблялись и в древнеегипетской астрономии. Но здесь, например, водяные часы появились на два века позднее, чем в Вавилоне (где их употребляли с XVIII в. до н. э.).

Чрезвычайно различные мнения до сих пор существуют об уровне развития науки в древнем, доэллинистическом Египте. По мнению одних, астрономические знания египтян были невысоки, так как примитивным был применявшийся в астрономии математический аппарат. Египтяне не знали тригонометрии и: едва владели действиями с дробями. Как утверждал Нейгебауэр, в более древние времена математика в Египте хотя и развивалась, но в полном отрыве от астрономии. Лишь в эллинистическую эпоху произошел некоторый подъем математической сферической астрономии и стали развиваться необходимые для нее геометрические методы. Напротив, известный советский историк науки И.Н. Веселовский считал, что в 3-2 тыс. до н. э. астрономия египтян по уровню была выше вавилонской. По Нейгебауэру, эти занятия астрономией на более высоком уровне могла проводить лишь узкая группа людей, и они не были египтянами.

Появившиеся в XIX в. представления о том, что в формах и пропорциях пирамид, в ориентации и наклоне коридоров в них (например, в знаменитой пирамиде Хеопса), помимо явной, но довольно грубой ориентации по странам света, скрыты точные математические и астрономические соотношения (число я, направление на Полярную звезду и т. д.), в наши дни подвергаются критике (ведь и сама «полярная» была иной - α Дракона!). Вместе с тем вряд ли греки называли себя «учениками египетских астрономов» лишь ввиду таинственности иероглифических астрономических текстов египетских жрецов-астрономов. Ведь многие греческие натурфилософы-астрономы доэллинистической эпохи общались с египетскими астрономами непосредственно.

Сведения о египетской астрономии неполны и оценки противоречивы. Так, современные историки утверждают, что египтяне не вели регулярных наблюдений, например не фиксировали затмений Солнца. Но еще Диоген Лаэртский (греческий писатель II - начала III в.) сообщал об упоминании египтянами 373 солнечных и 332 лунных затмений (!), якобы происшедших до эпохи Александра Македонского за период в...48 863 года . Конечно, подобное сообщение не вызывает никакого доверия. Но не нашло в нем отражение (если вспомнить, что «сарос» - слово древнегреческое) наличие гораздо большего интереса к затмениям у египтян, чем это известно по сохранившимся документам?

4. Представления о Вселенной и «египетская» система мира. Древнейший египетский космогонический миф производил Солнце из цветка лотоса, а тот из первичного водяного хаоса (это перекликается с космогоническими мифами Древней Индии, см. ниже). С 4 тыс. до н. э. у египтян уже существовал религиозно-мифологическая «картина мира» с астрономической основой. Совершенно иной уровень представлений о Вселенной отражен в так называемой «египетской» системе мира. Ее впервые описал в IV в. до н. э. современник Аристотеля Гераклид Понтийский, непосредственно общавшийся с египетскими жрецами. Согласно этой модели мира Земля является центром Вселенной, вокруг которого обращаются все светила. Но Меркурий и Венера при этом обращаются еще и вокруг Солнца.

Если эта система действительно была заимствована греками от египтян (а ее приводили в числе четырех главных систем мира именно как «египетскую»), то это означало бы, что древние египтяне должны были наблюдать и планеты. В мировоззренческом аспекте это была первая компромиссная система - попытка увязать «очевидное» центральное положение Земли с подмеченными особенностями движений Венеры и Меркурия, «сопровождающих» Солнце. Во всяком случае нет сомнения, что именно эта система послужила истоком математических образов эпицикла и деферента, использованных спустя сто лет Аполлонием Пергским как метод описания неравномерных движений через равномерные круговые, что сыграло столь большую роль во всем последующем развитии астрономии.


Наследием, доставшимся более поздней астрономии от древних египтян, стал прежде всего 365-дневный гражданский календарь без вставок. Как удобная система непрерывного счета дней он использовался европейскими астрономами вплоть до XVI в. (не следует его путать, однако, с непрерывным счетом дней «юлианского периода», введенным в 1583 г. Ж. Скалигером, см. ниже). В нашу жизнь вошли также египетские 24-часовые сутки, 30-дневные месяцы с делением на три декады. Семидневная неделя и планетные названия дней ее, возможно, также пришли в Европу из Египта (через греков), но они были характерны и для других регионов Древнего Мира ввиду своей очевидной планетно-лунной основы.